Как пороли девочек на руси
Перейти к содержимому

Как пороли девочек на руси

  • автор:

Как наказывали детей на Руси: Розги, горох, ложкой по лбу и другие методы, за которые сегодня лишили бы родительских прав

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

На Руси детей воспитывали строго. За проступки и шалости принято было наказывать, причём порой достаточно жестоко. Современных омбудсменов по правам ребёнка Такие методы воспитания ввели бы в ступор, а раньше это воспринималось как само собой разумеющееся. Потери сознания или продолжительный голод — лишь часть наказаний, которым мог подвергнуться провинившийся ребенок.

Ложкой по лбу получи, если правил не учил

Скамейка для порки и бочонок с розгами./Фото: virtnn.ru

Скамейка для порки и бочонок с розгами./Фото: virtnn.ru

Сегодня вряд ли кому-то из родителей придёт в голову ударить ребенка ложкой по голове. Это кажется странным и не слишком приличным. А раньше, когда во время еды на стол ставили чугунок, и вся семья черпала из него еду по старшинству, такой метод наказания считался обычным. Если ребёнок решил опередить отца или деда и зачерпнул первым, значит, он неуважительно относится к старшим, не знает правил поведения. За это нарушитель (кстати, это мог быть не обязательно ребёнок, а любой, кто младше старшего в семье) получал удар деревянной ложкой по лбу.

И не только за это. Следили за аккуратностью — накапал на чистый стол, забыв подстраховаться кусочком хлеба — получи по лбу. Громко чавкаешь и торопишься, болтаешь во время еды — снова ложкой! В общем, если хотелось сохранить свое лицо в целости и сохранности, без шишек и синяков, следовало есть аккуратно, не нарушать правила, вести себя скромно.

Розги на обложке букваря 1637 года

Розги./Фото: argumenti.ru

Розги./Фото: argumenti.ru

Еще одним видом наказания были розги. Это связка прутьев, вымоченных в холодной воде. Иногда для «пущего эффекта» розги вымачивали в соленом растворе. Высечь розгами могли ребенка любого сословия и за любую любой провинность. Это делали и родители, и школьные учителя. Порка розгами считалось полезной для растущего организма. В некоторых семьях проводили так называемые субботние порки, причём не за какие-то провинности, а так, для профилактики. Жаловаться на побои ребенку было нельзя. Более того, про отца, который не сечет детей, соседи говорили, что он не воспитывает своих отпрысков.

Розги были так популярны, что даже в 1637 году были изображены на обложке букваря, напечатанного Василием Бурцевым. На картинке учитель избивает ученика розгами, а остальные прилежно занимаются. Многие читали «Детство» Максима Горького и ужасались эпизоду экзекуции Алёши, когда суровый дед высек мальчика до потери сознания. В «Очерках бурсы» Николая Помяловского много места уделено физическим наказаниям, в том числе и розгам, читать это без содрогания просто невозможно.

В школах телесные наказания отменили только в начале 19 века. Что касается семей, некоторые родители и сегодня физически наказывают детей. Правда, используются не розги, а чаще всего обычный ремень.

Сложно сказать, что сильнее ранило ребенка — розги или моральное унижение. А ведь и последний метод применялся достаточно активно. Например, если ученик шалил на уроке или плохо выполнял домашние задания, его могли нарядить в дурацкий костюм или повесить на шею табличку с издевательской надписью. Так он должен был ходить некоторое время, выслушивая насмешки других учеников.

Даже царственные особы подвергались наказаниям. Например, у великого князя Николая Павловича был воспитатель Матвей Иванович Ламздорф. Кажется, в такой среде можно было бы выбрать любые педагогические методы. Но нет — Ламздорф бил мальчика оружейным шомполом и колотил головой об стену. Воистину царское воспитание.

Единственным учебным заведением, где физические наказания были под официальным запретом, был Царскосельский лицей. Шалунов и нарушителей запирали в комнатах. Еще один вариант наказания — это усаживание в самый конец стола во время еды. В сравнении с розгами или шомполом это кажется просто смешным.

На горох, или о том, как в старину не задумывались о здоровье коленных суставов

Телесные наказания детей в старину были распространены./Фото: i.ytimg.com

Телесные наказания детей в старину были распространены./Фото: i.ytimg.com

Поставить ребенка коленями на горох — это наказание было очень распространено на Руси. Получали его по самым разным причинам: ребёнок не слушался или не сделал то, что ему поручили по дому, грубо ответил, просто шалил. Кажется, что тут такого — постоять на горохе, однако сушеные зёрна так сильно впивались в колени, что за несколько часов доводили ребёнка до состояния полного изнеможения.

За неумение прилично себя вести ребенка могли посадить на хлеб и воду на несколько дней. Например, за громкий смех или разговор, недовольное выражение лица, комментирование слов старшего.

Семь лет уже есть — пожалуйте в колонию

Художник П. Ковалевский. Порка.

Художник П. Ковалевский. Порка.

Сегодня это покажется невероятным, но в конце 18 века можно было привлечь к уголовной ответственности ребёнка, если ему исполнилось 7 лет. Это было прописано в Уложении о наказаниях. Если родители отчаивались перевоспитать свое чадо, считали его настолько непослушным, что справиться с ним просто невозможно, они могли отправить его в специальный смирительный дом на несколько месяцев (до полугода). Родители сами определяли длительность наказания и проступки, за которые ребёнок уезжал в казенное учреждение. В качестве причины чаще всего указывалось «неповиновение взрослым», «очевидные пороки», «разврат». Что под этим имелось в виду, сегодня сказать сложно.

Строптив – получи пощечину и голодай

Сегодня розги заменил ремень./Фото: znaj.ua

Сегодня розги заменил ремень./Фото: znaj.ua

Ограничение в еде относилось к очень популярному наказанию. Чаще всего лишали сладкого, а иногда могли вообще перестать кормить. Особенно доставалось тем, кто шалил во время церковной службы. Им прописывались земные поклоны в огромном количестве и строжайший пост в течение 12 дней.

Наказание в виде пощечин использовалось для «выбивания дури» из детей. Строптивых и капризных воспитывали, хлеща по щекам и не считая это чем-то неправильным или непедагогичным. Да, детей держали в строгости. За какую-то несущественную жалобу типа «мне жарко в этой одежде» ребёнка могли наказать, прописав двадцать пять земных поклонов. И не просто поклониться, это означало очень медленное опускание на колени, а затем такой же медленный подъем. Символика этого наказания — падение, грех, и получение прощения от Господа.

Да, сегодняшнее ворчание родителей и угрозы отобрать мобильный телефон кажутся просто детским лепетом в сравнении с теми методами, которые применялись в старой Руси.

Изощренные наказания были не только для детей, но и для женщин. Били их почти за то же самое, а защититься они могли только так.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как на Руси детей наказывали

Антология наказаний детей с древних времен и до современности

Дети — существа непослушные. И были такими всегда. Поэтому схема не менялась уже тысячелетиями: ребенок ослушался — родители наказали. Но вот вид наказания менялся в зависимости от эпохи, моральных устоев и традиций этого времени. Редакция Tlum.Ru уже рассматривала, какие методы наказания приемлемы, а какие нет. В этот раз мы решили разобраться в историческом контексте вопроса «кнутов и пряников».

Про совсем древние времена достоверно ничего не известно, но ученые предполагают, что наказание в доисторическую эпоху для детей были не очень суровые. И так народу мало — то мамонт затопчет, то тигр погрызет, подрастающее поколение надо беречь. Но и детский возраст, в котором многое прощалось, длился не больше 10 лет.

А вот уже в Древней Руси детей никто жалел. Их было много, если что — еще десять есть. Вся эта мудрость дошла до нас в качестве поговорок, суеверий и присказок. Хвалить ребенка было все равно что сглазить: «не перехвали, а то испортится». К слову, это суеверие дошло и до наших дней. Ну и все эти знаменитые «бьет — значит любит», «кого журят, того и любят» — вы знаете, о чем мы говорим.

Потом к простому воспитанию добавилось еще и религиозное. Грехов стало побольше, а значит и поводов наказать тоже. Детей, по мнению церкви, нужно готовить не только к земной, но и к небесной жизни. Да и в Библии четко сказано «если накажешь его розгой, он не умрет». И зачем тогда отказываться от такого действенного метода воспитания?

К XVI веку начало развиваться книгопечатание, поэтому о том, как воспитывать детей и как их правильно бить, уже можно было прочитать в полезных книжках. Таковыми стали «Стоглав» и «Домострой». Последнее чтиво особенно любят цитировать как образец «самого верного подхода ко всему». Написал эту книгу монах Сильвестр, духовный наставник Ивана Грозного (что уже должно вам о чем-то говорить).

По мнению монаха, главная задача родителя — забота о материальном и духовном благополучии своего чада. Детей баловать нельзя, надо «страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». То есть запугать, после чего выпороть. Но не волнуйтесь, все не так плохо. Детей можно было бить только в один день (сам он предложил субботу) и только при членах семьи. Звать на порку гостей запрещалось.

В учебных заведениях розги вообще были также неотъемлемы как перья, чернила и унылые лица учеников. Кроме этого предмета для битья в сельских (да и городских) школах были веревки с узлами, горох в углу и длинные палки. Все это было прописано в регламенте, и многие родители только рады были, что их детей поучат уму-разуму. К слову, в Англии в это время специальные няни предлагали свои услуги по битью детей, если мамам самим жалко пороть своих непослушных отпрысков. Вот это бизнес!

Шло время, дети вырастали и пороли своих детей, и всех все вроде устраивало. Возмущаться пытались Екатерина II и Александр I, но никто их особо не послушал, и сгладить режим получилось намного позже. Кнут отменили в 1845 году, а плети, розги и все прочее держали в школе аж до XX века.

Били всех. Из интересных примеров: Николя I со всем размахом души воспитатель бил головой о стену, после чего, став императором, Николай запретил физически наказывать своих детей. Наказанием для них было отлучение от отцовского внимания. Еще в царских семьях часто за проступки лишали второго блюда или сладкого — годы идут, методы не меняются.

А вот жена Пушкина — Наталья Гончарова была необычно молчалива, нежна и тиха только до замужества. Оказывается, пока она не покинула отчий дом, за любое лишнее слово мама хлестала ее по щекам. И знаменитого писателя Ивана Тургенева избивала собственная мать, причем он сам должен был догадаться за что, она ему ничего не объясняла. А откуда вы думаете взялся образ барыни-самодурки в «Му-Му»?

Всполошилась общественность только к XX веку, тогда и начались массовые движения за отмену телесных наказаний. Дело шло медленно. Сначала запретили пороть гимназистов, потом — женщин, потом — каторжан (как вам порядок?). Последним рубежом стал 1917 год и большевики. Они сказали: «Больше никаких телесных наказаний в школе». Послереволюционные плакаты пестрели лозунгами «Не бей, и не наказывай ребят, веди их в пионеротряд».

Пришло время великого Советского Союза, наказывать детей телесно нельзя было ни в обычной школе, ни даже в школе для трудных подростков. Прощали учителям только неформальные подзатыльники. И учебные заведения перешли на социальную систему наказания. Тех, кто плохо себя ведет, просто не возьмут в пионеры. И все, как известно, вся жизнь насмарку.

Кроме того, в советское время в школах увеличивали объем трудовой нагрузки, например, назначали дополнительное дежурство. В качестве наказания учителя не боялись ставить «двойки» и оставлять на второй год. Сейчас так уже не делают.

Тогда же активнее всего в семье применяли методы «психологического наказания»: отстранить от внимания взрослых, отправить одного в комнату, устроить бойкот и так далее. Что-то подобное описано в рассказе «Золотые слова» Михаила Зощенко. Дети, сидя за столом, перебивали взрослых и грубили, после чего их отругали и выгнали, запретив два месяца садиться со всеми ужинать.

Также в ходу было «позорное ярмо». Если юный пионер оказался грязнулей и бросал везде мусор, на него могли повесить табличку «неряха», которую он не имел права снять. Все ученики видели, кто провинился и в чем, а ученик чувствовал на себе всеобщее осуждение. Действенно, но на детей это так давило, что многие были бы не против, чтобы их выпороли вместо такого. Или еще — отчитать перед всеми другими пионерами. От стыда могли уши сгореть.

Сейчас представить, что кто-то остался на второй год или вынужден носить табличку «хулиган» практически невозможно. Родители же эту администрацию съедят. Раньше-то был всегда прав учитель, а теперь — ребенок. Наказывают в современных школах просто — забирают мобильные телефоны, например. Правда, учитывая, что на уроке их использовать запрещено, это не совсем наказание.

Что касается родителей и бабушек-дедушек, что в советское время, что сейчас, все воспитывают детей по-разному. Кто-то считает, что применение телесных наказаний — это пережиток прошлого и просто неприемлимо, кто-то думает, что это самое действенное наказание из возможных.

Что касается законодательства, в этом году президентом РФ Владимиром Путиным был подписан закон, декриминализирующий семейные побои. То есть статья 116 УК РФ была изменена. Если побои («действия, причинившие физическую боль, но­ не повлекшие последствий») были совершены впервые, они переводятся из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. За них родителям будут грозить только штраф 30 тыс. руб., ­арест на 15 су­ток или исправительные работы. Повторные случаи насилия остаются уголовными преступлениями и могут караться до 7 лет лишения свободы.

Без права налево: как на Руси наказывали неверных жен и «гулящих» девиц

Древние славяне отличались свободными нравами: секс они считали богоугодным делом. Мужчины символически оплодотворяли землю во время посева, женщины задирали юбки и показывали «срамное место» небу, чтобы вызвать дождь, обильный урожай «кастовали» при помощи обряда перекатывания парочки по полю, и нередко символический половой акт заменял настоящий. Но христианизация поменяла жизнь людей: девственность стала почитаемой добродетелью.

Редакция сайта

За нравственностью на Руси следили: само слово «невеста» означало «неведомая», «неизвестная». После христианизации сохранение целомудрия почиталось «святым делом», вот только не каждая женщина «блюла себя». Что же случалось с теми, кто терял девственность или изменял мужу?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

девственность на Руси

После христианизации девственность на Руси стала достоинством

Полная мудрость

Православие принесло новые нормы: теперь плотские желания стали считаться происками Сатаны, а сохранение целомудрия — «полной мудрости» — обязанностью каждой женщины. Появились даже святые, способные на непорочное зачатие: например, согласно житию Дмитрия Донского и его супруги Авдотьи — вполне реальных исторических персон, пара обходилась без постельных утех, но это не помешало им обзавестись многочисленными детьми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ценилась девственность не только среди аристократов, но и в русской деревне. Как мы уже отметили, «невеста» означало «неведомая» или «неизвестная», иными словами — нетронутая. В селах был широко распространен обычай «посада»: перед браком девушка была обязана сесть на священное место, но не смела делать этого, если уже «обесчестила» себя. Утратившие невинность боялись выполнить ритуал: из уст в уста передавались сказания о том, что случалось с нарушившими правила. Конец, как правило, во всех историях был плачевен: если не поразила молния, так с неба спустился разгневанный ангел и обратил негодницу в змею.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если в первую брачную ночь выяснялось, что невеста «нечиста», то брак мог быть и расторгнут. В некоторых уголках России такой невесте на шею надевали хомут — это был одновременно и знак позора, и символ женских половых органов. Случалось и так, что хомутом «награждали» и остальных причастных — родителей безнравственной девицы и сваху. Формально блюсти целомудрие был обязан и жених, однако на поведение парней смотрели сквозь пальцы, да и проверить выполнение правил, когда речь заходила о мужчинах, было невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

девственность на руси

На нежелание мужчин хранить целомудрие смотрели сквозь пальцы.

В то же время нравы среди молодежи были весьма вольными. Например, на Украине были популярны вечерныци или поседки — совместные вечера для молодых людей. Ухаживания на них были весьма грубыми и сопровождались разнообразными хватаниями, а скромную девушку, которая возражала против «шуток», могли выгнать из избы. Существовал и обычай досвиток или подночовывания, когда парень, а иногда даже двое или трое, оставались с девушкой в доме до утра. Считалось, что все участники досвиток будут хранить целомудрие, но на практике всё зависело от желаний собравшихся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В русских деревнях досвиток не было, но хватало своих особенностей. Парни и девушки охотно общались и флиртовали, и очень часто это выходило за пределы представлений церкви о достойном поведении. В 1661 году иконописец старец Григорий из Вязьмы жаловался царю Алексею Михайловичу на «игрища разные и мерзкие» во время Рождества, в ходе которых «девицы девство диаволу отдают». Однако напоказ это не делалось: интимную связь в деревнях скрывали, а девушек, потерявших невинность, не сватали — разве что выдавали за вдовцов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Со временем мало что менялось: в конце XIX — начале XX веков, по данным князя Тенишева, парни целомудрия не блюли вовсе, а из шестидесяти «особ женского пола» более десяти помогали юношам утратить невинность. За это не наказывали, разве что шансов на брак у такой «помощницы» кое-где практически не было. Нравы разнились от региона к региону: в Архангельской губернии утратившая девственность девушка легко могла найти супруга, а в Воронежской «порченую» невесту избивали до полусмерти и заставляли трехкратно ползти на коленях вокруг церкви.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отличался взгляд на нравственность и в разных классах: бедные девушки были предоставлены сами себе, а вот в состоятельных семьях за дочерьми тщательно следили — гулять по вечерам и «стоять» с парнями им запрещали. Добрачные связи скрывались, и этим пользовались охотники за богатыми невестами. Стоило парню хоть раз соблазнить избранницу, как он уже ни в чем не знал отказа — достаточно было только пригрозить оглаской. Беременность, как правило, старались «прикрыть венцом», и надо ли говорить, что счастливыми такие браки никогда не были?

Лучше пьющая жена, чем неверная

девственность на руси

Гулящих жен на Руси осуждали больше, чем воровок.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще строже «деревенские цензоры» следили за поведением замужних женщин. Гулящих называли растащихами (растаскивающими святость семейного очага) и несоблюдихами (не блюдущими чистоту венчания). Считалось, что лучше иметь жену пьющую или даже занимающуюся воровством, чем неверную. За супружескую измену в некоторых губерниях буквально пытали: обнаженную женщину привязывали к телеге и водили по деревне, стегая кнутом. Далеко не каждая могла перенести такое избиение: хлыст оставлял глубокие раны, а зимой смертельным приговором становился мороз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Снисхождение проявляли лишь к солдаткам — женам крестьян, которых забирали на военную службу, она длилась годами. Такая соломенная вдова жила не одна, а в доме с многочисленными родственниками мужа и постоянно наблюдала за их постельными утехами. «Затылком наволочки стирает», — говорили про таких девушек. Считалось, что они просто не в силах устоять перед «естеством» после подобного зрелища, и потому им прощали то, за что других сурово наказывали. Не осуждали и жен «хворых» мужчин: «С больным спать — себя мучить». Сквозь пальцы смотрели на проступки тех, кого выдали за стариков: а что делать, если супруг не в состоянии выполнять супружеский долг!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существовали и легитимные виды внебрачных связей. Под одной крышей, как правило, жили несколько семей, и нередко младшие братья не женились, так как им вполне хватало связи с женами, которых привели в дом старшие. Нормой во многих губерниях было снохачество: юная девушка, переехав к супругу, становилась любовницей его отца, ведь из-за ранних браков тот, как правило, был еще достаточно молод, чтобы интересоваться противоположным полом. Нередко это кончалось рождением детей, и никто не разбирался, кто же на самом деле является родителем, хватало и того, что это «свой», а не пришлый чужак.

Церковь пыталась бороться со свободой нравов, накладывая самые разнообразные епитимьи — от постов и земных поклоном и до отлучения. Появились специальные вопросники, которые использовали во время исповеди, в которых нашлось место всем грехам, а не только супружеским изменам — входило в такие «анкеты» даже птицеложество. В конце XVI веке появились отдельные вопросники для отроков, мужей и вдовцов или для девиц, жен и вдов: священники заметили, что уж больно некоторые вопросы напоминают подсказки. Например, у девушки могли спросить, не совершала ли она «наступания на ногу и мигания ради блуда», чем не инструкция по флирту? Со временем церковникам и вовсе запретили интересоваться подробностями интимной жизни прихожан, чтобы служители бога не распалялись на радость «диаволу».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А в 1917 году случилась революция, и буквально за несколько месяцев всё изменилось кардинально — гораздо быстрее, чем некогда после крещения Руси. Но это уже совершенно другая история.

Как и за что пороли на Руси

Порка на Руси вплоть до ХХ столетия всегда была самым распространенным методом телесного наказания. Изначально ей подвергали представителей практических всех слоев населения, всех полов и возрастов.

Как и за что пороли на Руси

«Торговая казнь»

Наказания путем порки были впервые закреплены законодательно в Судебнике 1497 года. Наказывали так за самые различные преступления. Например, могли выпороть за дерзкое высказывание против властей.

Били в основном по задней части тела – спине, бедрам, ягодицам. Чаще всего наказуемого для этого полностью раздевали.

Особого искусства требовало наказание кнутом. Для этого палач должен был отойти от своей жертвы на несколько шагов, а затем раскрутить кнут над головой обеими руками и с громким криком быстро приблизиться к осужденному, обрушив орудие истязания на его спину. Нельзя было дважды бить по одному месту. После каждого удара палачу требовалось смахнуть с кнута налипшую на него кровь и частицы кожи. Как сообщает исследователь Катошихин, обычно экзекуция длилась несколько часов, причем в час наносилось 30-40 ударов кнутом.

Один иностранец, бывший очевидцем такой процедуры, оставил следующее свидетельство: «Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его (наказываемого) растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями».

Многие от этого умирали. Все зависело от индивидуальных особенностей организма, а также от силы нанесения ударов. Некоторые выдерживали и по 300 ударов, а некоторые после первого же удара валились кулем. Если палач жалел наказанного, он мог ударить и послабее (иногда за мзду). А так – мог и забить до смерти.

В петровскую эпоху наказание кнутом называлось «торговой казнью». Ее часто назначали за политические преступления в сочетании с клеймением.

«Виноват!»

Куда более легким считалось наказание батогами. Последние представляли собой толстые палки или прутья с обрезанными концами. Батоги использовали часто – для выколачивания податей и недоимок, для битья крепостных и подчиненных. Иногда битье батогами назначал суд – за воровство, лжесвидетельство, неуважение к царской семье… Так, батогами был наказан подьячий, который, когда пил за здоровье государя, не снял головного убора.

Происходила экзекуция так. Человека клали на пол или на землю вниз лицом. Один из палачей садился ему на ноги, другой – на шею, обхватив ее коленями. Затем каждый из них брал по два батога и лупил ими жертву по спине и ниже спины, пока наказание не решали прекратить или пока не ломались прутья. При этом запрещено было наносить удары по животу, бедрам и икрам. Также во время экзекуции наказуемый должен был кричать слово: «виноват!». Если не кричал, то наказание продолжали, пока не закричит и не признает своей вины.

Сквозь строй

Более жестоким выглядело наказание шпицрутенами – гибкими прутьями около 2,1 метра в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре. Использовали их в основном для наказания солдат. Это называлось «прогнать сквозь строй». Способ наказания был позаимствован от шведов и в 1701 году введен Петром I в русской армии. Наказанного за ту или иную провинность обнажали по пояс, руки привязывали к ружью, которое было повернуто к нему штыком, чтобы несчастный не мог уклониться от расправы, и проводили меж двух рядов его товарищей, выстроившихся справа и слева от него. Каждый солдат должен был ударить провинившегося по спине шпицрутеном. За избиваемым следовал полковой врач, отсчитывая удары, чтобы наказанного не засекли до смерти и не покалечили.

«Поучения» для детей и женщин

Детские наказания «благословлялись» знаменитым «Домостроем»: «…но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить». Детей на Руси обычно секли розгами. Розгой называлась связка прутьев, которой наносили удары по мягким частям тела. Наказать розгами могли за любую провинность, причем применялось это наказание не только родителями или воспитателями, но и школьными учителями – скажем, за нерадивость в учении. Иногда секли и девочек.

Применялся такой способ наказания к детям любых сословий: это считалось полезным для ребенка. В больших семьях порой устраивали еженедельные порки по субботам, причем зачастую секли отпрысков не только за реально совершенные проступки, но и для профилактики, «чтоб неповадно было».

Перед тем как провести экзекуцию, пучки розог вымачивали в холодной проточной воде. Иногда вымачивание происходило в соленом растворе, и тогда битье причиняло сильнейшую боль. Однако шрамы после такого наказания оставались редко. Реже для битья подрастающего поколения использовалась веревка с узлами, которой хлестали наотмашь.

Женщин тоже пороли – чаще всего плетью или розгами. Использование твердых предметов и такие способы битья, которые могли искалечить, «Домострой» применять запрещал.

Крестьянку мог «поучить» муж – за дерзкий язык, непослушание или подозрение в измене. Крепостных баб и девок могли выпороть по приказу помещика. В полиции секли женщин, нелегально занимавшихся проституцией. Но совершенно официальные телесные наказания существовали и для представительниц высших сословий. Так, две фрейлины Екатерины II были жестоко высечены розгами за нарисованную ими карикатуру на князя Потемкина.

Еще в екатерининскую эпоху была сделана попытка смягчить существующую систему телесных наказаний. В 1785 году от них были освобождены представители высших сословий, купцы первой и второй гильдий. В начале XIX века были введены различные ограничения – на количество ударов, наказания для больных и стариков и представителей иных категорий. Но в начальных и средних учебных заведениях розги оставались средством «воспитания» вплоть до 1860-х годов.

Полностью телесные наказания в Российской империи отменили только в 1904 году. Окончательную точку в этом вопросе поставили после революции большевики, объявив порки «буржуазным пережитком».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *