Как раньше назывался город махачкала
Перейти к содержимому

Как раньше назывался город махачкала

  • автор:

Как раньше назывался город махачкала

Город расположен на узкой полосе низменной равнины западного побережья Каспийского моря. История города берёт отсчёт с 1844 года, когда на одном из кавказских холмистых взгорьев было заложено укрепление Петровское, названное так в память о пребывании в этих местах Петра I (в 1722 году царь останавливался здесь во время Персидского похода). Основной функцией поселения, расположенного на берегу Каспийского моря, была транспортировка грузов в Астрахань.

Вторая часть названия города «кала» переводится как «крепость». Местные жители называли построенную гавань Анжи-кала (мучная крепость), официальное название города с 1857 года Порт-Петровск. Имея выгодное географическое положение и предпосылки для успешной торговли, город не мог полноценно развиваться ввиду отсутствия источников пресной воды. К началу 20 века его население не превышало 10 тысяч человек, несмотря на наличие железной дороги и порта.

Важным годом в жизни столицы Дагестана стал 1921. Во-первых, началось строительство канала Октябрьской революции, который обеспечил потребности города в воде и создал предпосылки к его дальнейшему развитию. Во-вторых, город получил своё сегодняшнее название в честь революционера Махача Дахадаева (крепость Махача), который, что примечательно, не был большевиком.

Серьёзным испытанием для Махачкалы стало землетрясение 1970 года, повлекшее человеческие жертвы и разрушение многих строений.

Сегодня Махачкала вытянулась вдоль побережья Каспийского моря в долине до предгорий Большого Кавказа на протяжении 70 километров, население города превышает 700 тысяч граждан.

История Махачкалы

На западном берегу Каспийского моря, раскинулся белый город с прекрасным именем – Махачкала. Он является столицей не менее удивительной страны под названием Дагестан.

Есть легенда, что на месте нынешней столицы Дагестана в седьмом веке находилась другая столица – Семендер. Она была главным городом Хазарского государства. Может быть, это и правда, так как места здесь удивительно красивые, а бухта удобная. А участок земли, где между горой Тарки-Тау и Каспием на узкой полоске побережья стоит Махачкала, имеет название «дагестанский коридор». В пятнадцатом столетии этим коридором владел Тарки-аул. Жители этого населенного пункта отстаивали свое право на этот участок земли во многих битвах. Находился Тарки-аул на месте сегодняшней столицы Дагестана.

Связана история Махачкалы и с именем русского царя-реформатора, Петра Первого. В 1722 году во время Персидского похода посетил великий царь эти места. Тихая удобная бухта у подножья горы Анджи-Арка понравилась русскому императору. Говорят, что на месте теперешнего маяка он оставил камень и повелел, чтобы каждый, бывший с ним, сделал то же самое. Так и появилось на горе Анджи-Арка новое военное укрепление, получившие название Петровское. Горцы прозвали эту крепость Анджикала.

Отсчет своей истории город ведет от 1844 года, но днем рождения своей столицы махачкалинцы считают все же 24 октября 1857 года. В этот день Порт-Петровское укрепление стало городом Порт-Петровском. В девятнадцатом веке здесь появилась удобная гавань, позже – железная дорога, связавшая Порт-Петровск с Владикавказом и другими городами царской России.

До двадцатого столетия город был захолустным, грязным городишком с размеренной сонной жизнью. Только в конце девятнадцатого столетия в Петровске стали появляться первые предприятия: в 1876 году – пивоваренный завод, в 1878 году – первая типография, позднее появились первые табачные фабрики.

В начале 20-го века город стал интенсивно развиваться. Вдоль берега моря по настоянию купцов, не желавших тратиться на подвоз товара к морю, была проложена железнодорожная ветка «Ростов-Баку». Для ее обслуживания потребовалось открытие депо и ремонтных мастерских. Их открыли в нескольких километрах от Петровска на северо-запад, так как в городе рядом с веткой это было сделать невозможно из-за узости места дороги между скалами и морем. Это поселение стали называть Петровск-Кавказский (теперь Махачкала-1).

В самом начале 20-го столетия в городе появилась бумагопрядильная фабрика «Каспийская мануфактура», самое крупное на тот момент городское предприятие. Перед первой мировой войной, в 1914 году, построили первый нефтеперегонный завод. Благодаря богатому рыбой Каспию хорошо развивалась рыбоперерабатывающая промышленность. Появилось сопутствующее этому виду переработки рыбы и икры бондарное производство: сначала мастерские, а затем, в 1914 году, бондарный механический завод.

Перед первой мировой войной Порт-Петровск стал первым среди дагестанских городов по численности населения и по промышленному и экономическому потенциалу.

Есть в Дагестане свой национальный герой, активный участник сражений за советскую власть на дагестанской земле, – Махач Дахадаев. Вскоре после его гибели в 1919 году было принято решение переименовать столицу Дагестана в Махачкалу. Так в мае 1921 года Петровск получил свое нынешнее имя.

В предвоенные годы дагестанская столица бурно развивалась. Появлялись новые производства, открывались социальные объекты: школы, библиотеки, больницы, Дома культуры. Перед войной открыл свои двери перед студентами и первое высшее учебное заведение Дагестана – государственный педагогический институт.

В годы Великой Отечественной войны многие махачкалинцы ушли на фронт, чтобы защищать свою землю от фашистских захватчиков. Махачкала не была оккупирована врагами, но боль утрат здесь ощутили все.

В послевоенный период Махачкала преобразилась. В городе открывались новые производства, строились целые кварталы новых домов. Махачкала, перешагнувшая 140-летний юбилей, с уверенностью смотрит в будущее.

Что нужно знать о Махачкале

Махачкала — столица Дагестана и крупнейший город российского Северного Кавказа, единственный незамерзающий зимой российский порт на Каспии. Этот жаркий южный город раскинулся между предгорьями Кавказа и Каспийским морем, у подножия горы Тарки-Тау. В далеком прошлом эта узкая полоса равнинной местности на западном морском побережье называлась «дагестанским коридором», за обладание которым боролись многие народы.

Из истории города

Еще в VIII на месте современной Махачкалы существовало поселение Тарки. В 1844 году здесь было заложено российское укрепление Петровское (название связывается с тем, что на этом месте останавливались войска Петра I в 1722 году). С 1857 года поселение получило статус портового города и название Петровск.

На тот момент в Петровском форштадте, кроме служащих военного ведомства, проживало, по Докладной записке начальника Дагестанской области, всего «…183 душ обоего пола иногородних торговцев, из низ 23 человека имели недвижимую собственность, состоявшую из 24 домов, 10 лавок, устроенных при тех домах и 12 отдельных лавок. Сверх того, на форштадте было 2 трактира, 1 пивной завод и 13 духанов».

К концу XIX века Петровск — глубокая российская провинция. Населения в нем к 1896 году едва насчитывалось до 8 тысяч жителей. Города с населением менее десяти тысяч человек в те времена официально именовались в России «заштатными». «…Население города — татары, грузины, персы, армяне, дагестанцы, русские, евреи. Общественных развлечений в городе почти нет, за исключением клуба. Жизнь в городе носит более семейный характер и разбивается на кружки», — писал в 1895 году о Петровске современник Л. Прибыльский.

В начале XX веков город начинает стремительно развиваться. Построены гавань и порт, железная дорога, нефтеперегонный и бондарный заводы.

В советское время город стал столицей Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики и был переименован в Махачкалу в честь революционера Махача Дахадаева.

В советские годы был снесен Александро-Невский собор на Центральной площади города. В то же время развиваются базовые отрасли промышленности, решена проблема водоснабжения города, построено немало медицинских и учебных заведений, учреждений культуры.

Во время Великой Отечественной войны пятеро махачкалинцев удостоились звания Героев Советского Союза. В послевоенные годы в Махачкале было построено множество промышленных объектов — в том числе машиностроительный и приборостроительный заводы, завод радиотоваров, рыбоконсервный комбинат и другие. Однако после распада СССР производство резко пошло на спад, возникла тяжелая ситуация с безработицей.

В последнее десятилетие XX века город стал мишенью радикальных религиозных организаций. Так, в 1998 году боевики разгромили здание правительства и Госсовета Дагестана. Ранее несколько раз по городу проходили участники вооруженной группы Дудаева с призывами к населению примкнуть к ваххабитскому движению и объявить «священную войну» России.

Махачкала сегодня

На сегодняшний день Махачкала — самый быстрорастущий из крупнейших городов России. Численность населения составляет более 550 тысяч человек. Это представители более чем 60 национальностей и всех мировых религий, а также бесчисленных малых конфессий. Помимо мечетей в городе есть православный храм, церковь адвентистов седьмого дня, заканчивается строительство синагоги.

Постепенно растет промышленное производство, город благоустраивается, реконструируется его историческая часть. Городская промышленность специализируется главным образом на выпуске оборонной, лесной, электронной продукции, металлопереработке и т.д.

В числе перспективных проектов — развитие города как туристического центра. Планируется строительство города-спутника Махачкалы «Лазурный берег», который должен стать крупнейшим туристическим объектом.

В городе действуют 5 государственных и 23 негосударственных вуза, 62 школы, 3 республиканских библиотеки. Здесь также расположен Дагестанский научный центр РАН и порядка 20 научно-исследовательских институтов. Работают две железнодорожные станции, аэропорт Уйташ, Морской торговый порт.

Махачкалинский футбольный клуб «Анжи» http://www.fc-anji.ru/ (главный тренер — Гаджи Гаджиев) выступает в российской Премьер-лиге. В 2001-2002 году команда участвовала в розыгрыше Кубка УЕФА. Высшее достижение клуба в российском элитном дивизионе — четвертое место в 2000 году.

Вообще Махачкала — родина многих выдающихся спортсменов. Здесь родились чемпион мира и Европы, победитель Сиднейской Олимпиады борец Сагид Муртазалиев; трехкратный олимпийский чемпион саблист Владимир Назлымов, олимпийский чемпион борец вольного стиля Рамазан Шахин, мастер спорта СССР футболист Камиль Асеев и многие другие.

В числе других известных уроженцев, которыми по праву может гордиться Махачкала, — поэт Вениамин Жак, актрисы Зинаида Кириенко и Галина Яцкина, музыкальный продюсер Иосиф Пригожин, композитор и телеведущий Марк Тишман.

Что посмотреть

В самом центре Махачкалы расположился изумительный памятник восточной архитектуры, одна из крупнейших мечетей Европы — мечеть Юсуф-бей Джами, рассчитанная на 17 тысяч человек. Образцом для нее стала знаменитая «Голубая мечеть» в Стамбуле.

Свято-Успенский кафедральный собор на улице Орджоникидзе в Махачкале, существующий с 1906 года, — главный православный храм Дагестана. Здание церкви охраняется государством как памятник местного значения. В настоящее время храм отреставрирован, заново расписаны свод и стены собора.

На окраине Махачкалы, на горе Тарки-Тау, располагается поселок Тарки, где можно увидеть укрепленный наблюдательный пункт, сохранившийся на месте крепости Бурной. Поселок Семендер на въезде в город — напоминание об одноименной столице Хазарского каганата, простиравшегося в VII-IX веках от Каспийского моря до Черного.

На махачкалинском кладбище у подножия горы Тарки-Тау можно возложить цветы к могиле Расула Гамзатова. В городе есть и памятник поэту — он расположен на проспекте его имени перед зданием драматического театра имени Горького.

Еще одна из достопримечательностей города — памятник Русской учительнице. Десятиметровую бронзовую даму с книгой и глобусом можно увидеть в парке у озера Ак-Гель. Под площадкой с постаментом располагается Музей истории Махачкалы.

Исторический очерк

История Петровска начинается с 1844 г., когда «на месте бывшего лагеря Петра Великого» было заложено военное укрепление, которое в память об императоре, побывавшем здесь во время Персидского похода, предлагалось именовать Петровским. Его появление было фактом закономерным, поскольку в годы Кавказской войны царское командование крайне нуждалось в надежной крепости на каспийском побережье с пристанью для выгрузки военных грузов и провианта, идущих из Астрахани.

Крепость была построена капитально, с высокими башнями по углам и амбразурами в толстых каменных стенах. За крепостными стенами разместился ряд зданий, в том числе казармы и госпиталь. Такое расположение крепости обеспечивало более надежную охрану воинских складов, находившихся на берегу моря.

Тогда же рядом с крепостью были заложены первые кварталы форштадта, состоявшие из 30 домиков, занятых семейными офицерами и несколькими торговцами. Дома были построены преимущественно из саманного кирпича, и лишь немногие из них были с каменными стенами. Из этих 30 домов сформировались 9 небольших кварталов, 4 улицы (Барятинская — Буйнакского, Садовая – Маркова, Соборная – Оскара, Базарная – Пушкина), 5 переулков и 2 площади, в том числе одна торговая, а другая – для военных парадов.

Так при Петровском укреплении выросло первое поселение, положившее начало будущему городу.

Петровск возводился и разрастался на 5 участках земли, купленных у шамхала Тарковского за 11 тыс. руб. Расположение крепости действительно обеспечивало надежную охрану обширных воинских провиантских складов, находившихся на берегу моря.

В 1851 г. территория Петровского укрепления была значительно расширена за счет прилегающих земель. В 1855 г. из Темир-Хан-Шуры было переселено в Петровск 40 семей. Они заложили еще 2 больших квартала «чуть ли не на морских бурунах», — писала газета «Кавказ». Участки под застройку домов были отведены настолько близко к морю, что пена, срываемая ветром с верхушек волн, вносилась через окна внутрь домов. Число кварталов в Петровском возросло до 18, между ними было 15 переулков. В дополнение к имевшимся 2 площадям прибавилась третья, для продажи дров и сена. К этому времени количество домов доходило до 180, а численность постоянного населения – до 600 чел.

Через 13 лет после закладки первого камня военного укрепления, 24 октября 1857 г., было утверждено «Положение об управлении портового города Петровска, учреждаемого при Петровской крепости на северо-западном берегу Каспийского моря». В Положении определялся порядок заселения города, устройство управления и правила судопроизводства. Чтобы быстрее заселить новый город, правительство предоставляло жителям Петровска определенные льготы. Специальный раздел Положения извещал горожан о том, что они освобождались от платы гильдейских пошлин и государственных повинностей; освобождались от поставки рекрутов и от военного постоя в течение 10 лет; каждому предоставлялось право производить свободный «внутренний и заграничный торг» на неопределенную сумму (для заграничного торга выдавалось за плату торговое свидетельство) и «всякое дозволяемое ремесло»; учреждать фабрики и заводы «на все продолжение льготного срока». Основной целью было привлечение в новый город жителей «торгового и промышленного класса». Все жители города обязывались в течение 3 лет завести «прочную оседлость» — на отведенных им местах сделать постройки, развести сады или огороды, приносящие доход или посредством законного приобретения стать владельцами недвижимой собственности.

При всем этом необходимо отметить, что желающих селиться в городе было очень мало. В первые 4 месяца после утверждения города всего 9 человек подали прошения о причислении их к городу Петровску. По данным командующего войсками в Прикаспийском крае, на это повлиял ряд причин: небольшое число потребителей у торговцев города; недостаток в нем пресной воды хорошего качества; предоставление жителям Петровска свободы от рекрутской повинности всего на 10 лет, а не бессрочно, как в других городах Закавказского края. Помимо разрешения этих проблем, командующий предлагал также не брать с горожан плату за землю, отводимую им под постройку домов в течение первых трех лет. Наместник Кавказа А.И.Барятинский в мае 1858 г. утвердил все эти положения, за исключением бессрочного освобождения горожан от рекрутской повинности.

В 1858 г. к городу было причислено уже 32 человека, а в 1860 г. – еще 63. К 1866 г. по данным начальника Дагестанской области князя Л.И.Меликова, число жителей Петровска достигло 1156 чел., из них «118 душ купеческого сословия и 507 – мещанского, 23 – из дворян, ремесленников – 163, просторабочих – 200».

Одним из основных предназначений Петровского укрепления являлось обслуживание рейда, точнее доставка казенного провианта для войск с рейда на берег. Труд был нелегкий. При выгрузке случалось много траты, подмочки, а иногда и гибели груза. И хотя Петровский рейд считался одним из лучших по всему западному берегу средней части Каспийского моря, он успел прослыть недоброй славой.

Ввиду этого в 1859 г. Министерство путей сообщения объявило конкурс на лучший проект порта на Каспии. В течение нескольких лет было представлено и рассмотрено более 10 проектов. Лучшим был признан проект военного инженера А.Д.Фалькенгагена, незадолго до этого командированного в числе других заграницу для ознакомления с европейскими портами. Его проект предполагал строительство двух искусственных каменных молов.

Это была не просто «приятная новость», о которой взволнованно говорили все горожане. Это была просто потрясающая новость. А влюбленный в свой город И.С.Костемеревский поспешил гордо заявить на весь «Кавказ»: «…С устройством мола наш маленький Петровск как Афродита возникнет из морской пены, украсится зданиями и будет промышленным и портовым городом».

Строительство началось в январе 1861 г. с устройства южного мола. Это важное событие было отмечено «101 пушечным выстрелом, военным парадом и празднеством населения».

В 1861 г. в газете «Кавказ» И.С.Костемеревский писал: « Город Петровск спешит обстраиваться. Места разбираются нарасхват. Всех домов в нем более 450, в числе их есть много каменных, недавно кончены три трехэтажных дома из тесанного камня. Ценность домов с открытием работ по сооружению мола втрое увеличилась».

Городу Петровску многие предсказывали блестящую будущность. В нем уже селились именитые купцы, строились добротные дома и, следовательно, с обустройством безопасной гавани, неуклонный рост торговли и населения был бы обеспечен. Однако с начала 1860-х гг. ситуация в Дагестане несколько изменилась, война окончилась, и купцам было над чем задуматься: «как лишние войска оттуда повывели, так и торговля пошла заметно тише». Только теперь стало ясно, что настоящие потребители в Петровске – это военные. Вся торговля Петровска была исключительно привозная. Не только петровским скептикам, но и всем, кто имел отношение к торговле, стало очевидно: «Влияние гавани на торговлю, пока не найдутся предметы вывоза, не будет обширно».

Тем не менее, строительство продолжалось, и 30 января 1869 г. было закончено сооружение северного мола и гавани. Строительство и оборудование порта обошлось казне в полтора миллиона рублей. По этому поводу говорили не мало, особенно о некоторых господах инженерах, успешно подвизавшихся на строительство порта. Один из инженеров взял подряд на постройку мола, представив смету на 750 тыс. рублей, в то время как другие претенденты оценивали сооружение чуть ли не вдвое дороже. Инженер рассчитал все верно. Мол съел трижды по 750 тыс., но сам инженер приобрел в Петербурге роскошный дом на Английской набережной в 350 тыс. По этому случаю в 1870 г. в еженедельном сатирическом журнале «Искра», издававшемся в Петербурге, появилась заметка: «…Строительное искусство делает столь громадные успехи на наших окраинах, что один инженер заложил фундамент на берегу Каспия, а здание выросло на берегу Невы».

Еще одним важным фактором, повлиявшим на дальнейшее преобразование и развитие Петровска, стало строительство железной дороги.

В 1892 г. были начаты работы по продолжению Владикавказской железной дороги на Грозный – Петровск – Дербент и Баку. Пассажирское движение на участке от реки Сулак до Петровска было официально открыто 17 мая 1894 г. Первый пассажирский поезд из Петровска в Дербент прибыл 25 октября 1899 г. Постоянное движение на этом участке было открыто 1 апреля 1900, а 22 июня 1900 г. участок дороги Петровск – Баладжары был включен в прямое сообщение со всеми железными дорогами страны.

Со строительством железной дороги значение Петровска как транспортного узла значительно возросло, что заметно отразилось на росте грузооборота торгового порта. Только в 1903 г. полный грузооборот Петровского порта увеличился почти в 48 раз по сравнению с 1861 г.

Вот что о Петровске 1890-х гг. пишет В.С.Кривенко, побывавший здесь в мае 1895 г.: «С проведением железной дороги в Петровске появилось несколько удовлетворительных гостиниц, но в общем город мало изменился… Улицы все так же невозможно вымощены какими-то допотопными громадными булыгами. Улицы «с пробором», как заметил мой петербургский спутник. Дождевые протоки промыли себе неправильное ложе, которое еще более мешает удобному проезду. А затем пыль, пыль чудовищная для обитателей Петербурга, Царского Села и Петергофа, и обычная для многих российских граждан.

На самом возвышенном пункте Петровска прежде сторожевым постом стояла видавшая виды крепостца, а теперь там сурово смотрит большой тюремный замок… Нельзя не пожелать скорейшего открытия среднего учебного заведения, столь необходимого для закрепления к городу зажиточного населения. Петровск мог бы служить для Юго-Востока России местом для морских купаний, но для этого городу нужно почиститься и припарадиться».

В том же 1895 г. в Петровск после 25-летнего отсутствия приехал подполковник Максуд Алиханов-Аварский. В своих очерках, периодически публикуемых в «Кавказе», он поделился своими впечатлениями, описав «новую физиономию Петровска»: «…Улицы по-прежнему с непролазной грязью; кое-где невозможные мостовые. Городской сад – с резвящимися в нем, средь бела дня, телятами… Все, словом, обстояло в том же неизменном виде, как это было во время оной, в дни юности моей …и Петровска.

Даже железная дорога, вторгшаяся к самому порту, пока украсила город очень мало. В одном, впрочем, отношении Петровск изменился. Прежде можно было исходить весь этот город и не встретить на улице его ни души, кроме двух-трех денщиков и такого же количества полусонной скотины, апатично разгуливающей возле какой-нибудь изгороди. Теперь не то. Наплыв сюда искателей наживы всякого вида и положения, по-видимому , огромный. Улицы кишат ими с утра до ночи среди скрипа ароб и грохота фаэтонов».

И все же, несмотря на плохо скрываемую иронию именитых современников, город хорошел. После постройки порта, а затем проведения железной дороги Петровск стал заметно расти.

Постепенно возрастало и значение Петровска как транспортного узла. Через Петровский порт в этот период перевозили хлопок, нефть и нефтепродукты, шерсть, кожевенное сырье, сушеные фрукты. Рыбу, хлебные продукты, мануфактуру, железные изделия, цемент. Предметами экспорта были главным образом, мануфактура, цемент, железо и другие фабрично-заводские изделия.

Был еще один немаловажный фактор, способствовавший быстрому росту грузооборота железной дороги и морского транспорта, а так же общему развитию Петровска – это возникновение и бурный рост рыбной промышленности в Дагестане. Развитие рыбной промышленности шло столь быстрыми темпами, что к 1912 г. по Дагестанскому побережью Каспия действовало уже 66 рыбных промыслов, а на его предприятиях работало более 2000 человек.

Морская торговля вызвала потребность в пароходных, транспортных и других канторах и пристанях. Набережная застроилась и осветилась электричеством. С 1896 г. в Петровске, взамен «казенной и штаб-квартирной самодельщине из саманного кирпича», начали строить добротные каменные дома, улицы оживились большими магазинами и впервые начали моститься. Земля вновь вздорожала и «бедняки, имевшие небольшие клочки земли сделались людьми зажиточными».

Но, справедливости ради, надо отметить, что, несмотря на происходившие изменения, в конце 19 в. Петровск оставался глубокой российской провинцией. Население в нем к 1896 г. едва насчитывало 8 тыс. жителей, в основном это были татары, грузины, персы, армяне, дагестанцы, русские, евреи.

К 1904 г. в Петровске было 15 улиц: Набережная, Базарная (Пушкина), Садовая (Маркова), Соборная (Оскара), Персидская (Котрова), Почтовая, Степная (Ермошкина), Барятинская (Буйнакского), Миллионная, Грязная, Подгорная, Нагорная, Провиантская, Тюремная и Маячная; 17 переулков: Кузнечный, Безымянный, Бурный, Таркинский, Новобазарный, Фонтанный, Армянский, Артиллерийский, Глухой, Косой, Церковный, Бассейный, Вокзальный, Маячный и 2 без названия; 6 площадей: Провиантская, Маячная, Церковная, Старо-Базарная, Инженерная, Ново-Базарная.

Наиболее оживленной частью города являлись районы железнодорожного вокзала, морского порта и прибрежных улиц – Барятинской, Садовой, Соборной, Инженерной и Базарной. Только эти улицы были вымощены булыжником и освещались керосиновыми фонарями. Только здесь можно было встретить каменные и кирпичные дома, которые принадлежали чиновникам, офицерам и богатым горожанам. На остальных улицах царила непролазная грязь, а летом – пыль, тучи мух и комаров. Жилые кварталы были застроены саманными домами и деревянными бараками для рабочих.

Как уже отмечалось выше, к 1880-м гг. Петровск почти полностью потерял свое первоначальное военно-стратегическое значение и все большую роль стал играть как главная экономическая база торгово-промышленного развития Дагестана, а также узел связей России с Закавказьем, средней Азией и близлежащими восточными государствами. До этого периода развитие Петровска, по словам Кажлаева С., все еще находилось в зачаточном состоянии, и лишь с 90-х гг. он окончательно стал на путь городского формирования.

К 1917 г. в городе уже имелись следующие предприятия: морской порт, железнодорожный узел, текстильная фабрика, холодильник и бондарный завод Тагиева, бондарные заводы Наумкина, табачная фабрика и типография Михайлова, фабрика стальных канатов Перси Кларка, гвоздильный завод Петросова, соляной склад Огапова, пивоваренный завод Вейнера, нефтеперегонный завод Ахвердова, агентства транспортных компаний «Кавказ и Меркурий», «Русь» и «Самолет», 4 завода безалкогольных напитков.

В годы гражданской войны Порт-Петровск неоднократно переходил из рук в руки и лишь в марте 1920 г. здесь окончательно установилась советская власть.

14 мая 1921 г. постановлением Дагревкома Петровск был переименован в Махачкалу в память об известном дагестанском революционере Махаче Дахадаеве. Позже Махачкала была объявлена столицей ДАССР.

Таков был сложный и долгий процесс преобразования военного укрепления, а затем маленького провинциального городка в современную столицу многонациональной дагестанской республики.

В новой Махачкале сейчас трудно узнать старый Петровск. Современная Махачкала – один из крупных промышленных и культурных центров Северного Кавказа, мощный транспортный узел.

Вместе с тем по своему расположению Махачкала – один из живописных приморских городов Кавказа, обладающий своеобразной природой и многими полезными для человека ресурсами. Индустриальный профиль города сочетается здесь с такими природными факторами, как горы, море, горячие минеральные источники.

Столицей Дагестана Махачкала стала не случайно. По сравнению с другими городами республики Махачкала выгодно отличается своим географическим положением, что во многом способствовало развитию городского хозяйства и росту населения. Наличие здесь крупного морского порта, единственного на Каспийском море в пределах Северного Кавказа, а также удобного железнодорожного сообщения обусловили возникновение в городе промышленных предприятий на местном и привозном сырье, создание кадров производственных рабочих. Богатства Каспийского моря, ископаемые недр, продукты сельского хозяйства и другие ресурсы послужили сырьевой базой для развития в городе многих отраслей промышленности.

После окончания гражданской войны, в городе стали восстанавливать разрушенное хозяйство. Быстрее всего восстановили свое предприятие рабочие бумаго-прядильной фабрики. За успехи в восстановлении производства и увеличении выпуска продукции фабрика им. III Интернационала в 1923 г. одной из первых в стране была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Открывались в городе и новые фабрики и заводы: в 1925 г. в Махачкале был построен крупный рыбоконсервный завод, в 1927 г. – мебельная фабрика, в 1929 г. – винодельческий завод, в 1930 – химический, в 1932 – ремонтно-механический (ныне завод им.М.Гаджиева).

По объему промышленного производства в 50-х годах ХХ в. Махачкала занимала первое место среди городов республики и давала свыше 1/3 всей промышленной продукции Дагестана.

Развитие городского хозяйства и рост численности населения во многом зависели от обеспечения Махачкалы водой. Эта проблема была решена путем строительства канала от реки Сулак до Махачкалы протяженностью 70 км. В 1923 г. канал был сдан в эксплуатацию и ему было присвоено имя Октябрьской революции (КОР).

В 30-е гг. ХХ в. в городе появилось много учебных, культурно-просветительских и лечебных учреждений. В 1931 г. создан педагогический институт, в 1932 – сельскохозяйственный и медицинский институты. В 1933 г. в городе была построена крупная клиническая больница, в 1937 – республиканская библиотека.

Кроме высших учебных заведений в Махачкале было открыто 13 специальных учебных заведений, готовящих кадры средней квалификации. Среди них 6 техникумов, 4 училища, автошкола, школа торгово-кулинарного ученичества и учебный комбинат.

Крупным событием в культурной жизни всего Дагестана было открытие в Махачкале в 1946 г. научно-исследовательской базы, впоследствии преобразованной в филиал Академии наук СССР, а затем – в ДНЦ РАН.

Учреждения национальной культуры в Махачкале представлены Государственной филармонией, Кумыкским драматическим театром им.А.Салаватова, Аварским театром, Национальным ансамблем песни и танца народов Дагестана, Русским драматическим театром им.М.Горького, театром кукол, летней эстрадой, кинотеатрами и т.д.

Война прервала мирную жизнь махачкалинцев. В 1942 г., когда фашисты стремились овладеть Кавказом и прежде всего бакинской нефтью, столица Дагестана стал прифронтовым городом. Лучшие ее здания были отданы под госпитали. Улицы, идущие с севера на юг, были перегорожены баррикадами, на подходах к городу вырыты противотанковые рвы и установлены стальные ежи.

Вражеские снаряды и пули не оставили следов на стенах домов. Но Махачкала работала для фронта и днем, и ночью. Передовики предприятий города выступили с призывом «Работай за себя и за товарища, ушедшего на фронт!».

По инициативе коллективов фабрики им. III Интернационала, рыбоконсервного завода и морского порта началось движение за создание фонда обороны.

В этот фонд махачкалинцами было внесено около 50 млн. рублей. Десятки тысяч махачкалинцев ушли на фронт, свыше 11 тысяч – погибли.

После победы в Великой Отечественной войне все силы города были брошены на восстановление разрушенного городского хозяйства и перевод его на мирные рельсы.

Еще долго после войны в Махачкале было немало домов без электрического освещения, скупо освещались улицы и места массового отдыха. Однако к 1967 г. протяженность электросетей в городе выросла почти в 4 раза по сравнению с довоенным периодом.

В 1963 г. началась газификация города. Первоначально жителям доставлялся только сжиженный газ в баллонах. За первые 5 лет было газифицировано 12 200 квартир, а к концу 1988 г. газ получили более 70 тыс. квартир.

О наращивании темпов жилищного строительства в послевоенные годы говорят такие цифры: за 1946 – 1950 гг. было введено 60 тыс. кв. м жилья, за 1961 – т1965 гг. – 218 тыс. кв. м, а за 1981 – 1985 гг. 528 тыс. кв. м, что почти в 2 раза больше, чем весь жилой фонд города в 1940 г.

В 1970 г. город постигло стихийное бедствие – сильное землетрясение. Первый толчок мощностью до 6 баллов в эпицентре произошел 14 мая 1970 г. в 12 час. 20 мин. А после 21 часа один за другим последовали 2 толчка еще большей мощности. Братскую помощь Дагестану в ликвидации последствий землетрясения оказали Узбекистан, Москва, Ленинград, Тула, Грозный. В республику и Махачкалу не только восстанавливать, но и строить новые дома, школы, больницы приехали тысячи строителей. В это же время большое развитие получило строительство домов повышенной этажности. Примером может служить возведенная в 1977 г. 18-этажная гостиница «Ленинград» и ряд зданий по проспекту Р.Гамзатова.

Махачкала сегодня – столица Республики Дагестан, крупный экономический, административный, политический, научный и культурный центр Юга России.

Город с прилегающими территориями раскинулся более чем на 70 км вдоль западного берега Каспия. Площадь территории непосредственно Махачкалы составляет 46 823 га. Здесь проживают представители более 60 национальностей и народностей Дагестана, России и бывшего СССР. Территория Махачкалы административно разделена на три района: Ленинский, Советский и Кировский. Махачкала – единственный незамерзающий морской порт России на Каспии. Численность населения по состоянию на конец 2017 г. – 726 654 чел.

По материалам книг: П.И.Тахнаева. История другого города. Махачкала, 2007; А.Ф.Викторов, Д.Г.Кажлаев. Махачкала. Экономико-географический очерк. Махачкала, 1958.; Д.Эмиров. Дорогая моя столица Порт-Петровск – Махачкала (статьи, очерки, репортажи). Махачкала, 2007.

Услуги
  • Каталог услуг
  • Центры оказания услуг
  • Вопросы и ответы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *