Туркменабад город как назывался раньше
Перейти к содержимому

Туркменабад город как назывался раньше

  • автор:

Туркменабат

Герб

Туркменаба́д (туркм. Türkmenabat ) — город в Туркмении, административный центр Лебапского велаята.

Население — 253 тыс. жителей (2009).

География

Туркменабад расположен на левом берегу Амударьи, в 470 км к северо-востоку от Ашхабада (по дороге 585 км).

Узловая железнодорожная станция.

Название

Современное русское название города — Туркменабад [1] . В Туркмении в русскоязычных текстах может употребляться форма Туркменабат [2] .Современное туркменское название — Türkmenabat, произносится Тюркменабат.

Древнее название города — Амуль. С конца XV века до 1924 года, а также с 1927 по 1940 годы город был известен как Чарджуй (от персидского چهارجوی — «четыре источника»). В 1924-1927 годах город носил название Ленинск (Ленинск-Туркменский) в честь В.И. Ленина (Ульянова), затем Чарджоу. В 1992-1999 годах город назывался Чарджев (туркм. Çärjew, Чәрҗев ).

Население

Туркменабад является вторым по численности населения после Ашхабада городом Туркмении. В городе проживают туркмены, узбеки, русские, татары, украинцы, казахи, азербайджане, армяне и др.

Год 1939 1977 1989 1999 2005
Население,
тыс. жителей
51 [3] 113 [3] 160 [4] 203 [5] 234

История

В древности

Город Амуль возник в I—IV веках нашей эры. Последние данные об этом названии встречаются в описаниях военных походов Тамерлана, где упоминается переправа Амуля. В конце XV века — начале XVI века город становится известен как Чарджуй.

В составе Российской империи и СССР

Cтатья Чарджуй в ЭСБЕ (начало XX века) [6]

Чарджуй — городское поселение, образовавшееся около станции Аму-Дарья (1070 в. от Красноводска) Среднеазиатской железной дороги, на левом берегу реки Аму-Дарьи, на земле, уступленной русскому правительству эмиром бухарским. Жителей 4068 (2651 мужчин, 1417 женщин), в том числе русских 3501. Широкие прямые улицы, достаточно зелени, много лавок и магазинов, довольно оживленный базар. Чарджуй — важный торговый центр; товары, идущие в Бухару, Хиву и частью в Афганистан, перегружаются здесь на речные суда, а приходящие оттуда грузы поступают на железную дорогу. Стоянка пароходов аму-дарьинской флотилии, поддерживающей сообщение между Патта-Гиссаром (Термез) на юге и Петро-Александровском (Хива) на севере Церкви православная и армяно-грегорианская, 3 мечети, приходское, городское и железнодорожное, мужское и женское училища. Военное и общественное собрания. Городской сад; питомник для надобностей железной дороги. Пять хлопкоочистительных заводов, транспортные агентства. Городские доходы — 18330 р. У Чарждуя Средне-Азиатская железная дорога пересекает Аму-Дарью (см. Чарджуйский мост). В 16 вер. от Чарджуя лежит довольно крупный бухарский город Чарджуй (Ч. туземный), центр Чарджуйского бекства, с остатками стен и крепостью; жителей 15 тысяч. Старый Чарджуй (Аму-Дарья) отличается оживленным торговым обменом. В 1900 году на станцию прибыло 1820244 пд. (воинские грузы, сахар, мануфактура, лесные строительный материал, железо, мука, чай, рис, керосин и т.п.); отправлено со станции Чарджуй в том же году 963382 пд. (изюм, кожи, ковры, овчины, семя хлопковое, хлопок — 516641 пд., шерсть и пр.).

В составе СССР

В 1918-24 годах в составе Туркестанской АССР, с 1924 года — в Туркменская CCP. В 1939-63 годах и с 1970 года административный центр Чарджоуской области.

Были построены шёлковый комбинат, шерстяная, прядильно-ткацкая, ватная, трикотажная, швейная, обувная фабрики, каракулевый, хлопкоочистительный заводы; мясокомбинат, молочный, винодельческий, солодковый заводы; суперфосфатный, ремонтный заводы, мебельная фабрика, завод стройматериалов.

В городе работал Туркменский областной драматический театр, 4 кинотеатра, 6 клубов, парк культуры и отдыха, 3 стадиона. [3]

В составе назависимой Туркмении

В 2006 году в городе насчитывалось более 500 портретов и статуй Сапармурата Ниязова [7] .

Климат

Климат — резко континентальный, очень сухой, со значительными суточными и годовыми колебаниями температур. Зима — теплая, лето — знойное. Самая высокая среднемесячная температура отмечается в июле (+32,2° С). Самый холодный месяц — январь. Осадков — от 70 до 120 мм в год, в горах — до 350 мм.

Достопримечательности

Городище Амуль-Чарджуй на окраине современного Туркменабада.

В 70 км к юго-востоку от Туркменабада, в Каракумах, расположен Репетекский заповедник.

Примечания

  1. «Атлас мира» — М.: ПКО «Картография» Федерального агентства геодезии и картографии Министерства транспорта Российской федерации: Издательство Оникс, 2007 ISBN 5-85120-243-2 (картография)
  2. http://www.science.gov.tm/news/20090207new_window/
  3. 123 по БСЭ
  4. перипись населения 1989 года
  5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/112803/%D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B6%D1%83%D0%B9
  6. http://lenta.ru/news/2007/05/28/takedown/

Ссылки

  • Фотографии Чарджоу. Школы Чарджоу
  • Сайт города Чарджоу
  • Городище Амуль
  • Амуль-Чарджуй на трассе Великого шёлкового пути
  • БСЭ: Чарджоу

Wikimedia Foundation . 2010 .

Туркменабад

Туркменабад

Туркменабад — второй по численности город в Туркменистане, является административным центром Лебапского велаята (бывшая Чарджоуская область).

Древнее название города — Амуль. С конца XV века до 1924 года, а также в 1927—1940 годах город был известен как Чарджуй (от перс. چهارجوی‎ — «четыре канала»). С 1924 года город носил название Ленинск (Ленинск-Туркменский), 4 февраля 1927 года был переименован в г. Новый Чарджуй, затем с 1940 года — Чарджоу. В 1992—1999 годах город назывался Чарджев, также Чарджоу.

Население — 408,906 человек (2009).

В городе родились:

Официальный портал Администрации города Обнинска Obninsk.Name — независимый новостной портал Обнинска PressaObninsk.Ru — официальный сайт изданий Калужской области

Макснет Системы

Доступ в интернет предоставлен компанией

© 2010—2023, исследовательский центр «АЙК Обнинск».

Туркменабад (Чарджоу)

Туркменабад (Чарджоу)

Туркменабад — город в провинции Лебап, Туркменистан. Туркменабад является центром Восточного Туркменистана и вторым по величине городом страны с населением около 270 000 человек. Он назывался Чарджу (четыре канала) до 1999 года, когда был переименован в Туркменабат (созданный туркменами). Город является удобным местом для остановки во время длительных путешествий в природный заповедник Кугитанг, Мары / Мерв или Дашогус и по пути в Бухару / Узбекистан.

Достопримечательности Туркменабада

Лебапский краеведческий музей, Шайдаков кечеси 35. Пн-Сб 09: 00-13:00, 14:00-18:00 Здесь есть этнографический отдел с юртой и диорамой мастерской серебряников. US $ 0,20.
Русская Православная Церковь, Магтымгулы Сайоли.
Поселок Амуль (10 км от центра города). В 10 веке поселение было крепостью, окруженной широким рвом, заполненным водой и с воротами со всех четырех сторон, охраняемым воинами днем ​​и ночью.
Алламбердар Мавзолей. Мавзолей Алламбердара (Almutasir) датируется 11 веком. Это самое большое из ранних зданий в Северном Хорасане.
Мавзолей Астана-Баба. Мавзолей датируется 11 и 12 веками. Комплекс включает в себя мавзолеи Зед-Али и Зувейд-Али. По легенде у правителя средневекового Хорасана была прекрасная дочь, которая умерла вскоре после ее свадьбы. Скорбящий отец попросил лучших мастеров из Мерв и Самарканда построить красивый мавзолей, но мавзолей рухнул сразу после того, как он был построен. Спустя короткое время отцу приснился сон. Старик посоветовал ему построить мавзолей из глины и с водой, привезенной из Мекки. Вскоре мавзолей был закончен, и после его смерти отец был похоронен рядом со своей дочерью.

Окрестности Туркменабада

В 70 км к юго-востоку от Туркменабада, в Каракумах, расположен Репетекский — заповедник в Юго-Восточных Каракумах в Лебапском велаяте в 70 км к юго-западу от города Туркменабад (Чарджоу). Является самым жарким местом в Центральной Азии. Городище Амуль-Чарджуй — представляет собой развалины крепости правителя Амуля, датирующиеся 10-11 веками. Находится совсем недалеко от въезда в Туркменабад — всего в 10 километрах. В 10 веке городище представляло собой обширную квадратную глинобитную крепость, обнесенную широким рвом с водой, который служил препятствием противникам в случае нападения.

Караван-сарай Даяхатын (Бай-Хатын). Караван-сарай, расположенный на дороге, ведущей из Амуля в Хорезм, является неповторимым памятником зодчества 11-12 веков. Сегодня до нас дошли только обширные развалины рабата караван-сарая из сырцового кирпича. Когда-то рабат был укреплен круглыми башнями. Туркменабадская достопримечательность — это непременно заповедные места Кугитанга, находится к юго-востоку от Туркменабада.

Кугитанг — это горная местность с нетронутой цивилизацией природой, изобилующего редчайшими видами животных и растений. Здесь можно увидеть лунный пейзаж, уникальные карстовые пещеры, плато Динозавров с отпечатками лап доисторических ящеров. Плато динозавров, на котором обнаружено более ста окаменевших следов древнейших ящеров, найдено на северо-восточном склоне горы Гаурдак на юго-востоке Туркменистана. На каменистом плато, расположенном на высоте 750—800 метров, следы сохранились практически идеально.

Этимология

Прежнее название города, Чаржев (также Чарджоу), является туркменским заимствованием из персидского чахарджуй, которое состоит из двух частей: чахар, что означает «четыре», и джуй, что означает «ручей». Этот тип именования также распространен в Иране, например, в деревне Се Джуй (буквально «три ручья»). Нынешнее название города представляет собой просто сочетание тюркменского и персидского суффикса ābād (آباد), что означает «возделываемое место» (деревня, город, район).

География

Туркменабад расположен на высоте 187 м (614 футов) на берегу реки Амударья, недалеко от границы с Узбекистаном. Туркменабад находится в центре Лебапского велаята, который граничит с тремя велаятами Туркменистана: Марыйским, Ахалским и Дашогузским. Провинция также граничит с Узбекистаном и Афганистаном.

Примерно в 70 км к югу от Туркменабада в пустыне Восточные Каракумы находится Репетекский заповедник, известный своими земзенами, или пустынными крокодилами.

История

История современного промышленного города Туркменабад насчитывает 2000 лет. В древние времена он был известен как Амул (в отличие от иранского города Амол). Говорят, что река Амударья означает реку Амул, названную в честь этого древнего города. Туркменабад был узлом на пересечении трех трасс Великого шелкового пути, ведущих в Бухару, Хиву и Мерв. На протяжении веков Амуль был важным городом узбекского феодального ханства (позже эмирата) Бухары.

Когда Российская империя начала присоединять Среднеазиатский Туркестан, Амуль был сдан русским Бухарским эмиратом, который впоследствии стал вассалом России и присягнул на верность российскому императору. Современный город был основан в 1886 году, когда русские казаки поселились в Уралке на территории нынешнего восточной части Туркменабада, назвав свое поселение Новый-Чарджуй. Поселение здесь было необходимо для завершения строительства Закаспийской железной дороги.

После революции 1917 года, в ходе которой к власти в России пришли большевики, коммунисты объединили бывшие среднеазиатские области Российской империи вместе с бывшими Хивинским (Хорезмским) и Бухарским ханствами в республики по национальному признаку. Таким образом, Туркменабад (известный в то время как Чарджуй) был передан вновь созданной Туркменской ССР с целью уменьшения территории и могущества Узбекистана, где преобладали антисоветские сепаратистские движения.

Его роль железнодорожного узла и высокая плодородность Амударьинского региона сделали его крупным центром торговли сельскохозяйственной продукцией в северо-восточном регионе страны. В городе есть пищевая, текстильная (хлопкоперерабатывающая и шелковая) фабрики. Чаржев был промышленным и транспортным узлом Туркменистана в советский период, но большинство этих рабочих мест и транспортных возможностей были перемещены в Ашхабад или закрыты после обретения Туркменистаном независимости.

Из статьи о Чарджуе в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (начало ХХ века):
Чарджуй — городское поселение, образованное близ станции Амударья (1070 г. от Красноводска) Среднеазиатской железной дороги, на левом берегу Амударьи, на землях, уступленных бухарским эмиром российскому правительству. Население составляет 4 068 человек (2 651 мужчин, 1 417 женщин), в том числе 3 501 россиян. Здесь широкие прямые улицы, достаточно зелени, много магазинов и довольно оживленный базар. Чарджуй является важным торговым центром, где грузы, идущие в Бухару, Хиву и частично в Афганистан, перегружаются на речные суда. Пароход Амударьинского флота поддерживает сообщение между Патта-Гиссаром (Термез) на юге и Петро-Александровским (Хива). В 16 верстах от Чарджуя лежит довольно крупный бухарский город Чарджуй (родной Чарджуй), центр Чарджуя. губерния (бекство), с остатками стен и крепости; 15 тысяч жителей. Старый Чарджуй (Амударья) характеризуется оживленным торговым обменом. В 1900 г. на ст. прибыло 1820244 пд. (военные товары, сахар, древесина, стройматериалы, железо, мука, чай, рис и др.); Отправлено со станции Чарджуй в том же году: 963382 (кожа, ковры, овчина, хлопковое семя, хлопок — 516641 пд, шерсть и др.).

Третье издание Большой советской энциклопедии писало о городе:
Чарджоу, город, центр Чарджоуской области Туркменской ССР, пристань на левом берегу Амударьи (место пересечения железнодорожной линии Красноводск — Ташкент). Из Чарджоу начинается железнодорожная линия Кунград-Макат. 113 тыс. жителей в 1977 г. (51 тыс. в 1939 г.). Возник в 1880-х годах как русское укрепление на территории Бухарского ханства. С 1886 г. город, получивший название Новый Чардзу, был торговым и транспортным узлом Средней Азии (в 1888 г. через Чарджоу прошла Среднеазиатская железная дорога). В 1918-24 в составе Туркестанской АССР; с 1924 Туркменская ССР. С 1937 г. — Чарджоу. В 1939-63 и с 1970 областной центр.

Климат

В Туркменабаде прохладный пустынный климат (классификация климата Кеппена BWk) с прохладной зимой и очень жарким летом. Осадки, как правило, слабые и неустойчивые и выпадают в основном в зимние и весенние месяцы.

Демография

Туркменабад известен своим диалектом туркменского языка. Этот региональный диалект представляет собой гибрид туркменского и узбекского языков, которые сильно повлияли на культуру и обычаи региона. На этом диалекте в основном говорят в Туркменабате и северных районах Лебапского велаята.

Культура

Туркменабад известен своими базарами. Самый большой базар — «Всемирный базар» (туркменский: Dünýa bazar). Другими известными базарами являются базар Гёк (Зеленый базар) и базар Меркези (Центральный базар). Люди со всей страны приезжают в Туркменабад, чтобы купить местные, китайские, турецкие, узбекские и российские товары. В Dünýa bazar есть много отделов, в том числе для ювелирных изделий, бытовой техники, одежды, молочных продуктов и автомобилей.

Затон, искусственный пляж, расположенный примерно в 5 километрах (3,1 мили) от центра города, как основная зона отдыха. Летом на Затоне собирается молодежь, чтобы отдохнуть.

Образование

В Туркменабаде есть один государственный педагогический университет, Seýitnazar Seýdi adyndaky Türkmen Döwlet Mugallymçylyk Instituty; медицинский колледж, общеобразовательные школы, специализированные художественные и спортивные школы. Закрыта Туркменабатская туркмено-турецкая гимназия, входившая в общереспубликанскую сеть Билькентских школ и одна из ведущих школ города. В результате изменений в образовательной политике туркмено-турецкая школа в Туркменабаде была преобразована в специализированную школу-интернат.

Покупки

Базар Багтыгуль, Махтумкули Сайоли. Купить икру по 22 доллара США за полкилограмма.

Связь

Офис «Туркменских авиалиний», Рылов кёчеси, рядом с отелем «Хазар», ☏ +993 243 24549

Транспорт

Как добраться

Самолетом
«Туркменские авиалинии» выполняют 4 ежедневных рейса из Ашхабада (12 долларов США). Аэропорт находится в 2 км к востоку от центра города.

Поездом
Железные дороги Туркменистана следуют поездами до Туркменабата из Ашхабада (2 поезда в день, 16 часов, 2,5 доллара США), Мары / Мерв (3 поезда в день, отправляющиеся из Мары в 22:00, 01:20, 03:30, 7 часов, 1 доллар США) и Туркменбаши (1 поезд в день, 23 часа, 2,50 доллара США). Железнодорожный вокзал находится в центре города.

На машине
Из Казахстана
Езжайте на север от Туркменбаши до Карабогаса по хорошей дороге с прекрасным видом на Каспийское море. Последний участок – 40 минут езды от границы по грунтовой дороге до города Карабогас (бывший Бекдаш). От границы с Туркменистаном до Жанаозена в Казахстане можно доехать за два часа.

В пределах Туркменистана
Туркменбаши находится примерно в 560 км от Ашхабада.

Автобусом
Маршрутные такси до Ашхабада и Балканабада отправляются перед железнодорожной станцией Атамурата Ноязова кёчеси. Поездка в Ашхабад занимает 6 часов и стоит около 8 долларов США за место или 25 долларов США за весь автомобиль. Маршрутные такси идут на север до границы с Казахстаном. Они останавливаются в Жанаозене (Новый Узень). Поездка занимает 7 часов и стоит ок. 40 долларов США за машину.

На лодке
Есть лодки через Каспийское море в Баку, Азербайджан. Поездка занимает от 12 до 18 часов, а стоимость места составляет около 50 долларов США. Есть несколько лодок в неделю, но фиксированного расписания нет. Учтите, что суда могут задерживаться и срок действия вашей визы может истечь в это время. Берите с собой еду и воду.

Транспорт по городу

Местный автобусный вокзал находится в Balkan köcesi, примерно в 500 м к западу от Краеведческого музея.

Такси по городу стоит около 3000 манатов и 5000 манатов до Авазы (10 км к северу от Туркменбаши).

Где поесть

Бюджет
Ресторан Altyn Balik, ресторан Bahri-Hazar köcesi, ☏ +993 243 77405. 12:00-23:00. 1-2 доллара США.
Кафе-ресторан Земин, ☏ +993 243 7-19-19. Ежедневно 09:00-23:00. Хороший ужин в патио с видом на гавань и шашлыками, пиццей, десертом, не говоря уже о кофе.
Tolkun, Sagadem köcesi, ☏ +993 6 326 20 83. Ежедневно с 08:00 до 23:00. Ужин с большим видом на гавань.

Отели, хостелы и прочие

Средний диапазон
Гостиница Туркменбаши, Хазар кёчеси (2 км к западу от железнодорожного вокзала), ☏ +993 2 432 13 08, факс: +993 243 21317. Более высокие цены с июня по сентябрь. 50-75 долларов США.

Дорогой
Гостиница Сердар (10 км к западу от Туркменбаши, в Авазе), ☏ +993 243 3 90 30, Sedaroteli@online.tm. Один из самых красивых отелей в Туркменистане, более высокие цены с июня по сентябрь. Двойной 100 долларов США.

Туркменабад

Туркменаба́д [2] [3] (туркм. Türkmenabat , ранее Чарджо́у) — город на востоке Туркмении, административный центр Лебапского велаята (бывшая Чарджоуская область Туркменской ССР). Второй по величине город Туркмении. Численность населения составляет 648 тысяч жителей (2013).

География [ править ]

Туркменабад — второй по величине город в Туркмении. Город расположен на левом берегу Амударьи, в 470 км к северо-востоку от Ашхабада (по дороге 585 км).

Делится на два этрапа (района): район имени героя Туркменистана Атамурата Ниязова (Türkmenabat şäherindäki Türkmenistanyň Gahrymany Atamyrat Nyýazow adyndaky etraby) и район имени героя Гурбансолтан-эдже (Gahrymany Gurbansoltan-eje adyndaky etraby).

Узловая железнодорожная станция.

Название [ править ]

Древнее название города — Амуль. С конца XV века до 1924 года, а также с 1927 по 1940 годы город был известен как Чарджу́й (от перс. چهارجوی ‎ — «четыре канала»). В 1924—1927 годах город носил название Ле́нинск (Ленинск-Туркменский) в честь В. И. Ленина (Ульянова), затем Чарджо́у. В 1992—1999 годах город назывался Чардже́в (туркм. Çärjew, Чәрҗев ).

Население [ править ]

Туркменабад является вторым по численности населения после Ашхабада городом Туркмении, в котором проживают 688 906 человек. Численность населения увеличивается большими темпами, за счёт превалирования рождаемости над смертностью и миграции людей из Узбекистана.

В городе проживают туркмены, русские, узбеки, татары, казахи, армяне и др. Люди города говорят на местном языке (особом диалекте туркменского, который занимает промежуточное положение между литературным туркменским и хорезмийским языками), а также на литературном туркменском и русском.

Год 1939 1977 1989 1999 2005 2010 2012 2013
Население,
тыс. жителей
51 [4] 113 [4] 160 [5] 203 [6] 234 279 408 648

История [ править ]

В древности [ править ]

Город Амуль возник в I—IV веках нашей эры. В конце XV века — начале XVI века город становится известен как Чарджуй. История города уходит своими корнями вглубь веков. Прошлое города с самого своего рождения, в начале тысячелетия, обязано «Великому Шёлковому пути», проложенному из Китая через Центральную Азию в Средиземноморье в III веке. Одним из важных пунктов, надёжным пристанищем на этой знаменитой дороге, и был город Амуль — это первое название Туркменабата. Позже оно было перенесено и на реку Окс. Она стала именоваться Амударья, что означает Аму-река.

Значение Амуля определялось его месторасположением. Здесь была устроена переправа через своенравную и широкую Амударью. Тут сходились торговые дороги, причем отсюда помимо «шелкового пути» они вели в Иран, Индию, Восточную Европу. Вместе с торговлей развивались и ремёсла.

В городище Амуль на окраине города археологи находили медные монеты Кушанского рабовладельческого государства, относящиеся к I—IX векам нашей эры. Амуль входил в это государство, а после его гибели приобрёл самостоятельность.

Позже город вошёл в состав Арабского халифата. Арабские историки сообщают, что Амуль представлял собой значительный культурный центр. Есть свидетельства, что «Из Амуля вышло много учёных…»

В XI веке сельджукские туркмены полностью покорили Центральную Азию. После этого Амуль переходит в подчинение туркменского царя Чагры-бека. В первой половине XIII века Амуль за оказание сильного сопротивления войскам Чингиз-хана был полностью разрушен монголо-татарами. Это произошло в 1221 году.

Знаменитый восточный поэт и полководец Бабур в 1511 году со своим многочисленным войском проходил около руин древнего Амуля и остановился недалеко от берега реки. Возле его стоянки оказалось 4 арыка. В своём знаменитом произведении «Бабурнамэ» он называет это место «Чахарджуй», что означает «четыре русла».

С начала XVI века и до гражданской войны силой был подчинён Бухарскому ханству (эмирату). Освободительная борьба того времени нашла свое отражение в творчестве великого туркменского классика литературы, поэта и патриота Сейитназара Сейди. И в то же время Бухарский эмират сам являлся протекторатом России и проводил насильственную политику русского царизма.

Ошибка создания миниатюры:
У городских ворот, 1880 г.

Во второй половине XIX века в Чарджев были переселены уральские казаки. В то время, согласно письму отправленного своему руководству в России одного из русских офицеров, в старом Чарджоу жили в основном узбеки и таджики, а языком общения в городе был персидский.

В 1877 году из Турткуля в Чарджев приходит пароход под названием «Самарканд», что стало началом создания речного пароходства.

В составе Российской империи и СССР [ править ]

Статья Чарджуй в ЭСБЕ (начало XX века) [7] [ править ]

Чарджуй — городское поселение, образовавшееся около станции Аму-Дарья (1070 в. от Красноводска) Среднеазиатской железной дороги, на левом берегу реки Амударьи, на земле, уступленной русскому правительству эмиром бухарским. Жителей 4068 (2651 мужчин, 1417 женщин), в том числе русских 3501. Широкие прямые улицы, достаточно зелени, много лавок и магазинов, довольно оживленный базар. Чарджуй — важный торговый центр; товары, идущие в Бухару, Хиву и частью в Афганистан, перегружаются здесь на речные суда, а приходящие оттуда грузы поступают на железную дорогу. Стоянка пароходов аму-дарьинской флотилии, поддерживающей сообщение между Патта-Гиссаром (Термез) на юге и Петро-Александровском (Хива) на севере Церкви православная и армяно-грегорианская, 3 мечети, приходское, городское и железнодорожное, мужское и женское училища. Военное и общественное собрания. Городской сад; питомник для надобностей железной дороги. Пять хлопкоочистительных заводов, транспортные агентства. Городские доходы — 18330 р. У Чарждуя Средне-Азиатская железная дорога пересекает Аму-Дарью (см. Чарджуйский мост). В 16 вер. от Чарджуя лежит довольно крупный бухарский город Чарджуй (Ч. туземный), центр Чарджуйского бекства, с остатками стен и крепостью; жителей 15 тысяч. Старый Чарджуй (Аму-Дарья) отличается оживленным торговым обменом. В 1900 году на станцию прибыло 1820244 пд. (воинские грузы, сахар, мануфактура, лесные строительный материал, железо, мука, чай, рис, керосин и т. п.); отправлено со станции Чарджуй в том же году 963382 пд. (изюм, кожи, ковры, овчины, семя хлопковое, хлопок — 516641 пд., шерсть и пр.).

В составе СССР [ править ]

В 1918-24 годах в составе Туркестанской АССР, с 1924 года — в Туркменской CCP. В 1939-63 годах и с 1970 года административный центр Чарджоуской области.

Были построены шёлковый комбинат, шерстяная, прядильно-ткацкая, ватная, трикотажная, швейная, обувная фабрики, каракулевый, хлопкоочистительный заводы; мясокомбинат, молочный, винодельческий, солодковый заводы; суперфосфатный, ремонтный заводы, мебельная фабрика, завод стройматериалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *