Из какого гранита сделана александровская колонна
Перейти к содержимому

Из какого гранита сделана александровская колонна

  • автор:

Всё про Александровскую колонну в Санкт-Петербурге

Александровская колонна в Санкт-Петербурге — одна из самых известных достопримечательностей города и самый высокий монумент в мире, сделанный из цельного гранита. Композицию Триумфальной Арки Главного штаба на Дворцовой площади гармонично дополняет Александровская колонна в Петербурге, она находится она под управлением Государственного Эрмитажа.

Где находится Александровская колонна в Санкт-Петербурге и как добраться до монумента

Памятник расположен в самом центре Северной столицы, адрес Александровской колонны в Санкт-Петербурге следующий: Дворцовая площадь, координаты: 59°56’21.0″N 30°18’56.7″E.

До Александровского столпа можно добраться на метро, автобусе и троллейбусе. Ближайшая к ней станция метро — «Адмиралтейская», Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге находится от нее на расстоянии 300 метров. Немного дальше расположены станции «Невский проспект» и «Гостиный двор».

На расстоянии 250 метров к западу от Дворцовой площади находится остановка автобусов и троллейбусов «Дворцовая набережная». До нее можно доехать на таком транспорте:

  • от площади Восстания (ж/д Московский вокзал) — на автобусе № 7 и троллейбусе № 11;
  • Балтийского ж/д вокзала — на автобусе № 10.

Остановка «Метро Адмиралтейская» расположена в 320 метрах от памятника, до нее можно добраться:

  • от станции метро «Чернышевская» (мимо площади Восстания) — на автобусе № 22;
  • Казанского собора — на троллейбусе № 17.

Цена билета на метро — 55 руб., автобус и троллейбус — 50 руб.
От ж/д вокзалов до памятника на автомобиле ехать нужно по таким улицам:

  • Шкапина, Измайловский и Невский проспекты — от Балтийского вокзала;
  • мимо площади Восстания через Невский проспект и набережную реки Мойки — от Московского вокзала.

Стоимость проезда на такси от площади Восстания до монумента — около 200 рублей.

Почему именно Дворцовая площадь

Местом установки Александрийского столпа, как называют монумент жители города на Неве, была выбрана Дворцовая площадь неслучайно. Каждому петербуржцу известна информация о том, на какой площади стоит Александровская колонна, а вот почему она находится именно там, знают немногие. Данное место было выбрано с целью создания лучшего вида на памятник из окон царского дворца.

В честь какого события установлен памятник

Александровский столп был возведен в 1834 году по указанию императора Николая I в честь памяти о победе Александра I над французской армией Наполеона. Памятник символизирует победу всего русского народа в Отечественной войне 1812 года.

История создания Александровской колонны

Николай I в 1929 году объявил о начале конкурса среди проектов на строительство памятника, победу одержал архитектор Огюст Монферран. Строительство Александрийского столпа продолжалось 5 лет, и 11 сентября 1834 года памятник был полностью готов. До конца XX столетия косметическая реставрация монумента была проведена 5 раз, однако на этом история Александровской колонны в Санкт-Петербурге не заканчивается, поскольку последняя реставрация прошла в 2003 году.

Победа над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 г., в честь чего установлена Александровская колонна, произошла в период царствования Александра I. Поэтому памятник был назван его именем.

Архитектор Александрийского столпа

Огюст Монферран (настоящая фамилия Рикар), архитектор XIX столетия, родился в Шайо (Франция) в 1786 году, а умер в Петербурге в 1858 году. Помимо столпа еще одним из главных творений зодчего в Северной столице является Исаакиевский собор.

Как делали фундамент под монумент

Не менее 1250 свай из сосны длиной по 6 метров каждая были вбиты в дно котлована, на них уложили гранитные плиты. На фундамент был поставлен пьедестал весом 400 тонн. Потом его объединили с фундаментом специальным раствором (цемент с водкой и мылом). Столп установлен на гранитном основании лишь под давлением своей силы тяжести, она не имеет никаких особых опор.

Как устанавливали колонну

Для того чтобы поднять огромный монолит, потребовалось построить особые леса с механизмами для передвижения грузов. В качестве проекта лесов были использованы идеи Августина Бетанкура при строительстве Исаакиевского собора.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! На картине художника Григория Гагарина изображено строительство памятника (Александровская колонна) в 1832 г.

Около 2000 солдат и 400 разнорабочих смогли возвести памятник менее, чем за пару часов.

Торжественное открытие памятника

В этот день на Дворцовую площадь прибыл государь с семьей со стотысячным войском и тысячи жителей города. Для того, чтобы информация о создании памятника и о том, в каком городе находится Александровская колонна, стала известна за рубежом, на ее открытие были приглашены дипломаты.

Сначала около Александровского столпа было проведено праздничное богослужение, потом прошел военный парад войск, принимавшие участие в сражениях с армией Наполеона.

Описание памятника

В Александровской колонне был воспроизведен тип триумфального сооружения эпохи Античности — знаменитого монумента Трояна в Риме, использован стиль ампир и прием древней архитектуры, при котором диаметр уменьшается снизу вверх, поэтому создается эффект стройности.

Памятник состоит из пьедестала и колонны, которую завершает скульптура ангела, внешне напоминающего Александра I. Александрийский столп сделан выше Вандомской колонны в Париже, Помпея в Александрии, Трояна в Риме.

Александровская колонна в цифрах

Общая высота памятника — 47,5 метра, из них 25,6 метра — высота самой Александровской колонны. Вес монумента — 600 тонн. Нижний диаметр — 3,66 метра, а верхний — 3,19 метра.
Высота ангела — 4,26 метра, а крест, который он держит в руках, — 6,4 метра. Высота пьедестала — 4,25 метра.

Барельефы пьедестала

В основании Александровской колонны — постамент из каменных гранитных блоков, украшенный бронзовыми барельефами и надписью «Александру I — благодарная Россия» в руках двух крылатых женщин. На пьедестале находятся изображения всевидящего око, под которым установлены двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды.

На барельефах ниже — аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия, Мудрости и Изобилия. На каждом барельефе видны античные щиты, шлемы, а также шкуры медведя и льва, фигуры женщины и старика, символизирующие реки Вислу и Неман. Именно они сыграли главную роль в победе русских над армией Наполеона.

Этот барельеф самый важный, поскольку на него падает вид из Зимнего дворца.

Колонна и скульптура ангела

Столп выполнен из красного гранита, а фигура ангела — из полированного розового гранита. Ангел держит в руках крест, а правую руку поднимает к небу. Ангела создал скульптор Борис Орловский. Изящество позы ангелы он заимствовал у русских балерин. Фигура ангела с крестом означает, что Россия разбила власть Наполеона и установила мир для всех европейских стран.

Ограда и окружение памятника

Александровская колонна окружена декоративной бронзовой оградой высотой около 1,5 метра. Ограду украшают 136 двуглавых орлов и 12 трофейных французских пушек.

Монумент находится в окружении Зимнего дворца, Здания штаба и Гвардейского корпуса, Триумфальной арки.

Истории и легенды Александровской колонны

Несколько увлекательных историй связаны с данным памятником:

  • для проведения парада в честь открытия памятника был специально возведен Певческий мост;
  • день праздничного открытия Александрийского столпа была подобрана неслучайно — в эту дату были доставлены в Петербург мощи Александра Невского, которого многие считают покровителем города на Неве;
  • в революционные годы появилось негативное отношение к памятнику: на праздниках ангела покрывали красной тканью или прятали за шарами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Среди петербуржцев есть обычай, связанный с молодоженами. У пары в будущем появятся столько детей, сколько раз жених сможет пронести на руках молодую супругу вокруг памятника.

У каждого человека, собирающегося посетить СПб., Александровская колонна должна войти в обязательный перечень мест для осмотра. Монумент — гордость и символ города, который воплощает в себе мощь и непобедимую силу русской армии.

Читайте также:

  • Всё про поселок Марьино в Крыму
  • Какой язык в Иране?
  • «Победа» начнет летать из Челябинска в Ларнаку
  • Топ 5 пятизвездочных отелей с аквапарком в Шарм-эль-Шейхе
  • Город Анталья на берегу моря недорого

Из какого гранита сделана александровская колонна

Официальный сайт предприятия ЗАО «Антик»

производителя ритуальных памятников

и строительной продукции из гранита

Звоните с 9:00 до 21:00, без выходных

Ритуальная продукция из гранита

  • Эксклюзивные памятники
  • Элитные памятники
  • Мемориальные комплексы
  • Памятники для военных
  • Витражные памятники
  • Европейские и католические памятники
  • Одинарные памятники
  • Двойные памятники
  • Фигурные памятники
  • Стандартные памятники
  • Гранитные кресты на могилу
  • Детские памятники
  • Литьевая скульптура на могилу
  • Мраморная скульптура на могилу
  • Скульптура из гранита
  • Памятники из мрамора
  • Памятник — скала, памятники в виде глыбы, валуна; обаполы на могилу
  • Памятники в форме сердца
  • Памятники в виде деревьев
  • Памятники в виде книги
  • Одинарные памятники с крестом
  • Двойные памятники с крестом
  • Памятники из габбро
  • Гранитные таблички на могилу
  • Гранитные ограды и цветники
  • Памятники оптом
  • Цены на памятники ОПТ
  • Галерея камня
  • Виды памятников

Художественное оформление

  • Итальянская фотокерамика-фарфор
  • Итальянское фотостекло-фотокристалл
  • Портрет в стекле на памятник, Украина
  • Фотокерамика-керамогранит, Украина
  • Способы крепления фотостекла / портрета в стекле
  • Гравировка на памятниках

Услуги и полезная информация

  • Купить место на Байковом кладбище (колумбарий)
  • Купить место на Лесном кладбище
  • Колумбарная стена. Стена для урн с прахом в Киеве
  • Откосы колумбарий Байковое кладбище
  • 3D моделирование памятников
  • Заказать памятник или услугу онлайн
  • Художественная ретушь и реставрация портретов
  • Изготовление гранитных памятников
  • Полезная информация
  • Кладбища Киева и области
  • Политика Конфиденциальности

Декор и комплектующие

  • Погребальные урны для праха
  • Итальянский ритуальный декор
  • Гранитные вазы и лампады
  • Гранитные шары
  • Гранитные колонны
  • Гранитные балясины
  • Гранитные столы и лавки
  • Металлические ограды на могилу
  • Металлические столы и скамейки

Строительная продукция

  • Цены на строительную продукцию
  • Облицовочная плитка
  • Ступени
  • Бордюры
  • Плита мощения
  • Брусчатка
  • Столешницы
  • Подоконники
  • Лестницы
  • Плитка скала

Акции и скидки

  • Акции памятники
  • Акции строительные изделия
  • Памятники в наличии

Специальное предложение

Купить место на Байковом кладбище, Колумбарий, Киев

Обратная связь

Статьи

Памятники из гранита

Шедевры мировой архитектуры

  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07
  • 08
  • 09
  • 10

Главная Шедевры мировой архитектуры Александровская колонна — крупнейшая колонна из цельного гранита

Александровская колонна

В центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге возвышается Александровская колонна – самая высокая триумфальная колонна в мире, изготовленная из цельного камня. Благодаря «легкой руке» Пушкина она также известна под названием «Александрийский столп». Монумент был возведен в 1834 году в ознаменование победы России над Наполеоном. Колонна получила свое название в честь российского императора Александра I, царствовавшего во время Отечественной войны 1812 года.

Александровская колонна была создана по проекту архитектора Огюста Монферрана, а фигура ангела на его вершине – скульптором Б. Орловским. Ангел, попирающий крестом змею, символизирует мир и покой, который пришел в Европу вместе с победой над Наполеоном. Барельефы на пьедестале Александровской колонны прославляют российских воинов, символизируя их отвагу. На них в аллегорической форме изображены Слава и Победа, Процветание и Мудрость, Правосудие и Мир.

Ствол Александровской колонны представляет собой монолит из красного гранита, привезенный из Пютерлакской каменоломни близ Выборга. Решение сделать колонну из цельного куска гранита повлекло за собой довольно непростую и тяжелую работу. Глыба длиной почти 50 м и толщиной около 7 м была отколота от скалы, а затем доставлена в Петербург на специальном судне, буксируемом двумя пароходами. Готовую колонну весом 600 тонн и высотой 47,5 м устанавливали на постамент с помощью специальных лебедок и канатов из самой лучшей пеньки, при этом держится она только за счет собственного веса и идеально рассчитанной конструкции. Сам постамент стоит на 1250 сосновых сваях длиной по 6 метров каждая.

Внешний вид Александровской колонны напоминает триумфальные сооружения Античности, на протяжении почти двух веков восхищая лаконичностью формы, четкостью пропорций и красотой силуэта.

Александрийский столп

Удивительная по простоте, но тем и поражающая, колонна на Дворцовой площади – самое высокое триумфальное строение в мире. Среди подобных ему равных нет.

Архитектор Монферран создал её по заказу Николая Первого, желавшего увековечить память о победе его брата, Александра Первого, в сражении с Наполеоном.

В 1834 году по проекту Монферрана в самом центре площади установили колонну из розового гранита высотой 47,5 метров. Это высота колонны со статуей, установленной на её вершине.

Розовый гранит, из которого изготовлена колонна, был добыт под Выборгом в Пютерлакской каменоломне, но первоначально из него предполагали сделать одну из колонн Исаакиевского собора.

Обнаружив, что длина монолита значительно превышает необходимую, решили не портить его и пустить на что-нибудь более внушительное.

Для доставки в Петербург в 1832 году сконструировали специальную баржу. Александрийский столп, кроме своих размеров, уникален еще и тем, что стоит ничем не закрепленный и не поддерживаемый. В вертикальном положении более полутора веков его удерживает собственный вес и расчеты талантливого архитектора. А вес его – ни много ни мало 600 тонн.

Невероятно в этом не столько то, что колонна не падает (ее основание достаточно широко), а то, что фундамент за полтора столетия не дал усадку, и не произошло отклонения от вертикали.

Работы по монтажу прошли быстро. В вертикальное положение её подняли чуть больше, чем за полтора часа. Задействованы в операции были без малого 2,5 тысячи солдат и рабочих.

В качестве рычагов (по совету Архимеда) использовали 1250 сосновых бревен.

Годы постройки памятника — 1830-1834.

Зная о том, что столб ничем не закреплен, горожане, особенно дамы, первое время побаивались приближаться. А вдруг гениальные расчеты оказались где-то неверны и обелиск все-таки упадет?

Огюст Ришар Монферран, чтобы развеять все сомнения жителей, каждое утро, вплоть до самой смерти, начинал день с утренней прогулки по Дворцовой площади вокруг колонны. Но столп не упал до сих пор, а ведь прошло уже более 170 лет. Он пережил даже вражеские бомбежки, хотя снаряды падали в непосредственной близости от него.

Александровскую колонну венчает фигура ангела работы бывшего крепостного скульптора Бориса Орловского.

Левая рука ангела держит классический латинский крест, а правая вознесена к небу. Голова наклонена вниз, и взгляд устремлён на землю.

Пьедестал украшен военным орнаментом. Бронзовые барельефы на пьедестале изображают воинские доспехи и русское оружие.

При строительстве фигура была закреплена металлическим прутом, который впоследствии по недосмотру удалили.

Только в 2002 году реставраторы обнаружили, что ангел, как и колонна, держится за счёт своего веса.

Вокруг поставлен декоративный чугунный забор, оконечности которого венчают небольшие фигурки двуглавых имперских орлов.

Периодически этих орлов ломают и воруют, что свидетельствует об определенном мозговом уровне части горожан.

На этот случай в запасниках лежат несколько готовых копий, которые быстро заменяют выбывших из строя.

Александровская колонна размеры и вес:

  • Общая высота — 47,5 метров.
  • Высота монолитной части — 25,6 метров
  • Высота пьедестала — 2,85 метра
  • Высота фигуры ангела — 4,26 метра
  • Высота креста — 6,4 метра
  • Нижний диаметр колонны -3,5 метра
  • Верхний диаметр колонны — 3,15 метра
  • Размер пьедестала — 6,3 х 6,3 метра
  • Размеры ограды — 16,5 х 16,5 метров
  • Общий вес сооружения — 704 тонны
  • Вес монолита около 600 тонн
  • Общий вес ангела с основанием наверху колонны — около 37 тонн
Как добраться:

Дойти до Дворцовой площади и найти ее центр.

Если не получится с первого раза — спросить прохожих

Александрийский столп – история, строительство, легенды

Александрийский столп (Александровский, Александринский) – памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб — это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника — 47,5 метров, гранитного монолита — 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону.

Начнем с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария — веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой «1830 год», а также закладную доску со следующим текстом:

«В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда».

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

«При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар». Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; «Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор. «

Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал «Ура!» А восхищенный император произнес: «Монферран, Вы себя обессмертили!»

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – колонна покачивается.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил «резной мастер» Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую «с трёхглавыми орлами под фонарями», проект которой Монферраном был составлен заранее.

источник
Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

«В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом».

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника «Петру I — Екатерина II», Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент «Столб Николая I Александру I», что сразу же дало жизнь каламбуру: «Столб столба столбу».

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история — министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква «N».

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: «Simens». При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд )))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так ))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать.

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: «Юрий Гагарин! Ура!»

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *