Какие самолеты чаще всего разбиваются
Перейти к содержимому

Какие самолеты чаще всего разбиваются

  • автор:

Список самых опасных для пассажиров самолетов

Полеты на самолетах Boeing 737 MAX 8 приостанавливаются по всему миру. Как говорят эксперты, Boeing несет не только значительные имиджевые потери, но и финансовые. По разным оценкам, приостановка полетов обойдется американским самолетостроителям от 1 до 5 миллиардов долларов дополнительно.

На борту рухнувшего вскоре после взлета Boeing 737 MAX 8 Ethiopian Airlines находились 157 человек, включая экипаж. Все погибли. Это уже вторая за полгода катастрофа с MAX 8: 29 октября разбился лайнер индонезийской авиакомпании Lion Air. И предварительный анализ траекторий полета разбившихся самолетов Ethiopian Airlines и Lion Air указывает на их большую схожесть. Опять возникли проблемы с набором высоты, что может указывать на критичные ошибки в программном обеспечении бортовой автоматики. Компания Boeing приступила к собственному расследованию.

По статистике, до 85 процентов авиакатастроф происходит по вине человеческого фактора. Однако подводит и техника.

Издание BuisnessWeek, используя данные страхового консультанта Ascend, составило список самых опасных для пассажиров самолетов, сообщает РИА Новости.

Boeing JT8D

Этот антирейтинг возглавил Boeing 737 JT8D — одна из первых моделей авиалайнера Boeing 737, производившаяся с 1967 по 1988 годы. Почти тридцатилетний Boeing этой модели, эксплуатируемый киргизской авиакомпанией Itek Air, разбился неподалеку от Бишкека в августе 2008-го. В крушении погибли 68 человек. По данным издания, на полмиллиона летных часов этого самолета приходится одна авиакатастрофа со смертельным исходом.

В большинстве развитых стран эти самолеты давно порезаны на металл, однако кое-где еще продолжают выходить на маршруты.

Airbus A310

По состоянию на февраль 2019-го в результате катастроф и серьезных аварий в общей сложности было потеряно 11 самолетов Airbus A310. Кроме того, Airbus девять раз пытались угнать. Всего в летных происшествиях при эксплуатации самолетов этого типа погибли 830 человек. В частности, 30 июня 2009-го лайнер A310, принадлежавший Yemenia — Yemen Airlines, упал в открытое море. Погибли 153 человека, спаслась только 12-летняя девочка.

Наряду с Boeing 767-200 Airbus А310 является самым маленьким широкофюзеляжным самолетом в мире. Официально он производился с 1983 по 1998 год. Всего было построено 255 машин. Основным вариантом самолета был А310-300, серийно выпускавшийся с 1985 года. К сегодняшнему дню лайнер постепенно выводится из эксплуатации, уступая место более современной и эффективной модели А330. В Европе, к примеру, А310 уже не используют, а в России последний самолет этого типа летал под флагом авиакомпании S7 до конца 2013-го.

McDonnell-Douglas DC-9

На один миллион летных часов McDonnel-DouglasDC-9 приходится одна авиакатастрофа. Всего с этим самолетом было связано 276 летных происшествий, в 145 из которых происходила разгерметизация фюзеляжа. В катастрофах погибли 3 697 человек. Так, 16 марта 1969-го один DC-9 разбился вблизи Маракайбо в Венесуэле. Погибли 84 человека на борту и 71 человек на земле. На тот момент это была страшнейшая авиакатастрофа в истории авиации. Последний DC-9, принадлежавший авиакомпании Hewa Bora Airways, разбился в Доминиканской республике 15 апреля 2008-го.

Самолет производился с 1965 по 1982 год. Этот компактный и быстрый борт предназначался для частых и коротких перелетов. Всего было построено 976 самолетов этого типа, а с учетом модификаций — почти вдвое больше. Ресурс планера у семейства DC-9 один из самых больших среди авиалайнеров, выдерживает до 100 тысяч циклов взлет-посадка.

Boeing 727

Согласно изданию BusinessWeek, на два миллиона триста летных часов этого самолета приходится одна авиакатастрофа. Всего c 1963 по 1984 год успели построить почти две тысячи авиалайнеров, способных перевозить до 189 пассажиров каждый. Из них 114 бортов потерпели крушение. В авиакатастрофах погибли почти четыре тысячи человек, включая пассажиров и случайных жертв на земле.

Массово 727-е производили в 1970-е. На эти годы пришелся их расцвет. В 1990-е крупнейшие авиалинии начали избавляться от устаревших самолетов, многие из которых переделали в частные и правительственные. Так, Дональд Трамп в то время перемещался на 727-м с обеденным залом, спальней и душевой. На более современный 757-й он пересел только в 2009-м. На переделанном под частные нужды 727-м также передвигался финско-канадский модельер Петер Найгард.

Ту-154

Среднемагистральный Ту-154 долгие годы оставался рабочей лошадкой советской и российский гражданской авиации. Однако и падал он немало. Всего в катастрофах было потеряно 72 борта, погибли 3 263 человека. Крупнейшее по количеству жертв происшествие произошло под Учкудуком 10 июля 1985-го. Все 200 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, погибли. На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в истории Узбекистана. Известно, что лайнер, набрав высоту 11 600 метров, потерял скорость и свалился в плоский штопор. Вывести из него машину пилотам так и не удалось.

Известно также, что машина под бортовым номером 0311 не отлетала и половины своего ресурса. На день катастрофы лайнер совершил свыше 5 660 циклов взлет-посадка и налетал всего 12 с половиной тысяч часов, что для такой машины — пустяки. По данным BuisnessWeek, на один миллион летных часов Ту-154 приходится одна авиакатастрофа со смертельным исходом. Этот самолет производился с 1968 по 1997 годы, всего было построено более 1000 машин.

Боитесь летать? Топ самых «опасных» самолетов

Аэрофобия — это лишь один из многих страхов, с которыми сталкивается человек. Если рассматривать ее отдельно, то она заключается в страхе полетов, однако обычно ее составными компонентами могут стать другие фобии: замкнутых пространств и высоты. Сюда же можно добавить боязнь пострадать в авиакатастрофе — причем ее переживают и те, кто по работе вынужден постоянно пользоваться услугами авиаперевозчиков.

По статистике, самолет является одним из наиболее безопасных видов транспорта. Однако мы редко слышим о людях, которые боятся передвигаться на поездах, автобусах или легковых автомобилях — это могут быть сидеродромофобия, амаксофобия или еще более странная фобия, но слова «я боюсь летать» слышатся куда чаще.

Существуют различные рейтинги «самых безопасных» и «самых опасных» самолетов, но действительно ли эти списки отражают ситуацию? Простой пример: некая компания выпустила 10 самолетов, один потерпел крушение — это опасный самолет? Или выпущено 30 тыс. экземпляров, и из них тысяча оказались замешены в том или ином авиаинциденте — считать его еще более «опасным»?

С учетом того, что самолеты не летают сами по себе и не занимаются саморемонтом, значительная часть ответственности лежит на авиакомпаниях, обслуживающем персонале и пилотах. В истории есть немало примеров, когда безотказная, казалось бы, техника внезапно уносила жизни пассажиров. А потом оказывалось, что пилон двигателя был прикручен с нарушением инструкций, или забыли закрепить тягу элерона, или пилот проглядел настройки закрылков. Конечно, не исключены и конструкционные ошибки, которые приводят к трагическим последствиям.

И наконец, безопасность — это когда нет аварий или когда нет инцидентов с фатальными последствиями? Здесь также есть нюансы. Существуют разные методики сбора данных. Например, организация Aircraft Accidents Archives занимается сбором информации об авариях и пострадавших в них, однако в отчеты включены только летсредства с шестью и более пассажирами — в статистику не попадают вертолеты и воздушные шары, а также военная техника.

Другие «берут на карандаш» только те случаи, когда самолет не поддается ремонту и есть жертвы. Свои отчеты выпускает Boeing, включая в них как собственные самолеты, так и суда конкурентов. Принято также рассчитывать уровень безопасности из расчета количества инцидентов на определенное количество часов полета или выполненных рейсов, а также преодоленного расстояния.

В любом случае, согласно доступным данным, начиная с 1970 года количество инцидентов с самолетами и жертв в них постоянно снижается. 2020 и 2021 годы стали лучшими, но это связано, видимо, с пандемией коронавируса, во время которой перемещения по миру резко сократились. 2022 год, к сожалению, тенденцию изменил: причина — в падении Boeing 737-89P китайской China Eastern. Тогда, напомним, погибло 132 человека. Однако период с 2010 по 2020 год указывает на положительную динамику. Обширная статистика, кстати, доступна на сайте Aviation Safety Network.

Как следует из отчетов, чаще всего инциденты происходят непосредственно во время посадки, а вот гибнут чаще при катастрофах, случившихся в процессе захода на посадку. Минимальные шансы погибнуть «в случае чего» — во время перемещения борта по рулежной дорожке перед взлетом или после посадки, а также при наборе высоты после взлета.

Авторы многих рейтингов обычно называют «самым опасным» самолет, который все еще используется, — это по-своему легендарный McDonnell Douglas DC-10. Важно отметить, что в воздух сейчас поднимаются модификации DC-10, лишенные недостатков первых моделей. Судя по всему, определенное количество бортов находится в пользовании американской FedEx, а также у авиакомпании Transportes Aéreos Bolivianos — в обоих случаях они занимаются грузоперевозками.

Основной проблемой первых DC-10 стали именно ошибки в конструкции, а также недостаточное внимание при обслуживании. В отчетах, например, встречались формулировки «неконтролируемый отказ двигателей», а многие, вероятно, слышали истории про внезапно открывающиеся во время полета люки грузовых отсеков этих самолетов.

И именно McDonnell Douglas DC-10-30 стал виновником крушения Concorde 101. Согласно отчету комиссии, которая расследовала крушение, случившееся в 2000 году, до отправления сверхзвукового пассажирского авиалайнера с ВВП взлетал один из DC-10 авиакомпании Continental Airlines. От одного из его двигателей отвалилась титановая пластина, на которую чуть позже наехал при взлете Concorde 101. Покрышка колеса лопнула, ее фрагмент ударил в крыло — что было потом, вы знаете.

Справедливости ради отметим: если исходить из количества инцидентов на количество часов полета, DC-10 в несколько раз отстает от других участников списка. Причина его «популярности» в подобных рейтингах не до конца ясна.

Boeing 737 считается одним из самых массовых пассажирских самолетов из расчета произведенных и отправленных заказчиками. Первые версии Boeing 737 с двигателями Pratt & Whitney JT8D отправились в воздух во второй половине шестидесятых годов прошлого века. Будучи массовым продуктом, самолеты этой серии иногда относят к «самым опасным», так как одна авария приходится на чуть более чем 500 тыс. часов налета — это часто.

Первый серьезный инцидент с участием Boeing 737 был зарегистрирован в 1972 году. С тех пор их количество достигло 230, как следует из данных Aviation Safety Network (незначительных — больше).

Вероятно, именно популярность Boeing 737 (и, в частности, -100 и -200) и большое количество проданных самолетов сказывается на статистике: чаще аварии случаются не вследствие производственных или конструкционных дефектов, а из-за человеческого фактора. Некоторое количество самолетов все еще находится в эксплуатации, однако обычно у небольших авиакомпаний, которые не могут позволить себе тратиться на что-то более новое, либо в странах третьего мира.

Ту-154 — один из ветеранов, который до сих пор находится в строю. В сравнении с Boeing 737 его показатели «аварийности» примерно в два раза лучше, он значительно превосходит и «аварийно-опасный» Ил-76, который мы не включаем в список. Сейчас самолет, видимо, эксплуатируют на внутренних линиях в ряде стран, однако от него постепенно отказываются.

С участием этого самолета произошло несколько крупных авиакатастроф, унесших жизни многих сотен человек.

Так, за период с 2010 года произошло три авиакатастрофы с жертвами с участием этого самолета. В декабре 2010 года из-за ошибки пилота рейс RA-85744 был вынужден пойти на посадку, однако выкатился за пределы ВВП и разрушился. Тогда погибло 2 человека из 172 на борту. Уже на следующий год из-за сбоя электрической сети на борту рейса RA-85588 случился пожар, погибло 3 человека из 134.

И наконец, самый серьезный инцидент, последний в списке, произошел в 2016 году. Рейс RA-85572 рухнул в море спустя 70 секунд после взлета из аэропорта в Сочи. В катастрофе погибли все 92 человека, находившиеся на борту. Было проведено расследование, однако причины катастрофы были засекречены.

Airbus A320 — еще один массовый пассажирский самолет, точнее семейство, весьма популярное среди авиакомпаний всего мира. Множество эксплуатантов означает и большое количество часов, проведенных в воздухе.

Знаковой стала катастрофа с участием только недавно представленного A320-111, которая произошла во время демонстрационного полета в 1988 году. Тогда экипаж не справился с управлением, опустившись на предельно малую высоту и допустив критическое снижение скорости. В первое десятилетие эксплуатации A320 произошло наименьшее количество аварий с самолетами этой серии, в 2000-х и 2010-х их количество постепенно росло.

За последние пять лет крупнейшая авария с участием Airbus A320 (-214) случилась в мае 2020-го: самолет Pakistan International Airlines разбился во время захода на посадку, погибло 98 человек. Расследование показало, что причиной стало игнорирование экипажем инструкций с самого начала полета и чрезмерное увлечение разговорами о коронавирусе в процессе.

Еще один известный случай с участием Airbus A320 — рейс AWE 1549 компании US Airways. Тогда, напомним, Чесли Салленбергер умудрился после попадания в двигатели птиц посадить борт на Гудзон.

Иногда компанию A320 в рейтингах «самых опасных» самолетов составляют A300 и A310 — зависит от источника статистики.

McDonnell-Douglas DC-9 — в прошлом массовый и популярный самолет, который упоминают чаще, чем DC-10. Точнее, все его модификации и преемников, включая поздние MD-80, MD-90 и Boeing 717. Они участвовали в сотнях инцидентов, в которых в общей сложности погибло более 3,6 тыс. человек. Этот самолет называют «самым опасным» и одновременно «иконой».

Последний раз крупная катастрофа с участием DC-9-83 (MD-83) произошла в 2014 году, тогда погибло 116 человек. Причиной, вероятно, стали технические неполадки и запоздалая реакция пилотов на нехарактерное поведение самолета, говорилось в отчете. Сейчас в строю находится как минимум 26 оригинальных DC-9. Предположительно, их используют в основном военные и для перевозки грузов, один возрастом около 40 лет — для пассажирских рейсов в Африке.

Sukhoi Superjet 100 — как иногда говорят, «жертва обстоятельств»: при небольшом общем налете чуть более 500 тыс. часов с этими самолетами произошло пять инцидентов, из которых в трех жертв не было, в одном погибли все находившиеся на борту 45 человек, в другом — 41 из 78. С точки зрения статистики вполне себе «самый опасный», хотя проблема, судя по всему, не в самолете.

К слову, SS100 редко попадает в популярные рейтинги «опасных» и «безопасных» самолетов: его попросту игнорируют.

Рейтинги «самых безопасных» самолетов носят еще более спекулятивный характер: здесь чувствуется влияние маркетинговых отделов производителей самолетов. Правильнее было бы перечислить «самые безопасные» авиаперевозчики — компании, чьи самолеты вне зависимости от производителя и модели всегда доставляли груз в целостности и сохранности.

Но как-то эксперты отнесли к самым безопасным самолетам Boeing 737-800, назвав 737NG в целом одним из лучших семейств. В то же время это не означает, что аварий с их участием не было, и наличие -200 и -100 в списке «худших» тому доказательство.

Наравне с Boeing 737-800 к «самым безопасным» самолетам относят… и Airbus A320. Причина — как и у конкурента, у него низкий показатель аварий на пройденное расстояние (с учетом популярности это закономерно). Проблема в том, что еще один самолет оказывается на разных полюсах рейтинга.

Также встречается такая информация: например, некоторые источники ставят на подиум самых безопасных самолетов Embraer серии ERJ и, в частности, 130/140/145, которые хоть и участвовали в разных инцидентах, погибших в них не было. Далее в гонке производителей следуют Airbus, Boeing и Bombardier.

Читайте также:

  • Посадка без одного крыла и с оторванной крышей. Топ опасных и странных авиаинцидентов с минимальными жертвами
  • Горячая вода замерзает быстрее? И как работает холодильник

Топ-10 самых падающих самолётов

Сто лет назад, когда авиация только становилась на крыло, лётчики были героями, получающими славу и уважение за риск. Сегодня полёты стали гораздо более безопасными, чем поездка в автомобиле или, скажем, переход улицы. Но по сей день каждая катастрофа пассажирского самолёта становится крупным инфоповодом. Их эмоционально обсуждают неделями, к посольствам приносят цветы, президенты отправляют соболезнования в связи с трагедией. Внимание к катастрофам огромно. И компании, создающие самолёты, меньше всего хотят оказываться в центре такого внимания. Вопрос безопасности у производителей стоит на первом месте. Тем не менее, есть более безопасные самолёты и менее безопасные. Связано это как с банальным везением, так и с конструктивными дефектами.

Ярчайшим примером конструктивных просчётов стал первый в мире коммерческий реактивный лайнер de Havilland DH.106 Comet. Comet начал проектироваться ещё в годы Второй Мировой войны, а 2 мая 1952 года совершил первый коммерческий рейс. Самолёт развивал рекордную скорость – около 800 км/ч – и был очень популярен. Пока не начал падать. Первые две катастрофы списали на ошибки пилотов и на погодные условия. А вот третья (10 января 1954 года) и четвёртая (8 апреля 1954 года) катастрофы, как выяснилось, произошли по одной и той же причине. Из-за ошибки в технологии крепления квадратных иллюминаторов в обшивке самолёта появлялись микротрещины. Когда самолёт поднимался на высоту и «раздувался» внутренним давлением, развивалась усталость металла в местах крепления. После определённого количества циклов «взлёт-посадка» металл окончательно сдавался, и взрывообразное развитие усталостной трещины во время очередного взлёта приводило к разрушению всего фюзеляжа.

Спустя 20 лет конструктивный дефект обнаружился в новейшем широкофюзеляжном лайнере DC-10. Производитель при проектировании сделал дверь багажного отсека открывающейся наружу, а не вовнутрь. При полёте двери самолётов запираются в том числе за счёт давления внутри салона. Но в DC-10 сделали открытие наружу, чтобы было больше места для багажа. Кроме этой особенности, обнаружился дефект. Когда грузчик полностью опускал запирающий рычаг двери, в кабине пилотов сигнализация показывала, что дверь закрыта, но при этом механизм был заперт не до конца. Впервые недоработка проявилась 12 июня 1972 года, когда у вылетающего из Детройта самолёта при наборе высоты до 3500 метров произошёл взрыв в задней части фюзеляжа. Как выяснилось позже, вырвало именно дверь. При взрыве были разрушены гидравлические системы, и самолёт остался фактически без управления. Однако за счёт огромного мастерства командира Брюса МакКормика машину удалось посадить. По итогам расследования между руководством производителя DC-10 и Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA) была заключена «джентльменская сделка»: McDonnell Douglas обязывалась исправить дефект, а FAA не приостанавливала полёты. McDonnell Douglas в тот момент соревновалась за рынок с Boeing, и приостановка полётов грозила серьёзными проблемами для компании. McDonnell Douglas действительно внесла небольшие изменения в конструкцию и дополнила инструкции для грузчиков. Однако уже тогда специалисты компании Convair, которая разрабатывала двери для DC-10, заявили, что дверь откроется снова. Их проигнорировали.

3 марта 1974 года ровно при таких же обстоятельствах, что и в предыдущий раз, на DC-10 авиакомпании Turkish Airlines с 346 людьми на борту при наборе высоты давлением выбило дверь грузового отсека. Все погибли. Расследование выяснило, что дефект остался на месте, а инструкции для грузчиков оказались бесполезными. Весь парк DC-10 был приземлён, а дефект устранили уже полностью. Больше катастроф по этой причине не происходило. Впрочем, DC-10 оказался невезучим лайнером и в итоге заработал плохую репутацию и жуткие клички: Death Cruiser, Deadly Crash, Death Contraption. Зато «джентльменские соглашения» в авиации исчезли полностью. Регуляторы теперь при малейших проблемах стали приземлять проблемные самолёты до устранения причины.

Но самолёты всё равно падают. Исходя из количества часов налёта парка однотипных самолётов на одну катастрофу и составляются рейтинги самых опасных самолётов.

10. McDonnell-Douglas MD-11

MD-11 – широкофюзеляжный лайнер для полётов средней и большой дальности. Создан на основе своего менее удачного предшественника DC-10. Производство закончилось в 2001 году по причине невысокой топливной и экономической эффективности. Одна авиакатастрофа самолётов данного типа приходится на 3 670 000 лётных часов. На 2019 год было потеряно 10 таких самолётов, в основном в грузовой модификации.

9. McDonnell-Douglas DC-10

DC-10 – самолёт, который был создан с дефектами, но с годами значительно повысил свою безопасность. В итоге одна катастрофа DC-10 приходится на 2 910 000 лётных часов. В настоящее время используются только грузовые и военные модификации. В общей сложности разбилось 33 DC-10 всех модификаций. В этих катастрофах погибло 1432 человека.

8. McDonnell-Douglas MD-80

Ближнемагистральный MD-80 был создан в конце 70-х. Его производство прекратилось в 1999 году, однако авиалайнеры по-прежнему эксплуатируются американскими авиакомпаниями. На одну авиакатастрофу MD-80 приходится 2 330 000 летных часов. Было потеряно 39 самолётов. Количество погибших в крушениях MD-80 – 1446 человек.

7. Boeing 727

Среднемагистральный лайнер выпускался с 1963 по 1984 год. В своё время был одним из самых популярных самолётов. Все крупные авиакомпании уже давно списали Boeing 727, но его до сих пор можно встретить в Африке. Одна авиакатастрофа приходится на 2 310 000 лётных часов Boeing 727. Всего было потеряно 119 таких самолётов, в авиакатастрофах погибло 4211 человек.

6. Ту-134

Ту-134 стал самым массовым самолётом советской гражданской авиации. Эксплуатация самолёта началась в конце 80-х и продолжается по сегодняшний день. Последний самолёт был выпущен в 1989 году. На 1 090 000 лётных часов приходится одна авиакатастрофа. На начало 2012 года было потеряно 78 Ту-134, в катастрофах погибли 1494 человека.

5. McDonnell-Douglas DC-9

Ближнемагистральный DC-9 производился с середины 60-х до начала 80-х. Это один из самых любимых самолётов мелких американских авиакомпаний. У самолёта очень большой ресурс планера, но не самая высокая надёжность. Одна авиакатастрофа приходится на 1 070 000 лётных часов. DC-9 до сих пор находятся в эксплуатации, в том числе в США и Мексике. В общей сложности был потерян 101 такой самолёт.

4. Airbus A310

Самый маленький широкофюзеляжный самолёт в мире производился с 1983 по 1998 годы. В настоящий момент самолёт уже выводится из эксплуатации. Одна авиакатастрофа у А310 приходится на 1 070 000 лётных часов. Всего было потеряно 11 таких самолётов, погибло 830 человек.

3. Ту-154

Среднемагистральный советский самолёт длительное время эксплуатировался в СССР и многих странах постсоветского пространства. На ноябрь 2018 года в коммерческой эксплуатации оставался один Ту-154 в авиакомпании «Алроса» и два в КНДР. Ту-154 до сих пор активно используются в военных целях. На 1 040 000 лётных часов Ту-154 приходится одна авиакатастрофа. В результате катастроф был потерян 71 самолёт, погибло 3078 человек. Последняя катастрофа произошла 25 декабря 2016 года, когда военный Ту-154 рухнул в Чёрное море сразу после взлёта.

2. Ил-76

Ил-76 – это в первую очередь транспортный самолёт, но эксплуатируется многими авиакомпаниями, иногда возит и пассажиров. Одна из самых крупных авиакатастроф с Ил-76 произошла в 2003 году в Иране. Тогда погибло сразу 275 человек. Одна авиакатастрофа приходится на 550 000 лётных часов. Всего в катастрофах был потерян 81 Ил-76, погибли 1133 человека.

1. Boeing 737 Original

Самый массовый пассажирский самолёт является и самым аварийным, особенно первое поколение Original. Всего уже произведено более 10500 Boeing 737 всех типов. Ещё более 4500 самолётов заказано. В небе в любой момент находится более 1000 лайнеров этой модели. В общей сложности всех типов Boeing 737 было потеряно 211 штук, в катастрофах погибло 5386 человек. Boeing 737 Original первого поколения стал самым ненадёжным самолётом в истории авиации. Одна катастрофа приходится на 510 000 лётных часов. При этом Original до сих пор используется в бедных странах. В ЕС самолёт был запрещён с формулировкой «недостаточно безопасное воздушное судно». Всего разбилось 122 Boeing 737 Original.

В 2018-2019 годах новенькая модификация Boeing 737 MAX повторяет дурную славу первых Original. За четыре с половиной месяца разбилось два таких самолёта, в катастрофах погибло 346 человек. Коммерческие полёты МАХов начались в мае 2017 года, всего построено около 380 самолётов. В эксплуатации самолёты продемонстрировали отличную эффективность и надёжность, но в электронных системах нашёлся дефект. По информации открытых источников, в катастрофах подозревается система MCAS, которая должна облегчать работу пилотов. Boeing 737 MAX – четвёртая глубокая модификация самолёта, взлетевшего полвека назад. Из-за более мощных двигателей и изменения их расположения MAX получил склонность к задиранию носа вверх, что в итоге может приводить к сваливанию. MCAS должна автоматически опускать нос самолёта вниз в опасных ситуациях. В рейсе 29 октября 2018 года из-за неисправности одного из датчиков система начала переводить самолёт в пикирование. Экипаж не смог справиться с проблемой, и всё закончилось катастрофой. После крушения выяснилось, что компания Boeing не разъяснила в деталях особенности эксплуатации системы MCAS. После первой катастрофы были выпущены дополнительные инструкции действий на случай сбоев в работе MCAS. Но произошла вторая катастрофа. Расследование ведётся. По всем признакам причины те же, что и в первый раз. Флот Boeing 737 MAX сейчас приземлён и ожидает исправления фатальной ошибки в программном обеспечении.

Можно отметить, что уже давно идут разговоры на тему полной автоматизации процессов управления как в авиации, так и в других видах транспорта – чтобы окончательно исключить человека. Однако, несмотря на весь прогресс в автоматике, в кабинах пассажирских самолётов до сих пор находятся два пилота, основной и запасной, которые страхуют умную электронику. И хотя многие катастрофы происходят именно из-за человеческого фактора, роботы пока ещё не в состоянии окончательно заменить живых лётчиков.

Пост подготовил Алекс Кульманов

Кстати, если этот пост вызывает у вас панику, хочу напомнить вам, что вероятность погибнуть в авиакатастрофе (по крайней мере, для жителя России) ничтожно мала по сравнению с другими факторами. Скорее уж вас собьёт поезд или вы получите обморожение. Про ВИЧ, рак, ДТП, убийства, отравление алкоголем и болезни сердца я вообще молчу.

✈️ Друзья, я запустил путеводители по городам. В них я рассказываю о лучших местах с вином в Амстердаме, о шедеврах архитектуры в Берлине и правилах безопасности в Израиле. И конечно, в путеводителях много картинок — более 200 в каждом из них! Так что, если вы соскучились по постам из моих путешествий, выбирайте путеводитель на сайте .

ТОП-5 самых опасных пассажирских самолетов

Хотя пассажирская авиация считается одним из самых безопасных видов транспорта, есть модели самолетов, на которые мы крайне не рекомендуем вам садиться.

Boeing 737-100/737-200

«Семьсот тридцать седьмой» — один из самых массовых авиалайнеров в истории. А семейство Boeing 737-100/737-200 — одно из самых проблемных. По состоянию на лето 2019 года в результате катастроф и аварий были потеряны 211 самолетов модели Boeing-737, и 122 относились как раз к модификациям 737-100/737-200. По подсчетом страховой компании Ascend, на 500 000 летных часов этих самолетов приходится одна авиакатастрофа с наличием смертельных жертв. Жутковато на таком летать.

Boeing 737-200. SA Airlink. Фото: Wikipedia
Airbus A-310

В происшествиях с этим самолетом погибли в общей сложности 830 человек. Крупная катастрофа с A-310 происходит в среднем один раз на миллион летных часов. При этом данный лайнер не очень любят угонщики и террористы: c 1991 по 2014 год Airbus A-310 пытались захватить «всего лишь» 9 раз. Сейчас эти самолеты постепенно выводятся из эксплуатации, а в Европе уже и вовсе не используются.

Airbus A310-304, Air Transat. Фото: Wikipedia

Попал в рейтинг»опасных самолетов» и один из символов советской гражданской авиации, Ту-154 никогда не был действительно безопасным лайнером. Нештатные ситуации приключались с ним примерно 1 раз на 1 041 000 летных часов. В катастрофах с Ту-154 погибли в общей сложности 3078 человек, а самое жуткое крушение в 1985 году унесло жизни 200 пассажиров. Не зря именно этот самолет стал «главным героем» фильма-катастрофы «Экипаж», не зря.

Tu-154B-2 компании «Аэрофлот». 1982 г. Фото: Wikipedia
McDonnell-Douglas DC-9

С этим самолетом что-то случается примерно 1 раз на 1 068 000 летных часов. К июлю 2019 года из-за различных поломок и аварий были потеряны более 100 таких лайнеров! А самым распространенным происшествием с DC-9 является разгерметизация салона в полете — за все время эксплуатации модели это случалось 145 раз. При этом данная модель считается одной из самых выносливых в истории гражданской авиации: McDonnell-Douglas DC-9 выдерживает 100 000 циклов «взлет-посадка».

McDonnell Douglas DC-9-21 SE-DBR Scandinavian Airlines System (SAS). Фото: Wikipedia
Boeing 727

Из 1832 выпущенных лайнеров этой модели потерпели крушение 114 машин. При этом погибли почти 4 000 человек. Угнать Boeing-727 пытались 182 раза — пожалуй, рекорд среди пассажирских самолетов. Но в целом по количеству происшествий, соотнесенному со временем налета, Boeing-727 не столь плох, как первая четверка нашего рейтинга (всего лишь одна катастрофа на 2 300 000 летных часов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *