Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне
Перейти к содержимому

Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне

  • автор:

Древнеегипетские строительные конструкции и формы

Основной строительный материал в Египте — камень (песчаник, гранит, известняк, базальт и др.). Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Камень обычно высекался из скал крупными глыбами и обработанный в гигантские квадры доставлялся к месту постройки. Кладка камней осуществлялась на растворе, состоявшем из смеси извести, песка и глины. Широко применялась и кладка «насухо», т. е. без раствора.

Египтяне высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

В массовом строительстве основным материалом для построек служил кирпич-сырец. Кирпич размером 14 X 38 см и толщиной не менее 11 см изготавливался из смеси ила, мелкой гальки и рубленой соломы, которыми заполняли деревянные формы, затем высушивали на солнце.

Дерево, которым была бедна страна, применялось экономно, чаще всего в конструкциях перекрытий, крыш и для опор галерей. Зачастую использовали стволы пальм, связки из тростника и камыша, в сочетании с конструкциями из кирпича-сырца. Между столбами из кирпича устраивались иногда решетчатые заполнения из дерева или стенка из вертикальных пальмовых стволов.

Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне использовали своды сравнительно редко, главным образом при возведении хозяйственных и складских построек. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях — колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Простые стволы имели квадратное сечение, более сложные представляли собой многогранники и часто изображали связки стеблей папируса. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки).

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор.

Сложнейшей технической задачей при примитивных методах строительства являлось возведение самых грандиозныех сооружений Египта — пирамиды.

Массив пирамиды обычно возводился из грубо околотых камней или кирпича на растворе, внешняя часть — из отесанных квадров и плит уступами насухо. Вероятно, сначала возводилась внешняя уступчатая часть, а затем заполнялась внутренняя часть пирамиды, в таком случае уступы могли служить промежуточными площадками, необходимыми для подъема и складирования материалов. При такой последовательности работ окончательная облицовка пирамиды каменными шлифованными плитами становилась завершающим этапом.

Когда строили храмы, одновременно с каменными колоннадами возводились сплошные временные стены из кирпича, заменявшие дорогостоящие деревянные подмости, и снимавшие нагрузки с колонн при укладке блоков и плит перекрытия на них (5, стр. 187-189; 6, том 1, стр. 236-242; 8, стр. 9-12; 11, стр. 6-7; 12, стр. 8-9).

Египетская стоечно-балочная конструкция из каменных блоков и плит - www.Arhitekto.ru Ложный свод - www.Arhitekto.ru Кладка сводов вертикальными отрезками - www.Arhitekto.ru

Слева направо: Египетская стоечно-балочная конструкция из каменных блоков и плит.
Ложный свод храма в Абидосе. Кладка сводов вертикальными отрезками.

Читайте также:

  • Древнеегипетский ордер
  • Храмы. Большой храм Амона в Фивах
  • Гробницы и пирамиды Древнего Египта
  • Развитие древнеегипетского градостроительства

Урок по окружающему миру в 4-м классе «Мир древности: далекий и близкий»

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать.

— Мы продолжаем путешествие по истории, перенесёмся в Древний мир. Тема урока “Мир древности: далёкий и близкий”.

2. Проверка домашнего задания.

Проверяется задание в рабочей тетради № 4 с.4

Учащиеся рассказывают, какие интересные предметы видели в краеведческом музее.

Нескольким ученикам предлагаются письменные задания по карточкам:

1. Опиши, как выглядел древний человек.

2. Чем занимался первобытный человек?

Остальные слушают пересказы, проверяется задание в тетрадях.

— А сейчас мы подведём итог и узнаем, куда поведём нас дорога истории. Для этого надо разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду.

1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории.

2. Люди научились… глиняную посуду.

3. Этим занимались женщины и дети.

4. Как по-другому назвать древнейшего человека.

5. Освещение первобытных художников.

6. Основное занятие древнейшего человека.

(Ответы: 1. Земледелие. 2. Изготовлять. 3. Собирательство. 4.Первобытный. 5. Факел. 6. Охота. Ключевое слово: ЕГИПЕТ.) (слайд2)

— Речь сегодня пойдет о мире древности: о древнем Египте, о древней Греции и о древнем Риме.

3. Новая тема. (слайд3)

— Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет? (На берегах реки Нил. )

— Да, верно. Египет – одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

— Найдите на карте материк Африка и реку Нил. (Дети работают с картой.)

— Где протекает река Нил? (Через пустыню Сахара.)

— Нил течёт через пустыню, а возможна ли жизнь в пустыне без воды? (Нет.)

Жизнь в долине Нила.

Дожди в долине Нила так редки, что 10-12- летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений ). Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово “Египет” означает “чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.

Древние египтяне ещё не знали объяснения многим явлениям природы, в том числе и разливам Нила. Поэтому, если бы мы спросили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы нам о речном боге Хапи, который сидит в пещере, охраняемой священным змеем. В руках Хапи два сосуда с водой. Он наклоняет сосуды, и из них выливается вода. Летом он сильно наклоняет сосуды, вода льётся из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну.

— Прочитайте текст на с. 8-9 учебника. Что нового вы узнали из этого рассказа? ( Египтяне писали особыми знаками – иероглифами.)

— Иероглифами – древние рисуночные знаки египетского письма. Что ещё вам показалось интересным? ( Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы и пирамиды.)

— Возможно, вы уже слышали о египетских пирамидах. О каких? (Пирамиды Тутанхамона, пирамида Хеопса.)

В Древнем Египте.

В Египте, неподалёку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо – пирамида является усыпальней фараона Хеопса, её высота 148 метров. Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких – либо машин или механизмов. Их строили не рабы, а крестьяне, которые трудились на фараона во время разлива Нила. В качестве платы за этот труд они получали пропитание, в частности, растительное масло и одежду. Возможно, эти крестьяне верили, что, помогая фараону готовиться к смерти, они заслужат одобрение богов и получат вознаграждение по прибытии в царство мёртвых. В древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека – гигантской ( длина – 57 м, высота – 20 м) “Большой сфинкс” в Гизе, высеченный из скалы ( 1-ая половина 3-го тыс. до н. э.) Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не исключено, что моделью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра. Всё , что должно понадобиться умершему в царстве мёртвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы. Затем жрецы удалялись, заметая свои следы на полу гробницы. Саркофаг – гроб из дерева, камня и др. материалов, нередко в форме человека. (слайд4)

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

5. Работа по теме.

1. Продолжение новой темы.

— Много позже возникли Древняя Греция и Древний Рим. Греция – горная страна на Балканском полуострове. Покажите на карте.

Учитель рассказывает о древней Греции.

Древняя Греция. (слайд5)

На севере Греции есть высокая гора, она называется Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь богов на Олимпе греки представляли как жизнь знатной семьи, захватившей власть над другими богами и людьми. Главными среди греческих богов считался Зевс – громовержец, ему подчинены были бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид и др. Изображали греки своих богов похожими на людей. Например, бога виноделия Диониса – в виде прекрасного юноши, богиню любви Афродиту представляли прекрасной девушкой. Отношения между богами во многом напоминают отношения между людьми: они ссорятся друг с другом, сквернословят. А случается – дерутся и воруют. В древнегреческих мифах (сказаниях о богах) рассказывается, как Гермес (бог торговли) однажды похитил коров у Аполлона (покровителя искусства). А когда Гефест – кузнец стал заступаться за свою мать – богиню Геру, которую обидел Зевс, бог – громовержец так толкнул бога кузнеца, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым. Как видим, религия древних греков отражала и природу, от которой зависела жизнь людей, занятия, и взаимоотношения между ними. У древних греков было множество богов. Богиней мудрости и справедливой войны была Афина, “морскими делами” занимался Посейдон. Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт очень долгая жизнь, поэтому Афина захотела дать городу своё имя, а Посейдон – своё. Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция – страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику – а вода- то морская, солёная. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьем в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки ( их ещё называют маслинами ) греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали из них масло. Оливковое дерево живёт 250 лет, а вот плоды даёт только на 16-18 год… Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в её честь, Афинами. Говорят, и по сей день туристам показывают след от трезубца Посейдона и “ то самое “ оливковое дерево, которое выросло из копья Афины. А город Афины живёт и сегодня. Он – столица современной Греции.

— Найдите на карте столицу Греции – город Афины. (Дети сами находят этот город на карте.)

— А теперь найдите на карте столицу Италии, город Рим.

— Прочитайте текст на с.10-13

Учитель дополняет материал учебника о Древнем Риме.

Древний Рим, Римская империя – это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя – Ромула. Мы не знали, как на самом деле появился город Рим, но легенда рассказывает об этом так. На территории современной Италии в древности жило племя латинов. В небольшом городе – государстве Альта – Лонга правил царь Нумитор. Его свёрг с престола младший брат Амулий. Чтобы потомки Нумитора не смогли предъявить своих законных прав на престол, Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь сделать весталкой. Весталки – служительницы Весты, римской богини домашнего очага. Они должны были жить при храме и поддерживать огонь в священном очаге. Весталки не могли выходить замуж, и Амулий надеялся, что у дочери Нумитора не будет детей. Но вскоре у весталки родились два сына – близнеца. Она говорила, что их отец – бог Марс. Амулий приказал казнить молодую женщину, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, их крик услышала волчица – она выкормила их. Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они узнали тайну своего рождения, Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору. Братья не остались в Альта – Лонге, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом ( по – латински Roma ) и стал его первым царём. Легенда говорит, что было это в 375 году до н.э. Больше двух тысячелетий стоит город Рим, ещё в древности его прозвали за долгую жизнь “ вечным городом”. (слайд 6)

Работа в рабочих тетрадях.

С.4, № 1

— Какое название истории Древнего мира можно подобрать? Придумайте название. Запишите его.

С.4, №2

— Вспомните историю Древнего Египта. Что не относится к ней в первой строчке? Докажите. (Акрополь – это сердце Афин. Греция.)

— Отметьте правильный ответ знаком “+”.

— Какое слово из второй строки является названием древнего города? Докажите. (Помпеи. Карнак – это храм, Колизей – это амфитеатр в Риме.)

— Отметьте правильный ответ знаком “+”.

— Что не является архитектурным сооружением? Докажите. (Везувий – это название вулкана.)

— Найдите среди этих слов географическое название. (Нил – это река.)

— Отметьте правильный ответ знаком “+”.

— А в какой стране древности был бог пустыни и песчаных бурь Сет?

Докажите. (Древний Египет. Если посмотреть на физическую карту мира, то увидим, что Египет расположен в пустыне.)

— Отметьте правильный ответ знаком “+”. (Сет, в древнеегипетской мифологии бог пустыни и чужеземных стран, брат и убийца Осириса.)

С.5 №3

— Придумайте и нарисуйте “визитную карточку” одной из древних стран.

Учащиеся выполняют задание. Затем рассказывают, что изобразили на визитной карточке.

С.6, №3

— Найдите буквы древнегреческого алфавита. Обведите их красным кружком. Используйте подсказку.

— А буквы латинского алфавита обведите, синим кружком.

С.13

— Продолжаем заполнять таблицу.

— Как называется эпоха, о которой говорили на уроке? (История Древнего мира).

— Впишите в таблицу название этой эпохи.

— Что можно сказать о продолжительности этой эпохи? (она насчитывает несколько тысячелетий.)

— Впишите в таблицу.

— Найдите в приложении рисунки к этому заданию. Какой из рисунков подойдёт к этой эпохе? (Изображение египетских пирамид.)

— Вырежьте рисунок и наклейте в таблицу.

6. Закрепление изученного.

— На берегах какой реки возникло Египетское государство? (На берегах Нила.)

— Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.)

— Легко ли было научиться такому письму? (Научиться такому письму мог не всякий, один иероглиф мог означать несколько согласных звуков, а знаков для обозначения гласных звуков в египетском письме не было. Поэтому египтяне с почтением относились к тем, кто владел мудрёной грамотой.)

— Что вы знаете о богах Ра, Себек,Тот? (Ра – бог солнца, Себек – бог воды, Тот – бог мудрости, счёта и письма.)

— Кто такой фараон? Фараон – царь Египта.)

— Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? Храмы и пирамиды.)

— Как называется самая большая пирамида в Египте? (Пирамида Хеопса.)

— Назовите столицу Греции. (Столица Греции – Афины.)

— Столицей какого государства является город Рим? (Рим – столица Италии.)

— Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? (Акрополь – сердце Афин.)

— Назовите самый знаменитый храм Акрополя (Парфенон – самый знаменитый храм.)

— Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней. (Римский форум – был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон – храм всех богов. Колизей – амфитеатр, служил для гладиаторских боёв и других зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей.)

— Какой город был погребён под слоём пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпей.)

— Назовите художника и картину, на которой изображено это трагическое событие. (К.П. Брюллов “Последний день Помпеи”.)

Учитель показывает репродукцию картины, рассказывает о изображённых на ней событиях.

Последний день Помпеи.

Событие, о котором рассказывает живописец, произошло в 79 году н. э., когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланум, Помпеи и Статий. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин знаменитых Помпей. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не теряя нравственный силы, достоинства и мужества, обречённые на гибель жители Помпеи,

Думают не столько о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешит вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту. Картина была горячо принята современниками художника как в Италии и Франции, так и на родине. Показанная в Одессе, Москве и Петербурге, она вызвала всеобщий восторг.

А. С. Пушкин под впечатлением увиденного написал: “Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колон кумиры падают! Народ, гонимый страхом, под каменным дождём и воспалённым прахом, толпами стар и млад бежит из града вон”.

— Эта картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

7. Подведение итогов урока.

— Назовите государства Древнего мира.

— Назовите замечательные древние постройки.

8. Домашнее задание.

Прочитать текст, ответить на вопросы “Проверь себя” (с.14)

№ 4 в рабочей тетради. Подготовить сообщение об интересных фактах, об одном из государств Древнего мира (с.5).

Список литературы.

  1. Миллард Э. История. Древний мир.- М.: Росмен, 1997 г.
  2. Пападакин В. Египет: земля фараонов.- М.: Теугра,1997г.
  3. Чудокова Н.В. Я познаю мир. История.- М.: АСТ,1997 г.

Самые знаменитые сооружения в мире: когда и зачем построили первые пирамиды в Древнем Египте (фото)

Пирамида Хефрена

Самые первые пирамиды сравнимы по возрасту со знаменитым Стоунхенджем в Великобритании.

Related video

Пирамиды Древнего Египта являются одними из самых известных сооружений на Земле и до сих, спустя тысячи лет, они все еще стоят. Но когда впервые построили пирамиды и зачем их вообще строили? Об этом пишет Live Science.

У Фокус. Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!

Первая пирамида в Древнем Египте

По словам историка Марка Ван Де Миерупа из Колумбийского университета, США, первая пирамида в Древнем Египте была построена во времена правления фараона Джосера почти 4700 лет назад. А самая последняя пирамида — во время правления фараона Яхмоса I почти 3500 тысячи лет назад. То есть эти пирамиды были построены в период между 2700 годом до нашей эры и 1500 годом до нашей эры, и они примерно того же возраста, что и знаменитый Стоунхендж, который был первоначально построен между 4000 и 5000 лет назад. Пирамиды являются гробницами для правителей Древнего Египта, хотя после 1500 года до нашей эры фараонов стали хоронить в Долине Царей в подземных гробницах.

пирамида Джосера

По словам Ван Де Миерупа, пирамида Джосера сначала была построена как прямоугольная гробница, а затем ее расширили до ступенчатой пирамиды. Древние надписи указывают на то, что строительством этой пирамиды руководил архитектор Имхотеп.

Зачем в Древнем Египте строили пирамиды?

Ученые до сих не могут точно сказать, почему фараоны решили использовать пирамиды в качестве своих гробниц. По словам египтолога Рега Кларка, изначально для фараонов строили небольшие надземные гробницы, которые легко могли разграбить. Поэтому одной из причин строительства огромный монументальных сооружений историки считают защиту от грабителей. С другой стороны, по мнению ученых, ступенчатая пирамида образовывала своего рода «лестницу в небо», то есть в загробный мир.

Важно отметить, что ступенчатые пирамиды, начиная с пирамиды Джосера, начали строить из камня, тогда как предыдущие гробницы строили из сырцового кирпича, состоящего из глины и других примесей. Поэтому данные сооружения стали намного крепче и долговечнее.

пирамида Хеопса

Еще одним фактором, способствующим строительству пирамид, ученые называют религиозные причины. По словам Мирослава Вернера из Карлова университета, Чехия, когда фараон Джосер пришел к власти, то влияние бога Солнца Ра возросло. Это могло привести к тому, что фараоны пытались стать ближе к Солнцу, благодаря высоким пирамидам.

Знаменитые пирамиды Древнего Египта

Какими бы ни были причины строительства пирамид, фараоны в Древнем Египте продолжали их строить более тысячи лет. Например, фараон Снофру (правил Древним Египтом в 2575–2551 гг. до н.э.) построил первые пирамиды с плоскими сторонами в Дахшуре. Они состояли из «Ломаной» пирамиды (названной так из-за необычного угла) и «Розовой» пирамиды (названной в честь ее цвета).

Ломаная пирамида

Пожалуй, самой известной пирамидой остается пирамида Хеопса, которая когда-то была одним из семи чудес света и считается главной среди Великих пирамид в Гизе. Эта гробница была построена для фараона Хеопса, который правил Древним Египтом в 2551–2528 гг. до н. э. Второй по значимости Великой пирамидой считается пирамида Хефрена, построенная вместе с Великим Сфинксом. Хефрен правил Древним Египтом в 2520–2494 гг. до н. э.

Пирамида Хефрена

До сих пор ученые точно не знают, почему фараоны перестали строить пирамиды, но, возможно, это было связано с соображениями безопасности. Фараоны, возможно, надеялись, что строительство гробниц в Долине Царей усложнит разграбление их могил, ведь пирамиды грабили еще тысячи лет назад.

Фокус уже писал о том, что ученые воссоздали запах потусторонней жизни Древнего Египта. Нам многое известно о Древнем Египте, однако некоторые вопросы не имеют ответа. Ученые планируют дать ответ на один из этих вопросов, воссоздав аромат бальзама, который использовали для мумификации Сенетней, египетской женщины, жившей более 3500 лет назад.

  • Читайте нас в:
  • Читайте в Telegram
  • Читайте в Facebook
  • Читайте в Twitter
  • Читайте в Google news
  • Читайте в Viber
  • Теги:
  • археология
  • фараон
  • египет
  • история
  • древние люди
  • древний египет
  • пирамида
  • древний мир
  • Поделиться:
  • отправить в Telegram
  • поделиться в Facebook
  • твитнуть
  • отправить в Viber
  • отправить в Whatsapp
  • отправить в Messenger

Египтяне использовали пересохший проток Нила для постройки пирамид

ТАСС, 29 августа. Французские и египетские археологи открыли первые свидетельства того, что фараоны IV династии Древнего царства построили пирамиды на плато Гиза из-за того, что они соседствовали с близким и удобным для навигации протоком Нила. Выводы ученых были опубликованы в статье в журнале PNAS.

«Мы использовали отложения пыльцы в породах бывшей поймы Нила для реконструкции того, как менялось его течение в окрестностях Гизы на протяжении последних 8 тыс. лет. Эти замеры показали, что Нил обмелел в конце династического периода истории Древнего Египта, однако во времена правления Хуфу, Хафры и Менкауры этот проток оставался судоходным, что позволяло использовать его для доставки стройматериалов», — пишут исследователи.

Пирамида Хеопса была построена в середине третьего тысячелетия до нашей эры по приказу фараона Хуфу, одного из правителей четвертой династии Древнего царства. Во времена ее существования были построены все «великие пирамиды» Древнего Египта, в том числе соседи древнейшего «чуда света» — пирамиды Хафры и Менкауры, а также Сфинкс.

Все крупнейшие пирамиды Древнего Египта построены на плато Гиза, которое расположено примерно в 25 километрах от Каира. Оно удалено на восемь километров от Нила, который предположительно служил основной артерией для доставки блоков, из которых построены все памятники четвертой династии. Ученые давно пытаются понять, как строились пирамиды и Сфинкс и как именно была организована доставка блоков из известняка, гранита и песчаника.

Нил и пирамиды

Группа археологов под руководством Кристофа Моранжа, профессора университета Экс-Марсель (Франция), уже много лет пытается понять, использовали ли строители пирамид для этих целей «ветвь Хуфу» — один из пересохших протоков Нила, следы чьего существования были обнаружены рядом с современной Гизой в прошлом десятилетии. Об этом говорят многие папирусы времен IV династии, указывающие на доставку известняка по Нилу к месту строительства пирамид.

Руководствуясь этой идеей, ученые собрали образцы осадочных речных пород в разных точках древней поймы Нила, расположенной в окрестностях Гизы, и изучили то, зерна пыльцы каких растений присутствовали в различных солях этих отложений. В частности, ученых интересовало то, как много частиц пыльцы осоки и других влаголюбивых растений присутствовало в этих почвах, что отражает общее количество воды в Ниле и ее присутствие в «ветви Хуфу».

Ученые использовали эти данные для реконструкции того, как менялась судоходность Нила в окрестностях Гизы. Проведенные учеными расчеты показали, что уровень воды в реке был высоким примерно 6-5,5 тыс. лет назад, однако после появления первых династий фараонов он начал быстро снижаться. Это привело к обмелению боковых протоков Нила и их исчезновению в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Большим исключением из этого правила стала эпоха правления IV династии, когда уровень воды в этом притоке Нила был необычно высоким и сопоставимым с тем, который наблюдался в доисторическую эпоху.

Это, как считают Моранж и его коллеги, объясняет то, почему строители фараонов IV династии выбрали это место для постройки высочайших пирамид Древнего Египта. По мнению исследователей, многие другие древнеегипетские некрополи, расположенные далеко от современного Нила, могли быть тоже сооружены на берегах пересохших протоков реки. Последующие раскопки помогут понять, так это или нет, подытожили ученые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *