Гянджа это где и какая страна
Перейти к содержимому

Гянджа это где и какая страна

  • автор:

Гянджа — новая культурная столица Содружества. Синтез истории современности

Гянджа – один из древнейших городов Азербайджана, расположенный у подножия юго-восточного склона Малого Кавказа, на Гянджа-Газахской низменности, и охвативший оба берега реки Гянджачай. Он основан приблизительно в VI веке нашей эры, а история человеческих поселений в этой местности может достигать четыре тысячи лет.

За многовековую историю город стал обладателем многочисленных исторических и архитектурных памятников с ярко выраженным азербайджанским национальным колоритом.

Здесь сохранились культовый комплекс Гей-Имам (XIV-XVII вв.), мечеть Джума (XVII в.) и множество колоритных старых домов, знаменитые каменные изваяния лошадей и других домашних животных, в изобилии встречающиеся в окрестных горах.

Знаменателен город еще и тем, что в нем родился величайший азербайджанский поэт Низами Гянджеви. Его мавзолей – место, особенно посещаемое туристами.

В исторической части города, «старой Гяндже», сохранились остатки крепостных стен, башен, мостов (XII — начала XIII вв.), караван-сарай (ХVII в) — место стоянки и отдыха торговых караванов, здание бывшей ханской канцелярии (ХVII в), мавзолеи (ХIV — ХVII в), мечети (ХVII в).

Веками этот город, являясь средоточием социально-экономической, политической и культурной жизни всего региона, играл важную роль в развитии азербайджанской литературы и искусства, превратившись в культурный центр всего Кавказа.

Несмотря на то, что периодически Гянджа подвергалась разрушениям в результате природных катаклизмов, землетрясений, а также войн и набегов, город всегда находил в себе силы возрождаться.

Интеллигенция и простые жители города приветствовали это решение, назвав свой родной город наиболее достойным нового статуса.

Так, по словам писателя и журналиста Исмаила Аббаса, Азербайджан среди стран СНГ занимает «особую позицию», что объясняется его экономическими возможностями, а также историко-политическим значением. Историческое значение Азербайджана он связывает с его древними памятниками и городами, один из которых – Гянджа.

«Несмотря на древность, этот город играет роль моста между прошлым и настоящим, является прекрасным образцом синтеза древности и современности», – отмечает Аббас.

По его словам, мероприятия, проводимые в Гяндже, всегда отличались своей оригинальностью. При этом каждый житель города считает своим долгом внести в них свой вклад. «Именно поэтому считаю избрание Гянджи в качестве культурной столицы СНГ наиболее верным решением», – заметил писатель.

В свою очередь, преподаватель Гянджинского государственного университета Эльнур Гаджиев также считает, что Гянджа, которая неоднократно выбиралась столицей для международных мероприятий, безусловно, достойна нового статуса.

«Гянджа – один из древнейших городов нашей страны, и подтверждение тому можно увидеть в самом городе и в его окрестностях буквально на каждом шагу», – говорит Гаджиев.

По его словам, город также служит примером толерантности. Так, на территории комплекса Имамзаде, куда входят мавзолей, мечеть и другие сооружения, стоит Лютеранская церковь. В каждом старом квартале города можно встретить соседствующие мечеть и албанский христианский храм, которые сохранились с древности до наших дней. «Не думаю, что где-то есть еще один такой город, который бы соединял в себе эти ценности», – отметил он.

Молодой ученый Рагиф Гусейнов также коснулся культурно-исторического прошлого города и привел несколько причин тому, чтобы город был наделен новым статусом: «Уже начиная с IX века Гянджа выступала как область и столица. В средние века здесь находилась первая постоянная резиденция властителей государства Ширваншахов. Затем этот город стал столицей государства Шеддадидов. В качестве государств, где Гянджа была главной резиденцией или столицей, можно назвать империи сельджуков, атабеков и хорезмшахов».

По словам ученого, богатая история не могла не оказать влияния на мировоззрение в Гяндже. И поэтому неслучайно именно в этом городе еще в XII веке жила и творила первая в истории женщина-мыслитель Мехсети Гянджеви. В своих поэтических произведениях она писала о жизни и работе простых людей, восхваляла искусство, пропагандировала гуманистические идеи.

«Гянджа, наверное, является единственным в мире городом, где существовала свобода, и простые женщины уже в средние века могли свободно говорить о своих проблемах», – считает Гусейнов.

В этом городе также родился и жил до конца своих дней Низами Гянджеви – великий азербайджанец, который стоит в первом ряду величайших поэтов и философов всего мусульманского Востока. В XIX веке здесь жил Мирза Шафи Вазех, чья слава распространилась по всей Европе — его произведения были переведены Фридрихом Боденшдетом на немецкий язык и изданы большим тиражом.

Гянжда также была первой столицей Азербайджанской Демократической Республики, существовавшей в 1918-1920 годах.

И в настоящее время Гянджа активно участвует общественно-культурных процессах. В 2016 году город также был избран молодежной столицей Европы.

Гянджа

Гянджа — это второй по величине город в Азербайджанкой Республике. Расположен он на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай (бассейн Куры). Город является центром исторической области Арран. Несколько раз название этого региона Азербайджана менялось. Так, в период с 1804 по 1918 годы он назывался Елизаветполь, с 1918 по 1935 — снова носил название Гянджа, в 1935 был переименован в Кировабад (в честь С. Кирова), а в 1989 ему было вновь возвращено историческое имя. По последним данным, возраст Гянджи насчитывает более 2500 лет.

В городе имеется железнодорожная станция на ветке Баку — Тбилиси, а также аэропорт. По данным на 2007 год численность населения Гянджи составило 350 тысяч человек.

На протяжении многих и многих веков Гянджа играл немаловажную роль в истории и жизни страны. Всегда он был очень развитым городом, здесь жили и работали лучшие мастера- ремесленники, производившие замечательные изделия из глины, керамическую посуду, ковры, ювелирные украшения. В настоящее время все это хранится в государственных музеях Азербайджана. Кроме того, Гянджа является родиной всемирно известного восточного поэта Низами Гянджеви, автора поэмы «Семь красавиц», человека ставшего частью национального наследия Азербайджан. В городе имеется немало памятников Низами, также стоит мавзолей, где он похоронен.

Не раз город являлся столицей различных ханств и княжеств, в составе которых оказывался. Немало испытаний пришлось пройти городу, прежде чем он дожил до наших дней: много раз он оказывался разрушенным в результате набегов захватчиков, междоусобных войн, сражений. А однажды случилось так, что еще не погубленное людьми погубило сильнейшее землетрясение, разрушившее город до основания. Но не привык город сдаваться. Оставшиеся в живых после губительной катастрофы люди общими усилиями восстановили былую мощь Гянджи, в результате чего он еще потом долгое время оставался весьма значимым торговым центром на караванных дорогах Великого Шелкового пути.

Сегодня древний город Гянджа — весьма привлекательный туристический объект, посмотреть на достопримечательности которого съезжаются путешественники со всего мира. Кроме того, город знаменит еще и тем, что участвует в проекте по восстановлению торгового маршрута Великого Шелкового пути.

Происхождение названия

Этимология слова «Гянджа» еще до конца не изучена, а относительно правильного истолкования этого топонима имеются различные мнения. «Гянджа» (у арабов — «Джанза», а у грузин — «Гяндза») раньше воспринималась как пехлевийское слово, обозначавшее «клад», «сокровище», «место хранения урожая». Однако ни одно из этих толкований не имеет научно обоснованных доказательств. Согласно Реслеру, термин этот имеет азербайджанское происхождение. Но есть и такие исследователи, которые соотносят слово «Гянджа» с названием племени Ганджаков. Кстати, существование данного племени и их обитание на территории современного Азербайджана в науке давно было доказано. Ряд мест как в Азербайджане, так в Средней Азии связан с именем этого племени. Итак, следовательно, последний вариант происхождения термина имеет более достоверную основу.

Легенда о рождении города

Как и у всякого другого древнего загадочного города Востока, у Гянджи есть своя легенда. Она гласит о том, что некогда арабский наместник Мазъяд совершал переход через Арран. И вот, когда наступила ночь, он развернул шатер поблизости от трех холмов. В шатре он, как и полагается после трудного дня путешествия, заснул и увидел весьма интересный сон. Так, ему приснилось, будто он стоит посреди открытой местности и с ним кто-то разговаривает, только был это не человек, а просто голос. Во сне голос рассказал ему тайну, о которой никто прежде не знал. Оказалось, что в одном из трех холмов, рядом с которыми в шатре спал наместник, зарыт клад с сокровищами. Голос приказал арабу: «Оседлай коня и веди его к холмам. У холма, возле которого он остановится и забьет копытом, начни копать, и обнаружишь клад. Заложи на этом месте новый город и назови его Гянджа (то есть «клад»)». С этими словами наместник проснулся. Он сразу же взял коня и повел его к холмам. К великому удивлению Мазъяда конь остановился возле одного из них и стал бить копытом. Мазъяд спешился. Под холмом он действительно обнаружил бесценный клад — огромные котлы, доверху наполненные золотом и драгоценными камнями. Затем наместник исполнил все, что ему повелел голос во сне. Так собственно и появился город Гянджа. Однако все это лишь легенда. А хотя кто знает…

Достопримечательности Гянджи

Старая крепость. Руины некогда величественной крепости можно увидеть на подступах к городу. Сейчас от ее былого величия остались лишь бесформенные каменные глыбы. Крепостная стена тянулась вдоль всего берега реки Гянджачай. Но со временем вода, служившая верным охранником крепости, подобралась ближе и подточила и без того ветхие ее стены.

Когда-то здесь располагались две мощные башни на расстоянии около 600 метров друг от друга. Знаменитые ворота древней Гянджи служили воротами крепости.

Ворота древней Гянджи. Знаменитые врата Гянджи появились на свет благодаря стараниям кузнеца Ибрагима ибн Османа в 1063 году. Изготовил он их по приказанию правителя из династии Шеддадидов. Ворота представляют собой шедевр ремесленного искусства того времени, они были изготовлены из литого железа и с внешней стороны украшены орнаментами и узорами методом чеканки. Среди орнамента на «куфи» были выбиты имя мастера и дата изготовления ворот. В 1139 году с воротами произошло интересное событие. Воспользовавшись недавним землетрясением, практически разрушившим город и уничтожившим его жителей, грузинский царь Деметр I совершил нападение на Гянджу и в качестве трофея захватил городские ворота. А уцелевшие после катастрофы немногочисленные гянджинцы потом на собственных спинах несли ворота весом в несколько тонн. До настоящего момента сохранилась лишь одна створка ворот. Она вмонтирована в стену Келатинского монастыря, расположенного напротив могилы грузинского царя Давида IV.

Древнее городище Гянджа. Городище расположено в 7 — 10 километрах к северо-востоку от современной Гянджи. В общей сложности, с учетом всех предместий, территория городища составляет 810 гектар, в пределах же крепостных стен — около 250 гектар.

Во внутренней части крепости здания были очень плотно пристроены друг к другу и отделены узкими кривыми улочками. С 1930-х годов на территории городища проводились раскопки, благодаря которым было обнаружено сразу несколько культурных слоев и миру были открыты такие сенсационные находки, отражающие быт и хозяйственную жизнь города, как керамический водопровод, монеты 10 — 11 веков, изделия из стекла, фаянса, керамики, меди и железа.

Результаты раскопок позволили даже выдвинуть предположение о том, что возможно город был основан не в 9 веке, а гораздо раньше. В городище были обнаружены остатки целых жилых кварталов с руинами кирпичных домов, глинобитными очагами, тандырами, древними светильниками наподобие керосинок, керамические изделия с изображениями животных и орнаментом из арабских надписей. Кроме того, были найдены глиняные статуи животных, что встречается весьма редко в культуре мусульманских стран.

В настоящее время многие из этих находок хранятся в музеях Азербайджана.

Мавзолей Имам-задэ. Мавзолей шейха Ибрагима, возведенный на месте погребения сына Имама Мухаммеда Багира, скончавшегося в 6 веке, является одной из главных достопримечательностей города. Мавзолей также известен под названиями «Гей-Имам», которое произошло от голубого цвета его купола, и «Имам-задэ», являющееся традиционным названием мавзолеев, где погребены потомки пророка Али (дословно «Имам-задэ» можно перевести как «Сын пророка»).

Мавзолей Имам-задэ является мусульманской святыней, куда ежегодно совершают паломничество сотни верующих. В комплекс мавзолея входят кладбище, маленькие мечети, караван-сарай и другие сооружения. Все они впоследствии были обнесены кирпичной стеной. Старинное кладбище в Гяндже — единственное место в стране, где встречается наибольшее количество памятников с портретными изображениями.

Самым красивым во всем ансамбле является купол мавзолея, облицованный ярко-голубыми изразцовыми плитками. На голубой облицовке четко выделяется темно-синий штампованный рисунок. Высота купола — 2,7 метра, диаметр — 4,4 метра. Высота самого мавзолея составляет 12 метров. В 19 веке мавзолей был отреставрирован, но, несмотря на это, вид он имеет весьма ветхий. Мечеть при мавзолее функционирует до сих пор.

Ансамбль Шейха Бахауддина. Историко-архитектурный комплекс 17 века, созданный Шейхом Бахауддином, включает в себя Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

Джума-мечеть

Джума-мечеть была построена во времена правления шаха Аббаса, поэтому иногда именно так ее и называют. Она — несомненная гордость Гянджи. Здание было построено по проекту зодчего, астронома и визиря шаха Аббаса — Шейха Бахауддина, прямого потомка Низами.

Мечеть из красного кирпича, представляет собой приземистое, широкое здание. Оно состоит из молельного зала, разделенного на две половины (для мужчин и женщин) большой ширмой и маленьких смежных комнат. Окна мечети украшают узорные решетки-шебеке. Перед массивными воротами мечети когда-то расстилалась базарная площадь, окруженная лавками и вековыми платанами. Крышей мечети является огромный металлический купол диаметром 17 метров.

При мечети имеются два высоких минарета, увенчанных вышками для осмотра окрестностей. Минареты были отреставрированы и слегка видоизменены в 19 веке.

Во дворе мечети находится медресе, построенное в то же время, которое, к сожалению, было разрушено во время советской власти. Однако в настоящее время оба объекта восстановлены и прекрасно функционируют.

Джума-мечеть имеет одну интересную особенность. Так как Шейх Бахауддин был отличным астрономом, он применил свои знания и в строительстве. Так, ровно в полдень исчезает тень, падающая на западную стену строения. Это указывало правоверным, что пришло время полуденного намаза. По сей день гянджинцы проверяют по исчезающей тени время — точность абсолютная.

Чеяк-Хамам — это баня, состоящая из двух сообщающихся залов. В центре большого зала расположены бассейн и фонтан (он предназначен для отдыха), малый предназначен для купания. Возведенная из красного кирпича, баня имеет два больших и пять малых куполов. На макушке больших куполов расположены полукупола, которые играли роль вентилятора: от них вентиляционные трубы расходились по пространству внутри стен, зимой там было жарко, а летом — прохладно. Баня отапливалась дровами. В подвале находилось два паровых котла. Пар подавался в залы по керамическим трубам, проходящим также в стенах и в полу бани. Пар равномерно циркулировал и отапливал все помещение. Эта уникальная система 400-летней бани идеально проработала до 1963 года. И все эти столетия баня была очень популярна среди горожан.

С 2002 года Чекяк-Хамам приобрел статус памятника культуры международного значения и сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.

Караван-сарай является третьей по времени постройкой в ансамбле Шейха Бахауддина. Сегодня здание средневекового караван-сарая играет роль Храма знаний. В конце 20 века здесь удобно расположился Гянджинский гуманитарный колледж. Караван-сарай представляет собой двухэтажное здание, включающее в себя 15 залов и 54 комнаты. В здании также размещается музей поэтессы Месхети Гянджеви.

Усыпальница Джавадхана. Не так давно на территории исторического ансамбля, во дворе мечети, на месте могилы бесстрашного правителя Гянджи — Джавадхана, погибшего 3 января 1804 года при защите Гянджи от иноземных захватчиков, была построена гробница. В 1990-е годы прошлого столетия останки Джавадхана были перенесены сюда со старинного городского кладбища. Начавшееся в 2004 году строительство продолжалось несколько месяцев. При его возведении строители придерживались требований средневековой архитектурной школы. Памятник открылся в 2005 году и занял достойное место среди других памятников 17 века.

Мавзолей Низами

Мавзолей Низами Гянджеви. Низами Гянджеви, родившийся в 1141 году был одним из образованнейших людей своего времени. Всемирную известность он получил как автор «Хамсе» (Пятерицы), в которой были объединены пять поэм, отобразившие не только высокое мастерство пера поэта, но и его этические и философские взгляды. Большая часть лирики Низами посвящена любви. Другие всемирно известные произведения Низами — поэмы «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Искендер-намэ».

По сей день мавзолей остается местом паломничества и поклонения поэтов. Он расположен при подъезде к городу с юго-западной стороны. Усыпальница представляет собой современное монументальное сооружение цилиндрической формы из красного гранита, обтесанное на манер полукруглых граней. Внизу находится вход, кажущийся просто крохотным на фоне величия всей постройки. Имя Низами высечено золотом прямо над входом.

Фотографии:

Гянджа, Азербайджан

Джума-мечеть, Гянджа, Азербайджан

История Гянджи. Памятники и фотографии Гянджи. Виды Гянджи

Гянджа — второй по численности населения город Азербайджана, расположен на равнине, на высоте 442 м над уровнем моря, утопает в зелени садов и виноградников.
Гянджа является родиной великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви, чья гробница, являющаяся кабой — местом паломничества и поклонения поэтов, расположена на юго-западной окраине города.

Это один из древнейших культурных центров Азербайджана. Здесь М. Ю. Лермонтов со слов ашуга Мирзы записал знаменитые персидские песни, переложенные затем на музыку композитором А. Рубинштейном.

В Гяндже жила и создавала свои замечательные творения талантливая поэтесса Мехсети-ханум, здесь родился и жил Мирза Шафи Вазех, у которого учился известный мыслитель, философ и демократ Миза Фатали Ахундов. В старой Гяндже народ сохранил могилы прогрессивных поэтов-демократов Аббасса Сиххата, Магаммеда Хади.

Гянджу завоевывали персы, арабы, хазары, татары. В 1138 г., после того как город был разрушен землетрясением, его жители переселились на новое место и выстроили новый город. Гянджа была крупным политическим (резиденция гянджинских ханов), торговым и ремесленным центром Закавказья. Жители города издавна научились разводить тутовых шелкопрядов и делать шелковые ткани. Хорошо было развито также гончарное и ювелирное дело. Здесь вырабатывали дорогостоящее в те времена стекло. Славилась Гянджа своими фруктами — гранатами, персиками, виноградом, орехами.

В 1804 г. город был присоединен к России, а после заключения Гюлистанского договора, окончательно закрепившего Гянджу и Гянджинское ханство за Россией, был превращен в губернский город и переименован в Елизаветполь.

К 1913 г. в городе насчитывалось более 35 тыс. жителей. По тем временам это был значительный хозяйственный и культурный центр. В городе было 111 кустарных предприятий, стекольный завод, 10 учебных заведений, в том числе гимназия, и 2 типографии. Несмотря на то, что в конце века здесь, на месте старой крепости, возник новый район с широкими улицами, Гянджа по-прежнему сохранила облик типичного азиатского города.

В 1935 году Гянджа был переименован в город Кировабад, а с получением независимости республики Азербайджан городу вернули его историческое название.

Сейчас Гянджа современный, красивый город, отличается правильной планировкой, с современной архитектурой зданий, включающей элементы азербайджанского зодчества в обрамлении белого камня, цветного туфа, стекла.

Архитектурные памятники города привлекают гостей и туристов своей монументальностью, изыском мастеров.
Таким памятником является Джума-мечеть (1620 г.) году. Здесь похоронен Низами Гянджеви. Когда-то перед массивными воротами мечети была обширная базарная площадь. Здесь торговый люд предлагал свои товары.

Современный город очень красив. Его гостиницы, рестораны и кафе с ароматной кухней и изыском вин и коньяков, ночные клубы и интересные места отдыха привлекательны для гостей древнего и молодого Гянджи.

Города-побратимы Гянджа:

  • Дербент (Российская Федерация)
  • Карс (Турция)
  • Измир (Турция)
  • Москва (Российская Федерация)
  • Ньюарк, Нью Джерси (США)
  • Рустави (Грузия)

Города и места

Общая информация

  • Авиаперевозчики
  • Валюта
  • Визовая поддержка
  • География
  • Города
  • Гостиницы
  • Достопримечательности
  • История
  • Кухня Азербайджана
  • Объекты ЮНЕСКО
  • Посольства Азербайджана
  • Посольства в Азербайджане
  • Праздники
  • Природа
  • Расстояния
  • Регионы
  • Советы путешественников
  • Телефонные коды
  • Традиции народов
  • Туризм
  • Туристические центры
  • Туры
  • Факты

Гянджа

Город Гянджа расположен у подножия Малого Кавказского хребта, на реке Гянджачай. Основан приблизительно в VI в. н.э. В первой половине VII в. Гянджа была разрушена персами, а во второй половине — арабами. В середине Х в. Гянджа, стала столицей Шададитов — одного из мелких ханств на территории Азербайджана.

В середине ХI в. Гянджу захватили Сельджукиды. В 1139 году произошло большое землетрясение, которое разрушило город, в связи с этим он был перенесен в другое место. В результате землетрясения образовался ряд живописных озер — Гек-гель, Марал-гель, Джейран-гель, Ордек-гель, Залигелю, Аггель, Гарагель и Шамлыгель.

После распада государства Сельджукидов Гянджа стала второй столицей государства Атабеков (XII-XIII вв.). В XVIII в. Гянджа — центр Гянджинского ханства.

В 1804 Гянджинское ханство было занято российскими войсками, а сама Гянджа переименована в Елизаветполь. В советское время Гянджа была переименована в Кировабад и была вторым после Баку промышленным и культурным центром Азербайджана. Историческое название возвращено городу после обретения Независимости в 1991 году.

За многовековую историю город стал обладателем многочисленных исторических и архитектурных памятников с ярко выраженным азербайджанским национальным колоритом. Здесь сохранились культовый комплекс Гей-Имам (XIV-XVII вв.), мечеть Джума (XVII в.) и множество колоритных старых домов, знаменитые каменные изваяния лошадей и других домашних животных, в изобилии встречающиеся в окрестных горах.

Знаменателен город еще и тем, что в нем родился величайший азербайджанский поэт Низами Гянджеви. Его мавзолей – место особенно посещаемое туристами.

В исторической части города, старой Гяндже, сохранились остатки крепостных стен, башен, мостов (XII — начала XIII вв.), караван-сарай (ХVII в) — место стоянки и отдыха торговых караванов, здание бывшей ханской канцелярии (ХVII в), мавзолеи (ХIV — ХVII в), мечети (ХVII в).

  • Ансамбль Шейха Бахауддина
  • Ворота древней Гянджи
  • Мавзолей Гянджеви
  • Мавзолей Имам-задэ
  • Старая крепость
  • Усыпальница Джавадхана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *