Гефсиманский черниговский скит где находится
Перейти к содержимому

Гефсиманский черниговский скит где находится

  • автор:

Гефсиманский Черниговский скит Троице-Сергиевой лавры скит ставропигиального мужского монастыря

Гефсиманский Черниговский скит Троице-Сергиевой лавры

Во дворе Черниговского Гефсиманского скита, там, где земля не покрыта асфальтной плиткой, появились первые проталины и из-под толстого слоя снега выглядывает зеленая трава. Покрытая тонкими льдинками, она и не думает замерзать, возвещая приход весны раньше жаворонков.

Возле деревянной, темной, чудом сохранившейся келии преподобного старца Варнавы каждый год распускаются бело-голубые подснежники – целая опушка! А под вековыми елями белочка живет. Сколько лет она там обитает – неизвестно. Но всегда одна, всегда быстрая и пушистая.

Вокруг монастыря, за красно-кирпичной стеной, украшенной витиеватыми башнями с ангелочками наверху, возвышается стройный, смешанный, в основном, еловый Гефсиманский лес. Если смотреть с высоты колокольни, то лес кажется густым и непроходимым. И тянется на многие километры до самого горизонта. От свежести морозного, но пахнущего уже по-весеннему талой землей воздуха немного кружится голова и радостью наполняется сердце. Как прекрасны окрестности Радонежские! Не зря в свое время здесь любили отдыхать цари. И даже строили дома для себя и придворных. Совсем близко от скита находится небольшое, но очень красивое озеро «Екатерининский пруд», названное так, видимо, в честь царицы.

Свое нынешнее название скит получил от слияния двух подворий Троице-Сергиевой Лавры: Черниговского монастыря и Гефсиманского скита. Разделительной границей между ними были Гефсиманские пруды, которые и сейчас находятся на своем месте. Когда-то эти две обители соединялись подземным проходом, проложенным под озером, чтобы монахи с другой стороны озера могли быстро и незаметно проходить на службу в подземный храм. Часть этого подземного строения сохранилась, и насельники, несущие сейчас послушание экскурсовода, с удовольствием показывают его паломникам. Удалось восстановить Черниговский монастырь, храмы и постройки которого частично сохранились и были переданы верующим. А вот от Гефсиманского скита осталось совсем немного – всего два здания, но они еще не принадлежат Лавре.

Скиту возвращена только третья часть занимаемой когда-то земли и строений. Внутри древней церковной ограды бок о бок с монахами на их исконной территории находятся два непрошенных хозяина: Центральный физико-технический институт Министерства обороны и интернат для детей – инвалидов. Когда будет решен вопрос о их переселении, пока неизвестно, но обещания есть. Первые здания монастырю были переданы 12 лет назад и сразу начались восстановительные работы, которые продолжаются и доныне.

Отремонтирован центральный пятиглавый собор. Этот храм настолько прекрасен, что воистину кажется кораблем, плывущим в пространстве. И назван он по имени иконы Божией Матери Черниговско-Гефсиманской. В нашей стране икона почитается наравне с Крестом и Евангелием. Целительная сила икон, изображающих Богородицу, восходит к первообразу и объясняется действием Божией благодати, «немощная врачующая». «Черниговско-Гефсиманская» прославилась своими чудотворениями еще в прошлом веке. Было зафиксировано более 100 исцелений.

У этого храма свой скорбный путь. В советское время здесь был продовольственный склад. И внутри здание «достраивали». Реставраторам Троице-Сергиевой Лавры удалось сделать эти неуместные нововведения незаметными. И уже стали привычными для глаза прихожанина ненужные перекрытия, расписанные растительным орнаментом, какой и был на стенах этого храма до революции.

В этом же соборе хранится великая святыня монастыря – мощи преподобного Варнавы, прославленного в сонме радонежских святых. Память его совершается 17 февраля (2 марта). К нему ехали со всех уголков страны, чтобы узнать волю Божию. Его предсказания сбывались с абсолютной точностью, касалось ли это одного человека или целого государства. За советом и помощью к нему обращались люди известные, сильные мира сего. В частности, царь Николай II посещал его со всей семьей в начале 1905 года. Разговор со старцем помог ему принять правильное судьбоносное решение, изменившее жизнь всей нашей страны. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического венца. Старец Варнава был духовным отцом преп. Серафима Вырицкого и всех насельников Гефсиманского скита.

«Варнава» в переводе с древнееврейского означает «сын утешения», «дитя милости». И он был именно таким все свои 33 года старчества. Всего же в общей сложности он прожил в пещерах Гефсиманского скита 47 лет, принимая на исповедь ежедневно как минимум 500 человек. «Народный духовник» — такое звание было дано ему наместником Троице-Сергиевой Лавры. Многие верующие люди искали строгого руководства как наиболее спасительного пути, и скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда приходили сотни людей за наставлением и советом. Служение старца увенчалось блаженной кончиной в святом алтаре перед святым престолом.

Сколько людей подходило к его золоченой и филигранно украшенной раке! Сколько было молитвенных воздыханий и тихо пролитых слез! Сколько получено исцелений и вразумлений! Одержимые нечистыми духами не выдерживают благодати святых мощей, такие люди падают, подходя к мощам святого. Поневоле задумаешься о своей жизни, правильно ли поступаешь, способен ли вот так же, как насельники скита, отречься от мира и себя, понести Крест Христов через всю жизнь.
Божиим промыслом уцелело Пещерное отделение Гефсиманского скита. Оно больше известно под названием Черниговского. Некоторым монахам в прошлые века хотелось еще большего уединения. Они стали строить кельи на отшибе. После из них вырастали другие скиты и пустыни. Начало одному из них положил в середине XIX века юродивый Филиппушка (ум. В 1868), принявшийся копать пещеры неподалеку от Гефсиманского скита. Потом Лавра прислала в помощь рабочих. В большой пещере был устроен подземный храм во имя архангела Михаила, освященный в 1851 году. От него шли сводчатые коридоры с малыми пещерами. А наверху поставили деревянную надпещерную церковь, на месте которой впоследствии возвели новый, каменный в честь Черниговско-Гефсиманской иконы, который и стоит доныне. Печей не было. Зимой пещерники нагревали вырытые под землей келии только своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. Строгостью и духом православной ревности славился устав скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – все было направлено к спасению души.

Верующие люди почитают память еще одного насельника Гефсиманского скита о. иеросхимонаха Александра. Последние десять лет своей жизни в пещерах старец провел в затворе. Есть письменные свидетельства и воспоминания его духовных чад о его подвижнической жизни. Оптинский старец иеросхимонах Амвросий был близок в духовном отношении к о. Александру и высоко ценил его. Они оба начинали иноческую жизнь в Оптиной пустыни, несли одно послушание и окормлялись у одного наставника о. Леонида.

В прошлом веке на территорию Черниговского Гефсиманского скита женщинам вход был воспрещен, ибо это было место особо строгой монашеской жизни. На воскресные службы допускались лишь лица мужского пола. И только раз в году, в день взятия Божией Матери на небо – главной покровительницы этой монашеской обители – женщины допускались на богослужение. Но сейчас времена другие. Хочется или нет, а монастыри вынуждены заниматься миссионерской деятельностью, ибо в большинстве своем русский человек за годы атеизма веру свою подрастерял и монашествующие делают все, чтобы снова повернуть его лицом к Богу. Хотя скит по-прежнему является местом уединенного монашеского подвига, по-прежнему здесь тихо и немноголюдно, на службы уже допускаются все желающие. Радушно встречают здесь паломников. Иногда настоятель о. Дамиан разрешает проводить для них экскурсии по монастырю. И тогда паломники могут прикоснуться к подземным святыням монастыря, испить святой воды из чудотворного источника, бьющего из земли на месте келии старца Варнавы, помолиться перед чудотворными иконами «Черниговско-Гефсиманская», посетить пещерное отделение с действующей церковью в честь Михаила Архангела, прекрасный собор в честь Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, поклониться там мощам преп. старца Варнавы, помолиться в Успенском храме, посетить церковь в честь Николая Чудотворца, недавно отреставрированную и расписанную иконописцами Троице-Сергиевой Лавры, старинную колокольню, в которой кроме действующей церкви Николая Угодника есть еще одна – святых Константина и Елены, в которой сейчас идет ремонт, и другие постройки.

К северу от Черниговского собора располагается братское кладбище с захоронениями братии, благотворителей и попечителей. Здесь также покоятся останки двух знаменитых философов и публицистов – Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891гг.), принявшего монашество с именем Климент, и Василия Васильевича Розанова (1856-1918гг.).

В скиту проводятся таинства крещения, отпевания, соборования. Каждый день в 11 часов читается акафист перед чудотворной иконой Божией Матери, в 12 часов начинается соборование.

Ежедневно проходят службы: в понедельник и вторник – в пещерном храме Михаила Архангела, по четвергам – в церкви Николая Чудотворца. В среду, пятницу, субботу — в Успенском храме, в воскресенье – в Черниговском соборе.

Гефсиманский Черниговский скит

Гефсиманский Черниговский скит

В 1844 году тщанием святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) было положено начало Гефсиманскому Черниговскому скиту.

В 3-х верстах к северо-востоку от обители Преподобного Сергия на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова Псалтирь, освящая обитель и благотворящих ей.

В XVIII веке монашество на Руси претерпевало тяжелейшие испытания: сама Церковь была подчинена государству, а проникновение западных философских течений основательно подрывало авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях идея восстановления того, что наиболее всего было ближе духу основателя обители преподобного Сергия Радонежского, тщанием попечительных руководителей Лавры вскоре все-таки нашла свое воплощение. А уже по организации нового скита к чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества.

Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, где до начала XVII века располагался Успенский женский монастырь, разрушенный поляками в годы Смутного времени. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года.

Главным праздником в новой обители начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы – ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо.

Святитель Филарет, часто останавливавшийся в скиту, так говорит в письме к преподобному Антонию, бывшему наместником Лавры в то время: «Праздновать в скитской церкви ближайший после праздника Успения Пресвятыя Богородицы воскресный день хороню тем, что новое частное празднование присоединилось бы к готовому общему празднику… С историей Гефсимании согласно было бы праздновать третий день по дне Успения. Но еще будет время рассудить о сем».

С учреждением Гефсиманского скита и установлением главного его праздника образовалась глубокая символическая связь между этой монашеской обителью, спрятанной от шумного города густым лесом, и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой как с Иерусалимом, где совершилось Успение Божией Матери. Положенное святителем Филаретом правило породило благочестивый обычай, по которому многие православные христиане в сам день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский скит.

Одну из главных святынь привез в скит православный писатель и историк Андрей Николаевич Муравьев. Из иерусалимской Гефсимании им были доставлены два камня. Муравьев в своем письме святителю Филарету пишет: «Что мне сказать Вам о сладостной для Вас Гефсимании? Говорю для Вас потому, что Вы обновили память ее в Лавре: я принесу в новую Гефсиманию два камня с изсеченными на них крестами из старой: один из пещеры Гефсиманской для вашей верхней церкви и другой из пещеры, где молился Господь о миновании Чаши, – для нижней. Пусть это останется у вас памятью освященных мест и недостойного их посетителя». Один из камней, принесенных Андреем Николаевичем Муравьевым в 1850 году, сохранился до наших дней и пребывает в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская». Под камнем, вставленным в киот, размещается надпись: «Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Богоматери на благословение в северную Новую Гефсиманию».

В том же 1850 году Муравьевым от Патриарха Иерусалимского Кирилла II была привезена грамота с благословением Новой Гефсимании, в которой говорилось: «…Но что вознесло сердце наше на верх духовной радости – это сообщенное нам его превосходительством А.Н. Муравьевым отрадное известие, что Ваше Высокопреосвященство, питая крайнее благоговение ко всечестному гробу Владычицы нашей Богородицы во Святой Земле и желая живее переноситься умом в святую Гефсиманию Иерусалимскую, создали близ святого храма Преподобного Сергия церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы и, освятив оную, наименовали новою Гефсиманиею… Могущественнейшая и православнейшая держава Всероссийская, содержа ныне в недрах своих новый Иерусалим и новую Гефсиманию, да соблюдает во веки обновляющуюся ревность о благочестии и особенное благоговение ко всечестным и первейшим достопоклоняемым местам при нашем Престоле и да продолжает являть неоскудно Матери всех Церквей державное свое заступление и помощь».

Пещерное отделение при ските обязано своим появлением юродивому Филиппу (крестьянину Филиппу Андреевичу Хореву). Приняв на себя тяжкий крест юродства, он отправился в пешее паломничество из Владимирской губернии в Киево-Печерскую Лавру. Увиденное там так поразило его, что по возвращении к обители Преподробного Сергия Филипп задумал устроить пещеры. Испросив благословения у преподобного Антония на «ископание погребка» для хранения продуктов трапезной при Гефсиманском ските, юродивый принялся осуществлять свою идею. Через некоторое время близ скита, на пригорке, в Исаакиевской роще, расположенной через пруд от обители, появились первые подземные келии. Узнав об этом, преподобный Антоний сообщил об увиденном святителю Филарету, и тот благословил начинание со словами: «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной».

Вскоре появилась первая церковь в пещерном отделении при Гефсиманском скиту. Она также была двухэтажной. Нижний храм, полностью находившийся в пещерах, был освящен 27 сентября 1851года в честь Архангела Михаила. Верхний, надпещерный, – в честь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящен 7 июля 1857 года).

С самого своего устроения пещерное отделение привлекало множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий. Но еще больше благочестивых христиан начало притекать в эту обитель, расположенную в самой чаще лесной, после дивного чуда, прославившего чудотворную икону Божией Матери, именуемую Черниговской Гефсиманской.

Первоначально икона Богоматери, именуемая Черниговская Ильинская, была передана вкладом в пещерный храм девицей Александрой Григорьевной Филипповой в 1852 году. Первое же чудо совершилось от образа 1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, когда полностью исцелилась от тяжкого недуга крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор по молитвам перед иконой происходит множество чудесных исцелений.

По чудесном прославлении образа Божией Матери еще больше паломников начало прибывать в пещерное отделение, и деревянная церковь уже не могла вместить всех. Поэтому в 1886 году было принято решение о возведении нового каменного собора. Непростая техническая задача была поручена инженеру-архитектору Николаю Владимировичу Султанову, который не только блестяще исполнил проект в русском стиле, но и благодаря своим инженерным навыкам сохранил в неприкосновенности пещеры, возводя мощный фундамент в весьма влажной почве. Более того, во время строительства собора неразобранной оставалась старая деревянная церковь, чтобы служба в ней, по возможности, не прекращалась. Новый величественный собор был освящен 26 августа 1894 года.

Архитектурный облик пещерного отделения, ставшего известным как Черниговский монастырь, был завершен в самом начале XX века, когда территория его была обнесена мощной и рельефной кирпичной оградой, а по центральной оси с собором возвели высокую пятиярусную колокольню, своим благолепием не уступающую лаврской. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы хвойных чащоб.

Разумеется, прославляла скит не архитектура, но духовная жизнь. Паломники приезжали сюда не только, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, но и для того, чтобы испросить совета и наставления у преподобного Варнавы.

Строгостью и духом православной ревности славился устав Гефсиманского скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – всё было направлено ко спасению души человеческой.

Где строгость, там утешение и ласка. Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в с. Прудищи Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевел их в с. Нарофоминское (ныне г. Наро-Фоминск) под Москвой. Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при Крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). Богобоязненный отрок во время одного из паломничеств в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру решил поступить в монастырь. Так в 1851 году он вместе с духовником своим старцем Геронтием поселился в скиту, исполняя послушание слесаря, псалмопевца, проводника богомольцев по пещерам скита. В 1863 году ему было доверено основать новый общежительный монастырь близ с. Выксы Нижегородской губернии. 27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского – «сын утешения») в честь апостола от 70-ти Варнавы. Так начался подвиг старчества. Господь отметил преподобного Варнаву видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал более 500 посетителей, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом.

Преставился ко Господу старец в алтаре храма домовой церкви при Александро-Мариинском доме призрения перед Святым Престолом в 1906 году 17 февраля (1/2 марта по новому стилю). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. В 1995 году преподобный Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудесным образом сохранился деревянный домик старца, в котором он принимал многочисленных паломников.

К сожалению, в 20-х годах прошлого века даже в эти глухие места пришло страшное иго гонений на Церковь. Именно в Гефсиманский скит 21 октября 1919 года переселили братию закрытой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Испытания богоборческим игом сам скит впервые испытал 31 августа 1918 года, когда с особой дерзостью новые власти произвели обыск в обители. Монашеское общежитие в пещерном отделении было ликвидировано в 1921 году, а сам собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» окончательно отняли у молящихся в 1922 году. Гефсиманский скит в 1924 году получил статус сельскохозяйственной артели, а здания были переданы Московскому областному отделу социального обеспечения (МООСО) для размещения колонии для несовершеннолетних имени Каляева и общества престарелых работников просвещения. Последняя церковь Успения Божией Матери, с переноса которой и началось строительство в глухом лесу, была закрыта в Гефсиманском скиту в 1928 году. Затем ее отдали под клуб глухонемых, а после войны территория скита была передана в распоряжение Центрального физико-технического института. Церкви были разрушены, а на месте скитского кладбища выстроили учебно-административное здание.

Лишь в 1991 году благодаря дневниковым записям писателя Михаила Михайловича Пришвина, часто бывавшего в скиту и пещерном отделении, удалось установить место расположения могил двух известнейших философов конца XIX – начала XX веков: Константина Николаевича Леонтьева (в монашестве Климента) и его идейного наследника Василия Васильевича Розанова.

Большую часть пещерного отделения скита в 1944 отдали под профессиональную школу-интернат для инвалидов. Собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» уцелел отчасти благодаря своим размерам: новая власть приспособила его для тюрьмы-колонии, интерната, а затем – для склада Загорского горпромторга. Внутренний объем был поделен на два этажа. Часть этих перекрытий после возрождения была оставлена и используется ныне для размещения хора.

20-е столетие принесло жестокие испытания. Свидетельства очередного духовного запустения – затопленные пещеры Черниговского скита и поруганные фрески святых с выщербленными ликами. Именно в таком виде вернули Церкви собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» и колокольню с расположенными в ней двумя храмами.

Возвращение скита Церкви началось 13 сентября 1989 года. Накануне праздника в честь иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» состоялась первая встреча наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский) с представителями Загорского горисполкома, а 11 апреля 1990 года светские власти приняли решение о поэтапной передаче Лавре Черниговского скита.

18 июля 1990 года скит посетил приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С тех пор началось возрождение этого святого места и внешнее, и внутреннее, духовное. В храме вновь служится Литургия, возносятся молитвы, многие труды прилагаются к восстановлению былой красоты обители.

В своем слове по окончании Божественной литургии, совершенной в скиту 10 марта 2012 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Несомненно, Черниговский Гефсиманский скит был местом особого взаимодействия Церкви и российской интеллигенции, которая была уязвлена мировоззренческими грехами того времени и не имела сил к сопротивлению, потому что утратила критерий, позволяющий отличить истину от лжи… Зная о том, что произошло сто лет тому назад, зная о том, как совратились мыслящие люди с пути истинного, мы должны сегодня извлекать из этих тяжких уроков истории уроки для своей собственной жизни, чтобы, упаси Бог, не повторить роковых ошибок».

К настоящему времени проведен большой объем архитектурно-восстановительных работ в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская», восстанов­лены пещерные храмы Архангела Михаила и Преподобных Анто­ния и Феодосия Печерских, обновлена колокольня и находящиеся в ней храмы Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и Святых равноапостольных Константина и Елены, на берегу пруда воссоздана деревянная надкладезная часовня, в которой еще до революции многочисленные паломники набирали воду из источника.

Гефсиманский Черниговский скит открыт для всех желающих поклониться его святыням: чудотворному Черниговскому Гефсиманскому образу Божией Матери и мощам преподобного Варнавы, честным останкам схимонаха Филиппа, а также для всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности, пещерные храмы и келии, а также чудотворный источник.

В скиту проводятся Таинства Крещения и соборования, а также отпевания. Во все дни, кроме воскресных и праздничных, в 11.00 читается молебен с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери, а в 12.000 начинается соборование.

Ежедневно в скиту проходят богослужения: в понедельник – в пещерном храме Михаила Архангела, по четвергам – в церкви Николая Чудотворца, во вторник, среду, пятницу, субботу и воскресенье – в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская».

Добраться до Гефсиманского Черниговского скита можно автобусами № 7, 30, 36, 37 (остановка «Проходная» или «Ферма» и затем 10 мин. пешком); 38 (остановка «ул. Каляевская») или на маршрутных такси.

Настоятель подворья – архимандрит Дамиан (Швецов). Адрес: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1. Тел. +7 (496) 549-25-28.

Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом Посаде

В десяти минутах езды на маршрутке от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры стоит Гефсиманский Черниговский скит — в Сергиевом Посаде особое место. Здесь не бывает такого скопления паломников, как в Лавре, хотя скит является ее подворьем. Видимо, причина в том, что стоит он на некотором отдалении. Как только выйдете на остановке, с дороги вы сразу увидите высокую краснокаменную колокольню. Пройдете через арку (обратите внимание на мозаичную икону Святой Троицы на ней) — и перед вами откроется храм, в солнечную погоду его золотые купола сверкают, и сам он выглядит ярким.

Территория скита небольшая. Здесь очень тихо, нет туристических очередей. Стоят лавочки в тени и цветут розы. За воротами — пруд.

Но главное, ради чего сюда приезжают, находится под землей. Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом Посаде знаменит пещерами, но не такими, о каких вы можете сначала подумать: это церкви, переходящие одна в другую, кельи и другие помещения. Попасть сюда можно только с экскурсией, которые проводят монахи. Не обязательно записываться заранее: группы набирают в верхнем Черниговском храме.

Адрес: Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1

Координаты: 56.306922, 38.178705

Режим работы: ежедневно, 6:30–19:00

Официальный сайт: skit-chernigovsky.ru

Видеоэкскурсия по Гефсиманскому Черниговскому скиту

Видео: Иван МАКЕЕВ

Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

В 40-х годах 19 века в Москве знали юродивого Филиппушку. Человеком он был прозорливым и многое людям предсказывал. Родители Филиппушки — простые крестьяне из Владимирской области. На родине он женился, родились двое детей. Но смысл своей жизни он видел в служении Богу.

Однажды он оставил семью и отправился в странствие. Обошел (только вдумайтесь, что ходил пешком!) множество городов. Практически не ел, носил вериги (металлические оковы) и железный посох весом примерно 16 килограммов. Самое яркое впечатление в этом пути у него осталось от пещер Киево-Печерской Лавры.

После многолетних странствий Филиппушка пришел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Какое-то время жил при обители, а потом попросил разрешение недалеко от нее вырыть, как он сказал, «погребок». Запрещать никто не стал, и юродивый выкопал… совсем не погреб, а келью для себя. Об уединенном месте для молитв узнали другие монахи и поддержали Филиппушку. Появились пещеры для затворников — по типу тех, что юродивый видел в Киеве, а потом и подземная церковь. Так началась история Гефсиманского скита.

Наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в то время был архимандрит Антоний, крестник Серафима Саровского. Он подарил новой церкви икону Черниговской Богоматери, откуда и пошло название этого места. Стало понятно, что сюда поедут паломники, и церкви нужен настоятель.

В 1851 году при Лавре служил отец Варнава. Ему тогда было всего 20 лет. Отец Антоний уважал его мнение, несмотря на молодость, и потому отнесся с пониманием, когда отец Варнава попросил отпустить его в более тихое место — Гефсиманский скит. Так здесь появился первый наместник.

Монаху доверяли и шли к нему за советом. Приезжал даже император Николай II. В отличие от сегодняшних дней, тогда на территорию женщинам было запрещено входить.

Гефсиманский Черниговский скит расширялся. Построили наземную церковь (изначально она была деревянной), потом колокольню. В советские годы, как и большинство храмов, скит закрыли. Стали привозить заключенных: в 20-е годы прошлого века тут создали тюрьму. Позже здесь располагался дом инвалидов, а потом склады.

От построек 19 века сегодня мало что осталось. Пещеры в советское время заливали водой, и обрушившиеся перекрытия пришлось восстанавливать. Сегодня туристам открыты две церкви, часовня и кельи — все они соединены подземными переходами.

С 1990-х годов Гефсиманский Черниговский скит относится к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре как ее подворье в Сергиевом Посаде.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Все слышали про Гефсиманский сад — место в Иерусалиме, где молился Иисус в ночь перед арестом. Скит в Сергиевом Посаде назван в честь него.
  • Скит — уединенное место, где живут монахи-отшельники. Обычно это очень маленькая территория, и в этом плане Гефсиманский Черниговский выбивается из общих представлений: несмотря на свою компактность, он гораздо больше, чем предполагает само понятие «скит».
  • Долгое время монахи здесь жили на подаяние — что принесут паломники. Быт их был настолько скромным, что даже чаши во время служб использовались деревянные.
  • Поскольку подземные церкви были затоплены и прежние настенные росписи не сохранились, восстанавливать их пригласили студентов из художественного колледжа имени Васнецова в подмосковном Абрамцеве.
  • В одной из подземных церквей по праздникам проводятся службы. Регулярные богослужения проходят в большой наземной церкви.

Что посмотреть на территории скита

Колокольня

Первое здание, которые вы здесь увидите, и самое высокое. Колокольня построена между 1895 и 1900 годами, представляет собой пять ярусов, общая высота — примерно 80 метров. К ней пристроены церковь Николая Чудотворца и церковь святых Константина и Елены. Колокол, который здесь находится, весит примерно 18 тонн.

Черниговский храм

Собор, который мы видим сейчас, — кирпичный и возведен на месте деревянной церкви, которая стояла раньше. Строительство шло с 1886 по 1889 годы, однако прошло восемь лет, прежде чем закончили отделку храма. Все время, что велись работы, службы проходили в подземных церквях. При том, что главная из них находится прямо под Черниговским храмом.

Подземный комплекс

Сюда вы пройдете в сопровождении священнослужителя, который расскажет об истории места и покажет подземные церкви. Самый старый, дошедший до нас и отреставрированный, — храм Архистратига Михаила. Его освятил митрополит Филарет в 1851 году. Вы удивитесь, что на пещеру здесь мало что похоже: уютная церковь с алтарем, росписями на стенах и сводах.

Второй подземный храм — во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В часовне иконы Иверской Божией Матери хранятся мощи Филиппа Гефсиманского.

Крошечные темные кельи впечатляют всех, кто сюда приходит. В некоторых из них невозможно даже прилечь: комнаты настолько узкие и маленькие, что монахи-отшельники молились в них сидя.

Все переходы — в росписях, и это отдельный пункт в программе экскурсии. Гид покажет вам также ключ, который бьет из-под земли. Он освящен, и здесь можно набрать воду в бутылки.

Жилой корпус

Сегодня монахи не живут в пещерных кельях, на территории стоит двухэтажный корпус. Скит мужской, но теперь сюда пускают и женщин, только нужно сохранять церковные порядки: юбки, прикрытые плечи, платок.

Сразу за жилым корпусом находится пруд.

Часовня Владислава Сербского

На берегу пруда стоит часовня святого Владислава Сербского. Ее построили над купелью. Источник здесь забил еще в 40-е годы 19 века. Монахи сделали колодец и брали отсюда воду для питья. Когда скит разрушили, пострадала и часовня. Позже ее восстановили. Сейчас она открыта для прихожан с раннего утра до девяти вечера.

Какие святыни хранятся

  • Оригинальная Черниговская икона Божией Матери, которую скиту преподнес отец Антоний, утеряна. Но с нее было сделано много списков, два из которых находятся здесь. Они считаются чудотворными. В 1860-х годах у иконы исцелилась парализованная крестьянка, позже были зарегистрированы и другие чудеса. С тех пор у Черниговской Богоматери просят все здоровья и благополучия.
  • Голгофа с частицей Креста Господня и Камень от гроба Божией Матери из Иерусалима.
  • Мощи святых Филиппа Гефсиманского и Варнавы Гефсиманского, а также рака с частицами мощей Киево-Печерских и других святых.

Расписание служб

6:30 Утреня по будням
8:30 Утреня по выходным и праздникам
17:00 Вечерняя служба

Черниговский скит в культуре и искусстве

Черниговский скит можно увидеть на необычной художественной работе — цветной литографии. Ее создал художник Владимир Николаевич Соколов в 1917 году — ученик великих мастеров: Левитана, Серова, Поленова. В начале 20 века Соколов переехал в Сергиев Посад, где и жил до самой смерти в 1946 году. Этому городу художник посвятил многие свои работы, выполненные в разных техниках.

Литография “Церковь Успения Божией Матери в Гефсиманском ските” хранится в музее священника Павла Флоренского в Москве.

Экспертное мнение

Константин Филимонов, сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, историк:

«Возводя каменный храм, важно было не повредить подземные церкви»

— Черниговская икона Божьей матери — необычная, она была писана на полотне. В Сергиев Посад попала из Хотьково, из семьи местного священника. Икону поместили в подземную церковь, где произошло ее прославление, после чего многократно увеличилось число паломников.

Наземная церковь в Черниговском ските построена архитектором Николаем Султановым, который считается одним из основоположников русского стиля. В документах он указан как инженер, и главная задача, поставленная перед ним, — построить каменный храм, не разрушив пещеру.

При ските была гостиница, где останавливались многие видные деятели русской культуры конца 19 века (например, Немирович-Данченко). Но она не сохранилась. Во время Первой мировой здесь жили беженцы, в основном, семьи священнослужителей, которые эвакуировались из оккупированных земель.

Гефсиманский Черниговский скит

Гефсиманский Черниговский скит

Подмосковный город Сергиев Посад насыщен множеством интересных достопримечательностей, достойных посещения всеми паломниками. Необычные места можно обнаружить в разных районах города, а буквально в нескольких минутах езды от знаменитой Троице-Сергиевой лавры, в юго-восточном направлении от нее, располагается Гефсиманский Черниговский скит. С давних времен по количеству посетителей скит не уступает самой Лавре.

Гефсиманский Черниговский скит был основан в 1845–1850 годы. Почти все строения достопримечательности сохранились до наших дней. Самое примечательное здание — колокольня с пятью ярусами и двумя приделами — главенствует над всеми постройками в округе. Построена колокольня была в 1895 году. На территории скита имеются кельи для монахов и подземные храмы, а также часовня. С начала 1990-х годов там возродилось монашеское общежитие. Под Черниговским собором находится святой источник. Все это и в наши дни влечет всех любознательных паломников и туристов, для которых организуются экскурсии.

Гефсиманский Черниговский скит

Расписание богослужений в Гефсиманском Черниговском ските

Богослужения в Гефсиманском Черниговском ските проводятся ежедневно. Утреннее богослужение проходит с понедельника по субботу в 06:30 часов утра. По воскресеньям в 08:30 проходит Литургия.

Вечернее богослужение также проводится каждый день: в понедельник в 16:45, во вторник в 17:00 (Всенощное бдение), в среду в 16:45, в четверг в 16:45 (Полиелей), в пятницу в 17:00 (Всенощное бдение), в субботу в 17:00 (Всенощное бдение с литией), в воскресенье в 16:45 (Полиелей).

Часовня Владислава Сербского со святым источником

Часовня Владислава Сербского со святым источником, © Мария Пенина

Иконы Гефсиманского Черниговского скита

Одна из самых известных икон Гефсиманского Черниговского скита — это знаменитая Черниговская икона Божией Матери. Она появилась в храме в 1869 году. Этой иконе приписывается множество чудесных исцелений: одной из первых, приложившись к иконе, вылечилась от паралича старая крестьянка. После этого случая Скит стали посещать многие больные.

Помимо чудотворной иконы в Гефсиманском Черниговском ските есть и другие святыни:

  • Голгофа с частицей Древа Животворящего Креста Господня;
  • камень от гроба Божией Матери из Иерусалима;
  • икона Божией Матери «Нерушимая Стена»;
  • икона Божией Матери «Всецарица»;
  • рака с частицами мощей Киево-Печерских святых;
  • иконы с частицами мощей святой блаженной Матроны Московской;
  • икона святых благоверных князей Муромских Петра и Февронии;
  • икона святителя Николая;
  • икона преподобного Сергия Радонежского;
  • икона преподобного благоверного князя Олега Брянского;
  • икона святого благоверного князя Андрея Боголюбского;
  • икона преподобного Максима Грека.

Черниговский храм

Черниговский храм, © Elena Итенберг

Соборование в Черниговском Гефсиманском ските

Соборование является религиозным таинством, во время проведения которого на человека призывается святая благодать с помощью помазания священным маслом — елеем. Соборование помогает избавиться от разных болезней, как физических, так и душевных, а также отпустить грехи.

Специальная подготовка к процессу соборования не нужна. Желательно за 3 дня до таинства (или в течении трех дней после) исповедоваться и причаститься. Таинство совершается начиная с 7 лет.

Соборование в Черниговском Гефсиманском ските проводится каждый день (кроме воскресенья и дней религиозных праздников). Начинается соборование в 12 часов. Прийти в церковь лучше приблизительно за 30 минут.

Пещеры

Центральным храмом Гефсиманского Черниговского скита является знаменитый Черниговский храм, построенный в 1886–1889 годы. Прямо под этим строением расположена необычная пещерная церковь, возведенная в 1851 году. Также в 1856–1857 годы здесь была возведена внушительная трапезная пещерного храма. В трапезной оформлен уникальный сводчатый потолок.

Весь период своего существования пещерная церковь является действующей. Периодически ее помещения ремонтируют и реконструируют.

Гефсиманский Черниговский скит на google-панорамах Сергиева Посада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *