Сколько жителей жило в городе крепости каркассон
Перейти к содержимому

Сколько жителей жило в городе крепости каркассон

  • автор:

Каркасон

Полное название: Каркасон (Carcassonne)
Регион: Лангедок — Руссильон
Население (с окрестностями): 55 тыс. чел.
Площадь: 65 кв.км.

Каркасон

Лангедок давно стал настоящим краем рыцарских легенд и трубадуров. С давних времен он находится на пересечении путей, ведущих из самого центра Европы в Иберию и из Средиземноморья к Атлантике. Одним из памятников старины этого края является Каркассон – уникальный город-крепость. Величественная средневековая цитадель, расположенная в самом центре Лангедока, состоит из двух частей – Верхнего города (акрополя) и Нижнего города, которые разделены между собой живописной рекой Од.

Начиная со второго столетия до нашей эры, в здешних краях жили римские племена, обосновавшиеся на месте древнейшего городища кельтов. Первое укрепленное поселение появилось здесь в шестом веке нашей эры.

С одна тысяча девятьсот девяносто седьмого года Каркассон, признан вместе с его двойным замкнутым кольцом неприступных крепостных стен, пятью десятками башен, старинными улицами, соборами и площадями, одним из памятников мирового наследия, охраняемых ЮНЕСКО. Практически на каждом булыжнике мостовой этого города можно обнаружить отпечатки различных эпох. Укрепления Каркассона помнят как мрачные времена инквизиции, так и золотое время французской монархии. Квартал, в котором расположены мощные башни и стены города, в настоящее время открыт для посещений. В нем постоянно проживают порядка ста горожан, а также размещено большое количество торговых лавок и ремесленных мастерских. Этот квартал хранит в себе память о еретическом движении катаров с девятого по тринадцатое столетия, а также может многое рассказать о временах крестовых походов.

Свое начало история Каркассона берет в галло-романскую эпоху. Именно тогда, в шестом столетии, впервые вокруг города были построены укрепленные стены, которые защищали его от врагов. Как раз в пределах этих стен, частично сохранившихся до нашего времени, и находится Верхний город. В двенадцатом веке, рядом со старой крепостной стеной, был заложен Нижний город, перед возникновением которого произошли трагические события. Раймон Роже Транкавель – молодой виконт, тогдашний правитель города, открыто поддерживал еретическое движение альбигойцев и даже укрывал оных от преследования крестоносцами. В результате крестоносцы Стефана де Монфора пятнадцать дней продержали крепость в осаде и она пала. Молодого пятнадцатилетнего виконта смерть забрала в заточении, а часть жителей выселили. Именно ими несколько лет спустя был заложен на берегу реки Од Нижний город. Позже его также обнесли крепостной стеной, а по прошествии ста лет выросла еще одна стена, по которой сейчас проходит граница бульварного кольца. Со временем Верхний город опустел, в то время как Нижний, наоборот, процветал.

По итогам Пиренейского мира в середине семнадцатого столетия, испано-французскую границу перенесли, Каркассон больше не укрепляли, и он постепенно пришел в упадок. Лишь в девятнадцатом столетии, во многом благодаря историку-архитектору Виоле-ле-Дюку, здесь начали проводиться реставрационные работы.

Согласно древней легенде, название города связано с отважной дамой Каркас, которая приходилась женой мусульманскому царю Балааку. Она защищала городские стены в одиночку во время многолетней осады армией Карла Великого. Город был спасен благодаря женским хитростям – «украсив» городские стены манекенами солдат, девушка показала, что город есть кому защищать, а сбросив прямо к ногам врагов откормленную свинью, она убедила солдат, что с провизией в крепости полный порядок. В итоге войска Карла отступили, а одну из колонн моста у Нарбоннских Ворот украшает изображение дамы Каркас.

В самом начале девятнадцатого столетия стало очевидно, что крепость пришла в упадок. Лишь благодаря средствам на реконструкцию, выделенным из бюджета Франции, удалось превратить увядающий Каркассон в музей под открытым небом. Здесь снимался не один фильм, среди которых знаменитые ленты «Робин Гуд» с Костнером и «Жанна д’Арк» Бессона. Долгое время в городе жил Уолт Дисней, создавший здесь многие сцены своих мультфильмов.

Среди исторических памятников города можно выделить величественный графский замок двенадцатого столетия, собор Святого Назария одиннадцатого века, собор Святого Михаила, заложенный благодаря приказу Людовика XIV, площадь Карно, на которой находится знаменитый фонтан Нептуна, красивейший Южный канал и римский колодец. Не только в самом замке, но и во многих башнях крепости в наше время устроены уникальные музеи и различные галереи.

Даже современные гостиницы города стилизованы под эру Средневековья. С начала прошлого века эти места облюбовала европейская элита, которой очень понравились здешние пейзажи, теплое солнце и размеренный и неспешный темп жизни.

Ежегодно четырнадцатого июля в Каркассоне проходит масштабный праздник, посвященный Дню взятия Бастилии. А мероприятия, посвященные Верхнему городу, здесь с огромным размахом празднуются в первой половине августа.

  • Про Париж
  • Округа Парижа
  • История Парижа
  • Карта Парижа
  • Достопримечательности
  • Метро Парижа
  • RER Парижа
  • Вокзалы Парижа
  • Аэропорты Парижа
  • Магазины Парижа
  • Аутлеты Парижа
  • Дворцы Парижа
  • Кладбища Парижа
  • Мосты Парижа
  • Музеи Парижа
  • Памятники Парижа
  • Парки Парижа
  • Рестораны Парижа
  • Соборы Парижа
  • Театры Парижа

Каркассон. Крепость, живущая сквозь время

Какие укрепления мы видим сегодня по ТВ? Блокпосты на дорогах Донбасса из уложенных один на другой бетонных блоков. Вырытые в земле траншеи и «норы» блиндажей… Что и говорить, с развитием современной техники искусство фортификации поневоле пришло в упадок. А ведь когда-то люди и жили в замках и крепостях, и все войны велись ради обладания ими. Еще со школы мы представляем себе, как выглядел рыцарский замок, мы видели их в кино, ну а что если посмотреть на такой замок вблизи? И не просто замок, а уникальный комплекс: город-крепость, сохранившийся до нашего времени практически в своем первозданном виде. В средние века в Европе и на Ближнем Востоке было построено более 15000 замков, не говоря уже о защищенных стенами городах. Причем, многие средневековые города защищались не только стенами, но и замками. Иногда замок строился позже города, иногда город вырастал под его стенами. Вот и Каркассон — город-крепость на юге Франции представляет собой такой город, обнесенный двумя рядами высоких крепостных стен, и здесь же был расположен еще и графский замок. Во Франции такой город-крепость называется Ситэ и реставраторы постарались сохранить его таким, каким он был в начале ХIII века. В 1997 году он вошел в список культурного наследия ЮНЕСКО и это говорит о многом.

Рассказ о Каркассоне следует начать с того, что длина его стен более 3 км; а башен на них — 52.

Люди селились здесь издавна. Не у самого моря — там могли напасть пираты, а так, чтобы с горы контролировать дорогу с севера на юг.
В период между 43 и 30 гг. до н.э. римляне основали здесь колонию Юлия Каркасо, и тогда же появился поселок — кастеллум Каркасо. Словом castellum обозначался небольшой укрепленный городок, где находилась гражданская и военная администрация поселения, которым управлял претор. Судя по великолепным мозаикам, обнаруженным в 1923 году под графским замком, этот римский чиновник имел там свою резиденцию — преториум, которую обустроил с большим вкусом, а укрепления там были чисто формальные. Для защиты от кочевников в III в.н.э. поселение окружили стеной в которой было четыре въезда и тридцать башен галло-романского типа — то есть круглых в плане снаружи, но квадратные изнутри, поскольку так они получались прочнее. Их основания были заполнены камнем до уровня дозорной дорожки шедшей по гребню стены. На втором этаже башен две двери вели на куртины, а три окна смотрели наружу, причем и двери и окна были увенчаны кирпичной сводчатой аркой. Чтобы обеспечить защиту лучников, окна, вероятно, закрывались деревянными ставнями, подобно пушечным портам на кораблях. Верхний этаж, куда взбирались по приставной лестнице, мог быть изолирован. И все это скреплялось прочнейшим римским цементом, так что прочность этих стен оказалась такой, что многие из них сохранились.

Кто только затем Каркассон не осаждал: и прославленный Хлодвиг, разрубивший чашу в Суассоне, и арабы, и мажордом Карл, по прозвищу Молот. Легенда утверждает, что во время этой-то осады город и стал называться Каркассон, после того как одна арабская дама сбросила с башни на головы франков объевшуюся зерном свинью. Те увидели, что еды в осажденном городе довольно и сняли осаду.

После этого дама велела трубить в трубы. Отсюда и пошло название города — Carcass-sonne, то есть Каркасса звук! Сегодня ее скульптура украшает вход в замок и кто знает, может быть в этой странной истории и впрямь что-то есть…

Наконец, Каркассон достался графам Транкавелям, и вот они-то и они решили построить в городе еще и замок. В 1130 — 1150 гг. он был возведен, и оказалось, что новый замок виконта Каркасонского является, вне всякого сомнения, самым современным замком на Западе. Дело в том, что традиционным замком на Западе в это время был замок с донжоном — главной башней, а этот был построен по концентрической схеме.

По периметру его окружали башен: угловая Сен-Поль на юге, две башни у восточных ворот, Казарменная башня и угловая Комендантская башня, защищавшая его северную часть. Вдоль башен и куртин были выстроены обходные деревянные галереи с выступами для навесных бойниц. Позднее архитектор Виолле-ле-Дюк частично их восстановил и сегодня по ним можно даже пройти и посмотреть, как они были устроены в те далекие от нас годы.
Две башни, обрамляющие въезд в замок, соединялись навесным сооружением со сводчатой аркой, навесные бойницы которого обеспечивали защиту ворот. Сам вход мог быть закрыт подъемной решеткой, за которой были окованные железом ворота, а дальше — вторая подъемная решетка. Во избежание возможной измены подъемные решетки управлялись из разных мест, так что открыть их одновременно было просто физически невозможно. В северный фасад была встроена башня меньшей высота — башня Дегре, дополнившая оборонительные функции замка.

Интересно, что башни имеют форму капли и разделены на четыре этажа. На первом и втором этаже находятся сводчатые круглые залы, а в ленах прорезаны амбразуры; на третьем — выход на дозорную дорожку. С дорожки, покрытой дощатым настилом, можно подняться по лестнице на четвертый этаж, где находится зубчатая часть стен и деревянные галереи. Нижняя часть башен и куртины расширяются на уровне земли. Сделано это было для того, чтобы камни, сброшенные с деревянных галерей, отскакивали бы от наклонных поверхностей и отлетали в толпу врагов, теснившихся возле их подножия.

Используя галереи и амбразуры, прорубленные в шахматном порядке, чтобы не ослабить стены, лучники могли вести перекрестный обстрел всей территории вокруг замка и удерживать врага на удаленном расстоянии. Если же неприятель добирался до рвов, форма узких бойниц позволяла им стрелять и вниз. Подножие стен и башни также оставались под прицелом лучников, находившихся в соседних башнях, а еще они были досягаемы для стрельбы из промежутков между зубцами. В случае проникновения врага в замок внутреннее устройство последнего позволяло вести бой в каждой отдельной башне и в каждом его зале.

В 1150 году в городе освятили романский кафедральный собор Сен-Назер. И буквально тут же в графстве Тулузском произошло распространение катарской веры, которую папа римский посчитал еретической и организовал против нее крестовый поход.

В 1209 году в августе французские рыцари, возглавляемые Симоном де Монфором, начали осаду Каркассона, а спустя два месяца спустя он был взят, скорее всего, в результате предательства, а жители из него изгнаны. Потом за укрепление Каркассона принялись Людовик VIII и Людовик IX, а начатые ими работы были проведены где-то между 1228 и 1239 гг., и, кстати, очень своевременно, потому, что уже в 1240 году крепость едва устояла под натиском войск молодого графа Транкавеля, пытавшегося вернуть себе отцовское наследство. Лишь подкрепление из Бурга, посланное перепуганным королем, помешало успешному завершению неожиданной атаки.

Стараниями королевы Бланки Кастильской и Людовика IX Святого вокруг города был построен наружный пояс стен уже третий — более низкий, а значит и находившийся под стрелами с городской стены. Пояс состоял из низких башен с «открытым горлом», т.е. обращенных вовнутрь, а также нескольких башен, высоких и круглых, которые могли играть роль небольших автономных «укрепленных точек». Самые мощными из них были башни Гран-Бюрла и Лавад. Кроме того, в башнях этой стены имелся целый ряд потайных ворот на случай неожиданной атаки.

Новый пояс защищал основание куртин и башен второй стены от прямых камней, выпущенных из камнеметов, так как установить последние в относительно узком пространстве между стен, где проходил еще и ров (сегодня он засыпан!), не представлялось возможным. Такая диспозиция создавала нечто вроде искусственного ущелья, и мешала развертыванию войск и доставке продовольствия осаждающим город войскам. При этом противник подвергался контратакам, не имея возможности ни рассеяться, ни отступить. Вдобавок подступы к воротам охранялись полукруглыми барбаканами. Ворота Од были защищены зигзагообразным ограждением, а также естественным обрывом. Длинная «капоньера» (узкий защищенный путь) спускалась до больших укрепленных ворот на берегу реки Од, течение которой позднее было изменено. Ведь важно было, как можно дольше сохранить доступ к воде. Правда, впоследствии эти ворота были разрушены, а на их месте построена церковь Сен-Жимер.

Кроме четырех главных ворот внутреннего оборонительного пояса — Нарбоннских на востоке, Од на западе, Сен-Назер на юге и Родез на севере, было много потайных ходов из крепости, которые при необходимости без труда заделывались. Они позволяли воинам гарнизона попадать от одного пояса обороны в другой незаметно для неприятеля.

Среди наружных башен выделяется башня Трезо (Treseau), название которой указывает на то, что она использовалась для хранения королевской казны (tresorerie). Со стороны города эта башня совсем плоская и выполнена со ступенчатым шпицем по фламандской моде, причем вдобавок увенчана еще и двумя сторожевыми постами. Высота башни 30 м, а толщина стен — 4! Ну, а расположенные рядом с ней Нарбоннские ворота и вовсе едва ли не самый прекрасный образец средневековых укрепленных ворот.

Как и ворота графского замка, они включают две парные башни, соединенные друг с другом вплоть до самой крыши высокой стеной, нависающей над сводами узкого входа (шириной всего 2,5 м) между двумя башнями высотой 25 м каждая, причем это без крыши! Соответственно обе они имеют спереди выступающую часть (вроде носа корабля) с амбразурами. Такая постройка делала башни прочнее, и они лучше сопротивлялись камням, выпущенным из метательных машин. В сводах находились отверстия, предшествовавшие подъемной решетке, так что тех, кто рвался внутрь через эти ворота, можно было сверху легко поливать кипятком и горячей смолой. Обе башни могли быть легко изолированы вместе с гарнизоном, так как рассчитывались на длительное сопротивление, строились как донжон, и были снабжены в военное время всем необходимым для продолжительной осады.

Над воротами со стороны дорожки между поясами видна ниша под трехлопастной аркой, а в ней — статуя Девы Марии (XIV в.). Скульптурное изображение младенца Иисуса, которого Мария держала на руках, не сохранилось. В одной из башен находится «зал с цистерной», его до сих пор можно видеть огромный резервуар для воды объемом около ста кубических метров. Крючки, расположенные над бойницами, могли быть использованы солдатами для того, чтобы вешать на них арбалеты, или, возможно — для ставен, закрывающих бойницы. На втором этаже каждой башни имеется дверь, выходящая в коридор, охранявшийся часовыми.

В просторных и красивых залах второго этажа этих воротных башен есть и камин и печь. Между ними находится малая комната, единственная функция которой — защищать проем в воротах. Третий этаж внутри не разделен и представляет собой огромный зал — «Рыцарский зал», освещаемый пятью готическими окнами, обращенными к городу.

Начиная с XIV века Каркассон утратил военное значение, и уже никто не пытался захватить это неприступное место. И когда в 1353 году Столетняя война докатилась, наконец, до Лангедока, армия Черного принца сожгла Нижний город, но мимо крепости прошла на расстоянии полета стрелы.

Однако, стены и башни его со временем стали разрушаться и нашлись люди призвавшие все это сохранить. В 1840 году начались реставрационные работы городского собора. Но потом по финансовым соображениям, будущий император Наполеон III, вычеркнул город из списка исторических памятников.

Тут в дело вмешался опять-таки «человек пера»: известный французский писатель Проспер Мериме, ставший генеральным инспектором исторических памятников, послал энергичное послание в Париж, доказывая историческое значение Каркассона. Реконструкцию графского замка и стен города поручили архитектору Виолле-ле-Дюку. Благодаря этому уникальный памятник был сохранен для потомков. С тех пор обветшавшие строения регулярно подновляют, так что они выглядят старыми ровно настолько, чтобы снимать здесь историческое кино и привлекать туристов со всего света.

Ну, а теперь давайте немного прогуляемся по Каркассону и посмотрим на него изнутри. Обычно туристы попадают сюда через Нарбоннские ворота, и мы тоже не будем исключением из этого правила. Прямо перед нами две огромные башни (справа от которых находится башня Трезо), и прежде чем пройти между ними давайте бросим взгляд влево и вправо, на пространство между двумя рядами стен. Вы сразу почувствуете, что высота внутренней стены просто потрясает. Кстати, не удивляйтесь, если это место между двумя рядами крепостных стен, где раньше находился ров, покажется вам знакомым. Ведь это же именно здесь снимались многие сцены фильмов «Робин Гуд» с Кевином Костнером и «Жанна д’Арк» Люка Бессона. Теперь минуем несколько стрельчатых арок и ворот и мы уже внутри города. Дома, как и положено, лепятся один к другому и высотой всего-то в два этажа, причем на первом, как правило, какой-нибудь магазин, кафе или же небольшой ресторанчик. В туристический сезон автомобили по городу не ездят, но для любителей экзотики есть повозки, запряженные першеронами и, разумеется, туристический «паровозик» с несколькими вагончиками.

Интереснее всего начать обход города по периметру, поэтому мы свернем сразу налево и по улице Пло направимся вдоль южной стены к собору Сен-Назер и Сен-Цельс — типичному готическому собору с прекрасной резьбой и красочными витражами. В южной его части находится фрагмент плиты надгробия Симона де Монфора, взявшего город и замок, и убитого в 1218 году во время осады Тулузы камнем из катапульты. За собором находится амфитеатр (это уже позднее сооружение) театра им. Жана Дешама, где можно посмотреть старинные пьесы. Но мы свернем от собора на улицу Св.Луи, затем на улицу Виолле-ле-Дюка (где установлен ему памятник) и окажемся у входа в барбакан замка графов Транкавелей. Вход в город — бесплатный, а вот за вход в замок нужно заплатить. Дальше мост через ров, на дне которого, как и в Средние века разбиты восхитительные огородики, и, наконец-то, сам замок. Туристы обходят его по периметру по стенам через башни, причем для посещения открыты все три этажа, где можно увидеть немало интересно. На втором этаже находится музей каменных скульптур, где есть и мраморный фонтан для омовений ХII века, и раннехристианский саркофаг из белого мрамора V века, и крайне интересная эффигия — надгробная статуя рыцаря ХIII века, привезенная сюда из расположенного неподалеку от города аббатства Лаграсс. Интересна она тем, что на его сюрко — налатной одежде, которую надевали поверх кольчуги, имеется накладные изображения двух гербов Каркассона с каймой. Скорее всего, эта статуя кого-то из его владельцев, но никак не Симона де Монфора, как об этот написано на некоторых сайтах как наших, так и испанских. Дело в том, что герб Монфора — это восстающий лев, а не трехбашенный замок! Вот только сохранность ее, к сожалению, эффигия сильно пострадала, но в этом уж виноваты сами французы, вернее их Великая французская революция, в годы которой все памятники былой аристократии самым активным образом разбивались и уничтожались по всей стране! Здесь же на стене видна сохранившаяся фреска с изображением сражающихся христианских и мусульманских всадников.

Вид из окон и бойниц на сам город расположенный ниже замка и за рекой Од завораживает, однако для того, чтобы побывать еще и там потребуется время, а вот его-то у туристов, как правило, всегда не хватает. В музей пыточного инвентаря ХII века на улице Сент-Жан лучше даже и не заглядывать — тамошний пыточный инвентарь и восковые фигуры пытаемых — это не для слабонервных. А вот пройтись после посещения замка по улице Раймонда Роджера Транкавеля, погибшего в застенках собственного замка, просто необходимо — ведь надо же, наконец, и сувенирами запастись. Что ж — чего-чего, а их здесь хватает. Есть лавки с антикварным и сувенирным товаром, кондитерские и множество небольших отелей, где в принципе вы можете остановиться и пожить какое-то время, изучая этот «город, живущий через века». Вот, например, лавка с гобеленами, рядом продаются средневековые вина по рецептам ХIII века, включая и знаменитый гипокрас, который в подогретом виде подавали французским королям на ночь (потом всегда жалеешь, что не купил бутылку побольше!), а вот это бакалейный магазинчик мимо которого сладкоежкам ну никак не пройти — в нем печенье на любой вкус. Причем пакуют его в жестяные коробки конца XIX-начала ХХ века с тесненными изображениями и цветной печатью. Вам тут же дадут его попробовать, после чего не купить здесь ничего, вам, скорее всего, просто не удастся, особенно если при вас будут дети. Для последних тут масса всякого игрушечного оружия и доспехов. Но так же, как и для взрослых, все здесь рассчитано на очень уж невзыскательный вкус. В самом замке в одном из его залов есть отличный книжный магазин, где по средневековой тематике есть абсолютно все, и на разных языках, включая и раритетные издания самого Виолле-ле-Дюка, вот только цены на них просто заоблачные!

Пресыщенные всем увиденным, вы покидаете Каркассон — город-крепость, живущий сквозь время. Но не забудьте у выхода заглянуть в левую башню у ворот, где расположен туристический центр. Но интересовать вас должен не он, а расположенная посредине цистерна для воды, которая сегодня пуста и куда все бросают монетки, чтобы когда-нибудь оказаться здесь еще раз!

Башня каплевидной формы

Вид на башню Трезо с внешней стороны крепостного пояса

Стены замка с расположенными на них галереями для стрелков

Расскажи о своих тайнах, неприступный замок Каркасон

Отдых в Каталонии на побережье Коста Брава для нас оказался привлекательным еще и тем, что в непосредственной близости располагается юг Франции с необычным, мистическим, а оттого еще более притягивающим местом — Лангедоком, как раз на границе с Испанией. Этот удивительно богатый, разнообразный и плодородный край издревле находился на пересечении двух великих военных и торговых путей от Средиземноморья до Атлантики через Аквитанию и из Иберии в сердце Европы.

Лангедок — настоящая сокровищница тайн и рыцарских легенд. А тайны и легенды я ох как люблю! Сколько там интересных городков! И названия какие манящие: Перпиньян, Коллиур, Каркасон… Мучительно выбирали, в какой из этих городов отправиться, потому что побывать хотелось в каждом из них. Поскольку больше всего тяготею к средневековым замкам и крепостям, выбор пал на Каркасон.

Решили отправиться на экскурсию, приобретя организованный тур у отельного гида. Помимо гида-представителя компании PEGAS в поездке нас сопровождал дипломированный гид-историк. Время в пути от Йоретт-де-Мар до Каркасона составило около трех часов. За окном автобуса проносились живописные пейзажи: по обе стороны от дороги виноградные плантации, ветряные электростанции, устричные фермы, Пиренейские горы вдали. По пути до Каркасона с удовольствием послушли байки гида об истории города.

С первого взгляда замок Каркасон поражает мощью, силой и великолепием! Каркасон — это даже не замок, а огромная цитадель-крепость, расположенная на плато на высоте 150 метров, возвышающемся над рекой Од в одноименном французском департаменте. Река отделяет Верхний город (Ситэ) с его исторической частью от Нижнего. Современный город невелик, его население составляет всего 46 тысяч жителей. Ситэ (Cite de Carcassonne) с 1997 года признан объектом культурного наследия ЮНЕСКО.

5

История Каркасона очень древняя, насчитывающая около 2500 лет. Еще в первобытные времена на этом месте была стоянка племен, во II веке до Рождества Христова здесь обосновались римляне, воздвигнув укрепленный лагерь небольшого размера на месте древнего кельтского городища племени вольсков. Первоначальное поселение расширялось, выстраивались новые оборонительные сооружения. Последующие четыре столетия — время мира и благоденствия для Каркасона. После падения Рима, город был захвачен вестготами. В течение 300 лет Каркассон был их пристанищем. Вестготы смогли восстановить и модернизировать крепостные стены цитадели, но неожиданный поход сарацин в 725 году подорвал влияние вестготов, вытеснив их из Каркассона.

С сарацинами связано много легенд цитадели. Одна из них касается Карла Великого, в течение пяти лет осаждавшего крепость, пытаясь уморить город голодом. По легенде вдова мусульманского царя Балаака, прозванная Дамой Каркас, во время осады крепости смастерила манекены, изображающие солдат, расставила их у бойниц, после чего несколько дней постреливала из различных мест крепости, для того чтобы создать иллюзию серьезной ее защиты. Лишившись запасов пищи, она пошла на еще одну хитрость — решила накормить последнюю свинью самым последним зерном, а затем сбросила ее с башни во вражеский лагерь. Карл Великий, подумав, что у жителей замка много еды, и осада может продлиться ещё несколько лет, решил снять осаду. Обрадовавшись такому повороту, Дама Каркас приказала звонить во все колокола, для того чтобы распространить радостную весть. Оруженосец Карла сказал ему: «Сир, Каркас зовет Вас»(«Sire, Carcas te sonne»). Так, по легенде, родилось название крепости — Каркасон. Да, были, оказывается, женщины не только в русских селениях:)

В средние века Каркасон вполне мог бы стать вторым Римом, поскольку правители города в XI–XII веке придерживались катарцизма, считающегося религией еретиков, но, тем не менее, охватывающей огромные территории Франции и Испании. Катарцизм был против роскоши и власти, поэтому за ним шли простые ремесленники и бедняки. Учение катаров в те времена было очень популярным и поэтому представляло опасность для римской католической церкви. Решивший расправиться с катарской ересью Папа, объявивший крестовый поход, обманом захватил Каркассон. Решающую роль город сыграл и в Семилетней войне, когда сын короля Эдуарда III Английского, пытался захватить Лангедок. Но стены цитадели оказались ему «не по зубам». Однако по Пиренейскому договору XIII века, граница Франции была перенесена южнее, тем самым, сведя на нет стратегическую важность Каркасона. Начался его упадок, и к началу XIX века крепость была заброшена и разрушена. Благодаря призывам известного писателя Проспера Мериме и общественному мнению правительство Франции обратило свой взгляд на Каркассон, и в XIX веке крепость Каркасон была окончательно восстановлена.

Некоторое время в Каркасоне жил Уолт Дисней, в связи с чем считается что известная каждому ребенку заставка к его мультфильмам — это и есть стилизованное изображение Каркасона. Но я бы сказала, что у Каркасона совершенно отсутствует визуальная схожесть с диснеевском замком. Охотнее верится в то, что прототипом диснеевского замка все-таки стал Нойшванштайн.

От автобусной стоянки мы подошли к Нарбонским воротам замка (Porte Narbonnaise), окруженным башнями-близнецами. Ворота обращены на восток, по направлению к городу Нарбон, отсюда и их название. Возвышающиеся на 25 метров в высоту башни-близнецы имели главное предназначение — защита единственных въездных ворот цитадели от врагов. Их стены сложены из грубо отесанных песчаных блоков, достаточно распространенных в то время. Благодаря такому материалу блоки обладали защитой от уязвимости и снаряды от них просто отскакивали.

Перед воротами установлен бюст Дамы Каркас, спасительницы города.

3

Складывается ощущение, что Дама Каркас ехидно улыбается, глядя на вас. Ну что ж, имеет право — целый город спасла:) Да уж, красоткой ее явно не назовешь, но ее умственные способности не могут не вызывать уважения.

Крепость, окруженная двойным рядом стен, общая длина которых около трех километров, предстает во всем своем великолепии! Над крепостными стенами возвышаются пятьдесят две остроконечных сторожевых башни. Каркасон — это величайшее достижение военной архитектуры средневековья. Историки утверждают, что мало какие замки и крепости могут сравниться с ним, разве что замок ордена иоаннитов Крак-де-Шевалье в Сирии и крепость Румелихисары в Стамбуле. Ни одна крепость, ни один замок не обладал такой мощной двухрядной трехкилометровой стеной!

2

Вторая стена — фортификация вестготов и франков, воздвигнутая чуть дальше от первоначальной римской кладки, была смертельной ловушкой для тех, кто пытался захватить город. Оказавшиеся между двумя стенами уничтожались градом камней и стрел. Расстояние между башнями внутренней и внешней стен составляет длину полета стрелы. Впечатляет ширина стен крепости — 4 метра! Видеть подобные оборонительные сооружения еще не приходилось.

5

Чтобы обойти крепость по внешней ее стороне, между двух рядов стен, понадобится не один час. Мы же, прогулявшись по ее восточной стороне и пройдя по подъемному мосту, попали в кольцо средневековья. Как будто перенеслись на машине времени на много веков назад… Внутри крепости целый средневековый город!

1

Узкие мощеные улочки, невысокие каменные дома с деревянными ставнями и занавесочками на окнах. На улочках повсюду старинные вывески, стилизованные сувенирные магазинчики, множество кафешек, у большинства из которых оборудованы открытые площадки на улице. И толпы туристов… В городе «бурлит» жизнь!

Во время прогулки по улочкам стал накрапывать мелкий дождик. Отругав себя за беспечность (предупреждал же GISMETEO о возможных кратковременных дождях), решила все же не вспоминать об оставленном в отеле зонтике. Чего уж теперь сокрушаться. Благо в сувенирных магазинчиках, встречающихся на каждом шагу, мелькали симпатичные ярко-желтые дождевики. Свернув на одной из улочек вправо, были готовы зайти в первый попавшийся магазин, чтобы приобрести дождевики, но тут пред нами предстал удивительный средневековый храм. Самое заметное, на мой взгляд, здание внутри средневекового города. Идея укрыться от дождя в стенах храма показалась самой правильной.

1

Базилика Святых Назария и Цельсия (Basillique Saint-Nazare et Celse) была построена в XI веке первоначально в романском стиле, затем перестроена в готическом. Изначально на месте базилики располагалась церковь, возведенная еще в вестготские времена в VI веке. До начала XIX века базилика была Кафедральным собором Каркасона, затем резиденция епископа переехала в Нижний город, и Кафедральным собором стала Церковь Архангела Михаила. Войдя в храм, мы окунулись в полумрак, подсвеченный кое-где мягким светом, исходящим от зажженных свечей. Первое, что бросилось в глаза — монумент Жанне д’Арк, выполненный из камня нежно-сливочного цвета.

1

Нежный цвет не вяжется с воинствующим обликом Орлеанской Девы, но именно в таком исполнении она предстает настолько невинной, что не сразу понимаешь, кого видишь перед собой. Привыкнув к неяркому освещению, с удовольствием рассматривали величественные готически потолки, узкие и вытянутые витражи XIV века. В храме много фигур Девы Марии и святых, интересные барельефы на стенах, сохранился старинный орган.

Незабываемый Каркасон

images/2020/Julay2020/28/1_carcassonne_aerial_2016_1.jpg

Начнем, как водится, с легенды. Во Франции не зря почти всегда ищут женщину, не обошлось и здесь — в Каркасоне — без дамы, собственно, не будь так называемой Каркасонской дамы — не было бы, наверное, и города.

Дело происходило в конце VIII столетия, крепость — тогда она была меньше, но тем не менее весьма неприступной, принадлежала сарацинам, а осаждали ее войска Карла Великого. Осаждали долго — 5 лет. После того, как местный сеньор пал во время очередного штурма, его жена — Дама Каркас, встала во главе защитников.

Как водится, длительная осада осложнялось тем, что в крепости почти не осталось съесных припасов. Дама Каркас приказала собрать всю оставшуюся провизию. К ней притащили последнюю свинью и последний мешок зерна. Дама накормила свинью зерном, а затем приказала сбросить ее с самой высокой башни города.

Карл Великий и его люди, поверив, что в городе ещё полно продовольствия, так как свиней там кормят зерном, снял осаду. Видя, что армия Карла Великого уходит от города, дама Каркас, радуясь тому, что её хитрость удалась, приказала звонить во все колокола. Один из людей Карла Великого воскликнул: «Каркас звонит!» (фр. Carcas sonne!).

Так, по преданию родилось название города — Каркасон.

Каркасон часто называют замком, но это именно крепость — длина стен составляет более трех километров, стены усилены пятьюдесятью башнями, внутри располагается целый город.

Каркасон, находится в пределах провинции Лангедок (когда-то эта земля называлась Окситанией), сегодня является древнейшим и наиболее интересным архитектурным ансамблем на юге Франции. Мы приехали сюда начитавшись историй о катарах.

Катары, они же альбигойцы, загадочная секта, оставившая после себя немало секретов и тайн. Само слово «катары» происходит из греческого и переводится как «непорочные», «чистые». Но нам они известны как еретики, которые бросили первый вызов могуществу католической церкви и папству.

До сих пор нет единой версии, где и когда точно началась история катаризма. Предполагается, что учение зародилось в Египте и Палестине, но некоторые источники полагают, что оно могло появиться на Балканах, а уже оттуда проникло в Европу. Первая крупная организация альбигойцев была основана в Провансе, где катарам даже оказали поддержку состоятельные слои населения и, как ни удивительно, местная церковь.

Многие идеи катаров заимствованы у манихеев. Они считали, что земной мир с его слабостями, бедами и проблемами сотворен не Богом, но Сатаной. Именно поэтому человек страдает и мучается всю свою земную жизнь. Что касается истинного доброго Бога, то он сотворил душу человека. Но и тут не все просто, ведь Сатана снова постарался – упрятал творение Бога в немощное и смертное тело. В учении катаров Христос является ангелом, а не Сыном Божьим. Придя в земной мир, Христос открыл людям, как они могут вырваться из телесного плена – им надо отринуть все связи с плотским материальным миром.

Ересью в учении катаров были те факты, что Христос не был распят, а Евангелие никогда не писалось апостолами – оно вообще преподносилось как выдумка. Соответственно, раз Христос был ангелом, он никогда не рождался от смертной женщины, зачавшей непорочным путем. В общем, всё, что католическая церковь преподносила как основные догмы своего вероучения, катары отрицали.

В 1209 году папа Иннокентий III объявил крестовый поход против катаров-альбигойцев. Собралось большое количество рыцарей, к которым примкнули обычные горожане и священники. Всего около 25 тысяч человек. Во главе крестоносцев встал граф Симон де Монфор, ярый религиозный фанатик и бесстрашный воин.

После одной из осад было вырезано население целого города. Наемники и рыцари не делали разницы — кто еретик, а кто добрый католик. Около двадцати лет спустя монах Цезарий Гейстербахский рассказывает эту историю о резне так:

«Когда они обнаружили, по признанию некоторых из них, что католики перемешались с еретиками, они спросили настоятеля: «Сир, что нам делать, потому что мы не можем отличить верных от еретиков». Аббат, как и другие, боялся, что многие из-за страха смерти притворятся католиками и после их отъезда вернутся к своей ереси, и, как говорят, ответил: «Caedite eos. Novit enim Dominus qui sunt eius» — «Убей их всех, потому что Господь узнает их, которые являются Его», и поэтому бесчисленное количество в этом городе было убито»

Каркасон в 12 веке был одной из главных твердынь катаров, но его осада продолжалась недолго.

По окончании боевых действий крепость Каркассон потеряла былой статус. А в XVIII веке состояние объекта было близким к критическому, планировалось даже разобрать стены и башни и использовать камни для строительства новых городских зданий. К счастью, Проспер Мериме сумел объединить горожан для защиты памятника истории.

Уже в 1849 году началась масштабная реставрация, руководил которой Эжен Виолле-ле-Дюк. Именно он ответственен за то, как крепость Каркасон выглядит сейчас. После работ в начале прошлого века крепость признали культурным наследием. ЮНЕСКО отметила замок, расположенный на территории Каркасона, в 1997 году.

Любители кино наверняка в курсе, что именно здесь снимали фильмы о Гарри Поттере, Робине Гуде, Жанне д’Арк. Кроме того,, режиссер фильма «Парфюмер» нашел здесь идеальные условия для съёмок.

Замок и сейчас выглядит как портал в средневековье с менестрелями, рыцарскими поединками и несчастными принцессами.

Крепость находится на правом берегу реки Од, а левый занимает новый город, который нередко именуют Нижним городом.

Вариантов проживания в Каркасоне предостаточно, при желании можно остаться в самой крепости, что очень привлекает молодоженов, не верящих в сказки о призраках.

Что посмотреть в самой крепости?

Нарбоннские ворота

Нарбоннские ворота – основной вход в крепость, украшенный бюстом жены правителя, той самой Дамы Каркас. назад.

Базилика Святых Назария и Цельсия

Базилика Святых Назария и Цельсия привлекает внимание витражами, скульптурами и барельефами. Ну и конечно же старинный орган.

Базилика в пределах архитектурного ансамбля замка Каркассон была построена в XI веке.

Замок-цитадель Комталь

Замок-цитадель Комталь является сердцем крепости, финальным рубежом обороны. Его возвели еще в XII столетии, затем неоднократно перестраивали, увеличивая общую площадь.

Чтобы попасть в Комталь надо пройти по мосту построенному через глубокий ров.

Вход в цитадель — самое укрепленное место города.

В архитектуре главной башни можно увидеть маленькую деталь стиля Мудехар — видно, что арабы здесь тоже «руку приложили». Видите центральное окно разделенное миниатюрной колонной? А теперь поищите в интернете фотографии арабских построек Гранады, Кордобы или Севильи.

В Замке Комталь находится прекрасный музей истории города и крепости.

Башни до сих пор выглядят угрожающе, хотя после того, как начала развиваться артиллерия, оборонительное значение замков стало утрачиваться. Последний раз Каркасоном после осады завладел Черный принц — не царствоваший сын английского короля Эдуарда III, начавшего в 1315 году Столетнюю войну с Францией.

Замок Комталь, вероятно, самое интересное место в городе, но конечно в городе есть еще что посмотреть.

Музей инквизицииМузей инквизиции – не самая подходящая часть крепости для слабонервных, но, в общем побывать здесь стоит.

Дело в том, что здесь собраны орудия пыток, при помощи которых инквизиторы получали необходимве сведения и признани для церковных судов. Не удивляет, что музей, посвященный одной из самых страшных, как бы сейчас сказали «структур» римско-католической церкви, располагается в пределах Каркасона, ведь именно в замке этого города состоялся первый французский суд над еретиками.

Погуляем еще немножко по старому городу.

Двойные стены — почти непреодолимое препятствие для нападающих.

Улочки, как и положено улочкам в срдневековом городе — узкие.

Колокол. Может быть это в него звонила Дама Каркас?

Такой типичный-типичный домик в центре города.

После Комталя отправляемся на прогулку по стенам и примыкажщим к ним районам города.

Удивительно, но в самом центре средневековой крепости вполне можно жить. И это не только жилые дома, но и маленькие и вполне себе доступные по ценам хостелы для молодежи.

В некоторых местах можно спуститься со стен и посмотреть на примыкающие к ним площадки.

Внутренние дворики крепости сейчас преимущественно пустуют. Туристы могут смотреть на то, как живут некоторые жители города свысока.

Крепость, как и положено первоклассному фортификационному сооружению Средневековья окружена двойным кольцом стен, что по сути делало из неприступными.

С высоты крепостной стены можно посмотреть на лежащий внизу город и простирающуюся округу Лангедока.

Крепость интересно осмотреть со всех сторон — и даже там, где ничего нет. Только стены.

Средневековый город открыт в любой день недели, а платить за обычную прогулку по улицам не требуется. Чем и пользуются многочисленные туристы.

В 1997 году средневековый архитектурный ансамбль был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В общем, приезжайте сюда. Таких городов на Земле почти не осталось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *