Чем запомнилась эпоха средних веков
Перейти к содержимому

Чем запомнилась эпоха средних веков

  • автор:

помогите написать сочинение о истории средних веков

Понятие «Средние века» возник в Италии в 14 -16 веках в круге историков и литераторов, передовых людей того времени. Они склонялись перед культурой Древней Греции и Древнего Рима, пытались возродить её. «Средними веками» они назвали время между античностью и своей эпохой. Далее в науке закрепилось разделение истории на древнюю, средневековую и новую.

Средние века в современной периодизации всемирной истории охватывают время от краха Западной Римской империи в 5 веке нашей эры до эпохи Великих географических открытий (рубеж 15 -16 веков) , причем полное господство именно средневековой культуры в Европе связывают не со всем периодом, а с 5 -13 веками. Потом в Италии зарождается переходная культурная эпоха — Возрождение, которая охватывает конец средневековья, и начало Нового времени.

Оценка Средних веков в науке изменялась. Гуманисты эпохи Возрождения (которые как раз и ввели этот термин) и просветители 18 века (Дидро, Вольтер, Монтескье) называли их «темными веками», писали о глубоком упадке культуры. В противовес им романтики 19 столетия в научных и, особенно, в художественных произведениях идеализировали средневековье, были склонны видеть в нем обособление высшей морали. Современные ученые преимущественно избегают крайностей. Признается, что в сравнении с античностью оказались потеряны множество достижений культуры, но в то же время в сферу культурного развития были привлечены новые народности, родились национальные культуры.

Формирование средневекового типа культуры на территории бывшей Римской империи произошло разными путями. Восточная Римская империя сохранила свою государственность и единство. Византия на протяжении всего средневековья оставалась большим и влиятельным государством, византийская культура стала прямым продолжением античной. Но в 1453 году, после завоевания турками-османами её история прерывается.

Социально-экономический строй средневековья в Западной Европе схематически можно обрисовать таким образом. На руинах Западной Римской империи возник ряд временами очень больших (как, например, империя франков времен Карла Великого) , но некрепких раннефеодальных монархий. Основа экономики — сельское хозяйство. Сначала все земли принадлежали королю. Он разделял их между своими вассалами — феодалами, которые служили в его войске. Феодалы, в свою очередь, наделяли землей крестьян, которые выполняли повинности. Устанавливались сложные взаимоотношения между крепостными крестьянами и господами, и среди класса феодалов (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал»). Каждый феодал хотел расширить свои владения, войны велись практически беспрерывно. В результате королевская власть теряла свои позиции, что приводило к раздробленности. Пригнобленные крестьяне не прекращали борьбу в разных формах — от побега в город до больших крестьянских войн и восстаний. Самостоятельные городские коммуны становятся опорой королевской власти. Появляется новый класс — городская буржуазия (слово происходит от французского — городской житель, гражданин) .

История средневековья начинается еще в 300-х годах, начались нападения на Рим, со стороны Северной Европы и Азии. Римляне долго сдерживали нападения варваров, заключали с ними различных видов договоры, далее Рим разрешил варварам расселиться на землях, граничащих с Римом, варвары также попали и в сам Рим, где и работали, и служили. Это время называлось всемирным переселением. К 395 году произошло разделение Рима на две части, восточную и западную. Западная империя вскоре не смогла выдержать сильного натиска противников, так как прекратилась всякая торговля, были проблемы с пищей, в результате этого рушились целые города.. .

Культура средних веков

Евстафьева Юлия Владимировна

Ярославский колледж культуры

Период Средневековья в истории Европы является длительным переходом между Античностью и Новым Временем. Это время запомнилось общим принятием христианства в качестве государственной религии, полностью вытиснив при этом языческие верования предков. Эпоха средневековья охватывает время от VI — XV века.За этот период Европа прожила ранне, высокое и позднее средневековье.

Раннее Средневековье — период европейской истории, начавшийся после падения Западной Римской империи. Длился около шести веков, приблизительно с 476 по 1100 год. В эпоху раннего Средневековья произошло Великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Древнерусское государство.

Высокое Средневековье — период европейской истории, охватывающий приблизительно XI—XIV века. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

Позднее Средневековье — XV—XVI века. Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315—1317 годов, который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более четверти европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведенными монголо-татарским нашествием и Столетней войной. Несмотря на кризис, уже в XIV веке в Западной Европе начался период прогресса наук и искусств, подготовленный появлением университетов и распространением учености. Распространению знаний очень способствовало изобретение в XV веке книгопечатания.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах.

Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально. Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы сегодня читаем свежие газеты.

Религия в средние века приобрела всеобъемлющий характер. Религиозные представления стали основой всякого мышления. Согласно христианскому убеждению, все в руках Господа, а Божья воля неисповедима. Важная черта средневекового религиозного сознания – восприятие земного существования человека как краткого мига испытаний перед вечным загробным блаженством. Отсюда – отречение от «мирской суеты», от всего того, что украшает земную жизнь: физического здоровья, телесной красоты, чувственной любви. «Помни о смерти!» – постоянный рефрен средневековых проповедей.

Очень популярной становится идея подвижничества, жертвенного аскетизма. Распространяется монашество – добровольный «уход от мира», то есть лишение себя жизненных радостей во имя приближения «царства Божьего». Первым известным отшельником, впоследствии признанным родоначальником монашества и канонизированным католической церковью, был Антоний Великий (251-356). Строгими аскетами являлись и многие византийские василевсы (Никифор Фока, Михаил IV и другие).

Все эти идеи находят отражение в искусстве –архитектуре, живописи, литературе и музыке.

Христианства вызвало к жизни новое по своим темам и художественным принципам искусство, новый эстетический идеал, противоположный идеалу античности. Гармония внутреннего и внешнего, души и тема, типичная для идеальных образов античности, более неприемлема. У средневекового художника иное понимание красоты и совершенства: видя свою главную задачу в воплощении божественного начала, он утверждает превосходство духа над плотью. Вот почему изобразительное искусство Средневековья подчеркнуто условно в передаче реального мира. Оно не стремится к точному правдоподобию, ведь внешний облик человека – это всего лишь бренная оболочка бессмертного духа. Пропорции человеческих фигур произвольны, складки одежд подчас не согласуются с формами и движение тела, нет ощущения объемности, вещественности, пространственности. Вокруг изображений развертывается беспредельный золотой или цветной фон, погружая всякое единичное существо в бесконечность.

Воспринимая каждое жизненное явление как отблеск «божественного прототипа», искусство стремилось изображать не единичный предмет, а лежащую в его основе божественную идею. Отсюда – замена всего индивидуального типического и огромная роль канона – твердо установленных правил изображения тех или иных сюжетов, персонажей. Средневековый мастер работал «по образцам», стараясь сохранить верность принятой иконографии. Отсюда же – огромная роль символов, способных за видимой оболочкой скрыть намек на тайное и сущее. Язык символов возник еще тогда, когда христианство было гонимой религией, и тайным его приверженцам нужно было скрыть от язычников смысл изображений. В настенной живописи римских катакомб – погребальных камер ранних христиан – искупительную жертву Христа и покровительство Святого Духа символизировали виноградная лоза, голубь и крест. Иисус Христос как спаситель человеческих душ изображался в облике юноши–пастуха с ягненком на плечах, и так далее.

АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Близость и почитание Бога в архитектуре проявилось также сильно. В архитектуре средневековья выделяют два периода:

романское искусство – до XIII века;

готика – XII — XIV века.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй — жилье владельца, на третьем этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных. Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на второй этаж (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница. Римские сторожевые башни были квадратными в плане, но донжоны быстро изменили эту форму сначала на многоугольную, а затем и вовсе круглую — так было легче обороняться. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Главное – массивность, защищенность. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Мировоззрение средневекового человнка отразилось в конструкции романского собора. Основой храма служила форма римской базилики — царского служебного помещения, где в римское время хранились архивы и происходили судебные заседания. Это были длинные зальные помещения, разделенные внутри колоннами на три продольных коридора. Позже их назовут «кораблями» или «нефами». В самом конце центрального коридора, где раньше хранились архивы, теперь устроили алтарь. А перед входом — небольшой дворик и фонтан для омовения перед молитвой. Своеобразно решалась проблема освещения базилики. Центральный коридор (неф) делали значительно выше и оконные проемы в нем устраивали над кровлею боковых коридоров.

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены. На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Здесь изображали сцены из Священного писания, Жития святых, персонажей светских литературных произведений. Победа добра над злом часто выливалась в карикатурное изображение нечистой силы. И почти всегда капители были украшены растительным или животным орнаментом. А подчас, как и рукописные книги, капители украшались занимательными дролери — чудными фантастическими существами.

Если романский стиль в архитектуре — это время рыцарских замков и странствующих мастеров, то готика отмечает начало активного расширения городов. Город быстро рождает новые, ранее невиданные типы здания: биржу, таможню, рынок, суд, больницу, склад и т.д.

На смену романскому стилю пришел готический. Термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима.

В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны (пронзать шпилем небо – близость к Богу), богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Храм — это корабль, символизирующий Вселенную. Вытянутый интерьер храма — переводится как корабль. Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма, и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно.

Стены храма, как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным ажуром. Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несёт смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени (в то время народ Средневековья находился в преддверии скорого конца света).

Над главным входом располагается готическая роза. Готическая роза символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени. В уникальных готических витражах в окне-розе можно разглядеть сцены, отсылающие к круговороту времени. Свет, который проникает через яркие витражные стекла, обозначает Божественный свет, Божественное провидение. Созерцая витражи, человек отстраняется от материального, телесного, человеческого мира и «попадает» в имманентный, духовный, Божественный мир. При этом снаружи можно было любоваться лишь каменным кружевом, слегка позолоченным. Зато изнутри роза становилась главным витражом храма. Ее круглая форма символизировала Бесконечность, Христа, Небесный град Иерусалим, достигая иногда 10-14 метров в диаметре.

Витражи готического собора — одно из главных его украшений. Естественный свет, проходя сквозь яркие цветные стекла, в полумраке храма приглушается, и храм наполняется своеобразным цветным пространством. Это пространство иного мира — мира храма, мира Бога. Цвета витражей всегда точные локальные, почти без полутонов. Да и само деление поверхности витража на «осколки» напоминало древнюю сверкающую золотую мозаику. Впрочем, в готических соборах и мозаика часто участвовала в украшении.

Внутренние стены собора почти не расписывались. Но зато частым стало их украшение роскошными гобеленами с евангельскими сюжетами. Цветовая гамма гобеленов так же строга, как и в витражах — контрастное сочетание красного и синего. Пол тоже нес символическую нагрузку. Часто из мрамора выкладывали лабиринты, ведь путь к небу запутан и прихотлив. Либо пол украшали черно-белым шашечным орнаментом, ведь в жизни человека чередуется хорошее и плохое.

Читать работу полностью (оригинал работы):

Двенадцать Известных Женщин в эпоху Средневековья

В средние века Церковь и патриархальная аристократия считала женщин как людей второго сорта. Но в период Классического и Позднего средневековья статус женщин возвысился благодаря Святой Девы Марии и рыцарской любовной поэзии, но невзирая на это, женщины занимали весьма скромную позицию в социальной иерархии, по сравнению с мужчинами, главным образом из-за библейских сказаний и патриархальному обществу.

Joan of Arc

Тем не менее в эпоху Средних веков было много достопочтенных женщин, которые смогли разбить социальные рамки и выбрать свой образ жизни. Они могли претендовать на государственные чины, которые традиционно занимали мужчины. В большинстве случаев, эти женщины были родом из дворянства и имели больше прав и привилегий, чем люди из низших сословий. Хотя согласно летописям тех дней, в которых говориться, что, женщины в средневековье работали наравне с мужчинами в цехах и мастерских, а также были выдающимся деятелями культуры и искусства, писательницами, художницами, ремесленницами и представительницами власти, в том числе царицами и императрицами.

Известные женщины в эпоху Средневековья

Историки разделяют Средневековье на три периода:

  • Ранее Средневековье – 476-1000
  • Классическое Средневековье – 1000-1300
  • Позднее Средневековье – 1300-1500

В этот период жили и творили множество выдающихся женщин, но эти двенадцать представительниц прекрасного пола являются одними из самых известных:

  • Императрица Феодора Византийская
  • Хильда Уитбийская
  • Энде художница-иллюминатор
  • Этельфледа, Леди Мерсийцев
  • Матильда Тосканская
  • Хильдегарда Бингенская
  • Алиенора Аквитанская
  • Мари́я Францу́зская
  • Юлиана Нориджская
  • Кристина Пизанская
  • Ма́рджери Ке́мпе
  • Жана Д’Арк

Многие из этих женщин значительно повлияли на ход истории и последующие поколения, поскольку видели мир по-особому. Совсем не одно и то же было то, как женщины воспринимались обществом через призму церковных догм и правил, какими правами и обязанностями обладала женщина и какой образ жизни она вела, но женщины, о которых пойдет сейчас речь, смогли сломать рамки социальных границ, чтобы жить независимо и наравне с мужчинами в патриархальном обществе. Вот как историк Ейлин Пауэр пишет об этом:

Нередко по положению женщин в обществе можно судить насколько развито то или иное государство. Но такой ход мысли едва ли можно применить на практике относительно Средних веков, поскольку невозможно определить, что являлось «статусом женщин» в отдельные эпохи того времени. Статус женщины – в теории подразумевается одно, но совершенно другое в юриспруденции, третье в повседневной жизни. Как в Средние века, так и сейчас, различные аспекты женского присутствия в обществе проявлялись по-разному, но никогда не пересекались. Истинное положение женщины – является совокупность всех этих трех аспектов.

Церковь оказала большое влияние на то, как женщины воспринимались через библейские сказания. Известные библейские женские образы – Руфь, Дебора, Святая Мария или Мария Магдалена – все они противопоставлялись Еве или Иезавель и учению Святого Петра и его апостолов, которые утверждали, что женщина должна подчиняться мужчине, а сама женщина никогда не должна сомневаться в авторитете мужчины. Но даже тогда женщина смогла отстоять свои права в эпоху Позднего средневековья, а некоторые сделали это еще раньше.

Феодора, византийская императрица

Теодора Византийская (500-548гг.) была деятельницей театра в Константинополе (и вероятно проституткой), которая приняла христианство и занялась вязанием как основным видом деятельности. Как она встретила будущего императора Юстиниана (527-565гг.) история умалчивает, но известно, что, он так был влюблен в нее, что впоследствии изменил закон, который запрещал царским персонам женится на актрисах и сделав ее императрицей.

Theodora I

Феодора была полноправной императрицей, женщиной, чья власть была равной императору. Юстиниан часто считался с ее мнением по многим государственным делам. Самым ярким примером можно считать, когда она отговорила Юстиниана и его придворных бежать из города, когда вспыхнуло восстание «Ника» в 532г. Согласно обычаем и правилам Византии, женщинам было запрещено разговаривать в присутствии императора, но сложившаяся ситуация требовала крайних мер. Она посоветовала императору остаться в городе, нежели остаться в живых, поскольку такой поступок не достоин императора Византии. Юстиниан последовал ее совету и решил сделать все, что в его силах, чтобы подавить восстание. Они правили Византийской Империей до самой смерти Феодоры, которая скончалась от рака груди в 548г.

Хильда Уитбийская

Хильда смогла вырасти из послушницы до настоятельницы аббатства, которое стало центром мировой культуры.

Хильда (614-680) родилась в королевской семье, когда Королевство Нортумбрия только образовалось. Она выбрала жизнь благочестивой дамы и была преданна своему королю. Она выросла из послушницы до настоятельницы, и впоследствии основала Аббатство Уитби, местом паломничества и вдохновения многих поэтов. Хильда была настоятельницей, кто не только заботился о хозяйстве в аббатстве, но и была близким другом, который смог поддержать и дать совет в трудный момент. Она была известна как покровительница поэтов, поскольку именно она вдохновила пастуха Кэдмона на написание известного гимна, древнейшей древнеанглийской поэмы, сохранившейся до наших дней. В 664 году, король Нортумбрии Освиу выбрал это аббатство как место проведения синода Уитби, на котором было принято Римское Христианство, вместо Кельского как основная религия, не без помощи мудрости Хильды, которая помогала ему во всех делах. После ее смерти, ее популярность возросла, когда ей приписали многие чудеса, а образ Хильды канонизировали.

Энде художница-иллюминатор

Как известно, в XIII веке женщины часто работали при изготовлении книг как писари, иллюстраторы и иллюминаторы (прим. Иллюминатор — художник, который занимался рисованием цветных миниатюр и орнаментацией древних манускриптов и книг), но работы Энде свидетельствуют о том, что женщины занимались книжным делом еще в X веке. Энде была монахиней при испанском монастыре и наиболее известна как иллюстратор Жиронского беатуса, содержащего пояснения к событиям раннего Аппокалипсиса, составленного монахом Беатом Лие́банским в 786г. Эта книга теперь хранится в Жиронском Соборе в Каталонии, Испании. Среди его рукописей можно найти строчку «Ende pintrix et Dei adiutrix», что в переводе с Латыни означает «Энде, художница и Божия помощница». Суффикс женского рода (-trix) дает нам четко понять, что иллюминатором была женщина. В истории Средневековья также известны и другие женщины-художницы, такие как Гуда (XIIв.) и Клариция (XIIIв.), но Энде была самой первой.

Этельфледа, Леди Мерсийцев

Этельфледа (911-918), была дочерью Альфреда Великого (871-899) и королевой Мерсии после смерти своего мужа Этельре́да II. Как дочь Альфреда, которая верила, что грамотность является одни из главных добродетелей, она была образована и начитана. Королевский двор был центром культуры, где и впоследствии под ее покровительством родится ее племянник Этельстан, будущий король англосаксов и первый король Англии.

Statue of Aethelflaed

Она известна как Леди Мерсии или Железная Леди Мерсии, которая одержала победу над викингами в битве при Честере в 907г. По ее распоряжению были укреплены не только многие города Мерсии для защиты от набегов викингов, но и также были возведены укрепления для ведения наступательных действий. Она заключила союзы с ирландцами для защиты королевства, эстетически обустроила многие города и деревни, а также вместе с братом Эдвардом Старшим, королем Уэссекса продумывала план по обороне королевства от возможных набегов северян и улучшению экономики. После ее смерти, на некоторое время на престол взошла ее дочь, Эльфвина, но вскоре ее королевство было поглощено в Уэссекс королем Эдвардом.

Матильда Тосканская

Матильда лично руководила военными экспедициями и умело управляла страной.

Матильда Тосканская (1046-1115) или Матильда Каносская, была одна из влиятельнейших женщин в Средние века и воплощением политической власти Италии. Она была ярой сторонницей Папы Григория VII (1073-1083) в политической борьбе между императором Священной Римской Империи – Генрихом IV (1056-1105). Матильда лично руководила всеми военными операциями и умело вела государственные дела всего королевства. После смерти Григория VII, Матильда продолжила защищать папство и ее право на престол до окончательного разгрома Генриха IV, где она лично убила императора в схватке. В 1111г. она была коронована императорским викарием и вице-королевой Италии и самим Генрихом V.

Хильдегарда Бингенская

Хильдегарда (1098-1179) была немецкой энциклопедисткой, мистиком, целительницей, ученым, провидцем, автором, композитором и настоятельницей монастыря, которая утверждала, что ее посещают видения Бога с трехлетнего возраста и никогда не сомневалась в их истинности. В 1150г. она увидела очередное видение, что она должна перевести свой монашеский орден в Рупетсбург. В то время орденом управлял мужчина-настоятель, но, когда ее просьба была отвергнута, она настаивала до тех пор, пока ее желание не было удовлетворено. Однако такое противоборство женщины и мужчины в церковных кругах могло кончиться весьма печально, но все же ей удалось добиться успеха, и даже основать второй орден, после учреждения первого в Рутерсбурге. Хильдегарда никогда не получала официального образования, но была очень эрудирована и даже хорошо разбиралась в музыкальной теории. Она переписывалась со многими деятелями искусства и оставила после себя огромную коллекцию писем, посвященных литературе, религии, науке, медицине и музыке.

Алиенора Аквитанская

Алиенора (1122-1204) была королевой Франции, королевой Англии, женой двух королей, мать Короля Ричарда I «Львиное Сердце», Короля Англии Ионна Безземельного, подписавший Великую Хартию Вольностей, Марии Французской, графини Шампани (покровительница Кретьен де Труо) и множества дворянских детей, рожденных от Людовика VII и Генриха II Плантагенета. Она лично участвовала во Втором Крестовом походе, вместе со своими фрейлинами. Отмечается, что в одном из сражений, она отвлекла внимание сардинцев голой грудью.

Eleanor of Aquitaine

Среди многих достижений Алиеноры, также причисляют ее покровительство искусства и именно ее участие сподвигло многих французских поэтов сочинять многие произведения о любви и рыцарстве. Хотя влияние этого литературного жанра на средневековое общество оспаривается, поскольку есть доказательства, что работы Кретьена де Труа и Андреаса Каппелан в значительной степени повлияли на аристократию, в том числе женщин стали воспринимать как личность, а не как «товар».

Мария Французская

Мария (1160-1215) была многоязычной французской поэтессой, переводчиком, протофеминисткой. Самой знаменитой ее работой считается «Лэ Марии Французской» (пр. Лэ – жанр стихотворчества во французской поэзии, написанный в стиле рыцарского романа и куртуазной любви), в которой она привлекает свое внимание к куртуазной любви, кодексу рыцаря и властью женщин. Она считается одной из первых французских поэтесс, но почти всю жизнь проводит в Англии, вероятно при дворе Генриха II и его супруги Алиеноры Аквитанской. Марию нередко ассоциируют с созданием нового жанра в средневековой рыцарской литературе, но этот факт оспаривается многими историками, поскольку Андреас Каппелан и Кретьен де Труа также были первопроходцами в этом жанре и писали в то же время, и также были придворными поэтами у Аленоры Аквитанской и ее дочери Марии Шампанской. Стихи и басни Марии были очень популярны во Франции и Англии, поскольку шли в разрез с позиции церкви о том, что женщина – слабый пол, которая подчиняется мужчине. В произведениях Марии часто можно увидеть образы сильной женщины, которая доминирует над мужчиной и которая самая выбирает как ей жить, вступая в конфронтацию с патриальхальным обществом.

Юлиана Нориджская

Юлиана (1342-1416, часто имела прозвище Юлиана Нориджская) была мистиком, духовидицей и автором произведения религиозной литературы «Откровения Божественной Любви». Ее настоящее имя нам не известно, а ее псевдоним происходит от места, где она прожила большую часть жизни – Церковь Св.Юлиана в г.Норидж, Англия. В мае 1373г. Юлиане во время тяжёлой, и как сама она думала — смертельной болезни, оказалась на грани между жизнью и смертью, лежав на кровати, наблюдая видения Бога, суть которых она вскоре изложила на бумаге. Годами позже, она написала рукопись, в котором она подробно изложила свои переживания. Ее главный посыл заключался в Божьем сострадании и любви ближних. Она возвышала женщин, сравнивая Божью Любовь с материнской, которая прощает все грехи своих детей без осуждения. Юлиана видела только гнев и порицание со стороны церкви, исходившие не от Бога, а от людей, поскольку Бог хочет только самого хорошего для человека и «. всё должно быть хорошо, и всё будет хорошо, и всё, что бы ни было, будет хорошо», несмотря в какой жизненной ситуации он может оказаться. Ее работы были неизвестны до XX века, пока многие поэты не вдохновились ее благой мыслю, такие как Т. С. Элиот, но в свое время она оказала огромное влияние на средневекового мистика Марджери Кемп.

Кристина Пизанская

Кристина Пизанская (1364-1430) была первой писательницей в Европе, советница королей и аристократии и протофемисткой, чьи работы оказали большое влияние в свое время и на последующие поколения. Она вышла замуж за придворного писца(дьяка), который вскоре умирает от чумы в 1389г. Не имея денег для пропитания для себя самой, своих детей и престарелой матери, Кристина начинает заниматься писательством. Ее отец всегда поддерживал ее в литературном стремлении, несмотря на необразованность дочери, она умела писать и читать и не считала, что отсутствие каких-либо навыков является препятствием на пути к успеху.

Christine de Pizan

В литературе, она запомнилась как автор утопии «Книга о Граде женском» и «Книга о трех Добродетелях», также известная как «Сокровище Града женского», изданных в 1405г. Первая книга является некой полемикой с писателем Жаном де Мёном, который в своем произведении «Роман о Розе» негативно высказывался о женщинах исключительно как об объекте удовлетворения плотских утех. Кристина Пизанская резко раскритиковала его за грубые слова, унижавшие достоинство женщины. Вторая книга написана в формате практических советов для женщин и руководства к действию, рассматривая множество обязанностей, с которыми средневековая дама должна успешно справляться: семейный бюджет, повседневные дела и ведение хозяйства. Ее работы были невероятно популярны в свое время и часто к Кристине Пизанской часто приходили за советом.

Марджери Кемпе

Ма́рджери Ке́мпе (1373-1438) была христианским мистиком, приложив весь свой опыт и эрудицию в написание под диктовку самой первой автобиографии «Книга Марджери Кемпе». В своих работах она неуклонно оспаривает патриархат Церкви, за что неоднократна вызывалась на суд за ересь, но никогда не была осуждена. Ее преданность Богу и вера в видения, которые видела, заставили ее рассказывать о своих убеждениях публично, в общинах, где она жила. Запрет на женщин-священнослужителей и библейские упреки в том, что женщины не могут быть преподователями и высказывать свое мнение в присутствии мужчин – все это привело к конфликту не только с Церковью, но и с обычными жителями, где проживала Марджери. В 1413г. она встретилась с Юлианой Норвичской для обсуждения своих видений и таинственных переживаний, которые Юлиана подтвердила.

Жанна Д’Арк

Жанна Д’Арк (1412-1431) была французской провидицей и полководцем, прославившаяся за победу Франции в Столетней Войне и трагической смерти, когда ее казнили за ересь в 1431г. Она утверждала, что общается с Господом в образе трех святых, когда ей было 13 лет. В этих видениях лики святых дали ей наставления, что именно она должна освободить Францию и сопроводить дофина Карла для коронации в Реймс.

Statue of Joan of Arc

Жанна была обычной крестьянской девочкой, у которой не было опыта в военных сражениях. Ее подстерегали множество препятствий и трудностей со стороны французских военачальников и знати, пока в ее благие намерения неоспоримо поверили и разрешили учувствовать в войне. Ей удалось снять осаду с Орлеана, направляя солдат в бой, а также руководила всеми военными операциями, но была захвачена английскими союзниками – бургундами, предстала перед судом за ересь и в 1431г. была сожжена на костре. В 1456г. приговор посчитали недействительным, а саму Жанну Д’Арк причислили к лику святых и теперь она является одной из самых почитаемых покровительниц Франции и по сей день.

Заключение

Несомненно, в средних веках было много благородных женщин – немецкая драматург и поэтесса Хросви́та Гандерсгеймская (X век), шотландская королева Гроух и ее протеже леди Макбет одноименной пьесы Шекспира; итальянский врач Трота Салернская (пр.1100г.); бретонская пиратка Жанна де Бельвиль (1300-1359) и итальянская писательница-гуманистка, сторонница за равноправие женщин – Лаура Черета (1469-1499)

О многих других женщин мы узнаем из судебных и торговых документов, сделок по продажи земли, ведение торговых предприятий, управление поместьями и как достопочтенные члены торговых и ремесленных гильдий. Леди Элеонор Монфорт (также известная как Элеонора Английская или Элеонора Планагенет, 1215-1275) настолько успешно провела переговоры по передаче Дуврского Поместья, что ее сторонники были помилованы, а также Брунхильда, правившая франкскими королевствами Австразии (современные северо-восточные регионы Франции, Бельгия, Нидерланды, а также западные районы Германии) и Бургундии.

В истории также были известны и другие благородные женщины, но их личность нам неизвестна, т.к летописи писали мужчины в то время. Имена и достижения самых знаменитых женщин Средневековья дошли до наших дней не потому, что патриархальное общество того времени ценило их, а по большей части, вопреки той социальной иерархии, которая отказывала женщинам в возможностях самовыражения и свободе, но открытых для мужчин.

Вопросы и ответы

Кто были двенадцать самых известных женщин в Средние века?

Самыми известными женщинами в средневековье были: Императрица Феодора Византийская, Хильда Уитбийская, Энде художница-иллюминатор, Этельфледа, Леди Мерсийцев, Матильда Тосканская, Хильдегарда Бингенская, Алиенора Аквитанская, Мари́я Францу́зская, Юлиана Нориджская, Кристина Пизанская, Ма́рджери Ке́мпе и Жана Д’Арк.

Какая из этих женщин самая знаменитая?

Самой знаменитой женщиной в эпоху Средневековья можно считать Жанну Д’Арк, наравне с Алиенорой Аквитанской.

Кто была первой женщиной-писательницей в Средних веках?

Первой женщиной-писательницей была Кристина Пизанская, которая занялась писательством после смерти своего мужа, чтобы обеспечивать семью.

Могли ли женщины получать образование в Средних веках?

Да, женщины могли обучаться, многие из которых были писцами, художницами-иллюстраторами. Самыми известными авторами можно считать Кристину Пизанскую, Юлиану Нориджскую и Лауру Черета.

Список используемой литературы

  • Arman, J. The Warrior Queen: The Life and Legend of Aethelflaed, Daughter of Alfred the Great. Amberley Publishing, 2018.
  • Cantor, N. F. The Civilization of the Middle Ages. Harper Perennial, 1994.
  • De Hamel, C. A History of Illuminated Manuscripts. Phaidon Press, 1997.
  • Gies, F. & J. Women in the Middle Ages. Harper Perennial, 2018.
  • Julian of Norwich. Revelations of Divine Love. Oxford University Press, 2015.
  • Kelly, A. Eleanor of Aquitaine and the Four Kings. Harvard University Press, 1991.
  • Loyn, H. R. The Middle Ages. Thames & Hudson, 1991.
  • Margery Kempe. The Book of Margery Kempe. Penguin Classics, 2000.
  • Marie de France. The Lais of Marie de France. Penguin Classics, 1999.
  • Matthews, W. Later Medieval English Prose. Meredith Publishing Company, NY, 1963.
  • Nardo, D. Living in the Middle Ages. Thomson/Gale, 2004.
  • Power, E. Medieval Women. Cambridge University Press, 2019.
  • Rabil, A. jr. Laura Cereta: Quattrocento Humanist. Medieval & Renaissance Texts and Studies, Binghamton, NY, 1981.
  • Ross, J. B. & McLaughlin, M. M. The Portable Medieval Reader. Viking Press, 2018.
  • Singman, J. L. The Middle Ages: Everyday Life in Medieval Europe. Sterling, 2013.
  • Staines, D. The Complete Romances of Chretien de Troyes. Indiana University Press, 1991.
  • Trapp, J. B. Medieval English Literature. Oxford University Press, 2002.
  • Tuchman, B. W. A Distant Mirror. Random House Trade Paperbacks, 1987.
  • Willard, C. C. Christine de Pizan: Her Life and Works. Persea, 1990.
  • Woolf, V. A Room of One’s Own. Mariner Books, 1989.

10 фактов о Средневековье

10 фактов о Средневековье

Средневековье — загадочная и противоречивая эпоха. Кто‑то считает его временем благородных рыцарей и прекрасных принцесс, кто‑то — темными веками чумы, свирепой инквизиции и мракобесия, которые чуть было не привели к закату западной цивилизации.

О роли Средних веков в развитии человечества до сих пор ведутся ожесточенные споры. Как и о том, какой период истории вообще относить к Средневековью. И, хоть окончательного ответа так и не появилось, большинство современных ученых склонны считать началом этой эпохи падение Западной Римской империи, а окончанием — Ранний Ренессанс.

Забавно, но сами люди Средневековья даже не подозревали, в какое непростое время живут, и не предполагали, какие невероятные мифы об их повседневности придумают потомки.

В этой статье мы собрали для вас факты, которые развеют 10 самых распространенных мифов о Средневековье.

  1. Считается, что у средневековых людей дела с личной гигиеной обстояли очень плохо: они практически не мылись, не чистили зубы, а запах грязного тела заглушали ладаном и духами. Однако это неправда. Люди регулярно мылись в открытых водоемах и посещали общественные бани, которые были в большинстве городов. Знать же могла позволить себе индивидуальные ванны, которые тоже принимались с завидной периодичностью.
  2. Викинги не носили рогатых шлемов, в которых их принято изображать в современной поп‑культуре. Наличие шлема вообще было для них необязательно: им предписывалось иметь только топор, меч, копье и щит. У некоторых викингов шлемы все же были. Как правило, они состояли из кожи и небольшой металлической пластины, защищающей нос, а самые богатые воины могли себе позволить полностью металлический шлем. Но на них не было рогов и других излишеств, которые могли бы помешать в бою. Миф о рогатых шлемах викингов родился в XIX веке, на волне интереса скандинавов к прошлому своих стран. В это время художник Иоганн Август Мальмстрём на иллюстрациях к «Саге о Фритьофе» изобразил воинов в рогатых и крылатых шлемах, просто потому что он художник, он так видит. Окончательно представление о викингах как грозных воинах в рогатых шлемах закрепилось в европейской культуре благодаря работам немецкого художника Карла Эмиля Доплера, который готовил концертные костюмы для артистов, исполнявших оперу «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера.
  3. Вопреки распространенным представлениям, Средневековье не было эпохой тотального закрепощения женщин. Во многом условия их жизни зависели от принадлежности к определенному социальному слою. Так, служительницы церкви имели столько же прав, сколько и их коллеги‑мужчины. Дамы знатных сословий подчас обладали не меньшей властью, чем их братья и мужья. В известной медицинской школе в Салерно преподавали профессора‑женщины. А простая крестьянская девушка Жанна д`Арк смогла стать военачальницей. Правда, сначала ей пришлось убедить Карла VII в том, что к ней действительно приходили святые.
  4. Права первой ночи, позволяющего феодалу лишать девственности зависимых от него крестьянок, никогда не существовало, во всяком случае, в официальных документах. К такому выводу пришел ряд современных исследователей. Корней у этого распространенного и крайне живучего мифа несколько. Первый — популярные в Средние века истории о различных племенах варваров, для которых право первой ночи в порядке вещей. Стоит учитывать, что, распространяя такие истории, просвещенные средневековые европейцы противопоставляли себя другим диким народам. Второй — неправильный перевод ряда средневековых документов. Например, термин «ложиться под господина» имел в них не сексуальный, а юридический подтекст. Речь шла о переходе в подданство сеньора. Помимо прекрасных крестьянок, под господина «ложились» их мужья и даже дети. Третий — многочисленные спекуляции эпохи Просвещения, с помощью которых философы и писатели пытались подчеркнуть «отсталость» средневековых нравов.
  5. Поголовная безграмотность средневековых людей — еще один очень живучий миф. Во‑первых, многочисленные представители монашества и духовенства были весьма образованными людьми по меркам того времени. При многих монастырях были открыты школы, существовали они и при кафедральных соборах. Во‑вторых, среди знати было не так уж и много праздно шатающихся золотой молодежи: юные аристократы практически поголовно получали неплохое — опять же по тем временам — образование. Некоторых из них отправляли учиться в монастыри, другие же занимались дома с репетиторами. В XI веке образование стало еще более доступным. В крупных городах начали появляться школы, которые посещали дети богатых горожан. Столетие спустя из этих школ вырастут университеты. А первый протоуниверситет появился еще в IX веке в итальянском городе Салерно. Да, в том самом, в котором преподавали профессора‑женщины. Там готовили будущих медиков. Первые три года студенты изучали логику, следующие пять лет — теорию медицины, а последний год отводился на практику.
  6. Согласно расхожему мнению, средняя продолжительность жизни в Средние века была необычайно мала, а люди, отметившие полувековой юбилей, считались глубокими стариками. Сторонники этой гипотезы подтверждают ее тем, что в те времена не существовало современных лекарств, уровень бедности был выше, а насилие было неотъемлемой частью повседневной жизни. Однако ученые в этом сомневаются. Да, уровень детской смертности действительно был высоким, причем как среди королевских особ, так и среди простолюдинов. Эпидемия чумы тоже внесла существенные коррективы в статистику. Но существует немало документов, которые подтверждают: люди старше 60 лет были в Средние века отнюдь не редкостью. Причем они не были немощными стариками — в свои 60, 70 и даже 80 лет они активно участвовали в политической и культурной жизни своих стран. Стоит отметить, что в основном это касается знати и приближенных к ней лиц: о продолжительности жизни простых горожан и крестьян попросту нет данных. Тем не менее даже эта информация дает основания считать, что популярные представления о продолжительности жизни в Средневековье существенно расходятся с реальностью.
  7. В Средневековье не существовало тайных рыцарских орденов. Напротив, свою принадлежность к ордену было принято всячески подчеркивать с помощью особых ритуалов, процедур и символов. Рыцарь посвящал ордену всю свою жизнь, совсем как монах, и делать это тайно не представлялось возможным. Кстати, о сходстве с монахами. Рыцари так же, как и их религиозные «коллеги», при вступлении в орден приносили три обета: обет бедности — отказывались от своего имущества, обет целомудрия — отказывались от семейной жизни — и обет послушания, но он в комментариях не нуждается.
  8. Средневековье принято считать темным временем, в которое не развивались ни искусство, ни наука. Разумеется, это не так. Мы уже упоминали о первых университетах, открывшихся в Европе именно в Средние века. Тогда же появились и многие важные технические достижения: доменные печи, огнестрельное оружие и печатный станок, распространение ветряных мельниц.
  9. Для многих людей Средние века представляются временем тотального беззакония и правового хаоса, когда инквизиторы направо и налево сжигали на кострах всех подвернувшихся под руку. Однако именно в Средневековье правосудие приобрело знакомые нам гуманные черты, такие как обязательные открытость судебных заседаний, признание обвиняемым своей вины и публичное оглашение приговора. Также средневековые чиновники должны были вести подробный протокол судебного заседания, в который заносили любые, даже незначительные на первый взгляд детали. Можно возразить, что у средневековых правоохранителей было множество способов влиять на показания обвиняемых, но согласитесь: даже эти, как может показаться, небольшие нововведения — большой шаг в сторону достижения справедливости.
  10. В современной культуре Средневековье зачастую изображается как время благородных рыцарей и целомудренных принцесс — в общем, эпоха высоких нравов. Соответственно, секса там не было, а если и был, то стыдливо замалчивался. Женщина же вовсе была лишена права демонстрировать свою сексуальность, иначе добро пожаловать на костер инквизиции. Однако в реальности тема секса не просто не замалчивалась — она была одной из главных в жизни женщины. Средневековые врачи открытым текстом предупреждали своих пациенток о страшных болезнях, которые им угрожают, если их половая активность будет слишком низкой. А если на пути к здоровой сексуальной жизни женщине будет что‑то мешать, например излишне робкий или больной муж, то это препятствие можно было легко устранить через суд, получить развод и вместе с ним часть имущества бывшего супруга. Да, в средневековых судах подобные дела не были редкостью. Но все было справедливо: если супруг мог доказать свою мужскую состоятельность, то все нажитое непосильным трудом оставалось у него, а излишне активная жена уходила ни с чем. Вот только доказательства должны были быть не на словах — свои сексуальные способности нужно было продемонстрировать при свидетелях. И, если секс в публичных местах не входил в круг интересов незадачливого мужа, он оставался без жены и имущества. Такое вот время высоких нравов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *