Какая форма правления в алжире
Перейти к содержимому

Какая форма правления в алжире

  • автор:

Алжир (государство)

Алжи́р (Алжирская Народная Демократическая Республика, араб. Al-Jumhuriyah al-Jaza`iriyah ad-Dimuqratiyah ash-Sha’biyah) — государство на севере Африке, относится к странам Магриба. С севера омывается Средиземным морем, граничит с Тунисом, Ливией, Нигером, Мали, Западной Сахарой, Мавританией и Марокко. Столица — город Алжир, крупные города Оран, Аннаба, Константина, Сетиф, Блида, Тизи-Узу, Эш-шелиф.

Национальная эмблема
Государственный гимн

Алжирская Народная Демократическая Республика
Столица: Алжир
Государственный язык: арабский
Территория: 2 381 741 км²
Население: 35 980 000 чел
Форма правления: президентская республика
Валюта: алжирский динар
Алжир — карта на поисковом сервисе «Яндекс».

Государственное устройство

Алжир — республика во главе с президентом. Законодательный орган — однопалатное Национальное народное собрание. В период чрезвычайного положения власть переходит к Высшему государственному совету.
Административно-территориальное деление — 48 вилай (провинций).

Национальный праздник: 1 ноября (День революции).

География и природа

Север страны занимает центральную часть Атласских гор. Две основные горные цепи — Береговой Атлас (Тель-Атлас) и Сахарский Атлас перемежаются межгорными равнинами. На юге страны расположена пустыня Сахара (на Алжир приходится большая часть ее территории). Каменистые пустыни называются хамадами, а песчаные — эргами. На юге, в нагорье Ахаггар, находится гора Тахат (3003 м), высшая точка страны.
Климат Северного Алжира — субтропический средиземноморский. Климат Алжирской Сахары тропический пустынный, осадков менее 50 мм в год. Речная сеть развита слабо (крупнейшая — р. Шелиф). Большинство водотоков не имеет постоянного стока.
Растительный покров и почвы Северного Алжира типично средиземноморские. Среди лесов и кустарников выделяются массивы пробкового дуба (главным образом в горах Тель-Атласа); в полупустыне — трава альфа. Значительные территории Сахары лишены растительного покрова. Нац. парки: Джурджура, Акфаду, Тассилин-Аджер и др.

Население

Большинство (ок. 80 %) населения составляют арабы. Ок. 20 % — берберы, потомки древнейшего населения Алжира, состоящие из нескольких племен, слабо связанных между собой. В пустыне обитают кочевые племена, главным образом, туареги. Официальный язык — арабский, распространен французский язык. Государственная религия — ислам, подавляющее большинство населения — сунниты. В Северном Алжире живет более 95 % населения страны, главным образом на узкой прибрежной полосе и в массивах Кабилии. Городское население 56 %. Плотность 13, 8 чел/кв. км. Большие общины алжирских арабов имеются во Франции, Бельгии, США.

История

В 12 веке до н. э. на территории Алжира возникли финикийские поселения, в 3 веке — государство Нумидия. Нумидийский царь Югурта начал неудачную войну против Рима, после поражения Нумидия вошла в состав римской провинции Африка. В 7 веке сюда вторглись арабы и ассимилировали значительную часть населения. В 1-й половине 16 века Алжир перешел под власть Османской империи, но чисто по географическим причинам страна всегда была трудна для управления и местные правители (деи) считались лишь номинально вассалами турецкого султана. В результате захвата Францией г. Алжир (1830 г.) Алжир стал ее колонией (официально в 1834 г.). Французы создали процветающее сельское хозяйство, построили европеизированные города, но местное население не смирилось со второсортным положением. В результате национально-освободительной войны 1954–1962 года, возглавлявшейся Фронтом национального освобождения (ФНО, осн. в 1954 г.), Алжир в 1962 году добился независимости. Французы и значительная часть образованных арабов покинули страну. Около 20 лет ФНО пытался идти по пути строительства социализма. Конституция 1989 года провозгласила переход к многопартийной системе. На выборах 1992 года большинство голосов получили исламские фундаменталисты, но военное правительство аннулировало выборы. Исламисты продолжают вести вооруженную борьбу, устраивают резню и террористические акты, количество жертв насчитывается до 100 тысяч человек. Алжир активно приглашает иностранных специалистов, которые живут изолированно.

Экономика

Аграрная страна. Возделывают главным образом зерновые, виноград, овощи, фрукты. На экспорт производят вино. В полупустынных районах – сбор и первичная переработка травы альфа, идущей на производство лучших сортов бумаги. 95 % экспортных поступлений приносят доходы от продажи нефти и газа.

Денежная единица — алжирский динар.

Культура

Столица страны — древний город Алжир, раскинувшийся амфитеатром на холмах у одноименной бухты. Большинство зданий построено из светлого строительного материала, придающего городу нарядный вид. Своеобразна арабская касба в старой части города с причудливым беспорядком узких улиц и одноэтажных домов с плоскими крышами, стройными мечетями и другими зданиями в восточном стиле. Среди них выделяются построенные в 17 веке мечеть–усыпальница Сидд Абдаррахман и мечеть Джами-аль-Джадид. Другие крупные города — Оран, Аннаба, Константина.

Ссылки

Особенности системы государственного управления Республики Алжир

Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Алжир / Б. И. Миннибаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 522-524. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6731/ (дата обращения: 02.04.2024).

Конституция главенствует над всеми, она является основным законом, гарантирующим личные и общественные права и свободы, защищает право свободного выбора народа и придает законность исполнению государством своих полномочий. Она позволяет обеспечить юридическую защиту и контроль за действиями публичных властей в обществе, где господствуют законность и расцвет личности во всех ее проявлениях [3].

Ключевые слова: форма правления, форма государственного устройства, унитарное государство, республика, округ, Конституция, народ.

Алжир — государство в Северной Африке. По форме государственного устройства Республика Алжир является унитарным государством, состоящий из административно-территориальных делений, а именно из 48 провинций, которые свою очередь состоят из 553 округов и 1541 коммун.

Высшая законодательная власть в Алжирской Республике согласно Конституции ст. 98 осуществляется Парламентом, состоящим из двух палат — Национального народного ассамблеи и Совета нации [5, c. 28].

Национальная народная ассамблея (нижняя палата) состоит из 380 депутатов, избираемых всеобщими прямыми выборами на 5 лет. Совет нации (верхняя палата) включает 144 члена, срок полномочий которых — 6 лет, при этом каждые 3 года обновляется половина состава. 2/3 членов Совета нации избираются путем непрямых и тайных выборов из членов народных собраний коммун и областей (вилай), 1/3 назначается главой государства [5, с. 29]. На основании ст. 122, Конституции АНДР, Парламент осуществляет следующие полномочия:

— основополагающие права и обязанности граждан, в частности режим публичных свобод, защита личных свобод и обязанностей граждан;

— основные правовые нормы, относящиеся к статус личности и к семейному праву, в частности 6рак, развод, усыновление, дееспособность и права наследования;

— условия регистрации граждан;

— базовое законодательство о гражданстве;

— основные правовые нормы, касающиеся статуса иностранных граждан;

— правила, относящиеся к организации судебной системы и к созданию судебных учреждений;

— основные уголовные и уголовно процессуальные нормы, в частности определение преступлений и правонарушений, учреждение соответствующих наказаний любого характера, регулирование условий амнистии, экстрадиции и пенитенциарного режима;

— общие положения гражданского процесса и способы исполнения судебных решений;

— режим гражданско-правовых, торговых обязательств, а также обязательств по недвижимости;

— территориальное деление страны;

— принятие государственного плана;

— утверждение государственного бюджета;

— установление налогов, пошлин, такс и сборов любого рода, а также их ставок и стоимости объекта обложения;

— регламентация денежной эмиссии, а также банковского, кредитного и страхового режима;

— общие правила в сфере образования и научных исследований;

— общие правила, относящиеся к здравоохранению и народонаселению;

— общие правила, касающиеся права на труд, социальной защиты, права на профсоюзную деятельность;

— общие правила, касающиеся окружающей среды и обустройства территории;

— общие положения, относящиеся к защите флоры и фауны;

— защита и сохранение культурно-исторического достояния;

— общий режим лесов и пасторальных земель;

— общий режим вод;

— общий режим шахт и углеводородного сырья;

— основные гарантии государственных служащих и статус государственных служб;

— общие правила, относящиеся к сфере национальной обороны и использованию вооруженных сил гражданскими лицами;

— правила передачи собственности из государственного в частный сектор;

— создание учреждений различных категорий [3].

Глава государства и исполнительной власти является Президент Республики, избираемый всеобщим, прямым и тайным голосованием непосредственно гражданами сроком на 5 лет. Он может быть переизбран только однажды.

Для избрания на пост Президента Республики кандидат, согласно статья 73 Конституции АНДР, должен:

— иметь исключительно алжирское гражданство и происхождение;

— быть в возрасте не менее 40 лет ко дню избрания;

— пользоваться всеми гражданскими и политическими свободами;

— представить свидетельство того, что супруг кандидата является гражданином Алжира;

— подтвердить участие в революции 1 ноября 1954 года для кандидатов, родившихся до июля 1942 года;

— подтвердить неучастие родителей кандидата, родившегося после июля 1942 года, в актах, враждебных революции 1 ноября 1954 года;

— представить публичную декларацию о своем движимом и недвижимом имуществе в Алжире и за его пределами;

— другие условия предписаны законом [3].

Согласно Конституции (ст.77) Президент Республики осуществляет следующие права и прерогативы:

— является верховным главнокомандующим всех вооруженных сил Республики;

— является министром обороны;

— определяет и проводит внешнюю политику страны;

— председательствует в Совете министров;

— назначает главу правительства и прекращает его полномочия;

— подписывает президентские указы;

— обладает правом помилования, отсрочки и смягчения наказания;

— может обращаться к народу посредством референдума по любому вопросу, имеющему национальное значение;

— заключает и ратифицирует международные договоры;

— присуждает награды и почетные символы государства [3].

Кроме этого, в пределах своих полномочии на основании ст. 78 Конституции АНДР, Президент Республики назначает:

— на должности, предусмотренные Конституцией;

— на гражданские и военные должности в государстве;

— на должности, установленные в Совете министров;

— председателя Государственного совета;

— генерального секретаря правительства;

— управляющего Банком Алжира;

— руководителей органов безопасности;

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство. Глава Правительства в соответствии с Конституцией ст. 85 реализует следующие полномочия:

— перераспределяет функции между членами правительства с соблюдением положений Конституции;

— председательствует в Совете министров;

— следит за соблюдением законов и регламентов;

— подписывает исполнительные декреты;

— назначает на государственные должности, не нарушая положений статей 77 и 78;

— контролирует нормальное функционирование государственного аппарата [3].

Правительство разрабатывает собственную программу деятельности, которая должна быть одобрена Национальным народным ассамблеям. Правительство отвечает перед Национальным народным собранием и Президентом страны. Оно может быть отправлено в отставку как Президентом единолично, так и Парламентом, но окончательное решение об отставке принимает только Президент [5, с. 30]

Отдельный раздел главы Конституции АНДР, посвящен судебной власти, в котором отмечается, что «судебная власть является независимой, осуществляется в соответствии с законом и защищает общество и свободы и гарантирует всем и каждому сохранение их фундаментальных прав» (ст. 138, 139). «Судьи назначаются исполнительной ветвью власти и несут ответственность перед Высшим советом магистратуры (ВСМ) — специальным органом для управления судейским сообществом. ВСМ заседает под председательством Президента Республики. Он решает вопросы о назначении, перемещении и продвижении судьи по службе. ВСМ дает консультации по вопросам помилования, осуществляемого Президентом Республики» [5, с. 35].

1. Алжирская Народная Демократическая Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1983.

2. Алжир: Справочник. М., 1997.

3. Конституция Алжирской Народной Демократической Республики. [Электронный ресурс]. URL: http: http://worldconstitutions.ru/archives/53 (Дата обращения: 08.04.2013).

4. Ладыга Р. Г. История Алжира. XX век. М., 1999.

5. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. / Отв. ред. — д.ю.н., проф. А. Я. Сухарев. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. — 840 с.

6. Сапронова М. А. Политика и конституционный процесс в Алжире (1989–1999). М., 1999.

7. Bedjaoui M. Algeria // International En-cyclopedia of Comparative Law. Vol.1. 1972. P.A17–28.

Основные термины (генерируются автоматически): Президент Республики, Конституция АНДР, Совет министров, Алжир, глава Правительства, государственное устройство, исполнительная власть, обязанность граждан, судебная власть, унитарное государство.

Ключевые слова

форма правления, форма государственного устройства, унитарное государство, республика, округ, Конституция, народ.

Похожие статьи

Особенности системы государственного управления Республики.

Ключевые слова: Республика Македония, парламентско-президентская республика, Правительство, унитарное государство, Президент, Премьерминистр, Конституция. Государство на юго-востоке Европы, в южной части Балканского полуострова.

Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак

Ирак, президент Республики, парламентская республика, глава государства, Совет представителей, Президент Ирака, исполнительная власть, Конституция Ирака, Совет министров, какая-либо причина.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления.

Согласно ст. 3 Конституции 1997 г. Республика Польша является унитарным государством. В ст. 15 Конституции говорится о том, что территориальное устройство Республики Польша гарантирует децентрализацию публичной власти.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия.

Ключевые слова: исполнительная власть, правительство, парламент, президент, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия.

О форме государственного устройства России в широком.

Конституция РФ, государственная власть, Российская Федерация, государственное устройство, государственное устройство России, субъект федерации, Российское государство, политический режим, государство, узкая форма.

Государственная администрация в странах Южной Европы.

Премьерминистр обеспечивает единство Правительства и направляет действия его и государственного аппарата в целом на претворение в жизнь правительственной

Часть II «Устройство Республики» Конституции Италии 1947 г. содержит раздел III «Правительство».

Конституционные принципы правового государства в странах.

Конституция Греции в ст. 26 предусматривает осуществление законодательных функций Парламентом и Президентом Республики, закрепляя за последним и исполнительную власть совместно с Правительством. В ряде стран глава государства выведен за пределы.

Особенности системы государственного управления Республики.

президент Республики, конституция, Совет министров, Президент, исполнительная власть, Конгресс, Национальная Система Обороны, общее число членов Конгресса, Национальная Полиция, Национальный конгресс.

Развитие института лидерства в органах государственного.

Ключевое место в системе органов государственной власти Республики Казахстан занимает Президент РК — Глава государства. Глава государства выступает гарантом незыблемости Конституции, прав и свобод граждан.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

АЛЖИ́Р

Авторы: Д. В. Заяц (Общие сведения, Население, Хозяйство), В. В. Маклаков (Государственный строй), Л. А. Аксёнова (Природа), А. А. Зарщиков (Природа: геологическое строение и полезные ископаемые), И. Р. Леоненкова (Религия), Р. Г. Ланда (Исторический очерк), Т. К. Кораев (Исторический очерк: Алжир с 2004 г.), Г. А. Налётов (Вооружённые силы), А. Н. Прокинова (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), О. П. Побокова (Образование. Учреждения науки и культуры), А. В. Кудрявцев (Средства массовой информации), О. А. Власова (Литература), И. Д. Никифорова (Литература), Т. Х. Стародуб (Архитектура и изобразительное искусство), А. С. Шахов (Кино) Авторы: Д. В. Заяц (Общие сведения, Население, Хозяйство), В. В. Маклаков (Государственный строй), Л. А. Аксёнова (Природа), А. А. Зарщиков (Природа: геологическое строение и полезные ископаемые); >>

АЛЖИ́Р (арабское Эль-Джазаир, Аль-Джазаир), Алжирская Народная Демократическая Республика – АНДР (арабское Аль-Джумхурия аль-Джазаирия Демократия аш-Шаабия).

Алжир
Алжирская Народная Демократическая Республика

Государство в Северной Африке.
Территория — 2382 тыс. кв. км. Столица — г.Алжир.
Население — 30,77 млн. чел. (1999 г.), 80% — арабы, около 20% берберы.
Официальный язык — арабский.
Государственная религия — ислам, подавляющее большинство населения мусульмане-сунниты.
Алжир — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 48 вилай (провинций).
На протяжении своей истории Алжир находился под господством Карфагена, Рима, вандалов, Византии. В VII в. захвачен арабами. В начале XVI в. вошел в состав Османской империи. С 1830 по 1962 г. был колонией Франции. Национально-освободительная война, начатая 1 ноября 1954 г., завершилась провозглашением независимости Алжира в июле 1962 г.

Государственное устройство

Действует Конституция 1989 г. в редакции 1996 г. (третья по счету с 1963 г.).
Политическая система Алжира находится в процессе трансформации от однопартийного режима социалистической ориентации к многопартийной демократии, сочетающей ценности ислама и западного конституционализма. До 1989 г. единственной легальной партией в стране был созданный в 1954 г. Фронт национального освобождения (ФНО). После принятия в июле 1989 г. Закона о политических ассоциациях началась активная легализация партий различной ориентации. В январе 1991 г. состоялись первые в истории страны выборы в Парламент на многопартийной основе, на которых наибольшего успеха добились радикальные исламисты. Чтобы предотвратить полную исламизацию страны, военные совершили государственный переворот. Новое правительство аннулировало результаты выборов, запретило в 1992 г. главную организацию фундаменталистов — Исламский фронт спасения и ввело чрезвычайное положение. В ответ исламисты перешли к массовому террору против властей и партизанской войне. До 1997 г. страна существовала без парламента (часть его функций выполнял назначаемый орган).
В ноябре 1996 г. в ходе национального референдума в действующую Конституцию внесены изменения: расширены права главы государства (принятие законов между сессиями Парламента и в период чрезвычайного положения, утверждение финансовых законов и др.), создана вторая палата законодательного органа — Совет нации, запрещено формирование партий на религиозной, языковой, расовой, половой, корпоративной или региональной основе. В результате окончательно утвердилась такая форма правления, как суперпрезидентская республика. В июне 1997 г. состоялись всеобщие прямые выборы в нижнюю палату Парламента, в декабре того же года сформирована верхняя палата.
Законодательная власть в Алжирской Народной Демократической Республике (АНДР) согласно Конституции (ст.98) осуществляется Парламентом, состоящим из двух палат — Национального народного собрания и Совета нации. Конституция характеризует его не как высший орган государственной власти, а в качестве органа, осуществляющего только законодательную деятельность. В целом алжирский Парламент занимает подчиненное место в системе органов власти.
Национальное народное собрание (нижняя палата) состоит из 380 депутатов, избираемых всеобщими прямыми выборами на 5 лет. Совет нации (верхняя палата) включает 144 члена, срок полномочий которых — 6 лет, при этом каждые 3 года обновляется половина состава. 2/3 членов Совета нации избираются путем непрямых и тайных выборов из членов народных собраний коммун и областей (вилай), 1/3 назначается главой государства из «видных деятелей науки, искусства, экономической и социальной сферы». Президент имеет право роспуска нижней палаты.
В соответствии с французской концепцией «рационализированного парламентаризма» Конституция закрепляет перечень вопросов, по которым Парламент осуществляет законодательство. Это относится к таким вопросам, как основные права, свободы и обязанности граждан, включая вопросы гражданства, семейного законодательства, основ судебной системы, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, гражданского и торгового права, административно-территориального деления страны, бюджетно-финансового законодательства; законодательства в области здравоохранения, социальной защиты населения, защиты культурно-исторических ценностей и т.п. По ряду вопросов (выборы, партии, судоустройство и др.) Конституция предусматривает принятие органических законов.
Правом законодательной инициативы обладают депутаты и глава Правительства. Любой закон должен быть обсужден последовательно в нижней и верхней палатах. Принятие обычного закона требует простого, а органического — абсолютного большинства голосов депутатов нижней палаты. Ни один закон не может быть принят без одобрения его большинством в 3/4 Совета. Президент вправе в течение 30 дней вернуть законопроект для повторного рассмотрения в Парламент; в этом случае он должен быть утвержден 2/3 депутатов нижней палаты.
Важным полномочием Парламента является контроль за деятельностью Правительства. Национальное народное собрание может большинством в 2/3 депутатов принять резолюцию его порицания.
Глава государства и исполнительной власти — Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами сроком на 5 лет. Он может быть переизбран только однажды.
Президенту принадлежит ведущее место в политической системе страны. Согласно Конституции (ст.70) он воплощает единство нации, является гарантом Конституции, представляет государство в пределах страны и за рубежом и осуществляет «высшую власть в пределах, установленных Конституцией». Президент определяет в соответствии с Конституцией общую политику нации, как внутреннюю, так и внешнюю, руководит ею и осуществляет ее; может обращаться к народу посредством референдума по любому вопросу, имеющему национальное значение; возглавляет Совет министров; подписывает президентские декреты; заключает международные договоры; назначает и отзывает послов Республики в другие государства.
В сфере исполнительной власти Президент назначает главу Правительства и прекращает его полномочия; назначает на должности членов Совета министров и Генерального секретаря Правительства, управляющего Банком Алжира и др.; председательствует в Совете министров. Президент может назначить Вице-президента и передать ему часть своих полномочий. Кроме того, Президенту принадлежат полномочия по назначению судей, руководителей органов безопасности и органов местного самоуправления.
Президент является верховным главнокомандующим всех вооруженных сил Республики и одновременно занимает пост министра обороны. Он также возглавляет Высший совет безопасности. На его заседании, после консультаций с председателями обеих палат Парламента, Президент объявляет чрезвычайное или осадное положение на определенный срок.
Большими полномочиями Президент наделен в области законотворчества. Во время каникул Национального народного собрания или в период между сессиями Парламента Президент может прибегать к законодательной деятельности путем издания ордонансов.
Исполнительную власть под руководством Президента осуществляет Правительство. Совет министров состоит из Премьер-министра и министров, назначаемых и смещаемых Президентом. Президент председательствует в Совете министров, причем это полномочие не может быть им передано Премьер-министру, пост которого носит административный, а не политический характер.
Глава Правительства в соответствии с Конституцией представляет Президенту кандидатуры для назначения членов Правительства, распределяет обязанности между членами Правительства, председательствует на заседаниях Правительства, заботится об исполнении законов и других нормативных актов, осуществляет контроль за деятельностью всего государственного аппарата, подписывает принимаемые Правительством исполнительные декреты.
Правительство разрабатывает собственную программу деятельности, которая должна быть одобрена Национальным народным собранием. Правительство отвечает перед Национальным народным собранием и Президентом страны. Оно может быть отправлено в отставку как Президентом единолично, так и Парламентом, но окончательное решение об отставке принимает только Президент.

Правовая система

Правовая система Алжира носит смешанный характер, большинство отраслей законодательства основаны на французской правовой традиции, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом.
До 1830 г. в Алжире применялось только мусульманское право. Французское законодательство было как бы наложено на существовавшую правовую систему, в одних вопросах заменив мусульманское право, а в других действуя параллельно с ним как персональное право европейцев. Уже в 1834 г. в Алжире были приняты Гражданский и Торговый кодексы по французскому образцу.
После получения Алжиром независимости в 1962 г. французское право, за некоторыми изъятиями, оставалось в силе. Специальным законом от 31 декабря 1962 г. была предусмотрена возможность использования в Республике законодательства колониального периода, за исключением актов, противоречивших суверенитету алжирского народа и имевших колониальный и дискриминационный характер. В некоторых гражданско-правовых вопросах сохранялся дуализм французского и мусульманского права, что создавало большие проблемы для правоприменения.
Сильнейшее влияние на развитие алжирской правовой системы оказали социалистические идеи, причем как в арабо-мусульманской, так и советской трактовке. Первая Конституция Алжира, принятая в 1963 г., закрепила победу сторонников курса на социалистическую ориентацию и провозгласила существование в стране однопартийной системы. Единственной политической партией был объявлен ФНО, которому Конституция предоставила право определять всю национальную политику и даже осуществлять прямой контроль за деятельностью Правительства. На тех же принципах была построена Конституция 1976 г.
Помимо государственного права политика социалистической ориентации проявилась в сфере экономического, социального и трудового законодательства. В частности, весьма оригинальный характер носили эксперименты по созданию самоуправляющихся предприятий в промышленности и сельском хозяйстве (в 1971 г. принята Хартия социалистического управления предприятиями).
В 1960-1970-е гг. в Алжире проведена большая работа по принятию национального законодательства, постепенно заменившего старые французские кодексы. В 1966 г. приняты новые УК, УПК и ГПК, в 1975 г. — новый ГК и новая редакция УК. С июля 1975 г. в Алжире официально запрещено применение колониальных законов. Новое алжирское законодательство по-прежнему основывалось (в «классических» отраслях) на французских кодексах, значительно измененных в соответствии с социалистическими правовыми концепциями, в том числе заимствованными у СССР. В области семьи, брака и других вопросах личного статуса прочные позиции сохранились за мусульманским правом. В 1984 г. был принят Кодекс о семье, основанный на исламских принципах.
В конце 1980-х гг. в развитии правовой системы Алжира наметился новый коренной поворот, связанный с отказом от прежних установок в пользу идеологического и политического плюрализма. В Конституции 1989 г. в отличие от предыдущей (1976 г.) отсутствуют положения о социалистическом выборе, руководящей роли партии (ФНО), примате государственной собственности над частной. В первые в истории страны предусмотрен принцип разделения властей, закреплена многопартийная система. Одновременно наметился отказ от жесткого хозяйственного планирования и искусственного ограничения частного капитала. Все это означало восстановление в правовой системе Алжира фундаментальных принципов, характерных для романо-германской правовой семьи. При этом новое конституционное и иное законодательство Алжира в значительной мере воспроизводит французские модели, что свидетельствует о сохранении тесных связей между двумя правовыми системами.
Тем не менее процесс возвращения Алжира в лоно европейской правовой культуры имеет строго определенные рамки. Конституция запрещает «любую деятельность, противоречащую нормам исламской морали».
Основным источником права в АНДР являются законодательные и другие нормативные правовые акты. Иерархия актов включает Конституцию, органические законы, обычные законы Парламента, декреты Президента, исполнительные декреты Правительства, подзаконные акты других органов власти.
В Алжире существует институт чрезвычайного законодательства. Во время каникул Национального народного собрания или в период между сессиями Парламента Президент может издавать законы (ордонансы), которые должны быть представлены для утверждения обеими палатами Парламента на ближайшей сессии. Президент вправе издавать такие законы на заседаниях Совета министров в период чрезвычайного положения.
Согласно ст.132 Конституции ратифицированные Парламентом международные соглашения превосходят по юридической силе законы.
По вопросам личного статуса в качестве субсидиарного источника права применяются нормы шариата, к которым следует обращаться в случае «молчания» закона.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Частное право Алжира сохраняет смешанный характер; в нем тесно переплетаются элементы романо-германской и мусульманской правовых культур.
До 1975 г. в Алжире действовал Французский гражданский кодекс 1804 г. В 1975 г. в стране принят собственный ГК, согласно которому все вопросы, относящиеся к наследованию и завещанию, регулируются по мусульманскому праву и изданным в соответствии с ним законам. Кроме того, в гражданском праве Алжира допускается субсидиарное применение норм мусульманского права в случаях, не урегулированных законом. Наконец, сам ГК закрепил в своих статьях ряд положений шариата: о злоупотреблении правом, непредвиденных обстоятельствах, аренде земли, переводе долга и др.
ГК Алжира состоит из 4 книг (1003 статьи). Книга первая (общие положения) освещает вопрос о действии закона во времени и пространстве, в ней говорится также о физических и юридических лицах. Книга вторая составляет основную часть Кодекса (ст.53-673), она посвящена обязательственному праву; книги третья и четвертая говорят о вещных правах. Характерная черта алжирского Кодекса состоит в том, что положения об обязательственном праве предшествуют основному институту гражданского права — праву собственности. Отличие алжирского Кодекса от ГК других арабских стран заключается в том, что в нем содержится раздел (хотя и краткий) о физических и юридических лицах. В главе о физических лицах говорится о приобретении правоспособности, о регистрации актов рождения и смерти, об имени и фамилии, об изменении имени, о родственных связях, о местожительстве, о дееспособности и т.д. Положение юридических лиц Кодекс регулирует еще более кратко — всего четырьмя статьями. Статья 49 содержит перечень таких лиц (государство, вилаи, коммуны, предприятия, некоторые учреждения, кооперативы, объединения лиц, признанных законом юридическими лицами).
Семейные отношения регулируются не ГК, а отдельным Кодексом о семье 1984 г., основанном на исламских нормах. Развод допускается по требованию любого из супругов. Помимо собственно семейных Кодекс 1984 г. регулирует отношения наследования, дарения, вакфы. В отношении последних действует также специальный закон.
Развитие экономического законодательства в Алжире на протяжении 1960-1970-х гг. протекало в рамках концепций социалистической ориентации. В независимом Алжире были национализированы природные ресурсы, промышленность, транспорт и банки. Главенствующие позиции в экономике занял госсектор (около 80% ВВП). Введено государственное планирование экономического развития. В то же время алжирское законодательство этого периода допускало и охраняло частную собственность, «если она способствует развитию страны и является общественно полезной» (ст.16 Конституции 1976 г.). В отношении частного сектора применялся Французский торговый кодекс. Частные инвестиции регулировались также Инвестиционным кодексом 1966 г.
В 1960-1970-е гг. были приняты многочисленные декреты и ордонансы, посвященные вопросам управления государственными предприятиями и производственного самоуправления трудящихся (в частности, Ордонанс АНДР 1971 г. о социалистическом управлении предприятиями).
С конца 1980-х гг. руководство Алжира приступило к переводу хозяйства на рельсы рыночной экономики. В рамках реформ расширяется самостоятельность государственных предприятий (Закон о государственных экономических предприятиях 1988 г.), предусматривается передача части из них в акционерную и частную собственность. Проводится в жизнь политика активного привлечения зарубежных капиталов. Сняты ограничения на иностранные инвестиции, включая вывоз прибыли, принято решение о допуске зарубежного капитала в нефтегазовую промышленность.
В результате проведения в 1988 г. аграрной реформы государственные хозяйства социалистического типа распущены; на их основе создано около 22 тыс. мелких кооперативов. Часть земель передана крестьянам-единоличникам.
Трудовое право после 1962 г. развивалось также под сильным влиянием социалистических концепций. В годы независимости проведены 3 серьезные реформы трудового законодательства. Первая — известные декреты о рабочем самоуправлении в марте 1963 г., создавшие сектор управляемых трудящимися предприятий и сельскохозяйственных поместий с демократическими принципами управления и оплаты труда. Вторая крупная реформа в начале 1970-х гг. (период углубления и радикализации алжирской революции) выразилась во введении принципа «социалистического управления производством» — два ордонанса от 16 ноября 1971 г.: о социалистическом управлении предприятиями и о коллективных трудовых отношениях в частном секторе. Наконец, третья реформа носила комплексный характер: 5 ордонансов и 4 декрета от 29 апреля 1975 г. внесли изменения в регулирование рабочего времени, заработной платы, порядка рассмотрения трудовых конфликтов и др. В 1978 г. одобрен Закон о статусе трудящихся, который закрепил ряд принципов (например, «от каждого по способностям, каждому по труду») и детализировал как права трудящихся и профсоюзов, так и их обязанности в деле укрепления трудовой дисциплины, повышения производительности труда и эффективности производства.
Гражданский процесс в АНДР регулируется ГПК 1966 г., который ввел суммарный процесс по всем гражданским делам, установив при этом обязательную предварительную стадию примирения. Упрощение гражданского процесса в АНДР непосредственно связано с попыткой отойти от традиционного буржуазного принципа состязательности, согласно которому суд вправе выносить решение по делу только на основе материалов, представленных ему сторонами, а бремя доказывания полностью лежит на сторонах процесса. В Алжире судья из фактического арбитра превратился в активного участника процесса, наделенного большими полномочиями в области сбора и оценки доказательств как на стадии досудебной подготовки дела, так и в судебном заседании.

Уголовное право и процесс

До 1963 г. в Алжире действовал УК Франции 1810 г., который формально был утвержден в качестве алжирского Кодекса Ордонансом от 14 октября 1963 г. В настоящее время основным источником уголовного права Алжира является УК 1966 г. Он во многом сходен с УК Франции, но имеет и существенные отличия по содержанию и форме. Алжирский Уголовный кодекс сохраняет французскую трехчленную классификацию преступных деяний на преступления, проступки и нарушения. В то же время УК 1966 г. фактически делится на Общую и Особенную части (этого деления не было в УК Франции 1810 г.); положения Общей части изложены в нем с большей стройностью и последовательностью, нежели в бывшем французском УК. В частности, достоинством УК Алжира является то, что в Общей части рассматривается ряд институтов уголовного права (необходимая оборона, исполнение приказа и т.п.), которые в УК Франции 1810 г. были помещены среди статей Особенной части.
В УК 1966 г. использована общая теория социальной защиты, применены некоторые доктрины современной уголовной политики (например, меры безопасности, индивидуализация наказаний), которых не было в прежнем французском УК. В отличие от уголовного законодательства многих арабских стран УК 1966 г. практически не испытал влияния мусульманского права. Неоднократные попытки включить в него нормы мусульманско-правового характера пока не получили поддержки. Тем не менее УК 1966 г. неоднократно дополнялся и изменялся в целях «алжиризации».
Особенная часть УК Алжира состоит из третьей и четвертой книг. Третья книга посвящена определению ответственности за различные преступления и проступки: раздел 1 — преступления и проступки против публичных интересов; раздел 2 — преступления против частных интересов (этот раздел, в свою очередь, состоит из трех глав: преступления против личности, против семьи и нравственности, против собственности); раздел 3 преступления и проступки против самоуправляющихся предприятий. Четвертая книга предусматривает различные виды нарушений. В алжирском Кодексе усилена уголовная ответственность за преступления против народно-демократического государства, за посягательства на интересы национальной экономики; используется арабская трактовка отцеубийства, введен новый состав преступления о пособничестве при самоубийстве, имеется раздел о преступлениях против самоуправляющихся учреждений и предприятий.
По Уголовному кодексу смертная казнь предусматривается более чем за 30 преступлений. Это ряд преступлений против государственной безопасности, такие, как измена и шпионаж; хищения, причиняющие серьезный ущерб высшим интересам нации; некоторые преступления против личности и имущества, например преднамеренное убийство; насилие при совершении другого преступления; вооруженный грабеж и поджог.
В соответствии с алжирским Кодексом военной юстиции смертная казнь предусмотрена также за различные воинские преступления и за преступления, совершенные военнослужащими в военное время.
Уголовный процесс в АНДР следует европейской континентальной модели и формально основывается на международно признанных принципах и стандартах.
Согласно Конституции (ст.48) в области уголовного расследования предварительное заключение находится под судебным контролем, задержание без санкции суда не может превышать 48 часов. Специальный антитеррористический закон 1992 г. допускает задержание (до предъявления обвинения) сроком до 12 дней. Система освобождения до суда под залог отсутствует, но задержанный может быть освобожден, если это не будет, по мнению суда, угрожать нормальному ходу судопроизводства.
Адвокаты имеют право доступа к своим клиентам в любое время при визуальном надзоре охраны. Обвиняемые могут представить свидетелей и доказательства. Судебные процессы публичны, обвиняемые имеют право апелляции. Алжирская ассоциация юристов обеспечивает юридическими услугами обвиняемых, не способных оплатить их за собственный счет.
В Алжире не существует суда присяжных. Серьезные уголовные дела рассматриваются в провинциальных судах коллегией из 3 профессиональных судей и 4 народных заседателей.
Негативное воздействие на соблюдение прав обвиняемых оказывает наличие в Алжире особых судов с упрощенными процедурами (суды государственной безопасности до 1989 г., антитеррористические суды с 1992 г.). В частности, в таких судах предусмотрено некоторое ограничение права на защиту.

Судебная система. Органы контроля

Согласно Конституции (ст.138) судебная власть независима. Правосудие осуществляется судьями, а также народными заседателями в предусмотренных законом случаях.
Новая редакция Конституции, принятая в 1996 г., предусмотрела иную организацию судебной системы Алжира, во многом скопированную с французской. В частности, предусмотрено создание Государственного совета для контроля за деятельностью администрации и Высшего государственного суда для рассмотрения актов, которые могут быть квалифицированы как измена со стороны Президента Республики, а также для рассмотрения преступлений, совершенных главой Правительства при выполнении им своих функций.
Систему общих судов возглавляет Верховный суд, который обеспечивает единообразное применение законов во всех частях страны. В его составе имеются специальные отделения для различных категорий дел (гражданских и коммерческих, социальных и трудовых, уголовных). Суд имеет апелляционную власть по решениям суда более низкого уровня. Верховный суд может проверять решения нижестоящих судов только по вопросам процедуры, но не по существу спора. Отмененные решения возвращаются в нижестоящие суды для пересмотра дела.
Среднее звено образуют провинциальные суды, рассматривающие апелляции на приговоры местных трибуналов, а также более серьезные уголовные дела по первой инстанции. Местные трибуналы, составляющие низовое звено судебной системы, рассматривают по первой инстанции гражданские споры и менее серьезные уголовные дела.
Военные суды рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и преступлениях против национальной безопасности (шпионаж). Они состоят из трех гражданских судей и двух военных судей. Один из гражданских судей председательствует.
В декабре 1992 г. были учреждены специальные антитеррористические суды с гражданскими судьями, рассматривающие дела, непосредственно связанные с терроризмом.
В отличие от большинства арабских стран в Алжире отсутствуют специальные шариатские суды, которые были упразднены в 1963 г.; мусульманское право применяется местными трибуналами.
Государственный совет является высшим органом в системе административной юрисдикции.
Трибунал конфликтов разрешает споры о компетенции между Верховным судом и Государственным советом.
Судьи назначаются исполнительной ветвью власти и несут ответственность перед Высшим советом магистратуры (ВСМ) — специальным органом для управления судейским сообществом. ВСМ заседает под председательством Президента Республики. Он решает вопросы о назначении, перемещении и продвижении судьи по службе. ВСМ дает консультации по вопросам помилования, осуществляемого Президентом Республики.
Специальным органом конституционного контроля в Алжире является Конституционный совет (КС), модель которого также заимствована у Франции. Он состоит из 9 членов, 3 из которых (в том числе председатель) назначаются Президентом Республики, по два избираются Национальным народным собранием и Советом нации, по одному — Верховным судом и Государственным советом. Срок полномочий всех членов КС — 6 лет без права повторного назначения или избрания.
Помимо собственно контроля за конституционностью нормативных актов и международных соглашений КС проверяет законность референдума, президентских и парламентских выборов и объявляет их результаты. Если КС полагает, что норма законодательного или иного правового акта неконституционна, она теряет силу с момента принятия решения Советом. Признанное неконституционным соглашение не может быть ратифицировано.

Литература

Алжирская Народная Демократическая Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1983.
Алжир: Справочник. М., 1997.
Ладыга Р.Г. История Алжира. XX век. М., 1999.
Сапронова М.А. Политика и конституционный процесс в Алжире (1989-1999). М., 1999.
Bedjaoui M. Algeria // International En-cyclopedia of Comparative Law. Vol.1. 1972. P.A17-28.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *