Серапионова палата троице сергиевой лавры как попасть
Перейти к содержимому

Серапионова палата троице сергиевой лавры как попасть

  • автор:

Святыни Серапионовой палаты

С южной стороны к Троицкому собору Троице-Сергиевой Лавры пристроена Серапионова палата или палатка, помещение с многочисленными мощевиками. Свое название она получила от имени архиеп. Новгородского Серапиона, преставившегося в Лавре 16 марта 1516 г., над гробом которого она была сооружена. В 1783 г. при митр. Платоне (Левшине, † 1812) палата была перестроена. В 1853 г. иконостас палаты был позолочен. Свой современный вид с богатым убранством строение получило при наместнике архим. Антонии (Медведеве, † 1877).

7.jpg

Внутренний вид часовни на месте келии прп. Сергия. Литография. 1865 г.

В палате находятся устроенные митр. Платоном надгробия над могилами бывших настоятелей монастыря: архиеп. Серапиона, митр. Московского Иоасафа (Скрипицына), почившего в Лавре 27 июля 1555 г., и архим. Дионисия (Зобниновского), преставившегося 10 мая 1633 г. По числу трех рак палата еще называлась «палаткой трех мощей». Останки трех святых почивают под спудом в крипте собора. По преданию палата стоит на месте келии прп. Сергия, где имело место посещение Преподобного Божией Матерью.

Здесь же в особом ковчеге хранится нетленная кисть правой руки первомученика архидиак. Стефана (ок. 4–34 гг.), старшего из семи первых в истории Церкви диаконов. Нетленные останки первомученика архидиак. Стефана были обретены в IV в. Частицы мощей святого также находятся в Киево-Печерской Лавре, в румынском монастыре св. Стефана, в афонских монастырях Зограф, Ставроникита и Констамонит. Другой драгоценной реликвией является помещенная в символический аналой часть камня от Гроба Господня.

6.jpg

Рака с десницей первомученика архидиак. Стефана

В Лавру прп. Сергия обе великих святыни мирового христианства были привезены Андреем Муравьевым из его путешествия на Святую Землю, совершенного в 1849 г. Впечатления от этого паломничества он оставил в своих знаменитых письмах о богослужении:

«Вечером я затворился во храме. Прочая братия обители Архангельской отслужила для меня всенощную на Голгофе, потом мы читали акафист Сладчайшему Иисусу и молитвы Причащения на св. Гробе; потом я обошел во мраке и тишине ночи все святыя поклонения, слабо освещенныя тусклыми лампадами, исключая только св. Кувуклии и Голгофы, ярко горевших как бы великия светила на тверди святилища. Оставалось еще час до утрени греческой в соборе, и я сел в углублении на Голгофе в ожидании службы, чтобы несколько отдохнуть, и успел прочесть всё Евангелие от Луки. О, как сладко и вместе страшно читать на Голгофе ввиду, можно сказать, самаго события Сии знаменательные слова кающегося разбойника «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», при которых невольно подогнулись колена.

С песнопением «Слава в вышних Богу» началась литургия, последняя для меня на св. Гробе. Совершали ее авва Иоасаф и отец Феофан из обители русской; пели наши послушники. Я стоял в приделе отваленнаго Ангелом камня, и невольный страх проникал душу, когда диакон возгласил Евангелие от Матфея, как отвален был некогда сей камень, и как со страхом и радостию воззвали мироносицы Господа, и как послал Господь учеников своих проповедать во всю вселенную, крестя во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. О, как утешительно было для оставляющаго навсегда святые места сии слышать от лица самого Господа Его обещание: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века!» Ибо поистине не в одном сем дивном Гробе заключается святыня Воскресшаго. Но как поет церковная песнь, во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный. Сквозь низкия двери гробнаго вертепа я видел всю божественную службу на престоле самаго Гроба, и над его отваленным камнем сподобил меня Господь приобщиться Своих Божественных Таин.

Так довершил я в Иерусалиме мое странствие, и помолился Гробу о счастливом обратном пути, и унес с собою на родину часть камня от вертепа, срезанную над самым гробом во время пожара нынешним архиепископом Севастии. Теперь все мои мысли будут стремиться на родину. Я еще отслушаю сегодня одну торжественную вечерню в храме Воскресения и завтра – литургию на Голгофе и потом пойду в дальний путь мой! Но, ах, лучше ли, чем пришел сюда! – вот тяжкий для меня вопрос, который разрешат только время и вечность. Всё, что мог человечески, старался я сделать для своего очищения; и грустно думать, что едва ли не удаляюсь от св. Гроба не так, как сказано у евангелиста Матфея о мироносицах: со страхом и радостию велию, дабы возвестить ученикам, что сподобились и сретения Христова, и Его сладчайшего гласа: «Радуйтеся!» – но как написано у более строгаго Марка: и исшедше бежаша от гроба, имяше же их трепет и ужас, и никомуже ничтоже реша, бояхубося. Господи, прости мне согрешения!»

5.jpg

Аналой с частью камня от Гроба Господня

Сейчас камень от Гроба Господа находится в Никоновской церкви в специально устроенном для него серебряном аналое XIX в. Он помещен под стекло с изображением иконы Иисуса Христа во Гробе, на нижней части оклада которого можно прочесть следующие слова:

«Свидетельство от архиепископа Севастийского на пожертвованный Г. Муравьевым в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру от Гроба Господня камень привезен из Иерусалима. Из предписанным сим известно, что председательному господину Андрею Муравьеву в принятии его от меня для явления вручил я данный един камешек от Святыя Кувуклия Пресвятаго и Первоприемнаго Гроба, изсеченный позади нынешней мраморной иконы Воскресения Христова на четыре перста ниже Святаго Гроба. Когда храм после пожара от бывшаго в 1808 году возобновляем был при мне архимандритом Комнином, и я, будучи священником, исправлял внутри храма Воскресения очередное служение. Во Иерусалиме 1850 г., Иннуария 18. Смиренный архиепископ Севастии Фаддей свидетельствует».

Среди прочих почитаемых святынь Троице-Сергиева монастыря в Серапионовой палате также находится золотой наперсный крест-мощевик прп. Сергия, присланный в благословение Игумену земли Русской Константинопольским патр. Филофеем.

Своды и стены палаты расписаны мон. Иулианией (М. Н. Соколовой) в 1949 г. сюжетами на темы жития прп. Сергия. Эти росписи дополняют особую молитвенную атмосферу святого места, по своей широкой известности они стали уже своеобразной «визитной карточкой» Серапионовой палаты.

4.jpg

Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры

Вне палаты, с южной стороны, находится захоронение Арсения (Суханова, † 1668) — келаря монастыря в 1655-1660 гг. Это отмечено чугунной доской с надписью на фасаде палаты.

К. Конорева, сотрудник Паломнического центра СТСЛ

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. Без малого за семь столетий она стала и образовательным центром, и военной крепостью, и местом сосредоточения русских подвижников, и местом тёплой молитвенной помощи каждому уповающему.

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Храмы
    • 2.2 Скиты
    • 2.3 Подворья
    • 8.1 Богослужения
    • 8.2 Трудникам и волонтёрам
    • 8.3 Гостиницы
    • 8.4 Трапезные
    • 8.5 Экскурсии
    • 8.6 Монастырский оздоровительный центр

    История [ править | править код ]

    Обитель была основана в 1337 г. прп. Сергием Радонежским. Со дня основания и до наших дней это одна из самых почитаемых святынь, крупнейший центр духовного просвещения и русской культуры. В стенах Троице-Сергиевой лавры подвизились прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918).

    В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг.

    Монахами Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских обителей по примеру самого Сергия Радонежского, основавшего при жизни около сорока монастырей.

    В 1608-1610 гг. монастырь с тремя тысячами человек выдержал осаду тридцатитысячного польско-литовского войска, претендовавшего на Россию и московский трон. Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православия.

    В 1744 г. монастырь получил почётное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митр. Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII-XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

    С 1814 г. на территории Троице-Сергиевой лавры расположилась Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России (до пожара 1812 г. пребывавшая в московском Заиконоспасском монастыре, там же и основанная в 1685 г.)

    В 1920 г. Троице-Сергиеву лавру закрыли богоборцы. В её зданиях на долгие годы разместился Историко-художественный музей и другие госучреждения, часть строений отдали под жильё.

    Возрождение обители началось после Великой Отечественной войны, в 1946 г. В её стенах проходили Поместные Соборы (в 1971, 1988, 1990 гг.)

    Пройдя через испытания войной и безбожием, Свято-Троицкая Сергиева лавра по-прежнему является духовным оплотом России и одним из самых почитаемых мест паломничества.

    Современное состояние [ править | править код ]

    Свято-Троицкая Сергиева лавра один из красивейших русских монастырей. У каждого храма и собора уникальная история. На официальном сайте Лавры есть информация о различных постройках, включая монастырскую стену.

    При обители действует гостиница для паломников, организован монастырский оздоровительный центр.

    На территории Троице-Сергиева монастыря находится Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России.

    Храмы [ править | править код ]

    • Колокольня (1741 – 1770 гг.)
    • Троицкий собор (1422–23 гг.)
    • Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.)
    • Успенский собор (1585 г.)
    • Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637 гг.)
    • Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693 – 1699 гг.)
    • Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476 – 1477 гг.)
    • Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.)
    • Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623 г.)
    • Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686 – 1692 гг.)
    • Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753 гг.)

    Скиты [ править | править код ]

    • Гефсиманский Черниговский скит
    • Покровский скит
    • Свято-Успенский женский скит-подворье (Епифань)
    • Сергиевский скит Троице-Сергиевой лавры
    • Скит Параклит

    Подворья [ править | править код ]

    • Благовещенское подворье Троице-Сергиевой лавры
    • Богородское подворье Троице-Сергиевой лавры
    • Варницкое подворье
    • Владимирское подворье
    • Воскресенское подворье
    • Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры
    • Деулинское подворье
    • Московское подворье
    • Пересветовское подворье Троице-Сергиевой лавры
    • Подворье «Куликово Поле»
    • Пятницкое подворье
    • Радонежское подворье
    • Сергиевское подворье
    • Спасо-Вифанский мужской монастырь
    • Храм явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому на территории Детского дома для слепоглухих
    • Храм святой Марии Магдалины (Лоза)
    • Геленджикское подворье
    • Церковь Святой Троицы (Антарктика)

    Деятельность монастыря [ править | править код ]

    • Белокаменная мастерская
    • Витражная мастерская
    • Звукозаписывающая студия
    • Золотошвейная мастерская
    • Керамическая мастерская
    • Лазерная мастерская
    • Мозаичная мастерская
    • Печатная мастерская
    • Пошивочная мастерская
    • Свечной цех
    • Столярная мастерская
    • Издательство
    • Духовно-просветительская деятельность
    • Благотворительность (Социальная служба Свято-Троицкой Сергиевой Лавры)

    Святые [ править | править код ]

    • Прп. Сергий Радонежский, игумен
    • Прп. Никон Радонежский, игумен
    • Прп. Антоний Радонежский
    • Прп. Михей Радонежский
    • Прп. Максим Грек

    Святыни [ править | править код ]

    • Мощи прп. Сергия Радонежского (в Троицком соборе)
    • Мо­щи прп. Ни­ко­на Радонежского (в Троицком соборе)
    • Мощи прп. Максима Грека (в Духовской церкви)
    • Мощи прп. Антония Радонежского (в Духовской церкви)
    • Мощи прп. Михея Радонежского (в Михеевской церкви)
    • Мощи свт. Исаи Ростовского (глава) (в Серапионовой палате)
    • Мощи Иоасафа митрополита Московского (в Серапионовой палате)
    • Мощи Серапиона, архиепископа Новгородского (в Серапионовой палате)
    • Мощи первомуч. Стефана, архидиакона (десница) (в Серапионовой палате)
    • Мощи Вифлеемского Младенца (десница) (в Серапионовой палате)
    • Частица мощей вмч. Меркурия (в Серапионовой палате)
    • Частица мощей вмч. Феодора Стратилата (в Серапионовой палате)
    • Частица мощей вмч. Феодора Тирона (в Серапионовой палатее)
    • Частица мощей свщмч. Зиновия (в Серапионовой палате)
    • Частица мощей вмч. Иакова Персианина (в Серапионовой палате)
    • Часть ризы Богородицы (в Серапионовой палате)
    • Наперсный крест-мощевик прп. Сергия (в Серапионовой палате)
    • Икона вмч. Димитрия Солунского (в домовой церкви Патриарших покоев)
    • Копия иконы «Живоначальной Троицы» преподобного Андрея Рублева в иконостасе (в Троицком соборе)
    • Икона Божией Матери «Тихвинская» (в Троицком соборе)
    • Икона Божией Матери «Черниговская-Гефсиманская» (в Троицком соборе)
    • Чтимая икона свт. Николая (в храме прп. Сергия Радонежского)
    • Аналой с частью камня от Гроба Господня (в Никоновской церкви)
    • Могила последнего духовника Лавры схиархимандрита Захарии (1850 – †1936)

    19 октября 2019 в Лавру из часовни с Введенского (старого Немецкого) кладбища в Москве были перенесены останки духовника обители до революции схиархимандрита Захарии. За свою долгую жизнь старец Захария совершил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Он трижды сподоблялся видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы; дважды ходил по воде, как по суше. По его молитве воскрес умерший. Он исцелял больных и обладал особым даром исповеди кающихся. После революции 1917 года старец Захария последним покинул закрытую Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и поселился в Москве у своих духовных чад.

    В Троице-Сергиевой лавре были захоронены многие известные люди: княгиня Марфа Владимировна (дочь старицкого князя Владимира Андреевича и жена датского принца Магнуса), семья Бориса Годунова, деятели Смутного времени князь Д.Т. Трубецкой и Прокопий Ляпунов, а также представители знатных русских фамилий — Бельских, Пронских, Воротынских, Нагих, Одоевских, Оболенских, Глинских. В храмах лавры погребены московские архиереи: Платон (Левшин), Августин (Виноградский), Филарет (Дроздов), Макарий (Булгаков), Леонтий (Лебединский), Сергий (Ляпидевский), Макарий (Невский). Под Успенским собором в храме Всех святых в земле российской просиявших погребены патриархи Алексий I и Пимен. За алтарём Успенского собора с северной стороны похоронен И.С. Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (†1891), В.В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

    В Ризнице Троице-Сергиевой Лавры хранятся уникальные экспонаты: иконы, рукописные и старопечатные книги, произведения лицевого и орнаментального шитья, изделия из золота и серебра.

    Престольные праздники [ править | править код ]

    • Сергий Радонежский, преподобный — Собор Московских святых, 18 июля (Обретение честных мощей), 8 октября (Преставление)
    • День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи
    • Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

    Как добраться [ править | править код ]

    Адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

    Справочные телефоны по общим вопросам:

    • Монастырская проходная: +7 496 540 53 34 (круглосуточно)
    • Канцелярия Лавры: +7 496 540 59 42 (8:00-17:00 по московскому времени)

    Телефоны Духовной академии и семинарии:

    • Канцелярия: +7 496 540 53 45
    • Приемная ректора: +7 496 540 53 46

    Электронная почта:

    • По вопросам частного характера: answer@lavra.ru
    • Для официальной переписки: office@lavra.ru
    • Личным автотранспортом: Ярославское шоссе (трасса М8). На 46 километре поворот на г. Сергиев Посад. Центральная улица — Проспект Красной Армии – приведет к Лавре. На проспекте Красной Армии действуют круглосуточные парковки.
    • Электричкой с Ярославского вокзала (ст. метро «Комсомольская») до ст. Сергиев Посад или электропоездами до ст. Александров или Балакирево, которые также останавливаются в Сергиевом Посаде.

    Время в пути — полтора часа.

    • Автобусом от метро «ВДНХ» до г. Сергиев Посад (автобус №388). Автобусы отправляются с интервалом 10-15 минут. Время в пути без пробок час с небольшим.

    От вокзалов до Лавры можно дойти пешком.

    Паломнику [ править | править код ]

    Богослужения [ править | править код ]

    Расписание Исповеди и богослужений можно посмотреть на официальном сайте монастыря. Расписание обновляется каждую седмицу.

    • В Троицком соборе Литургия начинается в 6:30, в Успенском соборе (или Сергиевском Трапезном храме) – в 6:00 (по праздникам – в 5:30) и в 8:30. Исповедаться можно на втором этаже Надвратного храма св. Иоанна Предтечи. Исповедь к ранней и средней Литургии начинается в 6:00, к поздней – в 8:00.
    • Панихиды служатся после ранней и поздней Литургии.
    • В храме Всех святых, в земле Русской просиявших (в крипте Успенского собора), ежедневно, кроме двунадесятых праздников, служатся заказные молебны: в 09:00 с водоосвящением, в 14:00 без водоосвящения.
    • 08:30-20:00 – молебны с акафистом у раки преподобного Сергия Радонежского. Начало молебнов в 08:30; 10:30; 12:30; 14:30; 16:30; 18:30.
    • Вечернее богослужение начинается в 16:45 (накануне праздников всенощное бдение в 17:00) и совершается в Успенском соборе (или Сергиевском Трапезном храме). Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00).
    • Неусыпаемая Псалтирь и Соборование совершается на Воскресенском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (г. Сергиев-Посад, ул. 1-ой Ударной Армии 17). Справки по тел. +7 496 547 36 45
    • Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
    • Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
    • На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию.

    Трудникам и волонтёрам [ править | править код ]

    Желающим потрудиться в Лавре:

    • На срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165 81 01 (Алексей, звонить только в рабочие дни с 10:00 до 17:00 по московскому времени)
    • Волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. 69 +7 916 837 67 69 (Ирина)
    • На длительный срок, в качестве монастырского трудника: тел. +7 496 541 55 55 (Благочинническая служба)

    Гостиницы [ править | править код ]

    Старая гостиница Лавры:

    • Адрес: 141315, Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 133
    • Телефон бронирования: +7 496 549 90 00
    • Электронная почта: bronirovanie.hotellavra@mail.ru, hotellavra@mail.ru
    • Официальный сайт гостиницы

    Вознесенская гостиница:

    • Адрес: 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Вознесенская, 1
    • Телефон бронирования: +7 496 549 90 94, +7 916 641 69 09
    • Официальный сайт гостиницы

    Паломническая гостиница при Воскресенском Подворье:

    • Адрес: 141310 Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, 17
    • Телефон бронирования: +7 496 547 36 45
    • Электронная почта: voskrestsl@mail.ru
    • Официальный сайт гостиницы

    В гостиницах запрещено курение, распитие спиртных напитков, прослушивание громкой музыки в любое время.

    Трапезные [ править | править код ]

    • Вознесенская трапезная: +7 985 929 35 49 (расположена в нескольких минутах ходьбы от Лавры (через подземный переход), открыта ежедневно с 8:00 до 19:00, принимает также и паломнические группы)
    • Ресторан «Трапезная палата»: +7 496 549 90 49, +7 915 111 66 89 (расположен в Старой гостинице Лавры)
    • Ресторан «Гостевая изба»: +7 496 541 43 43 (расположен в двух минутах ходьбы от ворот монастыря в сторону Уточьей башни, открыт ежедневно с 11:00 до 23:00, с 1 мая работает «Летняя веранда»)
    • Ресторан «Красные палаты» в туристско-паломническом комплексе «Красные палаты» («Архондарик»): +7 496 541 25 29, +7 903 228 18 40 (г. Сергиев Посад, пр. Красной Армии, 131)

    Кроме того на территории Лавры находятся два небольших кафе, где можно быстро и недорого перекусить.

    Экскурсии [ править | править код ]

    Заказать экскурсию по Лавре и узнать об условиях ее проведения вы можете по телефонам Паломнического центра. Туристы и паломники, путешествующие самостоятельно, могут заказать экскурсию по Лавре в составе группы или индивидуально. Также можно заказать аудиогид.

    Экскурсии по Ризнице проводятся со среды по воскресенье с 10 до 16 часов (кроме последней пятницы каждого месяца).

    Монастырский оздоровительный центр [ править | править код ]

    В 2014 году учрежден Монастырский оздоровительный центр. Руководителем был назначен насельник Лавры иеромонах Моисей (Дроздов). Он ведет прием больных в павильоне напротив Келарского пруда, а помогают ему другие фитотерапевты. Центр предлагает травы и сборы воссозданных фиторецептов монахами-травниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, подтвержденные современными фитолабораториями и фитотерапевтами. Желающие могут записаться на консультацию или лекцию. В Центре можно купить сборы и травы, в т.ч. через интернет-магазин.

    Экскурсионные программы в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

    В ходе экскурсий наши профессиональные экскурсоводы расскажут вам об основателе монастыря и центра русской культуры и духовенства Святом Сергии Радонежском.

    Экскурсоводы не только повествуют об истории создания Лавры, но и рассматривают в своих рассказах особенности развития Христианства на Руси в целом, ведь Сергиева Лавра считается одним из центров культурной и духовной жизни людей русских.

    Обзорная экскурсия по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

    Продолжительность 1 час.

    Данную программу мы рекомендуем для первичного ознакомления с Лаврой.

    Большое внимание в ходе программы экскурсии уделяется образу Троицкого монастыря времен преподобного Сергия Радонежского, периоду правления Ивана Грозного.

    Экскурсоводы расскажут об убранстве и внешнем виде монастыря.

    Ну и конечно, каждый турист сможет познакомиться с современными архитектурными особенностями монастыря.

    В программе интересные исторические факты о жизни и деятельности Сергия Радонежского, архитектуре храмовой обители.

    Большое внимание будет уделено святыням монастыря, иконам, фрескам, убранству церквей, особенностям современного развития храмового комплекса и его значении в истории монастыря и России.

    В программе посещение территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и основных храмов.

    Стоимость обзорной экскурсии по Сергиевой Лавре

    Взрослые, граждане РФ.

    Группа от 1 до 8 человек – 3500 рублей на группу.

    При группе от 9 до 20 человек, стоимость 350 рублей на 1 последующего туриста.

    Дети, граждане РФ.

    Группа от 1 до 8 человек – 3500 рублей на группу.

    При группе от 9 до 20 человек, стоимость 250 рублей на 1 последующего туриста.

    Экскурсия на колокольню Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

    Продолжительность программы 40 минут.

    В программу экскурсии включен подъем до 3 яруса колокольни.

    Со смотровой площадки, расположенной под часами колокольни, открывается прекрасный вид на территорию Лавры и окрестности Сергиева Посада.

    На экскурсии вас ждет увлекательный рассказ об одной из самых высоких колоколен в России, особенностях ее проектирования и строительства, создании ансамбля колоколов.

    Колокольня представляет собой уникальный ансамбль колоколов:

    • Никоновский колокол – является самым древним из действующих по всей России;
    • Царь-Колокол – является самым тяжелым действующим колоколом в христианском мире.

    Подъем на колокольню осуществляется по достаточно крутой лестнице.

    Посещение возможно только взрослым и детям с 7 лет при сопровождении взрослых.

    Стоимость экскурсии на колокольню Сергиевой Лавры

    Взрослые, граждане РФ:

    Группа от 1 до 8 человек – 3500 рублей на группу.

    При группе от 9 до 20 человек, стоимость 350 рублей на 1 последующего туриста.

    Дети, граждане РФ:

    Группа от 1 до 8 человек – 3500 рублей на группу.

    При группе от 9 до 20 человек, стоимость 250 рублей на 1 последующего туриста.

    Обзорная программа Святыни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

    Продолжительность экскурсии – 1 час 30 минут.

    На экскурсии вас ждет подробный рассказ о жизни, служении и подвигах святых Троице-Сергиевой Лавры: Антонии Радонежском, Дионисии Зобниновском, Никоне Радонежском, о переводчике и богослове Максиме Греке, просветителе и святителе Иннокентии Московском.

    Мощи некоторых из них хранятся в Лавре.

    В своем рассказе экскурсоводы подробно раскрывают духовные традиции святой обители Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

    На программе экскурсии посещаются основные храмы Лавры и территория действующего мужского монастыря.

    Вас ждет знакомство с известными и почитаемыми во всем христианском мире святынями:

    • частицы Гроба Господня,
    • частицы Ризы и Пояса Пресвятой Богородицы,
    • десница архидиакона Стефана.

    Стоимость экскурсии по святыням Сергиевой Лавры

    Взрослые, граждане РФ:

    Группа от 1 до 8 человек – 5000 рублей на группу.

    При группе от 9 до 20 человек, стоимость 500 рублей на 1 последующего туриста.

    Дети, граждане РФ:

    Группа от 1 до 8 человек – 5000 рублей на группу.

    При группе от 9 до 20 человек, стоимость 350 рублей на 1 последующего туриста.

    Экскурсия по Сергиевой Лавре и Московской духовной академии

    Продолжительность 2 часа.

    Подробная ознакомительная программа, знакомящая с жизнедеятельностью духовных школ действующего мужского монастыря Сергиевой Лавры.

    На экскурсии специалисты Паломнического центра подробно расскажут о фресках и иконах монастыря, убранстве церквей.

    По программе посещаются территория действующего мужского монастыря, основные храмы, крипта под Успенским собором, Покровский храм Московской духовной академии.

    Крипта является местом упокоения Московских патриархов Пимена и Алексия I.

    Свято-Троицкая Сергиева Лавра является одним из самых значимых культурных и духовных центров России.

    Деятельность духовных писателей, зодчих, композиторов и иконописцев, которые жили и творили на территории Лавры, внесла существенный вклад в развитие самого монастыря и России в целом.

    Московская духовная академия является самым старым и большим действующим учебным заведением РПЦ.

    Стоимость подробной экскурсии по Сергиевой Лавре с посещением Московской духовной академии

    Взрослые, граждане РФ:

    Группа от 1 до 8 человек – 6000 рублей на группу.

    При группе от 9 до 20 человек, стоимость 600 рублей на 1 последующего туриста.

    Дети, граждане РФ:

    Группа от 1 до 8 человек – 6000 рублей на группу.

    При группе от 9 до 20 человек, стоимость 400 рублей на 1 последующего туриста.

    Экскурсия по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре на целый день

    Продолжительность программы 5 часов.

    Вашему вниманию мы предлагаем самую длительную для одного объекта программу, которая преследует своей целью максимальное погружение в жизнь и историю Сергиевой Лавры за все время ее существования.

    В ходе программы вы сможете посетить не только территорию обители, но и все возможные храмы и помещения Сергиевой Лавры.

    Святыни и достопримечательности Лавры не оставят никого равнодушным.

    Важной особенностью программы является тот факт, что с помощью наших экскурсоводов вы сможете посетить здания и места Сергиевой Лавры, куда обычный посетитель никогда самостоятельно не попадет.

    Мы предлагаем вам посетить в рамках данной эксклюзивной экскурсионной программы такие объекты как:

    1. музей Московской Духовной Академии,
    2. церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии,
    3. колокольня Сергиевой Лавры,
    4. Успенский Собор,
    5. Троицкий Собор,
    6. Крипта Успенского Собора,
    7. Храм Преподобного Сергия и Трапезная Палата,
    8. Покровский храм,
    9. Серапионова Палата.

    Всех участников этой удивительной и разнообразной экскурсионной программы ждет знакомство с уникальными древними иконами, церковными документами, предметами утвари, графики, живописи, печатных и рукописных книг.

    В Троицком Соборе, одном из самых древних храмов – замечательную коллекцию икон школы Андрея Рублева. А самое главное, конечно – мощи Святого Сергия Радонежского.

    В храме в честь Сергия Радонежского один из самых замечательных в своем роде резной иконостас в России.

    Важно! В группе может быть не более 8 туристов. Большее количество для участия в программе не рекомендуется.

    Стоимость экскурсионной программы

    13500 рублей на группу до 8 человек.

    От 9 и более туристов доплата 1550 рублей на 1 человека.

    Пешеходная обзорная экскурсия по Сергиеву Посаду

    Продолжительность 1 час 10 минут.

    Стоимость пешей программы

    Взрослые до 20 туристов – 6000 рублей на группу.

    Обзорная экскурсия по Сергиеву Посаду с предоставлением транспорта

    Продолжительность программы 3 часа.

    Для качественного проведения экскурсионной программы мы готовы предложить свой комфортабельный транспорт: автобусы, микроавтобусы и автомобили.

    Обзорная экскурсия наряду с автобусной частью программы будет в себя включать, конечно, и пешее знакомство с достопримечательностями Сергиева Посада.

    Стоимость программы зависит от количества человек, возраста участников, места подачи транспорта.

    Профессиональный экскурсовод может присоединиться к группе туристов уже в Сергиевом Посаде или быть с группой прямо от места подачи автобуса и до Сергиева Посада, предоставляя по пути интересную и увлекательную информацию.

    Экскурсионная программа с посещением Радонежа и Покровского монастыря в Хотьково

    Продолжительность 4,5 часа.

    Экскурсия проводится на транспорте туристов или с предоставлением наших комфортабельных автобусов, микроавтобусов и автомобилей.

    Программа рассчитана на любую возрастную аудиторию.

    Стоимость экскурсии

    Транспортное обслуживание рассчитывается отдельно в зависимости от необходимости его предоставления.

    Экскурсионная программа с посещением Гефсиманского Черниговского скита

    Продолжительность экскурсии 45 минут.

    Гефсиманский Черниговский скит был основан в середине 19 века. Он находится в 3 километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

    Его популярность среди паломников в России равноценна и востребованности самой Лавры.

    Примечателен скит тем, что в прошлом монахи скита проживали в кельях, которые были расположены в пещерах на глубине до 7 метров.

    Экскурсия по Гефсиманскому Черниговскому скиту очень интересна для любой возрастной категории туристов.

    На территории скита также есть святой источник, где все участники экскурсии могут набрать святой воды.

    Стоимость экскурсионной программы

    Взрослые и школьники, граждане РФ:

    От 1 до 10 туристов в группе – 4500 рублей на группу.

    От 10 и более туристов – 450 рублей на 1 человека.

    Экскурсия на экспозицию «Мир Русской Деревни»

    Продолжительность 1 час 10 минут.

    Стоимость программы для граждан РФ:

    взрослые: 3000 рублей на группу до 20 человек (экскурсионное обслуживание и услуги экскурсовода), 240 рублей входной билет на 1 человека.

    дети: 3000 рублей на группу до 20 туристов (экскурсионное обслуживание и услуги экскурсовода), 120 рублей входной билет на 1 человека.

    Экскурсия в музей Русской матрешки

    Продолжительность 45 минут.

    Стоимость экскурсии для граждан РФ, взрослые и дети: 2000 рублей на группу до 20 человек.

    240 рублей билет для взрослых, 120 рублей билет для детей.

    Роспись матрешки – интерактивное занятие, силуэтная заготовка (продолжительность 1 час 10 минут) – 8400 рублей на группу до 20 человек.

    Экскурсии в Троице-Сергиеву Лавру пользуются популярностью среди всех возрастов и очень востребованы как у русских, так и у иностранных туристов.

    Экскурсия в Ризницу Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

    Музей-сокровищница Ризница предлагает знакомство с богатым наследием сокровищ и реликвий.

    Программа 1 – сокровища и реликвии 11-17 веков. Продолжительность 45 минут.

    Сборные экскурсии – 950 рублей на 1 человека.

    Индивидуально для группы до 15 человек – 11250 рублей.

    Программа 2 – сокровища и реликвии Сергиевой Лавры 18-19 веков. Продолжительность 45 минут.

    Сборные экскурсии – 950 рублей на 1 человека.

    Индивидуально для группы до 15 человек – 11250 рублей.

    Программа 3 – полная обзорная экскурсия по экспозициям сокровища и реликвии Троице-Сергиева монастыря 11-19 веков. Продолжительность 1 час 10 минут.

    Сборные экскурсии – 1250 рублей на 1 человека.

    Индивидуально для группы до 15 человек – 18000 рублей.

    Экскурсии в Сергиеву Лавру для иностранцев

    Экскурсионные программы в Сергиевой Лавре для иностранцев могут быть абсолютно идентичны программам и для русских туристов.

    При необходимости экскурсии для иностранцев в Лавре можно видоизменить согласно пожеланиям иностранных гостей.

    Только лишь услуги гида-переводчика на иностранный язык нужно планировать к доплате дополнительно.

    Стоимость услуг профессионального гида от 1200 рублей за 1 час работы в зависимости от языка проведения экскурсии.

    В стоимость экскурсий в Троице-Сергиеву Лавру включено:

    • услуги квалифицированного экскурсовода,
    • экскурсионное обслуживание,
    • входные билеты.

    В стоимость не включено:

    • питание,
    • проживание,
    • транспортное обслуживание.

    Все данные услуги мы можем вам организовать по вашим пожеланиям.

    Дополнительно мы рекомендуем услуги экскурсовода, предоставляющего путевую информацию по маршруту Москва-Сергиев Посад-Москва. Стоимость его услуг от 5000 рублей за день работы.

    Аренда транспорта для поездки в Сергиев Посад на экскурсию по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

    Важно! Транспорт оплачивается дополнительно. Аренда автобусов, микроавтобусов, легковых автомобилей в Москве предоставляется нашей компанией.

    Дополнительно можем включить в экскурсию питание и услуги гида, предоставляющего путевую информацию по дороге в Сергиев Посад и обратно, а также для проведения обзорной экскурсии по Сергиеву Посаду.

    Пример экскурсионной программы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру

    Опираясь на свой богатый опыт работы с туристами по организации экскурсий в Москве и Подмосковье, мы предлагаем Вашему вниманию самый расширенный вариант услуг при заказе и бронировании экскурсии в Троице-Сергиеву Лавру.

    Программа экскурсии

    Подача транспорта и экскурсовода к месту встречи с туристами в Москве.

    Трансфер в город Сергиев Посад.

    По маршруту следования в Сергиев Посад наш экскурсовод предоставляет путевую информацию и рассказывает обо всех достопримечательностях, которые встречаются на маршруте.

    Это позволит туристам не скучать в дороге, так как время в пути занимает около 2 часов.

    По прибытию в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру в экскурсионном бюро группу туристов встречает профессиональный экскурсовод, который будет проводить обзорную экскурсию.

    Продолжительность экскурсионной программы в Троице-Сергиевой Лавре может быть от 1 часа до 5 часов.

    Все будет зависеть от той программы, которую выберут туристы.

    Как правило, всем туристам заранее в ходе бронирования мы предлагаем принять участие в экскурсии в Ризницу, посетить музеи Сергиевой Лавры.

    После экскурсии в Троице-Сергиевой Лавре туристам будет предложен вкусный обед в ресторане, который расположен в непосредственной близости к Сергиевой Лавре.

    Многим туристам очень интересно познакомиться с самим городом Сергиевым Посадом.

    В этом случае мы дополнительно включаем в программу пункт: Обзорная экскурсия в Сергиевом Посаде.

    По пути следования в Москву после обзорной экскурсии наш опытный экскурсовод также предоставляет путевую информацию и рассказывает интересные истории и занимательный факты.

    В таком виде мы предлагаем вашему вниманию самую расширенную программу поездки в Сергиев Посад с посещением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

    По вашему желанию мы можем организовать всю программу экскурсий без изменений, как указано выше или же отдельно взятые пункты из этой программы.

    Менеджеры нашей компании всегда готовы индивидуально подойти к любому запросу по бронированию экскурсий.

    На обзорной экскурсии вы сможете познакомиться с удивительной древней архитектурой Сергиевой Лавры, увидеть достопримечательности и особенности развития одной из самых больших, древних и известных духовных обителей.

    Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры. Объекты Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

    Объекты архитектуры Свято-Троицкой Сергиевой Лавры внесены в список ЮНЕСКО, как памятники культурного наследия, известные на весь мир.

    Архитектурный ансамбль Лавры формировался более шести столетий. Деревянные здания со временем постепенно превращались в каменные.

    Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры представлен Троицким Собором, который начали возводить в 1422 году. В этом Соборе в данный момент находятся и мощи Святого Сергия.

    Успенский Собор был создан в 1559-1585 годы. Инициатором его возведения был царь Иван Грозный.

    Храм Преподобного Сергия Радонежского с Трапезной палатой на сегодняшний день является потрясающим образцом барокко в Москве и Московской области. Он был возведен в 1687-1692 года.

    Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

    Историко-художественный музей в Сергиевой Лавре состоит из 4-х экспозиций:

    В Ризнице представлены исторические и художественные ценности, среди которых большое количество произведений живописи, шитья и прикладного искусства 14-19 веков: иконопись, золотое и серебряное дело, книги, летописи и многое другое.

    Очень много произведений искусства, посвященных истории Сергиево-Посадского края и города Сергиев Посад.

    • Главный Корпус музея;

    В этом корпусе работают постоянные выставочные экспозиции, на которых представлены работы Сергиево-Посадских художников.

    • Краеведческий корпус музея;

    Здесь представлено большое количество исторических документов и хроник, которые рассказывают и наглядно показывают особенности развития и становление края.

    • Историко-архитектурный комплекс «Конный двор»;

    Экспозиции:

    1. Древнее прошлое Сергиева Посада и его окрестностей;
    2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра и ее архитектурный ансамбль. История создания и развития;
    3. Декоративно-прикладное искусство 18-21 веков;
    4. Мир русской деревни;
    5. Музей русской матрёшки.

    Свежие отзывы

    Насчет экскурсии — все было супер! ���� В будни буду на работе — обязательно напишу отзыв по вашей ссылке на трип адвизоре! У нас все в восторге, директора очень довольны, мол где я нашла такого экскурсовода)) Спасибо Вам!)) ООО Седрус Впечатления нашего партнера об организации обзорной экскурсии по Москве для 55 человек на русском языке.

    Читать подробно

    Даааа все очень довольны �� Алексей, огромное спасибо ���� Анастасия Транковская Впечатления наших туристов о проведении увлекательной программы: Квест-игра «Поиск блинов» и сжигание масленицы, чаепитие с 2 блинчиками в Измайловском Кремле.

    Читать подробно

    Алексей, здравствуйте! Прошла наша экскурсия! Все замечательно!) Спасибо Вам за организацию! Ирина прекрасный экскурсовод) Юлия Суховольская Отзыв наших гостей об индивидуальной экскурсии по выставке Николай Рерих.

    Читать подробно

    Святой Серапион и сокровищница православных святынь

    От Москвы до Сергиева Посада 120 километров, это исторический путь в Лавру к преподобному Сергию Радонежскому. В давние времена по Старой Переславской дороге шли пешком цари и простые люди, когда надо было открыть сердце Богу, попросить Его о милости, исповедать грехи, приложиться к святыням. Только за лето по этой дороге проходило около 300 тысяч человек. Шли мимо природных красот, храмов, а в свое время и путевых дворцов царя Алексея Михайловича, что ветшали и исчезали. Пролетевшие века не сохранили для нас этот путь: его застроили автотрассой и заложили рельсами железной дороги. Но появилась новая пешая дорога в Лавру, идущая от Красной площади. Но главное – никуда не исчезло желание идти к святыням Лавры. Одна из них – Серапионова палата в Троицком соборе.

    Пехорка – неприметная деревня в ближнем Подмосковье, давно соединившаяся с Балашихой. Но это только на первый взгляд скромность и неприметность. Знающий историю человек относится к этой земле с благоговением, ведь она – родина святителя Серапиона. Здесь находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы, первое упоминание о которой относится к ХV веку.

    Фото 1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Пехарка, Московская область.jpg

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Пехорка, Московская область

    В рукописном Троицком патерике тех давних времен содержалось и житие Новгородского архиепископа Серапиона. В нем сообщалось, что Серапион родился в семье священника, служившего в Покровском храме в Пехорке. Мальчик рано освоил грамоту, рос добрым, смиренным и набожным, а все свои мечты и мысли обращал к Богу. Он тоже стал священником и вместе с отцом проводил службы в храме Покрова Пресвятой Богородицы. При этом Серапион хотел большего, чем служить Богу: он хотел посвятить Ему всю свою жизнь. Однако не посмел ослушаться родителей, желающих, чтобы сын вступил в брак. Но срок семейной жизни оказался коротким. Через год после женитьбы Серапион овдовел и решил принять постриг.

    Серапион хотел большего, чем служить Богу: он хотел посвятить Ему всю свою жизнь

    Это произошло в Успенском Дубенском монастыре (Шавыкина пустынь), память о котором жива и сегодня. Основание обители в 1379 году связано с именами князя Дмитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского. Монастырь находился на Княжем острове в Сергиево-Посадском районе. Остров длиной полтора километра и шириной двести метров окружали реки Дубна и Быстрица. В общем-то, с тех пор ничего не изменилось, но исчезла древняя обитель, упраздненная еще в 1765 году, да выросли березы, осины, липы и дубы.

    Став монахом, Серапион продолжал помогать своему отцу и какое-то время еще служил в Покровском храме. Шли годы. После смерти родителей он удалился в Успенский Дубенский монастырь. Жизнь его была добродетельна. Иноческий подвиг Серапиона становился примером для многих, поэтому братия избрала его игуменом обители. На этом поприще Серапион сделал так много доброго и необходимого для монастыря, что Шавыкина пустынь приобрела новое название – Серапионова.

    Фото 2.jpg

    Сегодня на месте Успенского Дубенского монастыря – крест высотой в пять метров, установленный 11 июня 2001 года. Каждый август в Серапионову (Шавыкинскую) пустынь совершается крестный ход, который идет от Успенской церкви в селе Закубежье в Сергиево-Посадском районе. Всего 16 километров пути. Этот сельский храм выбран неслучайно. Ведь в нем есть особо чтимая святыня – икона Иверской Божией Матери, переданная в храм из Успенского Дубенского монастыря после его упразднения. Долгое время один раз в год эту чудотворную икону приносили в часовню, построенную на месте обители. Здесь совершалось малое освящение воды и заупокойная лития, а самой Иверской иконе можно было поклониться в течение недели.

    «И приемлет игуменство, и бывает пастырь тоя великия обители. »

    Отец Серапион считал, что иноческий подвиг должен быть более строгим и значимым, поэтому сложил с себя настоятельство в Успенском Дубенском монастыре и поступил в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, крупнейшую в России обитель, основанную в 1337 году. В то время настоятелем Троице-Сергиевой лавры был игумен Симон (Софроний (Чиж)). 22 сентября 1495 года он стал Митрополитом Московским и всея Руси, а отец Серапион становится игуменом.

    Фото 3.jpg

    Начиная с 1470-х годов осложнились отношения великокняжеской власти и Церкви. В 1499 году великим князем Новгорода и Пскова стал Василий III Иванович. В 1502 году он вместе со своим отцом Иваном III провозглашен великим князем Владимира и Москвы. В это время правители Москвы связывали укрепление центральной власти с дворянами-землевладельцами как социальной опорой и военной силой. Заметим, что слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора», то есть придворный. Землей они пользовались согласно поместному праву. Сформированная система поместного землевладения могла бы помочь установлению единых административно-судебных порядков на территории страны, поэтому остро встал вопрос о распространении помещичьего землевладения. Для этого необходимы были земли преимущественно в центре, где живут и трудятся крестьяне.

    Начиная с 1470-х годов осложнились отношения великокняжеской власти и Церкви

    В тот исторический период существовали черные и белые земли. Черные земли – это земельные наделы черносошных крестьян, которые не имели личной зависимости от помещика. В XV–XVIII веках они несли денежные и натуральные повинности в пользу государства (то есть князя и казны), а не помещика. Крестьяне даже могли продавать свои земли, которые обычно находились на малоосвоенных окраинах России, отличавшихся суровым климатом и неплодородной почвой. Белые земли были собственностью крупных феодалов и Церкви. При этом духовные вотчины имели ряд привилегий: они освобождались от уплаты налогов, пошлин, повинностей. Таким образом, решить проблему расширения владений помещиков только за счет «черных земель» не получалось. Не сыграли большой роли и переселение бояр из вновь присоединенных городов (Вятка, Тверь, Новгород, Псков) в центр, и передача их земель дворянам, поэтому свое внимание великий князь Иван III обратил на церковные владения. Провести секуляризацию, то есть изъять эти земли, значило не только обеспечить помещиков новыми наделами, но и ослабить власть Церкви.

    В августе-сентябре 1503 года в Москве собирается церковный Собор, вошедший в историю как «Собор о вдовых попах». На Соборе присутствуют: великий князь Иван III, его сыновья Василий и Дмитрий Жилка, а также преподобный Иосиф Волоцкий и преподобный Нил Сорский. Иван III поставил вопрос об отказе Церкви от владения землями и дальнейшем ее содержании за счет княжеской казны.

    Фото 4.jpg

    Интересно, что Нил Сорский, возглавлявший движение «заволжские старцы», и его сторонники («нестяжатели») поддерживали идею великого князя и говорили, что владеть землями неприлично для Церкви. При этом его оппонент, святой Иосиф Волоцкий, говорил о законности таких владений и необходимости благоукрашения храмов, а также о том, что Церковь должна быть сильной и богатой, что поможет ей хорошо выполнять свои функции.

    Игумен Троице-Сергиевой лавры Серапион, митрополит Симон, архиепископ Геннадий Новгородский, также присутствующие на Соборе, выступали против секуляризации. Их поддержали настоятели других монастырей и епископы. Отец Серапион говорил о том, что монастырские имения – это в том числе и средства благотворительности, то есть помощи бедным и больным. Он настаивал, что имения нужны для строительства и поддержания храмов, для проведения служб в должном благолепии. В итоге большинство Собора во главе с игуменом Серапионом отстояли право Церкви на владение землей.

    Отец Серапион говорил о том, что монастырские имения – это в том числе и средства благотворительности

    В 1505 году великий князь Иван III умер. Власть, а также земли 66 русских городов перешли к его сыну Василию III, который искал компромиссы с Церковью, поддержал идеи последователей Иосифа Волоцкого и теорию сильной власти государства, имеющей божественное происхождение.

    Подвиг печалования

    Печалование – это право духовных лиц, высших или пользующихся большим уважением, обращаться к государю с ходатайством за опальных или осужденных людей. Безусловно, слова защиты и просьба о помиловании могли не найти в сердце государя ожидаемый отклик и даже окончиться опалой для того, кто осмелился печаловаться. Так произошел известный конфликт патриарха Адриана и царя Петра I. Он начался с отказа патриарха постричь первую жену царя Евдокию Федоровну Лопухину в монахини и закончился в 1698 году царским отказом помиловать стрельцов. Это событие стало предвестником конца печалования патриарха за осужденных.

    Но до петровских времен еще было далеко. И Серапион после молитв Святой Троице, Богородице и преподобному Сергию обратился к князю Ивану Васильевичу с просьбой помиловать трех боярынь, которым грозило сожжение за грех волшебства, что было просто клеветой. Князь так разжалобился и умилился от просьб игумена Серапиона и его искренних слез, что отпустил несчастных женщин безо всякого наказания. В этом подвиге печалования Серапиона люди увидели самого святого Николая, которому удавалось освобождать от смерти ни в чем не повинных.

    Великий князь Василий III, как и его отец, благоволил Серапиону. 15 января 1506 года, согласно его великокняжескому повелению, игумен Серапион был хиротонисан в архиепископа Новгородского. До этого новгородским архиепископом был Геннадий, по воле князя смещенный с кафедры Святой Софии и заточенный в Чудовом монастыре.

    Фото 5. Новгородский торг, Васнецов.jpg

    «Новгородский торг». А. М. Васнецов

    Владыка Серапион прибыл в Новгород в феврале. Он возглавлял епархию в течение почти трех лет, которые были очень трудными для города. В 1506–1508 годах Новгород охватила эпидемия моровой язвы. Это продолжалось три осени, как писал новгородский летописец. Серапион молился Богу и Богородице и просил, чтобы страшная болезнь прекратилась, обходил город с иконами. По его велению в Новгородском кремле, на площади рядом с собором святой Софии, был поставлен храм Похвалы Пресвятой Богородицы. По легендам его возвели за один день. 15 октября архиепископ Серапион освятил его и совершил первую службу. Звучавшие во время освящения молитвы по воле Божией чудесным образом излечили трех человек. Но главное – смертоносная болезнь начала уходить из Новгорода.

    В 1506–1508 годах Новгород охватила эпидемия моровой язвы

    В 1508 году пришла новая беда: в городе случился сильный пожар, продолжавшийся полутора суток. Как писал новгородский летописец: сгоревших «число Бог весть». 20 августа, когда полыхал огонь, архиепископ Серапион совершил крестный ход к городской святыне – Чудному кресту (чудный – красивый, изящный), который стоял на левом берегу Волхова, у Волхова моста. Здесь владыка отслужил молебен, чтобы умилостивить гнев Божий. Он горько рыдал и неистово молился до тех пор, пока пламя не утратило своей силы. После пожара Серапион совершил панихиду по погибшим и осудил тех, кто в такое жестокое время грабил дома, людей и даже тела погибших.

    Опала: Андроников монастырь

    С 1509 по 1526 год Новгород пребывал без архиепископа. Паства скорбела. Любимого новгородцами пастыря заточили в московский Андроников монастырь, куда он прибыл вместе со своим учеником, архидиаконом Иаковом (Кашиным). Впоследствии тот стал игуменом Троице-Сергиева монастыря, что и предсказывал святой Серапион, а также – первым составителем его жития.

    Эта опала в апреле 1509 года шла от великого князя Василия III. В июле того же года строгое княжеское решение поддержал Собор. Причиной немилости было роковое недоразумение, связанное с Иосифом Волоцким.

    Фото 6. Преподобный Иосиф Волоцкий.jpg

    Преподобный Иосиф Волоцкий

    Притесняемый князем Федором Борисовичем Волоцким, двоюродным братом великого князя Василия III, последним князем Волоцкого княжества, Иосиф Волоцкий обратился за помощью к святителю Серапиону. Дело в том, что князь Федор Борисович отличался тем, что часто прибегал к грабежу не только зажиточных людей, но и монастырей, что вызывало ропот и осуждение. Так он отобрал казну у монастырей: Возмицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Троицкого Селижаровского, Левкеева в честь Успения Пресвятой Богородицы – а затем обратил свою алчность на Волоколамскую обитель. Интересно, что есть упоминания о том, что в 1503 году рузский князь Иван Борисович назначил Селижаровскому монастырю 42 рубля, а в 1506 году волоцкий князь Федор Борисович к празднику Троицы пожаловал игумену и братии более 50 рублей. Но эти факты лишь доказывают, как переменчивы в своей милости князья.

    Однако в то время у князя Федора случилось большое недовольство жизнью. В 1503 году Иван III конфисковал наследство, оставшееся после почивших родственников князя Федора: матери, Ульяны Михайловны Холмской, и младшего брата Ивана, князя Рузского. В этом вопросе великого князя Ивана III поддержал святой Иосиф Волоцкий, что испортило его отношения с князем Федором Борисовичем. За защитой преподобный попытался обратиться к Серапиону. Однако по стечению обстоятельств, в частности из-за эпидемии моровой язвы, тот не смог встретиться с ним, да и посланный к владыке Серапиону чернец Игнатий Огорельцев не был пущен в Новгород и воротился назад.

    Тогда в отчаянии его просьба о защите была направлена самому великому князю Василию III. Итогом стало принятие Иосифо-Волоколамского монастыря в ведение князя и митрополита. Такой факт возмутил игумена Серапиона: он указал, что действия преподобного Иосифа шли без благословения его архиепископа, то есть самовольно. За это архиепископ Серапион наложил на святого Иосифа церковное запрещение. Великий князь, узнав о запретительной грамоте, не просто разгневался, а принял ее как знак неуважения и личное оскорбление. Вслед за этим и последовало отстранение от управления епархией и ссылка в Спасо-Андроников монастырь в Москве.

    Фото 7. Спасо-Андроников монастырь, план XVI века.jpg

    Спасо-Андроников монастырь, план XVI века

    Святитель Серапион оставался уверенным в своей правоте и защищал церковные правила, о чем писал митрополиту Московскому и всея Руси Симону. Возможно, эти послания сыграли свою роль. В московском монастыре Серапион провел два года, но по решению Собора 1511 года был освобожден. Великий князь Василий III позволил ему переселиться в любимую обитель – Троице-Сергиеву лавру. Незадолго до своей кончины митрополит Симон встретился с Серапионом, благословил его и принял от него прощение. Примирение произошло и с Иосифом.

    Великий князь Василий III позволил ему переселиться в любимую обитель

    В 1511 году из Москвы отец Серапион уехал в Троице-Сергиеву лавру, где его с любовью встретил настоятель монастыря игумен Памва (Мошнин) и братия. Здесь возрадовалось уставшее сердце монаха и прошли последние годы его жизни.

    В 1515 году в Волоке Ламском (нынешнем Волоколамске) закончился земной путь преподобного Иосифа Волоцкого. Святой Серапион прозрел кончину праведника: неожиданно для всех он указал в сторону Волоколамска, сказав: «Брат наш Иосиф преставился. Бог да простит его».

    В том же году после ухода от управления монастырем игумена Памвы новым игуменом обители Святого Сергия стал Иаков, ученик святителя Серапиона, как он и обещал.

    В Троице-Сергиевой лавре отец Серапион принял великую схиму, упокоился с миром он 16 марта 1516 года и был погребен рядом с древним храмом Святой Троицы, возведенным в 1422–1423 годах.

    Фото 8. М.Гадалов. Вид Троицкого собора и Никоновского придела с восточной стороны. Литография. 1853 г..jpg

    Вид Троицкого собора и Никоновского придела с восточной стороны. Литография. 1853 г. М. Гадалов

    Через год, 7 апреля, были обретены его нетленные мощи. Но только в 1559 году в Лавре началось почитание святителя Серапиона, вернее, продолжилось вслед за почитанием на новгородской земле. Его мощи были перенесены в новый гроб и вновь захоронены. С его переходом в жизнь вечную чудеса по его молитвам не закончились. В 1608 году при осаде поляками Лавры святой Серапион явился в Троицком храме и встал перед иконой Богородицы. В разговоре с Пресвятой Богородицей он просил Ее заступничества для обители и братии.

    Серапионова палата – сокровищница православных святынь

    Белокаменный Троицкий собор – самый древний храм Троице-Сергиевой лавры. Именно для него преподобный Андрей Рублев написал икону Святой Троицы, которая до 1929 года находилась в монастыре.

    Фото 9. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.jpg

    Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

    К Троицкому собору примыкает особое помещение – Серапионова палата. Попасть в нее можно из собора через дверь, находящуюся рядом с ракой святого Сергия. В этом же месте можно увидеть особый знак – рваную рану, след от польского ядра, которое влетело в собор при осаде.

    По легенде, Серапионова палата была сооружена на месте кельи преподобного Сергия, куда являлась Богородица, и совершенно точно – над гробом архиепископа Новгородского Серапиона, покинувшего этот мир в 1516 году. Сначала здесь находились три раки: архиепископа Серапиона (Курцева), преставившегося в 1555 году; митрополита Московского Иоасафа (Скрипицына) и почившего в 1633 году архимандрита Дионисия (Зобниковского) – устроенные стараниями митрополита Московского и Коломенского Платона. Оттого Серапионова палата имела еще одно название – палата трех мощей. Современный вид палаты известен еще со времен настоятеля архимандрита Антония (Медведева).

    Серапионова палата имела еще одно название – палата трех мощей

    Затем в Серапионовой палате появились другие многочисленные мощевики, их около или более 500. Часто из Серапионовой палаты они отправляются для поклонения в другие храмы России. Это мощи апостола Андрея Первозванного, апостола Павла, святителя Николая, святителя Исаии Ростовского, Вифлеемского младенца – одного из 14 000 убиенных царем Иродом; великомучеников: Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Иакова Персянина, Меркурия; священномученика Зиновия и многих других святых.

    Превью и Фото 10. Серапионова палата.jpg

    Серапионова палата

    Хранятся в Серапионовой палате и крест-распятие с частицей Христовой Крови, крест-мощевик Сергия Радонежского, частица пояса Пресвятой Богородицы, кость целителя великомученика Пантелеимона. Есть в Серапионовой палате десница первомученика архидиакона Стефана, привезенная вместе с камнем от Гроба Господня из Иерусалима в 1850 году А. Н. Муравьевым, православным духовным писателем, историком церкви, паломником, драматургом и поэтом.

    На протяжении веков Серапионову палату обновляли и украшали. Так, в 1853 году позолотили иконостас. В 1949 году стены расписали сюжетами из жития преподобного Сергия. Росписи исполнены монахиней Иулианией, которая была духовной дочерью святого Алексия Мечёва.

    Чувства, что испытывают люди в этом святом месте, трудно описываются словами. Кажется, что все слова становятся тусклыми, теряют искренность и глубину, потому что здесь душа устремляется к молитве, к добру и состраданию, к просьбам о самом сокровенном, к святой любви к ближним. Здесь происходит переосмысление жизни, себя, событий, и у каждого здесь есть шанс на чудо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *