Собор в испании самый известный как называется
Перейти к содержимому

Собор в испании самый известный как называется

  • автор:

Храмы, соборы, мечети Испании

Храм Саграда Фамилия в Барселоне, или как его еще называют собор Святого Семейства — это, пожалуй, самое известное строение великого испанского.

Монастырь Монтсеррат

126 туристов было здесь

Монастырь Монтсеррат в Испании — это духовный символ Каталонии и широко известный паломнический центр. Святое место находится у подножия.

Кафедральный собор Майорки

30 туристов было здесь

Кафедральный собор — настоящий ориентир с уникальной системой освещения и выдающийся пример готической архитектуры Пальмы-де-Майорки.

Кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии

66 туристов было здесь

Именно этот готический собор и является главным храмом Барселоны и резиденцией архиепископа Барселонского, хотя многие ошибочно считают.

Церковь Санта Мария дель Пи

21 турист был здесь

Церковь Санта Мария дель Пи — одна из главных достопримечательностей района. Ее 54-метровая колокольня возвышается над всем.

Церковь Санта Мария дель Мар

30 туристов было здесь

Церковь Санта-Мария-дель-Мар (Santa Maria del Mar) находится в историческом квартале Барселоны и является довольно известным памятником.

Монастырь Педральбес

10 туристов было здесь

Педральбес принадлежит к числу самых богатых городских кварталов Барселоны. Здесь мирно уживаются суперсовременные здания, солидные особняки

Собор Альмудена

32 туристa были здесь

Если подъезжать к Мадриду с юго-запада, то нельзя не обратить внимания на белые башни собора Альмудены, выполненного.

Храм Дебод

20 туристов было здесь

Этот храм является сооружением, которое, по всеобщему мнению, трудно совместить с духом и архитектурным обликом Мадрида. Этот.

Кафедральный собор Жироны

32 туристa были здесь

Кафедральный собор находится на кафедральной площади Жироны. До начала строительства собора (1312 год) тут находилась романская усыпальница.

Саграда Фамилия – главный храм Барселоны

В Барселоне, столице Каталонии, есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже 120 лет. Но все когда-нибудь кончается. Заложенный в 1882 году грандиозный Искупительный храм Святого Семейства («Саграда Фамилия») постепенно приобретает вид завершенного творения. Такого, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века

История строительства храма Саграда Фамилия

Заказ на строительство, точнее, на его завершение (храм начал возводить другой архитектор), Гауди получил, когда ему едва исполнился 31 год. На его счету тогда была всего одна постройка – цех для отбеливания хлопка. «По легенде сеньору Букабелье, председателю Общества Святого Иакова, которое выступало главным заказчиком храма, однажды приснилось, что собор Саграда Фамилия возведет блондин с голубыми глазами. Как понимаете, среди испанцев голубоглазых блондинов не так уж много, поэтому, когда Букабелья увидел Гауди, он сразу п онял: это тот самый человек», рассказывала искусствовед Анжела Санчес-и-Гаргальо. На самом деле заказчики остановили свой выбор на Гауди скорее всего из соображений экономии – маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование, так как уже в первые годы смета была превышена многократно.

Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмагоричности созданных Гауди форм они никогда не были абстр актны, напротив, всегда прямо восходили к чему-то существующему в природе. На вопрос, где он находит для себя образцы, архитектор отвечал: «В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник – Бог » . Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано: инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В храме Саграда Фамилия он « насадил » целый лес колонн с капителями в виде ветвей. Переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной.

Саграда Фамилия Гауди

Современники Гауди были уверены, что этот свод непременно рухнет. Уникальные конструкции, на которых покоятся своды храма Саграда Фамилия, – железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал сам Гауди. Колонны уходят под землю на глубину 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибалльное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.

Гауди не разделял элементы своих построек на функциональные и декоративные, ведь в природе такого деления не существует. Опоры спроектированного им акведука в Парке Гуэля выглядят, как древние окаменевшие древесные стволы. Обычным трубам и выходам вентиляционных шахт на крыше доходного дома Каса Мила он придал облик призрачных воинов и стилизованных деревьев. Каса Мила, сразу прозванный барселонцами «Ла Педрера » , то есть « Каменоломня » , замечателен не только своей непохожестью ни на что созданное ранее. Это был первый в истории дом с подземным гаражом. Кроме того, в нем впервые был применен принцип, через десятки лет названный « свободной планировкой » .

Ла педрераЛа Педрера, Барселона

Заказать индивидуальную экскурсию

Признание Антонио Гауди и его трагическая смерть

На Гауди обратили внимание, когда он уже начал возводить храм Саграда Фамилия, и вовсе не в связи с этим проектом. В 1878 году он выстроил летнюю виллу для фабриканта Мануэля Висенса. План дома был чрезвычайно прост, но архитектор облицевал виллу разноцветной глазурованной плиткой и украсил таким количеством пристроек и декоративных элементов, что она превратилась в сказочный мавританский дворец. Первые проекты Гауди привели в восхищение богатого мецената графа Эусеби Гуэля. По его заказам Гауди построил несколько замечательных зданий и спланировал городской парк. Хотя заказы сыпались на него со всех сторон, с 1914 года Гауди целиком посвятил себя храму Саграда Фамилия.

7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Лишь одно событие омрачило тот праздничный день – через несколько часов после открытия движения под колеса вагона попал какой-то нищий старик. Его отвезли в больницу, где он вскоре скончался. Тело уже собрались отправить в общую могилу. Но одна из сотрудниц госпиталя опознала тело. Это был Гауди. Похоронили архитектора в – храме, который он считал главным делом своей жизни.

Анжела Санчес-и-Гаргальо писала: «Гауди понимал, что у него вряд ли хватит времени, ч тобы завершить строительство храма. Поэтому в последние годы он отступил от своего принципа и стал делать эскизы и чертежи для тех, кто придет после него. Много было споров, следует ли продолжать строительство. Победили те, кто считал, что оставить творение мастера незавершенным – значит предать его память » .

В 1936 году, когда в Испании разгорелась гражданская война, возведение храма прервалось. Анархисты, которым в тот период фактически принадлежала власть в городе, уничтожили почти все макеты и чертежи Гауди. Интересный факт: находившийся тогда в Барселоне знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл отнесся к этому акту вандализма вполне положительно. Храм, по его мнению, вообще следовало бы взорвать.

Храм Святого Семейства Барселона

Архитектура храма Саграда Фамилия

Согласно планам Гауди храм должен иметь три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Над каждым возвышаются 12 башен, по числу апостолов. Еще 6 башен должны быть возведены над центральным нефом: 4 – в честь евангелистов, одна, посвященная Богородице, и самая высокая, стасемидесятиметровая – Христу. При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов. Отделке башен архитектор уделял особое внимание, стремился сделать так, чтобы, по его собственному выражению, «ангелам было бы приятно на них смотреть». Поэт Лорка, увидев башни храма, спросил у Гауди: «Вы что, создаете оргaн для Господа?» Гауди согласно кивнул. Его мечтой было заставить башни резонировать во время ветра так, чтобы в храме звучала музыка Творения.

Скульптурные группы фасада Рождества изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа. На фасаде точно воспроизведены растения, характерные для Палестины и Каталонии, а между башнями высится рождественское дерево.

Противоположный фасад Страстей Господних, построенный уже в наше время по проекту современного архитектора, барселонцы недолюбливают и называют «Звездными войнами». На месте жилого квартала на улице Майорка будет построена третья, заключительная часть храма Саграда Фамилия – фасад Воскресения Христова. То, что собор Саграда Фамилия достраивают другие архитекторы, для европейской истории скорее правило, чем исключение. Многие грандиозные готические соборы возводились столетиями. Так, строительство собора в Реймсе заняло 270 лет, в Милане – 550, а в Кельне – 632 года.

Как и в Средневековье, храм Саграда Фамилия возводится на добровольные пожертвования, в том числе и на те евро, которые туристы платят за осмотр памятника. В последнее время каждый год только входные билеты и продажа сувениров приносят фонду храма несколько миллионов евро. На данный момент строительство завершено на 70%, предполагается, что полностью храм будет достроен к 2026 году.

7 ноября 2010 года папа римский Бенедикт XVI в рамках визита в Испанию провел обряд освящения храма Саграда Фамилия.

Цены на билеты в храм Саграда Фамилия на 2016 год

Без экскурсии: 15 евро.

С гидом: 24 евро (на испанском, английском, французском, немецком языках).
С аудиогидом: 22 евро ( на русском, испанском, английском, французском, немецком, итальянском, португальском, китайском языках ).
С аудиогидом и осмотром башен: 29 евро.

Время работы храма Саграда Фамилия

Ноябрь – февраль: с 9.00 до 18.00.
Март: с 9.00 до 19.00.
Апрель – сентябрь: с 9.00 до 20.00.
Октябрь: с 9.00 до 19.00.

Укороченный день: 25, 26 декабря, 1, 6 января: с 9.00 до 14.00.

Официальный сайт: http://www.sagradafamilia.org/en/

Если вы собираетесь в Барселону, непременно посетите эти достопримечательности – бесценное наследие Антонио Гауди. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски», и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии по незабываемым творениям Антонио Гауди.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Центр услуг в Испании

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Метки: испания, барселона, гауди, экскурсии, архитектура, история, антонио гауди, экскурсии в барселоне, экскурсия самостоятельно

8 древнейших кафедральных соборов Испании

Древнейшие кафедральные соборы Испании

На протяжении многих веков Испания была опорой для католической церкви, а испанцы сохраняли фанатическую набожность (в этом они, быть может, уступают только итальянцам). Представители церкви были чрезвычайно могущественными и авторитетными людьми. Они принимали важные решения, которые влияли на все стороны жизни страны: политику, культуру, традиции, быт и много другое. И мы знаем о том, что почти четыре века здесь вершила свою власть «святая инквизиция», отправившая на костер сотни людей.

Древнейшие кафедральные соборы Испании

Немые свидетели ушедших времен

Потрясающие соборы Испании – немые свидетели не только тех страшных страниц европейской истории, но и многих грандиозных событий. Они видели королевских особ, выдающихся деятелей разных эпох и простых людей, приходивших сюда со своими радостями и горестями. Многие из храмов были построены в глубокой древности римлянами или вестготами, потом перестроены в мечети арабами и после Реконкисты преобразованы в католические святыни. Некоторые из них были беспощадно разграблены Наполеоном, а потом восстановлены прихожанами. У каждого храма, большого и маленького, своя неповторимая, удивительная судьба.

Собор в Сантьяго-де-Компостеле, ХI век

Собор в Сантьяго-де-Компостела

В Средние века он был одним из самых значительных в Европе и третьей святыней в мире после Иерусалима и Рима. Представители всех классов общества прибывали сюда поклониться усыпальнице святого Иакова (по-испански Сантьяго).

На западной стороне фасада храма находится знаменитый Портик славы, построенный между 1168 и 1188 годами. Позже при строительстве нового фасада некоторые его элементы были убраны и помещены в кафедральный музей. Портик состоит из трех этажей: склеп, символизирующий земную жизнь, собственно портик, представляющий символ небесного Иерусалима, и галерея, освещаемая весь день благодаря окнам-розам. Это своеобразная картина эволюции от человеческого начала к божественному миру. Портик включает в себя более 200 резных фигур и считается истинным шедевром испанской скульптуры романской эпохи.

Портик Славы

Собор в Сарагосе, XII век

По образному выражению Папы Иоанна Павла II, этот собор – «мать всех испаноязычных народов». Базилика Богоматери Пилар – главная христианская святыня Сарагосы и одно из «Двенадцати сокровищ» Испании, где хранится статуэтка Богоматери Пилар.

Собор в Сарагосе, XII век

Легенда о происхождении этой огромной базилики насчитывает около двух тысяч лет. Согласно преданиям, холодной декабрьской ночью 40 года н. э. Дева Мария явилась Святому Иакову, который тогда находился в Сарагосе, и вручила ему небольшой столб из яшмы, чтобы построить часовню (эта маленькая колонна до сих пор стоит внутри капеллы). Через год после этого события здесь была построена часовня в честь Богородицы – первая в истории христианства, посвященная Деве Марии. В VIII веке на этом месте арабы возвели мечеть.

В 1118 году, когда Сарагоса была освобождена от мусульман войсками короля Альфонсо I, здесь была построена церковь в романском стиле, уничтоженная пожаром в 1434 году. На ее месте впоследствии возникло новое здание, которое представляет собой комбинацию различных архитектурных стилей, таких как готика, барокко, рококо и классицизм. Последние башни были построены в 1907 и 1961 годах.

Внутри собор украшен замечательными фресками кисти самого Франсиско де Гойи . Одно из главных сокровищ собора Девы Пилар – алебастровый алтарь работы испанского архитектора и скульптора Дамиана Формента (1480–1540), выполненный им в 1509–1512 годах, а также хоры.

Собор в Бургосе, XIII век

Собор в Бургосе

Постройка этого собора , относящегося к числу лучших готических соборов Европы, проводилась на месте стоявшего здесь когда-то романского храма. На протяжении веков над его возведением трудились, сменяя друг друга, несколько поколений архитекторов (испанских, французских, немецких), вследствие чего здание имеет некоторое сходство с другими центрально-европейскими и французскими соборами. Испанский король Филипп II называл храм «Творением ангелов», а его гигантская аркада на долгие годы стала атрибутом храмов испаноязычного мира; особенно часто этот элемент можно встретить в Южной Америке.

Многие помещения строились во времена Ренессанса и барокко, в XIV–XVII веках, поэтому здесь много позолоты, пышной каменной резьбы, алтарей, скульптур и прочих сокровищ. В 1919 году в соборе были захоронены испанский национальный герой Сид Кампеадор и его жена донья Химена.

В 1984 году ЮНЕСКО объявила Бургосский собор объектом Всемирного наследия.

Собор в Толедо, XIII век

Собор в Толедо

По преданию, на это место, где сейчас стоит собор, Дева Мария явилась святому Ильдефонсу. Поэтому в 587 король вестготов одобрил строительство небольшой базилики Санта-Мария-дель-Реаль . В VIII веке Толедо оказался во власти арабов, которые достаточно быстро перестроили христианский храм в мечеть.

Несколько веков спустя, отвоевав у захватчиков город, христианский король Альфонсо VI изгнал мусульман и адаптировал здание для использования в качестве христианской церкви. Первый камень нынешнего собора был заложен в 1226 году по указу короля Фернандо III Святого . Строительство затянулось на многие годы, архитекторы менялись, и собор, первоначально спланированный как готический, приобрел типичные испанские особенности: декоративность, элементы мавританского влияния и гармоничные пропорции вместо устремленного вверх «классического» готического храма.

Пожалуй, одна из главных достопримечательностей храма – это его сокровищница. Здесь открыта выставка, в которой представлена церковная утварь, епископские посохи , ценная дароносица из золота, серебра и драгоценных камней ( рубинов, изумрудов и сапфиров) массой более 200 кг, созданная в XVI веке мастером Энрике де Арфе. Ризница храма используется как картинная галерея, на стенах которой представлены бесценные полотна на религиозные темы: произведения Караваджо, Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Тициана, Ван Дейка и других живописцев.

Ризница

Собор в Кордове, XIII век

Мескита (Mezquita) – это совершенно невероятное, грандиозное сооружение, построенное в самом сердце Великой мечети Кордовы, датируемой VIII веком. В свою очередь, арабы на этом месте разрушили древний храм вестготов для создания собственной святыни, украшенной 1293 колоннами, 1445 светильниками и 280 люстрами.

Мескита

Когда Кордова была отвоевана христианами, то храм, как христианскую старинную святыню, решили очистить от мусульманского наследия с помощью преобразований. Однако король Карл V, посетив работы по перестройке мавританской мечети в собор, глубоко раскаялся: «Я не знал, что мечеть была так прекрасна и мы разрушили что-то уникальное, чтобы построить что-то, что может быть построено в любом другом месте» .

Площадь комплекса составляет 25 000 кв. м., величественный собор как бы спрятан за «лесом» из 856 колонн, которые выполнены из мрамора, гранита, яшмы и оникса.

Лес колонн

Мескита, считающаяся святыней различных культур, также внесена в списки Всемирного наследия человечества .

Собор в Леоне, XIII век

Собор в Леоне, XIII век

Кафедральный собор Санта Мария-де-ла-Регла, также известный как Пулькра Леонина, или Дом Света, – главный в городе. Он был построен на месте древнеримских терм II века, которые в XI веке по приказу короля Ордоньо II были превращены во дворец. Строительство самого собора началось в середине XIII века и было окончательно завершено к концу XVI века. Его изысканные витражи площадью около 2000 кв. м считаются самыми красивыми в мире. Большая их часть, датируемая XIII–XV веками, – настоящая редкость для средневековых готических церквей.

Собор в Леоне, XIII век

В соборе работает музей, в котором хранится большая коллекция религиозных произведений искусства – почти 1500 экспонатов, включая 50 романских скульптур Девы Марии (одна из них достаточно необычная, представляющая собой изображение беременной Марии), начиная от античности и до XVIII века. Здесь также хранятся голландские триптихи, старинные библии и многочисленные манускрипты, в том числе первый манускрипт на леонском языке.

Собор Леона является одним из трех главных соборов на паломническом Пути Святого Иакова наряду с соборами Бургоса и Сантьяго-де-Компостелы.

Собор в Валенсии, XIII век

Собор в Валенсии, XIII век

Этот собор построен на месте бывшего римского храма Дианы (богини плодородия, флоры и фауны), который сначала принадлежал римлянам, а затем вестготам. Придя сюда, арабы полностью снесли здание. Основная часть христианского собора была построена в период с XIII по XIV век. Как и во многих других городах, здесь строительство также затянулось на несколько столетий, и поэтому в архитектурном облике собора органично сочетаются сразу несколько стилей, что делает его одним из ценнейших объектов мировой архитектуры.

Посетителей храма особенно привлекает капитульный зал с капеллой Санто-Калис. В ней хранится главная святыня собора – Чаша Грааля (Santo Cáliz), которую в 1436 году король Альфонсо даровал храму. Она представляет собой сосуд из зеленого агата, декорированный камнями и жемчугом. Этой чаше более 2000 лет. Католическая церковь признала ее подлинной святыней.

Чаша Грааля

В алтарной части можно увидеть великолепные ренессансные фрески. Боковая дверь храма ведет в соборный музей (Museo Catedral de Valencia). Там хранятся полотна Хуанеса и Масипа, две картины Гойи и произведения других художников Возрождения.

Собор в Севилье, XIV век

Собор в Севилье, XIV век

Это самый большой в мире готический собор. В те времена, когда Севилья была одним из важнейших городов Аль-Андалуса (мусульманской империи), на этом месте стояла мечеть (1172–1248). 23 Декабря 1248 года город был захвачен христианской армией, мечеть была освящена и перестроена для использования в качестве христианского собора.

В мрачной тени собора хранится немало реликвий и сокровищ, в том числе картины Мурильо, Веласкеса, де Сурбарана и Гойи. Существует легенда о том, что крест собора сделан из первого золота, привезенного Колумбом из Америки, а в соборе захоронены останки мореплавателя. Красивейшее место этого собора – «Апельсиновый дворик» («Patio de los Naranjos»), использовавшийся для омовения двор бывшей мечети, который украшают десятки апельсиновых деревьев, наполняющих волнующим ароматом все пространство.

Апельсиновый дворик

В наше время этот собор – самый посещаемый культурно-исторический памятник в Севилье: сюда приезжает более миллиона туристов ежегодно.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Центр услуг в Испании

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Метки: вестготы, аль-андалус, дева мария, мечеть, святой иаков, готический собор, кафедральные соборы, римский храм, наследие человечества, богоматерь пилар, франсиско де гойя, сид кампеадор

Саграда Фамилия: творение гения или сумасшедшего?

Саграда Фамилия

«Мой клиент не торопится», — часто говорил Антонио Гауди, намекая на то, что у Бога много времени. Нет необходимости торопиться с завершением главного творения амбициозного каталонского архитектора.

Саграду Фамилию иногда ошибочно называют Барселонским Собором, хотя это имя носит другая известная церковь города — готический кафедральный Собор Святого Креста и Святой Евлалии, построенный в XIV веке.

Искупительный храм Святого Семейства (именно так звучит полное название церкви) строится полностью за счет частных пожертвований и продажи билетов. Саграду ежегодно посещают более 2,5 миллионов туристов, хотя строительство храма до сих пор не завершено. Открытие самого долгожданного сооружения мира вряд ли произойдет до 2026 года.

Учитывая, что строительство храма началось 1882 года, он определенно станет творением не только великого Гауди, но и нескольких поколений преданных своему делу профессионалов и энтузиастов.

Антонио Гауди проектировал радикальные архитектурные формы, далеко опередившие свое время

Когда последний камень будет установлен, Храм Святого Семейства станет самой высокой церковью мира, которая будет возвышаться над каталонской столицей на 170 м. Он также станет самым необычным и, возможно, наиболее противоречивым местом поклонения Богу такого эпического масштаба.

Глядя сверху на весь мир, этот гигантский термитник, окаменевший лес, замок на песке или огромный пряничный домик, испеченный самой злой колдуньей мира, этот самый амбициозный в истории строительства проект начал смущать архитекторов, критиков и историков с тех пор, как беспрецедентная форма сооружения стала известна — вскоре после Первой мировой войны.

Джордж Оруэлл называл Саграду «самым отвратительным зданием мира» и даже немного надеялся, что ее разрушат во время гражданской войны в Испании. Сальвадор Дали говорил о ее «страшной красоте и съедобном виде» и настаивал, что храм надо держать под стеклянным куполом.

Джордж Оруэлл называл Саграду

Вальтер Гропиус, создатель прямоугольной архитектуры и основатель баухауса (авангардное направление в архитектуре) увлекался техническим совершенством храма. Выдающийся американский архитектор и «отец небоскребов» Луи Салливан говорил, что Саграда Фамилия — это «дух, застывший в камне».

Ловушка для туристов?

Когда свод нефа высотой 46 метров, который затмевает разум своей сложной структурой, был завершен в 2010 году, а базилику освятил Папа Римский Бенедикт XVI, споры вокруг храма начались с новой силой.

Как отметил обозреватель мадридской ежедневной газеты El Pais Мануэль Висент, «единственным преимуществом Храма Святого Семейства является тот факт, что он пока не завершен. Это произведение гения, охваченного мистическими мечтами. Впрочем, когда его строительство наконец закончится, никто не зайдет в него, кроме японских туристов».

Архитектор Энрик Массип, член Консультативного комитета Барселоны, раскритиковал базилику, объявив, что ее размеры «искусственно раздули» и ей «не хватает духовности».

Храм является вершиной сложных математических расчетов и ведущих строительных технологий

Интересно, что в 1990 году Массип основал свою собственную архитектурную мастерскую «с целью развития ведущего и инновационного архитектурного мышления». Хотя не очень понятно, какое именно значение он вкладывал в это выражение — Энрик Массип не оставил много записей или рисунков — его фраза очень точно описывает то, что делал сам Антонио Гауди, когда проектировал радикальные архитектурные формы, далеко опередившие свое время.

Те, кому не нравится Храм Святого Семейства, на самом деле не способны разглядеть, что скрывается за его пышными и, пожалуй, несколько хаотичными внешними формами. Впрочем, стоит только заглянуть за фасад, и вы увидите, что это здание является вершиной сложных математических расчетов и ведущих строительных технологий.

В основе дизайна Саграды — сложные формы, которые сегодня известны нам (или должны быть известны) под названиями геликоид, гиперболоид и гиперболический параболоид. Гауди заимствует эти формы у природы и кладет в основу конструкции колонн, сводов и рядовых геометрических элементов структуры храма.

Рассмотрите свод, венчающий неф базилики. Не напоминает ли он густую крону деревьев, сквозь которую пробивается солнечный свет? Гауди надеялся, что мы увидим это именно так. Он говорил, что все элементы его дизайна «происходят из Большой книги природы». Его «учебниками» были горы и пещеры, которые он так любил исследовать.

Строительство Храма Святого Семейства началось в 1882 году и не завершится до 2026-го

Когда 23-летний новозеландец Марк Берри приехал в Барселону в 1980 году и вместе с другими архитекторами пытался соединить фрагменты, которые остались от макета храма, созданного Гауди, сначала он никак не мог понять их капризную геометрическую форму. Вдруг Берри понял, что в основе причудливого инженерного воображения Гауди, среди других природных явлений, лежала структура горной породы.

Впоследствии Берри получил должность главного исполнительного архитектора Саграды Фамилии. Он также стал ведущим специалистом пространственного дизайна и компьютерного программирования в Мельбурнском королевском технологическом университете.

С помощью параметрических методов компьютерного моделирования, заимствованных из аэрокосмической отрасли, Берри смог завершить проекты Гауди. Работая под руководством Жорди Фаули и Ольера, он даже смог ускорить процесс строительства, поскольку для резки камня начал использовать автоматизированные машины.

Берри и его коллег архитекторов не прекращает поражать тот факт, с какой точностью Гауди разрабатывал эти сложные трехмерные математические модели с помощью лишь своего воображения и интуиции.

Архитектурное чудо?

Немногочисленные чертежи и эскизы, сделанные рукой самого Гауди, преимущественно уничтожили каталонские анархисты, напавшие на Саграду Фамилию во время гражданской войны в Испании.

Гробницу архитектора они, тем не менее, оставили нетронутой. Ведь какой бы ни была их обида на генерала Франко и католическую церковь, они хорошо знали, что Гауди считали святым все, независимо от социального статуса и политических убеждений.

7 июня 1926 года Антонио Гауди сбил трамвай на перекрестке улиц Каррер де Байлен и Гран Виа в Барселоне. Водители такси отказались подвезти мужчину в больницу, поскольку ошибочно приняли его за нищего.

Архитекторов не прекращает поражать тот факт, с какой точностью Гауди разрабатывал эти сложные трехмерные математические модели с помощью лишь своего воображения и интуиции

Местные жители отнесли худого и оборванного старика в больницу для бездомных. Когда его обнаружили там, Гауди отказался перевестись в другую больницу. «Мое место здесь», — сказал он. Чтобы попрощаться с гением, на улицах Барселоны выстроились многотысячные очереди.

Сегодня трудно понять волну религиозных чувств, которые вдохновили на создание Храма Святого Семейства. Идея пришла в голову Хосепу Марии Бокабелли, издателю религиозных книг, после путешествия в итальянский город Лорето, где он совершил паломничество в Святую хижину — одну из главных святынь католичества.

По легенде, в этом здании находился дом, в котором архангел Гавриил явился Пресвятой Богородице. Чтобы спасти дом Марии от уничтожения в XIII веке, ангелы перенесли его в Италию и спрятали в Лорето.

Хосеп Бокабелла основал Общество преданных Святому Иосифу, которое приобрело землю для строительства храма и оплатило работы. На своем пике Общество насчитывало более 600 тыс. сторонников. Если вера в Бога может сдвинуть горы, она бесспорно сможет и построить храм Гауди. Сегодня сторонники известного архитектора выступают за причисление Антонио Гауди к лику святых.

Сторонники Гауди ведут борьбу за причисление гениального архитектора к лику святых

После завершения строительства над Саградой будут возвышаться 18 шпилей, 8 из которых уже построены. 12 шпилей символизируют апостолов Христа, четыре — евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна, один — Пресвятую Деву Марию и самый высокий — Христа Спасителя.

Возможно, Саграду трудно понять пуританскому глазу или сторонникам прямых линий и минималистской эстетики, однако это совершенно блестящее проявление человеческой фантазии в течение столетия вдохновляло плеяду лучших инженеров и архитекторов мира, среди которых Оскар Нимейер, Фрей Отто и Пьер Луиджи Нерви.

И оно, безусловно, будет вдохновлять будущие поколения, для которых его создателем официально станет Святой Антонио Гауди.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Culture.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *