Чем знаменит орган в калининграде
Перейти к содержимому

Чем знаменит орган в калининграде

  • автор:

Орган Калининградской Областной Филармонии

Акустический орган чешской фирмы «Риегер-Клосс» из города Крнов. Был установлен в концертном зале Калининградской филармонии в ноябре 1982 года. Это первый орган в Калининградской области, и он обладает оригинальной конструкцией: важнейшая составная часть органа – выносной позитив, который создает эффект пространственности, стереофоничности и объемности звучания.

Это трехмануальный инструмент, объем звучания которого определяется наличием 3600 труб, объединенных в 44 регистра.

Материалом для органных труб служил, в основном, оловянно-свинцовый сплав, а для деревянных флейт и басов доставлялась особая сосна — с гор Есеники и Северной Моравии.

«Калининградский орган в своем роде уникален: в отличие, скажем, от старых немецких
позволяет музыканту достичь так называемой звуковой короны, продемонстрировать
богатейшие тембровые краски, сыграть то, что невозможно воплотить ни на одном другом инструменте. И всякий исполнитель делает это по-своему…Калининградский инструмент, разумеется, не самый крупный, но один из лучших в этом классе органов в России и СНГ».
«Говорящий из вечности», газета «Калининградская правда», октябрь, 1992 г.

Первым исполнителем, давшим нашему органу «путевку в концертную жизнь», был народный артист России Гарри Гродберг (1929-2016).

О первом калининградском органе он отзывался так:
«Орган Калининградской филармонии мне всегда очень нравился, и я всякий раз с особым удовольствием играю здесь… Для примера, в Кафедральном соборе на острове Канта при игре на органе отзвук, эхо, составляет около семи секунд. Это означает, что звуки наслаиваются друг на друга. Получаем смешение, что искажает мелодическую линию, характер музыки. Наконец, это заставляет органиста играть медленнее, чем нужно и ограничивает выбор исполняемых сочинений. Там хорошо звучит медленная и не очень громкая музыка. А орган филармонии полностью владеет залом. Он хорошо заполняет своими звуками это замечательное помещение и дает возможность играть все стили, любую музыку».

За 40 лет истории органа Калининградской филармонии на нем играли такие известные отечественные и зарубежные органисты, как: К. Волостнов, В. Королевский, В. Хомяков, Х. Иноуэ, Ж.-П. Стайверс, М. Гаврилюк, Р. Перуцкий, О. Янченко, Г. Шнайдер, А. Фисейский, В. Стамболцян, Ж. Гийю и многие другие музыканты.

Начиная с 2000 года в филармонии ежегодно проводится Международный музыкальный фестиваль «Бахослужение».

Также с 1999 г. раз в два года в зале филармонии проводится Международный конкурс органистов им. М.Таривердиева.

Буклет «40 лет органу»

О соборе

Главное культурное и историческое место Калининграда. Здесь похоронен Иммануил Кант. Здесь можно погрузиться в историю, услышать один из лучших органов России и Европы. Здесь происходят события, ради которых стоит приехать в этот город.

Концертный зал

Собор стал местом проведения многих фестивалей, на сцене самого большого в регионе академического концертного зала (700 мест) выступают всемирно известные исполнители, лучшие оркестры и хоровые коллективы

Музей И. Канта

В собрание музея имени И. Канта входят разнообразные экспонаты, связанные с историей Кёнигсберга-Калининграда, с жизнью и научной деятельностью великого немецкого философа.

Дом пастора

Старинный дом в поселке Веселовка Черняховского района (бывший Юдшен) — тот самый, в котором философ Иммануил Кант прожил три года, будучи учителем у детей местного пастора.

История

Кафедральный собор сегодня — это многофункциональный культурный центр, состоящий из академического концертного зала, где находится самый большой в России органный комплекс, и музея Иммануила Канта. Вокруг собора — Парк скульптур. Расположение в самом сердце Кёнигсберга-Калининграда, на острове Кнайпхоф, бомбардированном английской авиацией в 1944 году, а также мемориальное захоронение Иммануила Канта у северной стены и драматическая история разрушения и возрождения сделали Кафедральный собор символом города, его архитектурной доминантой и главным местом притяжения для всех, кто приезжает в Калининград.

Уникальный органный комплекс Кафедрального собора состоит из двух органов — большого и малого хорового. Эти механические инструменты с добавлением электроники изготовлены немецкой органостроительной фирмой Alexander Schuke. В штате Собора — два органиста. Дневные органные мини-концерты (40 минут) проходят ежедневно и пользуются огромной популярностью у гостей региона.

В собрание музея И. Канта входят разнообразные экспонаты, связанные с историей Кёнигсберга-Калининграда, с жизнью и научной деятельностью великого немецкого философа. О жизни Иммануила Канта рассказывает и Дом Пастора, расположенный в поселке Веселовка (до 1945 года – поселение Юдшен), где в период с 1747 по 1751 год Иммануил Кант служил домашним учителем для детей Даниэля Андерша.

Официальная информация
  • Документы и положения
  • Прейскурант на услуги
  • Музей Канта (пос. Веселовка)
  • Правила покупки билетов
  • Возврат билетов
  • Правила посещения парка

Самому старому органу в Калининграде больше сотни лет

Калининград считается органной столицей России, и для этого звания есть весомые основания.
Сегодня во всей стране около 150 органов (для сравнения: во Франции — несколько десятков тысяч. — Прим. авт.), и десять из них — в нашей области. Конечно, по количеству мы уступаем Москве и Санкт-Петербургу, но дело ведь не только в цифрах — Калининград берет уникальностью. Мы собрали для читателей «СК» информацию обо всех органах области и узнали о них интересные подробности.

Инструменты в войну не уцелели

История органов на этой земле насчитывает не один век.
В довоенном Кёнигсберге было около 200 инструментов: большинство из них находилось в кирхах, но были они и в концертных залах, и даже частных домах – иметь орган тогда считалось так же статусно, как сегодня дорогую яхту.
Создавали такие инструменты не мануфактуры, а органостроители, передававшие профессиональные тайны по наследству. Заказы поступали хорошо, если раз в несколько лет. Впрочем, работа была долгой, кропотливой и на приличный срок обеспечивала мастера и его семью хлебом. Существует легенда, что некоторые асы хитрили и придумывали дополнительный заработок: после окончания стройки незаметно подсаживали в орган червяков, которые с удовольствием поедали древесину, поэтому через некоторое время требовалась реставрация.
Органы всегда строят под конкретный зал: чтобы инструмент переносили из одного помещения в другое – большая редкость. Именно поэтому нигде в мире нет двух одинаковых органов как по виду, так и по звучанию.
– Однако к концу Второй мировой войны ни одного органа в Кёнигсберге не осталось: они либо сгорели (это, например, произошло со знаменитым на всю Восточную Пруссию органом в Кафедральном соборе), либо в холода их пустили на растопку, – рассказал коррес-понденту «СК» титульный органист Кафедрального собора Евгений Авраменко.

Ультразвук и перфоратор

Одним из первых в нашей области появился орган в филармонии. В историческое здание кирхи Святого Семейства в Калининграде в 1982 году приехал инструмент из Чехии, и первым его звучание опробовал известный на весь мир музыкант Гарри Гродберг.
Затем посчастливилось Светлогорску. Там в 1995 году открылся и по сей день единственный в нашей стране частный органный зал. Старую католическую капеллу восстановил и построил в ней орган пианист и композитор Андрей Макаров.
– Одиннадцать лет назад в Кафедральном соборе зазвучал малый орган, а спустя почти год — большой. Последний считается самым крупным в России и одним из самых крупных в Европе, а вместе они образуют уникальный органный комплекс, аналогов которому нет на всех необъятных просторах нашей родины, – говорит Евгений Авраменко.
Каждый из этих инструментов может заменить огромный симфонический оркестр, ведь звуки, которые можно извлечь, — это те же флейты, скрипки, контрабасы, виолончели и т. д. А знаете, сколько у них труб? По рассказам работников собора, этим вопросом задаются многие гости, старательно их считают — и всегда ошибаются. Труб в двух инструментах — больше восьми тысяч, но не все видны: многие – от самых маленьких (11 мм) до самой высокой (10,5 метра) – спрятаны. Для них за главным органом сделан целый трехэтажный дом. Внутри — множество труб из сплава олова со свинцом (его называют органным металлом), но есть и деревянные. Хоть орган во многом механический, не обошлось без электроники — мотор помогает накачивать меха, благодаря которым появляется звук.
– Раньше для этого использовали лошадей или мальчишек, которые часами раскачивались на своеобразной качели и приводили меха в движение — такой средневековый фитнес, а заодно способ подзаработать, – делится титульный органист собора.
Чтобы органы функционировали исправно, в соборе ежедневно отслеживают температуру и влажность. А вот чистить их не нужно: во время постоянных концертов воздух сам выдувает пыль.
– Часто в соборе одновременно звучат два органа, но при этом играет лишь один органист — все это благодаря современным технологиям и оптоволокну под полом, – открыл тайну Евгений Авраменко. – Инструмент удивительный: на нем играют и руками, и ногами.
А для того, чтобы исполнить произведение, органисту нужно быть не только музыкантом, но и математиком, ведь это — комбинация регистров, ману-алов и т. д. Тембры тоже разные: от самого низкого, похожего на звук перфоратора, до самого высокого — почти ультразвука, который издают, к примеру, летучие мыши.
А самый маленький духовой орган находится в калининградской музыкальной школе им. Глиэра. Такой инструмент можно и дома поставить: размеров он меньше, чем пианино, да и звучит довольно тихо.

Шанс из соцсетей

Еще пять органов стоят в церквях. Истории их появления на нашей земле удивительны.
– Например, самый старый орган в Калининградской области — ему 111 лет – попал в католический собор Святого Адальберта на ул. Невского из Германии, причем абсолютно бесплатно. Однажды я увидел в соцсетях объявление о том, что прекрасный швейцарский орган отдают даром в хорошие руки. Все дело в том, что церковь в городке Бохум закрыли, здание отдали под дискотеку, а ставший ненужным инструмент хотели уничтожить. Такой шанс нельзя было упустить: в Германию поехало несколько наших специалистов — орган весом в 3,5 тонны разобрали и упаковали в 18 коробок. Перевезти их было непросто, еще сложнее – растаможить, а затем собрать заново. Впервые орган официально зазвучал осенью на международном католическом фестивале органной и камерной музыки имени Святой Цецилии, который мы провели уже в четвертый раз, – поделился историей Евгений Авраменко.
Подарком от общины в Германии стал орган в лютеранской церкви на проспекте Мира.
В римско-католический приход Святого Семейства на ул. Лесопильную в середине 1990-х в контейнерах приехал не только сам инструмент, но и деревянная церковь.
А для католического прихода в Знаменске инструмент построил Павел Чилин, один из двух органостроителей России. Впервые он зазвучал в сентябре 2017 года.
– Органов у нас в области будет становиться все больше, мы постоянно ищем новые инструменты, – поделилась планами Галина Шашкова, органный мастер Кафедрального собора.

В тему
Музыкальный салон в деревне
Недавно в нашей области появился частный музыкальный салон с органом. Его в своем доме в поселке Богатово открыла Екатерина Изранова. Екатерина Михайловна окончила Новосибирскую консерваторию, отработала в ней больше двадцати лет, а в 2007 году вместе с мужем – медиком, профессором Владимиром Израновым, переехала в Калининград. Как признается собеседница «СК», они всегда мечтали о собственном доме и не так давно перебрались за город, в небольшой поселок с одной улицей и десятком домов. Выкупили старое немецкое здание, восстановили его, а в одном из помещений сделали органный зал.
– Там восьмиметровые потолки, хорошая акустика. Конечно, мы поставили не большой духовой орган, а маленький современный электронный инструмент. Но он подключается к компьютеру и позволяет выбрать звук реальных органов, которые стоят в разных залах Европы, – рассказала Екатерина Изранова.
Еще в Калининграде она играла на тогда еще электронном органе католического собора Святого Адальберта, давала благотворительные концерты. Теперь же приглашает послушать знаменитые произведения Баха соседей и друзей.
– В детстве мне посчастливилось пожить в атмосфере русской усадьбы, так что знаю про нее не по книжкам. Мы с мужем решили создать собственное имение, вернуться к традициям: общаться, музицировать. Уверена, что при любых обстоятельствах можно сделать из своей жизни что-то доброе, делиться с людьми – и это то, что двигает нас вперед.

  • Кафедральный собор
  • Филармония
  • Евангелическо-лютеранская церковь
  • Римско-католическая церковь Святого семейства
  • Католический собор Святого Адальберта
  • ДМШ им. Глиэра
  • Светлогорск – частный органный зал компании «Макаров»
  • Гусев – католический приход Св. апостола Андрея
  • Знаменск – католический приход Скорбящей Божьей Матери

Кафедральный собор
3–6 января, 12.00 и 14.00,
7, 8 января, 14.00 – дневной
органный концерт;
3 января, 18.00 – рождественская программа, дуэт гуслей и органа;
5 января, 18.00 – музыка ба-рокко;
7 января, 14.00 – проект «Орган и…»: концерт органа и арфы;
7 января,18.00 – «Аve Maria».

Органный зал
компании «Макаров»
3 января, 16.00 – Праздничный вечер органной музыки;
4 января, 16.00 – Рождественская фантазия;
5 января, 16.00 – Santa Lucia (Встречая Рождество);
6 января, 16.00 – Рождественское поздравление.

IMG_4893.JPG
В филармонии можно услышать исполнение солистки – японки Хироко Иноуэ

IMG_5621.JPG
Титульный органист Кафедрального собора Евгений Авраменко раскрывает гостям все тайны удивительного инструмента

IMG_8124.JPG
Главный орган Кафедрального собора в январе отметит десятилетний юбилей

4600.jpg
Органный зал в Светлогорске – единственный частный в России. Построили его в здании старой католической капеллы, которое перед этим восстановили

IMG_5144.JPG

Калининградцы спасли от гибели и приютили в католической церкви 111-летний орган из Германии

Органная столица России: исполнилось 10 лет органу Кафедрального собора в Калининграде

Органная столица России: исполнилось 10 лет органу Кафедрального собора в Калининграде

В последнее время все чаще звучит фраза «Калининград — органная столица России». Почти 20 лет (с 1999) в Калининграде проводится конкурс им. М.Таривердиева, на который каждые два года съезжаются органисты со всего мира: молодые — в качестве участников, маститые — как члены жюри. С 2011 в городе ежегодно проходит фестиваль «Орган +».

По городскому рейсовому маршруту № 5 курсирует «музыкальный» трамвай: звучит музыка Баха, Моцарта, Чайковского, Таривердиева, пассажиров окружают фотографии знаменитых музыкантов…

Во многих кирхах города столетиями звучит органная музыка, а в кирхе Святого Семейства вот уже 55 лет работает Калининградская областная филармония, в афише которой органные концерты занимают заметное место.

На острове Канта

Органный центр Калининграда — грандиозный Кафедральный собор на Острове Канта. Его история восходит к середине XIV века: днем рождения собора считается 13 сентября 1333. Здание пережило немало драматических страниц, а в ночь с 27 на 28 августа 1944 при налете английской авиации собор сильно пострадал: внутри все выгорело, частично обрушились своды, не уцелел и орган.

Восстановление Собора началось лишь в начале 1990-х под руководством Игоря Одинцова, в 1992 создавшего и возглавившего предприятие «Кафедральный собор». В 2005, в дни празднования 750-летия города, было принято решение о строительстве органа, и уже в 2006 зазвучал хоровой орган, а спустя два года — большой концертный. Вместе они составили уникальный органный комплекс: более 8000 труб и 122 регистра.

В январе 2017 года генеральным директором Кафедрального собора стала Вера Таривердиева — президент Благотворительного фонда имени М. Таривердиева.

Территория музыки

Вера Таривердиева: «Кафедральный собор на Острове Канта уникален по своей красоте и значению как культурный центр города. Здесь концентрируется многовековая история, хранится множество тайн, которые продолжают открываться и в наши дни. Недавно художник Кафедрального собора Владимир Челикин обнаружил на Острове фрагмент скульптуры заалтарного пространства.

Это территория истории, культуры, философии. Здесь похоронен Кант. И, конечно, территория музыки. Все это привлекает людей со всего мира. Они слушают музыку и выходят из Собора в совершенно особом, возвышенном настроении и состоянии. Собственно, для этого музыка и существует.

Фестивали «Орган+», «Территория мира — территория музыки», Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева, Органные ассамблеи, музыкальные программы для детей, несколько концертов ежедневно — это будни Кафедрального собора и его органа, который звучит почти круглосуточно.

Здесь лучший инструмент в стране, самый большой в России, с богатейшими возможностями: это признают органисты со всего мира, которые сюда приезжают. В Калининграде много раз выступал Г.Я. Гродберг, которому посвящен филармонический фестиваль «Бахослужение», а Калининградская филармония учредила премию его имени на нашем конкурсе. Появились свои органисты: выпускник Московской консерватории Евгений Авраменко и выпускник Санкт-Петербургской консерватории Мансур Юсупов выиграли конкурс и стали титулярными органистами собора. Сегодня у них уже есть ученики.

Е. Авраменко инициировал «Органные ассамблеи», которые мы преобразуем в международные с участием выдающихся профессоров и исполнителей. В этом году у нас были Мартин Шмединг, Даниэль Зарецкий, Алексей Шмитов».

Юбилей органа

В 2018 орган Кафедрального собора отмечает 10-летие. Главным событием юбилейного года стал масштабный фестиваль «Орган+», который открылся 13 января, под Старый Новый год, премьерой Увертюры для двух органов и литавр А. Чайковского (идея произведения принадлежит В. Таривердиевой). В честь «юбиляра» в тот вечер играли 10 органистов из разных стран.

В течение нескольких месяцев шли концерты, в которых выступали мультиинструменталист А. Шилклопер, виолончелист и органист А. Князев, балалаечник Д. Пенюгин, ансамбль ранней музыки “Insula Magica”, Московский камерный хор В. Минина. В июне из Третьяковской галереи привезли картину В. Поленова «Московский дворик», которая целый месяц украшала сцену Собора.
Фестиваль завершился грандиозным органным марафоном. Он стартовал днем 30 сентября и закончился после полуночи 1 октября, в первые часы Дня музыки: семь концертов, 10 часов, 149 музыкантов из России, Армении, Польши и Японии. В каждой из семи программ участвовали семь органистов: Е. Авраменко, Х. Иноуэ, М. Юсупов, Д. Ихина, Д. Маханьков, Т. Гланц, А. Алексеева. Все они — лауреаты и дипломанты международных конкурсов, в т.ч. Конкурса имени М. Таривердиева.

Программы были на любой возраст и вкус и прошли при полном аншлаге.
«Болезнь куклы»: в переложении для органа прозвучали «Детский альбом» Чайковского и «Альбом для юношества» Шумана.
«Вокруг Баха» — музыка Баха, Свелинка, Генделя, Куперена, Моцарта.
«Вера, Надежда, Любовь» — 30 сентября, в День памяти святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (и день ангела художественного руководителя фестиваля Веры Таривердиевой) звучали сочинения Рахманинова, Свиридова, Янченко, Буцко, Таривердиева.
«Vox Humana» – «Голос человеческий»: в сопровождении органа солисты МАМТа им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая (сопрано) и Дмитрий Зуев (баритон) исполнили арии из опер Генделя, Глюка, Джордани, Кальдары, Каччини.
«Музыка старого Кенигсберга»: в этой программе были представлены произведения И.Ф. Рейхардта, Э.Т.А. Гофмана, О. Николаи (все эти композиторы родились в Кенигсберге), Р. Вагнера и даже императора Фридриха II, которые здесь бывали.
«2+2=?» — программа, в которой орган встретился с дудуком (Г. Дабагян), бандонеоном (А. Степаненко), флейтой (К. Авраменко), японскими народными инструментами сякухати и семисен (ансамбль «Хиде-Хиде»).
«Оркестр вступает в полночь» — заключительная программа, в которой на сцену Собора вышли все участники марафона и Калининградский областной симфонический оркестр.

Вырастить дерево

«Я понимаю, что только орган не может привлечь всех, а мне всегда хочется вовлечь в музыку абсолютно всех, — продолжает В. Таривердиева. — Музыка — это не просто исполнение, а создание своего текста, послания, которое возникает через необычные программы, необычные сочетания. Музыка должна жить разнообразно — в союзе с историей, живописью, поэзией, философией, кино. У нас появился фестиваль «Территория мира — территория музыки», который мы проводим благодаря поддержке Министерства культуры.

Есть и «Территория кино» — фестиваль, который проводится при поддержке консульства ФРГ, Института Гете. Теперь он открывается в Кафедральном соборе, где немые фильмы идут в сопровождении органа. Например, Е. Мельникова своими импровизациями озвучивала фильм «Броненосец Потемкин», а французский органист Ж.Б. Дюпон сопровождал фильм «Метрополис».

В прошлом году в Кафедральном соборе впервые отметили Всемирный День философии — специальной музыкально-лекционной программой «МузыКАНТЫ на острове Канта». Ремесло экстаза». Пересечение музыки и философии, концерты, лекция, творческая встреча, фотовыставка — и все это под «присмотром» гения места, великого Иммануила Канта. В этом году Собор продолжит свою музыкально-философскую традицию.

По моим наблюдениям, чем неожиданней и провокативней идея, тем ярче интерес публики. Мне бы хотелось вырастить настоящую музыкальную публику в этом городе. Вовлечь ее в музыкальный процесс непросто. Не хватает и «фундамента»: в городе нет музыкального вуза. Но я надеюсь, что когда-нибудь Калининград станет одним из самых музыкальных городов России. Органная жизнь активно развивается, потому что здесь давние органные традиции. Это наш корень. А там, где есть корень, обязательно вырастет дерево».

Ольга Васильева
Фото Юлии Алексеевой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *