Сколько веток метро в питере
Перейти к содержимому

Сколько веток метро в питере

  • автор:

Метро в Санкт-Петербурге

logo

Метро само по себе необычное место. Люди передвигаются там, где как будто не должны были. А Петербургское метро необычно вдвойне. На том месте где стоит северная столица, сложно даже город построить, а уж метро тем более. История Петербургского метро нетипична и полна любопытных фактом. Петербуржец вы или гость города, мы предлагаем вам познакомиться с “подземкой” Санкт-Петербурга поближе.

Схема метро Санкт Петербурга

Схема метро Санкт Петербурга

В 2021 году метро СПб имеет 5 веток метро, 72 станции, 7 пересадочных узлов (6 двойных, 1 тройной), 12 станций соединены с ЖД объектами. Общая протяженность путей 124,8 км. Изображение с сайта ГУП Петербургский метрополитен, интерактивную версию можно просмотреть тут. интерактивную версию можно просмотреть тут.

Режим работы: во сколько открывается, до скольки работает

Расписание на станциях отличается друг от друга. В среднем, время открытия — 5:30, закрытия — 00:30. В период с 30.04 по 15.11 с 1:00 до 3:00 работает ночной поезд, с интервалом в 20 минут. По большим праздникам метро работает круглосуточно.

Стоимость

Проезд в Петербургском метро стоит 60 рублей. Кроме наличных, оплата может быть произведена картами Visa, MasterCard, МИР. Также предусмотрены всевозможные проездные билеты. Например, проездной в метрополитене на месяц стоит 2400 р, для студентов — 655 р.

Наличие Wi-Fi

Любой пассажир может подключиться к Wi-Fi сети MT_FREE. Для этого необходимо подключить устройство к сети, открыть любую страницу в интернете и выбрать метод регистрации через

Интересные факты

  1. Во время строительства наземных павильонов было уничтожено несколько церквей: Спас-на-Сенной, Знаменская, Космы и Даниила. Сегодня на их месте расположены павильоны «Сенная площадь», «Площадь Восстания», «Чернышевская».
  2. Метрополитен СПб является одним из самых глубоких в мире. Дело в том, что в таком болотистом грунте, на котором стоит Петербург, неглубокие постройки крайне ненадежны, эта особенность учитывалась еще в 1938 году на этапе проектирования. Например, станция «Адмиралтейская» лежит на глубине 86 метров, что ставит ее на 3 место по глубине в мире, после 2 станций метро в Киеве «Арсенальная» (105,5 метров) и «Печерская» (90 метров).
  3. Станция «Девяткино», несмотря на свою принадлежность к системе городского метрополитена, по факту находится за пределами СПб, в городе Мурино.
  4. Юбилейная 60-я станция «Парнас» стала самой северной в России. А станция «Приморская» — самой западной.
  5. 6 метров — это самый большой перепад в СПб между высотой первого и последнего вагона в момент движения. Находится этот участок в районе Марсова поля, на пути между станциями «Горьковская» и «Невский проспект». Дело в том, что при постройке там обнаружили впадину в дне, которая ранее не была выявлена. Тогда тоннель заглубили с максимально допустимым уклоном.
  6. Когда «Красногвардейскую» переименовывали «Новочеркасскую», нужно было изготовить только 2 буквы, а остальные совпали.
  7. «Автово» — 1 станция сохранившая финское историческое название своей местности. Ранее там располагалось село «Аутово». И она же стала первой в СПб станцией без эскалаторов.
  8. Первые маршруты определялись методом «опроса». Когда горожане заходили в трамвай им выдавали талончик с названием станции, на выходе они отдавали его контроллеру. Таким образом была собрана первая статистика. Она показала, что самые востребованные районы это новостройки Московского проспекта, центр и промышленная зона Кировского завода.
  9. 729 ступеней — самый длинный эскалатор Санкт-Петербурга. Находится на станции «Площадь Ленина», в длину 100 м.
  10. 2% — настолько поручни эскалатора движутся быстрее, чем ступеньки. Это происходит из-за того, что их скорость обеспечивают 2 разных двигателя. По этой причине, во время движения, люди нередко переставляют руки ближе к себе, ведь те уезжают вперед.

История

Первый проект был разработан в 1820 году инженером Торгановым. Он обратился к Александру I, но ответ был таков: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных».

Похожие идеи разрабатывали Кулибин и Брюнель, но они не получили развития.

Вернулись к этой теме только в 1938 году (естественно после Москвы) по инициативе Косыгина, председателя Ленгорисполкома. Наконец к 1941 году был создан Ленинградский метрострой. Были разработаны проекты, заложены шахты, проводились работы по строительству тоннелей и вестибюлей. Но уже вскоре по понятным причинам работы были остановлены. А выработки и пройденные стволы даже пришлось затопить, чтобы предотвратить обрушения.

Однако довольно быстро, уже в 1945 году работы были продолжены и активно продвигались. Сперва взялись за откачку воды. В 1947 началось непосредственно строительство. И наконец в 1955 первая ветка была открыта. Первыми станциями были:

  1. Автово (панорама ниже).
  2. Кировский завод.
  3. Нарвская.
  4. Балтийская.
  5. Технологический институт.
  6. Владимирская.
  7. Площадь Восстания.

Сразу после их открытия началось строительство Московско-Петроградской ветки. В 1963 году станция «Технологический институт» стала кросс-платфоременным узлом, первым в России.

В 1967 открылась 3 линия — Невско-Василеостровская, в 1985-м — 4-я — Правобережная. С 1997-го за 10 лет из-за низкого финансирования темпы приостановились, но все же на карте появилось 6 новых станций.

С 2008 по 2019 было построено 15 станций на новой 5-й ветке — Фрунзенско-Приморская (фиолетовая). В 2020 году на этой линии началась стройка тоннеля под Невой. Проводить эту работу буровой машиной невозможно, из-за ее огромного веса в тысячи тонн. Поэтому 300 метров туннеля были прорыты пневматической ручной дрелью и кирками вручную! Станция Адмиралтейская на этой ветке:

План развития

Сейчас идет строительство 6 ветки — Красносельско-Калининская. Ожидается, что в 2024 году будут запущены 2 станции «Путиловская» и «Юго-Западная».

Также запланировано продление Правобережной ветки — «Спасская» (она будет соединена с «Горным институтом»).

В 2025 между «Спасской» и «Горным институтом» должна появиться станция «Театральная».

На 2026-й запланировано продление Невско-Василеостровской линии. От «Беговой» откроется путь на «Богатырскую» и «Каменку».

И ожидается открытие «Красносельского» электродепо.

Метро в Петербурге: схема, расписание, стоимость проезда

Метро в Петербурге — основной способ передвижения для местных. Днем в нем ездят более 2 млн человек. А для туристов спуск в подземку возможность увидеть одно из самых красивых метро в мире с мозаичными панно, посвященным Великой Отечественной Войне, писателям и ученым. В этой статье мы рассказываем, как пользоваться петербургским метро и не заблудиться в его ветках.

Гайдбург рекомендует
от 533₽ за экскурсию

Особенности метро в СПб

2021-12-24_14-26.png

  • Логотип метро в СПБ представляет собой округлую букву «М» синего цвета. Если вы часто пользуетесь московским метром, то первое время будет непривычно. В поисках красной «М» в Петербурге, можно не заметить подземку: здесь у буквы другой стиль и цвет.
  • Длинные эскалаторы. Районы Северной столицы разделены между собой множеством рек и мостов. Поэтому метрополитен здесь залегает глубоко, ниже уровня дна Невы. Почти на всех станциях, кроме окраин, спускаться приходится несколько минут.
  • Некоторые станции закрытые — между путями и платформой стоят стены с дверьми. Это сделано для защиты от наводнений, чтобы вестибюль не был залит, и для безопасности, чтобы пассажиры не падали на пути. Двери открываются синхронно с поездом.
  • В петербургском метро есть бесплатный wi-fi. Его название — MT_FREE. Оно указано в вагонах на каждом окне. Выберите подключение и следуйте указаниям на вашем устройстве.

Схема

Сеть петербургского метрополитена на 2021 год состоит из 5 линий: Кировско-Выборгской, Московско-Петроградской, Невско-Василеостровской, Правобережной, Фрунзенско-Приморской. Сами петербуржцы называют линии «ветками» и просто по соответствующим цветам: красная, синяя, зеленая, оранжевая, фиолетовая.

2021-12-24_16-48.png

Обратите внимание: на каждой ветке есть станции пересадок, где можно перейти на другую ветку, не выходя из метро. На карте они отмечены кружками, разделенными на два или три сектора. Секторы выполнены в цветах, которые отражают те ветки метро, которые пересекаются в этой точке.

Заблудиться в петербургской подземке сложно. Здесь нет длинных запутанных переходов. Кроме того, на каждой станции установлены указатели на русском и английском.

Карту метро можно купить на любой станции. Также можно рассчитать длительность поездки по ссылке. Выберите начальную и конечную станции — и увидите продолжительность поездки в минутах. Можно настроить интерактивную карту, чтобы в количество минут был включен подъем и спуск на эскалаторе или не был включен.

Расписание

Чтобы утром не оказаться перед закрытыми дверями или не опоздать на последний поезд, запомните: метрополитен в Петербурге в среднем открывается в 5:35 и закрывается в полночь.

Точный режим открытия–закрытия всех станций более разнообразный. Некоторые из станций открываются в 6 утра или позже, а закрываются около часу ночи. Поэтому если вам предстоит ранняя или поздняя поездка, сверьтесь с точным расписанием на сайте метрополитена или на вашей станции.

Рассчитывая маршрут, учитывайте, что переход с одной линии на другую возможен строго до 00:15.

Круглосуточная работа

Метро в Петербурге не круглосуточное. Но несколько раз в году поезда ходят без ночного перерыва: с 1 ночи до 5 утра. Праздничное расписание действует в такие дни:

  • с 31 декабря на 1 января — Новый год;
  • с 6 на 7 января — Рождество;
  • в дни Пасхи;
  • с 1 на 2 мая — Праздник труда;
  • с 9 на 10 мая — День Победы;
  • в «Ночь музеев»;
  • 27 мая — День города;
  • последняя декада июня — праздник «Алые паруса».

Ночной поезд

В сезон разведения мостов (30 апреля – 15 ноября) по выходным можно сесть в ночной поезд-челнок, который идет между «Адмиралтейской» и «Спортивной». Поезд работает в ночи на субботу и на воскресенье с 1:00 до 3:00. Движение осуществляется с интервалом в 20 минут. Если на этот период выпадают праздничные дни, метро работает круглосуточно.

Обратите внимание: с июля 2020 года в связи с коронавирусными ограничениями ночное движение и праздничное расписание временно отменены.

Стоимость проезда

Стоимость поездки в метро в 2022 году в зависимости от способа оплаты составляет:

Способ оплаты Стоимость проезда (одна поездка)
Жетон 65 ₽
Карта «Подорожник» 45 ₽
Банковская карта «Мир» (в турникете / через Mir Pay) 44 / 41 ₽
«Единая карта петербуржца» (в турникете / через Mir Pay) 35 / 31 ₽

Для детей до 7 лет, не занимающих отдельного места, проезд в метро бесплатный.

Красивые фото СПб, рис. 1

Красивые фото СПб, рис. 2

Красивые фото СПб, рис. 3

Красивые фото СПб, рис. 4

Красивые фото СПб, рис. 1

Красивые фото СПб, рис. 2

Красивые фото СПб, рис. 3

Красивые фото СПб, рис. 4

Красивые фото СПб, рис. 5

Красивые фото СПб, рис. 6

Как оплачивать проезд

Для оплаты проезда в метрополитене СПб можно пользоваться жетонами, пластиковыми проездными билетами (карта «Подорожник»), отдельными видами банковских карт и смартфоном с установленным приложением «Кошелек».

Приобрести жетоны и пополнить баланс карточки можно через кассу или терминалы, установленные на каждой станции.

Обратите внимание: в метро вы платите лишь раз при входе. Зашли, спустились — и можете там ездить туда-сюда, пересаживаться, хоть все станции объехать. Пока не выйдете на улицу, платить за проезд снова не нужно.

Исключение — наземные станции. Станции Купчино, Парнас, Рыбацкое, Девяткино и Шушары наземные. Они похожи на обычные железнодорожные, тем что поезда выезжают на поверхность. Если вы приехали в одну из наземных станций, это равнозначно выходу на улицу: в случае необходимости уехать обратно надо будет еще раз заплатить за проезд. Нельзя просто пересечь перрон и сесть на обратный поезд, как в подземке.

Жетон

Если вы приехали в Северную столицу на несколько дней, оптимальный вариант — купить жетоны на нужное количество поездок. Питерское метро — одно из немногих в мире, в котором можно расплачиваться не билетами, а жетонами.

Жетон в петербургском метро еще и необычный сувенир. Кроме стандартных, в кассах продаются лимитированные юбилейные жетоны. Купленный жетон для поездки нужно кинуть в отверстие в турникете.

«Подорожник»

Если вы планируете ездить на метро часто и у вас нет карты «Мир», выгодное решение — взять «Подорожник». Это транспортная карта в Петербурге, аналог московской «Тройки». Единый билет, с которым можно расплачиваться и в наземном общественном транспорте.

Стоимость карты «Подорожник» — 60 ₽. Она продолжает действовать в течение 3 лет с даты последнего прохода.

Один «Подорожник» могут использовать несколько человек, проходя по одному. При этом оплата суммируется.

Карта не закрепляется за владельцем. Вы можете передать ее друзьям, которые в будущем собираются поехать в СПб.

«Единая карта петербуржца»

В 2022 году самым выгодным является проезд по «Единой карте петербуржца» (ЕКП). Причем если использовать карту через мобильное приложение для бесконтактной оплаты, экономия по сравнению с другими способами оплаты получится существенной.

ЕКП — карта платежной системы «Мир». Удобна тем, что объединяет в себе кошелек, документ, проездной, льготы, в том числе дает возможность получать скидки в магазинах партнеров, покупать билеты на спортивные и культурные мероприятия со скидкой. Многие театры, музеи, выставочные комплексы участвуют в проекте. Оформить ЕКП могут не только петербуржцы, но и гости города. Выдача и оформление бесплатные. Чтобы оформить карту, нужно обратиться в отделение банка с документами (паспортом и СНИЛС). Срок получения — до 14 дней.

Правила проезда для отдельных категорий пассажиров: маломобильных, с детьми, с животными

Чтобы подойти к эскалаторам и кассам, надо пройти через металлодетектор. Если у вас есть кардиостимулятор или вы передвигаетесь в кресле-коляске, то воспользуйтесь проходами по краям металлодетекторов, слева или справа. Направление обозначено указателями. Нажмите кнопку вызова сотрудника, и вас проведут через разграничительный барьер.

Питерским метро легко пользоваться людям, которым сложно передвигаться самостоятельно. Здесь работает специальная служба, на каждой станции есть дежурные. Можно попросить дежурного помочь спуститься или подняться по эскалатору, сесть в вагон, а затем выйти из него. Всё, что нужно сделать — предварительно оформить заявку на сопровождение по телефону 8-800-350-11-55.

Спускаться в метро с домашними питомцами можно, если животное находится в специальном приспособлении, например, в клетке или коробе. Это нужно для того, чтобы животное не могло выйти на территорию платформы или вагона.

Как доехать до ж/д вокзалов, аэропорта

Железнодорожные вокзалы в Петербурге примыкают прямо к некоторым станциям метро:

  • Московский — «Площадь Восстания»;
  • Ладожский — «Ладожская»;
  • Балтийский — «Балтийская»;
  • Финляндский — «Площадь Ленина»;
  • Витебский — «Пушкинская».

Если вам в аэропорт «Пулково», выбирайте синюю ветку и выходите на станции «Московская». От метро вас довезет в аэропорт автобус или маршрутка.

Достопримечательности рядом с метро

Если вы приехали в Петербург как турист, то проще будет ориентироваться по станциям. Мы собрали в таблицу станции метрополитена, которые выходят на ключевые достопримечательности и другие интересные места:

Достопримечательности Станции метро
Эрмитаж, Дворцовая площадь, Исаакий, Медный всадник, Новая Голландия, парадные набережные Невы Адмиралтейская
Казанский собор, Малый зал Филармонии, дом Зингера, музей Фаберже, храм Спаса на Крови, Русский музей, Аничков мост, Александринский театр, секретный Итальянский дворик Невский проспект, Гостиный двор
Петропавловская крепость, Великан парк, музей артиллерии, Планетарий, Соборная мечеть, крейсер «Аврора», Зоопарк Горьковская
парк 300-летия Санкт-Петербурга с пляжем, парк бабочек, аквапарк Питерлэнд, Лахта Центр Беговая
Невский проспект, Дом Бубыря, садик Сен-Жермен, Двор искусств, Феодоровская церковь Площадь Восстания, Маяковская
Летний сад, Смольный собор, Дом с грифонами, Мозаичный дворик Чернышевская

Метро Санкт-Петербурга само по себе — достопримечательность. Оно известно на весь мир своим дизайном и декором. Интерьеры станций украшают мраморные колонны, красивые барельефы, лепнина на потолках, мозаичные панно и разнообразные скульптуры-памятники. Приглашаем оценить оформление залов на нашей экскурсии.

Метро Санкт-Петербурга

Метро Санкт-Петербурга

История, самые красивые станции и интересные факты

В Петербургском метрополитене 72 станции, 5 линий и почти 125 километров путей. Как и в Москве, это не просто вид общественного транспорта, а полноценная достопримечательность. Например, станция «Автово» в 2014 году вошла в десятку самых красивых в мире, а «Адмиралтейская» считается наиболее глубокой во всей России. Рассказываем, какие ещё особенности таит в себе петербургское метро и что любопытного происходило в его истории. А также советуем, какие станции обязательно стоит посетить во время путешествия в Северную столицу.

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

Иван Главным в своей работе видит принцип рассказывать просто о сложном. Поэтому на экскурсиях Ивана интересно и взрослым, и детям.

Анастасия Петербург на её экскурсиях — это всегда яркие краски, только положительные эмоции и никаких скучных и монотонных повествований.

Схема метро

На карте Петербургского метрополитена пять веток, каждой из которых присвоен номер и цвет.

Первая и современная схемы метро. Источник: официальный сайт Петербургского метрополитена

Краткая история метрополитена Санкт‑Петербурга

Проекты железной дороги в тоннеле под Невой местные инженеры начали предлагать городским властям ещё в первой трети XIX столетия. Однако до реализации дело дошло больше века спустя. Метро Санкт‑Петербурга (тогда Ленинграда) открыло двери для пассажиров осенью 1955 года.

На глубину долго не шли

В середине XIX века были представлены проекты подземной железной дороги, которая соединила бы разные берега города, но вместо неё в 1855 году построили первый постоянный разводной мост Петербурга — Благовещенский.

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге

Первое время подземка состояла из семи станций и одного электродепо, а поезда не имели систем автоведения и были оснащены обычным громкоговорителем для связи помощника машиниста с пассажирами. Однако уже в 1964 году на службу заступил первый состав с автоматизацией управления. Технология повысила точность остановки поезда на платформе и снизила нагрузку на машиниста: отпала необходимость в помощнике.

+1

Конец 1950-х. Вагонное депо близ станции «Автово» • Конец 1950-х. Дежурная по станции • Конец 1950-х. «Кировский завод» • «Технологический институт». Строительство эскалаторного тоннеля. 1950 год • Фото: диафильм «Второй в Союзе», А. Кельх

Год спустя появились аудиозаписи на магнитной ленте для автоматического объявления остановок и всем известного оповещения «Осторожно, двери закрываются». К концу 1960-х пассажиропоток достиг одного миллиона человек в сутки, а станций в составе ленинградского метрополитена было уже 25. А всего через десять лет их количество увеличилось ещё на 14 — развитие подземки шло бурными темпами.

В 1980 году специально к Олимпиаде в вестибюлях появились справочные бюро, на платформах — переговорные пункты с телефонами и световые указатели. А ещё — открылся Музей метро с исторической экспозицией на территории электродепо «Автово» (позже перенесли в здание у станции «Приморская»). Все эти факторы повлияли на поток пассажиров — он вырос до двух миллионов человек в сутки (и остаётся таким и сейчас). В 1992 году Ленинградский метрополитен стал Петербургским — к этому моменту насчитывалось уже 59 станций.

1980 год. Ленинград во время Олимпиады-80 • 1992 год. Карла Бруни, фотомодель и будущая жена Николя Саркози в Санкт‑Петербурге. Фото: Ferdinando Scianna • Электродепо «Невское» с поездами, курсирующими по Невско-Василеостровской линии

В последние 20 лет городское метро Санкт‑Петербурга сильно модернизировали: появились единые проездные, новые указатели с дублированием информации на английском языке, Wi-Fi. Кроме того, поезда оснастили умной системой контроля за физическим и психологическим состоянием машиниста, которая помогает быстро определять повышенный уровень стресса.

Линии метрополитена Санкт‑Петербурга

Ниже — подробная информация о каждой ветке подземки Северной столицы.

Линия 1 — Кировско-Выборгская (красная)

Самая старая ветка Петербургского метрополитена. На ней находятся семь станций: «Нарвская», «Площадь Восстания», «Балтийская», «Владимирская», «Автово», «Технологический институт» и «Кировский завод», открытых первыми. Линия оставалась единственной на протяжении шести лет. Станции продолжали появляться на ней вплоть до 1978 года — в результате их стало 19. А общая длина путей составила чуть больше 29 километров.

Самая-самая

Станцию «Автово» зарубежные издания отметили дважды: в 2014 году она вошла в список самых красивых станций мира по версии британской газеты The Guardian, а позже The Daily Telegraph причислила её к самым красивым станциям в Европе. Кстати, станции красной ветки — от «Автово» до «Площади Восстания» — находятся под охраной Комитета по госиспользованию и охране памятников Петербурга, а также занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Иван, гид в Санкт-Петербурге

«Автово» • «Балтийская» • «Площадь Восстания»

Линия 2 — Московско-Петроградская (синяя)

В 1961 году заработали пять станций этой ветки: «Электросила», «Технологический институт 2», «Московские ворота», «Фрунзенская» и «Парк Победы». Последняя, кстати, считается первой во всём мире платформой закрытого типа с дополнительными автоматическими дверями в стенах, которые открываются вместе с вагонными. Самая новая на сегодняшний день станция линии — «Парнас» — открылась лишь в 2006 году. Сегодня Московско-Петроградская ветка — рекордсмен по протяжённости в петербургском метро (более 30 километров).

Станция «Технологический институт», которую петербуржцы по-домашнему называют «Техноложка» • «Московские ворота» вскоре после открытия. 1961-62 года. Фото: Р. А. Мазелев • «Парнас» – самая новая станция 2-й линии

Линия 3 — Невско-Василеостровская (зелёная)

Станции начали открываться в 1967 году. Первыми стали «Маяковская», «Василеостровская», «Площадь Александра Невского» и «Гостиный двор». Все — закрытого типа, как и «Парк Победы» на второй линии. Открытие ветки даже потребовало введения в эксплуатацию новых поездов, каждый из которых поддерживал функцию автоматического ведения для точной остановки на подобных платформах. Эта линия продолжает расширяться и сейчас — последними открылись станции «Зенит» и «Беговая» в 2018 году.

+1

Саддам Хусейн в ленинградском метро. 9 августа 1970 года • «Маяковская» в 1986 году • «Маяковская» сегодня • «Зенит» – одна из новых станций на 3-й линии • Фото: Вячеслав Рунов, РИА Новости , набор открыток «Архитектура Ленинградского метро», сетевое издание «Discover 24»

Линия 4 — Правобережная (оранжевая)

Самая короткая: всего 11 с лишним километров. Первые станции — «Лиговский проспект» и «Достоевская» — открылись в 1991 году.

«Достоевская» • «Лиговский проспект»

Линия 5 — Фрунзенско-Приморская (фиолетовая)

Первая станция — «Садовая» — была открыта в 1991 году. Она стала по-своему уникальной — на протяжении шести лет оставалась единственной на Фрунзенско-Приморской ветке. «Спортивная» и «Чкаловская» появились лишь в конце 1990-х. А последние обновления в схеме линии произошли в 2019 году.

1991 год. Строительство станции метро «Садовая» • На «Спортивной» есть 300-метровый траволатор, соединяющий Петроградскую сторону и Васильевский остров • «Дунайскую» (открыта в 2019 году) украшают витражи с видами расположенных на Дунае европейских городов • Фото: группа ВК «Город, которого больше нет», Mmmmmik, CC BY-SA 4.0

Самые красивые станции

В вестибюлях и переходах пассажиров ждут десятки живописных панно на различные темы, оформленные под кольчугу стены, декоративные дверцы кабельных щитков и ещё много необычных украшений и памятников. Вот — станции, которые точно стоит увидеть в метро Санкт‑Петербурга.

«Пушкинская»

Линия: Кировско-Выборгская

Изначально станции предполагалось дать имя «Витебский вокзал», однако проект разрабатывался в год 155-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина, поэтому её решили назвать в честь великого поэта. В эскалаторной зоне пассажиров встречает большой барельеф-медальон с изображением классика. На платформе вдоль стен установлены ряды изящных высоких светильников с позолоченными копьями и щитами, все арки украшены лепными венками из лавровых листьев. Кроме того, на станции в 1956 году разместили скульптуру А. С. Пушкина на высоком постаменте — это первый памятник, установленный внутри петербургского метро.

Наземный вестибюль • Подземный вестибюль. Фото: София@Piter • Памятник Пушкину работы М. Аникушина

«Автово»

Линия: Кировско-Выборгская

Эта станция метро СПб посвящена героическим подвигам ленинградцев. Платформу украшает большое мозаичное панно под названием «Победа». Оно изображает мать с маленьким ребёнком на руках и символизирует мир после окончания войны и освобождения страны от фашистских захватчиков. Есть на станции и другие панно. Они посвящены двум оборонам города: Петрограда в 1919 году (во время Гражданской войны) и Ленинграда в период Великой Отечественной. Стены и все 46 колонн внутри «Автово» декорированы мрамором и частично рельефным стеклом, которое визуально напоминает хрусталь.

Финские корни

Станция получила своё имя по историческому названию селения, находившегося в этой местности — финской деревни Аухтуа, которую позже переименовали в Автово.

Иван, гид в Санкт-Петербурге

+1

Станция метро «Автово» • Макет станции «Автово». Авторы: Е. А. Левинсон и А. А. Грушке • Лампа с подставкой, сделанной из украденных балясин балюстрады Смольного собора. Говорят, именно одна из таких ламп стала вдохновением для Левинсона, придумавшего облицевать колонны «Автово» стеклом. Фото: Михаил Жуков • Ленинградский завод художественного стекла. Работа над облицовкой колонны

«Адмиралтейская»

Линия: Фрунзенско-Приморская

Выдающаяся станция, которая считается самой глубокой во всей России (86 метров под землёй). Оформление «Адмиралтейской» посвящено российскому флоту и его становлению во времена правления Петра Великого. Центральный элемент декора здесь — мозаичное панно «Основание Адмиралтейства». На гранитном полу и сводах можно увидеть изображение розы ветров, отделанные мрамором арки дополнены контрастными чёрными колоннами, а на стенах установлены крупные медальоны с портретами известных русских адмиралов: И. К. Григоровича, Ф. Ф. Ушакова и других.

Самый масштабный долгострой

«Адмиралтейская» побила рекорд не только по глубине залегания, но и по времени строительства: её должны были открыть в 1997 году, но из-за различных трудностей работы завершились только в 2011-м.

Иван, гид в Санкт-Петербурге

Наземный вестибюль • Подземный вестибюль • Роза ветров • Фото: Bittsevsky , Александр Кислицын

Эта станция метрополитена расположена рядом со зданием Адмиралтейства. Однако в народе она также известна как «Призрак». Дело в том, что станцию довольно долго не могли официально открыть: не удавалось согласовать место расположения выхода в город в историческом центре Санкт‑Петербурга. По этой причине поезда долго проезжали платформу «Адмиралтейской» без остановки.

«Нарвская»

Линия: Кировско-Выборгская

Одна из первых станций метрополитена Санкт‑Петербурга. Название она получила от расположенных поблизости Нарвских ворот. Здешняя тематика — профессии советских граждан. Стены вестибюля декорированы 48 медальонами с изображением врачей, колхозников, строителей, литейщиков. А над эскалатором расположено крупное панно «Слава Труду!» с рабочими на митинге.

Как придумали жетоны

Когда пассажиропоток в Санкт‑Петербургском метро сильно увеличился, два студента ИТМО, одним из которых был Борис Гринчель, предложили на входе установить турникеты, похожие на те, что стоят на заводских проходных. Первый турникет появился именно на станции «Нарвская» в 1958 году. В качестве проездного Гринчель предложил ввести жетоны, которыми мы пользуемся и сейчас.

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге
Стёртая личность

Торцевую стену подземного вестибюля станции «Нарвская» до декабря 1961 украшало яркой мозаичное панно из смальты с изображением Сталина. После выступления Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС о борьбе с культом личности всё, связанное с именем вождя, начали уничтожать. Исчезло и панно на этой станции.

Иван, гид в Санкт-Петербурге

Наземный вестибюль • Подземный вестибюль • Мозаика с изображением Сталина, вторая половина 50-х годов. Фото: Thomas T. Hammond

«Кировский завод»

Линия: Кировско-Выборгская

Главная «промышленная» станция Петербургского метрополитена. Она находится возле самого старого и крупного машиностроительного завода города — Кировского, поэтому оформлена в соответствующей стилистике. Облицованный мрамором вестибюль декорирован лепниной и объёмными алюминиевыми медальонами, которые тематически посвящены металлургической, угольной и нефтяной промышленности СССР. А путевые стены украшены нестандартными элементами — подобием дверей кабельных шкафов.

Как две капли

Занятно, что наземный вестибюль станции внешне очень напоминает Парфенон в Афинах, а также Мемориал Линкольна в Вашингтоне, который изображён на пятидолларовой купюре и монете в 1 цент.

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге

+2

Наземный вестибюль «Кировского завода» • Парфенон • Мемориал Линкольна в Вашингтоне• Подземный вестибюль • Барельеф

«Маяковская»

Линия: Невско-Василеостровская

Ещё одна «литературная» станция питерского метро. Названа в честь поэта Владимира Маяковского. Станция облицована мрамором и украшена портретом писателя в мозаичном стиле на контрастных ярко-красных стенах. А в наземном вестибюле установлен бронзовый горельеф Маяковского.

Подземный вестибюль • Наземный вестибюль • «Маяковская» – станция закрытого типа (иначе – горизонтальный лифт), здесь есть раздвижные двери, за которыми скрываются пути

«Международная»

Линия: Фрунзенско-Приморская

Вход на станцию расположен рядом с улицами, которые названы в честь городов социалистических европейских государств, входивших в Восточный блок. Это, например, Бухарестская, Будапештская, Белградская. Благодаря этому станцию назвали «Международной», а также соответствующе оформили: верхний вестибюль декорирован большим панно с древними мифологическими сюжетами культур разных народов, а нижний — мозаичным изображением Атланта, удерживающего на плечах Землю.

Интересная деталь

Для церемонии открытия «Международной» из Музея Петербургского метрополитена взяли ножницы, которыми в 1955 году перерезали ленточку на открытии одной из первых станций города — «Площади Восстания».

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге

Наземный вестибюль, мозаичное панно «Рождение Вселенной». Фото: сайт района Купчино • Подземный вестибюль • Фриз-панно «Атлант»

«Звенигородская»

Линия: Фрунзенско-Приморская

Тематически посвящена Семёновскому полку. Сейчас это известное формирование Вооружённых сил РФ, но изначально, в конце XVII века, его собрал 11-летний Пётр I в качестве своего личного маленького войска. На станции можно увидеть крупное мозаичное панно, на котором как раз и изображены «семёновцы», включая первого российского императора. Платформа облицована мрамором и разноцветным гранитом.

Кстати, входы и выходы станции находятся недалеко от Пионерской площади, где ранее располагались казармы Семёновского полка.

Обратите внимание

В вестибюле станции находится самое большое мозаичное панно петербургского метрополитена! Его длина — 20 метров, высота — 4 метра. Тема Полтавской битвы здесь выбрана не случайно. Станция метро находится на улице Звенигородской, в районе, где после Северной войны был расквартирован Семёновский полк, участвовавший в сражениях.

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге

Наземный вестибюль • Мозаичный фриз, художник А. К. Быстров • Подземный вестибюль • Фото: Bittsevsky

«Площадь Александра Невского 2»

Линия: Правобережная

В Петербургском метрополитене существует две станции с таким названием. Вторая, о которой пойдёт речь ниже, находится на оранжевой Правобережной линии и появилась в 1985 году — на 18 лет позже первой, расположенной на Невско-Василеостровской ветке.

«Площадь Александра Невского 2» — своеобразный памятник борьбе за независимость Великого Новгорода, который до 1478 года сопротивлялся ликвидации Новгородской республики и присоединению к Московскому княжеству. По архитектурной задумке, станция метро оформлена по образу древнерусской крепости: облицованные мрамором арочные галереи по обе стороны платформы играют роль укреплений, решётки светильников похожи на бойницы. А путевые стены отсылают к доспехам древнерусских воинов и декорированы золотистыми «чешуйками» кольчуги.

Самое интересное на станции «Площадь Александра Невского 2» – золотистые «чешуйки» кольчуги

«Спасская»

Линия: Правобережная

При открытии станцию назвали в честь уже несуществующего собора Санкт‑Петербурга — Спаса на Сенной, который снесли в начале 1960-х. Главный декоративный элемент станции находится в наземном вестибюле над эскалаторной зоной. Это несколько мозаичных панно, иллюстрирующих бытовые сцены торговли и общения людей на Сенной площади несколько столетий назад.

А ещё «Спасская» интересна тем, что входит в единственный и уникальный для петербургского метро тройной пересадочный узел — вместе со станциями «Садовая» (Фрунзенско-Приморской линии) и «Сенная площадь» (Московско-Петроградской ветки). По этой причине до 2013 года она вообще не имела собственного выхода на поверхность.

Мозаичные панно в наземном вестибюле • Вход на станцию «Спасская» • Мозаичное панно в переходе между линиями метро • Фото: сайт «История Петербургского метро» , Bittsevsky

«Спортивная»

Линия: Фрунзенско-Приморская

Уникальная станция, которая имеет два яруса с двумя платформами на каждом и способна одновременно принимать четыре поезда. Подобная конструкция платформы была реализована в Петербургском метрополитене впервые в мире.

Нижний ярус станции. Сквозь отверстие в потолке виден верхний ярус. Фото: ID77 • Верхний ярус. Фото: Alex Florstein Fedorov, CC BY-SA 4.0 • Мозаика в вестибюле

Название станции связано расположением: в непосредственной близости находятся спорткомплекс «Петровский» и ДС «Юбилейный». Оформление станции также выдержано в спортивной тематике. В наземном вестибюле и на платформе можно увидеть много мозаичных панно. На них изображены люди, занимающиеся различными видами спорта, а также Олимпийский огонь. Платформу украшают и медальоны в античном стиле с греческими богами. А на стене над эскалаторами пассажиры могут прочесть текст «Оды спорту» французского историка и литератора Пьера де Кубертена.

Музей метро

В год проведения в СССР летних Олимпийских игр —1980 на территории электродепо «Автово» появилась крупная экспозиция, посвящённая ленинградской подземке. Позднее музей переехал в здание на улице Одоевского, 29 рядом со станцией «Приморская», где расположен и сейчас. В 2015 году он получил новое название — «Интерактивный центр истории Петербургского метрополитена».

Внутри посетители могут увидеть, как выглядели вагоны разных лет в масштабе 1:20, а также понаблюдать на специальном макете за полным циклом движения поезда образца 1960-х годов. Здесь можно даже посидеть в кабине машиниста и изучить систему управления составом, посетить диспетчерскую и виртуально «встретиться» со строителями метро на 70-метровой глубине.

В музее устраивают и программы для детей: маленькие посетители могут прокатиться на «Волшебном поезде», чтобы познакомиться со всеми особенностями петербургской подземки и запомнить расположение станций и линий, а также принять участие в развлекательных квестах.

Важно знать, что посетить экспозицию получится только по предварительной записи. Свободная прогулка по интерактивному центру не предусмотрена, так как для знакомства со всеми интерактивными зонами требуется присутствие специалиста. Можно присоединиться к групповой экскурсии (до 20 человек) или заказать индивидуальную только для своей компании. Актуальные цены и свободные даты для посещения лучше уточнять на сайте музея метро СПб.

Интересные факты о метро Санкт‑Петербурга

  • Длина самого короткого тоннеля от станции «Владимирская» до «Площади Восстания» составляет всего 848 метров, самого длинного — от «Обухово» до «Рыбацкого» — 3,6 километра.
  • Когда метрополитен Санкт‑Петербурга только начинал свою работу, поезда делали гораздо короче. В составе каждого было всего лишь четыре вагона.
  • С середины 1970-х все объявления в поездах озвучивал петербургский диктор М. А. Быков. Его даже неофициально нарекли «самым главным голосом подземки». А в 2009 году Быкова сменили знаменитые личности города на Неве: в вагонах разных линий теперь звучат голоса Михаила Боярского, Александра Розенбаума или, например, футбольного комментатора Геннадия Орлова.
  • В 1971 году метрополитену Санкт‑Петербурга был присвоен Орден Ленина — «за высокую культуру в обслуживании пассажиров».
  • Петербургская подземка нередко фигурировала в кинематографе. Например, на станции «Московские ворота» снимался фильм «Опасный возраст» (1981) с Алисой Фрейндлих, а железнодорожные пути электродепо «Автово» засветились в советском сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1986).

Тематические поезда

Метро Питера — это не просто быстрый способ передвигаться по городу. По его тоннелям ходят особые тематические составы, которые также знакомят пассажиров с до­сто­при­ме­ча­тель­но­стями Северной столицы, классиками литературы и историей подземки. Среди них:

«Дворцы Петербурга». Поезд был запущен на Невско-Василеостровской ветке в ноябре 2015 года. Его вагоны изнутри украшены иллюстрациями и фотографиями Петергофа, Зимнего дворца и других значимых архитектурных памятников. Также внутри состава присутствуют и самые яркие элементы оформления питерского метрополитена, например крупное изображение красной стены с портретом В. В. Маяковского с оноимённой станции.

Фото: дизайн-студия «Лайка», сайт администрации Санкт‑Петербурга, сетевое издание «LIFE»

«Мобильная библиотека». Появился на Кировско-Выборгской линии в апреле 2016 года. Интерьер вагонов стилизован под библиотеку с камином, где с нарисованными на стенах книжными полками соседствуют высказывания классиков и цитаты из различных книг.

«Красная стрела». Курсирует по Кировско-Выборгской ветке с 2016 года. Состав копирует внешний вид экспресса «Красная стрела», который ежедневно курсирует между двумя столицами. Кстати, запуск этого тематического поезда именно по 1-й линии метро был не случаен. Одна из её станций — «Площадь Восстания» — как раз расположена возле Московского вокзала.

«Литературный» поезд запустили на Кировско-Выборгской ветке в конце декабря 2016 года. В оформлении вагонов использованы портреты и известные цитаты классиков русской литературы: А. С. Пушкина, М. Горького, А. А. Блока, В. В. Маяковского, Ф. М. Достоевского и других.

«Эпохи метро». Курсирует по Невско-Василеостровской линии с ноября 2020 года. Его вагоны украшены архивными фотографиями, кадрами из фильмов и другими различными элементами, которые знакомят пассажиров с историей метрополитена Санкт‑Петербурга, начиная с его открытия.

Фото: проект «Приветъ, Питеръ», информационный портал «Петербургский дневник»

Вокзалы у станций метро

Возле станции «Пушкинская» Кировско-Выборгской линии находится Витебский вокзал. Именно здесь в 1837 году запустили движение по первой железной дороге России, которая протянулась на 25 километров до Царского села. А ещё Витебский вокзал — это популярная архитектурная до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть Северной столицы. На экскурсии от Tripster путешественники могут полюбоваться оформлением здания и узнать от местного гида самые интересные исторические факты и тайны этой локации.

У станции «Площадь Ленина» находится Финляндский вокзал. Он был построен в конце 1860-х и единственный из всех продолжал работать в годы блокады. На экскурсии от Tripster по Финляндскому вокзалу путешественники смогут узнать малоизвестные факты про эту до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть и увидеть главный исторический экспонат, расположенный возле здания, — паровоз, на котором В. И. Ленин дважды нелегально отправлялся в Финляндию со здешних платформ.

+2

Вокзалы: Витебский • Финляндский • Московский • Ладожский • Балтийский

«Площадь Восстания» Кировско-Выборгской линии расположена около Московского вокзала. Ещё две станции метро СПб — «Ладожская» (Правобережной линии) и «Балтийская» (Кировско-Выборгской ветки) — также находятся у одноимённых вокзалов.

Фото метро

Заключение

Метрополитен Санкт‑Петербурга — это не просто вид транспорта, а место, где можно увидеть красивую советскую архитектуру, полюбоваться мозаичным декором и даже погрузиться в историю, просто прокатившись на одном из тематических поездов. Во время путешествия в Северную столицу подземку обязательно стоит включить в обзорный маршрут как одну из ключевых до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей. А поближе познакомиться с особенностями станций на всех линиях питерского метрополитена путешественникам помогут опытные местные гиды.

Автор: Никита Показанников

Карта Петербургского метрополитена и режим работы станций

На сайте Петербург.ру размещена актуальная карта метрополитена Санкт-Петербурга, а также подробный и понятный график открытия и закрытия станций. Имея под рукой такую карту, вы сможете быстро определить оптимальный маршрут перемещения в пределах мегаполиса.

Метро в Петербурге открывается в 5.30 — 7.00 утра, а закрывается в 00.00 — 00.52. В праздничные дни метрополитен работает круглосуточно (Новый год, Рождество Христово, Пасха, 1 мая, 9 мая, День города и крупные городские фестивали). Информация, размещенная в этом разделе, предоставлена официальным порталом Санкт-Петербургского Метрополитена.

С каждым днем работа петербургского метрополитена совершенствуется. Во всех кассах метро принимают банковские карты. Помимо этого, оплачивать проезд можно и через специальное приложение «Кошелек». На основе приложения создается проездной билет без необходимости обращаться в кассу метро. Чтобы оплатить проезд виртуальной картой, достаточно приложить телефон к ридеру турникета.

Гости и жители Северной столицы могут посетить экскурсию по станциям подземки. Посетителям предоставляется возможность оказаться в центре управления системами жизнеобеспечения метро, познакомиться с работой поездного диспетчера и оператора ситуационного центра. Проводит экскурсии интерактивный центр истории ГУП «Петербургский метрополитен».

Сколько стоит проезд в метро?

Стоимость разового проезда в метро, а также провоза одного места багажа в 2023 году составляет 70 рублей.

С 01.01.2023 по Единому электронному билету, предоставляющему право на совершение поездок в пределах фиксируемой суммы, предоставляется возможность совершать поездки на всех видах наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах (автобус, трамвай, троллейбус) по Пересадочному тарифу в течение 60 минут:

  • 1-я поездка – 44 рублей;
  • 2-я поездка – 10 рублей;
  • 3-я поездка и последующие – бесплатно.

Проезд считается оплаченным по Пересадочному тарифу независимо от количества пересадок, если проездной билет при каждой пересадке был предъявлен в электронное устройство контроля оплаты проезда в течение 60 минут от первого предъявления до последнего предъявления.

Стоимость проезда при оплате Единой картой петербуржца на базе платежной системы «Мир» (одна поездка) — 47 рублей.

Стоимость проезда при оплате банковской картой платежной системы « Visa», «MasterCard», «Мир» (одна поездка) — 70 рублей.

с 25.10. станция закрыта на реконструкцию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *