Как раньше назывался клин в ссср
Перейти к содержимому

Как раньше назывался клин в ссср

  • автор:

История Клина

Клин — один из древнейших городов Подмосковья, лежащий на старинном тракте, ведшем от Москвы к Новгороду, а потом — и к Петербургу. Место на реке Сестре (древнее название — Сестрия) было занято крепостью еще до 1317г. — времени первого упоминания о крепости под названием Клин в дошедшем до наших дней памятнике — Никоновской летописи (по другим источникам, первое упоминание о Клине относится к 1234г., но все же первая дата более достоверна). В период феодальной раздробленности Клин входил во Владимиро-Суздальское княжество, в середине XIIIв., когда обрело самостоятельность Тверское княжество, крепость отошла к нему и служила одним из оборонительных постов на границе с княжеством Московским. В 1482г. Клин в составе всего Тверского княжества был присоединен к московским владениям. В 1572 году город «с волостями и селами и со всеми пошлинами» был завещан Иваном Грозным сыну Ивану.
Крепостные укрепления Клина сохранялись до конца XVIIIв. — высокие, высотой в 4,2 метра земляные валы на холме в излучине реки Сестры.
Постепенно с укреплением власти Москвы Клин утратил свое значение как военная крепость, и стал развиваться как торговый и ремесленный центр. Этому способствовало его географическое положение. Строительство Петербурга только дало городу новый стимул экономического роста. Планировка Клина все заметнее подчинялась тракту, вокруг которого и шла основная городская жизнь: жители снабжали проезжающих всем необходимым, от конской сбруи до провизии. В 1702г. по указу Петра I в Клину был учрежден почтовый ям. Первое его здание было деревянным, с конным двором всего на 20 лошадей. Позднее небольшая станция превратилась в почтовый двор (Советская пл., 1/2).
В 1781г. Клин становится уездным городом Московской губернии, а через три года утверждается генеральный план его застройки. Основой плана послужили две дороги, проходящие через Клин, — Московская и Дмитровская; на их пересечении была построена центральная площадь, до революции носившая название Долгоруковской, а потом — Почтовой, по построенному здесь на рубеже XVIII и XIX вв. каменному почтовому двору. После революции она была переименована в Советскую.
Согласно плану, город был разбит на кварталы: дворянский, купеческий, разночинский, церковнослужителей, мещанский и солдатский. В начале XIXв. центральная часть Клина оформляется каменными строениями: возводится соборный комплекс, ряд административных зданий. Жилая застройка по большей части остается деревянной — до 1885г., когда ее практически всю уничтожил большой пожар.
В середине XIXв. через Клин была протянута железная дорога из Москвы в Петербург, подорвавшая ямской промысел в городе и ориентированную на него местную торговую жизнь. Однако она же и дала толчок новому развитию промышленности в уезде. В 1844-51гг. строится железнодорожный вокзал по проекту Р.А.Желязевича, которому принадлежит такой же вокзал в Любани.
С XVIIIв. Клин был городом с сильно развитой торговлей. «Торговля и промыслы Клинского купечества, — отмечали современники тех лет, — состоят в продаже в рядах товаров, как-то: бумажных и шелковых платков, кумачей, китаек, шелку, бумаги, лент, всевозможной обуви. Торговля велась также виноградными винами, чаем, говядиной, солониной, рыбой. Все эти товары получали в основном из Москвы». Центром клинской торговли были Торговые ряды на центральной площади.
В конце XVIII века Клин получил собственный герб с изображением почтаря, скачущего на коне и трубящего в рожок, на зеленом поле.
Развитие промышленности в России отражается и на клинском предпринимательстве: в 1810г. основан Город Клин на старинной открытке. История Клинакожевенный завод Скоковых. В 1836г. купец А.М.Монахов создает картофельно-паточное производство, а в 1840г. — пряничное заведение, в 1861г. Д.М.Монахов организовывает кондитерскую фабрику, существовавшую до 1917г. Однако большая часть промышленных заведений открывалось не в самом Клину, а в его окрестностях: Высоковске, Спас-Нудоли, Спас-Коркодине, Солнечной горе.
Вплоть до начала ХХв. Клин продолжал оставаться небольшим уездным городом, с всего одной больницей на 40 мест, пятью школами, в которых обучалось около 700 детей.
Портрет П.И.Чайковского кисти Н.Кузнецова. История Клина С Клином связаны имена многих известных людей. В первую очередь история Клинской земли связана с именем знаменитого композитора Петра Ильича Чайковского, проведшего в окрестных усадьбах немало времени и создавшего здесь такие свои шедевры, как симфония «Манфред», оперы «Чародейка», «Иоланта» и частично «Пиковая дама», увертюра-фантазия «Гамлет», Пятая и Шестая симфонии, балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик». После смерти композитора его брат, Модест Чайковский, основал в Клину дом-музей, посвященный его памяти.
Также в 1939-1941 годах в Клину жил и работал писатель Аркадий Гайдар, в 1920-х годах сюда приезжал американский писатель Джон Рид. В деревне Борисово, недалеко от Клина, в 1919-1929 годах жила и работала известный скульптор Вера Мухина.
После революции Клин пришел в существенный упадок: часть фабрик и заводов закрылась, рабочих мест не было, люди стали разъезжаться. Времена НЭПа вернули Клину немало промышленных предприятий, усилившихся в 1930-е годы.
Сильно пострадал город во время Великой Отечественной войны. 23 ноября 1941 года после двух дней боев Клин был взят фашистами; в городе было разрушено около 250 домов, а в музее Чайковского немцы устроили казарму и гараж. Контрнаступление советских войск, погнавших фашистов от Москвы, началось 6 декабря 1941 года, и уже 15 декабря город был освобожден. В 1942 году многое из разрушенного и испорченного фашистами было восстановлено, в том числе и музей Чайковского.
В послевоенные годы Клин развивался как промышленный город. В нем работали такие крупные предприятия, снабжавшие своей продукцией всю страну, как завод «Лаборприбор», объединенный комбинат «Химволокно», завод «Медстекло». Сегодня Клин продолжает держать марку промышленного города. В первую очередь он известен всей стране благодаря пивзаводу, выпускающему пиво «Клинское», и мясокомбинату. Также в последние годы благодаря открывшемуся в Клину музею елочной игрушки сюда не прекращается поток экскурсантов, желающих посмотреть на процесс производства новогодних украшений, познакомиться с их историей и приобрести что-нибудь для собственной елки.

История Клина по версии vklinu.ru

Первобытнообщинные поселения на территории, занимаемой сегодня Клинским районом, возникли несколько тысяч лет назад. К середине 1 тыс. н.э. относятся археологические памятники, свидетельствующие о славянском характере поселений. На это указывают многочисленные предметы, найденные в славянских могильниках.

Последующее заселение края шло довольно быстро, так как именно через этот крупный лесной земельный массив, ограниченный реками Сестра, Москва, Дубна, Истра и Волга, проходили наиболее важные пути сообщений.

В XII-XIII веках территория Клинского края входила в состав Владимиро-Суздальского княжества и владимирский князь Юрий Всеволодович (1187 или 1189-1238, сын Всеволода Большое гнездо, убит в сражении с монголо-татарами на реке Сить), стремясь обезопасить границы своего обширного княжества, в начале XII в. построил ряд городов-крепостей.

Один из таких городов возник на живописном, крутом и высоком холме, с трёх сторон омываемом рекой Сестрой. На протяжении веков эта крепость была важным стратегическим пунктом на пути из Москвы в Великий Новгород. Её защитное укрепление (сохранившееся до конца XVIII века) располагалось на крутом береговом откосе, на который был насыпан земляной вал высотой 4,2 метра. В 40-х годах XIII в. из состава Владимиро-Суздальского княжества выделилось Тверское, и крепость на Сестре вошла в линию его городов-крепостей, расположенных на правых притоках Волги.

Первое упоминание о городе-крепости под названием Клин встречается в Никоновской летописи, которая сообщает: «В лето 6825 тое (1317 г.) зимы князь Юрьи Данилович Московский с Кавгадыем и с многими татары и со князи суздальскими и со иными князи, и со многими силами поиде с Костромы к Ростову, а от Ростова поиде к Переяславлю, и от Переяславля поиде к Дмитрову, а из Дмитрова к Клину».

Объяснение происходящего названия нашего города можно найти в книге В. Н. Татищева «Лексикон» — «Клин-город Московской провинции, от Москвы к северо-западной стороне 82 версты при реке Сестре, в узкой луке, от чего имя получил».

Во время правления Ивана Даниловича Калиты начинает набирать силу Московское Великое княжество. Оно становится во главе процесса объединения русских земель в единое государство. Но Москве приходилось доказывать своё лидерство в ожесточенной борьбе с другими княжествами. Непримиримой соперницей Москвы была Тверь, а Клин находился как раз на границе Московского и Тверского княжеств и поэтому часто становился местом кровавых столкновений. Сломить сопротивление Тверского княжества удалось внуку Ивана Калиты, московскому князю Дмитрию Ивановичу (1359-1389) , который известен в нашей истории как Дмитрий Донской.

Но не только междоусобная борьба, а и частые набеги монголо-татар не давали покоя жителям древнего Клина. Несколько раз он сжигался дотла, так в 1408 г. темник Золотой Орды Едигей, совершив набег на Москву, разорил до основания Клин, опустошив его посад. Посадские люди, спасаясь от ордынского ига и полона, убегали и уходили по большим рекам, скрываясь в недоступных местах. Только после окончательной победы над монголо-татарами, во время Ивана III, в период с 1482 по 1485 годы. Тверское княжества, в состав, который входил Клин, было окончательно присоединено к Москве.

В составе Московского княжества Клин постепенно стал терять своё военно-стратегическое значение, всё больше становясь центром ремесла и торговли. Жители города изготавливали колёса и дуги, добывали деготь, плели корзины и лапти, производили медные и стеклянные украшения, занимались извозом и ямской гоньбой.

Яркие и трагические страницы в истории Клина связаны со временем правления Ивана IV Грозного. В 1569 году царь со своими опричниками шел «смирить» Новгород Великий, и путь его лежал через Клин. По доносу была учинена кровавая расправа над населением. После ухода опричников, в Клину остались сотни убитых, пожарища, разрушения. Клинчане похоронили убитых, и решено было в память о них построить храм. Так в Клину появилась первая каменная церковь – Успенская, которая и сегодня украшает наш город.

В 1572 году Иван Грозный завещал своему сыну Ивану «город Клин с волостями, и сёлами, и со всеми пошлинами». В последствии Клин стал вотчиной бояр Романовых.

В 1611 году, во времена смуты, возглавляемые паном Соколовским, польские интервенты осадили город. Защитой Клина руководил князь Дмитрий Петрович Лопата-Пожарский – двоюродный брат легендарного Дмитрия Пожарского. Осада была отбита: интервенты бежали от стен крепости. Защитники Клина держались стойко и мужественно, являя пример для других крепостей вокруг Москвы. На клинской земле есть ещё один исторический памятник, связанный с событиями польских интервенций. Это храм Георгия Победоносца в деревне Подтеребово. Место, где он находится, стало той крайней точкой на карте нашей Родины, куда сумели дойти завоеватели. Храм Георгия у озера издревле известен как рубеж, который не может преодолеть ни один завоеватель. Поле перед храмом, где остановились поляки не в силу двигаться дальше, с тех пор так и называется – «панское поле».

В XVIII в. Клин, стоящий на большом сухопутном тракте между Москвой и Петербургом, получил значительный экономический стимул для своего развития. Указом от 25 января 1702 года Пётр I поверстал город в ямщину (жители города обязаны отправлять почтовую гоньбу), в городе был учреждён «почтовый ям». В ямщину были записаны также крестьяне деревни Щапово, которая принадлежала Иверскому монастырю, жители подгородной слободы Талицы. Ямскую повинность несли крестьяне деревень Ямуга, Лаврово, Напругово, Акулово, Мисирево, Голяди, Голиково, Спасское. В Клину и окрестных деревнях числилось 319 ямщиков. Тяжелые дороги, плохие мосты, нерегулярная выплата жалования побуждала ямщиков уклоняться от службы, поэтому были изданы указы, в которых предписывалось возвращать непокорных в ям.

Ямской промысел отложил отпечаток на характер развития местных ремёсел. Появился спрос на кожи, хомуты, дуги, колёса, сено, овёс, распространялось кузнецкое дело. Многие жители Клина занимались обслуживанием проезжающих: продавали все, что необходимо иметь в пути. Вдоль дорого один за другим открывались торговые лавки, постоялые дворы, склады муки, фуража, соли. Роль Клина в тот период сводилась к тому, чтобы служить «средством ехать дальше». Город вытянулся вдоль тракта на Москву, стремясь обеспечить наилучший контакт с дорогой. В то время (конец XVIII века) территория, занимаемая Клином, была немного более одного километра в длину и около километра в ширину.

Административной реформой 1781 года Клин утверждался уездным городом Московской губернии и получил свой герб: в белом поле скачущий по зеленому лугу на коне почтарь с рожком. В символике этого герба отразилось главное назначение города – доставка почты. До сих пор в центре Клина (Советская площадь) располагается архитектурный ансамбль рубежа XVIII-XIX веков – почтовый двор.

В 1784 году для Клина был утверждён генеральный план с прямоугольной сеткой улиц. Город был разделён на кварталы: дворянский, купеческий, разночинный, церковнослужителей, мещанский, солдатский. В центре города находились: дом присутственных мест, дом городничего, богадельни.

Клин в то время был известен как довольно значительный торговый центр. Об этом свидетельствует тот факт, что в городе с населением немного более 1 тыс. человек насчитывалось более 70 постоялых дворов, 2 харчевни, 9 кузниц, 21 торговая лавка, 1 каменный и 2 деревянных соляных магазина, 3 винных погреба и 4 питейных дома.

На рубеже XVIII-XIX веков делает первые шаги промышленность города: появляется 2 солодовенных предприятия, небольшой кирпичный завод и гончарная мастерская. В 1810 году в Клину возникает кожевенный завод Скоковых. В 1836 году купец А. М. Монахов основал картофельно-поточное производство, а в 1840 году – пряничное заведение.

В первой половине XIX века быстро растёт численность жителей, так если в 1825 году в городе проживало 1200 человек, то в 1833 году – 2100, а в 1847 году уже 3700 человек.

В 1851 году через Клин прошла первая в России Николаевская железная дорога. Ямские перевозки по Петербургско — Московскому тракту стали приходить в упадок. Ямщики и владельцы постоялых дворов вынуждены были искать себе другое занятие. В результате экономического упадка почти прекратился прирост городского населения. Но вместе с тем железная дорога и реформа 1861 года по отмене крепостного права создали предпосылки для развития промышленности в уезде.

В 1861 году купец А. М. Монахов основал в Клину кондитерскую фабрику, просуществовавшую до 1917 года. В 1877 году недалеко от села Некрасина была основана Высоковская мануфактура, которая вскоре стала одним из самых крупных предприятий района. Ф.Ф. Эрисман, обследовавший фабрики и заводы Клинского уезда, подсчитал, что в 1876 году здесь имелось 342 заведения с 5385 рабочими.

В 1886 году клинским купцом В.Г. Орловым было построено заведение для производства аптечной посуды, которое размещалось в восьми бревенчатых сараях в конце Дворянской улицы (ныне ул. Папивина). В 1914 году образовалась фирма «Торговый дом братьев Орловых». Завод был значительно расширен, построены новые кирпичные здания для керамического и составного цехов. На предприятии стали производить химико-лабораторную посуду. В 1892 году на пустыре Литейной улицы возник другой, небольшой стеклянны завод И. М. Титова, который потом был продан С. В. Глинскому. В 1897 году на западной окраине города появился чугунолитейный завод Чепеля.

В конце XIX века в Клину были построены Торговые ряды, которые и сегодня украшают наш город. Они были возведены в 1886-1888 году по проекту архитектора С. К. Родионова. Такой проект был впервые осуществлен в уездном городе, а по своему размаху даже превосходил застройку торговых мест многих губернских городов России.

После октябрьской революции 1917 года и в годы гражданской войны многие предприятия в Клину и уезде были закрыты из-за недостатка или отсутствия топлива и сырья. Число жителей города резко сократилось: если в 1917 году в Клину проживало 6700 человек, то в 1920 году – 3700 человек.

Новая экономическая политика способствовала развитию хозяйственной деятельности в городе и уезде. Возобновились торговые связи между городами и селом. Клинские крестьяне стали специализироваться на выращивании зерна, картофеля, льна. Важной статьёй дохода был лесной промысел: дрова обозами везли в Москву на рынок. Ведущей отраслью в Клинском уезде в первой половине 20-х годов была текстильная промышленность. В 1926 году на базе бывшего завода С. В. Глинского был пущен стекольный завод «Лаборприбор».

В первые годы советской власти в Клину была проведена большая работа в области народного образования. В 1942 году работало три школы 1-ой ступени, одна школа 11-ой ступени, две семилетние школы. Были организованы четыре пункта по ликвидации безграмотности, одиннадцать школ для малограмотных. Большую культурно-просветительную работу среди жителей города вели клубы и библиотеки.

В первые годы советской власти были начаты работы по благоустройству города. Клин получил свет от электростанции, построенной на реке Сестре у деревни Майданово. К числу знаменитых строек первой пятилетки относится начавшееся в 1923 году строительство фабрики «Клинволокно». 2 марта 1931 года фабрика начала свою трудовую биографию и вскоре стала ведущим предприятием района.

Значительные изменения произошли в селе. По всему району началась коллективизация. Многие колхозы создавались на базе товариществ по совместной обработке земли. К концу первой пятилетки в районе было создано 226 колхозов.

Однако мирный труд города был прерван Великой Отечественной войной. Более 12000 жителей Клина ушло воевать в первый год войны. Промышленные предприятия города поставляли фронту гильзы, одежду, насосы, марлю, порох для стрелкового оружия.

29 сентября вражеская авиация начала бомбить Клин. 20 ноября немецко-фашистские войска двинулись от Завидова вдоль Ленинградского шоссе на Ямугу – Клин. Двое суток шли бои за город. 23 ноября 1941 года Клин был взят фашистами.

6 декабря 1941 года началось первое с начала войны контрнаступление советских войск. Линия фронта в тот момент проходила по территории Клинского района и изгнание завоевателей с нашей земли началось от клинских деревень Борки, Ватолино, Непейцино. В освобождении Клина от фашистских захватчиков принимали участие 30-я армия под командованием генерала Д.Д. Лялюшенко и части 1-й ударной армии Западного фронта под командованием генерала В. И. Кузнецова. Основные силы 30-й армии были сосредоточены 11 декабря на западной и восточной окраинах города. С юга подошли части 1-й ударной армии, 13 декабря Клин был окружен нашими войсками, бои шли на ближайших подступах к городу. 15 декабря Клин был освобождён.

За время фашисткой оккупации в городе было разрушено 258 жилых домов, сожжено 11 школ. Фашисты осквернили гордость русской культуры – Дом-музей П. И. Чайковского: вестибюль музея они превратили в гараж, в столовой установили рацию, в архиве устроили сапожную мастерскую. Мемориальные комнаты композитора были превращены в казармы. После освобождения Клина начались восстановительные работы на разрушенных во время оккупации предприятиях и хозяйственных объектах. Тот час же после освобождения города начались работы по восстановлению Дома-музея П. И. Чайковского. Он снова был открыт в начале 1942 году.

Более 22000 жителей Клина и Клинского района в годы войны сражались в рядах Советской армии. Званиями Героя Советского Союза были удостоены И. В. Климов, Г. И. Харламов, Ф. Д. Дмитриев, П. К. Матвеев, В.П. Калинин, П.П. Едунов, М.М. Шильников, А.П. Евдокимов, Н.А. Курятников, П.П. Крюков, П.А. Рассадкин, П.П. Никифоров, Н.Ф.Папивин, П.В. Плетенской, А. М. Пустовалов, С.Н. Исаев.

Послевоенная и современная история Клина – это история города-труженника на всю страну известного такими своими предприятиями, как завод «Лаборприбор», объединенный комбинат «Химволокно», завод «Медстекло», предприятия строительной индустрии, Пивокомбинат.

С Клином и его окрестностями связаны имена многих выдающихся деятелей культуры и науки. В первые годы революции сюда приезжал американский писатель-коммунист Джон Рид. В деревне Борисово жила В.И. Мухина, известный советский скульптор. В конце 38-41 годах прошлого века в городе работал советский писатель А.П.Гайдар. Уроженцем Клина был знаменитый актёр МХАТ народный артист СССР М.И. Прудкин.

История Клина по версии КП

Первые поселения на территории Клина возникли еще до нашей эры, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Те находки, которые относятся к середине I тыс. н. э., свидетельствуют о славянском характере поселений. Дальнейшее заселение этого края развивалось быстро, так как Клин занимает очень выгодное местоположение – именно через эти места проходили крупные пути сообщений. В XII-XIII вв. Клин относился к Владимиро-Суздальскому княжеству. Владимирский князь Юрий Всеволодович стремился обезопасить границы своего княжества, поэтому построил ряд городов-крепостей. Такой крепостью и был Клин.

Первое упоминание о городе-крепости под названием Клин встречается в Никоновской летописи (начало XIV в.). Этот город был важным стратегическим пунктом, так как располагался на пути из Москвы в Великий Новгород. В 1240-х г. г. из состава Владимиро-Суздальского княжества выделилось Тверское, и город-крепость Клин стал защищать границы Тверского княжества.

Во время правления Ивана Калиты Московское княжество начинало набирать силу и боролось с другими великими княжествами за свое господством. Самым сильным соперником Московского княжества было Тверское, между ними велись кровопролитные бои за лидерство. Город Клин расположен как раз на границе Московского и Тверского княжеств, так что его жителям пришлось нелегко во время этой борьбы. Сломить непреклонное сопротивление Твери удалось московскому князю Дмитрию Донскому.

Разорения наносили городу и набеги татаро-монгол. Несколько раз его сжигали дотла (например, в 1408 г.). Только после окончательной победы над татаро-монголами во времена Ивана III Тверское княжество, в состав которого входил город Клин, было присоединено к Москве.

Вскоре Клин стал утрачивать свое стратегическое значение. Он становился центром ремесел и торговли. Жители Клина изготавливали колеса и дуги, добывали деготь, плели корзины и лапти, производили медные и стеклянные украшения, занимались извозом и ямским почтовым делом.

В XVI веке Иван Грозный со своими опричниками шел усмирять Новгород Великий (1569 г.). Путь его лежал через город Клин. По доносу была учинена кровавая расправа над населением. В результате в Клину остались сотни убитых, разрушения, пожары. Жители города похоронили погибших, и в их честь в городе была построена первая каменная церковь – Успенская, действующая и по сей день.

Во времена смуты в 1611 г. польские интервенты осадили город. Однако защитой города руководил князь Лопата-Пожарский (двоюродный брат Дмитрия Пожарского), защитники твердо и мужественно держались. В результате осада была отбита. В городе есть памятник, посвященный этой победе, храм Георгия Победоносца в деревне Подтеребово.

В XVIII в. Клин оказался на пути из Москвы в Петербург, в результате чего получил сильный экономический стимул к развитию.

В 1702 г. Петр I поверстал город в ямщину, жители стали нести ямскую повинность. Клин стал официальным «почтовым ямом». Но из-за тяжелых дорог, плохих мостов, нерегулярной выплаты жалованья ямщики стали уклоняться от службы. Были изданы указы, которые возвращали непокорных в ям.

Ямской промысел наложил свой отпечаток на характер ремесла в городе. Появился спрос на кожи, хомуты, дуги, колеса, сено, овес, распространялось кузнецкое дело. На тот период роль Клина сводилась к тому, чтобы служить «средством ехать дальше». Многие жители города занимались обслуживанием проезжающих. Вдоль дороги открывались многочисленные лавки, в которых продавалось все, что нужно в дорогу.

В то время город Клин был известен как значительный торговый центр.

На рубеже XVIII-XIX вв. начинает подниматься промышленность города (два солодовенных предприятия, кирпичный завод и гончарная мастерская). В XIX в. появляется кожевенный завод Скоковых и пряничное заведение.

В 1851 г. через Клин прошла первая в России Николаевская железная дорога.

В конце XIX в. были построены новые торговые ряды (взамен сгоревших старых), которые украшают город и сегодня.

После Октябрьской революции 1917 г. и в годы гражданской войны многие предприятия стали закрываться. Число жителей резко сократилось (в 1917 г. насчитывалось 6700 жителей, в 1920 – 3700).

Новая экономическая политика способствовала развитию хозяйственной деятельности. Клинские крестьяне стали специализироваться на выращивании зерна, картофеля, льна. Развивался лесной промысел. Ведущей стала текстильная промышленность. В первые годы советской власти проведена большая работа по устранению неграмотности.

Однако, мирная жизнь города была прервана Великой Отечественной войной. 12000 жителей ушли воевать. 29 сентября Клин бомбила немецкая авиация. 20 ноября немецкие войска двинулись через Клин. За город шли бои двое суток. 23 ноября 1941 г. Клин был взят фашистами. 6 декабря 1941 г. началось контрнаступление Советской армии. 15 декабря Клин был освобожден.

К клинскому периоду относится наивысший расцвет творчества П. И. Чайковского. В 1885 г. он поселился в селе Майданово (?), где нашел уединение, покой, свободу, так необходимые ему для творчества. Затем Петр Ильич переехал в имение Фроловское, в шести километрах от Клина, где прожил до 1891 г.

За этот период творчества композитором были созданы «Пиковая дама», Пятая и Шестая симфонии, балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Эти произведения – слава и гордость русской классической музыки – вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры, принесли композитору всемирную славу.

В октябре 1893 года П. И. Чайковский выехал из Клина для исполнения Шестой симфонии в Петербург, где вскоре скоропостижно скончался. Ныне в доме великого композитора работает «Дом-музей П. И. Чайковского в Клину».

  • 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
  • 2 КЛИН И ЕГО ЛЕГЕНДЫ
  • 3 КАК ДОБРАТЬСЯ ДО КЛИНА
  • 4 ОДИН ДЕНЬ В КЛИНУ
  • 5 САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ
  • 6 РЕСТОРАНЫ, КАФЕ
  • 7 ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?
  • 8 ЧТО КУПИТЬ?

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Клин находится на реке Сестре, расположен в ее узкой луке, отчего и получил свое название – Клин.

В 1781 г. в результате административной реформы Клин был признан уездным городом Московской губернии и получил свой первый герб (на белом поле скачущий по зеленому лугу на коне почтарь с рожком).

Седьмого августа 1887 г. здесь совершил полет на воздушном шаре Д. И. Менделеев. Полет продолжался несколько часов и дал большие научные результаты.

КЛИН И ЕГО ЛЕГЕНДЫ

Зима 1569-70 гг. выдалась на Руси страшной. Царь Иван Грозный, окруживший себя бандами опричников, взялся рьяно истреблять всех неугодных. Главным врагом он объявил Великий Новгород – богатый и свободолюбивый. Новгородская элита быстро смекнула, что одними угрозами дело не обойдется.

В числе первых выводы сделал боярин Вельяминов – человек очень богатый. Он быстро собрал и отправил на юг по водному пути «из варяг в греки» обоз со своим наиболее ценным имуществом. Партия пеньки была призвана все это надлежащим образом замаскировать.

Почему Вельяминов и его «золотой» обоз двинулись не в сторону Литвы, а в само логово зверя, сказать теперь трудно. Известие о походе Грозного с опричниками на Новгород застало боярина в небольшом поселении Клин. Здесь располагалась перевалочная база торговой флотилии Вельяминовых, и клинские окрестности были им как родные. Драгоценная поклажа была надежно спрятана, обозники отправлены по домам, а сам старик Вельяминов, слегший в постель с простудой, остался в Клину.

Кто сообщил Грозному об истинной начинке пенькового обоза Вельяминова, навсегда осталось тайной. Боярин был посажен на кол, но, куда спрятал свои сокровища, Грозному так и не сказал.

Рассвирепевший царь приказал опричникам перевернуть Клин вверх дном. Резня клинчан, однако, результатов не дала: ни мешков, ни сундуков опричники так и не нашли. Клинские развалины навсегда погребли под собой главную тайну гордого боярина Вельяминова.

Отголоски ее, впрочем, оказались весьма громкими. Известно, что именно «золотая лихорадка» двигала отрядом польских наемников, неудачно осаждавших Клин в 1611 году.

Подземный Клин – тема столь же легендарная, как и клад Вельяминова. Начало ему положили подземные ходы, ведшие из первого Клинского кремля к реке Сестре. Позднее система этих ходов была еще более расширена усилиями городских торговцев, охотно использовавших подземные галереи под свои склады и чуланы. Надо думать, что с этой клинской достопримечательностью были отлично знакомы новгородские негоцианты Вельяминовы.

В курсе были, видимо, и первые клинские чекисты. В 30-х годах они закрыли Успенскую церковь, одну из ключевых точек подземных катакомб, и несколько лет использовали ее для каких-то секретных целей.

Большой интерес подземные лазы Клина вызвали у сотрудников немецкой абверкоманды-23, активно искавших что-то в оккупированном городе зимой 1941 года. История эта очень туманна, особенно на фоне слухов об обнаружении останков немецкого офицера в одной из старинных подземных галерей. Одно можно сказать точно: сокровища боярина Вельяминова из Клина никуда не уезжали. (?)

В советское время в городе жил и работал известный писатель А. П. Гайдар. На местном материале он создал такие произведения, как «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости» и другие. В настоящее время в доме писателя создан музей Гайдара.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО КЛИНА

На автомобиле: из Москвы по Ленинградскому шоссе 65 км от МКАД, 86-й км Ленинградского шоссе.

На автобусе: автобус до Клина — № 437 от станции метро «Речной вокзал», первый вагон из центра, выход на Фестивальную улицу. Время в пути в среднем 1 ч. 50 мин. (без пробок).

На электричке: от станции метро «Комсомольская» (выход к Ленинградскому вокзалу) проезд до станции Клин электропоездами, следующими до станций: Клин, Тверь, Конаково. Время в пути в среднем 1ч. 40 мин.

ОДИН ДЕНЬ В КЛИНУ

В Клин рекомендуем ехать с семьей или друзьями, т.к. при посещении Музея П. И. Чайковского в Клину лучше заказать экскурсовода. Экскурсия даст полное представление о значимости выбора места жительства и значении предметов быта для русского музыкального гения. Посетив музей 7 мая (день рождения) или 6 ноября (день памяти), можно услышать в музее звуки старого рояля.

1. От вокзала на маршрутном такси № 5 (стоимость проезда 20 руб.) доехать до усадьбы П. И. Чайковского. На осмотр усадьбы уйдет около 1,5 – 2 часов.

2. После осмотра можно пешком дойти до бывшей усадьбы усадьбы философа Танеева и Успенской церкви. Для этого нужно перейти ул. Чайковского и ул. Спортивная (см. карту-схему).

3. Обратно пешком к усадьбе Чайковского и на автобусе до Торговых рядов. Торговые ряды расположены в центре города на площади Советской. Там можно погулять и пообедать в любом понравившемся кафе. Посмотреть местную достопримечательность – дом под часами.

4. После обеда от торговых рядов пешком (15 мин.) по ул. Ленина выйдете к [[Музей елочных игрушек|Музею елочных игрушек]. Возле музея располагается специализированный магазин. Музей работает до 17.00.

5. В качестве альтернативы посещению усадьбы Танеева, можно посетить Музей-усадьбу Д. И. Менделеева. Для этого от усадьбы Чайковского возвращаетесь к торговым рядам. Прямо напротив торговых рядов можно сесть на автобус до деревни Боблово.

САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ

Почта: Советская пл.,1. Тел. (49624) 2-68-18

Телеграф: ул. Гагарина 4

Милиция: 02, (49624) 2-11-68

ГИБДД: ул. Папивина, 4. Тел. (49624) 5-81-78

Травмпункт: 03, (49624) 7-00-36 (справочная)

  • 1. Туалеты имеются на территории ж/д вокзала непосредственно у выхода на перрон.
  • 2. Дом-музей Чайковского.
  • 3. На территории торговых рядов.

РЕСТОРАНЫ, КАФЕ

«Премиум» японский ресторан Советская пл., 18 а. (49624) 9-45-45, японская кухня. По будням бизнес-ланч 180 руб.

«Русский Клуб» ресторан Советская пл., 20, торговые ряды. Разнообразная кухня. Живая музыка, танцпол.

Макдоналдс ул. Первомайская, 2, (49624) 5-85-15

«Три Кабана» ул. Дзержинского, 5, (49624) 2-62-32

«Маланьина изба» ул. Терешковой 16, (49624) 2-65-98

Боулинг-клуб ул. Транспортная, 29, (49624)2-80-72

«Лакомка» Кафетерий ул. Театральная, 8, (49624) 2-37-47

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?

Архитектурный ансамбль Клина невозможно представить себе без Успенской церкви. Это ценнейший памятник Подмосковья, один из самых интересных в русском зодчестве середины XIV в. Особенность его заключается в том, что ни на одной из дошедших до нас древних построек Подмосковья нет завершения фасадов тремя щипцами, как у Успенского храма.

Церковь перестраивалась в XVIII в., в 1810-1820 реконструирована в стиле классицизма. Закрыта в 1930-х, занята складом. При реставрации в 1960-х разобраны трапезная и колокольня. Возвращена верующим в 1992 г.

Строился в 1802-1836 гг. Большой пятикупольный собор в стиле классицизма, декорированный в духе екатерининского времени. Сооружен на средства клинских купцов. Закрыт в 1929 г., перестроен в столовую. Затем, в 1952-55 гг. капитально перестроен для заводского Дома культуры. В 2008 г. принято решение о воссоздании собора.

Возведена в 1712 году в нарышкинском стиле. Рядом с ней располагается шатровая колокольня 1769 г. – образец консерватизма.

Современные кирпичные Торговые ряды появились не на пустом месте. В первой четверти XVIII в. здесь стояли деревянные лавки, построенные на бойком торговом месте, – на пересечении двух торговых дорог: Москва-Петербург и Дмитров-Волоколамск. Но летом 1885 г. во время сильного пожара, уничтожившего 2/3 города, лавки сгорели. После пожара клинские купцы решили строиться фундаментально. Всего за 2 года (1885-1887) были построены кирпичные.

Торговые ряды по проекту известного московского архитектора С. К. Родионова построены в псевдорусском стиле. Ритмично повторяющиеся одинаковые композиции фронтонов наличников в виде теремочков или девичьих кокошников, выразительные башенки с флюгерами создают запоминающийся архитектурный облик.

На первом этаже Торговых рядов были лавки, на втором – конторы хозяев. Из других архитектурных элементов выделяется арка, соединяющая два корпуса, в нише которой раньше была икона Николая-угодника – покровителя торговли и торговых людей. Чем только не торговали в Торговых рядах: мясными и хлебобулочными, бакалейными и галантерейными изделиями, а также винами, соками, фруктами, кондитерскими изделиями, мануфактурой, обувью, железо-скобяными изделиями и многими другими товарами того времени.

Одной из достопримечательностей Клина, несомненно, является музей елочной игрушки.

Музей включает в себя 12 выставочных залов, в том числе два мини-цеха по производству новогодней игрушки, демонстрирующих самые интересные технологические стадии – выдувание и роспись.

В мастер-классе дети и взрослые могут сами расписать настоящий стеклянный шарик и заберут его с собой на память о посещении необыкновенного музея Подмосковья.

В Голландском зале вы узнаете, почему новогоднюю елку стали украшать стеклянными шарами.

Заглянув в крестьянскую избу конца XIX века, вы увидите, как зарождался в Клинском уезде стеклодувный промысел, как жили и работали кустари-одиночки, познакомитесь с особенностями крестьянского быта.

В Индустриальном зале представлены елочные игрушки 20-х – 50-х гг. прошлого столетия: очень популярная в то время монтажная игрушка, выполненная методом сборки стеклянных трубочек и бусинок с помощью проволоки; елочные украшения, сделанные из прессованной ваты, и картонажная игрушка.

Выставочный комплекс «Клинское подворье»

(в т.ч. Музей елочной игрушки): ул. Староямская, д. 4. Тел./факс 8(49624) 2-40-34.

расположен в здании, в котором знаменитый русский композитор жил в последние годы жизни, с мая 1892 г. В 1916 г. по завещанию брата композитора Модеста Ильича Чайковского дом перешел в ведение московского отделения Русского музыкального общества с условием, что он будет сохранен и будет поддерживаться. В 1921 г. музей национализирован.

Старейший мемориальный музыкальный музей в России, создан почти сразу после смерти великого композитора. В доме полностью сохранена обстановка последних лет жизни композитора, личные вещи, библиотека, архив.

Музейное собрание насчитывает около 200 тыс. предметов. Кроме фонда П.И.Чайковского, музей содержит фонды рода Чайковских-Давыдовых. На территории музея находится филармония. В музей входит дом П.И.Чайковского, усадебный парк и постройки на его территории, а также филиал-усадьба «Демьяново», посвященная любимому ученику Чайковского С. И. Танееву.

Адрес музея: ул. Чайковского, 48. Тел.: 8(49624) 5-81-96, 2-10-50.

Это непримечательное здание интересно тем, что в нем останавливался Радищев во время своего путешествия из Петербурга в Москву.

В Клину есть краеведческий музей, экспозиции которого повествуют об истории Клина, средневековом прошлом, Отечественной войне 1812 г., строительстве Николаевской железной дороги, Великой Отечественной войне, промышленном развитии уезда, его архитектурном облике. Ряд выставок представляет живопись, декоративно-прикладное искусство, работы народных умельцев и художников, материалы о жизни и творчестве знаменитых людей.

Адрес музея: ул. Гагарина, 37/1. Тел. 8 (49624) 2-81-69. Работает ежедневно, с 10.00 до 17.00, кроме пн., вт. (последняя пятница месяца – санитарный день).

Музей А. П. Гайдара в Клину открылся в 1989 г. в небольшом деревянном доме. Здесь детский писатель провел 3 последних года своей жизни. Довоенный Клин с его тихими улочками, заросшими одуванчиками, лопухами, музыкой, звучащей в городском парке, вдохновил А. П. Гайдара на написание таких произведений, как «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости», «Поход».

Здесь им были написаны страницы его лучших книг для ребят: «Тимур и его команда», «Чук и Гек». Не раз бывал Аркадий Петрович в детской городской библиотеке, слушал, как ребята обсуждают его книги. Работая над «Комендантом снежной крепости», Гайдар заходил в редакцию клинской городской газеты «Серп и молот», где по его просьбе машинистка Ананьева напечатала текст повести на машинке, ныне находящейся в литературном отделе экспозиции музея. В Доме-музее А. П. Гайдара представлены личные вещи писателя, подлинные фотографии, прижизненные издания с автографами писателя.

Адрес музея: ул. Гайдара, 17. Тел. (49624) 2-42-15. Музей работает ежедневно, кроме пн., вт. с 10.00 до 17.00. (последняя пятница каждого месяца – санитарный день).

На пересечении двух магистральных улиц города – Литейной и Ленина – стоит старинный купеческий дом с известной всем клинчанам башенкой с городскими часами. Не только часы, но и само здание обращает на себя внимание. Двухэтажное, из красного кирпича с белыми замковыми наличниками окон, оно по своей архитектуре построено в стиле зодчего Тона. До 1917 г. в доме располагались трактир, чайная. В начале 30-х – большой универсальный магазин «Торгсина».

Первые часы в Клину были установлены в 1936 году. Причем в городе появилось сразу трое часов – в торговых рядах, на площади у Дома культуры и на доме на углу Ленина и Литейной.

В 1844–1851 гг. в городе появилось здание железнодорожного вокзала, в архитектуре которого использованы элементы эклектики. По инициативе администрации Николаевской железной дороги в начале XX века рядом с вокзалом был построен комплекс стандартных двухэтажных домов для железнодорожных служащих. Клинский вокзал – один из семи «вокзалов 1-го класса», построенных на Николаевской железной дороге при ее создании. Похожие вокзалы были на станциях Клин, Тверь, Спирово, Бологое, Окуловка, Малая Вишера, Любань. Эти вокзалы делили путь от Москвы до Петербурга на равные части.

В середине 60-х годов XIX в. небольшую усадьбу в Боблове приобрел Д. И. Менделеев, где он проводил летние месяцы вплоть до 1906 г. По проекту ученого заново был отстроен усадебный дом с лабораторией (в 1919 г. дом сгорел), разбит миниатюрный парк с экзотическими растениями, на небольшом сельском поле проводились опыты по использованию химических удобрений. В Боблове у Менделеева бывали К. А. Тимирязев, А. С. Попов, А. И. Куинджи, И. И. Шишкин, для наблюдения за полетом ученого на воздушном шаре в 1887 г. сюда приезжал И. Е. Репин. В музее хранятся документы и личные вещи Д. И. Менделеева и его семьи, коллекция предметов крестьянского быта, библиотека по истории Русского физико-химического общества.

Адрес музея: 66-й км Ленинградского шоссе, правый поворот на Тараканово. Тел. (49624) 2-82-27.

ЧТО КУПИТЬ?

Из Клина лучше всего привезти музыкальные сувениры из Дома-музея П. И. Чайковского. Можно купить как недорогие оригинальные сувениры (мыло ручной работы с изображением скрипичного ключа, фирменные открытки, значки и прочие мелочи), так и более весомые подарки.

Второй варинат сувениров может предложить Музей елочной игрушки. При музее работает магазин, где можно приобрести по невысокой цене елочные игрушки для росписи, большие шары с изображением герба г. Клин и многое другое. Все, естественно, только из стекла.

  • История
  • Достопримечательности

uurist

Наковырял на просторах сети https://pastvu.com старые фотки города. Вдвоём с divan89 , как два матёрых краеведа, прошлись по окрестностям и сделали для сравнения фотки с тех же точек, что и старые снимки. Достаточно интересно сравнить как менялся облик города. Делаешь снимок и осознаёшь, что именно с этого места снимал фотограф сто лет назад. Любопытная тема.
Вот, например, фото Торговых рядов 1941 года. Немецкие могилы на центральной площади Клина.

Сейчас на этом месте парковка. А десять лет назад был сквер с лавочками на костях.

Предположительно , что верхнее фото сделано 18.12.1941 года. Отступление немецких частей под Москвой.

Не все фото удалось воспроизвести, некоторые уже просто не возможно сделать из-за отсутствия объектов, с некоторых ракурсов плохо просматриваются детали например из-за плотности насаждения деревьев и т.д., не всё будет понятно т.к. те, кто не был в Клину вряд-ли поймут про какие места пойдёт речь, но всё же, думаю, многим будет любопытно взглянуть. Пост будет в двух частях, под катом очень много фото и сухих исторических справок.

1. Снимок 1977 года.
Въезд в Клин со стороны Москвы

Старый вариант оформления въезда в город.
Затем при въезде в Клин установили новый монумнт — стилизованный цветок с гербом города и надписью «Клин».
C 2007 Стела представляет собой гигантский столб, стилизованный под верстовые столбы периода Российской Империи. Надпись “78 верстъ” указывает на расстояние от Москвы до Клина. Русская путевая верста — это 500 саженей, или 1,06 километра, поэтому в современных единицах измерения это расстояние составляет 88 км.
Клин, Ленинградское шоссе вблизи поворота на 5-й микрорайон. Мой район ещё не построен

Так это выглядит сейчас. Справа труба котельной, на переднем плане появилось самое высокое здание в Клину.

2. Снимок периода 1900-1914
Вид на платформы, слева здание ж/д депо, ныне разрушено
В 1851 году через Клин прошла первая в России ветвь Николаевской железной дороги, что привело к уменьшению ямских перевозок.
Кому интересны старые снимки Николаевской железной дороги, рекомендую пройтись по этой ссылке http://humus.livejournal.com/3300015.html

Сегодня платформы выглядят так. Измененеий не много, отсутствует депо и увеличилось число путей.

3. Снимок периода 1900-1915
Станция Клин находится на 560 километре Петербурго-Московской железной дороги (расстояние до Москвы — 88 километров). Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, станция была открыта вместе с Петербурго-Московской железной дорогой в 1851 году.
Изначально станция Клин имела статус станции II класса. Её значение для дороги было весьма важным. На станции находилось круглое паровозное депо внушительных размеров.
Длительное время (ориентировочно с 1890-х годов до 1957 года) станция Клин была самым дальним пунктом движения пригородных поездов из Москвы. Она до сих пор является конечным пунктом для большого числа пригородных поездов.
В 1914 году была открыта тупиковая железнодорожная линия Клин — Высоковск. Приблизительно до конца 1960-х годов на ней существовало пассажирское движение. Поезд на Высоковск отправлялся не от вокзала — схема путевого развития станции такова, что это невозможно. Посадка в направлении Высоковска производилась с одного из путей «треугольника» у здания круглого депо.

Снимок 23.08.2009 года
Станция Клин

4. Снимок 23.08.2009
Зал ожидания

5. Снимок периода 1900-1915
Часовня и переход через ж/д пути.
Разрешённый доступ пассажиров на станцию — исключительно по переходному мосту над путями. Мост используется также для сквозного прохода из города в залинейный район, в то место, где находилось круглое депо.
В 1890-х годах переходной мост был крытым и не являлся сквозным — он соединял вокзал исключительно с жилой частью города (восточная сторона). Вид от вокзала в сторону города тогда не был перекрыт забором. На «городской» стороне стояла часовня.

Сейчас параллельно действующему переходу строится новый.

6. Снимок периода 1900-1903
Часовня и биржа извозчиков при станции. Ныне разрушена.

7. Снимок периода 1905-1915
Переход через ж/д пути

8. Снимок периода 1900-1915
Второй переход через ж/д пути со стороны Твери. Ныне снесён.

9. Снимок 1955-1964
Самый старый снимок станции Клин. Здание ж/д депо. Переход через ж/д пути ещё не построен
Огромное здание депо на станции Клин, находившееся западнее вокзала, получило повреждения в период Великой Отечественной войны. В 1950-х годах, когда участок Москва — Клин — Калинин был переведён с паровозной на электрическую тягу, потребность в локомотивных депо значительно снизилась. Локомотивное депо на станции Клин было окончательно закрыто.

10. Снимок 23.08.2009 года
То, что осталось от здания ж/д депо

11. Снимок 23.08.2009 года
Депо со стороны ж/д путей.

12. Снимок 23.08.2009 года
Дореволюционный вагончик на территории депо.

13. Снимок периода 1905-1915
Железнодорожное училище

14. Снимок 23.08.2009 года
От училища остался только центральный корпус, боковые пристройки видимо были деревянными, они разрушены.

15. Снимок 23.08.2009 года
Деревянный снегоочиститель недалеко от депо

16. Снимок периода 1905-1915
Привокзальная площадь. Сейчас на этом месте стоит бестолковый громадный Ашан и крохотный сквер.

17. Двойное фото периода 1970-1979

18. Снимок 1993

Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки: Между 1500 и 1600.
Адрес: Московская область, г.Клин, ул. Папивина, 16а

19. Снимок 1998
Отреставрированый вариант

Сегодня

20. Снимок периода 1900-1915
Улица Старо-Ямская, выезд из Клина в сторону Санкт-Петербурга. В 1990х годах в Клину варили сорт пива Старое-Ямское. Клин считался городом ямщиков.

Сегодня. Справа часть музея Ёлочной игрушки

Сегодня здание музея ёлочной игрушки выглядит так

21. Снимок периода 1886 -1893
Пригород Клина, село Майданово. Ныне район Клина.
Флигель в котором П.И.Чайковский жил с мая 1891 г.по май 1892 г. флигель не сохранился.

22. Снимок периода 1893-1894
Пригород Клина, село Майданово.
Дом в котором П.И.Чайковский жил с февраля 1885 г.по апрель 1888 года. Дом не сохранился.

23. Снимок периода 1893-1900
Село Майданово. Здания не сохранились.

24. Снимок 1934 года.
Первомайская фабрика

24. Снимок периода 1951-1900
Клин со стороны железной дороги

25. Снимок 1977 года
Строительство военного городка Клин-5

25. Снимок апрель 1977

26. Снимок 1974 года
Клин-5

27. Снимок периода 1900-1915
Район Чепель, улица Полевая, существует под таким же название до сих пор.

Сегодня снимок приблизительно с этой же точки

28. Снимок периода 1900-1915
Божедомский стеклянный завод торгового дома С. Глинского и В. Титова
Завод основан в 1896 году, выпускал аптекарскую и химическую посуду. Сергей Глинский выпускал на своих заводах форменную, разных фасонов аптекарскую, химическую и парфюмерную посуду и другие принадлежности для аптек и лабораторий. Ему принадлежали Божедомский и Ребровский стекольные заводы в Москве. За время существования своей фирмы с 1880 года, С.В.Глинский организовал производство стеклянных изделий на станции Спирово Николаевской железной дороги и расширил стекольный завод в Клину. Прошел год от прошения Клинского 2-й гильдии купца Василия Григорьевича Орлова к Государю Императору о разрешении открытия «стеклянного» завода до получения свидетельства на позволение содержания в г. Клину ему, Орлову, «заведения для выделки стеклянной посуды». Малограмотный Василий Григорьевич преодолел все сложности в оформлении технических требований, защите своих экономических интересов. При этом весь год, законно или нет, на предприятии не прекращались «временные работы».
За последующее время, с 1885-го до 1914 года завод преобразился в фирму «Торговый дом братьев Орловых», выпускавшую качественную известную в России стеклянную посуду с клеймом «Орловы». В клиентах Орловых числились как солидные аптекари и парфюмеры, в частности химико-фармацевтическое «Товарищество Р. Кёлер и Ко», так и местные клинские аптеки, и, в конечном итоге, потребители лечебной и косметической продукции.
В наше время завод работал под вывеской ОАО «МЕДСТЕКЛО». Сейчас он банкрот. В этом году в столовой завода прошёл концерт группы Яйцы Фаберже.

Сегодня примерно с этой же точки

29. Снимок периода 1896-1914
На заднем плане храм, речь о котором пойдёт ниже

Сегодня с этой же точки, справа красное здание храма.

Проходная завода сегодня выглядит так

30. Снимок декабря 1941 года.
После освобождения Клина. Тот же ракурс на храм, что и на фото 29

31. Снимок декабря 1941

32. Снимок периода 1900-1915
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Строилась по проекту, присланному в 1846 из мастерской Константина Тона. Она была освящена в 1861, и с тех пор действовала, несмотря ни на что. В 1938 служившие в ней священник Пётр Соколов и архидиакон Серафим Вавилов были расстреляны за «религиозную работу с контрреволюционными выпадами против советской власти». Они не признали себя виновными, несмотря на пытки, и ныне оба причислены к лику святых. В 41-м году купол церкви пробил снаряд. Чтобы отремонтировать купол, пришлось вынуть драгоценный изумруд из оклада Клинской иконы Божией Матери и продать его, заменив стразом-подделкой.

33. Снимок 1988 года.

34. Снимок 1998 года
Тот же храм

35. Снимок 1998 года
Другой ракурс храма.

Сегодня так

36. Снимок периода 1900-1915
Почтовая площадь.

Сегодня

37. Снимок периода 1900-1915
Петербургское шоссе, начало.

Сегодня

38. Снимок периода 1905-1910
Вид с крыши здания аптеки на Торговые ряды, Почтовую и Долгоруковскую площади.

Сегодня

Сама аптека с крыши которой сделаны снимки 36-38

39.Снимок 1900-1903 года и для сравнения снимок примерно 2010-2013
Главная достопримечательность Клина — Торговые ряды

Современные кирпичные Торговые ряды появились не на пустом месте. В первой четверти 18 века здесь стояли деревянные лавки, построенные на бойком торговом месте, — на пересечении двух торговых дорог: Москва-Петербург и Дмитров-Волоколамск. Но летом 1885 г. во время сильного пожара, уничтожившего 2/3 города, лавки сгорели. После пожара клинские купцы решили строиться фундаментально. Всего за 2 года (1885-1887) были построены каменные (т. е. кирпичные) Торговые ряды по проекту известного московского архитектора С.К. Родионова, жившего некоторое время в Клину. Построены они в псевдорусском стиле — подражание древнерусскому зодчеству. Об этом свидетельствуют элементы внешнего архитектурного убранства. Это ритмично повторяющиеся одинаковые композиции фронтонов наличников в виде теремочков или девичьих кокошников, выразительные башенки с флюгерами создают запоминающийся архитектурный облик. На первом этаже Торговых рядов были лавки, на втором — конторы хозяев. Чем только не торговали в Торговых рядах: мясными и хлебобулочными, бакалейными и галантерейными изделиями, а также винами, соками, фруктами, кондитерскими изделиями, мануфактурой, обувью, железо-скобяными изделиями и многими другими товарами того времени.
Торговые ряды сегодня выглядят так

Ресторан, который держат армяне, называется «Русский клуб», бгг!

Ещё одно хач-кафе. Обратите внимание на горы, которые изображены на вывеске. Где у нас в Клину горы, не понятно. Но уроженцам Кавказа, конечно, виднее.

Вид в сторону реки

Многие лавки имели металлические двери, на которых имелись надписи. До нашего времени сохранилась одна такая дверь, надпись на которой гласит: «Иванова лавка 1886г. работал Тимофей Чилышов». Видимо, славился в Клину этот мастер своим мастерством кузнечных дел. А хозяин этой лавки Иванов проживал на Купеческой улице. Его дом стоял на том месте, где теперь находится типография и редакция Клинской газеты «Серп и Молот» фото 43 (голубое здание слева).

Из других архитектурных элементов выделяется арка, соединяющая два корпуса, в нише которой раньше была икона Николая-угодника — покровителя торговли и торговых людей.

40. Снимок периода 1900-1903 и для сравнения снимок 2010-2013

41. Снимок 1934 года.
В то время ряды были перекрашены, судя по в сему, в белый цвет.

Тот же ракурс сегодня

42. Снимок 1977 года.
В круглом сквере у Торговых рядов стоит скульптура — «Девочка-грибница». Фигура, отлитая из каслинского чугуна, стала символом города. Автор этой работы — скульптор Ф.Ф. Каменский (1838-1913). В 1871 гипсовый оригинал скульптуры экспонировался на передвижной выставке в Петербурге, а позднее на Каслинском заводе было отлито несколько копий из чугуна. Одна из копий появилась затем в усадьбе Золино под Клином, где и застали ее революционные события, чуть было не погубившие чугунную грибницу. Непонятно каким образом «Девочка-грибница» оказалась на дне усадебного пруда, и только в 1935, когда усадьбу Золино превратили в санаторий, «утопленницу» вытащили из воды и установили в Клину, в сквере у Торговых рядов, где она и стоит поныне.

Сегодня фигура и фонтан выглядят немного иначе

43. Снимок 1913-1915
ул.Ленина, 2/25.
В основном купцы жили на улице, которая так и называлась Купеческой улицей. Здесь были, как и каменные, так и деревянные дома, рядом находились частные торговые заведения – лавки. Улица Купеческая также являлась одной из главных, а потом и центральной улицей города. После революции 1917 улица была переименована в улицу Ленина

Нынешний вид Купеческой улицы. Голубое здание, то самое, где жил купец Иванов (хозяин одной из лавок в Торговых рядах)

Если повернуться направо, то увидим вот такой жилой дом

44. Снимок периода 1913-1915
Реальное училище на Купеческой улице, ныне ул.Ленина, 16
Этому двухэтажному кирпичному особнячку, окнами фасада смотрящему на дорогу, уже более ста лет. В 1913, в год трехсотлетия дома Романовых, в нем открылось городское реальное училище. Промышленные предприятия Клинского уезда в те годы успешно развивались, и город нуждался в этом учебном заведениии. Здесь преподавались гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, но предпочтение отдавалось последним. Обучение было платным, но только в этом и состояла единственная «препона» для желающих учиться здесь, поскольку никаких иных препятствий — ни сословных, ни религиозных — просто не было.

Сейчас здесь располагается супермарект «Бородино». Здание, как имногие старые постройки, претерпело небольшие изменения.

45. Снимок периода декабря 1941 — января 1942
После отступления немецких частей в городе было броше очень много техники, которая не заводилась из-за русских морозов. Снимок сделан в глубь улицы Ленина по направлению к Ленинграду, на перекрёстке между первой школой и детской библиотекой. Здания на фото не сохранились. На этом месте сейчас расположена детская библиотека.

Вот снимок примерно с этой же точки

46. Снимок периода 1900-1915
Поповская улица, ныне Красная. Вид на торговые ряды. В центре можно рассмотреть центральную арку торговых рядов.

Снимок примерно с той же точки. Вдали та самая арка Торговых рядов

47. Снимок 1934 года.
Городские бани.

Бани несильно изменились. Немного другой ракурс. Пристроили два кирпичных крыльца, вывеску сместили на другую сторону здания.

48. Фото 1934 года.
Здание почты, телеграфа.
Напротив Казначейства, в начале улицы Чайковского, стоит дом, которому уже более двухсот лет. Он являет собой образец традиционного классицизма. Все сооружение имеет форму замкнутого четырехугольника правильной формы, причем основное здание этого архитектурного комплекса со стороны улицы имеет два этажа, а с черного входа, со стороны двора — три. Такой строительный «обман» привел к тому, что люди, проходящие мимо, видят перед собой двухэтажное здание на высоком цоколе. С двух сторон к нему примыкают два одноэтажных флигеля, которые образуют внутренний дворик, а со стороны реки все сооружение ограничено низкой одноэтажной постройкой хозяйственного назначения.
Это здание клинского Почтового двора. Он был построен в 1780-е в соответствии с регулярным планом застройки городского центра. Автором «образцового» проекта здания был архитектор Н.А.Львов. Поскольку клинский Почтовый двор был построен по типовому проекту в числе многих других подобных сооружений в разных уездных городах Российской империи, претендовать на архитектурную оригинальность он, конечно, не может. Но случай и судьба распорядились таким образом, что Почтовый двор в Клину, можно сказать, вошел в историю. Здесь проездом из новой столицы в старую останавливался А.Н.Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Здесь он слушал слепого певца, о чем впоследствии напишет в главной книге своей жизни.
В этом доме всегда была почта, а в XX в. появился телефон.
Когда немцы штурмовали город 21 ноября 1941, командующий 16-й армией Константин Рокоссовский пытался организовать оборону города. Сегодня в этом здании до сих пор располагается Почта.

Почта сегодня. Изменилась крыша. Здание расширено по краям, крыльцо теперь находится с левой стороны сбоку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *