Сколько зданий у третьяковской галереи
Перейти к содержимому

Сколько зданий у третьяковской галереи

  • автор:

Сколько залов и какие насчитывает Третьяковская галерея

Третьяковская галерея — крупнейшее собрание произведений искусства в России. Фонд музея вмещает коллекцию экспонатов XI — начала XXI веков. Сегодня здесь представлено более 200 тысяч шедевров живописи и скульптуры. А началась история одного из значимых музеев мира всего с двух картин из небольшой частной экспозиции.

Домашняя коллекция

В 1851 году семья Третьяковых приобрела дом в Лаврушинском переулке. Позднее этот особняк стал хранилищем частной коллекции, а потом и публичным музеем. Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, был купцом и меценатом, вкладывал значительные суммы в благотворительность и страстно любил искусство.

Третьяков хотел создать музей национального уровня. В 1856 году он приобрёл работы русских художников, которые и положили начало галерее. Этот год считают датой основания Третьяковки. Первое время меценат размещал произведения в своей усадьбе, но коллекция быстро росла. Места для экспонатов постоянно не хватало — к дому неоднократно достраивали помещения.

В 1892 году коллекционер подарил своё собрание Москве. Уже тогда в ней находилось более 1200 работ. Сюда вошла и коллекция Сергея Третьякова, брата Павла, который тоже разделял любовь к искусству. Несмотря на то, что галерея больше не принадлежала семье, основатель продолжал покупать картины и дарить их музею. Усадьба Третьяковых перешла в городские владения вместе с коллекцией. Сегодня это главный корпус галереи.

Новая жизнь коллекции

В 1913 году И. Э. Грабарь стал директором галереи. Время его работы в музее называют «периодом реформ». Новый руководитель преобразил экспозицию, расположив её по особому принципу: произведения каждого художника должны были находиться в одном зале, а все картины галереи — в хронологическом порядке.

После февральской революции музей национализировали. В это время экспозиция стала активно пополняться произведениями из Государственного музейного фонда и частных коллекций. Галерею продолжали достраивать, открывали новые площадки.

Во время Второй мировой войны предметы искусства вывезли в Пермь и Новосибирск. Эвакуация произведений проходила в несколько очередей. Первыми в тыл отправили особо ценные экспонаты, а вторую очередь вывозили уже в ускоренном режиме — тогда немецкие войска сбросили на галерею две фугасные бомбы. В нескольких местах был повреждён потолок, рухнуло межэтажное перекрытие, вышли из строя системы отопления и вентиляции. Спустя несколько месяцев в здание попала ещё одна фугасная бомба. Хранить экспонаты в таких условиях становилось всё сложнее — зимой в помещении было холодно, попадал снег. Четвёртую, завершающую очередь эвакуации удалось провести только в сентябре 1942-го.

С 1942 по 1944 музей ремонтировали. А 17 мая 1945 галерея снова открылась для публики.

Залы Третьяковки

Схемы залов художественной галереи много раз перестраивали. Основная экспозиция выставлена в 62 залах и занимает два этажа. Произведения разместили в соответствии с эпохами их создания.

Зал иконописи

Древнерусская живопись находится в залах 56–62. Начало этой части экспозиции положил ещё сам Третьяков. В 1890 году он приобрёл иконы из коллекции И. Л. Силина, которые демонстрировались в Историческом музее во время VIII Археологического съезда. Позже из частных собраний были выкуплены и другие ценные работы XII–XVII веков. Здесь представлены знаменитые образы Дионисия, «Троица» Андрея Рублёва, икона Богоматерь Владимирская, выставленная в музее-храме в Толмачах.

Залы XVIII-XIX веков

В залах 1-7 выставлена живопись и скульптура XVIII века. Здесь можно увидеть полотна Никитина, Левицкого, Боровиковского и других мастеров. Большую часть выставки занимают портреты, но встречаются пейзажи и картины, созданные по мотивам мифов Древней Греции.

8-15 залы Третьяковской галереи содержат работы периода романтизма. Одними из первых посетителей встречают полотна Кипренского, в том числе известный портрет Пушкина. Здесь находится самая крупная картина Третьяковки — «Явление Христа народу» Иванова. Она достигает 5,4 м в высоту и 7,5 м в ширину.

Залы второй половины XIX века

С 16-го зала начинается другая часть собрания: картины Репина, Сурикова, Левитана и других художников того времени. Здесь вы встретите знаменитое произведение Васнецова «Богатыри», на создание которого художнику потребовалось 20 лет.

Залы рубежа XIX-XX веков

Искусство этого периода размещено в 11 залах Третьяковки. Здесь увидите пейзажи Левитана и Коровина, портреты Серова и Серебряковой, исторические полотна Нестерова.

Зал графики

Графические работы находятся в залах 49–54. Экспозиция время от времени обновляется. Также в зале проходят сменные выставки.

Залы мастеров

Это залы, где демонстрируют работы одного живописца. Например, произведениям Врубеля выделено несколько залов — с 32 по 34 включительно. Здесь вы увидете панно «Принцесса Грёза». Врубель написал его под впечатлением от пьесы Эдмонда Ростана. Мастер изобразил центрального персонажа драмы — трубадура, которому в бреду болезни видится его избранница.

Сокровищница русского искусства

В этом зале хранятся изделия из ценных камней и металлов, церковные предметы, переплёты книг, ювелирные работы разных периодов.

Современное искусство на Крымском Валу

Экспозиция отечественного искусства XX-XXI веков находится в Новой Третьяковке. Здесь можно познакомиться с работами в разных стилях: авангард, социалистический реализм, андеграунд, нонконформизм и другие. В галерее проводят ретроспективы выдающихся художников, а также устраивают экспериментальные выставки молодых живописцев.

Часто задаваемые вопросы

Картины каких художников есть в Третьяковской галерее?

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке — это сотни тысяч произведений искусства исключительно русских авторов — иконописцев, художников , скульпторов. Экспозиция организована по хронологическому принципу. Благодаря этому посетители за одно посещение могут познакомиться с русским искусством почти полностью. Более современные работы, созданные в XX и XXI веках, находятся в Новой Третьяковке на Крымском Валу.

В галерее собрано свыше 400 работ художников XVIII столетия, в том числе мастеров русского портрета — В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова.

Экспозиция произведений художников первой половины XIX века в галерее более обширна и насчитывает свыше тысячи работ. Это такие авторы, как К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Федотов.

В Третьяковской галерее находится обширная коллекция произведений русских художников второй половины XIX столетия. Самые выдающиеся художники, чьи работы представлены в экспозиции исторического корпуса в Лаврушинском переулке — В. Г. Перов, А. К. Саврасов, В. И. Суриков, В. В. Верещагин, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. К. Айвазовский, И. И. Шишкин, И. Е. Репин.

Среди художников рубежа XIX и XX веков особенно выделяются М. А. Врубель, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, М. В. Нестеров, В. А. Серов.

В Новой Третьяковке на Крымском Валу представлены работы художников, работавших в начале XX века, в советское время и в современной России. Самые знаменитые из авангардистов первой четверти XX столетия — М. З. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандинский. Среди советских художников стоит обратить внимание на произведения Ф. П. Решетникова, А. А. Дейнеки, Т. Н. Яблонской. Также можно увидеть неформальное советское искусство — работы И. И. Кабакова, Э. В. Булатова, М. А. Рогинского.

В каком зале Третьяковской галереи находятся работы И. К. Айвазовского?

Экспозиция произведений всемирно известного русского художника -мариниста Ивана Айвазовского находится в историческом корпусе Третьяковской галереи по адресу: Лаврушинский переулок, дом 10 в зале № 19. Всего в галерее можно увидеть семь произведений Айвазовского:

  • «Радуга»;
  • «Чёрное море»;
  • «Лунная ночь на Босфоре»;
  • «Вид Леандровой башни в Константинополе»;
  • «Неаполитанский залив утром»;
  • «Морской берег»;
  • «Вид на взморье в окрестностях Петербурга».

Почему Третьяковская галерея так называется?

Своим названием крупнейшая в России экспозиция произведений русского искусства — Третьяковская галерея — обязана своему основателю и его брату, Московской городской думе и, как ни удивительно, В. И. Ленину.

П. М. Третьяков — основатель Третьяковской галереи — из старинного купеческого рода родом из города Малоярославец (в 60 километрах от Калуги). В XVIII веке Третьяковы перебрались в Москву. Павел Третьяков продолжил дело своего деда и отца — занимался торговлей и сдачей коммерческой недвижимости в аренду. Кроме того, он занимался благотворительностью и интересовался русским искусством. Первые картины в личную коллекцию он приобрёл в 1856 году. Принято считать, что Третьяковская галерея начала свою жизнь именно в этом году. Особенностью собрания Павла Третьякова было то, что он коллекционировал произведения только русских художников.

В 1892 году Павел Третьяков решил передать свою коллекцию произведений искусства русских художников в дар городу Москве. Дума назвала галерею в честь братьев Третьяковых, Павла и Сергея.

Почему в названии Третьяковской галереи упомянут брат Павла Третьякова Сергей? Он также собирал произведения искусства русских художников. Когда Павел Третьяков передал своё собрание в дар Москве, он также включил в него коллекцию своего брата.

Какова роль Владимира Ленина в названии Третьяковской галереи? После установления власти Советов все галереи, государственные и частные, были национализированы. При этом из их названий убирали имена и фамилии их основателей или владельцев. Такая судьба могла ждать и Третьяковскую галерею. Однако Ленин решил не убирать из названия фамилию её основателей.

Какие самые известные картины Третьяковской галереи?

Экспозиция русского искусства в историческом здании Третьяковской галереи (дом 10 в Лаврушинском переулке) насчитывает 200 000 произведений русских художников , скульпторов и иконописцев. Они относятся к периоду с XII по XX век . Самые известные картины в Третьяковке:

  • «Демон сидящий» М. А. Врубеля ( зал № 33).
  • «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова ( зал № 28);
  • «Грачи прилетели» А. К. Саврасова ( зал № 18);
  • «Охотники на привале» В. Г. Перова ( зал № 17);
  • «Явление Христа народу» А. А. Иванова ( зал № 10);
  • «Всадница» К. П. Брюллова ( зал № 9);
  • «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого ( зал № 16);
  • «Иван Грозный и сын его Иван. » И. Е. Репина ( зал № 30);
  • «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина ( зал № 25);
  • «Незнакомка» И. Н. Крамского ( зал № 20).

В Новую Третьяковку (расположена по адресу: улица Крымский Вал, дом 10) идут, чтобы познакомиться с более современными произведениями русских художников . Здесь представлено искусство начала XX века, когда творили знаменитые авангардисты — М. З. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандинский. Экспозицию продолжают произведения советских художников , следовавших официальной государственной парадигме — А. А. Дейнеки, Т. Н. Яблонской, Ф. П. Решетникова. Также в галерее выставлены работы неформальных советских художников — Франсиско Инфанте-Арана, Э. В. Булатова, И. И. Кабакова, М. А. Рогинского. Произведения современных русских авторов также выставлены в галерее на Крымском Валу.

Произведения русских художников -авангардистов вы увидите в залах № 3 по № 14. Самые знаменитые из них:

  • «Чёрный квадрат» К. С. Малевича;
  • «Москва I» В. В. Кандинского;
  • «Над городом» М. З. Шагала.

Наиболее знаменитые картины советских художников периода с 1920 по 1980 годы в Новой Третьяковке представлены в залах с № 15 по № 36. Самые известные:

  • «Утро» Т. Н. Яблонской.
  • «Опять двойка» Ф. П. Решетникова;
  • «Вратарь» А. А. Дейнеки;
  • «Новая Москва» Ю. И. Пименова.

Произведения неформальных советских художников можно увидеть в залах № 31, № 32 и № 37). В их числе:

  • «Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства» Франсиско Инфанте-Арана;
  • «Ответы экспериментальной группы» И. И. Кабакова;
  • «Горизонт» Э. В. Булатова;
  • Брюки «Дураки едят пироги» М. А. Рогинского.

Третьяковская галерея

Художественный музей с историей в почти два века

Одна из самых масштабных и впечатляющих коллекций живописи хранится в московском художественном музее — Государственной Третьяковской галерее. Собрание насчитывает более 100 тысяч произведений искусства, среди которых преобладают живописные полотна, иконы, графика и скульптура. Экспозиция Третьяковки размещена в нескольких зданиях в центре столицы, которые посещает более полутора миллионов человек в год.

В этой статье подробно описано, где находятся основные помещения музейного комплекса, какие экспозиции там выставлены, на каких видах транспорта до них проще добраться. Дана подробная информация о времени работы музеев, стоимости билетов, вариантах их приобретения и возможностях записаться на экскурсию.

История

Желание Павла Третьякова сохранить полотна российских живописцев стало отправной точкой для создания музейного комплекса «Государственная Третьяковская галерея». С ростом числа экспонатов увеличивались и площадь экспозиций. В 80-90-е годы прошлого века рядом с Главным зданием выстроили Инженерный корпус. Также в это время в состав Третьяковки вошло здание Центрального дома художника.

Эскиз фасада Галереи в «русском стиле», В. М. Васнецов • 1898, Экспозиция Городской художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых • 1984, Строительство Депозитария
Фото: сайт Третьяковской галереи

До их пор Третьяковка — активно посещаемый туристами музейный комплекс. Каждый приезжающий в столицу путешественник стремится осмотреть не только экспонаты постоянных экспозиций, но и побывать на временных выставках.

Большие и малые музеи Третьяковской галереи

Главное здание, Инженерный корпус и Новая Третьяковка относятся к большим музеям. Кроме них, в комплекс «Государственная Третьяковская галерея» входит несколько небольших экспозиций: Музей Павла и Сергея Третьяковых, Музей художника Виктора Васнецова, Музей-квартира пейзажиста Аполлинария Васнецова, Музей-мастерская советского скульптора Анны Голубкиной и другие.

Главное здание

С ростом коллекции увеличивались и площади для хранения. Главное здание Третьяковской галереи несколько раз перестраивалось, пока не приобрело современный вид. Сегодня 62 залах. Тут выставлены работы российских мастеров, созданные в период с XII по начало XX века. Среди самых старинных — «Троица» Андрея Рублёва, работы иконописцев Дионисия и Симона Ушакова. Сильное впечатление производит коллекция русской живописи конца XIX века. В ней собраны произведения передвижников: В. М. Васнецова, И. Н. Крамского, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина и других художников. Их можно рассматривать часами и ни капельки не устать. Посетители надолго задерживаются у подлинников картин, хорошо знакомых всем россиянам с детства по репродукциям: «Не ждали», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». Аматоры живописи получают огромное удовольствие от полотен дореволюционных художников Б. М. Кустодиева, И. И. Левитана, М. В. Нестерова, И. Е. Репина, В. А. Серова. Творчество советских мастеров представлено работами Н. А. Андреева, И. И. Бродского, И Э. Грабаря, Б. В. Иогансона, С. Т. Конёнкова, П. П. Кончаловского, П. Д. Корина, М. А. Савицкого, Б. С. Угарова и других художников и скульпторов.

+1

1894, «Над вечным покоем», И. И. Левитан • 1903, «Молчание», М. В. Нестеров • 1880-1883, «Крестный ход в Курской губернии», И. Е. Репин • 1886, «Осенний вечер. Домотканово», В. А. Серов
Фото: сайт Третьяковской галереи

Выставочные помещения прекрасно спланированы. Они имеют мягкое естественное освещение, которое подчеркивает красоту экспонатов. Всю галерею можно обойти примерно за четыре часа, везде есть скамеечки, чтобы присесть и отдохнуть. В холле размещён подробный план, где посетитель может самостоятельно разработать для себя маршрут знакомства с экспонатами. Кроме этого, в Третьяковской галерее проводятся лекции, семинары и творческие занятия, а также работают временные выставки.

Новая Третьяковка

Главная сокровищница русской живописи XX века открылась в 1983 году. В ней знакомятся со всеми направлениями живописи прошлого века: сюрреализмом, абстракционизмом, дадаизмом и др. Привлекают внимание имеющие всемирную известность шедевры: «Купание красного коня» К. С. Петрова-Водкина, «Тверской бульвар» А. В. Лентулова, «Натурщица» В. Е. Татлина, «Венчание» М. З. Шагала, «Импровизация холодных форм» В. В. Кандинского, «Композиция. Корабли» П. Н. Филонова. Конечно же, никто не может пройти мимо картины «Чёрный квадрат» К. С. Малевича, все пытаются разгадать его тайну… У картин хорошая подсветка, что позволяет увидеть тончайшие детали художественных полотен. Оформление каждого зала имеет индивидуальное концептуальное решение. В Новой Третьяковке проводятся лекции о современном искусстве, практические занятия для взрослых и детей. Периодически в здании организуются выставки молодых художников.

Инженерный корпус

Возле основного здания Третьяковки в Лаврушинском переулке, 12, находится Инженерный корпус. Это самая молодая, построенная в 1989 году, часть комплекса. Тут размещены службы, которые контролируют и обеспечивают работу всех инженерно-технических систем Третьяковской галереи. В здании также функционируют выставочные павильоны, детская изостудия, конференц-зал на 400 мест. Устраиваются выставки классического и современного искусства, демонстрируются редкие кинофильмы, проводятся образовательные программы. В конференц-зале установлено уникальное оборудование для показа фильмов, снятых на плёнке 16 и 35 миллиметров. Расписание показов размещается на сайте в разделе «Кино».

Культурный центр в Толмачах

Выставочный зал центра находится рядом с красивым, уютным храмом-музеем Святого Николая в Толмачах. Церковь действующая, посетителей привлекает возможность увидеть древнюю икону «Богоматерь Владимирская», созданную в начале XII века. Она хранится в храме с 1997 года. Пребывание в этой церкви наполняет душу покоем и умиротворением. Здесь молился основатель Третьяковской галереи и члены его семьи. Что касается самого культурного центра, то он представляет собой точную реконструкцию здания конца XIX века. Для его реставрации даже заказывали специальную растворную смесь и кирпич. В здании центра располагается творческая студия и лекционный зал, которые используются для различных мероприятий.

Музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова

Здесь художник и исследователь истории Москвы Аполлинарий Михайлович Васнецов прожил почти 30 лет вместе с женой и сыном. Теперь здесь находится музей-квартира, где можно увидеть личные вещи, мебель, книги и более 200 картин художника. В этом месте ощущается дух того времени. Тут проходили творческие вечера и дружеские встречи, на которых присутствовали известные писатели И. А. Бунин, В. А. Гиляровский, художники М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, певец Ф. И. Шаляпин. В квартире очень точно воссоздана атмосфера литературно-музыкального салона начала XX века. Периодически здесь проводятся творческие вечера, лекции, концерты.

Фото: сайт Третьяковской галереи

Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова

В уютном здании-теремке, которое спроектировал сам художник, посетители знакомятся с собранием из 25 тысяч подлинных экспонатов XX века. Здесь представлена живопись, мебель, предметы быта времён жизни художника, коллекции фотографий. Необычное здание музея находится в переулке Васнецова, 13. В постройке есть элементы модерна и древнерусской архитектуры. Фасад декорирован изразцами, окна украшены наличниками в виде лепных колонок и кокошников. Более 30 лет в этом доме жила семья художника. После его смерти творческое наследие бережно хранилось потомками. По их инициативе в 1948 году, к столетию художника, было принято решение о создании мемориального музея. Экспозиция открылась в августе 1953 года и с тех пор продолжает принимать посетителей

Фото: сайт Третьяковской галереи

Музей Павла и Сергея Третьяковых

Открытие музея в 1-м Голутвинском переулке, 16, строение 1, прошло в январе 2022 года. В этом доме родились братья Третьяковы (Павел в 1832 году, Сергей в 1834-м). На первом этаже экспозиция преимущественно интерактивная. В виде мультимедийных инсталляций представлены архивные документы и материалы из истории семьи Третьяковых: «Семейный альбом», «Архив предпринимателя», «Каталог коллекции». Часть предметов быта воссоздана по архивным документам, часть — мемориальная. На втором этаже демонстрируются живописные полотна из коллекции Третьяковых. Сергей собирал картины западноевропейских мастеров, а Павел отдавал предпочтение работам русских художников. Сама экспозиция периодически обновляется.

Музей-мастерская Анны Семёновны Голубкиной

Творческое наследие скульптора Анны Семёновны Голубкиной насчитывает более 300 произведений. Часть из них представлена в музее-мастерской в Большом Лёвшинском переулке, 12. Творчество пламенной революционерки, женщины со сложной судьбой представляет направление в искусстве начала прошлого столетия, которое принято называть Серебряным веком. Оно тесно связано с именами В. А. Серова и М. А. Врубеля в живописи, А. А. Блока и И. А. Бунина в поэзии и литературе, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова в музыке.

1900, фрагменты каталога выставки картин журнала «Мир искусства» • Около 1908, Ваза «Туман» из мрамора
Фото: сайт ВК «Музей Анны Голубкиной»

В нескольких залах экспозиции музея представлены произведения разных лет, исполненные в разнообразных материалах (гипс, дерево, мрамор, бронза). В мемориальной части дома посетители знакомятся с предметами обихода, коллекцией фотографий, а также инструментами, которыми работала скульптор. Экспозиция оставляет сильное впечатление, давая полное представление о нелёгком труде талантливой женщины-скульптора.

Музей Павла Дмитриевича Корина

Павел Дмитриевич Корин — художник, исследователь истории Москвы, собиратель старинных икон. В экспозиции музея представлено более 200 икон: «Рождество Богоматери», «Богоматерь Одигитрия со святыми на полях» и другие. В этом доме Павел Корин жил вместе с семьёй в 30-60-е годы прошлого века. Здесь сохранилось несколько жилых комнат и мастерская художника с подлинной обстановкой. Они также доступны к посещению. Расположен музей по адресу: Москва, Малая Пироговская улица, 16, строение 2.

Фото: сайт Третьяковской галереи

Правила посещения

Правила поведения при посещении музеев, условия фото- и видеосъёмки подробно описаны в документе «Правила посещения Третьяковской галереи», размещенном на сайте.

Цена на входные билеты в Третьяковку в 2024 году

Третьяковская галерея

Стоимость полного входного билета составляет 700 российских рублей для взрослых, 400 — для студентов и пенсионеров и 350 — для детей. Дети до 6 лет включительно посещают все здания музея бесплатно. Отметим, что на посещение временных выставок льготы могут не распространяться.

Где купить билеты?

Большинство посетителей покупают билеты в кассе музея в день посещения. Удобнее это сделать онлайн, чтобы не стоять в очереди. Бронирование посещения в составе экскурсионной группы проводится на сайте музея. Ознакомиться со льготами и порядком переоформления, возврата купленных билетов можно в документе «Правила приобретения и возврата билетов в Третьяковской галерее».

Часы работы Третьяковской галереи

Третьяковка открыта шесть дней в неделю. Выходной — понедельник. Режим работы главного комплекса по дням распределяется следующим образом: во вторник, среду и четверг посетителей принимают с 10:00 до 18:00; в четверг, пятницу и субботу с 10:00 до 21:00. За час до закрытия доступ посетителей в здание прекращается. Небольшие музеи-филиалы работают по индивидуальному графику.

Как добраться?

Основные здания Третьяковки расположены недалеко от центра столицы. Попасть туда можно на автобусе, метро или пешком.

На метро

  • «Третьяковская» — от неё до галереи нужно пройти примерно 350 метров через Ордынский тупик и Лаврушинский переулок.
  • «Новокузнецкая» — от неё до главного здания музея около 750 метров. Чтобы попасть в галерею, нужно перейти на станцию «Третьяковскую», а далее двигаться, как написано выше.
  • «Полянка» — от неё до галереи нужно пройти примерно 750 метров.

Возле Новой Третьяковки расположены две станции метро: «Октябрьская» и «Парк культуры». С любой из них за 10 минут добраться до музея.

Фото с экскурсии «Третьяковская галерея: загадки великих шедевров»

На автобусе

Недалеко от галереи есть остановка «Метро “Третьяковская”». Там ходит автобус м90. От остановки необходимо пройти по Большому Толмачёвскому переулку мимо сквера, затем повернуть направо к музею. Но проще добираться на метро, потому что в Москве часто бывают пробки.

До Новой Третьяковки довезёт автобус Б или с910, остановка называется «Парк Горького».

Пешком

Главный корпус Третьяковской галереи в Москве расположен в двух километрах от Красной площади. Прогуляться пешком от главной площади столицы до основного здания музея лучше всего через Большой Каменный мост, Репинский сквер, Лужков мост и Лаврушинский переулок.

Филиал на Крымском Валу располагается на расстоянии 1,5 километра от Главного здания Третьяковки. Дойти до него пешком можно всего за 20-25 минут — пройдя по Лаврушинскому переулку до Москвы-реки и затем прогулявшись по благоустроенной набережной.

Заключение

Обойти все залы Третьяковской галереи можно за четыре часа. Однако, чтобы в полной мере насладиться красотой произведений искусства, сюда лучше прийти несколько раз. Так путешествие по галерее будет не гонкой за фото для соцсетей, а настоящим погружением в мир высокой живописи!

Сколько зданий у третьяковской галереи

СПЕЦПРОЕКТЫ
  • Залы 1–7. Живопись и скульптура XVIII века
  • Залы 8–15. Живопись и скульптура первой половины XIX века
  • Залы 16–31, 35–37. Живопись и скульптура второй половины XIX века
  • Врубелевские залы 32–34
  • Залы 38–48. Живопись и скульптура рубежа ХIХ–ХХ веков
  • Залы 49–54. Графика ХVIII — начала ХХ века
  • Зал 55. Сокровищница
  • Залы 56–62. Древнерусское искусство

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми
Антон Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой»
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной
Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина
Карл Брюллов. «Всадница»
Александр Иванов. «Явление Христа народу»
Иван Крамской. «Неизвестная»
Илья Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»
Василий Суриков. «Боярыня Морозова»
Виктор Васнецов. «Богатыри»
Михаил Врубель. «Принцесса Греза»
Михаил Врубель. «Царевна-Лебедь»
Михаил Врубель. «Демон сидящий»
Зинаида Серебрякова. «За туалетом»
Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»
Валентин Серов. «Девочка с персиками»
Андрей Рублев. «Троица»
Спас Нерукотворный
Владимирская икона Божией Матери
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Создание Третьяковской галереи
Создание Третьяковской галереи

Годом основания Третьяковской галереи считается 1856-й — именно тогда московский купец Павел Третьяков приобрел для своей коллекции две первые картины. Это были «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова и «Искушение» Николая Шильдера. С этого момента Третьяков задумал создать большой музей русского искусства. Коллекция разместилась в его усадьбе в Лаврушинском переулке — там, где сейчас находится главный корпус Третьяковки. С 1867 года галерея открылась для публики. К тому времени в ней хранилось более 1300 работ российских художников и 84 картины зарубежных мастеров. Часть произведений была создана специально для этой коллекции, по заказу самого Павла Третьякова.

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Fro / фотобанк «Лори»
Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Fro / фотобанк «Лори»
Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века

Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.

Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой» в 1773 году по заказу Екатерины II. Сюжет он взял из поэмы Гомера «Илиада»: троянский военачальник Гектор отправляется на битву с греками, прощается со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианактом. Лосенко запечатлел героя в момент обращения к богам:

Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!

Лосенко не успел завершить картину. Например, был не вполне закончен образ Андромахи: художник прописал ее лицо, но лишь наметил складки одежды, не проработав их детально. Несмотря на это, полотно «Прощание Гектора с Андромахой» более 50 лет считалось эталоном русской исторической живописи в духе классицизма.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.

Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.

В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.

Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века
Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века

Экспозиция Третьяковской галереи продолжается работами художников и скульпторов первой половины XIX столетия, эпохи романтизма. Среди первых полотен этого периода вы увидите картины Ореста Кипренского — в том числе знаменитый портрет Александра Пушкина.

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кипренский создал этот портрет в 1827 году по заказу одного из близких лицейских друзей Пушкина — поэта Антона Дельвига. Александр Пушкин позировал художнику в Шереметевском дворце. Картина была готова всего за два месяца и в том же году уже участвовала в выставке Академии художеств.

На портрете Пушкин изображен с клетчатым шотландским пледом, перекинутым через правое плечо. Этой деталью Кипренский подчеркнул любовь поэта к творчеству Джорджа Гордона Байрона — английского поэта-романтика шотландского происхождения, одного из кумиров эпохи романтизма.

В том же 1827 году Пушкин написал стихотворение «Кипренскому», в котором упомянул этот портрет:

Себя как в зеркале я вижу
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Последние две строки в этом стихотворении намекали на то, что как раз в то время Кипренский готовился представить свои работы за рубежом.

Карл Брюллов. Всадница. 1832

Карл Брюллов. Всадница. 1832
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Карл Брюллов написал картину «Всадница» в 1832 году в Милане. Эту работу заказала давняя подруга и поклонница художника — графиня Юлия Самойлова. Брюллов изобразил на портрете двух ее приемных дочерей — Джованнину и Амацилию Пачини. Отцом девочек был итальянский композитор Джованни Пачини, но после смерти его жены Самойлова взяла детей на воспитание.

Брюллов написал эту картину в духе традиционных конных портретов XIX века. Фигуры героинь он подчеркнул при помощи светлых тонов и игры освещения: они ярко контрастируют с темным, тревожным фоном. Искусствовед Мира Ракова писала, что это произведение — «апофеоз красоты и жизнерадостной юности, апофеоз безмятежности ощущения жизни».

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Явление Христа народу», или «Явление Мессии», Александра Иванова — самая большая картина в коллекции Третьяковской галереи: ее размеры составляют 5,4 на 7,5 метра. Этому полотну и эскизам к нему отведен весь 10-й зал Третьяковки.

Александр Иванов работал над «Явлением Христа народу» более 20 лет, создал около 600 эскизов фигур и набросков с натуры. Некоторые из них вы можете посмотреть в этом же зале, сравнить с готовым произведением и увидеть, как менялся замысел художника во время работы.

Некоторых персонажей картины Иванов писал с реальных личностей — своих современников. Так, в облике «ближайшего ко Христу» человека заметны черты Николая Гоголя, а в виде странника с посохом автор изобразил самого себя.

Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века
Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века

В зале №16 начинается новая часть экспозиции — здесь выставлены картины и скульптуры мастеров второй половины XIX столетия. Вы увидите работы Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, а также произведения других живописцев и скульпторов той эпохи.

Иван Крамской. Неизвестная. 1883

Иван Крамской. Неизвестная. 1883
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картину Ивана Крамского «Неизвестная» по ошибке часто называют «Незнакомкой» — по знаменитому стихотворению Александра Блока. Художник изобразил свою героиню в открытой коляске на фоне Невского проспекта в Петербурге: справа за ее спиной виден Александринский театр, а слева — павильоны Аничкова дворца. «Неизвестная» одета по последней моде того времени: бархатная шляпка с белыми перьями, кожаные перчатки, муфта, меховое манто «Скобелев», которое получило название в честь героя Русско-турецкой войны. Но таким нарядом художник не стремился подчеркнуть высокое происхождение своей героини: наоборот, в аристократическом обществе считалось дурным тоном строго следовать моде. Подобным образом одевались так называемые «дамы полусвета», которые чаще всего жили за счет богатых покровителей.

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891

Илья Репин. Эскиз маслом к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1887
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Репин однажды услышал в гостях у своего друга, историка Дмитрия Яворницкого, старинное предание о том, как запорожские казаки написали письмо турецкому султану Мехмеду IV. Правитель Османской империи, по легенде, прислал указ, согласно которому Запорожская Сечь должна была подчиниться ему. Однако казаки составили ответное послание и весьма грубо отказались подчиняться туркам. У Яворницкого хранилась копия этого письма, которую он зачитал гостям. Репин заинтересовался и вскоре начал картину по этому сюжету. Над эскизами он работал в Екатеринодаре и станице Пашковской, а затем в Черниговской губернии.

Для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» художнику позировали многие его известные современники. Например, прообразом писаря стал сам Дмитрий Яворницкий, для изображения высокого худого казака с длинными усами позировал солист Мариинского театра Федор Стравинский, а запорожца в высокой черной шапке рядом с писарем Репин писал с мецената Василия Тарновского.

Художник создал два варианта картины. Самый известный из них хранится в Государственном Русском музее, второй, более поздний, выставлен в Харьковском художественном музее. В Третьяковке же представлен первый завершенный эскиз маслом, который Репин создал в 1887 году. Художник подарил его своему другу Дмитрию Яворницкому, а тот позже продал работу Павлу Третьякову.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Пн — закрыто.
Вт, ср — с 10:00 до 18:00.
Чт, пт, сб с 10:00 до 21:00.
Вс с 10:00 до 20:00.
Касса закрывается на час раньше.

Стоимость билета в Третьяковскую галерею
Полный – 500 руб., льготный – 300 руб. Посетителям до 18 лет – бесплатно.
+7 (495) 957-07-27
Официальный сайт Третьяковской галереи
Адрес Третьяковской галереи
Лаврушинский пер., 10 смотреть на карте
Рейтинг TripAdvisor
Отлично 82%
Очень хорошо 13%

Третьяковская галерея — исторический музейный комплекс в центре Москвы, располагающий одной из крупнейших в мире коллекций русской живописи.

Постоянная экспозиция галереи размещается в нескольких зданиях. Третьяковка сохраняет, исследует и популяризирует искусство России: обеспечивает широкий доступ к признанным шедеврам живописи.

Цены в Третьяковской галерее 2024

  • Лаврушинский переулок (основная экспозиция + временные выставки): для взрослых — 500 рублей, льготный — 300 руб.;
  • Комплексный вход (Главное здание + Инженерный корпус): для взрослых — 800 рублей, льготный — 300 рублей;
  • Новая Третьяковка на Крымском Валу (экспозиция «Искусство XX века» и некоторые временные выставки): для взрослых — 500 рублей, льготный — 300 рублей.

Для детей (все посетители до 18 лет) вход в Третьяковку бесплатный.

Дополнительная информация на официальном сайте:

  • Уточнить цены
  • Дни бесплатных посещений
  • Список льготных категорий граждан

Где купить билеты

Билеты на официальном сайте Третьяковской галереи продаются с открытой датой: в главное здание и отдельные музеи.

Вход по электронным билетам — в порядке общей очереди, но не нужно стоять в кассу.

Часы работы

Главное здание и Новая Третьяковка:

  • Понедельник — закрыто;
  • Вторник, среда — с 10:00 до 18:00;
  • Четверг, пятница, суббота — с 10:00 до 21:00;
  • Воскресенье — с 10:00 до 20:00.

Вход в галерею закрывается за час до конца рабочего дня.

Видео о Третьяковской галерее в Москве

История

Дата основания галереи — 1856 год. Именно тогда коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков впервые приобрел работы русских живописцев — картины В. Г. Худякова и Н. Г. Шильдера.

Горожане впервые смогли увидеть значительно разросшуюся коллекцию Третьякова в 1867 году: в Замоскворечье открылась галерея братьев Третьяковых, в которой насчитывалось более 1800 экспонатов, из них — 1276 картин.

В дар городу Москве Павел Михайлович передал свою художественную галерею в 1892 году. К тому времени коллекция расширилась до более чем 1900 предметов искусства.

Галерея и сейчас располагается в доме, приобретенном семьей Третьяковых в 1851 году. Со временем для постоянно пополняющейся коллекции к особняку достраивались новые помещения. Красивый фасад галереи создавался архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова, а его возведением с 1902 по 1904 год руководил А. М. Калмыков.

Название «Государственная Третьяковская галерея» комплекс получил в 1918 году. Важнейшим источником пополнения собрания в первые советские годы стал созданный тогда же Государственный музейный фонд. В последующие годы галерея достраивалась и получала новые площадки — дом купца Соколикова, церковь Николая Святителя в Толмачах. В годы ВОВ экспозицию эвакуировали в Новосибирск и Пермь (в то время — Молотов). 17 мая 1945 года Третьяковская галерея вновь открылась в Москве. В 1980–1992 годы продолжилось расширение площади экспозиции, южнее главного здания построен Инженерный корпус. Картинная галерея на Крымском Валу вошла в состав Третьяковки в 1985 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *