Что находится снаружи третьяковской галереи
Перейти к содержимому

Что находится снаружи третьяковской галереи

  • автор:

Полюбоваться полотнами, узнать историю музея и понять, в чем самобытность русской школы живописи

Третьяковская галерея не нуждается в долгом представлении — мы поможем вам сделать ее посещение осознанным.

В нарядном здании в Лаврушинском переулке вы изучите картины Васнецова, Сурикова, Брюллова, Шишкина, Айвазовского и других художников. Откроете хроники, сюжеты и художественные приемы русской живописи. А дополнением станет краткая экскурсия по Замоскворечью.

Эта экскурсия сейчас не проводится ��

К сожалению, экскурсия на данный момент не проводится, организатор закрыл даты и не принимает заказы.

Рассмотрите похожие актуальные предложения в Москве:

Культурно матом: хроники русских ругательств в Москве

28 отзывов
Популярное предложение
Познакомьтесь с необычной стороной Москвы, где русский мат становится ключом к пониманию культуры
в районе метро Таганская
1 000 ₽ за человека

Замоскворечье + Третьяковская галерея (пешая экскурсия)

80 отзывов
СТ.М. Площадь революции
от 2 250 ₽ за человека

Культурно матом: яркие истории русских ругательств (18+)

56 отзывов
м. Таганская, выход №1
1 000 ₽ за человека
У нас ещё много экскурсий в Москве. Перейдите в каталог и выберите подходящую вам

Далее идёт описание экскурсии, но забронировать её не получится, используйте эту информацию просто для ознакомления.

Оксана Ваш представитель в Москве

Индивидуальная экскурсия

Длитель­ность 3 часа
Размер группы 1-4 человека (индивидуально для вас)
Как проходит Пешком
Можно с детьми Да

за всё до 4 чел.
Временно недоступно
Безопасная оплата
На сайте нашего официального партнёра Tripster
Более 30 000 экскурсий
от 8000 гидов и экскурсионных агентств размещённых на нашем сайте

Третьяковская галерея снаружи и внутриТретьяковская галерея снаружи и внутриТретьяковская галерея снаружи и внутри

Описание

Что вас ожидает

На пути к Третьяковской галерее

Мы начнем экскурсию в Замоскворечье, где находится знаменитая галерея. Вы узнаете историю этого старинного уютного района, увидите Скорбященский храм и откроете секреты фонтана «Вдохновение». Выйдя в Лаврушинский переулок, полюбуемся зданием галереи и поговорим о его архитектуре. Особое внимание уделим создателям Третьяковской галереи — братьям Павлу и Сергею Третьяковым. Я расскажу об их вкладе в развитие Москвы и в формирование русской школы живописи.

История, сюжеты и художественные особенности шедевров

Вторая часть экскурсии (1,5-2 часа) посвящена самому музею. В залах Третьяковской галереи, казалось бы, давно знакомые картины «заговорят» с вами на понятном языке. «Явление Христа народу» Иванова, «Всадница» Брюллова, «Утро в сосновом лесу» Шишкина, «Неравный брак» Пукирева, «Грачи прилетели» Саврасова — вы познакомитесь с этими и многими другими произведениями искусства разных веков. Чтобы лучше разобраться в прошлом, мы рассмотрим картины на исторические темы — например, «Боярыню Морозову» Сурикова и «Богатырей» Васнецова.
Кроме того, вы научитесь «расшифровывать» скрытые послания авторов и различать направления живописи, а личности художников станут ближе и понятнее.

Организационные детали

Экскурсия обязательно полностью оплачивается заранее — 23% на сайте, а остальное гиду переводом на карту сразу после бронирования. Это связано с условиями работы Третьяковской галереи.

  • Дополнительно оплачиваются входные билеты в Третьяковскую галерею, в том числе для гида. Мы можем помочь с приобретением либо вы можете купить билеты самостоятельно.
  • Режим работы Третьяковской галереи: вторник, среда, воскресенье — с 10:00 до 18:00; четверг, пятница, суббота — с 10:00 до 21:00. Выходной — понедельник.
  • Экскурсия рассчитана на взрослых и старший школьный возраст. Экскурсия для детей младшего и среднего школьного возраста возможна по предварительной договоренности.
  • Я могу помочь вам организовать экскурсию на постоянную экспозицию Новой Третьяковки под названием «Искусство 20-го века. Пророки русского авангарда», а также — в мемориальный музей Павла и Сергея Третьяковых в Голутвине.
  • Возможно проведение экскурсии на иностранных языках, в том числе на китайском (стоимость по запросу).

Экскурсию снаружи для вас проведу я или другой аккредитованный гид из нашей команды, а в самой Третьяковской галерее — штатный сотрудник музея.

Прогулка вокруг Третьяковской галереи

Третьяковская галерея удивляет не только внутри, но и снаружи: особняк в русском стиле в самом центре Москвы притягивает взгляды. Масштабный музей начинался с камерной коллекции, перестраивался по мере роста собрания картин, пережил военные бомбардировки и в этом году празднует 165-летие. На экскурсии мы обсудим, как галерея изменилась за эти годы и прогуляемся по историческому району, в котором она находится.

  • Посмотрим, какие здания приобрела Третьяковская галерея и какие потеряла.
  • Вспомним удачные и неудачные архитектурные решения.
  • Узнаем, что уцелело со времен Третьякова, а что безвозвратно исчезло.
  • Обойдем весь квартал — поговорим об окружении, которое оказалось неразрывно с нею связанным.
  • Вспомним шедевры музея, остановимся на истории появления некоторых из них в стенах галереи.

В случае сильного ливня мы перенесем экскурсию на другую дату и сообщим вам об этом за два часа до начала. Если мы вам не написали и не позвонили — экскурсия состоится (например, при небольшом дожде).

экскурсовод

экскурсовод

Историк-архивист, журналист, обозреватель журнала Историк

Третьяковка. О здании

Третьяковскую галерею посещают, чтобы увидеть одну из самых обширных коллекций работ русских мастеров. В ней вся история России, выраженная в искусстве — от Древней Руси до XX века. Здание Третьяковской галереи является таким же отражением истории страны, как и её экспонаты. В XX веке она стойко перенесла все бури этого непростого столетия. О том, что пришлось перенести историческому зданию Государственной Третьяковской галереи в Москве — ниже.

История Третьяковской галереи начинается с 1851 года, когда купеческая семья Третьяковых приобрела здание в переулке Лаврушинском. Однако годом её основания принято считать 1856: тогда молодой П. М. Третьяков приобрёл первые картины в свою коллекцию. Ими стали «Искушение» (Н. Г. Шильдер) и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (В. Г. Худяков). С увеличением числа картин в собрании к старому особняку пристраивались новые корпуса для того, чтобы хранить и экспонировать там предметы искусства. Так дом в Лаврушинском переулке постепенно превратился в настоящую галерею. В 1892 году, за шесть лет до своей смерти, П. М. Третьяков передал своё собрание экспонатов в дар городу Москве вместе со зданием. Через год прошло официальное открытие Третьяковской галереи для посещения жителями и гостями Москвы.

Фасад М. В. Васнецова

В 1902 году началось возведение фасада в русском стиле. Работу над эскизами рисунков для украшения главного входа поручили В. М. Васнецову, одному из основоположников этого течения в искусстве России рубежа XIX-XX веков. Сам фасад разработал архитектор В. Н. Башкиров. Строительство продолжалось два года. Снаружи вход в основной корпус представляет собой фронтон из окрашенного кирпича с декоративными элементами в русском народном стиле — фризами, сделанными из керамики, и орнаментом, выложенным из кирпича. Фасад Васнецова, превосходный образец неорусского стиля, стал настоящей эмблемой Третьяковской галереи.

Во время Великой Отечественной войны

В 1918 году музей был национализирован и получил название Государственной Третьяковской галереи, которое и носит по сей день. В первые годы советской власти её коллекция значительно расширилась благодаря государственной поддержке. Места в имевшихся зданиях катастрофически не хватало: картины было негде выставлять, целые залы пришлось отдать под хранение. Поэтому в 1927 году новый директор Третьяковки архитектор А. В. Щусев с помощью пристройки присоединил к галерее здание в соседнем Малом Толмачёвском переулке. Там расположилась администрация музея, библиотека, научный отдел, а также архивы и хранилище графики. А. В. Щусев сделал многое для модернизации Третьяковки: провёл электричество, наладил отопление и вентиляцию. В 1936 году по проекту архитектора был с нуля построен двухэтажный «щусевский корпус», органично вписавшийся в архитектурный стиль главного здания Третьяковки. Но планы по дальнейшему развитию музея нарушила война.

Эвакуация галереи из Москвы началась сразу же после начала Великой Отечественной войны. Первый эшелон с главными экспонатами ушёл в Новосибирск в середине июля 1941 года. Там, в недостроенном Оперном театре, был организован филиал Государственной Третьяковской галереи с самыми ценными полотнами.

Тем временем в Москве ужесточались бомбардировки. В августе на главное здание в Лаврушинском переулке упали две бомбы, а в ноябре — ещё одна, частично разрушив основной корпус. Были выведены из строя системы вентиляции и отопления, обрушилась часть перекрытий между этажами и стеклянный потолок, пострадал музейный гараж и дом, где жили сотрудники Третьяковки. В середине августа и в ноябре из музея вывезли вторую и третью очередь произведений. Обошлось не без происшествий: вторая очередь экспонатов отправлялась на барже из Москвы в Пермь и оказалась под огнём с воздуха. К счастью, повреждения получила только крыша судна.

В 1942 году строения в Лаврушинском переулке начали понемногу восстанавливать. На это ушло около двух лет. Уже в 1944 году экспонаты начали возвращаться в музей из эвакуации, а 17 мая 1945 года в торжественной обстановке Государственная Третьяковская галерея была вновь открыта в Москве.

Реконструкция и расширение галереи в Лаврушинском переулке

1956 год ознаменовал столетие Третьяковской галереи. К этой годовщине власти Москвы решили приурочить реконструкцию зала художника А. А. Иванова. Под самую большую в Третьяковке картину «Явление Христа народу» (размером пять с половиной на семь с половиной метров) ещё в 1937 году было выделено отдельное помещение. Теперь площадь зала увеличили дополнительно.

Количество экспонатов в музее в середине 50-х превысило 35 000 и увеличивалось с каждым годом. Ближе к 80-м стало ясно, что Третьяковской галерее вновь нужна реконструкция и расширение. В 1980 году директором назначили Ю. К. Королёва. Спустя три года он приступил к работам, которые длились больше 10 лет.

К архитектурному комплексу в 1985 году присоединился Депозитарий — отдельное здание, где хранились и реставрировались предметы искусства. В 1986 году реконструкция началась в главном здании. Над проектом работали три архитектора — Г. В. Астафьев, И. М. Виноградский и Б. А. Климов. Основной идеей было сохранить первоначальный стиль и исторический облик Третьяковской галереи и при этом переоборудовать его технически.

В этот период в архитектурный ансамбль Государственной Третьяковской галереи наконец вошёл музей-храм Святителя Николая в Толмачах, построенный из камня в 1697 году. Первые сведения о деревянной церкви на этом месте датируются ещё 1625 годом. При П. М. Третьякове храм Святителя Николая был домовой церковью галереи. Однако в 1929 году распоряжением новых советских властей из храма сделали склад для нужд Третьяковской галереи. Так продлилось вплоть до 90-х. С 1993 года храм действующий и сейчас вновь имеет статус домовой церкви музея. Здесь хранится одна из величайших православных святынь — Владимирская икона Божией Матери.

В 1989 году также в Лаврушинском переулке неподалёку от главного здания был построен совершенно новый корпус — Инженерный. Он получил такое название, потому что там разместились различные технические службы, обеспечивающие жизнь Третьяковской галереи. В этом корпусе проходят конференции, симпозиумы и другие научные мероприятия, а также выставки.

Отдельно необходимо отметить: в поисках современного русского искусства нужно отправляться в другой район Москвы, а именно — на Крымский вал. Здесь расположена Новая Третьяковка. В 1964 году утвердили проект строительства Государственной картинной галереи СССР. Здание нового музея было построено в 1983 году. По своей архитектуре оно значительно отличается от Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и выглядит совсем иначе, без малейшего намёка на традиционные русские мотивы. Его стиль — советский модернизм. Когда в 1986 году Государственная картинная галерея СССР объединилась с Третьяковской галереей, в здании на Крымском валу прошли первые выставки.

Заключение

Третьяковская галерея для русского искусства — больше чем просто музей. В ней отражается история страны, в особенности сложный период XX столетия. И по сей день нарядный фасад Васнецова встречает посетителей музейного комплекса в Лаврушинском переулке так же, как это было в начале прошлого века. А гиды готовы рассказать о богатой истории здания Третьяковки и о том, какие испытания ему пришлось испытать вместе со страной.

Что находится снаружи третьяковской галереи

СПЕЦПРОЕКТЫ
  • Залы 1–7. Живопись и скульптура XVIII века
  • Залы 8–15. Живопись и скульптура первой половины XIX века
  • Залы 16–31, 35–37. Живопись и скульптура второй половины XIX века
  • Врубелевские залы 32–34
  • Залы 38–48. Живопись и скульптура рубежа ХIХ–ХХ веков
  • Залы 49–54. Графика ХVIII — начала ХХ века
  • Зал 55. Сокровищница
  • Залы 56–62. Древнерусское искусство

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми
Антон Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой»
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной
Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина
Карл Брюллов. «Всадница»
Александр Иванов. «Явление Христа народу»
Иван Крамской. «Неизвестная»
Илья Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»
Василий Суриков. «Боярыня Морозова»
Виктор Васнецов. «Богатыри»
Михаил Врубель. «Принцесса Греза»
Михаил Врубель. «Царевна-Лебедь»
Михаил Врубель. «Демон сидящий»
Зинаида Серебрякова. «За туалетом»
Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»
Валентин Серов. «Девочка с персиками»
Андрей Рублев. «Троица»
Спас Нерукотворный
Владимирская икона Божией Матери
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Создание Третьяковской галереи
Создание Третьяковской галереи

Годом основания Третьяковской галереи считается 1856-й — именно тогда московский купец Павел Третьяков приобрел для своей коллекции две первые картины. Это были «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова и «Искушение» Николая Шильдера. С этого момента Третьяков задумал создать большой музей русского искусства. Коллекция разместилась в его усадьбе в Лаврушинском переулке — там, где сейчас находится главный корпус Третьяковки. С 1867 года галерея открылась для публики. К тому времени в ней хранилось более 1300 работ российских художников и 84 картины зарубежных мастеров. Часть произведений была создана специально для этой коллекции, по заказу самого Павла Третьякова.

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Fro / фотобанк «Лори»
Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Fro / фотобанк «Лори»
Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века

Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.

Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой» в 1773 году по заказу Екатерины II. Сюжет он взял из поэмы Гомера «Илиада»: троянский военачальник Гектор отправляется на битву с греками, прощается со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианактом. Лосенко запечатлел героя в момент обращения к богам:

Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!

Лосенко не успел завершить картину. Например, был не вполне закончен образ Андромахи: художник прописал ее лицо, но лишь наметил складки одежды, не проработав их детально. Несмотря на это, полотно «Прощание Гектора с Андромахой» более 50 лет считалось эталоном русской исторической живописи в духе классицизма.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.

Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.

В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.

Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века
Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века

Экспозиция Третьяковской галереи продолжается работами художников и скульпторов первой половины XIX столетия, эпохи романтизма. Среди первых полотен этого периода вы увидите картины Ореста Кипренского — в том числе знаменитый портрет Александра Пушкина.

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кипренский создал этот портрет в 1827 году по заказу одного из близких лицейских друзей Пушкина — поэта Антона Дельвига. Александр Пушкин позировал художнику в Шереметевском дворце. Картина была готова всего за два месяца и в том же году уже участвовала в выставке Академии художеств.

На портрете Пушкин изображен с клетчатым шотландским пледом, перекинутым через правое плечо. Этой деталью Кипренский подчеркнул любовь поэта к творчеству Джорджа Гордона Байрона — английского поэта-романтика шотландского происхождения, одного из кумиров эпохи романтизма.

В том же 1827 году Пушкин написал стихотворение «Кипренскому», в котором упомянул этот портрет:

Себя как в зеркале я вижу
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Последние две строки в этом стихотворении намекали на то, что как раз в то время Кипренский готовился представить свои работы за рубежом.

Карл Брюллов. Всадница. 1832

Карл Брюллов. Всадница. 1832
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Карл Брюллов написал картину «Всадница» в 1832 году в Милане. Эту работу заказала давняя подруга и поклонница художника — графиня Юлия Самойлова. Брюллов изобразил на портрете двух ее приемных дочерей — Джованнину и Амацилию Пачини. Отцом девочек был итальянский композитор Джованни Пачини, но после смерти его жены Самойлова взяла детей на воспитание.

Брюллов написал эту картину в духе традиционных конных портретов XIX века. Фигуры героинь он подчеркнул при помощи светлых тонов и игры освещения: они ярко контрастируют с темным, тревожным фоном. Искусствовед Мира Ракова писала, что это произведение — «апофеоз красоты и жизнерадостной юности, апофеоз безмятежности ощущения жизни».

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Явление Христа народу», или «Явление Мессии», Александра Иванова — самая большая картина в коллекции Третьяковской галереи: ее размеры составляют 5,4 на 7,5 метра. Этому полотну и эскизам к нему отведен весь 10-й зал Третьяковки.

Александр Иванов работал над «Явлением Христа народу» более 20 лет, создал около 600 эскизов фигур и набросков с натуры. Некоторые из них вы можете посмотреть в этом же зале, сравнить с готовым произведением и увидеть, как менялся замысел художника во время работы.

Некоторых персонажей картины Иванов писал с реальных личностей — своих современников. Так, в облике «ближайшего ко Христу» человека заметны черты Николая Гоголя, а в виде странника с посохом автор изобразил самого себя.

Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века
Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века

В зале №16 начинается новая часть экспозиции — здесь выставлены картины и скульптуры мастеров второй половины XIX столетия. Вы увидите работы Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, а также произведения других живописцев и скульпторов той эпохи.

Иван Крамской. Неизвестная. 1883

Иван Крамской. Неизвестная. 1883
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картину Ивана Крамского «Неизвестная» по ошибке часто называют «Незнакомкой» — по знаменитому стихотворению Александра Блока. Художник изобразил свою героиню в открытой коляске на фоне Невского проспекта в Петербурге: справа за ее спиной виден Александринский театр, а слева — павильоны Аничкова дворца. «Неизвестная» одета по последней моде того времени: бархатная шляпка с белыми перьями, кожаные перчатки, муфта, меховое манто «Скобелев», которое получило название в честь героя Русско-турецкой войны. Но таким нарядом художник не стремился подчеркнуть высокое происхождение своей героини: наоборот, в аристократическом обществе считалось дурным тоном строго следовать моде. Подобным образом одевались так называемые «дамы полусвета», которые чаще всего жили за счет богатых покровителей.

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891

Илья Репин. Эскиз маслом к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1887
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Репин однажды услышал в гостях у своего друга, историка Дмитрия Яворницкого, старинное предание о том, как запорожские казаки написали письмо турецкому султану Мехмеду IV. Правитель Османской империи, по легенде, прислал указ, согласно которому Запорожская Сечь должна была подчиниться ему. Однако казаки составили ответное послание и весьма грубо отказались подчиняться туркам. У Яворницкого хранилась копия этого письма, которую он зачитал гостям. Репин заинтересовался и вскоре начал картину по этому сюжету. Над эскизами он работал в Екатеринодаре и станице Пашковской, а затем в Черниговской губернии.

Для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» художнику позировали многие его известные современники. Например, прообразом писаря стал сам Дмитрий Яворницкий, для изображения высокого худого казака с длинными усами позировал солист Мариинского театра Федор Стравинский, а запорожца в высокой черной шапке рядом с писарем Репин писал с мецената Василия Тарновского.

Художник создал два варианта картины. Самый известный из них хранится в Государственном Русском музее, второй, более поздний, выставлен в Харьковском художественном музее. В Третьяковке же представлен первый завершенный эскиз маслом, который Репин создал в 1887 году. Художник подарил его своему другу Дмитрию Яворницкому, а тот позже продал работу Павлу Третьякову.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *