Танаис город где находится сейчас
Перейти к содержимому

Танаис город где находится сейчас

  • автор:

Танаис — город, основанный греками

Танаис — это слово оставили нам греки. Так называли они «восьмую реку» в стране скифов, «которая впадает в отдаленнейший угол Меотийского озера (Азовское море) и отделяет Скифию от земли савроматов».

В VIII в. до н.э. началось расселение греков в бассейне Средиземного моря, называемое «великой греческой колонизацией». В результате уже в VI-V вв. до н.э. на северном побережье Черного моря появились греческие города и поселения. Крупнейшими были Ольвия — на берегах Днепро-Бугского лимана, Тира — в устье Днестра, Херсонес — в районе современного Севастополя, города по обоим берегам Керченского пролива, позднее объединившиеся в Боспорское царство со столицей Пантикопеем — на месте Керчи.

Впервые в Скифию греки проникли в VII в. до н.э. Вслед за греческими мореплавателями в земли скифов двинулись греческие колонисты. Для греков Скифия была страной, овеянной множеством легенд, областью, которую Гомер в своей «Одиссее» описывал как «вечно покрыта влажным туманом и мглой облаков. Никогда не являет оку людей там лица лучезарного Гелиоса… Ночь безотрадная искони там окружает живущих».

В числе последних районов, освоенных греческими колонистами был «самый отдаленный угол меотийского озера». В VII в. до н.э. греки основали здесь, недалеко от устья Дона, на территории современного Таганрога, небольшой торговый пункт. Впоследствии здесь возникло большое укрепленное поселение в районе современного хутора Городище, недалеко от станицы Елизаветинской (Азовский район). Городище просуществовало с конца V до III в. до н.э.

Для расширения и укрепления торговых связей с местными племенами боспорские греки в III в. до н.э. в устье реки Танаис (греческое название Дона) основали новый город.

Начиная с момента основания, Танаис в течение 700 лет являлся главным форпостом продвижения в глубь степей и расширения торговли с Поволжьем и отдельными племенами.

«Город Танаис — самое большое торговое место у варваров после Пантикапея, основанный эллинами, владеющими Боспором. Город служит общим местом для азиатских и европейских кочевников и для приезжающих по озеру из Боспора; первые доставляют рабов, шкуры и разные другие товары кочевников, а другие взамен привозят на судах платье, вино и прочие предметы, свойственные цивилизованному образу жизни. Перед городом на расстоянии сто стадиев лежит остров Алопекия, имеющий смешанное население; неподалеку на озере есть и другие островки. Танаис отстоит от устья Меотиды, если плыть прямо на север, на две тысячи двести стадиев, а если плыть вдоль берега, то выйдет немного больше». (Страбон, I в. н.э.)

Впервые руины этого города, расположенного в 35 км отРостова-на-Дону, у хутора Недвиговка, на правом берегу северного рукава донской дельты Мертвого Донца, были обследованы археологом Иваном Алексеевичем Стемпковским в 1823 году. И.А.Стемпковский сделал вывод: «Остатки сего города существуют доныне на означенной стороне в десяти верстах от моря, близ донского села Недвиговки. Тут на возвышенном и крутом берегу реки нашел я следы акрополи, или цитадели, весьма сходной с Ольвийской, но немного поменьше. Укрепление сие окружено глубоким рвом и в некоторых местах на валу кучами земли и камней, показывающих основание башен. Повсюду разбросаны обломки древних глиняных сосудов, называющихся амфорами и обыкновенно находимых везде, где греки имели свои поселения; а за рвом вся окрестность на далекое расстояние покрыта ямами, кучами земли и золы, равно множеством больших и малых курганов…

По всем сим чертам невозможно не признать развалин сих остатками древнего греческого города. И сей город не может быть иной, как Танаис».

В 1853 году археологической экспедицией под руководством П.М.Леонтьева были обнаружены мраморные плиты с надписями на греческом языке. В надписях упоминались название города Танаиса и его жители танаиты.

В 1954 году экспедиция под руководством Д.Б.Шелова в результате раскопок древнегреческого Танаиса установила время образования города. Танаис возник 2300 лет тому назад, в III в. до н.э.

Основанный греками, город Танаис состоял из трех частей. Основная территория представляла собой прямоугольник со сторонами 225×240 м, который был обнесен мощными оборонительными стенами до четырех метров толщиной с башнями и глубоким рвом, частично вырубленном в скале.

С западной стороны к основному четырехугольнику примыкал городской район 200×150 м, тоже защищенный каменными стенами, но без башен. Здесь жизнь протекала до рубежа нашей эры.

Напротив Танаиса, у реки находился, вероятно, прибрежный район гавани. К востоку и западу от города, непосредственно за пределами оборонительных сооружений, был расположен грунтовый могильник, а к северу — курганный.

Между центральными и западными стенами идут жилые кварталы. Улицы узкие. Кладка стен небрежная, камни не отесаны. Внутри обмазаны глиной.

По планировке дома напоминали греческие: несколько жилых комнат, хозяйственные помещения. Все имеют выход во дворик, вымощенный камнем. Во дворах — колодцы и хозяйственные ямы для хранения припасов. Утварь и мебель были деревянные.

Греческое влияние в Танаисе чувствовалось во всем в первые полтора столетия существования: общая планировка города, греческие элементы в обряде захоронения (погребение в амфорах, сожжение тел умерших и захоронение в урнах).

Население Танаиса было неоднородным и в течение первого столетия существования города состояло из двух больших групп — эллинов и скифов.

Во II-I вв. до н.э. в городе жили купцы-греки и купцы-танаиты.

Торговля являлась основным занятием населения. В III-I вв. до н.э. велась, вероятно, на основе безденежного товарного обмена. Большинство денег, обнаруженных в слоях города, относятся уже к I в. н.э.

До первых вв. н.э. прослеживаются основные связи Танаиса с городами и государствами Греции, Малой Азии, островами Эшейского моря, а также Херсоном и Боспором.

Ввозились в Танаис вино, масло, посуда, ремесленные и ювелирные изделия, вывозились продукты земледелия и скотоводства, рабы.

Помимо торговли жители занимались рыболовством, которое в ранний период существования города было основной отраслью хозяйства; земледелием, скотоводством. Было развито ремесленное производство.

Пользуясь удаленностью от Боспорского царства, Танаис стремился к независимости и полной самостоятельности и не хотел подчиняться боспорским правителям. В результате на рубеже нашей эры город был разрушен боспорским царем Полемоном за неповиновение.

В 30 гг. крупный советский историк С. А. Жебелев обратил внимание, что слово, которое переведено в свидетельстве Страбона как «разрушить» имеет в греческом языке и еще другое значение — «разграбить».

После работ Нижне-Донской экспедиции точка зрения Жебелева была подтверждена.

Полемон разграбил богатый торговый город для устрашения и усмирения его жителей.

История Танаиса первых веков нашей эры не нашла отзвука в античной литературной традиции, поэтому сведениям о жизни Танаиса ученые обязаны археологическим раскопкам или случайным находкам на Недвиговском городище.

Это собственно археологические памятники: развалины жилых, хозяйственных, культовых, оборонительных сооружений, могильные комплексы, керамика, металлическая утварь; нумизматический материал; десятки лапидарных надписей.

В первые века нашей эры жизнь в Танаисе сосредоточилась на восточном участке площадью около пяти гектаров, превращенном в крепость почти квадратной формы. Вокруг города были возведены оборонительные стены с башнями, сооружен глубокий ров.

В ходе раскопок были обнаружены городские ворота в середине северной оборонительной линии; угловые башни крепости. Вблизи оборонительных стен располагались дома, включавшие в себя жилые и хозяйственные помещения. Дома строили из камня. В помещениях были глинобитные полы и очаги; стены покрыты глиняной обмазкой.

При раскопках найдено много обломков керамики: фрагменты светлоглиняных амфор с двуствольными ручками, косские и родосские амфоры, лепная посуда, краснолаковая керамика. Найдены предметы домашнего хозяйства, эернова, терракотовые лампочки, грузила от неводов, монеты III в. от Р.Х., железные гвозди, пряслица.

Во II и пер. пол. III вв. н.э. город достиг своего расцвета. Археологические материалы дают нам представление о разных сторонах хозяйственной жизни города.

Земледелие составляло одну из заметных отраслей танаисского хозяйства. Найдены целые комплексы по переработке зерна. Зерно хранилось либо в толстенных амфорах из красной и розовой глины или в пифосах.

Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, более скромную роль играла пшеница. Заметное место в зерновом хозяйстве занимали полба (пшеница-двузернянка) и просо.

Из сельскохозяйственных орудий в Танаисе найдены только железные серпы и мотыги. Переработка зерна производилась посредством каменных зернотерок и жерновов. При раскопе некоторых помещений археологи обнаружили значительные мукомольные предприятия, использовавшие одновременно мельницы разного типа.

В тех же помещениях, где производился размол зерна, осуществлялась и выпечка хлеба. В домах обнаружены печи для выпечки хлеба, амфоры с мукой, просом, ячменем, пшеницей, рожью.

Раскопки свидетельствуют, что жители занимались скотоводством. Разводили крупный рогатый скот: коров, волов, быков. Из мелкого рогатого скота — овец и коз.

Большое значение в хозяйственной жизни танаисцев имела рыбная ловля. Кости и чешуя промысловой рыбы: сома, сазана, леща, судака встречаются в культурном слое и в мусорных свалках I-III вв. н. э. Жители города вели лов, как в Азовском море, так и в протоках речной дельты.

Развивались в городе и ремесла. Наиболее значительной областью применения неземледельческого труда было строительное и каменотесное дело. Возведение жилых домов и оборонительных сооружений, мощение улиц и дворов, создание цистерн, колодцев, водостоков, постройка производственных и хозяйственных помещений, оформление погребальных памятников — все это требовало большого объема работ каменщиков. Нередко жители Танаиса строили свои дома сами.

В основном применялась грубая и примитивная техника обработки камня. Но в городе работали и искусные мастера по обработке камня и резчики по камню, создавая изделия в традициях античного искусства, как, например, мраморный рельеф с изображением вооруженного всадника Трифона. В стремительном движении коня, развевающемся плаще, деталях одежды и вооружения сохраняются черты художественной античной традиции.

Наряду с каменщиками большую роль в строительном деле играли плотники и столяры. Из дерева делались балки и стропила, поддерживавшие крыши, полотнища дверей и ворот.

В строительном деле Танаиса применялись тополь, осина, дуб, ясень, сосна. Дерево использовалось для изготовления мебели, многих предметов домашнего обихода, лодок.

В Танаисе распространены были и обработка кости и рога. Из этих материалов делали рукоятки ножей, накладки.

О существовании железоделательного, бронзолитейного и стеклоделательного ремесел говорят формы для отливки сосудов, украшений и зеркал, тигельки …

В первые века нашей эры в Танаисе существовало собственное ремесленное производство керамики. Существовали керамические обжигательные печи. Археологами найдено много глиняной лепной посуды: горшки, кувшины, миски, светильники и культовые предметы — курительницы.

В Танаисе, городе, находившемся в окружении кочевников с их развитым скотоводством, городе, по свидетельству Страбона, вывозившем шкуры и кожи животных были развиты скорняжно-кожевное и шорное производства.

Много товаров ввозилось в Танаис из разных центров Причерноморья и Средиземноморья. Недаром знаменитый античный географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея «торжищем», где заключались торговые сделки между «варварами» — кочевниками и боспорскими греками. Доставлялась разнообразная кружальная посуда, изготовленная на гончарном круге. Привозились амфоры с вином и оливковым маслом. В III-I вв. до н.э. в город поступала из Греции чернолаковая керамика, чаши с медальонами, росписью растительным и рельефным орнаментами.

Особенно много дорогих привозных изделий встречается в могилах с богатыми захоронениями, обнаруженными вблизи города — на акрополе. Это золотые гривны, медальоны, бляшки, перстни, сережки с головками львов, рысей, фигурками ежей, подвеской в виде богини Ники, разнообразные бусы. Жители Танаиса унаследовали от своих предков- кочевников любовь к украшениям.

В первые века нашей эры из малоазийских центров ввозилась краснолаковая керамика; многие терракотовые статуэтки и светильники были изготовлены в мастерских Боспора. Стеклянный флакон в виде головы Диониса, костяная туалетная коробочка с рельефным изображением мифологической сцены, вероятно, изготовлены в сирийских мастерских.

Из Египта привозились бусы и амулеты в виде скарабеев, сфинксов, лягушек. Завязались торговые связи с италийскими и западно-римскимицентрами, оттуда поступали стеклянные, бронзовые художественные изделия, металлическая посуда, часто украшенная фигурными ручками, светильники, увенчанные головками лошади, пантеры, масками актеров, фибулы — броши в виде ромбов и зайца, орнаментированные цветной эмалью и небольшие статуэтки на подставках, изображающие Апполона с колчаном за спиной, Гермеса и сидящего Сатира. Эти статуэтки представляют прекрасные образцы миниатюрных бронзовых скульптур первых веков нашей эры.

Административное устройство Танаиса первых веков нашей эры, его положение в системе Боспорского государства и общественная жизнь в городе, прослеживается по данным танаисских надписей II-III вв. н.э.

Танаис принадлежал к владениям боспорских царей, которые осуществляли управление городом через своих послов-легатов, носивших титул пресбевта царя. Они назначались и смещались по воле царя и должны были осуществлять общий надзор за жизнью самого отдаленного города во владениях боспорских царей. В функции пресбевта входила забота об обороноспособности Танаиса. На должность царского пресбевта в Танаисе назначались либо представители боспорской знати, уже проявившие себя в административной деятельности в центральных районах Боспора, либо выходцы из местной аристократии, добившиеся доверия царя.

В самом городе существовала обычная для греческих полисов республиканская организация власти. Должности руководителей, обладавших исполнительными функциями, были выборными, выборы проводились ежегодно. Но чаще всего эти должности занимали близкие родственники.

В надписяхII-III вв. н.э. упоминаются архонты танаиты и эллины (эллинархи). Архонты — это выборные лица в магистратуре города, осуществлявшие управление городом и ведающие различными отраслями хозяйства. Во главе городского самоуправления постоянно находились один эллинарх и несколько архонтов танаитов. Эти чиновники были почти равноправны и совместно выполняли общие функции.

В Танаисе широко применялся институт эпимелейи, почетного попечительства о городских делах. Эпимелеты, число которых колебалось от трех до девяти, курировали строительные работы.

В общественной жизни Танаиса заметную роль играли танаисские религиозные союзы — фиасы или синоды. Все свободные взрослые мужчины, жившие в городе, входили в состав религиозных синодов.

В первые века нашей эры население имело смешанный характер. Не было четкого разделения на эллинов и танаитов. В надписях II в. н.э. встречаются греческие имена — Деметрий, сын Апполония, Геоаклид, сын Гераклида; имена местного происхождения — Хофарм, сын Сандархия и др.; имена смешанного типа — Фалдаран, сын Апатония.

В середине III в. Танаис был разрушен племенами готского союза, больше ста лет не восстанавливался и пролежал в развалинах. Нападение, видимо, было внезапным, жители покинули его, не успев унести даже дорогие и ценные вещи.

Только в конце IV в. жизнь в городе возобновилась. Но былого могущества Танаис не достигает и в начале V в. перестает существовать.

Сейчас на месте древнего города археологический музей-заповедник, на его территории сохранились для осмотра жилые кварталы и оборонительные сооружения. В экспозиции представлены многие находки, открытые во время раскопок.

  • ТЕГИ
  • история диаспоры

Загадочный Танаис: след Древней Греции в Ростовской области

Пантукль и Жукабра

— Как жаль, что в Древнюю Грецию без машины времени не попасть! У нас-то она есть, а вот другим ребятам что делать? — обеспокоенно поинтересовалась Жукабра у Пантукля.
— Кусочек Древней Греции может увидеть каждый. Для этого нужно лишь отправиться на место легендарного города Танаис.

Танаис

Танаис — это древнегреческий город, который существовал с V по III век до нашей эры на побережье Азовского моря. Сейчас на его месте находится хутор Недвиговка, недалеко расположен большой город Ростов-на-Дону. А ведь когда-то здесь обитали самые настоящие греки!

Танаис

Их жизнь была очень насыщенной. Они любили заниматься гончарным делом, ювелирным искусством, пекли хлеб и ловили рыбу в устье реки Танаис (ныне Дон). Древние легенды гласят, что именно вдоль неё плыли когда-то аргонавты — участники похода на корабле «Арго», ищущие золотое руно.

Музей Танаиса

Сам город был портовым и считался центром торговли. Сюда съезжались народы Европы и Азии, делились опытом и обменивались культурными достижениями. В общем, жизнь в Танаисе кипела и бурлила.

Танаис Музей исторического костюма

Учёные до сих пор гадают, из-за чего же исчез этот удивительный город: его охватил страшный пожар, улицы заполонили гунны или, может, на него напали бесстрашные амазонки? Ведь, согласно легенде, амазонки захватили корабль пленивших их греков и прибыли именно в те земли.

Танаис

Долгое время о Танаисе вообще было известно только из древнегреческих рукописей, да и в само его существование мало кто верил – пока в XIX веке затерянный город не обнаружил археолог Иван Алексеевич Стемпковский. Сейчас на месте города-легенды находится всемирно известный археологический музей-заповедник «Танаис». Там ежегодно проводятся раскопки, экскурсии и разнообразные программы для любознательных туристов. Принять участие в них можешь и ты!

День ТанаисаПраздник Танаис

Танаис исторический костюмТанаис игры

«Классный журнал» благодарит Правительство Ростовской области за помощь в подготовке этого материала.

Обзор 28-го номера смотрите здесь.

Танаис — древний город

Танаис — древний город

Южную часть России принято считать оплотом античного мира нашей страны. Именно здесь, у берегов Черного и Азовского морей, тысячи лет назад были основаны поселения, ставшие ключевыми точками местной торговли и навсегда отпечатавшие свои имена на страницах истории.

Фанагория, Кепы, Горгиппия, Гермонесса, Баты — эти названия знакомы каждому любителю древней истории нашего края. В их числе Танаис выделяется особо. Помимо древних поселений в Анапе и на Таманском полуострове, он был так называемыми пропилеями (монументальным входом в святилище) в наш оплот античной эпохи. Точкой отсчета его существования принято считать III век до нашей эры. Тогда на берегу Меотиды (Азовского моря) был заложен первый камень будущей монументальной крепости. Это значительно позже строительства других городов того времени. Но благодаря удачному географическому расположению на берегах одновременно моря и реки Дана, от названия которого и произошли слова «Дон» и «Танаис», за два последующих века он вырос и, согласно греческому географу Страбону, «стал самым крупным торжищем варваров после Пантикапея».

Сейчас с высоты городища прекрасно видны окрестности — окраины Ростова, Таганрог, Азов и дельта Дона, на изрядно обмельчавшем нынче северном рукаве которого и был построен город. В древние времена эта река была огромной, полноводной. Но после того как море отступило, она потеряла в ширине и стала носить название Мертвый Донец.

Танаис был основан греками, пришедшими на территории, где уже было несколько небольших диких поселений. Они смешались с местными жителями, привнеся цивилизацию могучего государства в их культуру, и это породило причудливый сплав. Многие из обнаруженных в этой земле монументов и стел с надписями содержат тексты, написанные на греческом. Ввиду того, что кириллица зародилась от этого алфавита, при старании их можно легко прочесть. Нередки здесь и повсеместные символы в виде трезубцев. Это тамагообразные триденсы — герб правящих династий на Боспоре. По мере того, как в городском социуме укреплялись позиции сарматов и меотов, этот символ соединялся с родовыми знаками степных племен, и нынче на тамошних археологических находках можно увидеть десятки его вариантов.

Танаис имел невероятно важное значение как с экономической, так и со стратегической точки зрения. Греческое государство признавало его автономию и самоуправление, опасаясь вместо важнейшего форпоста на проблемной северо-восточной границе империи получить неприступный очаг вражды и опасности. Но жители города были в основном ремесленниками, торговцами и рыбаками. Торговали здесь всем чем угодно — от засоленной рыбы в огромных амфорах, зерна, меда и звериных шкур до вина, масла, украшений и ремесленных инструментов. Проходили через местных купцов и египетское стекло, и ткани степных мастериц, и изделия искусства, и даже рабы. Торговые маршруты шли до южных городов Понта и дальше, в Средиземноморье.

Однако дальнейшая история Танаиса не столь безоблачна. В 237 году нашей эры он был разрушен в ходе нашествия остготов. Через полторы сотни лет пришедшие на эти земли сарматы восстановили поселение и сделали его центром земледелия и ремесла. Но кочевая натура нового населения Танаиса не позволила ему удержать контроль над землей, и к началу V века он вновь опустел.

В средние века на близлежащих землях итальянцы основали колонию-факторию Тана, ставшую в итоге генуэзской крепостью. Но в 1395 году войска Тамерлана сровняли ее с землей, до основания разрушив даже казавшиеся неприступными крепостные стены. В XV веке Генуя вновь посягнула на эти земли, частично восстановив колонию Тана, но уже на месте нынешнего Азова. У этого места своя история, самые пылающие страницы которой описывают русско-турецкие войны. Но тот самый древний город-крепость к тому времени уже был забыт и упокоился под толщами земли. Как археологический объект он был открыт в 1823 году, и с тех пор здесь ведутся раскопки.

Дорога к удивительному

Как попасть в Танаис? Проще всего это сделать, не доезжая до Ростова, свернуть с трассы М-4 на Новошахтинск и затем проследовать на юг через Родионово-Несветайскую. По пути вы проедете через зажиточное армянское село Чалтырь и прибудете в Недвиговку, на западной окраине которой и раскинулся искомый объект.

На территории Танаиса есть множество достопримечательностей и экспозиций, готовых принять туристов. Журналиста «Перекрестка» встретил один из самых опытных работников музея П.П. Флюгрант, участвовавший во всех значимых раскопках и приложивший руку к организации выставок. Вместе с ним мы посетили все основные достопримечательности заповедника.

Начали с музея истории Танаиса. Он был открыт в новом здании в 2009 году и состоит из пяти экспозиций, от эллинистической эпохи до некрополя. В музее мы познакомились с множеством любопытных находок, сделанных учеными на этой земле — от керамики и орудий труда до ритуальных предметов и образцов архитектуры и столярного ремесла. Нашлось место в этом небольшом зале и веянию прогресса. На находящемся здесь голографическом стенде посетители могут увидеть весь процесс создания амфоры — от лепки до обжига.

Затем проследовали на городище. Исследованная часть древнего города обнесена деревянными подмостками, с которых можно внимательно рассмотреть часть крепостной стены и жилого квартала. Зрелище поразительное. Каменная кладка, которой уже более двух тысяч лет, выглядит так, будто ее сделали вчера. Гостя заповедника не покидает ощущение, что вот-вот откуда-то раздастся шуршание резцов античных каменщиков. Ровная планировка, дворы с жерлами колодцев, покатые крыши из глины и камыша. Чувствуешь, что попал в особенное место.

Затем посетили музей исторического костюма и отдельную экспозицию с репликами обнаруженных в ходе раскопок предметов. Здесь желающие могут увидеть, как выглядели одеяния жителей Танаиса разных эпох и их украшения. А «вишенкой на торте» служит еще одно технологическое чудо — виртуальный стенд, встав перед которым каждый посетитель сможет примерить на себя традиционные исторические костюмы.

Отдельные достопримечательности — башня поэтов, хижина меота и римский мост — всегда открыты для посетителей. Там можно отдохнуть, впитать очередную частичку истории и даже поприсутствовать на одном из мероприятий, которые сотрудники музея регулярно устраивают для туристов. Особенно интересно это будет детям всех возрастов. Здесь их ждет множество приключений. Интерактивные программы, посвященные отдельным периодам истории Танаиса, проходят в виде костюмированных театрализованных представлений, во многих из которых даже можно принять личное участие. Для детей помладше устраиваются исторические практикумы, на которых они могут собственноручно изготовить глиняную посуду, войлочные изделия, кукол из природных материалов и простейшие музыкальные инструменты — свистки. В рамках программы «Путешествие в загадочный Танаис» малыши под присмотром опытных инструкторов ищут на территории заповедника ключи к загадкам, исследуют музеи и городище и пробуют работать с настоящими инструментами археологов. А молодые пары могут сыграть здесь костюмированную свадьбу на фоне древних стен. Чем не уникальный опыт для новобрачных?

Добраться до археологического музея-заповедника «Танаис» можно: рейсовым автобусом из РостованаДону и Таганрога; пригородной электричкой РостовнаДону — Таганрог; на личном автомобиле по трассе Е58, повернув согласно указателю «Музей Танаис«.

Танаис: античный город в Ростовской области

Музей истории Танаиса

В Ростове-на-Дону когда-то были не только казаки, но и древние греки – ну, правда, тогда он не был Ростовом-на-Дону, а был Танаисом, самой северной греческой колонией, получившей название от одноименной реки – Танаис-на-Танаисе, так сказать. Анна Макарова отправилась искать следы древних греков в донских степях и случайно нашла еще почти новенький замок и коллекцию танков.

Как добраться до Танаиса

Археологический музей-заповедник «Танаис» расположен к западу от Ростова, возле хутора Недвиговка.

Доехать сюда можно разными способами, самый неудобный из которых – автобус. Автобусы №455 и 458 от Центрального рынка Ростова идут до Недвиговки, но нечасто, всего несколько рейсов в день: у первого есть рейсы в 6.45, 10.45, 14.45, 18.00, у второго – в 6.00, 9:30, 13.30, 18.00. Обратно они проезжают еще реже: первый в 9.25 и 13.30, второй в 8.00, 12.00, 16.30.

Чаще ходят электрички. От Пригородного вокзала (не спутайте с вокзалом Ростов-Главный, хоть они оба и находятся на одной Привокзальной площади!) до станции «Танаис» можно доехать за 50 минут, а от нее до музея дойти неторопливым шагом еще минут за 10. Цена билета – от 70 рублей.

Лайфхак: Если вы живете в западной части города, подумайте над вариантом отправиться в путь не с центрального вокзала (до него ведь тоже надо еще добраться), а от станции «Гниловская» (ударение на последний слог). Станция с этим вдохновляющим названием находится рядом с Портовой улицей, между храмом Преполовения Пятидесятницы и железнодорожным музеем. Довольно заметный храм ведет историю с 1820 года, но потом перестраивался, расширялся, разрушался, превращался в кинотеатр и склад, так что нынешний вид ему вернули только в 2000 году. Сейчас он относится к расположенной рядом семинарии. Но посещение храма – опционально, а вот мимо Музея железнодорожной техники Северо-Кавказской железной дороги вы точно не пройдете – он находится, по сути, на самой станции, так что экспонаты можно рассматривать через забор, пока ждешь электричку. Но можно заплатить 100 рублей за билет, чтобы ознакомиться с коллекцией из нескольких десятков старинных паровозов, тепловозов, мотодрезин, а также с семафором и гидроколонкой. Во многие паровозы и вагоны можно забраться, так что любителям техники будет интересно, особенно если взять аудиогид.

Со станции Танаис нужно выйти на улицу Ченцова и идти по ней вверх – до поворота направо, к музею.

Маршрут от станции до музея

  • Дорога к археологическому парку
  • Кстати, не надейтесь, что речка, которая живописно изгибается за холмами по левую сторону от вас, – все еще Дон. С Доном вы разъехались еще на станции Гниловской и после этого железнодорожные пути шли уже вдоль его ответвления с жизнерадостным названием Мертвый Донец. Википедия не очень уверенно заявляет, что название это связано с очередным особо кровожадным разорением древнего Танаиса во время очередного варварского набега. Местные жители говорят, что все дело в самом водоеме – у этой протоки Дона нет собственного течения и вода здесь практически стоячая (хотя при сильном ветре иллюзия течения появляется). Так или иначе, но «мертвый» водоем выглядит живо и очень украшает пейзаж.

    Пейзаж вокруг Мертвого Донца

    Что смотреть в Танаисе

    Про историю древнего Танаиса не будем рассказывать долго (если захотите – подробности прочитаете в музее). Ну, в общем, город был основан в III веке до нашей эры, о нем писал историк Страбон, здесь эллины вели торговлю с разными варварами – варвары (конкретнее – готы) его однажды и разрушили. Ясное дело, что ни один античный город (кроме разве что Помпей) не прекращал свое существование так сразу: пришли сарматы и город восстановили, но потом сарматы тоже почему-то ушли, причем сами. В окрестностях были еще венецианцы, генуэзцы, половцы, потом воины Тамерлана (эти снова разнесли все, что остальные построили). В XIX веке античное городище раскопали, но ученые отнеслись к нему как-то флегматично (разве что местные жители сообразили, где можно брать камень для хозяйственных нужд), зато в середине XX века Танаис стал первым археологическим музеем-заповедником России.

    Музей открыт ежедневно с 9.00 до 17.00.
    Сайт музея «Танаис»: www.museum-tanais

    Раскопки в археологическом музее

    Первым делом на территории заповедника нужно пойти в кассу (впереди, чуть правее ворот) и решить, в какие музеи комплекса вы намерены купить билеты – территория большая и возвращаться к кассе второй раз будет утомительно.

    Вход в археологический музей

    Сам вход на экспозицию стоит 70 рублей (забавно, что касса расположена уже внутри комплекса, и можно обойти всю территорию по кругу раньше, чем вы до нее дойдете, чтобы оплатить свой визит). За 70 рублей можно просто погулять по зоне отзыха, увидеть реконструкции хижины меота, кое-какие найденные в раскопках сосуды и половецкие каменные изваяния, а также Башню поэтов.

    Глиняная изба на территории

  • Каменный идол на территории
  • Башня поэтов в
  • Башня поэтов – особая тема. Построили ее в 80-х годах XX века как площадку для поэтических праздников и прочих культурных мероприятий силами сотрудников музея и местных поэтов-бардов (направление, не без иронии названное «заозерной школой»). Поэты потом в башне некоторое время и обитали (во всяком случае, в теплые сезоны), совмещая творчество с распитием вина, помощью на раскопках и общением с поклонникам. Говорят, здесь тогда было интересно. Сейчас башня пустует и служит декорацией для праздников.

    Мест, которые точно стоит посетить за дополнительную плату, два – Музей истории Танаиса и экспозиция под открытым небом.

    Музей истории Танаиса

    Музей истории Танаиса невелик, но зато экспозиция обновлена в 2009 году и это чувствуется: и сопроводительные тексты читаются легко, и витрины занимательные, и даже кое-какие технические изыски вроде 3D-пирамиды имеются. Можно разобраться, кто здесь вслед за кем селился и кого разорял, посмотреть на найденные при раскопках черепки, украшения, фрагменты оружия, а также на макеты городища (маленькие), греческого корабля (1:3) и военных машин (в натуральную величину). Самые ценные находки археологов, конечно, перебрались в более крупные музеи, в том числе в Эрмитаж, но то, что оставили, скрасит экскурсию.

    Музей истории Танаиса

  • 3D-пирамида в Музее истории Танаиса
  • Билет для взрослых в Музей истории Танаиса стоит 115 рублей, для детей 85 рублей.

    Экспозиция под открытым небом в парке «Танаис»

    Экспозиция под открытым небом – главное, ради чего вы сюда ехали, сам археологический комплекс. Прогуливаясь по мосткам над раскопками, можно осмотреть территорию древнего города внутри крепостных стен и оборонительного рва, с остатками построек. Одна из построек возле городских ворот реконструирована, мост через ров воссоздан по образцу знаменитого моста Цезаря через Рейн (ну надо же было соорудить какой-то мост, почему бы не такой?). Часть поселений располагались уже в кварталах за пределами городских стен – к ним тоже ведут мостки, но в некоторых местах, где охранник вас уже не видит, можно аккуратно выбраться за пределы туристической тропы и подойти к развалинам поближе. Местные жители уверяют, что раньше, до появления этих мостков с ограждениями, ни один посетитель не уходил с территории без какого-нибудь исторического артефакта, да и сейчас под ногами попадается немало черепков. Но разбирать на сувениры сами стены городища все-таки не рекомендуется.

    Раскопки в археологическом музее

  • Раскопки в археологическом музее
  • Билет в экспозицию под открытым небом в парке «Танаис» для взрослых стоит 110 рублей, для детей – 80 рублей.

    Еще на территории заповедника можно посетить зал с временными выставками и музей исторического костюма. В этом музее есть подлинные и реконструированные предметы гардероба древних греков, римлян, жителей Боспорского царства, скифов и сарматов, а также кое-какой интерактив в виде 3D-пирамиды с демонстрацией античных причесок и «волшебного зеркала», позволяющего виртуально примерить на себя что-нибудь историческое. К посещению не обязательно, но детям может быть интересно. Билет для взрослых стоит 90 рублей, для детей – 60 рублей.

    Рядом с Танаисом

    Самая странная из местных достопримечательностей расположена не на территории музея-заповедника, а рядом с ней, но на глаза вам попадется сразу, едва вы доберетесь до музейной территории. Потому что сложно не заметить в донской степи нарядный краснокирпичный рыцарский замок, размерами смахивающий на какой-нибудь Мальборк или, как минимум, Изборскую крепость.

    Замок - Донской Военно-исторический музей

    Называется это чудо фортификации Донской Военно-исторический музей, и на его сайте в соответствии с трендами времени говорится что-то про пропаганду идей военной истории. Разумеется, мы же понимаем, что именно так военное прошлое ростовской области и выглядело: древние греки, сарматы и казаки строили в степях здоровенные замки с высоченными башнями. На самом деле, как говорят, замок соорудил кто-то из местных жителей, имеющий средства на такую оригинальную дачу.

    Правда, музей действительно работает – по выходным с 10.0 до 18.30. Во дворе замка и в его казематах собрана большая коллекция макетов танков Второй мировой войны, военных автомобилей, и артиллерийских орудий. Прайс солидный – это вам не по античным раскопкам погулять: взрослый билет стоит 400 рублей, детский 200 рублей. Еще можно покататься на танках (от 300 до 1000 руб.), померить костюм (почему-то античный) за 300 рублей, пострелять из луков и арбалетов (все по 300 руб.). Но заходить внутрь страшновато: вдруг людям, которые построили для себя целый замок и наполнили его коллекцией танчиков, теперь просто не хватает для игр живых солдатиков?

    Замок - Донской Военно-исторический музей

  • Замок - Донской Военно-исторический музей
  • Если все-таки хотите рискнуть и отдаться в руки пропагандистам идеи военной истории, до входа в замок удобнее добираться через выход из музея-заповедника в направлении автобусной остановки (рядом с реконструированным половецким святилищем). Потом надо пойти налево до поворота. Обойдя замок, прогуляйтесь по холмам над Мертвым Донцом – если оставить замок за спиной, пейзажи снова становятся умиротворяющими.

    Related Articles

    Трасса из Шерегеша в Новокузнецк

    Как добраться до Шерегеша и уехать обратно

    Шерегеш — один из популярных сибирских горнолыжных центров, особенно в нынешний «ковидный» год, когда любимые Альпы и Пиренеи спрятаны за закрытыми границами. Однако чтобы добраться до него, придется потратить время и на выбор логистики, и […]

    Курорт Роза Хутор легко доступен из аэропорта

    Как добраться до Красной Поляны, Розы Хутор и Газпрома из Адлера

    Курорты Красной Поляны расположены очень удачно и добраться до них можно легко и просто самыми разными способами. Ориентироваться будем на аэропорт в Адлере, так как большинство туристов прилетают и сразу направляются в горы, но в […]

    «Минусы» Красной Поляны и её горнолыжных курортов

    Вообще-то Красную Поляну я полюбила. Кто бы мог подумать! Еще пару месяцев назад я даже не планировала в нее ездить. Никогда. Однако оказалось, что слетать на выходные и покататься на лыжах, вместо того, чтобы смотреть […]

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *