Сколько индейцев в канаде сейчас
Перейти к содержимому

Сколько индейцев в канаде сейчас

  • автор:

Население Канады 2024: рост благодаря иммиграции

население канады

Курсы центрVPN

Канада — вторая по величине страна в мире по площади, расположенная в Северной Америке. Это федеративное государство, состоящее из десяти провинций и трех территорий. Столица Канады — Оттава, а крупнейшие города — Торонто, Монреаль и Ванкувер. Официальные языки страны — английский и французский, что отражает богатое колониальное наследие страны.

Это одна из самых мультикультурных стран в мире. Она привлекает большое количество иммигрантов благодаря своей прогрессивной иммиграционной политике и высокому уровню жизни.

Около 75% населения страны живет в городах, причем большинство населения сконцентрировано вдоль южной границы страны с США. В Канаде обитают значительные группы людей различных этнических происхождений, включая европейцев, азиатов, а также коренных народов, таких как индейцы, инуиты и метисы.

Статистическое управление Канады обозначило, что по состоянию на 27 марта 2024 года, население Канады составило 41 млн человек.

Распределение населения по провинциям и территориям

Статистическое управление Канады прогнозирует замедление темпов естественного прироста численности населения в ближайшие годы, в первую очередь из-за “старения населения, которое ежегодно провоцирует всё больше смертей”. Предполагаемые темпы натурального прироста населения во всех четырёх Атлантических провинциях (Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Остров Принца Эдуарда, Ньюфаундленд и Лабрадор) уже отрицательные.

2007
2012

2017

Провинция Канады
Население провинции (чел.)

Города Канады с самым большим и самым малым населением

Если мы взглянем на основные крупные города Канады, то мы также будет наблюдать прирост населения в каждом из них. Так в период с 2007 по 2020 год в Саскатуне прирост населения составил 32%, в Калгари 29% и Эдмонтоне 27.8%. Подробнее в таблице ниже.

2020

Город Канады
Население города

Этнический состав населения Канады

этнический состав Канады

Фото с Wikipedia

Канада – одна из самых многонациональных и мультикультурных стран мира, благодаря своей долгой истории иммиграции. Население страны представляет собой смесь многих этнических групп.

По данным переписи населения 2016 года, около 32% населения Канады идентифицируют себя как британцы, 14% — как французы, а 13,6% идентифицируют себя как китайцы, индийцы, итальянцы, немцы или ирландцы.

В то же время, примерно 5% населения Канады составляют коренные жители – индейцы, метисы и инуиты. Эти группы имеют уникальные языки, культуры и историю, и играют важную роль в истории и культурном наследии страны.

Многочисленная община людей азиатского происхождения, включая китайцев, индийцев, филиппинцев, вьетнамцев, корейцев и японцев, также имеют значительное присутствие в Канаде.

Кроме того, в Канаде проживает большое количество иммигрантов из различных стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки, что способствует дополнительному разнообразию культурной жизни в стране.

Однако стоит учесть, что этническая принадлежность в Канаде часто рассматривается в контексте самоидентификации, и многие канадцы могут идентифицировать себя с несколькими этническими группами

Средняя продолжительность жизни в Канаде и возрастной состав населения

Средняя продолжительность жизни в Канаде — одна из самых высоких в мире. По состоянию на 2024 год, она составляет примерно 83 года: около 80 лет для мужчин и 84 года для женщин. Ожидаемая продолжительность жизни продолжает увеличиваться благодаря улучшению условий здравоохранения и доступности медицинских услуг.

Возрастной состав населения Канады тоже изменяется. По данным статистики Канады 2021 года, примерно 16% населения Канады составляют люди старше 65 лет, а около 68% — взрослое население в возрасте от 15 до 64 лет. Оставшиеся 16% — дети в возрасте до 14 лет.

Стоит отметить, что в Канаде наблюдается увеличение доли пожилого населения, что является общим трендом для развитых стран. Это связано с увеличением продолжительности жизни и снижением рождаемости. По прогнозам, к 2031 году почти четверть населения Канады будет старше 65 лет.

Тем не менее, благодаря активной иммиграционной политике, большая часть населения Канады остается в трудоспособном возрасте, что способствует экономическому росту и устойчивости страны

Причины, по которым в Канаде такая низкая плотность населения

Канада имеет одну из самых низких плотностей населения в мире, что связано с несколькими факторами.

Во-первых, это связано с огромной территорией страны. Канада является второй по величине страной в мире после России, её площадь составляет более 9,9 миллиона квадратных километров. Однако большая часть этой территории – крайне суровые и мало пригодные для постоянного проживания районы.

Во-вторых, значительная часть Канады покрыта лесами, горами и озерами, что создает сложности для заселения и инфраструктурного развития. Так, северные районы страны, включая крайний север Канады в районе Арктики, имеют очень суровый климат с длительными холодными зимами и короткими летами. Это делает жизнь и развитие инфраструктуры в этих районах особенно сложными.

В-третьих, исторически большинство иммигрантов в Канаду приезжали из Европы и заселяли в основном южные районы страны, ближе к границе с США, где климат более умеренный и земли более пригодные для земледелия. Это привело к тому, что большинство крупных городов и промышленных центров Канады расположены вдоль южной границы страны, в то время как большая часть территории страны остается слабо заселенной.

Все эти факторы влияют на плотность населения в Канаде, делая её одной из самых низких в мире

Вклад иммигрантов в рост населения Канады

Иммигранты в Канаде

Фото с Wikipedia

Иммиграция играет важнейшую роль в демографическом развитии Канады и составляет значительный вклад в её рост населения. Это связано с двумя основными факторами: сравнительно низкой рождаемостью среди коренного населения и активной иммиграционной политикой, принятой канадским правительством.

Канада активно привлекает иммигрантов, включая квалифицированных рабочих, студентов и беженцев, чтобы поддерживать свой экономический рост и социальное развитие. По состоянию на 2021 год, около 20% населения Канады родились за её пределами, что делает страну одной из самых многонациональных в мире.

Иммиграция также помогает Канаде противостоять демографическому старению, обеспечивая большую долю трудоспособного населения. Многие из иммигрантов привозят с собой уникальные навыки и знания, которые способствуют инновациям и экономическому росту в стране.

В целом, иммиграция внесла значительный вклад в рост населения и развитие Канады, помогая поддерживать уровень населения, возрастной баланс и экономическую активность страны.

Как росло население Канады

6 июня 2023 года население Канады достигло 40 миллионов человек, а 27 марта 2024 — 41 миллиона человек.

Это историческая веха для страны, которая была достигнута после года рекордного роста. В 2022 году население Канады выросло беспрецедентными темпами 1,1 миллиона человек, большинство из которых — постоянные и временные иммигранты. Благодаря этому притоку 41-миллионная отметка была достигнута даже быстрее, чем ожидалось.

Это прекрасная возможность отметить, насколько выросла Канада, и оглянуться на то, какой путь она прошла.

Ранние годы

Когда первые европейцы начали селиться в Северной Америке в 16 веке, территорию, которая сейчас является Канадой, уже называли своим домом, по оценкам, от 200 000 до 2 миллионов представителей коренных народов и эскимосов.

В 1666 году, более чем через полвека после заселения Квебека в 1608 году, Жан Талон провел первую в истории перепись населения. Как и сегодня, подсчет населения, проживающего в Новой Франции, был непростым делом для Тэлона, который преуспел, несмотря на то, что проводил перепись зимой. Используя концепцию обычной среды местонахождения, которая по-прежнему лежит в основе сегодняшней переписи, проводимой Статистическим управлением Канады, Тэлон подсчитал численность населения в 3200 человек, которая росла, в основном, из-за высоких показателей рождаемости.

В конце 18 века лоялисты, спасавшиеся от войны за независимость в США, сформировали первую крупную волну миграции в Канаду. В начале 19 века население продолжало расти за счет иммиграции, главным образом с Британских островов.

Начиная со второй половины 19-го века иммиграция стала более разнообразной, поскольку в Канаде начали селиться китайские иммигранты, которые позже внесли свой вклад в строительство Канадской Тихоокеанской железной дороги. В течение тех лет уровень рождаемости также оставался высоким по сравнению с сегодняшним днем.

В результате к 1867 году, году образования Канадской конфедерации, в стране проживало, по оценкам, 3 463 000 человек, в основном на территории нынешних Онтарио, Квебека и Приморских провинций.

Заселение Запада

Начиная с конца 19 века и вплоть до Первой мировой войны в Канаду начали прибывать новые волны иммигрантов, что еще больше ускорило рост населения. Это был период, когда в западной части страны открывались новые возможности — благодаря завершению строительства Канадской железной дороги, соединившей страну от побережья до побережья.

Иммигранты, прибывшие в Канаду за этот период, были в основном из европейских стран, таких как Германия, Польша, Украина, Нидерланды, а также скандинавских стран.

В 1870 году Манитоба присоединилась к Канадской конфедерации, вскоре за ней в 1871 году последовала Британская Колумбия. Несколько десятилетий спустя, в 1905 году, настала очередь Саскачевана и Альберты. К тому времени в стране насчитывалось уже более пяти миллионов канадцев.

Смутные времена: 1910-е, 1920-е и 1930-е годы

В 1913 году Канада приняла рекордные 400 000 иммигрантов, и это число не было вновь достигнуто до 2021 года. Незадолго до Первой мировой войны население Канады быстро росло темпами, превышавшими 3% в год. Этот показатель резко снизился после начала войны в 1914 году.

В 1916 и 1917 годах Канада пережила свой первый двухлетний период, когда прирост населения был ниже 1%.

Несмотря на снижение иммиграции и прироста населения во время двух мировых войн и Великой депрессии начала 1930-х годов, население Канады в 1929 году достигло 10 миллионов человек. В основном это было следствием высокой рождаемости и сопровождалось сильной урбанизацией.

Послевоенный бэби-бум

После Второй мировой войны Канада и многие другие страны стали свидетелями внезапного роста числа рождений. Канада пережила один из самых сильных послевоенных бумов рождаемости в мире, когда в 1959 году рождаемость достигла пика в 3,94 ребенка на женщину. Это почти в три раза выше рекордно низкого уровня в 1,41, зафиксированного в 2020 году.

В 1960 году в Канаде родилось более 463 000 младенцев, и этот рекорд сохраняется до сих пор. Для сравнения, в 2021 году родилось 368 000 младенцев, хотя общая численность населения была более чем в два раза больше, чем в 1960 году.

К 1966 году, в конце периода бэби-бума, население Канады достигло пика в 20 миллионов человек, причем большая доля детей была в возрасте от 0 до 14 лет.

В 1960-х и 1970-х годах рождаемость постепенно снижалась по мере расширения доступа к средствам контрацепции и увеличения числа женщин среди работников предприятий. В 1972 году число детей на одну женщину впервые опустилось ниже уровня воспроизводства (2,1 ребенка на женщину).

Параллельно урбанизация и распространение городов также ускорились в связи с быстрым ростом различных пригородов. К началу 1970-х годов трое из четырех канадцев жили в городских районах.

Все более разнообразная Канада

разнообразная канада

Фото с Wikipedia

Поскольку у канадских пар стало меньше детей, иммиграция стала ключевым фактором роста населения к середине 1990-х годов. Поскольку в конце 1980-х годов уровень иммиграции начал увеличиваться, в 1997 году население Канады достигло 30 миллионов человек. Эта тенденция сохранилась, и в 2022 году на международную миграцию пришелся почти весь (96%) экономический рост страны.

За этот недавний период население тоже стало старше. Старение населения ускорилось в 2011 году, когда первые группы бэби-бумеров достигли возраста 65 лет и вышли на пенсию. В некоторых секторах экономики начал ощущаться дефицит рабочей силы.

При устойчивом уровне иммиграции с конца 1980-х годов этнокультурное разнообразие канадского населения также увеличивалось. В 2021 году перепись населения насчитала более 450 этнических и культурных групп, 200 мест рождения, 100 религий и 450 языков. В ходе переписи также было учтено более 1,8 миллиона представителей коренных народов, что составляет 5% населения и которые говорят на более чем на 70 языках коренных народов.

В 2021 году Канада также стала первой страной, которая собрала и опубликовала данные о гендерном разнообразии по результатам национальной переписи населения.

Проекции роста населения Канады в ближайшие годы

Поскольку Канада достигла отметки в 41 миллион канадцев, будущее населения Канады зависит от решений, которые она принимает сегодня. Если нынешний уровень иммиграции сохранится, население Канады может достичь отметки в 50 миллионов человек к 2043 году — это всего через 20 лет. Для сравнения, потребовалось 26 лет, чтобы вырасти с 30 до 40 миллионов.

Более того, к 2041 году двое из пяти канадцев могли бы родиться за границей , что стало бы рекордно высоким показателем.

Канада объявила о планах принять 465 000 новых иммигрантов в 2023 году, увеличив эту цифру до 485 000 в 2024 году и до 500 000 к 2025 году, согласно её Плану Уровней Иммиграции на 2023-2025 годы. Это следует за рекордным 2021 годом, когда страна приняла свыше 405 000 иммигрантов, а в текущем году планируется принять около 432 000 иммигрантов.

Большая часть новых постоянных жителей будет иммигрировать по программам экономического класса, таким как Express Entry или PNP. В программе Express Entry (включая основных заявителей, супругов и иждивенцев), целевые показатели составят 82 880 в 2023 году, 109 020 в 2024 году и 114 000 в 2025 году. PNP останется приоритетной программой для привлечения иммигрантов экономического класса, с целевыми показателями 105 500 в 2023 году, 110 000 в 2024 году и 117 500 в 2025 году.

Кроме того, Канада планирует принять примерно 80 000 новых иммигрантов в год в рамках программы «Супруги, партнеры и дети». Целевые показатели для программы «Родители, бабушки и дедушки» будут повышены до 28 500 в 2023 году, 34 000 в 2024 году и 36 000 в 2025 году.

Беженцам и иммигрантам гуманитарного класса также будут предоставлены возможности в рамках Плана Уровней Иммиграции. Общая целевая показатель для беженцев будет около 76 000 новых иммигрантов в 2023 и 2024 годах, снижаясь до 72 750 в 2025 году. Аналогичная ситуация наблюдается и в гуманитарном классе, где количество принятых иммигрантов будет сокращено с почти 16 000 в 2023 году до 8 000 в 2025 году.

Нашли ошибку в статье? Сообщите нам!

Правовой статус индейцев Канады: этнокультурные особенности Текст научной статьи по специальности «Право»

Статья посвящена анализу правового статуса индейцев Канады. Канада является первой страной в мире, осуществившей регулирование правового статуса коренных народов на конституционном уровне. Этому в значительной степени cпособствовало возрождение политического движения аборигенов Канады c 70-х гг. XX в. Необходимо принимать во внимание, что значительное число коренных жителей страны не ассимилировалось с евроканадским населением и сохраняет элементы традиционного для аборигенов образа жизни. Все индейцы в Канаде исторически подразделяются на две категории статусные и нестатусные. Принадлежность к той или иной категории подразумевает cущественные различия в правовом статусе аборигенов. Проживание статусных индейцев в составе общины на территории резерваций, их приверженность традиционному образу жизни и ведению хозяйственной деятельности, их взгляды на устройство систем образования, здравоохранения, самоуправления и использование природных ресурсов диктуют необходимость выработки особого правового cтатуса для этой категории населения с учетом их этнокультурных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Френк Галина Юрьевна

Правовой статус индейцев Канады: этнокультурные особенности
Этноязыковые проблемы коренных народов Канады
Особенности ведения охотничьего промысла тради- ционными общинами Канады
Самоуправление коренных народов в Канаде: концептуальные подходы и динамика правовой базы
Основные этапы образовательной политики Канады в отношении коренных народов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF CANADIAN INDIANS: ETHNOCULTURAL PECULIARITIES

The article analyzes the legal status of Canadian Indians highlighting its ethnocultural peculiarities. Canada is the first country in the world that ensured the legal status of Indians on the Constitutional level. The Aboriginal rights movement, rooted in the 1970s, greatly encouraged the adoption of the new policy towards Indian population. It should be mentioned that vast majority of Aboriginal people didn’t assimilate into Euro-Canadian society; thus, they still maintain a traditional indigenous lifestyle. Nowadays, all the Indians in Canada are divided into two legal categories: status and non-status Indians. Status Indians proved their Aboriginal origins; they are eligible for registration under the Indian Act, which provides a number of special rights and social benefits including the right to live in reservations. Non-status Indians are not registered with the federal government, so they are deprived of a range of rights available for status Indians. Indians residing on a reserve share unique cultures, identities, languages, and views of self-government , education, healthcare and tax systems.

Текст научной работы на тему «Правовой статус индейцев Канады: этнокультурные особенности»

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДЕЙЦЕВ КАНАДЫ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Статья посвящена анализу правового статуса индейцев Канады. Канада является первой страной в мире, осуществившей регулирование правового статуса коренных народов на конституционном уровне. Этому в значительной степени способствовало возрождение политического движения аборигенов Канады с 70-х гг. XX в. Необходимо принимать во внимание, что значительное число коренных жителей страны не ассимилировалось с евроканадским населением и сохраняет элементы традиционного для аборигенов образа жизни. Все индейцы в Канаде исторически подразделяются на две категории — статусные и нестатусные. Принадлежность к той или иной категории подразумевает существенные различия в правовом статусе аборигенов. Проживание статусных индейцев в составе общины на территории резерваций, их приверженность традиционному образу жизни и ведению хозяйственной деятельности, их взгляды на устройство систем образования, здравоохранения, самоуправления и использование природных ресурсов диктуют необходимость выработки особого правового статуса для этой категории населения с учетом их этнокультурных особенностей.

Ключевые слова: культура, коренные народы, Первые нации, самоуправление, земельные иски, права аборигенов.

Под коренными народами принято понимать исконное население той или иной территории, заселившее ее раньше других народов и ведущее традиционный образ жизни с сохранением традиционного способа хозяйствования [6]. В Канаде Конституционным актом 1982 г. коренными народами признаны три группы населения: 1) индейцы, по отношению к которым также используется термин «Первые нации»; 2) эскимосы, которых в Канаде принято называть инуитами; 3) метисы — потомки смешанных браков англичан и французов с представителями коренного населения в период первоначального освоения страны [8].

На сегодняшний день численность коренных народов Канады составляет около 1,4 млн человек — это чуть более 4 % от общего населения страны. Подавляющее большинство коренного населения представлено индейцами — около 61 %, чуть более 30 % аборигенов — метисы и лишь 4 % — инуиты [9]. Необходимо отметить, что индейцы в Канаде делятся на две категории — статусные и нестатусные., что имеет существенное для них значение.

Статусные и нестатусные индейцы

Статусные индейцы — это индейцы, официально подтвердившие свое аборигенное происхождение и попадающие под

юрисдикцию Индейского акта, вступившего в силу в 1951 г. Они освобождены от уплаты федеральных налогов и налогов, утвержденных на уровне провинций и территорий; они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное обучение детей в школах, право на использование ресурсов и угодий на территориях резерваций. Статусные индейцы составляют около 75 % индейского населения Канады и проживают в составе более 600 племен более чем в 2300 резервациях [Там же].

Единицей политической организации статусных индейцев является племя. Каждое племя имеет право на создание своих органов управления, что предусмотрено Индейским актом с внесенными в него поправками от 1951 г. В состав племени могут входить исключительно лица индейского происхождения, и только они могут пользоваться землями, отведенными под резервации.

Несмотря на то что в Канаде государство несет определенные обязательства перед коренными народами, большинство статусных индейцев проживают в крайне неудовлетворительных условиях. Средний размер индейской резервации составляет 2 тыс. га, однако данный показатель варьируется от региона к региону. Так, например, в провинции Британская Колумбия, где сосредоточено более 70 % резерваций, средний размер резервации составляет лишь 20 га. В целом размеры резерваций в Канаде составляют лишь 0,4 %% от всей территории страны [3]. Данное обстоятельство зачастую не позволяет индейским общинам развивать традиционное хозяйство, которое исторически сложилось в условиях использования гораздо более обширных территорий с лесами, охотничьими и рыболовными угодьями. Причины сложив-

шейся ситуации кроются в хозяйственной и экономической привлекательности данных территорий для государства и частных предпринимателей.

Необходимо отметить, что исторически вплоть до 1970-х гг. в Канаде взаимоотношения с коренными народами строились на политике их агрессивной ассимиляции европейским населением. Те индейцы, которые не желали ассимилироваться и предпочитали жить в пределах обособленных резерваций, оказались в изоляции. Ввиду этого проблемы, с которыми сегодня столкнулись канадские индейцы, являются весьма драматичными: высокий уровень бедности и безработицы, низкие показатели здоровья, высокие показатели детской смертности, алкогольной и наркотической зависимости, высокий уровень самоубийств, малая продолжительность жизни и т. п. Доходы аборигенных семей значительно ниже, чем в среднем по стране, при этом необходимо отметить, что статусные индейцы, проживающие в резервациях, зарабатывают в среднем меньше, чем их соплеменники, проживающие вне резерваций. Основным источником существования для подавляющего числа статусных индейцев остаются пособия и социальные выплаты государства.

Вторая категория индейского населения в Канаде представлена нестатусными индейцами, т. е. теми, кто не смог официально подтвердить свое аборигенное происхождение за неимением соответствующих документов. Нестатусные индейцы составляют около четверти всех индейцев Канады [10]. К нестатусным индейцам также относятся женщины, вступившие в брак с представителями некоренного населения, — они автоматически утрачивают свой статус аборигена. Нестатусные ин-

дейцы проживают в большинстве своем в городах, на них не распространяются положения Индейского акта.

Права на землю и природные ресурсы

Правовой статус коренных народов в Канаде регулируется законодательными актами и положениями федерального и местного уровня. Однако, рассматривая правовое положение индейцев, необходимо принимать во внимание концепцию так называемых аборигенных прав, которые базируются на факте первожительства индейцев, ину-итов и метисов на территории Канады.

В общем виде существование аборигенных прав упомянуто в ряде законодательных актов: в Королевской прокламации от 1763 года, Приказе от 1869 года по передаче Земли Руперта Канаде, Акте о Канаде от 1981 года (статьи 25, 35, 37 с последующими поправками). Из этих документов следует, что, так как до прихода европейцев на территорию Канады проживающие там аборигены располагали определенными правами, эти права сохраняются за ними по сей день при условии, что они не были отменены последующими договорами и соглашениями или не были отменены федеральным законодательством.

К числу так называемых аборигенных прав относится прежде всего право на землю и природные ресурсы. Вопрос о праве собственности индейцев на земли, отведенные под резервации, в Канаде крайне сложен и является предметом споров, судебных тяжб и общественных дискуссий. В судебном решении по делу, известному как St. Сatherine’s case от 1889 г., было установлено, что земли, закрепленные за аборигенами в качестве резерваций Королевской прокламацией от 1763 г. и другими государственными поста-

новлениями, не входят в реестр собственности, переданной доминиону Канада в 1867 г. Отсюда следует, что верховное право собственности на территории, выделенные под аборигенные поселения, остается за Британской короной, а коренным народам, согласно Королевской прокламации и положениям Акта об индейцах, предоставлены права на пользование землями, отведенными под резервации.

В соответствии с законодательством Канады Министерство по делам аборигенов уполномочено выдавать сертификаты на временное или постоянное пользование землями в резервациях, продлевать или аннулировать их. Наследники пользователя могут запрашивать продление соответствующего права.

Жители резерваций не имеют права сдавать земли в аренду и заключать любого рода договоры относительно пользования землей с лицами, не зарегистрированными в качестве жителей резервации. На резервации не может быть наложен арест, они не могут быть отчуждены по решению суда.

Концепция аборигенных прав также распространяется на право заниматься охотой и рыбной ловлей, так как данные промыслы играют существенную роль в устройстве жизни и хозяйственном укладе аборигенов. Эти вопросы отражены во всех договорах, в которые вступали коренные народы, однако нередко условия этих договоров впоследствии аннулировались федеральными и провинциально-территориальными законами. Так, например, некоторые из заключенных с властями соглашений предоставляли коренным жителям право охоты в любое время года. Тем не менее Верховный суд Канады указал, что федеральный закон запрещает отстреливать перелетных птиц вне сезона, посколь-

ку соответствующее соглашение не введено в Конвенциональный акт о перелетных птицах. Только в 1981 г. право аборигенов заниматься охотой и рыбным промыслом в любое время года вместе с другими договорными правами получило подтверждение на конституционном уровне [1].

Право на самоуправление

Отдельного внимания заслуживает право коренных народов на самоуправление. Статусные индейцы располагают лишь ограниченной автономией на управление внутренней жизнью общины. Речь идет о возможности формировать Советы (band council), возглавляемые избираемым вождем (band chief) в каждой отдельно взятой общине. Каждая община может иметь не более одного вождя, а члены совета избираются по одному от каждых 100 жителей. Вождь общины избирается сроком на два года большинством голосов членов совета либо избирателей общины. Право голосовать и быть избранным имеют только постоянные жители общины, достигшие 21 года. Однако в Акте об индейцах данная процедура формирования органов управления в резервации носит исключительно рекомендательный характер. Акт об индейцах также предусматривает за общиной право формировать органы самоуправления с учетом культурно-исторических особенностей племени.

Однако автономия не является гарантией развития экономической жизни в общине. Это нередко связано с отсутствием каких бы то ни было стабильных доходов. Так, хотя все статусные индейцы освобождены от выплаты налогов, общины редко используют право на создание собственных систем налогообложения в резервациях, что продиктовано культурно-историческими реалиями. Отсутствие стабильного экономи-

ческого развития порождает серьезную зависимость коренных народов от федеральных трансферов и льгот. В соответствии с Индейским актом правительство обеспечивает экономическую поддержку общин коренных народов через субсидирование образовательных программ, здравоохранения, жилищного строительства и проч.

Хотя Индейский акт заложил основы политики самоуправления Первых наций, значительные шаги в ее реформировании были предприняты только в 1995 г., когда правительство Канады, ссылаясь на ст. 35 Конституции, разработало «Положение о неотъемлемом праве на самоуправление». Это Положение, действующее по сей день, предусматривает передачу коренным народам прав на самоуправление после заключения соответствующих договоров с федеральным правительством. Директива распространяется на все категории аборигенного населения, а статусным индейцам позволяет выйти из-под регулирования вопросов самоуправления, установленных Индейским актом [2].

По данным Министерства по делам аборигенов от 2016 г., 36 общин коренных народов по всей Канаде заключили соглашения о самоуправлении с федеральными властями. Всего было заключено 22 соглашения, 18 из которых предусматривают и решение вопросов о разделе собственности на землю в пределах аборигенных поселений [Там же]. Пример территориальной автономии аборигенов — округ самоуправления индейцев Сешелт, созданный в провинции Британская Колумбия, который, согласно подписанным соглашениям, имеет весьма высокий статус: местные органы самоуправления имеют право разрабатывать и принимать собственные законодательные акты. В Квебеке правом на самоуправление воспользовались девять общин

индейцев кри, соглашение с которыми федеральное правительство окончательно заключило в 2008 году.

Одной из последних законодательных инициатив стало заключение так называемых «секторальных соглашений», которые предусматривают частичный вывод регулирования местных вопросов из-под действия Акта об индейцах и расширяют спектр полномочий аборигенных общин. Примером секторальных соглашений является соглашение по вопросам образования в общине, заключенное индейцами Мик-мак провинции Новая Шотландия с властями страны. Действие данного соглашения позволило внести изменения в систему образования аборигенов; в частности, индейские общины получили право самостоятельно разрабатывать программы обучения в школах, вводить курсы по изучению языков и культуры аборигенов.

Однако, несмотря на наметившееся реформирование существующей системы, в современной Канаде существуют сторонники более «глубокой» автономии, не приемлющие договорных форм получения автономии на условиях, согласуемых с правительством. Коренные народы зачастую считают самоуправление своим «естественным», «врожденным» правом по факту многовекового проживания на землях Канады еще до прибытия туда европейцев.

Существенные сложности кроются в разных социально-политических и экономических воззрениях аборигенов и потомков британских и французских колонистов. Так, к системе самоуправления коренных народов не всегда применимы взгляды и представления о «демократических выборах», «подчинении федеральному центру», «собственности на землю», «системе налогообложения» и т. п. В 2014 г. индейское племя Ниписсинг, про-

живающее в провинции Онтарио, разработало собственную конституцию в обход Акта об индейцах и «Положения о самоуправлении». Хотя документ пока не был обжалован в суде, инициатива его создания может представлять определенную значимость для процесса развития института самоуправления коренных народов в будущем.

Важным показателем развития правового статуса канадских индейцев является реализация их избирательного права. Право на участие в выборах на уровне провинций и территорий статусные индейцы получили только в период с 1949 по 1969 г., на федеральном уровне — только в 1960 г. с вступлением в силу Закона об избирательном праве. До этого времени право голоса могли получить лишь те статусные индейцы, которые официально отказывались от своего статуса, т. е. переходили в категорию нестатусных. Только Хартия прав и свобод от 1982 г., ставшая поправкой к Конституции Канады, окончательно закрепила за всеми аборигенами, достигшими 18 лет, право на участие в выборах на всех уровнях [7].

Несмотря на наличие избирательного права, коренные народы в Канаде демонстрируют невысокую избирательную активность, особенно когда дело касается общефедеральных выборов. Так, по официальным данным, свое избирательное право на федеральных выборах реализуют в среднем не более 45 % статусных индейцев [5]. Позицию многих общин аборигенов иллюстрирует заявление организации индейцев племени мога-уков: «Когда индейцы голосуют, они перестают быть суверенной нацией и автоматически становятся канадскими гражданами и британскими подданными. Краснокожий морально обязан не участвовать в федеральных и

провинциальных выборах» [4]. Низкая избирательная активность аборигенов в определенной степени продиктована непризнанием общеканадской политической системы. Канадские исследователи Альфред и Терпэл отмечают, что коренное население в значительной степени воспринимает государственные институты власти как «инструменты колонизации» коренных народов и испытывает недоверие к ним. Это порождает постколониальную концепцию, согласно которой коренному населению стоит дистанцироваться от государственной политической структуры, в том числе путем неучастия в избирательном процессе [Там же].

Урегулирование правового положения коренных народов, в частности индейцев, представляющих подавляющее число аборигенного населения, является одной из наиболее актуальных проблем в политической жизни Канады.

Современное положение коренных народов в Канаде основывается на концепции аборигенных прав, сложившейся еще в период колониального господства Великобритании, а также на принципе самоуправления, выработанном во второй половине XX в. под влиянием политического движения коренных народов. Индейцы Канады, имеющие свои языки, культуру и социальные институты, выступили против многолетнего подчинения евроканадской правовой системе, добившись тем самым права на участие в выборах, избрание органов местного самоуправления и частично права на владение землей и ресурсами в пределах резерваций.

Хотя федеральные власти по-прежнему обладают правом создавать законы, регулирующие любые вопросы, связанные со статусными индейцами, многие индейские

общины добились права на регулирование широкого спектра вопросов внутриполитической жизни в резервациях. Заключение официальных соглашений с федеральным правительством позволило коренному населению расширить свою компетенцию в решении вопросов в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и хозяйственной деятельности.

1. Белоусова Е.В. Правовое положение коренного населения Канады // Правоведение. — 1989. — № 3. — С. 53-57.

2. Ларичев АА. Самоуправление коренных народов в Канаде // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. — 2016. — Т. 16, № 1. — С. 135-149.

3. Соколов В.И. Глобализация и аборигенное население Канады // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2002. — № 5. — С. 47-59.

4. Тишков В.А. Индейские права и канадская конституция // Стельмах В.Г., Тишков В.А., Чешко С.В. Тропою слез и надежд: книга о современных индейцах США и Канады. — М.: Мысль, 1990. — 316 с.

5. Bargiel J. Federal voter turnout in First Nations reserves (2004-2011). — Ottawa: Elections Canada, 2012. — 7 p. — (Research Note).

6. Cambridge Dictionary [Electronic resource]. — 2016. http://dictionary.cambridge. org/dictionary/english/aboriginal (accessed: 01.09.2017).

7. Canadian Charter of rights and freedoms [Electronic resource]. — 1982. — URL: http:// laws-lois.justice.gc.ca/eng/const/page-15.html (accessed: 01.09.2017).

8. Constitution Act [Electronic resource]. -1982. — URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/ const/ (accessed: 01.09.2017).

9. National Household Survey [Electronic resource]. — 2011. — URL: https://www12.statcan. gc.ca (accessed: 01.09.2017).

10. Statistics Canada [Electronic resource]. -2011. — URL: https://www12.statcan.gc.ca/nhs-enm/2011/as-sa/99-011-x/99-011-x2011001-eng. cfm (accessed: 01.09.2017).

LEGAL STATUS OF CANADIAN INDIANS: ETHNOCULTURAL PECULIARITIES

Lomonosov Moscow State University,

Moscow, Russian Federation

The article analyzes the legal status of Canadian Indians highlighting its ethnocultural peculiarities. Canada is the first country in the world that ensured the legal status of Indians on the Constitutional level. The Aboriginal rights movement, rooted in the 1970s, greatly encouraged the adoption of the new policy towards Indian population. It should be mentioned that vast majority of Aboriginal people didn’t assimilate into Euro-Canadian society; thus, they still maintain a traditional indigenous lifestyle. Nowadays, all the Indians in Canada are divided into two legal categories: status and non-status Indians. Status Indians proved their Aboriginal origins; they are eligible for registration under the Indian Act, which provides a number of special rights and social benefits including the right to live in reservations. Non-status Indians are not registered with the federal government, so they are deprived of a range of rights available for status Indians. Indians residing on a reserve share unique cultures, identities, languages, and views of self-government, education, healthcare and tax systems.

Keywords: Culture, Aboriginal peoples, First Nations, self-government, land claims, Aboriginal rights.

1. Belousova E.V Pravovoe polozhenie koren-nogo naseleniya Kanady [Legal status of Canada»s native population]. Pravovedenie — Legal Studies, 1989, no. 3, pp. 53—57.

2. Larichev A.A. Camoupravlenie korennykh narodov v Kanade [Self-government of aboriginal peoples in Canada]. Nauchnyi e%hegodnik Instituta filosofii i prava Ural’skogo otdeleniya RAN — Research Yearbook of the Institute of Philosophy and Law, 2016, vol. 16, no. 1, pp. 135-149.

3. Sokolov VI. Globalizatsiya i aborigennoe naselenie Kanady [Globalization and Aboriginal population of Canada]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul’tura — USA v Canada: Economics — Politics — Culture, 2002, no. 5, pp. 47-59.

4. %hkov VA. Indeiskie prava i kanadskaya konstitutsiya [Indian rights and Canadian Constitution]. Stel’makh VG., Tishkov VA., Cheshko S.V Tropoyu slez i nade%hd: kniga o sovremennykh indeitsakh SShA i Kanady [On the path of tears and hopes: the

book about modern American and Canadian Indians]. Moscow, Mysl’ Publ., 1990. 316 p.

5. Bargiel J. Federal voter turnout in First Nations reserves (2004—2011). Research Note. Ottawa, Elections Canada, 2012. 7 p.

6. Cambridge Dictionary. 2016. Available at: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/eng-lish/aboriginal (accessed 01.09.2017).

7. Canadian Charter of rights and freedoms. 1982. Available at: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/ const/page-15.html (accessed 01.09.2017).

8. Constitution Act. 1982. Available at: http:// laws-lois.justice.gc.ca/eng/const/ (accessed 01.09.2017).

Индейцы Канады Инде йцы реже американские индейцы первые жители североамериканского континента прежде называемого Вест И

Инде́йцы (реже американские индейцы) — первые жители североамериканского континента (прежде называемого Вест-Индией, откуда и пошло само название «индейцы»), за исключением эскимосов и алеутов. Индейцы, эскимосы и алеуты вместе могут называться «коренные народы», «коренное население», «аборигенные народы».

Индеец тличо. Рис. британского полярного исследователя и военного моряка Джорджа Бака (1825) Древние индейские наконечники стрел и копий Семьи индейских языков и изолятов в Северной Америке

Выражение «краснокожие» является устаревшим и сейчас не используется в английском языке. В англоязычной Канаде используют выражения Native Canadians (коренные канадцы), Native Peoples (коренное население), First Nations (первые народы) или Aboriginal Peoples (коренное население), причём, выражение First Nations (первые народы) не применяется к Métis (метисы) и Inuits (эскимосы). В Квебеке в настоящее время чаще используется выражение «Autochtone» (коренной житель). Однако эти выражения зачастую отвергаются заинтересованными лицами, которые предпочитают, чтобы их называли наименованиями их народов. [ источник не указан 1647 дней ]

Согласно Квебекскому управлению французского языка, выражение première nation (первый народ) взятое и отделённое от названия Собрания первых народов, не должно использоваться как синоним выражений peuple (народ), communauté (община) или nation (нация, народ), а во множественном числе — как синоним выражений Autochtones (коренные жители), Indiens, Amérindiens (индейцы, американские индейцы), Métis (метисы) и Inuits (эскимосы).

Демография Править

В XX веке численность индейцев в Канаде увеличилась в десять раз. В период между 1900 и 1950 население увеличилось лишь на 29 %, но после 1960-х годов уровень младенческой смертности в резервациях резко упал, и численность населения выросла на 161 %. Начиная с 1980-х годов число индейских младенцев увеличилось больше чем в два раза, и в настоящее время почти половина индейского населения моложе 25 лет. В результате численность индейского населения в Канаде, как ожидается, резко возрастёт в ближайшие десятилетия.

По переписи населения 2006 численность индейцев в Канаде составила 732 520 человек.

Рабство среди индейцев Править

Основная статья: Рабство в Канаде

Ещё до прихода европейцев у индейцев существовало рабство; в рабов обращались пленники из враждебных племён. С приходом французов, а затем британцев, часть этих пленников стали продавать колонизаторам, которые использовали их в качестве рабов, но при этом поощряли принимать христианство, и в целом режим рабства в Канаде был мягче, чем в США, где существовал массовый рабский труд на плантациях. По численности аборигены-рабы в несколько раз превосходили рабов африканского происхождения, однако даже на пике рабовладения их число не превышало нескольких тысяч. В конце 18 века было запрещено приобретать новых рабов, а британский закон об отмене рабства, принятый в 1830-х гг., окончательно упразднил его. Тем не менее, до 1970-х гг. в ряде племён запада Канады практиковалась дискриминация лиц, которые происходили от бывших рабов.

Правовой статус Править

Королевская прокламация 1763 года определила принадлежность индейских земель племенам: «Поскольку является справедливым, разумным и важным для наших интересов, а также для безопасности наших колоний, чтобы некоторые нации и племена индейцев, с которыми мы имеем контакт и которые живут под нашей защитой, не обижались и не притеснялись в их правах на владение теми частями нашего доминиона, которые не были уступлены или приобретены нами, эти земли резервируются за индейцами в качестве их охотничьих территорий».

В Канаде, в отличие от США, заключение договоров с племенами об уступке земель началось гораздо позже и продлилось дольше: с 1871 по 1921 годы. Содержание таких соглашений можно проследить на примере договора № 4, подписанного в 1874 году правительством и общинами кри и сото (передавалась часть Саскачевана): размер резерваций устанавливался в расчете 1 кв. миля (260 га) на семью из пяти человек, единовременно вождь получал в дар 25 долларов, а каждый член общины — 12 долларов, индейцам-охотникам полагались ежегодные поставки небольшого количества пороха, пуль и другого снаряжения, а тем, кто занимался земледелием, выделялся некоторый инвентарь, скот и семена. Со временем все больше распространялась практика отказа федеральных властей подписывать какие-либо соглашения с индейцами. В результате в пределах границ Канадского доминиона оказались огромные территории, вообще не охваченные договорными обязательствами: прежде всего субарктические регионы от Ньюфаундленда, Лабрадора и северного Квебека на востоке до Северо-Западных территорий, Юкона и Британской Колумбии на западе. В 1951 году был принят Индейский акт: коренные жители получили право самоуправления через советы общин, закреплено деление на статусных и прочих индейцев. Только статусные индейцы освобождались от налогов на землю и имели право выбирать местные органы в резервациях.

В 1920 году для всех детей индейцев от 7 до 15 лет сделали обязательным обучение в специальных школах-интернатах. Зачастую детей забирали из семей насильно или угрожали родителям тюрьмой, если они отказывались их отдавать. Ученикам интернатов запрещали говорить на родном языке, их заставляли трудиться на принудительных работах, зачастую подвергали физическим и сексуальным унижениям, а порой и убивали. В интернатах был очень высокий уровень смертности (прежде всего, от туберкулёза).

Вторая половина XX века — это время постепенного признания за индейцами ряда прав. Попытка премьер-министра П. Э. Трюдо уравнять индейцев в правах с остальными гражданами Канады (законопроект, известный как «белая книга 1969 г.») была ими отвергнута как мера «культурной ассимиляции». Опасения индейцев выглядели небеспочвенными в свете других мер, предпринятых Трюдо (в частности, политики принудительного изъятия индейских детей для их усыновления белыми, известной как «облава шестидесятых»). В том же 1969 году последняя канадская провинция сняла ограничения на участие индейцев в федеральных выборах. В 1973 году за нестатусными индейцами было признано право на владение землями при решении в их пользу судебных исков на неохваченные договорами территории. Конституционный акт 1982 года закрепил «признание и подтверждение существующих аборигенных и договорных прав коренных народов Канады».

В 1985 году изменён Индейский акт: устранено дискриминационное для индейских женщин положение, по которому они и их дети лишались права сохранять индейский статус и членство в общине в случае вступления в брак с неиндейцем, а ранее лишенные статуса по этой причине были в нём восстановлены. Данная норма, тем не менее, до настоящего времени оспаривается на уровне провинциальных судов в ряде индейских резерваций, пытающихся сохранить таким образом контроль за землёй и племенными привилегиями.

В 1994 году Правительство Канады признало свою вину перед коренными народами.

Языковая проблема Править

Хотя с правами индейцев во второй половине XX века ситуация улучшилась, но резко ускорились темпы исчезновения индейских языков. В послевоенной Канаде быстро шла ассимиляция: если в 1951 году 15 % аборигенов считали родным английский язык, то в 1981 году он был родным почти для 60 % канадских индейцев и эскимосов. До 1970 года в Канаде не было ни одной школы в резервации, которую бы контролировали власти резервации, а в 1980 году их действовало уже 137, и в них обучалось 8 % индейских школьников.

Крупные народы, существующие в Канаде Править

Карта провинций и территорий Канады

До 1700 Править

Самые известные народы:

Переселившиеся из США Править

  • Хункпапа (Великие равнины)
  • Санти (Великие равнины)
  • Делавары (Северо-Восток)
  • Ирокезы (Северо-Восток)

См. также Править

  • Индейские языки
  • Индейские войны
  • Индейцы Великих равнин
  • Индейцы Вудленда
  • Индейцы Плато
  • Индейцы Северо-западного побережья
  • Индейцы Субарктики
  • Геноцид индейцев
  • Классификация индейцев
  • Аборигенные языки Канады
  • Индейцы в США
  • Индейская резервация

Примечания Править

  1. Canada’s System of Justice Rights and Freedoms in Canada(неопр.) . Department of Justice Canada (31 июля 2009). Дата обращения: 6 октября 2009.Архивировано 5 апреля 2012 года.
  2. Тропой слез и надежд (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — С. 21. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/Tropoyu_slez_i_nadezhd_1990.pdf от 14 июня 2015 на Wayback Machine
  3. Тропой слез и надежд (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — С. 22. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/Tropoyu_slez_i_nadezhd_1990.pdf от 14 июня 2015 на Wayback Machine
  4. Тропой слез и надежд (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — С. 22 — 23. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/Tropoyu_slez_i_nadezhd_1990.pdf от 14 июня 2015 на Wayback Machine
  5. Тропой слез и надежд (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — С. 23. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/Tropoyu_slez_i_nadezhd_1990.pdf от 14 июня 2015 на Wayback Machine
  6. Тропой слез и надежд (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — С. 23 — 24. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/Tropoyu_slez_i_nadezhd_1990.pdf от 14 июня 2015 на Wayback Machine
  7. Тропой слез и надежд (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — С. 24. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/Tropoyu_slez_i_nadezhd_1990.pdf от 14 июня 2015 на Wayback Machine
  8. Печальная страница истории(неопр.) . Дата обращения: 15 сентября 2021.11 апреля 2021 года.
  9. Лопуленко Н. А. Опыт автономии в канадской Арктике — Нунавут. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Документ № 170. — М., 2004. — С. 9. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/neotlozhka/170-Lopulenko.pdf от 20 июня 2015 на Wayback Machine
  10. Тропой слез и надежд (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — С. 84. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/Tropoyu_slez_i_nadezhd_1990.pdf от 14 июня 2015 на Wayback Machine
  11. Тропой слез и надежд (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — С. 87. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/Tropoyu_slez_i_nadezhd_1990.pdf от 14 июня 2015 на Wayback Machine
  12. Тропой слез и надежд (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — С. 88 — 89. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/Tropoyu_slez_i_nadezhd_1990.pdf от 14 июня 2015 на Wayback Machine
  13. Лопуленко Н. А. Опыт автономии в канадской Арктике — Нунавут. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Документ № 170. — М., 2004. — С. 11. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/neotlozhka/170-Lopulenko.pdf от 20 июня 2015 на Wayback Machine
  14. Тропой слез и надежд (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — С. 176. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/Tropoyu_slez_i_nadezhd_1990.pdf от 14 июня 2015 на Wayback Machine
  15. Тропой слез и надежд (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — С. 235. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/Tropoyu_slez_i_nadezhd_1990.pdf от 14 июня 2015 на Wayback Machine

Ссылки Править

  • (фр.) Индейцы в американской истории
  • Переговоры государства с Первыми народами Канады — Исторический анализ, иллюстрированный фотографиями, гравюрами и рисунками
  • (англ.)
  • Коренные американцы
  • Кем были первые жители Америки? — сайт «chez Cousture», Квебек
  • Политкорректный геноцид ШАТУРИН Михаил(недоступная ссылка)

Википедия, чтение, книга, библиотека, поиск, нажмите, истории, книги, статьи, wikipedia, учить, информация, история, скачать, скачать бесплатно, mp3, видео, mp4, 3gp, jpg, jpeg, gif, png, картинка, музыка, песня, фильм, игра, игры

Дата публикации: Октябрь 01, 2023, 11:07 am
Самые читаемые

Курский медицинский институт

Курский округ

Курско-Киевская железная дорога

Кубок мира по скелетону 2012/2013

Кубок европейских чемпионов 1989—1990

Кубок УЕФА 1990—1991

Кубок УЕФА 1983-1984

Кубок УЕФА 1988—1989

Кубок УЕФА 1985—1986

Куанышев, Оразбек Султанович

© Copyright 2021, Все права защищены.

Inde jcy rezhe amerikanskie indejcy pervye zhiteli severoamerikanskogo kontinenta prezhde nazyvaemogo Vest Indiej otkuda i poshlo samo nazvanie indejcy za isklyucheniem eskimosov i aleutov Indejcy eskimosy i aleuty vmeste mogut nazyvatsya korennye narody korennoe naselenie aborigennye narody indejcy KanadyChislennost 1 200 000Rasselenie territoriya KanadaYazyk Aborigennye yazyki Kanady naibolee rasprostranennye kri odzhibva innu Anglijskij FrancuzskijReligiya hristianstvo animizmVhodit v indejcy Severnoj i Yuzhnoj AmerikiEtnicheskie gruppy Algonkiny Mediafajly na VikiskladeIndeec tlicho Ris britanskogo polyarnogo issledovatelya i voennogo moryaka Dzhordzha Baka 1825 Drevnie indejskie nakonechniki strel i kopijSemi indejskih yazykov i izolyatov v Severnoj AmerikeVyrazhenie krasnokozhie yavlyaetsya ustarevshim i sejchas ne ispolzuetsya v anglijskom yazyke V angloyazychnoj Kanade ispolzuyut vyrazheniya Native Canadians korennye kanadcy Native Peoples korennoe naselenie First Nations pervye narody ili Aboriginal Peoples korennoe naselenie prichyom vyrazhenie First Nations pervye narody ne primenyaetsya k Metis metisy i Inuits eskimosy 1 V Kvebeke v nastoyashee vremya chashe ispolzuetsya vyrazhenie Autochtone korennoj zhitel Odnako eti vyrazheniya zachastuyu otvergayutsya zainteresovannymi licami kotorye predpochitayut chtoby ih nazyvali naimenovaniyami ih narodov istochnik ne ukazan 1647 dnej Soglasno Kvebekskomu upravleniyu francuzskogo yazyka vyrazhenie premiere nation pervyj narod vzyatoe i otdelyonnoe ot nazvaniya Sobraniya pervyh narodov ne dolzhno ispolzovatsya kak sinonim vyrazhenij peuple narod communaute obshina ili nation naciya narod a vo mnozhestvennom chisle kak sinonim vyrazhenij Autochtones korennye zhiteli Indiens Amerindiens indejcy amerikanskie indejcy Metis metisy i Inuits eskimosy Soderzhanie 1 Demografiya 2 Rabstvo sredi indejcev 3 Pravovoj status 4 Yazykovaya problema 5 Krupnye narody sushestvuyushie v Kanade 5 1 Do 1700 5 2 Pereselivshiesya iz SShA 6 Sm takzhe 7 Primechaniya 8 SsylkiDemografiya PravitV XX veke chislennost indejcev v Kanade uvelichilas v desyat raz V period mezhdu 1900 i 1950 naselenie uvelichilos lish na 29 no posle 1960 h godov uroven mladencheskoj smertnosti v rezervaciyah rezko upal i chislennost naseleniya vyrosla na 161 Nachinaya s 1980 h godov chislo indejskih mladencev uvelichilos bolshe chem v dva raza i v nastoyashee vremya pochti polovina indejskogo naseleniya molozhe 25 let V rezultate chislennost indejskogo naseleniya v Kanade kak ozhidaetsya rezko vozrastyot v blizhajshie desyatiletiya Po perepisi naseleniya 2006 chislennost indejcev v Kanade sostavila 732 520 chelovek Rabstvo sredi indejcev PravitOsnovnaya statya Rabstvo v Kanade Eshyo do prihoda evropejcev u indejcev sushestvovalo rabstvo v rabov obrashalis plenniki iz vrazhdebnyh plemyon S prihodom francuzov a zatem britancev chast etih plennikov stali prodavat kolonizatoram kotorye ispolzovali ih v kachestve rabov no pri etom pooshryali prinimat hristianstvo i v celom rezhim rabstva v Kanade byl myagche chem v SShA gde sushestvoval massovyj rabskij trud na plantaciyah Po chislennosti aborigeny raby v neskolko raz prevoshodili rabov afrikanskogo proishozhdeniya odnako dazhe na pike rabovladeniya ih chislo ne prevyshalo neskolkih tysyach V konce 18 veka bylo zapresheno priobretat novyh rabov a britanskij zakon ob otmene rabstva prinyatyj v 1830 h gg okonchatelno uprazdnil ego Tem ne menee do 1970 h gg v ryade plemyon zapada Kanady praktikovalas diskriminaciya lic kotorye proishodili ot byvshih rabov Pravovoj status PravitKorolevskaya proklamaciya 1763 goda opredelila prinadlezhnost indejskih zemel plemenam Poskolku yavlyaetsya spravedlivym razumnym i vazhnym dlya nashih interesov a takzhe dlya bezopasnosti nashih kolonij chtoby nekotorye nacii i plemena indejcev s kotorymi my imeem kontakt i kotorye zhivut pod nashej zashitoj ne obizhalis i ne pritesnyalis v ih pravah na vladenie temi chastyami nashego dominiona kotorye ne byli ustupleny ili priobreteny nami eti zemli rezerviruyutsya za indejcami v kachestve ih ohotnichih territorij 2 V Kanade v otlichie ot SShA zaklyuchenie dogovorov s plemenami ob ustupke zemel nachalos gorazdo pozzhe i prodlilos dolshe s 1871 po 1921 gody 3 Soderzhanie takih soglashenij mozhno prosledit na primere dogovora 4 podpisannogo v 1874 godu pravitelstvom i obshinami kri i soto peredavalas chast Saskachevana razmer rezervacij ustanavlivalsya v raschete 1 kv milya 260 ga na semyu iz pyati chelovek edinovremenno vozhd poluchal v dar 25 dollarov a kazhdyj chlen obshiny 12 dollarov indejcam ohotnikam polagalis ezhegodnye postavki nebolshogo kolichestva poroha pul i drugogo snaryazheniya a tem kto zanimalsya zemledeliem vydelyalsya nekotoryj inventar skot i semena 4 So vremenem vse bolshe rasprostranyalas praktika otkaza federalnyh vlastej podpisyvat kakie libo soglasheniya s indejcami V rezultate v predelah granic Kanadskogo dominiona okazalis ogromnye territorii voobshe ne ohvachennye dogovornymi obyazatelstvami prezhde vsego subarkticheskie regiony ot Nyufaundlenda Labradora i severnogo Kvebeka na vostoke do Severo Zapadnyh territorij Yukona i Britanskoj Kolumbii na zapade 5 V 1951 godu byl prinyat Indejskij akt korennye zhiteli poluchili pravo samoupravleniya cherez sovety obshin zakrepleno delenie na statusnyh i prochih indejcev 6 Tolko statusnye indejcy osvobozhdalis ot nalogov na zemlyu i imeli pravo vybirat mestnye organy v rezervaciyah 7 V 1920 godu dlya vseh detej indejcev ot 7 do 15 let sdelali obyazatelnym obuchenie v specialnyh shkolah internatah Zachastuyu detej zabirali iz semej nasilno ili ugrozhali roditelyam tyurmoj esli oni otkazyvalis ih otdavat Uchenikam internatov zapreshali govorit na rodnom yazyke ih zastavlyali truditsya na prinuditelnyh rabotah zachastuyu podvergali fizicheskim i seksualnym unizheniyam a poroj i ubivali V internatah byl ochen vysokij uroven smertnosti prezhde vsego ot tuberkulyoza 8 Vtoraya polovina XX veka eto vremya postepennogo priznaniya za indejcami ryada prav Popytka premer ministra P E Tryudo uravnyat indejcev v pravah s ostalnymi grazhdanami Kanady zakonoproekt izvestnyj kak belaya kniga 1969 g byla imi otvergnuta kak mera kulturnoj assimilyacii Opaseniya indejcev vyglyadeli nebespochvennymi v svete drugih mer predprinyatyh Tryudo v chastnosti politiki prinuditelnogo izyatiya indejskih detej dlya ih usynovleniya belymi izvestnoj kak oblava shestidesyatyh V tom zhe 1969 godu poslednyaya kanadskaya provinciya snyala ogranicheniya na uchastie indejcev v federalnyh vyborah 9 V 1973 godu za nestatusnymi indejcami bylo priznano pravo na vladenie zemlyami pri reshenii v ih polzu sudebnyh iskov na neohvachennye dogovorami territorii 10 Konstitucionnyj akt 1982 goda zakrepil priznanie i podtverzhdenie sushestvuyushih aborigennyh i dogovornyh prav korennyh narodov Kanady 11 V 1985 godu izmenyon Indejskij akt ustraneno diskriminacionnoe dlya indejskih zhenshin polozhenie po kotoromu oni i ih deti lishalis prava sohranyat indejskij status i chlenstvo v obshine v sluchae vstupleniya v brak s neindejcem a ranee lishennye statusa po etoj prichine byli v nyom vosstanovleny 12 Dannaya norma tem ne menee do nastoyashego vremeni osparivaetsya na urovne provincialnyh sudov v ryade indejskih rezervacij pytayushihsya sohranit takim obrazom kontrol za zemlyoj i plemennymi privilegiyami V 1994 godu Pravitelstvo Kanady priznalo svoyu vinu pered korennymi narodami 13 Yazykovaya problema PravitHotya s pravami indejcev vo vtoroj polovine XX veka situaciya uluchshilas no rezko uskorilis tempy ischeznoveniya indejskih yazykov V poslevoennoj Kanade bystro shla assimilyaciya esli v 1951 godu 15 aborigenov schitali rodnym anglijskij yazyk to v 1981 godu on byl rodnym pochti dlya 60 kanadskih indejcev i eskimosov 14 Do 1970 goda v Kanade ne bylo ni odnoj shkoly v rezervacii kotoruyu by kontrolirovali vlasti rezervacii a v 1980 godu ih dejstvovalo uzhe 137 i v nih obuchalos 8 indejskih shkolnikov 15 Krupnye narody sushestvuyushie v Kanade Pravit nbsp Karta provincij i territorij KanadyDo 1700 Pravit Samye izvestnye narody algonkiny vostochnye lesa kri innu montane i naskapi odzhibve mikmaki irokezy vostochnye lesa guronyPereselivshiesya iz SShA Pravit Hunkpapa Velikie ravniny Santi Velikie ravniny Delavary Severo Vostok Irokezy Severo Vostok Sm takzhe PravitIndejskie yazyki Indejskie vojny Indejcy Velikih ravnin Indejcy Vudlenda Indejcy Plato Indejcy Severo zapadnogo poberezhya Indejcy Subarktiki Genocid indejcev Klassifikaciya indejcev Aborigennye yazyki Kanady Indejcy v SShA Indejskaya rezervaciyaPrimechaniya Pravit Canada s System of Justice Rights and Freedoms in Canada neopr Department of Justice Canada 31 iyulya 2009 Data obrasheniya 6 oktyabrya 2009 Arhivirovano 5 aprelya 2012 goda Tropoj slez i nadezhd Kniga o sovremennyh indejcah SShA i Kanady M Mysl 1990 S 21 Rezhim dostupa http static iea ras ru books Tropoyu slez i nadezhd 1990 pdf Arhivnaya kopiya ot 14 iyunya 2015 na Wayback Machine Tropoj slez i nadezhd Kniga o sovremennyh indejcah SShA i Kanady M Mysl 1990 S 22 Rezhim dostupa http static iea ras ru books Tropoyu slez i nadezhd 1990 pdf Arhivnaya kopiya ot 14 iyunya 2015 na Wayback Machine Tropoj slez i nadezhd Kniga o sovremennyh indejcah SShA i Kanady M Mysl 1990 S 22 23 Rezhim dostupa http static iea ras ru books Tropoyu slez i nadezhd 1990 pdf Arhivnaya kopiya ot 14 iyunya 2015 na Wayback Machine Tropoj slez i nadezhd Kniga o sovremennyh indejcah SShA i Kanady M Mysl 1990 S 23 Rezhim dostupa http static iea ras ru books Tropoyu slez i nadezhd 1990 pdf Arhivnaya kopiya ot 14 iyunya 2015 na Wayback Machine Tropoj slez i nadezhd Kniga o sovremennyh indejcah SShA i Kanady M Mysl 1990 S 23 24 Rezhim dostupa http static iea ras ru books Tropoyu slez i nadezhd 1990 pdf Arhivnaya kopiya ot 14 iyunya 2015 na Wayback Machine Tropoj slez i nadezhd Kniga o sovremennyh indejcah SShA i Kanady M Mysl 1990 S 24 Rezhim dostupa http static iea ras ru books Tropoyu slez i nadezhd 1990 pdf Arhivnaya kopiya ot 14 iyunya 2015 na Wayback Machine Pechalnaya stranica istorii neopr Data obrasheniya 15 sentyabrya 2021 Arhivirovano 11 aprelya 2021 goda Lopulenko N A Opyt avtonomii v kanadskoj Arktike Nunavut Issledovaniya po prikladnoj i neotlozhnoj etnologii Dokument 170 M 2004 S 9 Rezhim dostupa http static iea ras ru neotlozhka 170 Lopulenko pdf Arhivnaya kopiya ot 20 iyunya 2015 na Wayback Machine Tropoj slez i nadezhd Kniga o sovremennyh indejcah SShA i Kanady M Mysl 1990 S 84 Rezhim dostupa http static iea ras ru books Tropoyu slez i nadezhd 1990 pdf Arhivnaya kopiya ot 14 iyunya 2015 na Wayback Machine Tropoj slez i nadezhd Kniga o sovremennyh indejcah SShA i Kanady M Mysl 1990 S 87 Rezhim dostupa http static iea ras ru books Tropoyu slez i nadezhd 1990 pdf Arhivnaya kopiya ot 14 iyunya 2015 na Wayback Machine Tropoj slez i nadezhd Kniga o sovremennyh indejcah SShA i Kanady M Mysl 1990 S 88 89 Rezhim dostupa http static iea ras ru books Tropoyu slez i nadezhd 1990 pdf Arhivnaya kopiya ot 14 iyunya 2015 na Wayback Machine Lopulenko N A Opyt avtonomii v kanadskoj Arktike Nunavut Issledovaniya po prikladnoj i neotlozhnoj etnologii Dokument 170 M 2004 S 11 Rezhim dostupa http static iea ras ru neotlozhka 170 Lopulenko pdf Arhivnaya kopiya ot 20 iyunya 2015 na Wayback Machine Tropoj slez i nadezhd Kniga o sovremennyh indejcah SShA i Kanady M Mysl 1990 S 176 Rezhim dostupa http static iea ras ru books Tropoyu slez i nadezhd 1990 pdf Arhivnaya kopiya ot 14 iyunya 2015 na Wayback Machine Tropoj slez i nadezhd Kniga o sovremennyh indejcah SShA i Kanady M Mysl 1990 S 235 Rezhim dostupa http static iea ras ru books Tropoyu slez i nadezhd 1990 pdf Arhivnaya kopiya ot 14 iyunya 2015 na Wayback MachineSsylki Pravit fr Audiozapis mp3 nachala knigi Nelsii Delanoe i Zhoeli Rostkovskoj Indejcy v amerikanskoj istorii Etnograficheskaya kollekciya muzeya kanadskoj istorii Makkorda Peregovory gosudarstva s Pervymi narodami Kanady Istoricheskij analiz illyustrirovannyj fotografiyami gravyurami i risunkami angl Tradiciya dvudushiya Korennye amerikancy Issledovanie i kolonizaciya Severnoj Ameriki Kem byli pervye zhiteli Ameriki sajt chez Cousture Kvebek Korennoj narod Kvebeka Politkorrektnyj genocid ShATURIN Mihail nedostupnaya ssylka Istochnik https ru wikipedia org w index php title Indejcy Kanady amp oldid 123826508

Что мы знаем о коренных жителях Канады?

Коренных жителях Канады

На него невозможно было не обратить внимание: 2 метра ростом, орлиный профиль (теперь я точно знаю, что это такое), изумительный бирюзовый оттенок костюма! Я на него смотрела, смотрела, смотрела! А потом он, понимая, что я сверлю его глазами, заулыбался и говорит: “Хочешь сфотографироваться?” Я кинулась к нем, это большая редкость для индейца делать такие предложения, они вообще не сторонники фотографироваться! Глядя на него я подумала: “Что мы знаем о коренных жителях Канады?”

Все торжества у североамериканских индейцев по случаю празднования POW WOW завершились. Участники разъехались по своим домам и племенам. Я не буду вам рассказывать про этот праздник никаких подробностей, вы с легкостью найдете эту информацию на других сайтах. И немного я уже говорила об этом в анонсе – POW WOW – праздник североамериканских индейцев.

Давайте, мы – гости, приглашенные на этот праздник, зададим себе следующие вопросы:

  • что мы вообще знаем о первых нациях Канады (First Nations)?
  • сколько их всего на сегодняшний день проживает в Канаде?
  • в какой провинции их больше? а в какой меньше?
  • какая у них средняя продолжительность жизни?
  • говорят ли они дома на своем родном языке, или уже без английского и французского языков комфортно проживать на территории просторной Канады им не представляется возможным? и т.д.

Все эти вопросы мелькали у меня в голове во время самого торжества в городке Оданак, куда я и приехала, чтобы увидеть первый раз этот праздник. Почему я выбрала из множества мест именно это для своего визита, читайте предыдущие статьи:

  • Туристическая индустрия аборигенов Канады: музей племени Абенаки
  • В гостях у племени Абенаки

Немного истории

1867 год – год образования канадской конфедерации, 150 лет которой мы всей страной отмечали в прошлом году, именно в этом 1867 году по переписи индейского населения после долгого и не всегда дружественного процесса привыкания друг к другу индейцев и европейцев насчитывалось всего лишь 100 – 120 тыс. человек по всей Канаде. Сегодня же только в одной провинции Квебек численность населения коренных жителей около 142 тыс. человек. Они представлены десятью группами индейских племен и северным народом – инуиты.

Именно этот мужчина из всех представителей аборигенного населения, которые присутствовали на празднике POW WOW в Оданаке, вызывал у меня своим внешним видом чувство грусти. Посмотрите в его глаза: в них и боль, и задумчивость, и безумная глубина

Аборигенное население Канады

Существует такое понятие как “зарегистрированное аборигенное население Канады” – это индейцы (около 69%), метисы – потомки смешанных семей индейцев и европейцев (около 26%) и эскимосы или инуиты (около 5%). Все эти три группы определены конституцией, как коренные народы Канады. Но есть еще и те, кто претендует на статус своего аборигенного происхождения, но не имеет достаточных доказательств. По переписи населения в середине 90-х годов около 1,1 млн человек имели статус аборигенного происхождения. Посмотрите, какой прирост по сравнению с 1867 годом, когда их оставалось только около 120 тыс. А уже в 2016 году эта цифра достигла 1.6 млн человек, что составляет примерно 4 % от всего населения Канады.

Аборигенное население Канады

Когда индейцы племени Абенакис кружились в танце, то это было действительно очень колоритно и ярко. Они всех желающих приглашали в шумную компанию. И я решилась на это дважды. Как сказал мне один из самых пожилых гостей, который приехал из Штата Вермонт (США): “Не пытайся заучить движения, танец должен быть от сердца…”

Доля коренных жителей Канады по провинциям

Расселение аборигенного населения по стране происходит совершенно неравномерно:

  • Манитоба, Альберта и Саскачеван – около 45%
  • Британская Колумбия – около 18 %
  • Онтарио – около 17%
  • Квебек – около 9 %
  • все Атлантические провинции – около 5 %
  • Северо – Западные территории и Юкон – около 5 %
  • Нунавут – около 1 %

Интересно то, что именно в Северо – Западных территориях, Юконе и Нунавуте коренные жители являются значительной, если не основной, частью населения. Например, в Нунавуте 85 % населения это инуиты.

Доля коренных жителей Канады по провинциям

На изготовление костюма для ежегодного торжества индеец тратит около месяца. Как правило, он делает это самостоятельно, вручную и без привлечения помощи со стороны своей супруги или других членов семьи. Глядя на некоторых участников праздника, думалось: “Встреть я его на улице и без костюма, никогда бы не поняла, что он – потомственный индеец!”

Перья индейцев

Про возраст

Средний возраст коренного населения Канады около 27 лет! И это связано не с высокой рождаемостью и большим количеством детей в семье, к сожалению, эта статистика – результат более короткой продолжительности жизни.

Именно этот индеец из Штата Вермонт (США) рассказывал мне про таинства танца, который должен быть от сердца.

индейский мальчик

А это – маленький участник торжества. Он всегда выходил танцевать со своим отцом и был очень серьезен.

А вот еще один воин…

Кочевой образ жизни

8 из 10-ти коренных жителей Канады на сегодняшний день проживают в Онтарио и остальных провинциях Канады, которые располагаются западнее. Около 25 000 коренных жителей страны имеют запись регистрации в нескольких провинциях, что подтверждает их все еще кочевой образ жизни, а также говорит и о том, что малая часть от всего общего количества готова покидать зоны резерваций и отправляться за лучшей жизнью за пределы своего постоянного места жительства.

Я с жадностью вглядывалась в детали костюмов индейцев, ведь они были все, как из фильмов моего детства. Вы только посмотрите на эту красоту, а какие бубенчики, а как они звенят во время танца!

Дети аборигенов

Дети аборигенов чаще проживают в больших семьях вместе со своими родителями, а также бабушками и дедушками нежели их канадские сверстники неаборигенного происхождения. Маленький пример: в 2006 году каждый третий из десяти ребенок – инуит возрастом до 6 лет проживал со своими братьями и сестрами, которых уже 3-е помимо него самого!

Советским людям очень даже понятен этот процесс долгого проживания с родителями, бабушками и дедушками. У нас это называлось Счастливое Детство. Бабушкина квартира напротив на одной площадке, или в том же подъезде, или в том же доме, ну, уж на крайний случай в соседнем доме. Такая территориальная близость всегда была залогом ежедневных вкусных бабушкиных пирожков и долгой прогулки по дороге домой из школы. Помните, как это было?

Первые школы – интернаты

Практически сразу же после обнаружения нового континента европейцы стали вовлекать местное население в свою культуру, язык, религию, но официально первые школы – интернаты для коренных жителей или “индустриальные школы” открываются в 1883 году в Северо-Западных территориях, а затем быстро и широко распространились по всей территории страны. Основной задачей таких школ – интернатов было обучение местного населения различным промышленным ремеслам. У нас в Квебеке это тоже происходило. Подробные фото в этих публикациях: Туристическая индустрия аборигенов Канады: музей племени Абенаки и В гостях у племени Абенаки.

Головной убор индейского воина – это впечатляющий головной убор из перьев, и эти уборы можно часто видеть в западных фильмах и телевизионных шоу по тематике североамериканских индейцев. Но мало кто знает, что такие перья могли и могут носить только представители нескольких индейских племен, в их числе одно из самых многочисленных племен Канады Алгонкуин ( Algonkin, Algonquin). Как правило, такой головной убор изготавливался из орлиных перьев или перьев птицы беркут. Каждое перо, по идее, означало какой-либо мужественный поступок, который совершил владелец головного убора.

Создание резерваций

По статистике 2011 года около 600 племен проживало на тот период в Канаде. Все эти племена были распределены неравномерно по стране и проживали в резервациях, которых насчитывалось около 2370. Эти все территории определены, как резервации, но реально заселены только около 900. Средний размер резервации в Канаде около 2-х тысяч гектаров. Вот как об этом пишут исследователи С. Оун и Д. Грир из Университета Виктории: “С насаждением европейской формы правления в XIX веке традиционные земли коренного населения отбирались именем Короны, обычно без договора, а аборигенное население концентрировалось в маленьких “резервациях”, которые и близко не напоминали территории, некогда обеспечивавшие поддержание их образа жизни. Леса на землях Короны тогда, как и сейчас, покрывали свыше 90% земельного фонда провинции…”. Исторически в Канаде использовались два пути построения “взаимоотношений” с коренным населением – создание резерваций и ассимиляция с пришлым населением.

Уровень преступности

Достаточно высок уровень преступности среди аборигенного населения, по статистике даже 20-летней давности мы можем проследить, что 17% всех заключенных в тюрьмах Канады – это коренное население, а ведь они составляют наименьшую группу населения Канады в целом. Уровень самоубийств среди подростков до 15 лет у них выше в 5 раз по сравнению со сверстниками других этнических групп.

Это холодное оружие – элемент костюма одного из индейцев, который стоит слева от меня на следующем фото. Он сам предложил его рассмотреть и дал нам его в руки, это редкость… После основных торжеств было объявлено: “Если вы видите, что на земле лежит что-то от костюма индейца (перья, ткань и т.д.), то вы не можете это брать в руки, вы должны сообщить об этом владельцу или другому представителю общины”. А тут вдруг сам предложил и дал в руках подержать. Я же говорю, редкость!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *