Что есть в пушкинском музее
Перейти к содержимому

Что есть в пушкинском музее

  • автор:

О музее

Государственный музей А.С. Пушкина сегодня – один из признанных культурных центров Москвы и России. Помимо головного музея, ГМП включает ещё пять филиалов: Мемориальную квартиру А.С. Пушкина на Арбате, Мемориальную квартиру А. Белого на Арбате, Дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке, Дом-музей В.Л. Пушкина на Старой Басманной и Выставочные залы в Денежном переулке. Основной музейный комплекс располагается в замечательном архитектурном памятнике начала XIX века – городской дворянской усадьбе Хрущёвых-Селезнёвых на ул. Пречистенка, 12/2.

В историческом особняке размещены постоянные экспозиции «Пушкин и его эпоха» и «Сказки Пушкина», выставочные залы, читальный зал, концертный и конференц-залы. Здесь же, на Пречистенке, находятся фонды музея с Открытыми хранениями редких книг, живописного, графического и миниатюрного портрета XVIII-XIX веков, фарфора, бронзы, художественного стекла и керамики, генеалогических материалов. К Открытым хранениям ГМП относятся уникальные частные коллекции, переданные в дар московскому музею А.С. Пушкина – «Библиотека русской поэзии И.Н.Розанова», «Коллекция П.В. Губара», «Кабинет Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина», «Кабинет рисунков Нади Рушевой». Для масштабных культурных акций предназначен Атриум – покрытый стеклянным куполом усадебный двор, объединивший в единое пространство строения музейного комплекса в 1999 году, к 200-летию А.С. Пушкина.

  • Усадьба Хрущевых-Селезневых
  • История Государственного музея А.С. Пушкина
  • Постоянная экспозиция «Пушкин и его эпоха»
  • Постоянная экспозиция «Сказки Пушкина»
  • Мемориальный кабинет А.З. Крейна
  • История Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате
  • История Дома-музея И.С. Тургенева
  • История Мемориальной квартиры Андрея Белого
  • ИсторияДома-музея В.Л. Пушкина

Музей изобразительных искусств имени Пушкина (Пушкинский музей)

От античной амфоры до полотен Ван Гога и Пикассо — золотой фонд мирового культурного наследия в коллекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Фото: shutterstock.com

Фото: vk.com

Фото: vk.com

Фото: vk.com

Музей был открыт для публики в 1912 году как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете. В то время основу его коллекции составило собрание Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, которое состояло из античных ваз, нумизматической коллекции, слепков с античных скульптур и специальной библиотеки. В конце XIX века специально для музея закупили оригиналы произведений искусства и культуры Древнего Египта. В этот же период началось планомерное развитие музея с целью создать коллекцию, в которой были бы представлены этапы истории европейского искусства с древности до Нового времени. Сейчас в музее имени Пушкина существуют экспозиции четырёх типов. Одна из них — это экспозиция слепков, которые изготавливались в европейских мастерских специально для музея по формам, снятым с оригиналов. Эти высококачественные копии позволяют познакомиться с произведениями искусства, хранящимися в других знаменитых музеях мира — античной скульптурой, скульптурой Передней Азии, Средних веков, Итальянского возрождения. Следующая экспозиция — оригиналы произведений искусства и культуры древних цивилизаций. Многие из них — находки археологических экспедиций музея. Здесь хранится уникальный экспонат — клад, который найден при раскопках в Трое в конце XIX века немецким ученым Генрихом Шлиманом. Считалось, что этот клад был утерян во время войны. Оказывается, он был вывезен в Советский Союз из Германии и хранился в запасниках музея в строгой секретности. В картинной галерее представлены полотна мастеров VIII—XX веков. Здесь есть коллекция византийских икон и древней мозаики, работы Боттичелли, Давида, Пуссена, Кранаха. Некоторые шедевры, такие как «Мадонна с Младенцем и двумя донаторами» и «Мадонна с Младенцем на троне» попали в музей из европейских галерей после Великой Отечественной войны. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков широко представлены работы импрессионистов и постимпрессионистов: Гогена, Пикассо, Ван Гога, Матисса, работы европейских и американских художников и скульпторов XIX—XX веков. Экспозиция построена в определенном порядке: отдельно представлены национальные школы и художественные эпохи. Например, здесь есть такие залы как «Искусство Германии и Нидерландов XV—XVI веков», «Голландская школа XVII века», «Итальянский дворик», «Греческий дворик». Кроме содержащихся в них шедевров, эти залы привлекают своей архитектурой, повторяющей элементы Афинского Акрополя и палаццо Барджелло. И, наконец, Отдел личных коллекций. Здесь сохранена целостность частных собраний произведений искусств, которые тем или иным путём попали в музей. Всего в собрании музея более 670 000 произведений искусства. Из них всего лишь 1,5% представлены широкой публике. Музейная экспозиция постоянно меняется, но многие экспонаты никогда не извлекаются из запасников из-за определённых требований к их содержанию. Музей изобразительных искусств имени Пушкина в 1991 году внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+

Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.

Найди свою любовь

  • Самые необычные свидания в Москве
  • Игровые знакомства Speed Dating № 1 в Москве
  • Японские свидания GOKON
  • Вечеринка «Большой Speed Dating»
  • Вечер знакомств «EYEGAZING, или Свидания без слов»

Лучшие подборки от редакции KudaGo

Показать ещё Скрыть

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Расположение

Адрес Музея изобразительных искусств имени Пушкина
ул. Волхонка, д. 12
Ближайшее метро
Библиотека имени Ленина, Боровицкая, Кропоткинская

Дополнительная информация

Расписание работы
вт, ср, сб, вс 11:00–20:00
чт, пт 11:00–21:00
Показать телефон
+7 (495) 609-95-20; +7 (495) 697-95-78
Пожалуйста, скажите владельцам места, что нашли его на KudaGo
Здесь находятся

  • Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
  • Отдел личных коллекций ГМИИ имени Пушкина (основная экспозиция закрыта до 2019 года)
  • Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Главные шедевры Пушкинского музея: 11 самых известных картин

Главные шедевры Пушкинского музея: 11 самых известных картин

Что смотреть в главном московском хранилище зарубежного искусства

Пушкинский музей изобразительных искусств — один из самых интересных музеев Москвы с обширной коллекцией знаменитых картин европейских мастеров, скульптур и гипсовых слепков античного искусства. Здесь хранится более 600 тысяч уникальных экспонатов. Рассказываем про самые знаменитые полотна в коллекции.

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

Marina Гид с большим интересом к искусству и архитектуре: знает всё о шедеврах московских коллекций и о тех, кто их собирал.

Коллекция искусства в Главном здании музея

На Волхонке, 12 можно познакомиться с античным искусством, увидеть слепки известнейших скульптур Средних веков и эпохи Возрождения и, конечно, посмотреть на полотна знаменитых европейских художников VIII–XVIII веков — сокровищ у Пушкинского не так много как в Эрмитаже, конечно, но и здесь есть на что посмотреть.

Сандро Боттичелли, «Благовещение» (1495–1498 годы)

Зал № 7

Боттичелли — один из самых ярких представителей флорентийской школы Возрождения, известный всему миру. Его стиль — это грация, изящество и пластичность, а образы выглядят живыми и очень чувственными. Главные шедевры Боттичелли, которые знает весь мир («Рождение Венеры» и «Весна») выставлены в галерее Уффици во Флоренции, а в Москве хранится одна из его поздних работ.

Изначально картина «Благовещение» представляла собой четырёхстворчатый переносной алтарь, который принадлежал к коллекции графа А. С. Строганова. После революции две створки алтаря оказались в Эрмитаже, а две другие — с изображением архангела Гавриила и Девы Марии — находятся в ГМИИ имени Пушкина.

Изображение сцены Благовещения трактуется художником как драматическое событие. Фигура ангела как бы парит над землёй навстречу Деве Марии, выражая трепет и сострадание. В изображении Марии читается смирение и покорность. Она слегка склонила голову, будто предвидя будущую жертву Божьего Сына.

Сандро Боттичелли, «Благовещение»

Лукас Кранах Старший, «Мадонна с младенцем» (1522–1523 годы)

Зал № 31

Картина «Мадонна с младенцем» перешла в коллекцию Пушкинского музея из Эрмитажа в 1930 году. А в Санкт-Петербург её привезли ещё при Николае I — в 1825-м. Делиться с вновь провозглашённой в советские годы столицей в Москве главный музей западного искусства России обязало правительство. Тогда из Эрмитажа увезли около 200 картин художников первого ряда: Буше, Ватто, Пуссена, Рубенса, Рембрандта и в том числе Кранаха.

Новатор

В этой картине художник отходит от иконографических канонов: Мадонна здесь изображена как красивая земная женщина с очаровательным младенцем, у неё нет традиционного нимба над головой и золотого фона, символизирующего божественный свет. Вместо него — хвойный лес, традиционный немецкий пейзаж, струя воды, бьющая из скалы, — источник новой жизни, которую несёт христианская вера.

Marina, гид в Москве

Лукас Кранах — один из самых знаменитых немецких художников, который соединил в своём творчестве традиционный для своего времени готический стиль и художественные приёмы Ренессанса. Его творчество наполнено поэтичностью и романтическим видением мира. Через изображение природы он пытался передать эмоции и состояние души.

1550 год, «Автопортрет» • 1522–1523 годы, «Мадонна с младенцем»

На картине Кранаха — женственный и одухотворённый образ Богоматери с яркими символичными деталями. Например, гроздь винограда символизирует жертву, которую принесёт Христос, горы — силу и непоколебимость веры, а озеро обозначает жизненное обновление, исходящее от христианства.

Рембрандт ван Рейн, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год)

Зал № 11

По иронии судьбы самые знаковые картины голландского живописца («Даная», «Блудный сын»), не считая масштабного полотна «Ночной дозор», которое выставлено в Рейксмузеуме на родине Рембрандта, находятся в России. Много его картин в коллекцию Эрмитажа закупала у французского коллекционера Луи-Антуана Кроза Екатерина II в 1770-х.

Скрытый смысл

На золотом блюде перед героями картины лежит яблоко (символ греха) и виноград (символ жизни и искупления). Художник выразил отношение к персонажам неочевидным образом: разместил ближе к коварному Аману яблоко, а перед Артаксерксом и Эсфирью — по грозди винограда.

Marina, гид в Москве

Новаторство Рембрандта в том, что через свои работы он стремился выразить внутренний мир человека, что было не свойственно живописи XVII века. Художник умело играл со светом и тенью, создавал живые образы, передающие тончайшие оттенки переживаний и уделял большое внимание мельчайшим деталям.

1665 год, «Автопортрет» • 1660 год, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь»

В основе картины — библейский сюжет о спасении еврейского народа иудейкой Эсфирь. Художник изобразил драматичную сцену пира, на котором Эсфирь открывает царю Артаксерксу своё происхождение и обвиняет придворного любимца Амана в истреблении её народа.

Рембрандт в деталях передаёт внутреннее напряжение героев: Аман изображён на полотне обречённым, он отделён от царя и царицы большим расстоянием. Артаксеркс гневно сжимает губы, а облик Эсфирь озарён золотистым светом, символизирующим победу.

Питер Пауль Рубенс, «Вакханалия» (1615 год)

Зал № 10

Картина также переехала из Эрмитажа в Пушкинский в 1930-м, а в Санкт-Петербург её привезли из собрания парижского коллекционера Сильвана Бодуэна в 1781 году.

Рубенс — яркий представитель барочной живописи, основными чертами которой являются нарочитая эмоциональность, символизм, яркость и даже помпезность. Художник создаёт пышные, объёмные фигуры в движении, его герои достигают эмоционального апофеоза, существуя на пределе чувств.

1623 год, «Автопортрет» • 1615 год, «Вакханалия»

Картина «Вакханалия», представленная в Пушкинском музее, изображает мифический сюжет праздника в честь бога виноделия, растительности и плодородия Диониса (Вакха). На полотне во всём сквозит движение: пьяный Силен вот-вот упадёт, его поддерживает прекрасная сатиресса, которая, кажется, лишь на секунду развернулась к зрителю, а в центре рогатый сатир замахивается дубинкой. Очень живо и естественно переданы различные оттенки кожи, а пышные тучные тела раскрывают идею полноты жизни, наслаждения и удовольствия.

Коллекция искусства в Галерее стран Европы и Америки XIX–XX веков

Соседнее здание с Главным — на Волхонке, 14. Здесь можно увидеть шедевры знаменитых во всём мире импрессионистов и постимпрессионистов. Многие из выставленных сегодня картин были в собственности известных русских коллекционеров С. И. Щукина и И. А. Морозова. Рассказываем про самые выдающиеся картины ХIX-ХХ веков.

Клод Моне, «Завтрак на траве» (1866 год)

Зал № 14

Один из родоначальников импрессионизма, прошедший весьма тернистый путь к признанию. Его работы подвергали жёсткой критике и насмешкам, но упорная работа и особое видение сделали его одной из самых узнаваемых фигур в мировой живописи. Картины Клода Моне наполнены светом, передают ощущение воздушности, будто фиксируют ускользающий момент. Он разработал новую технику письма размашистыми мазками, а работать предпочитал на открытом воздухе.

Курьёзный случай

Эдуард Мане и Клод Моне познакомились на скандальном салоне 1865 года. Мане отправил на главную французскую выставку свою новую картину «Олимпия». Проходя по Большому дворцу, он слышал со всех сторон поздравления и одобрительные отзывы, но… Почему его хвалят за пейзажи и какие-то марины? Мане был в бешенстве. Рядом с его «Олимпией» висели два пейзажа никому не известного Клода Моне, который в этом году дебютировал на салоне. Уже позже художники стали близкими друзьями.

Marina, гид в Москве

1899 год, Клод Моне, фотография Надара • 1866 год, «Завтрак на траве»

Картина «Завтрак на траве» — это своеобразный знак уважения одноимённой работе Эдуарда Мане, которая наделала много шума в Париже. И если в работе Мане внимание приковывает обнажённая женщина в окружении одетых мужчин, то у Моне главными героями полотна становится тонкая игра света. Художник изображает сияющие на солнце листья, тонкие блики на скатерти и одежде. Всё это создаёт радостное и счастливое ощущение.

Кстати, огромная (130×180 см) картина, хранящаяся в Пушкинском музее изобразительных искусств, всего лишь набросок более масштабного полотна (4×6 метров), которое впоследствии сильно пострадало и его фрагмент сейчас находится в парижском Музее Орсе.

Пьер Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877 год)

Зал № 11

Ещё один известнейший французский импрессионист, которому посчастливилось обрести успех и признание при жизни. Его увлекала красота повседневности, а многие работы пропитаны ощущением счастья и душевной гармонии. Как говорят искусствоведы, главным объектом и источником вдохновения Пьера Ренуара были люди, поэтому его творчество изобилует портретами в эффектной цветовой палитре.

Картины Ренуара для своей коллекции западного искусства Морозов купил одни из первых и, кстати, очень долго не выставлял свои сокровища для публичного осмотра. В его дом на Пречистенке, 21 попадали только избранные гости.

1876 год, «Автопортрет» • 1877 год, «Портрет актрисы Жанны Самари»

«Портрет актрисы Жанны Самари» коллекционер купил в 1903 году. Можно сказать, что эта работа художника — «Мона Лиза» XX века. Как и великий Леонардо, Ренуар сумел запечатлеть не просто юную обворожительную девушку, но поймать и отразить неуловимое мгновение красоты, идущей откуда-то изнутри. Еле заметная улыбка, слегка влажные глаза и задумчивый вид — всё это соединяется в едином воплощении притягательной женственности, молодости и шарма.

Винсент Ван Гог, «Красные виноградники в Арле» (1888 год)

Зал № 16

Сегодня имя Ван Гога — почти бренд. Его стилем восхищаются, а стоимость его работ достигает космических цифр. Однако современники критиковали его за яркий и местами резкий стиль. Его работы были крайне необычными для своего времени, а техника настолько новаторской, что мастера нередко обвиняли в безумии. При этом у Ван Гога действительно были проблемы с психикой, но именно этот взгляд «безумца» сделал его картины настолько выдающимися.

Картина «Красные виноградники в Арле» была одной из немногих работ, проданных ещё при жизни автора. Её приобрела за 350 франков (немалые для Ван Гога деньги) художница Анна Бош в 1890 году. А через 16 лет полотно попало в Россию: его, по совету художника В. А. Серова, так же приобрёл для своей коллекции Морозов.

1887 год, «Автопортрет» • 1888 год, «Красные виноградники в Арле»

«Виноградники» Ван Гога не похожи на типичный пейзаж. Линия горизонта поднята очень высоко, как в японских гравюрах, густые красно-багровые мазки напоминают колыхание пламени, а солнце изображено и вовсе как на детских рисунках. Тем не менее это абсолютно поражающее своей натуралистичностью полотно, которое буквально пышет знойным летним жаром.

Поль Гоген, «А, ты ревнуешь?» (1892 год)

Зал № 17

Пришёл в искусство зрелым человеком: в 35 лет он отказался от карьеры, бросил семью и увлёкся живописью. Сначала его привлёк импрессионизм, но позже художник отправился на поиски нового искусства. Вдохновение он нашёл на Таити, где написал лучшие свои работы: «Женщина с цветком», «Когда свадьба?». Они очень простые и немного напоминают детские рисунки, с экзотическими сюжетами и очень яркими красками.

Сам Гоген считал своей лучшей работой картину «А, ты ревнуешь?» В начале ХХ века её приобрёл Щукин. Он поместил картину в отдельном зале своего особняка, среди других работ «гогеновского иконостаса». Позже полотно попало в коллекцию Пушкинского музея.

Поль Гоген • 1892 год, «А, ты ревнуешь?»

Сюжет картины построен вокруг двух обнажённых таитянок, которые лежат на пляже, беседуя о любви. Вдруг лицо одной из девушек озаряет искра ревности. Гогену удалось запечатлеть момент мимолётного яркого чувства посреди атмосферы спокойствия и неги. Вкупе с насыщенным фоном полотно приобретает фантастический характер.

Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы» (около 1898 года)

Зал № 10

Его творчество наполнено экспериментами с композицией, поиском необычных ракурсов и фиксацией быстрых, едва уловимых движений. Художника отличали от других большой педантизм и скрупулёзность. К одной и той же работе он мог возвращаться снова и снова, добавляя новые детали и стараясь довести её до совершенства. Одним из главных источников вдохновения Эдгара Дега стал балет. Именно в танце мастер нашёл обилие новых интересных ракурсов, необычных поз и ярких мимолётных движений.

«Голубые танцовщицы» — одна из самых известных его картин, увидеть которую можно в Пушкинском музее. Её приобрёл для своей коллекции Щукин, правда собирателю не понравилась оригинальная рама. Он заменил её более помпезной, в стиле Людовика XV, в которой картина выставлена и сегодня.

1854-1855 годы, «Автопортрет» • около 1898 года, «Голубые танцовщицы»

Художник изображает балерин как бы в расфокусе, их лиц не видно, а силуэты плавно перетекают один в другой. Кажется, будто кружится всего одна танцовщица, репетируя движения перед очередным выступлением. Картина, выполненная пастелью, напоминает скорее размытый, случайно сделанный фотографический кадр, чем кропотливую работу живописца. Собственно, в этом и состоит главный гений Дега.

Пабло Пикассо, «Девочка на шаре» (1905 год)

Зал № 22

Картина «Девочка на шаре» поступила в Пушкинский музей из коллекции Морозова, который приобрёл её в 1913 году за колоссальную сумму — 16 тысяч франков.

К тому времени Пикассо уже привнёс новое революционное слово в изобразительное искусство, а его творческая карьера считалась одной из самых успешных и плодотворных. Сегодня исследователи выделяют целых 11 периодов в его творчестве, которые включают более шести тысяч работ.

Пабло Пикассо • 1905 год, «Девочка на шаре»

«Девочка на шаре» — один из шедевров «розового периода» художника. Картина соединяет сразу два противоположных образа и настроения, но в то же время они гармонично сосуществуют рядом, как бы дополняя друг друга. Изображение юной гимнастки, балансирующей на шаре, символизирует всё прекрасное и поэтическое в жизни. А атлет рядом с ней — как бы воплощает устойчивость и защиту от суровой реальности.

Анри Матисс, «Красные рыбы (Золотые рыбки)» (1912 год)

Зал № 20

Главный представитель одного из течений постимпрессионизма — фовизма (от французского слова fauve — «дикий»). Матисс, работы которого поражают необычными яркими цветовыми решениями, всю жизнь искал идеальные приёмы передачи чувств и ощущений через именно через цвет. И эта игра цвета иногда действительно оказывалась ничем не ограниченной.

Ушла без торгов

Матисс писал картину к приезду своего московского покровителя Сергея Щукина, который во время визита в Париж в июле 1912 сразу приобрел её и немедленно увёз в Москву.

Marina, гид в Москве

Большими поклонниками его творчества были и Щукин, и Морозов. В общей сложности оба коллекционера приобрели 48 картин художника, которые сегодня находятся в Эрмитаже и Пушкинском музее.

Анри Матис • 1912 год, «Красные рыбы (Золотые рыбки)»

В картине «Красные рыбы» Матиссу удалось передать умиротворение и чувство безмятежного созерцания, близкое к медитативному состоянию. Это ощущение достигается благодаря яркому цвету рыб и округлённым формам окружающих предметов. И, совсем как за живыми, за этими рыбками тоже хочется очень долго наблюдать.

Заключение

Богатая коллекция картин в Пушкинском музее в Москве способна удивить даже самого взыскательного ценителя искусства. Нередко здесь можно встретить посетителя, застывшего перед поразившей его картиной. Среди огромного количества экспонатов Пушкинского музея обязательно найдётся тот, что по-настоящему тронет и ваше сердце.

Автор: Дарья Савина

Пушкинский музей: что посмотреть в первую очередь

Пушкинский музей, экспонаты которого известны на весь мир, является одной из главных точек на культурной карте Москвы. В стенах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина можно проследить основные этапы развития истории мирового искусства с древнейших времен до Нового времени. Экспозиция музея чрезвычайно широка: здесь представлены как слепки с античных статуй, так и полотна Ван Гога, Пикассо и Моне.

  • «Девочка на шаре». Пабло Пикассо
  • «Голубые танцовщицы». Эдгар Дега
  • Портрет актрисы Жанны Самари. Пьер-Огюст Ренуар
  • «Белые кувшинки». Клод Моне
  • «Бульвар Капуцинок в Париже». Клод Моне
  • «Красные рыбки». Анри Матисс
  • «Завтрак на траве». Клод Моне

Пушкинский музей включает в себя несколько филиалов. Гости столицы, как правило, начинают знакомство с ГМИИ им. А.С. Пушкина с осмотра постоянной экспозиции Главного здания, где представлено зарубежное искусство разных стран и эпох, с древнейших времен до начала XIX века. Затем устремляются в расположенную неподалеку Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, чтобы своими глазами увидеть общепризнанные шедевры импрессионистов, постимпрессионистов и представителей авангардных течений.

В статье мы рассказали, что посмотреть в Пушкинском музее, чтобы совершить путешествие вглубь времен и получить порцию вдохновения.

Что посмотреть в Главном здании Пушкинского музея?

Переступив порог Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина, посетители попадают в торжественный Греческий дворик со слепками античных статуй. Белоснежная скульптура, поражающая своей мощью и гармонией, погружает зрителя в новый контекст. Осторожно блуждая взглядом по экспозиции, зритель внезапно обнаруживает, что оказался в эпицентре античной культуры.

  • Слепки с сохранившихся статуй и рельефов Парфенона
  • Портик Кариатид храма Эрехтейон
  • Портик храма Гефеста на Афинской горе
  • Макет Афинского Акрополя

Зал Искусства древнего Ближнего Востока охватывает семь с половиной тысяч лет истории человечества. Экспозиция посвящена научным и археологическим открытиям. Узнаваемость залу обеспечивают слепки ассирийских рельефов. У входа посетителей встречают Крылатые быки с человеческими головами. Вход в зал Древнего Египта охраняет могущественный Крылатый лев.

  • Крылатые быки из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине
  • Крылатый лев из дворца Ашшурнацирапала II
  • Стела со сводами законов Хаммурапи

Сложно представить более таинственную культуру, чем Древний Египет. Экспозиция, посвященная этой мистической цивилизации, переносит посетителей во времена фараонов. В экспозиции представлены древние саркофаги, статуи, рельефы, папирусы и украшения. Особый интерес представляют предметы погребального культа, а также древние мумии людей и животных. Особая атмосфера зала, которую усиливают детали интерьера, мгновенно настраивает посетителей на общение с экспонатами египетской коллекции.

Оказавшись в Итальянском дворике, зритель вступает в диалог с европейской культурой. В зале, который в свободной манере воспроизводит внутренний дворик флорентийского палаццо Барджелло, экспонируются слепки скульптурных работ немецких, французских и итальянских ваятелей. Центральное место занимают два конных монумента. Однако нет сомнений, что самым значимым экспонатом является статуя Давида Микеланджело.

  • Микеланджело Буонарроти. Давид
  • Донателло. Кондотьер Гаттамелата
  • Верроккьо Андреа. Кондотьер Коллеони
  • Верроккьо Андреа. Давид
  • Портал собора («Златые врата»)

Пушкинский музей славится и своим собрание живописи. В стенах Главного здания представлены работы выдающихся европейских художников Возрождения и Нового времени. Здесь можно познакомиться с полотнами Боттичелли, Тициана, Веронезе, Пуссена, Буше, Рубенса, Рембрандта и других знаменитых мастеров кисти.

Главные шедевры Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

«Девочка на шаре». Пабло Пикассо

Работы Пабло Пикассо чрезвычайно многогранны. В творчестве испанского художника можно выделить несколько этапов. Одним из них является «розовый» период, который считается переходом от «личного» творчества автора к новаторским экспериментам в искусстве. Героями полотен в это время становятся артисты цирка, с которыми художник знакомится неподалеку от Монмартра.

Одним из лучших творений «розового периода» является картина «Девочка на шаре». Пикассо изображает бродячую труппу акробатов. Они странствуют по миру, будучи изолированными от окружающих, но при этом сплоченными между собой. Так, несмотря на опустевший мир вокруг, узами крепкой дружбы объединены хрупкая девочка-эквилибристка, изящно балансирующая на шаре, с сидящим на кубе могучим атлетом. Несмотря на то, что герои противопоставлены друг другу, их фигуры олицетворяют баланс между движением и статикой, естественной грацией и нарочитой геометрией, гибкостью и силой, женским и мужским.

«Девочка на шаре»

«Голубые танцовщицы». Эдгар Дега

Одной из главных тем в творчестве Эдгара Дега является балет. При этом французского импрессиониста, в отличие от современников, привлекал не красочный праздник сценических выступлений, а закулисная жизнь балерин. Дега создавал зарисовки из жизни танцовщиц без излишней сентиментальности и надуманности, добиваясь впечатления подсмотренной жизни.

На картине «Голубые танцовщицы» художник изобразил четырех пластичных балерин во время репетиции или перед выходом на сцену. Благодаря выбранной композиции автор создает ощущение закольцованного танца, заставляя зрителя очерчивать глазами круг. Вполне может быть, что Дега запечатлел в движении одну и ту же балерину. Так или иначе, автору удалось погрузить зрителя в бесконечный круговорот не только танца, но и человеческой жизни.

«Голубые танцовщицы»

Портрет актрисы Жанны Самари. Пьер-Огюст Ренуар

Пьер-Огюст Ренуар питал живой интерес к человеку. Один из самых видных деятелей импрессионизма отдавал предпочтение жанровым композициям и портретам, раскрывающим характеры людей. Особой поэтичностью в его творчестве, без сомнения, обладают женские образы.

Одной из любимых моделей художника была Жанна Самари. В 1870-е годы Ренуар пишет серию портретов молодой актрисы театра «Комеди Франсез». Картина, представленная в музее имени Пушкина в Москве, считается одним из наиболее ярких примеров импрессионистических работ художника. Экспонат очаровывает зрителей жизнерадостной игрой цветов – изумрудного, розового и каштанового, воздушностью, игривостью мазков и лучезарным образом модели. Художник сумел подчеркнуть лучшие черты молодой актрисы: мягкую грацию и необычайную свежесть.

Портрет актрисы Жанны Самари

«Белые кувшинки». Клод Моне

Нормандская деревушка Живерни с населением чуть больше трехсот человек так и осталась бы неизвестной, если бы не приезд Клода Моне. Получив всеобщее признание, импрессионист начал приглядывать для себя обитель вдали от городской суеты. Выкупив участок с домом с розовой штукатуркой и серыми ставнями, он до конца жизни писал в нем картины, благодаря чему нормандская деревня обрела большую популярность среди поклонников живописи.

Оказавшись наедине с природой, Клод Моне стал внезапно одержим садоводством. Друзья привозили художнику саженцы и семена из разных уголков мира, а он заботливо высаживал растения в собственном саду. Кроме того, Моне осушил соседнее болото, создал на его месте сказочный пруд и устроил над ним японский мостик. Вдохновляясь собственным творением, импрессионист создал цикл «Кувшинки», в состав которого входят порядка 250 полотен. Картины из этой серии хранятся в ведущих музеях мира, будь то Музей д’Орсе в Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке или Пушкинский музей в Москве. Поразительно, что большую часть полотен художник написал, когда страдал от катаракты глаза и потерял левый хрусталик.

«Белые кувшинки»

 Клод Моне

«Бульвар Капуцинок в Париже». Клод Моне

Глядя на картину Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже», можно услышать гул прохожих и шум автомобилей на знаменитой французской улице. Ощущение полного погружения возникает из-за приемов, которым следовал импрессионист. Над своей картиной он работал, словно над фотоснимком. Художник выхватил только часть бульвара. Кроме того, он обрезал фигуры мужчин, стоящих на балконе. Обрывая композицию и играя со светом и тенью, Моне удалось не только создать ощущение мгновенного взгляда, но и передать движение прохожих.

«Бульвар Капуцинок в Париже»

«Красные виноградники в Арле». Винсент Ван Гог

Знаменитое полотно Винсента Ван Гога было написано в окрестностях аббатства Монмажур. Вдохновившись сбором винограда, Ван Гог создает картину, пылающую на закате. Дискообразное солнце расплавляет листву виноградников, которые, сгорая, превращаются в сине-фиолетовый пепел на ближнем плане. Фигуры арлезианок символизируют изнурительный ежедневный труд как библейское служение. Экспонат, представленный в Пушкинском музее, является одним из немногих полотен, проданных художником при жизни.

«Красные виноградники в Арле»

Винсент Ван Гог (репродукция Сычевой С).

«Красные рыбки». Анри Матисс

Работы Анри Матисса узнаваемы по завораживающей игре оттенков и оригинальным композиционным решениям. Художник предпочитал использовать для выражения эмоций не формы, а цвета. Ярким образцом такого приема является полотно «Красные рыбки» с достаточно простым сюжетом: внимание зрителей приковывает аквариум, расположенный на столике в оранжерее. Движение кружащихся в воде рыбок составляет основу всей композиции. Вслед за ними в динамику включаются и растения.

Матисс создал это полотно, вдохновившись путешествием в Марокко. Из поездки ему запомнилось, как марокканцы часами могли наблюдать за жизнью рыб в аквариумах. Этот процесс стал для мастера олицетворением медитативного состояния, которое он передал своим зрителям.

«Красные рыбки»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *