Как называется место куда сходит благодатный огонь
Перейти к содержимому

Как называется место куда сходит благодатный огонь

  • автор:

Откуда берется Благодатный огонь? Это давно известно

Благодатный огонь – самый раскрученный бренд православной Пасхи. В том, что это не сходящее с небес чудо, а дело рук местного патриарха, который зажигает свечи от спрятанной в нише лампады, еще в середине XIX века рассказал епископ Порфирий (Успенский).

Когда епископ Порфирий (1804 – 1885) спросил своего иерусалимского коллегу, почему он не говорит правды о схождении Благодатного огня, тот ответил: «Нам нельзя начать этого переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Святого Гроба».

О том, что иерусалимский огонь – просто огонь, зажигаемый священником на Пасху, который лишь со временем стал восприниматься как чудо, писали и профессор Духовной академии Николай Успенский (1900 – 1987) и академик Игнатий Крачковский (1883 – 1951).

В 2007 году эти два исследования об обряде возжжения Благодатного огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме опубликовали в книге «Благодатный огонь: миф или реальность?» доктор исторических наук Сергей Бычков и доктор исторических наук, кандидат богословия диакон Александр Мусин.

В своей книге они отметили, что правда о Благодатном огне появлялась всегда в нужный момент. Академик Крачковский опубликовал свою статью в годы Первой мировой войны, когда Российская империя претендовала на часть Турции и хотела взять святыни Палестины под русский контроль.

Профессор Успенский произнес свою речь в 1949 году: за год до этого греческие церкви отказались признать притязания сталинской РПЦ на лидерство в православном мире и не приехали в Москву на собор. В обоих случаях это был удар по авторитету православных греков.

Впрочем, это не значит, что учеными двигали конъюнктурные интересы.

Игнатий Крачковский – действительный член Российской академии наук (с 1921 года), переводчик Корана, один из создателей школы советского востоковедения и арабистики. Статья «Благодатный огонь – по рассказу Ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв.» была опубликована в 1914 году.

Итак, как воспринимали чудо Благодатного огня арабские путешественники.

Лишь Аль-Бируни (около 1000 года) считает рассказы о «святом огне» заслуживающими доверия. Остальные считали, что это дело человеческих рук.

– Аль-Джахиз (ум. 868) писал, что «хранители храмов не переставали устраивать для народа различные хитрости, вроде хитрости монахов со светильниками церкви Воскресения в Иерусалиме, утверждающих, что масло в лампадах зажигается у них без огня ночью в один праздник».

– Ибн-аль-Каланиси (ум. 1162) объяснял «самовозгорание» лампад тем, что христиане натягивают между соседними лампадами железную проволоку, натирают ее бальзамовым маслом, которое при соединении с жасминовым маслом самовозгорается. Затем достаточно поднести огонь к этой нити, чтобы он перешел на другие лампады.

– Аль-Джаубари (ум. 1242) сообщает дополнительные подробности: под куполом есть железная шкатулка, в которую в субботу вечером специально обученный монах кладет серу и разводит под ней огонь, горение которого рассчитано до того времени, когда должно произойти «схождение света». Цепь, на которой висит шкатулка, смазана бальзамовым маслом. В нужный момент огонь от серы зажигает масло, которое стекает по цепи к лампаде, откуда и возникает ощущение «схождения огня».

– О шелковых нитях, смазанных бальзамовым маслом и натертых серой, сообщает Муджир-ад-дин (ок. 1496).

– И только один арабский писатель – Ибн-аль-Джаузи (ум. 1256) – говорит о скрытой в мраморной нише негасимой лампаде в углу часовни Гроба Господня, откуда и зажигается «благодатный огонь», что соответствует свидетельству епископа Порфирия (Успенского).

Авторы книги «Благодатный огонь: миф или реальность?» считают, что, очевидно, арабские естествоиспытатели даже представить себе не могли, что «возжжение лампад» просто совершается свечой и пытались объяснить происходящее, привлекая известные им способы добиться «самовозгорания» лампад.

  • Профессор Успенский: паломнические сообщения, утверждающие очевидность исхождения огня , скорее говорят о религиозной экзальтации авторов и окружавшей их толпы.

Об авторе докладе. Николай Дмитриевич Успенский родился в семье священника. В 1909 году он поступил в духовное училище в городе Старая Русса, а по окончании его – в Новгородскую духовную семинарию. После службы в Красной Армии году продолжил учебу в Петроградском Богословском институте, защитил в 1925 году кандидатскую диссертацию.

Когда Николай Успенский отказался отречься от священника-отца, признанного ОГПУ врагом народа, он был обвинен в «хищении предметов культа» и лишен избирательных прав. Затем отправлен в камеру ленинградского «Большого дома».

В 1932 году, получив реабилитацию, поступил в Ленинградскую государственную консерваторию и в 1937 году окончил ее историко-теоретический факультет. В 1946 году защитил кандидатскую диссертацию «Лады русского Севера». С 1942 по 1946 год управлял хором Ленинградского Николо-Богоявленского кафедрального собора.

В 1946 году, после возрождения ленинградских духовных школ, Николай Дмитриевич был утвержден указом патриарха Алексия I доцентом Ленинградской Духовной академии. В 1947 году удостоен, как имеющий две научные степени, звания профессора. В 1949 году защитил диссертацию по теме «Чин всенощного бдения в греческой и Русской Церкви» и удостоен степени магистра богословия. В 1957 году защитил диссертацию по теме «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII века)» и стал доктором церковной истории.

Доклад Николая Успенского о Благодатном огне не предназначался для печати. Он был произнесен на «годичном акте» в Ленинградских духовных академии и семинарии в 1949 году (тема доклада была одобрена Советом Академии на заседании 31 августа 1949 года).

Более 50 лет этот доклад ходил по рукам, горячо обсуждался сторонниками и противниками «чудесного огня».

Основные положения доклада Николая Успенского сводятся к следующему:

1) самые ранние свидетельства о «святом огне» восходят к IX веку, в церковной письменности предшествующего времени упоминаний о чуде не обнаружено.

2) данные литургических рукописей VIII-ХП веков позволяют прийти к выводу, что иерусалимский обряд возник из обычая омовения лампад в Великую субботу и вожжения в них нового пасхального света, в латинской традиции этот обряд сохранился до сих пор.

Избранные цитаты из доклада профессора Успенского

– Красной нитью через всю паломническую литературу от паломника второй половины IX века Бернарда и до XX столетия проходит мысль о чудесном появлении Св. огня… Подобные паломнические сообщения, противоречивые в самих себе об образах исхождения огня свыше, и утверждающие очевидность этого исхождения для всех молящихся, скорее говорят о религиозной экзальтации авторов и окружавшей их во время обряда Св. огня толпы, нежели о величии самого обряда. Отсюда же теряется их научная ценность в вопросе исследования обряда.

– Литература об обряде Св. огня, весьма богатая количественно, не дает нам истории его происхождения. Она только наделяет святой огонь сверхъестественным происхождением, о котором ничего не говорит голос вселенской церкви.

– Ни соборные постановления вселенского или поместного значения, ни святоотеческая литература не знают чудесного огня.

– Проф. Олесницкий объясняет происхождение обряда св. огня чудом Св. Нарцисса. «…По свидетельству историка Евсевия, поводом к его установлению послужило чудо, совершившееся при патриархе Нарциссе, когда при недостатке масла, налитая в лампады силоамская вода была зажжена сошедшим с неба чудесным огнем и горела как елей во все продолжение пасхальной службы».

Это объяснение проф. Олесницкого приводит нас в недоумение. Дело в том, что Евсевий не говорит ничего подобного тому, что пишет о чудесном возжении лампад, ссылаясь на него, проф. Олесницкий. Евсевий говорит только о чуде претворения силоамской воды в елей и не делает никакого даже намека на схождение с неба чудесного огня и возжение от него лампад.

– Христианское сознание не может допустить чудесности появления огня в определенный день, час и минуту, ибо такое положение низводило бы самую христианскую религию на уровень так называемых естественных религий.

– Нам могут задать вопрос: что же смотрят палестинские иерархи и сам иерусалимский патриарх? На этот вопрос мы находим ответ в дневниках преосв. епископа Порфирия. Приведя свой разговор с патриаршим наместником, филадельфийским епископом Дионисием (позднее митрополит Вифлеемский), где последний говорил о способе зажигания св. огня, преосв. Порфирий пишет: «Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и вразумит и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба».

Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве о истинном смысле обряда св. огня в дальнейшем они оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом, без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось – совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог «как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы».

  • Епископ Порфирий (Успенский)

Схождения Благодатного огня – история и церемония

Чрезвычайно важным событием для верующих людей является празднование Пасхи, которое неизменно сопровождается схождением Благодатного огня. Эта традиция существует в течение многих столетий и именно ради того, чтобы увидеть Святой Свет, в Иерусалим съезжаются ежегодно десятки тысяч паломников со всех уголков земного шара.

До сих пор неизвестно, как зажигается Благодатный огонь – таинство проходит в закрытом от посторонних глаз помещении (Кувуклии) в присутствии одного только Патриарха.

Принято считать, что это божественное чудо, такое же, как Воскрешение Иисуса Христа. Хотя достоверного научного объяснения Благодатному огню не существует. Его появления ожидают представители разных религий с разных континентов.

Интересно! Нет точного времени, когда сходит Благодатный огонь в Иерусалиме – иногда священник выносит его буквально через пару минут после уединения в Кувуклии, а в других случаях ожидание может продолжаться в течение нескольких часов. Есть предание, что в год, когда он не загорится, наступит Судный день.

Впервые в письменном виде о возникновении Святого Света упоминается в документах, которые датируются 9 веком. Вместе с тем, есть информация о том, что Благодатный огонь сошел спустя короткий период времени после Воскресения Христа. В настоящее время к церемонии относятся с огромным уважением не только священнослужители и верующие, но и представители государственной власти. В частности, службу, предшествующую схождению Благодатного огня, транслируют в большинстве стран мира, а впоследствии огонь доставляют на специальных самолетах. Кстати, немногим известно, что церемонию проводят представители различных патриархий, а именно:

  • священники армянской автокефальной церкви;
  • служители Иерусалимской православной церкви;
  • представители коптского и сирийского православного духовенства.

Важно! Один из вопросов, на который никак не получается найти ответ – это почему Благодатный огонь не обжигает. По мнению представителей церкви, это одно из доказательств его божественного происхождения.

$50

$50

$45

Служба в Иерусалиме

Данный праздник посещают тысячи паломников со всего света

Данный праздник посещают тысячи паломников со всего света

То, как именно будет проходить служба накануне праздника Воскресения Христа, определяется в соответствии с принятым в 1852 году особым статусом «кво», касающемся богослужений в храмах, которые разделены между несколькими церквями. О дате и времени службы верующие могут узнать в специальном календаре, где указываются все важные пасхальные мероприятия.

Календарь выпускают греческий и армянский патриархат в порядке очередности. Благодаря строгому разграничению обязанностей и прав, удается исключить конфликты между христианскими церквями, которые принимают участие в богослужении и сошествии Благодатного огня. Установленный регламентом порядок действий для священнослужителей в точности исполняется каждый год.

Какие меры безопасности применяются?

Вопросам безопасности уделяется особое значение, что обусловлено:

  • важностью церемонии;
  • большим скоплением людей, ожидающих схождения Благодатного огня в Иерусалиме;
  • присутствие верующих разных национальностей и последователей различных религиозных традиций.

Сейчас об охране священнослужителей Храма Гроба Господня и прилегающей территории заботятся израильские власти, хотя в период существования Османской империи эта обязанность возлагалась на турецкую стражу. В современной истории не было зафиксировано случаев серьезных конфликтов во время ожидания Святого Света – среди людей царит атмосфера умиротворения и спокойного ожидания. Корректное отношение представителей закона позволяет гарантировать, что и в 2017 году схождение Благодатного огня пройдет мирно, а участники смогут прикоснуться к чуду.

В Иерусалиме сошел Благодатный огонь

Частицу его доставят на пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя

В 14:50 по московскому времени в Иерусалиме в храме Гроба Господня произошло схождение Благодатного огня. Корреспондент «Ъ» Павел Коробов был среди первых, кто узнал об этом. В текущем году израильская полиция существенно ограничила число верующих, которые смогли принять участие в церемонии схождения огня. Согласно объяснению властей, это было сделано в рамках усиления мер безопасности. Однако ограничения не омрачили пасхальную радость православных, хотя и вызвали у некоторых непонимание.

Выйти из полноэкранного режима

Храм Гроба Господня в Иерусалиме, где сошел Благодатный огонь

Развернуть на весь экран

Храм Гроба Господня в Иерусалиме, где сошел Благодатный огонь

Фото: Tsafrir Abayov / AP

Среди паломников, которым удалось попасть в храм Гроба Господня, была делегация Фонда Андрея Первозванного. Именно она по уже сложившейся традиции ночью спецбортом доставит огонь в московский аэропорт Внуково 3, а оттуда он будет привезен на пасхальную службу в храм Христа Спасителя, где его передадут патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Ежегодно на протяжении многих веков накануне православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме происходит схождение Благодатного огня. Самые ранние свидетельства о возникновении Благодатного огня на Святой земле появились в IV веке в работах святых отцов. Впрочем, сведения о схождении огня как о чуде относятся лишь к IX веку. Десятки тысяч православных паломников приезжают в Иерусалим, чтобы стать свидетелями этого чуда. Православные верят, что все происходит только по молитве Иерусалимского патриарха.

Из России уже 20 лет за огнем по благословению патриарха Московского и всея Руси приезжает делегация Фонда Андрея Первозванного во главе с руководителем попечительского совета фонда Владимиром Якуниным. Даже во время пандемии коронавируса, когда были введены ограничения на международные перелеты и пересечение границ, представители фонда прилетали за огнем в Израиль — тогда, в 2020-м, они ожидали схождения огня, сидя в самолете, не выходя из него. После схождения огня его доставляли на борт самолета российские дипломаты. В этом году в связи со сложной международной обстановкой представители фонда специально просили членов делегации соблюдать осторожность и не поддаваться разного рода провокациям.

Попасть на территорию древнего Иерусалима сегодня могли только лица, имеющие специальные пропуска. Надо сказать, что в этом году израильские власти, ссылаясь на необходимость усилить меры безопасности, существенно ограничили доступ паломников в храм на церемонию схождения огня. Вместо 10 тыс. человек в храм Гроба Господня пустили всего 1,8 тыс. Это вызвало недовольство у представителей Иерусалимской патриархии и Армянской церкви.

Храм внутри был поделен на сектора, каждая делегация занимала определенный сектор, поэтому паломники из разных стран не пересекались. После того как верующие заняли места в храме, начался обряд опечатывания Кувуклии воском — напоминание о том, как был опечатан Гроб Господень по указанию Пилата после погребения Христа. Затем по устоявшейся традиции в храм ворвалась православная арабская молодежь. Молодые люди били в барабаны и выкрикивали обращения к Божией Матери и к Господу, чтобы был дан Благодатный огонь.

После этого в храме появился патриарх Иерусалимский Феофил III, который вместе с духовенством направился к Кувуклии — небольшой (6х8 м) купольной часовне из желто-розового мрамора в центре Ротонды храма Воскресения Христова, заключающей в себе Гроб Господень. Согласно Евангелию, на этом месте был погребен после распятия и на третий день воскрес Иисус Христос. Обойдя Кувуклию крестным ходом три раза, патриарх остановился перед входом в нее. С него сняли облачение, и сотрудники полиции обыскали его, чтобы убедиться в отсутствии у патриарха каких-либо предметов, с помощью которых можно извлечь огонь,— спичек, зажигалки. После этого патриарху разрешили зайти в Кувуклию. Незадолго до этого туда занесли лампаду, в которой должен разгореться огонь, и пучок свечей, состоящий — по числу лет земной жизни Спасителя — из 33 свечек.

Как только патриарх зашел в Кувуклию, в храме погасили свет, верующие стали молиться о схождении Благодатного огня и выкрикивать: «Христос Воскрес!» В 14:50 по московскому времени Благодатный огонь сошел на Гроб Господень. Под ликующие крики верующих из Кувуклии вышел патриарх Феофил III с зажженными свечами и стал раздавать огонь паломникам. Зазвонили колокола, храм мгновенно наполнился светом и дымом от свечей, которые люди держали в руках. Верующие поздравляли друг друга с праздником.

Получив от патриарха частицу огня, российская делегация направилась в аэропорт, чтобы спецрейсом «Газпром авиа» доставить огонь в Москву. Примерно к 0:30–1:00 специальный кортеж доставит Благодатный огонь в храм Христа Спасителя, где будет проходить главное пасхальное богослужение, и огонь по традиции будет передан патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Павел Коробов, Иерусалим

  • Павел Коробов подписаться отписаться
  • Деятельность Русской православной церкви (РПЦ) подписаться отписаться

Схождение Благодатного огня 2024 в Иерусалиме

Каждый раз накануне праздника православной Пасхи в Иерусалиме происходит чудо схождения Благодатного огня. Рассказываем, как проходит посвященное этому событию богослужение и когда оно состоится в 2024 году

Схождение Благодатного огня 2024 в Иерусалиме

Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного огня, в Иерусалим приезжают десятки тысяч паломников. И еще миллионы людей по всему миру следят за видеотрансляцией службы по телевизорам или в сети. Для православных это главный символ Воскрешения Христа, знак жизни и связи Бога и людей. «Я есмь с вами во все дни до скончания века», — сказал восставший из мертвых Иисус своей пастве, и залогом этого обета для верующих как раз и служит загорающийся каждый год небесный огонь. Если же однажды этого чуда не произойдет, мир, согласно церковному преданию, ждет скорый конец.

Лампады с Благодатным огнем развозят в разные уголки мира, в том числе и в Россию. В Москве с ним проходит пасхальная служба в Храме Христа Спасителя.

Когда и где сходит Благодатный огонь в 2024 году

Чудо сошествия Благодатного огня происходит в самом известном храме Иерусалима, Храме Воскресения Христова, или Гроба Господня. Считается, что он построен именно на месте погребения и последующего воскрешения Спасителя. Главный алтарь храма представляет собой мраморную часовню — Кувуклию. Она возведена над пещерой, где как раз и лежало тело Иисуса.

Схождение Благодатного огня в Иерусалиме происходит в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Сколько именно придется ждать сошествия Благодатного огня, не в силах сказать никто — это может быть и пять минут, и несколько часов.

В этом году православная Пасха выпадает на 5 мая. Значит, Великая суббота придется на 4-е число, именно в этот день в Иерусалиме и произойдет схождение Благодатного огня.

История

Считается, что первым свидетелем чуда схождения Благодатного огня стал апостол Петр. По преданию, он узнал о Воскрешении Христа и отправился к его гробнице. На месте, где лежало тело Спасителя, апостол увидел неземной свет, освещающий Гроб Господень.

О явлении божественного света письменные источники упоминают с IV века, в том числе католические и мусульманские авторы. В XII веке говорит о чуде схождения Благодатного огня и первый паломник, оставивший описание Святой Земли на русском языке, игумен Даниил. «Вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого», — пишет монах.

Церковную службу в Иерусалиме, на которой к верующим сходит Благодатный огонь, миллионы раз описывали многочисленные очевидцы. Рассказывали они и о чудесах, которые, помимо собственно появления небесного огня, происходят на церемонии. Так, по некоторым свидетельствам, у верующих в храме и даже за его пределами на улице сами собой загорались свечи, на стенах в разных местах появлялись яркие всполохи, сверкали молнии. Что же касается самого пламени, то в первые минуты после появления оно не обжигает — огонь можно держать в руках, многие даже символически «умываются» им.

Вместе с тем, божественное происхождение огня много раз пытались оспорить и объяснить с точки зрения физики. Но на все доводы скептиков верующими приводятся контраргументы. Кстати, температуру Благодатного огня даже измеряли несколько раз — чтобы понять, почему он поначалу не обжигает. Выяснилось, что сразу после возникновения температура у пламени — 40 градусов по Цельсию, а уже через 15 минут — за 300 градусов. Научного толкования этому явлению пока не нашлось.

Церемония

Участие в службе принимают священники нескольких православных конфессий: Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, Коптской и Сирийской церквей. Возглавляет литанию (богослужение) Иерусалимский Патриарх. Начинается она с Крестного хода, иерархи движутся к Кувуклии через все знаковые места храма, ее саму обходят трижды. Накануне Кувуклию проверяют и запечатывают — и, что интересно, ключи от нее хранятся в мусульманской семье.

Внутрь заходят Иерусалимский Патриарх и Армянский Архимандрит. Причем оба у порога разоблачаются от одеяний и остаются только в одних подрясниках. Это делается для того, чтобы все присутствующие могли убедиться — они не имеют при себе спичек или зажигалки, одним словом, ничего, что могло бы зажечь огонь. Когда они оказываются в гробнице, дверь в нее запечатывают — с этого момента начинается всеобщая молитва о даровании Благодатного огня.

Светлый праздник

К самому Гробу Господню подходит только Иерусалимский Патриарх, он один всегда остается свидетелем самого момента сошествия огня. Армянский Архимандрит все время молитвы остается в Пределе Ангела, за стеной.

В гробнице находится лампада и 33 свечи (по числу лет земной жизни Христа). Из Кувуклии патриарх Иерусалима выносит их уже горящими. Присутствующие в храме передают Благодатный огонь друг другу, зажигают от него свои свечи и лампады. В разные страны частицу святыни привозят специальные авиарейсами, и в аэропортах огонь из Иерусалима встречают целые делегации верующих.

Можно ли попасть на службу схождения Благодатного огня паломникам

Храм Гроба Господня вмещает в себя десять тысяч человек, однако желающих увидеть чудо своими глазами или хотя бы присутствовать рядом с ним, конечно, намного больше. Во время службы в Великую субботу народ собирается и на площади перед Храмом, и на соседних улицах.

Меры по обеспечению безопасности Крестного хода и верующих иерусалимская полиция начинает принимать еще в пятницу: постепенно перекрываются улицы, вводят ограничения на движение. Никаких «билетов» на службу купить, естественно, нельзя. Вход в Старый город строго контролируется, чтобы не допустить давки, на пути к святыне установлены несколько кордонов. Попасть в сам храм можно главным образом в составе делегаций от стран или вместе с официальной паломнической группой по специальному заранее заказанному пропуску.

В Россию много лет Благодатный огонь привозит Фонд Андрея Первозванного. Глава его Попечительского совета Владимир Якунин доставляет лампаду в храм Христа Спасителя, где служит в праздничную ночь Патриарх Кирилл. А все желающие могут встретить в субботу вечером огонь во «Внуково» или забрать его частицу в течение недели в московском офисе Фонда Андрея Первозванного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *