Сколько зрителей вмещает большой театр
Перейти к содержимому

Сколько зрителей вмещает большой театр

  • автор:

«За 150 тысяч обещают всё». Балерина рассказала, почему у Большого театра дикие очереди за билетами на «Щелкунчик» и работе перекупщиков

В ночь с 3 на 4 ноября на Театральной площади, у здания Большого театра в Москве, выстроилась огромная толпа желающих получить браслеты для покупки билетов. Некоторые из них занимали очередь с самого утра. Столпотворение у касс Большого театра продолжилось и на следующий день. Причем многие покупают билеты на новогоднего «Щелкунчика» далеко не первый раз, и в очереди можно встретить не только москвичей, едут со всей страны. Но повезет не всем. Историческая сцена вмещает более 1700 зрителей. В новогодние праздники дают 22 спектакля «Щелкунчик». Получается, что его увидят около 40 тысяч человек. Но желающих в разы больше.

Наши коллеги из MSK1.RU спросили у балерины, предпринимательницы и автора Telegram-канала о балете Алины Панфиловой, которая активно следит за ажиотажем на билеты в Большой, что происходит. Хореограф рассказала, из-за чего за «Щелкунчиком» в главный театр страны образуются огромные очереди, почему билеты продают за десятки тысяч на сайтах объявлений и как работают перекупщики.

Показать паспорт и свидетельство о браке

Пробки к кассам из желающих купить «Щелкунчика» образуются каждый год. Именно в новогодние дни есть традиция у российских театралов ходить именно на этот спектакль, окунаться в его сказочную атмосферу, потому что он является символом Рождества и Нового года. И так не только в Москве и России. В Вене, например, на Рождество все ломятся в Венскую оперу на «Летучую мышь» и новогодний концерт — и билеты по цене переваливают за тысячу евро. В Большом театре в этот раз из-за сумасшедшего спроса и обилия мошенников решили пересмотреть систему предварительной продажи билетов на легендарную постановку. Теперь перед тем как купить билет, нужно получить специальный браслет: их выдают первым 400 пришедшим после полуночи.

Затем наутро нужно вернуться в кассы и купить там не более одного билета на руки. Если показать свидетельство о рождении или браке, можно взять еще один билет на своего взрослого родственника или неограниченное количество на несовершеннолетних детей. Афишу предпродаж опубликовали заранее и предупредили, что билетов ограниченное число. Лучше от этого не стало никому.

Списки против живой очереди

Судя по толпам у Большого, идея с браслетами не помогла избавиться от очередей. Теперь люди выстраиваются в две не очень упорядоченные шеренги: одна — за браслетами, другая — за билетами.

— Чтобы получить браслет, по которому можно пройти и купить билет в кассе, надо занять очередь. Эта очередь живая: кто раньше приехал, того и первое место. Браслетов в день выдается всего лишь 400, но, как выяснилось, на эту очередь велась незаконная запись в «некие тетради», которыми занимались, как они себя называли, волонтеры, — автор Telegram-канала о балете Алина Панфилова.

На кассах в театре висит объявление о том, что никаких предварительных списков его сотрудники не ведут. Однако люди продолжают собираться в группы по чатам и организовывать виртуальные очереди заранее.

— Есть несколько групп, которые, начиная с 18 октября, то есть почти за три недели до старта продаж, начали вести списки, — объяснила Панфилова. — Были случаи, что за то, чтобы попасть в тетрадку, просили 1500 рублей. Мол, заплатите и точно получите браслет. Чеков я не видела, но такое происходит постоянно.

Все эти люди, уверенные в том, что уже заняли заранее свое место, согласно списку, приезжают к Большому и обнаруживают там еще до открытия продаж огромную живую очередь.

— Живая очередь приезжает к семи утра, а выдача браслета только в 12 ночи. Следом приезжает чуть позже очередь, которая была по номерам в тетрадках, — сказала Панфилова. — По итогу случается давка, потому что открываются ограждения и службы ЧОПа начинают одевать людям браслеты на руки. И те, кто был записан по предварительным запискам в тетрадях, начинают давить тех, кто не был никуда записан, чтобы хоть какой-то браслет себе на руку ухватить.

На месте давки в минувшие выходные дежурила полиция и даже уводила таких «тетрадочников». Но, по словам нашей собеседницы, под горячую руку силовиков попадали и просто желающие устранить беспорядки на месте.

— Как выяснилось, полиция забирала не тех «волонтеров», которые вели эту «тетрадочную» деятельность, а тех, кто хотел в день вот этого великого стояния на месте организовать список, чтобы люди просто могли отойти, — рассказала балерина. — Невозможно же так весь день стоять: людям и поесть надо, и отойти примитивно в туалет. В итоге там была инициатором пожилая женщина, которая когда увидела, что уже там человек 200 стоят, она предложила всем записаться и просто отойти ненадолго, кому куда нужно.

Схемы перекупщиков и цены

Увидев толпу у касс, желающие попасть на «Щелкунчика» ринулись в интернет, туда же отправились перекупщики и мошенники. Официальные онлайн-продажи открылись в 20:00 на сайте Большого театра, там билеты можно купить тоже только после регистрации и подтверждения личности. Но из-за плохой работы сайта страницу приходилось периодически перезагружать, и сайт через раз выдавал ошибки.

— Тогда я посмотрела, что происходит на сайтах объявлений. А там спокойно продавались даже не билеты, а места в очередь. Допустим, Илья предлагает за 45 тысяч стоять за вас всю ночь у Большого. Когда его место приближается к кассе, вы подъезжаете и на вас надевают браслет, — привела пример артистка балета.

Также рассказала Алина от тех, кто переклеивает браслеты уже после вручения.

— Наутро он каким-то специальным методом этот браслет со своей руки отклеивает и надевает на руку владельца, — объяснила она. — Такая услуга стоила от 20 до 50 тысяч. Прибавляем к этому стоимость билета и получаем уже 50–60 тысяч.

Есть еще и варианты для совсем прихотливых: за 150 тысяч рублей обещают сделать за вас всё: и в очереди простоят, и билеты купят, и привезут.

— Я лично связывала с некоей Еленой. Она отказалась общаться внутри сервиса и первым же сообщением потребовала телефонный номер, чтобы позвонить и всё рассказать, — рассказала Панфилова. — Когда я отказала, она сказала, что я, видимо, журналист и не подхожу для ее билета.

Среди объявлений нашелся мужчина, который прозрачно рассказал, что оформляет билет в кассе на данные покупателя. Правда, как это возможно с паспортной системой, не имея связей внутри театра, неясно.

— Он рассказал обо всём довольно спокойно, — отметила Панфилова. — Только каким образом его допускают в кассу — это большой вопрос, потому что, например, если человек хочет купить два билета, он не может это оформить на другого.

Спонсорские билеты и пригласительные

Когда информация о перекупщиках появилась в СМИ, сайты объявлений начали блокировать публикации о продаже билетов на «Щелкунчика». После этого торговцы ушли в Telegram.

— Буквально несколько дней назад было предложение в одном театральном канале с билетами на балет на любые даты. Расценки такие: партер — 52 тысячи, второй ярус — 30 тысяч и так далее. Это уже не 100 тысяч, как у перекупов.

Также там можно заметить вариант с пригласительными. Их театр выдает только артистам, по ним выступающие могут позвать в зал кого-то из своих знакомых. Их стоимость самая низкая — 13 тысяч рублей.

Как рассказывает балерина, большая часть билетов на «Щелкунчика» не продается. Их оставляют для спонсоров: крупных банков и госкомпаний. Не все из них оказываются востребованы: часть неведомым образом оказывается в руках торговцев, другую отправляют на сайт для «горячей» продажи. Их можно поймать за день или два до спектакля, когда с мест слетает бронь.

В воскресенье, 5 ноября, в 20:00 на сайте Большого театра должна была начаться онлайн-продажа билетов на новогодний балет «Щелкунчик». Однако приобрести их удалось далеко не всем: читатели MSK1.RU сообщили, что сайт театра работал с перебоями.

MSK1.RU также писал, что с популярного сайта объявлений удалили все предложения о продаже билетов на балет «Щелкунчик» в Большом театре. Причем перекупщики продавали не только билеты, но и браслеты, которые раздавали в кассах.

специальный корреспондент MSK1.RU
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Любовь Никитина

Редакция «Чита.Ру»

Юлия Долгополова
Рекомендуем

«Тыгыдыкают» по ночам мимо мумий. Как живут кошки в главном музее Владивостока
Земфира* выпустила новую песню по случаю особой даты
«Всё смешалось»: мать участницы «Дома-2» из Уфы Либерж Кпадону — о ее внезапной смерти
Ему 53, ей 29: «нанаец» Владимир Политов впервые показал молодую жену и сына

«Вынесла его в пакете от «Пятёрочки»». В Москве парень выбросил своего кота из окна с этажа — его не успели спасти

Пгс, песок, щебень, гравий

Забстройремонт. Ремонт квартир под ключ. Гарантия.

Любовь Никитина

Редакция «Чита.Ру»

Юлия Долгополова
Рекомендуем

«Тыгыдыкают» по ночам мимо мумий. Как живут кошки в главном музее Владивостока
Земфира* выпустила новую песню по случаю особой даты
«Всё смешалось»: мать участницы «Дома-2» из Уфы Либерж Кпадону — о ее внезапной смерти
Ему 53, ей 29: «нанаец» Владимир Политов впервые показал молодую жену и сына

«Вынесла его в пакете от «Пятёрочки»». В Москве парень выбросил своего кота из окна с этажа — его не успели спасти

Пгс, песок, щебень, гравий

Забстройремонт. Ремонт квартир под ключ. Гарантия.

  • Подписаться на новости
  • Сообщить новость
  • Рубрики
  • Реклама на сайте
  • О компании
  • Наши награды
  • Наши вакансии
  • Техподдержка
  • Предвыборная агитация
  • Все города сети

Подписаться на новости Сообщить новость

  • Реклама на сайте
  • О компании
  • Наши награды
  • Наши вакансии
  • Техподдержка
  • Предвыборная агитация

Мобильное приложение
Мы в соцсетях
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов

Сетевое издание «Чита.РУ» (18+)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: ЭЛ № ФС 77 – 83657 от 26.07.2022 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ»
Главный редактор: Шайтанова Екатерина Александровна
Адрес редакции: 672000, Россия, Чита, ул. Балябина, д. 13, 6 этаж, офис 608, телефон 8 (3022) 40-08-24
Электронный адрес редакции: chita@sholding.ru
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: juristnsk@sholding.ru
Техподдержка: help@sholding.ru, 8 (800) 200-03-83 (доб.3)
Редакционные материалы, опубликованные на сайте до 26.07.2022, подготовлены Информационным агентством Чита.Ру (Зарегистрировано Роскомнадзором — Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА №ФС 77-71394 от 17 октября 2017 года)

РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Связаться с отделом продаж: 8 (30-22) 40-08-90, reklamachita@sholding.ru
Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Партнёрский проект», «Открытая трибуна», «Выборы-2019», «Выборы-2020» и «Выборы-2021» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Веб-портал распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке на стороне пользователя не требуются

Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования

Информация о возрастных ограничениях в отношении информационной продукции, подлежащая распространению на основании норм Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Некоторые материалы настоящего раздела могут содержать информацию, запрещенную для детей.

Сколько зрителей вмещает большой театр

Театральная площадь, 1

Историческое здание Большого театра обрело свой нынешний облик после масштабной реконструкции, осуществленной в 2005-11 годах.

Она преследовала несколько целей. Необходимо было отреставрировать здание, износ которого к моменту ее начала составлял по разным оценкам от пятидесяти до семидесяти процентов; расширить закулисное пространство, обеспечив труппу, численность которой очень выросла с годами, необходимыми репетиционными помещениями и гримуборными; установить самое современное технологическое оборудование в сценической части и новых пространствах театра, при этом не только сохранив исторический облик здания как памятника архитектуры, но и восстановив по возможности те его черты, что были утрачены в советское время.

Непременным условием предусмотренной проектом научной реставрации была полная аутентичность использовавшихся материалов: тканей, красок, позолоты и т.д. Все они изготавливались по старинным технологиям. Рисунки на стенах и плафонах, скульптуры и лепнина воссозданы в мельчайших деталях. Для этого были тщательно изучены все документы, касающиеся облика здания, использовавшихся в XIX веке строительных и отделочных материалов.

Зрительный зал после реконструкции.

Фото Дамира Юсупова

2 июля Историческое здание было закрыто на реконструкцию

В ходе реставрации фасад Большого был выкрашен краской золотисто-песочного оттенка. Правильность выбора тона подтвердили сделанные реставраторами зондажи стен. За двести лет сильно пострадали от попадания грунтовых вод сделанные из известняка колонны, утратившие свой первоначальный оттенок слоновой кости, который был им возвращен благодаря специальной методике обессоливания камня.

80000 КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ

Общая площадь здания в результате реконструкции увеличилась практически вдвое – от 40 тысяч до 80 тысяч квадратных метров за счет появления подземных пространств, в том числе нового концертного зала и служебных помещений.

В ниши главного фасада вернулись фигуры муз, разрушенные при бомбежке в 1941 году. Уже на следующий год статуи были воссозданы из гипса, однако внешне они сильно отличались от оригинальных. Чтобы воссоздать облик муз, наиболее приближенный к статуям эпохи Кавоса, была проведена скрупулезная исследовательская работа. Завершающим штрихом, без которого было бы нарушено впечатление целостности общей картины обновленного фасада, стала замена герба на фронтоне. Устаревший советский герб был наконец демонтирован и заменен в соответствии с решением геральдического совета при президенте РФ на имперский, с двуглавым орлом.

Квадрига Аполлона

Реставрация скульптуры работы Петра Клодта, украшающей фронтон, была сопряжена с особенными трудностями. Из-за риска повредить покрывающий всю поверхность тонкий слой меди, было решено ее не снимать и проводить реставрационные работы прямо наверху на специально выстроенных помостах. Скульптура была покрыта специальным составом для защиты от воздействия внешней среды, поверх которого была нанесена оливково-зеленая краска, имитирующая тон подернутой патиной бронзы. Статуе Аполлона были возвращены пряжка на поясе, фиговый листок и венок, который бог-покровитель искусств ранее держал в своей руке.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Павла Рычкова.

Фронтон и квадрига.

Фото Дамира Юсупова.

Скульптура Эрато – музы лирической поэзии.

Фото Дамира Юсупова.

Детали фасада.

Фото Дамира Юсупова.

Скульптура Эрато.

Фото Дамира Юсупова.

Колоннада и фонарь.

Фото Дамира Юсупова.

Фойе и зрительный зал

Главное фойе, в советские времена известное как «Белое», стало предметом особой гордости работавших на проекте реставраторов и практически вернуло себе тот облик, что был хорошо известен фланировавшим здесь зрителям XIX столетия.

Перед началом восстановительных работ состояние его было самым плачевным: стены были покрыты трещинами, местами даже отслаивалась штукатурка. Украшавшая фойе настенная живопись имела массу повреждений. Многие элементы подлинного декора XIX века сохранились, но многие – весьма существенные, например, алебастровые вазы на балюстраде – отсутствовали. Силами реставраторов все красоты Главного фойе были восстановлены, в том числе и детали отделки с императорской символикой.

В ходе работ изменилось общее цветовое решение: преобладающим цветом стал пастельно-розовый, как это и было в середине XIX века. Возвращенные на место встроенные зеркала создают в зале ощущение дополнительного пространства и света, как задумывал в свое время еще сам Альберт Кавос. Ранее бывшее Белое фойе освещалось одной люстрой и настенными бра, теперь его освещают три большие хрустальные люстры.

Главное фойе после реконструкции.

Фото Дамира Юсупова.

Императорские фойе

Круглый зал (Малое императорское фойе) получил своё название благодаря потолку, представляющему собой самый настоящий потолок ротонды. Особенность этого зала – акустика. Самый тихий звук, раздавшийся здесь, будет многократно усилен резонансом от стен и пола.

В Большом императорском фойе, в 1920 году получившем название «Бетховенский зал» в честь 150-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена, в советскую эпоху проводились концерты. В конце XIX века, к коронации Николая II, стены фойе были обтянуты атласной тканью «фирменного» для Большого театра цвета «раскаленного чугуна» и дополнительно украшены шелковыми панно с вышивкой цветной шерстью в стиле Людовика XV. С годами ткань ветшала – ее небрежно реставрировали и подвергали вредной для красок химической чистке. А та вышивка, что представляла собой имперскую символику, была просто-напросто вырезана ножницами, и на ее место были нашиты цветные заплаты.

К началу работ приблизительно сорок процентов оригинальных тканей было утрачено. Уцелевшая часть обивки стен была вручную очищена специальными инструментами, а остальные фрагменты сотканы заново в единственной мастерской в России, где по музейным образцам VIII–XIX веков изготавливаются уникальные узорные шелковые ткани. Стенам зала был также возвращен их изначальный позолоченный лепной декор, в том числе вензеля Николая II и кессоны с розетками.

Экспозиционный и Хоровой залы

Как выяснилось в ходе исследования, рисунки на стенах были выполнены еще в конце 50-х годов XX века. Изначальную роспись искали под более поздними слоями краски, сопоставляя с описанием ее в архивных документах. В результате, она была полностью восстановлена. Как и роспись тимпана на стене между Экспозиционным и Хоровым залами. В этих залах теперь проводятся выставки экспонатов из фондов музея Большого театра.

Главное фойе.

Фото Дамира Юсупова.

Круглый зал.

Фото Дамира Юсупова.

Люстра и лепной потолок Большого Императорского фойе.

Фото Дамира Юсупова.

Большое Императорское фойе.

Фото Дамира Юсупова.

Большое Императорское фойе.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Экспозиционный зал.

Фото Дамира Юсупова.

Хоровой зал.

Фото Дамира Юсупова.

Хоровой зал.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Зрительный зал

Реставраторы приложили все силы к тому, чтобы зал выглядел максимально впечатляюще, не став при этом перегруженным богатым убранством. Театральные залы, построенные Альбертом Кавосом, отличались превосходной акустикой. Не стал исключением и зрительный зал Большого театра. По замыслу архитектора, зал представлял собой своего рода «скрипку», в которой полы, стенные панели и потолок работают, как деревянные деки инструмента, для проведения звука. Поэтому для отделки использовалась только резонансная ель – специальный материал, улучшающий качество и проведение звука. Даже потолок вместо обычного для того времени железа был сделан из дерева, чтобы избежать излишнего резонанса от металла.

4,5 КИЛОГРАММОВ

Для того чтобы обновить золоченое убранство зрительного зала, потребовалось 4,5 килограммов золота: 2812 книжек сусального золота 960-й пробы.

Но в 2005 году остались только воспоминания об этом былом благополучии. Во время ремонтных работ, проводившихся в 1960-70-х годах, пол был покрыт бетоном, а деревянные панели стен – заменены фанерой. Зал был заново отделан акустическими панелями из резонансной ели. Ткани, использованные для обивки мебели и стен, также имеют специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала. Так была восстановлена легендарная акустика Большого театра.

Раздвижной занавес (так называемый «золотой») с надписью «Россия» создан по эскизам Федора Федоровского, переработанным Сергеем Бархиным. Перед мастерами была поставлена задача соткать гобелен с золотой нитью на подкладке из штофа с несколькими слоями для лучшего звукопоглощения. Ткань имитирует натуральный шелк, но при этом является современным негорючим материалом. Каждая нить соединяется с металлической фольгой, имеющей золотое покрытие. Это создает эффект объема изображения и придает ткани торжественный вид. Арлекин – неопускаемый занавес над сценой – изготовлен по эскизу Федора Федоровского начала 1950-х, переработанному в соответствии с требованиями времени. Место герба СССР заняла лира – символ чистого искусства и старинная эмблема императорских театров. На смену древкам флагов пришли трубы, которые, подразумевается, исполняют триумфальную мелодию «Славься!» Михаила Глинки, нотный текст которой также воспроизведен на арлекине.

Вид из центральной ложи на зал и сцену.

Фото Дамира Юсупова.

24 ТЫСЯЧИ ЭЛЕМЕНТОВ

Знаменитая люстра зрительного зала состоит из 24 тысяч элементов, больше половины которых пришлось изготовить заново в соответствии с оригинальными эскизами.

Ткани, которыми декорированы интерьеры зрительской части, воссозданы по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века в научно-производственной мастерской «Старинные ткани» Новоспасского монастыря. В день из ткацкого станка выходило не более шести сантиметров ткани, так что от начало до окончания ткацких работ прошло целых пять лет. Центральная ложа (бывшая Царская), как и остальной зал, отделана в красно-золотых тонах. Красные бархатные портьеры дополнены золотистой бахромой с крупными кистями оригинальной формы, каждая из кистей была собрана вручную из более чем ста точеных деталей, обтянутых шелком, сутажом и тесьмой.

Как и на фасаде театра, в зрительном зале, вся советская символика уступила место гербам разных исторических эпох. Над Центральной ложей расположен государственный герб Российской империи образца 1856 года. Над ложей Спецзоны (бывшей «зоны» царской семьи) восстановлен герб Романовых. Над директорской ложей (бывшей ложей министра Императорского двора) теперь размещается герб Москвы.

Многих усилий потребовало восстановление позолоты, которой щедро украшен зрительный зал. Лепные элементы из папье-маше золотили вручную, для чего были собраны мастера-позолотчики буквально со всей страны. Ручная технология золочения была почти совсем утрачена в советское время, и ее пришлось восстанавливать. Но вначале было необходимо расчистить все многолетние наслоения и установить истинный состав позолоты. Толщина каждого золотого листа, использованного позолотчиками, составляла 0,12 микрометров. А общая площадь позолоченного убранства в зале насчитывает 893 квадратных метра. Каждый ярус имеет свой индивидуальный рисунок. Чем ниже ярус, тем гуще его декор, и каждый рисунок декора на ярусах и ложах – неповторимо индивидуален. На полное восстановление одного элемента декора уходило около месяца работы: от проклеивания папье-маше до наведения блеска позолоты.

Фото Дамира Юсупова.

Трехъярусная люстра зрительного зала – высотой восемь с половиной, а диаметром – шесть с половиной метров, была сначала свечной, затем масляной, газовой и, наконец, в 1890-х годах стала электрической. За свое долгое существование она утеряла многие мелкие хрустальные детали, другие были надколоты или сломаны. В неудовлетворительном состоянии была позолота. Утраченные детали из хрусталя, стекла и латуни воссоздавались по сохранившимся аналогам. Хрустальные старые подвески, имеющие сколы, не заменялись, но осторожно отшлифовывались и полировались, чтобы не нарушались их подлинные грани. Благодаря кропотливому труду реставраторов были полностью восстановлены ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья» корзин. В целом пришлось изготовить заново около половины хрустальных элементов (приблизительно тринадцать тысяч из двадцати четырех).

Серьезной реставрации подвергся и плафон «Аполлон и музы», выполненный в середине XIX века в стиле итальянских мастеров под руководством академика Алексея Титова. Из-за копоти множества свечей, затем масляных и газовых светильников и собиравшейся на потолке влаги плафон быстро портился и подвергался постоянным реставрациям. В 1950-х была установлена система кондиционирования, но это изменило микроклимат зала, от чего живопись также пострадала. Со стороны холста была проведена полная очистка от старых слоев клея и шпаклевки, отшлифованы и заделаны швы между щитами, на которые потом было наклеено живописное полотно. Одновременно мастера укрепили красочный слой плафона и устранили провисания и прорывы холста. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями защитного лака с добавлением воска для влагостойкости.

Сценическая часть

Сценическая зона подверглась глобальной модернизации. Ведь современные постановки невозможны без использования сложных конструкций и техники. Устаревшее техническое оборудование, большая часть которого была изготовлена еще в начале прошлого века, было обновлено. Были заменены верхние и нижние механизмы сцены, световое оборудование. Установлены двухъярусные сценические механизмы, благодаря которым сцена Большого театра теперь может быть и горизонтальной, и наклонной, и ступенчатой.

14 мая состоялся концерт-презентация с открытием нового духового органа фирмы «Глаттер-Гёц»

Семь многофункциональных платформ позволяют устанавливать декорации на двух уровнях: на уровне сцены и на уровне трюма. Все это вкупе с различными световыми, звуковыми и визуальными эффектами элементов верхней механизации позволяет придавать поверхности сцены любой рельеф. Была также осуществлена установка крупнейшей в Европе гидравлической станции на глубине двадцати метров под сценой. Гидравлический привод двигает подъемно-опускные элементы театральной механики с точным контролем плавности и скорости передвижения декораций. Благодаря современной механике оркестровая яма стала многофункциональным комплексом, состоящим из трех составных подъемно-опускных площадок. Оркестр теперь может располагаться на разных уровнях по отношению к сцене. А во время проведения концертов, когда оркестр находится на сцене, оркестровую яму можно поднимать на уровень пола, чтобы получить дополнительные зрительские места.

В рамках общей модернизации в театре были улучшены звонница и орган. Уникальная, единственная в мире звонница Большого театра появилась в 1920-е годы. Она собрана из тридцати пяти колоколов ряда московских храмов, спасенных от переплавки. Звонница не является для театра излишеством: многие русские оперы немыслимы без звучания колоколов, звон которых вплетен в партитуру. Колокола старинные, а орган – совсем новый. (Этот инструмент нередко и с большим эффектом звучит в операх).

Орган был изготовлен в Бельгии с учетом архитектурных и акустических особенностей здания. Подобного музыкального инструмента в Большом ранее не было. Орган оснащен 1 819 металлическими трубами, сотней деревянных труб, тридцать одним регистром и двумя клавиатурами. Его общий вес, включая меха и компрессы, составляет восемь тонн. Самое пристальное внимание, разумеется, было уделено звучанию инструмента. Техническое задание для бельгийских мастеров разрабатывалось при участии кафедры акустики МГУ им. М.В. Ломоносова и приглашенных международных экспертов. Акустики и проектировщики вместе решили довольно сложную задачу. Орган, расположенный в верхнем сценическом пространстве, и оркестр должны звучать для зрителей как единое целое. Для этого специально проектировалась мощность звучания органа. Главный механический пульт (шпильтиш) органа встроен в сам музыкальный инструмент. Второй, электронный, пульт, с помощью которого музыкант сможет играть на огромном инструменте дистанционно, установлен в оркестровой яме.

28 октября 2011 года реконструированное историческое здание Большого театра открылось торжественным гала-концертом с участием ведущих артистов оперной и балетной труппы и звезд мировой оперной сцены.

Фото Дамира Юсупова.

Вид на зрительный зал из центральной ложи.

Фото Дамира Юсупова.

Атлант центральной ложи.

Фото Дамира Юсупова.

Центральная ложа.

Фото Дамира Юсупова.

Плафон и люстра.

Фото Павла Рычкова.

Вид на ярусы.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Система освещения.

Фото Дамира Юсупова.

Бетховенский зал

Театральная площадь, 1, 13 подъезд

Одним из самых интересных и неожиданных решений в проекте реконструкции стало сооружение подземного концертно-репетиционного зала, унаследовавшего имя Бетховенского от Большого императорского фойе, которое в 1920 году получило это имя в честь 150-летия со дня рождения композитора, почитаемого советской властью, и на протяжении всей советской эпохи служившего помещением для проведения камерных концертов.

Зал, рассчитанный на триста тридцать зрителей, располагается под вестибюлем театра и представляет собой многофункциональное пространство со специальным механическим оборудованием. Он может принимать различные конфигурации и использоваться в разных целях. Пространство подземного концертного зала создается с помощью пяти основных и трех вспомогательных платформ (массой свыше двадцати тонн). Центральная платформа есть собственно сцена; две платформы, расположенные слева и справа от нее, по мере необходимости могут либо увеличивать саму сцену, либо становятся частью зрительской зоны. Две оставшиеся платформы формируют основное пространство зрительного зала. Все платформы могут быть разом подняты вверх, до уровня фойе, чтобы создать пространство для торжественных приемов. Установка зрительских кресел занимает считанные минуты. Кресла «собраны» в шестнадцать специальных капсул массой около тонны, которые нажатием кнопки превращаются в несколько рядов кресел.

При разработке дизайна зала архитекторы стремились добиться стилистического единства с историческими помещениями Большого театра. Наборный паркет зала повторяет рисунок мраморного пола в фойе, стены и потолок декорированы в стиле верхних залов театра. Элементы отделки зала имитируют состаренный мрамор и стилем намекают на античность.

Бетховенский зал – вторая сцена Большого в его историческом здании – уже прочно утвердился в концертной жизни Москвы. Его интересный, насыщенный репертуар, как и мастерство музыкантов оркестра театра неизменно вызывают горячий отклик у публики, среди которой уже есть и завсегдатаи именно этого зала.

Сколько зрительских мест в Большом театре в Москве?

Зрительный зал основной сцены Большого театра имеет 2500 зрительных места.

Сцены Большого театра — Основная, Новая и Бетховенский зал.

Новая сцена строилась с 1995 по 2002 годы. На месте обычных многоквартирных домов, которые пришлось расселять. И когда производилась реконструкция основной сцены Большого театра с 2005 по 2011 годы, то новая сцена приняла на себя весь репертуар Большого театра. Еще есть Бетховенский зал Большого театра — один из знаменитых концертных залов страны. Он имеет 320 мест, что вполне достаточно для любителей камерной музыки. А сколько всего мест в Большом театре? Нужно уточнить вопрос, в каком именно зале ? А то, что вы перечисляете-в партере,балконе,бельэтаже,бенуаре-это можно увидеть из плана основной сцены Большого.Где лучше видно? Но подробного описания мест и их количества нигде не нашла.

Большой театр

Один из ведущих и самых посещаемых театров мира, жемчужина русской музыкальной культуры, прославившая ее по всей планете.

В стенах Большого творили и работали величайшие композиторы: Чайковский, Мусоргский, Глинка, Верди, Вагнер и многие другие легендарные имена мировой музыки.

Гастроли Большого театра во всех странах всегда проходят с оглушительным триумфом. О Большом более двухсот лет с восторгом говорит и пишет весь мир.

Большой театр изображен на банкноте номиналом в 100 российских рублей.

Интересный факт: 4 июля 1776 года только образовались Соединенные Штаты Америки, а у России был уже Большой театр, который на четыре месяца старше США.

По сей день Большой театр остается местом паломничества любителей оперы и балета со всей планеты, отдающих заслуженную дань уважения великому русскому музыкальному и хореографическому искусству.

Большой театр – большой бренд

Большой театр сегодня

Большой театр – общепризнанный признанный бренд даже для тех, кто далек от театральной жизни. Достаточно посмотреть на самую ходовую купюру в России – 100 рублей – и увидеть на ней изображение здания театра. Также оно в изобилии присутствует на марках и этикетках шоколадных конфет.

Чтобы попасть на знаменитые спектакли вроде «Спящей красавицы» или «Лебединого озера», необходимо отслеживать старт продаж билетов заранее. Залы буквально ломятся от зрителей, а записанные постановки получают миллионные просмотры на YouTube. Возникает вопрос: какой путь прошел Большой театр и его образ в российском и международном пространстве, чтобы заслужить статус бренда?

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Брендом в искусстве может называться объект культурного или исторического наследия страны, обладающий устойчивой репутацией, известностью за рубежом. Бренд способен вызывать определенные ассоциации, связанные со своим именем, которые могут быть использованы для его популяризации или коммерческого пользования.

Краткая история

Большой театр

Изначально театр был частным и принадлежал губернскому прокурору князю Петру Урусову, который получил привилегированное положение при императрице Екатерине II — быть «содержателем московских театров». Это событие считается датой основания Большого театра, ведь именно тогда, в 1776 году, князю было поручено возвести здание, которое бы «послужило городу украшением». К сожалению, театр полностью сгорел еще до своего открытия, после чего неоднократно перестраивался. Здание на Театральной площади, что мы можем наблюдать сегодня, аж третье по счету.

Традиционно в Большом театре дореволюционного периода шли русская опера и балет. Со временем стали приезжать иностранные композиторы и артисты: Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнер. Переняв основы западноевропейской культуры в XIX веке, русский театр начал искать собственный путь развития, появилось множество самобытных композиторов.

Именно в Большом театре работал над своими произведениями Петр Ильич Чайковский, его «Лебединое озеро» известно во всем мире и считается классикой жанра «балет». Рождаются выдающиеся оперы композиторов «могучей кучки»: «Борис Годунов» М. Мусоргского (1869), «Снегурочка» (1881) и «Ночь перед Рождеством» (1895) Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина (1890). Театр получает мировую славу, туда стремятся артисты со всего света.

Театр в СССР

Москва. Торжественное заседание в Большом театре, посвященное 60-летию образования СССР

С приходом к власти большевиков театр в буквальном и переносном смысле олицетворял собой арену политических действий советского правительства. Именно здесь 30 декабря 1922 года было принято решение о создании многонационального социалистического государства — СССР. В здании театра проходили заседания Советского правительства, здесь же состоялся Первый съезд Советов.

Одновременно с этим в театре появляются скандальные постановки — в спектакле «Севильский цирюльник». Россини женские роли сыграли мужчины, а мужские — женщины. Этот ход вызвал широкий общественный резонанс и принес театру большую прибыль.

Во время Великой Отечественной войны театр был перемещен в Куйбышев, а само здание было замаскировано под жилой дом. Тем не менее одна из бомб все же ударила по театру, но не нанесла практически никакого урона. Историческая сцена — настоящее произведение искусства — тоже не пострадала, а легендарные хрустальные люстры за день до взрыва как раз были отправлены на реставрацию.

Голограмма на здании Большого театра

В период оттепели, Большой театр сыграл важнейшую дипломатическую роль для нашей страны: на сцене проходили первые зарубежные гастроли, а его посещение стало частью обязательной программы делегаций иностранных дипломатов. Началось сотрудничество с оперными домами из других стран. В шестидесятые установилась дружба с итальянским театром «Ла Скала». Зарубежные актеры и певцы произвели настоящий фурор, на московской сцене выступили признанные гении своего дела: Леонтина Прайс, Николай Гяуров, Карло Бергонци. Были показаны оперы «Богема» и «Турандот» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Трубадур» и «Реквием» Джузеппе Верди, который прозвучал под руководством Герберта фон Караяна.

Ответным жестом стали гастроли Большого театра в Милане, когда итальянцам продемонстрировали русскую оперную классику.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Большой театр в 2015 году признан самым посещаемым театром в мире. Заполняемость составила почти 100%. И в последующие годы обороты не снизились. Более того, в 2022 году театр поставил уникальный рекорд – собрал за сезон более 2,5 миллиардов рублей сборов, а количество зрителей составило полмиллиона человек. И это сразу после отмены пандемийных ограничений. Это говорит о том, что любители классического искусства, как в России, так и за рубежом, не представляют жизни без Большого театра.

Популярные вопросы

Вопрос: Сколько зрителей вмещает зал Основной сцены Большого театра?

Ответ: Около 2500.

Вопрос: Кто изображен над входом в Большой театр?

Ответ: Аполлон с четверкой запряженных скакунов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *