Собор святого петра кто построил
Перейти к содержимому

Собор святого петра кто построил

  • автор:

Собор Святого Петра

Собо́р Свято́го Петра́ (Дата основания 18 апреля 1506) — один из самых известных и роскошных соборов в мире, расположенный в государстве-городе Ватикан [1] . Этот собор является главным храмом католической церкви и знаковым местом для паломников и туристов со всего мира. Над этим проектом работали такие великие мастера как Браманте, Рафаэль, Микеланджело и Бернини.

История создания

Собор Святого Петра 2014 год

В I веке нашей эры [2] на территории собора раскинулись цирковые сады римского правителя Нерона [3] , а рядом с цирком находилось кладбище, где хоронили жертв жестоких развлечений императора. На арене император устраивал кровавые гладиаторские бои. На этой арене по приказу Нерона жестоко пытали христиан. В то время, когда христианство преследовалось, правителям нравилось видеть, как непокорные им христиане умирают мученической смертью от гладиаторских мечей или когтей животных. И однажды в 67 году нашей эры власти схватили апостола Петра [4] , одного из учеников Христа. Нерон приказал распять его на кресте вверх ногами после кровавого поединка. Тело святого было погребено на кладбище возле цирка. В 326 году христианский император Константин приказал построить базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвал сооружение в честь апостола. Базилика — это тип строения, который был присвоен храму Папой Римским. Базилика представляет собой прямоугольное здание с двумя вертикальными рядами колонн внутри. Строительство этого массивного нового собора было заказано Юлием II [5] , который хотел превзойти все церкви великолепным храмом. Храм строился в течение 120 лет с 1506 год — по1626 год ведущими скульпторами эпохи Возрождения Рафаэлем, Микеланджело, Бернини и Браманте. Окончательно его завершил римский архитектор Карло Мадерна.

Строительство

При строительстве собора принимали участие настоящие гении эпохи Возрождения. В 1506 году папа Юлий решил перестроить небольшую базилику в более престижный собор, который на самом деле бы имел великую роль главной святыни христиан. Проект собора святого Петра был поручен Донато Браманте [6] , который является одним из первых архитекторов Ватикана. В 1506 году был принят его проект, в соответствии с которым собор должен быть построен в виде квадрата, с вписанным в него греческим (равносторонним) крестом.

После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти [7] , который перепроектировал собор в форму латинского креста или же вытянутого по длине. В 1546 году, когда 70-летний Микеланджело [8] решил вернуться к идее Браманте, сделав конструкции больше и массивнее и возвел главный купол. После смерти Микеланджело архитекторы Джакомо делла Портаи Джанкарло да Виньола продолжили строительство главного купола. Они его сделали более вытянутым, а также возвели два маленьких купола. Позже несколько выдающихся мастеров приложили усилия для основания собора, в том числе Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонаротти и Джакомо делла Порта.

Интерьер собора Святого Петра был создан Лоренцо Бернини [9] , величайшим архитектором Италии. Римский архитектор Карло Мадерна [10] завершил строительство собора. Завершение строительства ознаменовалось освящением собора Урбаном VIII в 1626 году. В это же время собор был официально открыт и началась служба.

Описание собора

Внутри собор Святого Петра поражает своими масштабами: длина — 186 м, высота центрального нефа — 45 м с куполом — и все 119 м. Почти все иллюстрации на стенах этого собора выполнены в технике мозаики.

Собор построен в форме латинского креста, а на пересечении центральной части находится Папский алтарь, который так популярен, потому что только Папа Римский имеет право здесь проводить церковные службы. Над главным алтарем, находится огромный бронзовый балдахин, созданный Бернини в 1633 году по приказу папы Урбена VIII [11] .

Купол является шедевром архитектурного искусства. Он имеет высоту 119 метров и диаметр 42 метра. На фризе купола выложены мозаикой слова Христа на латинском языке: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и не одолеют ее враги адовы. И дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Купол лежит на 4 огромных колоннах. Каждая из четырех колонн увенчана статуей ангела. Статуи Святых Павла и Петра стоят перед входом в собор. В руке у Петра ключи от «Царства Небесного», которые вручил ему сам Господь. К подножию купола ведет пологая лестница и лифт. Стены лестницы украшены подписями членов королевских семей, посетивших купол.

С высоты площадь с аллеей и собором выглядят как ключ, за что и были названы «ключом Святого Петра». В первой капелле правого нефа находится великое произведение Микеланджело — «Пьета» [12] , скульптурная группа, заказанная для будущего надгробия (1498—1499 гг.) французского кардинала Жана Вилье де Лагрола, которому тогда было 24 года. Юная Мария держит на коленях Христа, снятого с креста. В соборе так же есть алтарь, который ведет к гробнице Апостола Петра. Вершину алтаря венчает бронзовая сфера с крестом, а под балдахином помещен золотой голубь, символ Святого Духа. У этого алтаря есть отверстие и каждый посетитель может заглянуть внутрь. На территории собора похоронены многие люди, причисленные к лику святых.

Мраморные полы базилики Святого Петра частично сохранились от первой церкви, базилики Константина. Неповторимую атмосферу этого собора создают скульптуры, фрески, иконы и тонкая золотая роспись, стены, украшенные лепниной, серебром и цветным мрамором, алтари и надгробия.

    Собор Святого Петра с разных ракурсов

Собор Святого Петра (строительство)

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Моб. приложение

Проект масштабной реконструкции базилики Святого Петра папа Николай 5-й поручил разработать Бернардо Росселлино. План этого зодчего не предусматривал радикальной перепланировки храма. Росселино намеревался встроить внутренние колонны в мощные пилястры и перекрыть вытянутый корпус крещатыми сводами. Он также собирался расширить поперечный зал – трансепт – и обновить апсидную часть. То, что успел сделать Росселлино, использовали его последователи. Однако начавшиеся работы надолго приостановила смерть понтифика.

Строительство Сан-Пьетро возобновилось в начале 16-го века. Поговаривали, что папа Юлий 2-ой согласился на это по совету Микеланджело, мечтая о роскошном обрамлении для своего будущего мавзолея. Свои проекты базилики представили величайшие мастера со всей Италии. Предпочтение отдали заявке миланца Донато Браманте.

Относительно формы будущего Cобора Святого Петра долго велись ожесточённые споры. В соответствии с проектом Браманте здание представляло собой в плане греческий (равносторонний) крест, увенчанный огромным куполом. То есть, мастер ориентировался на классическую римскую архитектуру (вспомните купол Пантеона!) и пытался воплотить замыслы теоретиков Возрождения – Антонио Филарете и Леонардо да Винчи.

Браманте начал возводить опоры и арки для поддержки купола Собора Святого Петра. При этом пришлось разрушить значительную часть старинной базилики. Это навлекло на архитектора гнев самого Эразма Роттердамского. Тут же в Милане вышел его сатирический диалог между Браманте и святым Петром, который встретил зодчего на небесах. В ответ на упрёки апостола миланец предлагал ему перестроить хоть весь рай.

Сам масштаб замысла Cобора Святого Петра породил нешуточные споры. Масла в огонь подлили индульгенции, которые папа выдавал за пожертвования на строительство. В конце 1510-го года в Риме побывал Мартин Лютер. Возможно, впечатления от увиденного и навели его на мысли о том, что пора бы духовенству вернуться к нестяжательству и скромности. Так что собор Святого Петра, быть может, стал одним из невольных виновников протестантской реформации.

После смерти Браманте проектом Собора Святого Петра занялись Рафаэль, Джулиано да Сангалло и другие архитекторы. Бесконечные споры замедляли строительство. В конце концов, возобладала идея классической базилики с тремя длинными нефами. Однако в 1527-м году Рим разорили войска Карла Пятого. Папа укрылся в Замке Святого Ангела. Эти события серьёзно подорвали престиж папского престола.

Строительство Cобора Святого Петра возобновилось ближе к середине 16-го века под началом Антонио Сангалло Младшего. Предусмотрительный архитектор понимал, что не увидит окончания строительства. В течение семи лет он кропотливо трудился над огромной деревянной моделью своего проекта. По замыслу Сангалло, он должен был объединить все предыдущие. Мастер также собирался поместить вокруг купола две огромных колокольни.

В 1546-м году за собор Святого Петра взялся Микеланджело, которому на тот момент было уже 70 лет. Художник изменил проект купола, взяв за образец чудо инженерного искусства тех времён – купол кафедрального собора Флоренции, созданный Брунеллески. Однако вскоре после начала работ Микеланджело сам отказался от заказа. Виной тому стали постоянные козни завистника Нанни ди Баччо. Этот архитектор воспользовался обрушением части конструкции, чтобы самому обрушиться на великого мастера с разгромной критикой.

Купол Сан-Пьетро закончил в 1590-м году Джакомо дела Порта. Карло Мадерна построил к югу от купола классическую базилику с тремя продольными нефами. Он же спроектировал фасад, который скрыл грандиозный купол от прямого взгляда. Наконец, Джан Лоренцо Бернини завершил отделку собора и спланировал огромную площадь для верующих, которые устремлялись сюда за папским благословением. Площадь была завершена в 1667-м году, а собор освятили ещё в 1626-м.

Перед фасадом Собора Святого Петра установлены статуи святых Петра и Павла середины 19-го века. На вершине – почти шестиметровые фигуры Иисуса, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме святого Петра). По бокам от главного входа помещены конные статуи. Слева – Карла Великого, которого здесь венчали Императором Священной Римской Империи. Справа – Константина Великого работы Бернини. На стене над входом – фрагмент мозаики Джотто.

Внутрь Собора Святого Петра ведут пять входов. Первый справа – это Священные Врата. Они открываются лишь в юбилейные годы.

File:Petersdom von Engelsburg gesehen en.wikipedia.org
Автор: Wolfgang Stuck
Лицензия:en.wikipedia.org

Собор Святого Петра в Ватикане: главный католический храм мира

Собор Святого Петра – это главная церковь для более миллиарда католиков. Только представьте, больше чем 1 000 000 000 человек по всему миру считают это место святым и хотят попасть сюда. Для сравнения, православие насчитывает около 225 миллионов человек.

Поэтому, если вы собираетесь в Рим, то посетить Ватикан с этим собором почти необходимость, даже если вы не католик — эта достопримечательность мирового масштаба. А чтобы посещение было более интересным, ниже я расскажу интересные факты о храме и его историю создания.

Ватикан хранит в себе огромное количество тайн и секретов, и если вы планируете поездку в Рим, рекомендую посетить музеи Ватикана и Собор Святого Петра с нашим гидом.

Забронировать экскурсию

Собор Святого Петра в Ватикане

История строительства церкви

До того как был построен собор, на этом месте расположились сады. Неподалеку был цирк императора Нерона. Цирк был одним из любимых мест горожан, там часто отдыхали и веселились. Однако параллельно правительством совершались гонения на первых христиан: истязали, ссекли кнутами и даже бросали львам на арене Колизея.

Христиане, брошенные на арену Колизея

И вот однажды в 67 году нашей эры власти схватили одного из учеников Христа – Апостола Петра. Необходимо уточнить, что святой Петр прибыл в Рим в 43 году для того, чтобы объединить и поддержать римских христиан, Апостол Петр 24 года руководил Римской церковью.

И вот, в злосчастный 67 год святой был схвачен и приведён на судилище. Конечно судьи, поклонявшимся множеству божеств, вынесли смертный приговор апостолу, посчитав его веру неверной и чужой. После приговора святого Петра привели в цирк Нерона.

За какой-то год увеселительное место успели превратить в место казни, на этом месте уже замучали до смерти несколько сот христиан, теперь был черед Петра.

Но апостол не смутился перед смертью, и вместо обычной казни он пожелал мученическую смерть, как у Христа, на кресте. Похоронен святой был неподалеку, а близкие друзья Петра позже установили памятник на его могиле. Захоронение Петра стало первым культовым местом христиан – сюда приходили на исповедь или просто за советом.

Собор Святого Петра в Ватикане

Строительство собора

После признания христианства, в 322 году император Константин велел построить базилику на месте распятия святого Петра, фактически она служила мавзолеем святого Петра.

В 1506 году папа Юлий II решил перестроить небольшую базилику в более престижный собор, который в действительности бы исполнял роль главной святыни христиан.

Разработку проекта поручили Донато Браманте, который и стал первым архитектором собора святого Петра в Ватикане. Позже к созданию церкви приложили усилие не один именитый мастер: Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонаротти и Джакомо делла Порта – непосредственно участвовали в возведении этого белоснежного чуда.

Чертёж собор Святого Петра в Ватикане от Сангалло

Кстати говоря, Микеланджело долго отказывался от работы над собором, подкрепляя свои слова тем, что он не архитектор, хотя также Буонаротти не брался за роспись всем известной Сикстинской капеллы. Уже в последствие именно при Микеланджело Буонаротти работа продвинулась больше, чем за время всех предыдущих мастеров вместе взятых: практически с нуля были возведены стены, крыша и начата работа над огромным куполом.

Но каждый из предшествующих великих мастеров вносил свои идеи, которые отразились на конечном варианте чертежей Буаноротти, наиболее сильные изменения происходили в форме собора: изначальная идея была построить собор в виде греческого креста (с равными сторонами), затем латинского (с вытянутой нижней частью), затем опять греческого, но остановились всё-таки на латинском варианте.

Интерьер собора святого Петра создавал величайший зодчий Италии – Лоренцо Бернини.

Окончание строительства было ознаменовано освящением собора Урбаном VIII 18 ноября 1626 года. Тогда же был официально открыт собор и начались службы.

Молящиеся туристы в соборе

Архитектура собора

Размеры храма

Собор святого Петра поражает своим масштабом: высота – 136 метров, а ширина – 211. Долгое время имела статус самого огромного христианского собора в мире, однако статус был «отобран» 1990 году базиликой в городе Ямусукро, Кот-д’Ивуар, но по вместимости он все равно находится на первом месте среди всех церквей.

Вид на собор Святого Петра и на мост Ангелов

Гордость собора – алтарь к гробнице Апостола Петра (у алтаря есть отверстие, так что каждый может взглянуть внутрь), но Петр не единственный кто тут погребен: на территории собора похоронены многие люди, причисленные к лику святых.

Перед входом в храм стоят статуи Святых Павла и Петра. В руке у Петра ключи от “царства небесного”, которые вручил ему сам Господь.

Статуя апостола Петра с ключом от небес

Купол базилики

Шедевром архитектурного искусства является купол. Высота — 119 метров, а диаметр имеет 42 метра. Опирается купол на четыре огромных столба.

Внутри собора под куполом расположился шедевр Бернини – балдахин, высотой в 29 метров, на четырех витых колонах. Балдахин – это декоративный навес на столбах. Над каждой из четырех колон возвышаются статуи ангелов. Бронзу для балдахина взяли из Пантеона, демонтировав бронзовые конструкции, поддерживающие портик.

Балдахин в соборе Святого Петра

Входы в собор

Храм имеет 5 дверей. Одна из дверей имеет очень интересное назначение. Эти врата – последние с правого бока, и называются они – Святые. Открывается эти врата только в особый «Святой» год. Все остальное время дверь замурована. Разбивается замурованная дверь перед Рождеством через каждые 25 лет. После тройного коленопреклонения и 3 ударов молоточка, врата открываются, и папа с крестом заходит в храм. После окончания Святого года врата бетонируются на 25 лет.

Полезная информация

Дресс-код

При входе в храм существует некий дресс-код: ноги и руки необходимо прикрыть, у женщин должна быть покрыта голова, а мужчина обязан снять головной убор.

Подняться на купол

  1. Во-первых, подъем делиться на 2 этапа: сначала по удобным и широким лестницам, и потом по узким и неудобным (для людей с широкими плечами или имеющие избыточный вес) лесенкам.
  2. Во-вторых, услуга платная – 7€ на лифте и 5€ пешком по ступенькам, причем лифт работает только на 1 этапе (остальные 320 ступенек необходимо подыматься пешком). Чтобы не простаивать в огромных очередях, лучше прийти к самому открытию (кассы начинают работать в 8:00), а ещё лучше за 5-10 минут.
  3. В-третьих, если вы всё таки решитесь, вы будете награждены незабываемыми видами с самой высокой точки Рима.

Вид на площадь с купола собора Святого Петра

Часы работы

Время и часы работы собора Петра: открыт с 9.00 до 19.00 с апреля по сентябрь и до 18.00 с октября по март. В среду утром закрыт на папские приемы.

Как добраться

Добраться до собора Святого Петра в Ваиткане: на метро – станция Ottaviano, далее пешком; на автобусе – 23, 34, 40 и 271

Карта

Отели в Ватикане

Ватикан это достаточно отдаленный район Рима, но если вы хотите быть подальше от городской суеты это будет отличным вариантом.

Собор святого Петра — сердце Ватикана

К северу от центра Рима, на территории карликового государства Ватикан, на площади Сан-Пьетро возвышается Собор (базилика) святого Петра — крупнейший католический храм в мире.

  1. Краткая история
  2. Собор святого Петра — творение величайших мастеров Ренессанса
  3. Реликвии Собора святого
  4. Посещение Собора святого Петра
  5. Собор святого Петра на карте

Краткая история

Его громадный 136-метровый купол словно парит над Ватиканом. Внутри Собора святого Петра могли бы поместиться крупнейшие храмы Европы — об этом свидетельствуют специальные отметки на полу, показывающие их размеры. По преданию, в основании базилики находится могила святого Петра — одного из 12 учеников И.Христа. Собор святого Петра в ВатиканеСобор святого Петра с высоты птичьего полёта Во время христианских гонений Нерона, в 64 году апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по собственной просьбе, так как считал себя недостойным умереть той же смертью, что и Христос. В 324 году римский император Константин I Великий воздвиг христианский храм над местом захоронения апостола. Легенда гласит, что в первом соборе св. Петра в рождественскую ночь 800 года папа римский Лев III короновал Карла I Великого. Во время Авиньонского пленения, когда резиденция пап находилась не в Риме, а в Авиньоне, базилика святого Петра обветшала, а в начале XVI столетия была снесена. 18 апреля 1506 года на её месте папа римский Юлий II заложил первый камень в фундамент собора. В 1626 году папа Урбан VIII освятил новый храм. Собор святого Петра в ВатиканеВид на Собор святого Петра с юга

Собор святого Петра — творение величайших мастеров Ренессанса

Собор святого Петра в Ватикане

В строительстве собора принимали участие гениальные мастера эпохи Возрождения. В 1506 году утвердили проект архитектора Донато Браманте, согласно которому собор должен быть построен в виде квадрата с вписанным в него греческим (равносторонним) крестом. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, который перепроектировал церковь в форме латинского, то есть вытянутого в длину креста. Вид на Собор святого Петра с замка Святого Ангела В 1546 году 70-летний Микеланджело взял на себя руководство строительными работами. Он вернулся к идее Браманте, сделав несущие конструкции более массивными, и возвёл барабан центрального купола. После смерти Микеланджело архитекторы Джакомо делла Порта и Джакомо да Виньола достроили главный купол, придав ему более вытянутые очертания, и воздвигли два малых купола. В 1605 году зодчий Карло Мадерно удлинил продольную ось собора, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и воздвиг фасад в классическом стиле. Через 50 лет Джованни Лоренцо Бернини построил перед собором площадь Святого Петра.

Реликвии Собора святого

Петра Фасад Собора святого Петра венчают огромные статуи Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме св. Петра). В собор ведут пять входов. Последний вход с правой стороны, так называемые «Святые ворота», почти всегда заперт — он открывается только в юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века. Собор святого Петра в ВатиканеВид на Собор святого Петра с реки Тибр Интерьеры собора поражают грандиозными размерами и богатством оформления. Здесь много алтарей, надгробий, лепнины, мозаик, скульптур. Среди статуй выделяется мраморная «Пьета» Микеланджело. Она изображает скорбящую Мадонну, которая держит на руках безжизненного Христа. В 1972 году статую попытался разбить австралийский геолог Ласло Тот. Вооружившись молотком, он набросился на «Пьету» с криком: «Я — Иисус Христос!» Поскольку врачебная комиссия признала Л. Тота душевнобольным, обвинений против него не выдвигалось. После реставрации статую защитили пуленепробиваемым стеклом. В центре собора возвышается алтарь, окружённый 44 неугасимыми лампадами. Собор святого Петра в ВатиканеОбщий вид Собора святого Петра Они зажжены над гробом, в котором покоятся мощи святого Петра. Над алтарём установлен бронзовый киворий (навес) работы Бернини, опирающийся на четыре витые колонны. Вершину алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под киворием подвешен позолоченный голубь — символ Святого Духа. Рядом с гробом апостола Петра, в подземной крипте нашли последний приют и другие святые папы. Неподалёку от алтаря находится бронзовая фигура святого Петра, который восседает на папском престоле и держит в руке ключи от Царствия Небесного. Статуе приписывают чудодейственную силу: если загадать желание и потереть ступню апостола, попросив его о помощи, то все чаяния и надежды исполнятся.

Посещение Собора святого Петра

Собор святого Петра в Ватикане

На вершину купола Собора святого Петра можно подняться двумя способами — на лифте и по лестнице, состоящей из 500 ступеней. Со смотровой площадки открываются изумительные виды на Рим и Ватикан. Слева от собора находится центральный вход в Ватикан, охраняемый гвардейцами. Фасад Собора святого Петра Без участия гвардейцев не обходится ни одно торжественное богослужение в Соборе св. Петра, ни один официальный приём у папы римского. Гвардейцы облачены в полосатые жёлто-фиолетовые средневековые костюмы. По легенде, эта форма придумана самим Микеланджело. Планируя визит в Собор св. Петра необходимо одеться соответствующим образом — шорты, короткие юбки, майки и топы, обнажающие плечи, недопустимы.

← ВАТИКАН ЕВРОПА →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *