Чем была знаменита александрия египетская
Перейти к содержимому

Чем была знаменита александрия египетская

  • автор:

Чем славилась Александрия?

Прежде всего, тем, что ее основал в дельте Нила Александр Македонский. Историки относят это событие к 332-331 гг. до н.э. Тогда, легендарный полководец, начав войну с персидским царем Дарием, «мимоходом» заглянул в Египет. Страна фараонов сдалась ему без боя, и Александр был провозглашен ее владыкой и сыном бога солнца Амона.

А чем еще известна Александрия? Каждый без запинки ответит, что в годы своего расцвета Александрия славилась громадным маяком — его считали одним из семи чудес света. Знаменита была и Александрийская библиотека, богатейшее собрание папирусных свитков, равного которому не было во всем античном мире.

Однако еще об одной достопримечательности Александрии — Мусейоне помнят почему-то меньше. Между тем слава Мусейона тоже гремела по всему античному миру. Более того, Александрийская библиотека была лишь одной из частей Мусейона. Сразу же после смерти Александра Великого его громадная империя распалась на части. Ее поделили между собой ближайшие сподвижники завоевателя. Египет достался военачальнику Птолемею, который стал царем под именем Птолемей I и родоначальником династии Птолемеев, правившей страной около трех веков. Последней в этом роду была красавица царица Клеопатра VII — после ее смерти Египет в 30 г. до н.э. стал одной из провинций Римской империи.

Птолемеи щедро покровительствовали наукам, искусствам, литературе. Уже Птолемей I вознамерился превратить Александрию, ставшую столицей Египта, в главный центр научной и философской мысли всего Средиземноморья. При нем и началось строительство Мусейона — храма муз, покровительниц наук и искусств. По замыслу Птолемея I, Мусейон должен был стать местом, где могли бы жить и вести научные исследования видные ученые того времени, которых приглашали со всех концов света. Египетский властелин предоставлял им полное обеспечение и давал возможность заниматься любыми науками. В стенах Мусейона в разные времена и при разных царях Птолемеях работали такие выдающиеся ученые античности, как физик Гиерон, астрономы Эратосфен и Аристарх Самосский, математики Евклид и Архимед.

АЛЕКСАНДРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

Александрия Египетская (греч. ̓Αλεξάνδρεια, араб./тур. Искандеры, Скандеры) — центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет [1], крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в западной части дельты Нила. В 1990-е годы площадь города составляла ок. 65 кв. км. (без пригородов), население — ок. 3,6 млн. человек.

Александрия была основана Александром Великим в 331-332 году до н. э. после завоевания им Египта и названна в его честь. История ее появления изложена в многочисленных и часто противоречивых свидетельствах из разных античных источников.

По одной из легенд Александр начертил план нового города, насыпав основные линии зерном, поскольку у него под рукой не оказалось мела. Некоторые авторы упоминают стаи птиц, которые слетелись к ногам великого полководца и склевали зерно. Спутники Александра истолковали это как хороший знак: новый город будет процветать и кормить многие народы. По сведениям Псевдо-Каллисфена, на территории будущего города располагалось 16 египетских деревень, из которых значительным было лишь поселение Ракоте или Ракоти (коптско-саидский rakote, бохайрский rako+ — «основанное богом Ра»), где уже при фараонах Саисской династии (VII-VI вв. до Р. Х.) селились греки. Впоследствии это имя носил один из кварталов (греч. ῾Ρακῶτις), а египтяне называли так сам город.

Александрия стала форпостом, выполнявшим функции связующего звена между отдельными частями державы Александра. После смерти Александра (тело которого, по одной из легенд, было перевезено в Александрию) город стал столицей эллинистического государства Птолемеев в 305-330 годах до Р. Х. и вскоре превратился в крупнейший религиозный, культурный и экономический центр Средиземноморья. Алексндрия поддерживала тесные связи с Малой Азией, Палестиной, Аравией, Грецией, островами Эгейского моря, Карфагеном, Сицилией и Римом. Она стала полиэтничным торговым центром и средоточием чудес света.

Религиозная жизнь города в эллинистическую и раннехристианскую эпохи была очень пестрой: здесь процветали местные культы Сараписа и Исиды, многочисленные египетские языческие боги были отождествлены с греческими. Через Александрию восточные культы стали распространяться по Средиземноморью. Являясь практически единственным крупным городом в Египте, Александрия была оторвана от жизни долины Нила. Формально город обладал самоуправлением, которое осуществляли основанный Александром и вскоре упраздненный совет (буле) и организованное по афинскому образцу народное собрание (экклесия); главным должностным лицом являлся гимнасиарх, выступавший в качестве представителя народа. Однако реально столица Птолемеев не обладала автономией от царской власти, устроенной по образцу восточных монархий.

Александрия была наиболее космополитическим городом эллинистического Востока. Ее население составляли несколько групп: потомки коренных жителей, переселенцы из Канопа, греки и македоняне, евреи, а со II в. до н.э. — римляне и италийцы. В первые века по Родждестве Христовом в особую группу выделились принявшие Христианство египтяне — копты. На рубеже эр население Александрии быстро росло: если в начале I в. до н.э. оно составляло 300 тысяч, то уже через 100 лет достигало, по некоторым оценкам, 1 миллиона. В городе часто происходили беспорядки и столкновения, в ряде случаев носившие антииудейский характер, поскольку евреи составляли привилегированную часть городской общины. Они поселились в Александрии сразу после основания города и занимали один, а позднее 2 из 5 кварталов города. Главным из них был квартал «Ϫ», расположенный в северо-восточной части города рядом с царским дворцом [2]. Несмотря на возможность жить по своим обычаям в отдельных городских кварталах, александрийские евреи были сильно эллинизированы. Представители высших сословий получали хорошее греческое образование. В ответ на появление в 1-й половине III века до Р. Х. в Александрии грекоязычных антиеврейских сочинений еврейская община города создает собственную литературу на греческом языке, предназначавшуюся для всего эллинистического мира и стремившуюся доказать древность и ценность еврейской истории и религии. По масштабу и распространению эта литература соперничала в античном мире с современной ей собственно греческой. Главным ее достижением был перевод на греческий язык Ветхого Завета — создание Септуагинты в 1-й половине — середина III века до Р. Х., в честь которого александрийские евреи установили особый праздник. Богослужение в местных синагогах также совершалось по-гречески. Другими важнейшими направлениями еврейской литературы на греческом языке являлись: составление текстов, примыкающих к канону (2-я и 3-я книги Маккавейские, Книга Премудрости Соломона); художественное, в том числе драматургическое переложение ветхозаветных сюжетов (Езехиэль, рубеж III и II вв. до Р. Х.; «Иосиф и Асенеф», II-I вв. до Р. Х.); изложение еврейской истории (Филон Старший, ок. 300 до Р. Х.; Деметрий, кон. III в. до Р. Х.; Феодот и Евполем в сер. II в. до Р. Х.); идейно-философское самоопределение по отношению к греческой культуре — в этой области подходы варьировались от доказательств безусловного хронологического и содержательного приоритета еврейского мировоззрения перед греческим (Аристовул, ок. 100 до Р. Х.) до попыток доказать внутреннее единство и добиться синтеза иудаизма с эллинизмом (Филон Александрийский, ок. 30 до Р. Х.- 40 по Р. Х.). Не оказав заметного влияния на греков, грекоязычная литература александрийских евреев, использовавшая помимо языка многие приемы и элементы греческой литературы и науки, все больше предназначалась для самих евреев, оказываясь средством их частичной эллинизации. Это вызывало оппозицию со стороны консервативно и антигречески настроенных представителей общин.

Достаточно замкнутая, несмотря на эллинизацию, иудейская община, преуспевавшая в экономическом плане, оказывала существенное влияние на ход политических дел в Александрии. К началу римского господства в Египте в 30 году до Р. Х. александрийские евреи являлись крупнейшей общиной диаспоры, составляя около трети почти миллионного населения города и располагая не менее чем 13 синагогами. Среди александрийцев были распространены антиримские настроения, и евреи, сотрудничавшие с римлянами и получившие от них привилегии, стали предметом ненависти плебса. В 38 году произошло наиболее крупное этническое столкновение, вызванное требованиями евреев предоставить им полные права гражданства. При попустительстве римского наместника еврейский квартал был разгромлен. Погромы александрийских евреев при Траяне и при Адриане изменили общее положение общины в Александрии, значительно ее ослабив. Последнее гонение имело место в 215 году, после чего большинство евреев окончательно покинуло город.

В Александрии был организован крупнейший научный центр эллинистического мира — Мусейон (греч. Μουσεῖον — «место пребывания Муз»), где вели исследования в различных областях науки (филологии, астрономии, географии, математики, ботаники, зоологии и медицины) и писали свои труды основатель александрийской школы грамматиков Каллимах и поэт Феокрит; механик и изобретатель Архимед; математики Евклид и Аполлоний из Перги; архитектор Александрийского маяка Сострат из Книда; основатель географии Эратосфен из Кирены; создатель гелиоцентрической системы Аристарх Самосский; философ-стоик Посидоний Апамейский; Эрасистрат из Кеоса, разработавший основы физиологии, и многие другие. При императоре Марке Аврелии (161-180) Мусейон был разрушен, и вплоть до конца IV века научные исследования велись при храме Сараписа (Серапейон, Сарапеум). В Александрии располагалась крупнейшая библиотека античности, созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского, в которой к I веку до Р. Х. хранилось около 700 тысяч рукописных томов. Филологи, трудившиеся в библиотеке, впервые стали применять критику текстов и оформили «александрийский канон» — список классических книг античности. Во время пожара 47 года до Р. Х. библиотека сгорела и большая часть рукописей погибла; поздее библиотека помещалась в Серапейоне (Сарапеуме) и была окончательно уничтожена с его разрушением в 391 году.

В I веке до Р. Х. Александрия стала ареной гражданских войн в поздней Римской республике. В 47 году до Р. Х. здесь был убит Гней Помпей, бежавший от Цезаря; последний вернул власть египетской царице Клеопатре VII, одержав победу в Александрийской гавани (именно тогда устроенный Цезарем пожар флота перекинулся на городские кварталы, погубив знаменитую библиотеку). В 31 году до Р. Х. потерпевшие поражение от Октавиана в морском сражении у мыса Акций Марк Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, и 4 августа 30 года до Р. Х. в Александрию вошли римские войска. Египет был объявлен римской провинцией, что считается завершением эллинистической эпохи. В римское время Александрия, уступавшая по значению только самому Риму, играла важную роль как морские ворота Египта — хлебной житницы Римской империи. Императоры заботились о процветании города, где тем не менее всегда господствовал оппозиционный дух. Посетивший город император Каракалла (211-217), раздраженный намеками жителей на убийство им собственного брата, устроил в городе массовые казни и ввел легионы. С III века начинается постепенный упадок Александрии. После смерти императора Декия в 251 году александрийцы выдвинули своего кандидата на римский престол — Емилиана. В 270 году император Аврелиан за поддержку жителями Александрии пальмирской царицы Зиновии велел срыть городские стены. В IV веке Александрия, бывшая крупнейшим городом Восточной Римской империи, стала ареной борьбы между православными и арианами. Позднее в результате соперничества Александрии с быстро растущей новой столицей — (Константинополь=Константинополем)) — в ней еще более возросли антиимперские настроения, что способствовало поддержке ереси монофизитства со стороны значительной части населения Александрии.

В 641 году после 14-месячной осады Александрию захватили арабы во главе с военачальником Амром. С VII века стала сворачиваться внешняя торговля города, кроме связей с Индией, поддерживавшихся венецианскими купцами. После основания Каира в 969 году Александрия окончательно утратила ведущую роль в Восточном Средиземноморье.

В 1517 году город был взят турками. К концу XVIII века он насчитывал около 6 тыс. челеловек. В 1798 году Александрия была завоевана французами. Лишь в начале XIX века при Мухаммеде Али наметилось возрождение города. Мухаммед Али вновь соединил Александрию с Нилом при помощи канала Махмудия и построил там свою резиденцию. В 1882 году в Александрии вспыхнуло восстание под предводительством Араби-паши против засилья европейцев, в ответ на которое английские войска подвергли город бомбардировке и захватили его. Так Александрия превратилась в британский колониальный порт. В 1946 году английские войска были выведены из ставшего независимым Египта.

Топография и археология

План Александрии, разработанный архитектором Дейнократом по системе Гипподама, был основан на прямоугольной сети улиц. 2 осевые и очень широкие (более 30 м.) улицы с колоннадами по сторонам перекрещивались с многочисленными мелкими улицами. Древний город был окружен стенами. О размерах Александрии позволяют судить сведения Страбона, посетившего Египет в 25-24 году до Р. Х. вместе с префектом Египта Элием Галлом [3]: 30 стадиев (5,3 км) в длину, от 7 до 8 стадиев (1,2-1,4 км) в ширину. Город делился на 5 районов (климатов), обозначавшихся первыми 5 буквами греческого алфавита: Α, Β, Γ, Ϫ, Ε. При императоре Адриане (117-138) город увеличился еще на один район, названный в честь императора — Адрианов. Описание Александрии римского времени, сделанное после 117 и до 272 года, сохранилось в хронике Михаила Сирийца XII века. Сообщая, что в городе насчитывалось, без учета пригородов, 2478 храмов, 47 790 (по др. версии, 24 296) домов и 1561 терм, этот источник называет Александрию величайшим городом мира. Действительно, во времена империи она уступала по величине только Риму.

Прямо против города лежал остров Фарос, на северной оконечности которого в III веке до Р. Х. был построен знаменитый маяк из белого мрамора высотой 110 м, одно из семи чудес света; он рухнул в 326 году [4], в XV веке на его развалинах был построен форт Каитбай. Остров соединял с городом мол Гептастадий, по сторонам которого были главные гавани: Большой порт на северо-востоке и порт Евноста на юго-западе. С востока город соединялся каналом с Нильской дельтой, а через нее — с остальным Египтом. Вне городской стены располагался некрополь, впоследствии превращенный в христианское кладбище. В северо-восточной части Александрии предположительно находился еврейский квартал, который был отделен стеной от ипподрома. В царском квартале, по-видимому, находились дворцы Птолемеев, окруженные садами, гробницы Александра Великого и Птолемеев, Мусейон с библиотекой. В городе были большой театр, храм Посейдона, Тимонейон, построенный Марком Аврелием, Кесарион (Цезариум), рыночная площадь — форум, гимнасий, Акрополь со зданием Сарапеума (построен в конце IV века до Р. Х.), еще одна большая библиотека, ипподром, суд и множество роскошных зданий, храмов и статуй. К началу IV века в Александрии уже насчитывалось 7 или более христианских церквей.

За исключением немногих зон археологических раскопок, попытки локализации и атрибуции общественных зданий и храмов остаются гипотетическими. Польские археологи в Ком эль-Дикка, в самом центре города, раскопали важную часть римского и византийского города: небольшой квартал позднеримского времени с жилыми домами, термы, возможно, III века по Р. Х., 2 общественных здания (одно из которых определили как одеон, а другое являлось, по-видимому, местопребыванием римского консула после 200 года). В этом же квартале найдены мозаичные полы, множество граффити и изображений игр на ипподроме и прочее.

Значительная часть города, описанного Страбоном, исчезла при Диоклетиане (284-305) в результате разрушений и нового строительства. Однако основная планировка античного города сохранялась и на протяжении христианских и мусульманских периодов. Александрия оставалась величайшим городом Восточной Римской (Византийской) империи. Восторженное описание ее имеется у Аммиана Марцеллина [5]. Однако на протяжении византийского периода происходило неуклонное возвышение Константинополя и начался постепенный упадок Александрии: были перестроены крепостные стены, в результате чего площадь города сократилась (не стало восточных кварталов). В конце IV века, когда при святом императоре Феодосии I в империи окончательно восторжествовало Христианство, в Александрии истребили значительную часть статуй, разрушили театр, храмы Диониса и Сарапеум. В 415 году был разгромлен еврейский квартал. В 536 году Александрия пережила крупный пожар. Завоевание Египта арабами в 651 году привело к эвакуации из города большинства греческого населения и резко подорвало ее торговое значение. В 973 году столица Египта была перенесена в Фустат (ныне Каир), что привело к дальнейшему упадку Александрии. Обмелевшие гавани, система искусственных каналов и искусственных озер, связывавшая город с Нилом и внутренним Египтом, были заброшены. В середине XIX — начале XX века город пережил новый расцвет и активное строительство сильно повредило археологическим изысканиям: ни от одного из великих городов древности не сохранилось так мало, как от Александрии.

Катакомбы и некрополи

Археологическими раскопками обнаружены скальные гробницы Анфуши (II в. до Р. Х.) у Западного порта; некрополь в районе Мустафы-паши (I в. до Р. Х.); катакомбы Ком эш-Шаукафа (кон. I-II вв.), крупнейшие в Египте, сохранившие росписи и рельефы. Христианские некрополи обнаружены за городом между Шатба и Хадра, поблизости от Сарапеума и между Абаттуаром и Декхела. В 1820-1821 годах были найдены христианские катакомбы близ Габбариса.

В 1858 году близ колонны Помпея найдены катакомбы в Кармузе, которые получили название катакомб Вешера. В 1864 году там были открыты росписи [6]. Катакомбы состояли из 2 помещений. С юга располагался зал с апсидой в западной части и галереями с локулами в восточной. В северо-восточном углу зала в христианское время был устроен баптистерий. На севере помещалась камера с 3 аркосолиями. В апсиде зала и аркосолиях камеры имелись росписи. В апсиде был изображен Христос на троне между апостолами Петром и Андреем (Чудо умножения хлебов и рыб), Брак в Кане Галилейской. По сторонам от фриза апсиды представлены Иоанн, Марк, Варфоломей, Иаков и другие апостолы. В аркосолиях камеры были представлены Воскресение Христово, иллюстрация к Пс. 91, 13, Вознесение Господне. Кроме того, были изображения апостолов, пророков, мучеников, креста с греческой надписью, Космы и Дамиана. По поводу датировки росписей существуют различные мнения: фриз в апсиде камеры Дж. де Росси датировал серединой IV века, О. Вульф — не ранее конца IV века, Й. Вильперт — V-VI веками.

В 1876 году недалеко от Кармуза найдены христианские катакомбы, названные Капеллой Руфини. В 1887 году христианские погребения обнаружены в катакомбах Мустафы-паши, а в 1897 году — в катакомбах Абу-эль-Ашем.

Церкви

В христианское время некоторые античные храмы были превращены в церкви или разрушены, а на их месте возводились церкви. Главным покровителем церковного строительства в Александрии был патриарх Феофил I (384/385-412). На развалинах Сарапеума, разрушенного в 391 году, он возвел мартирий и храм Иоанна Предтечи. Там же была выстроена церковь, носившая имя Феодосия II. На острове Фарос Феофилом была возведена церковь архангела Рафаила.

Со времени распространения монофизитства и вплоть до XI века Александрия была резиденцией коптского патриарха. Наиболее обширный перечень городских храмов содержится в труде коптского писателя конца XII — начала XIII века Абу-ль-Макарима по истории египетских церквей и монастырей. Абу-ль-Макарим описывает 41 храм, из которых часть принадлежала монофизитам, часть православным (мелькитам), порой они переходили от одной общины к другой. Только несколько церквей могут быть локализованы определенно. Церковь Бавкалеос, где был пресвитером ересиарх Арий, находилась в восточной части города. В окрестностях города была церковь святого Марка. В западной части, возможно близ Большого порта, святитель Афанасий построил в 268-270 годах [7] церковь Бендидейон (Мендидейон), получившую позднее его имя. В патриаршество Александра I (312/313-326/328) бывший храм бога Крона (Сатурна) был, вероятно, превращен в церковь святого Михаила. Кафедральным собором Александрийских патриархов сначала являлась церковь во имя святителя Феоны (282-300) в западной части города, затем им стала церковь святого Дионисия. Современный кафедральный собор Александрийского Патриархата, церковь святого Саввы, возможно, включает фрагменты постройки начала VII века.

Памятники искусства и художественные ремесла

Памятников античного периода в Александрии сохранилось немного: Колонна Помпея из красного гранита, возведенная в Сарапеуме в честь взятия Александрии Диоклетианом, цистерны из известняка, остатки гробниц некрополя, декоративные мозаики полов, рельефы.

На протяжении византийского периода Александрия была центром производства драгоценной порфировой скульптуры, предназначенной прежде всего для статуй императоров и правителей, которые хранятся во многих музеях мира, например бюст императора Максимина Дайи (нач. IV в.) из Каирского музея. В 1893 году Г. Ботти обнаружил в раскопках квартала Лаббане стенку порфирового саркофага IV века. Порфир доставлялся из Александрии в Константинополь для декорации дворцов и храмов — так, в 532-537 годах был привезен порфир для 8 колонн в угловых экседрах собора Святой Софии.

Из Александрии происходит ряд замечательных памятников византийской эпохи: надгробные стелы VI века с греческими надписями и изображением святого Мины между верблюдами, рельеф из монастыря святой Феклы начала V века (Музей Александрии), мраморные капители колонн, деревянные резные рельефы, хранящиеся в различных музеях.

В Александрии процветало ремесло резьбы по слоновой кости, ювелирное и текстильное производство, переписывание книг и иллюстрирование рукописей. Здесь была создана знаменитая иллюстрированная мировая хроника на папирусе раннего V века, фрагменты которой хранятся в ГМИИ имени А. С. Пушкина и в собрании папирусов Венской Национальной библиотеки.

Христианство в Александрии

Именно в Александрии в I веке нашей эры началась христианизация Египта, здесь по преданию проповедовал святой апостол Марк. С первых лет Христианства епископ Александрии пользовался особым уважением, со временем восприняв титулы патриарха и папы и сделавшись главой одного из древних Патриархатов — Александрийской Православной Церкви. С появлением монофизитства Александрийская Церковь подверглась тяжелой смуте и большинство верующих отпали от Православия, чем было положено начало Коптской Церкви. Подробнее об истории и нынешнем состоянии Христианства в Александрии см. статьи Александрийская Православная Церковь, Коптская Церковь.

Святые

  • Свт. Анатолий Лаодикийский (+ ок. 282) — уроженец Александрии

Православные монастыри

  • Монастырь Саввы Освященного

Православные храмы

  • Благовещения Пресвятой Богородицы, кафедральный патриарший собор

Литература

  • Страбон, География, 17, 791-795.
  • Диодор Сицилийский, 17, 52.
  • Иосиф Флавий, Иудейская война, 2, 4.
  • Lumbroso, G., Testi e commenti concernenti l’antica Alessandria, Mil., 1934-1938.
  • Machault, G., La prise d’Alexandrie ou Chronique du roi Pierre Ier de Lusignan, Gen., 1877.
  • «Alexandrinische Geronten vor Kaiser Gaius», Mitt. Papyrussamml, Gieß. Univ. 1939, N 5.
  • Neroutsos, T. D., L’аncienne Alexandrie, Alexandrie, 1888.
  • Zogneb, A. M. de, Études sur l’ancienne Alexandrie, Paris, 1909.
  • Bousset, W., Jüdisch-christlicher Schulbetrieb in Alexandria und Rom, Gött., 1915.
  • Breccia, E., Alexandrea ad Aegyptum, Bergamo, 1922.
  • Bell, H. I., Jews and Christians in Egypt: The Jewish Troubles in Alexandria and the Athanasian Controversy, Oxford, 1924.
  • Bell, H. I., Juden und Griechen im Römischen Alexandreia, Lpz., 1926.
  • Fuchs, L., Die Juden Aegyptens in ptolemäischer und römischer Zeit, W., 1924.
  • Combe, E., Alexandrie au moyen-âge, Alexandria, 1928.
  • Davis, H. Th., Alexandria, the golden City, Evanston (Ill.), 1957, vol. 1-2.
  • Forster, E. M., Alexandria: A History and a Guide, N. Y., 19613.
  • Tchericover, V. A., The Jews in Egypt in the Hellenistic-Roman Age in the Light of the Papyri, Jerusalem, 19632 (на иврите).
  • Bernand, A., Alexandrie la Grande, P., 1966.
  • Parsons, E. A., The Alexandrian Library, N. Y., 1967.
  • Ейне, А., «Александрия Великая», ВИ, 1969, № 10, 201-208.
  • Михаловский, К., Дзевановский, А., Александрия, Варшава, 1970.
  • Fraser, P. M., Ptolemaic Alexandria, Oxford, 1972, т. 1-3.
  • Jaehne, A., Alexandria in Aegypten, die Ehrebung zur ptolemäischen Metropole, die Chora, die Stadt, B., 1980.
  • Swiderek, A., «Le rôle politique d’Alexandrie au temps Ptolémées», Kraków, Uniwersytet, Zeszyty naukowe, 1980, N 536, 105-115.
  • «Alessandria e il mondo ellenistico-romano», Univ. di Palermo; Istituto di Archeologia. Studi e materiali, R., 1983, № 4.
  • Kasher, A., The Jews in Hellenistic and Roman Egypt: The Struggle for Equal Rights, Tüb., 1985.
  • Canfora, L., La véritable histoire de la bibliothèque d’Alexandrie, P., 1988.
  • Левек, П., Эллинистический мир, М., 1989.
  • Delia, D., «Alexandrian Citizenship During the Roman Principate», American Classical Stud., Atlanta, 1991, № 23.
  • Modrzejewski, J. M., Les Juifs d’Égypte, de Ramses II à Hadrien, P., 1991.
  • Bilde, P., et al., eds., Ethnicity in Hellenistic Egypt, Aarhus, 1992.
  • Ilbert, R., et autres, Alexandrie: 1860-1960, P., 1992 (Sér. mémoires; 20).
  • Jacob, C., et autres, Alexandrie IIIe siècle av. J. C., P., 1992 (Sér. mémoires; 19).
  • Bernand, A., Alexandrie des Ptolémées, P., 1995.
  • Erksine, A., «Culture and Power in Ptolemaic Egypt: The Museum and Library of Alexandria», Greece and Rome, 1995, № 1, 38-48.
  • Сусликов, Ю., «Александрийская библиотека», Азия и Африка сегодня, 1996, № 8, 73-76.
  • Bar-Kochba, B., Pseudo-Hecataeus on the Jews: Legitimizing the Jewish Diaspora, Berkeley, 1996.
  • Barclay, J. M., Jews in the Mediterranean Diaspora: From Alexander to Trajan (323 BCE-117 CE), Edinburgh, 1996.
  • Sly, D. I., Philós Alexandria, London; N. Y., 1996.

Археология

  • DACL, 1907, vol. 1, col. 1098-1210.
  • Wilpert, J., Eucharistische Malereien der Katakombe Karmuz in Alexandrien: Ehrengabe deutscher Wissenschaft, dargeboten von katholischen Gelehrten, Freiburg, 1920, 273-282.
  • RAC, 1950, bd. 1, sp. 271-283.
  • Wessel, K., Koptische Kunst: Die Spätantike in Ägypten, Recklinghausen, 1963.
  • RBK, 1963, bd. 1, sp. 99-111.
  • Fraser, P. M., «A Syriac Notitia urbis Alexandrinae», Journal of Egyptian Archaeology, 1951, vol. 37, 103-108.
  • Abu al-Maka rim, «Tárkh al-Kana ‘is wa-al-Adyirah», Еd. Samu ‘l al-Surya n. Cairo, 1984, t. 1.
  • CoptE, 1991, vol. 1, 88-103.

Использованные материалы

  • Постернак, А. В., Этингоф, О. Е., «Александрия», статья Православной Энциклопедии:
    • http://www.pravenc.ru/text/64468.html

    [1] На начало XXI века.

    [2] Иосиф Флавий, Иудейская война, II 18. 7; Иуд. древн., XIV, 117; Филон, Против Флакка, 55.

    [3] Геогр. XVII 1. 1-19.

    [4] Так по статье Православной Энциклопедии. По другим данным — рухнул в XIV веке от сильного землетрясения.

    [5] История, XXII, 15-16.

    [6] Вместе с планом катакомб опубликованные Дж. де Росси в 1865 году.

    [7] Так в статье Православной Энциклопедии. Вероятно это ошибка, т.к. первосвятительство Афанасия Великого относится к 328-373 годам.

    Редакция текста от: 24.08.2017 20:18:00

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    «АЛЕКСАНДРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ» еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google
    в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
    в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

    Египет. Александрия

    Центральный офис в Москве: ул. Нижняя Сыромятническая,
    центр дизайна ARTPLAY,
    здание 9, этаж 3, пространство № 335
    Часы работы:
    Будни: 10:00-21:00
    Суббота, воскресенье — дежурный на телефоне
    +7 (495) 925-77-99
    посмотреть на Яндекс-картах

    Подписывайтесь на наши социальные сети:

    Подписаться

    Подписаться

    Туристическая компания ООО «ДАЙВИНГ» совместно с Подводным клубом МГУ организует индивидуальные и групповые дайвинг — туры в Александрию. Ежедневные погружения с берега к затонувшим памятникам древности.

    Географическая справка

    Арабская Республика Египет расположена на северо-востоке Африки и на Синайском полуострове (около 6% территории) и граничит с Ливией на западе, с Суданом на юге, с Израилем на востоке. Северные берега страны омывает Средиземное море, а на востоке — Красное море. Площадь Египта — 1001449 км 2 , однако 96% территории занимают пустыни — Ливийская, Аравийская и пустынный ландшафт Синая. В Египте течет самая длинная (6671 км) река в мире — Нил. Население Египта составляет 74,71 млн. человек (по оценке на июль 2003 г.). Это арабизированные потомки древних египтян, а также небольшое число нубийцев, бедуинов и кочевников. Основная часть жителей страны проживает в долине и дельте Нила, а также вдоль Суэцкого канала.

    Столица Египта — Каир. К другим важнейшим городам страны относятся главный портовый город Александрия, Эль-Гиза, Порт-Саид и Суэц. Всемирно известными курортными городами являются Хургада и Шарм-эль-Шейх. В Луксоре, Асуане, Фивах и Абу-Симбеле сохранилось большое количество памятников древней египетской цивилизации. Официальный язык в стране — классический арабский, однако жители общаются на его диалекте и в некоторых районах — на берберском языке. Очень распространен английский язык, на котором можно общаться как в отеле, так и на уличном рынке.

    Египет — религиозная страна. 94% населения исповедуют ислам, почти 6% являются христианами-коптами, и малое число принадлежит другим конфессиям. Время в Египте отстает от московского на 1 чаc. Местная валюта — египетский фунт, в одном фунте 100 пиастров.

    Александрия — главный морской порт страны — расположена на египетском побережье Средиземного моря, к северо-западу от дельты реки Нил, в 225 км. севернее Каира. Город занимает более 100 км 2 ., протянувшись вдоль берега на 40 км. от Сиди-Керира на западе до Абу-Кира на востоке.

    Город основан Александром Македонским в 332 г. до н.э. на месте небольшой рыбацкой деревни Ракотис. Во времена греческой и римской империй Александрия являлась крупнейшим международным торговым, научным и культурным центром. Она была знаменита своей древней библиотекой, насчитывавшей более 500 тыс.томов, и маяком Фарос высотой 110 метров, считавшимся одним из семи чудес света. В VII веке, после завоевания Египта арабами, Александрия утратила статус столицы, но не изменила своих привычек и по-прежнему остается более европейским городом, чем египетским, сильно отличаясь от других полисов страны, включая Каир.

    В Александрии сохранилась первоначальная планировка, которую спроектировал архитектор Александра Македонского: основные магистрали идут вдоль побережья, пересекаемые под прямым углом второстепенными дорогами.
    От прежних великих построек в Александрии осталось не так уж много. Сильные землетрясения в XI и XIV веках разрушили древний маяк, и на его месте в XV веке мамелюки построили форт Кайт бей, сохранившийся до наших дней. Недалеко от форта возвышается дворец Рас-эт-Тин, где последний король Египта подписал свое отречение от престола. В районе Ком Ад-Дикка сегодня ведутся раскопки — недавно здесь обнаружили римский амфитеатр и римские бани. В 2002 г. в Александрии была открыта новая библиотека. Ее видно издалека: огромный комплекс состоит из хранилища, в котором вместилось более 8 тыс. древних рукописей и редких книг, читального зала, конференц-зала, планетария и археологического музея.

    Интересные артефакты обнаружили подводные археологи в порту города. На дне моря на площади порядка двух гектаров лежит большое количество фрагментов обелисков, статуй и др. памятников ранней эпохи.
    Александрия — второй по численности населения город АРЕ. В наше время в ней проживает около 5 млн.человек. Во время летнего сезона с наплывом туристов и отдыхающих из других регионов Египта численность возрастает еще на 1,5-2 млн.чел.

    Климатические условия

    Средиземное море славится своим спокойствием и красотой, но, подобно другим морям, в определенные сезоны может быть бурным, и тогда большие волны обрушиваются на побережье. Издавна Средиземноморье привлекает людей благоприятным климатом. Сам термин используется для обозначения климата с продолжительным жарким, ясным и сухим летом и короткой прохладной и влажной зимой. Многим прибрежным районам Средиземного моря, особенно южным и восточным, присущи семиаридные и аридные черты климата. В частности, семиаридность с обилием ясных солнечных дней считается типичной для средиземноморского климата.

    Средняя температура января 15,5° на севере, 24° — на юге. Средняя температура июля на севере 27° и 32° — на юге. Осадки выпадают главным образом зимой (от 28 мм на севере до 217 мм на юге).

    Средняя температура воды на поверхности в феврале меняется от 18°С в северной части до 26°С на юге. В августе средняя температура воды на поверхности достигает 27°С на севере и 32°С на юге. Испарение воды в летний период сильно влияет на соленость поверхностных вод и приводит к колебаниям солености от 36‰ до 39‰. Температура придонных вод — около 13°С, соленость — 38,4-38,7‰

    Условия погружения

    Температура воды по сезонам и глубинам
    В местах погружений зимой средняя температура воды около +14°С, летом средняя температура воды в среднем +23°С.

    Видимость
    Видимость достигает 20-30 м.

    Соленость
    Соленость воды в местах погружений около 30 ‰.

    Течения
    Сильных течений в местах погружений нет.

    Уровень сложности погружений и рекомендованный уровень сертификации
    Рекомендован уровень сертификации, начиная с OWD PADI.

    Древняя история Александрии и ее достопримечательности

    Крепость Кайт Бея

    Давайте познакомимся с древним городом Александрия, расположившемся на берегу Средиземного моря. Узнаем о его древних памятниках, дошедших до наших времен и разрушенных в незапамятные времена, окунемся в мир средневековья и узнаем об одном из семи чудес света, некогда располагавшемся в Александрии.

    История города

    Александрия является живым символом взаимодействия между различными цивилизациями, такими как Египетская и древняя фараонская, коптская и исламская, греческая и римская. Очарование, мудрость и страсть этого города у моря вдохновляли цивилизации на протяжении всей её истории, и сегодня более 55 городов по всему миру носят имя Александрия. Но только один из них настоящий: основанный Александром Македонским, управляемый Клеопатрой и когда-то соперничающий с Римом, город служил сценой для вечных любовных историй, берегом для воссоединений и портом для расставаний.

    Александрия была основана в 331 году до н.э. Александром Македонским, который вторгся в Египет в погоне за персами, а затем противниками греков. «Здесь, будет стоять город моей мечты . » Эти слова произнёс Александром Македонский, когда смотрел на Средиземное море в 221 году до нашей эры. Поскольку Александр проявлял уважение к египетской религии, люди поддерживали его в борьбе против персов, а по окончанию войны, египетское духовенство увенчало Александра в качестве фараона.

    Город, который в конце концов стал маяком цивилизации, начинался как небольшое прибрежное поселение недалеко от острова Фарос. Греки присоединили остров Фарос к материку, создав наземный мост под названием «Heptastadion,», который со временем был продлён и сформировать изгиб западной части Восточной Гавани. На конце этого изгиба был построен маяк, который Геродот причислил к Семи чудесам света.

    Александрийский маяк

    Маяк был построен на юго-востоке острова Фарос, поэтому он известен как Фа́росский маяк. Строительство здания было начато во времена правления Птолемея первого и закончилось при Птолемее втором. Известно, что высота маяка составляла 135 метров, и он состоял из 4 этажей. Первый этаж был квадратной формы и имел высоту 60 м. Второй был восьми угольным и высотой в 30 м. Третий этаж был круглым и около 15 м. Последний имел 18 столбов с куполом над ними. Высота купола с колонной составляла 23 м. На куполе, сделанном из чистой бронзы, была статуя Посейдона. Внутри маяка на 1-м этаже насчитывалось 300 комнат, которые использовались для хранения горючих материалов, таких как дерево. Также в нем были комнаты для рабочих и охранников. Под землёй маяк имел резервуар для питьевой воды.

    На последнем этаже между колоннами располагался котёл с маслом и деревом, окружённый стеклом, которое отражало свет кораблям. Некоторые древние историки поговаривали, что если сидеть за этим котлом, то можно увидеть нечто большее, чем обычным глазом. Возможно, они обнаружили линзы или что-то в этом роде.

    Также между 1-м и 4-м этажами был лифт для транспортировки горючих материалов. Маяк использовался вплоть до арабского завоевания Египта и ещё долгое время после него. Во времена Тулунидов и Аюбидов здание подверглось реставрационным работам. Но после времен Аюбидов в Египте произошла цепь землетрясений, разрушивших 4-й и 3-й этажи маяка. Ещё одно землетрясение разрушило второй этаж. Остатки 1-го этажа использовались Мамлюками для наблюдения за береговой линией. В 13-м веке над развалинами маяка была построена мечеть. Ещё одно землетрясение полностью разрушило маяк. В 1480 году султан Кайт Бей построил крепость вдоль береговой линии, чтобы защитить Египет от Османской империи. Один из этих фортов все ещё стоит в Александрии и носит имя своего основателя. Для строительство своей крепости Кайт Бей использовал камни с руин маяка.

    Крепость Кайт Бея

    Фаросский маяк давно сгинул, разрушенный землетрясением, но на его месте стоит крепость 15го века, построенная Кайт Беем — это один из красивейших примеров военной архитектуры Мамлюков. Она считается одним из важнейших оборонительных опорных пунктов не только в Египте, но и на всем побережье Средиземного моря. Она сформировала важную часть системы укреплений Александрии в 15 веке нашей эры.

    Крепость была построена султаном Аль-Ашрафом Абу Альнасом Сейфом Эльдином Кайтбей Альзахири и расположена у входа в восточную гавань в восточной точке острова Фарос. Части разрушенного маяка можно увидеть в кладке форта. В крепости сейчас расположен морской музей и музей оружия, извлечённого с затонувших кораблей флота Наполеона.

    Старые кварталы города

    Александрия была образцовым городом-крепостью, построенным по эллинистическому плану архитектора Динократа. Она оставалась резиденцией правительства всю Птолемейскую и Римскую эпохи. Через столетие после ее основания она стала первым городом в истории человечества с населением от 100 000 до 150 000 человек разных национальностей.

    Город был разделен на три отдельные части: королевский греческий квартал, расположенный у гавани, египетский национальный квартал на западе и еврейский квартал на востоке. Дворцы занимали около четверти площади города, в дополнение к огромному стадиону, амфитеатру, садам и двум обелискам названными по имени Клеопатры (в настоящее время в Лондоне и Нью-Йорке). Иностранным жителям, особенно грекам и евреям, было разрешено селиться в городе и вносить свой вклад в торговлю и развитие города.

    После Александра Македонского Птолемей развивал Александрию как столицу своего царства. Птолемей I Сотер (325 г. до н.э.) собрал плеяду видных учёных и интеллектуалов, превратив Александрию в центр греческой культуры. Он создал два важных института: Muscion (Университет) и Александрийскую библиотеку, которые оказали большое влияние на интеллектуальное и научное движение в Александрии.

    Древняя библиотека Александрии

    Библиотека была создана Птолемеем I, и её целью было служить учёным, которые жили в музеоне. Первые цари династии уделяли очень много внимания библиотеке и привозили много книг со всего мира. Каждый автор, создавший что-то важное и заслуживающее чтения, должен был пожертвовать копию своей работы в библиотеку. Библиотека была расположена в королевском районе, потому что сам город был разделен на несколько кварталов. Поговаривалось, что в библиотеке насчитывалось 500 000 томов книг и папирусов. Книги библиотеки были разделены на 8 разделов: поэзия, проза, философия, история, логика, трагедия и романы, а последний был посвящен наукам (математике, географии и т. д.). Большая часть библиотеки сгорела в 48 году до н.э., когда Цезарь решил сжечь свой флот, но огонь распространился на библиотеку и уничтожил большую её часть. Оставшаяся часть библиотеки была разрушена императором Уралионом, который приехал в Александрию и уничтожил королевский район и доставил книги библиотеки в Рим. Некоторые книги были переведены в небольшую библиотеку храма Серапиума. С 4-го века в исторических книгах не встречается упоминаний о библиотеке Александрии.

    Вместе с библиотекой Птолемей основал музеон, который использовался, как мы сейчас используем университеты. Это было место, где учёные проводили время, делая своих исследователей, но не являясь учителями, а также получали зарплату за свои исследования. Цари этой династии уделяли много внимания данному музеону и тратили на него много денег, чтобы прославить его и привлечь для работы множество известных учёных. Директор музея был священником, назначенным самим Птолемеем, а позднее он назначался римскими императорами. Он и его преемники, в том числе Клеопатра, предварили в жизнь множество архитектурных, культурных и экономических дополнений, одно из которых стало одним из семи чудес древнего мира, а именно Александрийской маяк.

    Древние фараонские и римские памятники

    В Александрии есть место, известное как Ком-эль-Декка, там было найдено много римских памятников архитектуры. Один из них — это Римский амфитеатр, единственный римский амфитеатр в Египте. Ещё одна достопримечательность, доминирующая над этим районом и видная издалека — это колонна Помпея или корабельная мачта, построенная в честь Диоклетиана в 292 году нашей эры. А частный храм, известный как Рас-эль-Сода, является ещё одним примером древнего памятника, все ещё стоящего в городе Александрия.

    После поражения Клеопатры и её союзника Марка Антония римлянами в 31 г. до н. э. Египет оказался под властью Римской империи. В эту эпоху христианство широко распространилось в Александрии. Сосредоточенная в руках святого Марка Апостола Александрийская церковь приобретала все большее значение. В 617 году Египет был оккупирован персами, а позже был захвачен римлянами после долгих лет борьбы за контроль над Александрией.

    Римские бани

    В древней Александрии было два вида римских бань: частных и общественных. Частные бани можно разделить на 2 вида: баня для ног, которая использовалась для простого мытья. Это был глубокий бассейн, сделанный из камня, и каждый мог войти в него, пройдя всего один или два шага вниз.

    Ванна — большую часть времени богатые люди использовали именно такую ванну, она выглядела как современная, которая используется в наши дни. Иногда она использовался как гроб после смерти своего хозяина, накрывая её каменной плитой.

    Общественные бани были не только местом для принятия ванны, но в большей степени это было место для отдыха, чтения и релаксации. Такие бани строились из кирпича, но только её общественная часть. Другие комнаты для персонала и кладовые были сделаны из известняка. Как правило, эти бани состояли из 3 комнат: помещение с холодной водой, помещение с горячей водой и парная. Маленькая дверь разделяла комнату с холодной водой и комнату с горячей водой, но большая комната разделяла парную и комнату с горячей водой. Пол комнаты с горячей водой был немного выше уровня земли, располагаясь на на кирпичных подставках. Над этими подставками были установлены каменные плитки, чтобы через них проходило тепло и нагревало комнату с горячей водой.

    Греко-римские гробницы

    Гробницы Александрии расположены в 2 основных районах города. К востоку от Александрии мы находим кладбище Аль-Шатби и гробницу Мустафы-Камаля, а на западе аль-Анфуши и Ком-эль-Декка. Восточные гробницы восходят ко временам Птолемеев, они более древние. Западные гробницы датируются римскими временам. Греки кремировали своих умерших людей и помещали их пепел в горшок (урну). А египтяне в свою очередь мумифицировали мёртвого человека, а затем клали его тело в гроб. Во времена Птолемеев был найден новый способ захоронения усопших: комната под названием loculus / i была вырыта под землёй, затем в стене комнаты вырезались ниши, в которые помещали урну с прахом. Затем ниши закупоривались. Катакомбы Ком-эль-Шукафы являются прекрасным примером такого захоронения, а реконструированная могила Тиграна рядом с ними — еще один пример гробниц, построенных в Александрии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *