Где находится янтарная комната в санкт петербурге в каком дворце
Перейти к содержимому

Где находится янтарная комната в санкт петербурге в каком дворце

  • автор:

Екатерининский дворец и Янтарная комната

Екатерининский дворец, также известный как Большой Царскосельский, — бывшая резиденция императорской семьи и один из самых крупных дворцовых особняков пригородной территории Санкт-Петербурга. Находится в городе Пушкине (Царском селе). Екатерининский дворец неразрывно связан с российской историей и загородной жизнью вельмож XVIII-XIX века. В 2017 году исполнилось 300 лет с момента закладки первого камня в фундамент исторического сооружения.

История основания Екатерининского дворца

Усадьба проектировалась как летняя резиденция супруги Петра I — Екатерины. Строительство продолжалось в течение 7 лет и в 1724 году состоялось торжественное праздничное открытие. Изначально новые хоромы царицы были весьма скромны и ничем не выделялись из ряда других аналогичных архитектурных сооружений. В своём «скромном» виде особняк простоял около 20 лет, пока на трон не взошла дочь Петра — Елизавета.

Императрица активно взялась за перестройку дворца, поручив мероприятие известным русским архитекторам. Сменяя друг друга, зодчие пытались довести царские палаты до того образа, который желала видеть Елизавета. Тем не менее результат работ не особо удовлетворил императрицу, которая по-прежнему считала здание скромным и несовременным. Тогда в 1752 году она пригласила вести реконструкцию известного заграничного мастера Бартоломео Растрелли.

Работа итальянца, тяготевшего к роскоши и золотым элементам, пришлась как нельзя кстати. Поощряемый императрицей, Растрелли довёл размах дворцового строительства до нешуточных по тем временам масштабов. Одного золота на декор и украшения внешних фасадов было потрачено более ста килограммов. Четыре года Растрелли перестраивал в стиле позднего барокко царские палаты и окультуривал ландшафтную зону вокруг них. Потраченные Елизаветой деньги, подкрепившие авторские задумки архитектора, дали свои плоды. В день презентации новой резиденции приглашённые были просто ошеломлены величием и роскошью нового дворца. Перед гостями предстал особняк длиною более 300 метров в длину, сияющий небесной голубизной стен и золотой отделкой деталей. Дворец окружал роскошный парк с идеальной планировкой ландшафта.

После смерти Елизаветы её более экономная сноха пыталась выполнить завещание предшественницы и позолотить парковые скульптуры. Узнав о стоимости проекта, Екатерина свернула отделочные работы почти в самом начале процесса. Все годы своего правления и пребывания в имении Екатерина II пыталась адаптировать роскошные территории дворцово-паркового ансамбля к реальной жизни. Поминая расточительство свекрови, она старалась упростить внешний антураж Большого Царскосельского.

Залы и комнаты Екатерининского дворца

В многометровом Екатерининском дворце расположено большое количество залов, каждый из которых оформлялся в индивидуальном стиле и предназначался для определённых мероприятий и торжеств. Растрелли расположил парадные помещения анфиладным способом по всей длине дворца. На тот момент анфилад такой протяжённости в России нигде не было.

Одни из самых известных комнат и помещений:

Но есть ещё один зал, о котором ходят легенды. Янтарная комната в Екатерининском дворце — самое знаменитое помещение. Известна она не только роскошью убранства, но и своим таинственным исчезновением.

Янтарная комната

Первоначально Янтарная комната возводилась в Германии, и автором её стал немецкий архитектор Шлютер. Помещение, полностью отделанное янтарём, проектировалось для королевского дворца Германии. Янтарных залежей в немецких землях было предостаточно, и в коллекции германских королей значились не только самородки, но и готовые изделия, среди которых было несколько зеркал в янтарных рамах. Но ни во дворце, ни в замке Шарлоттенбург, где строился подобный кабинет, «янтарная» идея не прижилась. Работы были свёрнуты, а интерьеры разобрали и увезли на хранение.

Начало российского пути

Неизвестно, сколько бы пришлось авторским деталям из роскошного камня томиться не у дел, если бы о янтарном эксклюзиве не узнал царь Пётр. Император загорелся желанием получить удивительные интерьеры для сооружений Петербурга, и вскоре прусский король преподнёс Петру янтарную комнату в качестве международного презента. Подарок до Санкт-Петербурга из Германии везли два десятка телег. По прибытии оказалось, что многих частей не хватает и процесс застопорился. Петру так и не удалось при жизни увидеть кабинет в собранном виде. Он хранился в загородном имении, пока про дарованный немцами янтарь не вспомнила его дочь Елизавета.

Императрица решила украсить янтарным декором одно из помещений Зимнего дворца, чем и занялся Бартоломео Растрелли. Отсутствующие детали были заменены в интерьере другими элементами, а комната стала служить местом для праздничных приёмов. Позднее Янтарная комната была перенесена в Большой Царскосельский дворец, где реконструировалась и дополнялась экспонатами ещё в течение нескольких десятилетий.

Итог многолетнего труда не прошёл даром. Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского села называли «восьмым чудом света». Сочетание тёмного и светлого янтаря позволило добиться объёмного звучания декора. Центральный ярус Янтарной комнаты состоял из восьми панно, в половину из которых были вставлены цветные картины флорентийской мозаики. Каждая из них имела своё название. Комнату украшали комоды ручной работы, янтарный столик, зеркальные пилястры. Тёплый, солнечный янтарь в сочетании с искусственным освещением, изумительной резьбой и позолотой, производил неизгладимое впечатление.

Тайна исчезновения

За время своего существования в Янтарной комнате несколько раз проводились реставрационные работы. Янтарь — хрупкий камень, подверженный негативному внешнему воздействию, склонный к пересыханию и растрескиванию. Именно поэтому в годы Второй мировой войны, когда немцы подошли к Ленинграду, янтарные стены не стали разбирать и эвакуировать Комнату лишь бережно закрыли упаковочными материалами и оставили на месте.

Когда в Пушкин вошли оккупанты, то первым делом они разобрали и вывезли из Екатерининского дворца Янтарную комнату. Ценный трофей установили в музее Кёнигсберга, в книге которого была зафиксирована дарственная надпись. Но радоваться немцам пришлось недолго — наступление советских войск заставило очередной раз разобрать мировой шедевр. С тех пор Янтарную комнату больше не видел никто. Она тщетно разыскивалась по всей Пруссии и близлежащим странам. Существует большое количество домыслов и легенд, согласно которым следы ценной реликвии всплывают то тут, то там, но тайна так и остаётся тайной.

Воссоздание

С конца 60-х гг. в СССР около двадцати лет существовала комиссия по розыску Янтарной комнаты. После многолетних безуспешных поисков советское правительство вынесло распоряжение своими силами восстановить историческую ценность. При дворце была открыта янтарная мастерская, где по имеющимся эскизам мастера создавали вновь драгоценный интерьер. За 13 лет Янтарная комната была восстановлена почти наполовину. Приятным сюрпризом на рубеже веков стало то, что нашлись некоторые фрагменты реликвии — часть флорентийской мозаики и янтарный комод. Полностью работы были завершены в 2003 году. Янтарная комната вновь ожила в преддверии празднования 300-летия Петербурга.

Увидеть величие и роскошь Янтарной комнаты Екатерининского дворца Пушкина, а также других залов резиденции, даст возможность самостоятельная или организованная экскурсия в Царское село.

Если вас интересует история всей Северной столицы – рекомендуем ознакомиться с разделом экскурсий по Санкт-Петербургу у нас на сайте. Приобретая экскурсию на сайте онлайн, вы сэкономите свои средства и обеспечите полноценный тур с насыщенной программой.

Янтарная комната

С октября по апрель с 10:00 до 18:00 (продажа билетов до 16:45). Билет в Екатерининский дворец-музей действителен для входа на экспозицию в течение одного часа после продажи. Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

Вход платный

Как добраться:

  • Янтарная комната находится в середине золотой анфилады Екатерининского дворца в городе Пушкин. Добраться до дворца можно следующими способами:
  • — От Витебского вокзала на электропоезде до станции «Царское Село» (г. Пушкин) и далее на автобусах №371, 382 или маршрутках №371, 377, 382
  • — От станции метро «Московская» на маршрутках №286, 287, 342, 347 и 545 или на автобусе №187 до ж/д вокзала г. Пушкин и далее автобусах №371, 382 или маршрутках №371, 377, 382
  • — От станций метро «Звёздная» или «Купчино» на автобусе №186
  • — От станции метро «Купчино» на маршрутках К-545а, К-286, К-287, и К-347а.

Цена билетов

  • Взрослые (базовый тариф) – 1 000 руб.
  • Взрослые (льготный тариф – для налоговых резидентов РФ) – 500 руб.
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь – 290 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России – 290 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты – 290 руб.
  • Посетители до 16 лет – бесплатно.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Екатерининский дворец работал на пределе своих возможностей еще в 2015 году: тогда посещаемость достигла допустимого максимума. Поэтому теперь музей искусственно сдерживает поток туристов. Мы очень зависим от погоды: в дождь плац перед дворцом практически пустеет, а в солнечные дни посетители выстраиваются в огромные очереди. В такое время мы очень внимательно следим за тем, чтобы люди в очередях стояли честно: например, чтобы турфирмы на подходе к дворцу не ставили целую группу вместо одного человека».

Янтарная комната в Пушкине

Как купить билет

Билеты в Екатерининский дворец продаются только в кассах (возможности приобрести их на сайте ГМЗ «Царское Село» нет). Обратите внимание, что Янтарная комната пользуется огромной популярностью у туристов, поэтому в солнечные дни в туристический сезон время ожидания в очереди может составлять несколько часов. Как говорят работники музея, около четверти всех желающих посетить дворец так и не попадают в него.

А после ознакомления с янтарной комнатой вы можете посетить прекрасные заведения, в которых можно расслабиться, отдохнуть и улучшить свое здоровье – общественные бани Санкт-Петербурга.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Половина наших посетителей — люди в составе туристических групп, а остальные — одиночные посетители. Многие из них — это люди, приехавшие издалека, часто они живут в провинции и не имеют постоянного доступа к интернету. Мы могли бы поступить так, как поступают, например, во многих музеях Италии — запись только через интернет. Но я понимаю, что к нам приезжают туристы со всей страны, и многие могут просто не иметь компьютера и возможности записаться онлайн».

Экскурсии в Екатерининский дворец и янтарную комнату

Одиночные посетители Екатерининского дворца рублей взять аудиогид на английском, немецком и французском языках. Стоимость услуги — 150 рублей. Аудиогида на русском языке нет: для русскоговорящих посетителей организуется осмотр Екатерининского дворца в составе экскурсионной группы, которая формируется в вестибюле дворца после приобретения билетов.

История подлинной Янтарной комнаты

Идея создания Янтарной комнаты принадлежит немецкому архитектору Эозандеру. Изначально предполагалось, что она будет украшать Литценбург — летний дворец прусской королевы Софии-Шарлотты в Берлине, ныне известный как Шарлоттенбург. К созданию янтарного шедевра приступили в 1707 году двое польских мастеров — Э. Шахт и Г. Турау, которые трудились над отделкой на протяжении шести лет. Петр Первый, увидевший во время визита в Пруссию в 1712 году янтарные панели, был восхищен, и спустя четыре года Фридрих-Вильгельм подарил их российскому императору. В Большом Царскосельском дворце Янтарная комната была установлена только в 1755 году, и сделала это дочь Петра — императрица Елизавета.

История похищения Янтарной комнаты

Когда в 1941 году жителям Пушкина стало понятно, что вскоре линия фронта переместится под Ленинград, началась экстренная эвакуация ценностей из музеев Царского Села. Хрупкие панели Янтарной комнаты было опасно демонтировать, поэтому сотрудники приняли решение произвести их консервацию: панно прикрыли бумагой, марлей, ватой и деревянными щитами. Это не спасло шедевр от нацистов: Янтарную комнату вывезли в Германию, и в последний раз она демонстрировалась в Кенигсбергском замке в 1944 году. После отступления гитлеровцы разобрали янтарные панно и с тех пор их местонахождение неизвестно.

История восстановления Янтарной комнаты

Работы по воссозданию утраченного шедевра начались в 1983 году, а первые янтарные панели, созданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской, увидели свет уже после развала СССР. Элементы первоначального убранства комнаты вернулись на родину весной 2000 года: это были обнаруженные в Германии комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние». В общей сложности восстановление Янтарной комнаты заняло почти четверть века, и она вновь приняла посетителей в 2003 году — в год празднования трехсотлетия Санкт-Петербурга.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Многие идут в Екатерининский дворец только для того, чтобы посмотреть Янтарную комнату. К сожалению, она находится в середине золотой анфилады, поэтому отдельный вход в нее никак не организовать. У нас существует несколько основных маршрутов по дворцу. Мы запускаем два потока одновременно: они двигаются по параллельным анфиладам и встречаются в Янтарной комнате. Иногда одновременно в ней бывает по 4-5 групп. Мы разрабатываем нормы посещения дворца (не более девятисот человек в час) в том числе и из интересов Янтарной комнаты».

Янтарная комната и Агатовые комнаты

Помимо всемирно известной Янтарной комнаты, окутанной множеством мифов и легенд, в Царском Селе есть еще и агатовые комнаты, незаслуженно обделенные вниманием многих туристов. Это архитектурный шедевр ХVIII века, расположенный в павильоне «Холодная баня». Агатовые комнаты являются бывшими апартаментами Екатерины Великой и не имеют аналогов во всем мире. В отличие от Янтарной комнаты, они являются оригиналом, а их аутентичная отделка сохранилась до наших дней.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Агатовые комнаты не стали таким брендом, как Янтарная комната, и не имеют такой красивой легенды. Но мы этому даже рады: они бы точно не выдержали огромного потока туристов. Все-таки надо понимать, что Янтарная комната — это очень точное воссоздание, а агатовые комнаты – оригинал 18 века. Мы очень бережем их: например, в дождливую погоду они закрыты для посещения».

Текст: Светлана Широкова

Где находится янтарная комната в санкт петербурге в каком дворце

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» – возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

Янтарная комната

Янтарную комнату, находящуюся в Царскосельском Екатерининском дворце, считают восьмым чудом света, и это действительно так: целый зал отделан янтарными панелями, драгоценными камнями и золотом. Смотрится это очень впечатляюще, поэтому помещение уже много лет является местом маст визит не только Царскосельского заповедника, но и Петербурга. У этого чуда достаточно захватывающая история, достойная сюжета приключенческого романа – она не менее интересна, чем сама достопримечательность. Расскажем подробнее о создании Янтарной комнаты и её «приключениях», легендах и тайнах, а также о том, как попасть в Царское село и на экскурсию во дворец.

Зарегистрируйтесь и получите скидку 5% на любую экскурсию

Отправляя форму, я соглашаюсь с Условиями использования сайта и даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных

История Янтарной комнаты

То, что посетители видят сегодня – не оригинал, а восстановленная копия, подлинник был утерян в годы Великой Отечественной войны. Но обо всём по порядку.

Изготовление Янтарной комнаты

Янтарные панели – работа прусских мастеров восемнадцатого столетия. К этому времени их умение обрабатывать природный материал достигло совершенства, о нём говорила вся Европа: курфюрсты охотно дарили подарки из янтаря представителям других стран. Интерьер из «золота», как в те времена называли камень, стал образцом наивысшего мастерства.

Готовый Янтарный кабинет изначально должен был стать украшением дворца королевы Пруссии Софии-Шарлотты, но она умерла ещё до окончания работ. Созданную красоту было решено поместить в Ораниенбургский дворец, но после смерти короля Фридриха Первого к власти пришёл его сын Фридрих-Вильгельм, который не особо любил роскошь.

Янтарной отделке нашёлся уголок в Берлинском замке, но ненадолго – в 1716 году молодой король презентовал комнату Петру Первому в знак дружеского альянса стран.

Переезд в Россию

Комната «приехала» в Россию в 1717 году, но у императора так и не дошли руки до её установки. Лишь во время царствования дочери Петра Елизаветы панели украсили кабинет в Зимнем дворце, её официальной резиденции. В этом помещении императрица проводила приёмы важных посетителей.

Облицовкой занимался знаменитый архитектор Растрелли, обнаруживший нехватку некоторых деталей. Находчивый мастер заменил их зеркальными пилястрами в золочёных рамах – так комната приобрела свою «изюминку».

Царские времена

В 1755 императрица Елизавета отдала приказ переместить шедевр в Царскосельский Екатерининский дворец, но покои здесь были больше, и снова комната была дополнена оригинальными деталями: расписными панно, имитирующими янтарную мозаику, мозаичными картинами из яшмы и агата, золочёной резьбой и другими декоративными элементами.

Вплоть до революции Янтарная комната была жемчужиной летней царской резиденции в Царском селе, её с гордостью демонстрировали высоким гостям Анна Иоанновна, Елизавета Первая, Екатерина Вторая и другие монаршие особы.

Загадочное исчезновение

Во время Великой Отечественной войны вторгшиеся в СССР немецкие войска начали массовое разграбление и вывоз культурно-исторических ценностей, не обошла это участь и Янтарную комнату.

Музейные работники, желая сохранить особо ценный экспонат, как могли, защитили драгоценные панели и панно от взрыва и ограбления: наклеили сверху бумагу, обложили ватой и марлей. Но немцам всё равно удалось обнаружить ценности.

Найдённые панели фашисты демонтировали за 36 часов и вывезли в Кёнигсберг (Калининград), где украсили ими зал в захваченном Королевском замке-музее, там они и находились до отступления нацистов. Часть выставлялась в качестве экспозиции, а часть хранилась отдельно, так как места здесь было меньше, чем в зале Екатерининского дворца.

В 1945 немцы покинули город, и вместе с ними исчезла Янтарная комната, поиски которой не прекращаются и сегодня. Учёные считают, что она надёжно спрятана в секретных тайниках немецких войск.

Восстановление шедевра

Восстановительные работы начались лишь в 80-х годах 20 столетия и длились почти четверть века. Благодаря кропотливому труду целой команды мастеров сегодня мы можем видеть аналог роскошных царских покоев.

Сначала художники тщательно изучали исторические данные, старые фотографии, рисунки и документы, научную методику, оттачивали технику обработки камня, а затем воплощали искусство в жизнь. Великолепный результат их работы сегодня могут увидеть гости дворца.

Настоящее время

Восстановленная Янтарная комната открылась в 2003 году, в юбилейный год 300-летия Петербурга.

Интересные факты о Янтарной комнате

  • Кроме «Янтарного кабинета», как во времена Петра Первого называли комнату, прусский король преподнёс императору личные вещи: зеркало и шкатулку. Сегодня они хранятся в Эрмитаже.
  • С 1833 по 1933 комнату реставрировали 4 раза: влажный Петербургский климат плохо влиял на капризный материал.
  • Янтарная комната – уникальный шедевр искусства образца 18 столетия, аналогов которому нет в мире: никто не берётся отделывать помещения янтарём из-за его повышенной ломкости и сложнейшей работы.
  • Площадь «янтарного» помещения – почти 100 квадратных метров, высота – 7,8 метра.
  • Для восстановления интерьера понадобилось 6 тонн Калининградского янтаря.
  • Во времена Екатерины на дополнение комнаты новыми деталями ушло 450 килограмм природного материала.
  • Натуральные куски камня обычно не очень большие, но в комнате есть один из редких экземпляров весом в килограмм, выкупленный у столичного коллекционера.
  • Восстановительные работы проводились силами двух государств – России и Германии. Первая страна выделила из бюджета восемь миллионов долларов, вторая – около четырёх.
  • Есть обоснованная версия того, что вывоз Янтарной комнаты из России, как и многих других ценностей, планировался задолго до начала войны. У немецких искусствоведов даже был список, в нём знаменитый интерьер возглавлял первую строчку сокровищ Царского села.
  • Согласно одной из теорий, Янтарная комната была уничтожена во время штурма советскими войсками Кёнигсбергского Королевского замка: там начался пожар, в котором ценность сгорела.
  • Более фантастические версии исчезновения настаивают на том, что произведение искусства было вывезено в Европу или даже в Америку, либо до сих пор хранится в европейских подземельях.

Режим работы, билеты и экскурсии в Янтарную комнату

Екатерининский дворец работает каждый день, кроме вторника. Часы работы: с десяти утра до шести вечера, касса закрывается в 16:45, вход во дворец – до 17:00.

Попасть в Янтарную комнату можно только с экскурсией. Посещение достопримечательности входит в состав групповых и сборных экскурсий по Царскому селу и Екатерининскому дворцу, во время которых вы увидите главные интересные места заповедника, узнаете историю легендарного интерьера, дворца и связанных с ним исторических фигур.

В зависимости от программы и количества участников, экскурсии длятся 5-6 часов, есть и дневные туры, подробно знакомящие с этим удивительным местом. Сборные экскурсии проводятся на автобусах, индивидуальные и для мини-групп – на автомобиле.

Трансфер туда/обратно, экскурсионное обслуживание от лучших гидов и билеты в Янтарную комнату включены в стоимость тура, цена индивидуальной экскурсии – от 3790 рублей за человека, сборной – от 2200 рублей.

Где находится Янтарная комната и как до неё добраться

ГМЗ Царское село находится в 25 километрах от Северной столицы, в городе Пушкин. Дворец расположен по адресу Садовая, 7.

Добраться до заповедника можно следующими способами:

Электричкой. С Витебского вокзала и от ж/д станции «Купчино» до места регулярно идут электропоезда, нужная станция – «Царское село». Пеший путь от станции до места займёт полчаса, но если хотите сократить время, езжайте на автобусах №№385, 236, 382, 273, 381, 370, 380, 371, 378, 373, 376.

Автобусом или маршруткой. Нужные рейсы курсируют от станции метро «Купчино» – №№342, 186, «Звёздная» – №№342, 186 и «Московская» – №№299, 252 и 187.

На автомобиле. Самостоятельная поездка займёт примерно час, в зависимости от пробок на дорогах. Недалеко от ГМЗ, по адресу Оранжерейная, 1, есть платная стоянка для гостей, стоимость парковки – 100 рублей/час, также есть бесплатная стоянка для посетителей Александровского сада.

Маршруты с посещением Янтарной комнаты

Предлагаем оптимальный маршрут по Царскому селу, включающий посещение ключевых достопримечательностей комплекса:

  1. Музей Пушкина
  2. Александровский дворец
  3. Александровский парк
  4. Китайская деревня
  5. Екатерининский дворец и Янтарная комната
  6. Камеронова галерея
  7. Екатерининский парк
  8. Павильон «Грот»
  9. Павильон «Эрмитаж»
  10. Адмиралтейство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *