Царицын это какой город сейчас
Перейти к содержимому

Царицын это какой город сейчас

  • автор:

Царицын это какой город сейчас

Царицын (1589-1925)

Считается, что Волгоград был основан в 1589 году. Тогда он носил другое название – Царицын. Изначально Царицын зарождался как крепость для обороны южных границ русских земель. Первое каменное сооружение возникло в 1664 году. Много раз крепость подвергалась нападениям со стороны взбунтовавшихся крестьян. В 1608 году в городе была заложена первая каменная церковь – Иоанно-Предтеченская, которая была разрушена в конце 30-х годов 20 века и восстановлена в 90-х годах того же века на прежнем месте.

Ещё один интересный исторический факт из истории города: здесь трижды побывал Пётр Великий. Согласно одной из исторических версий, Пётр I сам сочинил проект Царицынской крепости. Царь подарил горожанам свою трость и свой картуз, которые по сей день хранятся в областном краеведческом музее.

В результате усилий Екатерины II в 1765 году в Царицыне и в Царицынском уезде появляются иностранцы-колонисты, которым предоставляется ряд льгот. В тридцати километрах южнее Царицына, в устье речи Сарпы немцами-гернгутерами была основана Сарепта-на-Волге. За короткое время она превратилась в богатую колонию, в которой было развито горчичное, мануфактурное производство и другие ремесла.

Строительство железнодорожной линии в направлении Калача-на-Дону в 1862 году и Грязей в 1872 году привело к экономическому подъёму и сделало Царицын узлом транспортных сообщений территорий близ Каспийского и Чёрного морей, а также Кавказа и Центральной России.

К 1913 году уездный Царицын по числу жителей – 137 тысяч, обогнал многие губернские города. Это был период взрывного роста строительства жилых, производственных, общественно-развлекательных зданий, больниц, школ, гостиниц.

10 апреля 1925 года ВЦИК постановил переименовать Царицын в Сталинград.

Сталинград (1925-1961)

В 30-е годы 20 века Сталинград был одним из самых быстроразвивающихся городов страны, население которого составляло около 480 тыс. человек. Вследствие реализации программы индустриализации СССР за годы довоенных пятилеток Сталинград стал мощным промышленным центром страны. По общему объёму производства город занимал второе место в Поволжье и четвёртое в РСФСР. Город играл большую роль в экономике страны, перспективы его дальнейшего развития также были значительными.

Но все оборвала война. Сталинградской битве суждено было стать одной из самых тяжелых страниц в истории Великой Отечественной войны и одной из самых значимых. За время боёв все районы города, были полностью уничтожены, сожжено и разрушено более 90 % всего жилого фонда. После сражения город был похож на развалины, но вопреки всему Сталинград восстал из руин.

После окончания сражения на заседании Правительства СССР был поднят вопрос о нецелесообразности восстановления города. Было подсчитано, что дешевле построить новый город, чем пытаться восстановить разрушенный. Предлагали построить Сталинград километров на 10 выше по Волге, а на месте бывшего города сделать музей под открытым небом. Но Сталин приказал восстановить город любой ценой. И уже в марте 1943 года в городе начались восстановительные работы.

Архитекторы стремились отразить героику Сталинграда во внешнем облике зданий. Отсюда монументальность, усложненность даже обычных жилых домов, построенных в пятидесятые годы. Стиль, расцвет которого пришелся на годы послевоенного строительства, вошел в историю как сталинский неоклассицизм. Обилие и разнообразие архитектурных деталей, элементов декора создает насыщенный эмоциональный фон в восприятии.

10 ноября 1961 года был принят Указ о переименовании Сталинградской области в Волгоградскую и города Сталинград в Волгоград. Интересно, что варианты переименования были разными – Геройск, Бойгородск, Ленинград-на-Волге и даже Хрущевск. В «Волгоградской правде» от 15 ноября 1961 года дается пояснение новому названию: «Имя города, расположенного у могучей реки, и имя реки, у которой стоит город-герой, должны слиться воедино».

Волгоград сегодня

Волгоград – это город-герой с богатым историческим прошлым, и в то же время развивающийся промышленный центр региона. Он является привлекательным туристическим местом с уникальными историческими памятниками, природой, архитектурными достопримечательностями. Население города составляет более 1 млн. Коренное население – русские, здесь проживают также армяне, украинцы, татары, азербанджанцы и другие национальные меньшинства.

С севера на юг вдоль Волги простираются восемь административных районов города: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский, Красноармейский, возведение которых началось в форме рабочих поселений у промышленных объектов.

Экономика и промышленный потенциал города играет важную роль для региона и страны в целом. Наиболее развитыми отраслями являются нефте- и металлопереработка, химическая и пищевая промышленности, машино- и кораблестроение.

Волгоград является также крупным образовательным центром, в котором успешно работают шесть университетов и несколько профильных вузов. Студенчество играет огромную роль в развитии города. Ежегодно студенты Волгограда становятся участниками различных масштабных образовательных форумов, например, «Студенческая весна», работают волонтерами на социально значимых мероприятиях (в т.ч. Зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году), формируют молодежную политику в рамках Молодежного парламента.

ГOPOД-ГЕРОЙ
ВОЛГОГРАД

Из истории трамвая:
Царицын, Сталинград, Волгоград.
Люди и судьбы

Царицын, Сталинград, Волгоград – названия одного города. Первое упоминание о нём восходит к 1579 году. С 1589 по 1925 годы носил название Царицын, что в переводе с тюркского означает «жёлтый остров», 10 апреля 1925 года был переименован в Сталинград. Именно под этим названием он вошёл в историю. 10 ноября 1961 года город вновь поменял свое название. Сегодня официальное название населённого центра — город-герой Волгоград.

Великая Отечественная война – один из самых трагических периодов в истории Волгограда. Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней, стала одной из решающих и переломной в ходе Второй мировой войны. Началась она 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года. Самым кровопролитным стал день 23 августа 1942 года, когда город подвергся ожесточенной бомбардировке, вызвавшей колоссальные разрушения. Были уничтожены не только жилые дома и здания города, за время боёв было уничтожено всё городское сообщение.

На защиту города встали рабочие, городская милиция, части войск НКВД, моряки Волжской военной флотилии, курсанты военных училищ и простые горожане. 13 раз переходило из рук в руки здание главного телеграфа города. 102‑я высота, возвышенность Мамаев Курган, восемь раз захватывалась фашистами, но в результате атаки была отбита. За время Сталинградского сражения погибло более 40 тысяч мирных жителей, так как население не было эвакуировано.

Во время Сталинградской битвы все трамвайное хозяйство города было уничтожено. Трамвай в городе работал до 23 августа 1942 года, когда город подвергся массированной бомбёжке фашистской авиации. В развалинах лежали два трампарка, вагоноремонтные мастерские, были разбиты тяговые подстанции, разрушена большая часть трамвайного пути и контактной сети.

Царицын стал первым уездным городом России, построившим себе трамвай. В 1913 году была проложена линия, с которой началась история волгоградского трамвая.

В годы Великой Отечественной войны сталинградские трамвайщики освоили производство военной продукции. В мастерских трампарка был организован цех по изготовлению снарядов к 45-миллиметровым противотанковым орудиям. С октября 1941 года по август 1942-го в мастерских трамвайного треста было произведено 200 тысяч снарядов для фронта.

28 января 1943 года, за три дня до капитуляции фельдмаршала Паулюса, по сталинградскому трамвайному тресту был издан приказ о возобновлении работы трамвайного парка. Трамвайщики и горожане приступили к восстановлению разрушенного трамвайного хозяйства.

Халиса Хайрулина вернулась из эвакуации в родной город в 1945 году и пошла работать в трамвайный парк сварщицей.

Халиса Хайрулина родилась в 1914 году в Царицыне. Её отец погиб в Первой мировой до её рождения. Её и двух старших братьев вырастила мать.

Из воспоминаний Халисы Хайрулиной:

«Я родилась в 1914-м году. Отец погиб на войне. Мама осталась одна с нами в 38 лет. Она так и не вышла замуж, пока нас не вырастила. Родилась я и жила на Пугачёвской улице. Там татары, русские были. Жили все одинаково, 24 семьи было. Всё было хорошо. Получили свою комнату.

Когда война началась, я работала на заводе имени Сакко и Ванцетти. Как начали бомбить! Я бегом-бегом через мост прямо на Пугачёвскую. Пришла, там дети. Детей забрала, их трое было. Как бомбёжка началась, мы где попало жили, то там спрячемся, то там… Кругом бомбили. Страшно, ужас, страшно! Бомбят без конца. Мы за завалом пошли жить, а там ещё хуже. Там дома такие маленькие, очень много погибших, опять детей собрала и вернулась домой.

Мужа забрали на войну. Потом он раненый вернулся. Пошли на берег, там военные были. Военные нас собрали с детьми, за Волгой вышли, а там ничего нет, там уже не бомбят. Мы вернулись в Волгоград в 1945 году. Пошла работать на завод им. Сакко и Ванцетти. Они меня приняли обратно, я же там работала, но квартиры нет. Обещали в мае месяце. А нам жить негде, жили у людей. Тогда я пошла в трампарк, меня сразу взяли и дали дом, где подстанция была. Там из фанеры сделали кухню, так и жили. Затем перешла в первый трампарк, там в подвале жильё было, жить можно было.

Работала сварщиком. Я ведь два года не работала. Боялась, сумею ли, получится ли. А там вагоны, тележки надо варить. Пошла настоящим сварщиком и сразу стала варить. Туда‑сюда меня таскали, хорошо работала. »

    Завод по ремонту трамваев и троллейбусов «ВЭТА» МУП «Метроэлектротранс»

Автор: Кирилл Брага
Рабочий ремонтирует ускоритель трамвая на электротехническом участке завода «ВЭТА» МУП «Метроэлектротранс»

Автор: Кирилл Брага
Рабочее место одного из слесарей завода «ВЭТА» МУП «Метроэлектротранс»

Автор: Кирилл Брага
Сварка стопорной планки колесной пары тележки вагона на агрегатно-заготовительном участке завода «ВЭТА» МУП «Метроэлектротранс»

Автор: Кирилл Брага
Обстановка в цехе, где обслуживают трамвайные колёса

Автор: Кирилл Брага
Трамвайный участок завода «ВЭТА» МУП «Метроэлектротранс»

Автор: Кирилл Брага
Обстановка в цехе по ремонту трамваев, на снимке сиденья и двери из трамваев

Автор: Кирилл Брага
Вход в один из цехов завода «ВЭТА» МУП «Метроэлектротранс». Табличка говорит о том, что данная часть завода пережила Сталинградскую битву

Автор: Кирилл Брага
Световые сигналы и двери для въезда трамваем и троллейбусов в цех для их ремонта

Восстанавливая разрушенное, коллектив трампарка работал днём и ночью, прикладывая все усилия для скорейшего пуска на линию как можно большего количества вагонов. С большими трудностями первоначально удалось собрать 20 трамваев. Но так как Астраханский мост был разбит, в центр города, по воспоминаниям ветеранов, вагоны пришлось доставлять на железнодорожных платформах. Вручную толкали их до тупика на Козловской улице, потом грузили. Ремонтировать остановившиеся трамваи нередко приходилось и прямо на линии. Зимой на морозе специалисты заменяли токоприёмники, ставили реостаты, иногда даже поднимали кузов.

В восстановлении движения трамвая были заинтересованы все: работники предприятия, горожане, руководство города. Комитет обороны обязал сталинградские предприятия поставлять необходимые материалы и оборудование, рабочую силу. Ремонт вагонов и восстановление трамвайного парка были возложены на крупнейшие предприятия города: тракторный завод «Красный Октябрь», завод оборонной промышленности «Баррикады», судостроительное предприятие, завод им. Куйбышева, машиностроительный завод им. Петрова и другие.

В очистке путей и укладке рельсов использовался труд 800 военнопленных фашистов.

Участник Великой Отечественной войны Гавриил Минаевич Василенко 24 июля 2014 года отметил свой 90-летний юбилей. В жизни этого человека, как и большинства его сверстников, были голодное детство, военные годы, послевоенное восстановление, строительство светлого будущего… Родом с Кубани. В июле 1942 года восемнадцатилетним юнцом попал на фронт. Воевал на Северо-Кавказском фронте, в 183-м стрелковом запасном полку, был связистом. В марте 1943 года в станице Крымской под Новороссийском получил ранение, долго лечился, после чего был признан непригодным к службе. Бывшего солдата в 1944 году направили на восстановление Сталинграда. Определили на расчистку завалов на территории завода «Красный Октябрь»: собирали трофеи в виде танков, орудий, машин, которые потом отправлялись на переплавку.

В 1969 году семья Василенко переехала в Волгоград. В 1974 году Гавриил Минаевич устроился работать слесарем по ремонту подвижного состава в ремонтные мастерские Волгоградского трамвайно-троллейбусного управления (ВТТУ). В настоящее время это завод по ремонту трамваев и троллейбусов «ВЭТА» – структурное подразделение МУП «Метроэлектротранс». В мастерских он проработал до выхода на пенсию в 1984 году.

Гавриил Минаевич вместе со своей супругой Марией Алексеевной воспитали пятерых детей. Сейчас у них 10 внуков и 18 правнуков. Ветеран Великой Отечественной и сегодня активен и энергичен. Через день ездит на дачу, которая находится в Красной слободе, ухаживает за огородом. Следит за здоровьем своей супруги, заботится о ней.

Из воспоминаний Раисы Черновой:

Вспоминая годы своей юности, выпавшие на военное лихолетье, бывшая военная санитарка Раиса Ивановна Чернова говорит, что ее судьба похожа на судьбы сотен тысяч ее ровесников, которым пришлось познать и голод, и нужду, и тяжкий труд. В октябре 1942 года девчонку забрали в госпиталь. В пяти километрах от ее родной деревни развернулся ХППГ — хирургический передвижной полевой госпиталь. Пришел комиссар к председателю колхоза, попросил нескольких девочек в помощь медицинскому персоналу. Председатель указал на троих, в том числе и на Раису.

«Наш военно-полевой госпиталь стоял в селе Власово Орловской области, — вспоминает Раиса Ивановна. — Помещения конторы были заняты под операционные. А раненых размещали в других домах. Первой больничной палатой, куда я пришла работать санитаркой, был бывший амбар. На полу лежали топчаны, на них — раненые. Часто солдат распределяли на постой по домам жителей.»

С середины января 1943 года советские войска на юго-западе пошли в наступление, за ними передислоцировался и военно-полевой госпиталь.

Участвовала в восстановлении Ленинграда после снятия блокады. Так девушка оказалась на Ижорском военном заводе, где проработала два года и три месяца. Предприятие было полностью разрушено. Девчата разбирали завалы, строили цеха. Поначалу спали там же, где работали, в цехах на топчанах. Потом их переселили в бараки. Раису направили на курсы лаборантов по анализу жидкого кислорода. Там, в Ленинграде, 19-летняя девушка встретила Победу.

В декабре 1946 года ей дали направление на Сталинградский завод «Красный Октябрь». Так Раиса Ивановна стала сталинградкой. 38 лет проработала в энергохозяйстве трампарка, возглавляла ветеранскую организацию предприятия. В 1990 году вышла на пенсию. Несмотря на годы, она долго пела в академическом хоре Дома офицеров. Раиса Ивановна — автор стихов, в которых пишет о том, что прожито, что пройдено…

Волгоград – очень необычный город. Он протянулся вдоль Волги на 80 км, а с пригородами — на все сто. При этом протяженность его вглубь весьма невелика — два-три километра, и только в северной части город значительно вдается в сушу. После полного разрушения транспортного сообщения в городе необходимо было в очень короткий срок устранить неполадки и восстановить трамвайные пути. От этого зависела жизнь многих горожан.

Каждый из этих ветеранов связал судьбу с работой на волгоградском транспорте, каждый вложил свою силу, труд, отдал свою молодость и жизнь на восстановление и дальнейшую бесперебойную работу городского трамвая.

Матвей Владимирович Логинов во время ВОВ был несовершеннолетним узником, которому будучи подростком, пришлось пережить плен, тяготы и лишения. Два года Матвей Владимирович Логинов работал в фашистском плену.

25 декабря 1945 года на станцию Татьянка под Сталинградом прибыл спецэшелон. В товарных вагонах в Сталинград привезли бывших узников фашистских концлагерей. В то время их называли репатриированными. Перед отправкой из города Гродно юноши и девушки, гнувшие спину на фашистов, прошли унизительную проверку в особом отделе. По законам того времени позорный факт пребывания на вражеской территории они должны были искупить трудовой повинностью на благо Родины. Пассажиров гродненского спецэшелона кинули на восстановление Сталинграда.

В трампарке Матвей Владимирович приобрел профессию и проработал 48 лет. Еще два года к общему трудовому стажу приплюсовали ему в собесе — за каторжный труд в фашистской Германии

Из воспоминаний Матвея Логинова:

«В 43-м году нас, подростков, забрали немцы. И привезли, не знаю куда: или польская граница была, или немецкая. Нас высадили всех, и стали мы проходить комиссию. Прошли, и потом начала приезжать рабсила туда. И вот нас забрали человек, наверное, сто. Посадили в вагон и снова повезли. И вот привезли нас на большую станцию, на ней мы и работали. Делали все после бомбежки, все, что заставляли, то и делали.

Потом американцы начали снаряды кидать. Через дорогу были офицеры, порожний сарай. В Германии это. А потом один такой ушлый немец, чтоб американцы его не тронули, нас взял к себе в бомбоубежище. Здоровый он был такой. Потом пришли американцы и сказали, куда идти. И мы назад все. Ну, конечно, провожали нас.

Потом снова нас повезли. Сказали, что это особый рабочий батальон. И все. Потом мы узнали, что нас везут в Сталинград. Только мы, деревенские пацаны, понятия не имели, что есть такой город Сталинград.

В Сталинград привезли нас в поселок Татьянка. И начали снова привозить рабсилу. Приехал Авилкин, директор трамвайного управления. Вот он нас, человек сто, взял к себе. И начали мы работать в трампарке. Клуб там стоит и сейчас, был он тогда весь разбитый. Нас поместили в этом клубе. Не помню, или мы делали нары, или они уже были. Нары двухэтажные, сплошные. Там матрацы были вроде. И стояла печка там, как в вагонах, буржуйка. Больше ничего. Зима, умываться негде. А эта буржуйка, когда топится… Не знаю, чем топили. Проснешься – черный, как негр. Всё это с себя стряхнешь.

Убирали мусор вокруг. Везде требовалась рабсила. Кого на пути, кого куда. И вот нас, не помню, сколько человек, отправили ремонтировать трамваи. Трамваи днем бегают, а ночью их надо ремонтировать. Тогда трамваев не особо много было, вот мы их и осматривали ночью. По восемь часов работали, один выходной. Вот так и работали. Проработал там 48 лет. Вот и вся наша песня. »

    Пассажиры на станции скоростного трамвая в Волгограде

Автор: Кирилл Брага
Cтанция скоростного трамвая в Волгограде

Автор: Кирилл Брага
Пассажиры на станции скоростного трамвая «Профсоюзная»

Автор: Кирилл Брага
Скоростной трамвай на подземной станции «Театр Юного Зрителя» (ТЮЗ) в Волгограде

Автор: Кирилл Брага
Скоростной трамвай подъезжает к подземной станции «Ельшанка» в Волгограде

Автор: Кирилл Брага
Трамвай на улице Баррикадная, на фоне купола Казанского кафедрального собора в Волгограде

Автор: Кирилл Брага
Трамвай на фоне здания конца 19 века, принадлежавшей церковно-приходской школе. Теперь в нем находится департамент по рекламе Администрации г. Волгограда

После Великой Отечественной войны по плану реконструкции промышленные предприятия и жилые кварталы были значительно удалены друг от друга. Все это привело к тому, что жители Волгограда особенно много пользуются общественным транспортом. Перевозкой пассажиров электрическим транспортом в Волгограде сегодня занимается МУП «Метроэлектротранс». Девиз предприятия: «Все для пассажиров!». Ежедневно сотрудники завода по ремонту трамваев трудятся на благо своего города. В восстановленных и заново построенных помещениях специалисты чинят колеса, электрику, приваривают сломанные детали техники и продолжают жить под мирным небом над головой.

Материал подготовили:

Руководитель проекта: Оксана Олейник
Автор: Юлия Насртдинова

Царицын это какой город сейчас

История местного самоуправления
(Царицын-Сталинград-Волгоград)

Царицынский период

Начало городскому самоуправлению в России было положено Петром I, который в 1699 г. предоставил торгово-промышленной части горожан (посаду) право избирать своих представителей — бурмистров и формировать выборный орган — бурмистерские (земские) избы во главе с президентом, которые руководили хозяйственной и финансовой жизнью посада и выполняли обязанности суда и охраны порядка. Но это нововведение не коснулось Царицына, который фактически до последней четверти XVIII века оставался самостоятельной крепостью на юго-востоке страны, в разные годы сменив несколько форм самоуправления.

2 марта 1784 г. в Царицыне был открыт городовой магистрат — орган местного самоуправления и сословного суда. Фактически он явился предшественником Царицынской Городской Думы и выполнял многие функции по городскому управлению, впоследствии отошедшие к представительному органу местного самоуправления: собирал налоги, наблюдал за торговлей, чистотой и порядком в городе, противопожарными мерами, причислением граждан к сословиям, а ремесленников — к цехам, наблюдал, чтобы дети всех сословий обучались грамоте и счету, чтобы престарелые одинокие и дети-сироты были определены в приюты и богадельни. Также магистрат вершил гражданский и уголовный суд.

21 апреля 1785 г. Екатерина II издает «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи», впервые узаконив тем самым существование всесословного городского общества. Вместе с «Грамотой» Царицынское городское общество получило право образовывать органы городского самоуправления: избирать из своей среды городского голову, созывать раз в три года городское депутатское собрание, избирать общую и четырехгласную думу для руководства городским хозяйством и благоустройством.

5 марта 1797 г. Царицын стал уездным городом вновь восстановленной Саратовской губернии. Спустя полгода, согласно архивным данным, начал свою работу и представительный орган: День города – первое воскресенье сентября – считается Днем рождения Царицынской городской Думы.

С началом деятельности городские дела отошли из ведения магистрата к Царицынской Думе. 13 апреля 1866г. постановлением Сената городовые магистраты были полностью упразднены, а их функции распределились между уездным судом, городской думой, казенной палатой, уездным казначейством и полицейским управлением.

В ведение городских дум отошли также дела по доставлению таможням сведений, оценке тайно привезенных товаров, выдача, засвидетельствование и рассмотрение книг маклеров и нотариусов, хранение книг биржевых маклеров, дела по общественному управлению (по избранию и утверждению лиц на должности цехового управления, перечислению мещан и купцов, дела по взиманию налога с недвижимого имущества, дела по рекрутской повинности, разделение ремесел на цехи).

По косвенным свидетельствам городовые магистраты в Саратовской губернии, в том числе и Царицынский, были полностью упразднены в июле — августе 1866 года, этот год указывается и в протоколе заседания Царицынской Городской Думы от 20 марта 1872 г.

В 1846 г. было принято первое «Городовое Положение», которое в течение последующих лет потребовало своего пересмотра и изменения.

16 июня 1870 г. император Александр II утвердил новое «Городовое Положение». Согласно этому документу в компетенцию рассмотрения и решения думы входили следующие вопросы: заведование капиталами и имуществами города, попечение о внешнем его благоустройстве, об обеспечении продовольствия и здоровья обывателей, о призрении бедных и других видах благотворительности, о мерах предосторожности от огня и других бедствий, о развитии средств народного образования, местной промышленности и торговли.

Городские Думы избирались раз в четыре года, по этому первые четыре года работы, считалось как первое со дня утверждения «Городового Положения» четырехлетие. Следующие четыре года — как второе и т.д. Так как новый состав гласных был выбран в конце 1871 г, а первое заседание Царицынской Городской Думы состоялось в начале 1872 года, то первым четырехлетием следует считать период с 1872 г. по 1875 год.

Свою фактическую деятельность по новому «Положению» Царицынская Городская Дума начала 16 февраля 1872 года. Документ предусматривал переизбрание гласные городских дум переизбирались каждые четыре года, поэтому Городская Управа уже в декабре 1875 г. начала подготовительную работу по пересмотру и составлению списка обывателей Царицына, имеющих на основании ст. 17 «Городового Положения» право быть городскими избирателями.

«Всякий городской обыватель, — гласила ст. 17 «Положения», — к какому бы состоянию он не принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при следующих условиях:

1. если он Русский подданный;

2. если ему не менее двадцати пяти лет от рождения;

3. если он, при этих двух условиях, владеет в городских пределах на
праве собственности, недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по
свидетельству купеческому, или же, прожив в городе в течение двух лет
сряду пред производством выборов, хотя бы и с временными отлучками,
уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств:
купеческого, или промыслового на мелочный торг или приказчичьего
разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений, указанных
в ст.37 «Положения о пошлинах на право торговли»;

4. если на нём не числится недоимок по городским сборам»

Следующим этапом предвыборной кампании для Городской Управы явился этап разделения избирателей (согласно ст. 24 «Городового Положения») на три Избирательных Собрания, из которых каждое выбирает одну треть всего числа гласных. Обыватели заносились в список избирателей в том порядке, в каком они следовали по сумме причитающихся с каждого из них в доход города сборов, дающих право голоса на выборах.

Подобным образом система избрания гласных (депутатов) в Царицынскую городскую думу существовала до июня 1892 года.

Советский период

Период с 1917 по начала 90-х годов двадцатого века широко известен по лозунгу со школьных времен «Вся власть – Советам!». В связи с начавшимися революционными событиями городская Дума Царицына претерпела существенные изменения. В июле 1917 года в ее состав вошли большевики, а городским главой был избран их лидер С.К.Минин. Под давлением контрреволюционных сил Дума была распущена. С возвращением советской власти Думу вновь возглавил большевик С.К.Минин. 2 июля 1918 года Дума была распущена окончательно. Ее функции перешли к городскому Совету рабочих и солдатских, а впоследствии народных депутатов. Вновь свое название городская Дума обрела только в марте 2006 года.

При выборах в депутаты городских, районных, областных Советов народных депутатов учитывались негласные нормы представительства: столько-то от рабочих, столько-то от крестьян, от молодежи, от женщин. Коллективы известных на всю страну заводов Красный Октябрь, Сталинградский (Волгоградский) тракторный завод, завод «Баррикады», сельскохозяйственный институт, медицинский институт, педагогический институт и другие выдвигали своих представителей, чьи имена были на слуху также у всей страны. Решения Советов народных депутатов иногда были историческими, но определялись целями и задачами правящей на тот период Коммунистической партией Советского Союза.

Представительства депутатов советского периода были так многочисленны (а ввиду этого и мало дееспособны), что, в конце концов, привело к возникновению такого понятия как «малые Советы» при обычных Советах народных депутатов. В них входили депутаты, которые могли участвовать в работе более оперативно, собираться актуально и вырабатывать рекомендации по работе администраций.

В 80-е, начало 90-х годов система выдвижения депутатов – народных избранников по негласному партийному квотированию приобрела чисто формальный характер и потребовала кардинальных изменений.

После августовского путча и расстрела Белого дома в Москве Советы народных депутатов были распущены повсеместно и в их деятельности наступил исторический перерыв.

Новый период

Функционирование местного самоуправления Волгограда новейшего времени регламентируется Конституцией Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года, и регулируется федеральным законодательством. На основании федерального Закона о местном самоуправлении, принятого в августе 1995 года, 4 октября 1995 года в Волгограде было избрано 24 депутата Волгоградского городского Совета народных депутатов. Выборы проходили по 24 одномандатным округам. На плечи депутатов первого созыва легла тяжелая ноша разработки большого количества нормативно-правовых актов органов местного самоуправления нового периода.

25 сентября 1996 года депутатами Волгограда был принят Устав города-героя Волгограда и 11 октября 1996 года успешно зарегистрирован Управлением юстиции Администрации Волгоградской области.

В связи с тем, что Совет народных депутатов Волгограда избирался в Российской Федерации в числе первых, все нормативно-правовые документы, принятые в Волгограде, становились образцами при разработке подобных в других городах. В Волгоград приезжали за опытом нормотворческой работы из Екатеринбурга и Ульяновска, Саратова и Калмыкии, Новосибирска и Уфы, Владимира, Рязани и многих других городов России. Волгоград вошел в Ассоциацию органов местного самоуправления России и многие годы председатель Волгоградского городского Совета народных депутатов либо возглавлял, либо входил в состав совета Ассоциации.

Волгоградский городской Совет народных депутатов, как старший товарищ, помогал становлению органов местного самоуправления в городах – районных центрах Волгоградской области. Депутаты Михайловки, Урюпинска, Жирновска, Городища, Светлого Яра были постоянными гостями горсовета, посещали заседания и другие мероприятия, увозили с собой на компакт-дисках нормативно-правовые акты Волгограда.

Первоначально Волгоградский городской Совет народных депутатов состоял из 6 депутатских комитетов. Основным направлением деятельности было нормотворчество, поначалу главным образом в сфере социальной поддержки населения (предоставление льгот на проезд в городском общественном транспорте различным категориям населения, льготирование многодетных семей, и др.).

Постепенно в орбиту деятельности депутатов входило все больше сфер общественной жизни – вопросы молодежной политики (поддержка детского отдыха, создание детских досуговых центров, поощрение наиболее успешных и талантливых учащихся посредством учреждения персональных стипендий горсовета), вопросы управления муниципальным имуществом, градостроительства, налогового регулирования, заключения инвестиционных соглашений, международного сотрудничества на межмуниципальном уровне.

Эти основополагающие направления и сегодня являются определяющими в работе депутатского корпуса. С изменениями федерального законодательства, перераспределением полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, увеличением вопросов ведения представительных органов структура Волгоградского городского Совета народных депутатов претерпевала неоднократные изменения.

На сегодня число комитетов представительного органа составляет 9 — это, по мнению самих народных избранников, наиболее оптимальное количество, отвечающее, с одной стороны, объему и важности выполняемых полномочий, с другой – рациональному подходу к расходованию средств на органы местного самоуправления. Последний фактор в последние годы является все более значимым для депутатского корпуса, который неизменно выступает за оптимизацию бюджетных трат на аппарат управления.

Неоднократно изменялся за эти годы и порядок формирования представительного органа, и количественный состав избираемых депутатов. С третьего по пятый созыв представительный орган местного самоуправления Волгограда представляли 48 депутатов. В 2017 году в Устав города-героя были внесены изменения, продиктованные необходимостью выстраивания наиболее эффективной модели управления городом. И в сегодняшнем, шестом созыве, Волгоградская городская Дума сформирована в составе 36 депутатов: 18 избраны по одномандатным округам, 18 избраны по единому округу в составе списков политических партий.

В марте 2006 года постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов, после принятия новой редакции Устава города-героя Волгограда, горсовет был переименован в Волгоградскую городскую Думу. Мемориальная доска горсовета была передана Волгоградскому краеведческому музею.

«ЦАРИЦЫН-СТАЛИНГРАД-ВОЛГОГРАД»

автобусная экскурсия сталинград

Познакомиться с городом гостям поможет обзорная экскурсия «Царицын-Сталинград-Волгоград». В ходе прогулки мы вам расскажем легенды и были старого Царицына, пройдем по местам боевой славы Сталинграда, полюбуемся замечательными видами современного города-героя Волгограда.

ЗВОНИТЕ +7 961-065-78-77 +7 902-652-72-12

/assets/images/prez/prez-07.jpg—>

+7 961-065-78-77 +7 902-652-72-12

ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА
ГОТОВЫ ЗАБРОНИРОВАТЬ ЭКСКУРСИЮ?

экскурсовод Царицын

Прогулка начнется с набережной им. 62 армии. Одна из самых красивых набережных далеких довоенных лет, она и сегодня восхищает гостей города, прибывающих по Волге. Широкая лестница выведет вас на верхнюю террасу, где расположен парк Победы, знаменитый фонтан Искусств и церковь Иоанна — Предтечи.

В центре набережной фонтан «Искусств». В его художественный замысел лег фрагмент хореографического танца «Березка» хорошо известного в Советском союзе. Три подруги водят праздничный хоровод, воспевая Советский народ.

экскурсионное бюро история волгограда

экскурсия сталинград царицин

Пройдя по тенистым аллеям парка Победы, вы подойдете к памятному знаку-бюсту Петра I. Царь Петр не раз бывал в наших краях и трижды посещал крепость Царицын. В дар городу он подарил горожанам трость и картуз, сказав при этом, как гласит легенда: «Вот вам трость; как я управлялся ею с друзьями своими, так вы обороняйтесь ею от врагов ваших. Как никто не смеет снять сей картуз с головы моей, так никто не смеет вас из Царицына выводить».

Часовня и церковь Иоанна Предтече — это одно из самых первых каменных зданий в Царицыне. Изначально она была построена на острове Голодный, где находилась крепость Царицын, но затем перемещена вместе с крепостью на правый берег реки.

экскурсии по истории Волгограда

экскурсия исторический Волгоград

На берегу, на склоне оврага находится ресторан «Маяк». Именно отсюда начиналась южная граница крепости, перенесенная с острова на правый высокий берег Волги в 1615 г. Ресторан построен на старом фундаменте Иоанно-Предтеченской церкви, которая была разрушена во время Сталинградской битвы.

По террасе набережной можно выйти к знаменитому Дому Павлова и дому – призраку разрушенной мельницы. Это свидетели битвы великой на подступах к Волге. Вы сможете сами увидеть, как близок был враг к своей цели – дойти до Волги. Но стойкость и мужество наших солдат были для них непреодолимым препятствием.

экскурсия история сталинграда

экскурсия история царицина

Дом Павлова – штурмовая разведгруппа сержанта Якова Павлова отстояла этот дом в дни Сталинградской битвы. 58 дней шли бои за этот рубеж, но Дом Павлова выстоял в неравной схватке с врагом и теперь здесь, как и тогда, живут обычные люди. Но этот дом по праву стал памятником сталинградских событий, местом памяти поколений.

В ходе экскурсии вы пройдете по Аллее Героев. Побываете у трех братских могил разных эпох. Сможете дотронуться до старинного тополя, который был свидетелем Сталинградских сражений, окажетесь на центральной площади города-Площади павших борцов.

экскурсия аллея героев Волгограда

экскурсия вокзал Волгограда

Недалеко от площади находится центральный железнодорожный вокзал. Красивый, величественный он взметается вверх, своим шпилем подпирая небо. На его площади знаменитый фонта «Детский хоровод», ставший визитной карточкой Сталинграда после исторической битвы.

ПО ЖЕЛАНИЮ ГОСТЕЙ МОЖЕМ ОРГАНИЗОВАТЬ ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЕВ, ОБЕДЫ, РЕЧНЫЕ ПРОГУЛКИ.

ПО ЖЕЛАНИЮ ГОСТЕЙ МОЖЕМ ОРГАНИЗОВАТЬ ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЕВ, ОБЕДЫ, РЕЧНЫЕ ПРОГУЛКИ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *