Донецкий монастырь в москве где находится
Перейти к содержимому

Донецкий монастырь в москве где находится

  • автор:

Москва. Донской монастырь.

Москва. Донской монастырь

Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Год основания: Между 1686 и 1800.
Ссылки:
Адрес: 115419, Россия, город Москва, Донская площадь, 1-3.
Координаты: 55.714245, 37.599871
Проезд: Станция метро «Шаболовская», выход из второго-третьего вагона из центра. После выхода из метро повернуть направо, пешком вдоль по улицы Шаболовка до пересечения с 1-м Донским проездом, затем снова повернуть направо и вдоль монастырской стены — до Главных ворот обители, расположенных со стороны Донской площади.

План Донского монастыря, Москва

Храмы монастыря:

Часовни, часовни-усыпальницы:

Другие постройки монастыря:

16. Братский корпус (XVIII-XIX вв.)
17. Больничный корпус
18. Каретник
19. Квасоварня
20. Палаты у западных ворот
21. Мозаичная икона с сенью
22. Беседка
23. Духовное училище (XVIII в.)
24. Музей военной техники
25. Монастырские (хозяйственные?) постройки
26. Кельи у северных ворот
27. Настоятельская кухня (XVIII в.)
28. Настоятельский корпус (1745-1750 гг.)
29. Обелиск (XVIII в.)
30. Горельефы с Храма Христа Спасителя (XIX в.)
31. Некрополь
32. Стены ограды (XVII в.)
33. Юго-восточная башня (XVII в.)
34. Башня южной стены (1-я) (XVII в.)
35. Башня южной стены (2-я) (XVII в.)
36. Юго-западная башня (XVII в.)
37. Башня западной стены (1-я) (XVII в.)
38. Башня западной стены (2-я) (XVII в.)
39. Северо-западная башня (XVII в.)
40. Башня северной стены (1-я) (XVII в.)
41. Башня северной стены (2-я) (XVII в.)
42. Северо-восточная башня
43. Башня восточной стены (1-я) (XVII в.)
44. Башня восточной стены (2-я) (XVII в.)
45. Пруд

Постройки на Новом кладбище монастыря:

церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской, в советское время перестроена в крематорий

Подворья монастыря:

  • Иверское подворье — церковь Иверской иконы Божией Матери при Восточно-Европейской Нефтяной компании
  • Сергиевское подворье в Зеленоградском (Московская обл.) — храм-часовня Сергия Радонежского

* «Православные монастыри Российской империи» Л.И.Денисов,М.,1908,изд. А Д. Ступина, стр.462-464
«Сорок сороков», П.Г.Паламарчук,М.,Астрель-АСТ,2003,стр.281-312
«Историческое описание московского ставропигиального Донского монастыря»,сост. И.Забелин,М.,1865, тип. Грачев и К.

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Вадим Павлов
19 марта 2023

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Башкин Георгий
25 апреля 2011

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

МОРПЕХ879
24 февраля 2018

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

МОРПЕХ879
24 февраля 2018

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

МОРПЕХ879
24 февраля 2018

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

МОРПЕХ879
24 февраля 2018

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
26 марта 2014

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
14 июля 2008

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
20 мая 2007

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
24 февраля 2007

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
24 февраля 2007

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Андрей Агафонов
1 февраля 1994

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Андрей Агафонов
1 апреля 1984

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 января 2008

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
Соборная колокольня монастыря (надвратная) и одна из башен. Вид с юга.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
31 августа 2006

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Юрий Моченов
9 сентября 2017

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Минченко Оксана
21 февраля 2016

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Altaets
3 января 2016

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Altaets
3 января 2016

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
Часовня водосвятная.Церковь Михаила Архангела усыпальница князей Голицыных.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
26 марта 2014

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
Настоятельский корпус
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
26 марта 2014

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
Настоятельский корпус
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
26 марта 2014

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Андрей Петрович Сычёв
25 апреля 2012

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Андрей Петрович Сычёв
25 апреля 2012

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Андрей Петрович Сычёв
25 апреля 2012

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Андрей Петрович Сычёв
25 апреля 2012

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Андрей Петрович Сычёв
25 апреля 2012

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва

Олег Трегубов
18 апреля 2012

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 декабря 2011

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 декабря 2011

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 декабря 2011

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 декабря 2011

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 декабря 2011

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 декабря 2011

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
Мозаичная икона на пути к Большому собору Донского монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
1 июня 2011

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
20 апреля 2011

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 января 2008

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 января 2008

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 января 2008

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 января 2008

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
Братские кельи, позже монастырская гостиница (1754-58, перестр. 1891)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
20 мая 2007

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
20 мая 2007

Донской монастырь, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
18 января 2007

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Юрий Булкин
30 сентября 2006

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
Надкладезная часовня.Восстановлена в 1997 году.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
11 сентября 2006

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
Донской монастырь. Табличка перед входом в монастырь.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
31 августа 2006

Донской монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
Фото из иллюстрированного прибавления к газете «Московский листок»
Андрей Агафонов
1 января 1911

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
Донской монастырь.1900-1910 годами (направление съемки — юг) Фото с http://oldmos.ru/old/photo/view/101739
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1910

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_001841148/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1893

Донской монастырь, Рис. из журнала

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
Рис. из журнала «Всемирная Иллюстрация».
Андрей Агафонов
1 января 1893

Донской монастырь, Рис. из журнала

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
Рис. из журнала «Всемирная Иллюстрация».
Андрей Агафонов
1 января 1893

Донской монастырь,

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
«Пчела» Щербина Н.Ф. Спб1882
Андрей Агафонов
1 января 1882

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
??

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??

, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва’>
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Юлия 7 сентября 2006

Предание о возникновении монастыря гласит, что в 1591 г. Москва жила в страхе от приближающихся орд хана Казы-Гирея. 2 июля пришло известие, что войска хана подошли по Серпуховской дороге к селу Котлы. Укрепившись основными силами к 4 июля в овраге у села, хан начал небольшие вылазки против русских войск. Наступила ночь.Ночью царь Федор Иоанович долго совещался с Борисом Годуновым об организации обороны, а на рассвете повелел взять икону Донской Божией Матери из полковой церкви и обнести ее по всему рубежу обороны.

Когда взошло солнце русские войска застыли от удивления. Татарская орда бежала от стен Москвы. Это непонятное явление объяснили заступничеством иконы Донской Божией Матери, которую донские казаки подарили в 1380 г. войску князя Дмитрия Ивановича перед его сражениями с Мамаем.

В честь этой иконы и построил в 1593 г., на месте походного алтаря, царь Федор Иоанович каменную церковь — теперь это Малый собор Донской иконы Божией Матери. Это положило начало основанию монастыря на этом месте.

С основанием этого монастыря завершилось создание южного оборонительного пояса Москвы — в него вошли Новодевичий, Донской, Даниловский и Симоновский монастыри-крепости.

Малый Собор Донской Божией матери предположительно строил Федор Конь. Доминантой собора являются трехрядные кружевные кокошники, небольшой купол на барабанчике, с колоннами и карнизом. Внутри храма — коробовидный свод без столпов. Интерьеры украшены фресками. К 1684 г. посередине монастырского двора стали рыть большой фундамент для нового собора. Строительство собора было завершено в 1698 г. Так появился Большой (новый) собор в честь Донской иконы Божией Матери. Пятиглавый тридцатиметровой высоты собор стал доминантой над всей местностью. Собор выполнен в стиле нарышкинского барокко, окружен двухярусной арочной галереей. В 1712 г. под алтарем собора устроили церковь Сретения Господня. В 1724 г. грузинская царица Дарья Арчиловна вымостила пол собора железными плитами.

В 1686-1692 гг. была сооружена каменная ограда монастыря. В 1713 г. над северными воротами была построена церковь Тихвинской Божией Матери. Предположительно зодчими этого сооружения были Иван Зарудный и Петр Попов.

Колокольня над западными воротами строилась поэтапно и тремя архитекторами: 1730-1733 гг. — Д.Трезини, 1749-1750 гг. — Д.В.Ухтомский и завершал строительство в 1753 г. — А.П.Евлашев. В 1755 г. на втором ярусе колокольни освятили церковь во имя Захария и Елизаветы, но в 1812 г. она была упразднена.

В Смутное время монастырь был разграблен и считался беднейшим. С приходом Романовых к власти монастырь ожил, получил от царствующего дома много пожертвований и вложений.

В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным. В 1747 г. в Донской монастырь была переведена Славяно-Греко-Латинская академия из Заиконоспасского монастыря.

К концу XVIII в. на территории монастыря сформировалось большое кладбище. В 1711 г. под алтарем Большого собора в «особой» палатке с церковью Сретения Господня, устроенной царем Имеретии Арчилом, захоронили тело его сына и сподвижника Петра I Александра, умершего в шведском плену. А через два года там же похоронили и Арчила, царя-поэта, деятеля культуры. Немного позже сюда из Новодевичьего монастыря перенесли и останки его сыновей Матвея и Давида. Позже в усыпальнице хоронили грузинских царевичей, князей Багратиони, митрополитов. Подклет Большого собора стал усыпальницей грузинских политических и культурных деятелей.

На монастырском кладбище похоронен цвет русского дворянства, многие деятели культуры — П.Я.Чаадаев, философ, друг А.С.Пушкина, архитектор О.И.Бове, дед А.С.Пушкина Лев Александрович, Н.Н.Бантыш-Каменский, ученый архивист, русский драматург А.П.Сумароков, здесь же похоронены и декабристы, военные и ученые.

В XVIII в. в юго-восточной части монастыря возвели церковь Михаила Архангела — усыпальницу рода Голицыных. В 1796-1798 гг. по заказу сенатора Н.А.Зубова за Большим собором построили церковь-ротонду Александра Свирского, усыпальницу семьи заказчика. В 1898 г. за ротондой Зубовых построили пятиглавую церковь-игрушку Иоанна Лествичника — усыпальницу генерал-майора Терещенко.

Многие надгробия на могилах представляют и архитектурную ценность, т.к. выполнены известными скульпторами: И.П.Мартосом, И.П.Витали, В.И.Демут-Малиновским. Много памятников с масонской символикой, памятников-беседок, барельефных изображений. Некрополь приносил большой доход монастырю. Стоимость одного места к середине XIX в. доходила до 3 тысяч рублей.

В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт. Весной 1922 г. в келье монастыря поместили под стражу патриарха Тихона. Примерно через год стражу сняли, а в конце 1924 г. двое неизвестных попытались убить патриарха, но келейник Яков Полозов заслонил собой патриарха. Якова похоронили около южной наружной стены Малого собора. С другой стороны собора бал захоронен после смерти в 1925 г. патриарх Тихон.

Богослужения в Малом соборе были возобновлены в 1946 г. Монастырь полностью возвращен церкви после 1991 г., обживается монахами. Возрождаются старые церкви и соборы.

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Юрий Булкин 8 сентября 2006

Вход в Некрополь в Донском монастыре открыт для посещения по субботам и воскресеньям с 10 часов до 16 часов. По другим дням эта часть монастыря закрыта.
Храмы свт. Иоанна Златоуста и св. вмц. Екатерины, Архангела Михаила, Тихвинской иконы Божьей Матери, свт. Тихона и св. кн. Вячеслава Чешского, св. блгв. кн. Александра Невского для посещения закрыты. По непроверенной информации доступ к ним и в них осуществляется по праздникам посвящения этих храмов.

Александр Богданов

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Александр Богданов 22 марта 2007

Донской монастырь, 1 класса, ставропигиальный (с 1764 года), в Москве, близ Калужской заставы, на Донской улице. Основан в 1593 году царем Федором Иоанновичем (см. 19 августа). В смутное время монастырь подвергся разорению и опустошению. По возобновлении царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь сделался «богомольем царей»: сюда совершались крестные ходы, в которых принимали участие цари. Величественный соборный храм в честь Донской иконы Божией Матери, сооруженный усердием царевны Екатерины Алексеевны, при участии царя Федора Алексеевича, освящен в 1698 году. Он построен в стиле зодчества конца ХУПвека; стены расписаны фресками итальянцем Клаудио; иконостас искусной резьбы XVII века; иконы фряжского письма. Здесь находится чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери. Второй соборный храм также в честь Донской иконы Божией Матери с приделами преподобного Сергия и Федора Стратилата построен в 1593 году. Он находится на том же месте, где в 1593 году стояла временная церковь во имя преподобного Сергия, в которую принесена Донская икона Богоматери. Настоящий свой вид храм принял позднее, В 1893 году он был возобновлен как снаружи, так и внутри. У левого клироса под мраморной гробницей покоится тело Московского архиепископа Амвросия, убиенного в монастыре в 1771 году во время бунта по случаю чумы. Каменная ограда монастыря сооружена в 1692 году. В 1712 году сооружен Сретенский храм.Здесь находится усыпальница царей Имеретинских и князей Грузинских. В 1714 году построен в стиле возрождения Тихвинский храм царицей Прасковьей Федоровной, супругой царя Иоанна Алексеевича, возобновленный в 1815 году. В 1812 году монастырь был разграблен французами и только некоторая часть драгоценностей увезена была в город Вологду. В 1897 году близ святых ворот построен в византийском стиле двухпрестольный храм с усыпальницей семейства известных московских коммерсантов Первушиных. Кладбище монастыря служит местом упокоения некоторых писателей и публицистов ( А.Н. Сумароков, М.М. Херасков и др.) и по богатству и великолепию своих памятников представляет собою открытый музей замечательных произведений зодчества. Ежегодно 19 августа совершается крестный ход из Успенского собора в монастырь. При нем духовное училище и находящаяся под непосредственным наблюдением Московской Святого Синода конторы иконописная палата (имени Селезнева) для обучения живописи и исполнения работ по заказам (написания отдельных икон и складней, иконостасов и украшения храмов стенной фресковой живописью), согласно проектам, нарочито исполняемым в духе Церковью установленной и обычаем освященной русской и византийской старины (с каковыми заказами следует обращаться в Канцелярию Московской Священного Синода Конторы).

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Александр Богданов

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Александр Богданов 3 июня 2007

В июне 1591 года крымский хан Казы-Гирей двинул свои войска на Москву. Русские пограничные рати не смогли остановить татар, и к началу июля Казы-Гирей оказался на подступах к городу. Москва готовилась к тяжелой осаде. Борис Годунов собрал войско, хотя надежд на победу было немного: татары превосходили русское войско и численностью, и вооружением. Но уступали одним — верой, какой был крепок русский народ. Икона Донской Божией Матери, покровительствующая русским воинам, явила чудо: враг был разгромлен.

4 июля 1591 года передовые части войска Казы-Гирея попытались пробиться к Калужским воротам Земляного города, но были остановлены огнем артиллерии. Целый день продолжался бой, татары отступили, готовясь повторить наступление. И тогда русские прибегли к военной хитрости.

В ночь на 5 июля Москва осветилась множеством костров. Они горели везде: на кремлевских башнях, в монастырях, на башнях Белого города. Русские ополченцы стреляли, били в барабаны и литавры. В то же время в татарском стане появился богато одетый безоружный всадник. Он был схвачен и предстал перед ханом. «Что есть тако на Москве великий шум?» — спросили его. И он ответил, что «прийдоша к Москве многая сила Новгородцкая и иных государств Московских, прити ее сее мощи на тебе». Пленника жестоко пытали, но он твердо стоял на своем, повторяя эти слова.

Татары поверили ему и бежали в смятении, оставляя лошадей и давя своих людей. На следующее утро войска Казы-Гирея под Москвой уже не было. Его перехватили на переправе через Оку и разгромили русские войска. Это был последний поход крымских татар на русскую землю. В честь иконы Богоматери Донской, спасшей город от нашествия татар, был основан в Москве Донской монастырь.

С ним связано много исторических имен и событий. Старейший Малый собор монастыря был основан Борисом Годуновым и построен в 1593 году. Большой собор (1684-1698) заложила царевна Софья, продолжал его строить Петр I. Среди вкладчиков монастыря — боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты — Богдан Матвеевич Хитрово и. члены семьи Степана Разина. По записи, в числе лиц, за которых следовало молиться, упомянуты преданные анафеме Степан и Фрол Разины!

Один из самых трагических моментов «Чумного бунта» 1771 года — убийство московского митрополита Амвросия — тоже связан с Донским монастырем. Обезумевшая толпа, которую пытался успокоить владыка Амвросий, растерзала его. Невинно убиенный был похоронен в Малом соборе.

Монастырь был центром духовной жизни русского государства. Здесь останавливались киевские ученые монахи, вызванные в XVII веке в Москву для устройства школы, сюда приезжали креститься мордовские мурзы. Большую роль сыграл Донской монастырь в укреплении связей России с Грузией, когда в конце XVII века игуменом стал митрополит Лаврентий, глава имеретинской православной церкви.

Широко известен некрополь Донского монастыря, где похоронены известнейшие представители русской культуры, общественные деятели. Среди архитекторов, строивших монастырь, и скульпторов, создававших надгробия некрополя — Федор Конь и Доменико Трезини, И. Мартос, И. Витали, В. Демут-Малиновский.

Но, пожалуй, самое главное в жизни Донского монастыря связано с именем святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, избранного на престол под грохот артиллерийского обстрела Кремля 18 ноября 1917 года.

ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ!

Кажется, что за эти высокие, мощные стены не проникает суета повседневности. Всего несколько минут ходьбы до шумного, грохочущего машинами Ленинского проспекта — а такая тишина. Старые липовые аллеи, строгое кладбище среди черных стволов деревьев, уютный яблоневый сад около настоятельского корпуса — здесь царят мир и покой.

Донской монастырь сохранился, пройдя через все ураганы времени. Чего только ни пришлось пережить монастырю. В его братских кельях были устроены квартиры, даже в башнях стен поселили жильцов. На территории устроили автобазу, а в конце восьмидесятых прямо по некрополю копал траншею трактор «Беларусь». Но Донской не только стоял сам — собирал в своих стенах то, что оставалось от разрушенных церквей, сберегал их фрагменты. Если бы не монастырь, где довелось бы увидеть современникам прекрасные горельефы взорванного храма Христа Спасителя? А они — вот, стоят, безмолвные, напоминанием о поруганной вере, укором и назиданием нам и надеждой на будущее возрождение.

Говорят, власти, пытаясь разрешить «квартирный вопрос», решили было заселить и Малый Донской собор. Но, придя туда, услышали в пустом храме голоса, церковное пение — и отступили, испугавшись. Малый Донской собор. Это, пожалуй, самое благодатное место в монастыре. В нем даже воздух особенный, пропитан ни с чем не сравнимым ароматом. Здесь находится мироварня. Их в России считанные единицы. Рассказывают, что во многом ради мироварни и открыли храм еще в сталинские времена. Миро тогда варили раз в три года. Сейчас — гораздо чаще.

Варят миро на Страстной седмице, три дня. Задолго до этого готовят все необходимое: травы, пряности, эфирные масла — десятки компонентов, основа которых оливковое масло. В Великий Понедельник в Донской приезжает Патриарх, начинается молебен. После него сам Святейший зажигает дрова в печи под котлом. Специальными палками-веслами помешивают его содержимое. Священнослужители, сменяя друг друга каждые два часа, читают Евангелие. Вечером печь гасят, но огонь сохраняют, зажигая от него на ночь лампады. А утром разжигают печь вновь. В Великую Среду котел остывает, в него добавляют розовое масло, другие компоненты и разливают миро по сосудам. Его освятит Патриарх, и оно отправится по всем епархиям Российским и заграницу. Вот почему в Малом Донском соборе такое благоухание. Прихожане, присутствующие при мироварении хоть раз, не забудут его никогда.

Связано с Малым собором и еще одно событие: здесь произошло чудесное обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. 25 марта 1925 года Патриарх Тихон почил. День и ночь четверо суток служили панихиду над телом усопшего, непрерывным потоком шел в Донской монастырь народ. Около миллиона человек пришли проститься со Святейшим. В Вербное Воскресенье хоронила Православная Российская церковь своего Патриарха. Богослужение длилось больше восьми часов. Отпевание совершали 63 архирея (пятеро из них — митрополиты), около 400 священослужителей. Тело святителя опустили в могилу, приготовленную в Малом Донском соборе, куда допущены были лишь несколько архиреев.

А спустя два года монастырь был закрыт. Судьба мощей Святейшего Тихона оказалась в руках тех, кто так его ненавидел. Можно было не сомневаться: большевики постараются уничтожить даже останки «врага советской власти». И появились свидетельства, что так оно и случилось. Одни говорили, что тело Патриарха было сожжено в крематории, другие — что святитель Тихон был перезахоронен на Немецком кладбище, третьи — что тело его осталось в Донском монастыре. Судьба святых мощей казалась трагичной.

В мае 1991 года монашеская жизнь в Донском была возобновлена. Началась реставрация. Братия монастыря трудилась, не покладая рук: покрывали медью купола Большого собора, восстанавливали его внутри и снаружи, перестилали крыши корпусов.

Сделали ремонт и в Малом соборе.

Это случилось 18 ноября, спустя две недели после окончания ремонта. Жизнь монастыря шла обычным порядком. Ничто не предвещало беды. И вдруг, тревога. Пожарные у ворот Донского: «У вас горит?». «Что горит?» — удивились в монастыре. И увидели пламя, вырывавшееся из Малого собора.

Никто в монастыре не заметил, не услышал, как все произошло. Какие-то злоумышленники, проникнув в монастырь, разбили окно в соборе, бросили внутрь него бомбу с зажигательной смесью. Начался страшный пожар. Огонь был так силен, что оплавились даже паникадила, храм выгорел почти весь в считанные минуты.

Спасло его чудо: именно в момент взрыва выглянула из своего окна прихожанка, увидела огонь и тут же вызвала пожарных. Они приехали сразу. Но удивительное этим не ограничилось. Когда пламя было сбито, пожарные застыли в изумлении: алтарная часть с чудотворными иконами, перед которой полыхал огонь, осталась абсолютно невредимой. «Как это могло произойти?» — недоумевали специалисты. Почему пламя остановилось? Иеромонахи объяснили, что Господь вразумил их накануне поставить Святые Дары в дарохранительнице на престоле, поэтому невидимая стена и преградила путь пожару. Пожарники лишь недоверчиво качали головами, но другого объяснения найти не могли.

Ремонт пришлось начинать заново. Приступив к восстановлению храма, монахи, с благословения Патриарха Алексия II, занялись поиском мощей святителя Тихона. Руководил раскопками известный ученый С. А. Беляев. Под мраморным обгоревшим надгробием оказалась плита с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». Глубже был обнаружен каменный свод склепа. Воодушевленные находкой, участники раскопок забыли об отдыхе, работали без перерыва несколько часов, и, наконец, расчистили склеп. Вынув несколько камней, протиснули в него зажженную свечу и заглянули внутрь. Склеп был пуст. Лишь камни и пыльная паутина. Потрясенные, участники раскопок остановились. Потом, ни на что особо не надеясь, решили поискать у торцов склепа. И обнаружили: это вовсе не склеп, а часть калориферной отопительной системы! Так в свое время отапливались многие русские храмы: внизу ставили печь, а горячий воздух проходил по трубам, выложенным под полом.

Появилась надежда: если бы кто-то, действительно, разорил могилу, вряд ли стал так тщательно восстанавливать калорифер. Через два дня напряженной работы, около 12 часов ночи 19 февраля 1992 года перед участниками раскопок предстал настоящий склеп Патриарха: мощное, покрытое огромной плитой из каменных глыб, сооружение. Оно надежно защищало могилу от возможного надругательства. Стало понятно, почему во время похорон в Малый Донской собор было допущено всего несколько человек, чтобы, сохранив тайну, уберечь могилу Святейшего.

— Трудно передать то » чувство, которое испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы, — рассказывал иеромонах Тихон (Шевкунов). — Перед нами были благодатные святые мощи, которые мы и не чаяли увидеть, когда начинали раскопки.

Ночную тишину Донского монастыря огласил колокольный праздничный звон, как на Пасху. Чудесное обретение мощей состоялось. Пролежав во влажном склепе 67 лет, они сохранились почти полностью. Между тем, одна из панагий святителя, сделанная из кости, превратилась в прах. Воистину «хранит Господь кости их!»

Это чудо навсегда останется одной из самых значимых страниц в истории Донского монастыря, Русской Православной Церкви.

Из книги «Русские монастыри», издательство «Очарованный странник», Москва, 1995, с. 51-59.

Александр Качалин

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Александр Качалин 14 декабря 2013

Основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской. Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе». В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим», а первый стал называться «Малым». Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель. Донской монастырь грабили и разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года и после революции. В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон (Беллавин), перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти 7 апреля 1925.Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря. Некрополь Донского монастыря — «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы», как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре. Донской монастырь часто называют «архитектурным кладбищем». В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных — Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душеприказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева — перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий — «кафедра безбожия», как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева. В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря. 19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.

Сергей Сол 29 мая 2016

Донской монастырь основан в 1592 году царём Фёдором Ивановичем (1557-1598) в память отражения нападения на Москву крымских татар Казы-Гирея. Монастырь построен на том месте где стояли русские полки и где в особо устроенной палатке — походной церкви во имя св. Сергия Радонежского (Варфоломей) (1314 или 1322 — 1392) находилась сопровождавшая царя Донская икона Божией Матери, та самая, что была с Дмитрием Ивановичем Донским (1350-1389) на Куликовом поле. На этом месте впоследствии был сооружён Малый собор Донского монастыря. 5 июля состоялась битва с крымцами. Хан Казы-Гирей был разгромлен и бежал. В память о заступничестве Донской Богоматери, царь Фёдор Иванович и «государев шурин и слуга, боярин и конюший и наместник Казанский и Астраханский» Борис Фёдорович Годунов (1551-1605) основали на месте сражения монастырь, названный Донским. В новопостроенный монастырь была перенесена икона Донской Богоматери. В 1593 году в монастыре был возведён скромный одноглавый собор во имя иконы Донской Богоматери, обычно называемый «Старым», или «Малым», собором. Его отличает изящество и лёгкость, особенно красиво выглядит венчающая храм пирамида кокошников. Приделы, трапезная и колокольня пристроены уже в конце 17 века. Некогда собор был украшен фресками, среди которых имелось прижизненное изображение Бориса Фёдоровича Годунова.

При первых Романовых Донской монастырь, как «годуновский», благосклонностью царей не пользовался и в 1650 году был даже лишён самостоятельности и приписан к Андреевскому монастырю. Но при царевне Софье Алексеевне (1657-1704), в конце 17 века, Донской монастырь стал одним из главных столичных монастырей. В 1684-1698 годах на его территории возвели огромный «Новый», или «Большой», собор, также во имя Донской иконы Богоматери. Он строился на средства царевны Екатерины Алексеевны (1658-1718), сестры Петра I Алексеевича (1672-1725). Собор окружает крытая галерея, сделанная в 1717 году. Внутри собор производит очень торжественное впечатление, чему немало способствует резной иконостас в шесть ярусов, изготовленный в конце 17 века в стиле московского барокко. Расписывал собор живописец А. Клаудо по эскизам известного зодчего В. Баженова.

В Большом соборе Донского монастыря хранилась Донская икона Божией Матери. Существует предание, будто эту икону подарили некие донские казаки Дмитрию Ивановичу Донскому перед Куликовской битвой, но это не более, чем красивый вымысел. Двустронняя икона Донской Богоматери (на обратной стороне изображено «Успение Богоматери») написана в 1370-1380-х годах либо Ф. Греком, либо высоко одарённым новгородским мастером, испытавшим влияние Ф. Грека. На лицевой стороне иконы изображена «Богоматерь Умиление» она же Донская Богоматерь. Донскую Богоматерь чтили как защитницу Отечества. Достоверно известно, что икону брал с собой Иван Васильевич Грозный (1530-1584) в поход под Казань. Перед ней молились в 1591 году, во время нашествия крымских татар, а в 1598 году патриарх нарёк перед ней на царство Бориса Фёдоровича Годунова. Первоначально икона хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

Стены и башни монастыря сооружены в 1686-1698 годы на средства дьяка Новгородского приказа Якова Аверкиевича Кириллова. Они образуют почти правильный квадрат. Башни монастыря украшают пышные узорные «короны».

В 1713 году над северными воротами монастыря на средства царицы Прасковьи Фёдоровны (урождённая Салтыкова) и её дочери, царевны Екатерины Ивановны, была построена надвратная церковь Тихвинской Богоматери, в целом повторяющая надвратную Входоиерусалимскую церковь Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Тихвинскую церковь строил Иван Петрович Зарудный, известный зодчий петровского времени. Колокольню Донского монастыря начинал сооружать петербургский архитектор Д. Трезини, однако он возвёл только нижний ярус. Достраивал колокольню уже в середине 18 века зодчий Алексей Петрович Евлашев.

В 1812 году все драгоценности монастыря были разграблены французскими варварами. Из серебра, отбитого доблестными казаками у бегущих из Руси французов, были изготовлены новые ризы для икон Донского монастыря.

Кладбище Донского монастыря служит почти двести лет местом захоронения московской знати. Здесь похоронены и многие выдающиеся деятели русской истории и культуры. Среди них — князь, генерал-фельдмаршал Николай Васильевич Репнин, баснописец Иван Иванович Дмитриев, князь, известный писатель, автор многих детских сказок Владимир Фёдорович Одоевский, поэты Михаил Матвеевич Херасков и Александр Петрович Сумароков, писатель, граф Владимир Александрович Соллогуб, историки Николай Николаевич и Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменские, Василий Осипович Ключевский, философы Пётр Яковлевич Чаадаев и князь Сергей Николаевич Трубецкой, композитор Сергей Иванович Танеев, отец русской авиации Николай Егорович Жуковский, горнозаводчик Прокофий Акинфиевич Демидов, помещица Дарья Николаевна Салтыкова (в девичестве Иванова), многочисленные представители московского дворянства — князья Голицыны, Волконские, Вяземские, Долгоруковы, Урусовы, графы Зубовы, Панины, Бобринские, Толстые, дворяне Нарышкины, Хвощинские, Протасовы, Мухановы, Петрово-Солово, Глебовы-Стрешневы. Здесь же похоронены родственники Александра Сергеевича Пушкина — его дед Лев Александрович Пушкин, бабушка Ольга Васильевна Пушкина (в девичестве Чичерина), дядя Василий Львович Пушкин, тётки Анна Львовна и Елизавета Львовна Сонцова, а также брат поэта Павел и сестра Софья, умершие во младенчестве.

Во время чумного бунта 1771 года в Донской монастырь ворвалась толпа восставших, жаждавших крови митрополита Амвросия (Андрей Степанович Зертис-Каменский) за то, что он якобы «скрыл» икону Донской Богоматери во время народного бедствия. Амвросия схватили в Большом соборе, выволокли из церкви и убили его у монастырских ворот. Амвросий погребён в Малом соборе Донского монастыря. Здесь же, в Малом соборе, покоятся мощи деятеля Русской православной церкви — святителя Тихона (Василий Иванович Беллавин), патриарха Московского и всея Руси, возглавившего церковь в самое трудное для церкви и Руси время — в 1918 году. Святитель Тихон всенародно предал анафеме большевиков, развязавших террор против народа и церкви. По всей Руси и за её пределами прогремели его пророческие слова, обращённые к СНК: «Недостанет мне времени, чтобы изобразить все те беды, какие постигли нашу Родину. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя».

В стенах Донского монастыря долгое время размещался Музей архитектуры. В 1991 году монастырь передан Русской православной церкви.

Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече.

Елена Григорьева

Елена Григорьева 25 января 2021

Ограда и башни монастыря

Монастырская ограда Донского монастыря построена по всем канонам оборонного зодчества XVII века. Стены и 12 башен представляют в плане квадрат, в центре которого расположен большой собор. Четыре круглые угловые башни выступают на ¾ из плоскости стены. Исторически такое расположение было продиктовано необходимостью защиты стен. Восемь квадратных башен также наполовину выступают из плоскости стен. Все башни имели бойницы: в квадратных башнях они были квадратные, а в круглых — круглые. Круглые бойницы появляются в русском оборонном зодчестве вместе с появлением огнестрельного оружия и артиллерии. Почти все башни были двухъярусными, и во втором ярусе имелись небольшие окошки, так как зачастую второй ярус использовали для жилья.

Строительство башни, как и всей монастырской ограды, было начато в 1686 году, заканчивали строительство в 1692 году. В 1950–х годах проводились реставрационные работы: была выполнена вычинка кладки стен и декора. Но по прошествии времени пришло в негодность покрытие гульбища, и из-за многолетних намоканий кладка разрушалась.

Башня № 11 – круглая угловая юго-западная башня на западной стене Донского монастыря. Является частью монастырской ограды. Возведена в конце XVII века. Башня представляет собой кирпичное двухъярусное крепостное сооружение с завершением в виде открытой аркады с гульбищем. Цоколь и декоративные детали выполнены из белого камня. Это объект культурного наследия федерального значения — «Ансамбль Донского монастыря, ХVI-XIX вв., 12 башен и 14 прясел крепостной стены, 1686 г., 1697-1698 гг., 1711 г. — Башня — круглая угловая юго-западная». Адрес: г. Москва, Донская пл., д. 1.

К 2019 году башня и ее архитектурные элементы находились в аварийном состоянии. Свод над вторым ярусом грозил обрушением, так что реставрация была необходима. За счет внебюджетных источников специалисты разработали научно-проектную документацию по приспособлению объекта культурного наследия, которая затем была согласована в Департаменте культурного наследия города Москвы.

Реставрационные работы финансировались в рамках Государственной программы «Развитие культуры и туризма» в период с июня 2019 года по 18 декабря 2019 года. Подрядчиком выступило ООО «Архитектурно-реставрационное товарищество». Как и было предусмотрено проектом, сохранен архитектурно-художественный облик памятника, его объемно-пространственная композиция, композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов.

В процессе реставрации были произведены следующие работы:

Фасады: расчистка стен, декора фасадов (из профилированного кирпича), белокаменного цоколя и белокаменных деталей от старых покрасок, цементных домазок, а также расчищены швы от рыхлого раствора. Проведено снятие грунта вдоль цоколя до первоначальной отметки. Выполнена биоцидная обработка всей расчищенной кирпичной кладки; проведена перекладка аварийных участков кладки машикулей с бойницами и декоративных гребешков завершения башни; выполнена вычинка деструктированных фрагментов кирпичных поверхностей (также и профилированных) и белокаменного цоколя в перевязку с сохранившейся кладкой; выполнено инъектирование кирпичных и белокаменных кладок. Проведены работы по реставрации и изготовлению, вместо утраченных, декоративных белокаменных деталей (пинакли с фиалами и балясины парапетов, водометы), выполнена реставрация оконных и дверных проемов, изготовлены новые столярные заполнения (двери, окна). Все металлические элементы (внутристенные связи, выходящие на фасады, подставы, скобы, засовы, оконные решетки) расчищены и покрашены; выполнены медные окрытия выступающих карнизов и колонок третьего яруса; выполнена обмазка кирпичной кладки фасадов и последующая ее окраской колером в соответствии с проектом покраски. Белокаменные поверхности обработаны гидрофобным составом, выполнено покрытие открытого гульбища из каменных плит с устройством утепляющего слоя и гидроизоляции, водоотводов к водометам. Демонтирована бетонная плита во входной зоне 1-го яруса башни, восстановлен проем в исторических размерах, устроена «дышащая» отмостка по периметру, вход в башню выстлан плитами песчаника.

Интерьеры: Выполнена расчистка кирпичных стен и сводов от старых штукатурок, покрасок, цементных домазок, а также расчищены швы от рыхлого раствора; полы 1-го и 2-го ярусов расчищены от мусора и наслоения грунта, проведены разборки старых покрытий (цементных стяжек, деревянных настилов, лаг, утепляющей засыпки из мусора). Выполнена перекладка аварийного кирпичного свода над 2-м ярусом башни по опалубке, с устройством утепляющей засыпки, гидроизоляционного слоя и каменного покрытия со стороны открытого гульбища. Выполнена реставрация свода над 1-м ярусом с устройством над ним (со стороны второго яруса) утепляющего слоя, дощатого пола по деревянным лагам деревянным балкам. Произведена выстилка пола 1-го яруса реставрационным кирпичом «на плашку» в нишах, в центральной части – устроен дощатый пол по лагам над подвальным помещением. Выполнена обработка кирпичной кладки стен и сводов помещений биоцидными составами, реставрация кирпичных стен помещений (вычинка, домазки, зачеканка швов). Выполнена реставрация кирпичных ступеней, стен и сводов внутристенных лестниц, кирпичные ступени окрыты деревянными плашками. Устроены поручни. Выполнена замена всех инженерных сетей: электрика, пожарная сигнализация, вентиляция подвала. Изготовлены и развешены кованые светильники, сделанные в стиле XVII века.

Все работы выполнялись под надзором архитектора, технолога и инженера, по записям в журнале авторского надзора, по реставрационной технологии реставрационными материалами.

Благодаря государственной программе башня № 11 обрела исторический облик конца XVII века, с сохранением подвального хозяйственного помещения, устроенного в ХХ веке.

Башня № 12 является частью монастырской ограды и расположена на западной стене. Возведена до 1711 года по образцу уже построенных башен на северной стене. Башня является объектом культурного наследия федерального значения: «Ансамбль Донского монастыря, ХVI-XIX вв., 12 башен и 14 прясел крепостной стены, 1686 г., 1697-1698 гг., 1711 г. — Башня № 12 — квадратная на западной стене». Адрес: г. Москва, Донская пл., д. 1.

Квадратная в плане башня имеет три яруса. Первый и второй ярусы перекрыты сомкнутым сводом с распалубками над окнами и входами. Второй ярус, не сообщающийся с первым, находится на уровне боевого хода, на него есть возможность попасть по внутристенной лестнице, идущей от уровня земли. Третий ярус представляет собой площадку-гульбище, окруженную аркадой с белокаменными декоративными деталями. Площадка первоначально была вымощена белокаменными плитами, которые со временем заменили на современное покрытие рубероидом. Верхний открытый ярус башни — с аркадой, завершающейся кирпичными гребешками и столбиками с белокаменными фигурными деталями (пинаклями и фиалами).

В 1950–е годы при реставрации крепостных стен и башен была отреставрирована и башня № 12, проведена вычинка кирпичной кладки фасадов, стрельниц первого яруса и белокаменного цоколя. В послевоенные годы на первом ярусе башни устроили узел ввода водопровода.

В наши дни по результатам исследований, проведенных ООО «АРМ «ФАРОСЪ» за счет внебюджетных источников, была разработана научно-проектная документация по приспособлению объекта культурного наследия. В рамках Государственной программы «Развитие культуры и туризма» в период с июня 2019 года по 18 декабря 2019 года на объекте проводились реставрационные работы. Подрядчик: ООО «Архитектурно-реставрационное товарищество». Архитектурные решения проекта реставрации основываются на принципах максимально возможного восстановления исторического облика памятника с восстановлением декора и колористического решения фасадов.

В процессе реставрации 2019 года были выполнены следующие работы:

Фасады: расчистка стен, декора фасадов, белокаменного цоколя и белокаменных деталей от старых покрасок, цементных домазок, а также расчищены швы от рыхлого раствора. Проведено снятие грунта вдоль цоколя до первоначальной отметки; выполнена биоцидная обработка всей расчищенной кирпичной кладки. Произведено укрепление конструктивной целостности башни – вычинка кирпичных стен и сводов, восстановление проемов и дверей, а также бойниц. На открытом верхнем ярусе восстановили выстилку сводов из песчаника, с устройством гидроизоляции сводов, а также был восстановлен белокаменный и кирпичный декор декоративных арок и парапетов открытого яруса башни. Проведена перекладка аварийных участков кладки декоративных гребешков завершения башни. Все металлические элементы (внутристенные связи, выходящих на фасады, подставы, скобы, засовы, оконные решетки) расчищены и покрашены, выполнены медные окрытия выступающих карнизов и колонок третьего яруса. Выполнена обмазка кирпичной кладки фасадов с последующей ее окраской колером в соответствии с проектом покраски. Осуществлено покрытие открытого гульбища из каменных плит с устройством утепляющего слоя и гидроизоляции, водоотводов к водометам. Устроена «дышащая» отмостка по периметру, вход в башню выстлан плитами песчаника.

Интерьеры: Выполнена расчистка кирпичных стен и сводов от старых штукатурок, покрасок, цементных домазок, а также расчищены швы от рыхлого раствора. Выполнена реставрация кладки ниш, оконных и дверных проемов, сохранившихся кованых оконных решеток, подстав. Изготовлены и установлены дощатые двери с коваными деталями. Полы 1-го и 2-го ярусов расчищены от мусора и наслоения грунта, проведены разборки старых покрытий (цементных стяжек, деревянных настилов, лаг, утепляющей засыпки из мусора). Выполнена реставрация кирпичных сводов над 1-ым и 2-ым ярусами башен, (вычинка разрушенных кирпичей, домазки, зачеканка швов и инъектирование трещин), с устройством над сводом 1-го яруса утепляющего слоя, дощатого пола по деревянным лагам. Выполнена реставрация кирпичных ступеней, стен и сводов внутристенных лестниц. Кирпичные ступени окрыты деревянными плашками. Устроены поручни. Установлены деревянные подоконники в оконных проемах. Выполнена замена всех инженерных сетей: электрика, пожарная сигнализация, вентиляция подвала. Установлены керамические наружные розетки и выключатели, электрощитовая. Изготовлены и развешены кованые светильники, сделанные в стиле XVII века.

Башне № 12 возвращен первоначальный архитектурный облик XVII века.

По итогам 2018-2019 годов за счет федерального бюджета отреставрированы четыре башни Донского монастыря: №№ 4, 5, 11, 12.

О монастыре

В конце июня 1591 года в Москву пришла весть о том, что хан Казы-Гирей со своим войском идёт на столицу. Когда хан был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович приказал совершить Крестный ход вокруг города с Донской иконой Божией матери и поставить ее в стане русского войска в палаточную церковь, которую освятили в честь преподобного Сергия Радонежского. Всю ночь царь молился перед Донской иконой для избавления Москвы от вражеского войска. Во время бессонной ночи, которую провёл царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его действий. Когда отряды неприятеля подступили к русскому стану, произошло несколько локальных стычек, но крупный бой так и не начался. Войско Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.

Донской монастырь был заложен по указу Фёдора Иоанновича в 1593 году на так называемом «Диком поле» — том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Собор воздвигли именно там, где стояла походная церковь с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».

Икону Богородицы в 1380 году казаки подарили Дмитрию Иоанновичу за победу в Куликовской битве. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с иконы был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком. Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи. Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников.

О монастыре

Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный «трапезным», а после возведения Большого собора стал именоваться — Малым. Учитывая высокое качество архитектуры и уникальность этого храма, возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь (возможно принимал участие), который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля.

В период Смуты, в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андреевскому монастырю. С начала XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича обитель начала возрождаться.

Монастырь становится «богомольем царей»: сюда совершались Крестные ходы, в которых принимали участие Государи. Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, ныне именуемого Большим собором. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.

О монастыре

В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеретинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.

В 1745 году, по указу Святейшего Синода, обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам этого не произошло.

Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.

О монастыре

В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря. В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно. Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провёл большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской властью после Октябрьской революции 1917 года.

Почти до самой своей смерти, последовавшей 7 апреля 1925 года, Патриарх находился в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.

В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована. Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей, интернат, фабрику, молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР, учрежденной в 1931 году.

О монастыре

На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. Были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.

В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь. В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году.

О монастыре

В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафодор (Маркевич). С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма. На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.

Просветительский онлайн-проект «Путешествуем по святым местам». Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве

Основание Донского монастыря связано с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.

Главный стан русского воинства, защищавшего столицу, располагался между Серпуховской и Калужской дорогами. В центре его возвышалась походная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В этом храме пребывала Донская икона Божией Матери, овеянная древними преданиями, связанными с победой на Куликовом поле. 4 июля произошло первое столкновение с противником. Врага удалось отбросить, но опасность не миновала. Гирей стоял у стен Москвы. В тот день царь Федор Иоаннович сказал одному из приближенных, что ночью «поганые» побегут от русской столицы. И действительно, на рассвете Казы-Гирей бежал, бросив обозы и награбленную добычу. В память о чудесном событии государь основал монастырь.

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий. С 1934 года и до 1950-х годов в нем кремировали расстрелянных репрессированных.

Значительную часть монастыря занимает некрополь, который возник здесь в конце XVII века. Уже в «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества. Здесь покоятся многие выдающиеся деятели русской церковной, политической и военной истории, литературы и искусства. До наших дней сохранились белокаменные плиты, барочные саркофаги, пирамиды, жертвенники, гранитные колонны, вазы, урны, архитектурно-декоративные композиции в виде ротонд, беседок и часовен, скульптурные фигуры ангелов и плакальщиц.

Здесь нашли пристанище представители известных дворянских фамилий: Трубецкие, Долгоруковы, Вяземские, Нарышкины. Похоронены Иван Шмелев и Александр Солженицын, Фаина Раневская и Майя Кристалинская. О значении некрополя Донского монастыря свидетельствует завещание императрицы Екатерины Великой. В нем она указывала, что, если умрет в Москве, похоронить ее следует в Донском монастыре.

Донской монастырь – величественный архитектурный ансамбль из 12 храмов. Обитель, окруженная мощной узорчатой стеной с навесными бойницами в верхней части и 12 башнями, похожа на древнерусскую крепость. Монастырские стены построены в форме правильного квадрата с завершением из белого камня.

В центре монастырской территории – Большой собор, прекрасный и величественный. Возведенный через сто лет после Малого на пожертвования прихожан царской фамилии и городской знати, храм напоминает распустившийся цветок. Пять позолоченных глав наверху – большая в центре и четыре вокруг – поставлены по сторонам света. К двухъярусной арочной галерее, окружающей по периметру храм, с трех сторон примыкают лестницы паперти, выстроенные на сводах, опирающихся на двойные столбы в арках. Вход и пол Большого собора выложен на пожертвования купца Замятин в 1752 году чугунными плитами, украшенными орнаментом.

Малый собор, возведенный в 1591 году и освященный в честь Донской иконы Божьей Матери, – первая каменная постройка на территории монастыря. В первоначальном виде – квадратное здание с тремя округлыми аспидами. Объем собора завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом.

На территории монастыря располагаются церкви-усыпальницы: Архангела Михаила (князей Голицыных), Александра Свирского (графов Зубовых), Иоанна Лествичника (Терещенко), церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины (Первушиных).

Надвратная церковь Тихвинской иконы Богоматери – четырехъярусная церковь. Здесь молился патриарх Тихон во время заточения. Около паперти – чугунная кованая решетка начала XVIII века и иконостас 1782 года.

Главной святыней мужской обители считают Донскую икону Божией Матери (XVI век), которая была написана знаменитым русским изографом Феофаном Греком. Почитаемый верующими образ постоянно находится в Государственной Третьяковской галерее, но раз в год его привозят в стены обители. В Большом монастырском соборе стоит рака, где покоятся мощи патриарха Тихона.

Посетите это святое место, полюбуйтесь старинной архитектурой обители и ощутите дух давно ушедшей России.

Любовь Кузнецова,
главный библиотекарь универсального читального зала

Литература:

Донской монастырь // Великие чудодейственные места России / [О. В. Белоусова, С. А. Шимкович]. – Москва : Эксмо, 2014. – С. 14–21.

Донской ставропигиальный мужской монастырь // Великие монастыри : 100 святынь православия / [сост. И. А. Мудрова]. – Москва : Центрполиграф, 2010. – С. 38–43.

Сайты:

Православные монастыри Москвы (часть 3)

донской монастырь в москве

Донской монастырь — ставропигиальный (находящийся в прямом ведении Святейшего Синода) мужской монастырь Русской Православной Церкви. Расположен в Москве, в юго-западном направлении от центральной ее части — на Донской площади.

донской монастырь в москве фото

донской монастырь г москва

Победа «силою Христа и предстательством Его Матери»

В 1591 году крымский хан Казы-Гирей с огромным войском подошел к Первопрестольной. Царь Федор Иоаннович, третий сын царя Иоанна Грозного, повелел совершить крестный ход с Донским образом Пресвятой Богородицы вокруг городских стен и затем поместить икону в небольшой походной церкви прп. Сергия Радонежского посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери».

Битва с татарами так и не началась, произошло лишь несколько локальных стычек. Неожиданно, простояв у стен Москвы почти сутки, татары обратились в бегство. В панике неприятельские орды побросали весь свой скарб, оружие, даже раненых оставили на поле боя. С тех пор крымские татары никогда не нападали на Москву.

Форпост

В благодарность Богородице за чудесную помощь Федор Иоаннович в том же году поставил на «диком поле» собор и поместил туда Донскую икону. Позже, в 1593 году, на том самом месте, где войско ожидало боя с татарскими полчищами и где стояла походная церковка, был основан мужской монастырь. Новая монашеская крепость находилась между Даниловым и Новодевичьим монастырями. Она завершила формирование оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей и стала форпостом на наименее защищенной в то время Калужской дороге. Монастырские стены из красного кирпича с двенадцатью красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год.

Главная святыня обители

Название обитель получила в честь Донской иконы Божией Матери, написанной в XIV веке известным русским иконописцем Феофаном Греком. По преданию, этим образом преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву. Икона пребывала в Благовещенском соборе Московского Кремля. Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, перед этой иконой Богоматери молились о помощи.

В XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря был сделан список с Донской иконы, впоследствии тоже ставший чудотворным.

Каждый год 1 сентября на праздник чудотворного образа Пресвятой Богородицы из Благовещенского собора Кремля в монастырь Донскую икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами. В этот день в Донской обители пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.

Монастырь в XVII–XIХ веках

В период Смуты в начале XVII века Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. Тогда Москва почти вся была сожжена и разорена. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю. Радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых в 20-х годах XVII века монастырь стал возрождаться. Сюда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи.

В 1673 году к Малому собору пристроили трапезную часть. Через пять лет, в память о победе над турками под Чигирином, были возведены два придела, увенчанные луковичными главами: южный — в честь преподобного Сергия Радонежского, северный — в память великомученика Федора Стратилата.

Обширное каменное строительство началось в монастыре с 1684 года с возведения Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, позднее названного Большим. Храм построили в нарышкинском стиле, в конце XVIII века его стены были расписаны фресками на библейские и евангельские сюжеты.

В 1714 году над северными вратами обители построили церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Через несколько десятилетий возвели колокольню с часами.

К концу XVIII века в Донском монастыре велась обширная духовно-просветительская работа: духовное училище готовило воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.

К началу XIX века Донской монастырь стал одной из самых привилегированных и богатых обителей России, которая оказывала большое влияние на духовную и политическую жизнь страны в целом, а к 1917 году — одной из шести первоклассных ставропигиальных обителей в Российской империи.

история донского монастыря в москве

святыни донского монастыря в москве

Архитектурный ансамбль

На протяжении всего XIX века продолжал формироваться архитектурный ансамбль монастыря, который сохранился до настоящего времени. В него входят:

  • Малый собор (1591)
  • Большой собор с восьмиярусным иконостасом (1698)
  • Сретенский храм
  • надвратная церковь в честь Тихвинской иконы Богородицы
  • храм Михаила Архангела (1809)
  • храм в честь преподобного Александра Свирского (1789)
  • надвратная церковь в честь праведных Захарии и Елизаветы (1755)
  • храм в честь преподобного Иоанна Лествичника (1898)
  • церковь в честь святителя Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины (1891)

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1997 году была построена церковь в честь святителя Тихона (Беллавина), заключенного в Донском монастыре советской властью. Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца и церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского были построены уже в XXI веке.

В советские годы

В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Беллавин), патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти, последовавшей 7 апреля 1925 года, находился патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. После смерти патриарха в Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено его отпевание и погребение в южной трапезной части Малого собора монастыря.

В 1926 году монастырь был закрыт, богослужения не совершались, а братию монастыря разогнали и репрессировали.

Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры. В него свозили детали, скульптурные фрагменты многих сносимых сооружений, в том числе храма Христа Спасителя, Сухаревой башни, церкви Успения Божией Матери на Покровке, основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки.

Вся территория Донского монастыря была открыта. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин.

Во время Великой Отечественной войны отношение государства к Церкви несколько изменилось. В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. В соборе была оборудована печь для варения мира.

«Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы»

Так раньше называли некрополь Донского монастыря. С XVII века монастырь становится широко известным местом упокоения самых знаменитых людей современности, его некрополь — главным кладбищем высшего русского дворянства и богатого купечества. Там похоронены знаменитые писатели, поэты, архитекторы, ученые. Это единственный в Москве некрополь, переживший без существенных потерь советское время.

Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Исключительную коллекцию надгробных памятников любят рисовать молодые художники.

кладбище донского монастыря в москве

храм донского монастыря в москве

Монастырь в наши дни

30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы Русской Православной Церкви. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. В том же году в честь 400-летия монастыря в нем состоялся крестный ход во главе с патриархом Алексием II.

В феврале 1992-го во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с мощами патриарха Тихона. Святейшего причислили к лику святых, а останки перенесли в раку в Большой собор.

На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работают реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционируют воскресная школа для детей, богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей «Основ православной культуры». Планируется создание большого просветительского центра для молодежи, открытой библиотеки, большого книжного магазина, трех музеев.

У монастыря своя миссия — социальное, образовательное и миссионерское служение приходящим в обитель людям.

собор донского монастыря в москве

Подготовила послушница Татьяна Кладиева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *