Сколько комнат в зимнем дворце в санкт петербурге
Перейти к содержимому

Сколько комнат в зимнем дворце в санкт петербурге

  • автор:

10 главных фактов о Зимнем дворце (ФОТО)

В самом роскошном барочном здании Санкт-Петербурга сейчас располагается музей Эрмитаж, но история его намного интереснее и богаче, чем просто у собрания шедевров.

Зимний дворец

Зимний дворец можно считать сердцем Санкт-Петербурга и самым узнаваемым зданием города. В честь него названа и главная Дворцовая площадь, и парадная Дворцовая набережная реки Невы, и разводной Дворцовый мост, визитная карточка города. Именно от Зимнего дворца уходит вглубь города и главная улица — Невский проспект.

1. Это пятый из зимних дворцов

В XVIII веке было построено несколько «зимних» дворцов и существующий ныне — уже пятый в своем роде. Два «зимних» дворца были построены при Петре I. Первый был временным, деревянным, а во втором, каменном, Петр жил последние годы и умер. Долгое время он считался утраченным, однако, в 1970-80-х фрагменты комнат были найдены под Эрмитажным театром — сейчас несколько из них восстановлены и доступны для посещения.

Второй Зимний дворец Петра I

Второй Зимний дворец Петра I

Третьим дворцом принято считать резиденцию императрицы Анны Иоанновны, которую племянница Петра в сущности перестроила из его дворца. Пришедшая к власти дочь Петра Елизавета Петровна захотела дворец еще роскошнее и обширнее, так что для нее был построен четвертый, временный дворец… но потом разобран и наконец, появился окончательный нынешний вариант.

2. Построен итальянцем

Василий Садовников. Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула. 1830-е

Василий Садовников. Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула. 1830-е

Финальный проект помпезного дворца в стиле барокко принадлежал главному архитектору Елизаветы Петровны, итальянцу Бартоломео Растрелли. Для нее он построил для нее не один дворец, но этот должен был стать самым роскошным. Строился он восемь лет — и императрица не дожила до окончания работ.

После недолгого правления Петра III, к власти в ходе дворцового переворота пришла его жена Екатерина II. Она, конечно, тоже решила перестроить дворец под себя. В середине 1760-х по ее указу убрали излишние барочные «рюши» в декоре, придав зданию более строгий вид. Также Екатерина перестроила несколько залов, чтобы поселить поближе к своим покоям фаворита Григория Орлова.

3. 150 лет был главной резиденцией императоров

Ночной Зимний

«Зимним» дворцом он называется не случайно. Летом императоры предпочитали удаляться за город — у каждого была своя роскошная резиденция и не одна — Петергоф, Царское Село, Павловск. В каждой были пышные парки, проводились многочисленные увеселительные мероприятия.

В.В. Поляков. Прием по случаю открытия Первой Государственной думы 27 апреля 1906 года

В.В. Поляков. Прием по случаю открытия Первой Государственной думы 27 апреля 1906 года

Государственный музей политической истории России

А зимой все цари из рода Романовых, начиная с Екатерины II, непременно жили именно в Зимнем. (Кстати, во дворце было более 400 печей, чтобы отапливать столь большое пространство). Это был главный императорский дворец России, парадная резиденция с тронным залом.

Эдуард Гау. Военная галерея 1812 года, 1862

Эдуард Гау. Военная галерея 1812 года, 1862

В 1905 году случилась первая русская революция, и царь Николай II больше не пожелал жить в центре Петербурга, на всеобщем обозрении.

Николай II на балконе Зимнего

Николай II на балконе Зимнего

Он перенес в официальную царскую резиденцию в Александровский дворец Царского Села, где прожил с семьей еще 12 лет.

4. В Зимнем более тысячи комнат

Вид на Зимний дворец и Дворцовую площадь

Вид на Зимний дворец и Дворцовую площадь

Andrew Shiva / Wikipedia / CC BY-SA 4.0

В Зимнем дворце три этажа и он выстроен в форме каре (то есть прямоугольника с внутренним двором). У дворца четыре фасада (которые немного разнятся по композиции). Южный фасад, обращенный к площади, считается парадным — в нем расположился парадный въезд обрамленный тремя арками. А северный фасад обращен к Неве.

Северный фасад и Дворцовая набережная

Северный фасад и Дворцовая набережная

Florstein / CC BY-SA 4.0

Здание украшено двумя рядами бесчисленных колонн. На крыше по периметру установлены скульптуры и вазы.

Иорданская лестница

Длина дворца со стороны Невы — 210 метров, а высота 23,5 метра. По царскому указу 1844 года в Петербурге было запрещено возводить жилые здания выше Зимнего.

Малахитовая гостиная

Всего в Зимнем 1084 комнаты. Парадные залы, приватные гостиные и будуары — интерьеры всех сами по себе произведения искусства. Для каждой царской особы, жившей во дворце, выделилось более 10 комнат. Для жены императора (после Екатерины II страной правили только мужчины) выделились отдельные апартаменты. Также во дворце жили дети, а затем, например, невесты или женихи детей, после женитьбы они чаще всего переезжали в отдельные дворцы.

Эдуард Гау. Спальня императрицы Александры Федоровны, 1870

Эдуард Гау. Спальня императрицы Александры Федоровны, 1870

Иногда под покои высоких особ переделывали несколько залов. Также в Зимнем по приглашению императора могли жить или гостить люди, не связанные с царской фамилией. Жили во дворце и служащие двора, а также фрейлины — им отводилось до трех комнат.

5. Во время первой мировой превратился в госпиталь

Госпиталь в Николаевском зале Зимнего

Госпиталь в Николаевском зале Зимнего

Опустевшие после переезда царской семьи залы дворца решением императора отдали под нужды армии во время Первой Мировой войны. В 1915 году здесь открыли военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. В шести залах царского дворца расставили около тысячи коек для раненых, была и отдельная операционная. Сама императрица с дочерьми были сестрами милосердия и помогали перевязывать раненных.

6. Стал символом революции 1917 года

Кадр из фильма «Взятие Зимнего дворца», 1920

Кадр из фильма «Взятие Зимнего дворца», 1920

Ключевым событием Октябрьской Революции 1917 года, когда власть перешла к большевикам, является именно «штурм Зимнего». Знаменитые кадры кинохроник, где показаны бегущие на дворец солдаты — всего лишь театрализованная постановка. Зимний «взяли» почти что мирно — выстрелы из нескольких орудий лишь поцарапали карниз дворца, крейсер «Аврора» произвел один холостой выстрел. Временное правительство, которое располагалось в Зимнем, охранялось очень слабо, а задние ворота и вовсе забыли закрыть, поэтому штурмующие бескровно попали во дворец и арестовали правительство.

7. Во время Второй мировой войны был бомбоубежищем

Зал Зимнего во время войны, сотрудники оставили рамы от картин на своих местах, чтобы потом быстрее расставить эвакуированные шедевры

Зал Зимнего во время войны, сотрудники оставили рамы от картин на своих местах, чтобы потом быстрее расставить эвакуированные шедевры

22 июня 1941 года сотрудники музея начали срочно готовить коллекцию к эвакуации. За месяц удалось упаковать и вывезти более миллиона произведений искусства. Однако далеко не все — уже в сентябре 1941 года началась блокада Ленинграда.

Каретный сарай после бомбардировки

Каретный сарай после бомбардировки

В залах и подвалах Зимнего оборудовали бомбоубежища, где спасались от обстрелов и бомбежек до двух тысяч человек. Многие сотрудники музея с семьями постоянно жили во дворце — и при этом продолжали работать над защитой оставшихся экспонатов. Зимний был неоднократно обстрелян, сильно пострадали некоторые залы и парадная лестница, снаряд попал в царский каретный сарай.

После снятия блокады, уже в 1944 году Зимний снова открыл двери для посетителей, но работы по реставрации и восстановлению продолжались еще долго.

8. Стал зеленым только в XX веке

Открытка конца XIX века

Открытка конца XIX века

При Екатерине II дворец был покрашен песочной краской, подобно резиденциям французских королей и австрийских императоров. В середине XIX века Николай I велел выкрасить фасад в кирпично-красный цвет — именно таким дворец встретил революцию.

Скорее всего, русские цари не видели Зимнего в зеленом цвете

Скорее всего, русские цари не видели Зимнего в зеленом цвете

Lynn Greyling / Pixabay

А вот фисташково-зеленым с белыми колоннами он стал уже при советской власти в 1946 году — это результат послевоенной работы реставраторов.

9. Сейчас в Зимнем располагается музей Эрмитаж

Белый зал

Зимний дворец — основное здание главного художественного музея страны, Эрмитажа. Однако далеко не единственное. Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина II приобрела огромную коллекцию картин. Для их размещения она пристроила к Зимнему дворцу крыло, «Малый Эрмитаж» (то есть место уединения).

Военная галерея

Eduardo Fuster/Education Images/Universal Images Group via Getty Images

Собрание пополнялось все больше и в итоге было построено еще одно большое здание — «Большой Эрмитаж» — уже непосредственно под музей. Собственно, Зимний стал музеем лишь после революции — и сюда перенесли часть коллекции, соединив переходами с другими примыкающими флигелями. Эрмитаж — самый большой и самый посещаемый музей страны и содержит бесценные предметы западного и русского искусства (вот главные шедевры).

10. В Зимнем живут кошки

Кошки живут в подвале дворца (но иногда для фотосессий посещают и парадные залы)

Кошки живут в подвале дворца (но иногда для фотосессий посещают и парадные залы)

Эрмитажные коты — неофициальные символы музея. Первые коты появились еще в предыдущей «версии» Зимнего — в 1745 году они были доставлены из Казани для борьбы с мышами и крысами. И справлялись с охраной царских покоев лучше, чем любые яды. Во время блокады Ленинграда многие коты погибли — и тогда сибиряки прислали в дар Эрмитажу около пяти тысяч кошек. Директор музея Михаил Пиотровский активно поддерживает кошачье присутствие, называя котов «легендой» Эрмитажа и «неотъемлемой частью» жизни музея.

Читайте подробнее об эрмитажных котах в нашем репортаже.

Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram; VK; Яндекс Дзен

Зимний дворец, Дворцы Санкт-Петербурга

Зимний дворец, Дворцы Санкт-Петербурга

Групповые туры в Узбекистан в 2024-2025

Непревзойденный шедевр Бартоломео Растрелли – Зимний дворец в Санкт-Петербурге – это классика мировой архитектуры. Неземной красоты здание являет собой истинный образец «музыки, застывшей в камне». Не иссякает поток туристов, желающих прикоснуться к этому чуду архитекторской мысли, полюбоваться чистотой его линий, благородством цвета, изысканностью и богатством декора.

История дворца, ставшего резиденцией российских императоров, восходит к 1754 году, когда началось строительство этого колоссального здания по проекту Растрелли. В 1762 году возведение дворца было завершено, и на Дворцовой площади возникло роскошное трехэтажное здание в стиле барокко, поразившее всех очевидцев торжественностью и нарядностью. Дворец дошел до нас практически в неизменном виде. Он построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Его богато украшенный центральный фасад с тремя въездными арками, выходящий на Дворцовую площадь, ступенчато выдвинут вперед, что придает дворцу особую парадность. Своим гигантским объемом и высотой он доминирует над окружающим пространством. Многочисленные белые колонны то собираются в красивые композиции, то расступаются, открывая окна, которые словно кружевом обрамлены наличниками с львиными масками и головками Амуров. Грандиозность дворца подтверждает количество находящихся в нем комнат – более тысячи. На верхнем этаже были расположены квартиры придворных. На втором – парадные залы и жилые покои членов императорской фамилии. Первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения.

В 1837 г., во дворце случился сильный пожар, уничтоживший всю внутреннюю отделку дворца. Однако, в результате реставрации архитекторам удалось воспроизвести истинную обстановку дворца.

Величественный Георгиевский или Большой Тронный Зал, оформленный в мраморе, золоте и бронзе, Петровский, или Малый тронный, зал, посвященный памяти Петра I, Гербовый зал с золочеными колоннами коринфского ордера, Фельдмаршальский зал, в котором разместились портреты русских фельдмаршалов, Большой, или Николаевский, зал, самый просторный из парадных залов дворца, Парадная Иорданская лестница, Малахитовый зал, покрытый сочной зеленью этого удивительного камня – все это лишь малая часть богатого содержания дворца.

Став главным «местом прописки» государственной власти, Зимний дворец явился свидетелем исторически важных событий. С 1917 года, когда монархия в России была свергнута, и власть перешла к Временному правительству, Зимний дворец стал его резиденцией. Именно здесь большевики свергли Временное правительство о главе с Керенским осенью того же года. Большевики стали у руля власти, и в России наступила новая историческая эра. После революционных событий здание Зимнего дворца было передано Государственному Эрмитажу.

Зимний дворец

На месте современного Зимнего дворца первые постройки появились ещё в петровские времена. На этом месте находились дома графа Апраксина, Кикина, Рагузинского, Ягужинского и Чернышёва. В 1712 году по указу Петра I на месте современного Эрмитажного театра был построен небольшой деревянный домик в голландском стиле. Его то Пётр I и стал называть Зимним дворцом. К 1711 году, к свадьбе Петра Великого и Екатерины I, дом был перестроен и превращён в настоящий дворец. В 1716 году на месте старого дворца архитектор Г.И. Маттарнови построил новый Зимний дворец, а спустя пару лет боковым фасадом дворца прорыли канал, названный Зимней канавкой.

28 января 1725 года умер Пётр I. Императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец Петра I слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф.Б. Растрелли. Для нового грандиозного строительства были выкуплены находившиеся здесь графские дома. Дома были снесены, а на их месте к 1735 году был построен новый третий Зимний дворец. После смерти Анны Иоанновны власть в свои руки взяла Елизавета Петровна. Новая императрица также пожелала переделать Зимний дворец. 1 января 1752 года Елизавета Петровна приняла решение о расширении Зимнего дворца. Были выкуплены соседние участки, на которых Растрелли возвёл новые корпуса. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новые проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года. В 1754–1762 годах было построено здание, которое сохранилось и по сей день. В строительстве дворца принимали участие тысячи крепостных. Труд был тяжёлым, от каторжных работ и голода умерло не малое количество людей. Строительство осложнялось ещё и тем, что в это время Россия вела войну с Пруссией. Не хватало не только рабочих рук, но и финансов.

После постройки Зимний дворец стал самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. В здании находилось около 1500 комнат. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещение ещё не были готовы.

Вскоре Петра III убили, полностью окончено строительство Зимнего дворца было при Екатерине II. Новая императрица отстранила от работ Растрелли, завершать работы стал Бецкой. В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г.Г. Орлова. Со стороны Дворцовой площади был обустроен Тронный зал, перед ним появилось помещение для ожидания — Белый зал. Позади Белого зала находилась столовая. К ней примыкал Светлый кабинет. За столовой следовала Парадная опочивальня, ставшая через год Алмазным покоем. Кроме этого в стенах Зимнего дворца была обустроена библиотека, кабинет, будуар, две спальни и уборная. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников — польского короля Понятовского. При Екатерине в Зимнем дворце был сооружён зимний сад, Романовская галерея. Тогда же завершилось формирование Георгиевского зала.

29 сентября 1773 года в Зимнем дворце состоялась свадьба будущего императора Павла I с Вильгельминой Гессен-Дармштадской (в православии — Наталья Алексеевна). После венчания высшая знать собралась в тронном зале, где был сервирован стол. Далее последовал бал, который открыли новобрачные. Однако платье Натальи оказалось столь тяжёлым из-за рассыпанных по небу драгоценных каменей, что она сумела протанцевать лишь несколько менуэтов. Пока Наталью раздевали, Павел ужинал в соседней комнате со своей матерью.

В 1776 году в покоях Зимнего дворца во время родов умерла великая княгиня Наталья Алексеевна. Вместе с ней умер так и не родившийся ребёнок.

В 1780 году Екатерина II решила неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои. По её указу была создана галерея-перемычка между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем, при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Таким образом, появились Мраморная галерея и новый Тронный зал. Он был открыт 26 ноября (день Святого Георгия) 1795 года и назван «Георгиевским». За ним расположили Апполонов зал.

До 1790 года с Парадной лестницы был вход в анфиладу из пяти залов примерно одного размера. Они вели к шестому — Тронному залу, расположенному в северо-западном углу дворца.

При Николае I в 1826 году во дворце архитектором Карлом Росси была создана Галерея 1812 года, где расположились 332 портрета участников Отечественной войны. Открыта галерея была в четырнадцатую годовщину изгнания французской армии из России. Карлом Росси после открытия галереи были спроектированы помещения вокруг неё. Зодчим были задуманы Авансзал, Гербовый, Петровский и Фельдмаршальский залы. После 1833 года достраивал эти помещения Огюст Монферран.

В 1837 году в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны. Многие вещи удалось спасти, но само здание пострадало так, что восстанавливать его тогда посчитали невозможным. От Зимнего дворца остались только каменные стены и своды первого этажа.

Благодаря архитекторам В.П. Стасову и А.П. Брюллову уже через два года здание было восстановлено, было уменьшено количество скульптур на крыше дворца. Торжество по случаю восстановления Зимнего дворца состоялось в марте 1839 года. Планировка здания созданная в это время была сохранена почти без изменений вплоть до 1917 года.

В 1844 году Николаем I был издан указ о запрете строительства в Санкт-Петербурге гражданских зданий выше Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.

В 1869 году во дворце появилось газовое освещение, до этого помещения освещались с помощью свечей. С 1882 года началась телефонизация. В 1880-х годах здесь был сооружён водопровод. В 1885 году в залах Зимнего дворца было опробовано электрическое освещение, с 1888 года газовое освещение постепенно заменялось на электрическое. Для этого во втором зале Эрмитажа построили электростанцию, 15 лет являвшуюся крупнейшей в Европе.

Александр III жил в Зимнем дворце крайне редко. Николай II жил здесь зимой до 1904 года. В 1904 году он переехал в Царскосельский Александровский дворец. Зимний дворец же стал местом для торжественных приёмов, парадных обедов, и местом пребывания царя во время коротких визитов в город. С началом Первой мировой войны здание было отдано под лазарет.

Зимний дворец восемь раз менял цвет своих стен, несколько раз перестраивался. Зимний дворец был красным, розовым, жёлтым. При каждом императоре во дворце переделывали внутренние убранства. Перед первой мировой войной Зимний дворец перекрасили в красно-кирпичный цвет. Именно такого цвета здание штурмовали в 1917 году революционеры.

В 1917 году Зимний дворец стал принадлежать государственному музею — Эрмитажу. Здание вновь было перестроено в 1925–1926 годах, теперь уже под нужды музея. В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым Эрмитажем, Новым Эрмитажем и Большим Эрмитажем составляет единый комплекс «Государственный Эрмитаж».

  • Экскурсии
  • По Санкт-Петербургу
  • Пригороды СПб
  • По рекам и каналам
  • Индивидуальные (VIP)
  • Для школьников
  • Туры
  • Классические
  • Эконом
  • Индивидуальные (VIP)
  • Для школьников
  • На своём транспорте
  • О компании
  • Агентствам
  • Наш транспорт
  • О компании
  • Подарочный сертификат
  • Новости
  • О Петербурге
  • Политика конфиденциальности

Зимний дворец: прошлое и настоящее царской резиденции в Санкт-Петербурге

Зимний дворец: прошлое и настоящее царской резиденции в Санкт-Петербурге

Роскошные залы, царские покои и другие сохранившиеся интерьеры

Зимний дворец — величественный памятник архитектуры и символ Северной столицы. Более века он служил зимней резиденцией для русских императоров, а теперь входит в состав Эрмитажа — самого посещаемого музея Санкт-Петербурга. Рассказываем, как строили грандиозный дворец и какие секреты хранят его роскошные залы.

История создания

Зимний дворец, каким мы его знаем, далеко не первая зимняя резиденция императорской четы. В Санкт-Петербурге в разное время и для разных правителей было построено несколько дворцов. Рассказываем обо всех по порядку.

Первые варианты

Сначала, в 1711 году, появился небольшой деревянный домик на берегу Невы, рядом с которым прорыли новый канал — Зимнюю канавку. А через пару лет у самого канала возвели двухэтажный каменный дворец по проекту немецкого архитектора Георга Маттарнови. После смерти Петра I здание расширили и построили вдоль канала дополнительные корпуса. Сейчас на этом месте располагается Эрмитажный театр.

Первый Зимний дворец Петра I. Гравюра, 1711 год, автор: А. Ф. Зубов • Третий Зимний дворец Анны Иоанновны. Гравюра, первая половина XVIII века, Автор: М. И. Махаев • Последний Зимний дворец, вид с Васильевского острова. 1796 год. Художник: И. Г. де Майр

С восшествием на престол Анны Иоанновны началось строительство нового Зимнего дворца, потому как прежний императрица посчитала недостаточно просторным. Чтобы освободить территорию, Анна Иоанновна выкупила соседние графские дома на Дворцовой набережной. К 1735 году на их месте уже возвышался огромный четырёхэтажный дворец, спроектированный Франческо Растрелли. Главный фасад был развёрнут к Адмиралтейству, а южный выходил на современную Дворцовую площадь. Дворец прослужил царской резиденцией 20 лет.

Зимний дворец Елизаветы Петровны

С приходом к власти новой императрицы начинается история знакомого нам Зимнего дворца. Она несколько раз перестраивала резиденцию Анны Иоанновны, с каждым разом желая всё больше её расширить. В 1754 году Елизавета Петровна утвердила проект нового дворца.

Строительные работы под руководством Растрелли продолжались семь лет, и ещё год потребовался для оформления внутреннего убранства. Правда, в новом дворце императрице так и не довелось пожить. В 1762 году зимнюю резиденцию принял новый император — Пётр III, которого вскоре сменила Екатерина II. Она тоже внесла небольшие изменения в первоначальный проект, так как на смену модному во времена Елизаветы барочному стилю пришёл строгий классицизм.

Проект Растрелли фасада Зимнего дворца

Архитектурные особенности

Несмотря на множество перестроек и страшный пожар в 1837 году, Зимний дворец не утратил своего великолепия. Он, как и задумывала Елизавета Петровна, стал воплощением мощи российской монархии и во все времена привлекал внимание своим величием.

Пожар в Зимнем дворце

Архитектурный стиль

Зимний дворец традиционно причисляют к елизаветинскому барокко, которое отличается пышностью, обилием декора и золотой отделки, а также использованием контрастных цветов в оформлении фасадов.

Согласно проекту Растрелли, трёхэтажное здание построили в форме замкнутого прямоугольника с просторным внутренним двором. При создании дворца особое внимание архитектор уделил отделке фасадов. Белоснежные колонны на всём протяжении постройки в одних местах расставлены тесно, небольшими группами, а в других — широко, обнажая участки стен. Карниз дворца украшен древнеримскими статуями и вазами, а окна — богато декорированными наличниками. Интересно, что каждое лепное украшение в наружной отделке здания было сделано мастерами вручную, поэтому все они уникальны.

Несмотря на обилие декора, дворец выглядит сдержанно и аккуратно. Визуально всё здание поделено на два яруса: нижний — более приземистый и верхний — воздушный и парадный. Парадный вход южного фасада (со стороны Дворцовой площади) украшен тремя арками, а также фронтоном с часами и флагштоком.

Кстати, бирюзовый оттенок у дворца появился сравнительно недавно — в 1947 году. Изначально здание покрасили в охристые тона, а декор был белым. При Александре II дворец приобрёл более тёмный оттенок, а Николай II распорядился перекрасить его в кирпичный цвет. После революции цвет здания ещё несколько раз меняли, пока не нашли тот самый, ставший визитной карточкой Зимнего дворца.

Размеры дворца

Он и сегодня поражает не только великолепием убранства, но и внушительными размерами. Площадь Зимнего дворца составляет 60 тысяч квадратных метров, на которых расположено около полутора тысяч комнат. На втором и третьем этаже находились царские покои, многочисленные парадные залы и апартаменты придворных. На первом этаже — подсобные помещения и комнаты для прислуги (всего во дворце проживало примерно четыре тысячи служащих). Помимо этого, здесь были столовые, библиотека, сад, театр и даже две церкви.

Вплоть до начала ХХ века Зимний дворец считался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. В 1844 году Николай I даже выпустил указ о запрете строительства домов выше 11 саженей (23,5 метра) — именно такой была высота дворца.

Размеры Зимнего дворца

Интерьеры Зимнего дворца

Внутреннее убранство царской резиденции впечатляет роскошью. Правда, далеко не все залы сохранили свой первоначальный облик таким, каким его задумывал Растрелли. Новые владельцы переделывали покои под свои вкусы, а после пожара 1837 года большую часть интерьеров пришлось восстанавливать. Рассказываем про самые интересные залы главной императорской резиденции.

Иорданская лестница

Считается главной в Зимнем дворце. По ней поднимались иностранные послы и гости на аудиенцию с императором. Лестница выполнена из белого мрамора, а её высота — 22 метра. Пролёты украшены скульптурами XVIII и начала XIX веков, золочёной лепниной и массивными колоннами на верхней площадке. Лёгкость и воздушность помпезной конструкции придают дневной свет, который отражается от ложных зеркальных окон, и огромная картина-плафон на потолке.

После пожара в начале XIX века Иорданская лестница была практически уничтожена. Её восстановлением занимался архитектор Василий Стасов, который сумел воссоздать проект Растрелли, правда, с некоторыми изменениями. Вместо розовых колонн установили серые, из натурального гранита. А утраченный плафон с росписью итальянского художника Франческо Фонтебассо заменили новым — «Олимпом» Гаспаро Дициани.

За время своего существования лестница сменила несколько названий: Парадная, Посольская и, наконец, Иорданская. Последнее она получила от слова «иордань», что значит прорубь. Царские особы в Крещение спускались по лестнице к Неве, чтобы окунуться.

Аванзал

Наверху Иорданской лестницы находится вход в первый зал Невской анфилады (так называют несколько парадных залов, которые в 1791-1793 годах создал по указу Екатерины II Джакомо Кваренги).

Аванзал — это небольшая светлая комната с лепным карнизом и потолочным плафоном. На плафоне изображена сцена жертвоприношения Ифигении работы итальянского художника Джакомо Гуарана.

После пожара интерьер этого зала был восстановлен по проекту Василия Стасова. Архитектор в мельчайших деталях повторил отделку, выполненную Кваренги, украсив стены мрамором и лепниной.

1858 год. Аванзал. Художник: К. А. Ухтомский • Современный вид. Фото: сайт Эрмитажа

В 1958 году в центр зала из Александро-Невской лавры перенесли Малахитовую ротонду, украшенную яркими колоннами и куполом из золочёной бронзы. В 1830-е годы её подарил Николаю I богатейший петербургский меценат Анатолий Демидов. Но император щедрый дар не оценил: назвал ротонду «клеткой» и отправил пылиться на склад, а позже её передарили Александро-Невской лавре.

Николаевский зал

За аванзалом следует самый большой парадный зал Зимнего дворца (около 1100 м²). Сюда после смерти Николая I перенесли его большой портрет, поэтому зал стали называть Николаевским. Интерьер помещения после пожара также восстанавливал Василий Стасов.

Николаевский зал

Просторный белоснежный зал предназначался для официальных приёмов и балов. Строгость и одновременно торжественность помещению придают коринфские колонны с лепниной, мраморная отделка стен и роскошные хрустальные люстры с позолотой конца XIX века.

В 1915 году по указу императорской семьи в зале разместили хирургический лазарет для тяжелораненых солдат. А сегодня здесь проводят временные выставки.

Малахитовая гостиная

Зал № 189

Была парадной приёмной императрицы Александры Фёдоровны (жены Николая I), в которой она устраивала семейные празднества и принимала придворных дам. До пожара 1837 года комната была отделана яшмой. Архитектор Александр Брюллов, занимавшийся восстановлением гостиной императрицы, оформил комнату контрастно. Позолоченные двери и узорчатый потолок вкупе с белыми стенами и колоннами из малахита делают помещение ярким, а изящная мебель придаёт уюта.

1833 год. Яшмовая гостиная. Художник: Г. Г. Чернецов • 1865 год. Малахитовая гостиная. Художник: К. А. Ухтомский • Современный вид

Малахитовые в зале не только колонны: камень встречается в отделке камина, вазонов и столешниц. Всё это выполнено в сложной технике «русской мозаики» (когда поверхность оклеивают кусочками камня так, что материал выглядит монолитным). Не менее впечатляющее украшение гостиной — изображение аллегорических фигур Поэзии, Дня и Ночи работы итальянского художника Антонио Виги.

Кстати, именно в этой комнате заседало Временное правительство в 1917 году, когда большевики штурмовали Зимний дворец.

Будуар Марии Александровны

Зал № 306

С восшествием на престол Александра II изменилась отделка нескольких комнат в царских покоях. Одна из них — будуар супруги императора Марии Александровны. Небольшую комнату-гостиную в стиле неорококо проектировал Гаральд Боссе в 1850-х.

Стены будуара обтянуты шёлком гранатового цвета с золочёными узорами-завитками. На потолке — зеркало в большой золотой раме, растительный орнамент и небольшие скульптуры мальчиков-ангелочков, а над дверью — живописное панно с изображением древнеримской богини любви. В глубине комнаты обустроен альков с потайной дверью, которая вела в детские покои. Эту нишу обрамляет ажурная арка с кариатидами. А около окна, со стороны наружной стены Зимнего дворца, находится небольшой камин из мрамора.

Интерьер практически полностью сохранился, включая изящные кресла, диваны и шкаф-витрину для безделушек.

Будуар Марии Александровны

Белый зал

Зал № 289

Помещение с купольным сводом, многочисленными арками и огромными белоснежными колоннами предназначалось для торжественных приёмов и балов. Оно было создано на месте трёх гостиных к свадьбе Александра II в 1841 году. Оформлением парадного зала занимался Александр Брюллов, вдохновлённый древнеримскими виллами.

Стены и потолок Белого зала украшены изящной лепниной, повсюду расставлены статуи древнеримских богов, а главным акцентом выступают огромные люстры в позолоте.

Белый зал

Сейчас в Белом зале выставлена коллекция мебели конца XVIII века знаменитого немецкого мебельщика Давида Рёнтгена и севрский фарфор (особенно впечатляет синяя ваза высотой почти два метра). А ещё здесь можно увидеть небольшую коллекцию картин французских живописцев XVIII века.

Военная галерея 1812 года

Зал № 197

Была основана в 1826 году в честь победы над Наполеоном, а также военных походов 1813 и 1814 годов. Торжественное открытие приурочили к знаменательной дате — 25 декабря (день, когда французские войска были изгнаны из России). После праздничной службы в церкви Зимнего дворца галерею освятили, а мимо портретов знаменитых военачальников торжественным маршем прошли солдаты пехоты и кавалерии.

Проектировал зал архитектор Карл Росси. Зал выполнен в модном в те времена стиле ампир, который подчёркивает строгость и торжественность галереи. На красных стенах ровными рядами размещаются 332 портрета в золочёных рамах. Роскоши портретному залу добавляют расписной цилиндрический потолок и лепные лавровые венки с названиями мест самых значительных сражений.

Военная галерея 1812 года

Над созданием картин для галереи трудился британский живописец Джордж Доу вместе с русскими художниками Александром Поляковым и Василием Голике. В течение 10 лет авторы писали портреты преимущественно с натуры, а погибших военачальников — с уже существующих полотен. Однако изображения 13 героев так и не удалось найти, поэтому в зале можно увидеть пустые рамы, затянутые зелёной тканью.

Кстати, галерея существенно пострадала в пожаре 1837 года, но все без исключения портреты чудом уцелели.

Петровский зал (Малый тронный зал)

Зал № 194

Был спроектирован в 1833 году архитектором Огюстом Монферраном. Парадный зал посвящён первому русскому императору Петру I и предназначался для проведения небольших торжественных приёмов.

Элегантное и эффектное помещение украшают яркие настенные панно из пунцового бархата с вышивкой золочёными нитями. На них изображены растительные орнаменты, вензеля, короны и больше тысячи двуглавых орлов. Сводчатый потолок расписан золотом, чуть ниже привлекает внимание лепнина и живописные панно, посвящённые петровским победам в Северной войне.

Петровский зал

В центре зала устроена полукруглая ниша, в глубине которой находятся картина Якопо Амигони «Пётр I с Минервой» и позолоченный трон конца XVIII века.

Информация для посетителей

Зимний дворец входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа на Дворцовой набережной. Здания дворца, Малого, Большого и Нового Эрмитажа соединены между собой галереями, поэтому можно свободно перемещаться по залам сразу нескольких корпусов.

Фото с экскурсии «Нестандартный Эрмитаж»

Правда, увидеть всё за один день вряд ли получится, ведь дворцовый комплекс включает 365 залов! Чтобы провести время интересно и не заплутать в многочисленных комнатах и коридорах, можно воспользоваться готовыми маршрутами по Эрмитажу или обратиться к профессиональным гидам.

Часы работы и стоимость билетов

Попасть в Эрмитаж можно по сеансам с 11:00 до 18:00 (в среду, четверг и воскресенье) и до 20:00 (во вторник, пятницу и субботу). По понедельникам, 1 января и 9 мая музей не работает. Приобрести билеты удобнее всего онлайн.

Стоимость взрослого билета в 2023 году — 500 рублей; для пенсионеров, студентов и школьников цена ниже — 300 рублей. Каждый третий четверг месяца вход в музей свободный, но имейте в виду, что в этот день посетителей будет очень много.

Фото с экскурсии «Эрмитаж с нуля»

Как добраться

Зимний дворец находится по адресу: Дворцовая площадь, 2. На общественном транспорте добираться удобнее всего от станции метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект», а также на городских автобусах № 7, 10, 24, 191 до остановки «Дворцовая площадь».

Заключение

Зимний дворец по праву считается главной достопримечательностью Санкт-Петербурга. Сегодня в его залах можно познакомиться с богатой коллекцией Эрмитажа и роскошными интерьерами бывших царских покоев. А заодно узнать от гидов интересные подробности о жизни и привычках монарших особ, проследить, как сменяли друг друга модные направления, и сделать много великолепных фото на память.

Автор: Дарья Савина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *