Что такое крещатик в киеве
Перейти к содержимому

Что такое крещатик в киеве

  • автор:

Крещатик

Фотография

Креща́тик укр. Хрещатик — главная улица Киева. Длина — 1,3 км, направление — с севера на юг. Начинается от Европейской площади, проходит через Площадь Независимости (Киев) и заканчивается Бессарабской площадью.

Происхождение названия

Название улицы происходит от Крещатого Яра (то есть перекрещенного поперечными балками-оврагами). В документах XVII века вся эта местность называлась Крещатой Долиной.

История

Улица создана в начале XIX века. До этого времени Крещатиком именовалась местность вдоль Днепра, где Владимир Великий крестил своих домочадцев (в настоящее время там проходит Набережно-Крещатицкая улица) [1] . Есть версия, что в этой местности протекала небольшая река Крещатик, которая являлась притоком Днепра.

Во времена Киевской Руси местность на месте нынешнего Крещатика представляла собой покрытую лесом долину, по которой протекал ручей. Долина была местом охоты, где киевляне перевешивали сетки для улова дикого зверя (отсюда древнее название местности — «Перевесище»). Из озера в районе нынешней площади Независимости вытекал ручей, который в районе улицы Бассейной сливался с Кловским ручьем (впадавшим в Лыбедь). Вдоль ручья пролегал путь на Васильков.

До Второй мировой войны Крещатик был застроен зданиями, в основном, в 3-4 этажа, которые стояли сплошным фасадом. Ширина улицы составляла около 35 метров.

Застройка Крещатика началась в конце XVIII — начале XIX века. Вначале начинает застраиваться участок от Конной (Европейской) площади до улицы Прорезной, преимущественно правая сторона. В 1803 году начинает застраиваться и левая сторона улицы. Тогда улица носила название Театральной (здесь находился первый в городе театр). Окончательные очертания улица приобретает в планах Киева 1837 года, продлевается до Бессарабской площади и носит название Крещатицкой, с 1869 закрепляется название Крещатик.

В 1876 году здесь построено здание Городской думы; В 1892 — проложена первая в Российской империи линия электрического трамвая, которая связывала Крещатик с Подолом.

В 1936 году улицу заасфальтировали, трамвай заменили троллейбусом.

Картина Юрия Химича Крещатик 1967 года на почтовой марке

В период с 14 мая 1923 до 13 июля 1937 года улица носила имя Вацлава Воровского. Во время оккупации Киева в 1941-43 гг немцы переименовали улицу в Айхгорнштрассе (в честь фельдмаршала Германа фон Айхгорна).

24 сентября 1941 г., через несколько дней после занятия Киева немецкими войсками на Крещатике началась серия взрывов (боеприпасы были заложены НКВД при отступлении из города). [2] Первым взорвался «Детский мир» (архитектор В. В. Городецкий) на углу Крещатика и Прорезной, от взрывной волны сдетонировали боезапасы и в других зданиях. Взрывы и последовавшие затем пожары были настолько мощными, что центр города выгорел полностью и во время войны не восстанавливался ([1]). Через несколько дней, 27-29 сентября 1941 г., комендант Киева Курт Эберхард воспользовался поджогом Крещатика как формальным поводом для уничтожения евреев Киева в Бабьем Яру.

После войны было принято решение заново отстроить центр, сохранив конфигурацию улиц, однако здания были построены совершенно новые, в стиле «сталинского ампира».

Улица застроена как единый архитектурный ансамбль. Ширина Крещатика увеличена до 75 метров. Профиль улицы асимметричен — проезжая часть 24 метра, два тротуара по 14 метров каждый, отделённые от проезжей части рядом деревьев, и бульвар (каштановый)с правой стороны, которые отделяют жилую застройку от проезжей части.

С конца 1990-х гг. в выходные и праздничные дни движение автотранспорта по Крещатику запрещено — улица на это время становится пешеходной.

Здания и сооружения

На Крещатке находятся:

  • Киевский городской совет и Киевская мэрия,
  • главный почтамт,
  • Бессарабский рынок,
  • Центральный универмаг,
  • Украинский Дом,
  • станции метро «Крещатик» и «Площадь Независимости».
  • Киевский пассаж

Интересные факты

  • По состоянию на весну 2010 года улица Крещатик заняла 48 место в рейтинге улиц с самыми высокими ставками аренды на торговые площади в мире(2,4 тыс. долл./кв. м/год). [3]

Примечания

  1. Не то место назвали Крещатиком — названию улицы всего 133 года)
  2. Подполье на оккупированной территории: мифы и реальность.
  3. Крещатик вошел в топ-50 самых дорогих торговых улиц мира — Новости РБК-Украина

См. также

«Запорожец» на Крещатике — шуточная реклама заведения общественного питания

  • Крещатик (станция метро)
  • Крещатик (гостиница)
  • Крещатик (журнал)
  • Хор Крещатик

Ссылки

  • Крещатик на сервисе Яндекс.Панорамы.
  • Улица Крещатик на сайте «Интересный Киев»
  • Статья о Крещатике в журнале «Вокруг света»
  • Статья о Крещатике в «Зеркале недели»
  • Взорванный и сгоревший Крещатик и прилегающие кварталы. Немецкая аэрофотосъемка 1943 года

Источники

Местность Бессарабка в Киеве
Улицы Бассейная · Дарвина · Кропивницкого · Круглоуниверситетская · Рогнединская · Шота Руставели · Павла Скоропадского · Крещатик
Переулок Ивана Козловского
Площадь Бессарабская
Спуск Крутой
Портал:Киев · Города Украины

Крещатик

Можете на несколько секунд представить, что из Киева пропал Крещатик? Это были бы не лучшие условия жизни для города, ведь Крещатик – мост между Европейской, Бессарабской площадями и Майданом Независимости. Да и какова ценность столицы без главной улицы?

Незаменимая долина

© Nick Grapsy/commons.wikimedia.org

Во времена Киевской Руси город тоже не мог обойтись без Крещатика. Ни одна территория не умела так хорошо соединять Подол, Верхний Киев и Печерск, который тогда был поселком и не претендовал на звание части города. Кроме того где же, как не в этой долине, щедро украшенной лесом, киевляне могли устраивать охоту? Уже никто не расскажет, что дало этому месту имя Крещатик: нити долин, которыми оно было перекрещено, или крещение киевлян, происходившее поблизости.

© Alina Vozna/commons.wikimedia.org

Кто бы мог подумать, что долина превратится в улицу благодаря городу Дубно? В 1797 г. оно устроило на этом месте свою ярмарку. Появившись на Крещатике, базарные палатки показали пример домам, и первым, кому посчастливилось здесь поселиться, был дворец помещика А. Головинского, а за ним, чуть ли не на спор, заняли свои места еще более 100 сооружений.

Как живется на Крещатике

Вид на Крещатик со стороны Майдана Незалежности

© AndriiDydiuk/commons.wikimedia.org

Конечно, вас не удивит то, что каждое киевское здание мечтало родиться на Крещатике и считало себя достойным главной улицы. Конечно, повезло далеко не всем. В 1876 г. ​​здесь построили Городскую думу, занявшую еще и кусочек теперешнего Майдана Независимости. Магазины на первом этаже здания ежегодно дарили городской казне 30 тысяч рублей, подтверждая важность своего размещения на Крещатике. А пункт врачебных дежурств работал здесь круглосуточно. В Российской империи такого больше нигде не было, представляете?

Крещатик в начале ХХ ст.

Photo from commons.wikimedia.org

Вы помните, что ярмарка помогла Крещатику стать улицей? В 1882 г. здесь, как будто в знак благодарности, построили дом купеческого собрания. А в 1912 г. Крещатик достал до неба благодаря почти 70-метровому «небоскребу» – 12-этажному зданию. Оно было первым в Российской империи, разве вы сомневались в этом? Кстати, электрический трамвай, который в конце XIX в. начал ездить по Крещатику, тоже был первым в царской России.

Панорама вечернего Крещатика

© md-ukraine.com

Вы заметили, что Крещатик опережал многих? Уже в 1872 г. вода попадала в квартиры его жителей через трубы. Вскоре в домах улицы появилась еще и телефонная связь. А вечера Крещатика были украшены светом электрических фонарей, работающих аж до полуночи.

© Ungváry Krisztián/commons.wikimedia.org

Советская власть принесла Крещатику потерю почти всех его любимых зданий – уничтожила их во время Второй мировой войны. Зато, попрощавшись с немецкой оккупацией, восстанавливать улицу взялись чуть ли не все жители Киева.

© Lana Muse/facebook.com

Известные архитекторы несколько лет боролись за право проектировать новую внешность Крещатика. Повезло А. Добровольскому. В 1955 г. улица стала 1,3-километровой и значительно шире, чем раньше, впечатляя цветущими свечками волшебных каштанов. Вы знали, что именно благодаря Крещатику Киев сделал каштаны своим символом?

Территория активности

© Petro Poroshenko/flickr.com

Сейчас столько людей любят гулять по Крещатику, что на выходных улица прогоняет автомобили, освобождаясь для киевлян и гостей столицы. Дни независимости Украины наполняют Крещатик военными парадами и яркими маршами вышиванок. Фестивали и велопробеги считают эту улицу самым идеальным местом для себя.

© Mykola Lesik/facebook.com

Революция Достоинства тоже не могла обойтись без Крещатика, который едва ли не первым бросился строить баррикады. Здесь находили надежное убежище потоки людей, палатки и национальная символика, вспыхивали миллионы победных фонариков и струился огонь февральских событий 2014 г.

Writer: © Natalia Mandrytska

На Крещатике объединяются не только площади Киева, но и самые искренние желания, яркие и незабываемые события. Это – улица, которую невозможно заменить.

Крещатик

Крещатик – главная улица Киева, расположилась недалеко от местности, где когда-то князь Владимир Великий крестил свою семью, видимо, отсюда произошло и название, хотя по другой версии, название улицы произошло от Крещатого Яра (то есть перекрещенного поперечными оврагами). Крещатик не слишком длинная улица – всего 1,2 км, но средняя ширина сейчас равняется 75 метрам, а на некоторых участках достигает 100 м. Проезжая часть занимает 24 метра, по обеим сторонам улицы рядом деревьев отделены 14-метровые тротуары, а по левой стороне вдоль Крещатика протянулся каштановый бульвар, особенно красивый весной, во время цветения каштанов.

Как полноценная улица Крещатик начал свою историю в конце 18 – начале 19 века. Первым начали застраивать участок в районе Европейской (Конной) площади. Строительство велось преимущественно по правой стороне до улицы Прорезной. Затем строительство перешло на левую сторону дороги. В то время Крещатик застраивался в основном жилыми зданиями, за исключением первого киевского театра – усадьбы, построенной по проекту А. Меленского. Именно поэтому улица некоторое время называлась Театральной. К концу 1873 года застройка улицы достигла Бессарабской площади. До 1869 года главная улица Киева носила название Крещатицкой, а затем была переименована в Крещатик. Вплоть до Великой Отечественной войны Крещатик был застроен 3-4-этажными зданиями, а его ширина была приблизительно 35 метров.

В 1851 году на Крещатике построили первое большое каменное здание для дворянского губернского собрания. Автором проекта был архитектор А.В. Беретти. По проекту этого же архитектора в 1838-1942 гг. было построено здание Института благородных девиц. В то время торговая и промышленная жизнь Киева была сосредоточена на Подоле. По мере того, как разрастался и застраивался Крещатик, он перенимает у Подола эстафету и становится центром деловой жизни города.

К концу 19 века Крещатик представлял из себя полностью застроенную улицу. Здесь было множество магазинов, банков, различных контор. В 1892 году по Крещатику была проложена первая в Российской империи линия электрического трамвая, соединяющая Крещатик с Подолом. В начале 20 века на углу Крещатика и ул. Прорезной по проекту известного архитектора В. Городецкого был построен Дом Российского страхового общества, в 1914 г. по проекту П.С. Андреева был построен Пассаж, состоящий из двух параллельных корпусов, соединённых воротами, которые образовывали проезд. Здание Пассажа было разрушено во время Второй мировой войны, а в послевоенные годы его реконструировали. Приблизительно в это же время строятся здания, которые и сейчас стоят в ряду достопримечательностей Киева – Бессарабский крытый рынок и здание Купеческого собрания (Национальная филармония Украины).

Уже в начале 20 века дома на Крещатике имели водопровод, канализационную систему, газ и электричество. В советское время активнее всего реконструировался и благоустраивался Крещатик в период с 1936-1941 гг. За этот отрезок времени трамвайные рельсы убрали, проезжую часть заасфальтировали, а по Крещатику пустили более современный вид транспорта – троллейбус. По обе стороны улицы высадили деревья и установили фонари. В нижних этажах зданий, как правило, размещались магазины – их помещения были полностью реконструированы и отремонтированы. Именно тогда на Крещатике появился Центральный универмаг. В результате этих работ, Крещатик превратился в лучшую улицу Киева, на которой сосредоточились административные учреждения, самые лучшие гостиницы Киева, магазины, театры и кинотеатры.

Самое трагичное время для Крещатика наступает в годы Великой Отечественной Войны, когда взрываются заряды, заложенные НКВД. В результате этих взрывов и пожаров центр Киева выгорел практически полностью. Сразу же после освобождения Киева в 1943 году, начинаются восстановительные работы. В 1948 году начинается воплощение в жизнь генерального плана восстановления Крещатика, который был предложен группой известных архитекторов. Согласно проекту, Крещатик должен был превратиться в широкую магистраль. Именно тогда правая сторона улицы была приподнята на 2 м, здания отодвинулись вглубь, а перед ними появился знаменитый каштановый бульвар. При застройке Крещатика архитекторы старались выигрышно соединить особенности архитектурных ансамблей с природным ландшафтом. На месте разрушенных дореволюционных зданий выросли здания в стиле «сталинского ампира», которые очень удачно вписались в образ нового Крещатика. Изменению подверглась и главная площадь Киева, которая сейчас носит название Майдан Незалежности (Площадь Независимости).

Реконструкция и застройка Крещатика, по поводу которой существует множество разных мнений, продолжается и сегодня. В конце 90-х годов прошлого века было принято решение о превращении Крещатика в выходные и праздничные дни в пешеходную зону. В будние дни Крещатик — это очень оживлённая транспортная магистраль, а в выходные и праздники она предоставляется в полное распоряжение пешеходов. В эти дни киевляне и гости города могут неспешно прогуливаться по Крещатику, здесь устраиваются различные состязания, викторины, на Крещатике проходит и песенный турнир, который транслируется в прямом эфире, «Караоке на майдане», часто можно услышать мелодии в исполнении волынки, кобзы, бандуры. В теплое время года можно отдохнуть, присев на одну из скамеек, во множестве расположенных вдоль Крещатика, в тени каштанов.

Легенды и мифы:

Существует легенда, что в 1917 году в районе Крещатика во время раскопок был обнаружен серебристый цилиндр трех метров в диаметре и около 50-ти в высоту. Тогда его выкопать не смогли, и цилиндр был снова закопан. Но когда разбирали руины в 1946 году, цилиндр был обнаружен снова. И что он был распилен и увезен в неизвестном направлении. НЛО в районе Крещатика вообще видят довольно часто.

Улица Крещатик

Крещатик — одна из самых коротких (1,23 км) и широких (130 м) центральных улиц в мире.

Происхождение ее названия толкуют по-разному. Одна из версий связана с оврагами, пересекавшими (перекрещивающими) раскинувшуюся здесь во времена Киевской Руси долину, и давшими ей название Крещатой.

Формирование и застройка Крещатика деревянными домами начались в конце XVIII в. в районе современной Европейской площади. В 1804—06 гг. в начале улицы был построен первый в Киеве Городской театр. Тогда Крещатик назывался Театральной улицей. В 1851 г. это деревянное сооружение снесли и вместо него возвели по проекту арх. А. Беретти трехэтажную гостиницу «Европейская».

На Крещатике впервые в городе появилось газовое, а потом электрическое освещение, начали функционировать водопровод и канализация, появились первые трамваи (1891) и троллейбусы (1935). В середине XIX в. в начале улицы был заложен декоративный сад — Владимирская горка. В 1870—80-х гг. здесь возводились преимущественно трёхэтажные дома с магазинами, административные здания с помещениями для контор и банков, гостиницы, кинотеатры, рестораны и пр. Крещатик приобретал значение главной улицы Киева. В 1904 г. мостовую заменили гранитными кубиками. Во время Второй мировой войны Крещатик был разрушен. Восстанавливали любимую улицу киевлян и стар и млад. После реконструкции (арх. А. Власов, А. Добровольский, В. Елизаров, А.Заваров, А. Малиновский и Б. Приймак, инж. И. Скачков) она была расширена до 100 м и приобрела современный вид. На четной стороне Крещатика – три дома начала ХХ века. Дом № 6 (1911 г.) интересен тем, что горельеф на его фасаде является копией работы бельгийского скульптора К. Менье «Индустрия». Дома № 8 (1914 – 1916 гг. ) и № 10 (1915 – 1916 гг. ) – типичные офисные здания, которые проектировали исключительно для банков. Сохранился еще один банковский дом – № 32 (1911-1913 гг., Арх. Д. Линдвал), возведенный для Киевского отделения Российского банка внешней торговли. Построенный в стиле модерн, дом воспроизводит формы итальянского ренессанса. Над карнизом – скульптуры, символизирующие торговлю и мореходство. Над окнами первого этажа – маскароны в виде женских головок. И две из них абсолютно бесформенные, вроде разглаженные. Можно себе представить здешний ад в 1941 году, если даже камни текли. Теперь этот фасад – своеобразный памятник довоенного Крещатика, так же, как и квартал между улицей Богдана Хмельницкого и бульваром Тараса Шевченко. Квартал сохранился почти полностью от № 40/1 до № 52.

В этом квартале Крещатика внимания заслуживает каждый дом. Под № 41/1 (1873- 1874) – бывшая гостиница «Кане». В нем останавливался художник М. Врубель. Дом № 42 (1891) принадлежал жене Киевского городского головы Ольге Дьяковой. Хозяин Киева получил дом в наследие от своего деда, тоже бывшего городского головы И. Эйсмана. Сооружения № 44 (1899 г.), № 46 (1873), № 48 (1880.), № 50 (1881 г.) интересны как памятники культуры конца XIX века. Дом № 52 известен еще и как исторический памятник: с 1922 года здесь действовал Музыкально-драматический институт имени Лысенко – настоящая колыбель украинского искусства. Воспитанниками заведения были певицы З. Гайдай, А. Петрусенко, дирижер Н. Рахлин, артисты эстрады Ю. Тимошенко и Ю. Березин (Тарапунька и Штепсель).

В настоящее время Крещатик стал обязательным местом в программе посещения города приезжими. В субботу, воскресенье и в дни государственных праздников движение транспорта по улице перекрывают — улица на это время становится пешеходной. Здесь постоянно устраивают концерты под открытым небом, а 24 августа ежегодно проходят военные парады.

Отзывы Отзывы про организатора 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *