Холоп и смерд в чем разница
Перейти к содержимому

Холоп и смерд в чем разница

  • автор:

Смерды и холопы. Отличие смердов и холопов в Древней Руси

Наиболее сложным и запутанным в науке является вопрос о смердах» Смерды это — крестьяне-общинники. Они имели необходимые для производства орудия, владели участками земли и вели собственное хозяйство.

С течением времени, когда вся земля была объявлена собственностью великого князя, феодального государства, крестьянин-смерд разными путями стал попадать в зависимость от крупных землевладельцев. В «Правде Ярославичей», датируемой серединой XI в., смерд в числе зависимых от вотчинника людей стоит в одном ряду с рабом и рядовичем. Его жизнь, так же как и жизнь раба и рядовича, оберегается штрафом в 5 гривен, которые идут в пользу хозяина как возмещение понесенных им вследствие убийства смерда убытков (штраф за убийство свободного мужа был выше в восемь раз, за знатного человека — в шестнадцать раз, чем за смерда). После смерти зависимого смерда, не имевшего мужского потомства, его имущество переходило хозяину (право «мертвой руки»).

По мере роста числа зависимых смердов в связи с увеличением привилегированного землевладения, эксплуатация их основной массы стала вестись в форме докапиталистической земельной ренты продуктами. Эта форма эксплуатации не требовала со стороны феодалов-землевладельцев никаких затрат и в то же время увеличивала их материальные ресурсы и политическое значение. Старый боярин-вотчинник, слуга князя, превращался в государя-вотчинника, имевшего политические права над своими подданными. Если пользоваться западноевропейским термином, то можно сказать, что вотчинник становился сеньором.

Правовое и хозяйственное положение его подданных крестьян-оброчников по сравнению с зависимыми людьми, сидевшими на барщине, иное: они самостоятельно вели свое хозяйство, имели некоторую возможность накопления. Землевладельцы-феодалы были заинтересованы в развитии сельскохозяйственного производства. Право «мертвой руки», роднившее зависимого смерда с холопом, отменяется. В. И. Ленин этот период в истории крестьянства, характеризующийся переходом к натуральной ренте, отмечает как первое расширение самостоятельности зависимых крестьян . Но в то же время государство, стоявшее на страже интересов феодалов, обеспечивало им право на крестьянский труд, узаконивало зависимость крестьян от земельных собственников .

Одновременно с обязанностями по отношению к своим господам крестьяне несли ряд повинностей и в пользу государства .

В «Правде Ярославичей» рядом со смердом назван и холоп. Холопы — это категория подневольных людей, обязанных работать на своих господ, существовавшая в русском феодальном хозяйстве и в XI и XII вв., и позднее. Но, как мы видели, холопы не были главной производительной силой на Руси. Рабский труд постепенно и систематически вытеснялся более прогрессивным трудом людей зависимых и крепостных. Тенденция сократить источники рабства видна, например, в комплексе статей «Русской Правды» под общим заголовком «О холопстве». Обельным (полным) холопом делается человек купленный, женившийся на рабе или поступивший в тиуны или ключники «без ряду» (без договора). Закон предоставлял возможность заключать в таких случаях договоры, гарантировавшие за договаривающимися сохранение свободы. Купля раба тоже должна была обставляться формальностями, неисполнение которых делало куплю недействительной. Закон категорически запрещал обращать в рабство за хлеб или за деньги, взятые в долг. Только «обельное холопство» соответствует понятию раба. Обычное холопство — это состояние зависимости, но не рабского характера

Все зависимые от вотчинника люди, включая и администрацию, находились под юрисдикцией своего господина, без разрешения которого никто не имел права их судить.

«Смерд и холоп»? Об одной загадке Русской Правды *

В Краткой редакции Русской Правды, в той ее части, которая относится к установлениям сыновей Ярослава Владимировича, т. е. датируется третьей четвертью XI в. (т. н. «Правда Ярославичей»), содержатся статьи, посвященные штрафам за убийство зависимых людей князя:

А въ сельскомъ старостѣ княжи и в pa[та]инѣмъ 12 гривнѣ. А в рядовници княжѣ 5 гривенъ. А въ смердѣ и въ хо[ло]пѣ 5 гривенъ. Аще роба кормилица любо кормиличиць 12 1 .

Сходный текст читается в Пространной редакции:

А в сельскомъ тивунѣ княжѣ или в ратаинѣмъ, то 12 гри(венъ). А за рядовича 5 гри(венъ). Тако же и за боярескъ. О ремественикѣ и о ремественицѣ. А за ремественика и за ремественицю, то 12 гри(венъ). А за смерди и холопъ 5 гри(венъ). А за робу 6 гри(венъ). А за кормилця 12.Такоже и за корми[ли]цю, хотя си будеть холопъ, хотя си роба 2 .

Если в Пространной редакции «смердии» выглядит определением к слову «холоп», то в Краткой в одной статье (ее принято выделять как ст. 26) фигурируют два существительных — «смерд» и «холоп» 3 , причем жизнь и того, и другого оценивается одинаково — в 5 гривен (минимальный штраф, в 8 раз меньше, чем за убийство рядового свободного человека). Приравнивание смерда к холопу в ст. 26 серьезно повлияло на изучение проблемы смердов, поскольку оно противоречит прочим данным о них, в том числе содержащимся в других статьях Русской Правды, по которым смерды холопам явно не равны.

Согласно ст. 45—46 Пространной редакции, посвященным краже домашних животных, смерды, в отличие от холопов, платят князю «продажу» — судебный штраф, т. е. являются правоспособными: «то ти уроци смердомъ, оже платять князю продажю. Аже буд(у)ть холопи татье, судъ княжь. Аже буд(у)ть холопи татие любо княжи, любо боярьстии, любо чернечь, их же князь продажею не казнить, зане суть не свободни, то двоиче платить ко истьцю за обиду» 4 . Собственно говоря, этого достаточно: жизнь человека, платящего за свои правонарушения продажу, не могла охраняться штрафом в 5 гривен, хотя бы потому, что продажа по некоторым преступлениям (побоям и посягательствам на некоторые виды чужой собственности) бывала равной 12 гривнам 5 . Ст. 33 Краткой редакции устанавливала штраф за «муку» смерда «без княжа слова» в 3 гривны. Высшие должностные лица княжеской администрации, огнищане и тиуны, охранялись в аналогичной ситуации 12-гривенным штрафом 6 . Вира за убийство огнищанина и тиуна — 80 гривен 7 , следовательно, штраф за «муку» составлял для них 15% платы за убийство, а у смерда, если исходить из того, что его жизнь оценивается в 5 гривен, 60%. Эти данные вкупе с летописными сведениями, из которых видно, что смерды имели свое земледельческое хозяйство 8 (которое, согласно ст. 90 Пространной редакции Русской Правды, переходило к их сыновьям в случае наличия таковых 9 ), вызвали к жизни точку зрения, что были две категории смердов: лично свободные и зависимые от крупных землевладельцев; соответственно, предполагалось, что 5-гривенный, как у холопа, штраф за убийство относится именно и только ко вторым 10 . Но в этом случае придется признать: в Русской Правде никак не оговорено, что в ст. 26, с одной стороны, и других статьях, упоминающих смердов (о «муке», о «продаже», о наследовании имущества), речь идет о разных с правовой точки зрения категориях.

Между тем, это не единственное противоречие, порождаемое традиционным прочтением ст. 26. Упоминание в ней холопов как единой категории оказывается неточным: ведь холопы фигурируют и в соседних статьях. Оставим пока за скобками «рядовича», но старосты, охраняемые 12-гривенным штрафом, несомненно, по статусу были холопами. Несвободными людьми являлись и кормилица с ее сыном — «кормиличичем» (об этом сказано прямо: «аще роба кормилица любо кормиличичь»). Между тем, ст. 26 утверждает, что за холопа платится 5 гривен, — без всяких, получается, оговорок, т. е., по прямому смыслу, за любого холопа.

Противоречие имеется и в другом. Платы за смерда и за холопа упоминаются вместе, между тем как в других случаях в Краткой редакции штрафы за убийство каждой категории населения называются отдельно. Так, огнищанин, тиун, подъездной — управители, чьи функции были схожи и размер штрафа одинаков (80 гривен), но для каждого сумма виры названа отдельно 11 . Непосредственно перед смердом и холопом упоминается рядович, с тем же штрафом в 5 гривен, но и для него этот штраф упомянут отдельно, а для смерда и холопа почему-то вместе. В одной статье даются только штрафы за старост и кормилиц с «кормиличичами», но это особые случаи: в первом перед нами одно существительное (староста) с двумя определениями, во втором — однокоренные слова, обозначающие к тому же мать и сына. При этом в статье о кормилице и кормиличиче эти две категории соединены не союзом и (как смерд и холоп в ст. 26), а союзом любо (или). Аналогично в ст. 1 Краткой редакции, где идет перечисление категорий населения, охраняемых 40-гривенной вирой, между их названиями стоит союз любо, а не и: «аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положите за нь» 12 . Союз и, таким образом, наличествует только в статье о старосте, где он соединяет не существительные (как в ст. 26), а прилагательные.

Суммируя изложенные наблюдения, можно сказать, что, исходя из особенностей построения статей Краткой редакции, в ст. 26 должны быть упомянуты не две разные категории населения, а одна. Но как же быть с союзом и, традиционно воспринимаемым как соединительный, да к тому же еще и с наличием после него предлога е?

Противоречие здесь исчезает при признании, что в данном случае и — не соединительный союз, а уточняющая частица. Данное значение и, не зафиксированное в словарях, в древнерусских текстах присутствует довольно часто, на что было обращено внимание в конце прошлого столетия 13 . Среди примеров, приведенных по этому поводу А.А. Зализняком, имеется случай, когда после и стоит предлог в: «и сьтояше вь прабошняхъ вь черевьихъ и вь протоптаныхъ» 14 . Можно привести и пример, где присутствуют два существительных, а после и помещен предлог: «А князю великому Дмитрию Московскому бышеть розмирие съ татары и съ Мамаемъ» 15 . Смысл в том, что «татары» в 1370-е гг. не все подчинялись Мамаю, и необходимо было уточнить, с какими из них произошло «розмирие»: с теми, над которыми главенствовал Мамай. Значит, вполне возможна конструкция, в которой второе существительное, стоящее после союза и и предлога, поясняет, уточняет первое.

Обращает на себя внимание в этой связи формулировка ст. 24 Краткой редакции Русской Правды — о старостах: «А въ сельскомъ старостѣ княжи и в ра[та]инѣмъ 12 гривнѣ». Она аналогична построению ст. 26 («А въ смердѣ и въ хо[ло]пѣ 5 гривенъ»). Обычно предполагается, что речь идет о двух категориях должностных лиц, но некоторые комментаторы исходили из того, что имеется в виду одно лицо с двумя определениями 16 (тем самым фактически признавая, что и здесь имеет уточняющее значение). Так, А.А. Зимин давал перевод: «А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен» 17 . Возможно, и здесь после и стоит не указание на другую категорию, а уточнение (в данном случае в виде прилагательного): «А в сельском старосте княжеском, который ратайный, 12 гривен». В этом случае перед нами пример употребления «уточняющего и» в непосредственном соседстве со ст. 26.

Можно, таким образом, полагать, что в ст. 26 речь идет не о всех смердах и всех холопах, а только о смердах, но не всяких, а таких, которые по статусу своему являлись холопами: «А в смерде, который холоп, 5 гривен». Увязывается ли такая трактовка с содержанием соседних статей Краткой редакции Русской Правды?

После статей, посвященных охране жизни высших чинов княжеской администрации — огнищан и тиунов, следует группа статей, в которых упоминаемые лица имеют, судя по невысоким (в сравнении с вирой за рядового свободного человека — 40 гривен) штрафам за их убийство, низкий статус. Сначала упоминается «староста сельский и ратайный» с 12-гривенным штрафом, затем рядович (точнее — «рядовник», форма «рядович» читается в Пространной редакции) с 5-гривенным, далее идет интересующая нас ст. 26. Очевидно, что понять ее место в окружающем контексте невозможно без определения, кто такой рядович / рядовник.

Сложность в том, что кроме ст. 25 Краткой редакции этот термин встречается в домонгольский период 18 только в аналогичной статье Пространной редакции (ст. 15, см. ее текст в начале настоящей работы) и в «Слове Даниила Заточника» (памятнике конца XII в.), где сказано: «Не имѣи собѣ двора близъ царева двора и не дьржи села близъ княжа села: тивунъ бо его аки огнь трепетицею накладенъ, и рядовичи его аки искры. Аще от огня устережешися, но от искоръ не можеши устречися и сождениа портъ» 19 .

Большинство исследователей выводило термин «рядович» от слова «ряд» в значении «договор» и полагало, что так именовался человек, работающий на господина по договору 20 . Однако, согласно ст. 110 Пространной редакции Русской Правды, заключивший договор при поступлении на ту или иную службу холопом не становился 21 . Следовательно, за такого человека должна была платиться обычная вира в 40 гривен, и снижение стоимости его жизни в 8 раз представляется абсолютно невозможным. К тому же при такой трактовке странно выглядит известие «Слова Даниила Заточника». В нем упоминается тиун-управитель и служители при нем. Если рядовичи — работающие по договору, то почему именно и только их надо бояться? Ведь в подчинении тиуна наверняка были и слуги-холопы; они что, отличались кротостью?

Когда-то В.И. Сергеевич высказал предположение, что рядович Русской Правды — это рядовой холоп (правда, тут же, в соответствии с господствующим мнением, он написал, что «рядович — всякий по ряду (договору) у кого-либо живущий») 22 . Эта догадка не получила поддержки, и все последующие авторы почему-то были уверены, что «рядович» происходит от «ряд» именно в значении «договор». Между тем, слово рядъ в древнерусском языке имело много значений 23 . Одно из них — группа лиц, занимающих одинаковое положение 24 . От рядъ в этом значении происходит очень близкое к рядовникъ / рядовичъ слово рядъникъ, обозначавшее человека рядового в том или ином сообществе 25 . И в интересующем нас контексте речь идет о рядовом, обычном холопе. Сначала указывается штраф за нерядовых холопов, занимавших пост старосты, затем за обычного холопа — «рядовника», потом за смерда, являвшегося по статусу холопом, наконец, за кормилицу и ее сына — тоже не простых холопов. В «Слове» же Даниила Заточника «рядовичами» названы рядовые (в отличие от тиуна) княжеские служители, независимо от их статуса (холопы или свободные).

Ст. 27 (о кормилице и кормиличиче) в иной грамматической форме оговаривает то же, что и ст. 26 — статус тех представителей указываемой категории, которые являлись несвободными: «Аще роба кормилица любо кормиличичь 12». Подразумевается, что кормилица и, соответственно, ее сын могут быть и свободными людьми, но статья имеет в виду тех из них, кто являются холопами. Аналогично в ст. 26 речь идет не обо всех смердах, а о тех, которые холопы по правовому статусу.

По поводу того, кто такие смерды, в историографии высказано много точек зрения 26 . Но и те авторы, кто полагал, что так именовалась основная масса земледельцев, и те, кто видел в смердах особую категорию населения, не сомневались, что главным занятием смердов было земледелие. Действительно, имеющиеся данные в летописях и актах XII и последующих веков говорят о земледельческом хозяйстве смердов 27 . Следовательно, как бы ни трактовать, узко или широко, сущность данной группы населения, это непринципиально для анализа ст. 26. В ней имеется в виду смерд-земледелец, который записался в холопы. Он продолжал вести свое хозяйство, но по правовому статусу стал несвободным. Закон оговаривает, что за жизнь такого смерда-холопа полагается та же плата, что и за рядового, обычного (не сидящего на земле) холопа — «рядовника».

При такой трактовке исчезают противоречия с другими упоминаниями смердов в Русской Правде. Те, кого нельзя мучить «без княжа слова», кто платит продажу, чьи сыновья наследуют имущество, — это смерды, не являющиеся холопами 28 , а в ст. 26 говорится о смердах, которые имеют статус холопов (и это прямо оговорено, спутать их со смердами из других статей современники не могли). В словах ст. 45 Пространной редакции «оже платят князю продажу» «оже» может быть в значении «если» 29 , т. е. подразумевается, что были смерды, которые продажу не платили, так как являлись холопами. Ведь речь в этой статье идет о краже скота, за которую могли быть ответственны люди любого статуса, но оговорка делается только о смердах и далее (ст. 46) о холопах. Смысл этой оговорки, скорее всего, в том, что, в отличие от других категорий населения, к смердам эти «уроки» относятся только в случае, если они платят продажу, т. е. являются свободными людьми. Далее говорится, что за холопов, которых «князь продажею не казнить», платит господин. В это понятие включается и смерд-холоп — субъект ст. 26.

Чтение Пространной редакции «смердии холопъ», возможно, говорит о том, что ко времени ее составления смерды, являвшиеся холопами, стали восприниматься как в первую очередь холопы, а определение «смерд» превратилось в данном случае в прилагательное, призванное подчеркнуть, что это те холопы, которые имеют свое хозяйство и занимаются земледелием. В период составления Правды Ярославичей субъект ст. 26 воспринимался как смерд, ставший холопом, а в эпоху, когда появилась Пространная редакция (вероятнее всего, начало XII в.), — уже как холоп, сходный со смердом по своей хозяйственной деятельности 30 .

Примечания

*. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-01-00059. Впервые опубликовано в сборнике: Средневековая Русь. Вып. 12. М., 2016. С. 95—102.

1. Правда Русская. Т. 1. М.; Л., 1940. С. 71—72 (Академический список); ср.: Там же. С. 80 (Археографический список).

3. Правда, в Археографическом списке Краткой редакции читается «авъсмердьивхолопѣ» (см.: Правда Русская. Т. 3. М., 1963. С. 27), что дает возможность истолковать «смердьи» как одно слово — определение к слову «холоп»; но большая точность чтения Академического списка может считаться доказанной после выхода работы В.П. Любимова (Любимов В.П. Смерд и холоп // Исторические записки. Т. 10. М.; Л., 1940).

4. Правда Русская. Т. 1. С. 109.

5. Там же. С. 106—108, 111—113 (ст. 23, 25, 38, 67, 68, 69, 71, 73, 84 Пространной редакции). Коль скоро смерд платил продажу такого размера, если совершал наказуемые ею преступления, следовательно, в случае, когда он оказывался по ним потерпевшим, должен был назначаться такой же штраф. Но если считать, что плата за убийство смерда — 5 гривен, то получится, что штраф за нанесение ему побоев в два с лишним раза превышал ее.

8. ПСРЛ. Т. 2. М., 2001. Стб. 252—253, 264—265.

9. Правда Русская. Т. 1. С. 114.

10. См.: Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 225—239; Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.; Л., 1939. С. 96—104; Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983. С. 135—149.

11. Правда Русская. Т. 1. С. 71, 80.

12. Правда Русская. Т. 1. С. 70,79.

13. Янин В.Л., Зализняк А.А. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 1997 г. // Вопросы языкознания. 1998, № 3. С. 30; Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000. С. 166, прим. 78.

14. Янин В.Л., Зализняк А.А., Гиппиус А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1997—2000 гг.). М., 2004. С. 13 (Ипатьевская летопись под 1074 г.).

15. ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Пг., 1922. Стб. 106 (Рогожский летописец под 1374 г.).

16. См.: Правда Русская. Т. 2. М.; Л., 1947. С. 164—165.

17. Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952. С. 83.

18. Позднее, в XV—XVI вв., «рядовичами» именуются члены купеческих организаций — «рядов»; единственное число при этом было не рядович, а рядовитин (см.: Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 22. М., 1997. С. 288).

19. Памятники литературы Древней Руси. XII в. М., 1980. С. 392, 394.

20. См.: Правда Русская. Т. 2. С. 166—170; Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества. С. 175—179.

21. Правда Русская. Т. 1. С. 116.

22. Сергеевич В.И. Русские юридические древности. Т. 1. СПб., 1902. С. 105.

23. «Словарь древнерусского языка XI—XIV вв.» выделяет 18 значений, а «Словарь русского языка XI—XVII вв.» — 20 (!), см.: Словарь древнерусского языка (XI—XIV вв.). Т. 10. М., 2013. С. 540—544; Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 22. С. 281—284.

24. Словарь древнерусского языка (XI—XIV вв.). Т. 10. С. 541.

25. См.: Там же. С. 544—545.

26. См. обзор мнений в работах: Рыбаков Б.А. Смерды // История СССР, 1979, № 1—2; Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества. С. 135—149.

27. ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 252—253, 264—265; Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949, № 82. С. 141; Корецкий В.И. Новый список грамоты великого князя Изяслава Мстиславича новгородскому Пантелеймонову монастырю // Исторический архив. 1955, № 5.

28. Следовательно, надо полагать, что плата за их убийство специально не указывается в судебнике постольку, поскольку на таких смердов распространялось действие ст. 1 — о 40-гривенной вире за свободного «мужа».

29. Ср.: Правда Русская. Т. 2. С. 403 (комм. Н.Ф. Лаврова); Памятники русского права. Вып. 1. С. 158 (комм. А.А. Зимина).

30. М.Н. Тихомиров, таким образом, был, вероятнее всего, прав, что «Смердий холоп» — это холоп, исполнявший функции смерда (см.: Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. С. 82, 90), только эволюция была обратной, чем он предполагал: «смердьим холопом» становился не холоп, посаженный на землю, а смерд, ставший холопом по правовому статусу.

Смерд или холоп – что хуже?

Смерды на Руси – это крестьяне и изначально свободные жители деревень. Но время внесло свои коррективы, и смерды постепенно были закрепощены, стали собственностью князей. Правда, их зависимость не была такой абсолютной, как у холопов. Каждый имел свой земельный надел, но также должен был обрабатывать княжескую землю. Но при этом цена жизни смерда и холопа не различалась. Официальный штраф за убийство того и другого, согласно Русской правде, был един и не слишком велик – 5 гривен.

После того как на Русь пришло христианство, появилось и другое название смерда, более «цивилизованное» – крестьянин. А слово «смерд», относящееся больше к языческим временам, с течением лет стало приобретать презрительное значение. Здесь можно вспомнить, как царь Иван Васильевич в фильме Леонида Гайдая наградил режиссера Карпа Савельевича Якина этим совсем невысоким званием.

Смерд нес и воинскую повинность. Он мог выбирать: или самому участвовать в боевом походе, или «откупиться», если, конечно, позволяла его состоятельность. Свою собственность смерд мог передать по наследству сыновьям, а если не было сыновей, земельный надел переходил князю.

С холопами все намного проще. Это было самое бесправное население не только деревень, но и городов. В отличие от смерда, холоп, по сути, был рабом, и только в 1723 году рабское положение холопов было отменено Петром I.

Холопы делились на несколько категорий. Просто холопы – рабы из местного населения, челядины, – приобретались во время завоевательных походов, они были еще более бесправными, не имели никаких земельных наделов, да и другой ценной собственности.

Смерд или холоп – что хуже?

У городских холопов существовали еще различия согласно их умениям и способностям. «Большие» холопы были, пожалуй самыми «привилегированными» рабами, и работу они выполняли более ответственную, чем остальные. Среди них были ключники, управляющие и руководители «меньших» холопов». А в эту категорию входили пекари, конюхи, пастухи, плотники и другие. Они еще назывались домашней прислугой.

А кто лучше, кто хуже – смерд или холоп, – с точки зрения современного человека уже практически не определишь. Слова древние, но обидные…

Смерды и холопы в древней Руси: их сходство и различие

смерды и холопы

Мандрівки часом – історичний сайт

Часто в книгах и статьях по истории Киевской Руси можно слышать термин «смерд», который порой путают с другим похожим «холоп». В нашей статье мы разберем, кем были смерды и холопы в Киевской Руси, поговорим об их сходстве и различии.

Кто такие смерды

В средние века смердами называли обычных крестьян, сам термин имеет индоевропейское происхождение, перевести его можно как «зависимый» или «простой человек». Смерды обычно занимались сельским хозяйством: земледелием, ухаживали за скотом, и в целом были зависимы от местного феодала, обычно князя. Тем не менее, первоначально смерды все же были свободными крестьянами, но после принятия крепостного права они стали уже юридически «принадлежать» феодалу: князю или боярину.

Несмотря на свое фактически подневольное положение смерды, тем не менее, обладали некоторыми правами свободных людей:

  • Они могли иметь как собственную землю, так и собственно имущество.
  • Свое имущество и земли они могли передавать по наследству детям или другим родственникам.

И только в том случае, если у умершего смерда не было наследников, тогда его имущество отходило князю.

Несмотря на наличие собственного земельного надела, смерд был обязан также обрабатывать поля князя или боярина, которому «принадлежал».

Также смерды-мужчины несли воинскую повинность – в военное время они принимали участи в походах в составе дружины князя, обычно в качестве пехоты. Впрочем, были и богатые смерды, которые могли участвовать в походах в качестве конницы (для этого понятно надо было иметь своего коня), а порой даже и откупиться от воинской повинности предоставив войску князя лошадей.

После принятия христианства на Руси смердов стали называть крестьянами, в то время как термин «смерд» также долгое время оставался в употреблении, но со временем приобрел ярко выраженный негативный оттенок.

Холопы и их отличие от смердов

Если смерды изначально были все же вольными крестьянами, которые впоследствии попали в феодальную зависимость, то холопами изначально называли фактически рабов. Юридический статус холопов, пожалуй, был даже хуже чем у рабов в Римской империи, хозяин мог с ними распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и наказывать, применять физическую силу. За убийство чужого холопа полагался штраф как за порчу чужого имущества, фактически холопы и рассматривались как имущество.

В отличие от смердов холопы не могли:

  • иметь собственную землю,
  • оставлять и получать наследство,
  • участвовать в общественной жизни.

Холопами люди становились в наказание за тяжелые проступки и преступления. Например, князь, разгневанный на крестьянина за какую-то провинность мог отобрать все его имущество, а его понизить до статуса холопа. Также холопами становились должники, которые не могли выплатить своих долгов. Свободная женщина, выходящая замуж за холопа, также становилась рабом. И, разумеется, дети, рожденные в семьях холопов, также автоматически становились холопами.

Обычно холопам давали самую грязную, черновую работу, порой их обучали каким-то полезным ремеслам, чтобы затем их можно было дороже продать. В очень редких случаях князь мог дать холопу вольную, после чего он переходил в уже более высокий статус смерда/крестьянина.

смерды

Впоследствии холопы стали делить на классы, различали три основных класса:

  • Большие холопы
  • Малые холопы
  • Боевые холопы

Большими холопами звали фактически привилегированных рабов, тех кто владел какими то полезными ремеслами и умениями. Например, среди них были ответственные за кухню повара, управляющие поместьем. В подчинении у больших холопов находились малые холопы, их участь была незавидной, именно им поручали всю черновую и тяжелую работу по хозяйству.

Отдельную категорию составляли так званные боевые холопы, они входили в княжеское войско и боевую дружину. Также именно боевые холопы считались самыми привилегированными, даже больше чем большие холопы. В боевые холопы отбирали самых сильных и смелых из холопов.

В мирное время боевые холопы также занимались обучению ратному делу, совершенствовали свои навыки во владении разным типом оружия, езде верхом. За их обучение и снаряжение платил князь. Тем не менее боевые холопы не получали награды в военных походах. Даже завоеванная добыча у них оставалась в редких случаях, так как ее отбирали свободные солдаты или князь. За малейшую провинность боевой холоп мог быть разжалован, после чего его продавали в какое-нибудь поместье, где он становился обычным малым холопом.

Литература и полезные ссылки

  1. Рыбаков Б.А. «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.».
  2. Свердлов Б.М. «Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси в VI – XVI вв.».
  3. Фроянов И.Я. «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории».
  4. Греков Б.Д. «Киевская Русь»

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *