Что находится в эрмитаже в санкт петербурге
Перейти к содержимому

Что находится в эрмитаже в санкт петербурге

  • автор:

Залы Эрмитажа: описание и фото

Культовый художественный музей Санкт-Петербурга располагает огромными галереями с парадными интерьерами, уникальными экспозициями и редкими произведениями искусства. Поэтому Эрмитаж входит в список самых популярных художественных музеев в мире, а также признан одной из главных гордостей России.

Зарегистрируйтесь и получите скидку 5% на любую экскурсию

Отправляя форму, я соглашаюсь с Условиями использования сайта и даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных

Музейный комплекс включает 5 филиалов, расположенных на Дворцовой набережной. Это Зимний дворец, Эрмитажный театр, здания Большого, Малого и Нового Эрмитажа. Все перечисленные объекты признаны памятниками русской архитектуры 18-19 века. В них вы найдете более 3 миллионов картин, скульптур, предметов прикладного искусства и археологических находок.

Разумеется, одного посещения, чтобы увидеть все достояния музея, не хватит. Поэтому рекомендуем вам обратить внимание на самые интересные залы музея.

Сколько залов в Эрмитаже

Официально в Эрмитаже насчитывается 365 помещений с экспозициями. Однако их количество может меняться после реставрации или перенесения временных выставок.

Список самых красивых и известных залов Малого Эрмитажа

Павильонный зал

В этом помещении вы не найдете точеных статуй и полотен, однако его интерьер впечатляет своей роскошью и изяществом. Создал такую красоту архитектор Андрей Штакеншнейдер в 19 веке. В оформлении пространства сочетаются античная, мавританская и ренессансная стилистики. Белоснежные колонны, ажурные позолоченные решетки, арки, огромные хрустальные люстры создают здесь атмосферу восточного дворца.

Каждый уголок и элемент Павильонного зала представляет собой отдельную экспозицию. Здесь вы увидите искусно выполненные фонтаны-раковины, копии Бахчисарайского фонтана слез в Крыму, медальоны с расписными вставками. Прогуливаясь по выставке, не забудьте посмотреть вниз. Пол покоев украшен мозаикой, которая была найдена в Риме. На нем изображена голова горгоны Медузы и разные сцены из греческой мифологии. Подчеркивают красоту помещения мраморные статуи и столешницы, задекорированные мозаикой, – творения мастеров 19 века.

Самый драгоценный экспонат Павильонного зала — механические часы «Павлин». Их в свое время князь Потемкин подарил Екатерине Второй. Они изготовлены в виде скульптурной композиции, состоящей из ствола дерева с циферблатом и сидящих на ветвях животных и птиц. Раз в неделю в музее заводят часы, и в это время посетители могут увидеть их в действии.

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля Эрмитаж

Великолепный ансамбль , в котором сочетается тонкость архитектуры, богатство живописи и скульптуры. Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески.

Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому. Благодаря последовательности мастеров вы сможете насладиться красотой картин и прочитать главные библейские мотивы, начинающиеся с истории Адама и Евы. Отдельные рельефы галереи оформлены диковинными рисунками животных и людей, выполненных стиле гротеск.

Основные залы Зимнего дворца

Гербовый зал

Один из самых просторных и величественных залов. Холл был оформлен по задумке Василия Стасова в 1839 году для проведения для торжественных вечеров. Об этом свидетельствуют огромные люстры, золотистые колонны и арочные окна, украшающие покои. Сегодня здесь размещается собрание западно-европейского серебра, в частности работы мастеров Франции, датируемые 18 веком. Наиболее интересным образцом стал сервис Тома Жермена, принадлежавший императрице Елизавете Петровне. В витринах выставки также можно увидеть немецкую посуду из серебра.

Александровский зал

Элементы интерьера Александровского зала

Этот просторный холл посвящен памяти Александра Первого и комбинирует в себе элементы готики с классицизмом. Высокие белоснежно-голубые потолки, арки, украшенные лепниной, люстры, массивные колонны вместе напоминают атмосферу храма. В северной части покоев вы увидите величественный портрет императора.

На стенах Александровского зала размещаются 24 медальона, рассказывающих о важных этапах Отечественной войны. В темно-синих витринах представлена экспозиция западноевропейского серебра, датируемого 17-18 веком.

Малахитовая гостиная

Еще одно творение Александра Брюллова, созданное в 1837 году на месте Яшмовой гостиной. Благодаря оформлению из драгоценных камней это небольшое помещение признано самым ценным в корпусе.

Основные акценты в оформлении принадлежат малахитовым колоннам, пилястрам и двум каминам. Из камня также выполнены многие другие экспонаты: столешницы, тумбочки, вазы. Стены отделаны мрамором, потолок украшен позолоченным узором, который копирует рисунок на полу. Контраста и торжественности залу придают малиновые шторы, а также ткань на стульях. Среди экспонатов самыми старинными считаются высокий вазон из малахита и мебель, сохранившаяся после пожара.

Гостиная Марии Александровны

Совсем небольшая по площади комната отличается роскошью убранства. Ее оформление было спроектировано архитектором Гаральдом Боссе, а стиль определяется как рококо. Отличительной чертой покоев являются тонкие витиеватые орнаменты. Они украшают каждый уголок пространства. Они выполнены из позолоченного резного дерева и металла, а их обилие и тонкость изгибов делают пространство живым и очень нарядным. Особой торжественности придает шелковая отделка красного цвета, украшающая стены, стулья, окна и двери. Зеркала на стенах и потолке создают необычную световую игру. А завершают роскошную композицию скульптурные элементы и картины.

Гостиная Марии Александровны

Этот холл занимает первые места в списке самых роскошных уголков музея. Еще одно название помещения — личная гостиная Марии Александровны, жены императора Александра Второго. Его интерьер создавал известный архитектор Александр Брюллов.

Атмосфера комнаты полностью соответствует своему названию. Стены, пол и поток буквально блистают позолотой. По периметру покоев располагаются небольшие витрины в форме пирамид. Здесь можно посмотреть французские и итальянские ювелирные изделия. Стены и потолок холла украшены тонкой узорчатой резьбой и расписными орнаментами. Дополняют композицию тяжелые шторы, хрустальные люстры и золотистые двери.

От экскурсовода вы узнаете, что Золотая гостиная стала местом, где император Александр Третий впервые принял важные решения о государственных реформах.

Концертный зал

За историю существования он был трижды изменен и свой окончательный вид приобрел в 1837 году. В богатстве скульптурной отделки этому залу нет равных. Вторые ярусы его стен украшены статуями богинь и античных муз. Скульптурные композиции плавно соединяются с потолком, что придает пространству дополнительного объема. Кроме роскошного оформления здесь можно увидеть богатую коллекцию русского серебра 17 – 20 века. Самым ценным экспонатом считается серебряная рака Александра Невского, изготовленная из 1, 5 тонн благородного металла.

Белый зал

Располагается в юго-западной части Зимнего дворца. Холл был создан из трех гостиных и должен был стать местом празднования свадьбы Александра Второго. Своим оформлением зал ничуть не расходится с названием. Его белые стены задекорированы колоннами, которые венчают скульптуры женских фигур. Они символизируют различные виды искусства. Ампирную стилистику зала подчеркивают барельефные фигуры, изображающие богов Олимпа, а также изящные арочные проемы.

Сегодня в Белом зале выставлена экспозиция французской живописи 18 века, коллекция фарфора и предметы мебели в стиле классицизма.

Залы Нового Эрмитажа

Залы, посвященные Древнему Египту

Египетский зал Эрмитажа

Любителям египетской культуры точно стоит заглянуть на выставку Зимнего дворца, а также посетить холл № 100, расположенный на первом этаже Нового Эрмитажа. Именно здесь вы найдете экспонаты, принадлежащее разным историческим периодам Древнего Египта.

На экспозиции вы увидите, как развивалась культура в Египте от возникновения до исчезновения Среднего царства. В одном помещении собрана крупная коллекция скульптуры, саркофагов и предметов быта. В другом вы найдете папирусы, тексты из Книги Мертвых, амулеты со скарабеями, украшения, различные произведения художественного ремесла.

В список самых ценных предметов Египетских залов входит статуя Аменемхета Третьего, изображающая сидящего на троне фараона. Еще один великолепный экспонат — скульптура богини Сехмет. Это гранитная фигура женщины с львиной головой, являющаяся одним их самых древних египетских памятников.

Вокруг гранитной статуи Сехмет не один год ходят поверья. Работники музея сообщают, что время от времени на ее коленях видно кровь, а точнее красно-оранжевый влажный налет. Чаще всего он появляется перед катастрофами или трагическими событиями.

Залы с памятниками Греции и Рима

Зал с памятниками Греции и Рима Эрмитаж

Огромная часть достопримечательностей Нового Эрмитажа, 100-131 помещения, посвящена культуре античности. Здесь вы увидите не только экспонаты, принадлежащие римской и греческой культуре, но и стильный античный интерьер, добавляющий яркости атмосфере.

Каждое помещение заслуживает отдельного просмотра и представляет художественную коллекцию, принадлежащую к конкретному периоду истории. Например, в холле № 128 вы увидите большую Колыванскую вазу, достигающую 5 метров в высоту и 3 метров в ширину. Выставка № 130 впечатляет посетителей огромными росписями в греческо-египетском стиле, собранием амфор, ваз, статуй.

В помещениях № 107- 110 располагается собрание скульптур богов и атлантов. Самыми грандиозными считаются огромная статуя Юпитера, «Венера Таврическая», «Амур и Психея», «гибель Адониса», скульптура «Муза трагедии». 109 холл посвящен богу вина Дионису. Его стены окрашены в виноградные тона, контрастно подчеркивающие белоснежные скульптуры. Также рекомендуем посетить помещения № 111 – 114. В них размещаются античные вазы всевозможных форм и размеров. Доминантой выставки считается статуя «Отдыхающего Сатира» — копия известного шедевра Праксителя. Еще одно интересное помещение — № 121, где находится коллекция камней.

Рыцарский зал

Рыцарский зал

Располагает огромной коллекцией оружия, охватывающей более 15 тысяч предметов. Здесь можно увидеть турнирные доспехи, мечи, шпаги, охотничье, а также огнестрельное вооружение.

Главным украшением зала считается выставка фигур рыцарей в доспехах на конях. Эффектность экспонатов подчеркнута огромными картинами с изображением военных действий.

Малый и Большой Итальянский просветы

Галерея Малого просвета охватывает 29 залов, в которых выставляются картины итальянских художников с 13 по 18 век. В Большом просвете основной акцент сделан на предметах мебели и декора. Здесь вы увидите малахитовые вазы, стулья, фойе. Все комнаты с произведениями искусства задекорированы лепниной и позолоченной росписью.

Залы Большого Эрмитажа

Зал Тициана

Находится помещение, которое предназначалось для знатных императорских гостей, на втором этаже. Его роскошный интерьер дополнен работами Тициана, известного творца эпохи Возрождения. Среди самых известных картин вы найдете «Святой Себастьян», «Кающаяся Магдалина» и «Даная».

Зал Леонардо да Винчи

Одно из самых популярных мест Большого Эрмитажа. Здесь вы найдете два легендарных шедевра знаменитого художника. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Лита». Значимость произведений искусства подчеркнута яшмовыми колоннами, вставками из лазурита, живописными панно и плафонами.

Если вы желаете посетить Эрмитаж и не потратить время на очереди, рекомендуем заказать входной билет на сайте «Спутник». На выбор также представлены и экскурсии разных форматов по Санкт-Петербургу.

Путешественник со стажем. Любит получать новые впечатления и рассказывать о них.

Главные места Эрмитажа: что посмотреть в первую очередь

Чтобы осмотреть все, что находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вы потратите около 10 лет! Здесь и коллекции российской и западноевропейской живописи, и скульптуры, и предметы искусства, быта, и археологические памятники древнего Востока, Египта, Греции и Рима, драгоценности, Оружейная палата, аутентичные и воссозданные дворцовые интерьеры и многое другое.

Главными шедеврами Эрмитажа считаются «Мадонна Литта» Да Винчи и «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко и «Юноша с лютней» Караваджо, «Даная» Рембрандта и «Танец» Анри Матисса; здесь выставляются работы Ренуара, Пикассо, Моне, Рафаэля, Микеланджело, Веласкеса, Рубенса и многих других великих авторов. Всего же в коллекции музея находится более 3 миллионов экземпляров произведений искусства.

Что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь

Что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь

Самый большой, величайший, лучший — всё это об Эрмитаже. Вы можете пропустить разводку мостов и даже не поехать в Ораниенбаум, но отсутствие этого музейного комплекса в вашем экскурсионном маршруте по культурной столице будет досадным упущением. Расскажем, в чем уникальность этого музея, как в него попасть и что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь, приведем рекомендации и факты, о которых вы не знали.

Причины для посещения

Зимний дворец — бывшая резиденция многих великих царей и цариц. Коллекция музейного комплекса, в который входит и Зимний дворец, состоит примерно из трех миллионов экспонатов, размещенных в 365 залах.

Почему необходимо посетить Эрмитаж хотя бы раз в жизни:

    • Здесь собрана огромная коллекция произведений изобразительного и прикладного искусства, предметов старины, оружия от каменного века до наших дней.
    • Интерьеры как отдельное произведение искусства. В Зимнем дворце вы прогуляетесь по бальным залам и жилым комнатам царской семьи, рассмотрите великолепную лепнину и роспись.
    • Можно сделать красивые фотографии на фоне полотен Рафаэля, Микеланджело, Клода Моне и других художников.
    • Хороший вариант интересно и с пользой провести полдня или целый день в дождливую погоду в Санкт-Петербурге.

    Обзорная автобусная экскурсия по Санкт-Петербургу фото

    Обзорная автобусная экскурсия по Санкт-Петербургу
    Автобусная экскурсия по основным достопримечательностям Санкт-Петербурга

    • Санкт-Петербург
    • ул. Думская, 2
    • 1 час 30 минут 57 818

    800 руб.
    Забронировать
    Ближайшая сегодня в 11:00

    Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу с посещением Эрмитажа фото

    Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу с посещением Эрмитажа
    Обзорная автобусная экскурсия по Санкт-Петербурга с посещением Государственного Эрмитажа

    • Санкт-Петербург
    • ул. Думская, 2
    • 3 часа 32 679

    1 500 руб.
    Забронировать
    Ближайшая сегодня в 11:00

    Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу с посещением Кунсткамеры фото

    Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу с посещением Кунсткамеры
    Обзорная автобусная экскурсия по Санкт-Петербурга с посещением музея антропологии и этнографии РАН

    • Санкт-Петербург
    • ул. Думская, 2
    • 3 часа 20 213

    1 400 руб.
    Забронировать
    Ближайшая завтра в 11:00

    Обзорная экскурсия по СПб + дворец Великого князя Владимира фото

    Обзорная экскурсия по СПб + дворец Великого князя Владимира
    Автобусная экскурсия по городу с посещением последнего Императорского дворца

    • Санкт-Петербург
    • м. Гостиный двор
    • 2 часа 30 минут 4 057

    1 300 руб.
    Ближайшая дата не определена

    Государственный Эрмитаж - виртуальный тур фото

    Государственный Эрмитаж — виртуальный тур
    Бесплатная виртуальная экскурсия по залам Государственного эрмитажа

    • Сидим дома
    • 5 часов 34 437

    «Петербург на ладони» - пешеходная экскурсия фото

    «Петербург на ладони» — пешеходная экскурсия
    Обзорная экскурсии по Петербургу с посещением музея-макета Петербурга и пригородов XVIII века

    • Санкт-Петербург
    • наб. канала Грибоедова, 4
    • 2 часа 30 минут 6 492

    1 500 руб.
    Ближайшая дата не определена

    Как добраться

    Главный музейный комплекс расположен по адресу: Дворцовая площадь, д. 2.

    Выйдя из метро «Адмиралтейская», совершите небольшую прогулку через Малую Морскую улицу до Невского проспекта, а по нему — до Дворцового проезда.

    В главный вход музея можно попасть с площади. Вам нужно пройти через ворота, чтобы оказаться во дворе. Длинная очередь — ориентир расположения касс.

    Подробная информация для посетителей доступна на официальном сайте.

    Здания и вход

    Музейный комплекс включает шесть зданий, связанных между собой. Основная экспозиционная часть представлена в пяти зданиях, что расположились вдоль набережной. Главное среди них — Зимний дворец, который обычно изображают на открытках.

    Что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь

    Вход в Эрмитаж с Дворцовой площади

    Время работы

    Главный музейный комплекс открыт со вторника по воскресенье, с 12:00 до 21:00. Выходные: каждый понедельник, 1 января, 9 мая.

    Совет: поток посетителей становится меньше примерно в 16:00. Для беглого осмотра без углубленного изучения каждого объекта двух-трех часов вполне достаточно.

    Билеты в Эрмитаж

    Очереди в кассы, особенно в летнее время могут шокировать. Поэтому гораздо удобнее купить электронный билет на сайте музея. Подробнее о ценах на билеты и льготах можно узнать на официальном сайте.

    Советы и правила посещения Эрмитажа

    Прежде чем рассказать, что можно увидеть в музее, и назвать самые интересные залы Эрмитажа, поговорим о правилах посещения и дадим полезные советы:

      • Лучше покупать билеты онлайн — так вы сэкономите до нескольких часов. Вы спросите: «Почему длинная очередь в кассы, если есть такая приятная опция?» В очереди стоят граждане, которые имеют право купить билет по сниженной цене, что невозможно сделать через интернет.
      • В Эрмитаже запущен очень полезный софт — планировщик маршрута. Воспользуйтесь им, чтобы составить личную коллекцию и получить собственный маршрут.
      • Музей предлагает бесплатный доступ Wi-Fi при регистрации по SMS и аудиогид для iPhone.

      Многие туристы интересуются, можно ли фотографировать экспонаты музея. Новые правила посещения разрешают любительскую фото- и видеосъемку без вспышки. При этом фото и видео на временных выставках запрещены.

      Этажи

      Среди крупнейших музеев мира Эрмитаж, пожалуй, самый запутанный. В переходах между несколькими сотнями комнат, расположенных на трех этажах пяти соединенных между собой зданий, легко заблудиться. Многие из них закрыты или используются как офисы, что создает путаницу, а коридоры здесь буквально километровые. Так что самый простой способ познакомиться с экспонатами — исследовать музей этаж за этажом. Однако какой бы подход вы ни выбрали, в какой-то момент вы обязательно заблудитесь — воспринимайте это как небольшое приключение.

      Маршрут по залам Эрмитажа начните с первого этажа.

      Первый этаж: самое интересное в Эрмитаже

      Здесь вы найдете экспонаты и предметы, относящиеся к древним восточным цивилизациям, включая ассирийцев и вавилонян, а также залы, посвященные Древнему Египту, и залы с греческими и римскими древностями.

      Самые впечатляющие — зал Юпитера, зал 107, Двадцатиколонный зал, зал 130, разделенные на три части двумя рядами монолитных колонн из серого гранита с мраморными мозаичными полами.

      Второй этаж

      Поднимаясь на второй этаж, обратите внимание на величественное творение XVIII века — лестницу из мрамора, гранита и золота. Среди других локаций на этаже — Малахитовая комната с экспонатами в виде личных вещей императорской семьи. На этом этаже также много произведений русского и европейского искусства и Рыцарский зал.

      Третий этаж

      На верхнем этаже вы увидите огромную коллекцию азиатского и восточного искусства. Ценителям живописи будут интересны образцы европейского изобразительного искусства — картины немецких, французских, бельгийских художников. Интересна и экспозиция «Музей российской гвардии», включающая предметы обмундирования, военное оружие и другие реликвии. Здесь находится один из мундиров Петра Великого.

      Что посмотреть в Эрмитаже в первый раз

      В первую очередь посетите:

        • Зимний дворец с лестницей из белого мрамора, парадными залами на пути к Тронному залу, портретами российских военачальников времен Великой Отечественной войны.
        • Галерею, в которой собраны предметы европейской школы живописи от Средневековья до ХХ века, в том числе работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Эль Греко, Рембрандта, Рубенса и многих других всемирно известных художников.
        • Рыцарский зал. Здесь представлены мечи, щиты, доспехи, шлемы. Большинство предметов относятся к XV–XVI векам. Этот зал очень любят дети.
        • Залы античного искусства. В них находятся статуи греческих и римских богов, керамическая посуда. Тема Античности продолжается в залах Японии, Китая и Египта.

        Интересные факты

        Трудно сказать, сколько нужно времени, чтобы обойти весь Эрмитаж. Чтобы уделить минуту каждому экспонату, вам потребуется более 10 лет без сна, еды и отдыха. В музее около трех миллионов экспонатов, среди которых почти 17 тысяч картин.

          • Название музея происходит от французского слова ermitage — «жилище отшельника».
          • Первоначально коллекцию искусства начала пополнять российская императрица Екатерина II.
          • В Эрмитаже есть отдельный зал, посвященный Рембрандту, где представлены 24 картины голландского художника. Это крупнейшая коллекция за пределами Нидерландов.
          • В 1837 году пожар уничтожил бо́льшую часть залов Зимнего дворца и испортил фасад здания. Пожар возник из-за ошибок при строительстве Малого тронного зала.
          • Фасад Зимнего дворца перекрашивали в разные цвета, например в красный и розовый. Первоначально дворец был бледно-зеленым.
          • Хранилище музея стерегут несколько десятков кошек, которым, к сожалению, не разрешают посещать залы и галереи. Хотя, конечно, иногда они проникают в запретные зоны, часто их можно увидеть у входа.

          20 самых красивых залов Эрмитажа

          20 самых красивых залов Эрмитажа

          Золото, мрамор и другие сокровища дворцовых интерьеров

          Главный музей Санкт-Петербурга (да и страны в целом) входит в десятку самых посещаемых в мире. Его открыли в Зимнем дворце 1764 году, ещё при Екатерине II. Сегодня музейный комплекс состоит из шести зданий, а в коллекции Эрмитажа около трёх миллионов экспонатов. Чтобы пройти всё и изучить экспозицию, нужно очень много времени. Рекомендуем 20 самых впечатляющих залов музея, которые стоит увидеть в первую очередь.

          Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

          Дарья Коренная петербурженка, проводит как исторические квесты, так и классические экскурсии. А ещё умеет работать с детьми, всегда рада показать город самым маленьким гостям!

          Татьяна Считает Петербург неиссякаемым источником вдохновения и величайшим памятником человеческому мастерству и воле.

          Татьяна Гид высшей категории: рассказывает о сложных исторических понятиях простым, современным и актуальным языком. Осторожно! Влюбляю в Петербург.

          Сколько всего залов в Эрмитаже

          В дворцовом комплексе на набережной Невы открыто 365 комнат. Во время реставрации некоторых из них и переноса временных выставок число залов периодически меняется. Переходы между корпусами незаметны, поэтому путешествовать по Эрмитажу очень удобно.

          Залы Зимнего дворца: Лоджии Рафаэля

          Залы Зимнего дворца

          Бывшая императорская резиденция на Дворцовой площади образует единый архитектурный ансамбль длиной в несколько сот метров. В роскошных залах Зимнего дворца сегодня представлена основная экспозиция музея, которую ежегодно приезжают увидеть около пяти миллионов человек не только из России, но и со всего мира.

          Посольская лестница

          Это не зал, но пройти мимо неё точно не получится — вход в музей начинается именно здесь. По этой лестнице иностранные послы поднимались на аудиенцию к императору, именно поэтому её и назвали Посольской.

          Императорская семья спускалась по ней в праздник Крещения Господня к Неве для традиционных купаний в проруби — иордани. Именно поэтому лестница получила свое второе название — Иорданская.

          Первоначально она была деревянной, но не дожила до наших дней из-за пожара 1837 года. После реставрационных работ, которыми руководил архитектор В. Стасов, в интерьере появились новые элементы в стиле барокко: белая балюстрада из каррарского мрамора, статуи, скульптуры из алебастра, гранитные колонны. При оформлении лестничного пространства использовали белый цвет и позолоту.

          Интерьерные лайфхаки

          У лестницы свои секреты. Например, она имеет очень низкие ступени, чтобы дамам в пышных и тяжёлых платьях было удобно по ней подниматься. А ещё окна здесь специально отражаются в зеркалах, визуально расширяя и без того немаленькое пространство.

          Дарья, гид в Санкт-Петербурге
          Заказчик не оценил

          Елизавета Петровна (заказчица проекта) безумно любила дворцы и наряды, но, к сожалению, не дожила всего несколько месяцев до завершения отделки своей резиденции. А новая монархиня — Екатерина II — не любила подобный стиль, однако в память о своей предшественнице оставила нам эту барочную сказку.

          Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
          Женское начало

          На Парадной лестнице гостей встречали статуи, посвящённые Справедливости, Процветанию, Правосудию. Все они были облачены в женские образы, ведь XVIII — век женского правления, поэтому нужно было настроить посетителей на встречу с императрицей-женщиной.

          Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

          Большой Тронный зал

          Парадная анфилада по традиции ведёт к главному месту во дворце. Большой Тронный зал оформлен в подобающем для официальных приёмов и торжественных церемоний стиле. В интерьере использован дорогой материал — белый каррарский мрамор. Зал открыли в 1795 году в День святого Георгия, отсюда и второе его название — Георгиевский. Кроме того, над самим троном красуется мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца.

          Зеркальное отражение

          Тот самый случай, когда сначала появился трон, а затем декорировали и сам зал. Стоит также отметить, что рисунок паркета практически зеркально повторяет потолочное убранство.

          Дарья, гид в Санкт-Петербурге

          Во времена СССР тронное место разобрали: в 1917 убрали символы Российской империи, а полностью демонтировали в 30-х годах. Исторический облик залу вернули в 2000 году, после масштабной реставрации. Второе открытие тоже состоялось в день Святого Георгия Победоносца.

          В советское время на месте трона была карта «Индустрия социализма», сделанная в технике флорентийской и русской мозаики. Для её создания было использовано более 45 тысяч каменных пластин, драгоценные и полудрагоценные камни, серебро и золото. Сейчас этот шедевр (кстати, его отреставрировали в 2006-2012 годах) находится в Санкт-Петербургском Геологоразведочном музее.

          «Большая церковь»

          Здесь проходили торжественные богослужения и церемониальные службы, например, обряды бракосочетания и крещения членов императорской семьи.Домовая церковь тоже пострадала из‑за пожара, поэтому её восстанавливали. Кстати, это одно из немногих помещений, где воссоздали первоначальный стиль интерьеров Зимнего дворца — Елизаветинское барокко. Позолоченная отделка и монументальная живопись создают торжественную атмосферу. Потолок украшает плафон «Воскресение Христово».

          Белый зал

          Название говорит само за себя. В интерьере огромного залитого светом зала в стиле древнеримской виллы действительно преобладает белый цвет. Стены обильно украшены барельефами с изображением олимпийских богов и муз, символизирующих различные виды искусства. Позолота встречается только в деталях.

          Бюст для одежды

          Александр Керенский жил здесь во времена Временного правительства. Он использовал предметы интерьера не по назначению — на исторических ценностях сушил бельё и развешивал одежду.

          Дарья, гид в Санкт-Петербурге

          Фельдмаршальский зал

          В Восточной анфиладе дворца его создали первым. На стенах зала висят портреты российских фельдмаршалов: Потёмкина, Суворова, Кутузова и других военачальников. По традиции, принятой в XIX веке, последняя ниша под картину осталась свободной.

          Место героя вакантно

          Когда-то в эпоху Николая I в зале помимо портретов прославленных военных разных эпох висели две пустые рамы, затянутые зёленой тафтой. Так монарх намекал, что свободны места для следующих героев отечества.

          Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

          Малый тронный зал

          Второе его название — Петровский. Он посвящён памяти первого российского императора. Картина «Пётр I с Минервой» висит между колоннами из яшмы в глубине крупной ниши (эскедры).

          Чтобы не забыть, кто тут главный

          По углам стен и над троном можно заметить монограмму из двух латинских букв P, которая означает Petro Primus или Пётр Первый.

          Дарья, гид в Санкт-Петербурге

          Боковые стены зала украшают росписи с батальными сценами времён правления Петра I, среди которых, например, знаменитая «Полтавская битва». Малый тронный зал богато декорирован вензелями, коронами и двуглавыми орлами, что добавляет атмосфере помпезности.

          Малый тронный зал • Эскедра • Картина кисти Якопо Амигони, «Пётр I с Минервой»

          Гербовый зал

          Одно из самых больших парадных помещений Эрмитажа занимает площадь в 1000 квадратных метров. Зал украшают массивные позолоченные колонны и люстры с гербами российских губерний. Вход охраняют скульптуры древнерусских воинов со знамёнами.

          За всю свою историю помещение использовали по-разному. Сначала здесь была галерея для балов и приёмов, затем тут обустроили торжественную залу для проведения траурных церемоний.

          Птицы-мутанты

          На люстрах здесь восседают орлы с тремя головами и лапами. В одной птица держит скипетр-посох, направляющий Россию в верную сторону, во второй — державу, символизирующую идеальный мир. А в третьей — меч, защищающий от врагов.

          Дарья, гид в Санкт-Петербурге
          Правильная акустика

          Благодаря широким балконам этот парадный зал особенно часто становился танцевальным: на балконах размещали музыкантов, музыка лилась сверху, а танцующие занимали всю площадь бального зала.

          Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

          Александровский зал

          Его создали в память об императоре Александре I и Отечественной войне 1812 года. По задумке архитектора А. Брюллова, в интерьере органично объединили два стиля: классицизм и готику. Они придают помещению торжественный и храмовый вид. На стенах — медальоны, изображающие самые важные события Отечественной войны и заграничных походов русской армии в 1813-1814 годах.

          Малахитовая гостиная

          Для отделки этого зала использовали примерно две тонны ярко-зелёного минерала. Комната была личными покоями жены Николая I Александры Фёдоровны и служила своеобразным «коридором», соединяющим её с парадными залами. Здесь императрице официально представляли дам, которые могли присутствовать на придворных балах.

          Малахитовый вопрос

          Про гостиную писал Павел Бажов в «Хозяйке медной горы»: якобы колонны выполнены из цельного малахита. На самом же деле это техника русской мозаики: кусочки подгонялись по размеру, цвету и создавали эффект цельного камня.

          Дарья, гид в Санкт-Петербурге
          База Временного правительства

          Именно здесь находилось министры Временного правительства, когда большевики начали штурмовать Зимний дворец.

          Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

          Кроме малахита, в убранстве комнаты особую роль играл красный шёлк, различные позолоченные элементы. При отделке интерьера мастера использовали декоративную технику «русская мозаика» — сложнейшую технологию, при которой поверхность оклеивали фрагментами цветного камня так, что в итоге создавалось впечатление монолитной плиты. Из малахита здесь также созданы вазы, камины и колонны с пилястрами.

          На полу гостиной уложен узорный паркет из девяти пород ценной древесины. К счастью, часть старинной мебели уцелела после пожара и представлена в экспозиции.

          Будуар Марии Александровны

          Покои жены Александра II проектировал А. Брюллов, но в начале 1850‑х их полностью переделал архитектор Г. Боссе. В глубине будуара, оформленного в стиле неорококо, обустроили альков с ажурной аркой и позолоченной решёткой. В интерьер гармонично вписалась лёгкая изящная мебель: кресла, диваны и небольшие столы. Мраморный камин вынесли на фасадную стену. Он стал единственным отопительным устройством, расположенным на наружной стене дворца.

          Женские хлопоты

          Будуар — это женский кабинет-гостиная, располагавшийся рядом со спальней. В таком интерьере Мария Александровна пила утром чай с супругом, писала письма, принимала гостей. В правой части будуара можно заметить небольшую дверь, которая вела на лестницу и вниз, в детские комнаты. В семье было 8 детей, однако императрица старалась уделять время всем.

          Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

          Золотая гостиная Марии Александровны

          Парадная комната создавалась к свадьбе Александра II. Её прототипом стал Тронный зал Мюнхенской резиденции курфюрстов: сплошь позолоченные стены и пилоны, украшенные тонким орнаментом. Камин с мозаичным барельефом во фризе — один из самых сложных элементов дворцового интерьера.

          Традиции нового года

          В эпоху правления Николая I в Золотой гостиной традиционно отмечали новогодние праздники и для каждого члена семьи ставили отдельную новогоднюю ёлку.

          Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

          Интерьер Золотой гостиной создавал архитектор Александр Брюллов

          Николаевский зал

          Торжественный вид интерьеру придают позолоченные люстры из хрусталя, потолок с живописной каймой, отделанные искусственным мрамором стены. По периметру Николаевского, или Большого зала, расположены белые колонны коринфского ордера с лепниной. Он получил своё название после смерти Николая I, когда сюда был помещён большой парадный портрет императора.

          Малая столовая Николая II

          Эта комната входит в список самых необычных в Эрмитаже. Ранее столовая была отделана в модном на тот момент помпейском стиле и называлась Помпейской. Архитектор А. Брюллов, оформивший её, принимал участие в раскопках древнеримского города и перенёс в интерьер элементы помпейского искусства. Но всё это не сохранилось. Оценить былое величие комнаты можно только по паркету со сложным геометрическим рисунком, который перенесли в Бильярдную Николая II, и столешнице, на которую можно посмотреть в кабинете последнего русского императора.

          Современный интерьер Малой столовой • 1874 год. Помпейская столовая. Картина К А. Ухтомского • Стул на колёсиках, сохранившийся от прежнего интерьера

          Более позднее оформление зала в белых тонах с изысканным орнаментом выполнено в стиле рококо. Комната украшена изящной мебелью, ткаными настенными шпалерами в рамах и коврами ручной работы. Малую столовую Николая II украшают мраморный камин с часами, недавно отреставрированная английская музыкальная люстра (аналогов которой в мире нет) и разнообразные изделия из хрусталя.

          Комната интересна и своей ролью в истории: здесь во время революционных событий 1917 года были арестованы члены Временного правительства, о чём напоминает табличка из камня.

          Самые известные залы Малого Эрмитажа

          Павильонный зал

          Шедевр архитектора А. Штакеншнейдера и яркий пример эклектики. Этот изысканный зал Северного павильона Малого Эрмитажа объединяет в интерьере детали Ренессанса, античного и мавританского стилей. Здесь много пространства и света за счёт больших окон и отделки светлым мрамором. На мозаичном полу установлены фонтаны, названные Бахчисарайскими. Штакеншнейдер создал их по образу «Фонтана слёз» в Ханском дворце в Крыму.

          Главное украшение зала — часы «Павлин», подаренные императрице Екатерине II её фаворитом, графом Потёмкиным. Здесь также установлены декоративные столы, инкрустированные мозаикой работы итальянских мастеров.

          Залы Большого Эрмитажа

          Лоджии Рафаэля

          Екатерина II восхищалась гравюрами Д. Оттавиани и Д. Вольпато из серии «Лоджии Рафаэля в Ватикане» и с позволения папы римского заказала точные копии фресок великого мастера. Для их размещения по проекту итальянского архитектора Д. Кваренги в Эрмитаже построили лоджии в виде длинной галереи с 13 арками. За 11 лет работы в Ватикане художники зафиксировали на холстах 52 сюжета, неотличимых от оригинала.

          Фантастические твари

          Простенки расписаны гротесками (использование несовместимых между собой элементов): это и крылатые медведи, и рыбные деревья, и Фавн с Фавнихой и даже Фавнёнком, и другие странные существа.

          Дарья, гид в Санкт-Петербурге

          Своды полукруглых арок украшены фресками на библейские сюжеты, поэтому их иногда называют Библией Рафаэля. Галерея знакомит с основными сюжетами из Ветхого и Нового Завета и отражает главные идеи эпохи Ренессанса.

          Зал Тициана

          Назван в честь знаменитого художника эпохи Возрождения, подарившего миру шедевры итальянской живописи. На стенах, окрашенных в тон ткани несохранившейся обивки XIX века, представлены 10 картин кисти великого итальянского живописца, среди которых «Даная» и «Святой Себастьян».

          Достойная коллекция

          Собрание картин Тициана в Эрмитаже одно из лучших в мире — многие из работ украшали интерьеры дома художника в Венеции и куплены сначала герцогом Барбариго, а у него по заказу Николая I для государственного Эрмитажа.

          Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
          Импрессионизм до того, как стал мейнстримом

          Особое внимание привлекает картина «Святой Себастьян» — по сути, это первая ласточка импрессионизма задолго до его расцвета, недооценённая современниками.

          Дарья, гид в Санкт-Петербурге

          «Святой Себастьян» — образец позднего стиля Тициана. Картина написана в 1576 году • «Даная». К этому мифологическому сюжету художник обращался 5 раз (кстати, все картины композиционно схожи). В Эрмитаже выставлено полотно, написанное в 1553-1554 годах • Зал Тициана. Фото: сайт Эрмитажа

          Зал Леонардо да Винчи

          Сюда приходят любоваться на две картины великого мастера: «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Сам зал, выполненный по проекту архитектора Ю. Фельтена, украшен плафонами, вставками из лазурита в каминных нишах, яшмовыми колоннами, изящными потолочными и стеновыми панно.

          Отделка из «натуральных» материалов

          Особой роскошью отличаются двери из чёрного и красного дерева, декорированные орнаментом в технике «буль» — пластинками из панциря черепахи и латуни с элементами из позолоченной бронзы.

          Дарья, гид в Санкт-Петербурге

          Залы Нового Эрмитажа

          Античное искусство

          В Новом Эрмитаже выставлены предметы культуры античных цивилизаций: Древнего Рима и Древней Греции. В экспозиции находятся вазы, скульптуры, статуи и минералогическая коллекция.

          «Фотографическое» сходство

          В зале Юпитера можно увидеть мраморные бюсты императоров II и III веков нашей эры. Для римлян того времени сходство с оригиналом было в приоритете, поэтому их можно смело назвать настоящими скульптурными портретами. Здесь можно найти изваяния Луция Вера, Александра Севера, Бальбина, Филиппа I Араба и других.

          Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
          Божественный пирсинг

          В Зале Диониса выставлена статуя Венеры Таврической, приобретённая Петром I. У богини даже проколото ушко, на которое надевали украшения древние греки.

          Дарья, гид в Санкт-Петербурге

          Зал Юпитера • Зал Диониса • Фото: Джавангир Сурхаев

          В Зале Юпитера представлено искусство Древнего Рима. В интерьере гармонично сочетаются бело-голубой потолок, эффектная итальянская плитка и светло-салатовый искусственный мрамор. Главное украшение зала — статуя Юпитера на троне, ни разу не покидавшая стен Эрмитажа.

          Особый интерес представляет 19‑тонная Колыванская ваза — самая большая ваза в мире, изготовленная из цельного куска зелёно-волнистой яшмы.

          Искусство Древнего Египта

          В зале располагается выставка реликвий страны фараонов. Экспозиция позволяет познакомиться с историей древнеегипетской цивилизации, проследить развитие уникальной культуры с момента её зарождения до упадка. В одном из залов представлены саркофаги, предметы быта египтян и скульптуры. В другом — папирусы, амулеты, украшения, а также старейшие из хранящихся в России древнеегипетских артефактов — скульптура богини Сехмет и статуи фараона Аменемхета III.

          Неожиданное открытие

          Уникальным экспонатом египетской коллекции является статуэтка Клеопатры VII, последней царицы Египта. Статуэтка из базальта долгое время считалась посвящённой царице Арсиное II, но в 2000 году было доказано, что это сама Клеопатра.

          Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
          Бесполезный орган

          Древние египтяне считали,что для загробного царства нужны все органы, кроме мозга. Они полагали, что человек думает сердцем, поэтому мозг выбрасывали за ненадобностью.

          Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

          Малый и Большой Итальянский просветы

          В Новом Эрмитаже самые большие залы оборудованы стеклянными перекрытиями, наполняющими пространство светом. Именно поэтому их называют просветы. Таких воздушных залов в музее всего три. В Большом просвете разместились самые масштабные полотна императорской коллекции. Их украшают массивные торшеры из родонита и порфира в виде деревьев. Рядом установлены крупные позолоченные вазы на постаментах в виде грифонов.

          Малый и Большой Итальянский просветы

          Рыцарский зал

          На втором этаже находится просторное парадное помещение, в котором представлена коллекция из 15 тысяч образцов вооружения и доспехов Средневековья. Коллекция была собрана Александром I и раньше хранилась в Царском селе. В ней находятся трофеи из восточных стран и лучшие экземпляры оружия от мастеров Европы.

          Для мальчиков — больших и не очень

          Здесь можно найти взрослые и детские доспехи, посмотреть на шпагу для левой руки, шпагу с пистолетом, стилеты и многое другое.

          Дарья, гид в Санкт-Петербурге

          Эрмитаж на карте Санкт-Петербурга

          Заключение

          Не только произведения искусства, предметы интерьера, но и сами по себе залы Эрмитажа имеют большую историческую ценность. Чтобы обойти весь музей, общая площадь которого более 233 тысяч квадратных метров, и уделить каждому из экспонатов по одной минуте, придётся потратить более восьми лет. Так что для многих посетителей всего один визит в Эрмитаж становится веским основанием, чтобы вернуться сюда снова. Тем более, что стоять в огромной очереди для посещения не нужно, приобретя билеты заранее и онлайн.

          Автор: Никита Показанников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *