Что интересного в музее пушкина
Перейти к содержимому

Что интересного в музее пушкина

  • автор:

Аренда авто

Гостиницы

Популярные экскурсии:

смотреть экскурсии

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Почитателям художественных ценностей тоже есть что посмотреть в Москве, и немало. Одна только Третьяковка чего стоит. Другим значимым местом культуры столицы и в целом России, где представлено большое богатство предметов зарубежного искусства, является ГМИИ им. А.С. Пушкина. В честь солнца русской поэзии это учреждение было названо после того, как менее чем за 30 лет – с 1912 по 1937 – сменило наименование около пяти раз.

jaime silva

Создание этой хранительницы искусств связано с именем Ивана Цветаева, ученого-историка, археолога, филолога и искусствоведа, отца знаменитой поэтессы. Его замысел состоял в том, чтобы учредить учебный музей, который совмещал бы в себе и образовательные, и культурно-просветительские цели с иллюстрацией развития искусства от античности к средневековью и возрождению. Макет был представлен Николаю II, император одобрил его, но средств выделил недостаточно. Большую помощь в финансировании проекта оказали меценаты и различные инвесторы, стремившиеся воплотить замысел. Главными архитекторами будущего музея стали Роман Клейн и Иван Рерберг, приступившие к работе в 1896 году.

Строительство не обошлось без драматических событий, включая пожар в 1904 году, который повредил большую часть возводимого здания и нанес урон коллекции, уничтожив экспонаты, специально привезенные из Рима. Многие инвесторы тогда отказали в дальнейшей поддержке, но строение все же удалось восстановить. Открытие музея состоялось в 1912 году с присутствием почти всей императорской семьи.

Современная деятельность

Будучи многогранной достопримечательностью Москвы, не ориентированной исключительно на туристов, музей имени Пушкина имеет ряд направлений деятельности. Основными являются: научная, просветительская, археологическая, выставочная, издательская и еще несколько других.

Научная деятельность связана с проведением совещаний и конференций, на которых ученые представляют результаты своих исследований и обсуждают последние открытия. Для обычных посетителей научные труды музея также доступны на специально устраиваемых мероприятиях.

Просветительская функция заключается прежде всего в организации экскурсий, погружающих слушателей в мир творчества великих мастеров и знакомящих с тонкостями изобразительного или любого другого вида искусства. Наличие лектория способствует проведению лекций на разные темы.

Археологические работы музей ведет уже почти 80 лет. Это одно из главных его направлений. Специалисты занимаются исследованием территории Таманского полуострова, где располагалась древнегреческая колония Фанагория.

Выставочная деятельность состоит в осуществлении выставок как постоянных, так и временных, а издательская – направлена на выпуск журналов, пособий, сборников и ежегодников, в которых рассказываются результаты последних исследований культурно-искусствоведческих явлений, описываются мировые шедевры и публикуются аналитические работы.

Экспозиция

Музей изобилует экспозиционными коллекциями, к которым относятся оригинальные и повторные произведения скульптуры, нумизматики, графики, живописи, археологические находки и многое другое. Здесь вас ждет встреча с копией колоссальной статуи «Давид» Микеланджело, полотнами Клода Моне, Матисса, Гогена, Ренуара, Леонардо да Винчи, Ван Гога, а также слепками с античных и средневековых артефактов, древнеегипетскими экспонатами и старинным оружием.

В целом по собранию Пушкинского музея можно легко изучать всю историю мирового искусства, начиная от древнейших времен и заканчивая современностью.

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12 (Галерея – ул. Волхонка, 14)

Часы работы: вт., ср., сб., вс. с 11:00 до 20:00, касса и вход до 19:00; чт., пт. с 11:00 до 21:00, касса и вход до 20:00; пн. – выходной

Пушкинскому музею 110 лет: 10 важных фактов

13 июня Государственный музей изобразительного искусства имени Пушкина отмечает свое 110-летие. Сейчас в музей можно поспать и виртуально. На официальном сайте доступны онлайн экскурсии. Но так было не всегда. В Советские времена фонды музея перевозились, а многие экспонаты были убраны из-за выставки «подарков Сталину». Выставки стоимостью более миллиона евро, золото Трои и больше миллиона посетителей в год — «РГ» собрала десять интересных фактов о ГМИИ ко дню рождения музея.

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Архитектура музея из Египта и Греции

Над зданием музея изобразительных искусств им. Пушкина работал один из талантливейших архитекторов того времени Роман Клейн. Перед тем, как приступить к ответственному заданию, он потратил достаточно много времени, чтобы изучить музеи Египта и Греции, а также Европы. За данную работу Клейн был удостоен высокого звания академика архитектуры.

Двойная смена названия

ГМИИ им. Пушкина открылся 13 июня 1912 года как Музей изящных искусств имени императора Александра III. На торжественном открытии присутствовал лично император Николай II. В 1932 году ГМИИ им. Пушкина назывался Государственным музеем изобразительных искусств. В 1937 году музею было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина, в связи со столетием смерти поэта.

Музей как целый комплекс

ГМИИ им. Пушкина — это не просто музей. В нем целых шесть зданий. Помимо главного, в него входят:

  • галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков.
  • Учебно-художественный музей им И.В. Цветаева.
  • Мемориальная квартира Святослава Рихтера.
  • Отдел личных коллекций.
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон».

Больше полумиллиона человек на выставке

В 1981 году в ГМИИ им. Пушкина проходила выставка «Париж — Москва. 1900-1930». На ней были представлены работы Малевича, Пикассо, Кандинского и Матисса. На выставке побывало более 650 тысяч человек. Сейчас же ежегодно через залы музея проходят больше миллиона человек в год.

Фото: М. Барбашова/ РИА Новости

Выставки стоимостью миллион евро

В стенах ГМИИ им. Пушкина в год проходит около 30 выставок. 3-4 из них являются особо крупными проектами. Стоимость их подготовки редко укладывается в миллион евро, а начинается она за несколько лет до открытия.

Цифры говорят сами за себя

Отдел гравюры был основан в 1924 году. Сейчас он включает в себя более 400 тысяч произведений. Античная коллекция считалась ядром и главной составляющей Музея изящных искусств. Сейчас античность представлена более 37 тысячами экспонатов. В коллекции ГМИИ им. Пушкина насчитывается более 670 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, памятников археологии и художественной фотографии.

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

До Октябрьской революции в музее были только скульптуры

До 1917 года ГМИИ им. Пушкина выставлял только искусно выполненные копии античных мозаик и статуй. Тогда его директором был историк, археолог и искусствовед Иван Царев. Он лично заказывал слепки античных фигур в зарубежных мастерских. Подлинниками же являлись только экспонаты из личной коллекции египтолога Владимира Голенищева. Их насчитывалось более шести тысяч предметов.

После же Октябрьской революции в музее появились картины, конфискованные из частных коллекций русской аристократии и национализированные большевиками. Среди них «Девочка на шаре» (Пикассо Пабло) и «Красные виноградники в Арле» (голландец Ван Гог).

Также фонды музея пополнились после Великой отечественной войны. В них попали картины из Дрезденской галереи и западноевропейских музеев.

Пушкинский музей служил постоянной экспозицией подарков Сталину

С 1949 по 1953 годы в музее была развернула постоянная выставка «подарков Иосифу Виссарионовичу Сталину от народов СССР и зарубежных стран». Она была приурочена к его 70-летию. Сама выставка заняла сразу несколько залов, а число подарков приближалось к десятку тысяч.

Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

В времена войны коллекции музея эвакуировали

С 1941 по 1944 годы фонды Пушкинского музея вывозили в Новосибирск и Соликамск для их сохранности. Само же здание в это время подверглось бомбежкам. В ходе авианалетов оно лишилось части крыши, а в некоторых местах выбоины от осколков немецких бомб сохранились до сих пор. 3 октября 1946 года экспозиции вновь открылись, но через три года снова свернулись из-за выставки подарков Сталину.

Безвозвратно утерянный клад хранится в стенах Пушкинского музея

Долгое время уникальный клад Приама считали безвозвратно утерянным. Его нашел авантюрист и археолог Генрих Шлиман при раскопках в древней Трои. Оказалось, что после Великой Отечественной клад вывезли из Германии в Советский союз вместе с другими трофеями. В 1945 году профессор Вильгельм Унферцагт передал его советской комендатуре. О безвозвратно потерянном сокровище узнал мир только в 1993 году, когда об этом сообщило правительство. Зрителям музея он стал доступен в 1996 году. Получается, что в запасниках Пушкинского музея больше полувека хранилось золото Трои.

Пушкинский музей: что посмотреть в первую очередь

Пушкинский музей, экспонаты которого известны на весь мир, является одной из главных точек на культурной карте Москвы. В стенах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина можно проследить основные этапы развития истории мирового искусства с древнейших времен до Нового времени. Экспозиция музея чрезвычайно широка: здесь представлены как слепки с античных статуй, так и полотна Ван Гога, Пикассо и Моне.

  • «Девочка на шаре». Пабло Пикассо
  • «Голубые танцовщицы». Эдгар Дега
  • Портрет актрисы Жанны Самари. Пьер-Огюст Ренуар
  • «Белые кувшинки». Клод Моне
  • «Бульвар Капуцинок в Париже». Клод Моне
  • «Красные рыбки». Анри Матисс
  • «Завтрак на траве». Клод Моне

Пушкинский музей включает в себя несколько филиалов. Гости столицы, как правило, начинают знакомство с ГМИИ им. А.С. Пушкина с осмотра постоянной экспозиции Главного здания, где представлено зарубежное искусство разных стран и эпох, с древнейших времен до начала XIX века. Затем устремляются в расположенную неподалеку Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, чтобы своими глазами увидеть общепризнанные шедевры импрессионистов, постимпрессионистов и представителей авангардных течений.

В статье мы рассказали, что посмотреть в Пушкинском музее, чтобы совершить путешествие вглубь времен и получить порцию вдохновения.

Что посмотреть в Главном здании Пушкинского музея?

Переступив порог Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина, посетители попадают в торжественный Греческий дворик со слепками античных статуй. Белоснежная скульптура, поражающая своей мощью и гармонией, погружает зрителя в новый контекст. Осторожно блуждая взглядом по экспозиции, зритель внезапно обнаруживает, что оказался в эпицентре античной культуры.

  • Слепки с сохранившихся статуй и рельефов Парфенона
  • Портик Кариатид храма Эрехтейон
  • Портик храма Гефеста на Афинской горе
  • Макет Афинского Акрополя

Зал Искусства древнего Ближнего Востока охватывает семь с половиной тысяч лет истории человечества. Экспозиция посвящена научным и археологическим открытиям. Узнаваемость залу обеспечивают слепки ассирийских рельефов. У входа посетителей встречают Крылатые быки с человеческими головами. Вход в зал Древнего Египта охраняет могущественный Крылатый лев.

  • Крылатые быки из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине
  • Крылатый лев из дворца Ашшурнацирапала II
  • Стела со сводами законов Хаммурапи

Сложно представить более таинственную культуру, чем Древний Египет. Экспозиция, посвященная этой мистической цивилизации, переносит посетителей во времена фараонов. В экспозиции представлены древние саркофаги, статуи, рельефы, папирусы и украшения. Особый интерес представляют предметы погребального культа, а также древние мумии людей и животных. Особая атмосфера зала, которую усиливают детали интерьера, мгновенно настраивает посетителей на общение с экспонатами египетской коллекции.

Оказавшись в Итальянском дворике, зритель вступает в диалог с европейской культурой. В зале, который в свободной манере воспроизводит внутренний дворик флорентийского палаццо Барджелло, экспонируются слепки скульптурных работ немецких, французских и итальянских ваятелей. Центральное место занимают два конных монумента. Однако нет сомнений, что самым значимым экспонатом является статуя Давида Микеланджело.

  • Микеланджело Буонарроти. Давид
  • Донателло. Кондотьер Гаттамелата
  • Верроккьо Андреа. Кондотьер Коллеони
  • Верроккьо Андреа. Давид
  • Портал собора («Златые врата»)

Пушкинский музей славится и своим собрание живописи. В стенах Главного здания представлены работы выдающихся европейских художников Возрождения и Нового времени. Здесь можно познакомиться с полотнами Боттичелли, Тициана, Веронезе, Пуссена, Буше, Рубенса, Рембрандта и других знаменитых мастеров кисти.

Главные шедевры Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

«Девочка на шаре». Пабло Пикассо

Работы Пабло Пикассо чрезвычайно многогранны. В творчестве испанского художника можно выделить несколько этапов. Одним из них является «розовый» период, который считается переходом от «личного» творчества автора к новаторским экспериментам в искусстве. Героями полотен в это время становятся артисты цирка, с которыми художник знакомится неподалеку от Монмартра.

Одним из лучших творений «розового периода» является картина «Девочка на шаре». Пикассо изображает бродячую труппу акробатов. Они странствуют по миру, будучи изолированными от окружающих, но при этом сплоченными между собой. Так, несмотря на опустевший мир вокруг, узами крепкой дружбы объединены хрупкая девочка-эквилибристка, изящно балансирующая на шаре, с сидящим на кубе могучим атлетом. Несмотря на то, что герои противопоставлены друг другу, их фигуры олицетворяют баланс между движением и статикой, естественной грацией и нарочитой геометрией, гибкостью и силой, женским и мужским.

«Девочка на шаре»

«Голубые танцовщицы». Эдгар Дега

Одной из главных тем в творчестве Эдгара Дега является балет. При этом французского импрессиониста, в отличие от современников, привлекал не красочный праздник сценических выступлений, а закулисная жизнь балерин. Дега создавал зарисовки из жизни танцовщиц без излишней сентиментальности и надуманности, добиваясь впечатления подсмотренной жизни.

На картине «Голубые танцовщицы» художник изобразил четырех пластичных балерин во время репетиции или перед выходом на сцену. Благодаря выбранной композиции автор создает ощущение закольцованного танца, заставляя зрителя очерчивать глазами круг. Вполне может быть, что Дега запечатлел в движении одну и ту же балерину. Так или иначе, автору удалось погрузить зрителя в бесконечный круговорот не только танца, но и человеческой жизни.

«Голубые танцовщицы»

Портрет актрисы Жанны Самари. Пьер-Огюст Ренуар

Пьер-Огюст Ренуар питал живой интерес к человеку. Один из самых видных деятелей импрессионизма отдавал предпочтение жанровым композициям и портретам, раскрывающим характеры людей. Особой поэтичностью в его творчестве, без сомнения, обладают женские образы.

Одной из любимых моделей художника была Жанна Самари. В 1870-е годы Ренуар пишет серию портретов молодой актрисы театра «Комеди Франсез». Картина, представленная в музее имени Пушкина в Москве, считается одним из наиболее ярких примеров импрессионистических работ художника. Экспонат очаровывает зрителей жизнерадостной игрой цветов – изумрудного, розового и каштанового, воздушностью, игривостью мазков и лучезарным образом модели. Художник сумел подчеркнуть лучшие черты молодой актрисы: мягкую грацию и необычайную свежесть.

Портрет актрисы Жанны Самари

«Белые кувшинки». Клод Моне

Нормандская деревушка Живерни с населением чуть больше трехсот человек так и осталась бы неизвестной, если бы не приезд Клода Моне. Получив всеобщее признание, импрессионист начал приглядывать для себя обитель вдали от городской суеты. Выкупив участок с домом с розовой штукатуркой и серыми ставнями, он до конца жизни писал в нем картины, благодаря чему нормандская деревня обрела большую популярность среди поклонников живописи.

Оказавшись наедине с природой, Клод Моне стал внезапно одержим садоводством. Друзья привозили художнику саженцы и семена из разных уголков мира, а он заботливо высаживал растения в собственном саду. Кроме того, Моне осушил соседнее болото, создал на его месте сказочный пруд и устроил над ним японский мостик. Вдохновляясь собственным творением, импрессионист создал цикл «Кувшинки», в состав которого входят порядка 250 полотен. Картины из этой серии хранятся в ведущих музеях мира, будь то Музей д’Орсе в Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке или Пушкинский музей в Москве. Поразительно, что большую часть полотен художник написал, когда страдал от катаракты глаза и потерял левый хрусталик.

«Белые кувшинки»

 Клод Моне

«Бульвар Капуцинок в Париже». Клод Моне

Глядя на картину Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже», можно услышать гул прохожих и шум автомобилей на знаменитой французской улице. Ощущение полного погружения возникает из-за приемов, которым следовал импрессионист. Над своей картиной он работал, словно над фотоснимком. Художник выхватил только часть бульвара. Кроме того, он обрезал фигуры мужчин, стоящих на балконе. Обрывая композицию и играя со светом и тенью, Моне удалось не только создать ощущение мгновенного взгляда, но и передать движение прохожих.

«Бульвар Капуцинок в Париже»

«Красные виноградники в Арле». Винсент Ван Гог

Знаменитое полотно Винсента Ван Гога было написано в окрестностях аббатства Монмажур. Вдохновившись сбором винограда, Ван Гог создает картину, пылающую на закате. Дискообразное солнце расплавляет листву виноградников, которые, сгорая, превращаются в сине-фиолетовый пепел на ближнем плане. Фигуры арлезианок символизируют изнурительный ежедневный труд как библейское служение. Экспонат, представленный в Пушкинском музее, является одним из немногих полотен, проданных художником при жизни.

«Красные виноградники в Арле»

Винсент Ван Гог (репродукция Сычевой С).

«Красные рыбки». Анри Матисс

Работы Анри Матисса узнаваемы по завораживающей игре оттенков и оригинальным композиционным решениям. Художник предпочитал использовать для выражения эмоций не формы, а цвета. Ярким образцом такого приема является полотно «Красные рыбки» с достаточно простым сюжетом: внимание зрителей приковывает аквариум, расположенный на столике в оранжерее. Движение кружащихся в воде рыбок составляет основу всей композиции. Вслед за ними в динамику включаются и растения.

Матисс создал это полотно, вдохновившись путешествием в Марокко. Из поездки ему запомнилось, как марокканцы часами могли наблюдать за жизнью рыб в аквариумах. Этот процесс стал для мастера олицетворением медитативного состояния, которое он передал своим зрителям.

«Красные рыбки»

Что интересного в музее пушкина

  • 4 и 5 апреля будет недоступен для осмотра зал 8 Главного здания
  • Изменения в экспозиции Главного здания

Версии сайта

  • Обычная версия
  • Контрастная версия

Крупный шрифт • контрастные цвета • скрыть картинки

поделиться

Поделиться

Музей в соцсетях

  • История
    • История музея
    • Сайт Ирины Антоновой
    • История коллекций
    • Главное здание
    • Галерея искусства стран Европы
      и Америки
    • Мемориальная квартира С.Т. Рихтера
    • Учебный музей (РГГУ)
    • Мусейон
    • Мастерская Э. Штейнберга
    • Владикавказ
    • Екатеринбург
    • Калининград
    • Нижний Новгород
    • Санкт-Петербург
    • Томск
    • Спонсоры и партнеры
    • Меценаты и патроны
    • Друзья Пушкинского
    • Фонды Пушкинского
    • Мероприятия
    • Благодарности
    • Online пожертвование
    • Волонтёры Пушкинского
    • Научная и просветительская
    • Издательская
    • Выставочная
    • Археологическая
    • Музыкальная
    • Пушкинский XXI
    • ИТ-развитие и инновации
    • Социальная инклюзия
    • Пресс-центр
    • О проекте
    • Cпланировать визит
    • Билеты и льготы
    • Режим работы и адреса зданий музея
    • Экскурсии, события, программы
    • Правила посещения и рекомендации
    • Посетителям с инвалидностью
    • Книги и сувениры онлайн
    • Шедевры
    • Живопись
    • Графика
    • Скульптура
    • Прикладное искусство
    • Древний Восток
    • Искусство и археология Античного мира
    • Нумизматика
    • Художественная фотография
    • Коллекция слепков
    • Коллекция и электронные публикации отдела визуальной информации
    • Онлайн-словарь фотографических техник
    • Пушкинский XXI
    • Виртуальный Пушкинский
    • Электронные коллекции
    • Пушкинский для всех
    • Сайты-сателлиты
    • Музей на других ресурсах Интернета
    • Видеоканал
    • 3D-реконструкции и моделирование
    • Фотогалереи
    • Подкасты
    • Аудио- и медиагиды
    • Тесты и игры
    • Виртуальные выставки в формате Navigator4D
    • Smart Museum 3D
    • Контексты. Фотографы о себе и фотографии
    • Научная работа
    • Лекционный сезон 2023–2024
    • Пушкинский.Ю
    • Научные мероприятия
    • Музейная ИТ-лаборатория
    • Академия Пушкинского
    • Мусейон
    • Практика в музее
    • Сотрудничество с вузами
    • Издания
    • Археология
    • Научная библиотека
    • Медиатека
    • 4 и 5 апреля будет недоступен для осмотра зал 8 Главного здания
    • Изменения в экспозиции Главного здания
    • История
    • Здания
    • Музейный квартал
    • Отделы
    • Филиалы
    • Руководство
    • Поддержи музей
    • Документы
    • Деятельность
    • Общая информация
    • Контакты
    • Вакансии
    • Использование материалов
      и изображений сайта
    • Cпланировать визит
    • Билеты и льготы
    • Режим работы и адреса зданий музея
    • Экскурсии, события, программы
    • Правила посещения и рекомендации
    • Посетителям с инвалидностью
    • Книги и сувениры онлайн
    • Шедевры
    • Живопись
    • Графика
    • Скульптура
    • Прикладное искусство
    • Древний Восток
    • Искусство и археология Античного мира
    • Нумизматика
    • Художественная фотография
    • Коллекция слепков
    • Коллекция и электронные публикации отдела визуальной информации
    • Онлайн-словарь фотографических техник
    • Пушкинский XXI
    • Виртуальный Пушкинский
    • Электронные коллекции
    • Пушкинский для всех
    • Сайты-сателлиты
    • Музей на других ресурсах Интернета
    • Видеоканал
    • 3D-реконструкции и моделирование
    • Фотогалереи
    • Подкасты
    • Аудио- и медиагиды
    • Тесты и игры
    • Виртуальные выставки в формате Navigator4D
    • Smart Museum 3D
    • Контексты. Фотографы о себе и фотографии
    • Научная работа
    • Лекционный сезон 2023–2024
    • Пушкинский.Ю
    • Научные мероприятия
    • Музейная ИТ-лаборатория
    • Академия Пушкинского
    • Мусейон
    • Практика в музее
    • Сотрудничество с вузами
    • Издания
    • Археология
    • Научная библиотека
    • Медиатека
    • Обычная версия
    • Контрастная версия

    Крупный шрифт • контрастные цвета • скрыть картинки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *