Какая религия в саудовской аравии
Перейти к содержимому

Какая религия в саудовской аравии

  • автор:

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Королевство Саудовская Аравия (араб. Аль-Мамляка аль-Арабия ас-Саудия), государство на Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии, столица — Эр-Рияд. Площадь – 2149,7 тыс. кв. км [1], население — 28,7 млн. чел (2009, оценка). Официальный язык — арабский. Государственная религия — ислам (суннитского толка).

Религия

Саудовская Аравия является центром исламского мира. Официальная религия – ислам. По разным оценкам, от 85% до 93,3% саудовцев являются суннитами; от 3,3% до 15% – шииты. В центральной части страны почти все население ханбалиты-ваххабиты (к ним относится более половины всех суннитов страны). На западе и юго-западе преобладает шафиитский толк суннизма. Здесь встречаются также ханифиты, маликиты, ханбалиты-салафийя и ханбадиты-ваххабиты. В небольшом числе проживают шииты-исмаилиты и зейдиты. Значительная группа шиитов (примерно треть населения) проживает на востоке, в Эль-Хасе.

Христиане составляют около 3% населения (по оценке Американской конференции католических епископов, в стране проживает св. 500 тыс. католиков), все прочие конфессии – 0,4% (на 1992, неофициально).

В Саудовской Аравии существует запрет на исповедование какой-либо другой религии кроме ислама; всякая внешняя религиозная символика, как Библия, крестики, четки, публичное произнесение молитв строго запрещена и наказуема. За соблюдением этих запретов следит специальная религиозная полиция Мутава, известная строгостью своей деятельности. В последние годы благодаря международному давлению власти Саудовской Аравии разрешили практиковать другие религии, но только в частном порядке. Мутава продолжает задерживать и пытать не-мусульман, если они даже в частном порядке исповедуют свою веру.

Проблема вероисповедания приобретает дополнительное значение, если учесть тот факт, что вся экономика Саудовской Аравии опирается на труд иностранцев. Власти разрешают им трудиться, но не исповедовать свою веру.

Использованные материалы

[1] данные приблизительны, т.к. границы на юге и юго-востоке четко не установлены

Редакция текста от: 14.08.2010 15:59:48

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

«САУДОВСКАЯ АРАВИЯ» еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Google
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

Религия в Саудовской Аравии — Ислам

Ислам, который исповедуют 1,8 миллиарда мусульман в Мире, является является основной религией в Саудовской Аравии.

Название «ислам» происходит от арабского слова «салам», что означает «мир». Ислам это не просто религия, это жизни, а также все глобальное сообщество верующих (умма), связанных общей верой в Бога и его пророков.

Туристы путешествующие по королевству узнают много нового об исламе. Нужно помнить, что многие магазины закрываются несколько раз в день на время совершения намаза. Также в Саудовской Аравии запрещены алкоголь, свинина и наркотики. Вообще в стране достаточно существенные требования к туристам по дресс-коду и правилам поведения.

Что стоит знать об Исламе туристам

Пять столпов ислама

Все мусульмане во всех странах верят в пять столпов ислама:

  • провозглашение веры (шахада);
  • молитва (намаз), которая совершается пять раз в день и включает чтение стихов из Корана;
  • милостыня (закят) или раздача денег и еды менее удачливым;
  • пост во время Рамадана (саум);
  • паломничество (хадж) в Мекку.

Могут ли немусульмане посещать мечеть?

Туристы могут заходить в мечети, кроме мечетей находящихся на территории священных городов, и даже наблюдать за молящимися. Но для этого потребуется надлежащая одежда.

Хадж

Каждый год миллионы мусульман со всего мира собираются в Мекке, чтобы совершить хадж. Независимо от своего происхождения и социального класса, все равны перед Богом. Изысканная одежда, украшения и духи остаются в стороне. Все надевают простые одежды паломников как символ единства и равенства мусульманской общины. Каждый здоровый мусульманин, имеющий финансовые возможности, обязан совершить паломничество один раз в жизни.

Умра

Так не все мусульмане могут собраться в одном месте и совершить полный хадж, допускается посещение святых для мусульман мест не только во время Хаджа.
Умра или малый хадж — это возможность в любое время года посетить святые места, кроме сезона Хаджа. Во время Умры поклонники посещают Масджид аль-Харам (Священную мечеть Мекки), прося прощения у Бога и Его благословений. Умра — это акт поклонения, который совершается в ихраме, обходя вокруг Каабы и путешествуя взад и вперед между Сафа и Марва.

Мы рекомендуем приобретать паломнические туры на сайте Официального туроператора Совета муфтиев России.

Ислам и духовенство в саудовской Аравии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Arabia vitalis: Арабский Восток, ислам, древняя Аравия. М., 2005, с. 258-273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сейранян Б.

Саудовская Аравия: власть и религия
Саудовская Лига общественной морали и государство
Положение шиитского меньшинства в Саудовской Аравии: социальный и политический аспекты

2005. 02. 028. Овсянникова Е. А. Идейные предпосылки зарождения ваххабитского течения в исламе и его роль в Саудовской Аравии. (аналитический обзор)

Саудовская Аравия: национальное единство без плюрализации
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам и духовенство в саудовской Аравии»

ИСЛАМ И ДУХОВЕНСТВО В САУДОВСКОЙ АРАВИИ

Территория современной Саудовской Аравии — древнейшая область обитания семитских племен, историческая родина арабов и сердце арабско-мусульманского мира. Здесь на западе страны — в Хиджазе — зародился ислам и находятся его главные святыни -Священная мечеть с Каабой в Мекке, служащей киблой для мусульман, и мечеть пророка Мухаммеда в Медине. Ислам был и остается доминирующей силой в жизни страны, пронизывая все стороны жизни подданных и охватывая все аспекты функционирования саудовского государства, целью которого с самого начала его основания было провозглашено восстановление и утверждение первоначального исламского правоверия. Страна должна была жить, как установили люди религии — улама (араб. мн. от алим -ученый, знающий — высший слой мусульманских богословов и правоведов) по исламским законам — шариату. И хотя в официальном наименовании королевства прилагательное «исламское» отсутствует, в действительности оно по праву может служить примером исламского государства. Страна Саудидов является религиозным центром для более миллиарда двухсот тысяч мусульман в мире. Ислам играет исключительно важную роль как в общественной, так и в частной жизни большинства их, являясь одновременно и религией, и образом повседневной жизни верующего.

Вышеперечисленные факторы объясняют религиозно-нравственно-политическое влияние, которое оказывает королевство на исламский мир. Об этом же свидетельствует и растущее число паломников, ежегодно съезжающихся в Хиджаз со всех концов мусульманского мира. Если в 1926 г. число паломников составляло 191 тыс., в 1980-е годы среднее число пилигримов поднялось до 800-850 тыс., а в первой половине 1990-х годов составляло около миллиона, то в 1999 г. эта цифра увеличилась до 1,7 млн., а в 2003 г. достигла 1 924 млн., из них 1 431 млн. из зарубежных стран. Исторически современное королевство восходит к первому государству семьи или дома (Ааль) Сауд, которое было основано вскоре после того, как влиятельный богослов шейх Мухаммед ибн Абдальваххаб переехал в эмират Ад-Диръию, где получил покровительство местного эмира Мухаммеда ибн Сауда — «дальновид-

ного политика, своевременно оценившего значение» вероучения шейха для эмирского дома. В 1744 г. между эмиром и шейхом был заключен союз, в соответствии с которым они дали клятву распространять доктрину шейха — салафитский призыв (араб., от выражения «салаф ас-салихин» — «благочестивые предшественники»). Шейх был ревностным приверженцем учения имама Ахмеда ибн Ханбала (IX в.) — основателя самого строгого и жесткого из четырех общепризнанных суннитских мазхабов (богословско-правовая школа или толк) в интерпретации Ибн Таймии (ХШ-Х1У вв.). Главными принципами реформаторского призыва шейха Мухаммеда были строгое единобожие (араб., «тавхид»), т.е. требование поклоняться только Аллаху, восстановление первоначального правоверия и призыв очистить ислам от всего наносного и примесей многобожия, исправление внедрившихся в него пороков, борьба с бида (араб., новшество, нововведение) и, прежде всего, непримиримость к культу святых (строительство мавзолеев и их использование в качестве мечетей), введение имени пророка, святого или ангела в молитву и др. Эта религиозная доктрина неизменно использовалось Саудидами как в борьбе за единство страны, так и в утверждении легитимности их власти. Салафитский призыв шейха Мухаммеда, подобно раннему исламу, носил активный характер, требуя экспансии исламской общины и создания большого государства, в котором бы объединилось все оседлое и кочевое население Аравии. Приверженность доктрине единобожия и глубокие связи с ханбалитским духовенством Неджда выделили семью Сау-дидов среди других сильных родов Неджда и сыграли исключительно важную роль в создании и возвышении первого (17451818) и второго (1824-1891) государств Саудидов, которым удалось на некоторое время объединить большую, либо значительную, часть Аравийского полуострова.

Основы политической системы современной Саудовской Аравии были заложены отцом-основателем современного саудовского государства, крупнейшим арабским политическим деятелем первой половины XX в. королем Абдальазизом ибн Абдар-рахманом Ааль Сауд, всенародно известным под родовым именем Ибн Сауд. В 1902 г. Абдальазиз овладел «жемчужиной пустыни» и столицей второго государства Саудидов Эр-Риядом и вскоре восстановил эмират Саудидов в Неджде. В последующие четверть века Ибн Сауд «именем Бога и силой оружия» установил контроль

над большей частью Аравийского полуострова, объединив в единое государство ряд плохо связанных между собой исторически и географически обширных территорий, что привело к образованию в 1932 г. унитарного государства Королевство Саудовская Аравия. Не последнюю роль в успешном решении этих непростых задач играл и традиционный союз с семьей аш-Шейх (потомков шейха Мухаммеда), поддерживавшийся всеми саудовскими эмирами на протяжении ХУШ-Х1Х вв. и получивший при Ибн Сауде новый импульс и содержание. Важное место в системе саудовского господствующего класса занимало высшее звено духовенства -улама — во главе с большой семьей аш-Шейх. В шкале ценностей традиционного саудовского общества могущественный религиозный истеблишмент занимал вторую ступень непосредственно после королевского дома. Саудовские короли, несмотря на расхождения с клерикалами в подходах к некоторым вопросам общественной жизни, тем не менее придавали и придают важное значение поддержке улама в вопросах легитимности власти суверена, интеграции страны, сохранения характерной для страны исламской идентичности, культуры и национальных традиций. Огромное значение в создании унитарного государства имели реформы правовой системы королевства, в которой важную роль играли улама. После завершения процесса собирания Аравийских земель Ибн Сауд обнаружил сосуществование в его стране трех мазхабов (богословско-правовых школ, толков в суннизме) — в Хиджазе и Ал-Хасе доминировали ханафитская и шафиитская школы права, в Неджде ханбалитский мазхаб был единственным источником юридического руководства. Ибн Сауд как дальновидный политик, почувствовав потенциальную угрозу возникновения открытых религиозных дискуссий, вскоре после завоевания Хиджаза предпринял шаги по сближению и примирению позиций недждийских и хиджазских улемов. По его инициативе состоялось несколько встреч наиболее авторитетных богословов обеих провинций, после которых под влиянием короля было объявлено, что между ними не существует принципиальных расхождений. Тем не менее влияние недждийского религиозного истеблишмента, традиционно связанного с правящей династией, было неизмеримо сильнее. В 19261927 гг. был издан ряд декретов короля, в соответствии с которыми вводилась единая юридическая система — ханбалитская. Судьи могли прибегать к трем остальным суннитским мазхабам по соб-

ственному усмотрению в тех случаях, когда в ханбалитских источниках не находили трактовки тех или иных вопросов, что, по мнению саудовских юристов, придавало большую гибкость правовой системе. И если в османскую эпоху хиджазским улама приходилось считаться с господством ханафитской школы правоверия, то теперь в новых условиях пальма первенства перешла к ханбали-там. Правда, применение ханбалитского толка в судебной практике неханбалитских районов не всегда проходило гладко и поэтому не было чрезмерно жестким. Что же касается Мекки с ее исламокосмополитическим духом, то там продолжали сосуществовать все основные богословско-правовые школы. Юридические институты представляли собой трехступенчатую иерархию, наверху которой стояли Главный кадий (судья) и Комиссия юридического надзора (КЮН). С усложнением общественной жизни стало очевидным, что традиционная правовая система нуждается во вспомогательных органах, способных справиться с возрастающими масштабами современных юридических проблем. С этой целью указами короля были созданы различные судебные органы (Департамент жалоб, Комиссия по борьбе со взяточничеством, Комиссия по улаживанию коммерческих споров, Высший совет по трудовым конфликтам, Комиссия по импичменту министров и др.). Для работы этих органов были разработаны различные кодексы, уставы и регламенты (например, Кодекс о труде, уставы для военнослужащих, дисциплинарные кодексы поведения для чиновников и др.), использовавшие опыт развитых стран и учитывающие национальные особенности. В 1970 г. Ведомство Главного кадия и КЮН были соответственно преобразованы в Министерство юстиции и Высший юридический совет, состоящий из 20 ведущих улама и юристов. Среди функций Совета — публикация фатв или мнений религиозного авторитета по вопросам права и религии, а также применение исламского права к изменяющимся потребностям современной жизни. Одна из главных его функций — разрешать противоречия между Кораном и Сунной, с одной стороны, и требованиями модернизации — с другой.

Хотя саудовский режим никогда не объявляли теократическим или халифатским, благодаря его религиозной исключительности политика всегда имела глубокие исламские основы; Саудовская Аравия по своему духу и устройству является исламской монархией и единственной страной в мире, роль конституции в кото-

рой играет священная книга мусульман — Коран. Для понимания истинного характера этого государства необходимо обратиться к идеям ее великого отца-основателя. Ибн Сауд был глубоко благочестивым человеком и исповедовал то направление ханба-лизма, которое проповедовал его предкам Ибн Абдальваххаб. Лучше чем кто-либо сущность учения последнего объяснил сам Ибн Сауд, который подчеркивал, что Абдальваххаб не создал нового вероучения, а лишь призывал ориентироваться на веру ранней мусульманской общины, как она изложена в Коране и Священном Предании (ас-Сунне), признавать единство Всемогущего бога и поклоняться только ему, очистить ислам, вернуться к его изначальным установлениям посредством отказа от любых нововведений (бида), культа святых и т.д. «Унитарное кредо является той догмой, к которой мы призываем, и это единственное средство, которое спасет нас от бедствия и катастрофы». Король был убежден, что именно ислам является той нитью, которая способна вновь прочно связать и объединить, как в эпоху пророка Мухаммеда, все части Аравийского полуострова в единое государство. Но крайний ханбализм, естественный в суровом Неджде, воспринимался не столь однозначно в других частях страны, в особенности в более развитом, утонченном и терпимом Хиджазе и, тем более, в остальном исламском мире, где вызывала беспокойство мысль о том, что священные города ислама находятся под опекой «ваххабитских фанатиков». Эти опасения Ибн Сауду удалось вскоре рассеять благодаря обеспечению безопасности паломничества (чего не могли добиться его предшественники), обузданию экстремистского крыла хан-балитов (движение ихванов) и, наконец, благодаря такту и умеренности, которые он демонстрировал, принимая озабоченных визитеров. Встреченный враждебно мусульманским миром, талантливый вождь новой Аравии заставил уважать себя и считаться с собой. В июне 1926 г. король выступил инициатором созыва первого в истории мусульманского конгресса, на котором была создана первая международная мусульманская организация — Всемирный исламский конгресс (ВИК), принявший торжественное заявление о назначении Ибн Сауда «хранителем святых мест ислама».

Отец-основатель Саудовского королевства вполне отдавал себе отчет в том, что для того, чтобы его страна стала великим сильным государством, необходимо, наряду с созданием нового административного аппарата и современной армии, внедрение за-

падных технологий, которые он считал крайне существенными для эффективного управления страной и повышения боеспособности вооруженных сил. Король был убежден в том, что авиация и автотранспорт, радио, телефон и телеграф могут и должны сыграть выдающуюся роль в процессе интеграции его огромной страны, в установлении контроля над отдаленными районами. Поэтому по мере осуществления административной реформы он обеспечивал своих губернаторов передвижными автомобильными радиостанциями, которые давали ему возможность «чудеснейшим образом» следить за поведением кочевников в пустыне. Соответственно возраставшим возможностям король выделял сравнительно существенные средства на развитие армии и приобретение современного вооружения и техники. Ибн Сауд очень рано по достоинству оценил значение авиации и автомобильного транспорта как в военной, так и в гражданской сферах. В результате уже в конце 1920-х годов армия королевства стала наиболее мобильной и боеспособной в Аравии.

Внедрение западных технологий, осуществлявшееся медленно, но последовательно, по убеждению короля, не противоречило духу и букве ислама. Тем не менее на каждом этапе значительная часть улама открыто выражала неодобрение «еретическим инновациям» и озабоченность относительно поведения короля, который, являясь имамом, не только не возглавлял джихад против многобожников, но и был известен как «союзник британских безбожников». Однако Ибн Сауд, окруженный со всех сторон британскими владениями, всегда был крайне осмотрителен в отношениях с Великобританией, неизменно демонстрируя дружеское отношение к ней, что вызывало крайнее раздражение консервативного крыла духовенства и находившегося под его влиянием движения ихванов (араб., «братство»). Отряды ихванов, сформированные из переведенных на оседлость бедуинов, воспитанных в военных поселениях в духе непоколебимой преданности крайнему ханбализ-му, сыграли важную историческую роль в войнах за объединение и создание единого государства, превратились в опасную реакционную силу и тормоз для дальнейшего развития централизованного государства. Эти «герои ислама», по определению одних, и «дьяволы веры», по мнению других, в силу их крайней ксенофобии, отсталости и фанатизма продолжали вести священную войну «со всеми несалафитами-многобожниками» и, вопреки приказам

короля, совершали грабительские рейды на соседние мандатные английские государства (Ирак, Трансиордания), что было чревато серьезными неприятностями для молодого государства. Восстание ихванов, разгромленное в марте 1929 г. в битве при Ас-Сабала, явилось самым серьезным испытанием режима за годы правления Абдальазиза. До восстания ихванов, когда сохранялась оппозиция части племен, он консультировался с улама, прислушивался к их советам по важнейшим религиозно-политическим вопросам. После подавления восстания ихванов, когда авторитет короля вырос, а власть усилилась, он продолжал советоваться с религиозными лидерами по важным, главным образом, внутренним вопросам; но он уже мог позволить себе не принимать во внимание их крайние, чрезмерные требования по ограничению модернизации, которую считал существенной для консолидации общества и развития королевства. Хотя в конечном счете Ибн Сауд отклонял ригорист-ские требования улама, тем не менее он всегда подчеркивал свое уважение к ним, демонстрируя внешние признаки почитания, и, более того, баловал многих из них, в особенности членов семьи аш-Шейх. Их поддержка была весьма существенна для легитимизации его режима и политики национальной интеграции посредством религии (салафитский призыв), права (шариат) и традиционного образования.

В целом взаимодействие с религиозным истеблишментом требовало от суверена максимального такта, специфической дипломатии, гибкости, а порою участия в дискуссиях по теологическим вопросам. Так, когда в 1939 г. король решил создать современную армию, улама выступили против европейского типа униформы, военной музыки и некоторых видов вооружения. Король принял первые два возражения клерикалов, но отклонил третье принципиальное по сути. Зато свое влияние улама продемонстрировали в 1949 г., когда обсуждался вопрос празднования пятидесятой годовщины восшествия Ибн Сауда на престол. Теологи заявили, что такого праздника в исламе нет, и с этим пришлось считаться. Король придерживался золотого правила исламской шуры (совет) и иджма (согласное мнение улама), в особенности, когда это касалось важных, но не политических вопросов. На ежедневных королевских маджлисах всегда принимали участие улама, а на более важных еженедельных маджлисах — наиболее высокопоставленные ученые-богословы.

Вообще отношения Ибн Сауда с улама — тема для специального исследования. В данной работе они излагаются кратко и поэтому порою схематично и несколько упрощенно. Хотелось бы лишь отметить, что обе стороны придерживались одной и той же религиозной доктрины. Разница состояла лишь в том, что король подходил ко многим вопросам шире, глубже, отвергая крайности и экстремизм части клерикалов. О толерантности короля говорит и его отношение к дискриминируемому шиитскому меньшинству (2-6% коренного населения, около 30-40% населения Восточной провинции и абсолютное большинство населения важных оазисов — Катиф, Сей-хат и Сафва), которое после присоединения к государству Саудидов в 1913 г. районов Аль-Хаса и Аль-Катиф, образовавших впоследствии Восточную провинцию, было лишено элементарных политико-религиозных и юридических прав. Особенно прославились своим жестким и пренебрежительным отношением к населению первые губернаторы провинции, фанатичные ханбалиты-салафиты Абдалла ибн Джилуви и его сын Сауд. Шииты были поставлены под строгий контроль ханбалитских кадиев. Самые тяжелые времена для шиитов наступили в период ихван-ского восстания, когда бунтующие «братья» потребовали насильственного обращения шиитов в «истинный ислам» либо физического их уничтожения. Ханбалитские теологи Эр-Рияда оказались несколько «гуманнее» последних, предложив изгнать не желающих принять ислам шиитов из правоверного государства. В этих непростых условиях Ибн Сауду удалось нейтрализовать и смягчить наиболее агрессивных ханбалитов, но только после разгрома ихванов шииты избавились от опасности физического истребления. В соответствии с распоряжением короля шиитские мечети получили такие же гарантии безопасности, как и суннитские; кроме того, ханбалитским судьям вменялось в обязанность семейнобрачные и имущественно-наследственные вопросы направлять на решение назначаемым правительством шиитским правоведам. Следующий этап эмансипации шиитов связан с деятельностью американской компании «Арамко», содействовавшей существенному повышению материального, культурного и образовательного уровня шиитов Восточной провинции, обеспечивающих более трети рабочих, занятых в нефтяной промышленности. Важной вехой борьбы шиитов за свои права стало широкое движение шиитской молодежи в ноябре 1979 г. и феврале 1980 г., возникшее под влия-

нием исламской революции в Иране. Высшее руководство страны отнеслось серьезно к вышеупомянутым событиям. Король Халед ибн Абдальазиз (1975-1982), несмотря на тяжелую болезнь, дважды посетил Восточную провинцию и встречался с шиитскими нотаблями. Во главе провинции были поставлены представители королевской семьи, полные решимости улучшить экономическое и социальное положение Восточной провинции и заняться вопросами гражданских прав шиитов. С приходом к власти короля Фахда в 1982 г. смягчилось отношение и к шиитским общественным манифестациям в месяце мухаррам. По-видимому, весьма скромные процессии-мистерии 10 мухаррама теперь были неофициально разрешены, а национальные гвардейцы, почти все — полностью недждийицы, не выходили на улицы в эти весьма эмоциональные дни.

Сила саудовского духовенства состоит в том, что, во-первых, оно уверено в исторической и религиозной исключительности их страны, в которой находятся две главные святыни ислама, что свидетельствует не просто о привилегии, но и божественном благоволении к королевству Саудидов; во-вторых, оно убеждено, что в их стране ислам восстановлен в первозданной чистоте, и они, саудовские клерикалы, являются носителями и интерпретаторами истинного ислама и, в-третьих, в силу вышеотмеченных обстоятельств на них лежит долг проповедовать и распространять ниспосланное им самое верное и глубокое понимание ислама. Подобная точка зрения может быть только в стране, где ислам является доминирующей силой, а простые люди почти фанатично верят: из-за того, что они хорошие мусульмане, они облагодетельствованы Богом, даровавшим им громадные запасы нефти. В этом убеждены и многие представители элиты, в том числе и влиятельнейшие принцы.

В этих условиях не удивительно, что улама играют ключевую, либо важную роль в следующих сферах общественной жизни:

— контроль за следованием предписаниям шариата;

— религиозная полиция, имеющая отделения по всей стране;

— религиозное образование, включающее обязательное

преподавание основ ислама и теологии во всех учебных

заведениях, от дошкольных до высших включительно;

— контроль за религиозным воспитанием нации;

— надзор за женским образованием;

Саудовская Аравия: правила жизни, или бытовой ислам

Араб смотрит на закат с горы

На мой взгляд, повседневная жизнь обитателей Саудовской Аравии представляет не меньший интерес, чем, скажем, рассуждения о геополитической обстановке на Ближнем Востоке и роли Эр-Рияда в укреплении идей ислама.

С самого начала я решила, что буду избегать в своем блоге тем политики и религии. У меня есть возможность жить в одной из самых закрытых и загадочных стран мира, и я хочу рассказывать о том, что вижу сама – об аравийской повседневности. Описывать, как здесь люди живут: что едят, как одеваются, где учатся и работают, куда ходят по вечерам.

И если политику игнорировать пока удается, то тему религии раскрыть все-таки необходимо, ведь вся жизнь саудовца построена вокруг законов ислама.

Прикладной ислам

Речь идет не только об отказе от свинины и повсеместном соблюдении сухого закона, но и о ежедневных намазах. Помимо того, что таинство это важно для каждого правоверного мусульманина, вокруг молитв организована жизнь любого проживающего в Саудовской Аравии, независимо от вероисповедания. Даже атеистов.

Пять раз в день мусульманин молится.

Пять раз в день из многочисленных мечетей раздается призыв. И пять раз в день жизнь в Саудовской Аравии замирает примерно на полчаса: госучреждения, частные фирмы и магазины – все закрывается. Большинство радиостанций переходят с музыки на аяты из Корана, а на дорогах становится свободно.

Закрытый супермаркет

Вас даже внезапно могут отказаться обслужить в супермаркете или на заправке, если пришло время намаза.

На практике это означает, что свои походы в город нужно планировать с учетом времени молитв. Время это зависит от восхода и заката солнца и каждый день немного двигается. Мы уже приспособились, завели на телефонах специальные приложения и точно знаем, в какое время лучше выходить по делам, а в какое это будет бесполезно.

Первая утренняя молитва происходит до восхода солнца (в это время года – примерно в 5:30 утра), поэтому на наш семейный распорядок дня она почти не влияет. Мусульмане же специально просыпаются, совершают намаз дома или в мечети, и ложатся спать дальше. Те, кому не на работу, могут спать до победного, ведь следующий намаз только после полудня.

Ковер для намаза на Крыше

Правильнее всего совершать молитву в положенное время в мечети, но это не всегда удается. Например, как быть, если во время закатной молитвы, Магриба, у мусульманина в доме гости? В таком случае, хозяин может извиниться и удалиться на какое-то время в другую комнату, либо совершить молитву позже. Главное – успеть помолиться до следующего намаза.

Последний намаз, Иша, считается ночным, но на самом деле совершается не так уж и поздно – около 8 вечера.

Именно после Иши многие саудовцы начинают свой день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *