Казанский собор почему так называется
Перейти к содержимому

Казанский собор почему так называется

  • автор:

Казанский Кафедральный собор — отражение римского собора Святого Петра в Санкт-Петербурге

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге

Казанский собор — одна из драгоценных жемчужин Санкт-Петербурга и храм русской воинской славы. Это важнейший объект культурного и религиозного наследия России. В Казанском венчались все члены царской семьи. Генерал-фельдмаршал русской армии Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов нашел там свой последний приют, а Петра Чайковского в Казанском отпевали.

Напротив собора находится знаменитый Дом Зингера или Дом книги.

Добраться до Кафедрального собора вы можете на метро. Надо доехать до станции «Невский проспект» и выйти на Канал Грибоедова.

Когда вы выйдете из метро и посмотрите на другую сторону Невского проспекта, то именно Казанский собор и сквер перед ним привлекут ваш взгляд.

Где находится Казанский собор и почему именно там

Современный адрес: Казанская площадь, д.2.

Собор построен на месте придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте.

Эта церковь была освящена в 1737 году в присутствии императрицы Анны Иоанновны. В ней венчался, тогда еще цесаревич, будущий император Павел I, сын Петра III и Екатерины II Великой.

В ней же Екатерине II присягнули гвардия, Сенат и Синод после её дворцового переворота в 1762 году.

Это была придворная церковь императорской семьи.

Икона Казанской Божией Матери

Церковь строили именно для чудотворной иконы Казанской Божией Матери, поэтому её часто называли Казанским собором. После освящения церкви икона была перевезена в Санкт-Петербург из Москвы. Эта икона была семейной реликвией дома Романовых.

По официальной версии церковь разобрали в 1811 году из-за того, что она обветшала, хотя простояла она немногим более 60 лет. Но эта ли была реальная причина — история умалчивает.

Более вероятной кажется версия, что церковь больше не вписывалась в перспективу Невского проспекта. Уж слишком шикарные дворцы и храмы других конфессий были построены вокруг неё. Было просто необходимо возвести такой православный храм, который затмил бы всё вокруг. Так и появилась идея строительства Казанского собора.

Кто захотел построить и почему

Казанский собор решил построить император Павел I. Он захотел, чтобы создали новый великолепный храм для чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Император посчитал, что столице могущественной Империи не к лицу иметь на главном проспекте скромную церковь и задумал возвести величественный собор.

Откуда появилась знаменитая колоннада Казанского

Когда Павел I путешествовал по Европе, в 1780-х годах, на него произвел сильное впечатление собор Святого Петра в Ватикане, и он пожелал, чтобы и Санкт-Петербург украсило столь же величественное здание.

Идея строительства

Над проектами нового собора работали многие архитекторы.

Главным требованием Павла было наличие у собора колоннады, подобной монументальной колоннаде Берини, обрамляющей двумя полукружиями площадь Святого Петра в Ватикане.

Проект Кварнеги и Львова так и остался на бумаге.

Павел I не принял проекты Гонзаго, Камерона и Тома де Томона.

И только через год, в 1801, Павел I получил проект, который его покорил. И строительство было поручено талантливому сорокалетнему архитектору А.Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А.С. Строганова.

Павлу не удалось увидеть Казанский собор. Он был убит в год начала строительства. Но его идею воплотил в камень император Александр I.

Казанский Кафедральный собор в Санкт-Петербурге на Невском проспекте

Откуда финансировали

Казне строительство Казанского Кафедрального собора обошлось в 4,7 миллиона царских рублей. Внушительная сумма, но и храм получился очень величественный.

Как строили

Собор построили всего за 10 лет. В сентября 1811 года он был уже освящен митрополитом Амвросием, в присутствии Александра I. В том же году была разобрана церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

На участке, где должен был поместиться собор, стояли одиннадцать мелких домиков. Их владельцам выдали по пятьсот рублей и переселили. С первых дней строительства за ходом работ следила специальная Комиссия, которая поручила контроль над стройкой известному архитектору И.Е. Старову. Всем же проектом руководил его автор – Воронихин.

Основным строительным материалом для собора стал пудостьский камень, который добывали недалеко от Гатчины, в деревне Пудость. Он был похож на травертино, им облицованы стены католического собора Святого Петра в Ватикане.

Пудостьский камень легко добывался, его можно было пилить и резать. Чтобы пористость камня не повлияла на долговечность постройки во влажном климате Санкт-Петербурга, Воронихин затирал поверхность рижским алебастром и покрывал наружные стороны серовато-желтой краской, которая имитировала основной оттенок пудостьского камня.

Отделочные работы в соборе шли до конца 1829 года, ими руководил уже Огюст Монферран.

Создание столь величественного собора не осталось без внимания. 01 января 1811 года А.Н. Воронихин был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дающего право на потомственное дворянство. Осенью того же года, после освящения собора, архитектор был «пожалован кавалером ордена Святой Анны 2 класса, украшенным бриллиантами, а также пенсиею».

А в 1837 году на площади перед собором установили памятники великим фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли. Но это уже совсем другая история.

Вид на Казанский собор 19 век Петербург

Как использовали собор

До революции 1917 года собор использовали по его прямому назначению. А вот после смены власти его роль резко изменилась.

В 1923 году собор перешёл к обновленцам, и с середины 1920-х годов служил кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии.

В январе 1932 года Казанский был закрыт, а в ноябре 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. Музей работал в Казанском почти 70 лет.

Богослужения в Казанском возобновились в мае 1991 года, после очередной смены власти в России.

Полное освящение собора состоялось в конце марта 1998 года.

В 2000 году собор был окончательно возвращён РПЦ (Русской Православной Церкви) и получил статус кафедрального.

После возвращения Казанского в лоно РПЦ, Музей истории религии и атеизма переехал на Почтамтскую ул., д. 14/5 (ближайшая станция метро «Адмиралтейская»).

Почему именно Казанский

Название собор получил по главной святыне, которая в нем хранилась и хранится – чудотворной иконе Казанской Божией Матери.

Икона переехала в собор из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где находилась с 1737 по 1811 года.

Легенды Казанского

Первая легенда

В народе говорят, что когда в России появится мудрый, правдивый и честный правитель, архангелы займут свои места перед Казанским собором.

Для архангелов были построены каменные пьедесталы, на которых до 1824 года стояли гипсовые статуи архангелов. В будущем их планировали заменить на бронзовые, но пьедесталы до сих пор пустуют.

Вторая легенда

Казанская икона Божьей Матери была семейной реликвией дома Романовых. А Казанский собор был придворным храмом, он унаследовал эту роль от церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

В соборе венчались все члены царской семьи и хранились многочисленные подарки. Здесь же, в 1913 году, отмечала свое 300-летие династия Романовых. Но из-за того, что на празднование пришло слишком много народа — образовалась толпа. Тогда, по официальным сводкам, погибло 34 человека.

После этого в народе стали говорить о плохом знаке, знаке тревоги, и о том, что правление династии скоро закончится.

Повлияло это событие на будущее или нет — история умалчивает. Но через 4 года, в 1917, династия Романовых пала.

Казанский собор: как придворная церковь стала одним из крупнейших храмов Петербурга

Собор Казанской иконы Божией Матери — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. О создании собора, продолжительном строительстве, советской и современной жизни храма — рассказываем в нашем материале.

Фото: Artyom Panfilov / unsplash.com

История

История собора начинается со строительства придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в 1733 году, куда был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери. Церковь в народе зачастую называли Казанским собором, а во время правления Екатерины Петровны название стало официальным.

В 1799 году по указу Павла I был открыт конкурс на лучший проект будущего храма, который предполагалось построить на месте церкви. Требованием императора было включение в храмовый комплекс колоннады. Вскоре Павел I утвердил проект Чарльза Камерона, однако, уже в ноябре 1800 года император изменил своё решение, отдав предпочтение идее малоизвестного архитектора Андрея Воронихина.

Фото: shutterstock.com

Проект Воронихина напоминал усовершенствованный ватиканский собор Святого Петра. Архитектор изменил расположение колоннады так, что она включала здание в общий ансамбль Невского проспекта и скрывала некоторую асимметрию храма.

Собор заложили 1801 году в присутствии императора Александра I и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Строительство было завершено к 1811 году, а Андрей Воронихин получил в награду орден Святого Владимира 4-й степени. Несмотря на то, что основная часть строительства была завершена, внутренняя отделка продолжалась до 1829 года.

После Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал символом победы над армией Наполеона. В храм были перенесены французские знамёна, штандарты, ключи от покорённых городов и жезл маршала Даву. Годом позже здесь был похоронен Михаил Кутузов.

Фото: Vitali Adutskevich / unsplash.com

В 1870-х годах в соборе действовала благотворительная организация, в состав которой входили приюты для детей и пожилых, столовая, учебные заведения и дешёвые квартиры. При этом храм всё ещё оставался придворным — в нём проходили венчания, юбилеи и другие мероприятия царской семьи.

В время революции внутреннее убранство храма значительно пострадало, а многие его элементы были перенесены в музеи. В 1923 году Казанский собор передали обновленцам, а в 1932 году закрыли. С купола сняли крест и заменили его позолоченным шаром, а в самом храме открыли Музей истории религии и атеизма. Благодаря тематике музея многие оставшиеся в соборе ценности были сохранены.

Фото: Vitali Adutskevich / unsplash.com

Во время Блокады Казанский собор пострадал от нескольких попавших в него снарядов. Памятники командующим Отечественной войны остались на своём месте, а солдаты, отправляясь на фронт, отдавали почести полководцам. В 1946 году соборный комплекс был дополнен фонтаном, чугунная ограда которого была выполнена по проекту Воронихина.

4 ноября 1990 года в Казанском соборе впервые после длительного перерыва была проведена литургия в честь праздника Казанской иконы Божией Матери. Храм начинал постепенно возвращаться к прежней жизни. В 2000 году Казанский собор был окончательно передан Русской Православной Церкви, а Музей истории религии переехал в другое здание.

Фото: Ilya Ignatiev / unsplash.com

Интересные факты

1. Колоннады собора насчитывают в сумме 150 колонн, 54 из которых находятся снаружи, а 96 — внутри.

2. Архитектор Андрей Воронихин происходил из крепостных крестьян графа Александра Строганова. С позволения графа Воронихин учился в Москве, а позже был отправлен в Женеву.

Фото: Roman Savchenko / unsplash.com

3. Казанский собор считается музеем российского природного камня. При его строительстве использовали: известковый туф, пудостский камень, похожий на итальянский травертино, карельский мрамор, порфир, яшму и розовый гранит.

4. При возведении собора впервые использовались металлические конструкции. Купол храма стал первым, выполненным из ковкого железа.

Фото: iam_os / unsplash.com

5. В советское время в здании Казанского собора находилось самое крупное собрание книг по истории религии. Его библиотекой активно пользовались учёные.

6. Собор в короткие сроки стал одной из главных достопримечательностей города. Именно в честь него были названы Казанская улица, Казанская площадь и Казанский остров. До сих пор храм является одним из самых известных исторических сооружений в России и Европе.

История строительства

История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто «першпективой», соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.

Церковь Рождества Богородицы.

В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны. В нее были перенесена Казанская икона Божией Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором. Прямоугольное в плане здание было вытянуто вдоль проспекта. Над входом возвышалась многоярусная колокольня со шпилем, которую уравновешивал высокий восьмигранный барабан с куполом. В храме совершались не только обычные службы, но и архиерейские богослужения, а также бракосочетания лиц царственной династии. 3 июля 1739 г. в нем было совершено «законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским». С церковью Рождества Богородицы связано одно из самых драматических событий русской истории XVIII в. — приход к власти Екатерины II в 1762 г. в результате дворцового переворота. 28 июня в 8 часов утра гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице в стенах Казанского собора (церкви Рождества Богородицы). Нередко в храме праздновались такие события, как заключения мира, победы над неприятелем и другие. Так, после завершения русско-турецкой войны 1768-1774 гг. императрица обратилась к Санкт-Петербургскому архиепископу со следующими словами: «Преосвященный Владыко Гавриил! Намерена я завтрашний день, то есть в воскресенье, принести благодарственные Всевышнему молитвы за дарованный мир в церкви Казанской Богородицы. Екатерина. 1774. 2 августа. С.-Петербург» Здесь же был отслужен благодарственный молебен по случаю блестящей победы А.В.Суворова под Фокшанами над превосходящими силами турок. Из других важных событий, связанных с историей церкви Рождества Богородицы, следует отметить венчание в ней будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной. Венчание, как и присоединение к православию невесты, совершал преосвященный Гавриил. Сохранилось несколько описаний церкви Рождества Богородицы, данные жившими в Петербурге иностранцами. По ним можно судить, что храм действительно был одним из самых заметных в Петербурге. Вот что пишет аббат Жоржель об интерьере храма: «Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем». «…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве». Однако время идет и церковь Рождества Богородицы постепенно ветшает. К тому же на Невском проспекте появляются роскошные дворцы петербургской знати. Среди них выделяются дворец графа Строганова, построенный великим Растрелли. Появляются и замечательные храмы, только инославные — костел святой Екатерины архитектора Валлен-Деламота, армянская церковь святой Екатерины архитектора М.Фельтона. Необходимо было создать на Невском проспекте православный храм, который был бы великолепнее всех окружающих его зданий. Впервые задумались над этим наследник престола Великий Князь Павел Петрович. В 1781 г. наследник престола отправился путешествовать по Европе. Внимание Великого Князя привлекает Рим — «вечный город», манящий к себе художников и поэтов. Заметим, что будущий император обладал прекрасным художественным чутьем. Павла Рим восхитил своими памятниками и сохранившимися следами великой Империи. Рим был когда-то и всемирным центром христианства. Здесь, на Ватиканском холме, в 67 г. от Рождества Христова был распят и погребен верный ученик Христа — апостол Петр, брат первого крестителя скифско-славянских земель и основателя будущей Константинопольской церкви святого Андрея Первозванного, во имя которого был утвержден первый и высший орден Российской Империи. Петр по-гречески означает «камень». Это имя даст за твердость в вере сам Христос, горячо любящему Его Симону, сыну Ионину: «И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сим камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей». (Евангелие от Матфея, 16, 18). И вот на месте погребения святого Апостола Петра, «камня веры», в XVI веке возводится величественный храм по проекту Микель-Анджело Буонаротти, Браманте, Рафаэля. Он произвел потрясающее впечатление на наследника российского престола. Величие храма и красота его художественной отделки, великолепие колоннады Бернини, образующей площадь святого Петра — все это привело его в восторг. Обращаясь к своим спутникам, «граф Северный», ибо таково было инкогнито августейшего путешественника, выразил пожелание, чтобы «архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил». Эта мысль глубоко запала в сердце православного Цесаревича. Вернулся он к ней и после своего восшествия на престол. Но теперь идея создания храма, подобного римскому, принимает иные очертания. Местом его строительства должен быть Санкт-Петербург, а не Москва. Российский «град святого Петра» должен стать северным Римом. Большую роль в принятии такого решения сыграли не только политические соображения, но и религиозные настроения Государя. Рим после французской революции, а особенно после вторжения наполеоновских полчищ в Италию, надолго потерял значение духовного центра католической Европы. Папа становится пленником вождя республиканской и фактически атеистической Франции. Посылая в Италию войска во главе с великим Суворовым, Павел мечтает выполнить миссию освободителя христианской Европы от республиканско-атеистического нашествия. Чтобы подчеркнуть свою солидарность с католической Европой, он, Царь православной Руси, становится Великим Магистром католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. Идея о том, что Петербургу должно взять у Москвы державные права древнего Рима, все более овладевает мыслями Императора. Именно в столице Великой Православной Империи должен быть храм, подобный римскому. Но поскольку в столице уже был храм во имя святого апостола Петра, то новый храм должен быть посвящен Пресвятой Богородице.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Строительство ансамбля Казанского собора.

Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как «производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения». Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: «Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче». Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

Внутренняя отделка собора.

Что же касается внутренней отделки собора, то здесь Воронихин широко использует мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшму и особенно финский гранит, добывавшийся в районе Пютерлакса под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил все тот же Самсон Суханов, уже широко известный своими работами в Петербурге, Царском Селе, где он создал великолепную террасу, Павловске. Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место — дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова. Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. Пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения. Особого внимания заслуживает внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора. Осенью 1801 года во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора. Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает — «гнилой камень». Видимо он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью. Выборгский гранитный массив рапакиви — крупнейший в мире. Ломка гранита близ Выборга началась в 1803 г. На ломках работали люди, присланные комиссией из Петербурга. В основном это были русские крестьяне из Ярославской, Вологодской и других близлежащих губерний. Численность рабочих на выборгской ломке достигало 350 человек. Техника выломки гранита в начале XIX в. мало чем отличалась от времен античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергавшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной улице, где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 колонн. Иностранцев, живших в России, изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор. «Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна». Между тем, становилось ясно, что в изначальный, установленный Павлом I срок, собор не построить. Слишком обширным был объем работ, а средств явно не хватало. К тому же на темпы строительства отрицательно влияли внешнеполитические события, те беспрерывные войны, которые вела Россия в начале XIX в. Тем не менее работы велись широким фронтом и темп их нарастал. Большие трудности принес Воронихину 1804 г., когда возник его спор со Старовым по поводу прочности спроектированных им подкупольных перекрытий и перекрытий проездов колоннады. Дело дошло до того, что пришлось строить модель проезда в одну треть натуральной величины из тех же материалов. Модель прекрасно выдержала испытания, что укрепило авторитет Воронихина, но не могла не сказаться на темпах строительства. Только в 1808 г., после смерти Старова, Воронихин был введен в комиссию и получил широкую самостоятельность. Здесь опять же сказалась его поддержка графом Строгановым. В том же 1808 г., который начался с перерасхода в 832 000 рублей, выяснилось, что для завершения работ понадобится еще 1 352 384 рубля. Правительству пришлось выпускать новые ассигнования. Однако работа пошла быстрее. Наступил 1811 г. Был уже возведен купол, и заканчивались внутренние отделочные работы. В городе с восторгом говорили о новом соборе, о нем часто писали в периодической печати. «Все огороженное место вокруг строящегося храма, — писал современник, — равно как и вход во внутренность его…оставались открытыми для любопытных… Мне иногда случалось входить в достаивающееся здание и нельзя было не подивиться богатству, расточаемому для его внутреннего убранства». В связи с этим в марте 1811 г. Комиссия обратилась к Строганову с письмом, в котором просила запретить допуск в собор посторонних лиц, как мешающих строительству. К осени 1811 г. строительство собора было в основном закончено. Правда предстояли еще большие доделочные работы, а долг Комиссии достигал 176 500 рублей, но Строганов надеялся получить не только эту сумму, но и добиться разрешения на работы второй очереди, стоимость которых превышала 2 миллиона рублей. Речь шла, прежде всего, о сооружении южной колоннады собора. Но основная цель строительства была достигнута — храм был возведен. 15 сентября 1811 г., почти через 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I собор был торжественно освящен. Освящение совершал сам митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы. Жизнь нового храма началась.

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63 sobor.go@mail.ru Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Казанский собор почему так называется

Стал колоннады полукруг, —

И распластался храм Господень,

Как лёгкий крестовик-паук.

А зодчий не был итальянец,

Но русский в Риме, — ну так что ж!

Ты каждый раз, как иностранец,

Сквозь рощу портиков идёшь.

15 (27) сентября 1811 г. в Санкт-Петербурге, в день коронации Императора Александра I, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Амвросием был торжественно освящён Казанский собор.

Казанский собор был построен в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, явившейся в город Казань в 1579 г. До 1710 г. икона находилась в Москве, в Теремном Казанском соборе. В 1710 г., по повелению императора Петра Великого, икона была перенесена в Санкт-Петербург, в часовню возле Старого Гостиного Двора. 6 (17) сентября 1733 г. на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 г. в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божьей Матери.

В 1799 г. императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Павел I поставил перед всеми участниками конкурса непременное условие: новый собор должен напоминать собор святого Петра в Риме и иметь большую колоннаду.

В конкурсе участвовали известные архитекторы того времени: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон, но, в конце концов, императором был утверждён проект молодого, талантливого и мало кому известного архитектора Андрея Воронихина.

Закладка собора состоялась 27 августа (8 сентября) 1801 г. На торжестве присутствовал только что вступивший на престол Александр I. В день его коронации, 15 (27) сентября 1811 г., состоялось освящение собора.

Казанский собор строился 10 лет и на тот момент являлся самым большим храмом Санкт-Петербурга. Собор имеет в плане форму латинского креста. В соответствии с традицией его алтарная часть обращена на восток. На Невский проспект обращён северный фасад собора, к которому примыкает грандиозная колоннада из 96 каннелюрованных колонн коринфского ордера, высеченных из огромных гранитных монолитов, поставленных в четыре ряда, высотой около 13 м и весом до 30 т каждая. Портик посреди этой колоннады украшен бронзовыми фигурами Иоанна Крестителя, Апостола Андрея Первозванного, святых князей Владимира и Александра Невского. Храм венчает овальный купол с позолоченным крестом. Длина собора составляет 72,5 м, ширина — 56,7 м., высота — 71,5 м. Длина каждого из крыльев колоннады — 42,7 м.

Замысел Воронихина не был осуществлён до конца — не была построена южная колоннада, не закончено внешнее скульптурное оформление и внутреннее убранство.

«Стоимость сооружения… достигла 4 млн. 200 тыс. рублей ассигнациями. По освящению новопостроенного собора и перенесении в него Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, была разобрана прежняя, сооружённая на Казанской площади при императрице Анне Иоанновне тесная церковь Рождества Пресвятой Богородицы».

Освящение храма было «… настоящим праздником русского строительного искусства: как сам собор был сооружён по плану и под наблюдением русского художника-самородка, так и материал для его сооружения был взят из недр русской земли, обработан русскими мастерами, на русских казённых заводах». В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. В отделке храма использовался олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский известняк из карьера близ деревни Пудость близ Гатчины. Впервые в строительной практике Воронихиным здесь была применена металлическая конструкция купола.

После завершения Отечественной войны 1812 г. Казанский собор стал пантеоном славы русского оружия. В нём был похоронен, скончавшийся во время Заграничного похода, фельдмаршал М. И. Кутузов; помещены трофеи Отечественной войны и заграничных походов 1813-1815 гг.: 107 знамён и штандартов полков наполеоновской армии, ключи от 8 крепостей и 17 городов, а также жезл маршала Даву. На площади перед Казанским собором в 1837 г. по модели скульптора Б. Орловского были установлены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.

После революции 1917 г. интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 г. церковных ценностей. 25 января 1932 г. собор был закрыт, а 15 ноября 1932 г. в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950-1956 гг. была проведена реставрация интерьера, в 1963-1968 гг. — фасадов. Богослужения возобновились 25 мая 1991 г. в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 г. на купол был поднят крест.

В 1998 г. Казанский собор был освящён вновь, а указом патриарха Алексия II от 31 декабря 2000 г. собору был присвоен статус кафедрального, и он стал главным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Лит.: Аплаксин А. П. Казанский собор. СПб., 1911; Война и Казанский собор. Пг., 1915; История строительства [Электронный ресурс] // Казанский собор. Б. д. URL: http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo; Казанский собор. СПб., 2001; Лукомский Г. К. Решётка Казанского собора. Пг., 1915; Шурыгин Я. И. Казанский собор. Л., 1961.

См. также в Президентской библиотеке:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *