Николаев в честь кого назван город
Перейти к содержимому

Николаев в честь кого назван город

  • автор:

Николаеву 616 лет и это украинский город

Недавно Николаев отпраздновал 226-ю годовщину его основания, но до сих пор среди историков идут споры о том, какую дату считать датой рождения города. Ответ на этот вопрос дает известный коллекционер и историк Вадим Юрлов. — До последнего времени восприятие истории возникновения Николаева нам диктовала Российская империя. Мы недавно отпраздновали 226-ю годовщину рождения города. А откуда возник Николаев вообще? Как нам говорили в школе: было дикое поле, пришли русские солдаты во главе с Потемкиным, пригнали с Херсонской губернии девок, дали час на знакомство, потом поженили всех солдат и построили судоверфь и вот так возник Николаев. А я, как человек, который читает, изучает, находит новые факты, готов поспорить. Вот смотрите: в 1399 году Князь Витовт построил Витовку на месте современного Октябрьского. Это известный факт. Постепенно Витовка переросла в Богоявленск. Более того, в Богоявленске был монастырь, который, на сколько я помню, в 1829 году пытались преобразовать в Александро-Богоявленскую лавру и этот монастырь имел под собой пять тысяч подушных крестьян. Это очень много для монастыря. И на том месте, где сейчас Широкая Балка, жили неимущие люди, всевозможные пришлые, которые не имели возможности жить в Богоявленске. Никакого дикого поля не было. Это было за пятьдесят лет до возникновения Николаева. Так как же город мог возникнуть на пустом месте? Так что я считаю, что Богоявленск просто поглотил верфь, которая возникла на Ингуле и таким образом они соединились. Таким образом, я считаю, наш город возник не 226 лет назад, а возник в 1399 году и ему не 226, а 616 лет. Да, он мог называться Богоявленском, но его назвали Николаев, ну и пусть будет такое название. Но я считаю, что датой возникновения города можно считать именно период 1399 года, потому что это наша история. Доказать можно многое, как например, кто же кого поглитил, образно говоря: верфь Богоявленск или Богоявленск поглотил верфь? В этом есть своеобразная загадка, изюминка в нашей истории. Вот говорят, что российские солдаты здесь первыми жили. А я на это скажу — ложь. Если мы возьмем исторические источники российские при чем и обратимся в библиотеку Ломоносова в Москве, то там найдем сохранившуюся переписку между Потемкиным и Екатериной II. Когда Потемкин шел на Крым, он остановился, не доходя до Николаева двадцать верст, его догнал верстовой из Санк-Петербурга с тревожным письмом, что сенат не выделил денег на войну с турками, однако выделил деньги на строительство верфи. Потемкин в ответ на это писал Екатерине (я подчеркиваю, это исторический факт, причем российский факт): «Матушка, зимовать мы будем в устье Буга и Ингула (имеется ввиду место, у так называемой Фабровой дачи), здесь огромное количество деревень ифермерских хозяйств и наших пятнадцать тысяч войска легко и без бунта местные крестьяне смогут поселить у себя». Я подчеркиваю — без бунта, Это не напрягаясь. А теперь можете себе представить такие фермерские хозяйства и деревни вдоль рек Буга и Ингул, чтоб пятнадцать тысяч войска не напрягаясь можно было разместить? О каком «голом поле» может идти речь? На протяжении всей истории человечества, люди всегда селились там, где была вода, вдоль рек, где был чорнозем, где можно было торговать, ловить рыбу, в таких местах всегда селились люди. Потому никогда здесь не было дикого поля. Это ложь, угодная сегодняшним так называемым русофилам и украинофобам, чтобы показать, что вот, пришли русские и все здесь построили и нас научили как жить. Это ложь. Когда в Полтавской области находят городища, которые датируются за пять тысяч лет до Роджества Христова с пятидесятью тысячами очагов (домов), это говорит о мощном колоритном сознании того этноса, который здесь проживал. Почему там было пятьдесят тысяч? Потому что это был сплошной чернозем: палку воткни и она растет. Конечно, не было тогда ни Украины, ни России – ведь это семь – восемь тысяч лет назад, но был некий этнос, праславяне, города-государства из которых мы потом, ассимилируя, выросли, из которых вырос наш этнос, наш язык, наш красивый, неповторимый украинский народ, который держит в себе некий стержень, которым я просто горжусь сегодня Издательство Шамрай

10:31, 25 сентября, 2015
важные новости на НикВести / 02 апреля, 2024

декларация
Коттедж в Коблево и ₴4 млн наследства: что в декларациях заместителей Кима за 2023 год

Юлія Бойченко вчера 18:20

Минная безопасность
Что николаевцы знают о минной безопасности

Олена Козубовська вчера 16:34

Мэр Сенкевич заработал в 2023 году ₴678 тыс., а доходы его жены превысили ₴4 млн

Аліна Квітко вчера 15:17

Тротуар с велодорожкой почти за ₴9 млн в Николаеве начал разрушаться сразу после ремонта

Альона Коханчук вчера 13:11

Армия РФ атаковала Коблевскую громаду — вспыхнул пожар.

Диана Шлыкова вчера 08:19

НИКВЕСТИ HD видео

Що російська армія залишила після себе в селі Тернові Поди біля Миколаєва

Що російська армія залишила після себе в селі Тернові Поди біля Миколаєва
Репортаж з села, де залишилось 20 людей

Росія вдарила Іскандерами по Миколаєву

Росія вдарила Іскандерами по Миколаєву
Репортаж з місця подій

Життя в селі, де вціліло лише 2 будинки

Життя в селі, де вціліло лише 2 будинки
Репортаж з Партизанського

Експерти пояснили, як формальдегід впливає на якість повітря у Миколаєві

Експерти пояснили, як формальдегід впливає на якість повітря у Миколаєві
Як останні 10 років змінювалась якість повітря у Миколаєві?

5 ракет зруйнували школу / Репортаж з Березнегуватого

5 ракет зруйнували школу / Репортаж з Березнегуватого
Жителі Березнегуватого розповідають про руйнування

Сапери знешкодили «Шахед» який застряг у гвинті вітряка на висоті 55 метрів

Сапери знешкодили «Шахед» який застряг у гвинті вітряка на висоті 55 метрів
Вибухотехніки поліції Миколаївщині знешкодили бойову частину «Шахеда»

 В управлінні інфраструктури Миколаївщині відзвітували про роботу у 2023 році

В управлінні інфраструктури Миколаївщині відзвітували про роботу у 2023 році
В.о начальника управління інфраструктури Миколаївської ОВА Сергій Сіко

Замок на укритті в Миколаєві: коментар СЄНКЕВИЧА

Замок на укритті в Миколаєві: коментар СЄНКЕВИЧА
Мер Миколаєва Олександр Сєнкевич

В ДСНС розповіли про оперативну обстановку з пожежами у Миколаївській області

В ДСНС розповіли про оперативну обстановку з пожежами у Миколаївській області
265 пожеж, з них 92 в екосистемах

Як жити в селі, коли через річку окупанти / Репортаж з Лупаревого

Як жити в селі, коли через річку окупанти / Репортаж з Лупаревого
Села Лимани та Лупареве на Миколаївщині 9 місяців були під постійними
Верховна Рада зобов’язала місцеві ради транслювати сесії та комісії. Як з цим на Миколаївщині?

Катерина Середа

статьи

Есть ли жизнь в селе, разрушенном оккупацией

Николаеву 616 лет и это украинский город

10:31, 25 сентября, 2015 Издательство Шамрай

Недавно Николаев отпраздновал 226-ю годовщину его основания, но до сих пор среди историков идут споры о том, какую дату считать датой рождения города.

Ответ на этот вопрос дает известный коллекционер и историк Вадим Юрлов.

— До последнего времени восприятие истории возникновения Николаева нам диктовала Российская империя. Мы недавно отпраздновали 226-ю годовщину рождения города. А откуда возник Николаев вообще? Как нам говорили в школе: было дикое поле, пришли русские солдаты во главе с Потемкиным, пригнали с Херсонской губернии девок, дали час на знакомство, потом поженили всех солдат и построили судоверфь и вот так возник Николаев.

А я, как человек, который читает, изучает, находит новые факты, готов поспорить. Вот смотрите: в 1399 году Князь Витовт построил Витовку на месте современного Октябрьского. Это известный факт. Постепенно Витовка переросла в Богоявленск. Более того, в Богоявленске был монастырь, который, на сколько я помню, в 1829 году пытались преобразовать в Александро-Богоявленскую лавру и этот монастырь имел под собой пять тысяч подушных крестьян. Это очень много для монастыря. И на том месте, где сейчас Широкая Балка, жили неимущие люди, всевозможные пришлые, которые не имели возможности жить в Богоявленске. Никакого дикого поля не было. Это было за пятьдесят лет до возникновения Николаева. Так как же город мог возникнуть на пустом месте?

Так что я считаю, что Богоявленск просто поглотил верфь, которая возникла на Ингуле и таким образом они соединились. Таким образом, я считаю, наш город возник не 226 лет назад, а возник в 1399 году и ему не 226, а 616 лет. Да, он мог называться Богоявленском, но его назвали Николаев, ну и пусть будет такое название. Но я считаю, что датой возникновения города можно считать именно период 1399 года, потому что это наша история.

Доказать можно многое, как например, кто же кого поглитил, образно говоря: верфь Богоявленск или Богоявленск поглотил верфь? В этом есть своеобразная загадка, изюминка в нашей истории. Вот говорят, что российские солдаты здесь первыми жили. А я на это скажу — ложь. Если мы возьмем исторические источники российские при чем и обратимся в библиотеку Ломоносова в Москве, то там найдем сохранившуюся переписку между Потемкиным и Екатериной II. Когда Потемкин шел на Крым, он остановился, не доходя до Николаева двадцать верст, его догнал верстовой из Санк-Петербурга с тревожным письмом, что сенат не выделил денег на войну с турками, однако выделил деньги на строительство верфи. Потемкин в ответ на это писал Екатерине (я подчеркиваю, это исторический факт, причем российский факт): «Матушка, зимовать мы будем в устье Буга и Ингула (имеется ввиду место, у так называемой Фабровой дачи), здесь огромное количество деревень ифермерских хозяйств и наших пятнадцать тысяч войска легко и без бунта местные крестьяне смогут поселить у себя». Я подчеркиваю — без бунта, Это не напрягаясь. А теперь можете себе представить такие фермерские хозяйства и деревни вдоль рек Буга и Ингул, чтоб пятнадцать тысяч войска не напрягаясь можно было разместить? О каком «голом поле» может идти речь?

На протяжении всей истории человечества, люди всегда селились там, где была вода, вдоль рек, где был чорнозем, где можно было торговать, ловить рыбу, в таких местах всегда селились люди. Потому никогда здесь не было дикого поля. Это ложь, угодная сегодняшним так называемым русофилам и украинофобам, чтобы показать, что вот, пришли русские и все здесь построили и нас научили как жить. Это ложь.

Когда в Полтавской области находят городища, которые датируются за пять тысяч лет до Роджества Христова с пятидесятью тысячами очагов (домов), это говорит о мощном колоритном сознании того этноса, который здесь проживал. Почему там было пятьдесят тысяч? Потому что это был сплошной чернозем: палку воткни и она растет.

Конечно, не было тогда ни Украины, ни России – ведь это семь – восемь тысяч лет назад, но был некий этнос, праславяне, города-государства из которых мы потом, ассимилируя, выросли, из которых вырос наш этнос, наш язык, наш красивый, неповторимый украинский народ, который держит в себе некий стержень, которым я просто горжусь сегодня

Город корабелов и невест: популярно об истории Николаева

На степных просторах юга Украины – там, где сливаются реки Ингул и Южный Буг, раскинулся город Николаев. Через Ингул перекинут мост, с набережной можно любоваться прекрасной панорамой и видом на порт. Сюда заходят морские суда, ведь издавна Николаев служил выходом к Черному морю, и за ним упрочилась слава города корабелов, моряков и невест. Самые интересные факты и легенды из истории города Николаева IGotoWorld.com подобрал для вас.

От древних поселений до нового города корабелов

Первые поселения на этой земле существовали еще в эпоху неолита, о чем рассказали найденные археологические артефакты. Затем были времена скифов, древнегреческих поселенцев, славян, ордынцев, вольных запорожских казаков, державших оборону на здешних степных просторах.

Но именно как город Николаев стал развиваться в 18 веке, когда после победы над турками и освобождения Северного Причерноморья здесь начали строить первые судоверфи для флота царицы Екатерины Второй. Российская империя стремилась усилить свои южные границы и получить выход к Черному морю.

И вот фаворит императрицы князь Григорий Потемкин издает указ, повелев строить в устье реки Ингул новую верфь. В то время здесь был пустынный край, кто бы мог подумать, что здесь так быстро вырастет новый замечательный город?

В Николаеве установлен памятник князю Потемкину возле здания, которое называют адмиралтейством. Хотя на самом деле это одно из помещений судостроительного завода, который был построен уже в советские времена. А старое адмиралтейство не сохранилось. Ниже вы узнаете и другие интересные факты о Николаеве.

Михаил Фалеев – первый гражданин Николаева

Строительством первых судоверфей (в частности финансовой стороной дела) в 1788 году руководил ближайший помощник Потемкина – промышленник и купец Михаил Фалеев. Интересно, что он строил за свой счет военные корабли, а затем продавал их казне. Его можно считать первым инвестором судостроения отечественного флота. Фалеев стал первым гражданином Николаева – нового города, главного дела его жизни. Так началась судостроительная история Николаева.

Это был замечательный человек, напористый и одержимый. Как-то князь Потемкин поддернул своего соратника: мол, не по силам расчистить днепровские пороги, чтобы проводить суда с грузами до Херсона? И Фалеев взялся за строительство обводных судоходных каналов, впоследствии основал лоцманскую службу. И Днепр стал судоходным от Киева до Херсона! За особые заслуги сметливый и решительный купец был возведен в дворяне, а также получил и военный чин, дослужился до полковника, удостоен множества наград. Под его руководством строили и гребные запорожские лодки в Херсоне, так называемые «чайки», ставшие основой Днепровской флотилии. Впоследствии Фалеев стал почетным гражданином и Николаева, и Херсона.

В городе почитают своего первого гражданина: одна из улиц в центре города названа Фалеевской. Ему установлен памятник: по замыслу скульптора, Михаил Фалеев энергично шагает по Флотскому бульвару – вероятно, к своим великим делам.

Для города он успел сделать действительно много. Под его руководством строился Адмиралтейский собор, который, к сожалению, не сохранился: был взорван динамитом при советской власти в 1937 году: рядом находились госучреждения, и собор «мешал» коммунистам. Также велась подготовка к строительству Спасо-Николаевского мужского монастыря, возводились заводы, строились казармы для солдат и кадетский корпус. Не забывали при Фалееве и о красоте: город озеленяли, разводили сады и виноградники. Тяжело представить, но столько великих дел Фалеев успел сделать всего за четыре года! Умер он в 1792 году, и прах его покоится в построенном ним городе. Интересно, что Фалеев завещал отпустить на волю служивших ему крепостных и пожертвовал немалые средства городу.

История названия города Николаев

Название свое город получил через год после основания судоверфей. Как раз в день Святого Николая российская армия под руководством великого полководца Александра Суворова штурмом взяла город Очаков. Кстати, большую роль в этой битве как раз сыграла Днепровская флотилия, построенная, как уже сказано, под руководством Фалеева.

В честь этой победы и святого, считающегося покровителем моряков и путешественников, князь Потемкин подписал ордер, дав название новому городу – Николаев. О своем решении он сообщил Фалееву письмом.

Первый корабль, который был построен в Николаеве, тоже назвали в честь покровителя города. Это 46-пушечный фрегат «Святой Николай». Его спустили на воду в 1790 году. Прослужил он всего 11 лет и был продан в Неаполе за 11,5 тысяч дукатов. На Флотском бульваре можно увидеть изображение фрегата и прочитать его историю.

Во времена независимой Украины в уютном Каштановом сквере возвели памятник святому Николаю, в честь которого назван город.

Со времени строительства первой судоверфи и до наших дней жизнь Николаева была тесно связана с судостроением и флотом. Почти сто лет здесь находился штаб Черноморского флота.

Во время Крымской войны (1853–1856) Николаев стал главной тыловой базой флота. Город знавал великих флотоводцев еще со времен Потемкина, и его жители с гордостью хранят свою историю. Большая Морская, Малая Морская, Адмиральская улицы, Флотский бульвар – вот далеко не полный список улиц, имена которых связаны с корабельным и морским делом. В Николаеве есть улица и проспект, названные в честь великого флотоводца, корабельного конструктора и ученого адмирала Степана Макарова – уроженца города. Макаров известен тем, что сконструировал первый ледокол и отправился в первую морскую экспедицию в Арктику. В Николаеве на Флотском бульваре установлен и памятник адмиралу Макарову.

Рядом находится шахматный клуб с ротондой – здесь можно устроить фотосессию.

В городе немало старинных домов – памятников архитектуры, которые служат его украшением и напоминают об эпохе славных кораблестроителей и адмиралов. Сохранился и домик Макарова. Одно из красивейших зданий – дом вице-адмирала Попандопуло. Не удивляйтесь: это не одноименный персонаж советской комедии «Свадьба в Малиновке», а настоящий храбрый офицер, начавший путь моряка с 14 лет.

В советские времена, когда был в чести монументализм, в городе возвели огромный памятник корабелам и флотоводцам, или попросту «шар», как называют его местные жители. Вокруг земного шара – внушительные трехметровые фигуры судостроителей всех эпох.

«Город невест» и другие легенды

Николаев еще называют городом невест. Откуда такая слава? Тоже со времен Потемкина-Таврического. По большому счету, Николаев можно было с таким же успехом назвать и «городом женихов»: ведь строили его мужчины-корабелы, которых свозили «за тридевять земель» в пустынную местность. Недостаток прекрасного пола ощущался очень сильно, и многие, даже крепостные, норовили сбежать.

Тогда князь нашел выход: со всех окрестных деревень в строящийся город стали свозить самых красивых девушек. Легенда гласит, что знакомство проходило так: мужчин и барышень выстраивали друг напротив друга на Адмиральской площади. Образовывались пары, и тут же устраивались массовые свадьбы: молодые отправлялись венчаться в церковь.

Возле местного загса установлен памятник невесте. Правда, это не девушка из потемкинских времен, а, скорее, наша современница в укороченном платье и босоножках. Грустная она какая-то со своим цветочком! В Николаеве шутят на счет двухметровой скульптуры, называя ее «памятником брошенной невесте». Тем не менее, зародилось поверье, что если влюбленные потрут фату девушки, то они никогда не расстанутся.

Николаев овеян и другими легендами, которые со вкусом расскажут вам экскурсоводы, даже вышла книжка о них. Это и тень какого-то неспокойного адмирала, которая периодически появляется на улице Адмиральской; и золотая карета императрицы, якобы покоящаяся на дне реки Ингул; и неразгаданные тайны катакомб под городом. Да-да, не только под Одессой, но и под Николаевом есть загадочные подземные ходы, которые в свое время выпилили люди, добывая ракушняк. Говорят о спрятанных здесь сокровищах и заживо погребенных искателях богатств, которые пренебрегли опасностью и спустились в катакомбы. Экскурсий, как в Одессе, в николаевские катакомбы нет. Они закрыты, входы завалены.

Легендарный подвиг

А теперь еще о реальной странице истории, ставшей легендарной. Это освободительные бои за город, захваченный немецкой армией во время Второй мировой войны. Ранним утром 12 марта 1944 года десант морской пехоты под командованием старшего лейтенанта Ольшанского высадился в порту, захватил и оборонял портовой элеватор. Бойцы отбили 18 атак противника и держались два дня, пока армия освободителей не вошла в Николаев. Но в живых из 68 десантников осталось только 12.

В честь подвига десантников в Николаеве разбит сквер, установлен памятник.

От фрегата до плавучего отеля

В Николаеве находится единственный в Украине уникальный Музей судостроения и флота. Сходите – не пожалеете!

Найти музей несложно: на улице Адмиральской издалека заметны массивные бюсты великих флотоводцев. Суровые и решительные мужские лица… Эти люди творили историю города и сами стали ее частью.

На подходах к музею можно увидеть и выставку морского вооружения: торпедные мины, корабельные пушки, якоря. Эти экспонаты привлекают посетителей.

Само здание музея построено в 18 веке. Это бывшая канцелярия Черноморского флота, здесь же и квартировал командирский состав.

В музее вам организуют экскурс в историю флота и расскажут о славе города корабелов. Гордиться, действительно, есть чем: за всю историю построено более двух тысяч кораблей и судов, как военных, так и для мирных целей. Вы увидите модели фрегатов, броненосцев, миноносцев, подводных лодок, пассажирских и рыболовных суден, изготовленных в Николаеве.

Диорама отображает события с момента основания города – строительство первой судоверфи.

На судоверфях, основанных Потемкиным и Фалеевым, было построено немало красавцев-судов. Например, 84-пушечный линейный парусник «Императрица Мария» – флагманский корабль адмирала Павла Нахимова, героя русско-турецкой войны.

А вот какую форму носили матросы императорского флота.

Первый пассажирский корабль «Одесса», построенный в Николаевском адмиралтействе, был спущен на воду в 1827 году.

Необычный круглый корабль – это броненосец береговой охраны «Новгород» (1873). Такой тип судна получил название поповка – по имени создателя, вице-адмирала Андрея Попова, который разрабатывал проект.

Царские судоверфи в дальнейшем положили основу Черноморскому судостроительному заводу (ЧСЗ), который и в советские времена был мощнейшим предприятием судостроения. Здесь было построено немало военных судов: крейсеры, эсминцы, подводные лодки. После Второй мировой войны здесь строили также ледоколы, китобойные суда, траулеры, плавбазы, научно-исследовательские суда. Многие модели этих судов представлены в экспозиции музея.

Здесь же можно увидеть и боевое вооружение кораблей, и приборы, служившие в морском деле, и первые средства связи – машинный телеграф, клавиатурный датчик кода Морзе.

Гражданские суда, построенные в доках Николаева, как и военные «собратья», поражают своей величиной и мощью. В музее вы увидите и танкеры для нефти, и газотурбоход, и корабль для сейсмических исследований (на фото ниже) с вертолетной площадкой.

Судостроители Николаева с успехом выполняли иностранные заказы. Например, на заводе имени 61 коммунара по заказу датской компании в 1991 году был построен плавучий отель FLOTEL DENMARK.

Кстати, сам завод имени 61 коммунара, как и ЧСЗ, ведет свою историю от царских судостроительных предприятий.

К сожалению, в наше время судостроение пришло в упадок. ЧСЗ доведен до банкротства, хотя на его территории работает более мелкое судостроительное предприятие. Но заказов, кроме ремонтных работ, практически нет. Совсем недавно мэр Николаева заявил, что здание судостроительного завода имени 61 коммунара нужно «снести под ноль» и построить на его месте развлекательный центр – об этом сообщают николаевские издания.

Однако и сейчас в Николаеве есть небольшие компании, которые способны построить под заказ красавицу-яхту или легкий катерок. О них тоже можно узнать в музее судостроения. И, глядя на новые модели, все же хочется верить, что слава почтенных корабелов вернется в Николаев.

На заметку: музей судостроения и флота открыт с 9:30 до 17:00, кроме понедельника. Стоимость билета для взрослых – 18 грн.

Николаев: интересные факты

  • Первые 45 лет существования Николаева его улицы не имели названий и получили их лишь в 1835 году.
  • В течение 18 лет Николаевом и Черноморским флотом руководил первооткрыватель Антарктиды адмирал Михаил Лазарев.
  • Высшая точка города – это Николаевская астрономическая обсерватория, находящаяся на высоте 52 м над уровнем моря. Она не имеет себе равных в Украине и является национальным достоянием.
  • Абсолютно все авианосцы СССР построены в Николаеве.
  • Николаевская яхта «Икар» (модель на фото) была первым судном в СССР, команда которого совершила кругосветное путешествие, обогнув мыс Горн.

Надеемся, что после нашего обзора вам обязательно захочется посетить Николаев, пропустить через себя его историю, побывать у памятника Святому Николаю и попросить его покровительства во всех ваших путешествиях. Выбрать отель в Николаеве поможет каталог на нашем сайте, сегодня здесь более 60 вариантов.

В статье использованы фото автора.

Город невест и легендарных подвигов: немного истории о Николаеве, — ФОТО

Редакция 0512 решила немного разбавить рутину новостей интересными фактами и историей города корабелов- Николаева. Начнем с самого начала — с истории названия.

История названия города Николаева

Название свое город получил через год после основания судоверфей. Как раз в день Святого Николая российская армия под руководством великого полководца Александра Суворова штурмом взяла город Очаков. Кстати, большую роль в этой битве как раз сыграла Днепровская флотилия, построенная, как уже сказано, под руководством Фалеева. В честь этой победы и святого, считающегося покровителем моряков и путешественников, князь Потемкин подписал ордер, дав название новому городу – Николаев. О своем решении он сообщил Фалееву письмом.

Первый корабль, который был построен в Николаеве, тоже назвали в честь покровителя города. Это 46-пушечный фрегат «Святой Николай». Его спустили на воду в 1790 году. Прослужил он всего 11 лет и был продан в Неаполе за 11,5 тысяч дукатов. На Флотском бульваре можно увидеть изображение фрегата и прочитать его историю.

Во времена независимой Украины в уютном Каштановом сквере возвели памятник святому Николаю, в честь которого назван город.

Город невест и легендарных подвигов: немного истории о Николаеве, - ФОТО, фото-1

«Город невест» и другие легенды

Николаев еще называют городом невест. Откуда такая слава? Тоже со времен Потемкина-Таврического. По большому счету, Николаев можно было с таким же успехом назвать и «городом женихов»: ведь строили его мужчины-корабелы, которых свозили «за тридевять земель» в пустынную местность. Недостаток прекрасного пола ощущался очень сильно, и многие, даже крепостные, норовили сбежать. Тогда князь нашел выход: со всех окрестных деревень в строящийся город стали свозить самых красивых девушек. Легенда гласит, что знакомство проходило так: мужчин и барышень выстраивали друг напротив друга на Адмиральской площади. Образовывались пары, и тут же устраивались массовые свадьбы: молодые отправлялись венчаться в церковь. Возле местного загса установлен памятник невесте. Правда, это не девушка из потемкинских времен, а, скорее, наша современница в укороченном платье и босоножках. Грустная она какая-то со своим цветочком! В Николаеве шутят на счет двухметровой скульптуры, называя ее «памятником брошенной невесте». Тем не менее, зародилось поверье, что если влюбленные потрут фату девушки, то они никогда не расстанутся. Николаев овеян и другими легендами, которые со вкусом расскажут вам экскурсоводы, даже вышла книжка о них.

Город невест и легендарных подвигов: немного истории о Николаеве, - ФОТО, фото-2

Это и тень какого-то неспокойного адмирала, которая периодически появляется на улице Адмиральской; и золотая карета императрицы, якобы покоящаяся на дне реки Ингул; и неразгаданные тайны катакомб под городом. Да-да, не только под Одессой, но и под Николаевом есть загадочные подземные ходы, которые в свое время выпилили люди, добывая ракушняк. Говорят о спрятанных здесь сокровищах и заживо погребенных искателях богатств, которые пренебрегли опасностью и спустились в катакомбы. Экскурсий, как в Одессе, в николаевские катакомбы нет. Они закрыты, входы завалены.

А теперь еще о реальной странице истории, ставшей легендарной. Это освободительные бои за город, захваченный немецкой армией во время Второй мировой войны.

Ранним утром 12 марта 1944 года десант морской пехоты под командованием старшего лейтенанта Ольшанского высадился в порту, захватил и оборонял портовой элеватор. Бойцы отбили 18 атак противника и держались два дня, пока армия освободителей не вошла в Николаев. Но в живых из 68 десантников осталось только 12. В честь подвига десантников в Николаеве разбит сквер, установлен памятник.

Город невест и легендарных подвигов: немного истории о Николаеве, - ФОТО, фото-3

Продолжение следует!

Информация подготовлена по материалам IGotoWorld.com

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію

Первое поселение и жизнь в городе: как основывали Николаев,- ФОТО

Первое поселение и жизнь в городе: как основывали Николаев,- ФОТО

Первые известные поселения на берегах рек Южный Буг и Ингул появились в конце позднего палеолита (около 20 тысяч лет назад). В эпоху поздней бронзы на месте современного Николаева около 300-от лет существовало укрепленное городище киммерийцев, единственный известный порт на севере Черного Моря, периода Троянской войны, в историографии получившее название «Дикий Сад». Однако редакция сайта 0512.ua решила рассказать, как строился современный город более 200 лет назад, причины основания Николаева и о жителях, которые стали первыми поселенцами.

Все начиналось с верфи на Ингуле

Строительство верфи на реке Ингул

Спустя почти десять лет после основания Херсона, князь Григорий Потемкин понял, что место для верфи было выбрано неудачно, так как далеко до моря, вокруг города масса островов и плавней, покрытых камышом, что означало прямой путь к болезням и мелководные песчаные бары в устье Днепра, которые невозможно было «прочистить».

Григорий Потемкин, Николаев

Григорий Потемкин, Николаев

Поэтому в 1787 году Григорий Потемкин дает поручение своему ближайшему помощнику Михаилу Фалееву найти новое место для верфи и оно было найдено в этом же году. Но эта земля оказалась частной, так как несколько лет назад сам же Потемкин распорядился продать ее купцу Францу Фабре. В результате князь Потемкин дает распоряжение выкупить обратно землю и в сентябре этого года ее исключают в Фабре и передают в казну.

С этого времени в Бугский лиман и в устье Ингула начинают постоянно заходить русские суда для ремонта и зимнего отстоя. 27 июня 1788 года штурман Никита Гурьев по приказу Потемкина измеряет глубину Ингула «от устья его до того места доколе оный судоходен» и после этого ордера князя Потемкина следуют одно за другим.

Так 21 июля 1788 года Фалеев получает ордер, в котором указано: «Предписано вам заготовить на Ингуле эллинги для построения по апробированному рисунку двух кораблей пятидесятипушечных». Уже к осени началось полноценное строительство верфи.

Также в это время началось строительство землянок для мастеров, а весной следующего года начинают проявляться уже реальные контуры верфи и кораблей.

Потемкин очень торопился и в ордерах рассказывает о начатом строительстве кораблей, когда еще даже верфь не была готова. Так в средине 1789 года к постройке эллингов еще не приступили, но Потемкин желая поставить правительство перед фактом существования Новой Верфи и придать ей государственную важность, начинает именовать еще несуществующую верфь Адмиралтейством, а постройки вокруг нее (большей частью землянки, крытые камышом) — городом.

Борьба за статус города

Преображение Южного края князь Потемкин поручает своему первому помощнику и другу Михаилу Фалееву.

Михаил Фалеев, Николаев

Михаил Фалеев, Николаев

В ордере № 1065 от 27 августа 1789 года Потемкин пишет Фалееву о присвоению имени города «Фаберову дачу именовать Спасское, а Витовку — Богоявленнское, нововозводимую верфь на Ингуле — город Николаев. Как скоро будет из чего, то строить, казармы не разбиваясь, а к месту». С этого дня начинается борьба Потемкина за присвоение Николаеву статуса города.

Осенью Потемкин обратился к царице Екатерины II с просьбой утвердить за Николаевом статус города, но она отказала. Так как в Николаеве только военные, а гражданских почти не было, также не было ни духовенства, ни мещан, ни дворян. Да и судостроения в городе еще не было видно — не заложен ни один корабль. Сам город состоял из сплошной недостроенной верфи и землянок вокруг.

Но Потемкин настойчиво продолжал именовать Николаев городом; понимая, однако, незаконность этого, возвращался и к старым названиям: Верфь на Ингуле, Новая верфь, Николаевская верфь и т.п.

Мечта Потемкина к которой он так долго стремился произошла 5 января 1790 года – был заложен фрегат «Святой Николай».

Поселок вокруг верфи

Поселок вокруг верфи

Первоначальный план верфи и поселка вокруг нее разработал военный инженер И.И. Князев в 1789 году. Его первый план в виде адмиралтейства, охваченного крепостью, с предместьями к 1790 году потерял свой смысл, так как граница отодвинулась от Николаева, и необходимость строить его в виде крепости отпала, да и денег для этого у России не было.

Тогда в город приехал Старов, который разработал самый общий черновой генеральный план с прямоугольной планировкой, отвечавшей градостроительным требованиям нового времени. Он разработал общие чертежи собора во имя Св. Григория Армянского (Просветителя), Магистрата, Каменных лавок и разместил их на главной площади города. Собор и другие постройки возводились под руководством архитектора Викентия Ванрезанта.

Вскоре Старов уехал, и строительством города, по-прежнему, стал заниматься Князев. Он разработал детальный генеральный план города, в котором были заложены все черты современного Николаева, составив город из четко разделяющихся трех частей, средняя из которых своими улицами была строго сориентирована на север-юг и восток-запад. В июле 1790 году он проложил широкие, просторные улицы и разбил кварталы «в натуре».

В 1791 году в Николаеве насчитывалось 26 дворов, 105 жителей мужского пола и 42 женщины. А также 1 200 земель под усадьбой.

В этом же году было построено: 20 домиков для семейных служителей, 19 солдатских казарм и 9 офицерских домов. Строились скотный (воловий) двор адмиралтейских мастерских, каменные лавки для торговли солью, возводились постройки в доме капитана над портом, соорудили три солдатских казармы, обкладывали камнем колодцы по городу. Также построили почтовую связь с конюшнею и дом корабельному подмастерью А.Соколову, а в слободе Терновке — три жилых связи для помещения шести семейств. Клались голландские печи в домиках для адмиралтейских мастеровых.

Жизнь города

Чтобы кормить, поить и одевать несколько тысяч людей, строивших город, в 1789 году появились первые торговцы и лавочники.

В окрестностях Николаева по распоряжению князя Потемкина заводятся Адмиралтейские поселения (Копани, Богоявленск, Воскресенск, Богдановка, Знаменка, Калиновка), приписанные к Николаеву. Они должны были обеспечивать Адмиралтейство мастеровыми, каменщиками и другими рабочими людьми.

Весной 1790 года Фалеев за свой счет соорудил первую в Николаеве церковь во имя Святого Николая Чудотворца. Эта небольшая деревянная церковь в честь покровителя города Николая Морского была поставлена в квартале между современными улицами Потемкинской, Шевченко, Наваринской и Пушкинской.

церковь во имя Святого Николая Чудотворца, Николаев

церковь во имя Святого Николая Чудотворца, Николаев

Также открылись и некоторые частные производства. На местной глине заработал фаянсовый завод, француз Трикет нашел в Богоявленске камень, из которого стал делать табакерки, трубки, пуговицы, плитку на пол и прочие нужные вещи.

В 1790 году в городе вспыхнул большой пожар, уничтоживший множество глинобитных мазанок под камышовыми крышами и деревянных домов. В связи с этим Потемкин запретил строить в Николаеве деревянные дома и предписал мазанки штукатурить, что бы они не вспыхивали, как костры.

В этом же году была основана в Богоявленске школа «земледельства» — для обучения сельскому хозяйству местных жителей.

Так же в город завозили различные деревья. Были разбиты на местности кварталы и улицы, размечена площадь под базар, места под мясные лавки и под кладбище. По распоряжению Потемкина каждому двору нарезалась земля для разведения сада.

Первые поселенцы

В Николаеве было мало женщин, поэтому мужчины женились на совсем юных девушках. Некоторые выходили даже в 13 лет.

Так из ближайших мест в Николаев приводили молодых женщин и девушек, расставляли их фронтом на огромной Адмиралтейской площади. Потом выпускали из казарм мастеровых, которые выбирали себе спутницу жизни. Построив всех попарно, офицеры отводили затем их строем в церковь, где выстраивали внутри, а если не было места — то и на паперти, и священник венчал их всех разом.

Первыми жителями города стали, в основном, женатые матросы и мастеровые, строившие суда и адмиралтейство. Их тысячами пешком пригоняли в город из центральной России. Например, из Галича и Костромы прибыло более 1 000 плотников. Потемкин переводил в Николаев своих крепостных из центральной Украины и Белоруссии. К ним добавлялись всякие «беспаспортные» бродяги, беглые крестьяне и солдаты, раскольники, попы-расстриги: вообщем все, кто пожелал поселиться в городе, получали такое право. Помимо этого, в Николаеве осела часть пленных турок, которые приняли русское подданство, а некоторые и переменили веру; также и некоторые ногайцы, решившие покончить с кочевой жизнью.

Среди жителей оказалось немало и уголовного люда, высланных колодников, бывших каторжников и других осужденных. А среди ремесленников и торговцев было немало иностранцев. Прежде всего, это выходцы из бывшей Польши, из областей, присоединенных к России — поляки, ополяченные украинцы, евреи. Особенно много было евреев, бежавших из польских земель. Согласно распоряжению новороссийского губернатора Муромцева от 11 июня 1776 года, каждый приходящий на поселение в эти земли иудей должен был привести с собой пять христиан.

Немало было в Николаеве греков, которых особенно привечал князь Потемкин. Своими распоряжениями он заставлял заселять Николаев ремесленниками и прочими «художниками» из переселенцев — немцев, итальянцев, французов и англичан.

Как пишет знаток старого города Н.М. Кумани, «всех их принимали без разбора, не спрашивая кто и откуда, и предлагали им всякое вспомоществование к водворению, беднейшим давали одежду и даже деньги для обзаведения».

Уже через год, в 1792, Николаев превратился из маленького поселка в небольшой город, население которого за год выросло в десять раз. Так в Николаеве уже была 1 церковь, 100 казарм, 13 магазинов, 158 каменных и деревянных домов, 209 мазанок, 61 землянка, 149 лавок, 23 погребов и 1 566 жителей.

Первое поселение и жизнь в городе: как основывали Николаев,- ФОТО , фото-4

К этому времени были построены Каменные лавки на Магистратской площади, Магистрат с кофейнями и лавками, огромные двухэтажные Греческие ряды на нынешней Адмиральской улице, занимавшие весь квартал, Красные ряды на нынешней Соборной улице и прочие.

По материалам из книги Ю.С. Крючкова «История Николаева».

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *