Что такое петроглифы в карелии
Перейти к содержимому

Что такое петроглифы в карелии

  • автор:

Петроглифы

Древние наскальные изображения – одни из наиболее ценных археологических объектов. Они известны на всех континентах нашей планеты. По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.

Карельские петроглифы – выдающиеся памятники, пользующиеся мировой известностью. «Каменная летопись», «Библия каменного века» — так их характеризуют исследователи. В конечном счете, ценность карельских петроглифов сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны «Калевалы».

Петроглиф (греч. petra – скала, glyphe – резьба) – это высеченные на поверхности прибрежных скал, сложенных гранитами, изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей и непонятных знаков. Рисунки выбивались кварцевыми отбойниками на глубину 2 – 3 мм.

Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, т.к. считают, что они обозначают Луну или Солнце. Но другие исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их. Как бы там ни было, за каждым рисунком кроется глубокий смысл: эти символы, прежде чем появиться на скалах, возникли в сознании людей.

Петроглифы Онежского озера и Беломорья создавались приблизительно в одно и тоже время — от начала IV до начала III тыс. до н.э., а их творцами были предки современных прибалтийско-финских народов. Однако на Белом море процесс создания изображений шел дольше и их общее число почти в два раза больше, чем на Онего. При этом среди онежских петроглифов гораздо больше фантастических черт, образов и деталей. Рядом с петроглифами и на Онежском озере, и на Белом море усилиями археологов обнаружено и исследовано огромное число других археологических памятников.

Наскальные святилища находятся в двух местах:

на севере, в Беломорском районе, в низовьях р.Выг, в 8 км выше ее впадения в Сорокскую губу Белого моря,

на юго-востоке республики – в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озерав 18 км к югу от п.Шальский.

Археологический комплекс «Беломорские петроглифы»

Археологический комплекс «Беломорские петроглифы» включает в себя рисунки (выбивки) на скалах и более 30 обнаруженных стоянок древнего человека, датируемых периодом III – II тыс. до н.э.

Петроглифы Белого моря на островах Шойрукшин, Ерпин Пудас, Большой Малинин и др.- это свыше 2 тысяч отдельных фигур, занимают в Северной Европе 4 место по количеству изображений. Они расположены на площади почти 2 кв.км.

Ближайшее к Беломорску скопление петроглифов – Бесовы Следки и Ерпин Пудас.

Самые крупные и интересные скопления гравировок находятся в 1,5 км к северо-западу от Бесовых Следков – на Старой и Новой Залавруге. Они относятся к числу мировых шедевров охотничьего монументального наскального искусства первобытной эпохи. Многие изображения хорошо сохранились.

Прежде всего поражают размеры выбитых фигур оленей (2,5 м), композиционная сложность ряда сцен, тонкая и правильная передача пропорций изображения, элементы объемности.

На скалах Белого моря имеются выразительные композиции сцен охоты на лося, медведя, морского зверя, китов, ритуальных шествий и войн, изображений лодок с десятками гребцов. Здесь можно увидеть наиболее древнее в Европе изображение человека на лыжах.

Петроглифы на восточном берегу Онежского озера

Онежские петроглифы расположены в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера. Петроглифы разбросаны разрозненными группами на скалах Бесова носа, мысах Кладовец, Гагажий, Пери Нос и на острове Гурий. В целом Онежское наскальное святилище охватывает участок озерного берега длиной в 20,5 км и насчитывает примерно 1200 изображений, нередко объединенных в композиции.

Многие рисунки отчетливо выделяются на фоне красноватой скалы, некоторые покрыты микролишайниками, поэтому разыскать их нелегко. Размеры фигур от нескольких сантиметров до 4 м (чаще 20 – 30 см). Среди них преобладают птицы (преимущественно лебеди), представлены лесные звери, люди, лодки.

Среди Онежских петроглифов немало (и в этом их существенное отличие от Беломорских) загадочных, оригинальных и наполненных фантастическим содержанием петроглифов. Прежде всего это знаменитая «триада» на оконечности мыса Бесов Нос: «бес» (двухметровая распластанная человеческая фигура), сом (налим) и выдра (ящерица), а также солярные и лунарные знаки – круги и полукружья с отходящими от них линиями-лучами (по другой версии, изображения охотничьих капканов). Мыс Бесов Нос расположен в 18 км к югу от п.Шальский.

Онежские петроглифы были открыл в 1848 г. геолог из Санкт-Петербурга к.Гревинг. Однако жители близлежайших деревень издавна знали о наскальных рисунках и считали их порождением «нечистой силы», о чем говорит само название мыса. Монахи расположенного неподалеку Муромского монастыря пытались нейтрализовать эти «дьявольские картинки», выбивая христианские кресты на некоторых фигурах.

Севернее Бесова Носа находится Пери Нос. Здесь также сохранились наскальные рисунки — 7 разрозненных групп. Еще севернее, на мысу Карецкий Нос, обнаружено скопление из 120 фигур, где петроглифы тянутся почти вдоль всего южного склона. Интересны петроглифы на полуострове Кочковнаволок около п.Шальский. Они обнаружены в 1970 — 1990-е гг. и насчитывают примерно 200 выбивок, в числе которых трехметровый лебедь, различные сложные сцены мифологического характера с людьми, птицами, лодками.

Онежские петроглифы — это «грандиозный первобытный храм солнца, где куполом было само небо, иконостасом – гранитные скалы с петроглифами, а алтарем – горизонт с живым солнечным богом».

Как добраться:

От Водного вокзала г.Петрозаводска до Шалы ежедневно ходят пассажирские суда, далее придется нанять лодку или идти пешком.

  • Что посмотреть в Карелии? Как проехать?
  • Достопримечательности Карелии
  • Карта Карелии
  • Транспорт Карелии
  • Праздники и события
  • Где купить сувениры?
  • Кафе, рестораны
  • Спортивные клубы и оздоровительные комплексы
  • Карелия для детей

Онежские петроглифы

С древних времён человек пытался выразить свои мысли и донести их до других людей. Так сначала появились жесты и речь, а затем письменность. Ещё до того, как в разных языках возникли буквы, наиболее простым способом самовыражения были рисунки. Древнейшие люди, не имея современных приспособлений для рисования, вырезали их на камнях, деревьях, других доступных материалах. Многие из наскальных изображений пережили тысячелетия, и сегодня по древним рисункам мы видим, как жили и чем занимались наши предки. Онежские петроглифы, найденные на территории Республики Карелия, относят к ценнейшим памятникам доисторической культуры и первобытного изобразительного искусства.

  1. Что такое петроглифы и как они появились
    1. Онежские петроглифы в путешествиях по Карелии
    2. История открытия и этапы изучения онежских петроглифов
    3. Где находятся Онежские петроглифы и как они создавались
    4. Как выглядят онежские петроглифы
    5. Бес, выдра, налим — шедевры онежской наскальной живописи

    Что такое петроглифы и как они появились

    Слово «петроглиф» пришло из греческого языка. В переводе слово «петра» означает «камень», а «глиф» переводится как «вырезать, высекать». Высеченные на каменных основаниях символы, рисунки и надписи — это петроглифы. В отличие от изображений, нанесённых сверху каким-либо красящим веществом, петроглифы именно высекаются.

    Появились они вследствие неистребимого желания человека оставлять свой след в местах обитания. Такие отметки сродни знакам животных, которые помечали принадлежавшую им территорию. Уже в древние времена люди понимали, что старательно вырезанные на камне рисунки гораздо долговечнее, чем нанесённые сверху. Именно поэтому доисторические письмена в отличной сохранности дошли через тысячелетия до наших дней. Несмываемые знаки, которые говорят о присутствии в этих местах людей, находились и в самых труднодоступных местах мира. Горные скалы, затерянные берега, бескрайние пустыни и неприступные перевалы хранили высеченные послания в течение многих веков. А сколько их есть на Земле, ещё не открытых и не найденных…

    Высекая на камнях рисунки и знаки, человек повествовал о пребывании на планете, стараясь запечатлеть свою жизнь и деятельность. Последующие поколения разгадывают доисторические символы, чтобы ближе узнать о жизни древних времён. Чаще всего наскальные рисунки изображали сцены быта, охотничью атрибутику и оружие, культовые и мифологические предметы. На камни наносились образы не только людей, но и животных, которым поклонялись в древности. Также при помощи петроглифов люди отмечали маршруты торговых путей, даты побед и военных завоеваний. Есть знаки, которые учёные тщетно пытаются разгадать в течение многих лет.

    Свои метки древние люди чаще всего оставляли в виде купул. Купулы — углубления, которые получались вследствие ударов тяжёлым предметом. Так древнему человеку проще всего было справиться с трудноподатливой каменной поверхностью. Несколько купул, нанесённых одна за другой, могли составить линию, часть знака или рисунка.

    Петроглифы были обнаружены в разных частях света — Южной Африке, Северной Европе, Юго-Восточной Азии, Австралии. Самыми старыми петроглифами считаются наскальные рисунки, найденные в индийской пещере Аудиториум. Возраст их относят к раннему палеолиту — люди, оставившие надписи и знаки, жили около полумиллиона лет назад. Одни из наиболее интересных петроглифов, именуемые сегодня как Онежские и Беломорские, обнаружены в Республике Карелия.

    Онежские петроглифы в путешествиях по Карелии

    Карельские петроглифы входят в число самых известных в Скандинавии памятников наскальной культуры. В один ряд с ними можно поставить норвежские Альту и Винген, шведский Немфорсен, мурманский Канозер. Также интересные наскальные письмена найдены в южной части Финляндии.

    В Республике Карелия — бессчётное количество рек и озёр, многие из которых обживались человеком с глубокой древности. Первые прибрежные поселения появились на карельских землях около 9 тысяч лет назад. Осваивали новые территории первобытные племена, населявшие ранее западную часть Уральских гор и Сибири. На берегах водоёмов древние люди разбивали стоянки. Обширные площади позволяли, чтобы расстояние между поселениями было значительным, и представители разных общин не враждовали из-за раздела территорий. Основные стоянки появились в древние времена на берегах Онежского озера. Именно с ним связан один из двух «кустов» карельских петроглифов — онежский. Наскальные рисунки стали важной археологической составляющей республики, одной из визитных карточек, культурным и туристическим брендом.

    История открытия и этапы изучения онежских петроглифов

    Первый онежский петроглиф из тех, что находятся сегодня на территории Республики Карелия, обнаружен в середине XIX столетия экспедицией российского геолога и археолога, профессора Константина Гревингка. По возвращении в Санкт-Петербург, Гревингк подал сведения о найденных реликвиях в печатный Бюллетень физико- математического факультета Императорской Академии наук, а также в Вольное экономическое сообщество. Сведения включали описание экспедиционной поездки в Карелию с приложенными к нему рисунками. Гревингк в своём докладе писал, что найденные картинки выбиты на порфироносном граните чрезвычайной жёсткости. На рисунках изображены люди, а также олени, лебеди, рыба и другие представители животного мира. Помимо этого, на скалах высечены символические знаки. Изображения пережили многие века и сохранятся ещё очень долгое время.

    Спустя полвека изучением обнаруженных онежских наскальных рисунков и поиском новых занималась исследовательская группа шведских учёных под руководством Густафа Халльстрёма. Так проходил начальный из трёх этапов исследовательских работ, касающихся карельских петроглифов. В те годы проводились активные фотосъёмки, попытки копирования рисунков и их толкования. Второй этап длился несколько десятков лет, захватив первую половину прошлого столетия. В этот период в Карелии были открыты новые фигуры и их группы, а исследования и научные публикации вышли на более серьёзный уровень. Третий этап начался в 60-е гг. прошлого века и длится по сегодняшний день. Крупная группа петроглифов в этот период была открыта в конце 80- х — начале 90-х гг. в устье реки Водлы. Проводила экспедицию по республике группа учёных Эстонского общества изучения первобытного искусства. Уже в нынешнем тысячелетии группа археологов Петрозаводского университета Республики Карелия посетила онежский водоём и открыла на восточном берегу несколько новых плит с наскальными рисунками.

    Где находятся Онежские петроглифы и как они создавались

    Наскальные рисунки расположены вдоль восточного побережья Онежского озера на гладких пологих склонах, граничащих с водой. Изображения включают 23 группы фигур, а всего их насчитывается более 1100 Основная часть рисунков, разбросанных по пейзажным местам республики, расположена на высоте до 2-3 метров, на оконечностях суши. Подавляющее большинство их находится на трёх наиболее выступающих в море мысах с интересными названиями — Бесов Нос, Пери Нос, Кладовец Нос. Также рисунки найдены на полуострове Кочковнаволок и острове Гурий.

    Петроглифы Карелии создавались длительное время, в разные отрезки времени. Предполагается, что наскальные изображения дополнялись новыми рисунками в течение нескольких сотен лет. С тех пор, когда появился первый онежский петроглиф, прошли тысячелетия. Расцвет их создания приходится на V-IV- вв. до нашей эры. В сравнении с изображениями, обнаруженными в других частях света, карельские рисунки отличаются качеством исполнения и тематической широтой. Выбивались они на серых и красных гранитных скалах, возраст которых насчитывает несколько миллиардов лет. Скальные граниты отличаются особой твёрдостью и прочностью, поэтому древние надписи и знаки дошли до сегодняшних дней в отличной сохранности. Не помешали этому и морские воды, которые 5 тысяч лет назад накрыли прибрежные скалы, на несколько столетий прервав историю карельских петроглифов.

    По всей видимости, свежие рисунки первоначально хорошо были видны на красно-серых скальных поверхностях. Постепенно цвет их поблек, и они начали сливаться с плитой. Но есть одна интересная закономерность: рельефность изображений усиливается, если рассматривать их под определёнными углами падения солнечного света. Особенно эффектно они смотрятся в часы, когда онежский водоём заливается светом восходящего или угасающего солнца. Днём рисунки почти незаметны, а вот когда солнечный диск начинает спускаться к кромке воды, то они становятся яркими и чёткими. Лишь только последний луч скрывается за горизонтом — изображения «исчезают» совершенно мистическим образом.

    Создавая наскальные рисунки, древние люди пытались понять, какие силы стоят за грозными природными явлениями и стихиями. Многие петроглифы связаны с проведением верований и обрядов, представлением окружающего мира и его внутренних связей. Их не зря называют «страницами каменной книги». Свои мысли, размышления и чаяния первобытный народ Карелии выражал, обобщал, фиксировал и хранил в символической форме. Ключ к разгадке большинства знаков, которые представляют собой огромную ценность в части изучения жизни первобытного общества, учёные ищут до сих пор. Само исполнение говорит о том, что древние жители нынешней республики пытались донести информацию до будущих поколений, выбрав подобные способы изображений. Предполагается, что первоначально для нанесения символов использовались уголь, растительные краски и даже человеческая кровь. Но под действием природных явлений — дождя, ветра, снега, мороза — изображения спустя несколько лет уходили в небытие. Именно желание придать своим рисункам долговечность привело древних людей к технике создания наскальных рисунков.

    Как выглядят онежские петроглифы

    Каждый онежский петроглиф Карелии выполнен в виде тех самых купул — выбит по скальной поверхности при помощи твёрдого камня. Предположительно, древние люди использовали в качестве орудия кварц. Глубина выбоин везде разная, и зависела она от того, какой именно петроглиф предстояло начертать. Стандартная глубина составляет примерно 2-3 миллиметра. Создавали рисунки жившие здесь в эпоху неолита охотники, рыболовы, мастера ямочно-гребенчатой керамики. Фигуры, найденные на скалах побережья Онежского озера, чаще всего выбиты только по контуру. В Беломорье же поверхность созданной фигуры отбивалась насечками по всей площади.

    Больше всего встречается наскальных фигур животных и людей, изображённых в профиль, реже — анфас. Размеры фигур разнообразны и варьируются от нескольких сантиметров до двух-четырёх метров. Средний размер рисунков — 20-40 сантиметров. Узнаваемость изображений достаточно высокая, на рисунках хорошо различаются люди, звери, птицы, средства передвижения, орудия труда и охоты. Одна из особенностей петроглифов Республики Карелия — придание животным человеческих образов. Также среди онежских рисунков можно увидеть фигуры, наделённые необычными или сверхъестественными деталями. В композициях встречаются лебеди с неподобающе длинными шеями или млекопитающие с непропорционально огромными головами.

    Лебеди всегда привлекали внимание древних художников. В наскальной живописи Онеги немало изображений этих красивых птиц — древние люди видели их на озёрах целыми стаями. Особенно много рисунков лебедей найдено на скалах полуострова Кочковнаволок. Среди них есть огромные птицы, размером до нескольких метров, а есть и совсем маленькие. Помимо длинных шей, авторы изображают у птиц странные дуги внутри туловища. Выводки уток и лебедей символизируют плодородие и материнство. Не менее популярную и масштабную группу составляют символы, изображающие луну, солнце, диски, полумесяцы — обожествляемые древними людьми космические тела.

    Бес, выдра, налим — шедевры онежской наскальной живописи

    Шедевры первобытных людей, населявших восточное побережье Онежского озера, находятся в самых живописных местах. Бесов мыс, как и мыс Пери, настолько далеко выдаётся в онежский водоём, что действительно напоминает любопытный длинный нос. На оконечности Бесова мыса создаётся ощущение края земли, потому что отсюда не виден противоположный берег. В последние дни лета здесь сходятся день с ночью. Когда яркий солнечный шар уходит за горизонт, опускаясь в водную гладь, с противоположной стороны так же величаво поднимается в небеса огромный жёлтый глаз луны.

    Самый интересный онежский петроглиф — фигура так называемого Беса. Находится она среди наскальных рисунков мыса Бесов Нос. Симметрично Бесу расположены ещё две знаковые фигуры этих мест в виде огромной выдры и гигантского налима. Предполагается, что именно мистическая троица дала толчок всему наскальному творчеству Карелии. Главный онежский петроглиф достигает высоты 2,5 метра. Его именем названы и сам мыс, и гора, и близлежащая деревня, ныне нежилая. Бесову фигуру ровно посередине пересекает вертикальная трещина. Это древние ледники оставили на камнях свои следы в виде выбоин и разломов. Почему фигуру Беса автор создал таким образом, что она оказалась симметрично рассечённой, — известно только ему.

    В XV столетии, чтобы ослабить нечистую силу, монахи Муромского монастыря выдолбили поверх фигур православный крест. Неизвестно, возымел ли необходимое действие этот обряд, но в радиусе нескольких сотен метров от побережья у кораблей издавна отказывает навигация. Также вблизи оконечности мыса, где изображён онежский петроглиф Бес, нередко останавливаются или неправильно работают часы. Говорят, что приборы магнитятся природными залежами руды, хотя старожилы всё равно связывают интересные явления с силой Бесовой фигуры. А ещё среди символов, выдолбленных на скалах, часто встречаются круги на тонких ножках. Кто-то может принять такой онежский петроглиф за солнце. Но местные жители тихо посмеиваются, потому что подобные круги и сегодня они нередко видят летающими над озером.

    Мысу Пери Нос и его древним картинам повезло меньше. В 30-е годы прошлого века, чтобы пополнить онежскими рисунками коллекции Эрмитажа, часть скалы в этом месте взорвали. Музею досталась массивная плита возрастом 1,5 миллиарда лет с полусотней выбитых на ней рисунков. Осколок поменьше уехал в Карельский краеведческий музей. Но, увы, при взрыве пострадала остальная часть наскальных изображений, в том числе ушли в небытие уникальные сцены деторождения. Позднее местному музею достались ещё две плиты с рисунками, отколовшиеся от основной части скалы.

    Республика популярна у путешественников, и карельские петроглифы постепенно обретают известность у туристических групп. В 2010 году они включены в перечень финно-угорских чудес света и претендуют на право занесения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня онежский участок наскальной живописи практически не охраняется, поэтому путешественникам необходимо проявлять сознательность при посещении достопримечательностей Карелии. Добраться до этих удивительных мест можно только по воде: из деревни Каршево или посёлка Шальского. Время в пути займёт около часа. До прибрежных посёлков можно доехать на катере из Петрозаводска. Также из столицы Республики Карелия автобус следует до города Пудож, откуда к берегу можно попасть на внедорожнике.

    Петроглифы Карелии

    Александр Михайлович Жульников – кандидат исторических наук, доцент кафедры архивоведения и специальных исторических дисциплин Петрозаводского государственного университета. Автор монографий о карельских петроглифах, руководитель археологических экспедиций, исследовавших эти крупнейшие по масштабам северной Европы очаги первобытного наскального творчества, согласился опубликовать на нашем сайте информацию о древнем наследии Карелии.

    Петроглифы — один из наиболее ярких памятников древней культуры на территории Европейской части России. Петроглифы — слово греческого происхождения, его можно перевести как «резьба по камню». В отличие от рисунков охрой (писаницы), известных в некоторых странах, в том числе в Финляндии, петроглифы Карелии выбиты на горизонтальных или слегка наклонных скалах. Наскальные изображения являются уникальным археологическим памятником, в котором отразились мифологические представления, эстетические предпочтения, ценностные ориентиры древних жителей Севера. Выбитые на камне рисунки, являющиеся современниками египетских пирамид, так же как и пирамиды — одновременно просты и сложны для нас, доступны и «закрыты», также загадочны. Знакомство с ними открывает нам таинственный мир первобытного человека — охотника, шамана, воина, мир магии и мифов.

    Первые наскальные изображения Карелии были открыты в 1848 году консерватором Минералогического музея (г. Санкт-Петербург) К. Гревингком в районе деревни Бесов Нос на Онежском озере. В начале XX века Онежские петроглифы изучались шведским исследователем Г. Хальстрёмом.

    Первые петроглифы Белого моря (Бесовы Следки), открыты в 1926 г. студентом Ленинградского географического института А. М. Линевским. В последующем, крупные скопления петроглифов в этих же районах были открыты российскими археологами В. И. Равдоникасом, Ю. А. Савватеевым.

    Открытие новых рисунков продолжается. Так, в 1986-1993 годах Эстонским обществом изучения первобытного искусства (рук. В. Пойкалайнен) открыта крупная группа петроглифов в устье реки Водлы, в 18 км севернее мыса Бесов Нос.

    В 2006 году экспедиция Карельского государственного краеведческого музея под руководством А. М. Жульникова открыла новую группу наскальных изображений на Белом море.

    В 2008-2009 годах археологическая экспедиция Петрозаводского университета под руководством А. М. Жульникова открыла и исследовала на восточном берегу Онежского озера четыре новых плиты с наскальными изображениями.

    В отличии от Швеции и Норвегии, где наскальные рисунки встречаются довольно часто, петроглифы Карелии известны пока всего в двух местах — на восточном берегу Онежского озера и в Прибеломорье, на берегу реки Выг. В европейской части России это крупнейшие скопления рисунков каменного века.

    На Онежском озере насчитывается более 1300 различных изображений, в Прибеломорье их более 2000. По последним данным наскальные изображения Карелии созданы 6-5 тысячелетий назад.

    Древние изображения во всех случаях располагаются у кромки берега на пологих скалах, иногда имеющих естественный красноватый цвет. В момент выбивки рисунки хорошо выделялись в виде пятен белого или розоватого цвета на сером, красноватом или совершенно черном фоне скалы. Проходило всего несколько десятков лет с момента создания рисунков и цвет рисунков начинал блекнуть, они постепенно начинали сливаться с окружающим фоном (проверено экспериментальным путем).

    Тем не менее, рисунки даже сейчас, спустя много тысячелетий, можно отчетливо увидеть на закате или восходе солнца, при боковом освещении скалы. Днем скала выглядит совершенно серой, рисунки на ней почти незаметны. Когда солнце начинает клонится к горизонту, на поверхности скалы, если смотреть на ее поверхность в отраженном свете, можно увидеть, что рисунки становятся все более четкими и явными.

    Когда солнце опускается за горизонт, петроглифы мгновенно «исчезают». Вновь перед нами совершенно пустая, безжизненная поверхность камня. Это явление, называемое иногда исследователями эффектом «первобытного кино», производит сильное впечатление даже на современного человека. Можно представить, что чувствовал древний человек, когда он видел подобное, волшебное для него зрелище.

    Древние рисунки располагаются в удивительно живописных местах. Особенно выделяется группа наскальных рисунков мыса Бесов Нос, где на его оконечности расположены симметрично три гигантские фигуры — беса, выдры(ящерицы) и налима (сома). Считается, что это самые древние рисунки, давшие импульс для всего наскального творчества на Онежском озере. Оконечность Бесова Носа далеко выдается в озеро. Если встать здесь, у кромки берега, то возникает ощущение, что ты находишься на самом краю земли, так как отсюда совершенно не виден противоположный берег озера.

    Иногда, в конце августа, на оконечности Бесова Носа можно увидеть, как огромный красноватый шар солнца постепенно опускается в воду, а с противоположной стороны из озера поднимается почти такая же яркая, большая, совершенно круглая луна.

    Возможно, подобные астрономические явления, которые древний человек наблюдал на мысах Онежского озера, стали толчком для выбивания здесь фигур в виде круга и полумесяца, которые многие ученые считают символическими изображениями солнца и луны.

    В петроглифах Белого моря и Онежского озера есть ряд сходных черт, но, в целом, оба скопления довольно сильно отличаются друг от друга, как по составу изображения, так и манере их исполнения. Среди общих черт — полное отсутствие рисунков жилищ, бытовой утвари. В обоих скоплениях единичны изображения деревьев, рыб, женщин, детей.

    Беломорские рисунки намного реалистичнее Онежских, среди них много повествовательных сцен. Преобладают изображения лодок, морских зверей (белух и нерп), лосей и людей. Всего известно 10 групп наскальных рисунков, располагавшихся на островах в устье р. Выг. Наиболее ранней группой считаются Бесовы Следки, где преобладают одиночные фигуры, среди которых особо выделяется антропоморфная фигура беса.

    На скалах Онежского озера есть много фантастических, необычных фигур. Помимо знаков в виде круга и полумесяца с лучами, здесь встречаются оригинальные антропоморфные фигуры, иногда с головами лося, волка, изображения предметов, называемых иногда шаманскими жезлами и т.д. Почти половина всех рисунков на Онежском озере — лебеди, утки и гуси. Мало сцен промысла. Любопытны сцена охоты на белуху – кита, который никогда не обитал в онежском озере. Всего на Онежском озере 22 пункта с петроглифами, которые располагаются на островах и мысах на протяжении около 21 км вдоль побережья. Состав изображений в скоплениях иногда сильно отличается, что вероятно, свидетельствует не только о разном возрасте групп петроглифов, но и о постепенных изменениях в мировоззрении людей эпохи неолита.

    Только сравнивая группы петроглифов между собой можно будет приблизиться к расшифровке уникальных посланий, оставленных нашими далекими предками.

    По мнению ряда ученых петроглифы целиком и полностью являлись воплощением охотничьей магии, изображениями вполне реальных зверей, птиц, предметов.

    Другие исследователи увидели в наскальных изображениях Карелии не только реалии окружающей первобытного художника природы, сколько сложный мир символов, отражающих мировоззрение первобытного человека.

    Наскальные изображения служили своеобразным «иконостасом» древних святилищ, являвшихся центрами духовной жизни и практики первобытных общин. Здесь могли периодически совершаться праздники и церемонии, в изобразительной форме хранился и предавался из поколения в поколение накопленный опыт, связанный с развитием мироощущения и мировосприятия древнего человека.

    Использованы иллюстрации следующих изданий:

    Жульников, А. М. Петроглифы Карелии : образ мира и миры образов / А. М. Жульников ; Карел. гос. краевед. музей. — Петрозаводск : Скандинавия, 2006. — 222, [1] с., [4] л. цв. ил.

    Семененко, О. А. (1949). Карелия. Преображение камня : фотоальбом / Олег Семененко ; авт. текста Д. Вересов ; [пер. на англ. Ю. Парусова]. — Петрозаводск : Лукоморье, 2009. (Москва : Альфа-Дизайн. — 159 с. : фот. ; 33 см. — Текст парал. рус., англ. Издание – победитель конкурса «Книга года Карелии 2009»

    Zhulnikov, A. Äänisen kalliopiirroksia / Alexander Zhulnikov ; kuv.: Oleg Semenenko ; toim.: Oili Räihälä ja Svetlana Zhulnikova ; kään.: Ljubov Kolomainen ja Johannes Hidman. — [Finland] : Pohjois-Karjalan museo : ILIAS, 2009. — 108 с. : ил.

    Петроглифы. Путеводитель по Карелии

    Петроглифы похожи на детские рисунки — условные, простые, трогательные. Такое искусство называют примитивным, но специалисты (и художники в том числе) безусловно считают выбивки на скалах Карелии уникальными и прекрасными. В первом выпуске нашего проекта мы расскажем о том, где в Карелии петроглифы можно увидеть. Отправляемся в путь от Белого моря к Онежскому озеру.

    Наш проект — о петроглифах Карелии, уникальном памятнике, которым гордится республика. Тысячи лет назад древние художники выбивали рисунки на прибрежных скалах Онежского озера и Белого моря. И эти рисунки дошли до нас почти нетронутыми, поскольку высечены на самых прочных породах — гранитах. В прошлом году карельские петроглифы были внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Рассказываем, что в петроглифах ценного, кроме древности, и почему их обязательно надо увидеть.

    Петроглифами (по-древнегречески πέτρος — камень, γλυφή — резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, Африке и Австралии.

    В России петроглифы открыты на Урале, Кавказе, в Прибайкалье и Сибири. В Карелии наскальные святилища всегда в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных и небесных светил. Возраст этих рисунков не менее 5-6 тысяч лет.

    Сегодня мы расскажем об открытии наскальных изображений в Карелии, об их новейшей истории и о том, как туристу, вооружившись нашим путеводителем, до них добраться.

    Петроглифы Карелии. Туристические объекты

    Петроглифы на карте Карелии

    Петрозаводск. Национальный музей Карелии

    В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись и взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос-3, на Онежском озере. Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.

    К обломку скалы, перепавшему карельским музейщикам от эрмитажных щедрот, несколько лет назад археологи присоединили ещё две плиты с рисунками. На этот раз никакого варварства: камни откололись от скалы сами, и давно (то ли из-за перепада температур, то ли ледоход помог). С максимальными предосторожностями находки весом в 460 и 280 килограммов подняли и перевезли в Национальный музей республики.

    Теперь артефакты можно увидеть в экспозиции «Каменная летопись. Археология Карелии». Кстати, здесь не будет скучно и детям: для них организованы интерактивные программы (проводятся по предварительной договоренности). Костёр в музее разжечь, конечно, не дадут. Но почувствовать себя древним человеком можно: добыть огонь трением, обработать скребком шкуру, примерить маску шамана. Как мальчик Льок из книжки археолога Линевского «Листы каменной книги» (читать каждому юному краеведу!).

    А ещё здесь, в музее, есть целая стена с петроглифами. Каменная. Хочется просунуть руку в трещинку, провести пальцем по контуру заонежского Беса. И только если подойти совсем близко, видно, что это — фотография. Точнее, панно (19,5 на 2,55 метра). И если имя художника, выбившего на скалах первые петроглифы, навсегда останется для нас тайной, то имя художника, «выбившего» фотографию на музейной скале, известно: Игорь Георгиевский.

    В Национальном музее Карелии. Фото: Игорь Георгиевский В Национальном музее Карелии. Фото: Игорь Георгиевский Туристы ищут петроглифы в Беломорском районе, Ерпин Пудас. Фото: Игорь Георгиевский Туристы ищут петроглифы в Беломорском районе, Ерпин Пудас. Фото: Игорь Георгиевский Петроглифы Залавруги, Беломорский район. Фото: Игорь Георгиевский Петроглифы Залавруги, Беломорский район. Фото: Игорь Георгиевский
    Петроглифы Онежского озера. Фото: Игорь Георгиевский Петроглифы Онежского озера. Фото: Игорь Георгиевский Онежские петроглифы. Фото: Игорь Георгиевский

    В Петрозаводске, в музее — первое знакомство с петроглифами. А теперь отправляемся в путешествие по Карелии.

    Самые известные (и доступные) группы наскальных изображений находятся в трехстах километрах друг от друга. В Беломорском районе — Бесовы следки, Ерпин Пудас, Залавруга. И в Пудожском — Бесов нос и группы рисунков, расположенные вдоль берега Онежского озера.

    Археолог Надежда Лобанова на Онежских петроглифах. Фото: Наталья Аверина

    Археолог Надежда Лобанова на Онежских петроглифах. Фото: Наталья Аверина

    — Сегодня накопилось достаточно фактов, чтобы утверждать: между этими двумя петроглифическими галереями существовали связи в определенный временной период, — говорит археолог Надежда Лобанова. — Выявлены изображения идентичные, не просто похожие, а как будто сделанные одной рукой. Я показывала их многим художникам, искусствоведам — они сходятся во мнении, что это так. Да, рисунки различаются по стилю, по сюжетам, но есть ниточки, которые связывают их друг с другом.

    Беломорские петроглифы. Павильон «Бесовы следки»

    Беломорские петроглифы — на островах реки Выг: Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин. Когда-то здесь был берег моря, и рисунки находились у самой воды. В основном изображения небольшие: от 20 до 50 сантиметров, но есть и лоси-гиганты — до трёх с половиной метров в длину.

    Беломорские петроглифы реалистичны. Лодки, с экипажами и пустые. Подробные сцены охоты на лосей, птиц, тюленей. Батальные композиции. В них всегда участвует человек: идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке. Сражается, охотится, пляшет.

    Но есть здесь и свои бесы. На острове Шойрукша на пологой скале выбиты восемь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни. Ведут они к изображению Беса, самой крупной фигуре. Бес высотой около метра, изображен в профиль. С огромной рукой, ногой, мужским достоинством.

    Бесовы следки, главная фигура. Фото: Игорь Георгиевский

    Бесовы следки, главная фигура. Фото: Игорь Георгиевский

    Первым «туристом» на Бесовых следках оказался студент Ленинградского Географического института Александр Линевский. В 1926 году он приехал в Карелию на этнографическую практику.

    Александр Линевский, археолог, писатель, этнограф. Фото из фондов Национального архива Карелии

    Александр Линевский, археолог, писатель, этнограф. Фото из фондов Национального архива Карелии

    Из воспоминаний Александра Линевского:

    «Приехал я в Сороку, нынешний Беломорск, там ничего интересного для себя не нашел. Решил отпра­виться на Выгостров, где старообрядцы жили. Взял рюкзачок и пошел, пешком, конеч­но, лошадь нанять денег не было.

    Иду по дороге и перегоняю некую странную фигуру. Пригля­делся и понял, что это старовер. Ну, нетрудно мне было подойти и расспросить — где, что и как. Я ему рассказал, зачем мне нужно знать о быте старообрядцев. Ну, дошли до деревни. «Пойдем, — говорит он, — покажу, что у ме­ня есть». Сели в лодку и высадились на том са­мом островке, где та скала.

    Я, как увидел, так растерялся. Знал, что есть такие петроглифы. Сразу понял, что это для меня нечто большее. Так и оказалось — на всю жизнь».

    Студент купил обои, обвел рисунки по контуру химическим каранда­шом и отвез отпечатки в Ленинград. Далее советская наука сделала все, что могла: петроглифы на острове Шойрукшин исследовали и задокументировали. Археологи в поисках новых рисунков изучили всю округу (спойлер: нашли).

    Прорисовка скалы Бесовы следки, 1938 год. Автор: Владислав Равдоникас, археолог

    Прорисовка скалы Бесовы следки, 1938 год. Автор: Владислав Равдоникас, археолог

    В конце 1960-х на реке Выг началось строительство ГЭС, и южную группу островных рисунков засыпали дамбой. Но над северной группой Бесовых следков гидростроители возвели бетонный «павильон-музей». Замуровали демона.

    Бетона в советской стране было много, для науки не пожалели. Уродливое сооружение и тогда не украсило северный пейзаж, а к концу века еще и начало рассыпаться. В 1999 году здание признали аварийным и закрыли для посещения, оставив доступ только ученым. Петроглифы укрыли слоем опилок, мешков, досок; ключ выдавали только археологам — по запросу.

    Два десятилетия северный Бес был под замком. Для туристов «Бесовы следки» открыли только прошлым летом — после реконструкции. Теперь скалу с сотнями рисунков можно разглядеть во всех подробностях. И свет прекрасный — графику неолита легко снять на обычный телефон.

    Мозаичная съемка скалы в павильоне Мозаичная съемка скалы в павильоне «Бесовы следки». Фото: Игорь Георгиевский В павильоне В павильоне «Бесовы следки». Археолог Надежда Лобанова рассказывает историю петроглифов будущим экскурсоводам. Фото: ИА «Республика» / Лилия Кончакова Петроглифы, павильон Петроглифы, павильон «Бесовы следки». Фото: ИА «Республика» / Лилия Кончакова
    Сувениры, павильон Сувениры, павильон «Бесовы следки». Фото: ИА «Республика» / Лилия Кончакова Будущие экскурсоводы у павильона Будущие экскурсоводы у павильона «Бесовы следки». Фото: ИА «Республика» / Лилия Кончакова Павильон «Бесовы следки» сегодня. Фото: ИА «Республика» / Лилия Кончакова

    Беломорские петроглифы. Залавруга

    От павильона «Бесовы следки» до скал Залавруги теперь можно дойти пешком: в этом году лесная тропа от деревни Выгостров (два с половиной километра) оборудована лесенками и мостиками — ногу не сломаешь.

    В принципе, эту тропинку вам могут показать и местные жители, но лучше идти с толковым проводником-экскурсоводом: по дороге вам покажут несколько петроглифов Ерпина Пудоса. В том числе и «карельскую камасутру», четыре пары северных суровых любовников.

    Новая тропа от павильона Новая тропа от павильона «Бесовы следки» на Залавругу. Фото: ИА «Республика» / Лилия Кончакова Туристы на Ерпином Пудасе. Фото: Игорь Георгиевский Туристы на Ерпином Пудасе. Фото: Игорь Георгиевский Обводим петроглифы мелком. Ерпин Пудас. Фото: ИА Обводим петроглифы мелком. Ерпин Пудас. Фото: ИА «Республика» / Лилия Кончакова
    Карельская камасутра и другие петроглифы Ерпина Пудаса. Подкрашены археологами. Фото: ИА Карельская камасутра и другие петроглифы Ерпина Пудаса. Подкрашены археологами. Фото: ИА «Республика» / Лилия Кончакова Русло реки Выг. Фото: Игорь Георгиевский Русло реки Выг. Фото: Игорь Георгиевский

    Залавруга. Петроглифы выбиты на этих скалах во II и III тысячелетии до нашей эры. Тогда здесь был берег моря. Сейчас море ушло на несколько километров, а на пересохшем протоке реки Выг остались тысячи древних наскальных изображений.

    Первые петроглифы ученые нашли здесь в 1936 году. Несколько групп рисунков: охота с лодок на морского зверя (по всей видимости, на кита-белуху), батальные сцены и лесная охота на оленей.

    «Новую» Залавругу открыли на 27 лет позже, в 1963 году. Археологическая экспедиция под руководством Юрия Савватеева вскрыла слой почвы по соседству с ранее найденными рисунками и обнаружила ещё 26 групп петроглифов. Интересно, что датировать изображения II и III тысячелетием до нашей эры ученым позволил именно анализ слоя почвы, сохранивший древние рисунки.

    Внимательно смотрите под ноги: видите длинную лыжню? Три охотника шли по следу лося (вот след в натуральную величину — может, это учебник для начинающих?). А вот следы трех пар лыжных палок. Тут лыжня разделяется — лосей было несколько, и каждый охотник отправляется за своей добычей.

    Петроглифы, охота на лося. Фото: Игорь Георгиевский

    Петроглифы, охота на лося. Фото: Игорь Георгиевский

    — Здесь есть совершенно уникальные многофигурные композиции, — говорит археолог Надежда Лобанова. — Больше нигде в мире подобной выразительности, экспрессивности нет. Такие петроглифы — только на Залавруге. Безусловные шедевры мирового наскального искусства.

    Здесь есть сцена переноса лодки. Лодка — с высокими бортами, украшенная головой лося, в ней невысокими столбиками обозначены пять «пассажиров», снизу поддерживают или несут три человека: один — корму и два — носовую часть. Возможно, это мифологический сюжет, повествующий о «путешествии» душ умерших. Во всяком случае, сцена мало похожа на «картинку с натуры».

    За сезон сюда приезжает не менее 15-20 тысяч посетителей. Кого-то привозят туристические автобусы, кто-то сам ищет информацию в интернете. Учет достаточно условный: его ведут смотрители-добровольцы. Они же и экскурсии проводят.

    На Залавруге гуляем по мосткам. Фото: Игорь Георгиевский На Залавруге гуляем по мосткам. Фото: Игорь Георгиевский Петроглифы Залавруги. Фото: Игорь Георгиевский Петроглифы Залавруги. Фото: Игорь Георгиевский Петроглифы Залавруги, Беломорский район. Фото: Игорь Георгиевский Петроглифы Залавруги, Беломорский район. Фото: Игорь Георгиевский

    Онежские петроглифы. Бесов нос

    Восточный берег Онежского озера. Сосны, длинные песчаные пляжи.

    Бесов нос, мысы Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий. На протяжении двадцати километров берега больше тысячи петроглифов, размеры фигур от нескольких сантиметров до четырёх метров. И лебеди — огромные, с такими непропорционально длинными шеями, что, может, и не лебеди это вовсе — динозавры!

    Много космических, «солярных» и «лунарных» знаков: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами. Есть версия, что это — капканы. Но современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.

    На гранитных скалах у самой воды высечены двухметровые фигуры — Бес, Сом и Выдра, петроглифы неолитической эпохи. Вокруг — десятки других выбивок, поменьше. Фигуру Беса рассекает пополам трещина — возможно, наскальное изображение создавалось именно вокруг нее, это некий вход в «нижний» мир. Монахи Муромского монастыря, расположенного неподалеку, еще в XV веке поверх изображения Беса выбили христианский крест — чтобы «обезвредить» дьявольскую суть рисунка.

    Петроглифы, Бесов Нос. Фото: Игорь Георгиевский

    Петроглифы, Бесов Нос. Фото: Игорь Георгиевский

    Петроглифы Бесова Носа и соседнего Пери Носа были впервые зафиксированы в середине 19-ого века: консерватор Минералогического музея Императорской Академии Наук Константин Гревингк в 1848-ом году совершал «геогностическое путешествие» по Олонецкой и Архангельской губернии.

    В 1850 году преподаватель Олонецкой гимназии П. Швед, посетивший те же места, опубликовал в «Географическихъ Извѣстияхъ» за 1850 год сделанные им «снимки» с гранитных камней с кратким их описанием. Это обстоятельство побудило Гревингка сделать в следующем году доклад в Академии Наук «О групповыхъ начертанiяхъ изсѣченныхъ на скалахъ по восточному берегу Онежскаго озера», который был напечатан на немецком языке в Melanges russes (Санкт-Петербург, 1855).

    Константин Гревингк, учёный-консерватор. Фото: wikipedia.org

    Константин Гревингк, учёный-консерватор. Фото: wikipedia.org

    В статье Гревингка подробно описываются рисунки Пери Носа:

    «Фигуры этих начертаний изсечены частью одними только контурами глубиной 1-2 лин., на гладком, чрезвычайно твердом и жестком порфироносном граните, частью выдолблены внутри контура, на одинаковой глубине с бороздами. Здесь изображены в профиль: люди, северные олени, лось, собака, лисица, белка, выдра, лебеди, утки, журавли и рыба.

    Встречаются также символические знаки, но письмена, по-видимому, совершенно отсутствуют. Эти группы начертаний происходят, по всей вероятности, от охотников, которые здесь в течение продолжительного времени немало трудились в качестве каменотесов с целью увековечить память о своих охотах, добыче, роде и числе дичи; и о том, как и где устраивалась охота, или же — в честь своего бога охоты и рыболовства. Работа эта пережила века и сохранится, вероятно, еще на много тысячелетий».

    Некоторые современные ученые полагают, что Бесов Нос когда-то являлся языческим святилищем. Возможно, язычники лили кровь в рот мистического существа — и кровь, уходя в трещину, стекала в темные воды озера.

    Здесь, в отличие от беломорских петроглифов (более реалистичных), много мистических знаков, изображений луны и солнца и даже вовсе странных созданий. Исследователи с фантазией полагают, что на Бесовом Носу пять-шесть тысяч лет назад побывали инопланетяне.

    Туристы изучают Онежские петроглифы. Фото: Игорь Георгиевский Онежские петроглифы, лебеди. Фото: Игорь Георгиевский Онежские петроглифы, археолог Надежда Лобанова. Фото: Игорь Георгиевский
    Онежские петроглифы, неразгаданные рисунки. Фото: Игорь Георгиевский Онежские петроглифы, лебедь. Фото: Игорь Георгиевский Онежские петроглифы, загадочные рисунки. Фото: Игорь Георгиевский
    Онежские петроглифы, отпечатки неолита. Фото: Игорь Георгиевский

    Бесов Нос — не только исторический, но и природный памятник — граниты, образующие его, самые древние в Фенноскандии.

    Настоящая земная твердь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *