Что такое соловки в истории
Перейти к содержимому

Что такое соловки в истории

  • автор:

Экскурсии

Соловецкая сельдь: деликатес

Основные природные и географические особенности архипелага, сведения о местной флоре и фауне, редких явлениях, наблюдающихся на островах – то с чего мы начнём и то, что прежде всего делает Соловки уникальными. Далее Вас ждёт осмотр памятников посёлка Соловецкий с рассказом об основных исторических эпохах Соловков: от появления первых людей на островах в VI тысячелетии до нашей эры (остановка на мысе Лабиринтов) до событий нашего времени. «Соловки как зеркало русской истории» – эта мысль «красной нитью» пронизывает повествование гида. В увлекательном рассказе разворачивается сокровенный свиток соловецкой летописи, повествующий о регулярном участии островов в значимых для Отечества событиях и влиянии на их ход. Строители загадочных лабиринтов, суровые православные подвижники, заключённые соловецких тюрем – главные герои этой истории.

Индивидуально:
до 5 человек: 5000 рублей
5-10 человек: 6000 рублей

галерея маршрута

История Соловецкого архипелага

История Соловецкого архипелага

История Соловецкого архипелага

История Соловецкого архипелага

История Соловецкого архипелага

История Соловецкого архипелага

История Соловецкого архипелага

История Соловецкого архипелага

История Соловецкого архипелага

История Соловецкого архипелага

История Соловецкого архипелага

По вопросам организации индивидуальных и групповых экскурсий на Соловках обращайтесь, пожалуйста,
nasolovki@mail.ru

Офис экскурсионного бюро «Независимые гиды» на Соловках
(1 июня — 1 сентября)
ул. Ковалёва, 17А, ТИЦ «Соловки»

Режим работы в летний период
09:00–21:00

© «Независимые гиды», 2007

Библиотека

Г. А. Богуславский, Острова Соловецкие

Г. А. Богуславский

Г. А. Богуславский, Острова Соловецкие

Адамс Клемент, Открытие царства Московии по Северо-восточному пути

Адамс Клемент

Адамс Клемент, Открытие царства Московии по Северо-восточному пути

Абрамов, Описание Березовского края

Абрамов, Описание Березовского края

Что такое соловки в истории

Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности – здесь стали появляться древние обитатели Поморья – протосаамы; летом они промышляли морского зверя (тюленей и белух) и ловили рыбу. Во II –I тысячелетии до н.э. протосаамы хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи – курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей (саамов) – курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.

Возможно, лопари еще совершали на островах свои языческие обряды, когда в начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.

Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Одним из самых первых выдающихся подвижников Крайнего Севера был блаженный Феодорит Кольский. Соловецкий постриженик архимандрит Феодорит за свою долгую 90-летнюю жизнь просветил евангельским словом и привел к христианству тысячи лопарей (саамов). Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.

Одним из самых трагических периодов монастырской истории по праву считается время Соловецкого сидения (1668–1676). Бунт братии, несогласной с церковными реформами патриарха Никона, вылился в противостояние царскому войску. Соловецкое восстание, подавленное воеводой И. А. Мещериновым, который вел осаду по всем правилам войны, привело к значительным человеческим жертвам с обеих сторон, а также ослабило духовные традиции и экономическое положение островного монастыря.

С Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных монастырей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. Тысячи богомольцев ежегодно приезжали в монастырь и получали здесь духовную помощь. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшего Синода.

Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Здесь трудились такие выдающиеся писатели-книжники, постриженики Соловецкого монастыря, как игумен Досифей, инициатор составления в начале XVI века жития преподобных Зосимы и Савватия, священноинок Сергий (Шелонин), живший в монастыре в 1619-1664 годах (исследованием его трудов ученые занимаются уже более 100 лет), инок Епифаний и др. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.

Бесценны для науки документы монастырского архива. В оружейной палате монастыря хранилось интереснейшее собрание древнего оружия. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры и представляют собой чудеса строительного дела.

Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца Х VI века, он становится защитником северных рубежей России.

Многие его настоятели не только исполняли свое непосредственное послушание, но и проявили себя как искусные политики и государственные деятели. При настоятеле игумене Иакове (1581–1597), ученике святителя Филиппа, была построена каменная крепость, укреплен Сумской острог. Игумен Антоний (1605–1614) в Смутное время показал себя истинным патриотом и стойким борцом за интересы России, «его благоразумием была спасена обитель Соловецкая, а с ней и все Поморье, от шведов». Известна переписка игумена Антония со шведским королем Карлом IХ, в которой он последовательно отстаивал интересы государства. Много сделал для защиты Беломорья от врагов игумен Иринарх (1614–1626). Близкое соседство и частые военные столкновения, в которых соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали победы, внушали шведам уважение к монастырю.

В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.

Соловецкий монастырь был и важным экономическим центром, его вотчины в XVI -Х VIII веках, не ограничиваясь Поморьем, простирались до Онежского озера. В вотчинах монастырь вываривал соль, являясь ее крупнейшим поставщиком соли на внутреннем рынке, а также добывал слюду, жемчуг, железную руду, ловил морского зверя и рыбу. По словам историка В. О. Ключевского, вместе с монастырем «возник центр и двигатель разнообразной деятельности в окружающем его Беломорском крае».

После секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь начал более интенсивно развивать монастырское хозяйство на островах, где находилось до 40 различных производств. В результате разумного хозяйствования и природопользования острова Соловецкого архипелага достигли весьма высокой степени благоустройства. К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.

5 мая 2023 г.

Ианнуарий (Недачин), архим. Особенности устава Соловецкого монастыря ( XV – нач. XX в.)

Тезисы доклада для Синодальной комиссии по делам монастырей, 2010 г.
1 декабря 2021 г.

Чумичева О.В. Соловецкое восстание 1667–1676 гг.

Соловецкое восстание – одно из ключевых событий российской истории XVII в., чрезвычайно остро поставившее проблему взаимоотношений Церкви и государства, традиций и новаций в духовной жизни общества. На основании трудов предшественников и новых архивных материалов в книге воссоздается самая полная на сегодняшний день картина восстания, показываются его причины, ход и результаты, анализируется идеология. Новое издание содержит дополнительные архивные материалы, часть из которых публикуется впервые, и учитывает научные труды, появившиеся в последнее время.

5 сентября 2021 г.

Никона (Осипенко), мон. Соловецкая обитель: история святыни. Книга паломника (2017)

Книга «Соловецкая обитель: история святыни», предлагаемая вниманию читателя, рассказывает о шести веках жизни одной из древнейших обителей Русского Севера. История Соловецкого монастыря порою светлая, а порою – трагическая, представлена как совокупность жизни святых и подвижников, которые в этой обители совершали путь спасения. Жизнеописания Соловецких насельников разных времен объединены по хронологическому принципу, содержат цитаты из исторических источников (патериковых повествований, архивных документов, следственных дел) с комментариями, учитывающими результаты современных исследований Соловецкого наследия. Помимо представления широкой панорамы почти шестисотлетней истории монастыря, книга включает описания скитов и пустыней. В особом разделе помещены песнопения и молитвы святым, особо почитаемым в Соловецкой обители. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей Православия в России, историей Русского Севера, и в особенности тем читателям, кто готовится или совершил паломническую поездку в монастырь.

15 июня 2021 г.

Кремли и крепости Земли Русской. СОЛОВКИ

Вышел в свет 20-й номер журнала «Кремли и крепости Земли Русской», который посвящен рассказу о Соловках.

30 марта 2020 г.

Станулевич В. С императором на Соловки, от «Императора» и погиб

Самое известное событие Крымской войны 1853−1856 гг. – оборона Севастополя. Второе – оборона Соловецкого монастыря. 18−19 июля 1854 года к Соловецкому архипелагу подошли английские пароходофрегаты «Бриск» и «Миранда» коммодора Омманея. Без предъявления ультиматума англичане открыли огонь и на следующее утро продолжили обстрел обители. Неприятелю отвечала русская батарея из двух полевых орудий. Один из пароходофрегатов подошел к стенам монастыря и выстрелом из орудия попытался выбить ворота. Затем Омманей отправил ультиматум о сдаче – защитники отказались. Снова последовал обстрел, со стен отвечали восемь присланных из Архангельска орудий. Под неприятельскими ядрами архимандрит повел братию по стенам крестным ходом. Бомбардировка закончилась ничем – среди защитников никто не пострадал, у англичан оказались один убитый и несколько раненых.

3 сентября 2018 г.

Волков А. Соловки. Краткая история монастыря

Миссионерский медиа-проект «ВПравославии» предлагает вниманию серию фильмов, посвященных Соловецким островам. Постоянный ведущий нашего канала катехизатор Алексей Волков, восемь лет работавший на Соловках экскурсоводом, менее чем за 20 минут в живой увлекательной форме расскажет историю этого удивительного места.

18 февраля 2016 г.

Богданова А.В. Секуляризация церковных имуществ 1764 г. и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII в.)

16 февраля 2016 года на историческом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Секуляризация церковных имуществ 1764 г. и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII в.)».

15 февраля 2016 г.

Соловки. Преображение

Картина охватывает столетний период истории Соловецкого архипелага: с середины XIX до 40-х гг. XX в. В ее основе – три знаковых эпизода. Крымская война, которая по признанию авторитетных историков явилась прообразом Мировой войны. Соловецкое мужицкое царство второй половины XIX в., земной рай, где все трудятся во славу Божью. И, наконец, масштабный эксперимент ХХ в. по построению коммунистического рая на земле, когда здесь, на Соловках, выковывался Новый Человек, неведомый и непредсказуемый…

23 декабря 2015 г.

У истоков Русской Арктики

Российский институт стратегических исследований при Администрации Президента РФ представляет фильм «У истоков Русской Арктики». По мнению создателей и участников картины именно под властью Московской Руси в XVI веке, и даже еще раньше, началось планомерное освоение этого региона.

28 января 2015 г.

Рябиков В.В. Наследие Соловецкого архипелага как сложная человекоразмерная система: постановка проблемы

В статье предпринята попытка дать описание Соловецкого архипелага как сложной мультикомпонентной самоорганизующийся системы, неразрывно связанной как с природой, так и с деятельностью человека. Такие системы получили название человекоразмерные. Они требуют особых стратегий деятельности. Эти системы наделены синергетическими характеристиками, в них существенную роль начинают играть несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах.

© 1429—2024 Религиозная организация «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Соловки: погружение в историю

На самом крупном из сотни островов Соловецкого архипелага – Большом Соловецком – высится обитель, в стенах которой пять веков творилась история России. Соловецкий монастырь стал духовным, культурным и хозяйственным центром всего Русского Севера. О нем говорили: «Стоят Соловки, значит, жива Россия». Древняя обитель действует и сегодня. И атмосфера в ней такая, что невольно хочется перейти на благоговейный шепот. На мысли о вечном настраивает все, даже суровая красота ландшафта. А те, кому повезло здесь побывать, заболевают редкой болезнью. Они снова и снова хотят вернуться на Соловки. Для этого феномена даже придумано специальное слово – «осоловеть».

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, который знаком каждому россиянину по изображению на 500-рублевой купюре, был основан в XV веке. В 1429 году монахи Савватий и Герман построили на Большом Соловецком острове первую келью. В 1436 году начала строиться деревянная обитель. А уже в XVI веке Соловецкий монастырь превратился в третий по величине в России после Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского.

Монахи и послушники преобразили жизнь на Соловках. Они проложили десятки километров каналов между божественной красоты озерами и поставили на них мельницы. Соединили острова дамбами из каменных валунов. Построили оранжереи, где выращивали даже арбузы и ананасы. В 164 км от Северного Полярного круга разбили уникальный ботанический сад, где росли клены, шиповник, розы, пихты, сирень, жимолость, барбарис, кавказский самшит, кипарисы.

Здесь и сегодня благоухают розы, а яблони и кедры, посаженные в монастырском саду 130 лет назад, цветут и плодоносят до сих пор. А построенные монахами дороги не ремонтируют, так как в этом нет необходимости.

Соловецкий монастырь изначально строился как неприступная крепость, поскольку государство видело в нем прежде всего форпост на северных рубежах. Толщина монастырских стен поражает: у основания она достигает семи метров. Восемь крепостных башен сложены из гигантских гранитных валунов до двух метров в диаметре, которые весят до 8 тонн.

Крепость, окруженная кольцом из стен длиной 1200 м, не раз успешно отражала нападения врагов. Так, в годы Крымской войны два британских пушечных фрегата девять часов прямой наводкой палили из всех пушек по стенам монастыря, но так и не смогли пробить брешь. А от шквального огня не погиб ни один человек.

В советские годы Соловецкому монастырю пришлось пережить самые нелегкие времена в своей истории. В 1923 году на Соловках был открыт первый исправительно-трудовой лагерь – Соловецкий лагерь особого назначения, СЛОН. С него начался архипелаг ГУЛАГ. И именно он описан в романе «Обитель» Захара Прилепина. Через Соловки прошли академик Дмитрий Лихачев, философ Павел Флоренский, этнограф Николай Виноградов, тысячи других ни в чем не повинных людей, осужденных по «политическим» статьям.

О том, что монастырь имеет огромное историческое значение, вспомнили лишь через несколько десятилетий. В 1967 году был создан Соловецкий музей-заповедник, один из крупнейших в России. А в 1992 году историко-архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После распада СССР обитель возродилась после долгого запустения. Сегодня ее снова посещают тысячи паломников. Стройные силуэты древних построек, постепенно вырисовывающиеся по мере приближения к Большому Соловецкому острову, поражают своей грандиозностью. Каждый уголок хранит память о непростой истории монастыря. А за его стенами все дышит гармонией, соединившей красоту суровой северной природы и плоды человеческого труда.

Лучший способ познакомиться с Соловками – взять в аренду велосипед и отправиться в путешествие по соединенным дамбами островам заполярного архипелага. На Большом Заяцком острове ждут загадочные каменные лабиринты – они созданы задолго до того, как были построены многие пирамиды Египта. Кто и зачем выложил каменные валуны в причудливые узоры-спирали, неизвестно. Есть версии, что это запруда для ловли рыбы во время отливов. Многие считают, что это гигантские алтари для жертвоприношений или места проведения сакральных обрядов. А есть и те, кто верит: каменные лабиринты – это ловушка для духов, которая не дает им проникнуть в мир живых.

На Большом Заяцком острове можно посетить и первую в России каменную гавань, сложенную еще в XVI веке из огромных валунов. Здесь сохранилась и Андреевская церковь, построенная по велению Петра I. А если добраться до одного из самых маленьких островов архипелага – Малой Муксалмы, можно увидеть часовню Рождества Христова. Некоторые историки считают ее самой древней постройкой на Соловецких островах.

Летом на Соловках жалко тратить время на сон, тем более что северная природа любезно предоставила возможность путешествовать хоть круглый день. Знаменитые белые ночи здесь куда белее, чем в Санкт-Петербурге, и продолжаются они с июня до начала августа. Даже в полночь действительно светло как днем. Это лучшее время, чтобы сесть в лодку и проплыть по древним каналам, вода в которых до сих пор поражает кристальной чистотой. Летом зеркальная гладь воды сливается с небом молочного цвета, а величественную тишину вокруг не нарушает ни один посторонний звук.

Если отправиться к Белужьему мысу, то можно близко познакомиться с животными, которые дали ему такое название. Это белухи, небольшие киты фарфоровой белизны. Они очень любознательны и с удовольствием подплывают близко к людям. Белухи издают такие громкие и забавные звуки, что становится понятно, откуда в русском языке появилось выражение «реветь белугой». Самые отчаянные могут поплавать вместе с белухами в Белом море, а потом согреться у костра, на котором уже закипает котелок с невероятно вкусными северными мидиями. Их аромат еще долго будет напоминать о поездке на Соловки.

Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории

Летом 1668 года начался самый крупный конфликт в истории русской церкви. Монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря выступили против нововведений патриарха Никона. Противостояние длилось восемь лет: старообрядцы прокляли царя и из последних сил отбивались от правительственных войск.

Неприступная крепость и начало раскола

Соловецкий монастырь был выстроен как сильная крепость: внутри него находились все средства для долгой обороны от врага – пищали, пушки, почти 900 пудов пороха. Другой защитой монастыря служил суровый северный климат. Белое море полгода оставалось закованным в льды, поэтому добраться до крепости было трудно. Согласно легенде, съестных запасов в монастыре было столько, что их с лихвой хватило бы на десяток лет вперед. В гарнизоне Соловков состояло более пятисот человек: монахи, стрельцы, казаки, крестьяне. Находясь близко к границе Российского государства, Соловецкий монастырь неслучайно выполнял функцию крепости и мог выдержать любую осаду.

Соловецкий монастырь

В 1652 году патриархом стал Никон – «собинный друг» царя Алексея Михайловича. Выступая в союзе с государем, он получил разрешение на проведение реформы церкви. Обряды и церковные книги Никон повелел изменить. Многое было исправлено по греческим образцам. Отныне православные должны были креститься тремя перстами, заменить земные поклоны на поясные, а вместо имени «Исус» произносить «Иисус». Среди духовенства нашлось немало недовольных. Они тоже выступали за реформы, но книги предлагали править по другим, древнерусским образцам. Желая покончить с критикой в свой адрес, Никон созвал Московский собор и предал анафеме всех противников реформы. Так и случился церковный раскол. Старообрядцев начали преследовать и уничтожать, в ответ они демонстративно жертвовали своими жизнями, целыми семьями устраивали «гари».

Сожжение протопопа Аввакума

Соловецкое восстание

Против преобразований выступили соловецкие монахи. Новые церковные книги они прятали, продолжая пользоваться для служб старыми. На тот момент в Соловецком монастыре проживало 425 человек. В 1657 году архимандрит монастыря Илия приказал инокам выбросить новые книги в Белое море. Узнав об этом, Никон пришел в ярость и распорядился прислать на Соловки более сговорчивого архимандрита. Того в монастыре не приняли, согласившись лишь заменить одного старообрядца на другого – Никанора. Соловецкие монахи отправили царю челобитную, в которой предупредили, что будут бороться за правду. Многие иноки действительно прекрасно владели оружием и могли заручиться поддержкой сторонников. Узнав о намечавшемся конфликте, на Соловки начали стекаться раскольники со всей России, а также беглые крестьяне и солдаты. После провала восстания Степана Разина к монахам присоединились и его уцелевшие участники. Соловки объединили всех противников царской власти.

Патриарх Никон

«Тишайший» царь стоял на своем. Челобитная разгневала его, и в ответ на дерзость соловецких монахов Алексей Михайлович приказал отобрать у монастыря все земельные владения. Иноки не сдались. Тогда государь запретил отправлять им хлеб. В 1668 году, не сумев сломить сопротивление раскольников, Алексей Михайлович отправил на Соловки правительственное войско. Началась осада монастыря, выдержать которую пытались почти пятьсот монахов и мирян. Поддержку им постоянно оказывали местные жители, тайком передававшие припасы в обитель. Стрелецкое войско на подступах к монастырю тем временем увеличивалось, хотя взять его силой не удавалось.

Старообрядческая книга

Спустя семь лет монахи перестали молиться за царя и показали, что не готовы идти на мировую. Воевода Иевлев во время осады совершил роковую ошибку: повелев сжечь все хозяйственные постройки вокруг монастыря, он вынудил стрельцов бежать по открытой местности под огнем. На место Соловецкого сидения Алексей Михайлович отправил нового командующего – воеводу Мещеринова. Тот приказал устраивать подкопы и участить попытки штурма. Соловецкий архимандрит Никанор призывал защитников монастыря стрелять по Мещеринову: «Поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Обе стороны несли крупные потери, однако воевода мог регулярно пополнять войска. Защитники крепости этой возможности не имели. Так наступил 1676 год.

Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание

Между монахами со временем начались споры. Одни считали, что молитвы за царя нужно возобновить, другие уверяли, что Алексей Михайлович предал веру. В результате несколько иноков перешли на сторону воеводы, и монах Феоктист рассказал ему о тайном ходе и о том, когда караульные покидают свои посты. Мещеринов немедленно отправил в крепость отряд из пятидесяти стрельцов. Они выломали камни в окне, вошли в Белую башню монастыря и впустили войско, перебив стражников. Царское войско заполнило Соловецкий монастырь. Стрельцы беспощадно уничтожали восставших и к рассвету взяли крепость. Воевода Мещеринов увесил трупами иноков все деревья вокруг монастыря. Однако ему не удалось выйти из этой истории победителем: вскоре после победы воеводу обвинили в краже монастырской казны и заточили в тюрьму Соловецкого монастыря. После 1676 года монастырь заселили новыми иноками. Те, кто смог выжить в ходе осады и взятия, бежали. Алексей Михайлович так и не узнал о том, что с Соловецким сидением покончено: новость об этом дошла до Москвы через несколько дней после его смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *