Кто построил успенский собор во владимире
Перейти к содержимому

Кто построил успенский собор во владимире

  • автор:

Успенский собор во Владимире

Успенский собор, располагающийся на Большой Московской улице во Владимире, является одним из древнейших храмов России. Православный собор является уникальнейшим памятником белокаменного зодчества Руси; был возведен в XII веке. Отличительной особенностью служит тот факт, что до возвышения Москвы этот храм был главным кафедральным храмом Владимиро-Суздальского княжества.

2 899 7 0 12 мин. на чтение

Характеристики Успенского собора во Владимире

Названия: кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Статус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля»

Координаты: 56.127413 северной широты, 40.409102 восточной долготы

Адрес: Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Московская ул., 56

Дата основания: 1158 год

Архитектурный стиль: русская романика

Основатель: князь Андрей Боголюбский

Конфессия: православие

Состояние: действующий

Местное время:
Погода: 11 °C пасмурно Ощущается как: 11 °C
Давление: 755 мм рт.ст. Влажность: 93% Ветер: 3.58 м/c

История Успенского собора во Владимире

История Успенского собора во Владимире начинается в 1158 году, в момент правления великого князя Владимирского – Андрея Боголюбского. В XII веке Андрей Боголюбский пришёл к власти и превратил городок Владимир в столицу княжества. По указу князя данный собор и был построен в качестве главного собора не только столицы, но и всего княжества. Строительство храма пришлось на 1158–1160 годы.

Для возведения шестистолпного храма из белого камня высочайшего качества были приглашены лучшие местные архитекторы, а также архитекторы из других стран. Над этим трудились мастера из различных русских городов, а также мастера из Греции, Германии и Рима. По своей высоте, составившей около 32 метров, собор превзошел софийские храмы.

Роспись Успенского собора началась в 1161 году. В это время появились живописные ковры из фресок, уникальные витражи, различная утварь, украшенная драгоценностями. Декор фасада представлял собой удивительные лепные орнаменты, а закомары имели рельефные композиции. В западной части собора были лестницы, ведущие к княжеским хорам. Такая пышность внутреннего убранства храма практически не имела конкуренции на Руси.

В 1185 году в Успенском соборе произошел страшный пожар, который практически полностью разрушил здание. Всеволод III – младший брат Андрея Боголюбского, который был у власти в тот период, принял решение восстановить храм и расширить его. В результате реконструкции в Успенском соборе появилось несколько дополнительных галерей, располагавшихся по бокам, а над пристройками были размещены золотые главы.

После восстановления заметно увеличились габариты храма. Дополнительные галереи стали служить княжескими усыпальницами (так, мощи Андрея Боголюбского, убитого заговорщиками в 1174 году, покоятся в одной из галерей). Большинство драгоценностей были безвозвратно утрачено во время пожара. Перестроенный храм был полностью видоизменен, однако сохранил свою уникальность.

После событий, датируемых концом XII века, Успенский собор ещё несколько раз переживал страшные катастрофы, которые приводили к полному разрушению храма и требовали капитального восстановления. После каждой реставрации храм терял какие-то важные детали своего убранства, но приобретал новые. За всю историю он выдержал несколько сильнейших пожаров, разграблений и разрушений.

Так, следующим разрушительным событием в истории Успенского собора стал набег татаро-монголов, происходивший в первой половине XIII века. В 1237 году полчища монголов добрались до Владимира. Великая княгиня Агафья и владыка Митрофан заперлись в здании собора, и в это время войско хана Батыя подожгло их. Все люди, находившиеся в храме, погибли. Члены великокняжеской семьи были канонизированы как Владимирские мученики.

Дальнейшие обновления храма произошли только через пару веков. Так, в 1411 году Успенский собор пострадал во время грабежей татарского царевича. В первой половине XV века в храме появились росписи, выполненные известнейшими и по сей день иконописцами — Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным. Следующее масштабное обновление прошло в XVIII веке по указу Екатерины II. Главным изменением стал новый иконостас.

В XIX веке храм продолжил претерпевать изменения, которые коснулись, в первую очередь, его экстерьера. Так, были построены контрфорсы, расширены окна и модернизирована кровля. На территории Успенского собора были достроены колокольня и придел во имя Георгия Победоносца. С конца XIX века и по сей день собор продолжает реставрироваться.

Примечательно, что за свою историю собор менял название. Так, изначально храм назывался Андреевским собором в честь князя Андрея Боголюбского, по указу которого был возведен. Однако, позже название сменилось на Успенский собор, или собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире, которое храм носит и по сей день. Успенский собор включен в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО.

Успенский собор во Владимире

Особенности архитектуры и интерьера Успенского собора во Владимире

Успенский собор во Владимире – белокаменный храм, отличительной особенностью которого является изобилие вертикалей. Данный эффект создаются с помощью удлиненных проёмов. За свою многовековую историю собор несколько раз перестраивался, и поэтому сегодня невозможно увидеть, как он выглядел восемь веков назад. Успенский собор является одним из восьми Белокаменных памятников Владимира и Суздаля.

Успенский собор относится к палаточному типу сооружений и имеет равновеликие части внутреннего пространства. Храм является пятиглавым, по традиции центр символизирует Иисуса Христа, а дополнительные главы – четырёх евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луку. Существует легенда о том, что в центральной главе есть тайник, в который несколько веков пряталась государственная казна.

За счёт равных частей подчёркивается монолитность здания, что делает его более устойчивым. С противоположных сторон, с северной и южной, собор имеет парадные входы. Полуциркульными арками украшены главные ворота. Арки декорированы бусами — одним из наиболее распространенных элементов в древнем зодчестве. Стены в средней части декорированы аркатурно-колончатым поясом.

Первоначальная высота Успенского храма во Владимире составляла около 32 метров. Однако во время глобальной реставрации, во время правления Всеволода Большое Гнездо, высота пятиглавого собора выросла до 37 метров с учётом апсид. Ширина храма после реконструкции – около 30 метров, ширина каждой галереи – около 5,5 метров. Успенский собор имеет габариты, благодаря которым способен одновременно вместить около 2000 прихожан.

На сегодняшний день в Успенском соборе сохранились некоторые росписи, возраст которых превышает восемь веков. Так, прихожане могут увидеть детали фресок 1161 года, на которых изображены диковинные павлины. В 1408 году для росписи храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Некоторые фрагменты известнейшей фрески «Страшный суд» сохранились до нашего времени.

Другими известными элементами архитектуры Успенского собора являются: поминальный крест, установленный на северной стороне в честь митрополита Ионы; образ Богородицы Владимирской, изображенный на южной стороне храма; изображение Собора апостолов, венчающее южный фасад; центральная фреска восточной стены – новозаветная Троица. Большинство этих элементов было создано мастерами во второй половине XV века.

Успенский собор во Владимире

Помимо самого Успенского собора, на его территории располагается колокольня, построенная в 1810 году по проекту архитектора Алексея Вершинского. Её высота, включая шпиль, составляет около 70 метров. Колокольня выполнена в стиле классицизма с элементами готики, на сегодняшний день она является ключевой и самой высокой точкой центра. Колокольня была построен взамен предыдущей, разрушенной ударом молнии.

В 1862 году между колокольней, возведенной в1810 году, и основным зданием Успенского собора был построен придел – дополнительный алтарь в храме – во имя великомученика Георгия Победоносца. Здание было возведено по проекту архитектора Николая Артлебена; оно органично вписалось в ансамбль Успенского собора. Основным его отличием от основного здания собора стал горизонтальный вытянутый стиль.

Сегодня Успенский собор во Владимире представляет собой сложный архитектурный комплекс из нескольких различных построек, возведенных в разное время. Несколько веков собор служил образцом для мастеров-зодчих со всех городов Руси. А перед возведением Успенского собора в Московском Кремле, для того чтобы увидеть храм во Владимире своими глазами, сюда приезжал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Успенский собор во Владимире

Реликвии Успенского собора во Владимире

Успенский собор во Владимире хранит в своих стенах большое количество реликвий. Среди них: фрески, мощи святых, иконы. Ежегодно большие потоки туристов со всех концов света отправляются в паломнические поездки по Владимир для того, чтобы лично посетить Свято-Успенский кафедральный собор и увидеть уникальные ценнейшие святыни, история которых насчитывает несколько веков.

Так, особый почёт имеют святыни, которые представляют собой образы Божьей Матери. В Успенском соборе во Владимире таких икон три. Наиболее известная – икона Владимирской Божьей Матери, которая является одной из самых почитаемых. В соборе хранится икона, созданная Андреем Рублёвым, а оригинал был передан в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах Третьяковской галереей.

Владимирская икона в Успенском соборе появилась благодаря удивительному случаю. Образ Божией Матери везли в повозке на лошадях, и в один момент лошади остановились на месте, не сдвигаясь больше ни на шаг. После молитвы к князю Андрею явилась Пресвятая Богородица, указавшая ему направление на Владимир. С тех пор город стал столицей княжества, а икона получила своё название – «Владимирская».

На данный момент Русской православной церковью установлено троекратное празднование Владимирской иконе Богоматери. Так, по новому стилю, празднование выпадает на следующие дни: 8 сентября, 3 июня и 6 июля. Каждая из этих дат связана с избавлением русских земель от гнёта и порабощения вражескими государствами и иноземными захватчиками, такими как Тамерлан, Ахмат и Махмет-Гирей.

Два других образа Божьей Матери – это Боголюбская и Максимовская иконы. Максимовская Богоматерь была написана в самом конце XIII века, после того, как образ Пресвятой Богородицы явился Владимирскому митрополиту Максиму. Боголюбская Божья Матерь была написана в XII веке, по заказу князя Андрея Боголюбского. Данная святыня относится к числу древнейших икон русского происхождения.

Успенский собор хранит в себе мощи (останки) великих князей, причисленных к лику святых: Андрея Боголюбского, основателя собора и Владимиро-Суздальского княжества, убитого в 1174 году; Глеба Муромского, одного из первых мучеников-покровителей Русской земли; Георгия, который был канонизирован лишь через четыре века после смерти; часть мощей Александра Невского, являвшегося покровителем православной церкви.

В нишах, оборудованных в стенах галерей Свято-Успенского кафедрального собора, также находятся мощи епископов, которые были представителями княжеских фамилий. Всего в храме покоятся около 40 мощей православных праведников. В некоторых случаях в Успенском соборе находится лишь часть останков какого-либо канонизированного святого, так как другая часть хранится в другом храме.

Успенский собор во Владимире

Режим работы Успенского собора во Владимире

Успенский собор во Владимире открыт для прихожан ежедневно. По будням посетить храм можно с 10:00 до 17:00, касса работает до 16:30. В воскресенье двери собора отрываются в 11:00. Входной билет без экскурсии обойдётся в 200 рублей, а экскурсия – в 500 рублей. Действуют льготы для определенных категорий граждан: детей, пенсионеров и т.д. Каждый второй вторник месяца в Успенском соборе проводится санитарный день.

Время в Успенском соборе разделено на две категории: музейное и церковное. Перед посещением желательно ознакомиться с данной информацией на официальном сайте. В будни и выходные проводятся службы. Основное правило посещение храма – запрет на фотографирование и видеосъёмку. Также необходимо соблюдать соответствующий дресс-код: храм запрещено посещать в открытой одежде.

Андрей Боголюбский начал возводить Успенский собор во Владимире

XII в. можно охарактеризовать как период междоусобных войн между древнерусскими княжествами. Несмотря на то, что Киев оставался центром Руси, стали возникать новые княжества, претендовавшие на лидерство.

В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, его сын Андрей Боголюбский стал правителем Ростово-Суздальского княжества. Он перес свою резиденцию во Владимир на реке Клязьме. Одновременно с этим он начинает застраивать новую столицу. 8 апреля 1158 г. князь Андрей Боголюбский на высокой горе над рекой заложил Успенский собор. Главным мотивом постройки такого крупного храма было политическое положение Владимирского княжества, поэтому князь выделил на него десятую часть своих личных доходов. По этой причине высота Владимирского Успенского собора равнялась высоте Софийского собора в Киеве.

Андрей Боголюбский развивал связи со Священной Римской империей, поэтому ее правителем, Фридрихом I Барбароссой, для проектирования собора были отправлены немецкие архитекторы. Он был сложен из белого камня-известняка и содержал элементы западноевропейских готических соборов. Заняв наиболее выгодную точку на краю обрыва, собор господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол было видно на многие километры вокруг. Во время службы он мог вместить 2 тыс. чел.

В 1238 г. собор настигла беда. В ходе монгольского нашествия, возглавленного Батыем, в стенах Успенского собора укрылось множество жителей города, княжеская семья и епископ Митрофан. Монголы обложили собор снаружи хворостом и подожгли его, поэтому люди, искавшие там спасения, задохнулись от дыма. Выбив двери храма, захватчики добили выживших и разграбили собор.

До начала XV в. Успенский собор оставался в запустении. В 1408 г. началось восстановление живописи храма. Этим занимались известные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Придерживаясь первоначально заложенной системы размещения сюжетов, они фактически расписали собор заново. Также они написали иконы для нового иконостаса. В 1773-1774 гг. данный иконостас был разобран, а вместо него установлен новый, который сохраняется в соборе до сих пор. Иконы, написанные Рублевым и Черным, в 1922 г. были переданы в Третьяковскую галерею и в Русский музей.

Со времен Андрея Рублева Успенский собор разорялся и горел еще несколько раз. В конце XIX в. была проведена первая научная реставрация собора. В 1882-1884 гг. проводились внутренние работы, в ходе которых были найдены фрески Рублева. В 1886-1891 гг. собор был отреставрирован снаружи.

В XX в. Успенский собор несколько раз реставрировался. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 1970-х – начале 1980-х гг., когда был очищен и покрыт специальным составом белый камень и позолочены купола.

Успенский собор

Успенский кафедральный собор был крупнейшим зданием в рамках грандиозного строительства, которое развернул Андрей Боголюбский в новой русской столице – Владимире. Он занял наиболее выгодную точку города – на самом высоком холме. Его золотой купол был виден с далеких подступов к Владимиру и как бы утверждал самостийность владимирского князя и его политические притязания на главенство в феодальной Руси. Собор был заложен в 1158 г. одновременно с Золотыми воротами и городской крепостью. А в 1160 г. главный и самый величественный храм княжества был уже построен. Андрей дал в кормление новому храму княжескую десятину (десятая часть доходов) и большие земельные владения, подражая своему прославленному предку, «крестителю» Руси Владимиру Святославичу, который покровительствовал Десятинной церкви в Киеве.

Для такого крупного строительства были присланы к Андрею Боголюбскому даже мастера белокаменной кладки из империи Фридриха Барбароссы. Это было демонстрацией отказа от киевской помощи и установлению господства владимирского князя на Русской земле. Но и без местных умельцев было не обойтись. Они добывали известковый камень в подмосковных каменоломнях, привозили и тесали его, закладывали трехслойные стены… В 1164 г. в построенный храм была перенесена из Боголюбова икона Божьей Матери, названной впоследствии Владимирской (хранится ныне в Третьяковской галерее). Андрей Боголюбский в свое время привез ее из Вышгорода под Киевом, когда «без отчей воли» уехал в Суздальскую землю. Эта икона – произведение гениального византийского художника – и теперь поражает глубоким лиризмом, теплотой любви матери к ребенку и человечностью.

Однако существующий ныне храм – памятник двух княжений. Собор Андрея Боголюбского сильно пострадал от пожара 1185 г., так что восстановить его в прежнем виде было трудно. Поэтому зодчие Всеволода III Большое Гнездо, брата князя Андрея, в 1185-1189 гг. окружили его новыми стенами («галереями») с четырьмя малыми главами – и старый собор оказался как бы в футляре, внутри нового здания. Стены старого собора были прорезаны большими арочными проемами, превратившись в своеобразные внутренние столбы нового, более обширного храма.

Страшное бедствие снова обрушилось на собор в феврале 1238 г., когда полчища хана Батыя взяли Владимир, несмотря на героическое сопротивление жителей. Татары завалили собор изнутри и снаружи деревом и подожгли: на хорах собора погибла княжеская семья, епископ и часть горожан. Однако здание устояло, и осталась невредима его главная святыня – дважды спасенная от пожара чудотворная икона Божьей Матери.

На протяжении веков Успенский собор еще неоднократно подвергался пожарам и разграблению, а затем – реставрациям, внесшим много искажений в его древний облик. В первой половине XIX в. к собору были пристроены колокольня и невысокая Георгиевская церковь.

А что же осталось от древних стен храма? Со стороны колокольни на одной из закомар можно разглядеть резные фигурки библейского сюжета «Три отрока в пещи огненной» – рельефы, вынутые из старых стен и положенные в наружную облицовку галерей. Женские маски (символ посвящения храма богородице) и звериные маски (символ княжеской власти) по сторонам окон – такого же происхождения.

В интерьере собора в северной галерее-усыпальнице сохранился фрагмент фрески 1161 г. с изображением пророков и павлинов. Сохранилось и несколько фрагментов от фресковой росписи 1189 г. – две фигуры — Артемия и Авраамия — в арочных обрамлениях в юго-западном углу андреевского собора, что связывает их с архитектурой храма и аркатурно-колончатым оформлением фасадов.

Пострадавшую от пожаров роспись собора восстанавливал присланный из Москвы в 1408 г. великий живописец Андрей Рублёв вместе с Даниилом Черным и учениками. По сути, они расписывали собор заново и лишь придерживались старых подходов в размещении сюжетов.

В Успенском соборе сохранилось до 300 кв. м легендарных фресок дружины А. Рублёва. Наиболее значительна композиция Страшного суда на своде под хорами – «Второе и страшное Христово пришествие». После разгрома татарских полчищ на Куликовом поле страна входила в пору нового подъема, мрак уступал перед светом надежд. Поэтому на рублёвских фресках, изображающих ожидание конца света, – умиротворенность. Образы судьи-Христа, апостолов и ангелов лишены суровости. Их лики не пугают, а наполнены душевной теплотой, напоминая лица обычных людей. Фрески притягивают и утешают зрителя, утверждая ценность справедливости.

Из других фрагментов рублёвской росписи следует отметить «Шествие праведников». Рай на соседнем своде символически рисует композиция «Лоно Авраамово»: праотцы Авраам, Исаак, Иаков в цветущем саду. Во всех изображениях проступает внутреннее благородство и искренность гения.

Созданное А. Рублёвым и его сотоварищами живописное убранство Успенского собора завершалось органично вписанным в пространство храма иконостасом, иконы которого составляют ныне гордость Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Петербурге.

Успенский собор – это еще и грандиозный древний некрополь. В северо-восточный угол галерей был перенесен саркофаг с останками первого строителя собора – Андрея Боголюбского. Неподалеку – гробница его брата и наследника, второго строителя собора – Всеволода III Большое гнездо. В некрополе собора с 1923 г. хранится рака с частицей мощей князя Александра Невского, внука Всеволода III (в 1723 г., по указу Петра I, полностью его мощи были перенесены из Рождественского собора Богородице-Рождественского монастыря Владимира в Александро-Невскую лавру Петербурга). Десятки великокняжеских персон покоятся в священных недрах Успенского собора, наполняя его сумрачной и торжественной атмосферой гигантского мавзолея «владимирских самовластцев».

Успенский собор до сих пор поражает своей величественностью и красотой. Недаром итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти, который в конце XV в. был приглашен в Москву на строительство зданий Московского Кремля, было предписано осмотреть владимирский Успенский собор. Именно по его «образу и подобию» был сооружен грандиозный Успенский кремлевский собор для великого князя Ивана III.

Ныне кафедральный Успенский собор во Владимире – памятник архитектуры, веры и духовной красоты – используется совместно Владимиро-Суздальской епархией и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником: свое время – для молитвы, свое время – для экскурсий (вторник-воскресенье: с 13:00 до 16:45).

Успенский собор, как и другие белокаменные памятники средневекового владимирского зодчества, внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Святыни собора:

мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского;

Время работы с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года:

  • Вторник-воскресенье – с 13.00 до 16.45;
  • Понедельник – выходной день.

Кто построил успенский собор во владимире

С 10:00 до 17:00 (кассы и вход до 16:30)
Воскресенье – с 11:00 до 17:00 (кассы и вход до 16:30)

1 апреля экспозиция не работает

Билеты

Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Успенский собор — один из старейших русских храмов, святыня Православной Церкви, свидетель важнейших исторических событий, великокняжеский некрополь, хранилище уникальных древних росписей; единственный документально подтвержденный и точно датированный памятник, сохранивший фрески прославленного иконописца Андрея Рублёва.

Уникальный памятник древнерусской истории и искусства, включённый в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Успенский собор представляет собой редчайшее сочетание архитектуры, настенных росписей, иконописи, декоративно-прикладного искусства XII — XIX веков.

Древнейший собор Владимира был построен в 1158 — 1160 годы князем Андреем Боголюбским. «Хощу бо сей град обновити митропольею, да будет сей град великое княжение и глава всем» — таков был замысел князя. Высокое назначение собора отразилось в дерзкой высоте — более тридцати двух метров, выше двадцатидевятиметровой киевской Софии.

Успенский собор был долгое время главным храмом всей Русской Земли. В этом соборе венчались на великое княжение московские и владимирские князья вплоть до Ивана III (среди них Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита). Под сводами собора покоилась главная русская святыня — Владимирская икона богоматери. В XV веке он послужил итальянскому зодчему А. Фиораванти образцом для строительства Успенского собора Московского Кремля.

В соборе сохранился древнейший русский некрополь — более 40 захоронений владимирского великокняжеского рода и владимирских архиереев. Здесь покоятся князья Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, его сын Георгий Всеволодович. В соборе находится символическая гробница с частичкой мощей Александра Невского.

В 1408 году стены храма расписал великий мастер «умозрения в красках» Андрей Рублев, и нигде более нет его гениальной живописи на столь значительной площади — свыше 300 кв. м. Созданная им композиция «Страшный суд» полна не ужасным предчувствием адских мук, а созерцательным покоем и пасхальной радостью грядущего Воскресения.

В конце XIX века собор подвергся первой научной реставрации, и с тех пор изучение и реставрация храма практически не прекращаются. Сегодня Успенский собор — это и музей, и действующий храм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *