Что произошло в александровской слободе
Перейти к содержимому

Что произошло в александровской слободе

  • автор:

Как царь Иван Грозный превратил Александровскую слободу в столицу

Историко-краеведческий проект «Герои земли Владимирской». Около 500 лет назад царь Иван Грозный переехал из Москвы в Александровскую слободу, превратив село в фактическую столицу России. Это было в пору кровопролитных войн и жесткого укрепления самодержавной власти. Споры о роли Ивана Васильевича в истории России продолжаются уже не один век. Но для Александровского района Владимирской области он остается главным историческим героем.

Первый царь на Руси

Грозный проявил себя во многих качествах: и как реформатор государства, и как дипломат. Был скор на расправу за любое инакомыслие. Обладал писательским талантом и увлекался духовной музыкой. Многократно женился. Но мы сегодня вспомним о военных делах царя и его связи с владимирской землей.

Сын великого князя всея Руси Василия III и литовской княжны Елены Глинской Иван родился 25 августа 1530 года. Уже в малолетстве после смерти отца наследовал престол. А когда в юности пришел к реальной власти, венчался на царство как первый государь-самодержец.

Одной из первых военных кампаний молодого правителя, когда ему еще не исполнилось и 20-ти лет, были походы с целью завоевать «осколок» Золотой Орды – Казанское ханство. Это был источник постоянной угрозы с востока. Три казанских похода царь возглавил лично. И первые два проходили по Владимирским землям, через Владимир и Муром. По пути следования войск осталась народная память о пребывании царя в наших местах.

После второго похода Ивана Грозного на Казань была построена крепость Свияжск, которая стала базой для решающего приступа столицы ханства на Волге. К тому времени, учитывая проблемы первых Казанских походов, Иван Васильевич провел реформу армии. В 1550-м он создал пешее полурегулярное стрелецкое войско, использовавшее огнестрельное оружие. Стрельцы вели свое хозяйство, а при необходимости шли в военные походы.

Взять Казань удалось в 1552 году. В тот победоносный казанский поход отправилось 150-тысячное русское войско со 150-ю пушками. Казанский кремль был взят штурмом.

Через четыре года в южном Поволжье в результате двух походов к Русскому царству присоединили Астраханское ханство. А после покорения Астрахани русское влияние достигло Кавказа. В 1559 году князья Пятигорские и Черкасские просили Ивана Васильевича прислать им отряд — для защиты от набегов крымских татар — и священников — для поддержания веры. Царь направил на Кавказ двух воевод, а также батюшек, которые обновили полуразрушенные древние церкви.

Война за выход к Балтике

В 1558 году Иван Грозный обратил свои взоры на Запад и начал Ливонскую войну в Прибалтике за выход к Балтийскому морю. Это было долгое противостояние, длившееся в виде нескольких военных компаний и с переменным успехом 25 лет. Здесь войскам Ивана Грозного в разные годы противостояли Ливонский орден, с которым воевал еще Александр Невский, Швеция, а также Польша и Литва, которые объединились потом в Речь Посполитую.

В первые годы той войны на побережье Балтики русская армия взяла Нарву, Дерпт (ныне Тарту) и другие крепости, разбила войска Ливонского ордена под Ригой. Уже через год Ливонский орден был полностью разгромлен — и захвачена значительная часть Прибалтики.

Грозный стал использовать Нарву для торговли со странами Европы и военных действий на море. Он вел активный поиск союзников, преодолев изоляцию страны.Однако к середине 60-х годов XVI века на западном направлении стало труднее: в 1564 году русское войско потерпело крупное поражение от Литвы.

Отъезд из Москвы

Царь заподозрил заговор среди бояр. И в тот самый момент решил покинуть Москву, уехав в Александровскую слободу.

Здесь регулярно бывал еще отец Ивана — Василий III. Он же построил роскошный дворец. Историки спорят о том, почему царь решил перенести столицу в загородную резиденцию. В Александровской слободе он учредил опричнину, передав опричникам — дворянам, которым доверял земли родовитых бояр, и создав опричное войско – подобие личной гвардии и одновременно монашеского ордена.

В Александровском кремле бывало много иностранцев — царь принимал посольства из Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой. Здесь заключались важнейшие политические и торговые договоры.

Жизнь в Александровой слободе царь построил по принципу «монастыря в миру», часами проводил время на церковных службах, сам звонил в колокол к заутрене и пел на клиросе.

О других сторонах образа жизни Ивана Грозного свидетельствует музей «Александровская слобода». Здесь показывают пыточный подвал, где страдали заподозренные в измене, рассказывают о церемониях выбора царской невесты из самых красивых и знатных девушек того времени. Будущую жену царь выбирал как для себя, так и для сына, причем, неоднократно.

В Александровой слободе было создано подобие консерватории церковной музыки. Сюда переехали из Москвы типография и ученики первопечатника Ивана Федорова.

В декабре 1569 года царь с большим войском опричников отправился в карательный поход против Новгорода, заподозрив новгородскую знать в заговоре и намерении передать Новгород польскому королю.

Война с Крымским ханством

Однако сохранялась и постоянная внешняя угроза от Крымского ханства. Набеги оттуда происходили почти ежегодно. С трудом удалось удержать Астрахань.

В 1571 году крымский хан Девлет Гирей, воспользовавшись тем, что многие русские войска находились на Ливонской войне, дошел до Москвы и сжег городские посады. Устояли только Кремль и Китай-город. Царь был вынужден уехать в Новгород. А потом наказал за военные ошибки даже верхушку опричников. Глава опричной думы, брат жены царя Михаил Черкасский был посажен на кол, ясельничий Зайцев повешен на воротах собственного дома. Казнили также опричных бояр Чёботова, Воронцова, дворецкого Салтыкова и многих других…

Царь разочаровался в опричнине, хотя она все таки сохранилась в виде «царского двора». А сегодня опричное войско считается первым опытом создания внутренних войск в России.

Опасность от нового похода крымцев была такой, что Иван Грозный готов был уступить Астрахань. Но в 1572 году огромное войско крымского хана при поддержке ногайской орды и турецких янычар было разбито царскими воеводами Воротынским и Хворостининым в битве при Молодях, всего в 50 верстах от Москвы. Силы врагов в несколько раз превышали численность русских полков, действовавших вместе с запорожскими казаками и немецкими наемниками. Но военные хитрости и умелое использование «гуляй-города» – передвижных деревянных укреплений, а также огнестрельного оружия, помогли победить полчище Девлет Гирея и на 20 лет прекратить крымские набеги на Русь.

Сегодня битву при Молодях сравнивают по значению с Куликовской битвой, ведь крымский хан планировал завоевать Русь.

Война с польско-литовско-шведской коалицией в Прибалтике в начале 1580-х годов завершилась для Ивана Грозного потерей всех новых приобретений в Ливонской войне. Зато продолжилось продвижение на Восток: отряд Ермака захватил столицу Сибирского ханства, а уже через 50 лет после этого русские вышли к Тихому океану.

Пребыванию царя в Александровой слободе пришел конец в 1582 году. Он уехал оттуда после смерти сына, самого перспективного наследника Ивана Ивановича. По одной из версий, смертельное ранение царевичу во время ссоры нанёс отец. По другой, Иван Иванович умер от болезни. Сам царь скончался в 1584 году. То ли от болезни, то ли был отравлен.

Такая разная память

Споры о том, кем в большей степени был Иван Грозный – жестоким деспотом или мудрым реформатором и собирателем России, продолжаются даже сейчас. Периодически усиливается точка зрения, что Иван Грозный действовал теми же методами, что и другие властители Европы в то время. А страх перед вторжением русских усиливал пропаганду деспотизма и жестокости Ивана Васильевича на Западе.

Еще 100 лет назад историк Роберт Виппер считал: «Ивану Грозному, современнику Елизаветы Английской, Филиппа II Испанского и Вильгельма Оранского, вождя Нидерландской революции, приходится решать военные, административные и международные задачи, похожие на цели создателей новоевропейских держав, но в гораздо более трудной обстановке. Талантами дипломата и организатора он, может быть, всех их превосходит». Жёсткие меры во внутренней политике Виппер оправдывал серьезностью международного положения и постоянными войнами.

Сегодня в Александровском районе установлено уже два памятника Ивану Грозному – в Александрове на берегу реки Серой и (бюст) в селе Ирково.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе

3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из Москвы на богомолье, взяв с собой казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в столицу и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. 3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола в пользу старшего сына юного царевича Ивана Ивановича, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

После прочтения послания царя в Москве резко накалилась антибоярская обстановка — в Кремль пришли тысячи москвичей, разъярённых названными в послании изменами бояр, и Боярской Думе ничего не оставалось, как просить Ивана возвратиться на царство. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. 5 января 1565 года государь Иван IV объявляет учредить опричнину.Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что согласен вновь вернуться к правлению на условии, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину». Чтобы лучше ощутить ауру этого места, ознакомимся сначала с биографией 1 русского царя, правившего страной 37 лет с 1547 по 1584 годы (если же принимать во внимание малолетство царя с 1533 по 1547 годы при регенстве его матери Елены Глинской, то и вовсе дольше любого из когда-либо стоявших во главе Российского государства правителей — 50 лет и 105 дней). Иван IV был старшим сыном великого князя московского Василия III и его второй жены Елены Глинской из княжеского литовского рода, ведущим происхождение от ордынского темника Мамая (проигравшего Куликовскую битву Дмитрию Донскому в 1380 году), бежавших в Москву из Великого княжества Литовского в 1508 году в результате поражения в борьбе за власть.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Родился будущий царь в селе Коломенском под Москвой в 1530 году, после смерти его отца князя Василия III в 3-летнем возрасте вступил на престол при регентстве матери Елены Глинской, которая за время её правления страной (1533-1538 гг. и 2 женщина-правитель в истории нашей страны после княгини Ольги) сумела осуществить ряд реформ, способствующих процессу централизации Русского государства. Это и денежная реформа, которая способствовала становлению единой монетной системы в стране, это принятие единых мер длины и объёма, это возведение Китайгородской стены вокруг Московского посада в качестве дополнительной системы защиты Московского Кремля от набегов крымских татар. Также среди её мероприятий внутренней политики было и предоставление льгот и земель православным переселенцам из Литвы и ограничение прав вотчинникам сбора податей и использования их на собственные нужды. При Елене Глинской было начато проведение Губной реформы местного самоуправления, обязавшей дворян на определённой территории выбирать губного старосту, который выступал в качестве связующего звена с центральной властью на местах. После смерти матери и до взросления Ивана Васильевича в стране продолжалась борьба за власть между влиятельными боярскими родами Шуйскими, Бельскими и Глинскими, что вызвало недовольство в городах.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

В 1545 оду Иван IV достиг 15-летнего возраста, позволившему ему стать полновластным правителем и положить конец борьбе влиятельных боярских родов за власть. Одним из сильных впечатлений царя в юности были «великий пожар» в Москве, уничтоживший свыше 25 тысяч домов, когда погибло 1700 горожан из тогдашнего населения столицы в 100,000 человек, и Московское восстание 1547 года, когда впервые в отечественной истории не случилось физическое устранение царской семьи. 16 января 1547 года Иван IV венчается на царство через принятие титула «царь», а не просто «великий князь». Москва в глазах православных людей должна была стать наследницей Царьграда — Константинополя (как мы помним, Византия окончательно пала под ударами турок в 1453 году). Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария торжество Православной веры. Ряд историков (Н. И. Костомаров, Р. Г. Скрынников, В. Б. Кобрин) полагают, что инициатива принятия царского титула не могла исходить от 16-летнего юноши. Скорее всего, важную роль в этом сыграл митрополит Макарий. Упрочнение власти царя также было выгодно его родне по материнской линии. В. О. Ключевский придерживался противоположной точки зрения, подчёркивая рано сформировавшееся у государя стремление к власти. По его мнению, «политические думы царя вырабатывались тайком от окружающих», идея о венчании стала полной неожиданностью для боярства.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Правление Ивана Грозного можно разделить на 2 периода: конец 1540 — 1550-е гг.- время реформ с крупными внешнеполитическими достижениями, и 1560-начало 1580-х гг.- время опричнины, поражения Ливонской войне. В 1549-1560 гг. царь осуществляет руководство страной совместно с Избранной Радой (Адашев, Андрей Курбский, духовник царя Сильвестр, митрополит Макарий, глава Посольского приказа Иван Висковатый), которые вместе осуществили ряд реформ центрального и местного управления. В 1549 году впервые созывается Земский Собор с представителями от всех сословий, кроме крестьянства, оформив в России элементы сословно-представительной монархии (предусматривавшей участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов). Через год принимается т.н. Судебник 1550 года ( первый официально провозглашённый в качестве единственного источника права в российской истории), в котором устанавливается единая система взимания налогов в виде «большой сохи», подтверждён Юрьев День по предыдущему Судебнику 1497 года, когда крестьяне могли перейти от одного владельца к другому (увеличен размер пожилого за подобный переход). Также Судебник 1550 году упразднил судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

В 1551 году созывается Стоглавый церковный Собор, на котором принимается своеобразный кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством.На Соборе были приняты следующие решения:- унификация порядка исполнения церковных обрядов и запрет новаторства в иконописи- ограничение дальнейшего приращения церковных владений в городах и финансовых привилегий духовенства- запрет монастырям ссужать деньги в рост и выпрашивать у царя новые угодья и льготыПри Иване IV окончательно формируется система приказов, заведовавшие отдельными отраслями государственного управления или отдельными областями государства, впервые появившиеся ещё при деде царя во время правления князя Ивана III. Появляются Разрядный (военные дела и поместное войско), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (управление стрельцами), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранные дела), Большой Приход (финансы),Челобитный (дела по челобитным, подаваемым царю от подданных и решений по ним), Поместный (дела раздаваемых дворянами государственных земель), Холопский приказы. Также приказы по управлению отдельными территориями страны — приказ Сибирского дворца и приказ Казанского дворца. Приказная система управления при Петре I была заменена на коллегии, которые станут министерствами при Александре I, наркоматами после Октябрьской революции и вновь министерствами с 1946 года (это вам историческая цепочка). В 1556 году отменяются кормления (принцип содержания должностных лиц за счёт местного окрестного населения) и создаётся стрелецкое войска, ставшее первым регулярным формированием войск на постоянной основе. Во внешней политике первого периода Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды, обеспечив двукратный прирост территории Русского государства.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

В январе 1558 года царь Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря для получения доступа к морским коммуникациям и упрощения торговли с западноевропейскими странами. В 1559 году Русское царство сталкивается с широкой коалицией врагов, к числу которых относятся Королевство Швеция, Королевство Польша, Великое княжество Литовское. Фактически участвует в антирусской коалиции и вассал Османской империи Крымское ханство, которое разоряет регулярными военными походами южные области Руси. Война принимает затяжной изнурительный характер. Засуха и голод, эпидемии чумы, крымскотатарские походы, польско-литовские рейды и морская блокада, осуществляемая Швецией, опустошают страну.Неупорядоченные отношения монарха и боярской аристократии, необходимость в увеличении численности армии, мобилизации государством интересов всех производителей для ведения войны, боярская оппозиция против Ливонской войны, кончина первой жены царя Анастасии Романовны стали причиной разрыва царя с Избранной радой, друзьями Сильвестром и Адашевым, бегства Андрея Курбского в Литву, приведшей к введению Опричнины и становления Александрова в качестве столицы страны в 1564-1581 гг.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Александровская Слобода получила известность с XV века, которая с 1505 года служила загородной резиденцией великого князя Василия III. Деревянные укрепления, воздвигнутые в своё время по распоряжению Елены Глинской, царь велел выложить кирпичом «от земли до стрельниц» (бойниц), сохранившиеся до настоящего времени. 3 декабря 1564 года Иван IV с семьёй выехал в Александрову слободу, затем прислал в Москву 2 письма, где обвинял феодалов в измене и посадскому населению, что на него царский гнев не распространяется. Бояре стали просить царя вернуться на трон, царь согласился, оговаривая для себя право казнить и миловать по его усмотрению. и раздел страны на опричнину (личное владение царя с наиболее экономически развитыми регионами в районе судоходных рек, центрами солеварения , форпостами и крепостями на западе) и земщину, оставленной в управлении боярами, которые должны были содержать саму «опричнину». Так Александровская Слобода превратилась в фактическую столицу государства, здесь была учреждена опричнина, в слободе функционировали приказы, Боярская дума и приём послов и посольств Англии, Швеции, Дании Отсюда был совершён поход на вольный Великий Новгород. Английский путешественник Флетчер писал, что Александрова слобода при Иване Грозном по доходам стояла на первом месте среди других городов Руси. С 1568 года в слободе располагалась царская книгописная (ещё не книгопечатная) палата.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

В 1581 году царь покинул крепость в Александровской слободе после убийства своего сына Ивана и больше никогда сюда не возвращался. Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, написанная в 1883 году, где изображены муки раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца. В 1578 году здесь основана первая на Руси типография, а во 2 половине XVII века на территории бывшей царской крепости был устроен Успенский женский монастырь. В 1689 юный Пётр I с генералом Гордоном проводил манёвры потешных полков. Его дочь Елизавета Петровна, сосланная в свою дворцовую вотчину в 1730 году, прожила здесь 10 лет и отсюда уехала венчаться на царство.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Познакомимся более подробно с подстройками Слободы и экспозицией современного музея. На фото- Успенская церковь 1513 года постройки, бывший личный домовой храм Василия III.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Сейчас там находится небольшая экспозиция сохранившихся расписных прялок конца XIX столетия, которые использовались для получения нити из шерсти. Расписывались прялки в связи с многочисленными обрядовыми поверьями и действиями.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Подземелья Успенской церкви.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Ненадолго вновь выглянем на улицу. По мнению ряда историков, поражение русской армии в битве на реке Уле стало отправной точкой карательной политики царя — князья Оболенские, Михайло Петрович Репнин и Юрий Иванович Кашин. В Казань в ссылку с лишением родовых вотчин было отправлено 100 из 282 князей и бояр. В 1565 году формируется опричное войско численностью в 6000 человек. Всё остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. В 1569-1570-х гг. опричное войско под личным командованием Ивана Грозного совершает поход на Новгород и Псков, сопровождаемый массовыми убийствами и разграблением обоих городов. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попадает в опалу митрополит Филипп II, который решением церковного собора был лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч, где был убит Малютой Скуратовым в 1569 году.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Итогом политики опричнины стала централизация Русского государства, ослабление влияния московского боярства. В частности, со смертью князя Владимира Старицкого исчезло одно из последних удельных княжеств в России в городе Старице, Верее, Алексине (т.н. Старицкое княжество). Беспредел опричного войска и разорение северо-западных земель тало причиной бегства населения на юг в район бывшего Дикого Поля (нынешняя Восточная Украина, южное Поволжье). Для сдерживания бегства населения из центральных районов страны в 1581 году был принят «указ о заповедных летах», по которому запрещался переход крестьян от одного владельца к другому (прямо на глазах виден процесс складывания крепостного права в России, начало положено в 1497, потом 1550, 1581, затем урочные лета и Соборное Уложение). Отменена же опричнина была в 1572 году после большого набега крымского хана Девлет-Герея на Москву, когда хвалёные своими разбоями опричники не смогли отразить нашествие извне.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

на территории Слободы есть небольшая крестьянский дом с изображением быта крестьян.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Теперь посмотрим государеву трапезную палату, примыкающую к Покровской церкви, куда мы ещё зайдём. Перед нами — трапезная палата, где Иван Грозный встречал самых дорогих и почётных гостей.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Царские покои (реконструкция). В 1571 году в Александрову Слободу со всех уголков Руси на смотр невест царю привозят 2000 девушек. Из них себе в жёны он выбирает Марфу Собакину (третья жена), которая умирает менее чем через две недели при таинственных обстоятельствах. Всего же во время пребывания в Слободе Иван IV женился 6 раз.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Подземный зал пыток времён опричнины.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Посмотрим экспозицию музея.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Костяной трон Ивана IV, считающийся самым древним их сохранившихся тронов правителей России, предположительно изготовленный к моменту венчания на царство в 1547 году. Однако загадка в том, что на троне есть даже зодиакальная дата, которая вроде бы указывает на 1526 год — время правления Василия III.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Большие башенный часы Александровской слободы, имевшие старорусский (византийский) счёт времени, сутки делились на дневные и ночные часы, продолжительность которых менялась в зависимости от месяца. К примеру, в июне было 17 дневных и 7 ночных часов, в декабре — наоборот. Стрелка в виде луча солнца, закреплённого вверху циферблата, была неподвижной, вращался именно циферблат с церковнославянскими буквами, обозначавшими цифры.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Слева молченская икона XVII века «Богоматерь с младенцем на престоле» из Молченской Софрониевой пустыни из нынешнего села Новая Слобода Сумской области. Справа XIX века «Святцы».

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Слева — Евангелие 1775 года печати, справа — тоже Евангелие только 1698 года.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Икона XVIII века «Богоматери Казанской и древа Иесеева»

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Убрусы с икон XVIII века из жемчуга, сапфира, отреза ткани, сапфиров. Убрусом также называют полотенце, которым покрывают икону, и шире, любые некованые ризы (например, из жемчуга и бисера.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

т.н. Покровцы (покрова) или воздух — матерчатые платы, которыми покрываются сосуды во время литургии византийского обряда. Покрывание происходит последовательно сначала малыми покровцами, каждый сосуд в отдельности, а затем оба вместе покрываются общим большим покровом. Меньшие по размеру покровы называются покровца́ми, больший — возду́хом.На фото — сохранившиеся покровцы начала XVIII века. Внизу снимка — лампада 1830 года.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Стихарь, выполненный царевной Марфой Алексеевной Романовой в начале XVIII столетия в Александровской слободе. Она была дочерью Алексей Михайловича (правил Россией в 1645-1676 гг.) , сестрой Петра I, Ивана V и Фёдора III, которая была сослана в Александровскую Слободу за сочувствие и помощь своей сестре царевне Софье, где она безвыездно прожила до её смерти в 1707 году. Стихарь же является длинной с широкими рукавами одеждой для богослужения у дьяконов.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Напрестольное Евангелие 1689 года печати.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Фрагмент Лицевого летописного свода, созданного в 1568-1576 гг. специально для царской библиотеки в единственном экземпляре, выполненный в Александровской слободе. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах». Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.Историк Борис Клосс (почётный доктор Европейского Санкт-Петербургского университета) охарактеризовал Свод как «самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси».

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Ненадолго вновь выйдем на улицу освежиться, подчёркиваю, ненадолго, так как холодно, и посмотрим Покровскую церковь, внутри которой мы были, осматривая музейную экспозицию на предыдущих 18 снимках. Сам храм примыкает к государей палате, образуя одну общую постройку. Высокий шатр является прообразом всех последующих шатровых храмов в России, когда вместо купола здание шатрового храма завершалось шатром. Таким образом, это первый в стране каменный шатровых храм 1510-х гг. постройки (даже ранее церкви Вознесения в Коломенском). Сам Покровский храм являлся личной домовой церковью Ивана Грозного.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Роспись шатра Покровской церкви. Архитектура шатра понималась как пространство грандиозной иконы, в персонажах которой, исполненных красоты и благородства, символически представлен образ мироздания. Венчающее роспись изображение Господа как бы осеняет божественной благодатью всё человечество и его избранных праведников , изображённых на гранях шатра в хронологическом и иерархическом порядке от Адама и Евы до русских князей-мучеников Бориса и Глеба. Объединяющий персонажей символический мотив древа в виде зелёных стеблей, украшенных лепестками и бутонами, подчёркивало мысль о божественном происхождении власти русского царя.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Фрагмент текста Судебника 1550 года.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Слева — церковь-колокольня Распятия Христова и справа — Троицкий Собор.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Церковь-колокольня 1570 года постройки и Марфины палаты. Колокольня 56 метров высотой была возведена сразу после Новгородского погрома, ставшей памятником кровавой расправы, устроенной царем Иваном Грозным. Впереди т.н. Марфины палаты, где жила сосланная в слободу Марфа Алексеевна до своей смерти в 1707 году.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Многие исследователи видят в планировке собора, в его объеме и орнаментальных поясах совпадение с постройками XV века звенигородского князя Юрия II Дмитриевича.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Надвратная церковь Фёдора Стратилата 1682 года постройки.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Если выйти за пределы обители и слободы, то можно увидеть церковь Спаса Преображения в стиле барокко, построенной в 1742 году. А слева — угловая северо-западная башня, возведённая в 80-е гг. XVII века.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com

Таково вот то место, бывшее центром внутренней и внешней политики России на протяжении 20 лет.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе / Россия

// kirill_moiseev.livejournal.com
kirill_moiseev
16/01/2017 15:00

Материалы по теме

  • Страны: Россия
  • Регионы: Владимирская область
  • Города: Александров
  • Отзыв о поездке: Александров — неофициальная столица России в XVI веке, осень 2016
  • Отзыв о поездке: Александров. Александровский Кремль, январь 2014

Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

Новости из России

28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
26.03.24 Red Wings будет выполнять рейсы между Санкт-Петербургом и Ярославлем
Стоимость авиабилетов в «экономе» резко выросла
Nordwind полетит из Томска в Махачкалу
В Гурзуфе открылся музей Константина Коровина
25.03.24 Nordwind Airlines возобновит рейсы между Пермью и Мурманском
Авиаперевозчики бесплатно предоставляют билеты пострадавшим в теракте и их родственникам
Транспортные компании из-за теракта разрешают вернуть или поменять невозвратные билеты
Пассажиров просят прибывать в аэропорты и на вокзалы заранее
21.03.24 Nordwind начнет совершать рейсы из Махачкалы в Нижневартовск

Александровская слобода (Кремль)

История царской Александровской слободы. Место, где сейчас находится Александровский Кремль, еще в XIV в. относилось к древнейшей волости на территории Переславль-Залесского княжества, и называлось Великой Слободой. В начале XV в. Великая слобода была волостным центром, где жили представители администрации московского князя. Близость слободы к Москве (около 100 верст) сделала её в XV веке местом отдыха московских князей во время поездок на богомолье.

В начале XVI в. в документах название Великая Слобода уже не упоминается, зато появляются – Старая Слобода и Новое село Александровское. Иван III в духовной грамоте 1504 г. завещал его сыну Василию – будущему великому князю Василию III.

В начале XVI в. всего за несколько строительных сезонов (предположительно 1508-1513 гг.) в Александровской слободе был выстроен большой комплекс из нескольких дворцовых, четырех храмовых и ряда хозяйственных сооружений. Для строительства привлекались лучшие русские и итальянские мастера, возводившие перед этим Большой Кремлевский дворец в Москве. Василий III, по примеру западноевропейских монархов, создал себе роскошную загородную резиденцию. Таким образом, Александровская слобода (Кремль) в 2013 г. отметила свое 500-летие!

Известно, что Василий III был в своем новом загородном дворце в 1525 г. перед разводом с первой бездетной женой Соломонией Сабуровой (после развода она была насильно пострижена в монахини и отправлена в суздальский Покровский женский монастырь). В документах зафиксированы также поездки великого князя в Александровскую слободу в 1523, 1528, 1532 гг. Новой женой Василия III, матерью Ивана VI Грозного, стала молодая красавица Елена Глинская, из рода князей Глинских, выходцев из Великого княжества Литовского. Именно ей, умирая, отдал великий князь Александрову слободу в «опричнину».

Термином «опричнина» называли особый надел вдов великих князей, которым они могли распоряжаться по своему усмотрению как своей собственностью. Причем далеко не все великокняжеские вдовы получали в «опричнину» земельные владения.

Поэтому Иван IV, рано потерявший родителей, испытывал к Александровской слободе особую душевную привязанность. В 17 лет он венчался на русский престол. В слободе Иван IV решал важные государственные вопросы: в 1558 г. чествовал воевод, отличившихся в Ливонской войне, в 1563 г. встречал посланника из Ливонии от польского короля Сигизмунда II, отсюда отправлял посольства в Ногайскую и Черкесскую земли.

Полная драматизма история Александровской слободы началась 3 декабря 1564 г., когда царь из Москвы отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а затем – в Александровскую резиденцию. Летописи донесли подробности «большого царского поезда»: государя сопровождали избранные бояре и дворяне с женами, детьми и слугами, приказные люди, 40-тысячное конное войско, имущество, разместившееся на четырех тысячах саней. Царь повез на богомолье все драгоценности, золотую и серебряную посуду, иконы и кресты, всю одежду, книги, деньги, казну, включавшую в себя государственный архив. Лишь в начале января 1565 г. из Александровской слободы был послан гонец в Москву с грамотами от царя, в которых он приводил список «измен» бояр и дворян и сообщал, что хочет «двор и весь обиход сделать особым». Так загородная резиденция стала некоронованной (опричной) столицей. Было положено начало опричнине — государственной политике в Ивана IV (1565—1572 гг.), состоявшей в конфискации имущества в пользу государства, государственном терроре и системе чрезвычайных мер для преодоления остатков феодальной раздробленности и осуществления ряда реформ на основе усиления самодержавной власти.

Александровская слобода превратилась в фактическую столицу государства. В ней функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума и ряд других учреждений. Внешней политикой ведал царь, и слобода стала местом международных переговоров и подписания соглашений. Но государственные дела чередовались с пытками и казнями врагов опричнины в мрачных подземельях слободы.

Впрочем, Александровская слобода вошла в историю и как культурный центр. В ней располагалась царская книгописная палата, где составлялся Лицевой летописный свод, и первая в стране провинциальная печатня, где в 1577 г. Андроник Невежа (ученик Ивана Федорова) выпустил «Псалтирь Слободскую». Иван Грозный имел одну из богатейших библиотек (знаменитая «иванова либерия»), основу которой составляли бесценные книги, доставшиеся от византийской бабки царя — Софьи Палеолог. С Александровской слободой связана тайна бесценной царской библиотеки, которую тщетно пытаются найти уже несколько веков. Здесь жили и творили лучшие иконописцы и зодчие своего времени. По указу царя, сюда были свезены лучшие певцы и музыканты, в том числе крупнейшие мастера хорового пения – Иван Нос и Федор Христианин.

Александровская слобода повидала и многие события и драмы царской семьи. Здесь Иван Грозный дважды венчался после «смотра невест». Марфа Собакина умерла через две недели после свадьбы при загадочных обстоятельствах. Анна Васильчикова была насильно пострижена в суздальский Покровский монастырь.

Последние дни пребывания царя в слободе отмечены кровавой ссорой Ивана Грозного со старшим сыном Иваном, закончившейся смертью наследника. Это стало причиной стремительного ухода царя из Александровской слободы в ноябре 1581 г. После отъезда царя слобода утратила былое значение и славу.

Однако Александровская слобода оставалась дворцовым селом новой царской династии Романовых. Михаил Федорович, первый из Романовых, продолжил здесь строительные и ремонтные работы, подчеркивая преемственность и родство с Иваном IV (он приходился внучатым племянником царице Анастасии).

В середине XVII в. на месте бывшего Государева двора был основан женский Успенский монастырь, в котором побывали многие Романовы. Недалеко от слободы, которая досталась Петру I при разделе государевых сел между братьями, на Немецких горках 17-летний царь проводил свои пешие и конные потешные учения. После подавления стрелецкого мятежа, по приказу Петра I, в Успенский монастырь была пострижена его сводная сестра Марфа Алексеевна, обвиненная в причастности к мятежу. Она прожила как узница почти десять лет в Распятской церкви-колокольне.

Дочь Петра I Елизавета Петровна унаследовала Александровскую слободу как личные владения от своей матери. В период правления Анны Иоановны (1730-1740 гг.) она фактически находилась здесь в ссылке и жила в специально отстроенных для нее хоромах. В конце 1740-х годов по приказу уже императрицы Елизаветы Петровны для служилых людей александровского конного завода была открыта первая школа.

В 1778 г. дворцовая Александровская слобода получила статус города, о жизни которого подробно повествуют экспозиции музея-заповедника.

Архитектурный ансамбль Александровской слободы. Значимость царской Слободы XVI в. подчеркивалась удивительными по красоте кремлевскими зданиями, сохранившимися до сегодняшнего дня. Это, прежде всего, Покровская церковь – царский домовой храм XVI-XVII вв.

Первоначальная Троицкая шатровая церковь (теперь Покровская) была возведена в 1510-х годах (до археологических открытий 1990-х гг. она датировалась 1570-ми годами) великим князем Василием III. Она фактически была первым древнерусским каменным шатровым храмом и сложена из белого камня и большемерного кирпича. Здание состояло из собственно храмовой части с ризницей и трапезной, подклета из двух просторных палат и трех огромных подвалов, предназначенных для хранения ценностей. Церковь была домовым храмом Ивана IV Грозного, местом его раздумий и неистовых молитв. По персональному заказу царя, шатер был расписан изнутри: это уникальный случай сюжетной росписи храмового шатра. Фрески изображают ветхозаветные сюжеты, а также русских святых – князей и мучеников. Роспись призвана была воплощать идею богоизбранности русского царя и самой России. О пышности домового храма Ивана Грозного говорит открытый в конце XX в. белокаменный портал с изящной резьбой, не имеющей аналогов в архитектуре XVI в.

К храму вплотную примыкали двухэтажные каменные царские палаты, образуя вместе с ним единый комплекс. Палаты представляли собой просторные залы со сводчатыми потолками, разделенные между собой: каждый имел отдельный вход. Сохранились только две палаты в восточной части нижнего яруса, но даже по ним можно судить о роскоши и великолепии всего здания. Старинные гравюры сохранили виды интерьеров палат, в частности, большой парадной палаты, где стоял трон Ивана Грозного. Найдены изумительные по красоте керамические плитки, которые покрывали мозаичным узором полы тронной залы. Они изготовлялись по новейшим технологиям XVI в., а их использование для оформления дворца подчеркивало особый статус загородной резиденции царя. Художественные и интерьерные выставки «Государев двор в Александровской слободе», «Сенник постельный», «Столовая палата XVI в.» органично вписываются в белокаменное пространство дворцовых палат.

Под палатами были вырыты гигантские подвалы высотой до 3,5 метров. Высокими мощными белокаменными сводами они поднимаются вверх и даже имеют интересной формы окна, выходящие наружу. Сейчас в этих подвалах расположена экспозиция музея-заповедника, воспроизводящая мрачные застенки, где можно встретить Малюту Скуратова и увидеть средневековые орудия пыток, с которыми ассоциируется жестокость режима царской опричнины. Выражение «подноготная правда» появилось именно в те времена.

В XVII веке, после польско-литовского разорения, были сделаны новые пристройки к домовому храму. С запада к нему примкнули новая обширная трапезная с шатровой колокольней. Нижний ярус с трех сторон был обнесен галереями, с юга пристроен придел. Вероятно, тогда же церковь была переосвящена из Троицкой в Покровскую.

Другим редким образцом шатрового каменного зодчества XVI в., доминантой Государева двора стала Распятская церковь-колокольня. Она датировалась 1570-ми годами. Но особенность памятника в том, что внутри него, под мощными пилонами и тремя восходящими друг над другом галереями, скрыто еще более древнее строение – церковь Алексея Митрополита (1510-е годы). Этот «внутренний» храм представлял собой восьмигранный трехъярусный столп, богато и нарядно украшенный, с явным влиянием итальянской архитектуры. Во времена Ивана Грозного (скорее всего, в 1570-х гг.) церковь была капитально перестроена и превращена в высокую башню-колокольню высотой 56 метров с ярусом звона и площадкой для дозорных. Основание высокого шатра, венчающего колокольню, опирается на несколько ярусов кокошников. Колокольню окружают две галереи: открытая вокруг второго яруса колокольни и закрытая внутри яруса с кокошниками. С этим памятником связана легенда о Никитке Холопе, дерзнувшем пролететь над землей на деревянных крыльях, за что Иван Грозный повелел его казнить.

С юга к Распятской церкви-колокольне примыкает маленькая пристройка («Марфины палаты»), которую занимала насильно постриженная в монахини Успенского монастыря царевна Марфа Алексеевна, обвиненная Петром I в организации стрелецкого бунта 1689 г. В настоящее время в здании Распятской церкви-колокольни представлена экспозиция «Александровская слобода. Легенды и были».

К архитектурному комплексу Государева двора XVI в. принадлежит и небольшая Успенская церковь. Первоначально это был одноглавый белокаменный храм, стоявший на высоком подклете, под которым хорошо сохранились обширные подвалы. С ними связаны предположения о наличии подземного хода в царском кремле – загадочной «государевой трубы». От декора XVI в. сохранились нарядные филенки пилястр и порталов храма с пышными розетками. В 1660-х гг. церковь подверглась значительным перестройкам в связи с нуждами только что основанного в слободе Успенского монастыря: полностью изменилось завершение здания, ставшее пятиглавым, пристроена просторная трапезная с мощными столбами, поддерживающими свод. К 1675 г. к храму добавилась шатровая колокольня с часами – необычное сооружение, в котором четырехугольный столп колокольни завершается восьмигранным шатром. Еще позднее, в конце XVII в., с севера к трапезной был пристроен двухэтажный келейный корпус. В подклетных помещениях Успенской церкви сегодня разместились самобытные выставки музея-заповедника «Царская квасная» и «В купеческой лавке».

В рамках масштабного строительства царского двора, которое проводил Василий III, в 1513 г. был возведен Троицкий собор — массивный храм, увенчанный большой главой на световом барабане. Собор был выстроен из белого камня, перемежающегося с кирпичом, что скрадывало его тяжеловесность и вместе с утонченной резьбой создавало особую декоративность. По богатству белокаменной резьбы порталов собор выделялся в русском зодчестве XVI в. Он выглядел слегка приземисто из-за позднейших обстроек – крытой галереи с папертью и крыльцом.

Росписи, выполненные в середине XVI века, украшали все стены, столпы и своды собора. К сожалению, они сильно пострадали в 1887-1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями артели Сафонова из села Палех. Реставраторам удалось расчистить только два фрагмента древних фресок, остальные до сих пор скрыты позднейшими росписями. Отдельного внимания заслуживают великолепные произведения декоративного искусства древние (XIV в.) медные врата — Тверские и Васильевские — в западном и южном порталах, вывезенные Иваном Грозным соответственно из Твери и Великого Новгорода.

В 1651 г. на месте загородного государева двора по жалованной грамоте царя Алексея Михайловича был основан Свято-Успенский женский монастырь. Надвратная церковь Федора Стратилата возвышается над западными воротами монастыря. Строилась церковь при царе Федоре Алексеевиче, что определило ее название. Он был частым гостем монастыря и благодарил монахинь за их молитвы о его здоровье жалованьем и рыбой (присылал сюда сазанов и стерлядь). Церковь была закончена и освящена в честь святого покровителя воинов в 1682 г. Она состоит из трех высоких четвериков, расположенных вдоль ограды монастыря с юга на север. Средний четверик, под которым находятся «святые ворота», выше боковых. Надвратная церковь обильно декорирована арками и колонками.

У противоположной, восточной стены монастыря, в царствование Федора Алексеевича был построен одноэтажный больничный корпус. К нему примыкала Сретенская больничная церковь. Это маленький скромный храм с простой архитектурой – невысокий четверик с одной главкой и однопролетной звонницей над западным входом. Рядом с церковью, в юго-восточном углу монастыря, располагалось кладбище. В 1707 г. здесь была похоронена сводная сестра Петра I, Марфа Алексеевна, которая отбывала «заточение» в Распятской церкви. Ее младшая сестра Феодосия, по завещанию, была похоронена рядом. В дальнейшем прах обеих сестер был перенесен в подклет Сретенской церкви, где была устроена усыпальница.

Вдоль всей северной монастырской стены в 1682 г. протянулся келейный корпус. Он разделяет монастырский и хозяйственный дворы. Даже для крупного монастыря удивительна протяженность корпуса – около 300 метров. Корпус – Г-образный в плане, первоначально он состоял из двух одноэтажных корпусов и соединялся с больничным корпусом. Декор первого этажа выполнен в характерном русском стиле, с богатыми фигурными наличниками на окнах и резными украшениями дверей. Он заметно отличается от оформления более позднего второго этажа. Корпус был разделен на «чистую» и «черную» половины – жилую и хозяйственную.
В «чистой» половине сохранились великолепные изразцовые печи с лежанками. На некоторых сводах первого этажа уцелели богатые розетки, вероятно, сохранившиеся от построек времен Ивана Грозного, которые частично вошли в новое здание.

Как и 500 лет назад, Александровский кремль привлекает наших современников интереснейшими страницами и тайнами средневековой истории России и уникальными архитектурными памятниками.

Святыни:

  • мощи преподобного Корнилия Александровского;
  • чудотворная Страстная икона Божией Матери (XVII в.);
  • древний монастырский мощевик (120 частиц мощей).

Иван Грозный в Александровской слободе

Александровская слобода известна с середины XIV века. Она находилась на месте современного города Александрова. Первым на бывшее владение братьев Александра и Алексея Старковых обратил внимание великий московский князь Василий III, отец Ивана IV. Он превратил это место в свою загородную резиденцию и приезжал сюда, чтобы поохотиться и отдохнуть. В 1513 г. здесь был построен царский дворец и Слобода стала одной из лучших загородных великокняжеских резиденций.

Иван Васильевич часто бывал здесь еще в младенческие годы. После смерти Василия III Слободой владела мать Ивана, Елена Глинская, а после нее – сам Иван Грозный.

В 1564 г. царь Иван IV заподозрил заговор среди бояр и решил покинуть Москву, чтобы избежать интриг.

3 декабря 1564 г. Иоанн Васильевич, взяв с собой царицу Марью Темрюковну, царевичей, многих бояр и дворян с семьями, вооруженную стражу, всю казну, библиотеку и дворцовые святыни, поехал в Александровскую слободу.

В Москве начались народные волнения, возмущенный «посадский люд» вынудил бояр ехать к царю с просьбой вернуться и «вершить дело государево».

Царь же послал в Москву две грамоты. В первой, адресованной духовенству и Боярской думе, он сообщал об отказе от царской власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел, опричнину. Само это понятие не несло в принципе ничего худого и происходило от корня «опричъ», что означало «вдовий удел», который выделялся семье умершего князя на прокормление.

Во втором же послании царь обращался к посадскому люду столицы, сообщая о своем решении и добавляя, что к простым горожанам у него претензий нет.

Повеление царя было выполнено. В опричнину вошли самые лучшие и стратегически важные земли, на которых Иван Васильевич получил право на ничем не ограниченную власть.

Так почти на два десятка лет Александровская слобода стала негласной столицей русского государства.

Александровский кремль в XVI веке

Из Александровской слободы Иван Грозный вознамерился сделать неприступную крепость: он, по словам немецкого путешественника Генриха фон Штадена, обложил стены крепости «снаружи поверх бревен кирпичом от земли до стрельниц», а свои палаты обнес специальным валом и рвом. Охрана территории была усилена: без специального пропуска попасть сюда было просто невозможно.

Несмотря на это, слобода все равно развивалась: там сходились все нити государственного управления. Появилась своя улица для чиновников, своя – для купцов, отдельная – для опричников.

Уклад жизни в Александровской слободе строился на основе строго устава, напоминавшего монастырский. Слобода превратилась в некий прообраз государства-монастыря, который виделся царю идеальной организацией земной жизни русского православного народа.

Все опричники были облачены в похожее на монашеское одеяние. Сам царь, исполнял игуменские обязанности, пел на клиросе и созывал колокольным звоном к заутрене, иногда даже принимал участие в сочинительстве церковной музыки.

Александровская слобода. Трапезная палата Иоанна грозного.

Александровская слобода. Государев двор. Сенник постельный.

В 1565 г. в Александровской слободе были образованы Боярская дума, Разрядный, Розыскной, Посольский и Разбойный приказы.

Превратив Александровскую слободу в свою фактическую столицу, царь тем не менее не терял связи с Москвой. Но именно из Слободы уходил он в свои многочисленные военные походы, в том числе на подавление Новгорода, Клина и Твери. Сюда привозил военные трофеи, часть из которых можно увидеть и сейчас.

Именно здесь царь начал налаживать первые после многовековой изоляции международные отношения, заключать важные торговые и политические договоры, принимать посольства европейских держав. В Александровском кремле бывало много иностранцев: послы из Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой. В Слободе он продолжал вести и обширную переписку.

Слобода стала не только главным местом для всех переговоров, которые вел Иван Грозный, а также, по воспоминаниям английского путешественника Флетчера, самым богатым городом Руси.

«Слобода сделалась городом, украшенная церквами, домами, лавками каменными», – писал историк Николай Карамзин.

В Александровскую слободу вслед за государем приехали лучшие зодчие, иконописцы, музыканты. При дворе был создан прообраз первой консерватории. Сам государь пробовал себя как композитор, известны созданные им стихиры под названием «Творение царя Ивана».

Есть основания полагать, что в здесь находилась и легендарная «либерия» – пропавшая библиотека Грозного.

При Государевом дворе работала книгописная мастерская, в которой появился на свет Лицевой летописный свод.

Сюда же была перевезена первая типография, где работали ученики первопечатника Ивана Федорова – Андроник Тимофеев и Никифор Тарасиев, напечатавшие в ней множество книг. Андроник Тимофеев напечатал в резиденции «Псалтырь Слободскую».

Сооружения Александровского кремля представляют большую историческую ценность. Покровская церковь с трапезной палатой и колокольней (1510-е гг.) – дворцовый храм Ивана Грозного. Здание стоит на высокой подклети и сохраняет все черты традиционной русской дворцовой архитектуры. Под храмом – огромные подвалы с низкими сводами и необычной формы окнами, выходящими наружу. Такие помещения, по мнению некоторых исследователей, говорят об элитарности постройки.

В Троицком храме на клиросе читал и пел сам Иван Васильевич. Но самое интересное, что в соборе сохранился уникальный артефакт XIV века. Это южные святые врата, именуемые Васильевскими. В качестве военного трофея были привезены после похода на Новгород (1569-1570 гг.). Они были изготовлены в 1335–1336 гг. для собора Святой Софии в Великом Новгороде по заказу местного архиепископа Василия Калики. Высота врат – 3,2 метра, общая ширина – 1,3 метра. Всего в отделке использовано 27 пластин. Причем один из рядов пришлось удалить, так как размеры дверного проема Троицкого собора были меньше, чем у Софийского.

Западные врата (XIV век) при схожих обстоятельствах прибыли из Твери. Их Иван Васильевич снял с тверского Свято-Преображенского собора во время опричного похода в том же 1569 году.

Картина Опричники

Примечательно, что в Александровской слободе царь выбирал себе третью невесту. После скоропостижной кончины второй жены Марии Темрюковны, умершей здесь же, в резиденции, вероятно, от отравления, Грозный вновь пожелал жениться. Он не стал искать жену за рубежом, а велел переписать дворянских девок-невест по всей стране. В Александровскую слободу были свезены 2000 невест. На смотринах отобрали сначала 24, а затем 12 самых красивых и расторопных девиц. Выбор царя пал на Марфу Собакину. Возможно, он был продиктован и хорошими отношениями с Малютой Скуратовым. Марфа была его родственницей. При помощи столь выгодного брака Скуратов стал родственником Грозного, что серьезно подняло его статус.

Однако, после обручения, новая царица скоропостижно скончалась.

Осенью 1581 г. в Александровской слободе произошли трагические события, после которых царь покинул свою резиденцию.

К тому периоду некоторые особенности характера царя усугубились еще больше: он отличался крайней подозрительностью и вспыльчивостью.

Его сын царевич Иван своими поступками во многом походил на отца, бывал несправедлив и жесток. Некоторые историки отмечают, что в народе все же начинали оказывать царевичу предпочтение перед его отцом. Это раздражало Грозного.

Иван IV особенно переживал в то время неудачи в войне со Стефаном Баторием, осаждавшим Псков. Царевич стал укорять отца за готовность заключить с Баторием унизительный договор. Он называл это трусостью и требовал выручать Псков. Не терпевший возражений царь не только не прислушался к совету сына, но заподозрил его в сговоре с боярами. Не сдержав гнева, он стал избивать сына посохом. Это одна из версий того, что послужило причиной убийства государем собственного сына – наследника престола.

Существует и другая версия, по которой ссора между отцом и сыном носила сугубо семейный характер.

Известно, что по воле отца царевич Иван был женат трижды. Первые две его жены, Евдокия Сабурова и Феодосия Соловая, были пострижены в монахини. А третья жена, Елена Ивановна Шереметьева, на момент трагедии в Александровской слободе, должна была скоро стать матерью.

Посетив ноябрьским утром 1581 г. дворцовые палаты сына, Грозный застал свою сноху не одетой, как должно. По тогдашним обычаям, облачение знатной женщины должно было состоять не менее, чем из трех одежд. Между тем царская сноха была лишь в одной рубахе. Грозный возмутился этим небрежением и избил ее. Ночью несчастная мать родила мертвого ребенка. Царевич, заступаясь за жену, стал упрекать отца за случившееся. Царь не стерпел упрека и в гневе поднял на сына посох. Бывший там же Борис Годунов пытался заслонить царевича. Удары палки обрушились на него, и он упал израненный. Грозный продолжил избивать сына, пока железный конец посоха не пришелся царевичу в висок.

Опомнившись от гнева, царь был потрясен содеянным.

Историк Н. Н. Карамзин так описывает его состояние: «Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: «Я убил сына» и кинулся обнимать, целовать его, удерживал кровь, текущую из глубокой раны, плакал, рыдал, звал лекарей, молил бога о милосердии, а сына о прощении». Царевич «… жил четыре дня и скончался 19 ноября в ужасной слободе Александровской».

Иван Грозный пытался спасти жизнь сына. По велению царя дворцовые врачи, знахари и юродивый старец, сменяя друг друга, пытались исцелить умиравшего. Но царевич был обречен.

Царь лично сопровождал гроб с телом сына в Москву. Похороны состоялись в Кремле в Архангельском соборе.

Воспоминания о трагедии в Александровской слободе не переставали мучить Грозного до конца жизни. Он делал вклады в местные монастыри на поминание близких ему людей. И самый крупный вклад он сделал в память сына. Сохранились сведения, позволяющие сравнить размеры царских вкладов: по дочерям Анне и Марье – 400 рублей, по жене Анастасии – 1000 рублей, по брату Юрию – 1000 рублей, по царице Марье Темрюковне – 1500, по Марфе Собакиной – 700, по Анне Васильчиковой – 600 и, наконец, по царевичу Ивану – 5000 рублей.

После гибели сына Иван Грозный навсегда покинул Александровскую слободу.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Спустя триста лет страшная сцена сыноубийства была увековечена Ильей Репиным в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Произведение это вскоре стало известно всему миру.

Блестящие и страшные страницы российской истории, неотделимые от Александровской слободы, отразились в русских летописях, исторических песнях, записках иностранцев, в произведениях русской литературы (А. К. Толстой «Князь Серебряный», Д. В. Аверскиев «Слобода – неволя»), музыки (опера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста») и живописи XIX века (И. Е. Репин, В. Г. Шварц, В. М. Васнецов).

Сегодня в Александровском районе установлено два памятника Ивану Грозному – в Александрове на берегу реки Серой (2019 г.) и в селе Ирково (2017 г.; бюст царя установили на месте царского богомолья).

Сейчас на территории бывшего кремля в Александровне находится «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода».

Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой / сост. Н. С. Софронов. Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. – С. 105-107.

Боханов А. Н. Царь Иоанн IV Грозный. – М. : Вече, 2021. – С. 214-217.

Российский царский и императорский дом : [очерки о жизни и деятельности русских царей и императоров / подгот.: В. П. Бутромеев, В. В. Бутромеев]. – М. : Олма Медиа Групп, 2011. – С. 21-23.

Известков А. Как Грозный превратил слободу в столицу / Александр Известков // Владимирские ведомости. – 2021. – № 73 (20 мая). – С. 7.

Этот сайт использует файлы cookie и другие технологии для улучшения качества предоставляемых услуг Подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *