Чем знаменит даниловский монастырь в москве
Перейти к содержимому

Чем знаменит даниловский монастырь в москве

  • автор:

Даниловский монастырь — первый на Москве

Даниловский район получил свое название от одноименного села, а оно — от монастыря во имя святого Даниила Столпника. По преданию, этот монастырь основал здесь, в пяти верстах от Кремля, на правом берегу Москвы-реки, у брода, первый московский удельный князь Даниил Александрович. Данилов монастырь — древнейшая московская обитель. Многое довелось ей пережить на протяжении ее истории: более двухсот лет забвения, набеги ордынцев, крымских татар и ногайцев, столкновения во времена Смуты, реформы Петра I и Екатерины II, большевистские гонения на церковь… Однако и по сей день старейший московский монастырь гордо возвышается на берегу Москвы-реки, сияя на солнце золочеными маковками своих церквей. А его мощные крепостные стены и башни надежно оберегают от всего мирского и суетного скромную и благочестивую жизнь монахов. Позволим себе заглянуть за ворота этой самой старой и самой стойкой обители.

Основатель московской династии

У Александра Невского было четыре сына, младший из них — Даниил, рожденный в 1261 году. Согласно летописям, в двухлетнем возрасте он потерял отца, завещавшего свои земли в удел средним сыновьям, Дмитрию и Андрею. Даниилу же, которого практически и узнать-то не успел, оставил «что негоже» — скудный городок Москву и небольшое и небогатое княжество Московское. По малолетству управлять им он не мог — эта работа была поручена тиунам тверского князя Ярослава Ярославича, дяди и опекуна Даниила. Когда же в 1271 году дядя умер, юному Даниилу с делами управления княжеством, скорее всего, помогали старшие братья, Дмитрий и Андрей, ведь на Руси юноша считался совершеннолетним примерно с 12-14 лет. Как самостоятельный князь Даниил упоминается в летописях только с 1282 года.

Князь Даниил Александрович Московский.

С централизацией Московского государства стремление его владык (особенно — первого самодержца Ивана Грозного) показать всех своих прямых предков главными героями русской истории определило каноническое представление об основателе Московского княжества. В «Степенной книге», ставшей основой и церковного предания, Даниил показан «богопросвященным», мудрым, кротким и заботливым правителем-«братолюбцем». Вероятно, уже при Грозном он был прославлен как местночтимый святой — «Степенная книга» не зря повествовала о совершенных им посмертно чудесах. Но точных данных об этом нет.

В реальности же, видимо, был Даниил по хилости своих владений осторожен, а дела его — не всегда однозначны. Его основной и весьма непростой задачей было превращение своего весьма скромного княжества во влиятельное и доходное. Даниилу приходилось лавировать между своими братьями, получившими более богатые княжества и претендовавшими на великое княжение. А также по возможности избегать крупных ссор с Ордой, которые могли привести к разорению его отчины. В постоянных междоусобицах родни он лавировал, примыкая к тем, кого считал в данный момент сильнее. Главным территориальным приобретением за время правления Даниила стало Переяславское княжество, он получил его по наследству от бездетного племянника-союзника. Едва ли не единственной ратной победой было пленение рязанского князя Константина и захват Коломны, совершенные благодаря «некоей хитрости». При этом, когда брат Даниила Андрей в попытках вырвать у третьего брата, Дмитрия, возможность заполучить великокняжеский ярлык в 1293 году заручился поддержкой хана Тохту и привел на Русь огромное карательное войско Орды, получившее в летописях название «Дюденева рать», Даниил поддержал его и открыл перед ордынским войском ворота Москвы. Ордынцы тогда якобы «Московского Даниила обольстиша» и разорили Москву вместе с окружающими селениями, как поступили и с другими городами Северо-Восточной Руси: Владимиром, Можайском, Муромом, Суздалем… Они вырезали и угнали в плен множество горожан. Сам обманутый князь и его семья не пострадали. Церковное предание сообщает, что после этого Даниил «отдал все свое имущество на помощь разоренным людям и на восстановление Москвы», но не уточняет, что за имущество могло сохраниться в скудном городке (едва 200 шагов в длину) после ордынского грабежа и пожара. Впрочем, некоторые источники намекают, что князь заблаговременно скрылся из города вместе с казной, которую позже и использовал для восстановления своего удельного стола.

В Московском княжестве

Уделил внимание Даниил и религиозному устроению своей отчизны. Легенда гласит, что в 1282 году князь основал первый в Московском княжестве монастырь во имя своего небесного покровителя — Даниила Столпника, аскета-отшельника, проведшего, по преданию, более 30 лет в молитве и посте на вершине башни-столпа.

Даниил Столпник. Фреска 1378 года. Автор — Феофан Грек.

Следов первоначальных построек этого монастыря не сохранилось, но считается, что его деревянная церковь и несколько избушек насельников по традиции еще доордынских времен помещались на удалении от города, примерно в пяти верстах от Боровицкого холма. Монастырь располагался в стратегически важном месте: возле брода через Москву-реку, где в нее впадал небольшой ручей, и рядом с дорогой на юг. Он призван был укрепить южные границы Московского княжества, что было необходимо в свете грядущего столкновения с Рязанью.

Если верить позднейшим летописям, Даниил учредил в монастыре архимандритию — вполне логичное решение: что за княжество без отдельной монастырской иерархии, даже если главный монастырь пока единственный. Архимандрития повысила престиж Москвы среди православных городов. Рядом с обителью появилось кладбище. Там, по преданию, был похоронен в 1303 году и сам князь Даниил — «в черньцъх и вскимь», то есть монахом: принятие монашеского пострига на исходе лет было принято у князей. Во всяком случае, именно там столетия спустя были чудесным образом обретены его мощи.

Металлическая рака с мощами святого князя Даниила, обретенными в 1652 году. Располагается в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Даниловском монастыре.

Согласно принятому мнению, сын Даниила, Иван Калита, передал архимандритию вновь построенному Спасскому монастырю Кремля, поручив архимандриту Иоанну руководить обоими монастырями, однако деревянный Даниловский монастырь вскоре «оскуде нерадением древних архимандритов Спасских, яко ни следу монастыря познаватися».

Иван Данилович Калита.

Однако, возможно, он попросту не был толком восстановлен после устроенного Дюденевой ратью погрома. На два с лишним столетия жизнь на территории монастыря практически замерла — археологи отмечают крайнюю бедность культурного слоя этого периода.

В Московском царстве

B XVI веке с поворотом Москвы к самодержавию возникла надобность в «освящении древностью» ее претензий на роль единственного истинно христианского царства — «Третьего Рима». В рамках этой идеологии в 1550-х годах Иван Грозный уже не ограничивается соборными панихидами по пращуру, учрежденными еще его дедом, а основывает (официально — возобновляет) на том же месте полноценный монастырь. Строительство начинается с каменного храма, но вовсе не в память князя Даниила, а с уникальным в России вплоть до XIX века посвящением: «Святым Богоносным Отцем Вселенских Седми Соборов».

Новый каменный храм за деревянными стенами монастыря был освящен в 1561 году — спустя десять лет после того, как в попечениях о скорейшем превращении Москвы в «Третий Рим» Стоглавый собор ввел новую систему административного деления церковной Москвы. Семь соборных округов при семи соборах и семи церковных старостах — в этом устройстве отразилась не только древняя магия числа 7, но и память о Риме, городе на семи холмах, и, разумеется, о фундаменте московского православия — семи первых вселенских церковных соборах. В центре этого православного космоса, утверждающего византийское наследство Москвы, призван был встать собор всем соборам (и всем старостам, и священству). Он как бы принимал эстафету духовного центра московского православия у первой архимандритии, возвышаясь над ней, как необъятное уже Московское царство Грозного — над маленьким княжеством Даниила Александровича.

Вид со стороны Москвы-реки на Данилов монастырь. Картина неизвестного художника. На переднем плане — святой Даниил (князь или столпник?).

Правда, за время строительства на роль «собора соборов» отыскался другой кандидат, который был и сложнее, и ярче, и ближе к Кремлю: в один год с Даниловским собором освящение получает собор Покрова на Рву, в самой своей ткани отобразивший непростую идеологию времени. К нему же в особую избу переедет и управление церковными округами Москвы. А Даниловский храм станет обычным монастырским собором, лишь в имени сохранив память о несбывшемся высоком назначении. Пройдет чуть меньше двух столетий, и он обветшает настолько, что служить здесь станет опасно: белокаменный храм под зеленой черепицей разберут до основания, а посвящение (к тому времени уже не вполне понятное простым смертным) передадут вновь построенному там же новому собору.

О жизни монастыря в XVI-XVII веках известно не так много. В 1571 году он пострадал от нашествия Девлет-Гирея. Москва почти вся выгорела, а что избежало пожара, подверглось разграблению.

Двадцать лет спустя Даниловская обитель вместе с Симоновым монастырем приняли на себя удар войска хана Казы-Гирея. «Царь же крымский со всеми людьми пришел наскоро под Москву и стал в Коломенском, и воевал около Москвы, села выжигая илюдей забирая в плен», — рассказывает о его нашествии «Новый летописец». В это время воеводы Борис Годунов и Федор Мстиславский начали заранее готовиться к тому, чтобы встретить хана на подступах к Москве и не дать ему сразу войти в город. «Надлежало единственно взять меры, чтобы Хан не ввергнул огня и разрушения в недра столицы, как сделал Девлет-Гирей в 1571 году: для того с удивительною скоростию укрепили предместие за Москвою-рекою деревянными стенами с бойницами; обратили монастыри в твердыни: Даниловский, Новоспасский, Симонов», — описывает эти приготовления Карамзин. Даниловскую обитель в то время окружали деревянные стены: в камне они были перестроены в более поздний период. От войск Казы-Гирея Данилов монастырь также защищали насыпной вал и наполненный водой ров. Кроме того, русские защитники использовали специальные передвижные укрепления — «гуляй-города», которые были установлены под монастырскими стенами.

Под стенами Данилова монастыря собралось войско Федора Иоанновича и опрокинуло орды Казы-Гирея. Ханское войско было встречено русской артиллерией со всех возможных стен города и окрестных селений, в том числе и с монастырских стен. «Весь же день той и нощь со всех стен градных из великих огнедыхающих пушек непрестанно стреляху и изо всех обителей, иже близ царствующего града Москвы, такоже непрестанно стреляюще и многих от поганых побивающе», — читаем в «Повести о честном житии благоверного и благородного и христолюбивого Государя Царя и Великого Князя Всея Руси Федора Ивановича».

Еще через 15 лет в Великую смуту войска Шуйского дрались там с отрядами Болотникова. В 1610 году в поле у Данилова монастыря шли переговоры москвичей с людьми Тушинского Вора Лжедмитрия II о свержении Шуйского и избрании нового царя. Московские люди, недовольные правлением Василия Шуйского, убеждали воровских людей оставить своего тушинского царька, говоря, что тогда и они оставят Шуйского, объединятся с ними, совместно выберут царя и общими усилиями будут противостоять врагам Русской земли — ляхам. Однако переговорам этим не суждено было увенчаться успехом. И при наступлении на Москву войска гетмана Жолкевского казаки Тушинского Вора уже обстреливали стены и башни Данилова монастыря, а после и вовсе сожгли обитель.

Уже после воцарения Михаила Федоровича Романова, в период относительного спокойствия, монастырь был восстановлен уже в камне — в ожидании новых войн. Кирпичные башни и стены появились вокруг него, вероятно, в 1650-1670-х годах.

В мирное же время обитель явно не бедствовала: еще Иван Грозный пожаловал ей почти 1,5 тысячи гектар пашни и более 70 деревень в Московском уезде и еще земли с деревнями в соседнем Коломенском уезде. В конце XVII века монастырь владел подворьем в Кремле, а на жалованье его насельников царева казна регулярно выделяла несколько десятков рублей — суммы немалые.

B XVII веке здесь появились и новые храмы: в конце 1620-х — деревянная, а полвека спустя — каменная церковь Покрова Богородицы. Рядом с ней выросла церковь пророка Даниила, впоследствии ставшая Данииловым приделом Покровской церкви.

В Российской Империи

Архитектурный ансамбль Данилова монастыря складывался на протяжении столетий, но сформировалась его планировка лишь к концу XIX века. Более древняя часть — с каменной оградой, башнями и надвратной церковью Симеона Столпника, храмом Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и рядом других строений — оформилась к началу XVIII века. В XIX столетии обитель существенно расширилась — получила новую (западную) часть с некрополем и новыми административными зданиями, вырос главный с тех пор Троицкий собор.

Святыни монастыря

«Неоскудевающим сокровищем благодати» называют в православии мощи святых угодников Божиих. С первых лет своего возрождения Данилова обитель стала как бы огромным драгоценным «ковчегом», в котором почивают эти бесценные святыни. Монастырские мощевики имеют разное происхождение и оформление. По православной традиции они заключают в себе не только мощи угодников Божиих, по и частицы палестинских святынь, связанных с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Неразрывно связано с историей монастыря и собрание его икон. Древнейшая обитель Москвы в первые века своего существования была средоточием святынь столь же древних. К сожалению, о них сейчас мало что известно. Лишь три иконы вернулись в монастырь после его возрождения.

Мощи преподобного и благоверного князя Даниила | Московский Данилов монастырь

Мощи преподобного и благоверного князя Даниила

Главной святыней Данилова монастыря являются святые мощи его основателя благоверного князя Даниила Московского. Мощи святого князя Даниила были обретены в 1652 г. и хранились в обители до 1930 г., когда был закрыт последний монастырский храм.

Святитель Спиридон Тримифунтский (ок. 270-348) | Московский Данилов монастырь

Святитель Спиридон Тримифунтский (ок. 270-348)

Несмотря на то, что в России есть храмы с престолами, освященными в его честь, есть посвященные ему иконы и святыни, именно Данилов монастырь стал в России местом особого почитания святителя Спиридона.

Преподобноисповедник Георгий Даниловский (1868-1932) | Московский Данилов монастырь

Преподобноисповедник Георгий Даниловский (1868-1932)

Преподобноисповедник Георгий (Лавров) — один из самых любимых даниловских духовников, почитался как московский старец. В годы гонений много пострадал за веру: дважды был арестован, приговорен к расстрелу, но чудесным образом избавлен от верной смерти.

Преподобный Герасим Кефалонийский | Московский Данилов монастырь

Преподобный Герасим Кефалонийский

В Даниловом монастыре находятся икона и бархатный, шитый золотом башмачок еще одного греческого святого — преподобного Герасима Кефалонийского.

Владимирская икона Божией Матери с Акафистом (XVI в.) | Московский Данилов монастырь

Владимирская икона Божией Матери с Акафистом (XVI в.)

Владимирская икона Божией Матери с Акафистом — самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов слева от Царских врат. В Даниловом монастыре дореволюционного времени это была наиболее почитаемая икона.

Икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей | Московский Данилов монастырь

Икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей

В Троицком соборе Данилова монастыря (в северном приделе) находятся две иконы преподобного Сергия Радонежского. Большую храмовую икону святого (конец XIX в.), написанную в Сергиевом Посаде, пожертвовал ар-химандрит Герман (Красильников; † 1985), настоятель Казанского храма в селе Шеметове Московской епархии. Отец Герман долгие годы окормлял духовных чад последнего настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) и после от-крытия Даниловой обители передал в нее много икон, книг и исторических достопамятностей. В малую аналойную икону (XIX в.) вложена частица честных и много-целебных мощей игумена Радонежского.

История монастыря

Данилов монастырь по праву считается древнейшей иноческой обителью Москвы. В XIII в. в пяти километрах от Кремля, на правом берегу Москвы-реки, святой благоверный князь Даниил Московский, сын святого князя Александра Невского, основал «первый на Москве» мужской монастырь, чем придал своей столице бо́льшую значимость, перевел ее в разряд первостепенных русских городов, а через устроение Московского княжества заложил основы существующей сегодня российской государственности. Святой князь Даниил почитается ныне Церковью и православными людьми как небесный покровитель нашего стольного града.

История создания обители | Московский Данилов монастырь

История создания обители

На землях, где сегодня находится Данилов монастырь, на протяжении многих столетий шла активная жизнь. Раскопки 1980-х гг. и археологических изысканий последних лет позволяют делать вывод о наличии в данном месте самого большого московского поселения. По сравнению со всеми остальными городищами и селищами Москвы Даниловское не только самое большое, но и самое древнее.

Перемещения и переименования Данилова монастыря | Московский Данилов монастырь

Перемещения и переименования Данилова монастыря

Дальнейшая история Данилова монастыря связана с именем великого князя Иоанна Данииловича Калиты, сына основателя Даниловой обители. В 1330 г. князь Иоанн перевел даниловскую братию в Кремль, где на месте деревянной церкви построил каменный трехапсидный храм, сделав его центром нового великокняжеского монастыря, получившего название Спасского.

Возрождение | Московский Данилов монастырь

Возрождение

Возрождение Данилова монастыря на его первоначальном месте произошло во время царствования Иоанна Грозного. К этому времени от обители сохранилось лишь «небрегомо» место Даниловское, и здесь царским иждивением были воздвигнуты новый каменный собор в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, деревянные кельи и другие необходимые постройки.

Некрополь | Московский Данилов монастырь

Некрополь

В период с XVI по XIX вв. захоронения велись на всей территории монастыря, здесь издавна погребались не только монахи, но и миряне. Предоставление места последнего упокоения на благодатной монастырской земле, уход за могилами, возжигание лампад, совершение панихид — всё это традиционное монашеское служение.

«Годы окаянные» | Московский Данилов монастырь

«Годы окаянные»

События 1917 г. перевернули весь ход истории не только Данилова монастыря, но и всей страны. Начались невиданные доселе богоборческие гонения на веру. Именно во время этих испытаний древнему Данилову монастырю суждено было пережить небывалый духовный расцвет и сыграть важную роль в истории Русской Православной Церкви XX в.

Возвращение монастыря | Московский Данилов монастырь

Возвращение монастыря

На протяжении долгих семи веков Данилов монастырь неоднократно пытались уничтожить, но каждый раз предстательством своего святого основателя и покровителя обитель возрождалась заново.

Данилов монастырь в наши дни | Московский Данилов монастырь

Данилов монастырь в наши дни

Данилов монастырь ставропигиальный, т. е. настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник. За основу богослужебной жизни возрожденной обители был принят Устав Троице-Сергиевой лавры, да и многие из братии — постриженики лавры.

Данилов монастырь

Данилов монастырь

Данилов монастырь (Свято-Данилов, Даниловский монастырь) — самый древний монастырь на всей Московской земле. Здесь находятся мощи преподобного Даниила Московского и икона Божией Матери «Троеручицы». Кроме этого здесь расположена резиденция Московского Патриарха.

Данилов монастырь в Москве

Москва, ул. Даниловский вал, 22

55°42′39″ с. ш. 37°37′50″ в. д.

Как добраться до монастыря

Монастырь расположен по адресу: Даниловский вал, дом 22. Это в 7 минутах ходьбы от станции метро «Тульская».

В пешей доступности от Данилова монастыря находится ещё одно святое место Москвы — Донской монастырь. Так что паломники легко могут посетить обе святыни за один день.

Князь Даниил Московский

Основатель монастыря — преподобный Даниил Московский был младшим сыном князя Александра Невского. Как и было положено в те времена, он получил от отца наследство — самый маленький и бедный удел на окраине Руси. Это и было Московское княжество.

Москва тогда была целиком деревянной, без единого каменного здания. Из храмов — только несколько деревянных церквей и ни одного монастыря.

И вот в 1272 году князь Даниил приезжает в Москву. Одним из первых дел, которое он совершил, считается основание этого монастыря.

Данилов монастырь

Обитель была посвящена небесному покровителю князя Даниила — преподобному Даниилу Столпнику. Но настолько этот правитель почитаем москвичами, что у всех Данилов монастырь ассоциируется прежде всего с преподобным князем.

И сегодня со всеми нуждами и бедами сюда приходят множество москвичей и, как правило, очень быстро получают благодатную помощь святого.

Великий князь Даниил Московский отличался от многих других правителей очень миролюбивым нравом. Он никогда не совершал набегов на соседей, но при этом сумел значительно расширить владения Московского княжества.

Данилов монастырь

Именно при нём Москва начала обретать очертания главного города Руси. И отчасти именно ему москвичи обязаны сегодня своим особым статусом.

Доподлинно известно, что всю свою жизнь Даниил Московский стремился уйти в монахи. Княжение же считал послушанием перед самим богом. Перед смертью он осуществил своё стремление и принял постриг. А похоронить себя завещал без почестей, как простого инока.

Князя погребли на монастырском кладбище. И буквально после само́й смерти начиналось народное почитание. На могиле Даниила происходило множество исцелений. В XVII веке князя канонизируют. Его мощи переносятся на хранение в храм святых отцов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *