Как называется головной убор у шейхов
Перейти к содержимому

Как называется головной убор у шейхов

  • автор:

Особенности головного убора у арабов

Каждый народ имеет свои головные уборы и самобытные костюмы. По ним можно определить и национальность, и религиозную принадлежность, и социальный статус.

Арабский головной убор всегда становился предметом споров в европейском обществе, особенно если это касалось женщин. Но и у мужчин с загадочного Востока, головной убор не менее привлекателен.

Описание мужского убора

Чаще всего мы видим, что мужчины-арабы носят на голове какую-то ткань. Так вот, мужские арабские головные уборы — это, в первую очередь, куфия, что означает платок или, как привыкли говорить в России, арафатка. Также ее называют шмаг, гутра или хатта.

Чаще всего куфию придерживает на голове икаль, игаль или эгалем. Это специальный обруч — жгут, который обматывают шерстью черного цвета, как правило, это либо козьей, либо овечьей.

Помимо гутры и игаля арабы носят тюбетейку. Эта маленькая шапочка надевается непосредственно на голову под саму куфию. Ее предназначение заключалось в предотвращении загрязнения платка. Также они нужны для совершения обязательной молитвы.

Чаще всего арафатка изготавливается из чистого хлопка или шерсти. Это большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы. Он может быть белого цвета, в клеточку или полосатый.

Ранее арабский головной убор для мужчин был однотонным. Но после того как англичане добавили клетку, узор распространился почти на все арафатки.

Носится он по-разному. Кто-то повязывает его как тюрбан, а кто-то просто накидывает на голову, закрепляя обручем. Так же его носят на шее, повязывают на лицо, оставляя открытыми только глаза и т. д.

Свое название «арафатка» платок получил благодаря лидеру Палестины Ясиру Арафату. Именно на нем мировое общество постоянно наблюдало этот арабский головной убор. Примечательно, что носил он ее не с традиционной арабской одеждой, а с европейскими костюмами или военной формой.

Есть и еще один довольно известный, но не очень популярный арабский мужской головной убор — феска (тарбуш). Его носили в Марокко, Ливане и Сирии. Напоминает по форме перевернутый горшочек для посадки цветов. Изготавливается в красном цвете, с маленькой черной кисточкой.

Арафатка как мода

Актуальность ее в наши дни просто побивает все рекорды. В виде аксессуара она используется повсеместно во всем мире. Ее можно увидеть на шее как русского человека, так и любого европейца.

Это не только головной убор арабского шейха, но и шарф для девушек и мужчин других национальностей.

Его повязывают как обычный платок вокруг шеи. Или находят разнообразные способы, чтобы выделиться среди толпы. Арафатку носят и летом, и зимой. Только в летнее время это легкая, тонкая ткань, а в зимнее — более плотная, шерстяная.

Преимущественно основной цвет — белый, а клетка может быть красного, бордового, оливкового или черного цвета.

Религия или дань традиции

До сих пор много споров ведется по происхождению именно такого головного убора. Кто-то утверждает, что куфию должны носить все мусульмане, кто-то говорит, что данный убор просто отдает дань вековым традициям. На самом же деле, правда содержится в обоих предположениях.

По религии, мужская голова, как и женская, действительно должна быть покрыта. Особенно во время намаза. Но и традиции никто не отменял. С испокон веков арабы носили арафатку как защиту от солнца, песка и ветра.

Благодаря натуральным тканям, платок отлично защищает лицо и шею от высоких температур. Она очень быстро сохнет, если вдруг намокла.

Различие по социальному слою

По арабскому головному убору можно было легко определить, к какому социальному слою принадлежал человек. Богатый он или бедный и даже, из какого он района.

Описание женских головных уборов

Но вот у женщин они куда разнообразней.

Хиджаб, что означает покрывало или занавес. По правилам, он должен покрывать волосы, лоб и шею. Сегодня хиджабы создают в огромном цветовом ассортименте. Украшают узорами, пайетками, камнями, бахромой.

Никаб. Дословно переводится, как маска. Закрывает полностью женское лицо. оставляя только глаза. Шьется в черном, коричневом или темно-синем цвете, без элементов декора.

Паранджа. Похожа на никаб в области лица, но длинная и с рукавами. Считается полноценной одеждой. Прорезь глаз также может закрываться тоненькой сеткой.

Химар. Своеобразная накидка на голову, которая покрывает и плечи, и руки, доходя до талии или ниже.

Аль-амира. Двойное изделие, которое очень удобно надевать, если сделать это нужно быстро. Сначала на волосы надевается маленькая шапочка, а сверху — готовый платок, выполненный из стрейчевой ткани, который легко растягивается. Расцветка может абсолютно любой.

Чалма или тюрбан. Ранее для создания чалмы или тюрбана требовалось более 5 метров ткани. Сейчас же продают готовые изделия, выполненные из любой материи и даже вязанные для зимнего периода.

Шейла. Обычный палантин любого качества и цвета. Обматывается вокруг головы, спускаясь на шею и плечи. Его так же повязывают поверх плотной шапочки, чтобы волосы не торчали из-под шали.

А как правильно называются головные уборы у арабов на голове?

Всемирно известный арабский головной убор — платок, опоясанный жгутом, — в наше время фактически сохранился в первозданном виде. Это обусловливается его практичностью применительно к условиям Аравии. Голова и шея защищены от жгучего солнца, а складки платка поглощают горячий воздух и тем самым осуществляют изоляцию, позволяя сохранять влагу и выносить высокую температуру. Этот платок, называемый «шаль» или «ихрам», представляет собой достаточно большой кусок ткани, который позволяет свободно обмотать его вокруг лица или завернуть в тюрбан, когда-то очень популярный в Аравии. Квадратный кусок ихрама обычно складывают по диагонали, чтобы сформировать треугольник, равные стороны которого спадают на плечи.

Когда-то размеры платка были больше, чем сейчас. Из него можно было соорудить очень большой тюрбан. В старые времена мужской головной платок из муслина был вышит и носился в виде тюрбана поверх белой вязаной тюбетейки. Иногда он имел почти белый цвет, но обычным оттенком считался бледно-жёлтый.

В прошлом эти платки применялись только по назначению. В 1914 году английский разведчик Томас Эдуард Лоуренс, известный как Лоуренс Аравийский, отметил, что арабы, проживающие в Хиджазе, иногда используют свои головные платки как подушки и мешки. Другой англичанин, полковник Диксон, работавший в Кувейте, заметил, что бедуин, идущий в бой, почти полностью закрывал лицо платком, завязывая на макушке его концы и оставляя открытыми только глаза, с тем чтобы быть неузнаваемым. Кроме того, такой способ ношения платка предотвращал попадание песка в рот.

Мужской платок удерживает «игаль», головной обруч — обычно двойное нитяное кольцо, обмотанное чёрной козьей или овечьей шерстью. Обруч иногда отделан двумя маленькими кистями, которые обычно спускаются на затылок.

Традиционный головной убор жителя Аравии состоит из трёх частей. Последним элементом является тюбетейка («куфийя» или «тааджийя»), которую носят под платком. Иногда тюбетейку не покрывают платком и тогда она становится «молитвенной шапочкой». Мусульмане обязательно закрывают голову во время молитвы. Фактически же это — «потовые шапочки».

Их первоначальная цель состояла в том, чтобы предотвратить загрязнение платка. В прошлом тюбетейки делались из хлопка и легко стирались. Иногда их украшали весьма причудливыми вышивками белым шёлком и золотой нитью.

Ихрам и игаль носят преимущественно жители городов и кочевники. У крестьян же и рыбаков некоторых районов Аравии распространены шляпы из пальмовых листьев. Это прежде всего рыбаки побережья Красного моря. От места к месту меняется фасон таких шляп, и знаток по нему может определить место проживания владельца того или иного головного убора.

Источник: http:// luiza-m.narod.ru /smi/ethnic/arab.htm

Остальные ответы

Почему арабы носят на голове особый платок. Раньше он был политическим символом и делался одним мастером в мире, а сейчас производит даже Китай

Образ шейха – это всегда белая туника и завязанный на голове платок. С туникой все просто: это тоба (в некоторых арабских странах ее называют кандурой и дишдашем), которая удобна из-за просторности. Белый цвет подходит в жару, но выполняет еще и символическую функцию: белый у арабов – цвет благородных людей.

Платок – это куфия. В разных арабских странах она отличается по расцветке и наличию ободка, но в поп-культуре куфия устоялась как красно-белый платок, который закреплен обручем.

Куфия – это путь в далекую историю и актуальную политику арабских стран. Из-за Палестины в России она также известна как арафатка

Куфия появилась в Месопотамии – в городе Эль-Куфа (сейчас это территория Ирака). Хлопковый платок подчеркивал статус знати, но быстро распространился в сухих и жарких странах. Ведь куфия защищает голову от песка и жары. И выполняет кучу других функций: используется как фильтр для воды, скатерть в походе, веревка для поднятия грузов.

Арабские народы через куфию подчеркивали свою идентичность или статус. Например, курды по-другому завязывают куфию, прикрывая лицо. А сеиды (потомки пророка Мухаммеда) носили темно-зеленую куфию.

Об этом традиционном платке мир заговорил в ХХ веке. В 30-х годах началось арабское восстание, и на тот момент куфия давно была общедоступной – в Палестине ее обычно носили сельские жители. Но именно в Палестине куфия стала главным символом сопротивления.

Радикальный лидер Палестины Ясир Арафат сделал куфию культовой в 60-х. Он придумал свою манеру ее носить: перекидывал платок через правое плечо, чтобы куфия напоминала треугольник и очертания территории Палестины, за независимость которой боролся Арафат. Дошло до того, что в русском языке вместо куфии чаще употреблялось слово «арафатка».

В Европе куфия стала символом протеста молодых студентов, которые поддерживали Палестину в конфликте с Израилем. Публицисты того времени даже писали, что европейцев с куфией на голове стало больше, чем палестинцев. А куфия – такой же символ юного бунтарства, как и плакат с Че Геварой.

В ХХ веке куфия закрепилась в европейской моде. И потеряла связь с политикой

В 2009 году немецкое издание Spiegel выпустило репортаж, как молодые арабы в Европе массово скупают куфии, которые стоят от 5 до 200 долларов. Старое поколение этим недовольно: в прошлом веке куфию носили боевики, а теперь ее возвели в культ молодые люди, которые даже не критикуют Израиль. В фейсбуке появлялись группы «Носите куфию осознанно, а не из-за моды».

Сейчас ношение куфии часто осуждается с этических позиций. Палестинский модельер Омар Насер-Кури говорит, что куфия символизирует «внесудебные казни, лишение собственности и угнетение», поэтому модельеры зря так легко используют этот платок – «без знания контекста это просто неуважительно и выглядит как эксплуатация».

И тут важно отметить, что куфия – не религиозный наряд. Один из частых запросов в гугле о куфие: «Можно ли ее носить и не оскорбить верующих?» Да, куфия разве что говорит о политических взглядах.

Но сейчас она теряет свой смысл из прошлого века – теперь ее ношение не про политическую борьбу, а просто модный аксессуар. В Европе ее массово продает магазин Cecilie Copenhagen: стоит от 90 до 240 евро. Самое любопытное, что куфию продает даже израильский бренд Dodo Bar Or, но иногда политические обострения из-за куфии случаются. Например, в 2007-м американский магазин снял ее с продажи после жалобы активиста из Израиля.

И куфия теперь производится в основном в Китае, хотя в начале 90-х был всего один палестинский производитель на весь мир: на 16 станках в день он делал 750 куфий в день.

Сейчас осталось всего два станка, но его Ясир Хирбави говорит, что у него куфия на 100% из хлопка. Он считает важным сохранить единственную фабрику по производству куфий в Палестине.

Куфия

Ку́фия (араб. كوفية‎, kūfīyä, также: арафатка (простореч.), шемаг, шемах, keffiyeh, shemagh, shmagh, kaffiyah, keffiya, kaffiya, ghutra, hatta) – мужской головной платок, популярный в арабских странах. Куфия является неотъемлемой частью мужского гардероба в арабских странах. Служит для защиты головы и лица от солнца, песка и холода. Получил широкое распространение на территории Аравийской пустыни, Сахары, Аравийского и Синайского полуостровов, в странах Персидского залива, на юго-западе Азии и севере Африки, где основное население – арабы. Часто (но не всегда) куфия носится с обручем чёрного цвета – эгалем (аgal, (араб. عقال‎, iqāl) – икаль), на иврите означающий «круг»), придерживающим платок на голове.

Куфия – это четырехугольный платок, сложенный по диагонали пополам, которым мужчины в арабских странах покрывают свои головы, а укаль – это обруч, удерживающий платок на голове.

Согласно историческим данным традиция покрывать голову куском ткани, сложенным в несколько слоёв (он создаёт воздушную прослойку, защищая голову от перегрева) сложилась в Аравии ещё до принятия местным населением ислама. На самых старых сохранившихся рисунках, запечатлевших местных жителей показаны мужчины, головы которых покрыты кусками ткани разных цветов, и с укрепляющими их обручами, скрученными из козьей шерсти.

Если углубиться в историю головного убора, можно узнать, что очень популярные в наше время куфии в черную и красную клетку появилась в действительности не так давно – в 20-х годах прошлого века. А связано это с британцами, их колониальной политикой. Севрский мирный договор между Османской империей и странами Антанты, подписанный 10 августа 1920 г., предусматривал полный раздел Османской империи. Под управление Великобритании попали Палестина и Иордания.

Так как на всей этой территории проживали одни и те же арабские племена, то для того, чтобы отличать «палестинцев» от «иорданцев» в созданном британцами колониальном военно-полицейском «Арабском легионе», было приказано «иорданцам» носить куфии в красную клетку, а «палестинцам» – в чёрную.

В действительности узор в клетку – это древняя традиция, характерная ещё для древней Месопотамии и Ирака. Само же название – «куфия» – происходит от иракского города Куфа, жители которого, как считается, начали носить этот головной убор раньше всех. Что же касается других стран Персидского залива, то в них, не испытавших прямого английского вмешательства, предпочитают носить однотонные, чаще всего белые, куфии.

Укаль в виде шнура чаще всего носили простые люди. Шейхи же племён украшали себя укалями, обшитыми золотом и серебром, которые имели четырехугольную форму, создавая некое подобие короны.

Стоит отметить, что английские солдаты, которым довелось служить в ближневосточном регионе, особенно в его пустынной части, также носили куфии. Так что национальный головной убор стран Персидского залива из-за своей практичности стал принадлежностью не только местного населения. Кроме этих стран куфию носят и в Иордании, в Сирии, в Ираке, хотя значительно реже. В Сирии и Палестине их часто одевают с европейской одеждой, а знаменитый вождь палестинцев Ясир Арафат носил её с военным кителем. Именно от его имени в Советском Союзе сложилось ещё одно название куфии – «арафатка».

Самое удивительное – это то, что и белая куфия, фасон которой популярен в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ также была придумана в стране, далекой от Аравийского полуострова. Люди старшего поколения в этих странах называют белую куфию «швейцарской» или по названию фирмы «Stofel», разработавшую этот элемент одежды в 70-х годах прошлого века.

И хотя сам фасон куфий и манера их ношения не поменялись, но для их пошива теперь используются высококачественные материалы от всемирно известных международных компаний, как, например, «Dunhill» или «Gucci».

По манере носить куфию, можно определить из какого региона её владелец. И если саудовцы предпочитают куфию в красно-белую клетку, то оманец заворачивает её как тюрбан, а йеменец – как подобие банданы. Но у всех их есть одно общее – современный стиль куфий был разработан вдали от арабских стран – в Англии и в Швейцарии.

В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *