Как называется страна в которой живут евреи
Перейти к содержимому

Как называется страна в которой живут евреи

  • автор:

Где живут евреи?

Где живут евреи? По свежим статистическим данным, в Израиле проживает только 43% еврейского населения Земли. Правда, эксперты считают, что чаша весов медленно склоняется в сторону Святой Земли, и что к 2030 году перевес будет значительным. Что ж, поживем-увидим.

евреи

А где нашли дом все остальные?

Сразу хочется сказать, что любая миграция отражает более глобальные процессы. И то, что евреи выбирают для жизни высокоразвитые государства, вполне объяснимо – мы стремимся к самосовершенствованию на генетическом уровне, в нас заложена страсть к постижению нового. Не в Сомали же нам реализовывать свой высокий потенциал! Эта прописная истина прекрасно объясняет присутствие евреев в США. В количестве 39%. То есть, всего на 4% меньше, чем в Израиле. В США у евреев даже есть свой Иерусалим в штате Вирджиния.

Следующая страна – прекрасная, нарядная и цветущая Франция. 4% евреев мира – это французские евреи. Они ведут свою историю еще со времен Иудейской войны и раннего средневековья.

Четвертое место среди наших предпочтений занимает благополучная высокоразвитая Канада – здесь проживает 3% мировых евреев. Учитывая французское происхождение большинства канадцев, такое число евреев здесь вполне объяснимо. Кроме того, в конце 19-го века, из-за начавшихся погромов, в Канаду бежало огромное число евреев из Британии, Румынии и России.

Еще одна страна, любимая евреями, – Великобритания. Здесь проживает 2,3% всех евреев мира. Надо сказать, что это число могло бы быть гораздо больше, если бы не средневековые вспышки антисемитизма. Именно Англия в 1218 году потребовала, чтобы евреи носили отличительный знак, и тысячами высылала еврейские семьи из страны. Только спустя более 350 лет, уже при Кромвеле, Англия начала предпринимать попытки для восстановления еврейского населения.

На шестом месте среди еврейских географических предпочтений находится Аргентина. Здесь проживает около 2% от всех мировых евреев. Откуда Евреи в Аргентине? Во время испанской войны за независимость в 1813 году Аргентина отменила инквизицию и объявила свободу вероисповедания. Замученные гонениями европейские евреи восприняли это как приглашение. Аргентина вообще всегда отличалась удивительной толерантностью – так, Хуан Перон, придя к власти, «приютил» бежавших от возмездия нацистов и одновременно наладил дипломатические отношения с Израилем…

И вот наконец на очереди – Россия. Вопреки тому, что добрые люди пишут на заборах, Россию мы вовсе не продали. Нас вообще-то здесь совсем мало – всего-то 1,7% от всемирного числа евреев. Не очень-то понятно, как веселый, жизнерадостный, теплолюбивый и, в общем-то, трудолюбивый народ занесло в суровую во всех смыслах российскую действительность. Которую, кстати, мы искренне полюбили всей душой.

Итак, мы без труда нашли 95% всех евреев Земли. Остальные 5% живут в Германии, Испании, Австрии, Мексике и еще 40 странах мира. Порой понятных и естественных, как Бельгия и Чехия, порой удивительно нам неподходящих, как Армения или Колумбия.

Конечно, эти числа постоянно меняются. Евреи не устают искать свои корни, постоянно переезжают с места на место, находятся в поисках чего-то, что жестокая история не раз у них отнимала…

Но известно доподлинно – такого количества евреев, как сегодня, на планете не было никогда. Потому что сегодня численность нашего народа в мире составляет около 15 000 000 человек. А это, согласитесь, сила!

Погромы, гонения и война в пустыне. Как появился Израиль и почему арабы хотят уничтожить еврейское государство?

Новейшая история независимого еврейского государства началась в 1922 году, после поражения Османской империи в Первой мировой войне. Ее территорию поделили между победителями и Великобритания получила от Лиги Наций мандат на управление Палестиной. Так был заложен фундамент «еврейского национального дома», ставшего впоследствии государством Израиль. Историческое решение великих держав подарило древнему народу надежду на собственное национальное государство — впервые за два тысячелетия скитаний по всему миру. Прийти к такому результату было непросто: создатели Государства Израиль изначально даже помыслить не могли, с какими препятствиями им придется столкнуться, прежде чем создать собственную страну. Как лозунг «Смерть евреям» зародил идею об отдельном еврейском государстве и что пришлось пережить его создателям — в галерее «Ленты.ру».

Отец сионизма

Теодор Герцль с единомышленниками в кафе «Лувр». Вена, 1896 год

Современный Израиль возник во многом благодаря распространению в Европе сионизма. Движение ставило целью воссоединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — Эрец Исраэль (Земле Израиля), а отцом-основателем политического крыла сионизма принято считать Теодора Герцля — еврейского журналиста и общественного деятеля из Австро-Венгрии. Герцль вырос в ассимилированной светской семье, но часто сталкивался с проявлениями антисемитизма среди окружающих и стал одержим поисками решения, которое положило бы конец многолетней дискриминации евреев.

Первая его идея была неординарной и достаточно наивной: в 1893 году он разработал план массового обращения австрийских евреев в христианство. Те не оценили порыва Теодора, а события следующего года заставили его понять, что корни антисемитизма — не в одних лишь религиозных различиях.

Работая в Париже корреспондентом австрийской газеты Neue Freie Presse, Герцль освещал судебный процесс над капитаном французской армии Альфредом Дрейфусом. Офицера еврейского происхождения ложно обвинили в шпионаже на Германскую империю, приговорили к пожизненной ссылке и унизительной процедуре публичного разжалования, так называемой гражданской казни. Присутствовавший на ней журналист впоследствии вспоминал, что вид толпы, скандировавшей «Смерть евреям», заставил его осознать всю пустоту и тщетность попыток борьбы с антисемитизмом. Тогда Герцль понял, что единственный выход — создание отдельного еврейского государства.

В 1896 году он написал программный труд, ставший идеологическим фундаментом сионизма, — «Еврейское государство». Он полагал, что евреи повсюду будут сталкиваться с дискриминацией, а их переселение на отдельную территорию будет выгодно всем европейским государствам, где бытует антисемитизм. В качестве места для нового государства Герцль предложил Палестину или Аргентину. Выбор последней он объяснял тем, что латиноамериканская страна весьма богата и обширна, но население ее мало, а потому в интересах местных властей — уступить евреям часть своих территорий на основе сюзеренства.

«В Базеле я основал еврейское государство»

Теодор Герцль на борту парохода Imperator Nikolaus II. 1898 год

Через год после публикации «Еврейского государства», 29 августа 1897 года, в швейцарском Базеле прошел первый Сионистский конгресс. Все расходы на себя взял Герцль. В Базельском казино собралось около 200 человек, примерно четверть приехали из России. Участники съезда учредили Всемирную сионистскую организацию и согласовали программу по созданию еврейского государства на территории Палестины. Для начала требовалось: организовать переселение на Землю Израильскую крестьян, ремесленников и промышленников; развить сеть еврейских организаций по всему миру, пробудив в евреях национальные чувства; убедить европейские державы в необходимости поддержки сионистского движения.

К мероприятию многие отнеслись скептически. Российский посланник в Швейцарии Александр Ионин доложил в Петербург, что конгресс напоминал скорее «международную сходку» желающих поесть и выпить, а цели сионистов назвал «несбыточной и мечтательной фантасмагорией». Сам Герцль считал иначе. «В Базеле я основал еврейское государство. Если бы я сказал это вслух сегодня, меня бы встретил всеобщий хохот. Но, может быть, через пять лет, и уж наверняка — через пятьдесят этот факт постигнут все», — признался он в дневнике. Герцль ошибся совсем немного: независимое государство Израиль провозгласили спустя 50 лет и 8 месяцев после того, как были написаны эти строки.

Первые переселенцы

Религиозные евреи у Стены плача. Иерусалим, около 1890 года

Первая алия, или первая волна еврейских переселенцев стала прибывать в Палестину, находившуюся тогда в составе Османской империи, еще до публикации памфлета Герцля. После убийства императора Александра II в 1881 году по югу Российской империи прокатилась волна еврейских погромов, что побудило евреев из России бежать от преследований в Палестину. Этот процесс подстегнул сначала конгресс в Базеле, а затем массовое выселение евреев из Москвы в 1891 году. В первую алию в Палестину переселилось порядка 35 тысяч человек, однако почти половина из них уехала в первые годы.

Новую волну еврейской эмиграции спровоцировал кровавый погром в Кишиневе в 1903 году: было убито 49 человек, сотни еврейских женщин изнасилованы, больше тысячи еврейских домов и магазинов разграблены и сожжены. Во время революции 1905 года по Российской империи вновь прокатилась волна погромов, подтолкнув тысячи евреев искать счастья в палестинских землях. В 1909 году был основан первый современный еврейский город — Тель-Авив. Изначально он строился как еврейский квартал древнего города Яффо, однако по мере прибытия новых переселенцев разросся, превратившись в полноценный город. К 1914 году в Палестине жили уже 85 тысяч евреев. Однако начало Первой мировой войны приостановило алию: примкнувшая к Германии Османская империя изгнала из Палестины тысячи евреев.

«Угандийский проект»

Теодор Герцль выступает на шестом Сионистском конгрессе. Базель, 1903 год

Все это время сионисты отчаянно вели переговоры с европейскими державами, пытаясь убедить их в необходимости предоставить евреям части своей земли. Герцль обсуждал с британскими властями создание временного эрзац-государства на территории Кипра или Северного Синая, поскольку и тот, и другой находились недалеко от вожделенной Палестины. Однако в Лондоне возникла иная идея, как обратить поток еврейских переселенцев в нужное русло. В 1903 году министр колоний Джозеф Чемберлен предложил главе сионистского движения создать еврейское государство в Восточной Африке и назвать его Уганда (хотя основать его предполагалось на территории современной Кении). Так в Великобритании рассчитывали придать импульс развитию африканской колонии. Герцль же считал, что Восточная Африка могла стать лишь временным убежищем для восточноевропейских евреев, спасавшихся от погромов.

На шестом Сионистском конгрессе угандийский проект был поддержан большинством голосов, но возникшие разногласия привели к расколу движения. Скандал основательно подпортил Герцлю здоровье, и уже через год праотец еврейского государства скончался в возрасте 44 лет.

Бальфурская декларация

Служащие Еврейского легиона верхом на верблюдах. Гиза, Египет, 1915-1918 годы

В ходе Первой мировой войны британцам удалось взять под контроль большую часть Палестины. В завоевании территорий им помогал Еврейский легион из числа добровольцев. Среди них были и бывшие еврейские переселенцы, бежавшие из Палестины в Египет, который находился под британским протекторатом.

В благодарность за оказанную союзникам помощь Лондон пошел навстречу сионистам. 2 ноября 1917 года министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур направил барону Ротшильду, неофициальному главе британского еврейства, письмо следующего содержания: «Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к тому, чтобы обеспечить достижение этой цели». Документ вошел в историю как Бальфурская декларация и инициировал создание современного Государства Израиль.

Встреча в Сан-Ремо

Участники конференции в Сан-Ремо (слева направо): японский дипломат Кэисиро Мацуи, британский премьер Ллойд Джордж, глава МИД Великобритании Джордж Натаниел Керзон, премьер Франции Александр Мильеран, глава МИД Италии Витторио Шалоя, итальянский премьер Франческо Нитти

19-26 апреля 1920 года в итальянском Сан-Ремо прошла конференция Лиги Наций, на которой решалась судьба территорий Османской империи, потерпевшей поражение в Первой мировой войне. Бывшие сирийские провинции было решено поделить на две части: мандат на северную половину (современные Сирия и Ливан) передать Франции, а на южную половину (Палестину) — Великобритании. Союзники также условились о создании независимой Армении и автономного Курдистана. Все эти договоренности легли в основу мирного договора с Турцией, который был подписан в Севре в августе того же года.

Однако из-за отказа турецкого парламента ратифицировать договор Совет Лиги Наций смог окончательно утвердить решения конференции в Сан-Ремо лишь 24 июля 1922 года. В тот же день организация вручила Великобритании мандат на Палестину с целью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома», заложив тем самым фундамент современного государства Израиль. А ровно через год вместо несостоявшегося Севрского соглашения был заключен Лозаннский договор, который также закреплял отказ Турции от Палестины.

Еврейское сопротивление

Солдаты СС ведут колонну евреев в концентрационный лагерь по многолюдной улице Берлина, 1934 год

В Палестину продолжали прибывать десятки тысяч еврейских переселенцев, что вылилось в арабские волнения, а впоследствии и в столкновения между евреями и арабами. В 1939 году Великобритания наложила ограничения на еврейскую иммиграцию, усилившуюся с подъемом в Германии нацистской идеологии, тем самым нарушив данные сионистам обещания. Бежать в Палестину от холокоста можно было только тайными маршрутами.

Еврейские формирования, посчитав действия Лондона предательством, совершали нападения не только на арабов, но и на представителей британской администрации. После окончания Второй мировой, несмотря на давление международного сообщества, Великобритания все еще отказывалась снимать ограничения на еврейскую миграцию, и обстановка в Палестине продолжила накаляться. В ответ на участившиеся волнения и теракты британцы были вынуждены ввести на палестинскую территорию регулярные войска.

История и культура евреев

История и культура евреев

Как воскресили мёртвый язык, кто такие клезмеры и почему в иудейском году 13 месяцев

Культура этого народа считается одной из самых древних в мире, история насчитывает тысячелетия, а религиозные законы крайне строги. Разбираемся, почему евреи расселились по всему миру, как вышло, что в их алфавите есть только согласные буквы, а в году — дополнительный, 13-й месяц.

Происхождение и история еврейского народа

Согласно Библии, родоначальник евреев — Авраам. Бог повелел ему покинуть родные земли Древней Месопотамии и отправиться в Землю обетованную в Ханаане (на территории Палестины). Однако еврейские племена — потомки Авраама — оказались в ханаанских землях спустя много лет, претерпев египетское порабощение и пережив странствия по пустыням. Со временем 12 еврейских колен (племён) начали превращаться в единую нацию. К ХI веку до н. э. они объединились в Израильское царство, провозгласив столицей Иерусалим. Так завершилось сплочение древнего народа.

Вскоре случился распад единого царства на два отдельных государства: Израиль (с новой столицей в Самарии) и Иудею (со столицей в Иерусалиме). Две страны, ослабленные постоянными распрями и междоусобицами, постепенно приходили в упадок. Самарию завоевали ассирийцы и изгнали евреев, а свои новые владения заселили другими покорёнными народами. Иудею же захватил Вавилон, Иерусалим пал, а всё его население было пленено.

Происхождение и история еврейского народа

Ещё один страшный удар по еврейскому государству произошёл в 63 году до н. э. в период, когда Иудея находилась под властью Римской империи. После серии восстаний, которые Рим жестоко подавлял, Иудею переименовали в Палестину, а сами евреи были вынуждены покинуть свою землю и расселиться по миру.

Целых 18 столетий Земля обетованная находилась в составе различных государств: Византийской империи, Арабского халифата, Египта и Османской империи, а иудеи скитались по миру в поисках безопасного пристанища. Только в 1948 году ХХ века появляется независимое государство Израиль, а еврейский народ начинает возвращаться на свою историческую родину.

Где живут евреи

На протяжении своей тысячелетней истории еврейский народ постоянно кочевал с места на место. После падения Римской империи евреи расселились на территории Западной Европы и Средней Азии. В большинстве европейских стран евреев притесняли из-за религиозных взглядов и ростовщичества, и они были вынуждены переселяться снова и снова. В XIII-XIV веках многие иудеи обосновались в Польше, на землях современной Украины и Беларуси. Однако после раздела Речи Посполитой в XVIII веке большая часть еврейских общин оказалась на территории Российской империи.

В конце XIX века большой поток еврейских эмигрантов устремляется в США. Сюда переселяются почти два миллиона евреев, спасаясь от гонений в Российской империи. Америка до сих пор остаётся страной с самой многочисленной еврейской диаспорой в мире.

Сегодня численность евреев в мире составляет около 25 миллионов. Из них шесть миллионов проживает в США, а почти семь — в Израиле.

Еврейская диаспора в Америке

Культура еврейского народа

Искусство древних евреев было тесно связано с религией и представлено в основном музыкой и литературой. Во многом так происходило из-за законов Торы, запрещающих изображать человека. Также до наших дней сохранились великолепные украшения, изящная посуда и удивительные обрядовые предметы, например ханукии. Это главный атрибут еврейского праздника свечей — светильник с подсвечниками: восемью по бокам (по одному на каждый день Хануки) и девятым в центре (для свечи, от которой зажигают остальные восемь).

Одним из самых ярких явлений традиционного еврейского искусства считается народная музыка. Она включает арабские и кавказские мотивы, а мелодии отличаются ритмичностью и эмоциональностью.

Создателями еврейской музыкальной традиции считают клезмеров — музыкантов, которые, как правило, не знали нотной грамоты, но умели блестяще импровизировать, а своё мастерство передавали от отца к сыну. Обычно клезмеры выступали в коллективах и играли на контрабасе, кларнете и цимбалах, но самым популярным инструментом была скрипка.

Самая древняя полная Тора была найдена в библиотеке Университета Болоньи • Ханукия — неотъемлемый атрибут Хануки. Эти подсвечники есть в домах и общественных местах. Например эта — у Стены плача • 1920-е годы. Клезмерская капелла

Клезмерские мелодии были основаны на музыкальном фольклоре страны, в которой жила община. Чаще всего это были молдавско-румынские, немецкие, польские и украинские мотивы.

В начале ХХ века клезмерские песни на идише стали очень популярными в Европе и Америке. Среди них, например, «Хава нагила» или «Тум-балалайка» — эти мелодии знакомы нам и сегодня. Кстати, сами клезмеры всё ещё существуют и продолжают творить: фестивали еврейской народной музыки ежегодно проводятся по всему миру.

Религия: ортодоксальный, реформистский и консервативный иудаизм

Еврейские общины, расселённые по разным уголкам мира, всегда объединяла религия. Со временем каждая диаспора, интегрированная в общество другой страны, ассимилировалась и приобретала новые традиции и даже язык. Но культурная основа еврейского народа — иудаизм — сохранилась сквозь тысячелетия.

Священное писание иудеев называется Танах. Оно включает основные священные тексты — Тору (религиозный закон), Невиим (пророчества и исторические хроники) и Ктувим (молитвенная поэзия и произведения мудрецов). Содержание Танаха и христианского Ветхого Завета во многом совпадают, отличается лишь порядок и количество книг: в Ветхом Завете их 39, а в Танахе — 24, так как многие ветхозаветные тексты в иудаизме считаются неканоническими.

Ещё одна основополагающая для народа книга— Талмуд. Это многотомный фолиант с текстами устной Торы, включающий комментарии и дискуссии мыслителей о смысле учения. Устная Тора — это своего рода разъяснения и толкования письменной. Они передавались из поколения в поколение и были зафиксированы на бумаге гораздо позже письменной Торы, во II-III веках.

Чтение Торы

В религии еврейского народа можно выделить три основные ветви: ортодоксальный, реформистский и консервативный иудаизм. Существуют и другие ответвления, но большинство иудеев причисляет себя к одному из этих трёх направлений.

Ортодоксальный иудаизм — самая древняя ветвь иудаизма. Ортодоксальный еврей верит в божественное происхождение Торы, строго соблюдает религиозные законы и чтит традиции. Эта ветвь также включает ультраортодоксальное течение — харедим. Члены закрытой общины харедим стремятся ограничить контакты со светским миром, всю жизнь изучают Тору, а в их семьях царит патриархальный уклад: у многих, например, по семь детей, и это считается нормой.

Реформистский иудаизм появляется в эпоху Просвещения XVIII века. Его главная цель — приспособить религиозные традиции и обряды к современному миру и помочь еврейским общинам глубже интегрироваться в культуру другого государства. Например, службы в синагоге стали проходить не на иврите, а на языке той страны, в которой живёт конкретная еврейская община, а некоторые молитвы были исключены.

Пурим в большой хоральной синагоге в Санкт-Петербурге. Фото: Даша Кооп / сайт синагоги

Консервативный иудаизм — своеобразный компромисс между двумя другими ветвями. Движение консерваторов признаёт религиозные законы и правила, но допускает некоторые отступления. Например, в Шаббат разрешается пользоваться электричеством и ездить за рулём машины, что до сих пор запрещено в ортодоксальном иудаизме.

Еврейские языки: иврит, идиш, ладино и другие

В течение тысячелетней истории язык евреев менялся, смешивался с другими, в зависимости от географии расселения появлялись новые диалекты. Сегодня государственным языком Израиля считается иврит. Это уникальный пример возрождения мёртвого языка, которое произошло в XIX веке. Особенность иврита состоит в том, что пишут на нём справа налево, а все буквы в алфавите — согласные. Гласные обозначаются специальными знаками над или под буквами.

Интересно развивался язык переселенцев из Испании. Евреи говорили на испанском, добавляя слова из иврита и заимствования из арабского, турецкого и греческого языков. Так сложился особый еврейско-испанский язык — ладино. В его письменности наравне используются еврейский и латинский алфавит. Сегодня ладино считается вымирающим языком. На нём говорят в общей сложности около 100 тысяч человек — в Израиле, на Балканском полуострове, в Болгарии и некоторых регионах Турции.

Элиэзер Бен-Йехуда — человек, воскресивший иврит

Язык евреев Восточной Европы называется идиш. Он сочетает в себе германскую, славянскую лексику, а его история началась в Германии в XI-XII веках. Однако по-настоящему большим еврейским языком идиш стал только к ХХ веку: на нём говорили 12 миллионов человек по всему миру. После Второй мировой войны и холокоста число носителей языка стремительно падало. Сегодня сложно установить точное количество людей, говорящих на идише. Исследователи считают, что их от одного до двух миллионов, что не так уж и мало.

Существует большое количество еврейских языков, которые являются мёртвыми или находятся на пороге исчезновения. На территории одной только Российской империи было расселено около семи крупнейших общин, большинство из которых говорили на идише и древнееврейском, но многие использовали собственные языки. Например, бухарские евреи говорили на еврейско-таджикском, а горские — на древнем языке джуури.

Изучение иврита

Праздники

Традиционные праздники или, как говорят по-еврейски, «моадим» — нечто весёлое, радостное и обязательно религиозное. Главная особенность многих праздников — отсутствие фиксированных дат. Обычно их вычисляют по специальному лунно-солнечному календарю, где лунный цикл отвечает за дни, а солнечный — за годы. Дни по этому календарю заканчиваются не в полночь, как мы привыкли, а вместе с заходом солнца, поэтому праздники начинаются с вечера. А чтобы они всегда выпадали на один и тот же сезон, евреи добавили 13-й високосный месяц.

Начало VI века. Синагога Бейт-Альфа, мозаичный пол. Знаки зодиака • Еврейский календарь

А вот и несколько главных еврейских праздников:

  • Рош а-Шана — это еврейский Новый год, день создания мира. Праздник проходит осенью, — как правило, в сентябре или октябре — и продолжается два дня. Рош а-Шана — это время Божьего суда, осмысления своих поступков и духовного развития. Еврейский Новый год принято отмечать всей семьёй за большим столом. Особенно тщательно подходят к выбору блюд. Считается, что употреблять в Новый год гранат, мёд, рыбу и морковь — к достатку, изобилию и процветанию. А вот от острых и горьких блюд отказываются — они сулят тяжёлые испытания.
  • Еврейская Пасха, или Песах, — отмечается в марте или апреле. Праздник, который длится неделю, посвящён одному из главных событий еврейской истории — исходу из Египта. В первый день вся семья собирается на торжественный ужин (седер). Обязательна на столе маца (пресные хлебцы) и четыре бокала вина, а все продукты, связанные с брожением (мучное, пиво и злаки), под запретом. Нерабочими считаются только первый и последний день праздника.
  • Через семь недель после Песаха отмечают Шавуот. В древности этот праздник означал начало летнего сбора пшеницы, а в современной традиции его связывают с дарованием Торы еврейскому народу. Во время праздника украшают дома и синагоги зеленью, готовят молочные каши, блинчики и пироги. А ещё в Шавуот принято всю ночь вместо сна изучать Тору.
  • И конечно, куда же без маленького праздника раз в неделю! Шаббат начинают отмечать вечером в пятницу, а заканчивают вечером субботы. Это праздник радости, символизирующий единение с Богом. В Шаббат запрещено работать, пользоваться деньгами и электричеством, водить машину, играть на музыкальных инструментах и даже наносить макияж. Еврейское общество по-разному относится к этому празднику: ультраортодоксальные иудеи, например, в этот день строго соблюдают все запреты, а многие современные евреи просто проводят субботу в кругу семьи.

Детский праздник в большой хоральной синагоге в Санкт-Петербурге • Ханукальный концерт • Новый год хасидизма • Фото: Даша Кооп / сайт синагоги

Традиции и обычаи

Культура еврейского народа богата разнообразными традициями и обрядами, которые воплощают тысячелетнюю историю нации. Обычаи основаны на жизненном цикле человека и неразрывно связаны с религией.

Самый древний религиозный обряд — брит-мила. Это обрезание крайней плоти, которое происходит на восьмой день жизни мальчика, согласно второй заповеди Торы. Считается, что первым сделал обрезание прародитель евреев Авраам по велению Бога. Брит-мила — это особый знак избранности и союза между еврейским народом и Создателем.

Ещё одна традиция — это торжество в честь еврейского совершеннолетия. Бар- и бат-мицва наступает в 13 лет у мальчиков и в 12 — у девочек. С этого момента они обязуются соблюдать заповеди Торы. Правда, у девушек есть некоторые послабления: им достаточно соблюдать только «запретительные» заповеди (не убивать, не лгать, не завидовать и т. д.). Праздник отмечают в первую субботу совершеннолетия, зовут гостей и дарят подарки.

Бар-мицва. Фото: сайт большой хоральной синагоги в Санкт-Петербурге

Не менее интересен старинный обряд омовения. Его выполняют для избавления от ритуальной нечистоты, источником которой считают труп человека или животного, злословие, менструацию и роды у женщин. Для очищения необходимо окунуть в воду руки и ноги или совершить полное омовение в специальном резервуаре — микве. Это небольшой бассейн, в котором могут поместиться три-четыре человека. Располагаются миквы в специально оборудованных зданиях, для ритуала используют дождевую или родниковую воду, которая должна попасть в резервуар естественным путём. Сегодня обряд омовения соблюдают в большей степени ортодоксальные иудеи.

Еда

Среди многочисленных еврейских законов есть целый свод правил о еде — кашрут. Согласно ему вся пища делится на кошерную (то есть пригодную для употребления) и некошерную. Помимо выбора продуктов, кашрут поясняет, как, при каких условиях и из какой посуды можно есть. Например, разрешается есть мясо только жвачных парнокопытных животных, при условии, что забой должен выполнить специальный человек — шохет.

Особенные требования предъявляют и к тем, кто готовит пищу, делает вино и даже к тому, кто открывает напиток. Конечно, самых строгих правил придерживаются ортодоксальные и ультраортодоксальные иудеи. Существуют и менее жёсткие требования, которые соблюдают светские евреи: не есть свинину, морепродукты и не смешивать мясо и молочку.

Еврейская кухня

Несмотря на обилие строгих запретов и правил, еврейская кухня довольно разнообразна и популярна по всему миру. Самые популярные закуски — хумус (пюре из отварного нута), форшмак (закуска из сельди) и фалафель (обжаренные шарики из бобовых). Известные горячие блюда — гефилте-фиш (фаршированная рыба) и гефилте-гелзеле (фаршированная куриная шейка), а десерт — цимес (сладкое рагу из моркови и сухофруктов) и пончик суфгания.

Заключение

Евреи — это народ с древней и непростой историей. Сотни лет люди этой национальности подвергались гонениям, но при этом сохранили единство. А вновь обретя собственную землю меньше века назад, сумели построить процветающее государство со стабильной экономикой, которое сегодня является одним из лидеров в сфере инноваций и привлекает всё больше путешественников.

Автор: Дарья Савина

Израиль

Израиль (ивр. ‏ יִשְׂרָאֵל ‏‎, араб. إِسْرَائِيل ‎), официально — Государство Израиль (ивр. ‏ מְדִינַת יִשְׂרָאֵל ‏‎ Медина́т Исраэ́ль, араб. دَوْلَة إِسْرَائِيل ‎ Даула́т Исра’и́ль) — государство на Ближнем Востоке. Население на 31 декабря 2022 года — 9,656 млн человек; территория — 22 072 км² [1] . Непризнанно официально 28 странами и мира [2] .

Расположен на Ближнем Востоке, у восточного побережья Средиземного моря. На севере граничит с Ливаном, на северо-востоке — с Сирией, на востоке — с Иорданией и территорией Западного берега реки Иордан, на юго-западе — с Египтом и сектором Газа [1] .

Хотя географически страна полностью расположена в Азии, из-за проблем с соседями её часто политически воспринимают и как часть Европы. Страна является членом различных европейских структур, в том числе во всех спортивных соревнованиях она участвует в отборочных турах или турнирах как европейская страна. Израиль имеет выход к Средиземному морю, Акабскому заливу Красного моря и Мёртвому морю. Израиль населяют в основном евреи. Самым многочисленным меньшинством в стране являются израильские арабы — мусульмане, христиане и друзы. На Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа действует Палестинская администрация. В Израиле также проживает много православных не арабов, в основном иммигрантов из бывшего Советского Союза.

Декларация независимости была провозглашена 14 мая 1948 года на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 181, принятой 29 ноября 1947 года. Согласно Декларации независимости. Израиль является еврейским государством. В то же время Израиль является многонациональным и демократическим государством, где, наряду с евреями, равные права имеют и все прочие этнические группы, вне зависимости от вероисповедания [3] .

Израиль — демократическая парламентская республика, единственное еврейское государство в мире.

Этимология

До образования современного государства название Израиль использовалось как для обозначения Эрец Исраэль — страны, населенной евреями в древности, так и в переносном смысле для обозначения общины всех евреев мира. Оно уходит корнями в Ветхий Завет, где Иаков, прародитель евреев, был переименован в Израиль после борьбы с ангелом или самим Богом (никто не победил). Само название Израиль означает «тот, кто борется с Богом».

Самым древним археологическим свидетельством использования слова Израиль, кроме как в качестве личного имени, является Стела Мернептаха из Древнего Египта. Она датируется концом XIII века до н. э. и упоминает народ с таким названием [4] .

География

Храмовая гора в Иерусалиме

Израиль расположен на восточном берегу Средиземного моря, между Ливаном на севере, Сирией на северо-востоке, Иорданией на востоке и Египтом на юго-западе. На самой южной оконечности он имеет ограниченный выход к Красному морю. Территория Израиля, не включая районы, завоеванные в ходе Шестидневной войны 1967 года плюс общая площадь территории, находящейся под юрисдикцией Израиля, включая Восточный Иерусалим и Голанские высоты, составляет 22 072 км². Территория страны, включая районы Западного берега, которые входят в состав Палестинской автономии, но фактически находятся под военным и частичным гражданским контролем Израиля, составляет 27 799 км² [5] .

Несмотря на свои небольшие размеры, Израиль имеет множество различных природных географических зон — от пустыни Негев на юге до гор Галилеи, Кармеля и Голан на севере. На прибрежной равнине Израиля у Средиземного моря проживает около 70 % жителей страны. К востоку от центрального нагорья расположена Иорданская рифтовая долина, являющаяся небольшой частью Великой рифтовой долины протяженностью 6500 км. Река Иордан протекает по Иорданской рифтовой долине от горы Хермон через долину Хула и Галилейское море до Мертвого моря, самой низкой точки суши на земном шаре [6] .

Уникальными для Израиля и соседнего Синайского полуострова являются эрозионные кругообразные образования, называемые махтеш. Самый большой махтеш в мире — Рамон в пустыне Негев размером 40 на 8 км. Согласно отчету о состоянии окружающей среды в Средиземноморье, Израиль имеет самое большое количество видов растений на единицу площади.

Температура в Израиле колеблется в широких пределах, особенно зимой. В горных районах погода может быть ветреной и холодной, иногда даже со снегом. В Иерусалиме снег обычно выпадает не реже одного раза в год. В то же время прибрежные города, такие как Тель-Авив и Хайфа, имеют типичный средиземноморский климат, с прохладной и дождливой зимой и долгим жарким летом. Самая высокая температура, измеренная в Азии, — 53,7 °C (53,6 °F), зафиксированная в 1942 г. в кибуце Тират-Цви в северной части долины реки Иордан. С мая по сентябрь дожди в Израиле выпадают редко. В связи с нехваткой водных ресурсов, в стране разработаны различные водосберегающие технологии, такие как капельное орошение. Израильтяне используют преимущества теплого и сухого климата страны для производства солнечной энергии, причем страна является крупнейшим в мире производителем на душу населения [7] .

История

Израиль был создан в 1948 году на основании резолюции ООН. Создание Израиля имеет долгую историю, которая началась с зарождения сионизма. Значительную роль в становлении сионистской идеи сыграли два произведения — «Рим и Иерусалим» Мозеса Гесса и «Еврейское государство — попытка современного решения еврейского вопроса» Теодора Герцля [3] .

Основание государства Израиль является частью тысячелетней истории евреев. Давидово царство было первым единым государственным образованием евреев. По мнению большинства историков, оно существовало между 1020 и 930 гг. до н. э. и было основано после того, как еврейские народы Эрец Исраэль, ранее объединённые в племена так называемыми Судьями Израиля, заключили союз. Первым царем государства стал Саул, из колена последнего, согласно книге Бытия, сына Иакова — Вениамина (об этом повествуется в Библии, Первая книга Царств). Второй царь, Давид, делает Иерусалим своей столицей и укрепляет царство. Однако к 930 г. до н. э. оно ослабевает и распадается на Израильское и Иудейское царства. К 720 г. до н. э. Израильское царство превратилось в королевство. Ассирия завоевала Израиль, а Иудея попала под власть Вавилона около 586 года [8] .

В 538 г. до н. э. царь Кир Великий даровал свободу всем покоренным народам, и евреи вернулись на свои исконные территории. Впоследствии территория современного Израиля оказалась под властью Александра Македонского, а затем и Римской империи.

На территории провинции Сирия были созданы вассальные еврейские полугосударства. В 66 году н. э. было создано Израильское царство в составе Римской империи. В 66 году евреи подняли восстание, но оно было подавлено римлянами, а в 70 году император Тит приказал разрушить Иерусалим и Храм Соломона. С этого момента римляне начали активные гонения на евреев. Около 617 года византийский император Ираклий официально запретил иудейскую религию (которая теперь рассматривалась отдельно от христианства). С 636 года иудейская религия стала считаться частью христианства. Вторжение арабов, продолжавшееся до 1099 года (Первый крестовый поход), началось в 636 году нашей эры. До XIII века Израиль находился под властью христианских крестоносцев, но к XIII веку они ушли, и эти территории завоевали мусульмане. Мамлюки правили до 1517 года, а Османская империя — с 1517 по 1917 год. К XIX веку евреев в Израиле почти не осталось — население составляли в основном арабы-мусульмане и христиане, а еврейское население составляло менее 10 % [9] .

Эпоха Просвещения привела к предоставлению равных прав евреям Европы, причем более светски настроенные из них впоследствии восприняли идеи рационализма, романтизма и национализма. Это явление получило название «Хаскала» и привело к возникновению в 1897 году сионистского движения, целью которого было создание «еврейского национального дома» (государства). В начале XX века появилось несколько предложений о месте основания еврейского государства. Серьёзно рассматривался вариант так называемой программы «Британская Уганда», предложенный Британской империей Теодору Герцлю в 1903 году, согласно которому англичане были готовы предоставить часть протектората Восточной Африки, однако эта идея не была реализована. Смерть Герцля в 1904 году вызвала раскол в движении, в результате которого сионисты (с коммунистическими или социалистическими взглядами) и ортодоксальные евреи разделились [10] .

После окончания Первой мировой войны был выдан так называемый Британский мандат в Палестине, согласно которому территории современных Израиля, Иордании и части современного Ирака (до этого времени — провинции Османской империи) были переданы Британской империи.

В период с 1919 по 1923 год в Палестину прибыло 40 тыс. евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и смогли развить экономику. Несмотря на установленную британскими властями квоту на иммиграцию, к концу этого периода еврейское население выросло до 90 тыс. человек. Болота долины Исраэль и долины Хефер были осушены, и земля стала пригодной для сельскохозяйственной деятельности. Многие из вновь прибывших на эти земли были социалистами-сионистами, настроенными против ортодоксального еврейства. Создаются первые коллективные хозяйства (кибуцы). Сионисты начинают создавать профсоюзы, берут под контроль здравоохранение, образование и экономику. В 1948 году прекращается действие британского мандата, и 14 мая премьер-министр Давид Бен-Гурион провозглашает независимость Государства Израиль. Её сразу же признали США, СССР и многие другие страны, но не соседние арабские государства. В последующие несколько дней около 700 ливанских, 1900 сирийских, 4000 иракских и 2800 египетских солдат напали на новое государство, положив начало израильско-арабским войнам и современному израильско-арабскому конфликту [3] .

Государственное устройство

Характерной особенностью израильской системы является то, что в стране нет писаной конституции, эту функцию выполняют 14 отдельных законов, известных как Основные законы Израиля. Парламент называется Кнессетом и состоит из 120 депутатов, избираемых на 4 года. Он заседает в Иерусалиме.

Глава государства Израиль избирается Кнессетом сроком на 7 лет. В обязанности президента входит назначение премьер-министра страны. Высший орган исполнительной власти — правительство во главе с премьер-министром [11] .

В Израиле существует многопартийная система, в которой выделяются две крупные политические партии — правый блок «Ликуд» и левая Партия труда. Часто для формирования правительства требуется помощь более мелких партий — Национально-религиозной партии, ортодоксальной религиозной партии ШАС, партий «Наш дом — Израиль» или «Мерец» [11] .

Административное деление

В стране насчитывается 57 муниципалитетов с населением более 20 тыс. человек, 145 местных советов, управляющих агломерациями с населением от 2 тыс. до 20 тыс. человек, и 55 районных советов, объединяющих 845 деревень. Местное самоуправление контролируется министром внутренних дел, который готовит законопроекты, касающиеся муниципалитетов, утверждает их налоги, бюджеты и правила внутреннего распорядка.

Страна разделена на 7 административных округов:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *