Что написано на колокольне ивана великого
Перейти к содержимому

Что написано на колокольне ивана великого

  • автор:

Иван Великий

С этим местом связано сразу две топонимических ошибки. Во-первых, это не колокольня, а ансамбль из колокольни, церкви и Филаретовской пристройки. Во-вторых, правильное название звонницы — Иван Великий. Она служила и дозорной вышкой, и пожарной каланчей, и украшением столицы. И некоторое время в Москве даже был запрет на строительство зданий выше Ивана Великого.

Колокольня «Иван Великий», фото 2014 года

Колокольню «Иван Великий» строили постепенно. В 1329 году Иван Калита в честь рождения сына заложил церковь Иоанна Лествичника «под колоколами».

Затем в 1505 архитектор Бон Фрязин построил на месте обветшавшей церкви восьмигранную колокольню по типу итальянской кампанилы. Она предназначалась одновременно для трех соборов (Успенского, Архангельского и Благовещенского), так как у них не было своих звонниц. Колокольня Ивана Великого с церковью Иоанна Лествичника стала самой высокой частью ансамбля. Но тогда она была на ярус ниже, чем сейчас. Лишь через столетие, при Борисе Годунове, высота Ивана Великого достигла 81 метра.

Тогда под куполом появилась надпись: Изволением святыя Троицы, повелением великого господаря и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого господаря царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий Храм совершен и позлащен во второе лето господарства их . Лжедмитрий I ее уничтожил, но при Петре I надпись восстановили.

Колокольня Ивана Великого, фото 2014 года

До строительства храма Христа Спасителя Иван Великий оставался самым высоким зданием в Москве. Колокольня неизменно удивляла иностранных гостей.

Церковь святого Иоанна, находящаяся почти среди замка Кремля), замечательна по высокой каменной колокольне, с которой далеко видно во все стороны столицы. На ней 22 больших колокола, в числе их многие не уступают величиною нашему Краковскому «Сигизмунду», висят в три ряда, один над другим; меньших же колоколов более 30. Непонятно, как башня может держать на себе такую тяжесть.

В XVI-XVII веках к Ивановской колокольне пристроили Успенскую церковь-звонницу, а в 1624 году — Филаретовскую пристройку с шатровым завершением.

На самой середине площади в Кремле стоит чрезвычайно высокая колокольня, называемая Иван Великий, глава которой обита золоченой жестью, а на самой колокольне — множество колоколов. Рядом с этой стоит другая колокольня, для которой вылит самый большой колокол, весом в 356 центнеров, при великом князе Борисе Годунове. В этот колокол звонят только во время больших торжеств или в праздники, как называют их русские, а также при встрече великих послов и при шествии их на торжественное представление. Для звона употребляется двадцать четыре человека и даже более, которые стоят на площади внизу и, ухватившись за небольшие веревки, привязанные к двум длинным канатам, висящим по обеим сторонам колокольни, звонят таким образом все вместе, то с одной стороны, то с другой. Но при этом нужно звонить осторожно, чтобы избегнуть сильного сотрясения колокольни и возможной опасности от ее падения; для этого наверху, у самого колокола, тоже стоят несколько человек, которые помогают приводить в движение язык колокола.

На колокольне Иван Великий 22 колокола весом от 123 кг до 7 тонн — такой «роскошью» не может похвастаться ни одна московская церковь.

Колокола распределяются по ярусам. Большинство из них имеет собственные имена — Медведь, Лебедь, Благовест, Ревун, Татарин, Реут, Вседневный, Воскресный, Семисотенный. А в центре звонницы размещается самый главный и самый большой в России Успенский колокол, весом 65,5 тонны. Весь комплект называют «Ивановской колокольной фамилией».

Звук колокола зависел не только от массы, но и от состава. Секрет сплава знал далеко не каждый мастер, и чаще всего пропорции меди, серебра и золота в сплаве устанавливали по наитию. Московские колокольные заводы в XIX веке были лучшими в России и получали заказы даже из-за границы. Большинство заводов находилось на Балканах — за Сухаревой башней (современные Балканские переулки).

Заводы эти постоянно напоминали нам о своем соседстве громозвучным звоном. В нашей улице было несколько обширных дворов, в глубине которых виднелись каменные здания с высокими трубами, а перед ними, под навесами на массивных столбах, висели большие колокола, ярко блестевшие свежей медью. Как только поднимали сюда вновь вылитый колокол, его тотчас же начинали пробовать и обзванивать, и в этом сколько угодно мог упражняться всякий, у кого только была охота и чесались руки.
…Наша сторона была для всей Москвы источником самых эксцентрических сплетен и вымыслов. У колокольных заводчиков испокон века установилось поверье, что для удачной отливки большого колокола необходимо распустить в народ какую-нибудь нарочно придуманную сказку, и чем быстрее и дальше она разойдется, тем звучнее и сладкогласнее будет отливаемый в это время колокол. От этого и сложилась известная поговорка «колокола льют», когда дело идет о каком-нибудь нелепом слухе.

Распускаемый при отливке колокола слух должен был отвлечь внимание недоброжелателей от колокола. Хозяева колокольных заводов верили в это, поэтому платили хороший гонорар изобретателям слухов. Если получался хороший колокол, слух опровергали: это на таком-то заводе колокол лили — звонкий получился. Если была неудача, в выдумке не признавались. Так появлялись легенды.

Колокольня Ивана Великого, фото 2014 года

Один из «колокольных» рассказов гласил, что в церкви на Покровке венчал священник жениха с невестой. А когда повел их вокруг аналоя, с голов сорвались брачные венцы и опустились на кресты на главах церкви и колокольни. Оказалось, что жених и невеста — родные брат и сестра. Их разлучили в детстве, и, когда они случайно встретились, приняли родственное влечение за любовь. Но провидение остановило беззаконный брак.
Люди со всей Москвы съезжались на Покровку. Действительно, купола церкви Воскресения украшают золоченые венцы. Но никому в голову не приходило, что венцы украшают церковь уже почти 100 лет, а размеры их так велики, что самые рослые новобрачные могут разместиться в венце, как в беседке. Позже в Москве появилась легенда, что венцы на церкви Воскресения поставила императрица Елизавета после тайного венчания с Разумовским.

Колокольня Ивана Великого, фото 2014 года

А однажды вся Москва обсуждала происшествие накануне Николина дня 19 декабря. В тот день у генерал-губернатора был бал, но в разгар танцев ударил колокол на Иване Великом. В тот же миг в зале погасли люстры и канделябры, лопнули струны на музыкальных инструментах, выпали стекла из окон, и повеяло леденящим холодом. Гости бросились к дверям, но они не открывались. Наутро в бальной зале нашли трупы замерзших и раздавленных. Погиб и сам хозяин дома — генерал-губернатор. И хотя газеты объявили, что генерал-губернатор жив, слухи о замерзших еще долго ходили по городу.

Московская полиция иногда добиралась до источника слухов. У заводчиков брали подписки не распускать слухи при отливке колоколов, но они продолжали придумывать новые нелепости. А в словаре Даля появилась поговорка Лить колокола — сочинять и распускать вздорные вести .

Колокольня Ивана Великого, фото 2014 года

Колокольный звон в Кремле запретили в 1918 году. Лишь один раз, в 1921, этот запрет нарушили.

Затем Иван Великий замолк на 71 год, и только в 1992 на Христово Воскресение с главной московской колокольни раздался благовест. Тогда звонили лишь 5 колоколов второго яруса («Корсунский», «Немчин» и три зазвонных колокола). На Пасху 1995 года звонили уже 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии.

Известно, что Иван Великий в старой Москве был еще и главной дозорной сигнальной башней. Оттуда хорошо просматривались окрестности города на расстоянии 30-40 км. Сейчас в колокольне музей, а на вершине — смотровая площадка. Но придется преодолеть 329 ступеней, что не всем под силу.

Ансамбль колокольни Ивана Великого

Говорят, что. . в Москве долго нельзя было строить выше Ивана Великого. Когда в 1723 году молния ударила в шпиль церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах и подожгла ее, пожар назвали карой строителю за то, что возвел храм выше Ивановской колокольни .

. Наполеон хотел снять крест с колокольни Иван Великий, думая, что он отлит из чистого золота. Но когда один из храбрецов отважился достать святыню, оказалась, что она медная. Наполеон разозлился и велел казнить несчастного .

. о прочности колокольни ходили легенды. Верили, что пока стоит Иван Великий, будет стоять Москва. После бегства Наполеона из горящего города, многие приходили смотреть, стоит ли колокольня. Тогда от взрыва заложенного французами заряда пострадали Успенская звонница и Филаретова пристройка. Иван Великий остался непоколебим.

Москва, Москва. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и — обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!

Исследования реставраторов показали, что основание колокольни имеет глубину всего 4,3 метра. Это опровергает легенду, что фундамент сильно углублен. Строение покоится на восьмигранном каменном основании, а его прочность — результат мастерства архитекторов: внутри кирпичных стен вмонтированы железные сваи, а раствор замешан на яичном желтке. Стены у основания Ивана Великого имеют толщину 5 метров, и 2,5 метра на втором ярусе .

. в 1993 году Банк России выпустил монету с изображением колокольни Ивана Великого номиналом 3 рубля. Но она не пошла в обращение .

. в Успенской звоннице была церковь Николы Гостунского. А в Москве был обычай приходить с дочерьми к древней иконе святителя Николая, чтобы устроить замужество. Он появился из-за легенды, что Николай Чудотворец помог одному обедневшему отцу выдать замуж трех дочерей, бросив каждой в окно по узелку с золотом. С тех пор бесприданницы спешили помолиться Николе-обручнику. Сейчас в помещении бывшей церкви хранилище музеев Кремля, а икону можно увидеть в церкви Ризположения на Соборной площади .

Колокольня «Иван Великий» на фотографиях разных лет:
  • Колокольня «Иван Великий», фото 2015 года
  • Колокольня «Иван Великий», фото 2015 года
  • Колокольня «Иван Великий», фото 2015 года
  • Колокольня Ивана Великого, фото 2014 года
  • Колокольня «Иван Великий», фото 2015 года
  • Колокольня «Иван Великий», фото 2015 года
  • Колокольня Ивана Великого, надпись под куполом
  • Колокольня Ивана Великого, фото 2015 года
  • Вид с колокольни Иван Великий
  • Колокольня «Иван Великий»
  • Вид с колокольни Иван Великий
  • Вид с колокольни Иван Великий
  • Вид с колокольни Иван Великий
  • Колокольня «Иван Великий»
  • Колокольня «Иван Великий»
  • И.Вейс. Иван Великий. 1852 год

А вы можете что-то добавить к рассказу об истории колокольни «Иван Великий»?

что написано на ободке под куполом?

Колокольня Ивана Великого
Кремль: Иван Великий колокольня; Кремль: Царь-колокол; Кремль: Ивановская пл.
Ансамбль колокольни расположен на границе между Соборной и Ивановской площадями и является композиционным центром Кремля. Он создавался на протяжении трех с лишним веков — с 1505 по 1815 годы и состоит из трех разновременных объектов: столпа колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.

Надпись, поярусно разделенная белокаменными витыми валиками, гласит: «Изволением Святыя Троицы повелением Великого Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича и Великого князя Федора Борисовича всея Русии храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 (1600)».

Колокольня завершается позолоченным куполом. Столп колокольни сложен из кирпича, а цоколь и фундамент — из белого камня. По некоторым предположениям, фундамент уходит глубоко в землю и якобы находится на уровне дна Москвы-реки. Внутри столпа в стене первого яруса устроена каменная лестница в 83 ступени. Во втором ярусе она переходит в винтовую и имеет 149 ступеней. В третьем ярусе металлическая лестница в 97 ступеней ведет по внутренней стене до купола. Таким образом, всего в лестнице 329 ступеней. В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI—XIX вв. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Колокольня Ивана Великого была главной дозорной йзлш&ул. Кремля. , с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 г. примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая ка- менная церковь в честь Иоанна Лествичника «иже под колоколы». В 1505 г. эту церковь разобрали и в 1508 г. заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 гг. зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-псковского типа с храмом «Вознесения». В звоннице помещался тысячепудовый колокол под названием «Благовестник». Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 г. высокую каменную лестницу. При Борисе Годунове в 1600 г. столп Ивана Великого надстроили и увенчали позолоченным куполом с надписью Высота его стала 81 м. В 1624 г. с северной стороны звонницы возвели так называемую Филаретовскую пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шатром. В 1812 г. отступавшие из Москвы наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, .но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819г. их восстановил архитектор Д. Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX в. В центре звонницы помещается самый большой коло кол весом 4 тысячи пудов, отлитый мастерами Завьяловым и Русиновым в XIX в. Другой колокол весом 1 200 пудов отлит Андреем Чеховым в 1622 г. В Филаре-товской пристройке висит колокол весом 798 пудов, отлитый в XVIII в. Иваном Моториным. Всего на колокольне Ивана Великого и звоннице 21 колокол. На дретьем ярусе звонницы расположена церковь Николая Гастунского, перенесенная сюда в XIX в. с Ивановской площади. Происхождение названия колокольни Ивана Великого научно пока не установлено. Принято связывать это название не только с церковью Иоанна Лествичника, но и с именами великих князей, боровшихся за объединение страны, свержение татарского ига и возвышение Русского государства, — Ивана КаЛиты, Ивана III, Ивана IV. По типу «Ивана Великого» в древней Руси было построено много столпообразных храмов. Своим величием колокольня как бы олицетворяла мощь централизованного Русского государства. Площадь, расположенная к востоку от колокольни, именовалась в старину Ивановской.

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля — средоточие Кремлевского архитектурного ансамбля

Колокольня Ивана Великого, местом расположения которой является Московский Кремль, имеет ещё одно название: церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичника. Храм является очень древним памятником архитектуры — как и Успенский собор, его история насчитывает более чем 500 лет.

  1. История Колокольни Ивана Великого в Москве: с чего все началось?
  2. Строительство колокольни
  3. Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном
  4. Реставрация разрушенных строений в послевоенное время
  5. О колоколах на Колокольне Ивана Великого
  6. Успенский колокол — самый большой из действующих колоколов во всем мире
  7. Колокол Ревун
  8. Семисотный колокол
  9. И остальные..
  10. Колокольня Ивана Великого сегодня
  11. Колокольня Ивана Великого Московского Кремля на карте

Колокольня Ивана Великого является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющая все его строения в единый ансамбль.

История Колокольни Ивана Великого в Москве: с чего все началось?

История церкви-колокольни Ивана Великого официально начинается с 1329 года, когда на месте сегодняшнего храма была построена церковь Ивана Лествичника с характерным названием «под Колокол». Колокольня Ивана Великого Московского кремляВид колокольни Ивана Великого с Ивановской площади Эта церковь простояла недолго — аккурат до 1505 года, и уже в том же году специально приглашенный из Италии архитектор Фрязин приступил к строительству новой церкви. Постройка новой церкви была приурочена к смерти князя Ивана III и полностью завершена в 1508 году. Москвичи диву буквально диву давались — таких высоких каменных храмов Москва, да и вся Русь ещё не видела: ведь Высота храма в самой высокой точке равнялась 81 метру. В 1600 году Борисом Годуновым церковь Ивана Великого была основательно модернизирована — к ней был пристроен дополнительный ярус цилиндрической формы. Наверняка многим знакомо одно расхожее выражение: «во всю Ивановскую». Так вот, пошло оно именно из этих мест — рядом с храмом Ивана Великого (с его восточной стороны) была площадь, которую назвали Ивановской. Вот на этой-то площади «во всю Ивановскую» глашатаи озвучивали княжеские указы, а палачи наказывали виновных. Колокольня Ивана Великого Московского кремляВид колокольни Ивана Великого с Соборной площади

Строительство колокольни

Колокольня Ивана Великого Московского кремля

В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением — пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской. Вид колокольни от Успенского собора

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

Колокольня Ивана Великого Московского кремля

Россия немало натерпелась во время захватнической наполеоновской агрессии 1812 года. И именно в это непростое время были разрушены Успенская звонница и Филаретовская пристройка. Одним из немногих строений, уцелевших в то время, была колокольня с «Благовестником». Точно известно, что французы с неё похитили купольный крест, который до сих пор так и не найден. В настоящее время на колокольне имеется другой крест — железный, восьмиконечной формы с орнаментальным покрытием в виде медных позолоченных листов. На верхней перекладине креста вырезана надпись «Царь Славы».

Реставрация разрушенных строений в послевоенное время

Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французскими вандалами, были вновь отстроены только через 7 лет после окончания войны — в 1819 году. Автором проекта был назначен швейцарский архитектор, работавший в то время в Москве, Доминико Жилярди.

О колоколах на Колокольне Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого Московского кремля

Если назвать точное число колоколов, установленных на Филаретовской пристройке, звоннице и колокольне Ивана великого, то оно будет равно 21. В прежние времена все колокола были подвешены на балки из дерева, и только начиная с 19-го столетия все балки были заменены на металлические, причем последние — уже в 20-м веке.

Успенский колокол — самый большой из действующих колоколов во всем мире

На звоннице и Филаретовской пристройке подвешены только три колокола. Самый большой из них — Успенский, ещё называемый Праздничным. Точное значение его массы — 65 тонн 320 килограмм. Этот колокол был отлит известными мастерами-литейщиками 19 века Русиновым и Завьяловым. Успенский колокол по праву считается самым большим из реально действующих колоколов и лучшим в плане звуковых характеристик — чистоте тона и силе звука.

Колокол Ревун

Колокольня Ивана Великого Московского кремля

Еще один большой колокол называется Реут (или Ревун), его вес в 2 раза меньше Успенского: 32 тонны 760 кг. Колокол гораздо древнее Успенского — в 1622 году Ревун отлил мастер Андрей Чехов. Купола колокольни Ивана Великого

Семисотный колокол

Колокольня Ивана Великого Московского кремля

В 18 веке русским литейщиком И. Моториным был отлит ещё один колокол для колокольни Ивана Великого — Вседневный или Семисотный. Он тоже висит на Филаретовской пристройке и весит ни много ни мало 13 тонн 71 килограмм. Конечно, он самый маленький по сравнению с предыдущими 2-мя, но в то же время такой 13-тонный колокол сразу стал бы достопримечательностью, помести его в другие города мира. Вид колокольни Ивана Великого от Благовещенского собора

И остальные..

  • 1. Лебедь
  • 2. Медведь (вседневный колокол)
  • 3. Широкий
  • 4. Новгородский
  • 5. Ростовский
  • 6. Слободский

Колокольня Ивана Великого Московского кремля

Успенский колокол на колокольне Ивана Великого

В среднем ярусе имеется 9 колоколов. Два из них с одинаковым названием Корсунские отличаются беловатым цветом. Названия остальных семи перечислены далее:

  • 1. Новый (переименован из Успенского);
  • 2. Немчин
  • 3. Безымянный
  • 4. Даниловский
  • 5. Глухой
  • 6. Корсунский (не относящийся к ранее названным)
  • 7. Марьинский

Колокольня Ивана Великого Московского кремля

Первый ярус звона колокольни Ивана Великого

Что касается верхнего яруса колокольни Ивана Великого, то там находятся 3 колокола без названия.

Колокольня Ивана Великого сегодня

Сегодня Колокольня Ивана Великого представляет из себя музей истории Московского Кремля. Практически весь первый этаж Успенской звонницы занимает выставочный зал, где демонстрируются памятники искусства как самого Кремля, так и привезенные из многих других музеев мира. Экспонаты отличаются разнообразием, включая такие интересные образцы как, например, панорама столицы или элементы архитектурных белокаменных сооружений, использующихся в строительном деле 14 века.

Колокольня Ивана Великого Московского кремля

Также музей оснащён современной техникой — приглашенным на экскурсию показывают исторические памятники Кремлёвского архитектурного ансамбля прямо в зале. А смотровая площадка позволит насладиться открывающимся и захватывающим дух видом на Кремль с высоты птичьего полета.

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО

Расположена между Соборной и Ивановской (Царской) площадями Московского Кремля и является его композиционным центром. Храм-колокольня почти вплотную с юга примыкает к Успенской звоннице с Филаретовой пристройкой, составляя вместе единый архитектурный ансамбль. Храм Николы Гостунского, расположенные в Успенской звоннице, ныне числится приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника.

Первый храм

Первые сведения о существовании в сакральной топографии Москвы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника относятся к 1329 году. Летописи сообщают о закладке каменной церкви и о её последующем освящении:

В лето 6837 месяца Маиа в 21, на память святого правовернаго царя Костянтина и матере его Елены, основана бысть церковь каменая на Москве, во имя святого Ивана Лествичника. Того же лета совръшена бысть и священа месяца [сентября] в 1, на память святаго отца Симеона Стлъпника [1].

Сообщение летописи о возведении храма за три месяца позволяет считать, что церковь была малого размера [2]. Предположительно это был первый Московский храм, освященный во имя преподобного Иоанна Лествичника. Среди многочисленных попыток объяснить выбор посвящения, актуальность сохраняют версии о том что храм был сооружён по обету после удачного бескровного похода на Псков, где скрывался тверской князь Александр Михайлович [3] и о том что преподобный Иоанн Лествичник был небесным покровителем среднего сына великого князя Иоанна Калиты — великого князя Иоанна Иоанновича, который родился в день памяти этого святого [4].

В 1346 году храм был расписан. В том же году «мастерю Бориско слил три колокола великиа, а два малыя» [5]; согласно Никоновской летописи, мастер имел прозвище Римлянин, что может указывать на его происхождение.

В 1475 году в церковь были перенесены саркофаги с мощами святителей из разобранного второго Успенского собора:

Того же месяца 16, бысть пренесение мощей чюдотворца Петра из церкви Пречистыа в Иван Святый под колоколы, и прочих митрополитов, Феогнаста, Киприана, Фотиа и Ионы [6].

Указание на то, что храм был «под колоколы» делает его старейшей известной подколокольной церковью. Об объёмном решении храма ныне можно судить только по результатам раскопок 1913 года под руководством П. П. Покрышкина, в ходе которых была раскрыта часть сооружения, имеющая граненый внешний абрис. В восточной части внутри были открыты экседра, которая может быть интерпретирована как апсида, и кладка северной и южных стен. Эти фрагменты не дают оснований для реконструкции здания как «средней высоты башнеобразного призматического восьмигранника с закомарами, барабаном и главой» [7], сделанной по подобию более поздних столпообразных церквей «под колоколы» XVI века. Небольшой фрагмент архивольта, найденный в забутовке фундамента храма-наследника, можно лишь условно относить к храму 1329 года постройки, что не позволяет делать заключений о его наружном убранстве.

Освящение Московской церкви прп. Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лицевого летописного свода, 1670-е гг. (БАН. 31.7.30-1. Л. 309).
Освящение Московской церкви прп. Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лицевого летописного свода, 1670-е гг. (БАН. 31.7.30-1. Л. 309).

Возведение Боновской колокольни

По сообщениям летописи,

тогда же и другую церковь разобраша Иоанн Святый Лествичник, иже под колоколы, созданную от великого же князя Ивана Даниловича в лето 6836, заложиша новую церковь Иоанн Святый не на старом месте [8].

Это известие стоит сразу после сообщения о разборке старого и закладке нового собора архангела Михаила, происшедшей 21 мая 1505 года, из чего можно сделать вывод о начале сооружения нового Иоанно-Лествичницкого храма весной того же года. Его строительство было завершено через 3 года, в 1508 году, одновременно с Архангельским собором и церковью Рождества святого Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.

Из летописного сообщения о завершении строительства трёх кремлёвских храмов известно имя строителя колокольни — итальянского архитектора Бона Фрязина. Старый храм находился между Успенским и Архангельским соборами и не мог соответствовать по масштабу новым соборам, отчего Бон Фрязин поставил новую церковь примерно по одной оси с предшествующим храмом, но отнёс ее значительно дальше на восток, за линию апсид Успенского и Архангельского соборов. В результате образовалась площадь с трапециевидными очертаниями, главная ось которой проходила по центру главного тронного зала Грановитой палаты и новой церкви Иоанна Лествичника. Строительство новой церкви-колокольни внесло в организацию площади принцип регулярности и центричности [9].

Новый храм, хотя и следовал в русле образцов архитектуры Ренессанса и итальянской традиции колколен, но отличался рядом новых решений, лёгших в основу развития характерной русской традиции центрических подколоколенных сооружений. Здание Бона Фрязино является столпом в виде «восьмерика на восьмерике» высотой около 60 метров, с храмом на первом ярусе. Каким было завершение столпа неизвестно: реконструкция, предполагающая завершение третьего яруса куполом наподобие завершения собора Московского Высокопетровского монастыря оспаривается. Сравнение с аналогами и анализ изображений столпа на миниатюрах из Лицевого летописного свода 1570-х годов позволяют предположить, что завершение храма должно было быть в виде кирпичного шатра, подобно завершению итальянских кампанил [10]. Храм не был расписан внутри. Снаружи, как и другие постройки итальянских мастеров того времени, храм-колокольня был раскрашен «под кирпич» и украшен белокаменными деталями.

С середины XVI века Иоанновский храм-колокольня стал соседствовать с неоднократно перестраивавшейся звонницей.

Московский Кремль. Фрагмент иконы блж. Максима Московского. XVIII в., Москва, ГТГ.
Московский Кремль. Фрагмент иконы блж. Максима Московского. XVIII в., Москва, ГТГ.

Заключительным элементом, завершившим облик колокольни Ивана Великого, стала перестройка третьего яруса и навершия, произведённая при царе Борисе Годунове в 1600 году. По сообщению Пискарёвского летописца:

Лета 7108 царь и великий князь велел прибавить у церкви Ивана Великого высоты 12 сажен и верх позлатити, и имя свое царское велел написати [11].

Надстройку храма-колокольни увязывают с началом строительства нового главного собора — «Святая Святых» — в рамках единого замысла создания в Московском Кремле вселенского духовного центра. Зодчий, надстроивший колокольню, точно неизвестен — указывают имена Ф. Коня или Ивана Вилье. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 метра, а золочёная луковичная глава — сблизила облик колокольни с русской традицией.

Новый храм — первый многоярусный столпообразный храм «под колоколы» в русской архитектурной традиции — стал знаковым в истории русской архитектуры. Все известные центрические, круглые, восьми- или девятигранные подколоколенные сооружения на Руси построены после него и в той или иной степени находятся под его влиянием. Благодаря колокольне Ивана Великого композиционный принцип доминирующей вертикали получил в дальнейшем развитие в русской архитектуре. На протяжении двух веков колокольня Ивана Великого оставалась самым высоким зданием на Руси. Высота определила и устойчивое наименование храма-колокольни — «Иван Великий». Значение столпа как главной и самой высокой колокольни Московского царства повлияло и на сложение легенды о том, что якобы существовал запрет на строительство церквей и колоколен выше «Ивана Великого». На деле запрещение не находит подтверждения в документах, зато можно найти указания о порядке звона в Москве, который начинался именно с удара колокола на «Иване Великом». В большие праздники на площади собирались толпы людей, ожидавших первого удара большого колокола с Ивановской колокольни. Название колокольни вошло в народные присловья: о высоком человеке стали говорить: «Вырос детинушка с Ивана Великого»; громогласное чтение — подобно тому, как царские указы читались на площади у Ивана Великого — стало называться чтением «во всю ивановскую».

Панорама Московского Кремля. Ф. Алексеев, нач. 1800-х гг.
Панорама Московского Кремля. Ф. Алексеев, нач. 1800-х гг.

От Романовых до наших дней

По смерти Годунова храмозданная надпись на барабане колокольни была залеплена, но вновь открыта по повелению царя Петра Алексеевича. Возведение нового Московского Гаврииловского храма — «Меншиковой башни» в 1707 году, впервые в России превысившей колокольню Ивана Великого, ознаменовало крутой поворот в русской истории, связанный с реформами Петра I.

В 1812 году французские войска заложили под колокольню и звонницы мины, взорвав их при отступлении из Москвы, в ночь на 11 октября. Звонницы оказались полностью уничтожены, а колокольня треснула, но устояла. Французы также предприняли снятие креста с колокольни в том же году, в виду существовавшей в то время московской легенде о том, что крест на Иване Великом был выполнен из чистого золота. Крест оказался отнюдь не золотым, а деревянным, обитым позолоченной медью. Русский предатель снявший крест был тут же расстрелян по приказу Наполеона. После ухода французов на колокольню был сделан новый крест. Впервые после изгнания Наполеона москвичи услышали звон колоколов Ивана Великого в декабре 1813 году. Полностью ансамбль колокольни был восстановлен в 1814-1815 годах. Храм Иоанна Лествичника на нижнем ярусе был возобновлён профессором Мудровым и вновь освящён в 1822 году.

Колокольня служила одновременно Успенскому, Архангельскому и Благовещенскому соборам Кремля. Она также использовалась при оформлении Соборной площади во время торжественных событий. В середине XIX века на втором её ярусе устанавливали чаны с водой для фонтанов, а при коронации императора-страстотерпца Николая II на колокольне устроили электрическую иллюми­нацию. При этом всё это время колокольня оставалась открытой для паломников, посещавших кремлёвские святыни. Храм колокольни был возобновлён в 1874 году тщанием московских хоругвеносцев. В 1913-1914 годах колокольня была отреставрирована, а на месте древнего храма 1329 года были проведены раскопки. В помещениях колокольни, кроме храма, находилась часть Патриаршей ризницы (с 1898 года); под нижним ярусом колокольни жили пономари и сторожа соборов.

Колокольня пострадала после обстрела Московского Кремля в 1917 году: восточная и юго-восточная стороны были повреждены снарядами, по стенам было много выбоин и пулевых ран. С 1918 года Кремль стал для православных «закрытым городом» — служба в его храмах и колокольный звон на его звонницах прекратились вплоть до падения советской власти. В отличие от соборов и дворцов, колокольня Ивана Великого не стала музеем, но экспонатом в общем музейном пространстве Кремля. При этом постройка была закрыта для посещений. Памятник реставрировался в середине 1950-х и в конце 1970-х годов.

Храм-колокольня был формально передан Русской Православной Церкви в начале 1990-х годов, но богослужения не совершались. В 2008 году, после 90-летнего перерыва, в отреставрированную кремлёвскую колокольню вновь допустили посетителей. В декабре того же года было объявлено об открытии музея в колокольне, и вскоре здесь расположился музей истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно, по состоянию на 2017 год, Ивановский храм-колокольня числился действующей церковью в составе Центрального благочиния Московской (городской) епархии [12].

Колокольня Иван Великий
Колокольня Иван Великий

Архитектура

Бон Фрязин создал уникальное сооружение, отличающееся большим запасом прочности несущих конструкций, которые поныне обеспечивают сохранность здания. Видимо, именно характер грунта и задачи строительства беспрецедентного для Москвы того времени высотного сооружения определили особенности фундамента, сложенного на сплошном свайном поле (на сваях разной длины, забитых практически вплотную друг к другу), выше его — ступенчатый белокаменный стилобат. На нем из кирпича был возведен восьмерик первого яруса, состоящий из двух этажей, на нижнем из которых разместился храм. Толщина стен достигает пяти метров. Входили в церковь-колокольню с запада, через небольшой, но высокий притвор, перекрытый крестовым сводом (не сохранился), который опирался на белокаменные импосты (впоследствии стёсаны, в настоящее время один восстановлен). Из притвора открывался вход в храм, а также на две внутристенные лестницы: прямую северную и винтовую южную.

В целом план церкви следует известному в архитектуре Ренессанса типу храма-октаконха, но содержит значительные модификации. Из-за необходимости устроить притвор, а также из-за наличия двух лестниц, проходящих в толще стен восьмерика, архитектор отказался от трёх экседр, сделав три стороны западной части восьмерика прямыми. Он также упразднил окно в северной экседре, так что храм освещается только четырьмя окнами. Конструкция оконных проемов необычна и определена, с одной стороны, огромной толщиной стен, а с другой — высотой конх над экседрами. Световой проём, прорезанный в стене экседры, значительно ниже соответствующего ему проёма в наружной стене восьмерика. Из-за этого образовался крутой по подъему и длинный подоконный откос, а свод ниши окна значительно выше светового проёма, прорезанного в стене экседры. Наос храма перекрыт восьмигранным сводом, у основания которого проходит белокаменный карниз, а в вершине установлена белокаменная розетка.

Нижний восьмерик был предназначен не только для размещения храма, но и для оборудования первого яруса звона с массивными колоколами. При размере церкви, ограниченном архитектурной целесообразностью, и при необходимости поднять тяжёлые колокола на значительную высоту возникала задача уменьшения массы кладки и ее давления на своды церкви. Поэтому архитектор создал промежуточный этаж между храмом и площадкой звона. Он устроил центрическое восьмигранное помещение, располагающееся непосредственно над храмом. С ним сообщаются три камеры, призванные освободить от тяжести кладки своды притвора и прямой лестницы. Все помещения могли иметь при этом и хозяйственное назначение. Войти на промежуточный этаж можно с площадки прямой лестницы, которая предположительно предназначалась для подъёма сундуков с казной в случае пожара Кремля. Далее по этой же лестнице можно попасть на уровень первого яруса звона, куда с первого этажа напрямую вела вторая, винтовая лестница. Для устройства площадки звона архитектор почти вдвое (до 2,5 метров) сузил стены восьмигранного столба. Снаружи столба была устроена крытая галерея, пилоны которой были соединены арочными перемычками. Между пилонами были повешены колокола.

Второй ярус столба, который условно можно назвать средним восьмериком, значительно у́же нижнего, за счёт чего над сводами галереи первого яруса звона образовалось свободное гульбище. Бо́льшая часть среднего восьмерика, самой высокой части столба, представляет из себя постамент для расположенного в его верхней части, на высоте более 40 м от земли, второго яруса звона. Для облегчения веса конструкции и увеличения устойчивости архитектор создал внутри пустое пространство почти на всю высоту восьмерика. Оно не имеет самостоятельного назначения и выполняет только конструктивную функцию. Подъём с первого яруса звона на второй осуществляется по внутристенной винтовой лестнице. Для устройства второго яруса звона стены восьмерика были прорезаны арками, в которых висели колокола. В центре площадки второго яруса звона, окруженной арками, соединяющими пилоны, возведен каменный столб, внутри его — каменная винтовая лестница на верхний ярус звона, где располагаются зазвонные, самые мелкие, колокола. На уровне верхнего яруса звона для уменьшения веса толщина стен сокращена до 80 см, за счет чего над вторым ярусом звона, как и над первым, образовалось гульбище, на сей раз декоративное. Таким образом, постепенно уменьшая толщину стен и облегчая их за счёт полых камер, архитектор создал сооружение, отличающееся, несмотря на высоту, особой прочностью и устойчивостью.

Годуновская надстройка завершающая храм-колокольню представляет собой кирпичный цилиндр, не перекрытый сводом. При его возведении над ребрами нижнего восьмерика были устроены «тромпы», образованные напуском кирпича. Снаружи барабан разделен на 3 яруса; их пропорции характерны для русских сооружений конца XVI века. Основание декорировано ложными кокошниками с увеличенными килями, между которыми поставлены щипцы: вся композиция имитирует два ряда кокошников — аллюзию на распространенный в это время тип покрытия храма. На этом основании поставлен гладкий фуст барабана, прорезанный восемью щелевидными прямоугольными окнами, с профилированными наличниками, завершенными фронтонами. На карнизе помещена разделённая каменными валиками храмозданная надпись, состоящая из трёх регистров золотом на синем фоне, которая гласит:

Извалением Святыя Троицы, повелением великого государя, царя и великого князя Бориса Феодоровича, всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича великого князя Феодора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 года.

Согласно реставрационному исследованию, белокаменные жгуты, разделяющие ряды текста, были первоначально позолочены. Венчающая колокольню золочёная луковичная глава — одна из первых подобных глав на каркасе в русской архитектуре. Крест на главе составлен из нескольких железных полос и обит медными позолоченными листами.

Декор храма-колокольни призван подчеркнуть логику построения объема, прежде всего ярусность общей композиции. Аркатура на кронштейнах, помещенная под карнизом, который отмечает основание нижнего яруса звона, — типичный элемент романской архитектуры. При этом карниз совмещает готицизирующие элементы (трёхлопастные арки) и классицистические (сухарики, капельки и овообразные детали). Более упрощённые карнизы подчеркивают другие горизонтальные членения столпа (трёхлопастные арки и сухарики).

Источники и особенности

Несмотря на отсутствие прямых аналогий, церковь Иоанна Лествичника вписывается в ряд итальянских колоколен. Так, в Италии повсеместно была распространена традиция строительства высоких подколоколенных сооружений, поднимающих ярусы звона на значительную высоту. В XII-XV веках в различных областях Италии строились восьмигранные столпообразные сооружения. Также во многих итальянских кампанилах используется приём уменьшения диаметра верхних частей столпа по сравнению с нижними, в основном на уровне верхнего яруса звона. Образовавшаяся площадка часто служит обходной арочной галереей на столбах или колоннах, окружающей верхний восьмерик или цилиндр (ср. восьмигранную колокольню при церкви Сан-Никола в Пизе, XII-XIII вв.).

Аналогии с храмом-колокольней Иоанна Лествичника обнаруживаются в рисунках архитектурных трактатов Кватроченто. Примером может служить столпообразное сооружение с капеллой в одном из нижних ярусов и с колоколом в верхнем в «Трактате об архитектуре» Филарете (1460-1464 годы) [13]. Архитектурный замысел, изложенный Филарете, совпадает с принципом соединения храмовой и подколоколенной функций, существовавшим в русской традиции.

Мотивы декора, использованные Боном Фрязином, обнаруживают параллели в постройках Виченцы, Монтаньяны, Болоньи и Феррары, а также городов области Абруцци: Терамо, Атри, Кампли, Коррополи, Кьети. Общий подход к декорации также находит аналогии в итальянских кампанилах (ср. колокольню при церкви Сан-Готтардо ин Корте в Милане, 1330-1336).

При этом, композиция Ивановской колокольни имеет ряд особенностей, отличающих ее от аналогичных итальянских зданий: во-первых, это редкое для Италии соединение подколоколенной и храмовой функций в одном сооружении; во-вторых, это система внутристенных лестниц и помещений внутри столпа; в-третьих, это акцентированная ступенчатость всей композиции — редкая, но встречающаяся в построении башен над средокрестием в соборах, напримпер в Ломбардии. В итоге Бон Фрязин создал тип сооружения, не существовавший до этого ни в русской, ни в итальянской архитектуре. Осуществив свой проект, архитектор вышел за границы местной традиции, найдя принципиально иные формы сочетания здания церкви с подколоколенным сооружением.

Документы, литература

  • Времянник, еже нарицается летописец Российских князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася: Вкратце написано, Тр. Вятской УАК, 1905, вып. 2, отд. 2, с. 46.
  • Дмитриевский А. А., Архиеп. Елассонский Арсений и его мемуары из рус. истории, К., 1899, с. 96-97.
  • РИБ, т. 13.
  • Временник Ивана Тимофеева (подгот. к печ., пер. и коммент.: О. А. Державина), М.; Л., 1951, с. 72.
  • Яковлева О. А., Пискаревский летописец, Мат-лы по истории СССР, М., 1955, т. 2: Док-ты по истории XV-XVII вв., с. 7-144.
  • Максимович Л. М., Путеводитель к древностям и достопамятностям московским, М., 1792, ч. 1, с. 274.
  • Отечественные записки, 1821, № 18.
  • «Прогулка по Кремлю: Иван Великий», Отечественные записки, 1822, ч. 10, № 25, с. 235-257.
  • «Замечания о Иване Великом», Отечественные записки, 1822, ч. 11, № 27, с. 126-131.
  • Свиньин П. П., Картины России и быт разноплеменных ее народов: Из путешествий, СПб., 1839, ч. 1, с. 31-35.
  • Горчаков Н. Д., «Колокольня Иван Великий в Москве», Моск. ГВ, 1841, № 12, с. 127.
  • Снегирёв И. М., Памятники моск. древности, М., 1842-1845, с. 6.
  • Рихтер Ф. Ф., Памятники древнего рус. зодчества, М., 1850, табл. L.
  • Розанов Н., История московского епархиального управления, М., 1871, ч. 3, кн. 2.
  • Истомин Г. И., Ивановская колокольня в Москве, М., 1893.
  • Платонов, Путеводитель: Москва и окрестности, М., 1896.
  • Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905.
  • Кондратьев И. К., Московский Кремль, святыни и достопамятности, М., 1910, с. 102-105, 61.
  • Красовский М. В., Очерк истории моск. периода древнерус. церк. зодчества (от основания Москвы до кон. 1-й четв. XVIII в.), М., 1911, с. 233.
  • Скворцов Н. А., Археология и топография Москвы, М., 1913, с. 337-346.
  • Нестор (Анисимов), еп. Камчатский, Расстрел Московского Кремля, М., 1917, с. 19.
  • По Москве [под ред. Н. А. Гейнике и др.], М., 1917, с. 176.
  • Мордвинов А. Г., «Колокольня Ивана Великого», Академия архитектуры, 1935, № 5, с. 32-37.
  • Александровский М. И., Иван Великий (рукопись), 1936, ОПИ ГИМ, ф. 465, ед. хр. 12.
  • Рзянин М. И., «Иван Великий», Памятники рус. архитектуры IX-XIX вв.: Кат. выст., М., 1946, с. 7-8.
  • Ильин М. А., «Проект перестройки центра Моск. Кремля при Борисе Годунове», Сообщ. Ин-та истории искусств, М.; Л., 1951, вып. 1, с. 82-83.
  • Михайлов А. И., Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, М., 1963.
  • Иванов В., Московский Кремль, М., 1971.
  • Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв., М., 1973.
  • Цветаева А., «Сказ о звонаре московском», Москва, 1977, № 7, с. 143.
  • Ильин М., Моисеева Т., Москва и Подмосковье, М., 1979, с. 428-429.
  • Бондаренко И. А., «Первоначальный облик Ивана Великого», Строительство и архитектура Москвы, 1980, № 8, с. 26-27.
  • Бондаренко И. А., «К вопросу о «лествичном» построении ц. Иоанна Лествичника в Моск. Кремле», Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед., М., 1995, вып. 2, с. 110.
  • Ильенкова Н. В., «Колокольня Ивана Великого в Моск. Кремле: Исслед.», Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13, М., 1981, с. 77.
  • Карамзин Н. М., Записки старого московского жителя, М., 1988, с. 313.
  • Малиновский А. Ф., Обозрение Москвы, М., 1992, с. 42-43.
  • Кавельмахер В. В., Панова Т. Д., «Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля», Культура средневек. Москвы, XIV-XVII вв., М., 1995, с. 66-81.
  • Подъяпольский С. С., «О первоначальном виде столпа Ивана Великого», Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед., М., 1995, вып. 2, с. 100-101.
  • Подъяпольский С. С., Историко-архит. исследования, М., 2006.
  • Баталов А. Л., Московское каменное зодчество кон. XVI в., М., 1996.
  • Балашова Т. В., «Колокольня Ивана Великого в восприятии современников на рубеже XIX-XX вв.», К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, с. 59-61.
  • Петров Д. А., «О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого», К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, с. 80-82.

Использованные материалы

  • Баталов А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24:
    • http://www.pravenc.ru/text/577898.html
    • http://ivan-the-great-bell-tower.kreml.ru/history/view/tserk. iy/ — «ЦЕРКОВЬ-КОЛОКОЛЬНЯ «ИВАН ВЕЛИКИЙ»»
    • http://ivan-the-great-bell-tower.kreml.ru/history/view/kolok. kh/ — ««ИВАН ВЕЛИКИЙ» В XVIII–XIX ВЕКАХ»
    • http://temples.ru/card.php?ID=1936

    [1] Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на Рогожский летописец, ПСРЛ, т. 15, вып. 1, стб. 45.

    [2] Предположение высказано И. Е. Забелиным. См. Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905, с. 74.

    [3] Предположение высказано И. Е. Забелиным. См. Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905, с. 75-76.

    [4] Предположение высказано А. Ф. Малиновским. См. Малиновский А. Ф., Обозрение Москвы, М., 1992, с. 42-43.

    [5] Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на Симеоновскую летопись, ПСРЛ, т. 18, с. 95.

    [6] Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на ПСРЛ, т. 12, с. 157.

    [7] Кавельмахер В. В., Панова Т. Д., «Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля», Культура средневековой Москвы, XIV-XVII вв., М., 1995, с. 77.

    [8] Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на ПСРЛ, т. 12, с. 258-259.

    [9] Бондаренко И. А., «Реконструкция Соборной площади Моск. Кремля в кон. XV — нач. XVI в. и творческий метод итал. мастеров», Архит. наследство, М., 1995, вып. 38, с. 210-211.

    [10] Петров Д. А., «О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого», К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, сс. 80-82.

    [11] Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на пуб. Яковлевой О. А., Пискаревский летописец, Мат-лы по истории СССР, М., 1955, т. 2: Док-ты по истории XV-XVII вв., с. 202.

    [12] Профиль храма на официальном сайте Центрального благочиния Московской епархии, http://centralnoe-blagochinie.ru/temples/detail.php?ID=400

    [13] Петров Д. А., «О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого», К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, с. 81.

    Редакция текста от: 07.01.2021 18:56:35

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    «КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО» еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google
    в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
    в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *