Какие утверждения правильно характеризуют географическое положение демократической республики конго
Перейти к содержимому

Какие утверждения правильно характеризуют географическое положение демократической республики конго

  • автор:

Какие утверждения правильно характеризуют географическое положение демократической республики конго

Председатель: г-н МАРИНЬО МЕНЕНДЕС

Первоначальный доклад Демократической Республики Конго

Заседание открывается в 15 час. 05 мин.

РАССМОТРЕНИЕ ДОКЛАДОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 19 КОНВЕНЦИИ

Первоначальный доклад Демократической Республики Конго (CAT/C/37/Add.6)

1.По приглашению Председателя конголезская делегация занимает места за столом Комитета.

2.Г-жа КАЛАЛА (Демократическая Республика Конго), представляя первоначальный доклад своей страны, подчеркивает, что Демократическая Республика Конго, как об этом ясно свидетельствует преамбула Конституции, принятая в результате Всеобъемлющего соглашения о переходном периоде, привержена принципу демократии и основополагающим правам, закрепленным во Всеобщей декларации прав человека, Африканской хартии прав человека и народов, а также в международных и региональных договорах по правам человека. Кроме того, ДРК присоединилась к шести основным международным договорам по правам человека.

3.Первоначальный доклад Демократической Республики Конго должен был быть представлен Комитету не позднее 17 апреля 1997 года, но эти сроки не были соблюдены, в частности, из-за политической нестабильности, связанной с процессом демократизации, начавшимся в 1990 году. Всеобъемлющее соглашение о переходном периоде в Демократической Республике Конго, подписанное в Претории 17 декабря 2002 года, положило конец конфликту, который обескровливал страну в течение многих лет. Конституция переходного периода, принятая 5 апреля 2003 года в результате заключения этого Соглашения, предусматривает установление нового институционального порядка, главными целями которого являются объединение страны, восстановление мира и власти государства на всей национальной территории, восстановление страны, национальное примирение, создание реорганизованной и сплоченной национальной армии, а также проведение свободных и транспарентных выборов с целью установления демократического конституционного режима. Конституция предусматривает также, что основополагающими институтами страны являются президент Республики, правительство, Национальное собрание, Сенат, суды, осуществляющие свои полномочия на основе строгого соблюдения принципа разделения властей, а также институты, созданные в целях укрепления демократии и уважения прав человека, а именно: Независимая избирательная комиссия, Комитет по наблюдению за соблюдением прав человека, Высший совет по контролю за средствами массовой информации, Комиссия по установлению истины и примирению и Комиссия по этике и борьбе против коррупции.

4.Правительство переходного периода приложило огромные усилия для нормализации ситуации в стране, осуществляя в этих целях мероприятия по подготовке выборов и реорганизации армии и полиции. Кроме того, твердо решив наверстать отставание с представлением своих докладов в договорные органы, оно представило свой третий периодический доклад об осуществлении Международного пакта о гражданских и политических правах и в настоящее время заканчивает подготовку трех других докладов для, соответственно, Комитета по ликвидации расовой дискриминации, Комитета по экономическим, социальным и культурным правам и Комитета по правам ребенка. Наконец, оно представило свой первоначальный доклад об осуществлении Африканской хартии прав человека и народов Африканской комиссии по правам человека, которая его уже рассмотрела.

5.Как отмечается в этом докладе, в законодательстве Демократической Республики Конго отсутствует определение пытки, идентичное определению, содержащемуся в первой статье Конвенции. Вместе с тем следует отметить, что отсутствие в праве ДРК наказания за пытки в качестве отдельного правонарушения не означает, что такие акты допускаются. Так, пункт 4 статьи 15 Конституции переходного периода предусматривает абсолютное запрещение пыток, утверждая, что никто не может подвергаться пыткам или бесчеловечным, жестоким или унижающим достоинство видам обращения. Кроме того, как в обычном Уголовном кодексе, так и в военном Уголовном кодексе содержатся положения, согласно которым пытки и другие акты насилия, совершаемые представителями государства или любыми другими лицами, считаются отягчающим обстоятельством преступлений, сопутствующих этим деяниям, а именно: умышленное нанесение простых, специфицированных или повлекших за собой смерть телесных повреждений и ранений без намерения убить, а также акты пыток, сочетающиеся с такими противоправными деяниями, как произвольный арест и незаконное содержание под стражей.

6.В соответствии со статьями 191, 192 и 194 Военно-уголовного кодекса ДРК жестокое обращение и пытки, совершаемые во время чрезвычайного положения или во время вооруженного конфликта, считаются отягчающими обстоятельствами при целом ряде преступных деяний, в частности необоснованной реквизиции, незаконной высылки гражданских лиц, а также незаконного ареста, заключения или содержания под стражей какого-либо лица. Эти положения показывают, что во внутреннем праве страны пытки могут являться отягчающим обстоятельством при каком-либо преступлении, даже если соответствующее деяние совершается лицом, не являющимся представителем государства, тогда как Конвенция касается только деяний, совершаемых лицами, действующими в официальном качестве.

7.Кроме вышеупомянутых положений, на предупреждение и запрещение актов пыток направлены многие внутренние законодательные акты, в том числе постановление № 78‑289 от 3 июля 1978 года о функциях служащих и уполномоченных судебной полиции при органах правосудия по уголовным делам, которое гарантирует законность проведения расследований, ареста и задержания. В статье 76 этого документа, в частности, закреплено право задержанных лиц на обследование врачом и право этого врача сообщить прокурору Республики о наличии следов пыток или жестокого обращения в случае их обнаружения. А статья 80 гласит, что служащие прокуратуры обязаны регулярно и в любое время инспектировать помещения для задержания на предмет соблюдения санитарно-гигиенических норм, а также осуществлять контроль за физическим и моральным состоянием задержанных лиц. Кроме того, в соответствии с постановлением № 344 от 17 сентября 1965 года, касающимся режима пенитенциарных учреждений и порядка условного освобождения, тюрьмы и другие пенитенциарные учреждения должны инспектироваться работниками прокуратуры, врачами и представителями местных органов власти.

8.Положение лиц, находящихся под стражей, строго регламентируется внутренним правом страны. В частности, в соответствии со статьей 20 Конституции переходного периода и статьей 73 упомянутого постановления № 78-289 продолжительность задержания не может превышать 48 часов. По истечении этого срока подозреваемое лицо должно быть или освобождено или предстать перед компетентным судебным органом. Этот судебный орган может продлить срок задержания не более чем на пять дней; после чего он должен передать подозреваемое лицо правомочному судье для принятия решения о законности содержания под стражей в соответствии со статьями 27-30 Уголовно-процессуального кодекса ДРК.

9.В соответствии со статьей 20 Конституции переходного периода, которая предусматривает, что задержанное лицо имеет право на встречу с родственниками и с адвокатом, в Демократической Республике Конго запрещается содержание под стражей лиц в тайном месте. Кроме того, статья 78 вышеупомянутого постановления № 78-289 предусматривает, что служащие судебной полиции, отвечающие за арест подозреваемого лица, обязаны немедленно уведомить об этом его родственников.

10.Как указывалось выше, в системе внутреннего права ДРК пытки не выделены в отдельное правонарушение, что не позволяет пресекать эти деяния во всех их аспектах и, соответственно, в полной мере выполнять соответствующие положения Конвенции. В целях восполнения этого пробела в настоящее время Национальным собранием рассматривается соответствующий законопроект. Компетентными судебными органами для рассмотрения этого вида правонарушений будут мировой суд, исправительный суд, кассационный суд или Верховный суд в зависимости от статуса соответствующего лица и видов наказания, предусмотренных для соответствующего противоправного деяния. Этот компетентный судебный орган будет также уполномочен принимать решение о возмещении ущерба жертвам.

11.После долгих лет войны, приведшей к гибели более 3,5 млн. человек, Демократическая Республика Конго выходит из конфликта, отмеченного массовыми нарушениями прав человека, и в этом смысле знает цену стабильности и миру. В этой связи конголезское правительство хотело бы заверить Комитет в своей твердой решимости приложить все усилия для обеспечения соблюдения международных договоров по правам человека, стороной которых она является.

12.Г-н КАМАРА (Докладчик по Демократической Республике Конго) с удовлетворением отмечает прилагаемые государством-участником усилия для выполнения своих обязательств, вытекающих из Конвенции, невзирая на прошлые и нынешние трудности. По всей видимости, правительство переходного периода действительно осознало, что восстановление порядка внутри страны должно сопровождаться восстановлением ее отношений с международными организациями.

13.Касаясь отсутствия во внутреннем законодательстве страны определения пыток, соответствующего статье 1 Конвенции, выступающий подчеркивает, что содержание данной статьи имеет особый характер и не должно сводиться к простому признанию пыток преступным деянием, которое присутствует в той или иной мере во всех законодательствах по уголовным делам, поскольку такое определение касается деяний, совершаемых конкретно представителями государства. По этой причине выступающий хотел бы ознакомиться с содержимым законопроекта, о котором упоминала конголезская делегация, и предложить направить в Комитет один экземпляр этого законопроекта, с тем чтобы Комитет мог высказать свои замечания и тем самым внести свой вклад в разработку этого документа. В этой связи выступающий отмечает, что наиболее сложным аспектом является не введение новых норм, а претворение в жизнь. Действительно, для того чтобы законы соблюдались, государство должно располагать органами, функции которых соответствуют международным нормам, в частности, Основным принципам независимости судебных органов и Основным принципам, касающимся роли юристов. В этой связи он хотел бы знать, каков статус прокуратуры по отношению к политической власти в ДРК и какие конкретные меры предусмотрены для обеспечения независимости судебных органов. Кроме того, он хотел бы получить более точные сведения об организации судебной системы и, в частности, о том, каким образом отбираются и назначаются судебные работники и какими ресурсами располагает правосудие. Достаточны ли эти ресурсы для того, чтобы правосудие могло абсолютно независимо осуществлять свои функции?

14.Что касается военных судебных органов, то выступающий хотел бы спросить, могут ли они рассматривать уголовные преступления и предусмотрены ли в рамках проводимой реформы меры по ограничению их полномочий в отношении противоправных деяний, совершаемых военнослужащими. Выступающий хотел бы также знать, как конкретно претворяется в жизнь закон об амнистии, учитывая, что преступления против человечности исключены из сферы действия этого закона, и памятуя о необходимости бороться против безнаказанности.

15.И наконец, выступающий просит уточнить, каким образом национальные власти ДРК выполняют обязательства, содержащиеся в пункте 2 статьи 2 Конвенции, согласно которым никакие чрезвычайные обстоятельства не могут служить оправданием пыток, и какие меры принимаются для защиты правозащитников, которые, по данным хорошо информированных источников, якобы являются жертвами преследования в государстве-участнике.

16.ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (Содокладчик по Демократической Республике Конго) благодарит конголезскую делегацию за то, что она прибыла для того, чтобы представить первоначальный доклад своей страны, но в то же время выражает сожаление в связи с тем, что этот доклад, несмотря на высокое качество его подготовки, чаще всего ограничивается перечислением перечня норм, принятых во исполнение Конвенции, без уделения столь же пристального внимания вопросу о ее претворении в жизнь. В этой связи выступающий напоминает делегации об обязанности государств — участников Конвенции сообщать Комитету о принимаемых конкретных мерах и выносимых судебных решениях наряду с представлением статистических данных, позволяющих Комитету получить конкретное представление о выполнении различных статей Конвенции.

17.В этой связи Председатель напоминает, что статья 10 Конвенции обязывает государства-участники следить за тем, чтобы просвещение и информация по вопросам запрещения пыток являлись составной частью профессиональной подготовки любых сотрудников правоприменительных органов, и убедительно просит делегацию представить как можно более полные сведения о мерах, принятых в этой области. Регулярно ли служащие полиции проходят соответствующую профессиональную подготовку? В случае утвердительного ответа делегации предлагается уточнить содержание такой подготовки. Председатель хотел бы также спросить, распространяет ли министерство прав человека информацию о правилах, касающихся обращения с заключенными и защиты лишенных свободы несовершеннолетних лиц, принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

18.Ссылаясь на информацию, согласно которой задерживаемые полицией лица якобы систематически подвергаются предварительному заключению на длительный период времени, Председатель просит делегацию сообщить Комитету, сколько людей в настоящее время находится в предварительном заключении и существует ли система учета лиц, содержащихся под стражей в различных местах заключения. Кроме того, многие места заключения в полиции, как представляется, не подлежат никакому контролю со стороны судебных органов. Может ли делегация пояснить, соответствует ли это предположение истине?

19.Кроме того, хотелось бы получить информацию о правилах, регулирующих вопросы организации функций президентской охраны — специального подразделения, наделенного полномочиями полиции, — а также о том, какой орган осуществляет контроль за соблюдением этим подразделением норм, касающихся задержания и помещения под стражу.

20.Председатель просит делегацию прокомментировать информацию, касающуюся смерти одного заключенного, имевшей место в тюрьме Киншасы в сентябре 2004 года, и утверждение о том, что в отношении директора этого пенитенциарного учреждения якобы не было возбуждено судебного преследования. Кроме того, с учетом полученной Комитетом от международных неправительственных организаций информации о якобы практикуемом сексуальном насилии в отношении заключенных, делегации предлагается сообщить, было ли возбуждено судебное преследование в отношении лиц, виновных в этом.

21.Напомнив, что независимость судов является основополагающим принципом, соблюдение которого позволяет бороться с безнаказанностью, Председатель хотел бы узнать, действительно ли министерство юстиции ДРК правомочно приостанавливать расследование в отношении актов пыток, если они касаются работников этого министерства. Кроме того, не могла бы делегация представить дополнительную информацию о методах судебного контроля за деятельностью полиции. Председатель хотел бы также получить как можно более полные сведения о полномочиях военных судов в области рассмотрения уголовных дел.

22.Существует ли в Демократической Республике Конго какой-либо план действий по обеспечению доступа жертв пыток к системе правосудия и были ли созданы какие-либо механизмы, предусматривающие возмещение причиненного им ущерба? Какие меры приняты государством-участником, в частности для гарантий того, чтобы любое показание, полученное под пытками, не могло рассматриваться в суде в качестве доказательства?

23.Г-н МАВРОММАТИС выражает удовлетворение в связи с присутствием делегации Демократической Республики Конго в Комитете в момент, когда эта страна прилагает значительные усилия для продвижения по пути демократии. Откровенность, с которой в докладе сообщается о многочисленных случаях пыток, свидетельствует о стремлении конголезских властей бороться с этим явлением. Вместе с тем следует отметить с той же откровенностью, что постатейный анализ выполнения Конвенции позволяет выявить пробелы, связанные с нынешним состоянием юридической инфраструктуры в стране и неспособностью обеспечивать эффективное выполнение законов. Вот почему для Демократической Республики Конго крайне важно прилагать все усилия для укрепления потенциала своих национальных институтов по защите прав человека и в первую очередь органов правосудия. Желательно также, чтобы государство-участник приняло определение пыток, полностью соответствующее статье 1 Конвенции. Следует отметить, что необходимость в принятии общего определения пыток во внутреннем праве особенно остро ощущается при чтении пункта 80 первоначального доклада, где уточняется, что подпункт 2 статьи 67 Уголовного кодекса трактует пытки как отягчающие обстоятельства при таких противоправных деяниях, как произвольный арест и незаконное содержание под стражей. Правильное прочтение Конвенции должно было бы побудить законодателей утвердить обратное правило, предусмотрев, что произвольный арест и незаконное содержание под стражей являются отягчающими обстоятельствами преступления пыток, поскольку акты пыток могут совершаться даже в тех случаях, когда арест и содержание под стражей являются законными. Здесь налицо смешение понятий, которое может быть устранено конкретной классификацией пыток как преступления.

24.В докладе приводятся несколько дел, по которым лица, виновные в пытках, приговаривались судами к различным видам наказания, несмотря на отсутствие в конголезском праве конкретного определения пыток. Вместе с тем из чтения пункта 90 а) следует, что некоторые виды наказания, вынесенные в отношении лиц, виновных в пытках, являются явно недостаточными, как, например, осуждение начальника конголезской полиции Кифуа Мукуна Альберта на 12 месяцев каторжных работ за то, что он избил потерпевшего хлыстом, нанеся ему тяжкие телесные повреждения. Кроме того, не могла бы делегация уточнить, подтвердил ли Апелляционный суд Киншасы меру наказания в виде десяти лет тюремного заключения, вынесенную в отношении местного сотрудника полиции Дерва, признанного виновным в особо жестоком обращении с местным населением территории Буджала? Были ли применены какие-либо меры наказания в отношении сопровождавших его солдат, которые участвовали в совершении актов пыток? В этой связи выступающий напоминает делегации о том, что в соответствии со статьей 3 Конвенции приказ какого-либо старшего по званию лица или органа государственной власти не может служить оправданием пыток.

25.Г-н РАСМУССЕН, указав на необходимость подробного описания конкретных мер, принимаемых с целью осуществления Конвенции, просит делегацию сообщить, каким в Демократической Республике Конго считается законный возраст совершеннолетия и содержатся ли под стражей несовершеннолетние правонарушители отдельно от взрослых. Кроме того, он просит сообщить, предусматривает ли процедура допроса несовершеннолетних лиц систематическое присутствие какого-либо члена семьи или законного представителя? Отметив среди прочего, что Прокурор Республики правомочен назначать группу работников прокуратуры для еженедельного инспектирования мест содержания под стражей, выступающий просит делегацию уточнить, как осуществляется такой контроль. Беспрепятственно ли проходят такие посещения и охватывают ли они, в частности, места содержания под стражей, находящиеся под контролем полиции? Становятся ли достоянием гласности отчеты, составляемые по итогам таких проверок? Кроме того, выступающий хотел бы узнать, проходят ли врачи специальную подготовку, позволяющую им выявлять следы пыток. Могла бы также делегация сообщить, фигурируют ли телесные наказания в числе дисциплинарных взысканий, применяемых к заключенным, нарушающим внутренний распорядок тюрьмы. Кроме того, просьба сообщить, приняла ли Демократическая Республика Конго меры для выполнения рекомендаций Комитета по правам ребенка относительно демобилизации детей-солдат и их реинтеграции в общество?

26.Г-жа ГАЕР с удовлетворением отмечает, что после стольких лет бездействия в последнее время государство-участник прилагает значительные усилия для выполнения своих обязательств перед договорными органами. Было бы интересно узнать, каким образом властям страны удалось изыскать конкретные возможности для возобновления этого процесса в столь сложных условиях.

27.В пунктах 33 и 71 рассматриваемого доклада государство-участник честно признает, что в его праве отсутствует определение пыток, и Комитет с интересом ожидает продолжения, которое получит такая констатация. Кроме того, хотелось бы узнать о результатах рассмотрения некоторых дел, включая жалобу, упомянутую в пункте 56 доклада. В этом же контексте в пункте 81 указывается, что Уголовный кодекс ДРК предусматривает наказание за изнасилование или посягательство на изнасилование, совершаемое лицами, злоупотребляющими своим служебным положением. В этой связи

хотелось бы знать, выносились ли приговоры или проводилось ли расследование в отношении подобных противоправных деяний? В подпунктах b) и с) пункта 90, уже упоминавшихся докладчиками, речь идет о двух женщинах, из которых одна, желая сохранить свою честь, а другая из-за чувства стыда, не явились на слушание дела в суде, хотя обвиняемые были осуждены. Хотелось бы знать, какие меры принимаются в Демократической Республике Конго для защиты жертв подобного рода преступлений и для их ограждения от дополнительных психологических испытаний, связанных с их явкой в суд. Кроме того, выступающая выражает крайнее удивление по поводу наличия в том же пункте больших расхождений между мерами наказания, выносимыми по делам, упомянутым, с одной стороны, в подпунктах b) и с) и, с другой — в подпункте а). Наконец, в связи с пунктом 154 доклада было бы полезно больше узнать о том, что означают «адекватные меры», предложенные министерством прав человека: носят ли они принудительный характер и может ли министерство применять санкции в том случае, если его рекомендации игнорируются.

28.В связи с событиями в Северном Киву организация «Хьюман райтс уотч» сообщала о чрезвычайно высоком количестве случаев изнасилования и других бесчинствах, совершаемых служащими вооруженных сил Демократической Республики Конго в отношении гражданских лиц, что было, в частности, подтверждено следователями Миссии Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго. По сообщению этой же НПО, только в одном случае 30 солдат были преданы суду за совершение подобных актов, как представляется, обычных для военнослужащих в восточной части Конго. Выступающая хотела бы узнать не только о подробностях возбужденных в этой связи судебных преследований, но и о мерах, которые, возможно, были приняты для того, чтобы контролируемые правительством военнослужащие четко усвоили, что подобные бесчинства абсолютно недопустимы. Наконец, она хотела бы знать, были ли приняты меры для обеспечения защиты правозащитников в восточном районе страны.

29.Г-н ГРОССМАН хотел бы вернуться к проблеме безнаказанности, которая, как он должен признать, не может быть решена за один день. Однако с учетом закона об амнистии, принятого в апреле 2003 года, он хотел бы напомнить о недопустимости безнаказанности в тех случаях, когда речь идет о международных преступлениях. Этот аспект имеет принципиальное значение. Иными словами, амнистия в отношении международных преступлений, и в частности пыток, является типичным нарушением международного права, включая Конвенцию. Кроме того, следует отметить, что их статус является показателем уважения прав правозащитников в той или иной стране. Поэтому было бы полезно знать, приняло ли государство-участник конкретные меры в интересах этих лиц, находящихся под защитой в международном контексте, ибо пытки и другие виды жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения являются еще более тяжким преступлением, когда их объектом являются правозащитники. Существуют ли или разрабатываются ли какие-либо законодательные положения с целью ужесточения наказания в подобных случаях?

30.Г-жа КАЛАЛА (Демократическая Республика Конго) хорошо осознает важность и уместность поставленных вопросов и подчеркивает, что начавшийся в ее стране процесс перестройки все еще сопряжен с огромными трудностями и что принимаемые решения, безусловно, пока еще не находятся на уровне ожиданий Комитета; вместе с тем она считает, что отныне положено начало плодотворному диалогу, и хотела бы прежде всего подчеркнуть, что своевременное представление настоящего доклада стало возможным благодаря помощи, оказанной Центром по правам человека его разработчикам. Действия международного сообщества не ограничились простой констатацией фактов, а включали также работу на местах, из которой эксперты Демократической Республики Конго смогли извлечь немалую пользу.

31.Исключительно важная задача заключается в том, чтобы изменить умонастроения с помощью образования. Министерство прав человека заявило о начале кампании, направленной на просвещение не только властей, но и всего населения, поскольку права человека очень часто нарушаются при попустительстве плохо информированного населения. Эта просветительская программа должна, в принципе, носить систематический характер, однако этому препятствует нехватка средств. На данном переходном этапе развития страны большая часть бюджетных средств государства направляется в приоритетные сферы. То есть на данном этапе решаются наиболее срочные задачи, в частности реорганизуются вооруженные силы. С учетом мизерного бюджета министерства прав человека это ведомство вынуждено рассчитывать на помощь внешних партнеров, которые должны более ясно осознать настоятельную необходимость оказания ему помощи в предпринимаемых им усилиях по информированию и просвещению населения. Разумеется, процесс просвещения начинается в школе, но в данный момент государственные учреждения, армия, полиция и службы безопасности уделяют самое приоритетное внимание подготовке кадров по вопросам защиты прав человека.

32.ПРЕДСЕДАТЕЛЬ благодарит делегацию и приглашает ее на следующее заседание для продолжения начатого диалога.

Делегация Демократической Республики Конго покидает зал заседаний.

Первая (открытая) часть заседания закрывается в 17 час. 00 мин.

Помогите география 7 класс

Какие утверждения правильно характеризуют географическое положение Демократической Республики Конго?

омывается Индийским океаном

омывается Атлантическим океаном

расположена на берегах Нила

Голосование за лучший ответ

Демократическая Республика Конго — крупнейшая по площади страна в центральной Африке и третье по величине государство континента. Общая площадь — 2,3 млн кв. км. Большая часть территории страны находится в бассейне реки Конго. Граничит с Республикой Конго — на северо-западе, с Суданом и ЦАР — на севере, с Угандой, Руандой, Бурунди и Танзанией — на востоке, с Замбией — на юге, с Анголой — на юге и западе.

На крайнем западе ДРК имеет выход к Атлантическому океану на очень коротком участке побережья (40 км) между Анголой и Республикой Конго. На востоке страны преобладает горный рельеф — массив Рувензори и вулканические горы Вирунга (высота до 4507 м.), с действующими вулканами. Высшая точка — пик Маргерита (5 109 м.). На западе и юге преимущественно равнины, покрытые влажными экваториальными лесами и вторичными саваннами на западе, а на юге и юго-востоке — сухими тропическими редколесьями.

Демократическая Республика Конго

Демократическая Республика Конго (фр. République démocratique du Congo), сокращённо ДРК или ДР Конго — государство в Центральной Африке. С 1971 по 1997 год государство называлось Заир, а в колониальный период — Бельгийское Конго [5] .

Не следует путать её с соседней страной — Республикой Конго, называемой также Конго (Браззавиль), а ранее — Французским Конго.

Демократическая Республика Конго является второй по величине страной на континенте. Её население составляет более 100 млн человек, что делает её 12-й по численности населения страной в мире, а также самой густонаселенной франкоязычной страной [5] .

Площадь государства составляет 2 345 409 км², население — 102 407 721 человек. Столица — Киншаса.

В ДРК один из самых низких уровней доходов в мире и один из самых низких ВВП на душу населения [6] [7] . Несмотря на это, страна является одной из самых богатых в мире с точки зрения природных ресурсов — её неосвоенные запасы полезных ископаемых, минералов и металлов оцениваются в 24 трлн долл. На ДР Конго приходится 50 % всего лесного покрова Африканского континента, а её гидроэнергетический потенциал достаточен для обеспечения энергией всей Африки [8] .

История

В научной среде считается, что народы банту достигли зоны влажных экваториальных лесов в бассейне реки Конго уже в V веке. Примерно в XIV веке здесь образовалось королевство Конго, территория которого простиралась гораздо дальше, чем территория современной республики. В 1482 году к побережью причалили португальские корабли работорговцев. Деятельность португальцев ускорила упадок средневекового королевства Конго [9] .

Поля конголезской провинции Северное Киву

В XIX веке, после экспедиций Давида Ливингстона, пробудился интерес европейских держав к колонизации Центральной Африки. Бельгийский король Леопольд II заключил с местными правителями покровительственные договоры о приобретении территорий вдоль реки Конго. Колонизация осуществлялась на основе покупки земель и приобретения концессий. Основу экономики Бельгийского Конго составляла добыча каучука, но эксплуатировались и другие природные ресурсы страны. На Берлинской конференции по Конго 1884—1885 годов владения были признаны частной собственностью бельгийского короля. В последующие годы территории и народы, входящие в состав современной Демократической Республики Конго, жестоко эксплуатировались. Целые районы обезлюдели в результате ужасающего обращения со стороны губернаторов, назначенных королем [9] .

В 1908 году Леопольд II был вынужден отказаться от своих частных владений, передав их бельгийскому государству. В 1960 году начались беспорядки, в результате которых 30 июня 1960 года Бельгия предоставила колонии независимость, но быстрый уход её администрации, а также капиталовложений крайне негативно сказался на новой республике.

После провозглашения независимости президентом стал Жозеф Касавубу, а премьер-министром — Патрис Лумумба. Вскоре после этого начались сильные беспорядки, и провинция Катанга провозгласила независимость. Благодаря вмешательству ООН и Бельгии государственная целостность была восстановлена в 1963 году [10] .

После многочисленных военных переворотов в 1965 году главой государства стал Джозеф Дезире Мобуту. Считаясь гарантом стабильности, этот лидер получил поддержку и европейских стран. Мобуту переименовал государство в Заир, ввел частичное государственное владение иностранными компаниями и использовал государство для личного обогащения. Его отстранение от власти было реализовано в 1997 году когда президентский пост занял Лоран-Дезире Кабила.

В 1998 году на востоке страны началась гражданская война. В её центре оказались повстанцы тутси. Конфликт приобрел международный характер, в него оказались вовлечены соседи Конго с востока и юга — Руанда и Уганда. После этого начались кровавые столкновения, крайняя нищета, совокупно породившие множество беженцев в Центральной Африке.

В 2001 году Лоран Кабила погиб в результате покушения, и президентский пост занял его сын Жозеф Кабила. Он подписал мирный договор с воюющими сторонами, а также с соседними Угандой и Руандой. В 2003 году президент провозгласил переходную конституцию и правительство, в которое вошли члены прежнего кабинета и представители оппозиции. Однако в том же году мирные инициативы были омрачены кровавыми столкновениями между хема и ленду в районе Итури.

Очередные выборы в стране состоялись 30 декабря 2018 года. Президентом был избран Феликс Чисекеди (вступил в должность 24 января 2019 года). Следующие выборы — 20 декабря 2023 года. В связи с кризисной обстановкой на востоке страны Киншаса пытается стабилизировать ситуацию в этой части ДРК, в том числе через механизмы ООН, Международной конференции по региону Великих озёр, Сообщества развития Юга Африки и Африканского Союза.

По состоянию на июль 2023 года в ДРК находится Миссия ООН по стабилизации [11] .

География и климат

Страна располагается в Центральной Африке, и занимает обширный бассейн реки Конго и часть горных хребтов, окружающих его со всех сторон. На северо-западе ДРК граничит с Республикой Конго (протяженность границы 2410 км), на севере — с ЦАР (протяженность границы 1577 км), на северо-востоке — с Южным Суданом (протяженность границы 628 км), на востоке — с Угандой (протяженность границы 765 км), Руандой (протяженность границы 217 км), Бурунди (протяженность границы 233 км) и Танзанией (протяженность границы 459 км), на юге — с Замбией (протяженность границы 1930 км), а на юго-западе и западе — с Анголой и её эксклавом Кабинда (1930 км). Общая протяженность сухопутных границ (включая границы по рекам и озёрам) составляет 10 730 км. На западе имеется небольшой выход к Атлантическому океану с протяженностью береговой линии 37 км.

Склоны вулкана Ньирагонго

Центральную и западную части страны занимает самая низкая часть бассейна Конго (высота 300—350 м) — плоская, в значительной степени заболоченная и периодически затопляемая аллювиальная равнина, образованная слиянием пойм реки Конго и её притоков. От центра поймы к её окраинам территория плавно поднимается террасами и террасированными плато высотой до 500—600 м. Вдоль северной окраины бассейна Конго проходит пояс плато и холмов.. На крайнем севере страны расположены равнины со средней высотой 600—900 м, усеянные островками, образующими южный склон плато Азанде. На юго-западе в ДРК частично вклиниваются южные разветвления Южно-Гвинейского нагорья, представленные сложным структурно-депрессивным рельефом (плато Катаракт, плато Бангу, горы Майомбе), которые отделяют бассейн Конго от узкой полосы прибрежной низменности Атлантического океана. В рельефе южных районов страны преобладают плоскогорья с высотами от 700—1000 м до 1200—1300 м. В районе водораздела рек Конго и Замбези южные районы провинции Шаба имеют плато высотой 1200—1500 м и более. Выходы наиболее устойчивых пород на поверхность определяются узкими хребтами, разделенными продольными впадинами.

В центральных и восточных районах провинции Шаба возвышаются плосковершинные массивы Митумба (1889 м) и Кунделунгу (1772 м) и песчаное плато Маника (1697 м), разделенные широкими тектоническими впадинами с аллювиальными днищами.

Восточные районы страны, охваченные периферийной зоной Восточно-Африканского плоскогорья, характеризуются наиболее высоким и расчлененным рельефом. Вдоль восточной границы ДРК с юга на север протянулась впечатляющая система впадин, так называемая Восточно-Африканская рифтовая долина по краям которой возвышаются горы высотой 2000-3000 м. Наибольшей высоты достигает массив Рувензори с горой Стэнли (5109 м) на границе с Угандой. В горах Вирунга находятся действующие вулканы — Ньямлагири (3058 м), Нирагонго (3470 м), Карисимби (4507 м) и др. и район обладает высокой сейсмичностью. На крайнем юго-востоке и юго-западе от озера Танганьика возвышаются вершины гор Мугала, Малимба и Марунгу (2460 м).

В экваториальном поясе растут густые и влажные вечнозеленые леса, достигающие наибольшей густоты на восточных склонах бассейна реки Конго. Под ними развиты мощные красно-желтые ферралитовые почвы. Особым типом лесной растительности являются периодически затопляемые и заболоченные леса, развивающиеся на гидроморфных латеритных почвах в самых низких частях бассейна Конго. В этих лесах произрастают многие ценные породы деревьев: красное, жёлтое, чёрное, лимба, агба, ироко и другие деревья, дающие высококачественную древесину, масличная пальма, копал, различные виды каучукового дерева и т. д.

К северу от 3°-4° с. ш. и к югу от 4°-5° ю. ш. густые леса сохранились лишь отдельными участками и массивами, либо полосами вдоль рек (так называемые галерейные леса). Значительная их часть вырублена и уничтожена человеком и заменена вторичными высокотравными саваннами с единичными низкорослыми лиственными деревьями и кустарниками. Под саванной сформировались красные ферралитовые почвы с резко выраженным сезонным высыханием профиля, местами образовались плотные поверхности железистой корки. На крайнем юге и юго-востоке страны на коричнево-красных почвах сформировались тропические редколесья (саванны) с листопадом в сухой сезон. На склонах высоких гор по восточной периферии ДРК прослеживается вертикальная зональность растительности: пояс горных влажных вечнозеленых лесов с участками бамбука. В устье реки Конго развиты мангровые леса.

Речная сеть страны очень густая и многоводная. Более 9/10 территории ДРК относится к бассейну реки Конго (4700 км). Её основные притоки: левые — Ломами (1500 км), Лулонга, Руки (1025 км), Касаи (2153 км); правые — Луфира, Лувуа, Арувими (1287 км), Итимбири, Монгала, Убанги (2272 км). Крайний северо-восток относится к водосборному бассейну Нила, крупнейшая река здесь — Семлики, вытекающая из озера Эдуард и впадающая в озеро Альберт. Почти все реки страны изобилуют порогами и водопадами, и только в бассейне Конго они образуют единую систему судоходных водных путей, которая, однако, не имеет выхода к океану из-за серии водопадов и порогов (водопад Ливингстон) в низовьях реки Конго.

Наличие крутых участков вдоль продольных профилей рек в сочетании с большим количеством воды, протекающей в единицу времени, определяют огромные масштабы потенциальных гидроресурсов страны (оцениваются более чем в 100 млн. кВт при среднем расходе воды). На востоке крупные озера Альберт (5335 км²), Эдуард (2150 км²), Киву (2700 км²), Танганьика (32 900 км²), Мверу (5120 км²), Упемба (530 км²) частично лежат в границах ДРК в глубоких тектонических впадинах. Мелководные озера Май-Ндомбе и Тумба расположены в бассейне реки Конго.

Столица — Киншаса

Часть страны, расположенная между 3° с. ш. и 3° ю. ш., имеет экваториальный климат, постоянно влажный, с двумя максимумами осадков (с марта по май и с сентября по ноябрь). На юге страны и на крайнем севере климат субэкваториальный, с дождливым летом и сухой зимой. Продолжительность сухого сезона на севере не превышает 2-3 месяцев (декабрь-февраль), а на юге достигает 5-7 месяцев (апрель-май-сентябрь-октябрь).

В бассейне реки Конго и на прилегающих к нему плато средняя температура самого теплого месяца (март-апрель) колеблется от 24 до 28°С, а самого холодного (июль-август) — от 22 до 25°С. Суточные амплитуды температуры больше годовых, но и они не превышают 10-15 °C. В высокогорных районах на востоке и юго-востоке климат прохладный (в Лубумбаши от 16°С в июле до 24°С в октябре), а суточные амплитуды не превышают 20°С. Годовое количество осадков в экваториальном поясе колеблется от 1700—1800 до 2000—2200 мм (в горах на востоке — до 2500 мм и более). По мере удаления от экватора на север и юг годовое количество осадков уменьшается: на крайнем севере до 1300—1500 мм, на крайнем юге до 1000—1200 мм [12] .

Как и в других африканских странах с экваториальными лесами, в Демократической Республике Конго также наблюдается массовая вырубка лесов в экономических целях. Вырубка лесов в стране приводит не только к уничтожению богатых лесных экосистем, но и к созданию новых грунтовых дорог, по которым бедные и безземельные крестьяне добираются до обезлесенных территорий, где создают свои фермы и продолжают массово вырубать леса. Серьёзной проблемой является беспорядочное уничтожение различных видов животных и загрязнение рек бытовыми и промышленными сточными водами. Охота на диких животных даже охраняемых видов является следствием массового голода. В 2010 году в результате военных конфликтов и отсутствия государственной политики в этом вопросе миротворцам ООН («голубым каскам») пришлось спасать несколько десятков редких горилл из зоны конфликта на вертолете.

Несмотря на эти проблемы, ДРК остается страной с огромным биоразнообразием — горные гориллы, обезьяны бонобо, окапи, белые носороги, африканские слоны, жирафы, шакалы, бакланы, попугаи и многие другие животные. Болотные леса Западного Конго — это охраняемый экорегион, отличающийся большим и менее подверженным антропогенному воздействию биоразнообразием.

Четыре национальных парка — Гарамба, Вирунга, Салонга и Кахузи-Биега, а также заповедник Окапи являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Административное деление

Административное деление Демократической Республики Конго

В 2015 году вступило в силу новое административное деление Демократической Республики Конго на 26 провинций, которое должно было быть введено ещё в феврале 2009 года. Статистические данные приведены по состоянию на 2019 год [13] .

Население

Конголезские школьники

Население Демократической Республики Конго — согласно внутренним показателям статистического бюро ДРК — 87 млн человек (по данным международных источников — 101 млн чел.). Этнический состав отличается большим разнообразием (более четырёхсот народностей). Наиболее крупные племена — конго, лунда, луба, нанде, монго. 50 % населения — католики, 20 % — протестанты, 10 % — кимбангисты (христианско-африканская секта), около 5 % — мусульмане и 10 % — придерживаются традиционных верований [11] .

В столице страны Киншасе проживает более 10 млн человек, однако город остается относительно слаборазвитым с точки зрения инфраструктуры. Высокий уровень рождаемости и низкая ожидаемая продолжительность жизни (54,73 года) обусловливают средний возраст населения, составляющий 16,5 лет. Распространение СПИДа, от которого ежегодно умирает 100 000 человек, также способствует росту смертности в стране.

В деловом общении используется французский язык, который является официальным языком и служит для облегчения общения между сотнями различных этнических групп. Широко распространены и так называемые национальные языки — всего их 4, наиболее распространенные: лингала, кингвана (диалект суахили), киконго и чилуба. Всего в стране говорят на 242 различных языках.

Процесс образования курируют три министерства — Министерство начального, среднего и профессионального образования (Ministère de l’Enseignement Primaire, Secondaire et Professionnel), Министерство высшего и университетского образования (Ministère de l’Enseignement Supérieur et Universitaire) и Министерство социальной политики (Ministère des Affaires Sociales). Образование в ДРК не является ни обязательным, ни бесплатным, и многие дети не посещают школу из-за того, что их родители не в состоянии оплатить обучение своих детей. Тем не менее, по данным 2000 года, 65 % детей в возрасте от 10 до 14 лет посещали школу. Средняя продолжительность школьного обучения составляет 8 лет — 9 лет для мальчиков и 6 лет для девочек.

Экономика

Демократическая Республика Конго — страна с относительно большим населением (более 100 млн человек) и уникальным природно-ресурсным потенциалом в виде богатых запасов меди, золота, серебра, алмазов, нефти, кобальта, марганца, цинка, олова, кадмия, урана и угля. Страна содержит 80 % всех мировых запасов кобальта, который широко используется в электронике, магнитной технике и реактивных двигателях. На момент обретения независимости в 1960-х годах ДРК была самой промышленно развитой страной континента после ЮАР, но внезапный уход колониальной администрации и последовавшая за этим гражданская война, годы клептократического правления Мобуту Сесе Секо и две войны в Конго (1996-97 годов и 1998—2003 годов) привели ДРК к состоянию полного экономического краха.

По оценке МВФ, экономика ДРК в 2022 году выросла примерно на 6 %, преимущественно благодаря увеличению добычи кобальта (на 38,3 %) и меди (на 34,2 %). Уровень инфляции в 2022 году достиг 14 % (в 2021 году — 5 % [11] ).

Демократическая Республика Конго занимает одно из самых низких мест по индексу человеческого развития ПРООН за 2022 год, занимая 179-е место среди 191 страны. В индексе восприятия коррупции «Трансперенси интернешнл» страна занимает 166-е место из 180.

Крупнейшими торговыми партнерами ДРК являются Китай, Бельгия, Франция, США, Германия, Турция, а также Замбия, Ангола и ЮАР.

Уровень доступа населения к водоснабжению (26 %), электроэнергии (9 %) и здравоохранению крайне низок. В стране насчитывается более 5 миллионов беженцев и внутренне перемещенных лиц. Также были зафиксированы эпидемии кори и холеры.

Наряду с нестабильностью и коррупцией, основными проблемами страны являются недостаточная инфраструктура (недостаток электроэнергии, слаборазвитая дорожная сеть) и низкая покупательная способность населения, поскольку менее 10 % граждан имеют стабильную занятость. Кроме того, неблагоприятное финансово-экономическое управление усложняет создание новых предприятий.

Улучшение политических и экономических условий является предпосылкой для достижения главной цели правительства страны — улучшения экономического и инвестиционного климата [11] .

Культура

Уличная еда

Культура страны сформировалась под влиянием многочисленных национальностей и их разнообразного образа жизни. Значительная часть населения проживает в сельской местности и ведет традиционный образ жизни. Городское население наиболее открыто для влияния развитых стран.

В целом в стране можно выделить четыре основные этнические группы [14] :

  • Пигмеи, тысячелетиями населяющие джунгли, занимаются охотой и торговлей с другими народами. Заметна интеграция некоторых пигмеев в непигмейские общества.
  • Банту — народы, пришедшие на территорию современного Конго в несколько последовательных этапов между 2000 и 500 гг. до н. э. и берущие свое начало в современной Нигерии. Они наиболее многочисленны, занимаются в основном сельским хозяйством, а три из пяти официально признанных языков страны — лингала, киконго и чилуба — являются их основными языками. Киконго был популяризирован бельгийской колониальной администрацией и распространен на востоке страны, лингала находит все большее применение за пределами торговли вдоль Конго и в столице Киншасе, а чилуба — в основном на юго-востоке.
  • Восточноафриканские народы, которые тесно связаны с банту, но отличаются от них по образу жизни. Они предпочитают животноводство земледелию, говорят на кингване, диалекте суахили, и населяют самые восточные районы страны.
  • Тутси, как и другие выходцы из Судана и Эфиопии, населяют крайние северо-восточные районы ДРК. Их отличает полукочевой образ жизни и пастушеские традиции. Тутси отличаются чрезвычайно высоким ростом.

Предложенная классификация достаточно общая, и следует учитывать тот факт, что многие конголезцы, принадлежащие к разным народам, говорят на 2-3 местных языках.

Религия является важной частью повседневной жизни всех народов. Большинство населения исповедует христианство, но в христианство также включено значительное количество элементов коренных верований. Широко распространены идолы, талисманы.

Только 3 % земель используется для орошаемого земледелия, где выращиваются традиционные африканские культуры, такие как маниока, батат и рис. Традиционные блюда у разных народов отличаются друг от друга, но во всех кухнях присутствуют фрукты, грибы, а иногда и мед [14] .

Примечания

  1. ↑ Атлас мира: Максимально подробная информация / Руководители проекта: А. Н. Бушнев, А. П. Притворов. — Москва: АСТ, 2017. — С. 12. — 96 с. — ISBN 978-5-17-10261-4.
  2. ↑https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/congo-democratic-republic-of-the
  3. ↑ 3,03,13,23,3(англ.). International Monetary Fund (11 октября 2019). Дата обращения: 12 марта 2020.↑Human Development Indices and Indicators(англ.). UNDP. — Доклад о человеческом развитии на сайте Программы развития ООН. Дата обращения: 15 декабря 2020.Архивировано 15 декабря 2020 года.
  4. ↑ 5,05,1КОНГО • Большая российская энциклопедия — электронная версия(неопр.) . old.bigenc.ru. Дата обращения: 17 июля 2023.
  5. ↑18 самых бедных стран мира — Рейтинг 2023(рус.)(неопр.)?. Рейтинги, подборки и список лучшего (20 декабря 2021). Дата обращения: 17 июля 2023.
  6. Мясников, АлексейНе порок, но проблема: 10 самых бедных стран мира | Вокруг Света(неопр.). www.vokrugsveta.ru. Дата обращения: 17 июля 2023.
  7. https://mindinvest.ru/author/adminЭкономика Демократической Республики Конго(рус.)(неопр.)?. Mindinvest (5 октября 2019). Дата обращения: 17 июля 2023.
  8. ↑ 9,09,1Демократическая Республика Конго(рус.)(неопр.)?. Africanka — все об Африке (25 января 2020). Дата обращения: 17 июля 2023.
  9. ↑Демократическая Республика Конго. — Litres, 2022-05-15. — 36 с. — ISBN 978-5-457-44783-7.
  10. ↑ 11,011,111,211,311,4Демократическая Республика Конго — Министерство иностранных дел Российской Федерации(неопр.) . www.mid.ru. Дата обращения: 17 июля 2023.
  11. Дмитрий Полинюк.Научное путешествие в Конго, в Центральную Африку. — Litres, 2022-05-15. — 23 с. — ISBN 978-5-04-129268-3.
  12. ↑Annuaire statistique RDC 2020(неопр.) . Национальный институт статистики Демократической Республики Конго (март 2020). Дата обращения: 22 сентября 2023.
  13. ↑ 14,014,1Gilad James PhD.Знакомство с Конго. — Gilad James Mystery School. — 93 с. — ISBN 978-1-6504-2100-1.

LocationAfrica.png

  • Алжир
  • Ангола
  • Бенин
  • Ботсвана
  • Буркина-Фасо
  • Бурунди
  • Габон
  • Гамбия
  • Гана
  • Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • Джибути
  • Египет
  • Замбия
  • Зимбабве
  • Кабо-Верде
  • Камерун
  • Кения
  • Коморы
  • Демократическая Республика Конго
  • Республика Конго
  • Кот-д’Ивуар
  • Лесото
  • Либерия
  • Ливия
  • Маврикий
  • Мавритания
  • Мадагаскар
  • Малави
  • Мали
  • Марокко
  • Мозамбик
  • Намибия
  • Нигер
  • Нигерия
  • Руанда
  • Сан-Томе и Принсипи
  • Сейшелы
  • Сенегал
  • Сомали
  • Судан
  • Сьерра-Леоне
  • Танзания
  • Того
  • Тунис
  • Уганда
  • Центральноафриканская Республика
  • Чад
  • Экваториальная Гвинея
  • Эритрея
  • Эсватини
  • Эфиопия
  • Южно-Африканская Республика
  • Южный Судан

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

  • Страницы с нечисловыми аргументами formatnum
  • Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
  • Знание.Вики:Cite web (неверный код языка)
  • Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
  • Государства по алфавиту
  • Знание.Вики:Готовые статьи по географии
  • Знание.Вики:Социально-экономическая география
  • Все статьи
  • Государства — члены ООН
  • Демократическая Республика Конго

Disease outbreak news — Демократическая Республика Конго

С июня 2020 г. в медико-санитарной зоне Рети провинции Итури, Демократическая Республика Конго, отмечается рост числа случаев заболевания чумой.

Description of the Situation

С июня 2020 г. в медико-санитарной зоне Рети провинции Итури, Демократическая Республика Конго, отмечается рост числа случаев заболевания чумой. Первая пациентка – девочка 12 лет – обратилась в местный медицинский центр 12 июня с жалобами на головную боль, повышенную температуру тела, кашель и увеличенный лимфатический узел. В тот же день пациентка скончалась; в последствии из населенного пункта, в котором проживала пациентка, были получены данные о других случаях с подозрением на чуму.

За период с 11 июня по 15 июля в медико-санитарной зоне Рети вспышкой чумы было затронуто шесть из 22 медико-санитарных районов (11 деревень), а совокупное число заболевших составило 45 человек, включая девять с летальным исходом (коэффициент летальности 20%). Все девять (9) скончавшихся пациентов ранее жаловались на головную боль, повышенную температуру тела и болезненные увеличенные лимфатические узлы; у четверых (4) из девяти (9) также наблюдался кашель.

Медицинская бригада в данной медико-санитарной зоне провела эпидемиологическое расследование, в ходе которого выполнялось экспресс-тестирование, давшее пять положительных результатов. Еще девять проб было направлено в Национальный институт биомедицинских исследований в Киншасе. У двух из 45 выявленных пациентов отмечались признаки септической чумы; у остальных пациентов диагностирована бубонная форма чумы. Исходя из имеющейся информации, вероятно наличие в районе всех трех клинических форм чумы (бубонная, септическая и легочная).

Около 58% заболевших (26 из 45) – мужчины, и 93% (42 из 45) – лица старше пяти лет. У девяти из 45 выявленных пациентов, включая четверых с летальным исходом, в симптоматике присутствовал кашель, что указывает на возможный переход заболевания из бубонной в легочную форму. Особенно часто кашель отмечался у пациентов, которые в дальнейшем скончались.

В провинции Итури чума является эндемичным заболеванием. С начала 2020 г. в этой провинции зарегистрировано всего 64 случая чумы, включая 14 с летальным исходом (коэффициент летальности 21,8%), в пяти медико-санитарных зонах, а именно: Аунгба, Линга, Рети, Ару и Камбала. Для сравнения, за тот же период в 2019 г. было выявлено 10 случаев, включая пять с летальным исходом (коэффициент летальности 50%), все из которых были зарегистрированы на территории одной медико-санитарной зоны.

Текущая эпидемия COVID-19 охватывает семь из 26 провинций страны. В провинции Итури также выявлены случаи COVID-191, что может осложнить дальнейшие действия по реагированию на вспышку чумы в связи с ограничительными мерами. Это является еще одним фактором, осложняющим проведение санитарно-эпидемических мероприятий в регионе, наряду с недостаточной обеспеченностью ресурсами и небезопасной обстановкой. Несмотря на то, что по поступающим с мест сообщениям значительного влияния на проведение мероприятий в данном районе ситуация с COVID-19 не оказывает, информация об уровне фактического доступа к медицинской помощи носит ограниченный характер. В частности, неизвестно, нуждается ли население Итури в обращении за медицинской помощью на территории Уганды, а также имеется ли на местах достаточное количество кадровых ресурсов, медикаментов и средств индивидуальной защиты (СИЗ). Кроме того, референс-лаборатория в г. Бунья, провинция Итури, в настоящее время не работает, что может привести к задержкам в подтверждении диагноза у подозрительных пациентов и принятии ответных мер.

Public Health Response

  • В затронутую вспышкой медико-санитарную зону была направлена национальная бригада быстрого реагирования для проведения эпидемиологического расследования и неотложных противоэпидемических мероприятий.
  • Работники ЮНИСЕФ на местах принимают гуманитарные меры реагирования в г. Бунья, взаимодействуя с общинами и помогая в соблюдении практик безопасного и достойного захоронения.
  • В интересах более эффективного выявления случаев в медицинские учреждения направлены копии руководств ВОЗ в отношении чумы.
  • ВОЗ оказывает поддержку странам, на территории которых находятся районы, эндемичные по чуме, в проведении эпидемиологического надзора, эпидемиологических расследований и обеспечении обучения медицинского персонала и общинных работников по вопросам профилактики, раннего выявления и ведения пациентов, больных чумой.
  • Лицам, которые были занесены в перечень контактов, была назначена профилактика доксициклином.
  • В некоторых деревнях проведена обработка жилых помещений дельтаметрином.
  • Бригада районных медицинских работников обеспечила достойное и безопасное погребение умерших пациентов.
  • На волнах местной радиостанции проведено просвещение населения затронутых деревень по вопросам профилактики чумы.

WHO Risk Assessment

Заражение чумой может приводить к развитию тяжелого заболевания с высоким коэффициентом летальности, особенно в случае поздней диагностики. Чума может протекать в трех формах – бубонной, септической и легочной. Без лечения бубонная чума может перейти в легочную форму. Для обеспечения выживаемости пациентов и профилактики осложнений решающее значение имеют ранняя диагностика и скорое начало лечения.

Медико-санитарная зона Рети является эндемичным по чуме районом, где регулярно регистрируются энзоотические варианты Yersinia pestis, циркулирующие в большинстве популяций диких грызунов. Первая вспышка была зарегистрирована в феврале 2020 г. после завоза инфекции из медико-санитарной зоны Линга, расположенной на территории медико-санитарного района Годжока.

По сообщениям местное население (в Джугу и окрестностях) по-прежнему сталкивается с проблемами в области безопасности, связанными с деятельностью группировки CODECO, совершающей преступления и насильственные действия. В районах Джугу и Махаги имели место массовые перемещения населения. В настоящее время медико-санитарная зона Рети приняла около 112 714 внутренне перемещенных лиц, большинство из которых являются выходцами из медико-санитарных зон Джиба и Линга. Обострение ситуации в плане безопасности негативно отражается на транспортных потоках между деревнями и готовности населения оставаться и работать в этом районе. Кроме того, в районах, принимающих беженцев и местах проживания внутренне перемещенных лиц отмечается ухудшение водоснабжения и санитарно-гигиенических условий.

Факт раннего выявления текущей вспышки и своевременного предоставления информации местными медицинскими работниками свидетельствует о наличии функциональной системы эпиднадзора. В провинции Итури в г. Бунья была референс-лаборатория, которая в настоящее время не функционирует. Лабораторная диагностика проб, взятых у подозрительных пациентов, может выполняться в Национальном институте биомедицинских исследований в Киншасе, ДРК. Тем не менее, длительные сроки доставки образцов из Рети в Бунью, а оттуда в Киншасу, а также большие задержки с выполнением лабораторного тестирования в Национальном институте биомедицинских исследований, связанные с высокой загруженностью лаборатории работой по тестированию на COVID-19, – все это может подорвать усилия по эпиднадзору и реагированию на вспышку. Для обеспечения оперативного выявления новых случаев, их изоляции и выполнения эпидемиологических расследований требуются дополнительные усилия; это позволит предотвратить распространение инфекции на местном уровне.

Уровень риска распространения инфекции на национальном уровне признается умеренным, принимая во внимание следующие факторы: риск быстрого ухудшения текущей ситуации (коэффициент летальности 20%), выявление случаев легочной чумы, сбои в работе системы эпиднадзора и задержки в лабораторном тестировании отобранных проб, нестабильная ситуация в плане безопасности, а также наличие других эпидемий в стране, что препятствует организации более комплексных мер реагирования. Кроме того, в данной медико-санитарной зоне в настоящее время ощущается нехватка СИЗ, мешков для тел умерших и средств для проведения деконтаминации. Неправительственная организация Malteser International, обеспечивающая поставки медикаментов в данную зону, в своей работе сталкивается с трудностями в связи с опасной обстановкой на трассе RN27.

Основные противоэпидемические меры известны и были приняты (раннее начало лечения рекомендованными антибиотиками, изоляция пациентов с легочной формой болезни, химиопрофилактика лиц, бывших в тесном контакте с больными, борьба с грызунами и блохами, организация безопасных и достойных погребений, а также профилактика нозокомиальной передачи инфекции), однако материальные ресурсы ограничены, а система здравоохранения не способна обеспечить надлежащей работы с пациентами. Для лечения пациентов используются доксициклин, ципрофлоксацин и котримоксазол. Пациентам с легочной или септической чумой назначался гентамицин. Отсутствие возможностей для лабораторного подтверждения диагноза вызывает опасения, однако использование экспресс-тестов на местах позволяет обеспечить минимально необходимое подтверждение диагноза среди подозрительных пациентов. Экспресс-тесты особенно эффективны для выявления бубонной формы чумы.

Риск распространения инфекции на региональном уровне считается низким, поскольку эпидемия, как представляется, сосредоточена в медико-санитарной зоне Рети, которая находится в географически изолированном районе. Риск распространения инфекции на глобальном уровне признается низким.

WHO Advice

Бубонная форма чумы является наиболее распространенной клинической формой заболевания и развивается в результате укуса инфицированной блохи. Чумная палочка Y. pestis проникает в организм в месте укуса и по лимфатической системе попадает в ближайший лимфатический узел, где начинает размножаться. На более поздних стадиях инфекции воспаленные лимфатические узлы могут превратиться в открытые гнойные раны. При бубонной форме чумы заболевание от человека к человеку не передается.

Без лечения бубонная чума может прогрессировать с развитием более тяжелой, легочной формы заболевания, которая отличается наибольшей вирулентностью. Инкубационный период может быть чрезвычайно коротким и составлять 24 часа. Любой больной легочной чумой человек может передавать инфекцию окружающим воздушно-капельным путем. Без ранней диагностики и лечения легочная чума почти всегда заканчивается летальным исходом. Однако в случае своевременной диагностики и быстрого начала лечения (в течение 24 часов после появления симптомов) вероятность выздоровления является высокой.

Для обеспечения выживаемости пациентов и профилактики осложнений решающее значение имеют ранняя диагностика и скорое начало лечения. Диагностика включает в себя культуральное исследование крови, аспирата из лимфоузлов (по возможности) и/или мокроты, если для этого есть основания. Лекарственную терапию следует начинать как можно скорее после отбора проб для лабораторного исследования. Лицам, имевшим контакты с установленным источником инфекции, например, находившимся в тесном контакте с пациентом с легочной формой чумы или имевшим прямые физические контакты с инфицированными биологическими жидкостями или тканями, показана постконтактная профилактика. Продолжительность постконтактного профилактического курса лечения составляет семь дней.

К мерам профилактики относится информирование населения о случаях зоонозной чумы в местах его проживания и рекомендации относительно профилактики укусов блох и необходимости воздерживаться от контактов с мертвыми животными. Кроме того, населению и особенно медицинским работникам необходимо рекомендовать избегать прямого контакта с инфицированными тканями, например бубонами, и тесных контактов с больными легочной формой чумы.

Рекомендованные противоэпидемические меры в случае вспышки чумы любого типа:

  • Отбор проб с соблюдением всех необходимых контрольно-профилактических мер и их направление на лабораторное исследование. Для подтверждения чумы требуется выполнение лабораторного исследования. Рекомендованной практикой является выявление Y. pestis в пробах, взятых из бубонов, крови или мокроты. Существует ряд методов обнаружения специфичного к Y. pestis антигена.
  • Назначение правильного лечения: скорейшее начало лечения правильно подобранными лекарственными препаратами является решающим условием для профилактики осложнений. Убедиться, что пациенты получают лечение надлежащими антибиотиками, такими как аминогликозиды, фторхинолоны, хлорамфеникол, тетрациклины, сульфонамиды, а также поддерживающую терапию. При подборе антибиотиков следует учитывать возраст пациента, анамнез, наличие сопутствующих заболеваний или аллергических реакций. Продолжительность курса лечения составляет от 10 до 14 дней или до 2 дней после прекращения лихорадки.
  • Охрана здоровья медицинских работников. Обеспечить инструктаж и обучение медицинского персонала по вопросам профилактики инфекций и инфекционного контроля. Медперсонал, работающий в непосредственном контакте с пациентами с легочной чумой, обязан носить полный комплект средств индивидуальной защиты и придерживаться стандартной техники безопасности при работе с пациентами с респираторными инфекциями. В зависимости от обстоятельств медперсоналу может быть показана химиопрофилактика антибиотиками, например доксициклином, в течение семи дней или на весь период контактов с инфицированными пациентами. При этом, химиопрофилактика не является альтернативой использованию СИЗ и соблюдению техники безопасности.
  • Изоляция пациентов с легочной формой чумы. Пациенты с подозрением на легочную чуму или с подтвержденной легочной чумой должны быть изолированы во избежание передачи инфекции воздушно-капельным путем. Лица с пневмонией должны быть обеспечены масками.
  • Наблюдение за контактными лицами: выявить, оповестить и поставить под пристальное наблюдение лиц, бывших в тесном контакте с пациентами с легочной чумой, и назначить им семидневный курс химиопрофилактики.
  • Безопасное и достойное захоронение умерших. При похоронных и погребальных церемониях должны соблюдаться оптимальные контрольно-профилактические меры. Следует рекомендовать воздержаться от проведения похоронных церемоний в домах умерших от чумы пациентов во избежание скопления больших групп людей.
  • Для эффективного и действенного принятия мер по борьбе со вспышками чумы решающее значение имеет наличие хорошо осведомленного и бдительного медперсонала (и населения), что позволяет обеспечивать быструю диагностику пациентов, выявлять факторы риска, проводить постоянный эпиднадзор, бороться с переносчиками и хозяевами возбудителя инфекции, обеспечивать лабораторное подтверждение диагноза и передавать информацию компетентным органам.

1По состоянию на 16 июля 2020 г. в Демократической Республике Конго было зарегистрировано 8162 подтвержденных случаев COVID-19, включая 191 случай с летальным исходом.

  • Информационный бюллетень ВОЗ о чуме
  • Веб-страница ВОЗ о чум

Further Information

  • Оперативные сводки о вспышках чумы
  • Эпидемиологическая обстановка по чуме в мире, 2019 г.
  • Международные медико-санитарные правила (2005 г.), третье издание. Всемирная организация здравоохранения, 2016
  • Рекомендации ЦКПЗ США по лечению чумы у взрослых

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *