Царицыно кто построил и кому принадлежал
Перейти к содержимому

Царицыно кто построил и кому принадлежал

  • автор:

Царицыно

Над строительством этого ансамбля трудился сначала Василий Баженов, а затем Матвей Казаков. Он так и не был завершен, став «яблоком раздора» между императрицей и архитектором. Но это не помешало Царицынскому парку стать единственным в мире дворцовым комплексом в стиле псевдоготики.

Царицынский дворец, фото 2016 года

Местность на территории современного Царицыно известна с конца XVI века как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Тогда здесь стояло село Богородское. Но в смутное время от него остались только каскады прудов.

Вскоре у этих мест появилось новое имя — Черная грязь. Люди верили, что здешние источники и грязи помогают справиться с любым недугом, поэтому земли недолго пустовали. В 1633 году Черная грязь перешла во владение б Яр Стрешневых, родственников супруги Михаила Романова. А по окончании Прутского похода в 1714 году Петр I подарил эти земли молдавскому князю Дмитрию Кантемиру за помощь в борьбе с Турцией. Новый владелец в 1722 году на месте деревянной церкви поставил каменный однокупольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и построил деревянный дворец в китайском вкусе.

Но слухи о целебных грязях дошли и до Екатерины II. Очарованная красотами этой местности весной 1775 года она купила деревню Черная грязь. Императрица заплатила за усадьбу 25 000 рублей, хотя князь Кантемир готов был отдать ее за 20 000.

Мое новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет…
Представьте берег, покрытый большим лесом, и ее величество с лакеем, переезжающую ручей на пароме. Перед нею низменность, покрытая кустарником, где вы поместите фазаньи клетки, прудок, оканчивающийся плотиной, осененный высокими ивами, и между ними открывается еще более значительный пруд, которого один берег, крутой, занят разбросанными по нем маленькими деревеньками, а другой, с незаметным склоном, представляет вашему взору поля, луга, букеты лесов и отдельные деревья; налево от плотика тинистый ручеек зарос лесом, который постепенно возвышается амфитеатром. Ну, представьте же себе все это, и вы будете в Царицыне…

Вскоре Екатерина отправилась осматривать поместье. Князь Потемкин приложил немало усилий, чтобы оно произвело на императрицу хорошее впечатление: на прудах устроили пристани, в глубине парка поставили шалаш, где подали полдник, крестьянские девушки в ярких сарафанах водили хороводы, юноши соревновались в силе и ловкости, специально отобранные косари-молдаване в косоворотках косили траву, а бабы и девки сгребали сено. Вечером на прудах устроили фейерверк. Екатерина была довольна.

Парк Царицыно

Императрица заказала Василию Баженову проект подмосковной увеселительной резиденции. Она высказала несколько пожеланий: постройка в мавританском или готическом стиле и пейзажный парк.

В начале 1776 года проект был готов. Баженов старался сохранить существующий ландшафт, разделив усадьбу на дворцовую, садовую и парковую зоны. Он запланировал строительство целого городка: в центре разместил 5 дворцов для Екатерины и ее сына Павла с семейством, а вокруг них — россыпь построек для придворных, домиков для прислуги, павильонов. Ансамбль дополняли мосты, декоративные строения и Кухонный корпус. Проект строился по принципу «поэзии геометрии» — из разнообразных геометрических фигур: шести и восьмигранные павильоны, полукруглый Малый дворец, квадрат со скругленными углами Кухонного корпуса. При этом главный дворец состоял из трех самостоятельных корпусов: центрального с парадными залами (Большой Кавалерский корпус), правого и левого с личными покоями императрицы и наследника.

Екатерина II одобрила проект Баженова, и уже в мае 1776 года началось строительство. Но уже к концу года возникли сложности со стройматериалами и финансированием. В результате строительство растянулось на 10 лет вместо запланированных трех. Чтобы не останавливать работы, Баженов брал кредиты на свое имя и вел стройку за свой счет. Из-за этого архитектору пришлось продать дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой. Но все равно к 1784 году на Баженове числилось 15 000 рублей долгов.

Я со всеми моими собранными силами и ревностию, чтобы угодить монархине нашей рвался, мучился и построил весьма много, в обоих порученных мне местах. Но что же теперь со мною делается: получено только денег сначала в марте пятьдесят тысяч, коими кое-как удовольствованы были поставщики и подрядчики. Взойдите, милостивый государь: возможно ль столь огромное здание строить столь малыми деньгами… Штукатуры с триста человек… ряжены по контракту за 8450 рублей, а выдано им только 2450 рублей, но, когда они получат шесть тысяч рублей, еще неизвестно. Сим бедным надо идти по домам своим — что они принесут женам и детям!…
Бедные плотники, кузнецы, печники, столяры, и всякие другие мастеровые все терпят. Но и я принужден занять на себя еще пять тысяч рублей и те все истратил на крайние надобности по строению. Со всем тем еще приступают, просят и мучить будут поставщики, да и все не отступают и не дают нигде мне прохода… моего терпения более нету: я принужден буду бежать из Москвы к вам; оставлю жену, детей в болезни, из коих сына одного уже и похоронил на сих днях.

За время строительства Царицыно архитектор написал много писем с мольбой о выделении финансирования. Недостающую сумму все-таки выделили, и все запланированные постройки, кроме Конюшенного корпуса и башни с часами, были завершены. Начались отделочные работы.

В первых числах июня 1785 года Екатерина II приехала в Москву и отправилась осмотреть Царицыно. Вердикт императрицы был суров: здесь невозможно жить, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Она приказала все уничтожить и разработать новый проект главного дворца. Баженова от строительства отстранили, а новым архитектором назначили его ученика Матвея Казакова.

Исследователи полагают, что истинными причинами отстранения Баженова стали его принадлежность к масонам и тайные контакты с цесаревичем Павлом. В 1784 году архитектор прошел обряд посвящения по поручительству Н.И. Новикова и выполнял роль посредника между московскими масонами и Павлом. Попутно Баженов зашифровал масонские эмблемы в декоре Царицынских построек, поэтому Царицыно называют «архитектурным справочником» масонской символики XVIII века.

Но в 1785 году императрице донесли о деятельности московских масонов, и она решила пресечь это на корню. Также в одинаковых дворцах для нее и цесаревича Павла Екатерина увидела намек на узурпацию российского престола. Но это лишь одна из тридцати версий случившегося.

Памятник строителям Царицыно

В феврале 1786 года Казаков подготовил новый проект Большого дворца. Он попытался сохранить выбранный Баженовым стиль, но сделал дворец доминирующим элементом застройки. Императрица проект одобрила.

Все это время Баженов пытался вернуть расположение Екатерины и даже разработал новый проект. Но второго шанса архитектору не дали, и в январе 1786 его на год отстранили от должности для поправления здоровья. Для Баженова вторая после неосуществленного проекта Кремлевского дворца грандиозная неудача стала причиной душевного кризиса. К должности придворного архитектора при Екатерине он так и не вернулся.

В марте начали разбирать покои Екатерины и цесаревича Павла. А в конце 1780-х императрица потеряла интерес к своей подмосковной затее и перестала выделять деньги на строительство. На завершении ансамбля настаивал лишь Григорий Потемкин. В 1790 году строительство остановилось из-за русско-турецкой войны, а в октябре 1791 года умер Потемкин.

В 1793 Екатерина II предприняла попытку достроить Царицыно и приказала наполовину построенный дворец уменьшить на один этаж. А в ноябре 1796 императрица скончалась. К тому времени строительство Большого Царицынского дворца завершилось вчерне, и здание покрыли временной крышей. Начались отделочные работы: 17 помещений дворца имели паркетные полы и отделку потолков. В остальных постройках отделкой еще не занимались.

Парк Царицыно

Павел I посетил Царицыно в марте 1797 года и приказал остановить работы. Больше строительство не возобновили, и во дворце так никто и не жил.

Недострой быстро пришел в запустение, и уже в начале XIX века постройки начали разрушаться и зарастать зеленью. Только Иван Еготов завершил формирование пейзажного парка: поставил на месте нескольких деревянных каменные павильоны и беседки, устроил аллеи и мостики, насыпал искусственные острова на Царицынских прудах, приспособил некоторые баженовские строения под чайные домики. Это сделало Царицыно популярным местом пикников и прогулок.

В 1860 году императорская семья обнаружила, что содержание усадьбы Царицыно не приносит доходов. Ее передали в Департамент уделов. Парк хотели продать, но покупателей не нашлось. Тогда часть царицынских земель отдали в аренду под дачи. Но если некоторые здания арендаторы хотя бы иногда ремонтировали, то состояние бесхозных дворцовых построек только ухудшалось. В 1880 году на Большом Царицынском дворце частично обрушилась крыша. Тогда ее окончательно разобрали, а здание законсервировали.

21 июля 1927 года в здании Третьего Кавалерского корпуса открылся музей Царицыно. Но уже в 1930 его переименовали в «Ленинский краеведческий музей садово-огородного района», а в 1937 году закрыли. В Хлебном доме в начале 1920-х годов стихийно возникли коммуналки. Они просуществовали до 1970-х. А храм в Царицыно закрыли еще в 1939 году. В его здании устроили трансформаторную подстанцию.

В 1936 появился проект приспособления усадьбы под дом отдыха, но помешала Великая Отечественная война.

Парк Царицыно до реставрации

В феврале 1984 года Царицынский ансамбль передали в ведение Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР. В 1993 его переименовали в Государственный музей-заповедник «Царицыно».

Началась научная реставрация усадьбы. А в 2004 году музей-заповедник перешел в ведение города, и в Царицыно развернулись работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции ансамбля и парка.

Это вызвало много споров и критики, особенно в отношении крыши, которая при Казакове напоминала «крышку гроба». Тем не менее, восстановленный дворцово-парковый ансамбль Царицыно стал очень популярным и с ноября 2007 года работает круглосуточно. Также в Царицыно есть поющий фонтан, а в теплое время курсируют экскурсионные электромобили.

Парк Царицыно

В ансамбле парка доминирует Большой Царицынский дворец. Сейчас там музей. О назначении остальных построек нам остается только догадываться, так как это нигде не описано.

Три здания называются «Кавалерскими корпусами». Они появились в XIX веке, и уже тогда их назначение было неясным. Постройки раскрывают смысл баженовской «поэзии геометрии»: круглый зал Третьего Кавалерского корпуса выходит наружу в виде полуротонды, Второй Кавалерский корпус восьмигранный, а маленький Первый Кавалерский корпус построен углом.

Хлебный дом (Кухонный корпус) получил название по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой на фасаде. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль). «С» имеет форму калача, а «Х» напоминает скрещенные линейки — масонский символ. Площадь Хлебного дома более 4 000 м 2 , так как в цокольном этаже планировалось разместить погреба и ледники. Сейчас здесь выставочный зал.

Галерею между Хлебным домом и Большим дворцом Баженов построил в 1784-1785 годах. Она не несет никакой функциональной нагрузки. Некоторые считают, что галерея связывала Кухонный корпус и дворец (например, для подачи блюд к столу), но в зданиях нет и никогда не было выходов на галерею.

В документах Баженова есть «Дворец напротив боку садового». Он же — «Средний дворец» или «Оперный дом». Последнее название появилось в XIX веке и связано, вероятно, с планировкой здания. Но несмотря на это, музыка там никогда не звучала. Лишь после реставрации в здании стали проводить концерты.

А вот Малый дворец предназначался под личные покои императрицы. Площадь этого здания с вензелем Екатерины II невелика — около 200 м 2 .

Большой мост задумывался как парадный въезд. Но его строительство было непростым делом, так как в этом месте оказалось огромное количество ключей. Они размывали грунт, поэтому пришлось поставить мост на сваи.

Для въезда со стороны Шипиловских прудов поставили Фигурный мост. Он напоминает готическую стену с башнями.

Парк Царицыно

Возникновение самой романтичной царицынской постройки продиктовано модой начала XIX веков на сооружение в парках и садах искусственных руин. Но легенда связывает появление башни-руины с судьбой княжны Таракановой.

Когда Алексей Орлов по заданию Екатерины II отправился в Италию за княжной, с ним поехал художник. На Ионических островах он набросал несколько эскизов с развалинами древней крепости. После возвращения в Петербург рисунки попали к императрице, и она распорядилась построить в Царицыно руину с бельведером по одному из набросков. Но на самом деле башню построили по проекту Еготова намного позже.

Беседку «Храм Цереры» также построил Еготов. Там поставили статую богини плодородия с серпом и снопом колосьев в руках. Сноп позолоченных колосьев также увенчал купол беседки. Отсюда второе название — «Золотой сноп». Статуя Цереры пропала в середине XIX века, а в 1927 году на ее месте поставили скульптуру из подмосковной усадьбы Лукино. Но и она исчезла. Сейчас и беседка, и статуя восстановлены.

А павильон «Нерастанкино» Еготов поставил в 1803-1804 годах на смотровой площадке на холме у Верхнего пруда. На пруду также устроили искусственный остров с аркой-руиной. С начала XIX века за павильоном закрепилось второе название — Храм меланхолии. А название «Нерастанкино» обычно связывают с фразой «не расстанешься», имея в виду, что гостям трудно расстаться с красотами Царицыно.

Парк Царицыно

Инфографика: Царицыно

Говорят, что. . Царицыно трижды проклято. Соломония Сабурова, которая не могла подарить наследника своему мужу, прокляла род Глинской и деревню «Черная грязь» за то, что она стала второй женой Василия III, когда Соломонию насильно постригли в монахини.
Второе проклятье наложила дочь Дмитрия Кантемира Мария, когда Петр I насильно сделал ее своей любовницей и не позволял выйти замуж.
Третий раз Царицыно проклял отстраненный от строительства Баженов. Он обратился к молдавском колдуну Ионэ, который «посеял» на земле заговоренную соль. После этого долго здесь ничего не могли построить: пожары уничтожали здания, постройки рушились, а люди умирали раньше времени .

. после отставки от строительства Баженова изгнали и из масонской ложи. Не выдержав позора, архитектор повесился в одной из беседок Царицыно. Но на самом деле Баженов возвел еще несколько зданий при Павле I .

. на территории Царицыно сохранились курганы вятичей. Их поселение находилось на берегу речки Язвенки. Но то, что посетители парка видят сейчас (холмы со скульптурами богов и информационными стендами) — лишь стилизация .

. на даче в Царицыно Леонид Андреев познакомился со своей будущей женой Александрой Велигорской .

. есть в Царицыно и загадочные подземелья, связывающие гроты с островом русалок, и даже мост Троллей. Проходя по нему, можно услышать таинственные звуки. Много лет из уст в уста передают рассказ о пропавшей на мосту женщине, поэтому строго-настрого запрещают переходить по мосту ночью, чтобы не попасть в лапы троллям .

Царицыно на фотографиях разных лет:
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно до реставрации
  • Парк Царицыно до реставрации
  • Парк Царицыно до реставрации
  • Парк Царицыно до реставрации
  • Парк Царицыно до реставрации
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Павильон Миловида
  • Дворец Царицыно
  • Дворец Царицыно
  • Дворец Царицыно
  • Хлебный дом
  • Парк Царицыно
  • Парк Царицыно
  • Вид села Царицыно

А что вы знаете о парке и усадьбе Царицыно?

Царицыно. Трагическая история самой известной усадьбы Москвы

История создания Царицынской усадьбы связана с именем архитектора Василия Баженова. Этот талантливый зодчий не смог полностью реализовать практически ни один из своих грандиозных проектов. Усадьба «Царицыно» не стала исключением.

Василий Баженов. Фрагмент картины И. Т. Некрасова. 1770-е гг.

Статья по теме

Гнев и милость царицы

Василий Баженов родился в семье дьякона одной из придворных московских церквей. Мальчик с детства проявил талант художника и был замечен архитектором Дмитрием Ухтомским, который взял его в ученики. Позже он получил блестящее образование: был в числе первых учеников созданной в Петербурге Академии художеств, одним из первых был отправлен академией на обучение в Париж. По возвращении в Россию он был обласкан императрицей и начал разработку главного своего проекта — Кремлёвского дворца. Проект превосходил всё, что создавалось в Европе в то время, — и по грандиозности, и по невиданной смелости. Произошла церемония закладки дворца, была создана проектная модель, но дальше этого дело не пошло.

В 1775 году архитектору было поручено возведение праздничных павильонов на Ходынском поле, где должно было состояться празднование по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира в русско-турецкой войне. Постройки понравились Екатерине II, и вскоре Баженову было доверено строительство дворцового ансамбля в Царицыне. Молодой архитектор был окрылён идеей создания новой, особенной архитектуры, какой Россия ещё не видела.

По его идее, Царицынская усадьба должна была стать единым комплексом, в котором дворец императрицы также не был доминантой. К 1785 году строительство императорской резиденции было закончено, оставались внутренние отделки. Екатерина II решила сама ознакомиться с ходом строительства и прибыла в Москву. Заехав в Царицыно, она осмотрела резиденцию и практически завершённые дворцы и возмутилась: своды ей показались слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими. Она решила, что в них вообще невозможно жить. Баженов был отстранён от дальнейшего строительства, а создание нового проекта поручили его ученику, Матвею Казакову, что особенно ранило архитектора. Существует множество версий, почему Екатерине не понравился дворец. По одной из них, всему виной стали интриги и масонские связи архитектора, по другой — непокорный нрав Баженова и то, что он постоянно выходил за пределы сметы.

Природа Чёрной Грязи

Природное достояние усадьбы — одно из самых главных его сокровищ. Именно благодаря ему Екатериной II было выбрано это место для создания резиденции. Село Чёрная Грязь (так тогда называлось Царицыно) в разные времена принадлежало знатным родам — царице Ирине Годуновой, Стрешневым, Голицыным, Кантемирам. В мае 1775 года императрица Екатерина II посетила усадьбу Кантемиров, была очарована красотами этих мест и незамедлительно выкупила имение. Во время строительства Баженов не вносил серьёзных изменений в ландшафт, а скорее наоборот, вписывал строения в природное окружение. При создании парка ему помогали выписанные из-за рубежа садоводы, которые смогли создать гармоничный парк. В одном из писем 1784 года архитектор писал: «За девятилетнее время [с начала строительства усадьбы] Царицыно столь оделось приятными рощами и видами разных картин, что едва ли в самой Англии такое место найдётся». Каскад прудов с плотиной был создан здесь ещё при Василии Голицыне в конце XVII в. При нём же на одном из прудов был создан остров, который существует до сих пор.

Царицынские пруды были и остаются излюбленным местом московских рыболовов и уже давно обросли рыбацкими легендами. Так, Михаил Пыляев в статье «Старая Москва» в 1891 году писал: «В 1886 году здесь был пойман арендатором царицынских прудов большой осётр с серьгой в губе, пущенный ещё при Екатерине II». Вот как этот случай описал в своём «Московском фельетоне» г-н Курешин: «Когда приволокли в сетях осетра, арендатор был в восторге, но тут вмешался в дело окружной надзиратель. Имея в виду историческое значение осетра, надзиратель не позволил арендатору взять его, а предложил следующее: устроить для осетра особый судок, приставить для охраны стражу за счёт арендатора и хранить осетра, пока он, надзиратель, отрапортует в удельную контору, а контора снесётся с дворцовым ведомством и т. д., пока, словом, не воспоследует окончательное распоряжение высшего начальства. Подумав, арендатор почесал в затылке и отпустил осетра на все четыре стороны, а насчёт всего вышеизложенного был составлен длинный протокол, впрочем, не длиннее осетра, который был 2 аршина 11 вершков».

Романтические руины

В XIX веке казаковский Большой дворец, баженовские постройки перестраивались, разрушались, некоторые покрывались мхом, обрастали кустарниками. Пришедшая в упадок усадьба была настолько красивой и трогательно печальной, что появились легенды, согласно которым, Баженов специально не достроил дворец для внуков императрицы, чтобы им было удобней по нему лазать.

Парк Царицыно

К XX веку Царицыно окончательно пришло в упадок. Первые попытки сделать из усадьбы музей появились в 1960-м году. В середине 1970-х были готовы первые проекты, но из-за их сложности реставрация затянулась на годы. В 1990-е восстановительные работы шли крайне медленно из-за нехватки средств. К тому же многие не видели смысла полностью восстанавливать Царицыно из руин: воссоздать замысел Баженова было невозможно, а в самих руинах им виделся символ романтической эпохи, в которой жил архитектор. Однако после передачи комплекса в собственность города в 2005 году начались масштабные реставрационные работы, и через два года Царицыно было реконструировано полностью.

Сегодня Царицыно — не просто музей-заповедник, а огромный культурный центр. В здании большого дворца представлены выставки, посвящённые истории усадьбы, императрице Екатерине II, археологическим находкам, обнаруженным на территории парка. Здесь устраиваются художественные выставки, посвящённые как искусству старых мастеров, так и новейшим концептуальным течениям. «Царицыно» — крупнейшая концертная площадка в Москве, в залах Большого дворца и Атриуме Хлебного дома проходят концерты классической и джазовой музыки. Музей-заповедник «Царицыно» — популярный детский образовательный центр.

Кантемиры, род

Кантемиры, молдавский и русский княжеский род. Известен в Молдавском княжестве с XVI в. Наиболее известный представитель рода в XVII в. — Константин Фёдорович Кантемир (1627–1693), на службе у молдавского господаря (1664–1684), в 1685–1693 господарь Молдавского княжества. Его дети: Антиох Константинович (1671–1726, в 1695–1700 и 1705–1707 господарь Молдавского княжества) и Д. К. Кантемир.

После поражения русской армии в Прутском походе 1711 Д. К. Кантемир переселился c семьёй в Россию, где в 1713 наряду с другими имениями указом царя Петра I ему была пожалована Черногрязская вотчина. Его дети: от первого брака с Кассандрой Щербановной (Сергеевной) (урожд. Кантакузен, 1682–1713) — К. Д. Кантемир, Матвей Д. Кантемир, С. Д. Кантемир, А. Д. Кантемир, Мария Д. Кантемир. Его дочь от второго брака с Анастасией Ивановной Трубецкой (см. ст. А. И. Гессен-Гомбургская) ‒ княгиня Е. Д. Голицына.

После смерти в 1723 Д. К. Кантемира вопрос о его недвижимых имениях, в том числе о Черногрязской вотчине, остался открытым. В своём завещании, составленном в октябре-ноябре 1722, Д. К. Кантемир не назвал наследника своих имений, предоставив решать этот вопрос императору Петру I, исключив, впрочем, из их числа Матвея Д. Кантемира: «Из детей моих, а именно: Матвея, Константина, Сербана и Антиоха хочу и прошу, чтобы кроме Матвея, кто-нибудь из трёх наследником был, как указы повелевают, и от сих трёх лутчим рассуждаю сына Константина, а в уме и науках понеже меньшой мой сын от всех лучший, ежели впредь не в хуже переменится, намерен был в наследство его оставить: но и то прошу Вашего Величества, смотря их обхождение, как будут в законном росте, кого-нибудь их тех трёх, то есть Константина, Сербана, Антиоха по Вашего Величества рассуждению определить в наследство». Однако произойти это должно было не ранее, чем его сыновья «опробованы будут в науках и в других инструкциях, которые суть надобны Императору и государству». 11 октября 1723 после похорон Д. К. Кантемира его дети составили в имении Чёрная Грязь письмо к будущей императрице Екатерине Алексеевне с просьбой не оставить их «в сиротстве»: «не презри, всемилостивейшая государыня, но призри нас яко верных и вечных рабов, вспоминая верные родителя нашего службы». Однако в 1725 умер император Пётр I, а в 1727 ‒ императрица Екатерина I, не оставив распоряжений о наследстве Д. К. Кантемира. Вопрос оставался открытым до 1728. В июне этого года решением Вотчинной коллегии ¼ часть его имений, в том числе Черногрязской и Булатниковской вотчин, была «отказана» (отдана) его вдове Анастасии Ивановне Кантемир. После женитьбы Константина Д. Кантемира на дочери члена Верховного тайного совета князя Д. М. Голицына Анастасии решением Вотчинной коллегии и определением Верховного тайного совета в 1729 оставшиеся ¾ имения Д. К. Кантемира были «справлены» за Константином. После ареста в 1736 князя Д. М. Голицына братья Константина Матвей, Сергей, Антиох и сестра Мария оспорили решение Вотчинной коллегии. Тяжба длилась много лет и закончилась в середине 1750-х гг., т. е. когда в живых остались только два брата — Матвей и Сергей Кантемиры. В 1755 указом императрицы Елизаветы Петровны было «велено оным князьям Кантемирам [Матвею и Сергею. — ред.] владеть всем тем, что отцу их и брату было пожаловано». В 1757, «поговоря между собою», братья «полюбовно разделили» подмосковные имения: Матвею Д. Кантемиру достались село Чёрная Грязь, деревни Хохловка и Шайдрово, а С. Д. Кантемиру ‒ село Булатниково и деревня Орехово. После смерти Матвея Д. Кантемира единственным владельцем Чёрной Грязи стал С. Д. Кантемир. В 1775 он продал усадьбу императрице Екатерине II.

Род Кантемиров пресёкся со смертью внучатого племянника и полного тёзки Д. К. Кантемира — Дмитрия Константиновича (1749–1820), полковника, участника русско-турецких войн 1768–1774 и 1787–1791.

Лит.: Майков Л. Н. Княжна Мария Кантемирова // Pусская старина. 1897. № 1, 3, 6, 8; Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. СПб., 1895. Т. 1; Шимко И. И. Новые данные к биографии кн. А. Д. Кантемира и его ближайших родственников // Журнал Министерства народного просвещения. 1891. № 6; Дворянские роды Российской империи. М., 1996. Т. 3; Цвиркун В. И. Дмитрий Кантемир. Страницы жизни в письмах и в документах. СПб., 2010.

С. Г. Калинина, Т. Н. Смирнова

Стрешнев Л. С

Стрешнев Лукьян Степанович (?–1650), боярин (с 1634), ближний боярин (1646), государственный деятель, основатель Черногрязской вотчины. Из рода Стрешневых. Отец С. Л. Стрешнева и царицы Е. Л. Стрешневой. Приобрёл большое влияние после воцарения дочери. Стольник (с 1626), окольничий (с 1634). В 1633 за 75 рублей 8 алтын 2 деньги приобрёл четыре пустоши из состава дворцовых земель села Коломенское, в том числе пустошь Чёрная Грязь, на землях которой впоследствии появилось одноимённое сельцо, давшее название Черногрязской вотчине. В 1645 на церемонии венчания на царство своего внука царя Алексея Михайловича держал царский венец. Похоронен в Мещовском Георгиевском монастыре — родовой усыпальнице Стрешневых.

Лит.: Леонид, Архимандрит. Исследование о роде Стрешневых // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. М., 1872. Кн. 2. с. 10–18; Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1990. с. 392.

Стрешневы

Стрешневы, русский дворянский род; первые владельцы Черногрязской вотчины (1633–1672, 1682–1683). По родословной легенде XVII в., род происходит от «старобытных римских, а из Рима по выезде в Польшу — польских честных и славных родов». Родоначальником Стрешневых считается сын плоцкого стольника Якова Стрешевского — Дмитрий Яковлевич, который выехал в XV в. из Плоцкого воеводства Польши в Москву на службу к великому князю Ивану III Васильевичу. Более вероятна принадлежность Стрешневых к старым русским дворянским родам, мещовским или можайским.

Из первых представителей рода наиболее известен Иван Филиппович (?–1613), с 1577 участник Ливонской войны 1558–1583, думный дворянин (1606), воевода в Устюге Великом (1608–1610). Его сын Василий Иванович (?–1661), боярин, окольничий (1636), посланник в Речи Посполитой (1646), воевода сторожевого полка, участник Литовского похода 1654. Его племянник — Сергей Степанович (?–1627), воевода в Алексине (1615–1616) и Воронеже (1626–1627). Внучатые племянники И. Ф. Стрешнева — Л. С. Стрешнев, основатель и первый владелец (1633–1650) Черногрязской вотчины; Фёдор Степанович (?–1647), участник избрания на царство Михаила Фёдоровича Романова на Земском соборе 1613, осадный голова в Лихвине (1615–1617), окольничий (1634).

Особое влияние Стрешневы приобрели после венчания Е. Л. Стрешневой и царя Михаила Фёдоровича (1626). Боярами стали отец царицы Л. С. Стрешнев, её брат С. Л. Стрешнев, владелец Черногрязской вотчины в 1650–1666, а также её дядя Ф. С. Стрешнев, ставший одним из крупнейших землевладельцев, и двоюродный брат И. Ф. Стрешнев, владелец Черногрязской вотчины в 1682–1683.

Известен также Тихон Никитич (1649–1719), стольник (1668), дядька (воспитатель) царевича Петра Алексеевича (будущий царь Пётр I), окольничий (1682), руководитель Разрядного приказа (с 1690) и Приказа Большого дворца (с 1697), московский губернатор (1709–1711), один из первых сенаторов (с 1711).

В 1802 род Стрешневых пресёкся, право носить их фамилию передано одной из ветвей рода Глебовых, представители которой стали именоваться Глебовыми-Стрешневыми. В 1864 бездетный последний мужской представитель этого рода Ф. П. Глебов-Стрешнев передал свою фамилию мужу племянницы — князю М. В. Шаховскому, в результате чего супругам было разрешено именоваться князьями Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми.

Лит.: Долгоруков П. Российская родословная книга СПб., 1857. Ч. 4. с. 411–415; Лихачев Н. П. Разрядные дьяки XVI века. СПб., 1888. с. 219; Леонид, Архимандрит. Исследование о роде Стрешневых // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. М.,1872. Кн. 2. С.10–18; Бобринский А. Дворянские роды, внесенные в Общий Гербовник Всероссийской Империи. СПб., 1890. Ч. 1. С.645–646.

История

Государственный музей-заповедник. Дворцово-парковый ансамбль. Парк-музей. Территория мечты и фантазии. Оранжереи. Пруды. Курганы. Романтические аллеи и уединённые беседки. Выставки русской скульптуры и европейской живописи. Экскурсии и мастер-классы. Концерты и фестивали. Истории и загадки. Всё это — Царицыно.

Жемчужина музея — грандиозный дворцовый комплекс XVIII века. Его строят как загородную резиденцию для Екатерины II. Более двадцати лет над постройкой трудятся выдающиеся русские архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков. После смерти императрицы все работы прекращаются. Живописный парк превращается в место загородных прогулок москвичей. Во второй половине XIX века вокруг руин возводится дачный посёлок. Он быстро набирает популярность – особенно среди писателей и художников. В 1927 году в Царицыне создается краеведческий музей. В 1984 году большинство исторических зданий передают Музею декоративно-прикладного искусства народов СССР. А в 2007 году здесь официально открывается полностью отреставрированный дворцово-парковый ансамбль.

От вятичей до Кантемиров

Примерно 4 000 лет назад на месте будущего музея стоит поселение бронзового века. Здесь живут высокие люди с несколько удлиненными лицами. Они пасут коров и делают керамические изделия с узорами «зигзаг» и «ёлочка». Через пару тысячелетий их сменяют деловитые мужчины и женщины железного века. Они говорят на финно-угорских языках. Затем в Царицыно приходят вятичи. Они живут в землянках. Почитают языческих богов и носят яркие украшения. Умерших вятичи хоронят в курганах: их до сих пор можно видеть на территории парка как память о тех далеких и таинственных временах.

С XVII века будущая территория парка-музея «Царицыно» — местность под названием Черная Грязь принадлежит в основном русским царям или их фаворитам. Здесь строит хоромы боярин Стрешнев — тесть первого русского царя Михаила Романова. Царь Алексей Михайлович приписывает Черную Грязь к своей подмосковной резиденции Коломенское. Затем она достаётся Василию Голицыну – фавориту царевны Софьи – и его сыну Алексею. Голицыны с размахом строят себе новую усадьбу — трехъярусные хоромы с галереями. Оформлением занимается целая артель художников. В хоромах царит «разноцветье». Дом окружен березовой рощей и плодовым садом.

После государственного переворота и воцарения Петра I Голицыны отправляются в ссылку. Петр дарит Черную Грязь своему союзнику в русско-турецкой войне — молдавскому правителю Дмитрию Кантемиру. Тот выстраивает новый дом (как описывает его один из гостей) «на китайский манер, с отлогими крышами на два ската, с галереями, по которым можно ходить перед окнами вокруг всего строения, и со многими маленькими башнями, со всех сторон открытыми и обтянутыми только парусиною для свежести воздуха и защиты от солнца. Он весь деревянный, но так как раскрашен и стоит на высоком месте, то издали кажется великолепным».

Проект Екатерины II

В 1723 Черная грязь достается сыновьям Кантемира. Кроме великолепных деревянных построек здесь теперь два плодовых сада и оранжерея с экзотическими фруктами. Повсюду царит атмосфера сельского покоя. Именно в таком виде застает Черную Грязь императрица Екатерина II. Весной 1775 года она прогуливается по окрестностям с сыном и невесткой. Усадьба Кантемиров и живописные пейзажи приводят ее в восторг. Сделка совершается всего за неделю. В конце мая 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. Тем же летом выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.

Летом 1775 года Екатерина II неоднократно посещает новое имение вместе с Григорием Потемкиным. Придворный архитектор Василий Баженов получает приказ заняться проектированием и постройкой новой императорской резиденции «во вкусе готики». Баженов понимает «вкус готики» как сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для построек используются кирпич и белый камень — как в старину. В плане пять дворцов для императрицы и ее семьи. Целая россыпь построек для свиты и прислуги. Павильоны и декоративные сооружения. При этом все здания разной геометрической формы и гармонично вписываются в существующий ландшафт. Архитектор старается сохранить исторический вид и красоту старого парка.

Екатерина II утверждает проект. С 1776 по 1785 годы в Царицыне кипит работа. Но идет она трудно: проблемы с финансированием и стройматериалами заставляют Баженова постоянно писать письма чиновникам и брать кредиты под собственное имущество. 3 июня 1785 года Екатерина бегло инспектирует несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Работой она недовольна. Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими. Однако (как считают некоторые исследователи) истинная причина недовольства Екатерины — в фигуре самого Баженова. Архитектор тесно общается с масонами и переписывается с руководителем московской ложи Новиковым. Новиков же выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу. Императрица усматривает во всех этих действиях заговор и решает покончить со всеми его фигурантами разом. Баженов отстраняется от должности. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову. Тот полностью разбирает уже готовый Главный корпус и возводит на его месте новый дворец с замковыми крышами и башнями. Но процесс идет медленно: финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин. А в 1796 году умирает и сама Екатерина II. Работа останавливается.

Парк и дачный поселок

В начале XIX века благоустраивается парк. Появляются каменные павильоны. Царицыно становится излюбленным местом гуляний — что-то вроде пригородного парка культуры и отдыха. Корпуса переоборудуются под кофейный дом и гостиницу. В павильонах можно пообедать и выпить пива. В 1860 году император Александр II принимает выгодное решение — сдавать ветшающие дворцовые корпуса и земельные участки в аренду. С этого момента в Царицыне начинается длительный период дачной застройки. Здесь отдыхают писатели и художники. Композиторы и артисты. К концу XIX века Царицыно превращается в благоустроенный и престижный дачный поселок.

Поселок Ленино

После Октябрьской революции Царицыно с прилегающими к нему территориями переименовывается в поселок Ленино. Начинается конфискация дач. В старинных постройках устраиваются коммунальные квартиры. В 1927 году – к 10-летию Октябрьской революции – в одном из корпусов открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он пользуется популярностью: ежегодно более 20 тысяч граждан приезжают посмотреть на коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей. Но в 1930-е годы музей переименовывают в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района. Характер экспозиции резко меняется в сторону демонстрации сельскохозяйственных достижений. Место портретов и канделябров занимают макеты тракторов и плугов. Проводятся выставки «День урожая» и «Весенняя посевная кампания». Музей быстро теряет популярность у публики – и его закрывают. В 1936 году Моссовет предлагает устроить во дворце и других корпусах дом отдыха. Однако эти планы не сбываются: начинается война.

Жители поселка строят рубежи обороны. Между курганами замаскирована зенитная установка. Над руинами екатерининских корпусов парят немецкие самолеты. Несколько бомб падают возле старинных павильонов. В крышах дач появляются пробоины. Вокруг Большого дворца местные жители устраивают огороды: выращивают морковь и капусту. Место цветников занимают картофельные гряды.

В послевоенные годы здания царицынского ансамбля занимают райисполком и районный архив. Клуб и музыкальное училище. В конце 1960-х годов начинается массовая застройка района Орехово-Борисово: коммуналки в старых дачах расселяют. Вокруг Царицынского ансамбля устанавливается охранная зона площадью более 1000 га.

Музей ДПИ и реставрация

В 1984 году в Москве открывается Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Стараниями его первого директора – художника Ильи Глазунова – Царицынский ансамбль со всеми постройками переходит в ведение музея (в начале 1992 года комплекс переименовали в Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»). Тогда же в мастерских «Моспроекта-2» готовится масштабный проект реставрационных работ. В 1986 году Министерство культуры СССР подписывает договор на производство этих работ с польским государственным предприятием «Мастерские по реставрации памятников старины». С 1987 по 1995 год идут работы по восстановлению старинных зданий: российские и польские мастера восстанавливают почти все — остаются нереставрированными лишь Большой дворец и Хлебный дом. Парк и павильоны также нуждаются в благоустройстве. Эти работы ведутся с 2005 по 2007 годы. Проект реконструкции разрабатывают все те же мастерские «Моспроекта-2».

2 сентября 2007 года официально открывается реконструированный дворцовый комплекс «Царицыно». С этого момента памятник получает новую жизнь.

Руководители музея

Илья Сергеевич Глазунов (10 июня 1930 года — 9 июля 2017 года)

Со 2 июля 1981 возглавлял дирекцию по формированию музея декоративно-прикладного искусства народов СССР. С 1984 по 10 марта 1986 года — директор Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (ГМДПИ СССР , впоследствии — Государственный музей-заповедник «Царицыно»).

Народный художник СССР (1980). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (2010).

Профессиональный живописец и график, член Союза художников СССР, Илья Сергеевич Глазунов широко известен как художник, преподаватель Художественного института имени В.И. Сурикова и руководитель работ по воссозданию интерьеров Большого Кремлёвского дворца (1996–1999) и ряда других проектов.

После создания ГМДПИ СССР именно Глазунов выбрал для его размещения Царицыно, где были начаты масштабные реставрационно-восстановительные работы, основанные на новой концепции использования дворцового ансамбля.

Музей приравняли к научно-исследовательскому институту. Глазунов определял политику комплектования фондов в соответствии со своими идеями презентации народной культуры национальных республик СССР, которые были основаны на историко-этнографическом подходе. Оставил пост директора после создания по его инициативе Российской академии живописи, ваяния и зодчества, которую бессменно возглавлял с 1987 года.

Виктор Григорьевич Окин (р. 29 января 1945 года)

Историк, заведующий отделом хранения фондов, временно исполнял обязанности директора с 11 марта по 13 июля 1986 года.

Николай Николаевич Седов (р. 27 апреля 1930 года)

Директор Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (ГМДПИ СССР) с 14 июля 1986 по июнь 1987 года.

Главный художник Федоскинской фабрики миниатюрной живописи.

Виталий Серафимович Манин (26 февраля 1929 года — 22 апреля 2016 года)

Занимал должность заместителя директора музея по науке с 5 мая 1987 года по 4 апреля 1988 года. С 6 июня по 25 декабря 1987 года фактически руководил музеем: подписывал основные документы, управлял внутренними процессами.

Советский и российский искусствовед. Автор многих книг по истории русского и советского искусства, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР. В.С. Манин был идеологом популяризации и изучения дворцово-паркового ансамбля Царицына в контексте русской истории. Пригласил в штат авторитетных искусствоведов,

учредил два основных научно-хранительских подразделения музея: архитектурно-парковый отдел и отдел декоративно-прикладного искусства народов СССР. Последний был позже разделён на сектора по территориально-региональному принципу. Выдвинул идею формирования коллекции предметов искусства XVIII века, то есть эпохи возникновения царицынского архитектурного ансамбля. Автор идеи создания сектора изучения современного русского искусства (создан в 1993 году).

Всеволод Иванович Аникович (20 июня 1925 года — 22 февраля 2016 года)

Директор музея с 25 декабря 1987 по 18 декабря 2001 года.

Участник Великой Отечественной войны, генерал-майор Советской армии, заслуженный деятель культуры Белорусской ССР (1968), заслуженный работник культуры РCФСР (1979), заслуженный деятель культуры Республики Польша (1987). Награждён многочисленными орденами и медалями (в том числе за боевые заслуги) СССР, Российской Федерации и стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

В период его руководства в феврале 1992 года Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР был преобразован в Государственный историко-архитектурный художественный и природный музей «Царицыно», а в ноябре 1993 года получил современное название – Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник «Царицыно».

Всеволод Иванович много усилий уделял архитектурному комплексу: обеспечивал реставрацию и введение в эксплуатацию дворцов и других сооружений, построенных в Царицыне по проекту В.И. Баженова. Во вновь отреставрированных зданиях впервые были открыты музейные экспозиции. Но еще в 1988 году в Выставочном зале Красногвардейского района (ныне — галерея «На Каширке») состоялась первая в Москве выставка произведений искусства из собрания ГМДПИ народов СССР. В 1994 году царицынский музей впервые распахнул двери для посетителей: в отреставрированном Втором Кавалерском корпусе открылась экспозиция «Из художественных коллекций музея-заповедника “Царицыно”». В 1997 году в Среднем и Малом дворцах также открылись выставки.

В.И. Аникович добился для музея статуса заказчика реставрационных работ, что определило строго научную реставрацию принадлежащих «Царицыну» архитектурных памятников. Территория ансамбля была обеспечена всеми инженерными коммуникациями. В 1988 году была создана собственная археологическая служба музея. Началась активная экскурсионная и лекционная деятельность, стало развиваться направление музейной педагогики (были разработаны программы для детей по рисованию, археологии, истории). С 1997 года «Царицыне» стали проходить концерты. В 1993 году началось регулярное издание сборников научных работ музейных сотрудников.

Для хранения фондов музея был выделен объект гражданской обороны.

В тяжёлые годы экономического и политического кризиса В.И. Аникович не только сохранил музейных сотрудников и царицынские коллекции, но и способствовал дальнейшему развитию музея: пополнению фондов, созданию новых коллекций, проведению экспозиционно-выставочной работы и разноплановых научных исследований. Благодаря Всеволоду Ивановичу в музей стали приходить на работу молодые специалисты.

Виктор Васильевич Егорычев (р. 16 сентября 1955 года)

Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» с 10 сентября 2001 по 24 июля 2006.

Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса. Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1977), кандидат искусствоведения. Начинал свой путь в музее в качестве заместителя директора по научной работе (1988–1992). Уже тогда Виктор Васильевич предложил оригинальную концепцию развития музея, согласно которой в научном отделе были образованы секторы изучения наивного искусства и искусства новейших течений.

Именно В.В. Егорычев способствовал получению музеем статуса заповедника. С 1992-го по 2001 год занимал ответственные посты в аппарате Совета Министров—Правительстве РФ, в 1999–2001 годах был заместителем министра культуры.

В.В. Егорычев — один из инициаторов перевода музея-заповедника «Царицыно» из федерального подчинения в ведение Правительства Москвы (осуществлено в конце 2004 года).

Идеолог активного пополнения фондов произведениями искусства XVIII–XIX веков. Лично занимался вопросами комплектования музейных коллекций. Инициатор детального изучения истории Царицына с акцентом на популяризацию личности Екатерины II. Также при нем начата работа над Царицынской иллюстрированной энциклопедией.

В.В. Егорычев реформировал научно-хранительскую работу музея, разделив хранительские и научно-исследовательские задачи между разными отделами.

При обсуждении планов реставрации архитектурного ансамбля отстаивал идею музеефикации руин Большого дворца как самодостаточного памятника — «Московского Колизея».

Под руководством В.В. Егорычева начались самая масштабная и знаменитая реконструкция и реставрация архитектурного и садово-паркового ансамбля Царицына (2005–2007), была расширена территория музея. Однако при этом музей лишился статуса заказчика реставрационных работ.

Виктор Васильевич многое сделал для развития музейной педагогики и издательской деятельности. В 2005 году утвердил комплексную целевую программу развития музея.

Уйдя с поста генерального директора, занимается научно-исследовательской работой, разработал путеводитель по музею-заповеднику. Собирает коллекцию артефактов XVIII–XXI веков, относящихся к истории Царицына и Екатерине II.

Награждён медалью «За трудовую доблесть» (1986).

Александр Сергеевич Безруков (р. 4 сентября 1948 года)

Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» с 24 июля 2006 по 14 октября 2013 года.

В 1974-м окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского; преподавал с 1975 по 1979 год на Военно-дирижёрском факультете при Московской консерватории, с 1981 года занимал административные должности в структурах Министерства культуры СССР, в аппарате Правительства РФ и Администрации Президента РФ, был советником заместителя руководителя Администрации Президента РФ, помощником заместителя Председателя Правительства РФ. В 1999–2003 годах — генеральный директор Московской государственной филармонии. Имеет звание Государственный советник Российской Федерации.

В музее-заповеднике «Царицыно» начал работу в 2003 году в качестве первого заместителя генерального директора. Участвовал под руководством В.В. Егорычева в разработке и утверждении Правительством Москвы «Городской комплексной целевой программы перспективного развития Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника „Царицыно“ на 2006–2008 годы».

Александр Сергеевич возглавил музей в 2006 году в период активной реализации крупномасштабных работ по реставрации и реконструкции царицынского дворцового ансамбля и пейзажного парка, воссозданию оранжерейного комплекса, реабилитации исторических прудов и благоустройству территории, созданию сервисной музейной инфраструктуры.

Главное достижение тех лет — создание в чрезвычайно сжатые сроки в дворцовом комплексе — Хлебном доме (2006) и Большом Дворце (2007) — современного музейно-выставочного, образовательного и культурно-просветительcкого центра на основе воссозданной императорской усадьбы Екатерины II. Дворцовые помещения, оснащенные самым современным инженерным и музейным оборудованием, не уступающим ведущим музеям мира, сделали возможным реализовать в 2006–2013 годах десятки масштабных историко-культурных выставочных проектов с экспонированием предметов как из собственных фондов, так и из собраний ведущих российских музеев, архивов и частных коллекций. Среди наиболее крупных выставок: «Придворная охота», «XVIII век — век воинской славы России», «Князья Голицыны. 600 лет служения России», «Великолепный князь Тавриды — Г.А. Потёмкин. Эпоха и личность», «Панорама империй. Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток. 1890–1891», «Большой бал» и многие другие. Несомненный интерес вызвали выставки-коллекции модельеров Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина, работы современных художников Василия Нестеренко и Сергея Андрияки, мастеров гобелена из бывших советских республик, художественные изделия народных промыслов из Павлово-Посада, Жостова и многие другие. Каждая новая выставка или экспозиция сопровождалась каталогом или многостраничным буклетом.

Также в сотрудничестве с зарубежными музеями и частными коллекционерами из Франции, Канады, Германии, США, Италии, Австрии и других стран были созданы выставки «Время собирать…», «Русское искусство в зарубежных частных коллекциях», «Огюст Роден», «Гунтер Закс. Фотограф и коллекционер» и другие, способствовавшие развитию культурных связей и укреплению международного авторитета музея-заповедника «Царицыно».

Под руководством Александра Сергеевича музей активно пополнял свои фонды ценными раритетами из государственных и частных российских и зарубежных коллекций, в том числе произведениями живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, археологическими артефактами.

При непосредственном участии генерального директора парадные залы Большого дворца были оснащены первоклассными музыкальными инструментами и сценическим оборудованием; в Атриуме Хлебного дома начал функционировать уникальный органный зал. Это дало возможность организовать в музее-заповеднике постоянную концертную деятельность, привлечь ведущих артистов, исполнителей и творческие коллективы.

Особое место в жизни музея-заповедника стало занимать регулярное проведение в дворцовом комплексе и на царицынской территории международных и всероссийских культурных и общественных акций, отраслевых и городских форумов, народных гуляний, открытых концертов и иных публичных мероприятий. Среди них — концертные программы ко Дню города Москвы, празднование Дня семьи, любви и верности, Широкой Масленицы, джазовые и другие музыкальные фестивали.

Первостепенное внимание дирекция во главе с Александром Сергеевичем уделяла работе с посетителями музея-заповедника, удовлетворению их разнообразных запросов. Были созданы полноценный интернет-сайт музея-заповедника «Царицыно», развитая сеть информационных и рекламных устройств. Природное и архитектурное богатство музея позволили реализовать в дворцовом и оранжерейном комплексах и на территории различные экскурсионные и образовательные программы, в том числе экскурсии на электромобилях по пейзажному парку, фотографирование посетителей в исторических костюмах, лодочные прогулки на царицынских прудах. Также был организован выпуск сувенирной продукции с символикой музея-заповедника, в полной мере налажено сервисное обслуживание посетителей. В Оперном доме для молодожёнов стали регулярно проводиться театрализованные выездные бракосочетания.

За период 2006–2013 годов стараниями коллектива музея-заповедника под руководством А.С. Безрукова в возрождённом Царицыне сформировался один из крупнейших многофункциональных историко-культурных, музейно-выставочных и туристских комплексов, ставших излюбленным местом культурного досуга миллионов москвичей и гостей столицы. В 2009 году ГМЗ «Царицыно» стал победителем городского смотра-конкурса «Город для всех» в номинации «Организация культуры» — за особые достижения по приспособлению музейной инфраструктуры для людей с инвалидностью.

Наталья Юрьевна Самойленко (р. 17 октября 1954 года)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *