Что осталось от разрушенного храма иудеев где это находится
Перейти к содержимому

Что осталось от разрушенного храма иудеев где это находится

  • автор:

Второй Иерусалимский храм

От великой святыни иудеев мало что осталось – одна из стен, окружавших его, известна сегодня как Стена Плача.

Поделиться:

Восстановление Иерусалимского храма

Первый Иерусалимский храм простоял чуть больше трех с половиной столетий. Храмовая гора несколько десятилетий была усеяна его обломками. В 538 году до н. э., вскоре после завоевания персами Вавилонии, Кир Великий издал указ, позволяющий иудеям вернуться на родину. Он же разрешил начать восстановление Иерусалимского храма, их главной святыни. По приказу царя храму возвращались все священные реликвии, изъятые Навуходоносором II. Руководил восстановлением святыни Зоровавель, потомок царя Давида. Нередко Второй Иерусалимский храм называют его именем.

Строительство началось на второй год после возвращения иудеев из Вавилона. В книге Ездры описывается восстановление храма. Фундамент закладывали в торжественной обстановке: играли музыку и пели хвалебные псалмы. Но вид разрушенного храма напоминал о величии святыни Соломона. «И народ не мог отличить клики радости от криков рыдания и плача». Правда, вскоре в Иерусалиме начались беспорядки: самаритянам запрещено было принимать участие в строительстве, и они старались помешать иудеям восстановить храм. Лишь через 15 лет удалось снова приступить к работам. Храм был закончен в 516 году до н. э., спустя 70 лет после разрушения первого.

Как выглядел храм Зоровавеля, сказать трудно — не сохранилось почти никаких свидетельств о его внешнем виде. Можно предположить, что он уступал Первому храму в роскоши и величии. Главной святыни храма Соломона — Ковчега Завета — в нем уже не было.

Но строился он на основе чертежей храма Соломона и неясных предположений, которые можно было извлечь из пророчеств Иезекииля. По описаниям в книге Ездры, Второй храм все-таки был больше, чем построенный при Соломоне.

Вид на Храмовую гору.

Осквернение язычниками и очищение Иудой

Храму Зоровавеля пришлось пережить непростые времена. Когда греки захватили власть в Иудее, служители храма, тем не менее, пользовались уважением эллинов и принимали богатые дары. Правда, временами правители позволяли себе запускать руку в запасы храма, когда казна была истощена. Важную роль в становлении еврейских традиций сыграл царь Антиох IV Эпифан. Во II веке до н. э. он сперва разграбил храм, а пару лет спустя и вовсе осквернил.

На Жертвеннике всесожжения он установил алтарь Зевса Олимпийского. Лишь с приходом Иуды Маккавея храм был очищен от скверны. Именно в честь этого события празднуется Ханука. Считается, что в тот день, когда Иуда освятил храм, произошло чудо. Чтобы зажечь менору для освящения, Иуде было нужно чистое масло, которого хватало лишь на один день. Но удивительным образом менора горела восемь дней — ровно столько, сколько нужно, чтобы изготовить новое масло.

Разрушение и восстановление Иродом

Храм Зоровавеля был разрушен при захвате Иерусалима Иродом. Но новый царь решился восстановить святыню. Почти 10 лет длились работы, отделка некоторых частей храма продолжалась и после смерти Ирода. В Евангелие от Иоанна значится, что именно в этом храме проповедовал сам Иисус Христос. Лишь в 60-х годах н. э. здание было наконец достроено. Но главной святыне иудеев не суждено было простоять долго — буквально через пару лет храм был окончательно разрушен римлянами.

Макет-реконструкция храма Ирода. (wikipedia.org)

Описания храма Ирода можно найти в нескольких источниках. Кроме Нового Завета упоминания он восстановленном здании на Храмовой горе встречаются в трактате Мишны (первый письменный источник, где собраны важнейшие положения ортодоксального иудаизма), в текстах Талмуда и в трудах Иосифа Флавия.

Флавий пишет: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел». Ирод увеличил площадь Храмовой горы. По периметру были возведены стены. Знаменитая Стена Плача, куда каждый год стекаются тысячи паломников, является лишь небольшой частью западной стены.

Стена Плача.

Падение храма

Конец многолетней истории храма пришел с началом Первой Иудейской войны, которая привела к разрушению Иерусалима. В 70 году Тит Флавий Веспасиан начал осаду города. За несколько месяцев осады и кровавых битв погибли более миллиона человек.

41.jpg

Франческо Айец. «Разрушение Иерусалимского храма». (wikipedia.org)

Как пишет Флавий, будущий император не собирался поджигать храм, но римские солдаты ослушались. Храм пылал 10 дней. Интересно, что он был разрушен в тот же самый день, когда войска Вавилона сожгли Первый Иерусалимский храм.

Что осталось от разрушенного храма иудеев где это находится

Знаменитый иерусалимский, или, как его еще называют, Соломонов храм тесно связан с именем Спасителя. В его стены была введена первосвященником Богоматерь, из этого храма Христос изгонял торговцев, здесь Он исцелял немощствующих душой и телом. Наконец, сбылось предсказание Иисуса—храм был уничтожен в 70 г. (Мф. 24:1-2; Лк. 21:5-6,24). Однако на этом история древней святыни не закончилась.

Отполированная до блеска миллионами поцелуев верующих, Стена плача — все, что осталось от разрушенного римлянами легендарного иерусалимского храма. Ежедневно, днем и ночью здесь молятся люди. Мужчины в вязаных кипах, в черных широкополых шляпах, солдаты, матери с детьми. Мужчины и женщины — отдельно, через металлическую перегородку в человеческий рост. Они просят Бога даровать Израилю победу над «Хезболлой» и возродить храм, которого еврейский народ лишен уже две тысячи лет. «Место присутствия Господа» здесь же, за сложенной из громадных известняковых блоков стеной. Однако ведущие туда массивные ворота охраняет наряд солдат в черных очках, с винтовками М-16 наперевес. Дальше начинается Харам аш-Шариф, священное место мусульман. Раньше там возвышался знаменитый иерусалимский храм, где проповедовал Иисус Христос.

Первый храм был построен царем Соломоном. Просуществовал он с Х в. по 586 г. до Р.Х., когда был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в день 9-го ава (июль-август). Внутреннее устройство храма, возведенного Соломоном, сыном Давида, подробно описано в Библии. Из нее мы знаем, что внутренняя планировка храма, состоявшего из двух основных помещений, повторяла конструкцию Скинии — переносного святилища, ранее служившего евреям для богослужения. Пройдя между столбами, поставленными у притвора, — правому было дано имя Иахин («Он укрепит»), а левому — Воаз («В нем сила»), — священник входил в первое помещение, храмовый зал, минуя ряд массивных дверей из драгоценных пород дерева. Там взору открывались десять светильников, столы для хлебов предложения и алтарь, где воскурялись благовония.

Второе помещение, Святая святых, представляло собой правильный куб размером 20х20х20 локтей. Все внутреннее пространство Соломон покрыл двадцатью тоннами превосходного золота. Только каждый примененный при строительстве золотой гвоздь весил 50 сиклей, т.е. 0,6 кг (2 Пар 3:1-17). Не менее впечатляющее зрелище представлял собой и внутренний двор храма, с десятью бронзовыми чашами для умывания и с тяжелым чаном, или купелью, опиравшейся на двенадцать огромных бронзовых волов. Животных приносили в жертву на квадратном девятиметровом бронзовом алтаре.

Соломонов храм был разрушен царем Навуходоносором в 586 г. до Р.Х, сокровища его вывезены, а еврейский народ уведен в семидесятилетний плен в Вавилон.

«Второй храм был возведен по окончании долгого вавилонского пленения и перестроен накануне Рождества Христова царем Иродом Великим. Амбициозный правитель превратил храм в одно из чудес света. Реконструкцию главной иудейской святыни царь, прославившийся жестокосердием, начал в 20 г. до Р.Х. Работы продолжались и во время жизни Спасителя, окончившись лишь в 64 году. Всего через шесть лет он снова будет превращен в руины.

С самого начала жизнь Христа была связана с иерусалимским храмом. Ранее в эти древние стены была введена первосвященником Богоматерь. В Иерусалимском храме Христос впервые был прославлен также женщиной, 84-летней пророчицей Анной (Лк. 2:36-38). В годы земной жизни Спасителя иерусалимский храм был великолепен, на что апостолы однажды постарались обратить внимание Господа. На что им был дан пророческий ответ: «Видите ли сии здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк.13:2). Высота здания, увенчанного золотой двускатной крышей, достигала пятнадцати этажей. Площадь храмового комплекса, где сейчас расположены знаменитые мусульманские святыни — Купол Скалы и Аль-Акса, достигала 15 га. Храмовый двор был окружен портиком (крытой галереей). Там обосновались изгнанные Христом из храма торговцы животными и менялы. Евангелие сообщает, что, увидев в храме торговцев скотом, овцами и голубями, меновщиков денег, Иисус пришел в сильный гнев. Свив из веревок длинный бич, Он выгнал нечестивцев и опрокинул их столы: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин.2:3-17).

Чтобы попасть в просторный внутренний двор храма, нужно было подняться по лестнице.

Пройдя по отполированным до блеска каменным плитам, устилавшим пол двора, человек (это мог быть только иудей, т.к. «неверным» вход в храм запрещался под страхом смерти) попадал в «двор священников». Там находилась купель — громадная чаша с чистой водой. Там собирались желающие послушать ученого раввина или благочестивого проповедника. Евангелие сообщает, что здесь, будучи еще двенадцатилетним отроком, Иисус слушал поучения раввинов и удивил их своей мудростью: «Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк.2:41-52). Сюда, уже будучи взрослым, Спаситель придет, чтобы ошеломить и привести в ярость книжников своими знаменитыми словами: «Я и Отец — одно» (Ин.10: 30). По предсказанию Христа (Мф. 24:1-2; Лк. 21:5-6,24), храм был разрушен римлянами в 70 году. Произошло это в тот же самый день, что и гибель Первого храма — 9-го ава).

Знаменитая «Стена плача», протянувшаяся на двести метров — остатки величественного иерусалимского храма, разрушенного в 70 году н.э. римским императором Титом в наказание за мятеж евреев. Свое необычное название стена получила за то, что здесь иудеи уже две тысячи лет оплакивают гибель своей главной святыни. Причем даже плакать-то на этих руинах им и то разрешалось не всегда. Полвека спустя после гибели Иерусалима и храма город был обращена в римскую колонию и переименован в «Colonia Aelia Capitolina». Вход иудеям сюда был строго запрещен. На месте иудейской святыни были воздвигнуты языческие капища, что и вызвало новый взрыв негодования в народе.

Едва император Адриан, направлявшийся в Афины, покинул город, в нем вспыхнуло восстание под предводительством Бар-Кохбы («сына звезды»), почитаемого среди восставших как Мессия. Поначалу восставшим сопутствовала удача, им даже удалось одержать победу в нескольких столкновениях с римлянами. Однако после убийства Бар-Кохбы их дух был сломлен, и восстание было подавлено. В наказание иудеи были изгнаны из Иерусалима полностью и навсегда, а разрушенный до основания город римляне вспахали плугом, стирая его таким образом с лица земли. С тех пор у евреев при прощании друг с другом вошла в поговорку фраза: «В следующем году в Иерусалиме!» Ждать этой встречи пришлось долго – почти две тысячи лет.

Пророчествовал Христос и о грядущей гибели Иерусалима от руки римлян. Вот что говорится об этом в Евангелии о Луки: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем. И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя ото всюду, И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:41-44).

После арабского завоевания Палестины (VII в) на протяжении веков на этом месте находился мусульманский квартал, что также сильно затрудняло иудеям доступ к своей святыне. Только в 1967 году, уже после создания государства Израиль и присоединения к нему всего Иерусалима, арабские постройки перед Стеной были снесены и сейчас на этом месте расположена довольно обширная площадь, по которой гуляют туристы. Придя сюда в пятницу вечером, понимаешь, каково значение этого места для религиозных евреев: после захода солнца на площади перед Стеной Плача собираются массы празднично одетых людей, пришедших сюда из расположенного поблизости еврейского квартала и пением встречают наступление «шаббата» — «священной субботы». К ним присоединяются одетые во все черное ортодоксы из Меа Шеарим. Все поют песни и молятся, прося у Бога мира Иерусалиму и благ своим родным.

Эта радость вполне объяснима — процесс собирания евреев и тем более восстановления храма не мог быть легким и уже тем более быстрым. Однажды иудеи все же добились права от властей на восстановление храма, но закончилось все полным провалом, причем в буквальном смысле слова. Дело было так. Жестокий гонитель христиан император Юлиан Отступник (IV в.) способствовал возрождению не только язычества, но и иудейства. Щедро одаривая последних, он даже повелел возвести вновь храм Соломона, дабы опровергнуть Иисусово пророчество о разрушении последнего. Однако успешно начавшееся предприятие вскоре было остановлено из-за сильного землетрясения. Рухнувшие стены заживо погребли множество рабочих, а оставшиеся в живых все до одного приняли христианство. Вероятно, этим Бог показал, что время для восстановления храма, а значит окончания рассеяния, еще не пришло.

Стремление евреев припасть к древним камням Стены плача, воткнуть между ними адресованную Господу записочку с сокровенным желанием — выковавшееся за века стремление. Сначала иудеев хотели лишить святыни вавилоняне, разрушившие первый храм, затем — римляне и крестоносцы. Последняя попытка удалить иудеев от Стены — единственного уцелевшего фрагмента храма — была предпринята уже в наше время.

Как только 14 мая 1948 года была провозглашена Декларация независимости государства Израиль, на территорию страны вторглись армии пяти арабских государств: Сирии, Ливана, Ирака, Трансиордании и Египта. Арабский легион – иорданское воинское формирование под командованием английских офицеров — блокировал Иерусалим с востока, севера и северо-запада. Его солдаты захватили еврейские населенные пункты Атарот и Неве-Яаков и осадили Еврейский квартал Старого города. Подразделения вооруженных сил Египта и иракские федаины (нерегулярные военные формирования) подошли к юго-западным окраинам города. Западная, еврейская часть Иерусалима, а также гора Скопус подверглись интенсивному артиллерийскому обстрелу. Несмотря на то, что в ночь с 17 на 18 мая 1948 года еврейским частям удалось прорваться в Старый город, немногочисленные защитники Еврейского квартала, которые несли тяжелые потери в уличных боях с бойцами Арабского легиона, более не могли удерживать позиции. 28 мая Еврейский квартал капитулировал; раненые, женщины, дети и старики были эвакуированы в западную часть города, а защитники квартала взяты в плен.

По условиям первого соглашения о прекращении огня, заключенного при посредничестве ООН 11 июня 1948 года, Восточный Иерусалим, включая весь Старый город, оказался под контролем Иордании, а Западный Иерусалим — под контролем государства Израиль.

Но евреи не имели права приближаться к Стене плача, синагоги в древнем еврейском квартале — некоторым из них много веков — были осквернены и уничтожены. Часть из них иорданцы использовали в качестве конюшен и курятников. Иорданский Арабский Легион осквернил еврейское кладбище на близлежащей Масличной (Елеонской) Горе, насчитывающее 2 500 лет. Через кладбище была проложена дорога от гостиницы Интерконтиненталь к шоссе. Надгробные камни с могил раввинов были использованы для строительства мостовых и уборных. Несмотря на условие, оговоренное в мирном договоре между Израилем и Иорданией, гарантировавшее евреям допуск к их священным местам, иорданцы фактически запретили евреям посещать Стену плача в Старом Городе и древнее еврейское кладбище на Масличной горе. Так продолжалось до 1967 года, когда в течение недели евреи стремительным ударом нанесли сокрушительное поражение арабским государствам.

При входе в еврейский квартал через Сионские ворота до сих можно видеть следы пуль и осколков на древних камнях, это следы Семидневной войны. Через них-то, преодолевая отчаянное сопротивление арабских войск, и ворвались в Старый город подразделения израильской армии. Завязался бой у Стены плача — последнего остатка Соломонова храма. Наконец 18 мая 1967 года генерал Моше Даян ликующе провозгласил: «Храмовая гора взята!» С тех пор этот день празднуется в Израиле как День Иерусалима. Устраивается салют, радостные иерусалимцы с семьями идут через весь город к Котелю (Стене плача), где собирается многотысячная пляшущая толпа.

Евреи провозгласили Иерусалим столицей Израиля. Этот шаг до сих пор официальной не признан большинством государств, включая Россию, поскольку идет вразрез с резолюцией ООН от 1947 города, провозглашающей Иерусалим «открытым городам». Арабы же были потеснены до нынешних границ мусульманского квартала, который все равно продолжает занимать большую часть Старого города. Им предоставили израильское гражданство. Но именно с тех пор численное преимущество в Иерусалиме перешло к сынам Израилевым. Сейчас они составляют две трети населения города. Так, по данным последней переписи, в Иерусалиме проживает 500 тысяч евреев и только 150 тысяч мусульман. Но относительная немногочисленность палестинцев компенсируется высокой рождаемостью в их семьях, что позволяет делать прогнозы о том, что скоро их будет здесь столько же, сколько и евреев.

Вопрос о статусе Иерусалима остается самой сложной проблемой в арабо-израильских отношениях. Евреи провозгласили его своей «единой и неделимой» столицей, а палестинцы претендуют на придание суверенитета всей «своей» восточной части города. То есть той, где расположены Гефсиманский сад — место Тайной вечери, древнее еврейское кладбище на Масличной горе, гора Сион, цитадель султана Сулеймана Великолепного и Храмовая гора. А пока суд да дело, Иерусалим, обросший снаружи древних стен современными жилыми кварталами, банками, дискотеками, стал центром притяжения для еврейских репатриантов из различных стран мира. На сегодняшний день наиболее крупными этническими группами среди репатриантов и их потомков являются выходцы из Марокко, Ирака, Ирана, Польши, Румынии, стран Южной и Северной Америки. Много «русских» — выходцев из России и СНГ.

В двух тысячелетнюю эпоху рассеяния (галута), наступившую после разрушения Храма, евреи всегда стремились в Иерусалим. Многие постоянно жили там. В 438 году, через триста лет после того, как римляне сравняли город с землей, византийская императрица Евдокия сняла запрет на моление евреев на месте разрушенного Храма. Это событие было воспринято евреями как важное знамение. Лидеры еврейских общин в Галилее, куда народ бежал после разрушения своей столицы, обратились с призывом к соплеменникам: «Знайте же, что конец нашего изгнания настал!» Они вновь устремились в Иерусалим и, когда в VII веке персы вторглись в Палестину, евреи в союзе с ними победили византийцев, и в течение последующих трех лет сами правили городом. Но когда в 1267 году знаменитый иудейский богослов Мозес бен Нахман (Рамбан) приехал жить в Иерусалим, в городе уже оставалось всего два еврея, переживших кошмар монгольского нашествия. Он с учениками вновь возродили еврейскую общину в городе. После этого и до наших дней еврейское присутствие в Старом Городе Иерусалима не прерывалось ни на один день. Евреи старались связать свою судьбу с Иерусалимом, несмотря на выпадавшие на их долю неимоверные тяготы и унижения.

Отец-иезуит Мишель Науд написал в 1674 году: «Евреи Иерусалима платили большие деньги туркам за свое право находиться там. Они предпочитали быть пленниками в Иерусалиме возможности наслаждаться свободой, которую могли приобрести где-либо еще. Любовь евреев к своей земле просто неправдоподобна». Только всепоглощающая любовь, которую этот народ испытывал к Иерусалиму, может объяснить их тягу к городу, где само существование их было ужасающим. Английский дипломат Вильям Янг писал в марте 1839 года в своем репортаже, посланном в Лондон: «Еврей в Иерусалиме ценится немногим более собаки — я почти ежедневно слышу о каких либо актах насилия и варварства по отношению к евреям. Дабы продемонстрировать свое полное превосходство над евреями, мусульмане разместили городскую скотобойню на окраине еврейского квартала, тем самым подчеркивая еврейскую неполноценность».

Рассказывают, что Наполеон, на время отбивший Палестину у турок, однажды проходя мимо местной синагоги, услышал доносящиеся оттуда горькие рыдания. Французский император поинтересовался тем, какая беда обрушилась на молящихся. Ему ответили, что те причитают в связи с разрушением в Иерусалиме храма. Удивленный Наполеон заметил, что ему еще не сообщили эту новость. Тогда кто-то сказал, что эта трагедия произошла 1800 лет назад. Потрясенный император произнес в ответ: «Если народ может так долго скорбеть по поводу разрушения здания, которое никто из его представителей никогда не видел, то без сомнения вскоре настанет день, когда еврейский народ станет свидетелем его восстановления».

Эти слова стали сбываться в 1948 году, когда было провозглашено государство Израиль.

Теперь, согласно мнению некоторых радикально настроенных иудеев, пришло время для возникновения «третьего храма». Первый храм в Иерусалиме был построен царем Соломоном по Божьему откровению (3 Цар: 6, 1) в 1010 году и уничтожен Навуходоносором в 586 г. до Р.Х. Второй сравняли с землей римляне. Для воссоздания т.н. «третьего храма» в Израиле в настоящее время существует «Институт храма», сотрудники которого занимаются исключительно вопросами восстановления храма и сохранения ветхозаветных традиций. Ученые из этого института уже восстановили первоначальный вид «лазурной ризы» — верхней части ритуального облачения древнееврейского первосвященника.

«Царь Мошиах (Мессия) приходит! Мы стоим на пороге Освобождения, которое должно наступить незамедлительно. Будущий, третий Храм, которого мы ждём, уже полностью отстроен на Небесах, и скоро спустится на священную гору Мориа», — такие листовки распространялись бойкими молодыми людьми на мероприятии. Желающие могут всего за 12 шекелей получить по почте конструктор — уменьшенную копию храма. Единственная заминка: на Храмовой горе, то есть там, где должен стоять оригинал, пока что вызывающе сияет золотым куполом всемирно знаменитая мечеть Омара. Кое-кто не видит в этом особой проблемы.

«Освобождение Храмовой горы от арабской оккупации наша главная цель! Купол Скалы и мечеть Аль-Акса были построены на месте еврейского библейского места в качестве знака исламского доминирования. Без сноса этих языческих монументов невозможно посвятить Храмовую гору Богу», — взывают к израильтянам активисты из организации «Ревава». Согласно их плану, после сноса или «переноски» исламских святынь в Мекку состоится символическая закладка краеугольного камня для Третьего храма.

Два мраморных блока весом в 6,5 тонн каждый уже заготовлены. Недавно их провезли на грузовике, украшенном флагами Израиля, вдоль западной стены Старого Города и по главным улицам Иерусалима.

Читайте также if (false && window.relap) window.relap.ar(‘zDPMhkaGZ9ogyIqK’);

    салман — 30.06.2011 10:46
    ненадо понимать пророчество в буквальном смысле.дерево гаркад неможет спасти евреев.здесь видно имеется ввиду государство которое примет беженцев и недадут их на растерзание .соседнее государство с изображением дерева на флаге.так что процесс пошёл и он необратимыи,а каяться бесполезно.в этот момент исчезнет искра т.е небудет работать техника ,компьютеры,и машины.и будет битва на мечах.здесь наверно я предполагаю над израилем будет применено какоето сверх оружие типа купола излучении, чтобы вывести электронику из строя чтобы сионисты непременили ядерное оружие.а такое есть только у русских.значит скоро израиль должен поссориться с россиеи.

ув.Барух, все бы так.Но как быть с тем,что в самом Иерусалиме евреями же оскверняются христианские святыни,плюют на кресты и в лица христианских свяшенников во время крестных ходов?
Чем обьясните действия правительсва Израиля,представителя народа пережившего Холокост,рука об руку вместе с правительством Турции отрицаюшего факт Геноцида армянского народа(христианского) в начале 20го века?
Оговорюсь заранее: вопрос не умаляет уважения к Народу родившему Франца Верфеля,Ральфа Джиордано,Исраеля Чарни и Симона Визенталя.

С уважением,
Надежда

О каком Царе и, соответственно – Царстве идет речь в этих строках Библии – земном или небесном?

«И город(Иерусалим) не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:23-27). Даже природа будет торжествовать: «И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла иудейские наполнятся водою» (Иоил. 3:18).

Иисус есть не только Царь Неба, но и Земли. Об этом ясно говорится в этих строках Священного Писания. Так что нет ничего плохого в том, что иудеи, как и было обещано им самим Богом продолжают ждать прихода земного Мессии-избавителя. Но также они признают в Мессии и Небесного Царя:

«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили (Иисуса), и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададримона в долине Мегиддонской. В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты». (Зах.6-12).

Как видите вера в небесного и земного Царя отнюдь не противоречат друг другу. Не нужно делать из иудеев (евреев) слуг антихриста. Это неправда и не соответствует. Священному Писанию. Антихриста нужно искать не в ком-то, а в нас самих. Когда мы делаем грех, мы и есть его наивернейшие слуги. А иудеи здесь ни причем.

Иерусалимский храм. Место, где встречаются эпохи

Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом по библейской традиции так иудейской, как и христианской идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм.

Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда то естественной вершиной горы Мориа. Слово «мориах« происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога), или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит».

Площадь на Храмовой горе называется, по арабски Аль Харам Аль Шариф, что означает почтенный двор. Она имеет неправильную трапециевидную форму. Продолжительность западной стены составляет 491 метров, восточной 462м, северной 310м и южной 281м. Эта большая площадь с севера отделена канавой вырытой на холме Везефа, с юга холмом Oфель, с востока долиной Кедрон и с запада долиной Тиропеон. Она поднимается на высоту 740 м над уровнем моря.

На Храмовую гору ведет восемь ворот — одни из них, Золотые Ворота сейчас замурованы. Выйти из нее можно любыми воротами, но войти — не будучи мусульманином — только одними: Мавретанскими (Муграби) — названными так, в честь мусульманских паломников из стран Северной Африки. Главный раввинат запрещает иудеям входить на Храмовую гору по галахическим соображениям (невозможность совершить в наше время очистительные обряды).

История и легенды соревновались между собой, чтобы сделать это место святым и необычным. Согласно еврейской традиции жертвенник Авраама является камнем мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Бог, создавая мир, создал этот камень (на иврите Эвен ха–Штия) в качестве основы, которая поддерживает Вселенную. Начало Иерусалима также относится к моменту сотворения мира: Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого момента начал существовать мир. Создавая мир — Бог сказал: «Да будет свет» и первый луч упал на это место. На этом месте был создан первый человек, Адам, и здесь принес первую жертву Богу Ной после потопа.

Еще более фантастическими являются мусульманские предания. Этот камень связан с небом специальными воротами, через которые Бог посылает ежедневно в Иерусалим 70 ангелов для пения Аллилуйя.

Молитва паломника молящегося на этом месте стоит больше чем, если бы он молился на небесах. Паломник, молящийся здесь, получает награду, равную награде тысячи мучеников. Для мусульман это третья по значимости святыня после Мекки и Медины.

Мусульманская традиция говорит, что сюда прибыл пророк Мухаммед из Мекки на своей знаменитой лошади, прежде чем начать свой путь на небеса для разговора с Богом и передачи на землю обязательных законов ислама. Темной ночью, когда Мухаммед спал около Каабы (священного камня в Мекке), его разбудил Архангел Гавриил (по-арабски Джибрил) и посадил на белого коня с женским лицом и огромными крыльями. Мухаммед перенёсся на Бураке из Мекки в Иерусалим, так быстро, что не успела вылиться вода из опрокинутого сосуда. За необыкновенную быстроту его назвали аль-Бурак (молния). И когда они стали подниматься с горы, скала стала тоже подниматься под ногами пророка. Архангел Гавриил остановил ее, оставляя на ней след своей руки.

Христианская традиции, согласно еврейской, утверждает, что в этом месте патриарх Авраам, будучи испытываем Богом, зажег костер, чтобы принести в жертву Богу своего сына Исаака. Когда он поднял нож над его шеей, ангел посланный Богом остановил его руку. Жертва эта, прообразовала будущее Распятие и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа: «На третий день Авраам возвел очи свои и увидел это место» (Быт 22, 1-19).

Во времена царя Давида это место являлось собственностью евусея Орны (Арауна), который на вершине горы устроил себе место для молотьбы зерна. Царь Давида в конце своего правления, из-за гордости, приказал провести перепись народа, в результате чего постигло страну наказание Божие в виде эпидемии. На этом месте увидел царь ангела с мечом, поднятым над Иерусалимом, чтобы опустошить его. В молитве, умоляя Господа, сказал Давид: «вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы что сделали?» Тогда Давид по указанию пророка Гада, отправился к Орне и купил у него гумно и построил жертвенник, чтобы умилостивить Бога и отвратить моровую язву (2 Цар 24, 18-25; 1 Кор. 21). С тех пор царь Давид хотел построить храм на этом месте, но честь эта выпала его сыну Соломону.

Выбор гумна Орны на место воздвижения ветхозаветного храма говорит о том, что обожженное солнцем место труда человеческого, где он приобретает честный хлеб для себя и своей семьи, имеет в глазах Бога больше благоволение, чем самые красивых места в мире, но не освящены трудом рук человеческих. Всякий раз, когда потом приносились сюда первые снопы, собранные с полей, согласно заповедям Моисея, оживал в глазах первоначальный образ этой горы и гумно Орны.

Царь Соломон начал строить храм в четвертый год своего царствования (962г): «И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов. И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? (2 Парл. 2, 5-6).

Строительство длилось семь лет. Для строительства Соломон нанял финикийских мастеров, поэтому своим внешним видом напоминал он финикийские храмы. Храм окружал великолепный двор. Само здание храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины — Притвора (Улам), Святилища (Хейхал) и Святая святых (Давир). В Притвор поднимались по ступеням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин», левая «Боаз».

В Святилище стоял Семисвечник (Менора), по обеим сторонам которого располагались ещё по пять золотых семисвечников, которые отлил Хирам (в храме Ирода стоял уже только один семисвечник). Эти светильники горели постоянно и освещали храм и днём и ночью, а огонь зажигался в них исключительно от огня из костра на жертвеннике, как и все другие огни на территории храма. В случае угасания огня на жертвеннике, его нужно было возжигать особым образом. Один из светильников Семисвечника, называемый западным зажигался только раз в год.

Семисвечник в бибпейской традиции, а также в современном иудаизме является символом Божественного света. Эта традиция видимо послужила основой для т. н. «Чина благодатного огня (света) «у Гроба Господня в Великую Субботу в Иерусалиме, т.к. Гроб Спасителя символизирует жертвенник, где было положено обескровленное тело Христа, как и требовалось от пасхального агнца. Согласно православной традиции, вынос Святого Огня (Света) символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Христа. В древней церкви было распространено мнение, что освящение Храма Гроба Господня и ветхозаветного храма Соломона произошло в одно, и тоже время, т. е. в еврейский праздник Кущей, а сопадение дат воспринималось как один из знаков преемтсвенности.

Кроме семисвечников, в Святилище размещались у стен, в два ряда, пять золотых столов хлебов предложения (в Храме Ирода только один). Перед входом в Святая святых стоял небольшой кадильный алтарь из кедрового дерева, покрытый золотом, для воскурения фимиама. Между святилищем и Святая святых, находилась завеса из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона (тонкого льна) с изображениями львов и херувимов. Считается, что именно эта занавесь разорвалась в момент смерти Христа на Голгофе: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме раздралась на-двое, сверху до низу. » (Мф. 27, 51).

В Святая святых стоял Ковчег Завета с фигурами херувимов над крышкой и Скрижалями Завета внутри. Ковчег был установлен на каменном помосте над вершиной скалы Авраама, высотою в 3 пальца от уровня пола. Два гигантских херувима высотой около 5 метров, вырезанных из оливкового дерева, и покрытые золотом простирались по двум сторонам Ковчегом Завета. Согласно традиции рядом с Ковчегом стоял на полу сосуд с манной и жезл Аарона. Ковчег Завета был сделан с благородного дерева ситтим (сорт акации). Статуи херувимов были вырезаны из дерева дикой маслины, а жезл Аарона из миндального дерева.

После освящения Храма царем Соломоном, Слава Божия присутствовала в Святая Святых в виде облака. Только Первосвященник имел право один раз в год, в День Очищения (Йом Кипур) войти внутрь. В Святая Святых не было окон, там царила полная темнота, потому, что Господь: «Мрак соделал покровом Своим» (Пс.17, 12) .

В самом центре внутреннего двора, напротив входа в Притвор, стоял медный, огромных размеров жертвенник всесожжения, на который поднимались по наклонной плоскости. Огонь на нем по заповеди никогда не угасал.

Вавилонский царь Навуходоносор полностью разрушил Храма Соломона в 586 году до Р. Х. Пророк Иезекииль видел, как «слава Иеговы» в виде облака покидает Иерусалим: «поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города. » (Из. 11, 23). Это была гора Елеонская, с которой впоследствии вознесся на небо Иисус Христос. Семьдесят лет спустя, Персидский царь Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. После возвращения из плена началась восстановление храма под руководством Зоровавеля. Второй храм уступал место первому по величию и красоте. Святая Святых оставалось пустым, Божественное присутствие в виде облака покинуло его, а также Ковчег Завета со Скрижалями был утрачен навсегда. Сохранилось предание, что он найдется в конце времени.

В 167 году до Р. Х. Храм был осквернен селевкидским правителем Антиохом Эпифаном IV, который установил на его територии статую Зевса. Это событие стало причиной восстания Маккавеев, которые заново освятили Храм и установили в память об этом событии праздник Ханука (освящение).

Сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи, служивший при царском дворце, устроив переворот, воцарился и основал новую династию уничтожив прежде всех потомков Маккавеев. Его звали Ирод. Происходил он из тех самых идумеев (потомки Исава), которых Маккавеи насильственно обратили в иудаизм.

В 19 году до Р. Х. царь Ирод, чтобы добиться уважения народа и прикрыть перед евреями свое идумейское происхождение, склонность к эллинизму, а также многочисленные преступления, предпринял смелый план реконструкции Храма. Для этой грандиозной работы, было нанято десять тысяч рабочих, и тысяча священников обучалась строительному мастерству, чтобы мирские люди не имели доступа к священным помещениям.

Храм получился необыкновенно красивым. В него вело пятеро ворот (по другим источникам 12). Великолепная галерея украшала его с четырех сторон, включая знаменитый Королевский портик и так называемый портик Соломона.

Юго-восточный угол этого портика, часто называемый «вершиной храма», тянулся вдоль южной стены Храма и находился на самом краю глубокой долины Кедрон, на высоте около 180 метров. Здесь происходило описанное в Евангелии одно из искушений Христа: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4, 5-7).

С этого угла был также сброшен и побит камнями во время проповеди в 62 году, Иаков брат Господень, первый епископ Иерусалима.

На противоположном углу храмовой площади находилась знаменитая крепость Антония, которая использовалась римлянами главным образом, помимо хранения облачения первосвященника, как наблюдательная точка, откуда удобно было контролировать поведение богомольцев в Храме, особенно по случаю больших праздников. Здесь апостола Павел после посещения Храма избежал смерти от фанатически настроенных иудеев, объявив себя гражданином Рима (Деян. 21-22).

За внешней стеной находился двор, куда сгонялись предназначенные для продажи жертвенные животные, устраивались меняльные конторы, особенно перед праздниками. Доступ сюда был открыт всем, включая язычников. Внутренний двор был предназначен исключительно для израильтян и отделен забором из резного камня на котором были прикреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что необрезанным под страхом смерти запрещен вход внутрь. В восточной части храмового двора находился квадратный в плане так называемый женский двор окруженный балконом. В каждом из его четырех углов были квадратные приделы: для назореев, для прокаженных и для хранения масла и вина также двор для дров необходимых для существования жертвенника. За ним через внутреннюю преграду находились дворы израильтян и священников.

Еврейский историк Иосиф Флавий так описывает внешний вид храма: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел» (Иудейская Война V, 5-6). Иосиф Флавий пишет также, что из высокой террасы храма, можно было увидеть пространство от Средиземного до Мертвого моря.

Храм Ирода был построен с использованием элементов греко-римской архитектуры, его величественность впечатляла и апостолов: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк. 13, 1).

Ветхозаветный храм кипел жизнью. Глазами воображения, можно представить себе его будничный день.

Вот левиты, совершив обряд очищения, спешат к своим обязанностям, а книжники и фарисеи, усевшись под колоннами, спорят о законе, и ищут аргументы, как бы опровергнут утверждения саддукеев. Священники и знатоки писаний, ожидая открытия заседания Синедриона, соревнуются в точнейшем истолковании закона.

Пришедший из поля земледелец с первыми снопами пшеницы встречается здесь с городским аристократом, который ведет на веревке трехлетнего тельца башанского, а набожный, но ревнивый муж тащит с собой свою легкомысленную жену, подозреваемую в измене, чтобы горькими водами испытать ее верность.

Под высоким портиком двора язычников народ увлеченно беседует с новоявленным пророком, а продавец голубей громко выкрикивают из-за прилавка.

Звуки торговли, пламенных споров, песнопений и частной молитвы, мешаются здесь со звуками труб, голосами убиваемых животных и с треском пламени на костре жертвенника.

Для нас, христиан, самыми ценными являются картины храма, запечатленными на страницах Евангелия. Здесь происходило введение во Храм Пресвятой Богородицы, здесь пророк Захария во время служения в храме получил весть от Ангела, о том, что его престарелая жена родит ему сына, будущего Иоанна Крестителя, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1-25).

Сюда был принесен Богомладенец Иисус своими святыми родителями в дар Богу, на 40-й день после рождения, и встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной. В память об этом событии был установлен христианский праздник – Сретенье Господне (Лк. 1, 25).

Здесь нашли Его родители сидящего посреди учителей, слушающаго их и спрашивающаго их так, что «все дивились разуму и ответам Его», здесь же на крыле храма был искушаемый от сатаны (Лк. 4, 9-12). Отсюда выгнал всех продающих и покупающих, и опрокинул скамьи меновшиков и скамьи продающих голубей, сказав, что «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов а, вы сделали его вертепом разбойников» (Ис. 56 ,7; Иер. 7, 11).

Здесь не осудил блудницы, предложив первому бросить камень тому, который никогда не согрешил (Ин. 8, 2-11). К этому храму совершил свой славный «Вход Господень в Иерусалим», когда народ кричал «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21 , 9). Сюда вернул Иуда тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, сказав «согрешил я, предав кровь невинную».

В этом храме исцелял, проповедовал и говорил притчи, здесь же предсказал его будущее разрушение: «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24, 1-2).

Это ужасное пророчество, исполнилось в 70 году по Р. Х. Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжен римской армией, во время осады Иерусалима сыном императора Веспасиана, Титом. От этого некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа израильского знамением суда Божьего.

Этот день в истории Израиля стал символом всех несчастий, страданий и народных бедствий. Согласно еврейской традиции, в тот же день (9 Ава по еврейскому календарю) был полностью разрушен также и первый храм построенный царем Соломоном (Иосиф Флавий указывает 10 Ава).

В Талмуде говорится, что за 40 лет до разрушения храма построенного Иродом, ветхозаветные жертвоприношения потеряли свою силу: «зa сорок лет до разрушения храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная лента не побелела; западный свет перестал гореть; двери святилища (ворота храма) открылись сами по себе. » (Йома 39б).

В первом отрывке жребий и верёвка являются частью обряда Дня Очищения (Йом Кипура). Этот ветхозаветный праздник по толкованию святых отцов является прообразом искупительной жертвы Христа и Его второго пришествия.

Открывающаяся сама по себе дверь возвращает нас к завесе, разорвавшейся на две части во время смерти Христа на горе Голгофе. Последовавшее в момент смерти Христа землетрясение, видимо стало прямой причиной открытия ворот храма, для открытия которых по сообщению Иосифа Флавия требовалось двадцать священников. В тот же самый момент видимо разорвалась на две части и церковная завеса (Мф. 27, 51).

Открытое противостояние межу уверовавшими во Христа евреями и остальной частью еврейского народа, видимо не позволило связать эту дату с Великой Пятницей. Как видно, нет до сих пор никакого другого исторического события, объясняющего эти обстоятельства.

Слова Спасителя «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23, 38; Лк.13, 35), по толкованию Евфимия Зигабена «Дом ваш», т. е. храм, оставляется пустым, так как в нем не обитает больше благодать Божия.

В Священном Писании, храм (Хейхал), часто называемый Домом Божьим (бейт означает дом) или дом Господа (Ездр 1, 4; Иер. 28, 5; Пс. 91, 14; 134, 2). В Новом Завете храм, тоже называется Домом Божьим (Мф. 12, 4) или «Домом Отца Моего» (Лк. 2, 49; Ин. 2, 15; Мф. 21, 13).

Долгое время храмовая площадь находилась в руинах и запустении. В 130 году по Р. Х. император Адриан построил на развалинах Иерусалима римскую колонию под названием Элия Капитолина, а на храмовой площади языческое святилище в честь Юпитера Капитолийского, что стало непосредственной причиной восстания Бар-Кохбы в 132 году. Восстание было подавлено, и Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.

«По сей день неверным рабам запрещается входить в Иерусалим, ибо они убили слуг Бога и даже Сына Его. Им дозволено приходить в город лишь для того, чтобы оплакать его, и за деньги покупают они себе право оплакать разрушение своего города», — писал в IV веке блаженный Иероним.

В 363 году император Юлиан Отступник пытался восстановить храм Бога Израиля, чтобы опровергнуть пророчество Иисуса относительно Храма (Лк. 21, 6), но как пишут историки, землетрясение, бури и огонь вырывавшийся из под земли, прервали начатую постройку, а вскоре наступившая смерть Юлиана положила конец всем его планам.

С тех пор священная площадь на горе Мория была заброшена, а в византийский период стала даже складом мусора.

Храмовая горя стала снова местом поклонения и молитвы после захвата Палестины арабами в 638 году. Халиф Омар, построил здесь первую деревянную мечеть, а Омейядский халиф Абд Аль Малик в 661 году заменил ее каменным Куполом над Скалой, который стоит здесь до сегодняшнего дня.

В южной части храмовой площади в 705 году, халиф Аль Валид, построил Мечеть Эль Акса, что означает «мечеть отдаленная». Согласно мусульманской традиции, с этим местом связано ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небо.

После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 году, мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: «Купол над скалой» стал Храмом Господа (Темплюм Домини), а Эль Акса — храмом Святого Соломона (Темплюм Соломонис).

В 1187 году, после поражения крестоносцев в битве на горе Хиттим, Иерусалим был завоеван войсками Саладина (Салах ад-Дина).

В ходе взятия города несколько мусульманских воинов взобралось на вершину «Купола над Скалой» где стаял золотой крест. В этот момент как передают арабские и христианские хроники — битва была прервана и глаза всех смотрели в одну точку, крест на куполе. Когда мусульманскими воинами крест был сброшен на землю, тогда по всему Иерусалиму разнесся такой крик, что земля задрожала. Мусульмане кричали от радости, христиане от ужаса. С тех пор над горой Мориа доминирует неизменно мусульманский полумесяц.

От ветхозаветного храма сохранился только фрагмент стены окружающей Храмовую гору, которая уцелела после штурма римских легионеров в 70 году. Эту стену обычно называют Стеной плача (Котель ха-Маарави) или Западная стена. В действительности эта стена не является частью ветхозаветного храма, а только частью подпорной стены выполненной так чтобы образовать ровное плато на уровне вершины горы Мориа.

После разрушения храма стала она самым святым местом иудаизма. В первые века после разрушения храма евреи собирались на молитву на Масличной горе, откуда открывается вид на всю Храмовую площадь. Начиная с V в. возникает обычай молиться у Стены плача и оплакивать разрушение храма. Постепенно Стена плача превращается в место символизирующее былое величие Израиля и упование на его будущее.

9 Ава (начало августа) в Израиле является днем национального траура. У Стены плача собираются иудеи, для того чтобы оплакивать разрушение храма. Читаются особые молитвы, книга пророка Иеремии и книга Плачь Иеремии:

«Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше.
Наследие наше перешло к чужим, домы наши — к иноплеменным;
Отцы наши согрешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их».
(Пл. Иер. 5, 1)

В древней христианской церкви, десятое воскресенье после Троицы было днем памяти о разрушении Иерусалима. Сегодня эта традиция уже забыта.

Утраченная святыня: о чем плачут у древней стены Иерусалима

Западная стена, стоящая в центре Иерусалима, на иврите называемая Котел Маарави и известная всему миру как Стена Плача, — все, что осталось от легендарного Иерусалимского Храма. Для иудеев эти древнейшие на земле руины, по преданию, освященные благодатью богоявления, — не только скорбный символ утраты, но и самое святое место паломничества.

Скиния, возведенная Моисеем

«Когда сходил Моисей с горы Синая и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним». (Исход, 34)

С тех пор как родоначальнику еврейского народа пророку Аврааму было дано обещание Божие, гласившее, что будет у Авраама потомство бесчисленное, как «песок земной», а обещание это скреплено заключением с Богом союзом, или, как это толкуется в Библии, «Заветом», никто из детей Израилевых не имел возможности говорить с Богом. И лишь после того как Моисей, выведший свой народ из египетского плена, пришел в Синайскую пустыню, ему было откровение Божие.

40 дней и 40 ночей провел Моисей на горе Синай, после чего вернулся к людям и донес до них Завет Божий, начертанный на двух каменных скрижалях, содержащих 10 заповедей. Здесь же Моисею была дарована Тора, включавшая 613 заповедей, исполнение которых было обязательным для всех евреев (248 заповедей повелений и 365 — запрета). Бог также повелел Моисею, в точности с Его описанием, устроить Скинию (Мишкан) — переносной, в виде палатки, храм. Скиния, возведенная Моисеем за один год в точном соответствии с описанной Богом, стала предтечей великого Храма, но и это временное сооружение являло собой зрелище более чем внушительное.

В центре огромного двора, устроенного из дорогих тканей, привешенных к столбам, находился большой шатер, разделенный занавесом на две части. Первая комната располагалась напротив входа и называлась Святым Местом. Здесь размещался Жертвенник всесожжения, золотая Менора — семисвечный святильник и стол с ритуальным хлебом, на котором лежало 12 хлебов, разложенных в 2 ряда по 6 штук в каждом. Эти «хлебы предложения» символизировали 12 колен Израилевых, то есть 12 родов, и обновлялись раз в неделю.

Второе помещение, скрытое занавесом, называлось «Святая Святых», внутри которого хранился Ковчег Завета, а над Ковчегом — крышка, иначе говоря, доска примирения (очистилище), поддерживаемая и осеняемая Херувимами и называемая Местом Прощения.

После того как Скиния была готова, Моисей освятил ее со всеми находившимися в ней принадлежностями священным миром, и она стала Домом Господа на земле. Все, что находилось в Скинии, было исполнено глубочайшего смысла. Главным ее сокровищем являлся Ковчег Завета, где хранились две каменные скрижали Завета, данные Моисею Богом, золотая чаша с манной небесной, которая питала еврейский народ во время 40-летнего скитания по пустыне, а также жезл Аарона, расцветший в доказательство того, что именно его, брата Моисеева из рода (колена) Левитов, Бог избрал первосвященником.

Ковчег Завета был сделан из акации, внутри же и снаружи отделан золотом. Внизу с каждой стороны Ковчега было по два кольца, чтобы можно было вставлять шесты и таким образом переносить его во время походов. А еще с каждой стороны Ковчега помещались лицом друг к другу Херувимы, покрывавшие крыльями Место Прощения. Такое название оно получило потому, что только один раз в году, в День Искупления, первосвященник, и никто другой, окроплял его кровью жертвенного животного во искупление прегрешений всего народа Израильского. Оно символизировало видимый трон невидимого Бога и было самым священным в Скинии.

Читайте также

Храм, построенный Соломоном

Первое Святилище — Скиния служила евреям 480 лет, во всех походах и скитаниях Ковчег Завета был вместе с народом. Новой страницей в истории этой святыни стало воцарение Давида в конце XI века до н.э. Через 7 лет после того, как он был провозглашен царем Иудеи, Давид, выйдя из Хеврона — традиционного центра колена (рода) Иуды, направился со своим войском в поход, чтобы взять город иевусеев Иршалем и сделать его столицей Иудейского царства.

И хотя Иршалем, иначе называемый крепостью Сион, считался непреступной твердыней, Давид через вертикальный подземный ход, вырытый жителями для того, чтобы иметь безопасный путь к единственному в этих пустынных местах источнику воды — Гихону, вместе со своими воинами проник в город и захватил его.

Правда, филистимляне, не желавшие укрепления Иудейского царства и стремящиеся воспротивиться воцарению главы еврейского народа в Иршалеме, собрали многочисленное, хорошо вооруженное войско и встали лагерем рядом с городом. Давид, ведомый Волей Божьей, обошел позиции филистимлян, атаковал их с тыла и одержал окончательную победу над заведомо более сильным противником.

Царь назвал город Иерушалаимом (Иерусалимом), и с тех пор он стал главной святыней иудеев. Царь Давид возвел в нем роскошный дворец и бережно перенес в новую столицу из города Кирьят-Иеарим Ковчег Завета. И хотя самому Давиду не было дано благословение на строительство — ему было возвещено, что Храм должен быть построен его младшим сыном Соломоном, мудрое царствование которого не будет запятнано кровью, пролитой в войнах.

Поэтому Давид возвел на горе Мориа только алтарь. Эта гора с незапамятных времен считалась у евреев священным местом. По легенде, здесь совершил жертвоприношение еще Ной после Великого Потопа, сюда же Авраам привел своего любимого сына Исаака, дабы, принеся его в жертву, доказать свою преданность Богу.

И именно здесь в 967 году до н.э. Соломон «начал строить дом Господень в Иерусалиме…» (II кн. Хроник, 3,1) по плану, разработанному его отцом совместно с Верховным Судом (Синедрионом). Материалы для Храма частью были заготовлены царем Давидом, а частью присланы дружественным Соломону Тирским царем Хирамом. Для строительства использовались местный песчаник, кипарис и ливанский кедр — самый дорогой материал того времени, являвшийся символом власти и могущества.

На строительстве были задействованы 30 000 евреев и 153 000 финикиян, а за работой следили 3 300 надзирателей. Причем при строительстве употреблялись только «обтесанные камни: ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении» (3-я книга Царств, 6,7), ведь железо напоминало бы о мече, символизирующем борьбу и кровь.

По истечении 7 лет после начала строительства Храм был закончен. Освящая Храм, царь Соломон произнес: «Храм этот будет святым для всех, и чужой, не из народа Израиля, придет к тебе». Когда священники вышли из Святилища, облако наполнило Дом Господень, ибо Шехина (от евр. «шакан» — обитать), символизирующая видимое присутствие Бога среди людей, вошла в него.

Согласно древнееврейским верованиям, Бог может материализоваться на Земле, явление это называется «Славой Господней» или «Шехиной Славы» и происходит крайне редко. Пророк Иезекииль описывал ее как вихрь, снисходящий с небес с северной стороны и сопровождающийся огнем и молнией. А материализуется Шехина таким образом, что человеческий глаз способен воспринимать только ее внешнюю оболочку, то есть облачный вихрь.

В библейские времена было засвидетельствовано три явления Шехины: первая — на горе Синай, когда Моисей получил Скрижали Завета, вторая — во время освящения Моисеем Скинии и третья — во время освящения Храма, построенного царем Соломоном.

Иерусалимский Храм не был предназначен для молитвы, главным действом, происходившим в нем, было таинство жертвоприношения, призванное очищать от грехов. Возведение Иерусалимского Храма определило значение Иерусалима как исключительного места, места притяжения буквально всего еврейского народа. Тем более что ритуал жертвоприношения предусматривал участие в Богослужении всех людей, а не только относительно небольшой касты священников.

Любое событие, происходящее в жизни еврея, должно было сопровождаться принесением жертвы. Эту жертву зарезали в Храме и ее кровью кропили Жертвенник, затем каждый приносивший жертву должен был забрать ее себе, зажарить и в тот же день съесть в Иерусалиме на праздничной трапезе вместе с родственниками и друзьями.

Помимо этого, Храм был также и главным экономическим центром Иудейского государства, так как его хранилище было фактически государственной казной. Именно из Храмовой казны выделялись средства на ежегодную починку и строительство дорог. А так как и частная, и общественная жизнь каждого еврея должна была точно соответствовать религиозным законам, то Храм являлся еще и основным центром судебной государственной системы.

Архитектура Храма Соломона

Иерусалимский Храм, или, как его еще называли, Храм Соломона, был устроен по образцу Скинии. Он был четырехугольной формы, длинные его стороны простирались с востока на запад, а вход был обращен на восток.

Храм был поделен на четыре части: обширный внешний двор, окруженный колоннадой, внутренний двор, где совершались жертвоприношения, и Чертог, разделенный надвое. Во втором отделении Чертога — Давире, занимавшем одну треть помещения, располагался Ковчег Завета, доступ к которому, как и в Скинии, сооруженной Моисеем, разрешался только первосвященнику и лишь раз в году.

В Ковчеге, перенесенном из Синайской пустыни, хранились только скрижали Завета, но ни чаши с манной, ни жезла Ааронова там уже не было, вероятно, с того времени, когда Ковчег был в плену у филистимлян.

К Чертогу, располагавшемуся в центре двора, вели трое внешних ворот, к каждым из которых шли 7 ступеней. Далее находилось трое внутренних ворот, с восьмью ступенями, а весь внутренний двор располагался на приподнятой платформе. И внешние, и внутренние ворота копировали друг друга и были огромными — высотой с 10-этажное здание.

Весь Храм, сооруженный из камня, был обшит кипарисовыми и кедровыми досками. На стенах Храма были резные изображения Херувимов, пальмовых деревьев и распускающихся цветов. Внутренний двор был построен из трех рядов обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев.

В то время евреи, египтяне, вавилоняне и жители Месопотамии использовали единицу измерения, которая называлась локоть. Один царский еврейский локоть равнялся 52,7 сантиметра. У Иезекииля в 1-й Книге Царств присутствует свидетельство, что Храм был 500 локтей в длину и 500 — в ширину.

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *