Как живут евреи в израиле
Перейти к содержимому

Как живут евреи в израиле

  • автор:

Легко ли быть «черным» Как живут ультраортодоксальные евреи в Израиле

Вводная картинка

В Израиле ненавидят «черных» больше, чем где-либо. Речь не о цвете кожи, а о черных шляпах, лапсердаках, халатах и пейсах. Сами они определяют себя как харедим — «богобоязненные». Другие называют их ультраортодоксами. Говорят, что они сидят на шее у государства, не служат в армии и плодятся как кролики. Все ли так, как говорят?

Больше не экзотика

Когда я оказался впервые в Израиле в 2000 году, будучи студентом, мы с компанией решили посетить очень интересный иерусалимский квартал — Меа Шеарим. Рассказывали, что там живут ультраортодоксальные евреи, которые ходят в старомодных одеждах, а по субботам не пускают в этот район транспорт. При входе в квартал на иврите, английском и очень кривом русском было написано обращение к туристам с призывом не нарушать покой этой части города и заходить туда только скромно одетыми. Квартал и его жители в черно-белой одежде показались нам исключительно мрачными и неприветливыми. Спустя несколько лет, когда я снова оказался в Иерусалиме, я обнаружил, что Меа Шеарим потерял уникальность и экзотичность. Не потому, что его жители изменились. Просто шляпы, пейсы, халаты и лапсердаки распространились по всему городу. Перегораживать по субботам дороги, чтобы по ним не ездили автомобили, стали и во многих других кварталах города.

Светские иерусалимцы жаловались, что город «чернеет». Через какое-то время «почернел» я сам. И хотя я порой позволяю себе ходить в джинсах, а в моем гардеробе есть рубашки не только белого цвета, тем не менее об этом странном обществе я скорее могу сказать «мы», нежели «они».

Материалы по теме
Чемодан, вокзал, Уганда Как Израиль справляется с нелегальной миграцией
5 июня 2015

Поначалу кажется, что все одеты в униформу, на самом деле здесь множество движений, течений, направлений, религиозных групп и так далее. И у каждой группы «униформа» своя. Дресс-код — важнейшая составляющая израильской жизни. Это касается не только харедим, но их — в особенности. «Толдот Аарон» — в полосатых халатах, вижницкие хасиды — в круглых шляпах, литваки — в итальянских костюмах и шляпах борсалино… Кто есть кто — сразу видно по одежде. Живут, как правило, тоже компактно. Чисто «харедными» населенными пунктами считаются Бней-Брак, Бейтар-Илит, Кирьят-Сефер. В других местах возникают и растут «черные» кварталы.

«Ты из России? Да ладно! Ведь русские нерелигиозны, они реалисты», — не верит татуированный длинноволосый таксист. Раньше это было действительно так. Теперь же есть целые кварталы, населенные преимущественно «русскими» харедим. Самый известный — иерусалимский район Рамот.

Празднование Пурима в иерусалимском квартале Меа Шеарим

Коммунизм без ТВ

Бабушка прислала из Питера внуку в Бейтар разноцветную толстовку с суперменом. «Бабуль, спасибо, конечно, большое, только меня за такую кофту из хедера выгонят», — говорит 10-летний Йоси. Школа — самый эффективный инструмент общественного воздействия. Формально тебя не заставляют выполнять неписанные правила общины, но если ты им не следуешь — на твоих детей начинают косо смотреть другие родители: «А безопасно ли с ними общаться нашим детям? А не научат ли они чему плохому? А не перевести ли моих в другую школу, с более строгими правилами?» В этих условиях директору школы проще «попросить» того, кто выбивается из общей массы, чем успокаивать встревоженных родителей.

Дети харедим одеты весьма скромно. Младшие донашивают вещи за старшими. Нередко можно увидеть разновозрастных детей, одетых в вещи одинаковой расцветки, — это дети из одной семьи. Они не смотрят кино и мультфильмов, не играют в компьютерные игры. Телевизор в этом обществе строго запрещен и считается наиболее «токсичным» предметом светского мира. Если он появится дома, это будет означать автоматическое исключение детей из школы, а с обладателем голубого экрана просто не будут общаться. В особо строгих общинах также идет война против интернета и смартфонов. Но здесь все сложнее: эти «блага цивилизации» многим необходимы для работы. Те, кто не могут без них обойтись, часто устанавливают «кошерный интернет», в котором заблокированы все сайты с нескромными картинками.

Несмотря на все это «мракобесие», многие харедим активно работают в хай-теке. Как же такое возможно, если в их школах преподают почти исключительно религиозные предметы, а в светских школах они не учатся? Знания добираются на специальных курсах. Причем программу, которую на обычных курсах проходят за три месяца, харедим осваивают за две-три недели. Привычка решать нестандартные задачи, смотреть на проблему с разных точек зрения вырабатываются в процессе изучения Талмуда. В отличие от многих конфессий, стимулирующих «простую, бесхитростную веру», еврейская религия не только не преследует, но, напротив, поощряет каверзные вопросы, дискуссии и проверку утверждений логикой. Талмуд именно из этого и состоит. Известны случаи, когда большие мудрецы Торы просто гнали со своих уроков тех учеников, которые не задавали вопросов и были со всем согласны.

Изучение Торы — главная ценность в мире харедим. Твой вес в этом обществе определяется не размером счета в банке, а тем, насколько ты продвинут в знании Талмуда. Например, юноша, все время посвящающий учебе и живущий на очень скромную стипендию йешивы, — более завидный жених, чем тот, кто работает и, соответственно, лучше обеспечен. Довольно распространенная ситуация, когда в семье зарабатывает жена, а муж все время учится в коллеле (учебном заведении для женатых мужчин).

Здесь принято помогать друг другу. Если тебе не с кем оставить детей — за ними присмотрят соседи, если не хватает посуды, одежды, техники — поделятся, одолжат, подарят, в конце концов. Существует огромное количество «гмахов» — мини-фондов бесплатного проката вещей. Организуют их люди сами. Ящики с вещами, которые можно взять, попользоваться и вернуть на место, стоят прямо на улицах. Есть и денежные «гмахи», где можно взять в долг без процента (одалживать под проценты евреям запрещает Тора). Только ежемесячные выплаты будут довольно большие по сравнению с банковскими. С другой стороны, тем же соседям есть дело до твоей личной жизни — вплоть до того, какого цвета твои ботинки и в каких колготках ходит твоя жена. За дресс-кодом следят очень строго.

Есть ли те, кто уходят из этого зарегулированного множеством правил общества? Есть, но их немного. Цахи, принадлежавший к гурским хасидам, пытался оставить религию и стать простым светским израильтянином. Родители не отвернулись от него и поддерживали связь. Через какое-то время он вернулся к образу жизни «соблюдающего» еврея. Правда, после отхода от религии он не мог жениться на девушке из своей общины — и теперь женат на репатриантке из России (религиозной, разумеется). Хотя свадьбу они справляли в его общине, поселились среди более либеральных хабадников.

Перечеркнутый Герцль

Мой раввин живет в Бней-Браке на улице рава Шаха. Улица названа в честь великого раввина, который родился в 1894 году в Литве, входившей тогда в Российскую империю, а умер в 2001-м здесь, в Бней-Браке. Когда-то улица носила имя основателя Всемирной сионистской организации Теодора Герцля, но жители добились переименования. На некоторых домах до сих пор висят таблички со старым названием, перечеркнутым наискосок. Это своего рода протест: «Мы не признаем вашей идеологии и ваших кумиров!», «Не хотим вашего Герцля!»

Материалы по теме

«Они помогали убивать» Профессиональный охотник за нацистскими преступниками — об опасности попыток переписывания истории в Восточной Европе

29 мая 2015

Большинство харедим относятся к Государству Израиль и идеям сионизма скептически, настороженно, а иногда и враждебно. Дело не только в том, что Герцль писал, что призвал бы евреев креститься, если бы это избавило их от преследований. И даже не в том, что основатели государства были нерелигиозными людьми левых взглядов. Главная причина в том, что с точки зрения многих религиозных авторитетов избавление, которого евреи давно ждут, придет только с восстановлением Иерусалимского Храма. Сам Творец отправил евреев в изгнание, и Он же должен их вернуть. Только когда придет Машиах — царь-избавитель, тогда и будет создано не просто еврейское государство, устроенное по законам Торы, но царство справедливости во всем мире. А сионистский эксперимент — это самоуправство.

Особо непримиримые к сионизму течения (например, сатмарские хасиды) отказываются от полагающихся им льгот и пособий, не желая ничего принимать от «неправильного» государства. Следует, однако, заметить, что те харедим, которые любят устраивать демонстрации перед камерами с палестинскими флагами, в среде самих же харедим считаются отщепенцами. Одно дело — не признавать государство, совсем другое — поддерживать убийц.

Впрочем, не все «соблюдающие» евреи отрицают идею государства. Есть так называемые религиозные сионисты. Они не ходят в черно-белом, носят вязаные кипы и считают, что раз Всевышний позволил государству появиться — значит, так и должно быть, и это первый шаг к избавлению. А «откошеровать» это государство — уже наша задача. «Вязаные» относятся к Герцлю и основателям современного Израиля благосклонно, несмотря на то, что те были абсолютно светскими людьми. С харедим «вязаные кипы» тоже не очень ладят. Основная претензия к «черным» — отношение к службе в армии.

Дезертиры

«Под ружье пейсатых дармоедов!» — такое звучит регулярно. Этот вопрос часто ставится на выборах, политики зарабатывают очки на обещаниях заставить наконец-то харедим служить. Это основная претензия к ним со стороны израильского общества и причина острой критики со стороны «вязаных кип», которые приравнивают службу в армии к религиозной заповеди.

К армии в Израиле отношение трепетное. Старушка, садящаяся в автобус, настаивает, чтобы группа солдат прошла впереди нее, и не терпит возражений. Хозяин кафе бесплатно кормит ребят в военной форме. Повсеместно принято подвозить едущих на побывку домой солдат на своих машинах, все на каждом углу говорят им «спасибо»…

У харедим — все наоборот. Если ты пошел в армию, твой статус понижается. Самые лучшие невесты за такого парня уже не пойдут. Более того, многие его осудят. В харедимном мире есть группы, которые активно борются с призывом в армию, расклеивая обидные плакаты и подвергая оскорблениям солдат, которые все же пошли служить. Почему?

Дело в том, что армия в Израиле — это не столько защита от врага (с этой задачей с успехом справляются спецслужбы), сколько инструмент социализации. Если отслужил — ты вписан в израильское общество, тебе открыты все двери, ты свой. Именно этого и не хотят харедим. Принципиально важно стоять особняком, не смешиваться с этим обществом, которое основано на других ценностях.

Когда же харедим упрекают в том, что они отказываются защищать страну, они возражают, что защищают не танки и автоматы, а покровительство Всевышнего. Светские же граждане, нарушая заповеди, как бы снимают с себя Его защиту, подвергая опасности весь народ. Таким образом, это не мы, а они — дезертиры.

Тем не менее в последнее время служить идет все больше «черных» юношей. Естественно, они служат не в обычных, а в специально созданных для них «харедных» частях, где строже правила кашрута и нет женщин. Но если раньше в армию шли обалдуи, не способные учиться в йешиве, то теперь идут не только худшие, но и средние ученики. Религиозные учебные заведения уже не могут принять такое количество народа.

У чужих

«Ну и где же ваш Машиах?» — ехидно бросает мне лысый старичок в шортах, реагируя на мою черную кипу и белую рубашку. Я иду по враждебной территории — городу Тель-Авиву. Здесь религиозных почти нет. Вокруг уютные скверики, рядом — красивый парк Яркон, расположившийся вдоль одноименной речки. Тут и там атлетически сложенные мужчины и женщины совершают пробежку: спорт в моде.

Мы с женой и детьми заходим в кафе. «Здесь некошерно!» — предупреждает парень за барной стойкой. Идем в другое — то же самое. Третье, четвертое… В следующем просим хозяина предъявить сертификат кашрута. «Ну, в общем-то, у нас ничего некошерного здесь нет, но мы работаем по субботам». Для нас это означает, что есть здесь нельзя: поддерживать нарушение евреями субботы своими деньгами запрещено. В следующем заведении под вывеской написано «кошерно». И по субботам они не работают. Но вот незадача: это сертификат главного раввината Израиля, который считается недостаточно строгим. В Израиле множество организаций, сертифицирующих кошерность продуктов питания, кафе и ресторанов. Но в среде харедим принято покупать продукты и есть в заведениях, получивших сертификат наиболее въедливых и дотошных организаций.

Приготовление мацы

На одной из красивых тель-авивских улиц к нам подходят улыбчивые и вроде бы скромно одетые девушки, раздающие листовки. Вчитавшись в текст, я понимаю, что это какая-то околохристианская секта. Иногда из окон свешиваются радужные флаги ЛГБТ. Нагулявшись по территории противника, мы возвращаемся к своим — в «черное гетто», где все не так эстетично, зато можно поесть, зайти на общественную молитву или урок Талмуда. Там везде бегают дети. Там — жизнь.

Кролики

В Москве я со своими тремя детьми считаюсь многодетным родителем. Этот статус позволяет мне бесплатно водить детей в государственный еврейский садик, где обеспечивается кашрут, я пользуюсь бесплатным проездом в транспорте, а если бы у меня была машина — мне полагалась бы бесплатная парковка на муниципальных стоянках. На молочной кухне в детской поликлинике нам дают молоко и молочные продукты — не все из этого кошерно, но ведь можно выменять на то, что нам нужно. Раз в месяц мы можем бесплатно ходить в музеи, на выставки, плюс всевозможные скидки для многодетных, плюс небольшое денежное пособие в первые 1,5 года после рождения ребенка. Еще есть материнский капитал…

При этом окружающие всячески хвалят нас за то, что мы в нашей неблагополучной стране в столь трудное время отваживаемся рожать и воспитывать целых троих детей. Наши друзья в Израиле, у которых по четверо, пятеро, шестеро детей, и вовсе считаются героями-безумцами.

У моего раввина 13 детей, и для семей харедим это норма. Из социальных благ такому родителю полагается только пособие в 700 шекелей (примерно 185 долларов), при том что только на детский садик уходит больше 1000 шекелей. При этом от светских израильтян можно услышать примерно следующее: «Эти религиозные фанатики специально плодятся, как кролики, чтобы тянуть из государства пособия и не работать».

Даже с моими социальными льготами я не могу сказать, что из воспитания детей можно извлечь материальную выгоду. Льготы и пособия облегчают жизнь, но они несопоставимы с расходами, а в Израиле — тем более.

А la guerre comme а la guerre

Еду в аэропорт в маршрутке, забирающей пассажиров с разных адресов. На одной из остановок ждем пассажира слишком долго. Наконец входит немолодой человек в одежде вижницкого хасида. Все, начиная с водителя и заканчивая загорелой полной женщиной, поспешили сделать ему замечание, пристыдив за лицемерие: «Какой же ты религиозный, раз заставляешь людей ждать?!» Прямо как в советском трамвае — «А еще шляпу надел!» Он отбивается: «Да вы на меня набросились только потому, что я хареди! А на тебя, водитель, я пожалуюсь в твою фирму!» Формально мужик неправ: опоздав, он задержал всех. С другой стороны, не будь он «черным», накал возмущения был бы куда слабее.

Война между харедим и всем остальным израильским обществом (состоящим из светских, традиционных, «вязаных»…) чувствуется все острее. Все жалуются на «засилие черных»: уже сейчас в обшарпанных тесных хедерах учится больше детей, чем в просторных компьютеризированных светских школах. Из-за высокой стоимости квартир в традиционно «харедных» городах ортодоксы постепенно перебираются в другие районы. Таким образом «чернеют» населенные пункты, до сих пор считавшиеся светскими.

Под их предпочтения постепенно подстраиваются магазины, рестораны, другая инфраструктура. Когда государственная авиакомпания «Эль-Аль» попыталась совершать перелеты по субботам и еврейским праздникам, лидеры харедим объявили компании бойкот: ни один представитель ни одной из ультраортодоксальных общин самолетами «Эль-Аль» не летал — указания раввинов соблюдаются неукоснительно. В результате авиакомпании пришлось вернуться к прежнему расписанию.

Сложно сказать, какие причудливые формы может принять израильское общество в ходе этой тихой войны. Харедим все больше входят в израильскую жизнь, меняя лицо страны, но незаметно для самих себя меняются сами. Одно ясно: «противники» больше не могут делать вид, что не замечают друг друга хотя бы в силу быстро растущей численности «черных» жителей страны.

Евреи в Израиле «живут дольше, чем в России»

israel

Российские евреи в Израиле живут дольше, чем их соотечественники на родине, свидетельствуют опубликованные на интернет-сайте израильской газеты Haaretz результаты исследования, проведенного Владимиром Зеевом Ханиным.

К тому же в семьях израильских евреев как правило в два раза больше детей, чем у евреев в России.

По данным исследования, российские евреи, эмигрировавшие в Израиль в начале 90-х, в среднем проживут на 8 лет дольше, чем те, кто остался в России.

Жизнь стала дольше, семьи- многодетнее

В России евреи как правило жили дольше, чем представители других национальностей, однако на Западе продолжительность их жизни всегда была ниже и по данным на 1989 год составляла для мужчин 56,8 года, а для женщин – 60,1.

Однако, как выяснилось, евреи, приехавшие в Израиль в конце 1980-х – начале 1990-х, в среднем проживут на 7-8 лет дольше.

Продолжительность жизни иммигрантов по-прежнему меньше, чем у коренных израильтян, однако по словам автора исследования Владимира Зеева Ханина, этот разрыв сокращается.

Другая тенденция состоит в том, что в семьях иммигрантов как правило в два раза больше детей, чем у евреев, проживающих в России.

Быстрее, чем зарплата

«Жизнь иммигранта все еще короче, чем у среднестатистического израильтянина, но продолжительность жизни иммигрантов растет заметно быстрее, чем их зарплата», — подчеркивает Ханин.

Действительно, средняя зарплата иммигранта примерно на 30% ниже, чем у коренного жителя Израиля.

Результаты исследования, проведенного Ханиным, активно обсуждаются на ежегодной конференции, проходящей в Герцлии, главной темой которой стала иммиграция в Израиль миллиона евреев из России, что привело к заметным переменам в израильском обществе.

Жизнь в Израиле в 2024 году

Мечтаете жить в Израиле? Вам будет интересно узнать из достоверных источников, какая жизнь вас ждет в этой гостеприимной стране. Здесь собраны главные «плюсы» и «минусы» проживания в еврейском государстве.

28 декабря 2023(обновлено)

Просмотров: 13727

Время на прочтение: 8 мин.

Главная » Полезные статьи » Жизнь в Израиле » Жизнь в Израиле в 2024 году
119180 , Россия, г. Москва , ул. Большая Полянка 43, стр. 3

75-ю годовщину образования еврейского государства Израиль встретил отличными экономическими и демографическими показателями. Население страны приблизилось к 10 миллионам, что может показаться россиянам не такой уж большой цифрой, однако нужно помнить, что в 1948 году в Израиле проживало чуть больше 800 тысяч человек.

Экономические показатели Израиля на 2022 год

Экономика в 2022 году выросла на 6,5%, что более чем в 2 раза превышает средний показатель по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 38 стран, включая США, Великобританию. Францию и Германию.

На здравоохранение в Израиле тратится 8,3% от ВВП, а на социальное обеспечение и образование населения – по 5,5%. Средний израильтянин работает 1753 часа в году (россияне, для сравнения, 1874 часа). Медианный доход в Израиле в 2022 году был равен 33 650 долларов в год.

В то же время, медианная заработная плата в России в декабре 2022 года составила 49 627 рублей в месяц по данным сайта СберИндекс.

Коэффициент Джини (разница между доходами 10% самых богатых людей и 10% самых бедных) в Израиле в 2019 году равнялся 0,342. В России – 0,411. Показатель на уровне 40% и выше означает избыточный уровень неравенства, препятствующий экономическому росту.

Оцените шансы на гражданство
Израиля за 1 минуту
и получите инструкцию по этапам репатриации
Пройти мини-тест

Плюсы и минусы жизни в Израиле

Израиль, будучи по форме и содержанию еврейским государством, впитал в себя множество культур и традиций. Местное общество, сформировавшееся во многом благодаря эмигрантам, говорит на разных языках и исповедует различные религии. Израиль – это плавильный котёл цивилизаций Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока и Северной Африки. Если вы пока не решили, стоит или нет переезжать, то вот основные плюсы и минусы, которые помогут принять решение.

Преимущества Израиля:

  • Тёплый климат и близость моря
  • Красивая природа
  • Качественные натуральные продукты местных производителей
  • Передовая медицина с одними из лучших врачей в мире
  • Большое количество потрясающих мест для отдыха с семьёй и детьми
  • Множество фестивалей и культурных мероприятий
  • Отличные возможности для бизнеса

Плюсы жизни в Израиле можно перечислять очень долго, однако есть в ней и неприятные особенности, о которых нельзя не упомянуть. Самая большая проблема – это непрекращающийся конфликт между израильтянами и палестинцами. Ситуация находится под контролем, но иногда всё же случаются инциденты. На самом деле тут довольно безопасно, и государство предпринимает все меры для обеспечения спокойствия граждан, но сама ситуация может вызвать у некоторых людей стресс. В квартирах израильтян есть отдельная комната для укрытия, а во время воздушной тревоги приходится спускаться в бомбоубежища – к жизни в таких условиях привыкнуть нелегко.

На фоне этого все остальные минусы выглядят несущественными, но о них всё же стоит упомянуть:

  • Дороговизна жилья, включая аренду
  • Высокие цены на многие товары, особенно импортные
  • Неповоротливая бюрократия
  • Слишком жаркий климат с высокой влажностью
  • Непривычный лунный календарь, к которому привязаны все праздники

Израиль – это идеальное место для тех, кто ценит разнообразие. Здесь мирно уживаются представители всех вероисповеданий, а иудейские праздники отмечаются вместе с христианскими и мусульманскими. Однако, высокая стоимость жизни и проблемы безопасности могут перевесить многочисленные достоинства страны.

Кто живет в Израиле

Население и национальный состав Израиля

По данным Центрального статистического бюро Израиля, на конец 2022 года в стране проживало 9,656 миллиона человек.

Среди них 73,6% процента евреев, 21,1% арабов и 5,3% – представителей других национальностей. За прошедший 2022 год население увеличилось на 2,2%, причём 38% прироста обеспечили иммигранты. Всего их в 2022 году прибыло более 73 тысяч, и 80% из них – выходцы из России и Украины.

Иммигранты, в том числе репатрианты, составляют 23% населения. На долю молодёжи в возрасте до 15 лет приходится 28,2%, а граждан старше 65 лет в Израиле 11,9%. Ожидаемая продолжительность жизни – 80,7 лет для мужчин и 84,8 лет для женщин.

Как живут евреи в Израиле

Прежде всего, еврейское население Израиля неоднородно. Оно представляет собой широкое разнообразие культурных и религиозных традиций и говорит на многих языках мира: иврите, русском, испанском, английском, амхарском. Это касается даже тех евреев, которые относятся к «сабрам» – коренным жителям. Иммигранты – это ещё более пёстрая смесь обычаев и культур.

Выделяют по крайней мере 4 крупные ветви евреев в зависимости от их происхождения:

  • Ашкенази, выходцы из Центральной и Восточной Европы
  • Сефарды, некогда жившие на территории Испании и Португалии
  • Мизрахи, евреи из Северной Африки, Йемена и некоторых других стран Ближнего Востока
  • Эфиопские евреи

В первые десятилетия после образования Государства Израиль существовала напряжённость между ашкенази и остальными евреями, которых они считали менее образованными. Даже браки между ашкенази и сефардами или мизрахи считались смешанными. Постепенно эти противоречия сгладились. Но зато усилилась поляризация между светскими евреями и ультраортодоксальными – харедим. Последние посвящают свою жизнь исключительно изучению Торы и предпочитают не работать и не служить в армии. Кроме того, некоторые даже не признают Израиль как государство.

Бесплатная консультация
по гражданству Израиля

Численность ультраортодоксов растёт: в 2009 году их было 10% от всего населения, а в 2020-м – 13%. Занятость среди мужчин-харедим в 2022 году составляла чуть меньше 48%, тогда как среди остальных евреев этот показатель достигает 88%.

В 2022 году на всех уровнях обучалось 337 230 студентов, причём количество тех, кто выбрал техническое направление, продолжает расти: студенты-инженеры составляют 18% от всех обучающихся на бакалавриате. Доля женщин выросла до 60%, а число студентов-харедим увеличилось втрое за 10 лет.

Из доклада ОЭСР “OECD Economic Surveys: Israel 2023” следует, что средняя заработная плата еврейского населения за последние 20 лет стала выше в 2 раза.

В таблице приведён заработок за час в 1998 и 2019 годах (в шекелях):

1998 2019
Арабы Женщины 26,2 47,0
Мужчины 26,0 50,9
Харедим (ультраортодоксальные евреи) Женщины 39,3 59,8
Мужчины 38,6 55,3
Евреи Женщины 32,7 65,9
Мужчины 41,1 82,1

Как живут русские в Израиле

1 января 1990 года в Израиле приземлился первый самолёт с евреями из Советского Союза. Это стало началом «советской алии», когда из стран бывшего СССР в Израиль переехало около миллиона евреев. Большинство из них было хорошо образовано и впоследствии смогло внести большой вклад в развитие науки, культуры и технологий. Но главной надеждой тогдашнего израильского правительства была демография: арабское население Израиля росло быстрее, чем еврейское.

Сегодня русских в Израиле примерно 17-20 процентов от всех жителей. Точный подсчёт затруднён, потому что среди русскоязычных не все являются русскими. В таких городах, как Хайфа и Ашдод, проживает до трети русскоговорящих. Часто репатрианты из России предпочитают селиться в небольших городах, власти которых предоставляют льготы и субсидии для переселенцев. Так создаются русские общины.

Примерно 50-60 процентов российских евреев считают себя «светскими» – то есть, признающими существование бога и уважительно относящимися к иудаизму, но не соблюдающими традиции. От 12 до 17 процентов относят себя к атеистам.

Русские в Израиле, возможно, были первыми, кто отверг идею «плавильного котла нации». Они не стали отказываться от своей культуры и переделывать имена на израильский манер. Они создали свою систему образования с уроками русского языка, учредили русскоязычные газеты, журналы и телеканалы, стали ставить спектакли. Многие русские голосуют за правую партию «Исраэль Бейтейну», которая отстаивает интересы эмигрантов.

Получите бесплатные материалы
для самостоятельной репатриации
в Израиль

Как живут пенсионеры в Израиле

Возраст выхода на пенсию по старости для израильтян составляет 67 лет для мужчин и 60-65 лет для женщин – в зависимости от года рождения. Но для того, чтобы получать пенсию, нужно выполнить два условия:

  1. Иметь страховой стаж
  2. Иметь доход не выше определённого порога. В 2024 году он составляет 8719 шекелей.

Люди, которые не имели право на пенсию из-за высокого дохода, смогут её получать после наступления 70 лет (так называемого «второго возраста»). За каждый год, в который человек не получал пенсию, ему будет начислена надбавка в размере 5%.

Пожилые репатрианты, которые не успели заработать страховой стаж, будут получать в Израиле базовую пенсию, которая в 2024 году установлена в размере 1680 шекелей для одного человека. Для супружеских пар и родителей с детьми предусмотрены надбавки. К базовой пенсии производится доплата до прожиточного минимума. С учётом этой доплаты максимальная сумма, которую может получить одинокий пенсионер, не заработавший страхового стажа – 4 000 шекелей.

У работавших израильтян пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. Работодатель ежемесячно переводит до 6% зарплаты работника в пенсионный фонд, а сам работник – ещё 5%. Но действовать эта система начала только с 2008 года, а до 2017 года она не была обязательной, поэтому у значительной части уже вышедших на пенсию израильтян пенсия очень маленькая. В 2022 году 58% людей в Израиле не получали пенсию. Средний размер пенсии в этом же году составлял 6 451 шекель.

Стоимость жизни в Израиле

Распределение ежемесячных трат в Израиле

Большинство репатриантов отмечает высокие цены в израильских магазинах, а стоимость недвижимости на первый взгляд кажется запредельной. Однако, Израиль неоднороден, и жизнь в Тель-Авиве, столице стартапов, может оказаться в два раза дороже, чем в небольшом городе на юге страны.

Некоторые товары действительно дорогие, а другие стоят примерно столько же, сколько и в России. В 2024 году средняя зарплата в Израиле равнялась 12 669 шекелям или примерно 3 500 долларам. В сравнении с тем же периодом прошлого года она выросла на 5,1%. В секторе высоких технологий средний заработок в месяц достиг 31 685 шекелей (рост на 5,8%).

По данным сайта Travel Safe, за аренду квартиры с 1-й спальней в центре города нужно отдать почти 1200 долларов. Бензин стоит примерно 2 доллара за литр. Безлимитный интернет на месяц — $30. Сайт Numbeo приводит такие данные по стоимости продуктов (в долларах):

Молоко, 1 литр – 1,72
Белый хлеб, 0,5 кг – 2,40
Рис (белый), 1 кг – 2,65
Куриное филе, 1 кг – 10,18
Картофель, 1 кг – 1,31
Яблоки, 1 кг – 3,10
Помидоры, 1 кг – 1,86

Отзывы эмигрантов в Израиле

Отзывы репатриантов о переезде в Израиль

Какова жизнь в Израиле? Читайте реальные отзывы репатриантов, уехавших на ПМЖ в Израиль.

В них люди рассказывают о своем опыте: как репатриировались всей семьей или в одиночку, как учили иврит, какие льготы получают в Израиле. Делятся впечатлениями о местной жизни, начиная от климата, заканчивая ценами на еду.

Если вы уже совершили алию и хотите об этом написать, обязательно сделайте это в комментариях!

За счет чего живет Израиль

Экспорт товаров и услуг составляет около 30% всей экономической деятельности Израиля. В 2021 году его объёмы составили 144 миллиардов долларов, а в 2022-м достигли рекордной отметки в 160 миллиардов.

Больше половины всего экспорта Израиля приходится на бурно развивающийся сектор высоких технологий: в нем занято 11% населения страны, и он же обеспечивает 15% экономической активности.

Рост экспорта в 2022 году произошёл за счёт транспортных услуг, туризма и НИОКР. В 2019 году самую большую статью экспорта составляли драгоценные и полудрагоценные камни (20%), а на втором месте была электротехника (10%).

Крупнейшим торговым партнёром Израиля является Европа: её доля составляет 38% всего торгового оборота. За ней следуют Америка (35%) и Азия (24%).

В 2022 году Израиль стал лидером среди стран ОЭСР в области инвестиций в НИОКР: они составили 5,4% от ВВП. Показатели Франции и Германии равняются 2,4% и 3,1% соответственно.

Израиль является процветающей демократической страной с сильной экономикой, которая демонстрирует стабильный рост и сохраняет свою привлекательность для инвесторов. Поэтому сегодня взгляды многих людей направлены в его сторону. Они выбирают Израиль как перспективное направление для бизнеса и место для своего будущего дома.

Компания РИКЦ в течение 9 лет помогает россиянам еврейского происхождения получить израильское гражданство и переехать на ПМЖ в Израиль. Необходимо лишь, чтобы вы имели право на репатриацию в силу Закона «О возвращении» – всё остальное наши специалисты сделают за вас.

Разыщем в архивах документы и соберём надёжное досье для консульской проверки. Дадим советы по прохождению собеседования и обеспечим всеми необходимыми консультациями. Свяжитесь с нами: +7 (495) 191-13-91, и мы подскажем, что делать дальше. Наши офисы открыты в Израиле, России и Беларуси.

Больше полезных статей

Вадим Жоров дал интервью о секретах создания бизнеса в Израиле

В интервью для медиа о финансах Вадим Жоров поделился своим опытом ведения бизнеса в Израиле.

  • #СМИ о нас

После периода пандемии: Израиль наблюдает снижение инфляции до 3%

15 января Центральное статистическое бюро Израиля сообщило, что инфляция за последние 12 месяцев .

  • #Новости Израиля

Получение второго гражданства

В декабре 2023 года мы добавили новые услуги для клиентов. Теперь мы занимаемся не только .

Новогодний гала-ужин РИКЦ 2023

21 декабря в Москве сотрудники холдинга собрались на новогоднем гала-ужине в Imperial Plaza. На .

  • #Новости РИКЦ

Полезные материалы

На этой странице мы собрали для вас бесплатные полезные материалы по репатриации и гражданству .

Вебинар от компаний РИКЦ и «Михайлов и партнёры» на волнующую многих тему: «Особенности .

  • #Новости РИКЦ

Репатриация не прекращена!

24 октября Посольство Израиля опубликовала новость о приостановке приема на выдачу виз .

  • #Важные новости

Репатриация в Израиль во время войны (октябрь 2023)

С началом военных действий многие будущие репатрианты задаются вопросом о безопасности и .

  • #Важные новости
  • #Жизнь в Израиле

«Израильское гражданство — это сохранность капитала и надежный паспорт»

Вадим Жоров — о том, какие преимущества дает израильское гражданство россиянам, когда других .

  • #СМИ о нас

Вышла первая книга о репатриации в Израиль

Вышла книга основателя компании Вадима Жорова «Гражданство Израиля. Дорожная карта репатрианта». .

  • #Новости РИКЦ

История и культура евреев

История и культура евреев

Как воскресили мёртвый язык, кто такие клезмеры и почему в иудейском году 13 месяцев

Культура этого народа считается одной из самых древних в мире, история насчитывает тысячелетия, а религиозные законы крайне строги. Разбираемся, почему евреи расселились по всему миру, как вышло, что в их алфавите есть только согласные буквы, а в году — дополнительный, 13-й месяц.

Происхождение и история еврейского народа

Согласно Библии, родоначальник евреев — Авраам. Бог повелел ему покинуть родные земли Древней Месопотамии и отправиться в Землю обетованную в Ханаане (на территории Палестины). Однако еврейские племена — потомки Авраама — оказались в ханаанских землях спустя много лет, претерпев египетское порабощение и пережив странствия по пустыням. Со временем 12 еврейских колен (племён) начали превращаться в единую нацию. К ХI веку до н. э. они объединились в Израильское царство, провозгласив столицей Иерусалим. Так завершилось сплочение древнего народа.

Вскоре случился распад единого царства на два отдельных государства: Израиль (с новой столицей в Самарии) и Иудею (со столицей в Иерусалиме). Две страны, ослабленные постоянными распрями и междоусобицами, постепенно приходили в упадок. Самарию завоевали ассирийцы и изгнали евреев, а свои новые владения заселили другими покорёнными народами. Иудею же захватил Вавилон, Иерусалим пал, а всё его население было пленено.

Происхождение и история еврейского народа

Ещё один страшный удар по еврейскому государству произошёл в 63 году до н. э. в период, когда Иудея находилась под властью Римской империи. После серии восстаний, которые Рим жестоко подавлял, Иудею переименовали в Палестину, а сами евреи были вынуждены покинуть свою землю и расселиться по миру.

Целых 18 столетий Земля обетованная находилась в составе различных государств: Византийской империи, Арабского халифата, Египта и Османской империи, а иудеи скитались по миру в поисках безопасного пристанища. Только в 1948 году ХХ века появляется независимое государство Израиль, а еврейский народ начинает возвращаться на свою историческую родину.

Где живут евреи

На протяжении своей тысячелетней истории еврейский народ постоянно кочевал с места на место. После падения Римской империи евреи расселились на территории Западной Европы и Средней Азии. В большинстве европейских стран евреев притесняли из-за религиозных взглядов и ростовщичества, и они были вынуждены переселяться снова и снова. В XIII-XIV веках многие иудеи обосновались в Польше, на землях современной Украины и Беларуси. Однако после раздела Речи Посполитой в XVIII веке большая часть еврейских общин оказалась на территории Российской империи.

В конце XIX века большой поток еврейских эмигрантов устремляется в США. Сюда переселяются почти два миллиона евреев, спасаясь от гонений в Российской империи. Америка до сих пор остаётся страной с самой многочисленной еврейской диаспорой в мире.

Сегодня численность евреев в мире составляет около 25 миллионов. Из них шесть миллионов проживает в США, а почти семь — в Израиле.

Еврейская диаспора в Америке

Культура еврейского народа

Искусство древних евреев было тесно связано с религией и представлено в основном музыкой и литературой. Во многом так происходило из-за законов Торы, запрещающих изображать человека. Также до наших дней сохранились великолепные украшения, изящная посуда и удивительные обрядовые предметы, например ханукии. Это главный атрибут еврейского праздника свечей — светильник с подсвечниками: восемью по бокам (по одному на каждый день Хануки) и девятым в центре (для свечи, от которой зажигают остальные восемь).

Одним из самых ярких явлений традиционного еврейского искусства считается народная музыка. Она включает арабские и кавказские мотивы, а мелодии отличаются ритмичностью и эмоциональностью.

Создателями еврейской музыкальной традиции считают клезмеров — музыкантов, которые, как правило, не знали нотной грамоты, но умели блестяще импровизировать, а своё мастерство передавали от отца к сыну. Обычно клезмеры выступали в коллективах и играли на контрабасе, кларнете и цимбалах, но самым популярным инструментом была скрипка.

Самая древняя полная Тора была найдена в библиотеке Университета Болоньи • Ханукия — неотъемлемый атрибут Хануки. Эти подсвечники есть в домах и общественных местах. Например эта — у Стены плача • 1920-е годы. Клезмерская капелла

Клезмерские мелодии были основаны на музыкальном фольклоре страны, в которой жила община. Чаще всего это были молдавско-румынские, немецкие, польские и украинские мотивы.

В начале ХХ века клезмерские песни на идише стали очень популярными в Европе и Америке. Среди них, например, «Хава нагила» или «Тум-балалайка» — эти мелодии знакомы нам и сегодня. Кстати, сами клезмеры всё ещё существуют и продолжают творить: фестивали еврейской народной музыки ежегодно проводятся по всему миру.

Религия: ортодоксальный, реформистский и консервативный иудаизм

Еврейские общины, расселённые по разным уголкам мира, всегда объединяла религия. Со временем каждая диаспора, интегрированная в общество другой страны, ассимилировалась и приобретала новые традиции и даже язык. Но культурная основа еврейского народа — иудаизм — сохранилась сквозь тысячелетия.

Священное писание иудеев называется Танах. Оно включает основные священные тексты — Тору (религиозный закон), Невиим (пророчества и исторические хроники) и Ктувим (молитвенная поэзия и произведения мудрецов). Содержание Танаха и христианского Ветхого Завета во многом совпадают, отличается лишь порядок и количество книг: в Ветхом Завете их 39, а в Танахе — 24, так как многие ветхозаветные тексты в иудаизме считаются неканоническими.

Ещё одна основополагающая для народа книга— Талмуд. Это многотомный фолиант с текстами устной Торы, включающий комментарии и дискуссии мыслителей о смысле учения. Устная Тора — это своего рода разъяснения и толкования письменной. Они передавались из поколения в поколение и были зафиксированы на бумаге гораздо позже письменной Торы, во II-III веках.

Чтение Торы

В религии еврейского народа можно выделить три основные ветви: ортодоксальный, реформистский и консервативный иудаизм. Существуют и другие ответвления, но большинство иудеев причисляет себя к одному из этих трёх направлений.

Ортодоксальный иудаизм — самая древняя ветвь иудаизма. Ортодоксальный еврей верит в божественное происхождение Торы, строго соблюдает религиозные законы и чтит традиции. Эта ветвь также включает ультраортодоксальное течение — харедим. Члены закрытой общины харедим стремятся ограничить контакты со светским миром, всю жизнь изучают Тору, а в их семьях царит патриархальный уклад: у многих, например, по семь детей, и это считается нормой.

Реформистский иудаизм появляется в эпоху Просвещения XVIII века. Его главная цель — приспособить религиозные традиции и обряды к современному миру и помочь еврейским общинам глубже интегрироваться в культуру другого государства. Например, службы в синагоге стали проходить не на иврите, а на языке той страны, в которой живёт конкретная еврейская община, а некоторые молитвы были исключены.

Пурим в большой хоральной синагоге в Санкт-Петербурге. Фото: Даша Кооп / сайт синагоги

Консервативный иудаизм — своеобразный компромисс между двумя другими ветвями. Движение консерваторов признаёт религиозные законы и правила, но допускает некоторые отступления. Например, в Шаббат разрешается пользоваться электричеством и ездить за рулём машины, что до сих пор запрещено в ортодоксальном иудаизме.

Еврейские языки: иврит, идиш, ладино и другие

В течение тысячелетней истории язык евреев менялся, смешивался с другими, в зависимости от географии расселения появлялись новые диалекты. Сегодня государственным языком Израиля считается иврит. Это уникальный пример возрождения мёртвого языка, которое произошло в XIX веке. Особенность иврита состоит в том, что пишут на нём справа налево, а все буквы в алфавите — согласные. Гласные обозначаются специальными знаками над или под буквами.

Интересно развивался язык переселенцев из Испании. Евреи говорили на испанском, добавляя слова из иврита и заимствования из арабского, турецкого и греческого языков. Так сложился особый еврейско-испанский язык — ладино. В его письменности наравне используются еврейский и латинский алфавит. Сегодня ладино считается вымирающим языком. На нём говорят в общей сложности около 100 тысяч человек — в Израиле, на Балканском полуострове, в Болгарии и некоторых регионах Турции.

Элиэзер Бен-Йехуда — человек, воскресивший иврит

Язык евреев Восточной Европы называется идиш. Он сочетает в себе германскую, славянскую лексику, а его история началась в Германии в XI-XII веках. Однако по-настоящему большим еврейским языком идиш стал только к ХХ веку: на нём говорили 12 миллионов человек по всему миру. После Второй мировой войны и холокоста число носителей языка стремительно падало. Сегодня сложно установить точное количество людей, говорящих на идише. Исследователи считают, что их от одного до двух миллионов, что не так уж и мало.

Существует большое количество еврейских языков, которые являются мёртвыми или находятся на пороге исчезновения. На территории одной только Российской империи было расселено около семи крупнейших общин, большинство из которых говорили на идише и древнееврейском, но многие использовали собственные языки. Например, бухарские евреи говорили на еврейско-таджикском, а горские — на древнем языке джуури.

Изучение иврита

Праздники

Традиционные праздники или, как говорят по-еврейски, «моадим» — нечто весёлое, радостное и обязательно религиозное. Главная особенность многих праздников — отсутствие фиксированных дат. Обычно их вычисляют по специальному лунно-солнечному календарю, где лунный цикл отвечает за дни, а солнечный — за годы. Дни по этому календарю заканчиваются не в полночь, как мы привыкли, а вместе с заходом солнца, поэтому праздники начинаются с вечера. А чтобы они всегда выпадали на один и тот же сезон, евреи добавили 13-й високосный месяц.

Начало VI века. Синагога Бейт-Альфа, мозаичный пол. Знаки зодиака • Еврейский календарь

А вот и несколько главных еврейских праздников:

  • Рош а-Шана — это еврейский Новый год, день создания мира. Праздник проходит осенью, — как правило, в сентябре или октябре — и продолжается два дня. Рош а-Шана — это время Божьего суда, осмысления своих поступков и духовного развития. Еврейский Новый год принято отмечать всей семьёй за большим столом. Особенно тщательно подходят к выбору блюд. Считается, что употреблять в Новый год гранат, мёд, рыбу и морковь — к достатку, изобилию и процветанию. А вот от острых и горьких блюд отказываются — они сулят тяжёлые испытания.
  • Еврейская Пасха, или Песах, — отмечается в марте или апреле. Праздник, который длится неделю, посвящён одному из главных событий еврейской истории — исходу из Египта. В первый день вся семья собирается на торжественный ужин (седер). Обязательна на столе маца (пресные хлебцы) и четыре бокала вина, а все продукты, связанные с брожением (мучное, пиво и злаки), под запретом. Нерабочими считаются только первый и последний день праздника.
  • Через семь недель после Песаха отмечают Шавуот. В древности этот праздник означал начало летнего сбора пшеницы, а в современной традиции его связывают с дарованием Торы еврейскому народу. Во время праздника украшают дома и синагоги зеленью, готовят молочные каши, блинчики и пироги. А ещё в Шавуот принято всю ночь вместо сна изучать Тору.
  • И конечно, куда же без маленького праздника раз в неделю! Шаббат начинают отмечать вечером в пятницу, а заканчивают вечером субботы. Это праздник радости, символизирующий единение с Богом. В Шаббат запрещено работать, пользоваться деньгами и электричеством, водить машину, играть на музыкальных инструментах и даже наносить макияж. Еврейское общество по-разному относится к этому празднику: ультраортодоксальные иудеи, например, в этот день строго соблюдают все запреты, а многие современные евреи просто проводят субботу в кругу семьи.

Детский праздник в большой хоральной синагоге в Санкт-Петербурге • Ханукальный концерт • Новый год хасидизма • Фото: Даша Кооп / сайт синагоги

Традиции и обычаи

Культура еврейского народа богата разнообразными традициями и обрядами, которые воплощают тысячелетнюю историю нации. Обычаи основаны на жизненном цикле человека и неразрывно связаны с религией.

Самый древний религиозный обряд — брит-мила. Это обрезание крайней плоти, которое происходит на восьмой день жизни мальчика, согласно второй заповеди Торы. Считается, что первым сделал обрезание прародитель евреев Авраам по велению Бога. Брит-мила — это особый знак избранности и союза между еврейским народом и Создателем.

Ещё одна традиция — это торжество в честь еврейского совершеннолетия. Бар- и бат-мицва наступает в 13 лет у мальчиков и в 12 — у девочек. С этого момента они обязуются соблюдать заповеди Торы. Правда, у девушек есть некоторые послабления: им достаточно соблюдать только «запретительные» заповеди (не убивать, не лгать, не завидовать и т. д.). Праздник отмечают в первую субботу совершеннолетия, зовут гостей и дарят подарки.

Бар-мицва. Фото: сайт большой хоральной синагоги в Санкт-Петербурге

Не менее интересен старинный обряд омовения. Его выполняют для избавления от ритуальной нечистоты, источником которой считают труп человека или животного, злословие, менструацию и роды у женщин. Для очищения необходимо окунуть в воду руки и ноги или совершить полное омовение в специальном резервуаре — микве. Это небольшой бассейн, в котором могут поместиться три-четыре человека. Располагаются миквы в специально оборудованных зданиях, для ритуала используют дождевую или родниковую воду, которая должна попасть в резервуар естественным путём. Сегодня обряд омовения соблюдают в большей степени ортодоксальные иудеи.

Еда

Среди многочисленных еврейских законов есть целый свод правил о еде — кашрут. Согласно ему вся пища делится на кошерную (то есть пригодную для употребления) и некошерную. Помимо выбора продуктов, кашрут поясняет, как, при каких условиях и из какой посуды можно есть. Например, разрешается есть мясо только жвачных парнокопытных животных, при условии, что забой должен выполнить специальный человек — шохет.

Особенные требования предъявляют и к тем, кто готовит пищу, делает вино и даже к тому, кто открывает напиток. Конечно, самых строгих правил придерживаются ортодоксальные и ультраортодоксальные иудеи. Существуют и менее жёсткие требования, которые соблюдают светские евреи: не есть свинину, морепродукты и не смешивать мясо и молочку.

Еврейская кухня

Несмотря на обилие строгих запретов и правил, еврейская кухня довольно разнообразна и популярна по всему миру. Самые популярные закуски — хумус (пюре из отварного нута), форшмак (закуска из сельди) и фалафель (обжаренные шарики из бобовых). Известные горячие блюда — гефилте-фиш (фаршированная рыба) и гефилте-гелзеле (фаршированная куриная шейка), а десерт — цимес (сладкое рагу из моркови и сухофруктов) и пончик суфгания.

Заключение

Евреи — это народ с древней и непростой историей. Сотни лет люди этой национальности подвергались гонениям, но при этом сохранили единство. А вновь обретя собственную землю меньше века назад, сумели построить процветающее государство со стабильной экономикой, которое сегодня является одним из лидеров в сфере инноваций и привлекает всё больше путешественников.

Автор: Дарья Савина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *