Узбекистан когда появился на земле
Перейти к содержимому

Узбекистан когда появился на земле

  • автор:

История Узбекистана

История Узбекистана

Групповой тур в Узбекистан в 2024-2025

Государство с древнейших времен до наших дней:
краткие сведения об истории Узбекистана

Узбекистан расположен в самом сердце Средней Азии, между её крупными реками Амударьёй и Сырдарьёй. История народов, исконно проживающих на этой территории, насчитывает не одно тысячелетие. Эта земля стала Родиной цивилизации, которая по праву может называться одной из древнейших на Востоке.

История Узбекистана – это история отдельных личностей и великих народов, кровопролитных завоеваний и масштабных восстаний, это история возникновения красивейших городов Средней Азии, это история людей, которые всем сердцем любили свою Родину.

История Узбекистана

История Узбекистана

История Узбекистана

Веками на территории Междуречья жили люди, возводились прекраснейшие города: Самарканд, Бухара, Хива и др. Их разоряли воинственные племена, но они, благодаря усилиям людей, вновь восставали из пепла ещё краше и грандиознее. Эта земля была местом переплетения дорог Великого Шёлкового Пути, соединяя Азию и Европу. Здесь, на многочисленных рынках и базарах работали ремесленники, создавая прекраснейшие произведения искусства, которые по многочисленным дорогам Великого Шёлкового Пути достигали самых отдалённых уголков Европы и Азии.

Богата история Узбекистана, уходящая своими корнями вглубь тысячелетий. Это, как свидетельствуют археологи, — одно из древнейших мест обитания человека. Доподлинно известно, что территория была заселена задолго до нашей эры, еще в раннем палеолите, как показывают находки, которые представлены найденными жилищами в горах Байсун-Тау и орудиями труда в Самарканде. В позднем палеолите здесь обитали неандертальцы; их захоронение, обнаруженное в гроте Тешик-Таш, относится к мустьерской культуре. В частности было обнаружено погребение ребенка 8-9 лет, что даёт основания говорить о самом древнейшем ритуале погребения человека на территории Средней Азии. Тело ребёнка было положено в яму, обложенную вокруг костями горного козла. Находки на месте раскопок позволяют сказать, что человек в то время добывал пропитание охотой и собирательством. Примитивные орудия труда изготавливались из камня, хотя также были найдены орудия из дерева и кости, что позволяет утверждать о первых попытках древних людей совладать с новым материалом.

История Узбекистана

История Узбекистана

Буддийское наследие Узбекистана

С развитием человечества начинают появляться наскальные изображения сцен из жизни людей: охота, сражения и исполнение ритуалов. Исследуя петроглифы Узбекистана различных исторических периодов можно «прочитать» историю человечества: одомашнивание животных, первые религиозные представления, появление оружия и многое другое — все это запечатлено нашими предками на камнях.

15-12 тыс. лет назад начался переход к мезолиту. Характерными памятниками являются первобытная стоянка в Самарканде, верхние слои почвы Мачайской пещеры Байсунского района, наскальные изображения в Шибадском районе и прочее. Для обработки каменных орудий труда в этот период человек начинает применять «метод отжимной техники».

Развитой неолит характеризуется переходом к низшей ступени варварства, о чём свидетельствуют стоянка на западной окраине Кызыл-кума у берегов реки Амударья, стоянка по Узгуну в северной части Каракумов, пещерные убежища Сурхандарьинской области и отдельные находки в Ташкентской, Ферганской, Самаркандской и Сурхандарьинской областей. Развивается примитивный гончарный промысел, горно-пастушечье скотоводство и ткачество.

Бронзовая эпоха в истории Узбекистана охватывает III-е тысячелетие — ранние века I-го тысячелетия до н.э. Это эпоха преобразований, возникновения первых государственных образований на территории Междуречья: Древняя Бактрия и Большой Хорезм. Это время возникновения первой религии в Средней Азии – зороастризма и первой могущественной империи Ахеменидов.

История

  • Древнейшие государства
  • Раннее средневековье
  • Средневековье
  • Новейшая история

История Узбекистана: древнейшие государства

История Узбекистана

В VI веке до н. э земледельческие оазисы на юге Средней Азии были завоеваны царем Киром, основателем персидской державы Ахеменидов. На протяжении двухсот лет весь юг Средней Азии входил в состав Ахеменидской империи, причем вся её территория была разделена на сатрапии. Три из центрально-азиатских сатрапий — Бактрия, Согд, Хорезм были первыми древнейшими государствами, которые полностью или частично находились на территории современного Узбекистана. Свободолюбивые народы Средней Азии не могли жить под гнётом персов. Часто происходили выступления против завоевателей. Во второй половине IV века до н.э. Хорезм в результате постоянной борьбы обрел независимость. Вслед за хорезмийцами независимость обрели саки. Многочисленные восстания ослабили персов, но конец ахеменидскому владычеству был положен с приходом армии Александра Македонского.

Эпоха эллинизма

История Узбекистана

Крушение персидской державы произошло в IV в. до н.э., когда великий греческий полководец Александр Македонский одержал победу над персами в битве при Гавгамеллах. В 329 до н.э. Александр утвердил свою власть в Согдиане.

В 323 г. до н.э. после смерти Александра Согд вошел в состав государства Селевкидов, которое основал греческий полководец Селевк. В 250 до н.э сатрап Селевкидов Диодот отделил Греко-Бактрийское царство, столицей которого стал город Бактры. В древнейшее государство также входила Маргиана и Согдиана. После Диодота правил Евтидем, затем Деметрий, при котором часть территории Индии была присоединена к Греко-Бактрийскому государству. Культура и экономика в государстве достигли высокого уровня, развивались ремесла, земледелие, торговля, городостроительство, чеканились монеты. Древнейшее государство было централизованным, как и Селевкидское государство, сохранились сатрапии. В это время развивается международная торговля, связи с различными государствами мира, чему способствовало строительство дороги от Селевкии на Тигре до Бактрии. Бактрия находилась на торговом пути Китай – Индия (через нее проходило южное ответвление Великого Шелкового пути).

Кушанское царство

История Узбекистана

Однако, несмотря на бурное развитие, Греко-Бактрийское царство раздирали междоусобицы и в итоге — оно распалось. Произошло это в середине II в. до н.э. Согд ждала новая веха развития в составе нового государства – Кушанского. Оно было основано кочевым племенем кушан (юэчжей), которое сумело подчинить себе и ранее отделившийся Хорезм. В результате Кушанская империя стала одной из самых величественных в своей эпохе. Она включала в себя Центральную Азию, часть современного Афганистана и Северную Индию. Кушанский правитель — Канишка I — принял буддизм. По всей территории древнейшего государства строятся буддистские храмы. Города Центральной Азии превратились в развитые центры ремесла и торговли. Это время наивысшего расцвета края, его экономики, культуры и искусства. Но самым важным достижение той эпохи стало появление нового сухопутного торгового пути, названного впоследствии Великим Шелковым Путем. Путь протянулся от Китая до западных стран через огромную территорию. Центральная Азия, а именно территория центрального Узбекистана и Ферганской долины, стала важным звеном этой магистрали. Кушанское царство существовало с I в. до н.э. до начала IV век нашей эры. Оно было уничтожено кочевниками эфталитами.

Парфия

История Узбекистана

Одно из самых могущественных древнейших государств на территории Центральной Азии – Парфия, отделилось от Селевкидского государства в 250 году до н.э. Парфия располагалась к югу, юго-востоку от Каспийского моря, на территории современного Туркменистана и части северного Ирана. В период своего расцвета парфяне подчинили себе территории, простиравшиеся от Малой Азии до Индии. Первым правителем Парфии был Андроген, но вскоре его заменил Аркшак I – основатель династии Аркшакидов. Наивысшего расцвета Парфянское государство достигло при Митридаде I около 170-138 гг. до н.э., который отнял у Селевкидов восточные сатрапии — Персию, большую часть Месопотамии и Армению и завоевал часть Греко-Бактрийского государства до Гиндукуша. Он первым принял титул «царя царей», чем объявил себя преемником Ахеменидов. Столицей Парфянского государства стал город Ниса. Развалины этого города находятся недалеко от Ашхабада. Город делился на две части: Старая Ниса – царский заповедник, городище Новая Ниса – остатки древнего парфянского города.

Могущество Парфии было столь велико, что в I веке до н.э. произошло столкновения интересов Парфии и Рима. В борьбе с Римом парфяне одержали многочисленные победы над знаменитыми римскими полководцами, такими как Марк Лициний Красс и Антоний. Но к началу I века н.э. начинается упадок Парфии. Раздираемое междоусобными конфликтами и давлением со стороны Рима, Парфянское государство прекратило существование в 226 году н.э.

Кангюй

История Узбекистана

Упоминания о древнейшем государстве Кангюй существуют ещё в Авесте, где оно носит название Кангха. С III века до н.э. Кангюй существует как самостоятельное государство, но наивысшего расцвета оно достигло в I – II веках н.э. Территория Кангюя включала в себя при сырдарьинские степи, а так же области по нижнему и среднему течению реки Сырдарья. На юге Кангюй граничил с Кушанским царством, а на северо-востоке с Китайской империей.

Через Кангюй проходил Великий Шёлковый Путь, что благотворно сказывалось на экономике государства, а стратегически важное местоположение государства обеспечивало влияние Кангюя на политическую ситуацию в регионе.

Большинство сведений о Кангюе мы получаем из китайских источников, в частности, из исторических записок «Ши Цзы» Сима Цзяня. Он пишет о том, что Кангюй был конфедеративным государством с развитой экономикой и системой управления. Основное население Кангюя составляли кочевые племена, но часть населения южных территорий государства была осёдло-земледельческая. Упадок древнего государства приходится на IV век н.э., когда начинается новое движение племён и вторжение номадов в осёдло-земледельческие районы Средней Азии.

История

  • Древнейшие государства
  • Раннее средневековье
  • Средневековье
  • Новейшая история

История Узбекистана

Узбекистан имеет богатую историю, уходящую своими корнями в глубь тысячелетий. Плодородные земли, хорошие водные источники, обилие тепла способствовали развитию земледелия. Огромные территории пустынь и степей, располагаясь рядом с земледельческими районами, служили пастбищами для скота. По мере своего развития обитатели этих регионов устанавливали разносторонние связи с соседями. На базе триединства факторов — географического, хозяйственного и общественного — в среднеазиатском Двуречье происходило формирование древних государств — Согдианы, Бактрии, Хорезма и других. Во второй половине первого тысячелетия до н.э. государства, располагавшиеся на территории нынешнего Узбекистана были завоеваны ахеменидскими царями и вошли в состав их огромной империи в качестве восточных владений (сатрапий). А в 329-327 гг. до н.э. эти земли завоевал Александр Македонский. Затем на развалинах македонской державы стали вырисовываться контуры новых государственных объединений. Бактрия и Согдиана вошли в состав государства Селевкидов. Позже они входили в Греко-Бактрийское царство и Кушанскую империю. В VI веке н.э. среднеазиатское Двуречье было включено в Тюркский каганат, объединивший различные племена Алтая, Семиречья и Средней Азии. Периоды хозяйственно-культурного подъема сменялись эпохами глубокого упадка из-за многочисленных нашествий с разных сторон. Однако процесс развития неуклонно продолжался. И во многом этому способствовал Великий шелковый путь, который соединил два края мира — Рим и Китай. В VII — начале VIII века на территорию этого края вторглись арабы. Последовавший за этим период правления Саманидов в истории края отмечен расцветом городов, превратившихся в крупные центры международной торговли и культуры. Затем его захватили и стали править здесь династии Газневидов, Караханидов, Cельджуков. Надо отметить, что процесс образования народностей на территории нынешнего Узбекистана ученые относят еще к началу первого тысячелетия до н.э. Он был длительным. Однако термин «узбек» входит в обиход- на стыке XV-XVI веков – время правления Шейбани- хан. Одним из главных оплотов государственности в этом регионе стал Амир Темур. Во второй половине XIV века он, воспользовавшись распадом владений наследников Чингисхана в Средней Азии, объединил их и создал могущественное государство со столицей в Самарканде. В 1380 году Амир Темур провёл военные походы в другие страны. В результате были покорены Иран, Кавказ, Ирак, Сирия, Турция, Северная Индия. Взлет развития науки, архитектуры, градостроительства, литературы, изобразительных и прикладных искусств во времена правления Темура и его наследников являют собой уникальный феномен мирового масштаба. К слову, границы государства, которым правил его прославленный внук Улугбек, почти полностью совпадают с границами современного Узбекистана. Улугбек вошел в мировую историю не только как политический деятель, но и как выдающийся ученый, организатор и покровитель науки и искусств. После некоторого спада в период завоевания края Шейбани-ханом, здесь затем вновь в рост пошло развитие цивилизаций и культур. Появились Бухарское, Кокандское, Хивинское ханства. Не иссякла сила и воля людей, их многовековые традиции высокой и духовной культуры.

Конечно, не могла и соседняя Россия оставить без внимания этот важный в геополитическом смысле регион, который имел для нее также и большой экономический интерес. В первую очередь, Россию интересовала продукция сельского хозяйства, хлопок, кожи. По-прежнему славились отличающиеся удивительным качеством и тонкостью исполнения изделия ремесленников. В конце 40 — начале 50-х годов XIX века начался постепенный захват территорий края императорской Россией. В 1867 году было создано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте. Еще одной страницей в истории Узбекистана стал период, который последовал после Октябрьской революции в России в 1917 году. Советская власть была провозглашена в Туркестанском крае начале 1918 годов. В 1924 году в результате национально-государственного размежевания была образована Узбекская Советская Социалистическая Республика, которая вошла в состав СССР. 31 августа 1991 года на внеочередной сессии Верховного Совета республики была провозглашена государственная независимость Узбекистана.

После обретения независимости духовное возрождение в республике стало осуществляться на путях возврата к духовным истокам, освоения ценностей мировой цивилизации и разработки собственной идеологии, основанной на идее национальной независимости. Активные усилия предприняло руководство суверенного Узбекистана по восстановлению ислама и других конфессий. Одновременно, принимая во внимание, что Узбекистан — полиэтническое государство, правительство республики особое значение придало обеспечению условий и возможностей для свободного развития всех наций и народностей. В духовном возрождении многонационального населения Узбекистана приоритетное место заняли национальные культурные центры, число которых достигло ныне более 180. Обретение независимости создало благоприятные условия для определения собственного пути экономического развития, основанного на следующих принципах: деилогизация экономики; государство как главный реформатор в переходной период; социальная ориентированность экономической политики; эволюционное, поэтапное становление рыночных отношений. С обретением независимости Узбекистан получил возможность самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность. Ныне Узбекистан стал членом Организации экономического сотрудничества, Европейского банка реконструкции и развития, экономической ассоциации стран Черного моря, Международного валютного фонда, Международной организации труда и других авторитетных организаций. Таким образом, будучи к моменту провозглашения государственного суверенитета страной с самыми неблагоприятными стартовыми условиями и ощутимыми социальными противоречиями, Узбекистан превратился ныне в одно из передовых государств СНГ, в авторитетного члена мирового сообщества. За прошедшие годы независимости республики приобрела качественно новый политический и социально-экономический облик. Узбекистан отличается от многих постсоветских государств твердой общественно-политической стабильностью, поступательным социально-экономическим ростом, динамичным продвижением по пути обновления и прогресса.

Амир Тимур Сахибкиран

Share:

История Узбекистана

Во II тысячелетии до н.э. на территории Средней Азии появились индо-иранские племена, пришедшие сюда с юго-запада. Позднее эти племена осели на территории Хорезма (к югу от Аральского моря и вдоль р.Амударьи) и Согда, или Согдианы (в бассейне Зеравшана и его окрестностях). После походов Александра Македонского в 4 в. до н.э. на юге современной территории Узбекистана установилось греческое влияние. Примерно к тому же времени относится интенсивное развитие торговли. Через центральный Узбекистан и Ферганскую долину проходил один из трех главных караванных маршрутов Великого Шелкового пути.

Распространение ислама; тюрки и вторжение монголов. С конца 7 в. арабы совершали набеги на Согдиану, а в 8 в. началось планомерное завоевание Средней Азии арабами. К 10 в. вся территория Мавераннахра (области между Сырдырьей и Амударьей) стала исламской. В Согдиане утвердилась персидская династия Саманидов, а дельта Амударьи осталась под властью Хорезма. В 10 в. тюркские племена Мавераннахра объединились, а их правители, принявшие ислам, образовали династию Караханидов. В конце 10 в. Саманидское государство было завоевано Караханидами. В конце 12 в. усилился Хорезм, который подчинил себе большую часть территории Средней Азии. К этому времени в основном завершился процесс формирования тюркоязычной узбекской народности. В начале 13 в. на территорию Средней Азии вторглись монгольские войска Чингис-хана. Города были брошены жителями, и разоренный народ вернулся к кочевому образу жизни.

Тимуриды и период ханств. В конце 14 в. власть над Средней Азией перешла в руки вождя одного из тюркских племен Тимура, прозванного «хромым» (Тимур-ленг, в европейском произношении Тамерлан). Его владения со столицей в Самарканде простирались от Китая до Ближнего Востока. Тимур разгромил монголо-татарскую Золотую Орду, покровительствовал мусульманской религии и искусству; за время его правления были возведены многие из прославленных архитектурных ансамблей Средней Азии. После смерти Тимура (1405) между его наследниками, Тимуридами, начались раздоры из-за власти, сопровождавшиеся народными волнениями; все это подорвало могущество Мавераннахра. После смерти внука Тимура, ученого и просветителя Улугбека, на территорию Мавераннахра из обширных северных степей вторглись кочевые тюркские племена, известные под общим названием узбеков. Эти племена ассимилировались с местным оседлым населением, передав ему свое название. К 1510 их вождь, Шейбани-хан, подчинил себе почти всю страну, изгнав Тимуридов. В 16 в. на этой территории образовалось два больших ханства. Более крупное из них, со столицей в Бухаре, контролировало центральную, южную и восточную части территории современного Узбекистана. Другое, Хивинское ханство со столицей в Хорезме, занимало дельту Амударьи и примыкающие районы. Позднее, уже в 18 в., образовалось третье ханство, политическим центром которого был г.Коканд (Ферганская долина). Период между 16 и 19 вв. был отмечен упадком, что объясняется междоусобными распрями между ханствами, набегами кочевников и сокращением торговли по Шелковому пути.

Узбекистан под властью России. В течение 17-19 вв. русские постепенно распространили свое влияние на степные области к северу и востоку от Сырдырьи, а в 1860-е годы вторглись в пределы Мавераннахра. К началу 1870-х годов Кокандское ханство было присоединено к России и вошло в состав Туркестанского генерал-губернаторства с центром в Ташкенте. Бухарское и Хивинское ханства признали вассальную зависимость от России. На первых порах российская администрация не вмешивалась в культурную и религиозную жизнь. Однако развитие промышленности потребовало изменений в экономике района; центральное место в сельском хозяйстве заняло разведение хлопчатника, в ущерб посевам других культур и скотоводству.

В конце 19 в. группа среднеазиатских интеллигентов – «джадиды», начала поиски способов преодоления экономической и социальной отсталости узбекского народа. Рост национального самосознания населения под руководством джадидов приводил к массовым выступлениям и восстаниям. В ответ на это царское правительство ужесточило политический контроль в регионе и стало активно вмешиваться в местные обычаи и культуру. Во время Первой мировой войны русская армия несла тяжелые потери на фронтах, и летом 1916 правительство России издало указ о мобилизации мусульман в армию на тыловые работы. Этот указ вызвал массовое восстание в Средней Азии. В ходе восстания и при его подавлении погибли многие тысячи жителей. Центром революционных событий 1917 в Туркестане был Ташкент, резиденция колониальной администрации. Временное правительство, пришедшее на смену самодержавию в феврале 1917, не проявило желания допустить к участию в политической жизни страны мусульман Туркестана. Большевики обещали положить конец национальному угнетению.
Советский период. В ноябре 1917 мусульманские религиозные руководители собрали чрезвычайный съезд в Коканде, где объявили об автономии южной части Средней Азии. Однако в феврале 1918 «Кокандская автономия» была разгромлена превосходящими силами Красной Армии, посланными из Ташкента. Жестокое подавление Коканда вызвало ответное движение басмачей, которые сражались против большевиков в различных районах Средней Азии. В апреле 1918 генерал-губернаторство Туркестана было преобразовано в Туркестанскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (АССР). С помощью Красной Армии была свергнута прежняя власть в Бухаре и Хиве, а Бухарская и Хорезмская республики вошли в состав Туркестанской АССР. В октябре 1924 были введены новые «национальные» административные единицы, одной из которых стала Узбекская ССР. С 1924 по 1929 в состав УзССР на правах автономной республики входил Таджикистан. Столицей Узбекистана первоначально был Самарканд, но в 1930 столица была перенесена в Ташкент.

Принятие первого пятилетнего плана в 1928 стало началом широкого наступления на традиционный хозяйственный уклад и культуру Узбекистана. Коллективизация, которой предшествовало проведение земельно-водных реформ, приняла массовый характер в конце 1929; к весне 1932 три четверти земельных наделов в Узбекистане был обобществлены и включены в колхозы. Узбекская письменность была переведена с арабской на славянскую графическую основу; за этим последовала кампания по преодолению неграмотности. Образование Узбекистана сопровождалось организацией республиканской коммунистической партии и правительственного аппарата. Первым председателем узбекского правительства (Совета народных комиссаров) стал Файзулла Ходжаев, бывший джадид из Бухары. Первым секретарем компартии Узбекистана был назначен в 1924 В.И.Иванов. Однако в 1927 он был заменен Акмалем Икрамовым. Ходжаев и Икрамов сохраняли свои посты до 1937. В конце 1920-х — начале 1930-х годов количество членов компартии в республике быстро увеличивалось, с одновременным увеличением доли узбеков среди членов партии. К 1934 64% членов КПУз составляли узбеки.

Однако партийные ряды сильно поредели в результате сталинских репрессий. Жертвами партийных чисток пали многие члены узбекской партийно-хозяйственной элиты, особенно те, кто, подобно Икрамову и Ходжаеву, были когда-то тесно связаны с джадидами. Икрамов и Ходжаев были приговорены к смерти на последнем из проходивших в Москве показательных процессов и расстреляны в марте 1938. Наиболее значительной фигурой в послевоенном Узбекистане стал Шараф Рашидов, находившийся на посту первого секретаря КПУз 24 года (с 1959 по 1983).

Формирование новой политики ориентированной на национальные интересы Узбекистана возникает с приходом к руководству республики Ислама Каримова. Каримов стал проводить более популярную среди населения политику в сфере религиозной, культурной и экономической жизни, социального обеспечения и защиты интересов Узбекистана.
31 августа на внеочередной VI сессии Верховного Совета была провозглашена политическая независимость. Страна получила наименование — Республика Узбекистан. 1 сентября был объявлен Днем независимости — национальным праздником.
На заседании Генеральной Ассамблеи ООН 2 марта 1992 Республика Узбекистан была принята в ООН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *