Какая форма правления в иране
Перейти к содержимому

Какая форма правления в иране

  • автор:

Государственное устройство Ирана

Население — 62,75 млн. чел. (1999 г.), 65% — персы, 18% азербайджанцы.

Официальный язык — персидский (фарси).

Государственная религия — ислам шиитского толка (исповедуют свыше 90% населения).

Иран — унитарное государство. В административном отношении делится на 25 провинций.

По форме правления Иран — республика, однако сильное влияние шиитских политических концепций придает форме правления в Иране большую специфику. Действует Конституция, утвержденная на референдуме 2-3 декабря 1979 г., с последующими (от 28 июля 1989 г.) поправками. Политический режим клерикально-авторитарный. Согласно Конституции ИРИ и принятому в 1981 г. закону в стране запрещена деятельность политических партий и неисламских организаций. Существует ряд исламских ассоциаций прорежимной ориентации, в частности «Общество борющегося духовенства».

Государственная власть осуществляется независимыми друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властями, находящимися под контролем политического и духовного Руководителя (Лидера) страны. Этот пост занимает богослов (факих), которого определяет и назначает особый орган — Совет экспертов. В обязанности Руководителя входит определение генеральной линии в политике ИРИ и контроль за правильностью ее претворения в жизнь; командование вооруженными силами; объявление войны и мира; назначение и отстранение от должности факихов Совета по охране Конституции, главы судебной власти, председателя телерадиовещательной организации «Голос и образ Исламской Республики Иран», начальника объединенного штаба, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, главнокомандующих вооруженными силами и внутренними войсками; подписание указа о назначении Президента после его избрания; объявление амнистии или смягчение приговоров.

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Собранию (Меджлису) исламского совета, состоящему из 270 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием сроком на 4 года. Меджлис утверждает состав правительства, принимает законы, ратифицирует договоры и соглашения с иностранными государствами, утверждает проект бюджета, получение и предоставление правительством займов и безвозмездной помощи.

Контроль за соответствием решений Меджлиса положениям ислама и Конституции ИРИ осуществляется Советом по охране Конституции. Совет рассматривает все решения Меджлиса, осуществляет контроль за выборами Совета экспертов, президентскими выборами, выборами в Меджлис, а также за проведением всеобщих референдумов.

Глава государства — Президент, избираемый прямым голосованием сроком на 4 года. Никто не может занимать этот пост более чем 2 срока подряд. Президент несет ответственность за выполнение Конституции, руководство исполнительной властью (за исключением тех вопросов, которые непосредственно относятся к компетенции Руководителя), возглавляет Кабинет министров, назначает самих министров и представляет их на утверждение Меджлису, подписывает договоры и соглашения с другими государствами.

В целях создания гарантий соблюдения национальных интересов, территориальной целостности и суверенитета страны под председательством Президента действует Высший национальный совет национальной безопасности.

Как глава Кабинета министров Президент наблюдает за работой министров и координирует их деятельность. В сотрудничестве с министрами Президент определяет программу и политический курс правительства и организует исполнение законов.

Президент отвечает перед Меджлисом за деятельность правительства. Меджлис может выразить вотум недоверия Кабинету министров или любому из министров, в том числе по итогам интерпелляции. В этом случае Кабинет или соответствующий министр должны уйти в отставку.

Президент может отправить в отставку любого члена правительства или Кабинет в целом. В этом случае он должен получить вотум доверия от Меджлиса в отношении нового министра (нового состава правительства). Если состав правительства изменился наполовину и более, Кабинет министров обязан получить новый вотум доверия от Меджлиса.

Современная правовая система Ирана носит смешанный характер, в ней тесно переплетаются элементы мусульманской и романо-германской правовых систем. Соотношение этих элементов на протяжении ХХ в. было неодинаковым.

Иран — одно из немногих мусульманских государств, избежавших прямой европейской колонизации. Процесс «вестернизации» политической и правовой системы начался в 1906 г., когда здесь была принята Конституция, построенная по франко-бельгийской модели, однако преобразование судебной системы и принятие отраслевых кодексов (Торгового, Уголовного, Гражданского и Гражданско-процессуального) начались лишь в конце 1920-х гг. За основу этих актов были взяты соответствующие французские образцы.

В результате реформ 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского права значительно сузилась. Фикх (мусульманская правовая доктрина) джафаритского толка сохранил свои позиции лишь в области личного статуса и определения правового положения вакфов (изъятого из оборота имущества, предназначенного для благотворительных целей).

Новые усилия по вестернизации Ирана, предпринятые в 1960-1970 гг. в условиях обострения социальных противоречий, привели к народной революции 1979 г., которую возглавило радикальное исламское духовенство. Новый режим взял курс на превращение Ирана в исламское общество, что означало исламизацию всей правовой системы.

Конституция 1979 г. закрепила положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. В Иране были изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов джафаритской школы мусульманского права. В то же время основная масса прежнего кодифицированного законодательства, заимствованного у европейских стран, была лишь изменена в соответствии с исламскими правовыми установками.

В настоящее время нормы и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся в Иране форму правления. Они играют ведущую роль и в других отраслях действующего права, обеспечивая подчинение исламским нормам всех сторон общественной (политической, экономической, культурной) и личной жизни граждан, соблюдение не только юридических, но и моральных норм, относящихся даже к одежде и форме проведения досуга мусульман.

Основным источником права в Иране считается закон. Согласно ст.4 Конституции все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. Указанная статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.

Соотношение между нормой закона и нормой обычая устанавливается с позиций приоритета законодательства; судья обязан применять норму закона, даже если она, по его мнению, противоречит обычаю (ст.9 ГПК 1939 г.). Обычно-правовые нормы подлежат применению в случае неясности, противоречивости или отсутствия правовой нормы (ст.3 ГПК 1939 г.).

Судебная практика формально не признается источником права; судья должен принимать решение на основе закона, и такое решение не может формулироваться в виде общей нормы (ст.5 ГПК 1939 г.). В то же время судебные решения, прежде всего принимаемые Верховным судом, фактически применяются в качестве обязательных нижестоящими судебными органами.

Смотрите также:

Политическая структура каджарского Ирана немногим отличалась от прежней. Возглавляли правительство министры во главе с первым вазиром, садр-азамом.

На севере Ирана в Дамгане сохранилась небольшая мечеть Тарикхане (конец 8 в.), прямоугольный двор которой окружен со всех сторон колоннадой.

Тегеран — столица Ирана и административный центр остана Тегеран — расположен на обширной равнине в южных предгорьях потухшего вулкана Эльбруса, на высоте.

Как и Парфия, Сасанидский Иран, особенно вначале, представлял собой случайный конгломерат объединенных общими политическими судьбами.

Иран представляет собой обширное нагорье, центральную часть которого занимают бесплодные пустыни с резко выраженным континентальным климатом.

Иран

Ира́н ( ایران [ʔiˈɾɒn] ), с 1979 года Исла́мская Респу́блика Ира́н (перс. جمهوری اسلامی ایران ‎ — Джомхури́-йе Эслɒми́-йе Ирɒ́н), до 1935 года также Пе́рсия — государство в Передней Азии. Столица — город Тегеран.

Иран — это республика, основанная на религиозных принципах шиитского ислама. Она граничит с Ираком и Турцией на западе, с Азербайджаном и Арменией на северо-западе, с Каспийским морем и Туркменистаном на севере, с Афганистаном и Пакистаном на востоке, а также с Оманским заливом и Персидским заливом на юге.

До 1935 года Иран был известен на Западе как Персия (по-персидски: پارس, латинизировано: Парс), название, которое все еще принято наряду с названием Ирана. Это страна с площадью 1 648 195 км² и населением почти 100 миллионов человек различных национальностей. Иран расположен между Ближним Востоком, Центральной Азией и Южной Азией, что придает ему важное значение в геополитике.

Столица Ирана — Тегеран, политический, промышленный, торговый и культурный центр страны. Иран является великой региональной державой, чьи большие запасы углеводородов (четвертые по величине запасы нефти и первые запасы газа в мире) придают ему статус потенциальной энергетической сверхдержавы и на протяжении десятилетий сообщают о значительных доходах от нефти.

Этническое разнообразие иранского общества, состоящего из персов, азербайджанцев, курдов, лурсов, туркменов и белуджей, среди других, является неотъемлемой частью его культуры и обеспечивает особую привлекательность этой обширной территории. Арабы составляют небольшое меньшинство в Иране (около 1 %).

Иран — это колыбель некоторых из древнейших цивилизаций вместе с Ираком. Мидяне сформировали первую империю, охватившую «Великий Иран» в 625 г. до н. э. Затем на смену им пришла Империя Ахеменидов, эллинизированная Селевкидами после завоевания Александром Великим. Позже она переориентировалась на автохтонные ссылки со стороны последовательных империй Аршакидов, Парфян и Сасанидов. Мусульмане завоевали Иран в 651 году нашей эры, что привело к распространению персидского языка по Иранскому нагорью и различных аспектов иранской культуры по всему исламскому миру.

Иран является одним из основателей Организации Объединенных Наций, Движения неприсоединения, Организации исламского сотрудничества и ОПЕК [5] . Политическая структура Ирана основана на Конституции Исламской Республики 1979 года [6] , которая регулирует взаимоотношения между различными органами власти. Высшим органом государственной власти является Верховный лидер Ирана, хотя за повседневное управление администрацией отвечает президент. Официальной религией и языком страны являются шиитский ислам двенадцатеричной веры и персидский соответственно.

История

Предыстория

Территория Ирана является свидетельством человеческой деятельности с древнейших времен. Начиная с неолитической эпохи, здесь начался процесс оседлости, стабильного производства продовольствия и установления маршрутов для торговли на короткие расстояния. Медный век, который характеризуется появлением медных изделий и расписной керамики в Сусиане (юго-западный Иран) и в Сиалке (центрально-западный Иран), простирается в Иране на протяжении 4-го тысячелетия до нашей эры. Развитие городских поселений было связано с региональным процессом, который происходил между Анатолией, Месопотамией, археологическим комплексом Бактрии-Маргианы и культурой долины Инда.

Античность

Сузах появилась форма письма в начале III тысячелетия до нашей эры, которая, вероятно, была заимствована из шумерской системы для обозначения эламского языка. Эламская империя на юго-западе Ирана конкурировала с соседними империями Вавилонией и Ассирией. В 2000 г. до н. э. мидяне и персы, арийские или индоевропейские народы, начали мигрировать из равнин Южной России и Центральной Азии в Европу и Азию.

В конце VII века до н. э. группы иранских племен, определенных как мидийские, обосновались к северу и северо-западу от Ирана, освободившись от ассирийского ига. Под руководством Дейока, первого шаха, они установили свою власть над регионом. Благодаря Циаксарам и Астиагам, он положил конец власти Ассирии, захватив Ниневию в 612 г. до н. э. и укрепив первую иранскую империю. Из того же периода известны источники, в которых упоминается Кир I, король Аншана.

Однако правление Меды было недолгим благодаря усилиям персидского дворянина из семьи Ахеменидов Кира Великого (555—529 гг. до н. э.), царя Аншана. Он объединил персов, подчинил мидян и завоевал Вавилон, Сирию, Средиземноморский Левант и Малую Азию. Его завоевательная работа была продолжена его сыном и преемником Камбисом (530—522), который аннексировал Египет и ознаменовал максимальное расширение империи Ахеменидов, создав крупнейшую империю, известную до тех пор на Ближнем Востоке.

Фигура Дария I (522—486) знаменита своим вкладом в процветание Персидской империи [7] . Он посвятил себя организации огромной империи, переняв ее от сатрапий. Ему удалось разработать сеть дорог, которые объединили различные части империи, включая Царскую дорогу из Суз в Сарды, а также дворцы и памятники в столицах Сузах и Персеполе. Он также установил маздеизм как официальную религию. Но началась борьба против греков, которая стала известна как медицинские войны, и это привело к упадку Империи Ахеменидов. Борьбу продолжили его преемники: Ксеркс I, Артаксеркс I, Дарий II, Артаксеркс II и Дарий III. Непрерывные поражения персов закончились вторжением Александра Македонского в 334 г. до н. э., что привело к концу самой империи. После смерти Александра Македонского его преемники разделили свои территории, и они перешли к Селевку I Никатору в 312 г. до н. э.

Средние века (636—1501)

В 636 году н. э. (14 г. хиджры) арабы-мусульмане завоевали Персию. Хотя халифы Дамаска и первые Аббасиды были терпимы к старым религиям, в Персии сохранились зороастрийские, монофизитские и несторианские верования. Тенденции, противоречащие Дамаску (шиизм, хариизм), нашли убежище на Иранском нагорье и в конечном итоге вмешались в восстание 747 года против Омейядов. Новые халифы Багдада все больше зависели от своих военачальников, сначала персидских, а затем турецких. Большие территории Персии вышли из-под их контроля и стали независимыми королевствами. В Хорасане восстания против центральной власти были особенно интенсивными, и первое независимое королевство было основано Тахиром ибн Хусейном, принцем Нишапура, Хорасана и Кермана в 822 году. Первой династией в Хорасане после введения ислама была династия Саффаридов (861—1003). Управлявшие обширными территориями от Аральского моря до Индийского океана и Персидского залива Саманиды (875—999), также выходцы из Хорасана, были следующей династией. Буииты (932—1055) были основаны персидским принцем царской крови, близким к шиитам, и правили в западной Персии, затем дошли до Багдада, Фарса и Кермана. В 961 году турок, губернатор Хорасана, восстал против халифа и основал империю в Газне (Афганистан), которая простиравалась до иранского Хорасана.

В 1000 году турки-сельджуки вторглись в Хорасан и Ирак и завоевали Буидов Персии [8] . В 1092 году Персия стала независимым королевством после смерти султана, которым правил один из его сыновей. В 1190 году хорезмиты основали Иранскую империю на территории от восточной Персии до Афганистана. Хорезмиты, как и остальная Персия, были завоеваны монголами Чингисхана в 1220 году, который основал Персидское ханство (или «Ильджанато»). Монгольские войска Тамерлана разорили Персию в 1380—1385 годах. Тимуриды правили с 1370 по 1506 год.

Современное время

Аббас I Великий

В эпоху правления династии Сефевидов в XVI веке наступила эра независимости. Это было возможно благодаря суфийским религиозным орденам из гор Азербайджана. Они создали свою страну вокруг святилища Ардебиль, расположенного недалеко от Каспийского моря. Исмаил, лидер ордена, стал шахом в 1501 году. Династия Сефевидов укрепила различие между персами и другими мусульманами, установив превосходство шиизма в Иране. Особенно выделяется правление Аббаса Великого (1587—1629).

В 1794 году занды были свергнуты Ага-Мохамед-ханом, который начал правление династии Каджар в Персии. Кайары управляли Персией с 1786 по 1925 год. В XIX веке Персия оказалась под влиянием России и Британской империи, которые боролись за гегемонию и одновременно модернизировали страну. В 1907 году было достигнуто соглашение между Англией и Россией о разделении сфер их влияния [9] .

В 1925 году к власти пришел Реза Пехлеви, военный лидер националистической идеологии. В 1941 году он отрекся от престола в пользу своего сына Мохаммеда Резы Пехлеви. После Второй мировой войны националистическое движение усилилось. В 1953 году премьер-министр Мохаммад Мосаддек был свергнут в результате государственного переворота, организованного британцами и американцами через их посольства, известного как операция «Аякс». Шах при поддержке США и Великобритании начал модернизацию промышленности страны и одновременно устранил всю оппозицию своему режиму при помощи разведывательного агентства САВАК.

В январе 1978 года начались демонстрации против шаха, которые вызвали народное недовольство. В результате шах бежал из Ирана в январе 1979 года, когда Рухолла Хомейни возвращался из ссылки. Иран стал Исламской Республикой 1 апреля того же года. Отношения с США стали напряженными, когда студенты захватили иранское посольство и обвинили сотрудников в шпионаже и связях с ЦРУ с целью свержения аятоллы. Война между Ираном и Ираком началась 23 сентября 1980 года и закончилась в 1988 году [10] . В 1988 году исламский режим тайно казнил тысячи политических заключенных, включая членов PMOI и левых боевиков Fedaian и Tudeh. В 2002 году президент США Джордж Буш включил Иран в ось зла, обвинив его в поддержке терроризма. Подозрение в ядерной программе Ирана, которая может иметь военные цели, привело к конфронтации между Ираном и западными странами. Президентские выборы 2009 года были оспорены оппозицией, что привело к массовым демонстрациям сторонников соперника Мир-Хосейна Мусави, возможно, крупнейшим после революции 1979 года. Некоторые немецкие компании покинули Иран после этих беспорядков. В 1989 году на посту главы государства Хомейни был заменен Али Хаменеи.

В 2011 году произошло несколько событий, которые еще более ухудшили отношения между Ираном и США, а также между Израилем и Европейским Союзом. Исламская Республика обвинила Моссад и США в серии нападений на физиков, работающих над ядерной программой, некоторые из которых закончились смертью. В свою очередь, в декабре того же года США обвинили Иран в попытке убийства посла Саудовской Аравии в Вашингтоне, что вызвало категорический отказ Ирана и было названо международными политологами «грубой» операцией США. Конфликт усугубился после крушения американского беспилотного летательного аппарата на территории Ирана, который был объявлен США технически неисправным, но Иран заявил, что сбил его своими войсками и обвинил Белый дом в шпионаже. Отказ Ирана вернуть остатки самолета лишь усугубил напряженность между двумя странами.

Правительство и политика

После Исламской революции в 1979 году и более чем семидесяти лет конституционной монархии, Иран стал исламской республикой в соответствии с Конституцией 1979 года [11] . Верховный лидер Ирана отвечает за определение и контроль общей политики государства, является главнокомандующим вооруженными силами и контролирует разведывательные операции и безопасность государства. Он имеет право объявлять войну, а также назначать и увольнять главу судебной власти, государственного радио-телевизионного органа и главного командующего Армии стражей исламской революции. Он также назначает шесть из двенадцати членов Совета стражей. Лидером может быть альфаки, в настоящее время это Сейед Али Хаменеи, или совет директоров, назначаемый Ассамблеей экспертов по лидерству, избираемый всеобщим голосованием и уполномоченный смещать лидера или лидеров.

После лидера, президент республики является наивысшим должностным лицом в Иране. Он несет ответственность за соблюдение Конституции и является главой правительства Ирана. Важно отметить, что в отличие от других стран, он не является главой Вооруженных сил. В соответствии с законом, претенденты на пост президента должны получить одобрение Попечительского совета перед официальным выдвижением своей кандидатуры. После утверждения в качестве кандидатов, президент избирается абсолютным большинством голосов, основываясь на всеобщем избирательном праве, на срок в четыре года. После избрания, президент назначает и контролирует Совет министров, координирует правительственные решения и выбирает меры правительства, которые он представляет парламенту. Восемь вице-президентов подчиняются президенту, а также кабинет из 21 министра, который должен быть утвержден парламентом.

Парламент Ирана является однопалатным. Исламская консультативная ассамблея состоит из 290 членов, избираемых на четыре года. Они избираются прямым и тайным голосованием по индивидуальным кандидатурам. Он устанавливает законодательство, ратифицирует международные договоры и утверждает бюджет страны. Все законодательные акты ассамблеи должны быть утверждены Советом Хранителей, который действует в качестве верхней палаты. Конституционная прерогатива предусматривает пять мест для представителей, избранных из числа представителей признанных неисламских религиозных меньшинств: христиан, евреев и зороастрийцев, что дает им политическую представительность, близкую к 1,5 %, которые они представляют. Сунниты голосуют вместе с остальным населением. Кандидатуры в парламент требуют утверждения Советом попечителей.

В 1988 году аятолла Хомейни создал Совет по оценке государственных интересов, который получил полномочия разрешать конфликты между парламентом и Советом попечителей. Кроме того, Совет по различению является консультативным органом верховного лидера и одним из самых влиятельных органов управления в Иране.

Политическая система Ирана сочетает черты президентской и теократической демократии, но управляется автократическим «верховным лидером». Режим Ирана характеризуется авторитарностью из-за ограничения свобод, теократического уклона и нарушений прав человека.

Вооруженные силы

В 2022 году Иран выделил 6.8 миллиардов долларов на военные нужды, включая бюджет Пасдарана [12] . Это число близко к расходам Турции и Пакистана, но значительно меньше, чем у Саудовской Аравии — ее главного регионального противника, которая тратит более 60 миллиардов долларов на военные цели.

Несмотря на то, что американские политики и дипломаты часто представляют Иран как угрозу, Барак Обама заявил в 2015 году, что военный бюджет Ирана составляет только одну восьмую от расходов региональных союзников США и одну сороковую часть от бюджета Пентагона.

Права человека

В Иране нарушаются права человека, особенно свобода слова, религии, информации и жизни [13] . Силы безопасности несут ответственность за нарушения прав, но судебная система не всегда их привлекает к ответственности. Несанкционированные демонстрации и протесты подавляются, даже если они мирные. Есть право на собрания, но нет свободы мысли. Многие политические оппоненты, журналисты, активисты и юристы находятся в тюрьме, обвиняемые в нарушении закона.

Смертная казнь применяется не только к убийцам, но и к торговцам наркотиками. Правительство блокирует веб-сайты и ограничивает связь с внешним миром в случае социальных кризисов.

В Иране существует строгий дресс-код для мужчин и женщин, несоблюдение которого может привести к тюремному заключению. Закон предусматривает побивание камнями за прелюбодеяние. Сексуальные меньшинства также подвергаются преследованию. В Глобальном индексе гендерного разрыва 2015 года, составленном Всемирным экономическим форумом, Иран занимает 137 место из 140 стран [14] .

Политическая система Исламской Республики Иран: особенности и возможности трансформации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нина Михайловна Мамедова

Около четырех десятилетий в Иране осуществляется исламское правление . Создана уникальная система государственной власти, которая совмещает в себе светские и религиозные начала. При этом водораздел между религиозными и республиканскими институтами власти может быть очевиден, но может проходить внутри самих этих институтов. Одним из основополагающих принципов организации правления является выборная система. В зависимости от тех политических сил, которые в результате выборов завоевывают большинство в руководящих структурах, соотношение между исламскими и республиканскими принципами в определении политического курса, в его проведении, меняется. Нередко эти изменения принимают форму массового протеста. В систему государственной власти вносятся коррективы, однако в целом ей удалось сохранить тот каркас, который был заложен еще имамом Хомейни. В статье сделан анализ особенностей политической системы Ирана , ее эволюции под влиянием изменений внутренней ситуации в стране и внешних факторов, оказывавших разнонаправленное воздействие на процессы модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Нина Михайловна Мамедова

Шиитское духовенство в политической жизни современного Ирана
Политическая система исламской Республики Иран: вызовы либеральной модернизации
Корпус стражей исламской революции Ирана — государство в государстве

Президентские выборы 2009 года в Иране как попытка конкурентного выбора в ответ на монополизм государства

Конфликт старых и новых религиозных форм в политической жизни Ирана после Исламской революции 1979 г
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political System of the Islamic Republic of Iran: Its Features & the Upside for Transformation

About four decades Iran has been under Islamic ruling, a unique system of state governing combining both secular society rules and religious principles. While the contradictions between the clergy and the republicans’ institutions may remain their internal affair, at the same time they may become evident. The electoral system is one of the fundamental principles of the state governing in Iran . The changes in the ratio of Islamic principles and republicans’ rules (laying behind the political course), depends on the political forces getting the majority in the state governing bodies following the elections. Often these changes result in the form of mass protest. Notwithstanding the adjustments to the Iran ’s state governance have been made, the system fundamentally has been operating within the scope of principles proclaimed by Imam Khomeini. The research article studies the Iran ’s political system distinctions as well as its evolution triggered by the situation inside the country and the external factors, that both act in different directions in respect to the modernization processes.

Текст научной работы на тему «Политическая система Исламской Республики Иран: особенности и возможности трансформации»

Политическая система Исламской Республики Иран: особенности и возможности трансформации

Нина Михайловна МАМЕДОВА

кандидат экономических наук, заведующий сектором Ирана, Институт востоковедения Российской академии наук; доцент, кафедра мировой экономики, МГИМО МИД России. Адрес: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12. E-mail: mamedovan@mail.ru

ЦИТИРОВАНИЕ: Мамедова Н.М. (2018) Политическая система Исламской Республики Иран: особенности и возможности трансформации // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 11. № 3. С. 152-165. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-3-152-165

АННОТАЦИЯ. Около четырех десятилетий в Иране осуществляется исламское правление. Создана уникальная система государственной власти, которая совмещает в себе светские и религиозные начала. При этом водораздел между религиозными и республиканскими институтами власти может быть очевиден, но может проходить внутри самих этих институтов. Одним из основополагающих принципов организации правления является выборная система. В зависимости от тех политических сил, которые в результате выборов завоевывают большинство в руководящих структурах, соотношение между исламскими и республиканскими принципами в определении политического курса, в его проведении, меняется. Нередко эти изменения принимают форму массового протеста. В систему государственной власти вносятся коррективы, однако в целом ей удалось сохранить тот каркас, который был заложен еще имамом Хомейни. В статье сделан анализ особенностей политической системы Ирана, ее эволюции под влиянием изменений внутренней ситуации в стране и внешних факторов, оказывавших разнонаправленное воздействие на процессы модернизации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: исламское правление, рахбар, шиизм, партии, санкцион-ный режим, Иран

В результате революции 1979 г. в Иране, стране с древними традициями монархизма, был установлен теократический режим со своеобразной формой правления. В некоторых исламских странах также делались попытки совместить современные, или светские, принципы государственного устройства с принципами ислама. Но практически установить исламское правление удалось только Ирану. После февральской революции 1979 г., сместившей шахский режим, и после всеобщего референдума 1 апреля 1979 г., на котором проголосовали за создание исламской республики, в стране долгое время шли ожесточенные споры о том, как должна быть практически организована система власти во вновь провозглашенной республике. Ситуация осложнялась тем, что Иран — страна с преимущественно шиитским населением, не признававшим правомочность халифатов после смерти имама Али. Согласно шиитской концепции власти, правом на верховную власть обладают только потомки имама

Али, а настоящее время является временем ожидания прихода сокрытого 12-го праведного имама Махди. Всякая другая власть, например власть шаха, рассматривалась с точки зрения шиитского права как легитимная только в том случае, если правление осуществлялось в интересах всей шиитской уммы. Поэтому создаваемая после революции система власти должна была соответствовать и современным принципам государственного устройства, и шиитским взглядам.

Принятие в декабре 1979 г., также в результате всеобщего референдума, Конституции ИРИ завершило эти споры. Главным принципом, обеспечивающим легитимность исламской власти и сохранение влияния высшего шиитского духовенства на проведение государственной политики, стал принцип «велаяте факих». Задолго до исламской революции в своих теоретических работах аятолла Хомейни разработал концепцию «велаяте факих», согласно которой легитимность власти может обеспечить нахождение во главе государства наиболее авторитетного факи-ха (религиозного богослова).

Рахбар — религиозный и государственный лидер

Практическая реализация этого принципа состоит в том, что религиозный лидер страны является и высшим лицом государства. Причем главным объектом споров был не столько сам принцип «велаяте факих», сколько объем полномочий лидера страны в структуре государственной власти. В результате дебатов конституционно был закреплен институт рахбара как высшего государственного поста. Рахбар не только осуществляет имамат, но и наделен широкими государственными полномочиями. Его права и обя-

занности включают ряд функций законодательной, судебной и исполнительной власти. Согласно ст. 110 конституции он осуществляет:

— определение общей политики государства — после консультаций с Ассамблеей по определению государственной целесообразности;

— контроль над правильностью претворения в жизнь генеральной линии в политике режима;

— принятие решения о проведении референдума;

— главнокомандование вооруженными силами;

— объявление войны и мира, а также мобилизации;

— назначение и отстранение от должности, принятие отставки следующих лиц:

а) факихов Наблюдательного совета (из его 12 членов половина являются факихами, назначаемыми рахбаром), б) главы судебной власти, в) главы телерадиовещательной компании «Голос Ирана», г) начальника Объединенного штаба вооруженных сил, д) главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции (КСИР), е) высшего командования вооруженными силами и внутренними войсками;

— упорядочение отношений между тремя ветвями власти;

— разрешение проблем государства, которые не могут быть решены обычным путем, с помощью Ассамблеи по определению государственной целесообразности;

— подписание указа о назначении президента после его избрания. При отборе кандидатов на пост президента их компетентность подтверждается не только Наблюдательным советом, но и лидером страны;

— отстранение от власти президента, если этого требуют интересы

страны, на основании решения Верховного суда, определяющего виновность президента в нарушении им своих законных полномочий, либо на основании решения меджлиса (парламента) о несоответствии президента занимаемой должности;

— объявление амнистии или смягчение приговоров в рамках исламских норм и по рекомендации главы судебной власти.

Конституция страны может быть изменена только по инициативе рахба-ра. Первые изменения в конституцию были внесены в 1989 г., после того как Хомейни подписал соответствующий указ, изменения в 2007 г. были сделаны также после указа Али Хаменеи.

Уже перечень этих прав и обязанностей обеспечивает рахбару правовые условия для концентрации в своих руках не просто сильной, но практически монопольной власти. Аппарат рахба-ра представляет собой широкую горизонтальную и вертикальную сеть представителей — от Наблюдательного совета и министерств до исламских фондов, от губернаторов провинций до пятничных имамов. Рахбар издает декреты религиозного (фетвы), государственного (хокмы) характера, различные решения (эблагие), связанные с управлением государством. Свое влияние рахбар реализует также через выступления на пятничных молитвах, на различных заседаниях. Именно на заседании перед новым годом1 в ответ на ужесточение санкционного давления 2012/2013 г. и 2013/2014 г. Али Хаменеи провозгласил годами экономического джихада. А 2014/2015 г. в преддверии заключения ядерного соглашения и возможного расширения контактов с Западом

годом он провозгласил годом не только экономического, но и культурного джихада. Им же была обнародована концепция «экономики сопротивления», способной противостоять экономическому давлению на Иран.

И эта сформированная еще в 1979 г. структура правления почти неизменной сохранилась до сих пор. Элементами этой структуры являются как религиозные, так и республиканские органы. Эта «гибридная» система, сочетающая республиканские, теократические, авторитарные и демократические элементы (выборная практика), действует, несмотря на пережитую страной восьмилетнюю войну, периодически возникающие социальные протестные движения, всплески национальных сепаратистских волнений, жесткий санкци-онный режим. Даже вооруженные силы представлены и армией, и Корпусом стражей исламской революции (КСИР), который был создан сразу же после революции для борьбы с ее противниками. Именно эта система противовесов позволяет иранскому духовенству уже почти четыре десятилетия сохранять в своих руках основные рычаги власти. При этом режим периодически идет на корректировку элементов системы с тем, чтобы сохранить эту власть в целом как исламскую. Самого Р. Хомейни отличал прагматический подход к государственным интересам страны. Например, он не отказался от налоговой системы в пользу исламских налогов, одобрил изменение экономической политики после окончания войны с Ираком, решился на роспуск партии иранского духовенства и т.п. Этот принцип целесообразности (маслахат), с одной стороны, создает возможности для модернизации исламской политической системы. Но, с другой стороны, именно

1 Новый год в Иране начинается 21 марта.

он обеспечивает рахбару право на абсолютную политическую власть.

По конституции государственная власть в Исламской Республике Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями под контролем рахбара как главного факиха. Но такое сосредоточение власти в руках рахбара разделялось и до сих пор разделяется не всеми политическими силами в стране. В начале 2000-х гг. бывший президент страны Мохаммад Хатами предпринял попытку усилить полномочия президента, снизив уровень контроля рахбара и Наблюдательного совета над выборами и судебной властью. Однако два его законопроекта, получившие одобрение меджлиса, были отвергнуты Наблюдательным советом и формируемой рахбаром Ассамблеей по целесообразности.

Недовольство сосредоточением власти в руках рахбара проявилось, например, при всплеске оппозиционного движения — так называемого зеленого движения в 2009 г., а наиболее отчетливо -при проведении демонстраций в конце 2017 — начале 2018 гг. Легитимное верховенство религиозного лидера, безусловно, поднимает вопрос о степени демократичности иранского режима. Но, наверное, не следует забывать и того, что концепция такого варианта правления родилась в условиях иранской монархии, которая была не номинальной, как в европейских странах, а реальной деспотической властью без перспектив демократизации.

Нужно также иметь в виду, что конституционное оформление принципа «велаяте факих» в институт главы государства был обеспечен главным образом авторитетом имама Хомейни -признанного лидера революции. Он по Конституции 1979 г. был объявлен и пожизненным рахбаром (руководителем шиитской общины) и марджаа ат-таклид (религиозным наставником),

т.е. получившим право на иджтихад -право выносить собственные решения по важным богословским вопросам. При этом в тексте конституции, принятой в декабре 1979 г., говорилось и о том, что если ни один из факихов не удовлетворяет требованиям большинства народа, то может быть образован руководящий совет из трех или пяти марджа (ст. 109) [Раванди-Фадаи, Филин 2017, с. 8-9, 81].

В 1989 г., после смерти Хомейни, в результате перегруппировки политических сил наиболее подходящей кандидатурой на пост рахбара оказался тогдашний президент и всего лишь ходжат оль эслам Али Хаменеи, хотя было четверо имевших звание мар-джа ат-таклид. Но они не имели опыта государственного управления. А в это время закончилась восьмилетняя война с Ираком, надо было восстанавливать экономику, менять экономический курс. И для духовенства было важно сохранить контроль над этими процессами. Поэтому оно пошло на изменение конституционного принципа -обязательности для лидера иметь звание марджа ат-таклид. В новой Конституции вопрос о приемнике Хомейни был решен в пользу выборности одного факиха и не прямым всеобщим голосованием, а Советом экспертов, который первоначально создавался для разработки Конституции.

Но сам Совет экспертов (состоит из 86 членов) избирается на 8 лет путем всеобщих прямых выборов (выборы -в 1982, 1990, 1998, 2006 гг., затем в виде исключения срок полномочий продлен до 10 лет, поэтому последние выборы состоялись в 2016 г.). Подавляющее большинство избираемых в Совет экспертов — представители высшего духовенства. Несмотря на попытки либеральных сил выдвинуть в качестве кандидатов на выборы в Совет экспертов женщин или светских лиц, они не получают

согласия Наблюдательного совета. Пожалуй, более строгого отбора Наблюдательный совет не проводит даже в отношении кандидатов в президенты. Согласно внутреннему регламенту, утвержденному самим же Советом экспертов, он работает на постоянной основе. Деятельность Совета экспертов долгое время была закрыта для общества, фактически секретна. Но в последние годы она становится все более прозрачной. При секретариате Совета экспертов создан Центр исследования исламской мысли и исламской власти, который выпуска-ет7 журнал «Хабреган», имеет сайт, поддерживает постоянные контакты с рах-баром, правительством и меджлисом.

Совет экспертов избрал рахбаром Али Хаменеи буквально на следующий день после смерти имама Хомейни. До избрания рахбаром Али Хаменеи был известен и как религиозный, и как государственный деятель. Вместе с аятоллой Бехешти и Али Акбаром Хашеми Раф-санджани (умер в конце 2016 г.) издал книгу «Наши позиции», которая стала политической программой Партии исламской республики (ПИР), объединившей в 1979 г. все политические и религиозные партии и группировки. В 1981 г. он был избран президентом страны, в 1985 г. — переизбран на второй срок. По специальному указу Хомейни также руководил работой Высшего совета обороны, Высшего совета культурной революции, а также созданной в последний год жизни Хомейни Ассамблеи по определению государственной целесообразности [Мамедова 2007, с. 312-317]. Али Хаменеи получил звание марджа-ат та-клида только в 1994 г. после кончины аятоллы Араки, что, несомненно, укрепило его позиции и как рахбара.

Долго не вмешивавшийся открыто в политическую жизнь, Али Хаме-неи стал политически активен в период президентства Махмуда Ахмадине-жада, фактически приведя его к власти.

В настоящее время, судя по сообщениям прессы, он тяжело болен, поэтому вновь остро стоит вопрос о преемнике — либо новом рахбаре, либо Руководящем совете факихов. Пожалуй, впервые в истории исламской республики во время массовых демонстраций в начале 2018 г. открыто звучали лозунги против рахбара (например, «Рахбар -диктатор»), что опосредованно свидетельствует о глубоких изменениях в сознании иранского общества.

Первые, правда единичные, лозунги против диктатуры рахбара были отмечены в июне 2009 г. в период «зеленого движения», выступавшего против официальных результатов президентских выборов 2009 г. В июле на более чем миллионной демонстрации в Тегеране появились лозунги «Смерть диктатору, кем бы он ни был — религиозным лидером или доктором». А в 2010 г. в годовщину президентских выборов 2009 г. на демонстрации у кампуса Тегеранского университета появились лозунги «Смерть Хаменеи и басиджам!», «Долой велаяте факих» [Филин 2014, с. 182].

В прессе в настоящее время открыто обсуждается судьба не столько самого Али Хаменеи, сколько института рах-бара, возможность заменить его коллективным органом.

Значимость института рахбара в системе власти определяется еще и тем, что как марджа ат-таклид он контролирует ряд финансовых потоков. И это не только доходы исламских фондов и вакфов, но и исламские налоги. В систему обязательных государственных налогов они не введены, но большинство шиитского населения уплачивает добровольный налог хумс, который идет на помощь потомкам Пророка и на благотворительные нужды. Размер его — 20% годового дохода, он традиционно уплачивался как доля имама. Размеры этого налога могут достигать нескольких десятков миллиардов долла-

ров, что укрепляет не только религиозный и политический, но и экономический потенциал рахбара.

и законодательной властью

Наиболее сложные отношения в политической системе Ирана складывались между такими ветвями власти, как исполнительная и законодательная. За время существования режима изменилась даже их структура. По первоначальному варианту Конституции исполнительная власть была представлена президентом и правительством, которое возглавлял премьер-министр. Взгляды этих двух ветвей исполнительной власти чаще всего не совпадали, и их противоречия разрешал Хомейни. Во главе правительства в самые тяжелые для Ирана времена — во время войны с Ираком находился Мир Хосейн Мусави, который сумел, создав жестко централизованную экономику мобилизационного типа, избежать экономического краха. Как ни парадоксально, именно М.Х. Мусави, отстаивавший идеи максимально высокого вмешательства государства в экономику и политику в период пребывания на посту премьер-министра, станет одним из лидеров «зеленого движения», нацеленного на политическую и экономическую либерализацию.

М.Х. Мусави, постоянно находилось под контролем, с одной стороны, рахба-ра, но, с другой стороны, и президента. Между исполнительной и законодательной властью существовали острые противоречия. Ярким показателем отношений между меджлисом (парламентом) и правительством М.Х. Мусави стало то, что кроме закона 1983 г. о банках (о переводе их на исламские принципы ра-

боты) не было принято ни одного основополагающего экономического закона, и правительство Мусави фактически действовало в условиях законодательного вакуума.

И дело не только в позиции меджлиса, представленного разными политическими силами, хотя и объединенными в ПИР. Законодательная власть в Иране была и сейчас представлена не только меджлисом, но еще и Наблюдательным советом, или Советом стражей Конституции.

Меджлис, состоящий в настоящее время из 290 членов, избирается прямым, открытым и тайным голосованием. Выборы в меджлис, как и выборы президента, проходят в обстановке острой борьбы между различными политическими группировками. Именно в это время образуются различные объединения, коалиции, активизируется работа партий или даже создаются новые.

А Наблюдательный совет состоит всего из 12 членов, 6 из которых являются факихами и которых назначает рахбар, а остальные 6 — законоведы, кандидатуры которых предлагает меджлис, но опять-таки представляет их на утверждение рахбара. Задача Наблюдательного совета — проверять утверждаемые меджлисом законы на соответствие Конституции и нормам ислама. Без согласия Наблюдательного совета одобренный меджлисом законопроект не мог и до сих пор не может стать законом. Даже вмешательство имама Хомейни не всегда могло ускорить процесс законотворчества. Поэтому он согласился на создание дополнительного высшего государственного органа — Ассамблеи по определению целесообразности для исламского строя, своеобразного арбитра между меджлисом и Наблюдательным советом.

После окончания войны наиболее остро встал вопрос о восстановле-

нии экономики и о повышении уровня жизни населения. Решение этих экономических проблем требовало и укрепления позиций исполнительной власти и создания законодательной экономической базы. Еще при жизни Хомей-ни стал составляться первый пятилетний план, и уже первые попытки обсудить в меджлисе первоначальный проект вызвали ожесточенные споры. После смерти Хомейни духовенство согласилось внести в Конституцию изменения. Пост премьер-министра ликвидировали, в состав высших государственных органов ввели Ассамблею по целесообразности. Снизили требования к рахбару; кроме того, он определял общие направления политики совместно с Ассамблеей по целесообразности. И эти конституционные поправки помогли новому президенту страны Али Акбару Хашеми Рафсанджани как главе исполнительной власти проводить курс на либерализацию экономики. Таким образом, на изменение конституционных статей, носящих в значительной мере экономический характер, режим готов идти. Но конституционно ограничить власть духовенства или изменить избирательный закон в сторону секуляризации до сих пор не представляется возможным. Хотя попытки были и в 2003 г., и в 2017 г., когда после победы на выборах Хасан Роухани заявил о том, что собирается стать главой государства, и о возможности выбора рахбара народом [Дунаева 2017, с. 25]. Президент в Иране избирается на всеобщих выборах прямым и тайным голосованием на четыре года, только на два срока подряд. То, что выборы являются прямыми, усиливает легитимность позиций президента. Хотя президент является главой кабинета министров, но для непосредственного руководства им он имеет право назначить первого вице-президента, что и происходит на практике. Президент форми-

рует кабинет министров и представляет его меджлису одновременно с программой деятельности кабинета и каждого из министров. Президент может представить меджлису состав своего кабинета полностью либо частично. Вотум доверия выносится каждому из министров.

Министры в Иране являются не столько административными, сколько политическими фигурами. Они связаны с меджлисом, с соответствующим комитетом меджлиса, принимают участие в заседаниях правительства, Ассамблеи по целесообразности, встречаются с рахбаром. Министры, которые по представлению президента утверждаются на должность меджлисом, отражают в значительной мере позиции не столько президента, сколько наиболее влиятельной в меджлисе фракции.

Если многие министры правительства М. Ахмадинежада были связаны с работой в структурах министерства информации (разведки), КСИР и «ба-сидж» (ополчение), то министры правительства Х. Роухани — со сторонниками прагматического и реформаторского курса.

Формирование кабинета министров часто превращается в политическую борьбу между различными фракциями меджлиса и сторонниками президента. Ключевыми министерствами, за которые постоянно ведется борьба и которые почти всегда возглавлялись лицами духовного звания, являются министерства внутренних дел, юстиции, культуры и исламской ориентации. Состав последнего правительства Х. Ро-ухани был почти полностью одобрен меджлисом, но, как представляется, из-за того, что в нем было сокращено число представителей реформаторского блока, поддержавших Роухани на выборах. Возможно, что причиной этого стало сильное давление, оказываемое на Х. Роухани, в том числе путем аре-

ста его брата. Тем не менее вице-президенты, отвечающие за экономические блоки, примыкают к реформаторскому течению. Пожалуй, стратегической удачей Х. Роухани стало проведение на пост министра обороны генерала Ами-ра Хатами, не связанного с КСИР.

В состав исполнительной власти входят различные организации (планово-бюджетная, атомной энергетики и другие), возглавляемые вице-президентами. По своим функциям эти организации фактически являются министерствами, но возглавляются не министрами, а вице-президентами, и потому выведены из-под жесткого контроля меджлиса. В состав последнего правительства Х. Роухани входят две женщины, что можно рассматривать как тенденцию к трансформации режима. В состав почти всех министерств Ирана на положении компаний-филиалов входит ряд крупных государственных компаний, различных по функциям. Особенность государственного управления Ирана -наличие в структуре министерств значительного количества производственных компаний, нередко проводящих самостоятельную политику. К ним можно отнести, например, Иранскую национальную нефтяную компанию (ИННК), Компанию по развитию и модернизации промышленности, которая в процессе приватизации стала акционером наиболее крупных промышленных объектов, Компанию оборонной промышленности, компании КСИРа [Са-жин 2017, с. 107-108]. В Иране сложилась практика назначения министрами юстиции и информации лиц духовного звания, что обеспечивает им поддержку рахбара и главы судебной власти.

Кабинет министров в стране, в которой действуют и парламент (меджлис), и глава государства — рахбар, по правовому статусу более близок к типу правительств при президентско-парла-ментской форме правления.

Как уже отмечалось выше, законодательная власть представлена меджлисом, Наблюдательным советом и отчасти Ассамблеей по целесообразности. После создания Ассамблеи процедура принятия законов стала более стабильной. Но противоречий между исполнительной и законодательной властью это не смягчило. Когда в 2013 г. президентом на первый срок был выбран Х. Ро-ухани, он получил добро от рахбара на проведение переговоров с «шестеркой» (члены СБ ООН плюс Германия) о сокращении ядерной программы в обмен на отмену санкционного режима. Кроме того, вопреки сложившейся традиции, согласно которой переговоры по вопросам ядерной программы от имени Ирана вел секретарь Совета безопасности, рахбар поручил это правительству. Переговоры шли в очень напряженной обстановке, так как условия соглашения постоянно критиковались меджлисом. И даже когда соглашение (СВПД) было подписано в Вене в 2015 г., меджлис всячески затягивал его ратификацию. В том, что меджлис в конце концов одобрил это соглашение, не последнюю роль сыграл спикер меджлиса Али Лариджани. В настоящее время, когда после парламентских выборов 2016 г. А. Лариджани вновь избран спикером, а Али Мотаххари его заместителем, и они в последние пять лет активно сотрудничают со сторонниками Х. Роуха-ни, можно ожидать, что противостояние между президентом и меджлисом станет менее напряженным. Тем не менее ряд депутатов обвиняли и продолжают обвинять президента и его команду в подписании соглашения, которое они рассматривают как уступку США. Их уверения, что США найдут другие причины для наложения санкций, стали оправдываться после прихода к власти Д. Трампа, что значительно ослабило позиции сторонников Х. Ро-ухани. Нельзя исключать такого разви-

тия событий, как это было при М. Хатами, когда политика президента-реформатора, нацеленного на либерализацию не только экономической, но и политической системы Ирана, под давлением США была свернута, и к власти пришло радикальное крыло консерваторов во главе с М. Ахмадинежадом.

Наиболее острые дебаты между правительством и меджлисом ведутся при рассмотрении расходов Стабилизационного фонда, годовых бюджетов. М. Ахмадинежад, фактически не получавший доступа к Стабфонду, расходы которого утверждал меджлис, добился создания Фонда национального развития, которым распоряжалось правительство. Напряженная борьба идет вокруг годовых бюджетов. Поэтому бюджет на 2017-2018 гг. был принят с опозданием. В декабре 2017 г. президент представил проект бюджета на 2018-2019 гг., который сразу же стал объектом нападок — и справа, и слева. Реформаторы не увидели в нем реальных попыток провести либеральные реформы, консерваторы даже эти робкие попытки сочли противоречащими интересам народа. Меджлис не пошел на повышение ставки прямых налогов для более богатых слоев населения, согласившись поднять НДС, что в большей степени ударило по низшим и средним слоям, до сих пор не введены в налоговую базу различные исламские фонды. В условиях дефицита правительство продолжило политику сокращения субсидирования ряда товаров и наметило сокращение выплачиваемых населению денежных компенсаций. И это вылилось не только в споры между правительством и меджлисом, но и в массовые демонстрации. В результате правительство уже в первую

неделю января 2018 г. пошло на изменение ряда бюджетных статей. Чьи позиции укрепятся в результате этих массовых выступлений? Возможно, меджлиса. Но Х. Роухани в беседе с членами своего правительства 8 января 2018 г. отметил, что при рассмотрении бюджета меджлису нужно обращать внимание на «необходимость прозрачности финансовой деятельности и подотчетности многих государственных и полугосударственных структур, которые получают значительные доли государственных средств, в то время как правительство сталкивается с большим дефицитом бюджета»2. Поэтому правительство тоже может воспользоваться ситуацией и получить возможность более самостоятельного решения проблем с финансированием социальных и экономических программ, в том числе за счет средств исламских фондов.

Партийная структура как часть политической системы Ирана крайне фрагментарна. В феврале 1979 г. была образована Партия исламской республики (ПИР), имевшая целью объединить в ее рамках все созданные к этому времени партии и организации, вплоть до организаций духовенства. Оставшись практически единственной политической партией, ПИР превратилась в партию государствообразующего типа. Только после того, как была достигнута цель сохранения теократической власти даже в условиях восьмилетней войны, а борьба различных течений внутри партии стала находить выражение в конфронтации между различными органами власти и угрожать ста-

2 Popular Demands Not Limited to Economy. https://financialtribune.com/articles/national/79583/popular-demands-not-limited-to-economy (дата обращения: 9.01.2018).

бильности власти, в 1987 г. с согласия Хомейни ПИР была распущена.

Даже после роспуска Партии исламской республики партийная жизнь не носила характера, свойственного европейским традициям. Многие партии создавались в предвыборный период, объединяясь не столько на базе программ, сколько вокруг политических фигур. Долгое время почти все партии примыкали к двум крупнейшим группировкам духовенства — Обществу борющегося духовенства и Ассамблее борющихся улемов. К первому традиционно примыкали консерваторы, ко второму — реформаторы. Настоящий бум партийного строительства произошел после избрания президентом страны в 1997 г. М. Хатами, поставившего целью своей внутренней политики создание гражданского общества в Иране.

Поражение «Зеленого движения» затормозило этот процесс, уменьшилась роль указанных выше организаций духовенства в политической жизни, но тенденция развития партийной системы сохраняется до настоящего времени [Мамедова 2006, с. 191-192].

Хотя в законе о выборах нет упоминания о партиях, выборы фактически проводятся по партийным спискам; в преддверии выборов создаются новые партии, образуются партийные блоки, выдвигающие совместных кандидатов. Именно предвыборные кампании в Иране выявляют реальное положение партийной системы; в этот период партии и партийные группировки проявляют наибольшую активность, заявляя о своих программах. Кандидаты от различных партийных группировок, ставшие депутатами меджлиса, образуют партийные фракции, аналогично европейской политической традиции. Опыт

последних трех президентских выборов показал, что созданные накануне выборов блоки сторонников победившего на выборах президента становятся затем основой политических пропрезидентских партий, поддерживающих исполнительную власть. Огромную роль в партийном движении в Иране играют личные и родственные связи. До сих пор почти все политические партии, организации и движения в Иране делятся в основном по степени связи с различными семейными и религиозными кланами.

В настоящее время действуют партии, созданные сразу же после революции или возникшие в ходе последних выборов. Например, до сих пор активно действует прореформаторская партия ОМИР — Организация моджахедов исламской революции, генеральный секретарь которой Мохаммад Саламати в разгар «новогодних» событий 20172018 г. дал взвешенный анализ причин волнений, выступив, несмотря на критику работы правительства Роухани, в его поддержку3.

Приход к власти сторонников Х. Ро-ухани вызвал активизацию партий прагматического и реформаторского толка, в 2017 г. возник партийный блок «Омид» (Надежда), но и консервативные силы тоже создали ряд блоков и движений.

Из нелегальных политических партий, оказывающих влияние на политическую жизнь Ирана, следует назвать «Моджахеддине хальк», принявшую участие и в январском движении 2018 г. Система политических партий Ирана до настоящего времени продолжает носить черты традиционных организаций, которые не столько создаются на основе идеологического единства, сколько группируются вокруг какого-нибудь лидера. Обнаружившаяся

3 Reformist Urges Continued Backing for Rouhani. https://financialtribune.com/articles/national/79182/reformist-urges-continued-backing-for-rouhani (дата обращения: 3.01.2018).

прямая зависимость активизации партийного строительства во время предвыборных кампаний делает все более актуальным изменение законов о партиях и о выборах, увязку их друг с другом, что сделает более отчетливыми программы и позиции партий. Но свободное развитие политических партий сдерживается идеологическими рамками исламского режима. Не меньшее, а, пожалуй, и большее значение в политической жизни Ирана играют родственные и религиозные связи.

Политическая элита Ирана

После исламской революции формирование политической, религиозной и экономической элит оказалось тесно взаимосвязанным. Политическая власть перешла в руки традиционных религиозных кланов, которые представляли разные шиитские центры. Если до революции главными были Неджеф в Ираке и Кум в Иране, то после революции Кум становится не только главным иранским религиозным центром, но и центром шиитов других стран.

Духовенство, которому досталась значительная часть национализированной собственности, стало составной частью не только политической, но и новой экономической элиты. Духовенство получило собственность через созданные исламские фонды, встав во главе этих фондов. Был снят запрет на создание новых вакфов, увеличилась собственность и действовавших вакфов. Так, вакф «Астане Годс» в Мешхеде, где началось протестное движение 28 декабря 2017 г., получил право на создание свободной экономической зоны Серахс, построил собственный аэропорт. Он имеет в собственности многочисленные компании, учебные заведения.

В санкционный период к субъектам экономической иранской элиты ста-

ла активно присоединяться военная элита, особенно представители КСИР. Компания КСИР «Хатам аль-Анбия» превратилась в одну из крупнейших в стране, особенно в период санкций в президентство М. Ахмадинежада. В это время, когда из страны стали уходить иностранные компании, Корпусу стражей было дано право участвовать более чем в десяти тысячах проектов — от строительства до нефтегазовой и аэрокосмической промышленности.

Противоречия между отдельными кланами то утихают, то нарастают, приводя к смене правительств, изменениям в экономической политике, изменениям в отношениях с внешним миром.

Сам имам Хомейни был представителем одной из влиятельных богословских семей (отец — аятолла, мать -внучка аятоллы). Дети и внуки Хомей-ни составляют часть политико-религиозной элиты, активно участвуют в политической жизни страны. Семья связана родством с семьей Садров — видных политических и религиозных деятелей Ливана и Ирака, а также с семьей экс-президента Мохаммада Хатами. Члены семьи в значительной степени придерживаются прагматических и даже реформаторских взглядов по ряду вопросов. Дочь Хомейни Захра Мо-стафави, являясь генеральным секретарем Женского общества ИРИ, выступила на выборах в пользу кандидатуры Х. Роухани.

Клан Али Хаменеи также тесно связан с духовенством. Его отец — аятолла, тетя — жена шейха Хиабани, она же является бабушкой Мир Хосейна Муса-ви, одного из лидеров «зеленых» и бывшего премьер-министра страны. Семья связана родственными узами с бывшим спикером парламента Ходад-Аделем, который примыкает к консерваторам, хотя младший брат А. Хаменеи издавал газеты, в которых публиковались статьи против принципа велаяте факих.

В конце 2016 г. ушел из жизни глава одного из самых могущественных политических, экономических и религиозных кланов страны Али Акбар Хашеми Рафсанджани (Бахрамани). Клан имеет сильные позиции в политической системе Ирана, связан родственными узами с аятоллой Х. Али Монтазери, аятоллой Хасаном Лахути, М.К. Табатабаи Язди, Хоссейном Ма-раши (вице-президент в правительстве Хатами и лидер партии реформаторского направления). Один из сыновей Рафсанджани — Мохсен Хашеми занимал пост начальника канцелярии Ассамблеи по целесообразности, а после майских выборов в муниципалитет Тегерана в 2017 г. стал главой Тегеранского совета. Дочь Рафсанджани Фаезе Хашеми — известная общественная деятельница, придерживается линии прагматиков, но ближе к реформаторам.

Огромный политический вес имеет клан Лариджани — так называемый иракский клан. Отец братьев Лариджа-ни, аятолла Амоли, долго работал в Не-джефе. Али Лариджани — спикер парламента. Один его брат является советником Хаменеи, другой возглавляет судебную власть.

Эти семьи составляют костяк политической элиты ИРИ, в основе их связей не только родственные отношения, но и принадлежность к определенным школам духовенства. Именно этим объясняются тесные связи религиозных авторитетов Ирана с представителями шиитского духовенства в других странах. Этим объясняется и поддержка Ираном шиитских движений в соседних странах, возглавляемых, как правило, воспитанниками Кума или Тегерана [Мамедова 2016, с. 121-127].

Переплетение интересов нескольких крупных кланов способствует распространению коррупции, что стало одной из причин массового оппозиционного движения, развернувшегося в конце

2017 г. — начале 2018 г. Высокому уровню коррумпированности способствуют не только засилье в экономике страны мощных кланов, закрытых экономических структур, но и отсутствие политических свобод, свободы мнений и прессы.

Возглавив антишахское движение, иранское духовенство не ограничилось свержением шахского режима. Оно концептуально обосновало и построило новое государство на принципах исламского правления. В политической системе духовенству была отведена руководящая роль. Объективные условия развития иранского общества ставили перед созданной структурой задачи, которые требовали идеологического обоснования изменений экономической, культурной, внешней и внутренней политики. Система с этими вызовами справляется почти четыре десятилетия, внося определенные коррективы. Но до настоящего времени говорить о сколько-нибудь кардинальной трансформации политической системы как системы исламского правления нет оснований. Однако потребности в изменениях назревают, периодически выплескиваясь то в виде массовых движений, то в трансформации некоторых конституционных принципов, то в перегруппировки политических сил, приходящих во власть. Сторонники действующего президента Х. Ро-ухани ставят перед собой задачу оздоровить политический климат в стране, но при сложившемся балансе политических сил, а главное, при существующей структуре политической власти реализовать эти цели крайне сложно. Возможно, в значительной мере потенциальные тенденции демократизации режима сдерживаются постоянным давлением извне — то в виде военных

угроз, то в виде санкционного режима, что позволяет духовенству сплачивать население, используя идею шахадата4 для противостояния врагам Ирана.

Дунаева Е.В. (2017) Иран: изменение баланса политических сил после выборов Х. Роухани // А.М. Мустафабейли (ред.) Актуальные проблемы Ближнего и Среднего Востока. М.: ДА МИД РФ. С. 17-30.

Мамедова Н.М. (2006) Политические партии Ирана // Публично-правовые исследования. Т. 1. С. 176-197.

Мамедова Н.М. (2007) Институт рахбара в политической системе Ирана

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

// Публично-правовые исследования. Т. 2. C. 310-322.

Мамедова Н.М. (2016) Иран: особенности формирования политической элиты // Восток (Oriens). № 1. C. 121127.

Раванди-Фадаи Л.М., Филин Н.А. (2017) Прошлое и настоящее религиозного наставничества в шиитском исламе. М.: РГГУ, ИВРАН.

Сажин В.И. (2017) Корпус стражей исламской революции в Иране — государство в государстве // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 10. № 3. С. 83-109.

Филин Н.А. (2014) Неудавшаяся революция цвета ислама. Причины подъема и упадка Зеленого движения в Иране. М.: РГГУ, Ленанд.

Political System of the Islamic Republic of Iran: Its Features & the Upside for Transformation

Nina M. MAMEDOVA

PhD in Economics, Head of the Department of Iran, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Science; Associate Professor, Department of Global Economy, MGIMO University. Address: 12, Rozhdestvenka St., Moscow, 107031, Russian Federation. E-mail: mamedovan@mail.ru

CITATION: Mamedova N.M. (2018) Political System of the Islamic Republic of Iran: Its Features and the Upside for Transformation. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 11, no 3, pp. 152-165 (in Russian). DOI: 10.23932/2542-02402018-11-3-152-165

ABSTRACT. About four decades Iran has been under Islamic ruling, a unique system of state governing combining both secular society rules and religious principles. While the contradictions between the clergy and the republicans’ institutions may re-

main their internal affair, at the same time they may become evident. The electoral system is one of the fundamental principles of the state governing in Iran. The changes in the ratio of Islamic principles and republicans’ rules (laying behind the politi-

4 Смерть за веру,

cal course), depends on the political forces getting the majority in the state governing bodies following the elections. Often these changes result in the form of mass protest. Notwithstanding the adjustments to the Iran’s state governance have been made, the system fundamentally has been operating within the scope of principles proclaimed by Imam Khomeini. The research article studies the Iran’s political system distinctions as well as its evolution triggered by the situation inside the country and the external factors, that both act in different directions in respect to the modernization processes.

KEY WORDS: Islamic governing, rahbar, shiism, parties, the sanctions regime, Iran

Dunayeva E.V. (2017) Iran: izmene-nie balansa politicheskikh sil posle vy-borov Kh. Roukhani [Iran: Change of Balance of Political Forces after H. Rouhani’s Elections]. Aktual’nye problemy Blizhnego i Srednego Vostoka [Current Problems of the Middle East] (ed. Mustafabejli A.M.), Moscow: DA MID, pp. 17-30.

Filin N.A. (2014) Neudavshayas-ya revolyutsiya tsveta islama. Prichiny

podema i upadka Zelenogo dvizheniya v Irane [Unfortunate Revolution of Color of Islam. The Reasons of Rise and Decline of the Green Movement in Iran], Moscow: RGGU, Lenand.

Mamedova N.M. (2006) Politicheskie partii Irana [Political Parties of Iran]. Publichno-pravovye issledovaniya, vol. 1, pp. 176-197.

Mamedova N.M. (2007) Institut ra-khbara v politicheskoj sisteme Irana [Institute of a Rakhbar in Political System of Iran]. Publichno-pravovye issledovaniya, vol. 2, pp. 310-322.

Mamedova N.M. (2016) Iran: oso-bennosti formirovaniya politicheskoj eli-ty [Iran: Features of Formation of Political Elite]. Vostok (Oriens), no 1, pp. 121-127.

Ravandi-Fadai L.M., Filin N.A. (2017) Proshloe i nastoyashchee religioznogo nas-tavnichestva v shiitskom islame [The Past and the Present of Religious Mentoring in Shiite Islam], Moscow: RGGU, IVRAN.

Sazhin V.I. (2017) Korpus strazhej is-lamskoj revolyutsii v Irane — gosudarstvo v gosudarstve [Islamic Revolution Guards Corps of Iran: a State within a State]. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 10, no 3, pp. 83-109.

Государственное устройство и избирательная система Ирана

Высшее официальное лицо государства — руководитель Исламской Республики Иран или верховный религиозный лидер. Этот пост пожизненно может занимать только факих (богослов). Функции руководителя ИРИ: определение генеральной линии в политике страны, контроль за ее реализацией, решения о проведении референдумов, командование вооруженными силами, объявление войны/мира, назначение и смещение с постов высших должностных лиц, подписание указа о назначении президента после избрания такового, объявление амнистии или смягчение приговоров.

Президент является вторым по значимости высшим официальным лицом после руководителя государства. На президента возлагаются ответственность за соблюдение конституции, руководство исполнительной властью (за исключением тех вопросов, которые непосредственно относятся к прерогативам руководителя), назначение министров и представление их парламенту, подписание договоров и соглашений с другими государствами.

Руководителя ИРИ избирает из своего состава Совет экспертов, состоящий из 86 шариатских факифов. Кроме Совета экспертов при Руководителе ИРИ действуют еще два органа — своеобразная надстройка над законодательной и исполнительной ветвями власти — Наблюдательный совет /или Совет стражей/ и Совет по целесообразности принимаемых решений /или Согласительный совет/, который помогает Руководителю ИРИ контролировать правительство, администрацию президента ИРИ.

Президент ИРИ, в соответствии с конституцией, избирается сроком на 4 года по итогам всеобщего тайного прямого голосования и может быть переизбран еще на 1 срок /не может находиться на посту более двух сроков подряд/. Кандидат, набравший абсолютное число голосов /50% плюс 1 голос от общего числа проголосовавших избирателей/, становится президентом страны. Если ни один из кандидатов не набирает абсолютного числа голосов, то через неделю проводится 2-й тур выборов, в котором соревнуются только 2 кандидата, набравшие по итогам 1-го тура наибольшее число голосов. Возрастной ценз — 45-75 лет.

Кандидат в президенты должен быть иранцем по рождению, иметь иранское гражданство, быть приверженным ценностям и принципам исламской революции, иметь безупречную позицию мусульманина-шиита, способности к руководству на высоком уровне, отсутствие судимости, отсутствие трудовых связей с правительственными учреждениями времен монархии /до февральской революции 1979 года/, должен иметь ученую степень не ниже магистра, либо эквивалентную ей степень традиционных исламских школ.

Кандидаты на пост президента проходят отбор в несколько этапов. Сначала претендентов проверяет министерство внутренних дел. Затем, Наблюдательный совет, контролируемый руководителем ИРИ, рассматривает кандидатуру каждого претендента на президентские выборы и, либо отклоняет, либо утверждает претендента, после чего публикует окончательный список баллотирующихся кандидатов. Руководитель Ирана может отвергнуть любую кандидатуру без объяснения причин. Наблюдательный совет контролирует ход президентских выборов.
Возраст избирателей — не моложе 18 лет. По состоянию на май 2013 года в стране зарегистрированы 50,5 млн избирателей.

Законодательная власть — осуществляется меджлисом /Собранием исламского совета/ — однопалатным парламентом, избираемым по итогам всеобщего прямого тайного голосования сроком на 4 года в составе 290 депутатов. Наблюдательный совет осуществляет конституционный контроль на соответствие исламу и конституции законов, принимаемых меджлисом /парламентом/. Все законы и нормативные акты вступают в силу только после его утверждения. При этом Наблюдательный совет обладает правом вето.

Исполнительная власть — осуществляется правительством во главе с президентом страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *